Декретные выплаты для безработных – узнайте как получить

Пособие по беременности и родам в 2022 году: чему равна сумма декретных и как их получить

Если женщина работает в организации или у ИП по трудовому договору, то за пособием по беременности и родам она обращается к работодателю. До 2022 года бухгалтерия самостоятельно рассчитывала пособие. Начиная с 2022 года, работодатель не делает вычислений. Он лишь передает документы в ФСС, а фонд перечисляет деньги напрямую сотруднице. Однако вопросы о размере пособия работница наверняка будет адресовать бухгалтеру. Чтобы бухгалтер мог ответить работнице или проверить правильность исчисления пособия, мы расскажем о том, как его будет считать ФСС.

  1. Изменения по выплатам с 2022 года
  2. Кому выплачивается пособие по беременности и родам
  3. Как оформить пособие по беременности
  4. Какая сумма пособия по беременности и родам в 2022 году
  5. Сроки выплаты пособия по беременности и родам
  6. Виды «детских» пособий в 2022 году
  7. Размеры «детских» пособий в 2022 году
  8. Пособие при постановке на учет на ранних сроках беременности

Изменения по выплатам с 2022 года

В 2022 году и ранее в регионах, не участвующих в проекте «Прямые выплаты» действовала следующая схема. Сначала работодатель переводил сотруднице свои средства, а затем ФСС возмещал ему всю сумму.

Начиная с 2022 года, во всех субъектах РФ выплаты женщинам напрямую производит ФСС (см. «С 2022 года во всех регионах России пособия будут выплачиваться напрямую из ФСС»).

Новый алгоритм взаимодействия работодателя и фонда изложен в положении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.12.20 № 2375. Там сказано, что получив от работницы подтвреждающие документы, бухгалтерия должна передать в ФСС сведения (в частности, реестры больничных), необходимые для назначения и выплаты пособия. Сделать это нужно не позднее 5 календарных дней с момента, когда женщина принесла бумаги.

Способ передачи сведений (реестров больничных) зависит от среднесписочной численности физических лиц, которым были сделаны выплаты в предшествующем расчетном периоде (у вновь созданных компаний — от текущей численности персонала). Если указанный показатель превышает 25 человек, сведения сдаются в электронном виде. Если равен или менее 25 человек — можно сдать сведения на бумаге (о том, как расчитать среднесписочную численность см. «Шпаргалка по расчету среднесписочной численности работников»).

Бесплатно формировать и сдавать реестры больничных с помощью сервиса «Пособия ФСС»

Кому выплачивается пособие по беременности и родам

Согласно статье 6 Федерального закона от 19.05.95 № 81-ФЗ , пособие по беременности и родам (БиР) полагается женщинам (в том числе усыновившим ребенка в возрасте до трех месяцев):

  • работающим;
  • безработным, если они были уволены в связи с ликвидацией компании — работодателя (утратой статуса ИП, прекращением статуса адвоката и проч.) в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их безработными;
  • обучающимся на очном отделении в профессиональных и других образовательных организациях;
  • проходящим военную службу по контракту, а также службу в правоохранительных и таможенных органах.

Рассчитывайте зарплату и пособия с учетом повышения МРОТ с 2022 года Рассчитать бесплатно

Как оформить пособие по беременности

Не позднее 6-ти месяцев после окончания отпуска по БиР женщина должна принести в бухгалтерию следующие документы:

  1. Листок нетрудоспособности, выданный в связи с родами.
  2. Справку о заработке с других мест работы (если они были в расчетном периоде; подробнее см.: «Справка 182н о сумме заработной платы»).
  3. Заявление о назначении пособия.

Работать с электронными больничными и сдавать всю сопутствующую отчетность через «Контур.Экстерн»

Какая сумма пособия по беременности и родам в 2022 году

Алгоритм расчета приведен в Положении об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам (утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.07 № 375). Сначала необходимо найти средний заработок, сравнить его с лимитами, и после этого вычислить размер пособия по БиР.

Расчет среднедневного заработка

Суммарный заработок

В него входят выплаты сотруднице, с которых были уплачены взносы на обязательное соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В общем случае его считают за два календарных года, предшествующих году, в котором начался декрет. Если женщина уходит в отпуск по БиР в 2022 году, суммарный заработок определяют за 2022 и 2019 годы.

ВНИМАНИЕ. Если в два предшествующих календарных года женщина хотя бы один день находилась в другом декрете, либо в отпуске по уходу за ребенком, можно перенести один или два года на более ранний период. Основанием должно служить письменное заявление. Приведем пример. Допустим, отпуск по беременности начался в марте 2022 года. При этом в 2019 году сотрудница была в декрете, а в 2022 году — в отпуске по уходу за ребенком. Она написала заявление, и ее суммарный заработок посчитали за 2017 и 2018 годы.

Суммарный заработок учитывают в части, которая не превышает предельного значения базы по взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Это значение ежегодно утверждает Правительство РФ. Сравнивать с предельными значениями базы следует заработок за каждый из двух лет в отдельности (пример см. в таблице 1).

Читайте также:
Как получить военный билет: после 27, 30 лет, если не служил

Рассчитать пособие по беременности и родам с учетом актуальных показателей

Пример сравнения суммарного заработка с предельными значениями базы при расчете пособия по БиР

Показатели

Период, за который считается суммарный заработок

Предельное значение базы на соответствующий год

870 000 руб. (превышает)

890 000 руб. (не превышает)

Величина, учтенная при расчете декретного пособия

Итого суммарный заработок за два года

1 755 000 руб.(865 000 + 890 000)

Число дней расчетного периода

Чтобы его найти, нужно взять две величины:

  1. Число календарных дней в периоде, за который посчитан суммарный заработок.
  2. Количество календарных дней исключаемого периода. В него входят время болезни, декрета, отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет. Также к исключаемому периоду относятся дни, когда женщина была освобождена от работы по законам РФ с полным или частичным сохранением зарплаты (если с выплат не перечисляли взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством).

Затем от первой величины следует отнять вторую.

Среднедневной заработок

Он равен суммарному заработку, деленному на число дней расчетного периода.

Ксения Иванова уходит в отпуск в апреле 2022 года. Ее суммарный заработок за 2022 и 2019 годы составил 500 000 руб. (предельные значения базы не превышены). В 2022-2019 годах 731 календарный день. Из них 15 календарных дней Иванова была на больничном. Число дней расчетного периода равно 716 дн. (731 — 15). Среднедневной заработок составил 698,32 руб. (500 000 руб.: 716 дн.).

Сравнение среднедневного заработка с лимитами

Минимальные выплаты декретных в 2022 году

Величина пособия по БиР не может быть сколь угодно маленькой. Если средний заработок женщины ниже минимального размера оплаты труда, установленного на дату начала декрета, пособие следует считать исходят из МРОТ.

Необходимо сравнить два значения среднедневного заработка: фактический и исходя из МРОТ. Для этого нужно произвести следующие действия:

  1. Разделить фактический суммарный заработок на количество дней расчетного периода.
  2. МРОТ на дату начала декрета умножить на 24 месяца и разделить на 730 дней.
  3. Сравнить полученные цифры. Если первая больше или равна второй, пособие нужно считать исходя из первой величины. Если первая меньше второй, пособие следует определять исходя из второй величины (пример в таблице 2).

Пример сравнения двух значений среднедневного заработка: фактического и исходя из МРОТ

Дата начала отпуска по беременности и родам

1 апреля 2022 года

Суммарный заработок за 2019 и 2022 годы

МРОТ на 2022 год

Число календарных дней в 2019 и 2022 годах

Число дней исключаемого периода (больничные)

Число дней расчетного периода

Средний дневной заработок фактический

145,77 руб.(100 000 руб.: 686 дн.)

Средний дневной заработок исходя из МРОТ

420,56 руб.(12 792 руб. х 24 мес.: 730 дн.)

Средний дневной заработок фактический меньше, чем данный показатель, рассчитанный исходя из МРОТ. Поэтому пособие следует вычислять по МРОТ

Величина декретного пособия равна среднему дневному заработку, умноженному на число дней отпуска по БиР.

Сумма пособия по беременности и родам, рассчитанного исходя из минимального размера оплаты труда, в 2022 году составляет:

  • 58 878,4 руб. — если продолжительность отпуска по БиР 140 дней;
  • 65 607,36 руб. — если продолжительность отпуска по БиР 156 дней;
  • 81 588,64 руб. — если продолжительность отпуска по БиР 194 дня.

Рассчитывать зарплату и пособия по БиР на предприятии с разными системами оплаты труда, коэффициентами и надбавками

Максимальная сумма декретных выплат в 2022 году

Если сотрудница не написала заявление о переносе расчетного периода на более ранние годы, суммарный заработок для декретных считается за 2019 и 2022 годы.

С учетом предельных величин базы, максимальный размер среднего дневного заработка составит 2 434,25 руб.((865 000 руб. + 912 000 руб.): 730 дн.).

Сумма декретного пособия не может превышать следующих значений:

  • 340 795 руб. — если продолжительность отпуска по БиР 140 дней;
  • 379 743 руб. — если продолжительность отпуска по БиР 156 дней;
  • 472 244,5 руб. — если продолжительность отпуска по БиР 194 дня.

Расчет суммы пособия по БИР

Нужно взять средний дневной заработок и умножить на количество календарных дней отпуска по БиР согласно листку нетрудоспособности (140, 156 или 194 дня).

ВАЖНО. При оплате пособия по БиР среднедневной заработок умножается на 100% независимо от стажа. Налог на доходы физлиц с этой выплаты не начисляется и не удерживается.

В мае 2022 года Дарья Петрова принесла в бухгалтерию бюллетень по беременности и родам, согласно которому продолжительность отпуска составляет 140 календарных дней. Заявление о переносе расчетного периода Петрова не подавала.

Читайте также:
IT-аутсорсинг — что это такое, зачем он нужен, плюсы и минусы

Суммарный заработок сотрудницы в 2022 году составил 750 000 руб., а в 2019 году — 730 000 руб. (предельные значения базы не превышены).

В течение 2019-2022 годов Петрова находилась на бюллетене 14 календарных дней.

Бухгалтер определил, что фактический средний дневной заработок равен 2 064,16 руб.((750 000 руб. + 730 000 руб.): (731 дн. – 14 дн.)).

Далее сравнил полученную цифру с лимитами и убедился, что:

  • фактический средний дневной заработок не превышает максимально допустимого значения (2 064,16 руб. 420,56 руб.).

В итоге пособие по беременности и родам составило 288 982,4 руб.(2 064,16 руб. × 100% × 140 дн.). Эту сумму Петрова получила на руки.

ВНИМАНИЕ. Если страховой стаж сотрудницы менее 6 месяцев, то вводится дополнительное условие. Пособие по БиР за полный месяц не может превышать МРОТ, умноженного на районный коэффициент (если он введен в данной местности). Величина выплаты за неполный месяц считается следующим образом. МРОТ (с учетом районного коэффициента) делится на количество календарных дней в данном месяце и умножается на число дней декретного отпуска, приходящихся на данный месяц.

Рассчитывайте зарплату и пособия с учетом повышения МРОТ с 2022 года Рассчитать бесплатно

Сроки выплаты пособия по беременности и родам

ФСС обязан начислить пособие не позднее 10 календарных дней с момента, когда Фонд получил от работодателя сведения, необходимые для начисления и выплаты пособия.

ВНИМАНИЕ. Закон запрещает разбивать декретное пособие на части. Вся сумма выплачивается единовременно в полном объеме.

Виды «детских» пособий в 2022 году

Кроме больничных по БиР в 2022 году существуют и другие виды «детских» выплат:

  1. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет.
  2. Единовременное пособие при рождении ребенка.
  3. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности.

Размеры «детских» пособий в 2022 году

Вид пособия

Размер

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет

Выплачивается каждый месяц.

Сумма за полный месяц = средний дневной заработок * 30,4 * 40%.

Сумма за неполный месяц пропорциональна количеству календарных дней месяца, в которых женщина была в отпуске по уходу за ребенком.

Максимально возможная сумма выплаты за месяц — 29 600,48 руб.

Если средний заработок за месяц не более МРОТ, сумма пособия за полный месяц составляет: в январе 2022 года 6 752 руб.; с февраля 2022 года – 7 082,85руб. (при неполном рабочем времени надо умножить на коэффициент, отражающий продолжительность рабочего времени; при наличии районного коэффициента — на этот коэффициент).

Сумма пособия за месяц не может быть ниже:

– в январе 2022: при уходе за первым, вторым и последующими детьми — 6 752 руб. (умножается на районный коэффициент при его наличии);

– с февраля 2022: при уходе за первым, вторым и последующими детьми — 7 082,85 руб. (умножается на районный коэффициент при его наличии).

Единовременное пособие при рождении ребенка

Выплачивается один раз.

В январе 2022 года — 18 004,12 руб.

С февраля 2022 года — 18 886,32 руб.

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности

Выплачивается один раз.

В январе 2022 года — 675,15 руб.

С февраля 2022 года — 708,23 руб.

Пособие при постановке на учет на ранних сроках беременности

Его могут получить женщины, у которых есть право на больничные по БиР, и которые встали на медицинский учет до 12 недель беременности.

Данное пособие выплачивается на основании соответствующей справки, выданной медучреждением (составляется в свободной форме), и заявления работницы. Эти бумаги необходимо представить не позднее 6-ти месяцев после окончания отпуска по БиР.

Работающие женщины обращаются за этим пособием к своему работодателю. Тот обязан передать документы в ФСС. Деньги выплачиваются в следующие сроки:

  • если справка о постановке на учет на ранних сроках беременности представлена вместе с листком нетрудоспособности по БиР, указанное пособие выплачивается одновременно с декретными;
  • если справка о постановке на учет на ранних сроках беременности сдана позже, чем бюллетень по БиР, указанное пособие назначается и выплачивается не позднее 10 дней с даты приема справки.

Бесплатно заполнить платежку в бухгалтерском веб‑сервисе

Данные сроки названы в пункте 24 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (утв. приказом Минздрава от 29.09.20 № 668н).

Читайте также:
Допуск по электробезопасности – группы допуска, как получить

Подводя итоги, напомним: в общем случае женщине, родившей ребенка, полагается несколько видов выплат. Основными являются пособие по беременности и родам и единовременные пособия: при рождении ребенка и при постановке на учет в ранние сроки беременности. Помимо этого, предусмотрена ежемесячная выплата по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет.

Обратите внимание: при расчете зарплаты и исчислении пособий наиболее комфортно чувствуют себя те, кто использует для расчетов веб-сервисы. В веб-сервисах все необходимые обновления, включая различные коэффициенты, своевременно устанавливаются без участия пользователя и при расчетах подставляются автоматически. Если же бухгалтер допускает какую-то ошибку, сервис сообщает о ней и подсказывает, как следует заполнить данное поле.

Беременные самозанятые: какие выплаты положены

Количество самозанятых в регионах растет день ото дня. Их число уже приближается к миллиону, а по оценкам экспертов самозанятых в России будет около 3 миллионов.

Какие социальные гарантии есть у этой категории бизнесменов? Давайте разбираться.

Среди самозанятых немало парикмахеров и мастеров маникюра, а это, как правило — женщины. Многие из них собираются стать мамами. Какие выплаты им положены?

Все зависит от ряда нюансов. Законодательство не запрещает совмещать самозанятость с работой по трудовому договору. Поэтому те самозанятые, у которых есть работодатель, получат пособие по беременности и родам через работодателя.

А вот те, кто ведение предпринимательской деятельности не совмещает с работой по трудовому договору, могут рассчитывать на пособие по беременности и родам только при соблюдении определенных условий.

В общем случае, не уплачивая взносы в ФСС, нельзя рассчитывать и на выплату пособий. Однако существует добровольное страхование. Но не всем самозанятым оно доступно.

На эту тему высказался ФСС в письме от 28.02.2022 № 02-09-11/06-04-4346.

В документе перечислены категории лиц, которые могут вступить в добровольные правоотношения по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Физические лица, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (самозанятые граждане), в этот список не входят.

Поэтому самозанятые граждане не подлежат регистрации в ФСС в качестве страхователей, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивающих за себя страховые взносы.

Однако в этот список входят ИП. Они могут регистрироваться добровольцами, платить взносы и получать потом пособия из ФСС.

В документе отмечается, что переход на НПД не лишает предпринимателей права на добровольное страхование.

Таким образом, самозанятые физлица на НПД не могут застраховаться в ФСС и получать пособия, а самозанятые ИП на НПД — могут.

Отмечу, что в части добровольных взносов в ПФР такого разделения нет. Все самозанятые имеют возможность добровольно платить взносы и зарабатывать себе стаж и баллы для будущей пенсии.

В настоящее время получается, что лишь статус ИП дает самозанятой, не работающей по трудовому договору женщине, возможность получить декретные от ФСС. То есть сначала женщина должна зарегистрироваться как ИП и только потом перевестись на НПД.

На мой взгляд, целесообразно внести поправки в часть 3 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», включив физических лиц, применяющих НПД, в число тех, кто имеет право добровольно вступить в правоотношения по обязательному соцстрахованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивать за себя страховые взносы.

В этом случае самозанятые физлица (не ИП) при желании смогут воспользоваться социальным пакетом, который сейчас им недоступен.

Но если все же женщина регистрируется как ИП, добровольно страхуется в ФСС и переходит на НПД, сколько декретных она получит?

Сразу отмечу, что добровольная регистрация в ФСС и начало больничного листа по беременности должны быть в разных годах.

Если вступить в добровольные правоотношения с ФСС в 2022 году, то в 2022 году можно будет получать оплату по больничным.

В этом году ИП-добровольцы должны заплатить в ФСС взнос в сумме 4 221,24 руб. Сделать это надо до 31.12.2020.

Пример

Женщина-ИП на НПД зарегистрировалась в ФСС в 2022 году, заплатила взносы в сумме 4 221,24 руб.

С 11 января 2022 году у нее больничный по беременности и родам на 140 дней до 30 мая 2022.

Размер пособия будет зависеть от размера МРОТ в 2022 году (пока он не объявлен). Для ИП-добровольцев средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным МРОТ, установленному на день наступления страхового случая.

Читайте также:
Форма м15: для чего нужна, образец заполнения

Средний дневной заработок определяется путем деления МРОТ на число календарных дней каждого календарного месяца, на которые приходится страховой случай.

Допустим, минималка в следующем году не изменится и останется на уровне 12 130 руб.

Тогда пособие составит:

То есть уплатив в 2022 году около 4 тыс. рублей, беременная женщина в 2022 году получит 56 тыс. рублей.

Но еще раз напомню, для осуществления этого плана самозанятая женщина должна быть зарегистрирована как ИП.

Что такое и кем осуществляется федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности

В Российской Федерации многие сферы деятельности находятся на особом контроле и требуют особого правового регулирования, для чего создаются различные государственные структуры, к которым в том числе относятся органы, осуществляющие федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности. При этом данные органы обладают широким спектром полномочий, которые они могут применять в отношениях с российскими субъектами хозяйствования, поэтому знать о них будет полезно каждому предпринимателю и сотруднику, отвечающему на предприятии за безопасность.

Кем осуществляется федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности

Прежде чем рассматривать конкретные принципы работы государственных органов и порядок, по которому они могут вмешиваться в ведение дел субъектами хозяйствования, необходимо рассмотреть нормативно-правовую базу, регламентирующую данный вопрос. Ключевыми юридически значимыми документами в данном случае можно назвать:

  • Федеральный закон №116 от 21.07.1998. В его положениях раскрываются общие принципы обеспечения безопасности на промышленных объектах, которые предполагают наличие в их деятельности факторов повышенной опасности для трудящихся, окружающей среды и третьих лиц.
  • Постановление Правительства №401 от 30.07.2004. Данный нормативно-правовой документ устанавливает принципы деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, как основному органу, который и обеспечивает государственное регулирование и управление в рассматриваемой сфере правоотношений.

В целом же, согласно требованиям вышеозначенного федерального закона, орган, осуществляющий на федеральном уровне надзор за промышленной безопасностью устанавливается Правительством РФ и относится к исполнительной власти. Соответствующее Постановление Правительства регламентирует принципы создания такового органа, которым на 2022 год является Ростехнадзор.

Что подразумевает федеральный государственный надзор за областью промышленной безопасности

Чтобы понять, какие именно функции выполняет Ростехнадзор, необходимо знать, зачем именно был создан таковой орган. Производство — одна из важнейших составляющих экономики, однако многие производства, особенно крупные, сами по себе являются объектами повышенной опасности. Поэтому необходимо регламентировать их деятельность таким образом, чтобы соблюдение норм законодательства в итоге помогало нивелировать риски причинения вреда здоровью и жизни как самих трудящихся на промышленном объекте, так и сторонних лиц — как посетителей объекта или контрагентов, так и общества в целом, ведь ряд технологических и промышленных объектов несут значительные риски причинения вреда экологии или создания чрезвычайных ситуаций, несущих прямую угрозу населению.

Соответственно, на Ростехнадзор, как основной орган исполнительной власти, реализующий надзорные функции в рассматриваемом вопросе, были возложены следующие задачи:

Проведение проверок условий труда и соблюдения установленных нормативов обеспечения безопасности на объектах промышленности. Представители Ростехнадзора обладают правом проведения плановых проверок — регулярного надзора и контроля на субъектах хозяйствования. Кроме этого, предусматриваются также и внеплановые проверки — они осуществляются по факту подачи жалобы или какого-либо нарушения требований безопасности.

  • Разработку нормативной базы. Именно Ростехнадзор устанавливает основные принципы обеспечения промышленной безопасности, для чего этот орган наделён правом разработки и утверждения различной нормативной документации. В большинстве случаев такая документация представляет собой Приказы Ростехнадзора.
  • Проведениеаттестации сотрудников предприятий. Именно Ростехнадзором проводится аттестация сотрудников организаций, которые находятся под контролем данной структуры и отвечают за непосредственную промышленную безопасность в рамках субъекта хозяйствования. При отсутствии таковых людей ведение деятельности во многих сферах может быть и вовсе недопустимым.
  • Публикацию разъяснительной документации. Письма Ростехнадзора позволяют разрешить различные спорные и нетривиальные моменты, касающиеся принципов трактовки установленных нормативов. И проведение подобной разъяснительной работы также является одной из основных задач данного органа.

    За кем осуществляется государственный надзор в сфере промбезопасности

    Сфера промбезопасности не относится ко всем без исключения субъектам хозяйствования. Так, для многих субъектов предпринимательской деятельности нет никакой необходимости знакомиться с нормативными принципами регулирования этого вопроса, проводить аттестацию сотрудников и ожидать плановых и внеплановых проверок. Поэтому в первую очередь следует понимать, что Ростехнадзор — это специфическая структура, чья сфера ответственности касается лишь промышленных предприятий в сфере строительства, отдельных видов производств и энергетики.

    В целом же, непосредственный надзор осуществляется по следующим направлениям:

    Электробезопасность.

  • Гидротехническая безопасность.
  • Безопасность объектов атомной промышленности.
  • Экологическая безопасность.
  • Общие и специальные вопросы промышленной безопасности.
  • Соответственно, беспокоиться о возможных контактах с данной структурой следует лишь в том случае, если предприятие занимается какой-либо вышеозначенной деятельностью.

    Читайте также:
    Суммированный учет рабочего времени по ТК РФ – какие правила

    Федеральный надзор в области промышленной безопасности

    4,25 (Проголосовало: 29)

    1. Мероприятия в рамках надзора за промышленной безопасностью
    2. Плановые проверки

    Федеральный надзор в области промышленной безопасности представляет собой комплексную систему мероприятий по контролю обеспечения безопасности на промышленных предприятиях. В соответствии с постановлением Правительства от 30.07.2004 N 401 основным государственным органом, который осуществляет функции в этой области, является Ростехнадзор. В дополнение к его работе отдельные задачи в сфере надзора за соблюдением требований законодательства на объектах решают другие ведомства. В их число входят МЧС, ФСБ, ФСИН и прочие.

    Мероприятия в рамках надзора за промышленной безопасностью

    • Мероприятия в рамках надзора за промышленной безопасностью
    • Плановые проверки
    • Внеплановые проверки
    • Аттестация в Ростехнадзоре по промышленной безопасности

    Контроль уровня безопасности на производственных предприятиях осуществляется посредством реализации комплекса мероприятий. Он включает в себя следующие виды деятельности:

    • проведение плановых проверок;
    • проведение внеплановых проверок;
    • аттестацию работников предприятий по промбезопасности;
    • разработку нормативных документов в области промышленной безопасности на различных категориях предприятий;
    • публикацию разъяснительных документов по вопросам применения действующего законодательства;
    • другие мероприятия.

    Плановые проверки

    Проведение плановых проверок состояния промышленной безопасности на предприятии осуществляется по заранее принятому графику. Он утверждается на весь следующий календарный год до его начала. Данный график подлежит согласованию с органами прокуратуры и размещению на официальном сайте ведомства. Плановый надзор в области промышленной безопасности включает в себя проверки, проводимые центральным аппаратом Ростехнадзора и его территориальными управлениями.

    Внеплановые проверки

    Осуществление федерального государственного надзора в области промбезопасности в форме внеплановых проверок регулируется статьей 10 294-ФЗ. Указанный нормативный документ определяет исчерпывающие основания для проведения проверок внепланового характера. К ним относятся вступление в силу новых положений действующего законодательства, несчастный случай на производстве и некоторые другие. Проведение внеплановых проверок по основаниям, не предусмотренным данным разделом нормативной базы, запрещается.

    Аттестация в Ростехнадзоре по промышленной безопасности

    Проведение обучения и последующей аттестации в Ростехнадзоре по промышленной безопасности предусмотрено для организаций, контролируемых данным ведомством. К ним относятся промышленные предприятия, деятельность которых может повлечь за собой негативные последствия для персонала, населения и экологии в случае аварии. Все сотрудники таких компаний должны проходить профильное обучение и проверку знаний. Это касается как рядовых работников, так и руководящего состава предприятий.

    Проведение обучения осуществляется в предметной области, соответствующей сфере деятельности организации. Перечень областей аттестации, установленных на данный момент, определяется приказом Ростехнадзора № 233 и другими нормативными документами. Он включает в себя следующие области:

    • А — общие вопросы обеспечения промбезопасности;
    • Б — специальные области промышленной безопасности;
    • В — достижение требуемого уровня экологической безопасности;
    • Г — электробезопасность;
    • Д — безопасность в процессе эксплуатации гидротехнических конструкций;
    • Е — безопасность объектов атомной промышленности.

    В соответствии с выбранной область формируется программа обучения и вопросы по аттестации. По результатам этой процедуры выдается протокол, подтверждающий уровень знаний, продемонстрированных работником.

    Статья 366 ТК РФ. Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности (действующая редакция)

    Государственный надзор за соблюдением требований по безопасному ведению работ на опасных производственных объектах осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении ими федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.

    • URL
    • HTML
    • BB-код
    • Текст

    Комментарий к ст. 366 ТК РФ

    1. Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401.

    2. Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору названная Служба является:

    – органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;

    – уполномоченным органом в области промышленной безопасности;

    – органом государственного горного надзора;

    – органом государственного энергетического надзора;

    – органом государственного строительного надзора;

    – регулирующим органом в соответствии с Конвенцией о ядерной безопасности и Объединенной конвенцией о безопасности обращения с отработанным топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами, а также компетентным органом Российской Федерации в соответствии с Поправкой к Конвенции о физической защите ядерного материала.

    3. К функциям Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) отнесены контроль и надзор в сфере:

    – безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами;

    – безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения);

    – безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей);

    – безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления);

    – безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения; государственной безопасности в указанной области.

    Читайте также:
    Срок хранения табеля учета рабочего времени в организации

    4. На основании федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ Ростехнадзор осуществляет контроль и надзор:

    – за соблюдением норм и правил в области использования атомной энергии, за условиями действия разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии;

    – ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасностью (на объектах использования атомной энергии);

    – физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов;

    – выполнением международных обязательств Российской Федерации в области обеспечения безопасности при использовании атомной энергии;

    – соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах;

    – соблюдением (в пределах своей компетенции) требований безопасности в электроэнергетике (технический контроль и надзор в электроэнергетике);

    – безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами;

    – соблюдением требований пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ;

    – соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления);

    – соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства РФ в области обращения с радиоактивными отходами;

    – своевременным возвратом облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов и продуктов их переработки в государство поставщика, с которым Российская Федерация заключила международный договор, предусматривающий ввоз в Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов с целью временного технологического хранения и переработки на условиях возврата продуктов переработки (в пределах своей компетенции);

    – горноспасательными работами в части, касающейся состояния и готовности подразделений военизированных горноспасательных частей к ликвидации аварий на обслуживаемых предприятиях;

    – соблюдением в пределах своей компетенции при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;

    – соблюдением в пределах своей компетенции собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям, требований об их оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов;

    – соблюдением юридическими лицами, в уставных капиталах которых доля (вклад) Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования составляет более чем 50% и (или) в отношении которых Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, государственными компаниями, государственными корпорациями, а также юридическими лицами, имущество которых либо более чем 50% акций или долей в уставном капитале которых принадлежит государственным корпорациям, требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

    – проведением обязательного энергетического обследования в установленный срок;

    – соблюдением требований технических регламентов в установленной сфере деятельности.

    Кроме того, Ростехнадзор осуществляет лицензирование деятельности в области использования атомной энергии, а также других видов деятельности, отнесенных к его компетенции.

    Ростехнадзор выдает разрешения:

    – на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам объектов использования атомной энергии;

    – применение конкретных видов (типов) технических устройств на опасных производственных объектах;

    – эксплуатацию поднадзорных гидротехнических сооружений;

    – выбросы и сбросы радиоактивных веществ в окружающую среду;

    – применение взрывчатых материалов промышленного назначения и ведение работ с указанными материалами.

    К компетенции Ростехнадзора также относятся:

    – установка нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух и нормативов допустимых сбросов радиоактивных веществ в водные объекты;

    – регистрация опасных производственных объектов и ведение государственного реестра таких объектов;

    – проверка (инспекции) соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности.

    – квалификационные справочники должностей руководителей и специалистов (служащих), в которых определяются квалификационные требования к работникам, получающим разрешение на право ведения работ в области использования атомной энергии;

    – перечни радиоизотопной продукции, ввоз и вывоз которой не требуют лицензий.

    Ростехнадзор осуществляет также следующие полномочия:

    – организует и обеспечивает функционирование системы контроля за объектами использования атомной энергии при возникновении на них аварий;

    – создает, развивает и поддерживает функционирование автоматизированной системы информационно-аналитической службы, в т.ч. для целей единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории РФ;

    – руководит в составе единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций деятельностью функциональных подсистем контроля за химически опасными и взрывоопасными объектами, а также за ядерно и радиационно опасными объектами;

    Читайте также:
    Донорские дни в табеле учета рабочего времени

    – размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;

    – выдает заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации;

    – утверждает декларации безопасности поднадзорных гидротехнических сооружений, составляемые на стадии эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации;

    – обобщает практику применения законодательства РФ в установленной сфере деятельности;

    – организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством РФ срок;

    – обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

    – взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

    – осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

    В целях реализации своих полномочий Ростехнадзор имеет право:

    – запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

    – проводить необходимые расследования, организовывать необходимые исследования, испытания, экспертизы, анализы и оценки, а также научные исследования по вопросам контроля и надзора в установленной сфере деятельности;

    – давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

    – контролировать деятельность территориальных органов Службы и подведомственных организаций;

    – в установленном порядке привлекать для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;

    – применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;

    – создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в т.ч. межведомственные, в установленной сфере деятельности;

    – учреждать знаки отличия и награждать ими граждан за высокие достижения в установленной сфере деятельности;

    – разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, а также порядок ее ношения;

    – в установленном порядке учреждать печатные средства массовой информации для публикации нормативных правовых актов в своей сфере деятельности, публикации официальных объявлений, а также для размещения других материалов по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Службы.

    При осуществлении нормативного правового регулирования в установленной сфере деятельности Служба не вправе устанавливать:

    – не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ функции и полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

    – ограничения на осуществление прав и свобод граждан, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти прямо предусмотрена Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов актами Президента РФ и Правительства РФ.

    Постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. N 1170 г. Москва “Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности”

    В соответствии со статьей 16 Федерального закона “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” Правительство Российской Федерации постановляет:

    1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности.

    2. Установить, что реализация полномочий, предусмотренных Положением, утвержденным настоящим постановлением, осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников ее центрального аппарата и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Службе в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

    Председатель
    Правительства Российской Федерации
    Д. Медведев

    Прим. ред: текст постановления опубликован в “Собрании законодательства РФ”, 26.11.2012, N 48, ст. 6679.

    Положение о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности

    1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности (далее – федеральный государственный надзор).

    2. Задачей федерального государственного надзора является предупреждение, выявление и пресечение нарушений осуществляющими деятельность в области промышленной безопасности юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее – юридические лица и индивидуальные предприниматели) требований, установленных Федеральным законом “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности (далее – обязательные требования).

    Читайте также:
    ЭКО по ОМС: условия прохождения

    3. Федеральный государственный надзор осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и иными уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

    4. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора, применяются положения Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”.

    5. Предметом федерального государственного надзора является соблюдение юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности в области промышленной безопасности обязательных требований, а также соответствие обязательным требованиям используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования, материалов и осуществляемых технологических процессов.

    6. Федеральный государственный надзор ведется за осуществлением юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем следующих видов деятельности в области промышленной безопасности:

    а) проектирование, эксплуатация, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта;

    б) изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;

    в) проведение экспертизы промышленной безопасности;

    г) подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях.

    7. Федеральный государственный надзор осуществляется посредством организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, постоянного государственного надзора, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению, предупреждению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также посредством систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, проведения анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

    8. Должностными лицами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, осуществляющими федеральный государственный надзор, являются:

    а) руководитель Службы;

    б) заместители руководителя Службы и руководители структурных подразделений центрального аппарата Службы, в ведении которых находятся вопросы федерального государственного надзора;

    в) заместители руководителей структурных подразделений центрального аппарата Службы, начальники отделов и заместители начальников отделов структурных подразделений центрального аппарата Службы, в ведении которых находятся вопросы федерального государственного надзора;

    г) федеральные государственные гражданские служащие категории “специалисты” ведущей группы должностей в структурных подразделениях центрального аппарата Службы, в ведении которых находятся вопросы федерального государственного надзора и которые являются главными государственными инспекторами федерального государственного надзора;

    д) федеральные государственные гражданские служащие категории “специалисты” старшей группы должностей в структурных подразделениях центрального аппарата Службы, в ведении которых находятся вопросы федерального государственного надзора и которые являются государственными инспекторами федерального государственного надзора;

    е) руководители территориальных органов Службы;

    ж) заместители руководителей территориальных органов Службы, начальники отделов и заместители начальников отделов, в ведении которых находятся вопросы федерального государственного надзора;

    з) федеральные государственные гражданские служащие категории “специалисты” ведущей группы должностей в территориальных органах Службы, в ведении которых находятся вопросы федерального государственного надзора и которые являются главными государственными инспекторами федерального государственного надзора на соответствующих территориях;

    и) федеральные государственные гражданские служащие категории “специалисты” старшей группы должностей в территориальных органах Службы, в ведении которых находятся вопросы федерального государственного надзора и которые являются государственными инспекторами федерального государственного надзора на соответствующих территориях.

    9. Должностным лицам, осуществляющим федеральный государственный надзор, выдаются удостоверения, форма которых устанавливается федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять федеральный государственный надзор.

    10. Должностные лица, осуществляющие федеральный государственный надзор:

    а) проверяют соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований;

    б) запрашивают и получают на основании мотивированного письменного запроса от юридического лица и индивидуального предпринимателя информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;

    в) беспрепятственно (в порядке, установленном законодательством Российской Федерации) по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа федерального государственного надзора о назначении проверки посещают опасные производственные объекты и проводят обследования используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, а также проводят необходимые исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;

    г) выдают юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, а также предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

    д) составляют протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривают дела об указанных административных правонарушениях и принимают меры по предотвращению таких нарушений;

    Читайте также:
    Средняя зарплата врача в России и Москве

    е) направляют в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;

    ж) дают указания о выводе людей с рабочих мест в случае угрозы жизни и здоровью работников;

    з) при выявлении нарушений, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информируют соответствующие территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    11. Должностные лица, осуществляющие федеральный государственный надзор, при проведении проверок обязаны соблюдать ограничения и выполнять обязанности, установленные статьями 15 и 18 Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”.

    Статья 16. Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности

    Глава II. Основы промышленной безопасности.

    Статья 16. Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности.

    1. Под федеральным государственным надзором в области промышленной безопасности понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений осуществляющими деятельность в области промышленной безопасности юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее — юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности (далее — обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению, предупреждению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями своей деятельности.

    2. Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности осуществляется федеральными органами исполнительной власти в области промышленной безопасности согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    3. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 4-10 настоящей статьи.

    4. Предметом проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности в области промышленной безопасности обязательных требований, а также соответствие указанным требованиям используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, осуществляемых технологических процессов. В случае, если деятельность в области промышленной безопасности осуществляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем с применением обоснования безопасности опасного производственного объекта, предметом проверки является соблюдение требований такого обоснования безопасности.

    5. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение периода, установленного пунктом 5.1 настоящей статьи, начиная со дня:

    а) принятия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, решения о вводе в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта опасного производственного объекта, в том числе используемых при эксплуатации опасного производственного объекта зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов;

    б) регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов;

    в) окончания проведения последней плановой проверки.

    5.1. Проведение плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты, осуществляется со следующей периодичностью:

    а) в отношении опасных производственных объектов I или II класса опасности не чаще чем один раз в течение одного года;

    б) в отношении опасных производственных объектов III класса опасности не чаще чем один раз в течение трех лет.

    5.2. В отношении опасных производственных объектов IV класса опасности плановые проверки не проводятся.

    6. В ежегодном плане проведения плановых проверок, приказе (распоряжении) федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности о назначении проверки, акте проверки дополнительно указываются наименование и место нахождения опасного производственного объекта, в отношении которого соответственно планируется проведение мероприятий по контролю и фактически были проведены указанные мероприятия.

    7. Основанием для проведения внеплановой проверки является:

    а) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

    б) поступление в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральных органов исполнительной власти в области промышленной безопасности), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений обязательных требований, о несоответствии обязательным требованиям используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, осуществляемых технологических процессов, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера либо влекут причинение такого вреда, возникновение аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

    Читайте также:
    Как получить военный билет: после 27, 30 лет, если не служил

    в) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

    8. Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в подпункте “б” пункта 7 настоящей статьи, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”, без согласования с органом прокуратуры.

    9. Предварительное уведомление юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в подпункте “б” пункта 7 настоящей статьи, не допускается.

    10. Срок проведения проверки составляет не более чем тридцать рабочих дней со дня начала ее проведения.

    В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) этого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней.

    11. На опасных производственных объектах I класса опасности устанавливается режим постоянного государственного надзора в соответствии с положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”. Порядок осуществления постоянного государственного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.

    12. Должностные лица федеральных органов исполнительной власти в области промышленной безопасности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

    а) запрашивать и получать на основании мотивированного письменного запроса от юридического лица, индивидуального предпринимателя информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;

    б) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности о назначении проверки посещать опасные производственные объекты и проводить обследования используемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, а также проводить необходимые исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;

    в) выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

    г) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

    д) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;

    е) давать указания о выводе людей с рабочих мест в случае угрозы жизни и здоровью работников.

    13. Федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности могут быть привлечены судом к участию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе для дачи заключения по иску о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью людей, вреда, причиненного животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу вследствие нарушений обязательных требований промышленной безопасности.

    Статья 16.1. Государственный надзор при строительстве, реконструкции опасных производственных объектов

    Государственный надзор при строительстве, реконструкции опасных производственных объектов осуществляется уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: