Порядок проведения аудита по охране труда
Больше материалов по теме «Трудовое право» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Охрана труда представляет собой совокупность мер по обеспечению безопасности сотрудников. Аудит по охране труда позволяет повысить эффективность этой системы. В процессе проверки выявляются имеющиеся нарушения, проверяется соответствие документов законам.
Цели и результаты аудита
Рассмотрим ожидаемые результаты аудита по охране труда:
- Системная оценка деятельности компании в сфере охраны труда.
- Проверка соответствия деятельности организации существующим законам.
- Обнаружение слабых мест.
- Прогнозирование вероятных рисков.
- Разработка плана мероприятий по устранению нарушений.
- Расстановка приоритетов при устранении нарушений.
- Поиск причин имеющихся нарушений.
- Оценка деятельности, на основании которой можно сделать объективные выводы о бизнес-процессах.
- Проверка состояния компании на данный момент.
Аудит по охране труда – обязательная мера для большой компании, в которой работает много сотрудников. Мероприятие позволяет контролировать соответствующую сферу. Комплексная оценка деятельности нужна, в первую очередь, самому предприятию.
Внутренний аудит компании
Существует два вида аудита по охране труда: внешний и внутренний. Первый вид предполагает проведение проверки представителями сторонней организации. Внутренний аудит осуществляется силами сотрудников самой проверяемой компании. Это доступный инструмент для контроля условий труда на предприятии. Проверяться может как компания в общем, так и конкретное рабочее место. Рассмотрим преимущества внутреннего аудита:
- Получение достоверных сведений об условиях труда.
- Составление локальных статистических данных.
- Возможность составления объективного отчета, который будет предоставлен инвесторам и акционерам.
Внутренний аудит может проводиться как планово, так и внепланово. Плановые проверки выполняются 1-2 раза в год. В каких случаях имеет смысл проводить мероприятие внепланово? Оно связывается с падением эффективности труда. Если какой-либо показатель, относящийся к охране труда, резко меняется, следует осуществить проверку.
Виды внутреннего аудита
Различают следующие виды аудита по охране труда:
- Внеплановый. Цель – сбор информации для оперативного устранения нарушений. Проводится представителями службы охраны труда.
- Целевой. Цель – сбор информации о конкретном объекте.
- Комплексный. Цель – осуществление полноценной проверки системы управления условиями труда. Для проведения мероприятия назначается комиссия, в которую входят представители службы охраны труда.
При любой проверке, как правило, предварительно формируется график предстоящих работ.
Порядок проведения
Рассмотрим все этапы внутреннего аудита:
- Разработка стандарта проведения аудита. В стандарте указывается порядок проведения проверки, форма отчета по итогам мероприятия, порядок устранения обнаруженных нарушений. Разрабатывается стандарт на неопределенный срок. Если требуется, его можно пересмотреть. Хранится он вместе с прочей внутренней документацией.
- Определение предметов проверки. Можно выбрать несколько объектов, если это целевой аудит. Также может быть проведена проверка всех аспектов деятельности. Проверяться могут такие предметы, как наличие опасности здоровью сотрудников, знание сотрудниками охраны труда, наличие всей необходимой документации, готовность работников к аварийным ситуациям.
- Разработка программы аудита. Ответственность за разработку возложена на назначенную комиссию. Документ включает в себя следующие пункты: предмет проверки, ее цель, продолжительность мероприятия, лица, входящие в состав комиссии. Программ аудита может быть несколько.
- Издание приказа. Руководителю требуется издать приказ об осуществлении проверки. Составляется он по соответствующему образцу. Если проводится аудит в структурных подразделениях, о мероприятии нужно предупредить руководителя предприятия за 10 суток до его начала.
- Изучение всех требуемых документов. Аудитору нужно предоставить документацию, касающуюся охраны труда. В частности, на этом этапе анализируются внутренние акты, нормативные и правовые документы, технологические бумаги. Также понадобится разработать контрольные листы.
- Проведение проверки. На этом этапе выполняется сбор информации, проведение интервью с работниками, анализ собранных данных, наблюдение за деятельностью сотрудников. Нужно проверить, имеется ли на предприятии вся необходимая документация. Проверка проводится в рабочие часы. Если это невозможно, аудит осуществляется в нерабочее время. Однако на это, согласно статье 99 ТК РФ, требуется письменное согласие сотрудника. Сверхурочный труд, согласно статье 152 ТК РФ, оплачивается дополнительно. При этом должно быть соответствующее распоряжение руководителя.
- Составление протокола несоответствия и подготовка отчета. По результатам аудита составляется протокол. В нем прописываются все обнаруженные правонарушения. К примеру, это может быть нарушение сроков проведения учебных мероприятий по охране труда. Желательно указать значимость нарушения и его содержание. Составленный отчет предоставляется руководителю компании. Документ должен быть подготовлен в течение 7 дней. На его основании проводится дальнейшее устранение нарушений.
- Организация итогового собрания по результатам проверки. О результатах аудита требуется известить ответственных лиц. Желательно проинформировать их также о причинах нарушений. На этапе встречи определяются лица, которые будут заниматься устранением нарушений, а также сроки этого мероприятия.
- Устранение нарушений. Предположительное время ликвидации несоответствий – 30 дней. Этот срок продлевается при увеличенных объемах работы, необходимости в привлечении профессионалов или финансовых средств.
- Регистрация материалов проверки в реестре локальных аудитов. В реестр включается программа мероприятия, его график, итоговый отчет, контрольные листы.
Регулярное проведение внутренних аудитов позволяет увеличить безопасность условий труда, снизить опасность травм, своевременно исправлять все нарушения, не допускать появления аварийных ситуаций. Внешний аудит осуществляется по похожему алгоритму.
Внешний аудит по охране труда
Основное отличие внутреннего от внешнего аудита заключается в том, что последний проводится сторонними независимыми компаниями. Руководителю компании требуется сначала найти организацию, занимающуюся соответствующей деятельностью. Затем с ней заключается гражданско-правовой договор. Услуги сторонней компании нужны для следующих целей:
- Проверки документации на соответствие требованиям закона.
- Подготовки компании к проверкам со стороны государственных органов.
Для объективности аудита рекомендуется обратиться в крупную компанию с соответствующими лицензиями. Предварительно следует ознакомиться с отзывами о ее работе. Что выбрать: внутренний или внешний аудит? Внутреннюю проверку провести проще. Документы не придется доверять сторонним специалистам. Внешний аудит обеспечивает большую объективность.
Аудит охраны труда на предприятии – что это такое, порядок проведения
Трудовое законодательство никогда не стоит на месте: постоянно развиваясь, оно предлагает нам все новые нормативные правовые акты или поправки к ним. Чтобы контролировать все изменения, а самое главное, соответствовать новым правилам, следует регулярно проводить аудит требований охраны труда. О том, как провести внутренний аудит охраны труда, мы писали ранее; сегодня мы предлагаем Вам пройти внешний экспресс-аудит при помощи специалистов Центра профессионального развития «Эксперт».
Аудит требований охраны труда: содержание
Что мы будем проверять?
Количество локальных нормативных документов, требующейся в Вашей организации, варьируется от 20 до 75. Готовясь ко встрече, специалист формирует начальный список, опираясь на данные о Вашей организации из открытых источников, а все тонкости обсуждает уже на месте.
Чаще всего этими документами являются приказы о назначении ответственных за мероприятия по охране труда, списки и перечни, приказы об утверждении положений и всевозможные журналы.
Аудит требований охраны труда: зачем?
Существует много причин, по которым Вам может потребоваться аудит требований охраны труда, мы подобрали наиболее часто встречающиеся:
- Вы решили привести охрану труда в порядок, но до конца не уверены, что весь этот перечень документов требуется Вашей организации;
- Вы готовитесь к важному для Вас тендеру и Вам необходимо понимать, соответствует ли имеющаяся локальная документация требованиям охраны труда;
- Вы готовитесь к проверке государственной инспекции по труду, и хотите избежать каких либо штрафов.
Аудит требований охраны труда: этапы
Внешний аудит требований охраны труда проводится в четыре простых этапа:
- Запишитесь на экспресс-аудит по охране труда. Сделайте это по телефону +7 (812) 374-60-40, или при помощи онлайн-заявки на нашем сайте. Наши специалисты сразу же свяжутся с Вами и согласуют время визита эксперта.
- Побеседуйте с экспертом. Как правило, сам экспресс-анализ занимает не более 30 минут. Однако, если Вам захочется задать дополнительные вопросы, специалист с готовностью задержится и ответит на них.
- Просмотрите результаты анализа на месте. Предварительные результаты анализа локальной документации по охране труда будут готовы уже к концу беседы и останутся у Вас на руках.
- Получите подробный и понятный отчет. В течение 2-3 рабочих дней на указанный Вами email будет выслан подробный и понятный отчет о соответствии Ваших документов требованиям охраны труда, а также шаблоны недостающих Вам документов.
Согласно нашей политике конфиденциальности мы не разглашаем полученные в ходе экспресс-аудита данные третьим лицам. Для нас это настолько важно, что данное обещание отражено в отдельном пункте договора.
Аудит требований охраны труда: сколько стоит?
Подведём итог, что же Вы получите в результате проведения экспресс-аудита требований охраны труда:
- выезд технического специалиста на территорию Вашей организации;
- установление соответствия локальной документации требованиям охраны труда;
- подробный и понятный отчет о текущем состоянии документов по охране труда;
- оказание консультационной поддержки по охране труда в течение 1 месяца;
- предоставление 5 любых шаблонов недостающих Вам документов на выбор.
Стоимость оказания услуги экспресс-аудита требований охраны труда составляет 2 500 рублей. Позвоните нам по телефону +7 (812) 407-24-97 или заполните форму онлайн — наши специалисты в кратчайшие сроки свяжутся с Вами и согласуют визит специалиста.
Хотите обсудить идею с руководством Вашей организации? Скачайте и распечатайте наше коммерческое предложение, чтобы разговор был максимально предметным.
Аудит требований охраны труда: подготовка к проверке ГИТ
Если Вы готовитесь к проверке Государственной инспекции по труду, Вам стоит погрузиться в вопрос аудита несколько глубже. Для Вас мы организуем «репетицию проверки» государственного инспектора по проверочным листам, которые утвердили в январе 2018 года. Стоимость услуги Вы можете уточнить у наших специалистов.
ВОЗНИКЛИ ВОПРОСЫ?
НАПИШИТЕ НАМ, МЫ ОНЛАЙН!
АУТСОРСИНГ ОХРАНЫ ТРУДА
ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО!
ОХРАНА ТРУДА ПОД КЛЮЧ
ГОТОВЫЕ ПАКЕТЫ ДОКУМЕНТОВ
или подберите свой пакет, используя
Обратитесь за бесплатной консультацией 407-24-97
928-26-48
Проводим аудит по охране труда по всей России
Аудит охраны труда – это процедура, которая представляет собой проверку документации и предприятия на соответствие нормативным требованиям по охране труда.
Аудит позволяет выявить нарушения требований охраны труда, ошибки и неточности в ведении документации и организации работы, и предотвратить возможные негативные последствия этих нарушений.
Мы внесены в реестр Министерства труда и социальной защиты РФ
Наша компания ООО «ПРОММАШТЕСТ» внесена в реестр Министерства труда и социальной защиты РФ для аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, под регистрационным № 4078.
Цели аудита охраны труда на предприятии
- Проверка степени соответствия охраны труда на предприятии законодательству и нормативным требованиям;
- Выявление нарушений требований охраны труда, ошибок и неточностей в ведении документации и организации работы;
- Предотвращение возможных негативных последствий нарушений законодательства.
Этапы проведения аудита нашей компании
Содержание аудиторского отчета
- Результат проверки наличия и оформления всей необходимой документации по охране труда
- Оценку состояния охраны труда в организации, соблюдение норм охраны труда сотрудниками
- Ссылки на нормативные акты в области охраны труда, которые были нарушены
- Оценку финансовых, административных и иных рисков по каждому выявленному нарушению
- План мероприятий по устранению выявленных нарушений
Отправить заявку на получение услуги – аудит охраны труда
Благодарственные письма наших клиентов
Отзывы
ООО “ПСК-Реконструкция” выражает благодарность ООО “Серконс” за плодотворное сотрудничество в рамках проведения негосударственной . экспертизы проектной документации на проекты, разработанные нашей организацией.
Работа выполнялась грамотно и профессионально. Благодарим за рекомендации по устранению замечаний в ходе экспертизы и уверены, что в дальнейшем сумеем сохранить и продолжить наши партнерские отношения.
Особенно хочется поблагодарить Родригес Изабель Владиславовну за эффективное ежедневное взаимодействие с нашими сотрудниками.
Генеральный директор М.А. Ахиллес
Настоящим выражаем свою благодарность ГК “Серконс”, который является нашим основным партнером в сфере сертификации продукции с 2018 года. В перечень услуг, оказываемых нам ГК “Серконс”, . входит оформление Сертификатов Соответствия Таможенного Союза и Деклараций Соответствия Таможенного Союза.
Отдельно хочется отметить профессионализм работы менеджеров по сертификации продукции Мельникова Георгия Викторовича и Телицыну Евгению Николаевну, их ответственное отношение к каждому запросу, высокую скорость обработки запросов и оперативное разрешение возникающих вопрос.
Благодарим за сотрудничество и надеемся на эффективное взаимодействие в будущем!
Генеральный директор И.В. Липский
Уважаемая Яна Александровна!
Компания ООО “МорНефтеГазСтрой” выражает глубокую и искреннею благодарность ООО “СЗРЦ ПБ” за профессиональный подход к своей работе.
Квалификация и . опыт специалистов, которые всегда на связи, позволили оперативно решить возникшие вопросы в кратчайшие сроки и выполнить работу в соответствии со всеми нормами и правилами.
Желаем процветания и финансового благополучия вашей компании.
Будем рассчитывать на дальнейшее плодотворное сотрудничество в сфере проведения испытаний по определению пожаробезопасности продукции и сертификации.
Генеральный директор Тужик М.М.
Уважаемый Алексей Петрович,
Выражаем Вам благодарность за качественно выполненную услугу по разработке специальных технических условий на проектирование и . строительство объекта в части обеспечения пожарной безопасности блока хранения и налива ТУГ по объекту: “Освоение месторождения D33 с объектами инфраструктуры. Первый эпат освоения. Реконструкция трубопровода товарной нефти НСП “Романово” – ООО “ЛУКОЙЛ-КНТ”.
Все работы были выполнены качественно и в запланированные сроки. Особенно хотелось бы отметить менеджера Дарью Олеговну Мастерских и экспертов Митичкина Александра Алексеевича и Черникова Евгения Михайловича за их профессионализм и оперативную работу.
Мы можем рекомендовать ООО “ПромМаш Тест” как надежного профессионального партнёра и надеемся на дальнейшее взаимовыгодное сотрудничество.
Первый зам. генерального директора – Директор по развитию бизнеса – Главный инженер А.В. Скурлатов
От лица компании ООО”Мстер Руф” выражаем вам благодарность за качественно выполненную услугу по проведению негосударственной экспертизы . проектной документации на проекты, разработанные нашей организацией.
Все работы выполнены качественно и в ожидаемые сроки. В особенности хотелось бы отметить менеджера Родригес Изабель Владиславовну за профессионализм и оперативную работу. Мы можем рекомендовать ООО “Серконс” как надежного профессионального партнера и надеемся на дальнейшее взаимовыгодное сотрудничество.
Оргкомитет 11 Национальной премии в сфере товаров и услуг для детей “Золотой медвежонок – 2022” выражает глубокую признательность за экспертную поддержку . и профессиональный подход к работе в Экспертном совете
Техническому директору ООО “ПромМаш Тест” Прокопьевой Ирине Александровне
Ваш экспертный опыт – ценный вклад в развитие премии.
С нетерпением ждём Вашего участия в 12 национальной премии “Золотой Медвежонок-2021”
Председатель оргкомитета А.В. Цицулина
Уважаемый Алексей Петрович!
ООО “ГЭС розница” выражает благодарность ООО “ПромМаш Тест” за выполненную работу по . проведению специальной оценки условий труда (СОУТ) в нашей компании в 2022 году. Благодаря компетентности и высокому уровню профессионализма специалистов ООО “ПромМаш Тест” услуги по проведению СОУТ были выполнены качественно и своевременно.
Коллектив ООО “ГЭС розница” желает Вашей команде успехов во всех начинаниях и достижения всех поставленных целей. Надеемся в будущем на взаимовыгодное сотрнудничество с Вашей организацией!
С уважением,
Заместитель генерального директора-
Главный инженер ООО “ГЭС розница” С.А. Карабашев
Как без стресса пережить проверку ГИТ и не нарушить законы
С некоторых пор инспекция по труду проводит проверки по так называемому риск-ориентированному подходу. Разобраться в специфике такого подхода полезно и руководителям бизнеса, и специалистам по охране труда. Важно знать, как использовать чек-листы для самопроверки и как снизить присвоенный класс опасности или категорию риска.
С 1 января 2018 года организации, которым был присвоен умеренный класс опасности, стали проверять по новому риск-ориентированному подходу, с 1 июля 2018 года правило распространяется на любой бизнес.
От класcа опасности или категории риска зависит периодичность проведения плановых проверок — чем он выше, чем чаще проводятся проверки. Внеплановые проверки по чек-листам или проверочным листам не проводятся.
Категория риска или класс опасности зависят от того, насколько негативными будут последствия, если будут нарушены требования охраны труда, и насколько вероятно, что они будут нарушены.
Особенности применения риск-ориентированного подхода и присвоения категории риска и классов опасности объясняет Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806.
Что при этом учитывается:
- несчастные случаи в организации;
- задолженность по зарплате;
- факты назначения административных наказаний.
Все эти условия важно иметь в виду при попытке обжалования, если руководитель организации не согласен с присвоенным классом опасности и считает, что он может быть снижен.
Классы опасности и категории риска
Категория риска рассчитывается по формуле и именно от нее зависит частота плановых проверок в отношении работодателя:
- Чрезвычайно высокий риск (1 класс опасности): проверки 1 раз в 2 года.
- Высокий риск (2 класс опасности): проверки 1 раз в 2 года.
- Значительный риск (3 класс опасности): проверки 1 раз в 3 года.
- Средний риск (4 класс опасности): проверки 1 раз в 5 лет.
- Умеренный риск (5 класс опасности): проверки 1 раз в 6 лет.
- Низкий риск (6 класс опасности): проверки не проводятся.
Организацию могут проверить в схеме оплаты труда и внепланово.
Как узнать класс опасности или категорию риска, которые присвоены организации
На своем официальном сайте Роструд публикует списки организаций с высоким или значительным классом опасности, которым грозят проверки ГИТ.
В перечнях организаций с категорией высокого риска и категорией значительного риска можно увидеть организации по округам, которые отнесены к соответствующей категории риска.
По названию компании или ИНН можно обнаружить себя в списке и посмотреть присвоенные класс опасности и категорию риска.
Если компании нет в перечнях, значит ей присвоен более низкий класс опасности. Конкретные сведения можно получить в территориальной инспекции по труду. Для этого достаточно обратиться с заявлением, в котором попросить указать информацию о классе опасности и категории риска, присвоенных компании, и показателях, на основании которых проводилась оценка.
Нормативных требований к такому заявлению нет, поэтому его можно составить в свободной форме, указав название и реквизиты организации.
Срок ответа с классом опасности и показателями, которые на него повлияли, составляет 15 календарных дней, 3 дополнительных дня даются на отправление ответа обычной или электронной почтой.
Предприниматель может попросить территориальную инспекцию по труду снизить класс опасности, если он считает, что присвоенные класс и категория завышены.
Что указать в заявлении
Следует проверить отчетность о результатах проверок инспекцией по труду за 3 года, которые предшествуют году обращения в инспекцию, сведения о производственном травматизме за 3 года, предшествующим текущему году, а также сведения о заработной плате за предшествующий год.
Класс опасности и категорию риска, скорее всего, снизят, если не было:
- административных наказаний, за которые работодатель привлечен к ответственности;
- производственного травматизма, особенно смертельных несчастных случаев;
- задолженностей по зарплате.
Что сделать перед плановой и внеплановой проверкой ГИТ
Перед проверкой не лишним будет ознакомиться с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ, который определяет порядок госконтроля и надзора за деятельностью юрлиц и ИП.
Этот закон содержит права и обязанности проверяющих и тех, кого проверяют.
Перед плановой проверкой в инспекции издадут распоряжение или приказ о проведении проверки. О визите предпринимателю сообщат за 3 рабочих дня до посещения инспектора или даже раньше.
Инспекция на пороге — что делать?
Следует придерживаться четкому алгоритму действий и не забывать о важных деталях. А именно:
- Запросите удостоверение и проверьте, совпадает ли имя инспектора в приказе-распоряжении с именем инспектора, который проводит проверку.
- Если инспектора сопровождают эксперты, которые собираются проводить дополнительные исследования, убедитесь в том, что их данные тоже указаны в приказе-распоряжении.
- Проконтролируйте сроки проведения проверок. Максимальный срок проверок организаций — 20 рабочих дней. Для малых предприятий общий срок проведения проверок не должен превышать 50 часов в год, для микропредприятий — 15 часов в год.
- Помните, что приостановить проверку можно только один раз и что продлить срок проверки можно максимум на общий срок проведения проверок, установленный для конкретной организации. Так, если общий срок проведения проверок — 20 рабочих дней, то максимально продлить его можно еще на 20 рабочих дней.
Как фиксируются результаты проверок?
Инспектор составляет акт по результатам проверки и делает запись в журнале «Ведение проверок».
Ведение проверок организации — это право, а не обязанность предпринимателя. Если организация ведет такой журнал, то инспектор обязан сделать в нем запись. Если же такого журнала нет, то в акте о проверке делается соответствующая запись.
При выявлении нарушений инспектор составляет предписания. Если работодатель должен быть привлечен к административной ответственности, ему будет выдан протокол или постановление. С этими документами инспектор обязан ознакомить работодателя.
Обжалование решений ГИТ
Бывает так, что компания не соглашается с решением, постановлением или предписанием инспекции. У нее есть право обжаловать его в административном или судебном порядке. В первом случае придется обратиться в вышестоящую инстанцию, во втором — в суд.
Срок обжалования в судебном порядке составит 10 дней с момента получения предписания, в административном порядке — 15 дней.
Постановление можно обжаловать в вышестоящем или судебном органе в течение 10 дней с момента получения копии постановления.
Важно обратиться в суд, который по подсудности имеет право на рассмотрение соответствующих категорий дела.
Предписания обжалуются в районном суде по местонахождению инспекции труда, постановления нужно обжаловать в районном суде по местонахождению организации.
Самостоятельная проверка
Работодатель может проверить выполнение требований охраны труда в организации с помощью сервиса Электронный инспектор.
На сайте Онлайнинспекция представлены ответы на наиболее распространенные вопросы.
Нарушения в сфере охраны труда и ответственность
Согласно ст. 24.5 КоАП, одновременное привлечение к уголовной и административной ответственности невозможно. То есть если за какое-то нарушение в сфере охраны труда должностное лицо было привлечено к административной ответственности, в ходе разбирательств было возбуждено уголовное дело по данному нарушению, то административное преследование производства должно быть прекращено. Таким образом, одновременное привлечение к уголовной и административной ответственности за одно и то же нарушение в сфере охраны труда не допускается.
Также следует обратить внимание на ст. 143 УК РФ, нарушение требований по охране труда по которой грозит привлечением должностных лиц к уголовной ответственности.
Важно правильно определять категории должностных лиц, которые могут быть привлечены к ответственности. Проблема заключается в том, что на сегодняшний день нет нормативного документа, который четко устанавливает такие категории.
При этом есть Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2018 № 41 – в нем определены категории должностных лиц, которые могут быть привлечены к уголовной ответственности в случае нарушения требований охраны труда. Так, уточняется, что к уголовной ответственности может быть привлечено лицо, которое обязано соблюдать требования охраны труда на определенном участке работ в силу служебного положения или по специальному распоряжению.
Уголовная ответственность может грозить руководителям компаний и их заместителям, главным инженерам, главным специалистам, если они не приняли соответствующие меры для устранения нарушений правил охраны труда, дали указания, которые противоречат этим правилам или руководили отдельными видами работ, не обеспечив соблюдение правил.
Меры уголовной ответственности
Соответствующие наказания прописаны в ст. 143 УК РФ:
- Лишение свободы должностного лица на срок до 1 года — если нарушение требований охраны труда повлечет по неосторожности тяжкий вред здоровью человека.
- Лишение свободы до 4-х лет — если нарушения требований охраны труда повлечет по неосторожности смерть человека.
- Лишения свободы на срок до 5-ти лет — если в результате нарушения требований охраны труда наступает смерть 2-х и более лиц.
Также дополнительно к лишению свободы у виновника могут отнять право занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью на срок от 1 года до 3-х лет.
Инспектор ГИТ назначит наказание за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП) Это могут быть штрафные санкции или предупреждение.
Меры административной ответственности
Наступление административной ответственности за нарушения в сфере охраны труда предусмотрено ст. 5.27.1 КоАП. В ней содержится пять частей, которые формулируют как специальные составы за нарушения, так и общие составы. Кроме того, предусмотрена ответственность за повторные нарушения.
По ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП инспектор ГИТ назначит наказание за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда (СОУТ). И здесь возможность как привлечение к ответственности в штрафа или вынесения предупреждения.
Организации может грозить штраф в размере до 80 000 руб., а должностному лицу до 10 000 руб., если не проведена СОУТ или нарушен порядок проведения такой оценки.
Стоит помнить о том, что непроведение СОУТ рассматривается, как длящееся правонарушение. Поэтому независимо от того, спустя какой промежуток времени после того, как работодатель был обязан закончить проведение СОУТ в случае ее непроведения будет выявлено данное нарушение, срок исковой давности по КоАП (составляет один год) в данном случае не действует. Поэтому инспекция, независимо от того, когда выявит нарушение, имеет право привлечь работодателя к ответственности.
Нужно сказать, что почти все нарушения требований охраны труда в организации рассматриваются как длящиеся. Потому полезно помнить, что срок давности исчисляется со дня, когда было обнаружено правонарушение.
Инспектор будет учитывать ряд фактов при назначении наказания.
- Если при проведении СОУТ неоднократно допускались нарушения, то стоит ждать максимального штрафа в 80 000 руб.
- Если порядок проведения процедуры нарушен впервые либо допущены незначительные нарушения, штраф будет, скорее всего, минимальным и составит 60 000 руб.
Штраф по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП следует ожидать, если к работе допущены сотрудники, не прошедшие:
- обучение и проверку в соответствии с порядком обучения и проверки знаний требований охраны труда (Постановление Минтруда РФ N 1, Минобразования РФ N 29 от 13.01.2003).
- обязательный предварительный или периодический медосмотры и обязательные психиатрические освидетельствования согласно порядку о проведении медицинских осмотров (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302Н).
За эти нарушения работодателя ждут следующие санкции:
- Инспектор назначит должностному лицу штраф от 15 000 до 25 000 руб., организации — до 130 000 руб. Наказание в виде предупреждения не предусмотрено.
- Если есть смягчающие обстоятельства (например, медосмотры или обучение не проведены только у части сотрудников), штраф будет уменьшен до 110 000 руб.
В ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП предусмотрена ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ).
Так, если вы не выдадите работникам СИЗ 2 класса риска причинения вреда, то организацию и должностных лиц привлекут к ответственности по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП.
Важно помнить, что СИЗ делятся на два класса риска причинения вреда, и от этого зависит размер штрафа.
- СИЗ 2 класса. К ним отнесены средства защиты сложных конструкций. Они защищают от гибели и опасности, которые могут причинить необратимый вред здоровью или привести к смерти человека.
Невыдача таких средств защиты грозит компании серьезным штрафом в размере 130 000 — 150 000 руб., а должностным лицам — в размере 20 000 — 30 000 руб.
- СИЗ 1 класса. Имеют простую конструкцию и защищают от незначительных повреждений.
В данном случае невыдача СИЗ 1 класса может стоить 80 000 руб. (штрафовать будут по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП).
У работодателей часто возникает вопрос, почему за неприменение одних и тех же СИЗ сотрудниками разных профессий и должностей инспекторы штрафуют по разным частям ст. 5.27.1 КоАП.
Это зависит от того, для защиты от каких вредных или опасных факторов работники применяют средства защиты. За отсутствие средств защиты от удара, вибрации, общих загрязнений работодателя оштрафуют на 80 000 руб. по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП.
За отсутствие средств защиты от проколов и порезов — серьезных повреждений для здоровья — штраф наступит по ч. 4 ст. 5. 27.1 КоАП — до 150 000 руб.
Общие нарушения требований охраны труда
Если не обеспечить работников смывающими или обезвреживающими средствами, не ознакомить их с условиями труда на рабочих местах, которые определены по результатам оценки условий труда, не предоставить инспектору ГИТ карты СОУТ, наступает ответственность за общее нарушение требований охраны труда, которые не перечислены в специальных частях (то есть по ч. 1 ст. 5.27.1)
За это нарушение предусмотрены штрафные санкции для организации — до 80 000 руб., для должностных лиц — до 5 000 руб
При незначительном нарушении правил охраны труда, которое не может привести к серьезным последствиям в отношении жизни и здоровья сотрудников, инспектор может вынести предупреждение. Например, если работник в журнале регистрации инструктажей поставил подпись не в той главе.
При определении размера штрафа инспектор учитывает финансовое положение организации и негативные последствия, которые могли наступить в случае нарушений требований охраны труда.
Работодатель может обжаловать размер штрафа в суде. Суды, рассмотрев обстоятельства дела, периодически встают на сторону работодателя и снижают размер штрафа.
Ответственность за непроведение оценки рисков
Любой работодатель должен идентифицировать опасность, рассчитать уровень профессионального риска в отношении работников, составить перечень мероприятий по устранению опасностей, которые выявлены на рабочих местах сотрудников (Положение о системе управления охраны труда № 438).
Непроведение оценки рисков (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП) предусматривает наступление административной ответственности.
Проект изменения 10-го раздела ТК по охране труда предусматривает необходимость работодателя ознакомиться с уровнем профессиональных рисков в отношении конкретных сотрудников помимо условий труда по результатам специальной оценки.
Повторные нарушения (ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП) предусматривают наступление ответственности в отношении организаций и должностных лиц за аналогичные нарушения об охране труда и повторные нарушения. Предусмотрен штраф до 40 000 руб. для должностных лиц и до 200 000 руб. для организаций.
Должностное лицо может быть дисквалифицировано на срок до 3-х лет, а деятельность компании приостановлена на срок до 90 суток.
Повторным считается не смежное и не похожее нарушение, а аналогичное, за которое либо должностное лицо либо организация были привлечены к ответственности.
Предприниматель может обжаловать решение в судебном или административном порядке, если нарушение не было повторным.
Руководитель в составе комиссии
Судебная практика постоянно доказывает важность того, чтобы руководитель организации входил в состав комиссии по проверке знаний требований охраны труда.
В некоторых субъектах РФ в 2019 году работодатели были привлечены к ответственности за невключение в состав комиссии.
Раньше при проведении проверок инспекторы не обращали на это внимание, но начиная с 2018 года есть судебная практика, согласно которой и суд, и инспектор требуют соблюдать данное правило.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Аудит охраны труда
Что входит в услугу?
- Подробный анализ документации по охране труда
- Оценка состояния охраны труда в организации или на предприятии с помощью выездных или дистанционных проверок
- Подготовка отчета и разработка рекомендаций по улучшению системы управления охраной труда (СУОТ)
Что такое аудит
Аудит охраны труда — это независимая оценка системы управления охраной труда (СУОТ) в организации. Включает в себя проверку актуальности и полноты документов и отчетности по охране труда, реализуемых мероприятий и других аспектов производственной безопасности
Штрафы
За несоблюдение правил по охране труда предусмотрен штраф вплоть до приостановления деятельности организации на 90 дней и отстранения генерального директора от должности на 1 год
Дистанционный аудит охраны труда
Позволит оценить состояние СУОТ и готовность к проверке даже в условиях изоляции
Что входит в дистанционный аудит?
- Полный анализ системы управления охраной труда
- Оценка ведения документации по охране труда на момент проверки. Оценка включает ссылки на конкретные нормы законодательства, описание несоответствий, выписки из нормативно-правовых актов
- Установление уровня финансового риска (по КоАП) по выявленным несоответствиям
- Разработка плана мероприятий и рекомендаций по устранению несоответствий
- Матрица персонала с оценкой корректности проведенных мероприятий
- Выводы о состоянии системы управления охраной труда по результатам аудита
Аудит охраны труда с выездом на объект
Очный аудит позволяет получить оценку состояния охраны труда на рабочих местах и консультации экспертов-аудиторов.
Что входит в аудит с выездом на объект?
- Полный анализ системы управления охраной труда
- Оценка ведения документации по охране труда на момент проверки. Включает ссылки на конкретные нормы законодательства, описание несоответствий, выписки из нормативно-правовых актов
- Оценка рисков по каждому выявленному нарушению
- Оценка ведения документации
- План исправлений выявленных нарушений
- Оценка состояния охраны труда в организации и соблюдения сотрудниками норм охраны труда
- Аналитический отчет о культуре безопасности в организации
Проводим аудит по трем направлениям
Все они доступны очно, но в условиях изоляции мы адаптировали их и под дистанционный формат
Направьте нам свою документацию по СУОТ в электронном виде – мы проанализируем ее, дадим отчет и рекомендации
Аудит состояния рабочих мест
Мы разработали анонимные анкеты, которые позволяют оценить уровень культуры безопасности в компании. Они показывают, насколько компетентны в охране труда ответственные за нее лица, осведомлены ли работники об охране труда в организации и насколько они владеют информацией о безопасном выполнении работ. Мы собираем заполненные анкеты на закрытом электронном ресурсе, и доступ к ним будет только у согласованного с вами круга лиц. Вопросы анкет могут отличаться в зависимости от ваших пожеланий и специфики организации. К работе привлекаются квалифицированные психологи.
Аудит культуры безопасности
Мы разработали анонимные анкеты, которые позволяют оценить уровень культуры безопасности в компании. Они показывают, насколько компетентны в охране труда ответственные за нее лица, осведомлены ли работники об охране труда в организации и насколько они владеют информацией о безопасном выполнении работ. Мы собираем заполненные анкеты на закрытом электронном ресурсе, и доступ к ним будет только у согласованного с вами круга лиц. Вопросы анкет могут отличаться в зависимости от ваших пожеланий и специфики организации. К работе привлекаются квалифицированные психологи.
Аудит охраны труда на предприятии – что это такое, порядок проведения
ГОСТ Р 12.0.008-2009
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Система стандартов безопасности труда
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИЯХ
Occupational safety standards system. Occupational safety and health management systems in organizations. Audit
Дата введения 2010-07-01
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ “О техническом регулировании”, а правила применения национальных стандартов Российской Федерации – ГОСТ Р 1.0-2004 “Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения”
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Рабочей группой, состоящей из представителей Федерации Независимых Профсоюзов России, Российского союза промышленников и предпринимателей, ООО “Экожилсервис” и Учреждения Федерации Независимых Профсоюзов России “Научно-исследовательский институт охраны труда в г.Екатеринбурге”
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом ТК 251 “Безопасность труда”
В настоящем стандарте учтены основные нормативные положения МОТ-БГТ 2001 “Руководящие принципы по системам управления безопасностью и гигиеной труда”* (ILO-OSH 2001 “Guidelines on occupational safety and health management systems”).
* В официальных источниках МОТ на русском языке приводится вариант перевода МОТ-БГТ 2001 “Руководящие принципы по системам управления безопасностью и гигиеной труда” (ILO-OSH 2001 Guidelines on occupational safety and health management systems). Однако в России некоторые специалисты используют другой вариант перевода с английского – МОТ-СУОТ 2001 “Руководство по системам управления охраной труда”.
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе “Национальные стандарты”, а текст изменений и поправок – в ежемесячно издаваемых информационных указателях “Национальные стандарты”. В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе “Национальные стандарты”. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 придает особое значение аудитам как методу менеджмента для обеспечения мониторинга и определения эффективности и результативности системы управления охраной труда и ее элементов по обеспечению безопасности и охраны здоровья работников и предотвращению инцидентов. Аудиты являются также существенной частью деятельности по оценке соответствия при сертификации/регистрации, оценке поставщиков, инспекционном контроле.
Настоящий стандарт содержит руководящие указания по управлению программами аудита, проведению внутренних или внешних аудитов системы управления охраной труда, а также по компетентности и оценке аудиторов (экспертов). Стандарт предназначен для потенциальных пользователей, включая аудиторов (экспертов), организаций, внедряющих систему управления охраной труда; организаций, в которых необходимо провести аудит системы управления охраной труда согласно договорам организаций, участвующих в сертификации или в обучении аудиторов (экспертов).
Указания настоящего стандарта являются гибкими. Использование этих указаний может быть различным в зависимости от размера, вида деятельности, сложности проверяемых организаций, а также целей и области аудита. В выделенных рамках представлены дополнительные указания или примеры по конкретным вопросам в виде практических рекомендаций. В некоторых случаях они направлены на поддержку использования настоящего стандарта на малых предприятиях.
Настоящий стандарт содержит только общие указания, однако пользователи могут использовать их для разработки своих собственных требований, связанных с аудитом.
Руководящие указания настоящего стандарта могут быть полезны для лиц или организаций, заинтересованных в мониторинге соответствия требованиям, например требованиям законов или регламентов.
1 Область применения
Настоящий стандарт содержит руководящие указания по принципам аудита, управлению программами аудита, проведению аудита системы управления охраной труда, а также по компетентности аудиторов для проведения этих аудитов.
Настоящий стандарт предназначен для организаций, которым необходимо проводить внутренние и/или внешние аудиты системы управления охраной труда или управлять программами аудита.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.0.230-2007 Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда. Общие требования
ГОСТ Р ИСО 19011-2003 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента
Примечание – При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю “Национальные стандарты”, который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 аудит (проверка) – Систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита (3.3) и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения критериев аудита (3.2).
1 Внутренние аудиты, называемые “аудитами первой стороны”, проводит для внутренних целей сама организация или от ее имени. Результаты внутреннего аудита могут служить основанием для декларации о соответствии. Во многих случаях, особенно на малых предприятиях, независимость при аудите демонстрируют отсутствием ответственности за деятельность, которая подвергается аудиту.
2 Внешние аудиты включают в себя аудиты, называемые “аудитами второй стороны” и “аудитами третьей стороны”. Аудиты второй стороны проводят стороны, заинтересованные в деятельности организации, например потребители или другие лица от их имени. Аудиты третьей стороны проводят внешние независимые организации, которые проводят:
– сертификацию организации работ по охране труда на соответствие требованиям нормативных правовых актов, содержащим государственные нормативные требования охраны труда,
– сертификацию системы управления охраной труда на соответствие требованиям ГОСТ 12.0.230, OHSAS 18001.
3.2 критерии аудита (audit criteria) – Совокупность политики, процедур или требований
3.3 свидетельства аудита (audit evidence) – Записи, изложение фактов или другая информация, которые имеют отношение к критериям аудита (3.2) и могут быть проверены.
3.4 выводы (наблюдения) аудита (audit findings) – Результат оценки собранных свидетельств аудита (3.3) на соответствие критериям аудита (3.2).
3.5 заключение по результатам аудита (audit conclusion) – Выходные данные аудита (3.1), предоставленные аудиторской группой (3.9) после рассмотрения целей аудита и всех выводов аудита (3.4).
3.6 заказчик аудита (audit client) – Организация или лицо, заказавшие аудит (3.1).
3.7 проверяемая организация (auditee) – Организация, подвергающаяся аудиту.
3.8 аудитор (эксперт) (далее – аудитор) (auditor) – Лицо, обладающее компетентностью (3.14) для проведения аудита (3.1).
3.9 аудиторская группа (комиссия) (далее – аудиторская группа) (audit team) – Один или несколько аудиторов (3.8), проводящих аудит (3.1), при необходимости поддерживаемые техническими экспертами (3.10).
3.10 технический эксперт (technical expert) – Лицо, предоставляющее аудиторской группе (3.9) свои знания или опыт по специальному вопросу.
3.11 программа аудита (audit programme) – Совокупность одного или нескольких аудитов (3.1), запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретной цели.
3.12 план аудита (audit plan) – Описание деятельности и мероприятий по проведению аудита (3.1).
3.13 область аудита (audit scope) – Содержание и границы аудита (3.1).
3.14 компетентность (competence) – Проявленные личные качества и выраженная способность применять свои знания и навыки.
3.15 заинтересованная сторона (interested party) – Лицо или группа лиц, заинтересованные в деятельности или успехе организации.
3.16 система управления охраной труда – (occupational safety and health management system) – Набор взаимосвязанных или взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели по охране труда и процедуры по достижению этих целей.
4 Принципы проведения аудита
Принципы проведения аудита делают аудит результативным и надежным методом поддержания политики руководства и контроля, обеспечивая информацией, на основе которой организация может улучшать свои характеристики, а также являются предпосылкой для объективных заключений по результатам аудита.
Внутренний аудит охраны труда
Охрана труда представляет собой комплекс мер, обеспечивающих безопасность работников на предприятии. Проведение аудита в этой сфере способствует повышению эффективности функционирования данной системы. Во время проверки появляется возможность выявить существующие нарушения и проконтролировать, отвечает ли документация законодательным нормам.
- Мероприятие позволяет оценить ведение бизнес-деятельности в разрезе поддержания безопасности сотрудников.
- Проверка состояния организации на период ее проведения.
Результаты
- Оценка работы предприятия в исследуемой области.
- Выявление соответствия действующим законодательным актам.
- Определение «узких» мест.
- Составление прогнозов возникновения рисков.
- Формирование плана, направленного на ликвидацию нарушений.
- Определение приоритетов в процессе устранения недоработок.
- Обнаружение их причин.
Процедура особенно важна для крупных организаций с большим штатом, так как дает возможность установить строгий контроль в этой сфере и получить комплексную оценку для оптимизации ведения хозяйственной деятельности.
Внутренний аудит
Специалисты различают внешний и внутренний аудит. В первом случае проверку проводит сторонняя компания. Во втором она выполняется с участием персонала тестируемого предприятия, являясь доступным и эффективным способом контроля. Можно проверять как всю организацию, так и отдельные рабочие места.
Внутренний аудит позволяет:
- получить объективную информацию;
- составить локальную статистику;
- сформировать отчет для предоставления владельцам и инвесторам.
Выполняется планово — 1-2 раза в год, и внепланово — по причине снижения производительности. Рекомендуется проводить при резком изменении показателя, относящегося к охране труда.
- Внеплановый: предназначен для получения сведений с целью быстрой ликвидации нарушений. Проводят представители службы охраны труда.
- Целевой: необходим для сбора данных о выбранном предмете.
- Комплексный: разностороннее тестирование системы управления условиями труда. Выполняется комиссией службы охраны труда.
Этапы
- Создание стандартов, в которых должен быть указан регламент ревизии, форма отчетной документации, порядок исправления найденных недоработок. Срок действия стандартов не устанавливается. Они могут быть пересмотрены. Должны храниться вместе с другими документами.
- Установление объектов: если это целевая проверка, их может быть несколько. Можно проверять все стороны бизнес-деятельности на опасность для здоровья работников, знание ими правил, заполнение нужных документов, уровень подготовленности к чрезвычайным ситуациям.
- Составление программы силами комиссии. В нее должны входить объект и цель обследования, отведенное для нее время, участники комиссии. Можно составить несколько программ.
- Издание руководством приказа, составленного по имеющемуся образцу. При проведении внутреннего аудита по охране труда в структурных подразделениях о нем надо предупредить за 10 суток до начала.
- Исследование документов: аудиторы изучают предоставленные бумаги и осуществляют разработку контрольных листов.
- Выполнение ревизии: получение сведений, интервью с персоналом, наблюдение за его работой, анализ полученной информации. Процедура должна проводиться в рабочее время. Ее также можно выполнять и в нерабочие часы, но на это должны быть согласны сотрудники, как того требует Трудовой кодекс Российской Федерации. В этом случае руководитель должен распорядиться о выплате сверхурочных.
Периодическое проведение внутреннего аудита по охране труда способствует повышению безопасности труда, уменьшению угрозы производственного травматизма и аварий. Внешний выполняется аналогичным образом.
Заполните форму, и наш эксперт свяжется с вами!
Отличия внутреннего аудита от внешнего
Внешнюю проверку проводят независимые организации, что гарантирует ее объективность и высокое качество полученных данных и анализа. Но для этого требуется подобрать фирму, в которой трудятся специалисты требуемого уровня квалификации.
Услуги аудитора позволяют достичь важных целей:
- проверить имеющиеся документы на то, в какой степени они соответствуют нормам российского законодательства;
- подготовить предприятие к ревизиям государственных контролирующих структур.
Чтобы внутренний аудит был всесторонним, объективным и полноценным, нужно обращаться в хорошо зарекомендовавшую себя компанию, обладающую необходимыми лицензиями и положительными отзывами клиентов.
ООО «Проверка труда» имеет большой опыт проведения аудита охраны труда. Выполненная нами экспертиза поможет сделать условия работы сотрудников более безопасными и комфортными, что благотворно скажется на ее эффективности, а значит, и развитии вашего предприятия. Самостоятельное устранение недостатков поможет избежать внушительных штрафов, в ряде случаев способных подорвать финансовую стабильность компании. Гораздо проще и выгоднее самим найти и решить проблему, не дожидаясь, пока это сделают государственные органы.
Многолетняя практика и большой профильный опыт позволяют гарантировать результативность аудита. Наша специализация — консалтинг в сфере трудового права. У нас работают бывшие инспекторы ГИТ, которые в совершенстве знают все аспекты охраны труда и могут дать рекомендации по ее усовершенствованию.
Чтобы узнать условия, позвоните по указанному на сайте телефону. Или оставьте заявку, и мы оперативно перезвоним. Подробная профессиональная консультация поможет получить ответы на интересующие вас вопросы.
Оставьте заявку и мы подготовим коммерческое предложение!