Аттестация аудиторов в России и требования к должности

Аттестат аудитора

Аттестат аудитора – это документ, подтверждающий квалификацию аудитора и необходимый для подписания аудиторских заключений.

Аттестация аудиторов осуществляется в форме квалификационного экзамена.

Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора без ограничения срока его действия. Если аудитор в течение двух лет с момента получения аттестата не приступил к аудиторской деятельности, аттестат утрачивает силу.

Однако при этом каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года, начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом.

Обучение по программам повышения квалификации осуществляется лицами, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности.

Обязательные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора

Таким требованиями являются:

  • наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, либо наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельства об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании;
  • наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее 3-х лет.

При этом дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора, а также порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются уполномоченным федеральным органом.

Перечень документов на получение квалификационного аттестата аудитора

Перечень документов на получение квалификационного аттестата аудитора:

  • заявление, заполненное в печатном виде, о допуске к аттестации (приказ Минфина от 12 сентября 2002 г. № 93н);
  • заверенная в установленном порядке копия диплома о высшем экономическом или юридическом образовании;
  • заверенная в установленном порядке копия трудовой книжки (в случае невозможности нотариального заверения трудовой книжки представляется копия трудовой книжки, заверенная по последнему месту работы, либо справка с места работы с указанием занимаемой должности и срока пребывания в ней);
  • свидетельство Министерства образования Российской Федерации о признании эквивалентности иностранного документа об образовании (при наличии высшего экономического и (или) юридического образования, полученного в иностранном образовательном учреждении);
  • копия платежного документа о внесении платы за проведение аттестации; копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации.

Единый квалификационный аттестат

Начиная с 1 января 2012 года аудит целого ряда организаций, обычно называемых общественно значимыми хозяйствующими субъектами (ОЗХС), могут проводить только аудиторы, имеющие единые квалификационные аттестаты.

Организации, аудировать которые могут только аудиторы с «едиными» аттестатами это:

  • организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах;
  • кредитные организации;
  • страховые организации;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов;
  • государственные корпорации;
  • государственные компании.

Повышение квалификации

Аудитор, имеющий квалификационный аттестат аудитора, обязан в течение каждого календарного года, начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программе повышения квалификации аудиторов.

Эта программа утверждается Министерством финансов Российской Федерации в объеме не менее 40 академических часов в год.

Остались еще вопросы? Задайте их на аудиторском форуме.

Положение об аттестации

Утверждено
решением Президентского совета
НП «Институт профессиональных
бухгалтеров и аудиторов России»
(протокол № 12/19 от 19 декабря 2019 г.)
Президент НП «ИПБ России»

___________________ Л.И. Хоружий

с изменениями, утвержденными решением
Президентского совета НП «ИПБ России»
(протоколы № 1/20 от 30 января 2022 г.,
№ 3/20 от 19 марта 2022 г.,
№ 5/21 от 27 мая 2022 г.)

1. Основные термины и определения

1.1. Аттестация ИПБ России — процесс, который позволяет установить соответствие профессиональной компетенции претендента требованиям, предъявляемым ИПБ России.

1.2. Профессиональная компетенция — показатель, характеризующий профессиональный уровень специалиста (объем знаний, навыков, умений), а также совокупность профессиональных и личностных качеств специалиста, необходимых ему для осуществления эффективной трудовой деятельности.

1.3. Претендент — для целей данного Положения физическое лицо (гражданин(ка) Российской Федерации, иностранный гражданин(ка), законно находящийся(щаяся) на территории РФ), полностью дееспособное, подавшее заявление и необходимые документы на аттестацию.

1.4. Аттестат ИПБ России — документ, разработанный и выданный ИПБ России при успешном прохождении аттестации.

1.5. Центры подготовки (далее УМЦ) — аккредитованная ИПБ России организация, осуществляющая реализацию программ экзаменов, разработанных и утвержденных ИПБ России (далее — программы ИПБ России).

1.6. ТИПБ — территориальный институт профессиональных бухгалтеров или палата профессиональных бухгалтеров и аудиторов, а также иное профессиональное объединение, с которым ИПБ России заключил соглашение о сотрудничестве.

1.7. Профессиональный стандарт «Бухгалтер» (далее по тексту — Стандарт) разработан ИПБ России, утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.02.2019 № 103н, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 марта 2019 года № 54154.

2. Общие положения

2.1. Настоящее Положение определяет порядок аттестации претендентов.

2.2. Документооборот по подготовке и проведению аттестации претендентов организуется в порядке, установленном ИПБ России.

2.3. Аттестация включает:

  • определение уровня образования, обучения и опыта практической работы претендента на основе представленных им документов;
  • определение уровня профессиональной подготовки претендента в ходе промежуточной аттестации;
  • прохождение претендентом экзамена ИПБ России.

2.4. Профессиональная подготовка претендентов осуществляется по программам ИПБ России:

  • в УМЦ (ТИПБ);
  • самостоятельно, с помощью разработанных ИПБ России специальных комплектов по соответствующим программам экзаменов на получение аттестатов (при наличии комплектов).

2.5. Структура, содержание и объем программ ИПБ России утверждаются Президентским советом ИПБ России. Программы ИПБ России актуализируются с учетом изменений в законодательных, нормативных правовых актах.

2.6. Определение уровня образования, обучения и опыта практической работы, а также уровня профессиональной подготовки претендента проводится УМЦ и ТИПБ (при отсутствии ТИПБ на территории проживания (временного проживания) претендента — ИПБ России).

Читайте также:
Алименты с пенсии: по старости, по инвалидности, военнослужащего

2.7. Экзамен проводится в электронной форме на официальном сайте ИПБ России на основе утвержденных Президентским советом ИПБ России программ экзаменов.

2.8. Структура экзамена и критерии оценки указаны в «Перечне проверочных заданий для получения аттестатов ИПБ России».

2.9. ИПБ России выдает следующие виды аттестатов:

2.9.1. Профессионального бухгалтера четырех уровней:

2.9.1.1. Аттестат бухгалтера подтверждает уровень профессиональной компетенции претендента, необходимый для выполнения функций бухгалтера в соответствии с требованиями 5-го уровня Стандарта и требованиями, предъявляемыми к профессиональным бухгалтерам ИПБ России:

  • аттестат бухгалтера организации бюджетной сферы;
  • аттестат бухгалтера коммерческой организации;

2.9.1.2. Аттестат главного бухгалтера подтверждает уровень профессиональной компетенции претендента, необходимый для выполнения функций главного бухгалтера в соответствии с требованиями 6-го уровня Стандарта и требованиями, предъявляемыми к профессиональным бухгалтерам ИПБ России:

  • аттестат главного бухгалтера организации бюджетной сферы;
  • аттестат главного бухгалтера коммерческой организации;
  • аттестат главного бухгалтера — эксперта в области налогового учета и налоговой отчетности;
  • аттестат главного бухгалтера — эксперта в области внутреннего контроля;
  • аттестат главного бухгалтера — эксперта в области финансового анализа и управления денежными потоками;

2.9.1.3. Аттестат главного бухгалтера организации, имеющей обособленные подразделения, подтверждает уровень профессиональной компетенции претендента, необходимый для выполнения функций главного бухгалтера в соответствии с требованиями 7-го уровня Стандарта и требованиями, предъявляемыми к профессиональным бухгалтерам ИПБ России:

  • аттестат главного бухгалтера коммерческой организации, имеющей обособленные подразделения;
  • аттестат главного бухгалтера организации бюджетной сферы, имеющей обособленные подразделения.

2.9.1.4. Аттестат главного бухгалтера коммерческой организации по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) подтверждает уровень профессиональной компетенции претендента, необходимый для выполнения функций главного бухгалтера в соответствии с требованиями 8-го уровня Стандарта и требованиями, предъявляемыми к профессиональным бухгалтерам ИПБ России;

2.9.2. Профессионального налогового консультанта;

2.9.3. Профессионального внутреннего контролера (внутреннего аудитора);

2.9.4. Профессионального финансового директора.

3. Требования к претендентам

3.1. Требования к претендентам на получение аттестата профессионального бухгалтера.

3.1.1. Претендент на получение Аттестата бухгалтера 5-го уровня должен удовлетворять одному из следующих требований к образованию, обучению и опыту практической работы:

  • иметь среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Экономика и управление» (код ОКСО1 — 5.38.00.00) без предъявления требований к опыту практической работы;
  • на момент обращения в ИПБ России обучаться в вузе на курсе не ниже 3-го по направлению подготовки «Экономика и управление» (код ОКСО — 5.38.00.00) без предъявления требований к опыту практической работы;
  • иметь образование не ниже среднего профессионального образования и дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки) по бухгалтерскому учету без предъявления требований к опыту практической работы;
  • иметь образование не ниже среднего общего, специальную подготовку по бухгалтерскому учету, а также опыт практической работы не менее 3 лет по профессии, относящейся к базовым группам «бухгалтеры» (код ОКЗ2 — 2411).

3.1.2. Претендент на получение Аттестата главного бухгалтера 6-го уровня должен удовлетворять одному из следующих требований к образованию, обучению и опыту практической работы:

  • иметь высшее образование по направлению подготовки «Экономика и управление» (код ОКСО — 5.38.00.00) и опыт бухгалтерско-финансовой работы не менее 3 лет;
  • иметь высшее образование и дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки) в области экономики и управления, а также опыт бухгалтерско-финансовой работы не менее 3 лет;
  • иметь среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Экономика и управление» (код ОКСО — 5.38.00.00) и опыт бухгалтерско-финансовой работы не менее 5 лет;
  • иметь среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки) в области экономики и управления, а также опыт бухгалтерско-финансовой работы не менее 5 лет.

3.1.3. Претендент на получение Аттестата главного бухгалтера 7-го уровня должен удовлетворять одному из следующих требований:

  • иметь высшее образование по направлению подготовки «Экономика и управление» (код ОКСО — 5.38.00.00) (магистратура или специалитет) и опыт бухгалтерско-финансовой работы не менее 3 лет;
  • иметь высшее образование (магистратура или специалитет) и дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки) в области экономики и управления, а также опыт бухгалтерско-финансовой работы не менее 3 лет.

3.1.4. Претендент на получение Аттестата главного бухгалтера 8-го уровня должен удовлетворять одному из следующих требований:

  • иметь высшее образование (магистратура или специалитет) по направлению подготовки «Экономика и управление» (код ОКСО — 5.38.00.00), специализации: бухгалтерский учёт и/или аудит и опыт работы не менее 3 лет из последних 5 календарных лет работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью (в том числе на руководящих должностях);
  • иметь высшее образование (магистратура или специалитет) по направлению подготовки «Экономика и управление» (код ОКСО — 5.38.00.00) и опыт работы не менее 5 лет из последних 7 календарных лет работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью (в том числе на руководящих должностях);
  • иметь высшее образование (магистратура или специалитет) и дополнительное профессиональное образование (программы профессиональной переподготовки) в области экономики и управления, а также опыт работы не менее 5 лет из последних 7 календарных лет работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью (в том числе на руководящих должностях).

3.1.5. Требования к претендентам на получение аттестатов профессионального налогового консультанта, профессионального внутреннего контролера (внутреннего аудитора), профессионального финансового директора.

3.1.6. Претендент должен удовлетворять одному из следующих требований к образованию, обучению и опыту практической работы:

  • иметь среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Экономика и управление» (код ОКСО — 5.38.00.00) и опыт практической работы в экономической сфере не менее 5 лет;
  • иметь образование не ниже среднего профессионального и дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки) в области экономики и управления, а также опыт практической работы в экономической сфере не менее 5 лет;
  • иметь высшее образование по направлению подготовки «Экономика и управление» (код ОКСО — 5.38.00.00) и опыт практической работы в экономической сфере не менее 3 лет;
  • иметь высшее образование и дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки) в области экономики и управления, а также опыт практической работы в экономической сфере не менее 3 лет.
Читайте также:
Удерживаются ли алименты с материальной помощи

3.2. Претенденты на получение любого аттестата ИПБ России не должны иметь судимости.

4. Определение уровня образования, обучения и опыта практической работы претендента

4.1. Документы, подлежащие представлению для аттестации:

4.1.1. Заявление — Приложение № 1 к настоящему Положению;

4.1.2. Документ об образовании и обучении:

  • копия диплома/аттестата об образовании;
  • копия документа о дополнительном профессиональном образовании по соответствующим программам — только для претендентов, не имеющих экономического образования;
  • справка об обучении в вузе на момент подачи заявления на курсе не ниже 3-го по направлению подготовки «Экономика и управление» (код ОКСО — 5.38.00.00). В справке указываются: Ф. И. О. претендента; специальность, по которой претендент проходит обучение, факультет и курс; дата выдачи справки. Только для претендентов, обучающихся в вузах.

4.1.3. Документы, подтверждающие опыт практической работы, заверенные работодателем:

  • копия трудовой книжки и копия вкладыша в трудовую книжку (при наличии) или выписка из трудовой книжки;
  • при отсутствии в трудовой книжке записи о трудовой деятельности — иные документы:
    1. копия трудового договора (трудового соглашения) и/или
    2. справка (на бланке организации (учреждения)) о работе по совместительству в соответствующих должностях. В справке должны быть указаны период работы и дата оформления документа.

4.1.4. Копии страниц паспорта, содержащие данные о выдаче паспорта, Ф. И. О., дате рождения и регистрации по месту жительства.

4.1.5. Две фотографии (3×4 без уголка, цветные, матовые).

4.2. Документы претендента должны быть оформлены на одну фамилию. При несоответствии фамилии в документах предоставляется ксерокопия документа об изменении фамилии.

4.3. Претендент представляет в ИПБ России документы, указанные в п. 4.1, посредством личного кабинета на официальном сайте ИПБ России.

4.4. Документы должны быть представлены в полном объеме и надлежащего качества. В случае выявления несоответствия документов претендента установленным требованиям, ИПБ России принимает решение об отклонении заявления на аттестацию и письменно сообщает об этом претенденту с указанием причин.

5. Определение уровня профессиональной подготовки

5.1. Особенности определения уровня профессиональной подготовки претендента в УМЦ (ТИПБ):

5.1.1. Уровень профессиональной подготовки претендента определяется в ходе промежуточной аттестации, осуществляемой в порядке и по форме, установленными УМЦ (ТИПБ), который проводит подготовку.

5.1.2. Для допуска к экзамену УМЦ (ТИПБ) представляет в ИПБ России список претендентов, успешно прошедших промежуточную аттестацию.

5.2. Особенности определения уровня профессиональной подготовки претендента, прошедшего подготовку самостоятельно с помощью материалов, разработанных ИПБ России:

5.2.1. Уровень профессиональной подготовки претендента определяется в ходе промежуточной аттестации в форме тестового задания, размещенного на официальном сайте ИПБ России.

5.2.2. При успешном прохождении тестового задания претендент допускается к экзамену ИПБ России.

6. Экзамен ИПБ России

6.1. Экзамен организует ТИПБ совместно с ИПБ России. При отсутствии ТИПБ на территории проживания (временного проживания) претендента экзамен организует ИПБ России.

6.1.1. В исключительных случаях ИПБ России организует экзамен с применением дистанционной формы контроля.

6.2. На каждый экзамен ТИПБ (при отсутствии ТИПБ на территории проживания (временного проживания) претендента — ИПБ России) назначает администратора, ответственного за проведение экзамена.

6.3. Для участия в проведении экзамена ИПБ России имеет право направить в ТИПБ своего наблюдателя без согласования с ТИПБ.

6.4. Присутствие на экзамене посторонних лиц, кроме наблюдателей от ИПБ России и ТИПБ, не допускается.

6.5. Претендентам в ходе экзамена разрешается использовать нормативные правовые акты Российской Федерации (к нормативным правовым актам относятся акты законодательной, исполнительной и судебной власти России (Конституция РФ, законы (кодексы), указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и ведомств, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте РФ (в т.ч. получившие заключение «не требует государственной регистрации»), акты судебной власти.

6.6. Претендентам на экзамене запрещается:

  • вести переговоры;
  • пользоваться средствами связи и иными электронными средствами;
  • использовать справочную и специальную литературу, за исключением документов, указанных в пункте 6.5. настоящего Положения;
  • запускать параллельно с экзаменационной программой другие приложения.

6.7. При нарушении указанных правил администратор экзамена вправе:

  • принять решение об удалении с экзамена нарушителя, который в этом случае считается не сдавшим экзамен;
  • при проведении экзамена с применением дистанционной формы контроля аннулировать его результаты.

6.8. По окончании экзамена автоматически подводится его результат в соответствии с критериями, указанными в «Перечне проверочных заданий для получения аттестатов ИПБ России» (далее — установленные критерии), и формируется протокол результатов экзамена.

6.9. Претендент на получение аттестата ИПБ России считается успешно сдавшим экзамен, если он получил оценку в соответствии с установленными критериями.

6.10. Претендент, успешно сдавший экзамен, имеет право получить соответствующий аттестат ИПБ России.

6.11. Претендент, не согласный с результатами экзамена, вправе апеллировать в ИПБ России в соответствии с Положением об апелляции.

6.12. Претендент, не сдавший экзамен, имеет право пересдачи соответствующих блоков экзамена в соответствии с установленными критериями.

6.13. По результатам пересдачи определяется итоговый результат экзамена.

6.14. Успешное прохождение претендентом итоговой аттестации по образовательной программе, которая получила профессионально-общественную аккредитацию ИПБ России, приравнивается к полной сдаче экзамена ИПБ России для получения определённого вида аттестата3.

7. Заключительные положения

7.1. Претенденту, успешно прошедшему аттестацию, на основании решения Президентского совета ИПБ России, выдается аттестат ИПБ России сроком на 3 (три) года.

7.2. Порядок получения аттестата главного бухгалтера для лиц, имеющих аттестат бухгалтера, определяется Положением о тестировании.

7.3. При выявлении недостоверных сведений в документах, представленных в ИПБ России как до, так и после получения аттестата ИПБ России, Президентский совет ИПБ России вправе принять решение об аннулировании аттестата ИПБ России.

Читайте также:
Аттестация бухгалтеров - последние изменения и особенности

7.4. Выдача аттестатов ИПБ России осуществляется в соответствии с Положением о выдаче аттестатов ИПБ России.

1 См. Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

2 См. Общероссийский классификатор занятий.

3 Вид аттестата зависит от соответствия уровня образования и опыта работы претендента требованиям ИПБ России и наименования аккредитованной образовательной программы.

Аттестация аудиторов

Человек, занимающийся аудиторской деятельностью, должен пройти соответствующую подготовку. Это касается не только их образования, но и лицензии. А право на её получение дает только аттестация аудиторов. Для того, чтобы пройти эту проверку знаний, получить сертификат и заняться означенной деятельностью, необходимо соответствовать определенным нормам и критериям, прописанным в законодательстве. Также аттестация аудиторских кадров должна проводиться по определенным правилам и соответствовать установленным правовыми актами требованиям.

Аттестация аудиторской деятельности

Аттестация аудиторской деятельности подразумевает под собой проверку профессиональных знаний специалиста, прошедшего соответствующее обучение. После того, как они проходят это оценивание, им предоставляется один из квалификационных классов:

  • Люди, получившие первый класс квалификации, имеют право работать в областях, связанных только с общим аудитом;
  • Люди, получившие второй класс квалификации, могут работать в областях общего аудита, которые связаны с ведением биржевой деятельности, работы внебюджетных фондов и деятельности разнообразных инвестиционных организаций;
  • Люди, получившие третий класс квалификации, получают право заниматься аудиторской деятельностью в компаниях, косвенно или напрямую связанных со страховкой;
  • Специалист, получившие четвертый класс квалификации, получает право работать в общих областях аудиторской деятельности, которые связаны с деятельностью банков и финансовых учреждений;

Аттестация аудиторской деятельности проходит в несколько этапов. Они длятся на протяжении трех дней и включают в себя письменные работы на такие темы, как:

  • Аттестация аудитора в областях хозяйственного права;
  • Налоги и части правовой деятельности, которые связаны с ними;
  • Учет и ведение бухгалтерской деятельности;
  • Аудиторская деятельность.

Аттестация аудиторов и лицензирование аудиторской деятельности для отдельного специалиста возможны только в том случае, если он соответствует определенным нормам и критериям, установленным законодательными нормами. В список этих требований входят:

  • Наличие законченного высшего образования, и документа, который может подтвердить факт его получения. Сотрудник должен пройти обучение на экономических или юридических специальностях, в вузах, зарегистрированных на территории Российской Федерации и имеющих официальную аккредитацию от Правительства.
  • Также сотрудник должен иметь не меньше 3 лет рабочего стажа на экономических или юридических должностях.

Только в том случае, если он соответствует всем выдвинутым критериям, человек имеет право поучаствовать в аттестации и, если проверка будет сдана, получить официальную лицензию. И если сотрудник будет заниматься аудиторской деятельностью без соответствующего сертификата, то таким образом он нарушит законодательство и его накажут.

Стоит отметить, что подобное касается и других специалистов, которые должны проходить аттестацию для подтверждения их квалификации. Потому что само наличие подобной проверки знаний говорит о том, что государство внимательно наблюдает за их деятельностью и придает ей большое значение.

И надо помнить, что единожды полученная квалификация и лицензия не остаются с человеком навечно. Она может быть аннулирована в определенных случаях:

  • Если ответственные государственные органы с точностью установили, что документы, предоставленные человеком при прохождении аттестации, являются фальшивыми;
  • Если есть постановление, изданное и подтвержденное судом, где говорится, что лицензию следует аннулировать;
  • Если ответственные государственные органы точно установили, что человек, занимающийся аудиторской деятельностью, зависим от другого лица и поэтому принимает решение в его пользу, и если специалист не соблюдает принцип конфиденциальности;
  • Если ответственные государственные органы контроля установили, что человек, занимающийся аудиторской деятельностью, постоянно и систематически проводит проверки с нарушениями норм и требований, которые выдвинуты в законодательстве;
  • Если государственные органы контроля установили, что человек, занимающийся аудиторской деятельностью, подписал заключение проверки, не проводя её;
  • Если государственные органы контроля узнали, что специалист, получивший квалификацию и лицензию, не занимался аудиторской деятельностью на протяжении двух лет;
  • Если аудитор проходит обучение и курсы по повышении квалификации, при этом нарушая требования, которые выдвинуты в законодательстве.

Решение о том, что у человека нужно отобрать лицензию, может принять только уполномоченный орган федерального контроля. Но специалист, если он считает, что подобное решение неправомерно, может обжаловать его в судебном порядке. Для того, чтобы обратиться в суд, у него есть три месяца, и срок начинается с того момента, как уведомление об аннулировании лицензии попадает в руки к специалисту. И если суд не удовлетворит его требования, то следующие три года он лишается права обращаться в аттестационные комиссии с целью получить новую лицензию.

Порядок аттестации аудиторов

Перед тем, как подать заявление о получении квалификации аудитора, человек должен пройти через несколько этапов подготовки.

Первый этап. Во время этого этапа претендент на должность аудитора проходит первоначальное обучение. Организация, занимающаяся подготовкой таких специалистов, приводит его общие знания к стандартам, представленным в учебной программе.

  • Второй этап. Во время этого этапа претендент на должность аудитора начинает получать специализированные знания, относящиеся к его будущей деятельности. Сотрудник может получать образование как своими силами, так и на базе какого-нибудь учебного центра.
  • Третий этап. На этом этапе претендент на должность аудитора начинает получать практические навыки, напрямую касающиеся его будущей деятельности. Он должен выработать линию поведения, а это возможно только в том случае, если есть постоянное, живое общение с клиентами. Этот этап подготовки может проходить в той компании, где будущий аудитор планирует работать. Его практика должна проходить на протяжении хотя бы 2 лет – об этом говорится в ст. 11 Федерального закона №307-ФЗ. На этом этапе человек получает наставника, который будет контролировать его деятельность, передавать свои знания.
  • Читайте также:
    Аттестация руководителей организации - порядок проведения

    Для того, чтобы пройти аттестацию и получить соответствующую квалификацию, лицензию, необходимо обратиться в соответствующие органы. Это могут быть не только территориальные структурные подразделения федеральных исполнительных организаций, но и учебные центры, получившие разрешение на проведение подобных проверок знаний. Об этом говорится в Федеральном законе №307 от 30.12.2008.

    Обратившись туда, специалист должен подать соответствующее заявление и отправить пакет необходимых документов, о котором написано выше. После того, как вся документация пройдет обработку и проверку, претенденту на получение аудиторской квалификации придет уведомление, где будет сказано о времени и месте проведения письменного экзамена.

    Проверка профессиональных знаний проходит по определенной программе, которая длится два дня.

    • Первый день – каждый претендент получает три задания из экзаменационного билета, который ему дают индивидуально;
    • Второй день – каждый претендент получается по два экзаменационных задания из индивидуального билета и одно практическое задание;

    Также стоит обратить внимание на то, что обучение и аттестация проводятся не бесплатно. В организациях, которые занимаются подобными кадровыми процессами, есть четко установленная сумма, которую необходимо уплатить, чтобы получить нужные навыки и, в конце концов, пройти лицензирование.

    Лицензирование аудиторской деятельности

    После того, как специалист-аудитор прошел всё необходимое обучение, получил требующуюся для такой должности подготовку, сдал аттестацию и подтвердил свою квалификацию, начинается этап, во время которого человек получит действующую лицензию.

    Процедура лицензирования, и все положения, которые на неё распространяются, утверждены в Постановлении Правительства №190 от 29.03.2002. Срок действия лицензии – 5 лет. После того, как это время закончится, человек должен будет подтвердить свои знания и продлить действие сертификата. Стоит отметить, что нет никаких ограничений на то, сколько раз сотрудник имеет право продлевать свое разрешение на аудиторскую деятельность.

    Для того, чтобы получить лицензию, человек должен соответствовать некоторым требованиям:

    У специалиста, который претендует на получение собственной лицензии, должна быть квалификация и аттестаты, которые подтверждают факт её получения;

  • Документы, подтверждающие, что в составе организации, где сотрудник получал свой стаж, есть ещё как минимум 5 лицензированных аудиторов;
  • У специалиста есть определенный стаж коммерческой деятельности. Но он должен быть связан только с ведением аудита или других услуг, которые с ним связаны;
  • Специалист соблюдает правила ведения аудиторской деятельности, предоставляет удовлетворительный уровень качества внутреннего контроля проверок;
  • Не замечен в нарушении конфиденциальности тайн аудиторских проверок;
  • Предоставляет людям, которые подвергаются аудиторской проверке, всю необходимую информацию и рассказывают о факторах, которые могут привести к проведению дополнительных проверок;
  • Только соблюдение всех этих требований гарантирует получение соответствующей лицензии. И если человек нарушает хотя бы один из описанных выше пунктов, то это может привести к тому, что процесс лицензирования будет приостановлен. Также федеральные органы контроля получат юридическое основание для того, чтобы провести процедуру аннулирования лицензии.

    Также стоит отметить, что подобный контроль за аттестацией и лицензированием аудиторского персонала объясняется тем, что правительство уделяет много внимания деятельности этих специалистов. Последствия их ошибок, или специально сделанных допущений, могут принести тяжкий вред не только отдельному человеку, но и государству в целом.

    Чаще всего специалисты, претендующие на должность аудитора, проходят аттестацию и экзамен в единой аттестационной комиссии. Она создается на основе саморегулирующихся организаций аудиторов в порядке, который установлен законодательством Российской Федерации. О том, как такая комиссия формируется и по каким порядкам действует, можно узнать в приказе Министерства Финансов Российской Федерации №51 от 27.05.2010.

    Подобные организации не всегда находятся в удобных для претендентов местах. Так что к средствам, которые придется затратить на обучение и получение практических навыков, человеку придется добавить затраты на то, чтобы отправиться на аттестацию в город, где подобная комиссия уже сформирована.

    Аттестация аудиторов

    Квалификационный экзамен на получение квалификационного аттестата аудитора проводит Автономная некоммерческая организация «Единая аттестационная комиссия», созданная саморегулируемыми организациями аудиторов в порядке, установленном приказом Минфина России от 27&nbspмая 2010&nbspг. №&nbsp51н.

    С целью проведения квалификационного экзамена Автономная некоммерческая организация «Единая аттестационная комиссия»:

    • обеспечивает подготовку вопросов, предлагаемых претендентам, на квалификационном экзамене, и устанавливает перечень таких вопросов;
    • осуществляет регистрацию претендентов;
    • обеспечивает оборудованные помещения для проведения квалификационного экзамена, а также необходимые технические средства проведения квалификационного экзамена;
    • осуществляет допуск претендентов на квалификационный экзамен;
    • осуществляет контроль за соблюдением порядка проведения квалификационного экзамена;
    • обеспечивает определение результатов квалификационного экзамена;
    • обеспечивает сохранность информации и документов, связанных с проведением квалификационного экзамена, в том числе с определением его результатов.

    Вопросы, предлагаемые претендентам на квалификационном экзамене, устанавливает Автономная некоммерческая организация «Единая аттестационная комиссия». Области знаний, по которым разработаны вопросы, одобрены Советом по аудиторской деятельности: «Право», «Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность», «Налоговое законодательство Российской Федерации», «Финансы, финансовый анализ, основы финансового менеджмента, управление рисками, внутренний контроль», «Аудиторская деятельность». Перечень вопросов, предлагаемых претендентам на квалификационном экзамене, систематически обновляется с учетом изменений, внесенных в законодательные и иные нормативные правовые акты, а также международные стандарты финансовой отчетности и международные стандарты аудита.

    К квалификационному экзамену на получение квалификационного аттестата аудитора допускается претендент, получивший высшее образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Регистрация претендента для участия в квалификационном экзамене осуществляется в электронном виде на официальном Интернет-сайте Автономной некоммерческой организации «Единая аттестационная комиссия».

    Квалификационный экзамен состоит из компьютерного тестирования и выполнения письменной работы.

    На компьютерном тестировании претендент получает индивидуальный набор тестов, который состоит из 50 вопросов (по 10 вопросов из каждой области знаний). Для ответов на все вопросы индивидуального теста претенденту предоставляется не более 2 часов 30 минут. За каждый правильный ответ на вопрос в форме теста претендент получает 2 балла, за неправильный ответ или отсутствие ответа – 0 баллов.

    Читайте также:
    Аттестация педагогических работников - последние изменения

    Претендент, сдавший экзамен в части компьютерного тестирования (набрав не менее 86 процентов максимально возможного количества баллов), вправе сдавать квалификационный экзамен в части письменной работы, если с даты объявления результатов компьютерного тестирования прошло не более двух лет. По истечении этого срока результаты компьютерного тестирования аннулируются Автономной некоммерческой организацией «Единая аттестационная комиссия».

    Письменная работа квалификационного экзамена выполняется во время экзаменационной сессии. Экзаменационные сессии проводятся два раза в год одновременно во всех местах их проведения. Каждая экзаменационная сессия продолжается два календарных дня подряд. Претендент может выполнять письменную работу единовременно в одну экзаменационную сессию (основная экзаменационная сессия) либо в несколько экзаменационных сессий (дополнительная экзаменационная сессия). Общее количество экзаменационных сессий для претендента не может превышать четырех, в том числе количество дополнительных экзаменационных сессий – трех.

    Индивидуальный экзаменационный билет состоит из 5 вопросов (по 1 вопросу из каждой области знаний) и 1 практической задачи. В каждый день проведения письменной работы проверяется квалификация претендента не более чем в 3 областях знаний. Для ответа на один вопрос экзаменационного билета претенденту предоставляется не более 45 минут, а на практическую задачу не более 2 часов. За каждый ответ на вопрос экзаменационного билета претендент получает 10, либо 8, либо 6, либо 4, либо 2, либо 0 баллов в зависимости от того, в какой степени претендент ответил на вопрос экзаменационного билета. За решение практической задачи претендент получает 50, либо 40, либо 30, либо 25, либо 20, либо 10, либо 0 баллов в зависимости от того, в какой степени претендент решил практическую задачу.

    Претендент считается сдавшим квалификационный экзамен если по результатам основной (дополнительной) экзаменационной сессии получил за ответы на все вопросы экзаменационного билета и решение практической задачи суммарно не менее 67 процентов максимально возможного количества баллов (при условии получения за ответы на все вопросы экзаменационного билета не менее 84 процентов максимально возможного количества баллов). Претендент, по результатам основной экзаменационной сессии не получивший необходимого количества баллов для признания его сдавшим квалификационный экзамен, допускается к участию в дополнительных экзаменационных сессиях при оценке 10 баллов хотя бы за один ответ на вопрос экзаменационного билета. При этом данному претенденту засчитываются как сданные те ответы на вопросы экзаменационного билета, оценка по которым составляет не менее 8 баллов, и решение практической задачи с оценкой не менее 25 баллов. Зачтенные баллы заносятся в протокол подведения промежуточных результатов письменной работы и учитываются при определении окончательных результатов по итогам всех дополнительных экзаменационных сессий. Если претендент по результатам основной экзаменационной сессии не получил 10 баллов ни за один ответ на вопросы экзаменационного билета, он считается не сдавшим квалификационный экзамен.

    За прием квалификационного экзамена с претендента взимается плата, размер и порядок взимания которой устанавливается Автономной некоммерческой организацией «Единая аттестационная комиссия».

    Квалификационный аттестат аудитора выдается саморегулируемой организацией аудиторов, при условии, что лицо, претендующее на его получение:

    1. сдало квалификационный экзамен;
    2. имеет на дату подачи заявления о выдаче квалификационного аттестата аудитора стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации.

    Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия.

    Сведения об Автономной некоммерческой организации «Единая аттестационная комиссия»:

    Кто такой профессиональный аудитор и как им стать

    Профессиональные аудиторы — это специалисты, подтвердившие свою квалификацию и разрешение на предоставление аудиторских услуг официальным документом. В странах СНГ его называют по-разному: сертификат, аттестат, свидетельство, — но суть остается та же.

    Для тех, кто планирует связать будущее со званием «профессиональный аудитор» мы вместе с директором компании «Аудит-Инвест» Ольгой Николаевной Ельченко разобрали следующие вопросы:

    Профессиональные навыки и личные качества аудитора

    Если изучить вакансии на job-сайтах, от профессиональных аудиторов требуют:

    1. 1. Высшее экономическое образование.
    2. 2. Уверенное владение компьютером.
    3. 3. Опыт работы бухгалтером или аудитором.
    4. 4. Знания:
      • в области экономики, финансов, законодательства;
      • принципов налогового, бухгалтерского и управленческого учета;
      • методологии проверок;
      • 1С или подобных программ.
    5. 5. Навыки составления и ведения аудиторской документации.
    • высокий уровень знания английского языка;
    • готовность к командировкам.

    Что же входит в функции аудитора? Перечень обязанностей достаточно большой: чем больше, тем выше уровень зарплаты.

    1. Непосредственно проведение аудиторских проверок. При работе в частных аудиторских фирмах для этого ездят по всей стране, а в случае международных компаний — и за границу. Поэтому, претендуя на должность в таких компаниях, стоит запланировать частые командировки.

    Поскольку клиентами становятся разные компании, то аудитор должен быстро разбираться в специфике их работы. Аудиторская проверка включает мониторинг хозяйственной и финансовой деятельности компании. Это требует умения отличать непреднамеренные ошибки от фальсификаций.

    Также аудитор проверяет имеющуюся документацию: есть ли все необходимые бумаги и правильно ли они оформлены. Следовательно, надо постоянно следить за изменениями законодательства, чтобы быть в курсе актуальных требований.

    По результатам проверки аудитор составляет отчет, в который вносит заключение и предложения по устранению недостатков и совершенствованию работы компании. А значит — необходимо уметь выражать мысли так, чтобы клиенты поняли и согласились с мнением аудитора.

    2. Оценка эффективности работы системы внутреннего контроля в компании. С последующей разработкой рекомендаций по ее улучшению.

    3. Контроль затрат компании по подразделениям либо дочерним организациям.

    4. Консультации собственников и руководителей компаний по различным вопросам. К ним относятся рекомендации по улучшению бизнес-процессов и снижению рисков, связанных с:

    • текущей деятельностью компаний;
    • планируемым вложением средств, возможными инвестиционными проектами.

    Перечисленные требования к профессии аудитора сопряжены с рядом недостатков. Их стоит учитывать, планируя начало аудиторской деятельности.

    Читайте также:
    Аттестация муниципальных служащих – правовые основы и порядок проведения

    Для начала карьеры необходимо не только обучиться, но также получить квалификацию и найти достаточно проектов, чтобы набраться опыта. Это влечет за собой ненормированный рабочий день и постоянные командировки. В связи с чем начинать строить карьеру аудитора лучше до того, как заводить семью.

    Также работа аудитора связана с высокой степенью ответственности. Она включает большое количество монотонных действий и обработку больших объемов материалов в сжатые сроки.

    Немаловажную роль в профессии играет постоянное самообразование, без которого невозможно давать актуальные рекомендации клиентам. Поэтому для успешной работы аудитором, кроме твердых навыков, требуется определенный склад характера.

    Ольга Николаевна Ельченко, директор АФ АУДИТ-ИНВЕСТ:

    «Главными качествами для аудитора являются, на мой взгляд, любовь к своему делу и азарт. Восторг, который вызывает у человека общение с хаотичным массивом цифр, знаков, отчетов. Способность систематизировать, вникать в суть, находить связи и несовпадения, которые, как правило, и указывают на ошибки. Это неподдельное желание разобраться, выяснить. Помните, в детстве подобный азарт возникал при решении сложных задач по математике? (Как правило, аудиторы в детстве очень дружат с математикой). Также немаловажную роль играет внимательность, непредвзятость и умение смотреть на ситуацию более масштабно. Данное умение позволяет видеть всю картину целиком и делать правильные выводы, которые однозначно будут полезными: либо для исправления ошибок, либо для получения подтверждения, что путь, выбранный компанией, верный.

    Поэтому, если у вас есть подобный азарт, любовь к математике и критическое мышление, а также вы любите ставить перед собой задачи и всегда стремитесь непременно «докопаться» до истины, не сомневайтесь, профессия аудитора наверняка влюбит вас в себя, как сделала это со мной 25 лет назад!»

    Нормы профессиональной этики аудитора

    Аудитор должен соответствовать требованиям международных и национальных профессиональных стандартов. А также соблюдать этические принципы, описанные в Кодексе профессиональной этики (Россия, Казахстан, в Украине отменен с 2004 года).

    Независимость. Аудитор не должен быть заинтересован в результатах проверки. Поэтому оплата труда не может от них зависеть. Не должно быть родственных связей между аудитором и сотрудниками проверяемых компаний, а также финансовой и любой другой заинтересованности аудитора в результатах компании. Кроме того, консультационные услуги не могут перерастать в услуги по управлению компанией.

    Честность. Профессиональный долг — на первом месте в работе аудитора.

    Объективность. Невозможна без соблюдения принципа независимости. Означает непредвзятость и беспристрастность аудитора в своих выводах и рекомендациях.

    Профессиональная компетентность и добросовестность. Аудитор должен соответствовать требованиям национальных и международных профессиональных стандартов. Постоянно актуализировать знания и ежегодно обучаться не менее 40 учебных часов. Аудитор должен быть уверен в своей компетентности по тем вопросам, с которыми к нему обращаются клиенты.

    С этим принципом тесно связана профессиональная ответственность. Аудитор отвечает перед клиентом за качество предоставленных услуг. Если клиент понес убытки из-за неквалифицированных действий аудитора, то он может подать в суд. Чаще всего в таком случае с аудитора или компании, в которой он работает, по решению суда взимают сумму понесенных убытков и стоимость повторной проверки.

    Конфиденциальность. Вся информация и документы, полученные аудитором во время работы, обсуждаются только с клиентами, не передаются и не разглашаются третьим лицам.

    Должная тщательность и профессиональный скептицизм. Проявляется в том, что аудитор внимательно изучает все доказательства и критически оценивает их весомость.

    Ольга Николаевна Ельченко:

    «В Украине за соблюдением Кодекса этики следит Комитет по контролю качества аудиторской палаты Украины (АПУ) и Инспекция по качеству органа общественного надзора за аудиторской деятельностью (ОСНАД). Контроль качества аудиторских услуг субъектов аудиторской деятельности осуществляется путем проведения проверки качества услуг относительно соблюдения ими международных стандартов аудита, принципа независимости, эффективности внутренней системы контроля качества аудиторских услуг.

    Каждый аудитор при приеме на работу обязательно проходит дополнительное обучение “Этика профессионального бухгалтера” и подписывает “Обязательство о неразглашении коммерческой тайны и конфиденциальной информации”.

    Некачественное проведение работы аудитором или наличие нарушений при ее проведении грозят последствиями как для самого аудитора, так и для аудиторской фирмы, в которой он работает. Последствия могут быть различным, в зависимости от степени тяжести нарушения. К примеру: предупреждение, приостановление права на оказание соответствующих услуг, наложение штрафа на аудитора или компанию, в которой он работает и/или исключение аудитора и компании из соответствующих реестров.

    Репутация для аудиторской фирмы и аудитора в частности — это самое важное! Мы должны быть абсолютно беспристрастны, выражать независимое мнение и четко придерживаться установленных процедур. Некачественное проведение работы — это халатность и искажение результатов аудиторской проверки. Результаты такого аудита могут быть аннулированы, и компания вынуждена будет проводить повторный аудит, что влечет за собой потерю времени, ресурсов и утрату доверия перед партнерами».

    Требования для начала аудиторской деятельности

    В идеале необходимые для аудиторов навыки дает специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Но в принципе подходит любая экономическая специальность, совмещенная с курсами аудитора.

    Для предоставления услуг аудиторам необходимо пройти профессиональную аттестацию и получить сертификат (в Украине), аттестат (в России) или квалификационное свидетельство (в Казахстане). Чтобы получить соответствующий документ, во всех странах предъявляют схожие требования:

    • высшее экономическое или юридическое образование;
    • три года опыта работы из последних пяти в финансовой, экономической, правовой, контрольно-ревизионной сферах;
    • успешная сдача экзаменов.

    Экзамены для аудиторов в Украине разрабатывает Аудиторская палата Украины, в России — Единая аттестационная комиссия, в Казахстане — Квалификационная комиссия.

    Аудиторскую деятельность в Украине можно начинать после включения в Реестр аудиторских фирм и аудиторов, лицензию при этом получать не нужно. В России и Казахстане, в случае самостоятельной работы аудитора, надо получать лицензию.

    Для продления срока действия квалификационных документов аудиторы должны периодически проходить повышение квалификации.

    Читайте также:
    Аттестация сварщиков и специалистов сварочного производства НАКС

    Варианты трудоустройства и зарплата

    Теперь перейдем к вопросу о том, где могут работать профессиональные аудиторы.

    1. 1. Самостоятельно: индивидуальный предприниматель (РФ), ФЛП (Украина).
    2. 2. Штатными сотрудниками аудиторских фирм и других организаций, к ним относятся:
      • частные аудиторские компании, наиболее престижными из которых считают компании «большой четверки»: KPMG, Ernst&Young (EY), PricewaterhouseCoopers (PwC) и Deloitte;
      • государственная налоговая служба;
      • финансово-экономические отделы внутри различных компаний.
    3. 3. Исполнителями на основе гражданско-правового договора.

    По данным job-сайтов, зарплата начинающего аудитора составляет 200–650$. В компаниях «большой четверки» сотрудники на начальном этапе получают от 800$. Но новички здесь вначале работают стажерами бесплатно.

    Учитывая дальнейшие возможности роста и получаемый опыт, бесплатная стажировка считается хорошим началом в компаниях такого уровня. Если работать качественно, то рабочие обязанности растут, а с ними и зарплата. Через пару лет она достигает уровня 2000–3000$.

    Альтернативный вариант развития карьеры — должность внутреннего аудитора в различных «неаудиторских» компаниях. Здесь, в зависимости от размера фирмы, зарплата опытного сотрудника колеблется от 1500–2000$ до 5000–6000$.

    Кроме вертикального развития, для аудитора доступен и горизонтальный рост. Повышение квалификации в области МСФО позволяет получить работу в международной компании.

    Ольга Николаевна Ельченко:

    «В работе аудитора основной сложностью является неинтересные, однообразные проекты, не приносящие развития. Так, если вы выполняете одинаковую, статичную работу и ничего не меняется, вы не совершенствуетесь, и вскоре это вам обязательно наскучит. Другое дело, если компании все время различные, вы обязаны вникать в их особенности и в разновидности построения учета, вы сталкиваетесь с чем-то новым, учитесь, углубляете и расширяете свои знания, видите различные ситуации и решения, а главное — их последствия. Уверяю вас, этот путь никогда не покажется безликим и неинтересным.

    В нашей компании, например, через аудитора проходят десятки клиентов, которые являются уникальными в своем роде, особенными. Компетенции специалистов растут на глазах, заставляя их учиться, разбираться в новых и новых проблемах. Перенимать опыт у других специалистов и четко следить за изменениями в законодательстве. А их немало. Я неоднократно видела, как растут кадры в моей компании и как люди за относительно короткий срок становятся специалистами экстра-класса, которые на лету разбираются практически в любой проблеме.

    Я рекомендую начинать работу в качестве помощника аудитора в надежных, проверенных компаниях с большим опытом работы. Здесь вам дадут грамотного наставника, восполнят все недостающие знания, работа будет разнообразной, вы изучите много новой теории, а также получите бесценные практические навыки и неоценимый опыт. Вы стремительно вырастете и наверняка продвинетесь по карьерной лестнице.

    Аудитор — это очень престижная, всегда востребованная и высокооплачиваемая профессия. Приобретя её, вы сможете работать как внутренним аудитором большой корпорации, так и независимым аудитором в крупной и престижной аудиторской компании. Это всегда почетно, приносит хороший доход, удовлетворение от выполняемой работы и дает возможность самореализации.

    Если у вас есть талант, целеустремленность, любовь к профессии, то не сомневайтесь, вы достигнете успеха!

    Наша компания с удовольствием ждет специалистов, которые только начинают свой путь и которые уже достигли определенных высот. Мы готовы стать для вас наставником, коллегой, а в дальнейшем вашей семьей!»

    Резюме: достоинства и недостатки работы профессиональным аудитором

    Должность аудитора дает возможности хорошего карьерного роста и практически неограниченного верхнего уровня заработной платы. Если работать в международной или частной консалтинговой фирме, то получится много путешествовать за счет работодателя.

    С другой стороны, постоянные командировки и сверхурочная работа подойдут далеко не всем. Стоит хорошо подумать — надо ли оно вам и что вы планируете получить взамен?

    Также подготовьтесь быть вечным студентом: постоянное совершенствование необходимо аудиторам для развития и карьерного роста. Чтобы оставаться в этом виде деятельности, необходимо следить за изменениями.

    Еще одна важная особенность — невозможно проверять отчетность, не вникая в производственный процесс. Следовательно, нужно быстро вникать в суть дела и уметь переключаться с одного объекта на другой.

    Карьерный рост и величина зарплаты аудитора зависят от желания повышать свой уровень знаний. А также от того, насколько сотруднику в принципе нравится эта профессия.

    Новое и изменения в аудите с 2022 и 2023 года

    Какие вопросы затронули изменения

    Федеральный закон от 2 июля 2022 года № 359-ФЗ (далее – Закон № 359-ФЗ) внёс ряд изменений в законодательство РФ об аудиторской деятельности и в частности, в Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – ФЗ/Закон об аудиторской деятельности).

    Новшества направлены на реализацию положений Концепции развития аудиторской деятельности в России до 2024 года, которая утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.12.2022 № 3709-р.

    Основные нововведения законодательства об аудите связаны со следующими вопросами:

    • терминология;
    • правовые основы регулирования аудиторской деятельности;
    • деятельность аудиторских организаций;
    • обязательный аудит и конкурсы;
    • оказание аудиторских услуг общественно значимым организациям;
    • аудиторское заключение;
    • квалификационный экзамен и аттестаты аудитора;
    • деятельность саморегулируемой организации (СРО) аудиторов;
    • контроль деятельности аудиторских организаций.

    Закон № 359-ФЗ с большим объемом изменений вступает в силу 1 января 2022 года (за исключением отдельных норм).

    Определен перечень общественно значимых организаций

    Для целей аудита теперь введено понятие «общественно значимая организация» (ранее не применялось) и определен их состав.

    (Общественно значимые организации, отмеченные знаком «*» в таблице, считаются общественно значимыми организациями на финансовом рынке.)

    ОРГАНИЗАЦИИ, ОТНОСЁННЫЕ К ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫМ (НОВАЯ РЕДАКЦИЯ ЗАКОНА)

    УКАЗАНИЕ НА ЭТИ ОРГАНИЗАЦИИ В СТАРОЙ РЕДАКЦИИ ФЗ «ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

    Установлено, какие аудиторские организации вправе обслуживать общественно значимые организации

    Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.

    Читайте также:
    Виды аттестации персонала организации, методы и порядок проведения процедуры

    Ранее такого реестра не было, но аудиторские организации были обязаны уведомлять о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита отчетности «общественно значимых организаций» Федеральное казначейство.

    Это касается аудита отчетности за 2023 год и далее. Сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям оказывают только такие аудиторские организации начиная с 1 января 2023 года.

    Новой редакцией Закона об аудиторской деятельности определены:

    • условия внесения сведений в этот реестр;
    • орган, уполномоченный вести реестр, – Федеральное казначейство;
    • порядок внесения сведений в реестр;
    • публичный характер реестра;
    • основания для отказа во внесении сведений в реестр;
    • основания для исключения сведений из реестра;
    • условия завершения аудита отчетности, проводимого аудиторской организацией, сведения о которой исключены из реестра.

    Установлено, какие аудиторские организации вправе обслуживать общественно значимые организации на финансовом рынке

    Правила те же, но речь также идёт о Реестре аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям именно на финансовом рынке, которого ранее не было.

    Одновременно в Федеральном законе «О Центральном банке РФ (Банке России)» установлено, что он с 2023 года ведет базы данных:

    • об аудиторских организациях на финансовом рынке – как лицах, оказывающих профессиональные услуги на финансовом рынке;
    • их должностных лицах;
    • иных лицах, в отношении которых получает персональные данные.

    Изменения, связанные с деятельностью аудиторских фирм

    Введены новые обязанности аудиторских фирм

    СОДЕРЖАНИЕ НОВОЙ ОБЯЗАННОСТИ

    НА КОГО РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ

    ПРИМЕЧАНИЕ

    Расширен предмет аудита

    Дополнительно предметом аудита определены:

    • бухгалтерская (финансовая) отчетность организации, предусмотренная изданными в соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете» нормативными актами Банка России (ранее – не устанавливалась);
    • консолидированная финотчетность, предусмотренная ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» (ранее – не упоминалась).

    Аудиторская тайна

    Согласно Закону об аудиторской деятельности аудиторская организация не вправе передавать сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну, третьим лицам либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного письменного согласия лица, которому оказывались услуги, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом и другими федеральными законами.

    Новой ст. 14.1 Закона об аудиторской деятельности предусмотрен информационный обмен между аудиторскими организациями на финансовом рынке и Банком России, в том числе предоставление последним информации об аудируемых лицах таким аудиторским фирмам.

    В связи с этим аудиторская организация не вправе:

    • передавать третьим лицам составляющие аудиторскую тайну полученные сведения и документы;
    • разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного согласия в письменной форме ЦБ и лица, которому оказывались аудиторские услуги (кроме случаев, предусмотренных Законом об аудиторской деятельности и др. ФЗ (ранее такое требование не формулировалось).

    Уточнены права и обязанности аудируемых лиц

    Законом № 359-ФЗ предусмотрено право аудируемых лиц (лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг) при получении аудиторских услуг требовать и получать от аудиторской организации информацию:

    • о членстве аудиторской организации в СРО аудиторов;
    • внесении сведений об аудиторской фирме в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, Реестр аудиторских организаций на финансовом рынке (ранее – только информацию о членстве в СРО).

    Кроме того, при получении аудиторских услуг аудируемое лицо (лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг) обязано не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных:

    • на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при оказании аудиторских услуг;
    • сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией (кроме случаев, в которых Правительством РФ установлены ограничения на предоставление информации и документации);
    • воспрепятствование выполнению аудиторской организацией иных обязанностей, установленных Законом об аудиторской деятельности, другими ФЗ.

    Ранее в законе был только первый пункт и частично второй.

    Введена обязанность назначать руководителей аудита

    В законодательство об аудиторской деятельности введено новое понятие «руководитель аудита», которого ранее не было. Это аудитор, отвечающий в аудиторской организации за оказание аудиторской услуги аудируемому лицу. В том числе аудитор, возглавляющий аудиторскую группу.

    То есть, при оказании любой аудиторской услуги (аудит, сопутствующие ему услуги) конкретному лицу аудиторская организация должна назначить руководителя аудита (ранее – требование не устанавливалось). При этом по закону допустима ситуация, когда руководитель аудита и аудитор, возглавляющий аудиторскую группу, – разные лица.

    Руководитель аудита подписывает аудиторское заключение вместе с руководителем организации (ранее требование не устанавливалось).

    Руководителем аудита может быть только аудитор в смысле Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»:

    • есть квалификационный аттестат аудитора, выданный СРО аудиторов в соответствии с этим ФЗ;
    • член СРО аудиторов.

    Аудитор, имеющий действительный квалификационный аттестат аудитора, выданный в соответствии с ФЗ об аудиторской деятельности 2001 года не может быть назначен руководителем аудита.

    Аудиторская организация может назначить руководителем аудита как своего работника на основании трудового договора по основному месту работы, так и аудитора по совместительству здесь. Исключение – руководители аудита общественно значимых организаций (только по основному месту работы).

    Законом об аудиторской деятельности установлен ряд специальных положений, посвященных руководителям аудита общественно значимых организаций. Они касаются:

    • дополнительных требований к лицу, назначаемому руководителем аудита общественно значимой организации;
    • дополнительных требований к лицу, назначаемому руководителем аудита отдельных видов общественно значимых организаций на финансовом рынке;
    • особенностей обязательного ежегодного повышения квалификации руководителей аудита отдельных видов общественно значимых организаций на фин. рынке.

    Установлены повышенные требования к руководителям аудита общественно значимых организаций

    Для руководителей аудита общественно значимых организаций на финансовом рынке введены повышенные требования (ранее не устанавливались):

    • при назначении;
    • к обязательному ежегодному повышению квалификации.

    Ряд требований к руководителю аудита общественно значимой организации применяются начиная с аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2023 год.

    Уточнены требования минимальной численности аудиторов

    По закону одно из требований к членству аудиторской организации в СРО аудиторов – наличие не менее 3-х аудиторов, работающих на основании трудовых договоров. С 1 июля 2022 года Закон № 359-ФЗ уточнил, что такие аудиторы должны быть работниками аудиторской фирмы по основному месту работы (ранее такое требование не устанавливалось).

    Читайте также:
    Армия для девушек в России — как попасть, где служить

    Однако трудовое законодательств не раскрывает понятия «основное место работы» и «место основной работы». По мнению Минтруда России, основным может быть только одно место работы работника, где, соответственно, хранится его трудовая книжка. Кроме того, согласно ст. 282 Трудового кодекса РФ в трудовом договоре обязательно указание на то, что работа является совместительством (письмо от 15.09.2016 № 14-2/В-880).

    Вот ещё требования, которых ранее не было:

    СИТУАЦИЯ

    ПОСЛЕ 01.01.2023

    Уточнена сфера деятельности аудиторских фирм

    Аудиторские организации вправе обслуживать следующие виды аудируемых лиц:

    ВИД ОБСЛУЖИВАЕМЫХ ЛИЦ

    АУДИТОРСКАЯ ФИРМА, ОКАЗЫВАЮЩАЯ АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ

    ДРУГАЯ АУДИТОРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

    В отношении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности – начиная с аудита отчетности за 2023 год, сопутствующих аудиту услуг – начиная с 1 января 2023 года.

    Определен порядок взаимодействия аудиторских организаций и ЦБ

    • запрос информации;
    • предоставление информации по запросу и в инициативном порядке.

    Цели использования информации, полученной в результате взаимодействия:

    • для проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности;
    • оказания иной аудиторской услуги;
    • банковского надзора;
    • контроля и надзора в сфере финансовых рынков и в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах Банком России.

    Изменения, связанные с обязательным аудитом и конкурсами

    Дополнен перечень случаев проведения обязательного аудита

    Это когда организация – эмитент эмиссионных ценных бумаг, обязанный раскрывать информацию в соответствии с ФЗ «О рынке ценных бумаг».

    Ранее обязательный аудит касался только организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам.

    Запрет проведения обязательного аудита индивидуальными аудиторами

    Установлено, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводят только аудиторские организации, хотя ранее допускалось его проведение по отчетности отдельных видов организаций индивидуальным аудитором.

    Это означает, что индивидуальные аудиторы не могут проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности никаких организаций. Кроме того, они не вправе оказывать аудиторские услуги, включая инициативный аудит и сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям, включая общественно значимые организации на финансовом рынке (ранее такой запрет отсутствовал).

    Однако Закон об аудиторской деятельности не запрещает индивидуальным аудиторам проводить инициативный аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги организациям, отличным от общественно значимых.

    Этот запрет действует с обязательного аудита отчетности за 2021 год, а в отношении сопутствующих аудиту услуг – с 1 января 2023 года.

    Уточнен порядок проведения конкурсов по закупке аудиторских услуг

    Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимой организации заключают с аудиторской организацией, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям, определенной по результатам проведения открытого конкурса. Его проводят не реже одного раза в 5 лет (ранее – организации, в уставном (складочном) капитале которой доля госсобственности не менее 25%, госкорпорации, госкомпании).

    Аналогичное требование сохранено для заключения договоров на проведение инициативного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности госкорпорации и госкомпании, а также обязательного и инициативного аудита отчетности ГУП и МУП.

    Организации, в уставном (складочном) капитале которых доля госсобственности не менее 25%, а также госкорпорации, госкомпании, ГУПы или МУПы проводят конкурс в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ. При применении этого порядка допустимо одно исключение: организатор конкурса освобожден от обязанности вводить в качестве одного из условий конкурса требование об обеспечении заявок на участие и/или обеспечении исполнения контракта.

    Для иных организаций, признаваемых общественно значимыми, Минфин совместно с Банком России вправе установить правила проведения указанного конкурса, если иные правила не установлены другими ФЗ. Ранее такое полномочие отсутствовало.

    Аттестация работников на соответствие занимаемой должности – 2022

    • Аттестация работников по ТК РФ обязательна
    • Порядок проведения аттестации работников
    • Аттестация работников на соответствие занимаемой должности в 2022 году
    • Итоги

    Аттестация работников по ТК РФ обязательна

    В соответствии с ТК РФ проведение аттестации работников на соответствие занимаемой должности обязательно для научных сотрудников (ст. 336.1 ТК РФ) и педагогов (ст. 332 ТК РФ). При этом научные сотрудники должны проходить аттестацию не реже чем раз в 5 лет и не чаще раза в 2 года. Периодичность аттестационных проверок для педагогов — раз в 5 лет.

    Кроме этих случаев, прописанных в ТК РФ, аттестация предусмотрена в некоторых отраслевых нормативно-правовых актах для урегулирования порядка ведения деятельности (чаще всего небезопасной).

    Так, обязаны проходить аттестацию:

    • работники, призванные обеспечивать транспортную безопасность (ст. 12.1 закона «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 № 16-ФЗ);
    • государственные гражданские служащие (ст. 48 закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ);
    • работники, отвечающие за погрузку/выгрузку, размещение, крепление грузов на железнодорожном транспорте и работы, связанные с движением и маневрированием поездов (п. 4 ст. 25 закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ);
    • работники, занятые в сфере промбезопасности (ч. 2 ст. 9 закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ);
    • лица, возглавляющие федеральные унитарные предприятия (постановление Правительства РФ «О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей…» от 16.03.2000 № 234) — раз в 3 года;
    • прочие категории работников, специально указанные в законах и отраслевых нормативных актах (к примеру, пожарные, спасатели, работники прокуратуры, авиаторы и пр.).

    Порядок проведения аттестации может регламентироваться актами, не носящими нормативный характер. Так, например, работники учреждений культуры и искусства проходят аттестацию в соответствии с письмом Минкультуры России от 08.02.2010 № 7790-44/04-ПХ. В п. 2.1 этого документа указывается, что периодичность проведения аттестации определяется учреждением самостоятельно (с учетом временных отрезков, за которые происходит устаревание знаний и навыков, необходимых для осуществления деятельности) и что в среднем аттестация проводится один раз в 3–5 лет.

    Зачастую работодатели используют аттестацию для проверки соответствия квалификации сотрудников с целью их последующего увольнения. Так, в п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ указывается на возможность увольнения сотрудников работодателем в связи с их плохими аттестационными результатами.

    Читайте также:
    Алименты с безработного: сумма

    Больше сведений об увольнениях, инициированных работодателями, вы найдете в статье «Порядок увольнения работника по инициативе работодателя».

    В то же время аттестация — это возможность премирования сотрудника за достигнутые успехи на рабочем месте либо его повышения по карьерной лестнице. Кроме того, по результатам проверки квалификации может быть принято решение о направлении сотрудника на обучение.

    Медицинские работники по итогам аттестации получают квалификационные категории и дифференцированную оплату труда. Право на аттестацию для достижения этих целей установлено подп. 4 п. 1 ст. 72 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ.

    Подробнее об аттестации медработников вы узнаете из нашей статьи.

    В то же время есть категории сотрудников, уволить которых по инициативе работодателя даже при плохих результатах аттестации нельзя. Это:

    • беременные;
    • одинокие матери;
    • матери с малолетними детьми до 3 лет и пр.

    Их права защищены ст. 261 ТК РФ. Чтобы как-то урегулировать ситуацию, работодатель должен подыскать социально защищаемому сотруднику, не прошедшему аттестацию, другую работу с более низкими квалификационными требованиями.

    Подробнее об увольнении работника, не прошедшего аттестацию, читайте в готовом решении «КонсультантПлюс». Еще больше полезной информации вы получите, если оформите пробный бесплатный доступ к К+.

    Иногда работодатель все же бывает склонен расторгнуть трудовой договор с несоответствующим сотрудником. Но сделать это можно только по соглашению сторон или желанию самого сотрудника. Например, расторжение трудового договора возможно, если сменить вид деятельности работника по медпоказаниям нельзя из-за отсутствия у работодателя подходящей работы (о таких условиях расторжения договора упоминается в ч. 3 ст. 261 ТК РФ).

    Порядок проведения аттестации работников

    Из ст. 81 ТК РФ следует, что порядок проведения аттестационных мероприятий устанавливается как трудовым законодательством, так и иными нормативно-правовыми актами, а также локальными актами организации. Поскольку на законодательном уровне общий порядок проведения аттестации не установлен, каждое предприятие прописывает свои правила в соответствующем положении.

    При разработке положения о порядке проведения аттестации предприятиям следует ознакомиться с нормами, прописанными, к примеру, в постановлении ГКНТ СССР, Госстроя и Госкомтруда от 17.02.1986 № 38/20/50, которое до сих пор действует.

    Нормы данного постановления разрешено применять в той части, которая не противоречит ТК РФ. На практике они могут приниматься во внимание судами при рассмотрении споров о восстановлении уволенных по результатам аттестационной проверки работников.

    Положение об аттестации вы можете найти в формах «КонсультантПлюс». У вас нет доступа? Подключите бесплатную пробную версию К+.

    В справочном порядке можно использовать положения постановления ГКНТ СССР и Госкомтруда от 05.10.1973 № 470/267, источника, регулярно использовавшегося кадровыми службами до его отмены с 02.12.2022 постановлением Правительства России от 16.11.2022 № 1850. На его основе формировалась довольно обширная судебная практика. Так, в определении Мосгорсуда от 10.09.2015 № 4г/8-7875-2015 со ссылкой на постановление № 470/267 указывается, что утвержденный на предприятии нормативный акт о проведении аттестации ухудшил положение работников из-за несоответствия нормам постановлений времен СССР.

    Вкратце порядок проведения аттестации можно разделить на следующие этапы:

    1. Утверждение положения об аттестации.

    О том, что представляет собой этот документ, читайте в материале «Положение об аттестации работников – образец».

    1. Подготовка к проведению аттестации, которая включает:
      • утверждение состава аттестационной комиссии;
      • установление категорий аттестуемых сотрудников;
      • утверждение графика проведения аттестационных проверок;
      • подготовку документов на аттестуемых сотрудников;
      • доведение до сведения сотрудников информации о сроке и месте проведения аттестации.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! На этой стадии издается соответствующий приказ, в котором приводится вышеуказанная информация. Сведения, содержащиеся в этом приказе и всех возможных приложениях к нему (например, о графике проверок), доводятся до аттестуемых сотрудников под роспись.

    1. Проведение аттестации.
    2. Протоколирование результатов и принятие руководителем решения по итогам аттестации в отношении каждого сотрудника.

    Подробный пошаговый алгоритм действий при проведении аттестации разъяснен в Готовом решении от КонсультантПлюс. Ознакомиться с правилами можно, получив бесплатный доступ к системе.

    Аттестация работников на соответствие занимаемой должности в 2022 году

    Аттестация работников на соответствие занимаемой должности – 2022 проводится в соответствии с нормами закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации…» от 02.05.2015 № 122-ФЗ, вступившими в силу с 01.07.2016.

    Этими нормами установлена необходимость применения профессиональных стандартов при определении требований к квалификации сотрудников. Это в первую очередь касается медработников, аудиторов, работников контрактной службы, т. е. тех, к чьей деятельности предъявляются определенные квалификационные требования.

    Подробнее об этом — в нашей статье.

    О профстандартах и квалификации подробно говорится в ст. 195.1 ТК РФ. Именно определение уровня квалификации сотрудника и есть основная цель аттестации. И для установления этого уровня с июля 2016 года следует пользоваться только профстандартами.

    Итоги

    Аттестация — это проверка профессиональной квалификации, уровня подготовки сотрудника. По итогам аттестации делается вывод о том, соответствует ли его профессиональный уровень занимаемой им должности (выполняемой работе).

    Аттестация некоторых категорий сотрудников проводится регулярно — обычно не реже раза в 5 лет. На ряде частных предприятий, для которых обязанность по проведению аттестации законодательно не установлена, эта процедура применяется с целью проверки уровня квалификации сотрудников, чтобы иметь возможность уволить тех, чьи результаты окажутся неудовлетворительными.

    В ТК РФ порядок проведения аттестации четко не прописан, поэтому каждое предприятие разрабатывает собственный. Для этого следует утвердить такой локальный нормативный акт, как положение о проведении аттестации. По итогам аттестации руководитель принимает решение об увольнении или поощрении аттестуемых сотрудников.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: