Медицинский осмотр водителей в 2020 году – предрейсовый, послерейсовый и другие

Организация предрейсового медосмотра водителей

Больше материалов по теме «Сотрудники» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Что представляет собой предрейсовый медосмотр?
  2. Законодательная база
  3. Прочие детали
  4. Как работодателю организовать медосмотр?
  5. Штрафы
  6. Примерные затраты на медосмотры в месяц

Предрейсовые медосмотры водителей – обязательная мера для обеспечения безопасности. Регулируются они соответствующими нормативными актами.

Вопрос: Возможно ли осуществлять предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств с помощью телемедицинских технологий (специальных устройств) без непосредственного участия медицинского работника?
Посмотреть ответ

Что представляет собой предрейсовый медосмотр?

Обязательность прохождения предрейсового осмотра установлена законом. Это одно из условий безопасности. Если водитель будет пьян или болен, он не сможет в полной мере гарантировать пассажирам безопасность. Поэтому осмотры проводятся перед каждым рейсом. Если у водителя выявятся нежелательные состояния или болезни, он отстраняется от работы и направляется на дальнейшее обследование.

Вопрос: Как отразить в учете автотранспортной организации расходы на проведение обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей, состоящих в штате данной организации?
Организацией заключен договор с медицинской организацией, имеющей соответствующую лицензию, на оказание медицинских услуг по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей. Стоимость оказанных медицинских услуг за текущий месяц составила 50 000 руб. (НДС не облагается). Факт оказания услуг подтверждается подписанием акта приемки-сдачи оказанных услуг. Оплата услуг, согласно договору, производится в месяце, следующем за месяцем оказания услуг.
Для целей налогового учета доходов и расходов организация применяет метод начисления.
Посмотреть ответ

Предрейсовые осмотры проводятся в отношении следующих водителей:

  • Транспортирующих опасные грузы.
  • Перевозящие пассажиров.

Вопрос: Физическое лицо, применяющее НПД, оказывает автотранспортные услуги по перевозке грузов на арендованном транспорте. Должно ли оно проходить предрейсовые медицинские осмотры перед поездками?
Посмотреть ответ

Медосмотр не обязателен для лиц, работающих:

  • В скорой помощи.
  • В полиции.
  • В пожарной службе.

Вопрос: Правомерно ли привлечение организации к административной ответственности за непроведение предрейсового медосмотра директора и его заместителя перед допуском их к управлению служебным автомобилем?
Посмотреть ответ

То есть обследование могут не проходить лица, служащие в экстренных службах, работающих по оперативным вызовам. Противопоказание, выявленное при предрейсовом осмотре, – это состояние, которое препятствует безопасному управлению ТС. Обследование проводятся врачами, фельдшерами.

Осмотр предполагает прохождение следующих шагов:

  • Ознакомление врача с жалобами водителя.
  • Измерение артериального давления.
  • Замер пульса.
  • Проверка на алкогольное или наркотическое опьянение.

Вопрос: Можно ли в целях налога на прибыль учесть расходы на ГСМ, амортизацию автомобиля руководителя, если в путевом листе нет отметки о предрейсовом медицинском осмотре?
Посмотреть ответ

Если будут обнаружены настораживающие признаки, врач направляет человека на расширенное обследование. Рассмотрим эти признаки подробнее:

  • Симптоматика временной нетрудоспособности.
  • Воздействие на организм алкогольных, наркотических, психотропных средств.
  • Влияние лекарственных средств, которые негативно влияют на способность к концентрации.

Если водитель прошел медосмотр, врач ставит соответствующую отметку на путевом листе. Также он обязан поставить свою подпись.

Если водитель не явился на медосмотр, он не сможет приступить к работе, работодатель просто не имеет права его допустить к рейсу. В случае, если такое нарушение допущено, и в рейс вышел водитель без отметки врача в путевом листе, это чревато административной ответсвенностью для виновных – по ст. 11.32 КоАП РФ либо ст. 5.27 КоАП РФ и 12.32 КоАП РФ.

Если причина неявки не зависит от работодателя, сотрудник допустил ее по своим личным причинам, пусть даже уважительным, заработная плата за период до прохождения предрейсового осмотра водителю начисляться не будет.

Законодательная база

Предрейсовые осмотры регулируются целым рядом нормативных актов:

  • Приказом Минздрава от 15 декабря 2014 года №835.
  • Письмом Минздрава от 21 августа 2003 года №2510/9468-03-32.
  • Приказом Минздрава от 29 сентября 1989 года №555.
Читайте также:
Должностные обязанности бухгалтера-материалиста

Отдельные особенности выполнения обследований устанавливаются статьей 23 закона №196. Самая новая редакция закона о предрейсовом осмотре – Приказ Минздрава №835 от 1 мая 2015 года.

ВАЖНО! Практически все нормативные акты устанавливают необходимость ведения в компании журнала регистрации. В нем фиксируются итоги обследования. Обязанность ведения журнала возлагается на работодателя. Указания по форме журнала зафиксированы в приказе Минздраваот 29 сентября 1989 года №555.

Особенности проведения предрейсового осмотра по новому закону

Новые требования к обследованию устанавливаются приказом Минздраваот 15 декабря 2014 года №835. Рассмотрим некоторые из них:

  • Обследование проводится перед рабочей сменой для того, чтобы человек с противопоказаниями не попал на рейс.
  • Оплачивается и организуется осмотр работодателем.
  • Обследовать водителя могут только квалифицированные сотрудники медицинских учреждений с соответствующей лицензией.

В новом законе прописаны следующие ступени предрейсового осмотра:

  • Сбор анамнеза.
  • Визуальный осмотр человека.
  • Замер температуры тела.
  • Замер артериального давления и пульса.
  • Проверка на предмет алкогольного опьянения.
  • Определение содержания алкоголя в крови (в процентах).
  • Проверка наличия в крови психоактивных элементов.

Результаты обследования докладываются работодателю. Если противопоказания есть, человеку выписывается направление на полный осмотр.

Последние законодательные новшества о предрейсовых осмотрах

29 июля 2017 года был принят новый Федеральный закон № 242 о предрейсовом осмотре водителей автобусов и таксопарков. Он вступил в силу в начале 2018 года, и в нем содержатся некоторые принципиально новые моменты, с которыми необходимо ознакомится водителям и работодателям.

Самая главная новинка заключается в возможности дистанционного предрейсового осмотра. Врач может находиться на своем рабочем месте, далеко от пациента, а заключение давать посредством телеметрии. Доктор не будет лично ставить свою подпись на путевом листе, как это было ранее, а отправлять свой вердикт в электронной форме, скрепляя его ЭЦП – электронной цифровой подписью. Планируется, что подвергаться осмотру водители будут непосредственно за рулем перед самым началом рейса. Механизм подобной процедуры пока не разработан, но такая задача поставлена перед Минздравом РФ. Телемедицина поможет сберечь время на осмотры и средства на их организацию.

Второе изменение касается ужесточения самих требований к осмотру. Увеличилось количество поводов, по которым врач законно сможет отстранить водителя от участия в рейсе. К ним добавились:

  • повышенное артериальное давление;
  • значительно участившиеся сердцебиение;
  • острая форма заболевания.

Прочие детали

Обследование засчитывается в рабочее время сотрудника. Для проверки работодатель должен предусмотреть специальное помещение. Минимальная площадь его – 12 кв. м. Человек также может быть направлен на проверку в специализированное учреждение. Ответственность за транспортировку несет работодатель. Для этого можно, к примеру, воспользоваться корпоративным транспортом. Приблизительная продолжительность одного осмотра – 10-15 минут. При наличии настораживающих признаков обследование может быть расширено до анализов крови и мочи. В этом случае время проверки увеличивается до 20 минут.

Человек отстраняется от рейса при обнаружении признаков наличия алкоголя или наркотиков в крови, при учащенном пульсе, повышенном давлении. Итоги обследования должны быть зафиксированы в путевом листе и журнале осмотров. В частности, туда заносится следующая информация:

  • Дата и время осмотра.
  • ФИО врача, который проводил обследования.
  • Подпись врача.

Информация из путевого листа и данные из журнала должны совпадать.

ВНИМАНИЕ! Если в процессе осмотра выявится содержание в крови алкоголя или наркотиков, на сотрудника может быть наложен штраф.

Как работодателю организовать медосмотр?

Существует три формы организации предрейсового медицинского осмотра:

  • Привлечение стороннего медицинского учреждения. У учреждения обязательно должна иметься лицензия на осуществление медосмотров. Работодатель заключает с организацией соответствующий договор.
  • Устройство в компанию врача. У врача должен быть соответствующий сертификат. Со специалистом заключается соответствующий трудовой договор.
  • Получение лицензии самим предприятием. Получение лицензии имеет смысл только в том случае, если это большая компания, сотрудники которой должны регулярно проходить медосмотр. В данном случае работодателю придется организовывать медицинский кабинет, нести ответственность за его содержание. Если предприятие получило лицензию, оно может оказывать услуги предрейсового осмотра другим компаниям.
Читайте также:
Медкомиссия при приеме на работу

Какую форму лучше выбрать? Все зависит от величины компании. Обращение в стороннюю компанию – наиболее популярная форма. Если в организации в рейс выходят более 15 водителей, имеет смысл взять медицинского работника в штат.

К СВЕДЕНИЮ! Получение лицензии предприятием – крайне затратный процесс. Он предполагает получение множества документов. На все это нужно время, а потому в процессе оформления все равно придется обращаться к сторонним организациям.

Штрафы

Предрейсовый осмотр крайне важен для обеспечения безопасности. Поэтому к нему предъявляются соответствующие требования. За нарушение правил обследования накладываются следующие штрафы:

  • 1 000-1 500 рублей для сотрудника.
  • 2 000-3 000 рублей для врача, осуществляющего осмотр.
  • 30 000-50 000 для ИП или ЮЛ.

Данные штрафы регулируются статьей 11.32 КоАП РФ. Как правило, накладываются они только после ЧП, которое приводит к расследованию и последующему обнаружению нарушений правил. Руководитель не должен допустить ЧП из-за наличия противопоказаний у водителя.

Примерные затраты на медосмотры в месяц

Затраты на предрейсовые осмотры зависят от количества водителей, которые выходят в рейс в сутки:

  • 1-2 человека – 5 тысяч рублей.
  • 3-4 человека – 7 тысяч рублей.
  • 5-7 сотрудников – 10 тысяч рублей.
  • 8-15 водителей – 12 тысяч рублей.
  • 16-30 водителей – 15 тысяч рублей.
  • 31-50 – 18 тысяч рублей.
  • Более 50 водителей – 21 тысяча рублей.

Проведение осмотра медицинским работником, работающим на самом предприятии, является наиболее затратным. Работодателю придется ежемесячно выплачивать сотруднику зарплату. Однако если в компании есть много водителей, дешевле будет как раз нанять врача для обследований.

Предрейсовый медицинский осмотр водителей в 2021 году

  • Нормы законодательства – 2021 по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей
  • Приказ № 835н о предрейсовых медосмотрах водителей
  • Особенности процедуры предрейсового медосмотра для водителей
  • Положение об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей
  • Итоги

Нормы законодательства – 2021 по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей

Примечательно, что проведение предрейсового медицинского осмотра водителей одновременно регулируется сразу несколькими (не противоречащими друг другу) нормативно-правовыми источниками:

  • приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н;
  • письмом Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32;
  • приказом Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555;
  • ТК РФ.

Кроме того, некоторые аспекты проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей регулируются нормами ст. 23 закона «О дорожном движении» от 10.12.1995 № 196-ФЗ.

Объект регулирования указанных НПА частично совпадает (а если говорить именно о предрейсовом осмотре водителей, совпадает полностью), но основным документом, положения которого следует изучать работодателям, можно считать наиболее поздний — приказ Минздрава № 835н.

Отметим, что во всех указанных источниках права, изданных Минздравом, есть положения, предписывающие работодателям использовать в целях фиксации результатов предрейсового медосмотра водителей специальный журнал регистрации. При этом только в приказе Минздрава СССР № 555 присутствует рекомендуемая форма этого журнала.

Образец журнала предрейсового медицинского осмотра водителей см. здесь.

Итак, самый свежий из указанных НПА, регулирующий проведение медосмотра водителей, — приказ Минздрава РФ № 835н. Его положения актуальны также и для 2021 года.

Приказ № 835н о предрейсовых медосмотрах водителей

Главная особенность приказа Минздрава РФ № 835н в том, что он регламентирует проведение не только предрейсового, но и предсменного, послерейсового и послесменного осмотров сотрудников. Согласно этому приказу предрейсовые медосмотры обязательны для всех водителей, кроме тех, которые работают на машинах экстренных служб — для них обязательны только те медосмотры, которые относятся к предсменным. В свою очередь, послерейсовые медосмотры обязательны для тех водителей, которые осуществляют перевозку пассажиров, а также опасных грузов. Минздрав также предписывает проходить предрейсовые и послерейсовые осмотры ИП, которые самостоятельно оказывают услуги по перевозке.

Читайте также:
Менеджер по продажам - кто это, обязанности

Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли у вас проводится предрейсовый медосмотр. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.

Особенности процедуры предрейсового медосмотра для водителей

Приказ Минздрава РФ № 835н устанавливает, что предрейсовые медицинские осмотры водителей:

  • проводятся непосредственно перед началом рабочей смены в целях обнаружения вредных и опасных факторов, а также состояний здоровья, которые могут препятствовать выполнению человеком трудовой функции;
  • финансируются и организуются работодателем;
  • проводятся медработниками, имеющими необходимую квалификацию, подтвержденную сертификатом, и работающими в штате фирмы либо представляющими стороннюю медицинскую организацию, при наличии соответствующей лицензии на осуществление медицинской деятельности.

ВНИМАНИЕ! Согласно абз.3 ст. 213 ТК РФ время проведения обязательных медицинских осмотров включаются в рабочее время сотрудника. Например, водитель согласно трудовому договору работает с 8:00 до 17:00. Предрейсовый медосмотр занимает у него 20 мин. То есть приступить к трудовым обязанностям он должен в 8:20.

Приказом Минздрава № 835н определено, что в состав предрейсовых осмотров входят:

  • рассмотрение жалоб водителя;
  • проведение визуального осмотра;
  • измерение температуры, давления, пульса;
  • выявление признаков опьянения;
  • определение процента алкоголя в крови;
  • определение присутствия психоактивных веществ.

По итогам предрейсового медосмотра врач выносит заключение о том, что:

  • вредных и опасных факторов либо состояний здоровья, препятствующих выполнению водителем трудовой функции, не выявлено (и потому водитель может приступать к работе);
  • соответствующие факторы либо состояния выявлены (и потому водитель не может быть допущен к работе).

В обоих случаях об итогах медосмотра информируется работодатель. При втором сценарии, если факторы и состояние здоровья, мешающие водителю работать, выявлены, то работнику выписывается справка для последующего обращения в медицинскую организацию в целях получения необходимой помощи.

О том, как работодателю организовать проведение предрейсового и послерейсового медосмотров, вы можете узнать, получив пробный бесплатный доступ к К+.

Положение об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей

Кроме приказа № 835н сохраняет юридическую силу также письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32. В нем указано, что работодатель для проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей может утвердить отдельный локальный правовой акт — положение об организации соответствующих осмотров. Типовая форма данного положения утверждена в приложении 2 к указанному письму Минздрава. В таком положении предполагается регламентация:

  • организации предрейсовых медосмотров;
  • содержания медосмотров;
  • проведения отдельных процедур в рамках медосмотров;
  • условий проведения медосмотров;
  • критериев допуска водителей к работе после прохождения медосмотра;
  • обязанностей медучреждений, которые проводят медосмотры.

Структуру приказа о прохождении медосмотра сотрудниками предприятия смотрите здесь.

Можно ли взыскать штраф с водителя, который ему выписали за выход на линию без предрейсового медицинского осмотра? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.

Итоги

Проведение предрейсового медосмотра водителей — обязанность работодателя, предусмотренная законом. В ходе ее выполнения предприятию важно соблюсти процедуры, предусмотренные положениями приказа Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н.

Изучить прочие нюансы проведения медосмотров работодателями вы можете в статьях:

Медицинский осмотр водителей в 2020 году – предрейсовый, послерейсовый и другие

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 4 апреля 2019 года N ДЗ-514-ПГ

[О проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств]

Читайте также:
Линейный менеджер — кто это такой, особенности профессии

Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (далее – Департамент) рассмотрел обращение и в рамках своей компетенции сообщает.

Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения” (далее – Федеральный закон N 196-ФЗ) установлена обязанность проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств как одно из требований обеспечения безопасности дорожного движения. Согласно пункту 7 статьи 23 Федерального закона N 196-ФЗ обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 21 ноября 2011 г N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон 323-ФЗ).

Согласно пункту 3 статьи 23 Федерального закона N 196-ФЗ обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

В соответствии с пунктом 7 статьи 46 Федерального закона N 323-ФЗ и пунктом 5.2.54 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608, приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. N 835н (зарегистрирован Минюстом России 16 апреля 2015 г., регистрационный N 36866) утвержден Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров (далее – Порядок проведения медицинских осмотров), в соответствии с которым предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.

В соответствии с Порядком проведения медицинских осмотров по результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра на путевых листах ставится штамп “прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен” и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.

Пунктом 2 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Пунктом 12 Порядка установлено, что в случае, если при контроле не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным в пунктах 10-11 Порядка, в путевом листе ставится отметка “контроль технического состояния транспортного средства пройден” и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего контроль, даты и времени его проведения. Выпуск транспортного средства на линию без отметки о прохождении предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств и подписи контролера не допускается.

В соответствии с приказом Минтранса России N 152 обязательными реквизитами путевого листа являются:

1) наименование и номер путевого листа;

2) сведения о сроке действия путевого листа;

3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;

4) сведения о транспортном средстве;

5) сведения о водителе.

В соответствии с пунктом 10 приказа Минтранса России N 152 (в редакции приказа Минтранса России от 21.12.2018 N 467) путевой лист оформляется до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя транспортного средства превышает продолжительность смены (рабочего дня), или до начала первого рейса, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов.

Читайте также:
Лист ознакомления с локальными нормативными актами: образец

Таким образом, действующая редакция приказа Минтранса России N 152 разграничивает необходимость оформления путевого листа на рабочий день либо время выполнения рейса, если на перевозку необходимо затратить более одного рабочего дня.

Ранее, приказом Минтранса России N 152 был установлен срок, на который оформляется путевой лист (на один день или срок, не превышающий одного месяца). В действующей редакции данного приказа срок действия путевого листа не регламентирован.

Одновременно с этим, пунктом 4 приказа Минтранса России N 152 определяется срок действия путевого листа, в течение которого путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день – даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован.

Таким образом, по мнению Департамента, оформление путевого листа заключается в создании нового путевого листа либо в проставлении в уже созданном путевом листе следующих его обязательных реквизитов:

показания одометра транспортного средства при выезде транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки данного транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены (рабочего дня) водителя транспортного средства (далее – парковка);

дата и время выезда транспортного средства с парковки и его заезда на парковку;

дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства;

дату и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра.

Оформление путевого листа посредством проставления в уже созданном путевом листе вышеуказанных обязательных реквизитов возможно при условии сохранения остальных реквизитов путевого листа неизменными.

При этом в соответствии с требованиями приказа Минтранса России N 152 установлено, что:

даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с парковки и его заезде на парковку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их подписями с указанием фамилий и инициалов, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя;

даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с парковки и его заезде на парковку проставляются индивидуальным предпринимателем в случае, если указанный предприниматель совмещает обязанности водителя;

даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов;

дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.

Пунктом 9 приказа Минтранса России N 152 установлено, что путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.

В соответствии с приказом Минтранса России N 152 даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов, дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Вместе с тем путевой лист должен оформляться каждый раз до выезда транспортного средства в рейс с парковки с проставлением в путевом листе отметок о проведенном предрейсовом медицинском осмотре водителей, а также предрейсовом или предсменном контроле технического состояния транспортных средств. Обязанность проведения предрейсового медицинского осмотра водителя и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств до его возвращения из рейса на парковку законодательством Российской Федерации не установлена.

Читайте также:
Лизинг рабочего персонала – что это такое, отличие от аутстаффинга

Одновременно сообщаем, что на путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом.

Таким образом, приказом Минтранса России N 152 не установлен запрет на оформление одного путевого листа на нескольких водителей.

Однако, по мнению Департамента, в данном случае должна быть обеспечена идентификация отметок медицинского работника, проводившего предрейсовый (послерейсовый) медицинский осмотр, в части их отнесения к каждому водителю транспортного средства. Необходимо учитывать, что в самостоятельно разработанной форме путевого листа должны быть указаны обязательные реквизиты, которые приведены в приказе Минтранса России N 152.

Новый порядок проведения медицинских осмотров в 2021 году. Приказ Минздрава России №29н. Изменения в порядке проведении специальной оценки условий труда

КУРС В САНКТ – ПЕТЕРБУРГЕ + Онлайн-трансляция

Даты проведения: 29-30 Июля 2021 (Посмотреть другие даты).

С 1 апреля 2021 года в соответствии с приказом Минздрава России № 29н от 28.01.2021 года вводится новый порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров.

Курс предназначен для: Представителей работодателя, связанных с организацией и проведением медицинских осмотров: руководителей структурных подразделений, специалистов отделов охраны труда, кадровых служб, заместителей руководителя по промышленной медицине, врачей-специалистов, участвующих в работе врачебных комиссий по проведению предварительных и периодических медосмотров, врачей по гигиене труда.

ПРОГРАММА

Нормативно-правовое регулирование предварительных и периодических медосмотров. Новый порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров с 1 апреля 2021 года в соответствии с приказом Минздрава России № 29н от 28.01.2021 года.

  • Конвенция МОТ № 148 о защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах.
  • Конвенция МОТ № 187 об основах, содействующих безопасности и гигиене труда.
  • Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Медицинские осмотры, освидетельствования, диспансеризация.
  • Система оценки и управления профессиональными рисками: проблемы правового регулирования.

Требования к специалистам врачебной комиссии по организации и проведению предварительных и периодических медицинских осмотров.

Процедура, порядок, периодичность проведения медицинских осмотров работников и соискателей.

  • Обязанности работодателя по проведению медосмотров. Позиция ГИТ.
  • Организационно-штатные мероприятия по организации и проведению медосмотров.
  • Новый перечень оснований для проведения медицинских осмотров работников и соискателей. Приказ Минтруда России N 988н, Минздрава России N 1420н от 31.12.2020 «Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры».
  • Специальная оценка условий труда как основание проведения медосмотров.
  • Список контингентов и поименные списков лиц, подлежащих медицинским осмотрам, внесение изменений и дополнений.
  • Процедура проведения предварительного медосмотра.
  • Списки лиц, поступающих на работу, как первый шаг по проведению предварительного медосмотра.
  • Процедура проведения периодического медицинского осмотра.
  • Согласование календарного плана проведения медосмотров с медицинской организацией, ознакомление с календарным планом работников, подлежащих периодическому осмотру.
  • Порядок оплаты работодателем обязательных медицинских осмотров.
  • Новый перечень противопоказаний для осуществления отдельных видов деятельности.
  • Финансирование медицинских осмотров. Позиция государственных органов по недопустимости компенсации расходов на проведение медицинских осмотров работнику работодателем.
  • Оплата времени прохождения периодического медицинского осмотра работникам.
  • Прохождение медосмотра вахтовиками, работниками со сменным графиком
  • Личная медицинская книжка для работников отдельных профессий.
  • Периодические медицинские осмотры в центрах профпатологии; права и гарантии работников при прохождении обследований по собственной инициативе.
  • Действия работодателя после получения заключительного акта в случае наличия медицинских противопоказаний к работе.
  • Порядок отстранения от работы работников, не прошедших медицинский осмотр.
  • Порядок увольнения работников по медицинским показаниям.
  • Ответственность работодателя за нарушения в порядке проведения/непроведение медосмотров. Судебная практика.
  • Качество проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (ответственность медицинской организации; оспаривание результатов медосмотра и др.).
  • Разъяснения по применению перечня отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, на занятие которыми устанавливаются ограничения для больных наркоманией. Реализация механизма «регуляторной гильотины», особое значение Федерального закона № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».
Читайте также:
Минимальная заработная плата - чем отличается от МРОТ

Психиатрические освидетельствования, предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей.

  • Категории водителей, обязанных проходить предрейсовый медосмотр.
  • Категории водителей, обязанных проходить послерейсовый медосмотр.
  • Порядок проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров.
  • Контроль ГИТ и Ространснадзора за проведением предрейсовых и послерейсовых медосмотров.
  • Позиция госорганов относительно удаленного медосмотра.
  • Психиатрическое освидетельствование: категории работников, обязанных проходить освидетельствование, порядок направления работодателем работника на освидетельствование, финансирование.
  • Ответственность за допуск работников к работе без прохождения психиатрического освидетельствования.

Обзор изменений Федерального закона «О специальной оценке условий труда» 2021 г.

  • Права и обязанности работников и работодателя при проведении специальной оценки.
  • Организация, проводящая специальную оценку, эксперты организации. Требования и ограничения, предъявляемые к ним.
  • Сроки проведения плановой и внеплановой специальной оценки условий труда.
  • Порядок проведения специальной оценки условий труда.
  • Создание комиссии по СОУТ.
  • Рабочие места, на которых проводится СОУТ. Признание рабочих мест аналогичными.
  • Идентификация рабочих мест.
  • Утверждение протокола по результатам идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.
  • Декларирование соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда при проведении специальной оценки.
  • Утверждение протокола по результатам исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов.
  • Утверждение отчета по СОУТ.
  • Уведомление организации, проводившей специальную оценку условий труда, об утверждении отчета.
  • Ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труд.
  • Размещение работодателем на официальном интернет-сайте сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труд.
  • Уведомление Фонда социального страхования РФ о результатах специальной оценки условий труда.
  • Применение результатов специальной оценки условий труда.

Особенности проведения медицинских осмотров и экспертизы профессиональной пригодности в отношении отдельных категорий работников.

  • Лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
  • Лиц, работа которых связана с ношением и применением оружия.
  • Лиц, относящихся к декретированному контингенту и приравниваемые к ним (маникюрши, повара, бармены, администраторы салонов красоты, парикмахерских и др.).
  • Иностранных работников.
  • Особенности проведения медицинских осмотров (обследований) работников, непосредственно занятых на работах, связанных с обслуживанием объектов электроэнергетики.
  • Оформление документации по медицинским осмотрам: теоретические и практические аспекты по новым правилам.

Другие вопросы, связанные с прохождением медицинских осмотров в организации.

  • Медицинские осмотры, освидетельствования, диспансеризация и нормы рабочего времени. Диспансеризация, изменения 2020 г.
  • Установление непригодности к работе: права и обязанности работника и работодателя.
  • Мероприятия по профилактике профессиональных заболеваний.
  • Ответы на вопросы слушателей, практические рекомендации.

ПРЕПОДАВАТЕЛИ

Спикер

Спикер

Практикующий юрист, директор по персоналу ОАО «Корпорация развития Московской области».

УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ

Стоимость участия в ОЧНОМ формате – 29 500 рублей, в ONLINE – 29 500 рублей.

При единовременном участии двух и более сотрудников в одном мероприятии предоставляется скидка – 7 %.

В стоимость обучения входит: Методический материал, обеды, кофе-паузы. Экскурсионная программа по Санкт-Петербургу как необязательная часть.

Документ по окончании обучения: Удостоверение о повышении квалификации в объеме 16 часов, (Лицензия на право ведения образовательной деятельности от 03 мая 2017 года №038386, выдана Департаментом образования города Москвы).

Читайте также:
Налог для репетиторов, самозанятых: нужно ли платить?

Иногородним клиентам оказывается помощь в бронировании гостиницы на период прохождения обучения.

Порядок предрейсового осмотра водителей

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения” (далее – Закон N 196-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны помимо прочего:

организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;

организовывать проведение обязательных медицинских осмотров.

Согласно п. 1 ст. 23 Закона N 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры. Они проводятся либо привлекаемыми медицинскими работниками (п. 7 ст. 23 Закона N 196-ФЗ), либо в порядке и на условиях, предусмотренных ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (далее – Закон N 323-ФЗ). В соответствии с ч. 4 ст. 24 Закона N 323-ФЗ в целях охраны здоровья работодатели вправе вводить в штат должности медицинских работников и создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), оказывающие медицинскую помощь работникам организации.

Медицинская деятельность подлежит лицензированию в соответствии с п. 46 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” (далее – Закон о лицензировании). Нормами п. 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (далее – Положение N 291), и Перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, медицинские осмотры, в том числе предрейсовые и послерейсовые, отнесены к медицинской деятельности, требующей получения лицензии.

Порядок проведения таких осмотров утвержден приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 N 835 (далее – Порядок). Так, согласно п. 8 Порядка предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее или среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя), при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (оказание услуг) по медицинским осмотрам.

Медицинский персонал организаций, в силу п. 1 ч. 1 ст. 100 Закона N 323-ФЗ, должен иметь высшее или среднее медицинское образование и сертификат специалиста. Кроме того, для проведения предрейсовых и послерейсовых осмотров медицинский работник должен пройти специальное обучение (введение к Методическим рекомендациям “Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств”, утвержденным Минздравом РФ и Минтрансом РФ 29.01.2002).

Лицензия, выданная на осуществление медицинской деятельности, действует бессрочно (ч. 4 ст. 9 Закона о лицензировании).

Осуществление перевозок автомобильным транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств является административным правонарушением, предусмотренным ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц – пяти тысяч рублей; на юридических лиц – тридцати тысяч рублей.

Смотрите также Методические рекомендации “Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств” (утверждены Минздравом РФ и Минтрансом РФ 29 января 2002 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса

Ответ прошел контроль качества

3 сентября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Новый порядок медосмотров: ответы на вопросы работодателей

специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда

Новый Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медосмотров действует с 1 апреля 2021 года. Документ утвержден в январе (Приказ Минздрава России от 28.01.2021 № 29) и до сих пор вызывает вопросы. Предлагаем ответы на самые популярные из них

Читайте также:
Лист ознакомления с приказом: образец

Проводить ли медосмотры офисным сотрудникам, если условия труда по результатам СОУТ признаны допустимыми?

В соответствии с новым Порядком проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров ( (Приказ Минздрава России от 28.01.2021 № 29) офисные сотрудники с оптимальными и допустимыми условиями труда должны проходить медосмотр, если выполняют работы, которые перечислены в разделе VI приложения к Приказу № 29н.

Кто и как приобщает документы по диспансеризации на прохождение МО?

Приобщением документов занимается медицинская комиссия. Организация, которая проводит медосмотры, может получить результаты ранее проведенной диспансеризации и других медосмотров поступающего на работу человека еще до его явки на медицинский осмотр. Сделать это можно с помощью электронного обмена документами.

Поступающий на работу вправе предоставить выписку с результатами диспансеризации из карты амбулаторного пациента медицинской организации, к которой он прикреплен.

Врачебная комиссия медорганизации определяет перечень врачей-специалистов, а также виды и объемы необходимых лабораторных и функциональных исследований на основании:

  • указанных в поименном списке вредных и (или) опасных производственных факторов или работ;
  • результатов проведенных не позднее одного года назад медосмотра или диспансеризации, подтвержденных документами, в том числе электронными.

Требуется ли теперь направлять на медосмотры работников торговли непродовольственными товарами?

Только по факту работы в организации торговли непродовольственными товарами — нет. В приложении «VI. Выполняемые работы» произошли изменения. Теперь в отношении всего штата организаций торговли, в том числе непродовольственной, медосмотр не проводится. Медосмотр по п. 23 Порядка будут проходить только сотрудники, непосредственно контактирующие с пищевыми продуктами и сырьем при приготовлении, продаже, доставке и хранении на складах.

Где получить проект контракта с медорганизацией со всеми новыми условиями?

После 1 апреля 2021 года запросите проект контракта на периодический медицинский осмотр в медорганизации, которая организует проведение медосмотров.

Работники организации соцобслуживания не указаны в Приказе № 29н. Руководствоваться результатами СОУТ?

Да, и еще результатами производственного контроля, если нет других подтверждений факторов.

Если работник выполняет работы, указанные в приложении, или вредный производственный фактор был идентифицирован экспертом СОУТ и в протоколе отмечено его наличие в допустимой или превышающей концентрации, то медосмотр проводите в обязательном порядке.

Приказ № 29н, в отличие от Приказа № 302н, больше не содержит указаний «при условии отнесения к вредным условиям труда». Это соответствует ч. 4 ст. 213 ТК РФ. Фактор есть — проводите, стоит прочерк напротив фактора — не проводите. Результаты СОУТ и должностные функции теперь единственный источник информации для разработки списка лиц на медосмотр.

С 1 апреля 2021 года формируйте вместо списка контингента новый список лиц и указывайте в нем все рабочие места, на которых идентифицированы вредные и опасные производственные факторы или виды работ. Сведения берите из протоколов СОУТ по шуму, воздушной среде, тяжести, напряженности, химическим факторам и пр. Идентифицировано — это значит, что поставлена цифра 2 и более.

Если фактор не был идентифицирован, в протоколе его не будет.

Почему теперь даже бухгалтеры в торговле должны проходить медосмотры. Проверьте ОКВЭД

Кого затронет новая позиция Верховного суда.

Инспекторы ГИТ и судебные органы все чаще пытаются расширить списки сотрудников, которые обязаны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры. Конечно, они проводились и ранее, но касались, в первую очередь, вредных и опасных производств, а также продавцов в магазинах. Но, что касается торговли, многое может измениться.

Прежде всего, посмотрим, к каким сферам деятельности относятся медосмотры. В соответствии со ст. 213 Трудового кодекса РФ, к ним относятся вредные и опасные производства и работа, связанная с движением транспорта. Кроме того, осмотры затрагивают организации пищевой промышленности, питания и торговли, медицинские и детские учреждения. Также перечень работ определяет Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 №302н.

Читайте также:
Возврат аванса при расторжении договора

Отметим, что в отношении торговли и ряда других сфер ст. 213 ТК РФ уточняет, что медицинские осмотры организуются для охраны здоровья и предупреждения заболевания людей. На эту формулировку ранее и акцентировала свое внимание судебная практика.

Другими словами, в судах не раз подтверждалось, что проходить осмотры должны не все работники торговых компаний, а только те, кто непосредственно контактирует с людьми. Это уточнение многие компании «обращади» в свою пользу. Если организация занималась торговой деятельностью, но прямого общения с населением не имела, то медосмотры она не проводила. Естественно, этот нюанс относили к себе предприятия разных сфер: оптовая торговля, продажа промышленного оборудования, сфера услуг и т.д.

Однако в декабре 2017 года Верховный суд РФ озвучил свою позицию в Постановлении от 06.12.2017 по делу №24-АД17-5.

Суд определил, что проходить медицинские осмотры обязаны все сотрудники торговых организаций, независимо от видов торговли и реализуемой продукции.

Значит, компания должна направлять на «обследование» весь персонал при приеме на работу и далее регулярно, даже если это не менеджер по продажам, а, допустим, бухгалтер, юрист и т.д.

Такую трактовку Инспекция труда использовала и ранее, но при этом судебные органы четко разделяли розничные продажи с прямым общением с потребителями и оптовую торговлю. Тем более в промышленности. Вероятно, теперь постепенно практика будет сильно меняться.

Как же быть, если ваша компания может «попасть» под эти изменения? Прежде всего, необходимо проверить, представлена ли торговля как один из видов ОКВЭД в уставных документах организации. Если да – стоит подготовиться к возможным вопросам при проверке надзорных органов.

Один из вариантов – действовать в соответствии с позицией Верховного суда, то есть направлять на медосмотры. Конечно, это потребует лишних трудозатрат и дополнительных расходов. Тем более, что, на основании ст. 213 ТК РФ, осмотры должны осуществлять за счет средств работодателя. Но таким образом вы полностью сведете к нулю риски привлечения к ответственности за нарушения в области охраны труда.

Между прочим, именно в этой сфере нарушения караются максимальными штрафами в области трудового права. Другой сценарий – провести аудит документальной базы и изменить ее, подготовившись к возможному суду в будущем.

Здесь вам придется детально обосновывать, кто в организации должен проходить осмотры, кто напрямую общается с людьми (покупателями, клиентами), а кто – нет. Естественно, речь идет не об устном обосновании: фиксировать нюансы необходимо в документах и своевременно, а не накануне проверки.

Возможен и еще один план действий. Мы имеем ввиду использование других открытых вариантов оформления трудовых отношений, при которых предварительные и регулярные медицинские осмотры не нужны. Например, это может быть дистанционный труд.

Но в этом случае, вы должны четко знать, с кем можно оформить такие отношения, и как вы будете управлять людьми «на расстоянии».

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как теперь будут контролировать наличку. 115-ФЗ в 2021 году ».

Только до завтра можно забрать запись со скидкой 20%. Программу вебинара смотрите здесь

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: