Дисквалификация должностного лица как вид административного наказания

Все о дисквалификации руководителей

Одним из видов административного наказания является дисквалификация работника (подп. 8 п. 1 ст. 3.2 КоАП РФ). Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление организацией в иных случаях (ст. 3.11 КоАП РФ).

Дисквалификация относится к числу длящихся административных наказаний и устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет.При этом правом назначать данный вид административного наказания обладают только судьи. За административные правонарушения, влекущие дисквалификацию, лицо может быть привлечено к ответственности не позднее одного года со дня совершения правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – одного года со дня его обнаружения (п. 3 ст. 4.5 КоАП РФ). За какие правонарушения предусмотрена дисквалификация должностного лица? Смотрите Таблицу 1.

Таблица 1. Административные правонарушения, влекущие дисквалификацию

Судебно-арбитражная практика

Наступление административной ответственности по статье 5.27 Кодекса об административных правонарушениях не ставится в зависимость от того, совершены ли аналогичные правонарушения о труде и об охране труда должностным лицом на одном предприятии или же за время работы в разных организациях (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2006 года, утв. постановлением Президиума Верховного Суда от 29.11.2006 г.).

В свою очередь под аналогичным правонарушением, указанным в части 2 статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях, следует понимать совершение такого же, а не любого нарушения ­законодательст­ва о труде и охране труда (п. 17 постановления Пленума Верховного Суда 24.03.2005 г. № 5).

После вступления в законную силу постановление о дисквалификации должно быть исполнено немедленно, путем прекращения лицом, привлеченным к административной ответственности, управления юридическим лицом (ст. 32.11 КоАП РФ).

В данном случае дисквалификация является основанием прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (п. 8 ст. 83 ТК РФ). Образец заполнения см. в Примере 1.

Пример 1

В этом случае увольнение допускается, если невозможно перевести данного сотрудника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, которую он сможет выполнять с учетом состояния своего здоровья (ст. 83 ТК РФ). Дело в том, что согласно законодательству дисквалифицированное лицо не полностью лишается права заниматься предпринимательской деятельностью.

Прием на работу

При заключении договора на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом надо запросить информацию о наличии дисквалификации данного физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц (п. 2 ст. 32.11 КоАП РФ).

В свою очередь заключение трудового договора в нарушение постановления судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела о дисквалификации, само является основанием для увольнения (ст. 84 ТК РФ). В этом случае основанием прекращения трудового договора является нарушение установленных Трудовым кодексом правил заключения трудового договора (подп. 11 ст. 77 ТК РФ) (см. Пример 2).

Пример 2

Учтите, что трудовой договор прекращается, если невозможно перевести сотрудника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (ст. 84 ТК РФ).

Реестр дисквалифицированных лиц

Заинтересованные лица вправе получить за плату информацию из указанного реестра в виде выписок о конкретных лицах (п. 3 ст. 32.11 КоАП РФ). Срок предоставления информации составляет 5 дней с даты получения федеральным органом соответствующего запроса (п. 7 Положения о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц, утв. постановлением Правительства от 11.11.2002 г. № 805, далее – Положение № 805). Образец заполнения запроса см. в Примере 3 . Отметим, что форма запроса утверждена приказом МВД именно в таком виде, и юристы не рекомендуют ее изменять во избежание отказа в предоставлении информации (приложение № 7 к Инструкции о порядке предоставления информации ­о дисквалифицированных лицах, утв. приказом МВД РФ от 22.11.2006 г. № 957).

Уполномоченными органами, осуществляющими формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц, являются МВД России и МВД, УВД (ГУВД) по субъектам РФ (п. 2 Положения № 805). Плата за предоставляемую из реестра информацию составляет 100 рублей (п. 4 постановления Правительства от 11.11.2002 г. № 805). Вместе с тем органам государственной власти, органам местного самоуправления, а также гражданам в отношении себя информация предоставляется ­бесплатно (п. 4 Инструкции).

В зависимости от указанного в запросе порядка получения информации справки (п. 25 инструкции о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах, утв. приказом МВД России от 22.11.2006 г. № 957 – далее Инструкция):

  • выдаются заявителям на личном приеме сотрудниками, осуществляющими прием граждан, под роспись при предъявлении паспорта или уполномоченному заявителем лицу при предъявлении доверенности;
  • направляются почтой в орган внутренних дел по месту обращения для вручения заявителю либо его доверенному лицу.

Пример 3

К указанному запросу прикладываются нотариально заверенные копии документов или выписки из документов, подтверждающих полномочия обратившегося с запросом лица, а также квитанция об оплате. При этом запросы, представленные с нарушением указанных требований, ­возвращаются без исполнения (п. 21 Инструкции).

В реестре указывают следующие сведения о дисквалифицированном лице (п. 3 Положения № 805):

  • фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства;
  • в какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения;
  • дата совершения правонарушения, его суть и квалификация, наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении;
  • срок дисквалификации;
  • даты начала и истечения срока дисквалификации;
  • наименование суда, вынесшего постановление о дисквалификации;
  • сведения о пересмотре постановления о дисквалификации;
  • основания исключения из реестра дисквалифицированных лиц;
  • дата исключения из реестра дисквалифицированных лиц.

По истечении срока дисквалификации либо во исполнение вступившего в силу судебного акта об отмене постановления о дисквалификации указанные лица исключаются из реестра (п. 9 Положения № 805).

Читайте также:
Служба охраны труда в организации: что это, основные задачи

Осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению организацией влечет наложение административного штрафа в размере 5 000 рублей (п. 1 ст. 14.23 КоАП). В свою очередь за заключение с этим лицом договора на управление организацией, а равно за неприменение последствий прекращения его действия наказывается юридическое лицо (штраф составляет до 100 000 рублей).

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как теперь будут контролировать наличку. 115-ФЗ в 2022 году ».

Только до завтра можно забрать запись со скидкой 20%. Программу вебинара смотрите здесь

Статья 3.11. Дисквалификация

1. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий, либо осуществлять деятельность в области проведения экспертизы промышленной безопасности, либо осуществлять деятельность в области технического осмотра транспортных средств, либо осуществлять деятельность в области независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), либо осуществлять деятельность в области проведения экспертизы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, либо осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность, либо осуществлять деятельность в области управления многоквартирными домами. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

2. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

3. Дисквалификация может быть применена к лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета), к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к лицам, занимающимся частной практикой, к лицам, являющимся работниками многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – многофункциональный центр), работниками иных организаций, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, или работниками государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, либо к тренерам, специалистам по спортивной медицине или иным специалистам в области физической культуры и спорта, занимающим должности, предусмотренные перечнем, утвержденным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо к экспертам в области промышленной безопасности, либо к экспертам в области оценки пожарного риска, либо к лицам, осуществляющим деятельность в области проведения экспертизы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, медицинским работникам, фармацевтическим работникам, либо к лицам, осуществляющим деятельность в области управления многоквартирными домами, либо к техническим экспертам в области технического осмотра транспортных средств.

Комментарий к ст. 3.11 КоАП

1. Установление в КоАП РФ такой меры наказания, как дисквалификация, соответствует целям административного законодательства и обеспечивает применение меры административной ответственности, адекватной совершенному правонарушению и личности правонарушителя – гражданина, осуществляющего управление процессами, имеющими значение для общества. Государство обеспечивает принудительное (не по своей воле) лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом. Определение КоАП РФ круга лиц, к которым может быть применена дисквалификация (ч. 3 ст. 3.11 КоАП РФ), выступает как общая материально-административная гарантия привлечения граждан к административной ответственности.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судом – мировым судьей или постановление о дисквалификации выносится судьей районного суда за совершение административных правонарушений, производство по которым осуществляется в форме административного расследования (см. комментарий к ст. 28.7).

2. В отношении применения дисквалификации законодателем определены сроки применения за грубое или неоднократное злоупотребление указанным правом – от шести месяцев до трех лет.

Срок давности привлечения к административной ответственности установлен не позднее 1 года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – 1 года со дня его обнаружения (ст. 4.5 КоАП РФ).

3. Дисквалификация может быть применена к физическим лицам, действующим в коммерческих, некоммерческих организациях, являющихся юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы (см. комментарий к ст. 2.10). А также к арбитражному управляющему – лицу, назначенному арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 N 116-ФЗ) “О несостоятельности (банкротстве)”.

Институт дисквалификации в настоящее время находит все более широкое распространение, так, инициировано применение данной меры в отношении должностных лиц организаций за непредставление, пропуск срока представления или представление заведомо ложных сведений, носящих обязательный характер, в налоговые органы, за фиктивное банкротство и т.д. (см., например: ФЗ от 19 декабря 2005 года N 161-ФЗ “О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях”).

Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена возможность дисквалификации за следующие правонарушения:

– нарушение законодательства о труде и об охране труда (статья 5.27);

– фиктивное или преднамеренное банкротство (статья 14.12);

– неправомерные действия при банкротстве (статья 14.13);

– ненадлежащее управление юридическим лицом (статья 14.21);

– совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий (статья 14.22);

Читайте также:
Справка с места работы для шенгенской визы: образец

– нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц (часть 4 статьи 14.25).

4. Административная ответственность за осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом установлена ст. 14.23 КоАП.

Порядок исполнения постановления о дисквалификации определен ст. 32.11 КоАП (см. комментарий).

Судебная практика по статье 3.11 КоАП

При этом в соответствии с частью 3 статьи 3.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Частью 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) установлено, что за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – одного года со дня его обнаружения.

Согласно части 1 статьи 3.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, муниципальной службы, а также занимать руководящие должности в органах управления юридического лица.

Согласно части 1 статьи 3.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, муниципальной службы, а также занимать руководящие должности в органах управления юридического лица.

в рамках дела о банкротстве общества с ограниченной ответственностью “Белая Птица-Белгород” (далее – должник) общество “АгроВетПродукт” обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании ненадлежащими действий (бездействия) конкурсного управляющего должника Быковец Людмилы Сергеевны и привлечении ее к административной ответственности с учетом ранее совершенных административных правонарушений по статье 3.11, частям 1, 2 статьи 14.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) и дисквалификации ее на три года.

Согласно части 1 статьи 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении на будущее физического лица права замещать определенную должность. Следовательно, значение имеет наличие статуса должностного лица у гражданина на момент совершения им административного правонарушения, а последующее прекращение указанного статуса не влияет на возможность его привлечения к административной ответственности.

Административное наказание назначено с учетом требований статей 3.1, 3.11, 4.1 – 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 5 статьи 14.25 названного Кодекса.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены в порядке, установленном статьями 30.6, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответственно, доводы жалоб, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.

В России легче дисквалифицировать, чем отстранить // К вопросу о реформе административной ответственности управляющих

Статья 14.13 КоАП, предусматривающая в ч. 3.1 возможность дисквалификации управляющего за любое повторное нарушение законодательства о банкротстве, обоснованно критикуется с момента появления санкции в 2015 году. Норма зачастую приводит к несправедливым последствиям, а именно – запрету на профессию за нарушения, не повлекшие даже риска негативных последствий (например, нарушения срока размещения публикаций в ЕФРСБ).

Дисквалификация влечет ряд очень серьезных последствий, самое главное из которых – отстранение от всех процедур и невозможность утверждать на новые процедуры. Именно поэтому напрашивается сравнение оснований для дисквалификации и отстранения.

Основания для отстранения конкурсного управляющего предусмотрены в ст. 145 Закона о банкротстве. Это:

1. Ходатайство собрания или комитета кредиторов, обоснованное ненадлежащим исполнением или неисполнением управляющим своих обязанностей. При этом нарушения должны быть существенными (п. 10 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.05.2012 № 150 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с отстранением конкурсных управляющих).

2. Жалоба лиц, участвующих в деле, на ненадлежащие исполнение или неисполнение управляющим своих обязанностей, если это повлекло или могло повлечь за собой убытки.

Некоторое промежуточное положение между отстранением и дисквалификацией занимает постановление Пленума ВАС РФ № 35, который предусматривает право суда как самостоятельно отстранить управляющего, т.е. без ходатайства со стороны лиц, участвующих в деле, так и отказать в утверждении управляющего:

«В связи с этим, а также в целях недопущения злоупотребления правом (статья 10 ГК РФ) при рассмотрении дела о банкротстве суд не может допускать ситуации, когда полномочиями арбитражного управляющего обладает лицо, в наличии у которого должной компетентности, добросовестности или независимости у суда имеются существенные и обоснованные сомнения.

Учитывая изложенное, в тех исключительных случаях, когда совершение арбитражным управляющим неоднократных грубых умышленных нарушений в данном или в других делах о банкротстве, подтвержденное вступившими в законную силу судебными актами (например, о его отстранении, о признании его действий незаконными или о признании необоснованными понесенных им расходов), приводит к существенным и обоснованным сомнениям в наличии у арбитражного управляющего должной компетентности, добросовестности или независимости, суд вправе по своей инициативе или по ходатайству участвующих в деле лиц отказать в утверждении такого арбитражного управляющего или отстранить его» (п. 56 постановления Пленума ВАС РФ №35)

То есть Пленум ВАС РФ предоставил судам возможность отказать в утверждении управляющего по собственной инициативе, даже вопреки позиции лиц, участвующих в деле. Формально управляющий не является дисквалифицированным, но суд его отстранит или откажет в утверждении, что очень близко к дисквалификации по ч.3.1 ст. 14.13 КоАП. По сути, п. 56 постановления № 35 предусматривает «дисквалификацию-лайт».

Далее Пленум указывает, какие нарушения не могут повлечь отказ в утверждении или отстранение по инициативе суда:

• нарушения, допущенные управляющим по неосторожности;

Читайте также:
Деловой этикет сотрудников на рабочем месте - основные принципы и правила

• нарушения, не причинившие значительного ущерба;

• нарушения, имевшие место значительное время (несколько лет и более) назад.

Сравнительный анализ отстранения по ст. 145 Закона о банкротстве, «дисквалификации-лайт» по п. 56 постановления Пленума ВАС РФ № 35 и дисквалификации по ч. 3.1 ст. 14.13 КоАП будет не в пользу последней.

Отстранение

(ст. 145 Закона о банкротстве)

«Дисквалификация-лайт»

(п. 56 постановления Пленума ВАС РФ №35)

Дисквалификация

Инициатива

лица, участвующие в деле о банкротстве

– лица, участвующие в деле о банкротстве

неограниченный круг лиц

Основание

– существенные нарушения при наличии ход-ва собрания или комитета кредиторов

– нарушения, повлекшие убытки или их риск, при жалобе лиц, участвующих в деле

неоднократные грубые умышленные нарушения, причинившие значительный ущерб

повторное нарушение закона о банкротстве

Последствия

отстранение от конкретной процедуры

отстранение или отказ в утверждении в конкретных процедурах

– отстранение от всех процедур,

– невозможность утверждения в новых

Если для отстранения нужны существенные нарушения или риск убытков, то для «дисквалификации-лайт» уже нужны неоднократные грубые нарушения, причинившие значительный ущерб, что абсолютно логично, т.к. и последствия являются более строгими (поскольку допущенные в рамках отдельных процедур нарушения могут привести к отказу в утверждения или отстранению в нескольких других процедурах). Однако самые строгие последствия предусмотрены для дисквалификации по ч. 3.1 ст. 14.13 КоАП, основания которой наименее строгие из всех. Получается, в России легче управляющего дисквалифицировать, чем отстранить, что, конечно, выглядит более чем странно и подкрепляет вывод о необходимости реформирования административной ответственности управляющих.

Кроме того, существующее положение приводит к использованию судами разъяснений из п. 56 постановления Пленума ВАС РФ № 35 при рассмотрении вопросов об административной ответственности управляющих, в т.ч. за первое нарушение, поскольку уже оно будет создавать повторность, и в последующем судья сможет выбрать только срок дисквалификации или признать нарушение малозначительным.

Круг лиц, которые могут инициировать рассмотрение вопроса об отстранении или дисквалификации заслуживает отдельного внимания.

Только при административной ответственности неограниченный круг лиц может обратиться в Росреестр с просьбой провести проверку нарушений арбитражного управляющего. То есть даже когда все кредиторы, должник и суд, рассматривающий конкретное дело о банкротстве, не имеют каких-либо претензий к нарушению срока публикации на ЕФРСБ или сдаче в суд не прошитого отчета, Росреестр может усмотреть основания для административной ответственности и выйти в суд с заявлением о привлечении управляющего. В моей практике был случай, когда основанием для проверки Росреестра стало обращение «инициативной группы родителей детей, занимающихся в лыжной секции».

Реформирование действующего законодательства в текущем году было предложено Минюстом, он опубликовал проект нового КоАП, который предусматривал следующие изменения:

1. За повторное нарушение вводилась альтернативная санкция – штраф от 50 тыс. до 100 тыс. руб. или дисквалификация от 6 месяцев до 3 лет.

2. Отдельные составы для нарушений, связанных с публикациями в ЕФРСБ, санкция для которых предполагала меньший размер штрафов.

3. За повторное нарушение, связанное с публикациями в ЕФРСБ – штраф от 25 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификация от 6 месяцев до 1 года.

Проект в таком виде просуществовал недолго, в конце мая была опубликована новая версия КоАП, все предложения по реформе ответственности управляющих были убраны – теперь проект не отличается от действующего КоАП.

До последнего момента основным аргументом критиков были многочисленные примеры дисквалификаций управляющих, которые выглядели явно несоразмерно нарушению. Например, управляющего могут дисквалифицировать за незначительное нарушение сроков публикаций в ЕФРСБ.

Теперь появился дополнительный компаративный аргумент.

Доктринальная поддержка. В Журнале РШЧП опубликована обзорная статья об основаниях отстранения и дисквалификации (как запрета на профессию) управляющих в России, Германии, США и Великобритании, подготовленная в рамках нового проекта Ассоциации выпускников РШЧП (Клуб цивилистов) – Перспективные правовые исследования.

Вывод неутешительный, такого формализма, не предусматривающего качественную оценку содеянного, как в России – нет нигде.

По следам статьи Ассоциация выпускников РШЧП (Клуб цивилистов) провела онлайн-семинар, на котором были представлены результаты исследования. Запись семинар доступна к приобретению, вместе с ней будет представлена статья. Со статьей можно ознакомиться, если оформить подписку на Журнал.

Оптимизация действующего регулирования. Дисквалификация как санкция по своей тяжести скорее соответствует преступлениям, а не административным правонарушениям, поэтому дисквалификация только за преступления как в Германии, кажется лучшим вариантом, поскольку тяжесть наказания соответствует больше уголовной ответственности. Однако перспектива перевести рассмотрение таких споров в суды общей юрисдикции с минимальным процентом оправдательных приговоров не самая приятная, поэтому в текущих условиях лучше оставить рассмотрение споров арбитражным судам, однако необходимо изменить диспозицию статьи – не должно быть дисквалификации за неумышленные и несущественные нарушения.

Мои основные пожелания к административной ответственности управляющих сводятся к следующему:

1. Ограничение круга лиц, по заявлению которых может инициироваться соответствующая проверка.

2. Исключение повторности как основания для дисквалификации. Необходима качественная, а не количественная оценка содеянного, в крайнем случае добавление альтернативной санкции в виде штрафа за повторные правонарушения).

3. Установление дисквалификации только за неоднократные грубые умышленные нарушения, причинившие значительный ущерб. Наличие непогашенных убытков, влечет для управляющего невозможность новых утверждений в делах о банкротстве.

Кроме того, заслуживает отдельного осмысления концептуальный вопрос наличия административной ответственности управляющих в общем, поскольку если управляющим были причинены убытки или их риск, то этот вопрос может быть рассмотрен в рамках соответствующего дела о банкротстве.

Если не было ни убытков, ни даже их риска, никаким образом не были нарушены права лиц, участвующих в деле, то почему в эти вопросы должно вмешиваться государство и привлекать к ответственности управляющих? Есть примеры дел, когда даже ФНС России возражает против дисквалификации управляющих, поскольку считает, что содеянное не повлекло даже риска появления негативных последствий.

Читайте также:
Длительный отпуск педагогических работников до 1 года

Проведенное исследование показало, что практика такого вида ответственности является далеко не нормой. Например, в той же Германии штрафы – это скорее астрент, за невыполнение управляющим требований суда, и если такие требования уже выполнены, то штраф не может быть назначен.

Однако этот вопрос также тесно связан с утверждением управляющих, ведь даже без привлечения к административной ответственности возможно представление полномочий суду по отказу в утверждении конкретного управляющего из-за допущенных им нарушений в других делах о банкротстве, как это предусмотрено в п. 56 постановления Пленума № 35.

Также интересно узнать обоснование размеров штрафов для управляющих, поскольку в т.ч. такие штрафы препятствуют проведению процедур банкротства физических лиц, т.к. получение законного вознаграждения в размере 25 тыс. руб. влечет за собой риск получить штраф в таком же размере, не говоря уже о дисквалификации.

Замечания к проекту КоАП стали логическим завершением проведенного исследования. Ассоциацией выпускников РШЧП подготовила документ, который размещен в открытом доступе в новостном разделе на сайте Журнала. Замечания предусматривают две возможные редакции п ст. 23.14 КоАП.

«3. Неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), за исключением случаев, пред- усмотренных частями 5–7 настоящей статьи, если такое действие (бездействие) не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

4. Умышленное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, которое повлекло или могло повлечь за собой существенные убытки для лиц, участвующих в деле о банкротстве, если такое действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, –

влечет дисквалификацию должностных лиц на срок от шести месяцев до трех лет».

«3. Неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), за исключением случаев, пред- усмотренных частями 5–7 настоящей статьи, если такое действие (бездействие) не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

4. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, если оно совершено умышлено и повлекло или могло повлечь за собой существенные убытки для лиц, участвующих в деле о банкротстве, если такое действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию должностных лиц на срок от шести месяцев до трех лет; на юридических лиц – от трехсот пятидесяти тысяч до одного миллиона рублей».

Отличие между редакциями заключается в том, что в первом случае дисквалификация предусмотрена только за умышленное правонарушение, которое повлекло или могло повлечь за собой существенные убытки. Во втором случае сохраняется критерий повторности, но добавляется альтернативная санкция в виде штрафа.

Любая из приведенных редакций должна существенно снизить количество дисквалификаций управляющих. Появление такого авторитетного союзника в этом вопросе для управляющих является большим плюсом, поэтому будем надеяться, что в новом КоАП мы уже не увидим дисквалификации управляющих как безальтернативной санкции за любое повторное нарушение.

Дисквалификация должностных лиц

“Зарплата”, 2007, N 8

В последнее время административное наказание в виде дисквалификации получило широкое применение. Что же такое дисквалификация и чем она грозит? Ответы на этот и многие другие вопросы вы найдете в статье.

Дисквалификация как вид административной ответственности

Что такое административная ответственность? Это вид юридической ответственности, которую применяют к лицу, совершившему правонарушение. Основанием для административной ответственности является наличие административного правонарушения, которое согласно ст. 2.1 КоАП РФ является противоправным виновным действием (бездействием) физического или юридического лица.

Кого можно привлечь к административной ответственности?

Кроме граждан и организаций к административной ответственности может быть привлечено должностное лицо. Его ответственность наступает в случае неисполнения своих служебных обязанностей.

Кто относится к должностным лицам применительно к административным правонарушениям, определено в ст. 2.4 КоАП РФ. Это руководители, главные бухгалтеры (бухгалтеры), индивидуальные предприниматели и другие лица, осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организациях (независимо от формы собственности).

К должностным лицам применяют различные виды административных наказаний, но наиболее серьезным является дисквалификация. Этот вид ответственности впервые был предусмотрен в новом КоАП РФ, вступившем в силу с 1 июля 2002 г.

Что такое дисквалификация?

Определение дисквалификации приводится в ст. 3.11 КоАП РФ – это лишение физического лица следующих прав:

  • занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица;
  • входить в совет директоров (наблюдательный совет);
  • вести предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом;
  • осуществлять управление юридическим лицом.

Основания дисквалификации

Перечень нарушений, за которые можно дисквалифицировать, приведен в таблице на с. 133.

Рассмотрим подробно ст. 5.27 КоАП РФ, в которой установлена ответственность за нарушения законодательства о труде и охране труда.

Что считать аналогичным нарушением, за которое можно дисквалифицировать? КоАП РФ не раскрывает это понятие. Например, представители трудовой инспекции могут посчитать аналогичными такие нарушения, как неоплата листков нетрудоспособности и отсутствие трудового договора с совместителем.

Однако судьи не поддерживают контролеров. Об этом свидетельствует Постановление Верховного Суда РФ от 28.02.2006 N 59-ад06-1. Судьи сослались на п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5. В нем сказано, что под аналогичным правонарушением (в ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ) следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда. Например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного работника, а позднее – при увольнении другого работника.

Читайте также:
Что входит в социальный пакет работника: что включает полный соцпакет

Описание процедуры

Для назначения наказания в виде дисквалификации необходимо соблюсти определенные правила.

Поводы к возбуждению дела об административном правонарушении

Вопрос о дисквалификации не возникает просто так. Существует несколько поводов к возбуждению дела об административном правонарушении. Они перечислены в ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ.

Во-первых, если должностные лица, уполномоченные составлять протоколы, обнаружили данные, которые указывают на наличие административного правонарушения. Например, протоколы за нарушение законодательства о труде и охране труда вправе составлять должностные лица Федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда. Об этом говорится в пп. 16 п. 2 ст. 28.3 КоАП РФ.

Во-вторых, при поступлении материалов из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений, если такие материалы содержат данные, которые указывают на наличие административного правонарушения.

Третьим поводом для возбуждения дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации. Исключение из данного правила составляют административные правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении

Основным документом, на основании которого принимают решение по делу об административных правонарушениях, является протокол. В нем фиксируют сведения о совершенном правонарушении и данные лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Протокол составляют в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ. В частности, в нем должны быть указаны:

  • дата и место составления;
  • должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
  • фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;
  • место, время совершения и событие административного правонарушения.

Протокол подписывает составившее его должностное лицо. Также свою подпись должен поставить законный представитель юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа в протоколе делается соответствующая запись.

Решение суда о дисквалификации

Административное наказание в виде дисквалификации может назначить только суд. Об этом говорится в ст. 3.11 КоАП РФ.

Лицо, составившее протокол об административном правонарушении, обязано направить его судье в течение суток (ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ). По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении судья выносит постановление (решение) о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Примечание. Что считать длящимся нарушением

В ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ указано, что должностное лицо могут дисквалифицировать не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – не позднее одного года со дня его обнаружения. Например, в случае нарушения законодательства о труде и охране труда длящимся нарушением считается непрерывное осуществление единого состава противоправного деяния. Например, невыплата компенсации за неиспользованный отпуск сопряжена с длительным невыполнением организацией возложенных на нее обязанностей, следовательно, такое нарушение является длящимся. Исполнение этой обязанности работодателем прекращает правонарушение.

Исполнение решения суда о дисквалификации

Дисквалификацию устанавливают на срок от шести месяцев до трех лет (ч. 2 ст. 3.11 КоАП РФ). Постановление суда о дисквалификации, вступившее в законную силу, обязывает работодателя расторгнуть трудовой договор с дисквалифицированным лицом. Об этом говорится в п. 8 ст. 83 Трудового кодекса. Если работодатель не исполнит постановление суда и не расторгнет трудовой договор, его ждет уголовная ответственность в соответствии со ст. 315 Уголовного кодекса. Наказание ждет и само дисквалифицированное лицо в случае неисполнения судебного постановления. Если такой работник в течение срока дисквалификации занимается деятельностью по управлению юридическим лицом, это влечет наложение административного штрафа в размере 5000 руб. согласно ч. 1 ст. 14.23 Кодекса об административных правонарушениях.

Реестр дисквалифицированных лиц

Согласно п. 2 ст. 32.11 КоАП РФ компания, прежде чем принять на работу руководителя, должна запросить в МВД России информацию о том, не является ли кандидат на вакантную должность дисквалифицированным лицом. Такая возможность появилась с 1 апреля 2007 г. (Приказ МВД России от 22.11.2006 N 957). Реестр дисквалифицированных лиц формируют и ведут МВД России и министерства внутренних дел, управления (главные управления) внутренних дел субъектов РФ. Получение информации из реестра обойдется в 1 МРОТ (100 руб.). Так сказано в п. 4 Постановления Правительства РФ от 11.11.2002 N 805 о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц.

Отметим, что юридическое лицо за заключение с дисквалифицированным лицом договора может быть подвергнуто административному штрафу в размере до 100 000 руб. (основание – ч. 2 ст. 14.23 КоАП РФ).

Какие сведения хранятся в реестре

Реестр состоит из поступающих из судов общей юрисдикции и арбитражных судов постановлений судей о дисквалификации должностных лиц. Информация, содержащаяся в реестре, является открытой.

В реестре содержатся следующие сведения о дисквалифицированном лице:

  • фамилия, имя, отчество, год и место рождения, место жительства;
  • в какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения;
  • дата совершения правонарушения, его суть и квалификация (указывается статья КоАП РФ);
  • срок дисквалификации;
  • даты начала и истечения срока дисквалификации.

После внесения в реестр сведений о дисквалифицированном лице в десятидневный срок управление МВД направляет сведения о нем в те федеральные органы исполнительной власти, должностные лица которых в соответствии с КоАП РФ уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях. В частности, в Федеральную инспекцию труда, органы внутренних дел (милицию), Федеральную налоговую службу.

Читайте также:
Специалист по социальной работе – кто это, должностные обязанности

Срок предоставления информации, содержащейся в реестре, составляет пять дней с даты получения соответствующего запроса.

Информация из реестра поможет избежать неблагоприятных налоговых последствий

Информация, содержащаяся в реестре дисквалифицированных лиц, будет важна всем организациям как для проверки своих потенциальных руководителей, так и для руководителей организаций-контрагентов. И дело не только в штрафных санкциях, установленных КоАП РФ. В случае обнаружения налоговыми инспекторами договоров, подписанных генеральными директорами, срок дисквалификации которых не истек, у организации могут возникнуть проблемы, связанные с подтверждением обоснованности применения налоговых вычетов по НДС. Поскольку в данном случае счет-фактура будет подписан неуполномоченным лицом.

Налоговые органы могут усомниться в достоверности данных компаний и отказать в обоснованности расходов по налогу на прибыль. В обоих случаях то, что налогоплательщик не проявил достаточную степень осмотрительности при выборе контрагента, хотя должен был и имел возможность это сделать, будет аргументом налоговых органов в суде. Кроме того, сделки могут быть признаны недействительными в связи с подписанием неуполномоченным лицом. Последствия таких действий могут быть крайне неблагоприятными.

Дисквалификация должностного лица как вид административного наказания: к кому и за что применяется

Если должностные лица разных частных или государственных предприятий нарушают требования законодательства, то они могут привлекаться к административной ответственности. Она представлена не только разными штрафами, обязательными работами, арестом, принудительными работами, но и дисквалификацией. Все эти виды наказания назначаются только после проведения судебного процесса. Дисквалификация должностного лица как вид административного наказания заключается в том, что граждане, занимающие высокие должности в разных организациях, теряют свое право работать по такой специальности.

Понятие данного наказания

Статья 3.11 КоАП РФ регулирует правила применения такого вида наказания к должностным лицам разных учреждений. К нарушителям применяется только один вид наказания, поэтому если должностное лицо дисквалифицируется, то оно не уплачивает штраф и не привлекается к принудительным работам.

Дисквалификация должностного лица за административное правонарушение представлена процессом, в результате которого человек теряет право занимать какую-либо должность или работать в конкретной сфере деятельности. Такое наказание является основным, поэтому не может выступать дополнением к другим мерам.

К кому применяется?

Назначение административного наказания считается эффективной мерой воздействия на должностных лиц, которые во время своей деятельности каким-либо образом нарушают требования законодательства. Используется это наказание ко многим людям, замещающим разные должности. К ним относятся:

  • должности федеральной государственной гражданской службы;
  • должности, имеющиеся в разных субъектах РФ;
  • должности, предлагающиеся в муниципалитетах;
  • иные лица, которые занимаются организационными, распорядительными, административными или хозяйственными функциями в разных организациях;
  • члены советов директоров;
  • лица, специализирующиеся на частной практике;
  • люди, работающие в медицинской или фармацевтической области.

К вышеуказанным гражданам может применяться мера воздействия, представленная дисквалификацией. Но это возможно исключительно при выявлении административного правонарушения. Люди, занимающие должности федеральной государственной гражданской службы, могут полностью лишаться возможности в будущем работать в прежней сфере деятельности. Точный срок такого отстранения зависит от решения судьи.

Когда назначается?

Существует только несколько оснований, при наличии которых может применяться такая жесткая мера наказания. В каких случаях назначается дисквалификация должностного лица? Для этого должны выявляться следующие обстоятельства:

  • имеются доказательства того, что конкретный гражданин является виновником административного правонарушения;
  • выявляются отягчающие обстоятельства;
  • те или иные действия, являющиеся нарушением законодательства, совершались намеренно;
  • целью их реализации выступало получение какой-либо выгоды.

Все эти обстоятельства непременно изучаются судьей перед назначением наказания.

На какой срок применяется наказание?

Дисквалификация устанавливается на срок от 6 месяцев до трех лет. Это прописывается в ст. 3.11 КоАП. Точная длительность данного процесса определяется только судом. Дисквалификация устанавливается на срок, который считается оптимальным для судьи. Он должен изучить все обстоятельства выявленного правонарушения, а также учесть смягчающие или отягчающие факторы.

Срок исковой давности по таким делам составляет один год с момента совершения выявленного правонарушения. Если обнаруживается длящееся правонарушение, то срок давности представлен годом с момента его обнаружения.

Кем назначается наказание?

Наказание за административные правонарушения выбирается судьей. Именно он обладает соответствующими функциями, поэтому никакие другие государственные инстанции не могут дисквалифицировать какое-либо должностное лицо.

Назначение административного наказания в виде дисквалификации возможно исключительно при условии, что оно является основным, поэтому не допускается дополнительно применять штрафы или другие меры воздействия на правонарушителя.

Штрафы и предупреждения могут назначаться не только судьей, но и должностными лицами определенных государственных органов, обладающих соответствующими полномочиями. Они могут рассматривать только некоторые дела, касающиеся административных правонарушений. Например, к таким организациям относится Роспотребнадзор.

Как исполняется наказание?

Статьей 32.11 КоАП устанавливается порядок, на основании которого исполняется вынесенное наказание. Дисквалификация должностного лица как вид административного наказания используется судьями достаточно часто. Для этого выполняются следующие действия:

  • на судебном заседании оцениваются все обстоятельства совершенного правонарушения;
  • должностное лицо признается виновником данного события;
  • составляется постановление, на основании которого человек дисквалифицируется;
  • вступает в силу такой документ с момента издания, поэтому виновник должен сразу покинуть занимаемую должность;
  • для этого прекращается действие трудового договора или другого контракта, составленного между нарушителем и его работодателем.

Дополнительно сведения о директоре ООО или другом должностном лице, признанном виновником, вносится в специальный реестр лиц, которые были дисквалифицированы с занимаемой должности.

Какие учитываются смягчающие обстоятельства?

Дисквалификация должностного лица как вид административного наказания считается действенной мерой воздействия на нарушителей. Перед использованием данной меры судья должен оценить все обстоятельства, при которых было совершено то или иное нарушение. Они могут быть смягчающими, что приводит к значительному снижению наказания. К таким обстоятельствам относятся:

  • правонарушитель раскаивается в своих деяниях, причем в таких в случаях нередко уменьшается срок, на который назначается дисквалификация;
  • виновный возмещает ущерб, причиненный компании или частным лицам, причем он может выполнять этот процесс частично или полностью;
  • человек выполнил те или иные действия, не зная, что они являются нарушением законодательства;
  • директор ООО или другое должностное лицо, являющееся нарушителем, впервые привлекается к ответственности по какой-либо статье КоАП, так как обычно самое жесткое наказание назначается при повторных нарушениях;
  • гражданин находился под влиянием мошенников, поэтому неосознанно выполнял действия, которые привели к получению выгоды для этих людей.
Читайте также:
Договор аутсорсинга персонала: образец

Каждый факт должен доказываться официальными документами или показаниями свидетелей. Эти факторы должны учитываться судьей в процессе вынесения приговора. Дисквалификация устанавливается на срок, который соответствует вине должностного лица и последствиям его действий. Нередко за счет наличия смягчающих обстоятельств значительно снижается срок, на который человек теряет право занимать определенную должность.

Что относится к отягчающим обстоятельствам?

Дисквалификация должностного лица как вид административного наказания может назначаться даже на срок в три года. Такая длительность выбирается судьей, если действительно имеются какие-либо отягчающие факторы. К ним относятся:

  • виновник игнорировал многочисленные замечания или предупреждения, если ранее он превышал свои полномочия или другими действиями нарушал требования законодательства;
  • гражданин привлекается к ответственности по такой статье повторно;
  • совершаемое правонарушение происходило одновременно с какой-либо катастрофой, которая может быть глобальной или локальной.

Если действительно выявляются вышеуказанные факторы, то это часто приводит к назначению судом самого жесткого наказания, представленного дисквалификацией на срок в три года.

Как выполняется процесс?

По КоАП дисквалификация должностного лица применяется только для физлиц, которые являются наемными работниками разных учреждений и компаний. Поэтому процедура заключается в том, что с человеком расторгается трудовой договор. Процесс делится на этапы:

  • выявляется какое-либо серьезное административное правонарушение;
  • в компании проводится расследование, которое может быть внутренним или внешним, причем во втором случае к этой процедуре привлекаются сотрудники правоохранительных органов или частные детективы;
  • собираются доказательства, подтверждающие, что конкретное должностное лицо является виновником определенного нарушения;
  • проводится судебное заседание, на котором рассматриваются смягчающие и отягчающие обстоятельства, а также имеющиеся доказательства;
  • назначается дисквалификация в качестве основного мера наказания, причем ее срок зависит от разных факторов, которые учитываются судьей;
  • с нарушителем расторгается трудовой договор.

В течение назначенного судом срока гражданин не может становиться членом совета директоров, занимать руководящие должности в разных компаниях, а также работать в местных органах самоуправления.

Если срок такого наказания не превышает 6 месяцев, то допускается устраиваться на работу на любую должность, которая не имеет отношения к прошлой работе.

Используется ли такое наказание к юридическим лицам?

В КоАП отсутствует понятие, связанное с дисквалификацией должностного лица. Поэтому если нарушителем выступает владелец предприятия, то к нему должны использоваться другие меры наказания. Обычно при серьезных нарушениях применяется мера, называемая приостановлением деятельности. Она имеет много общих черт с дисквалификацией, так как на определенный срок прекращается деятельность компании.

Такое наказание по срокам не превышает 90 дней, причем в течение этого времени владелец предприятия обязан устранить все выявленные проблемы и нарушения. Если за это время невозможно привести бизнес в порядок, то проводится повторное заседание суда, по решению которого в компанию направляется арбитражный управляющий.

Важные факторы

К основным нюансам назначения дисквалификации относятся:

  • обычно такая жесткая мера наказания используется, если выявляется повторное нарушение;
  • нередко она применяется, если должностные лица злоупотребляют своими полномочиями, продают незаконно товары или подделывают документы;
  • используется такое наказание исключительно судом, поэтому никакие другие государственные органы не могут им воспользоваться;
  • сведения о лицах, к которым применяется дисквалификация, заносятся в специальный единый реестр, которым должны пользоваться руководители компаний при найме граждан на руководящие должности.

Если люди, в отношении которых было применено данное наказание, все равно будут трудоустраиваться на руководящие должности, то к ним могут применяться более жесткие меры воздействия.

Заключение

Дисквалификация считается значимым и серьезным наказанием, которое может применяться к должностным лицам разных организаций. Она заключается в том, что в течение определенного периода времени виновник не может занимать руководящие должности. Такое наказание используется только для частных лиц, а вот для компаний применяется приостановка деятельности.

Срок дисквалификации зависит от решения суда, для чего учитываются смягчающие и отягчающие обстоятельства. Наиболее жесткое наказание выбирается при выявлении повторного нарушения.

ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ КАК МЕРА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Беляева Ая Абильманатовна, Крылова Ирина Владимировна

При нарушении трудового законодательства в Российской Федерации также применяется такой вид наказания как дисквалификация . Дисквалификация под собой подразумевает лишение физического лица права занимать должность (чаще всего руководящую), которую он занимал на момент совершения административного правонарушения . Может устанавливаться на срок от 1 года до 3 лет. Решение о назначении административного наказания за нарушение трудового законодательства в РФ в виде предупреждения, а также административного штрафа принимается уполномоченными должностными лицами Федеральной службы по труду и занятости, в свою очередь, применение санкции в виде дисквалификации возлагается на судей. В настоящей статье, предпринята попытка научного анализа и критического осмысления дисквалификации как меры административной ответственности.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Беляева Ая Абильманатовна, Крылова Ирина Владимировна

Текст научной работы на тему «ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ КАК МЕРА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ»

ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ КАК МЕРА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Читайте также:
Согласие на обработку персональных данных: образец

Беляева Ая Абильманатовна

Кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых и финансово-правовых дисциплин Московского финансово – юридического университета Крылова Ирина Владимировна Магистрант

Московского финансово – юридического университета

Аннотация. При нарушении трудового законодательства в Российской Федерации также применяется такой вид наказания как дисквалификация. Дисквалификация под собой подразумевает лишение физического лица права занимать должность (чаще всего руководящую), которую он занимал на момент совершения административного правонарушения. Может устанавливаться на срок от 1 года до 3 лет. Решение о назначении административного наказания за нарушение трудового законодательства в РФ в виде предупреждения, а также административного штрафа принимается уполномоченными должностными лицами Федеральной службы по труду и занятости, в свою очередь, применение санкции в виде дисквалификации возлагается на судей. В настоящей статье, предпринята попытка научного анализа и критического осмысления дисквалификации как меры административной ответственности.

Ключевые слова: административное наказание, дисквалификация, административное правонарушение, охрана труда.

Можно сказать, что административное наказание – это своеобразная цель для воспитания лиц, совершающих правонарушения, через принудительное воздействие со стороны государства., в свою очередь административное правонарушение – это разновидность так называемого юридического спора, который требует тщательной правовой оценки со стороны компетентного органа, уполномоченного должностного лица или суда.

Должностные лица, которое уполномочены назначать один из видов наказания виновному, имеют право применять различный размер административного штрафа, с учетом содеянного, а также с учетом характера совершенного правонарушения. Однако конкретных правил назначения административного наказания в законодательстве Российской Федерации не предусмотрено, что предопределяет принцип несправедливости и индивидуализацию административного наказания. Широкое «использование установление минимального и максимального размера административного наказания, при этом зачастую разрыв между этими размерами для административных штрафов является чисто символическим». [3, с. 21]

Решение такой проблемы как справедливость при назначении административного наказания требует установление законодателем специального свода правил, который будет устанавливать условия и порядок применения каждого вида наказания, что позволит упорядочить классификацию административных наказаний.

При исследовании особенностей совершения административных правонарушений в сфере трудовых отношений необходимо остановится на характеристике их видов, наиболее часто встречающихся на практике.

За соблюдение норм вышеуказанной отрасли права отвечает такой исполнительный орган как Федеральная служба по труду и занятости, в частности, его территориальные органы -Государственная инспекция труда. Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) – это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы, специальной оценки условий труда и социальной защиты населения, оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан. А это значит, что при выявлении нарушения трудового законодательства должностные лица Роструда и территориальных органов имеют право привлечь к административной ответственности установленных виновных лиц за несоблюдение трудового законодательства в порядке, установленном нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. [4, с. 27]

Несвоевременная выплата заработной платы – это всегда открытый вопрос для рассмотрения дела в суде, так как эта категория дела остается актуальной, из года в год нарушаются права работников, несмотря на то, что уже существует достаточно много практики по данному вопросу, однако, появляются новые работодатели, вводятся новые положения и нормы в законодательстве, которые не стоят на месте, а права работников продолжают нарушаться в этой области.

Административная ответственность наступает за совершение различных нарушений норм трудового законодательства. Правонарушения чаще всего бывают выявлены государственными инспекторами труда, должностными лицами, уполномоченными статьей 23.12 КоАП РФ осуществлять федеральный

государственный надзор за соблюдением норм трудового права. Выявление нарушений может быть осуществлено в виде плановой проверки, которая запланирована заранее, о чем есть информация на официальном сайте территориальных органов

Федеральной службы по труду и занятости, либо внеплановой проверки (по жалобе работника, информация из средств массовой информации и другое).

Согласно мониторингу отчетов Роструда за 2022 год, наиболее распространёнными нарушениями норм трудового законодательства, допускаемым работодателями помимо оплаты труда, являются следующие правонарушения: [1, с. 17]

1) регулирующие порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров (например: трудовой договор заключается с работником в одном экземпляре; получение работником экземпляра трудового договора не подтверждается его подписью; в трудовом договоре отсутствуют обязательные условия труда (оплата труда, условия труда на рабочем месте, обстоятельства, послужившие основанием заключения срочного трудового договора и другие);

2) по вопросам рабочего времени и времени отдыха (в ПВТР не установлен суммированный учет рабочего времени; предоставление отпуска работнику с нарушением утвержденного графика отпусков, а также несоответствие продолжительности отпуска; о времени начала отпуска работник не извещается работодателем);

3) по вопросам гарантий и компенсаций (несвоевременная выплата и расчет пособия по временной нетрудоспособности);

4) по вопросам трудового распорядка и дисциплины труда (нарушение порядка применения дисциплинарного взыскания; отсутствие у юридического лица ПВТР);

5) по вопросам материальной ответственности сторон трудового договора (как пример, невыплата денежной компенсации в порядке статьи 236 ТК РФ);

6) по вопросам особенностей регулирования труда отдельных категорий (невыплата единовременного пособия при рождении ребенка);

7) по вопросам оплаты труда;

8) по вопросам соблюдения законодательства об охране труда (обучения и инструктирования работников по охране труда; обеспечения работников СИЗ; проведения медицинских осмотров; проведение аттестации рабочих мест/ СОУТ и другие).

Недобросовестность работодателей также увеличивается, но, в свою очередь, не всегда по зависящим от них причинам. Так, 62 % работодателей (законных представителей) при участии в судебном заседании говорили о задержках выплат по заключенным соглашениям со стороны иных лиц (заказчиков и т.д.), в связи с чем образовывалась задолженность по заработной плате. При этом работодателями были предприняты меры для устранения задолженности, но не в полном объеме по независящим от них обстоятельствам. [5, с. 12]

Читайте также:
Вопросы для собеседования менеджера по продажам

Нарушения в области охраны труда чаще всего были установлены в нарушение требований ст. ст. 11, 22, 76, 212, 225 ТК РФ. В частности, не проводится первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте с вновь принятыми работниками, а также не проводится в установленные сроки проведение повторного инструктажа с работниками по охране труда.

Наиболее встречающимся нарушением в области охраны труда является проведение инструктажа по охране труда на рабочем месте не уполномоченным на это лицом, а именно лицами, которые не прошли в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда. Также работодателями не соблюдается установленный порядок выдачи средств индивидуальной защиты (в 2022 году государственными инспекторами труда было выявлено в данной области 27 895 нарушений).

За 2017 год территориальными органами Роструда было выявлено 26 018 нарушений в части проведения медицинских осмотров работников, что на 4 354 выявленных нарушений больше, чем в 2016 году. Чаще всего в данном разделе работодатель не организовывает и не проводит в установленном порядке обязательные психиатрические освидетельствования работников (например, водителей) в нарушение вышеуказанных норм ТК РФ, а также п. п. 3, 6 Постановления Правительства РФ от 23.09.2002 № 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности» в нарушение п. п. 6,7 Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» при приеме на работу работодатель не направляет на прохождение обязательного предварительного медицинского осмотра работника, а также не проводится обязательные периодические медицинские осмотры (часто у водителей, которые в последующем незаконно допускаются до работы). [5, с. 23]

Что касается соблюдения работодателями порядка проведения специальной оценки условий труда (СОУТ), то здесь необходимо отметить такие часто встречающиеся нарушения как отсутствие проведения

СОУТ на предприятии либо неознакомление работников под роспись с результатами проведенной СОУТ в установленном законом порядке.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Епифанов А.Е., Братановский С.Н., Администратные правонарушения в сфере труда // Право и практика. 2019. №3. – С. 17.

2. Кожевников О.А., Никонова Ю.Ш. Дискуссионные аспекты проекта нового кодекса РФ об административных правонарушениях // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2022. №1 (42). – С. 23.

3. Осинцев Д.В., Критерии формирования и формулирования статей особенной части кодекса РФ об административных правонарушениях // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2022. №1. – С. 24.

4. Солдатов А. П., Братановский С. Н. Особенности и некоторые проблемы административной ответственности в сфере трудовых отношений // Труды Академии управления МВД России. 2022. №1 (53). – С. 27.

5. Терентьев Р.В., Совершенствование норм, устанавливающих административную ответственность за нарушение трудового законодательства // Образование и право. 2022. №8. – С. 12.

ПОРЯДОК ДИСКВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ ЗА ДОПУЩЕНЫЕ АДМИНИСТРАРТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Крылова Ирина Владимировна

Московского финансово – юридического университета

Аннотация. На основе авторской модели триады юридических фактов рассматриваются проблемы прекращения полномочий посредством дисквалификации. Предлагается заимствование дисквалификации за совершение неразумных действий и усиление частноправовых последствий. Публичная достоверность реестра дисквалифицированных лиц, по мнению автора, позволит сделать исполнение дисквалификации более эффективным. В настоящей статье, автором предпринята попытка научного анализа и критического осмысления порядка дисквалификации руководителя за допущенные административные правонарушения.

Ключевые слова: акционерное общество, генеральный директор, дисквалификация, единоличный исполнительный орган, прекращение полномочий.

Модель правового статуса единоличного исполнительного органа, выдвигаемая автором, предполагает возникновение и прекращение правового статуса на основании трех юридических фактов: [2, с. 38]

– корпоративного (принятие решения компетентным органом управления общества);

– трудового (заключение договора, с которым законодатель связывает появление у физического лица статуса работника);

– административного (включение сведений о лице, имеющем право действовать без доверенности, в единый государственный реестр юридических лиц).

Указанные факты не являются составом: в ходе приобретения статуса корпоративный факт является необходимым и достаточным.

Прекращение статуса может быть инициировано различными фактами. В случае прекращения статуса по воле генерального директора – это расторжение трудового договора по собственному желанию (ст. 80 ТК РФ, трудовой факт). Прекращение статуса по воле общества оформляется, прежде всего, корпоративным решением.

Но отношения могут быть прекращены и помимо воли сторон. Основанием для этого выступает решение суда, носящее как правовосстанав-ливающий характер (о признании недействительным решения органа управления, лежащего в основе отношений, или же о восстановлении на работе предыдущего генерального директора), так и правопрекращающий – к последнему следует отнести решение о дисквалификации.

Как полагает законодатель, дисквалификация имеет непосредственное правопрекращаю-щее значение. Тем не менее он избрал небезупречный способ исполнения: согласно ст. 32.11 КоАП РФ, постановление о дисквалификации исполняется немедленно лицом, привлеченным к административной ответственности, путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом. Аналогичное мнение выражал и Пленум Высшего Арбитражного суда РФ. [6, с. 28]

Проблемы, связанные с дисквалификацией, и возможные пути их решения будут показаны далее.

Под дисквалификацией для целей настоящей статьи понимается административное наказание, заключающееся во временном (на срок от шести месяцев до трех лет) лишении права осуществлять деятельность по управлению юридическим лицом.

Читайте также:
Служба охраны труда в организации: что это, основные задачи

К кому и за что применяется дисквалификация, как вид административного наказания?

Дисквалификация, как вид административного наказания, заключается в установлении временного запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Указанное ограничение устанавливается в качестве санкции за нарушение регламентированных правил, утвержденных на законодательном уровне. В этом материале рассмотрим, как происходит назначение и исполнение данной санкции.

Что это такое

Для определенных должностей и видов деятельности устанавливается особый состав требований и правил, нарушение которых имеет повышенную общественную опасность. Чтобы наказать гражданина или должностное лицо за нарушение указанных правил, а также предотвратить повторные проступки, в 2009 году законодателем была введена статья 3.11 КоАП РФ. Дисквалификация, как административная санкция, заключается в следующих правовых последствиях:

  • правонарушитель лишается права занимать определенные должности или заниматься определенными видами деятельности, указанными в судебном акте;
  • выбор должности или вида деятельности, на который распространяется запрет, зависит от характера правонарушения (например, за проступок в сфере государственного управления не может назначаться дисквалификация на занятие частной практикой);
  • запрет реализуется не только путем прекращения трудовых отношений или изменением места работы, но и включением в специальный реестр дисквалифицированных лиц – сведения из указанной базы данных препятствуют нарушения режима санкции.

На кого распространяется дисквалификация

В ст. 3.11 КоАП РФ зафиксированы категории должностей и видов деятельности, по которым может применяться режим дисквалификации:

  • граждане, занимающие должности федеральной, региональной или муниципальной службы;
  • лица, возглавляющие юридическое лицо, либо входящие в коллегиальные органы управления предприятия;
  • субъекты, осуществляющие деятельность по оказанию государственных или муниципальных услуг;
  • граждане, занятые в сфере проведение экспертизы промбезопасности, оценки пожарного риска, медицинской или фармацевтической деятельности.

Для должностей государственной или муниципальной службы существуют специальные реестры, утверждаемые органами власти. Дисквалификационный запрет распространяется на должности, указанные в таком реестре или перечне. Если в государственном или муниципальном учреждении существует штатная должность, не включенная в указанный реестр, дисквалификация на нее не распространяется.

Как назначается санкция

Основанием для введения режима дисквалификации является постановление по административному делу. Назначение указанной санкции входит в исключительную компетенцию суда – иные ведомства не обладают полномочиями по дисквалификации. Процедура привлечения к ответственности выглядит следующим образом:

  • по факту выявленного нарушения составляется процессуальный протокол – оформлением документов могут заниматься различные ведомства, в зависимости от предоставленных полномочий;
  • на период рассмотрения дела потенциальный правонарушитель не лишается права занимать должность или осуществлять определенную деятельность, так как дисквалификация вступает в силу только по судебному акту;
  • административный материал направляется для рассмотрения в судебные инстанции;
  • рассмотрение дела может происходить без участия гражданина, если в материалах имеются доказательства надлежащего уведомления о месте и времени судебного заседания;
  • суд может, но не обязан, применять санкцию в виде дисквалификации – данная мера воздействия относится к дополнительным видам наказания, поэтому суд может ограничиться штрафом, арестом или обязательными работами (в зависимости от рассматриваемой статьи КоАП РФ).

Судебное постановление может быть обжаловано правонарушителем в течение семи суток с момента получения копии документа. Пока не истек указанный срок на обжалование, либо пока жалоба не рассмотрена по существу в вышестоящей инстанции, наказание не вступает в силу.

Типичный пример дисквалификации связан с ненадлежащим исполнением организационно-распорядительных или хозяйственных функций в государственном учреждении. Если должностное лицо, в полномочия которого входило обеспечение правил охраны труда, допустило административное правонарушение, дополнительной санкцией может назначаться дисквалификация – запрет на занятие указанной должности.

Срок действия санкции

В статье 3.11 КоАП РФ регламентирован минимальный и максимальный период дисквалификации, который может грозить правонарушителю – санкция устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет. Конкретный размер санкции определит суд, однако выйти за пределы статьи КоАП РФ, по которой рассматривается правонарушение, нельзя. Например, если за проступок грозит не более полутора лет дисквалификации, суд не может произвольно увеличить этот срок до трех лет.

Как исполняется

Правила исполнения данного вида санкций зафиксированы в ст. 32.11 КоАП РФ. Выделим наиболее важные моменты, которые связаны с реализацией наказания в виде дисквалификации:

  • судебный акт подлежит немедленному исполнению после вступления в силу – трудовой договор или контракт подлежит расторжению в одностороннем порядке;
  • сведения о дисквалифицированном лице полежат включению в специальный реестр – сведения из указанной базы данных должен запрашивать работодатель при приеме на работу специалистов (правило о запросе информации из реестра распространяется только в отношении специального перечня должностей и видов деятельности).

Копия постановления также направляется приставам сразу после вступления документа в силу.

Последствия дисквалификации

Запрет на занятие определенных должностей или осуществление деятельности должен исполняться в течение всего срока санкции. Чтобы избежать злоупотреблений или умышленных нарушений режима наказания, предусмотрено ведение федерального реестра дисквалифицированных лиц. Применение этой базы данных имеет следующие особенности:

  • сведения реестра являются открытыми и общедоступными – информацию можно получить бесплатно через официальный сайт, либо в форме письменной выписки (за плату);
  • в реестре фиксируются личные данные правонарушителя, наименование и ИНН организации по месту предыдущей работы, занимаемая должность, нарушенная статья КоАП РФ, срок дисквалификации;
  • внесение сведений в указанный реестр происходит в течение трех рабочих дней после вступления судебного акта в силу.

Последствия включения в федеральный реестр дисквалифицированных лиц могут наступать не только для правонарушителя, но и для работодателей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: