Дисциплинарная ответственность государственных служащих: что это

Порядок применения дисциплинарной ответственности для госслужащих

Государственные гражданские служащие выделены с отдельную категорию работников, поскольку регулирование их труда осуществляется в особом порядке. Помимо ТК РФ, на них также распространяется действие отдельных законов и постановлений.

Определенные особенности есть и при наложении на государственного служащего дисциплинарного взыскания. Стоит более подробно рассмотреть, какие могут быть применены виды таких взысканий и по каким основаниях.

  • Законодательное регулирование и виды дисциплинарной ответственности
  • Основания для привлечения к ответственности
  • Порядок наложения
  • Сроки привлечения к ответственности
  • Ситуации, при которых госслужащий не может быть привлечен к ответственности

Законодательное регулирование и виды дисциплинарной ответственности

Основной законодательный акт, который регулирует вопросы поступления на государственную службу в РФ, ее прохождение и прекращение — это ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В частности, в этом законе уделяется внимание таким вопросам:

  • должности и классные чины гражданской службы;
  • права и обязанности государственного служащего;
  • условия и правила принятия на госслужбу;
  • правила служебной дисциплины;
  • основания для прекращения прохождения гражданской службы и т. д.

Также в этом законе перечислены и дисциплинарные взыскания, которые могут применяться к служащему при совершении им определенных проступков или при нарушении служебной дисциплины.

В соответствии со ст. 57 Закона, на госслужащего могут быть наложены такие виды дисциплинарных взысканий:

  • замечание;
  • выговор;
  • предупреждение о неполном должностном соответствии;
  • увольнение.

Действующие на данный момент взыскания (за исключением одного) аналогичны тем, что указаны в ст. 192 ТК РФ. Они перечислены в порядке возрастания их тяжести и применяются также в зависимости от того, насколько серьезный проступок был совершен служащим.

Первые три из указанных наказаний (замечание, выговор и предупреждение) являются более лояльными по отношению к служащему и практически ничем не отличаются между собой. Разница может состоять лишь в формулировке наказания, которое указывается в приказе о наложении взыскания.

Эти виды наказания выносятся в письменной форме и доводятся до ведома служащего. В его трудовую книжку записи о данном наказании не вносятся, а вот в личной карточке могут быть отображены. После истечения определенного времени наказание снимается, но только при условии, что за этот период сотрудник больше не нарушал трудовую дисциплину.

Что касается увольнения, то эта мера является более жесткой и применяется только в разрешенных законодательством случаях. При этом руководитель должен соблюдать установленный порядок привлечения подчиненного к ответственности и подготовить все необходимые документы.

Наложение взыскания — это его право, а не обязанность. Например, он может ограничиться устным замечанием и вообще не фиксировать нарушение документально. Однако общим правилом является тот факт, что за один дисциплинарный проступок может применяться только одно взыскание, наказывать подчиненного разными способами нельзя.

Основания для привлечения к ответственности

Наличие весомых оснований — это главное правило законности наложения на государственного служащего дисциплинарного взыскания. Главными основаниями являются совершение им дисциплинарного проступка, несоблюдение правил служебной дисциплины или невыполнение (ненадлежащее выполнение) своих обязанностей. Данные правила и обязанности обычно указываются во внутренних локальных актах организации и в контрактах, которые заключаются со служащими.

Что касается оснований для увольнения, то ими могут быть только те, что перечислены в законодательстве. В ст. 37 Закона о госслужбе указаны такие основания:

  • повторное невыполнение трудовых обязанностей (при наличии наложенного ранее дисциплинарного взыскания);
  • утрата доверия к госслужащему;
  • прогул без уважительной причины;
  • намеренное предоставление во время приема на службу фальшивых документов или ложной информации;
  • нарушение требований охраны профессиональной служебной деятельности, если это повлекло тяжкие последствия или создало угрозу их наступления;
  • лишение госслужащего права на допуск к данным, что представляют собой государственную тайну, если его работа требует использования этих данных;
  • принятие государственным служащим необоснованного решения, которое привело к причинению ущерба (распространяется только на руководителей);
  • совершение госслужащим действий, которые могут быть основанием для утраты доверия к нему (если он непосредственно занят обслуживанием товарных или денежных ценностей);
  • однократное грубое нарушение служащим-руководителем своих должностных обязанностей, если при этом было нарушено законодательство РФ или получен ущерб;
  • появление на службе в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического, токсического);
  • разглашение информации, которая составляет государственную тайну, и данных, которые стали известны сотруднику во время выполнения им его должностных обязанностей;
  • совершение на рабочем месте хищения, растраты или умышленное причинение ущерба имуществу (работодателя или третьих лиц).

Порядок наложения

Порядок наложения взыскания в отношении государственных служащих приведен в ст. 58 Закона о госслужбе. В соответствии с этой статьей, наказание должно применяться в таком порядке:

  1. Фиксация факта совершения дисциплинарного проступка. Чаще всего основным документом в этом случае выступает соответствующий акт, подписанный минимум двумя свидетелями (из числа других работников). Также непосредственный руководитель нарушителя может составить докладную записку о совершении проступка на имя вышестоящего руководства.
  2. Отправка служащему запроса на получение объяснений. Запрос составляется в письменной форме и либо вручается служащему под роспись, либо отправляется заказным письмом по почте. В течение двух дней он должен предоставить письменные объяснения. В случае его отказа от предоставления объяснения или игнорирования запроса руководителя также составляется соответствующий акт. Стоит учесть, что отказ от дачи объяснений не является помехой для применения наказания.
  3. Проведение служебной проверки. В ходе этой проверки выясняются все обстоятельства дела, а по результатам выносится письменное заключение.
  4. Оценка тяжести совершенного служащим проступка. На это влияют такие факторы, как размер причиненного ущерба, наличие умысла, предоставление сотрудником весомых объяснений и т. п.
  5. Выбор конкретной меры наказания. Работодатель имеет право сам определять вид взыскания во всех случаях, кроме увольнения. Для такого наказания должны иметься перечисленные в законе основания.
  6. Применение взыскания. Если речь идет о выговоре, замечании или предупреждении, то работодатель издает приказ о применении дисциплинарного взыскания и соответствующий акт. В случае расторжения трудового договора составляется приказ об увольнении, а с работником проводятся все расчеты.
  7. Вручение подчиненному копии акта о наложении взыскания и приказа. Работник должен подтвердить своею подписью факт ознакомления с этими документами.
Читайте также:
Справка с места работы для шенгенской визы: образец

Сроки привлечения к ответственности

В Законе установлены определенные сроки, в течение которых работник может быть привлечен к ответственности, а также продолжительность действия наказания. Срок привлечения к ответственности составляет:

  1. Один месяц со дня обнаружения проступка. В этот срок не включаются такие периоды:
    • временная нетрудоспособность;
    • отпуск;
    • время проведения служебной проверки;
    • другие случаи отсутствия на работе по уважительной причине.
  2. Полгода с момента совершения служащим проступка. Если нарушение было выявлено в ходе проведения проверки (результатов финансовой деятельности, аудиторской), то срок давности увеличивается до двух лет. Из этого периода исключается количество времени, в течение которого было открыто уголовное производство, связанное с совершением дисциплинарного проступка.

Что касается срока действия самого наказания, то он составляет один год. Если в течение этого времени к сотруднику больше не применялись дисциплинарные взыскания, наложенное ранее также снимается. Однако это может произойти и раньше, например, в таких случаях:

  • по письменному заявлению служащего, совершившего нарушение;
  • по письменному ходатайству его непосредственного руководителя;
  • по инициативе работодателя.

Возможность снятия взыскания такими способами допускается лишь для замечания, выговора или предупреждения. Обжаловать увольнение работник может только в судебном порядке.

Номинальная и реальная заработная плата — тема, которую мы подробно рассмотрим во всех нюансах.

Весь порядок действий в случае невыплаты зарплаты вы найдете в этой статье.

Оплата командировки в выходной день оплачивается по-другому методу чем в рабочий день. Подробнее об этом можно прочитать здесь.

Ситуации, при которых госслужащий не может быть привлечен к ответственности

В Законе о госслужбе не перечислено никаких категорий служащих, применение взыскания к которым было бы невозможно. В ст. 37 лишь указано, что работника не могут уволить в период его нахождения в отпуске или на больничном. Из положений этого закона получается, что уволить могут даже беременную женщину, одинокую мать и других социально защищенных категорий граждан.

Поэтому в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 06.12.2012 N 31-П положения этой и некоторых других статей Закона признаны недействительными по причине их несоответствия Конституции РФ. Социально защищенные категории граждан не могут быть уволены с государственной службы даже в случае совершения ими проступка.

Других оснований для освобождения от дисциплинарной ответственности в отношении госслужащих не предусмотрено. Успешно обжаловать решение работодателя в суде подчиненный сможет только в том случае, если он не совершал проступка или при его фиксации работодатель нарушил установленный порядок.

Порядок применения наказания в отношении гражданских служащих в большинстве вопросов мало чем отличается от аналогичного порядка, предусмотренного для обычных работников.

Ответственность государственных служащих.

Ответственность государственных служащих наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей. Служебная дисциплина на государственной службе – обязательное для служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных законодательством и служебным контрактом. Служебный распорядок государственного органа утверждается представителем нанимателя с учётом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

Государственные служащие могут нести дисциплинарную, административную, уголовную и материальную ответственность.

Основным видом ответственности государственных служащих является дисциплинарная ответственность (за совершение должностного или дисциплинарного проступка), т.к. соблюдение служебной дисциплины и её укрепление относятся к важнейшим обязанностям служащего. За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим своих обязанностей на него могут налагаться органом или руководителем установленные дисциплинарные взыскания.

Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на государственных служащих, совершивших дисциплинарные проступки, дисциплинарных взысканий властью руководителей. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на гражданских служащих следующие:

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) освобождение от занимаемой должности гражданской службы;

5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п.2 (неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание), подп. «а» – «г» п. 3 (прогул – отсутствие на служебном месте без уважительных причин более четырёх часов подряд в течение служебного дня; появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; разглашение сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей; совершение по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях), п. 5 и 6 (принятие гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа; однократное грубое нарушение гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшее за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства РФ) ч. 1 ст. 37 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».

Читайте также:
Декретные выплаты – максимальная сумма, выплаты неработающей маме

Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка(ст. 59 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»).

Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания государственный служащий не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию.

Орган (должностное лицо, представитель нанимателя), применивший взыскание, может снять его досрочно по собственной инициативе, по письменному заявлению служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя при условии, если служащий не совершил нового проступка и добросовестному отношению к служебным обязанностей.

В течение срока действия дисциплинарного взыскания меры поощрения к государственному служащему не применяются.

В случае несогласия служащего с решением о привлечении его к дисциплинарной ответственности он вправе в письменной форме обжаловать это решение вышестоящему руководителю или в суд.

Административная ответственностьгосударственных служащих наступает в случае, если они являются должностными лицами, в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

Под должностным лицомв КоАП РФ понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделённое в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Основанием для привлечения должностных лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Уголовная ответственностьпредусмотрена в отношении должностных лиц, за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счётной палате РФ, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение и дачу взятки, служебный подлог и халатность (ст. 285 – 293 УК РФ). Суды могут применять такую меру уголовного наказания, как лишение государственного служащего – должностного лица – права занимать соответствующие государственные должности.

Материальная ответственность. Она выполняет правовосстановительную функцию и наступает за должностной проступок, который причинил материальный ущерб органам государственной власти. Материальная ответственность состоит в возмещении виновным служащим причинённого им имущественного ущерба или вреда. Эта ответственность не исключает привлечения виновного лица и к дисциплинарной ответственности.

Законодательство о государственной службе не содержит правовых норм о материальной ответственности государственных служащих. В данном случае этот вопрос регулируется Трудовым кодексом РФ, специальными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Дисциплинарная ответственность госслужащих

Если работник не исполняет свои должностные обязанности или делает это ненадлежащим образом, работодатель вправе наложить на него дисциплинарное взыскание (ст. 192 ТК РФ). В большинстве случаев перечень санкций ограничивается тремя пунктами: замечанием, выговором и увольнением. Однако для некоторых категорий работников этот список расширяется. Государственные служащие в известном смысле являются представителями своей страны и органов власти, поэтому требования к ним отличаются от стандартных.

Кто относится к государственным служащим

Поскольку государственные должности вводятся для исполнения полномочий федеральных органов и органов субъектов РФ, формально работодателем таких сотрудников считается государство, а руководитель государственного органа выступает в роли представителя нанимателя. (ст. 1 ФЗ №79). При поступлении на гражданскую службу сотрудники заключают контракт, их деятельность финансируется из федерального или регионального бюджета.

Государственные служащие подразделяются на четыре категории (ст. 9 ФЗ №79):

Руководители Главы органов власти и их заместители. Могут назначаться на определенный срок или бессрочно.
Помощники (советники) Назначаются для содействия руководителям. Срок их полномочий истекает одновременно со сменой руководства.
Специалисты Люди разных профессий, обеспечивающие выполнение госорганами их задач и функций.
Обеспечивающие специалисты Сотрудники, в чью задачу входит хозяйственное, финансово-экономическое, организационное, документационное и иное обеспечение деятельности государственных органов.

Срок полномочий последних двух категорий сотрудников изначально не ограничен.

Виды взысканий

Дисциплинарный взыскания, которые могут наложить на госслужащих, перечислены в ст. 57 ФЗ №79:

  • замечание;
  • выговор;
  • предупреждение о неполном должностном соответствии;
  • увольнение с гражданской службы по основаниям, предусмотренным ст. 37 ФЗ №79.

Таким образом, к трем стандартным видам взыскания добавляется один специфический – предупреждение о неполном соответствии. По задумке законодателей, это взыскание должно стать для человека сигналом о том, что он недостаточно качественно выполняет свои обязанности, и предпринять меры для исправления ситуации.

За что могут наложить взыскание

По закону, дисциплинарное взыскание накладывается за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей. Важно – наказание возможно только если это произошло по его вине. Если вины человека в случившемся нет (например, он не выполнил поручение потому, что это было объективно невозможно), наказать его нельзя.

Основные обязанности госслужащих перечислены в ст. 15 ФЗ №79. Кроме требований исполнять поручения руководителей и свои служебные обязанности, предусмотренные должностным регламентом, там есть такие пункты:

  1. соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;
  2. исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
  3. исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
  4. соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
  5. соблюдать служебный распорядок государственного органа;
  6. поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
  7. не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
  8. беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
  9. представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи;
  10. сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;
  11. соблюдать ограничения (ст. 16 ФЗ №79), выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты (ст. 17 ФЗ №79), которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
  12. сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.
Читайте также:
Что не стоит писать в резюме

За что могут уволить государственного служащего

Случаи, когда дисциплинарное взыскание может стать причиной увольнения, перечислены в ст. 37 ФЗ №79:

  • неоднократное неисполнение своих обязанностей без уважительных причин, если в течение года были другие дисциплинарные взыскания;
  • прогул – отсутствие длительностью более четырех часов подряд без уважительной причины;
  • появление на службе под действием алкоголя или наркотиков;
  • разглашение государственной или иной охраняемой законом тайны, а также служебной информации;
  • совершения по месту работы хищения, растраты или умышленной порчи чужого имущества при условии, что этот факт подтверждает решение суда или постановление органа, рассматривавшего дело об административном правонарушении;
  • принятие решение служащим руководящей категории необоснованного решения, ставшего причиной неправомерного использования имущества, нарушения его сохранности или нанесение иного ущерба имуществу государственного органа;
  • однократное грубое нарушение служащим руководящей категории своих должностных обязанностей, если это нанесло вред государственному органу или нарушило законодательство РФ.

Правила наложения взыскания

При наложении взыскания требуется соблюдать определенный порядок. Без этого наказание юридически будет считаться незаконным, даже если формально его применение справедливо. Процедура регламентирована ст. 58 ФЗ №79 и в целом совпадает с аналогичной процедурой для других категорий сотрудников, описанных в ст. 193 ТК РФ. Однако здесь есть свои специфические нюансы, относящиеся главным образом к расследованию инцидента.

Статья 58 ФЗ №79 – Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания

  1. До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
  2. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.
  3. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
  4. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.
  5. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
  6. Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.
  7. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.
  8. Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания, предусмотренного пунктами 1 — 3 части 1 статьи 57 настоящего Федерального закона, и взыскания, предусмотренного статьей 59.1 настоящего Федерального закона, гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.
  9. Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.

Когда стало известно о проступке, подпадающем под дисциплинарную ответственность, со служащего требуют письменную объяснительную. Отказ дать пояснения не является препятствием для последующего наложения взыскания, но должен быть зафиксирован отдельным актом.

Далее необходимо провести служебную проверку (ст. 59 ФЗ №79). По ее результатам комиссия составляет заключение, в котором указывается необходимость применения дисциплинарного взыскания.

Применять санкции можно не позднее месяца со дня обнаружения проступка. В это время не входит период, когда виновный сотрудник находился в отпуске, на больничном или отсутствовал по иным уважительным причинам. Также не учитывается время, необходимое для служебной проверки.

Максимальный период, в течение которого к виновному можно применить дисциплинарные санкции – полгода со дня совершения проступка. Таким образом, если факт правонарушения всплывет через семь месяцев, привлечь к ответственности за него нельзя. Исключение – нарушения, выявленные в результате финансовой или аудиторской проверки. Срок давности по ним – два года. Если по результатам нарушения возбуждено уголовное дело, на время расследования срок давности также приостанавливается.

Читайте также:
Служебная записка о списании материальных ценностей: образец

Служебная проверка

Служебная проверка проводится по факту выявления дисциплинарного проступка, ее инициатором может быть представитель нанимателя или другой государственный служащий. Последнему необходимо подать письменное заявление, на основании которого представитель нанимателя выносит решение о проведении проверки.

Порядок служебной проверки регламентирован ст. 59 ФЗ №79. Проверку проводит кадровое подразделение государственного органа, юридическое подразделение и профсоюз данного органа. Если в составе комиссии оказывается служащий, прямо или косвенно заинтересованный в результатах проверки, он должен заявить самоотвод. Если он этого не сделает, выводы комиссии будут недействительны.

Во время проверки комиссия должна установить:

  • действительно ли был совершен дисциплинарный проступок;
  • содержат ли действие (бездействие) признаки вины;
  • какие причины и обстоятельства способствовали нарушению;
  • характер и размер вреда, который виновный нанес своим проступком;
  • обстоятельства, подтолкнувшие служащего написать заявление о проведении проверки.

Пока идет проверка, служащий, чью деятельность проверяют, имеет право:

  • давать объяснения в устной или письменной форме, подавать ходатайства, писать заявления и представлять иные документы для своей защиты и обоснования своего поступка;
  • обращаться с жалобой на решения и действия (бездействие) лиц, проводящих проверку представителю нанимателя, назначившего ее;
  • по завершении проверки ознакомиться с ее результатами и материалами, если это не нарушает условий сохранения государственной или иной тайны.

По результатам проверки комиссия составляет заключение, где излагает установленные во время расследования факты и свои предложения относительно дальнейших санкций к государственному служащему. На основании заключения составляется акт о применении дисциплинарного взыскания. Его необходимо вручить виновному сотруднику в течение пяти дней после издания.

Срок действия взыскания

Дисциплинарное взыскание действует в течение года после его вынесения. Если за это время сотрудник не допускал иных нарушений дисциплины, то по истечение года взыскание автоматически снимается. После этого считается, что никаких взысканий у служащего нет.

Какие дисциплинарные взыскания могут применяться к государственным служащим, и каков срок их действия?

Дисциплинарная ответственность государственных служащих – это применение различных взысканий к служащим, нанесшим вред органу государственной власти своими действиями или бездействием. Вид взыскания зависит от тяжести совершенного проступка и личности госслужащего.

  1. Виды взысканий
  2. Основания и условия применения
  3. Порядок привлечения к ответственности
  4. Сроки применения и снятия взыскания

Виды взысканий

Статья 57 закона №79 «О государственной службе в РФ» определяет следующие виды взысканий для госслужащих:

  • замечание;
  • выговор;
  • предупреждение о неполном соответствии;
  • увольнение.

Ранее также применялось освобождение от занимаемой должности, но в настоящее время данный вид взыскания устранен.

Основания и условия применения

Взыскания, кроме увольнения, применяются при наличии следующих оснований:

  • опоздание;
  • несоблюдение должностной инструкции;
  • ошибки в расчетах;
  • неверное истолкование и применение законодательных регламентов;
  • грубость и хамское отношение к гражданским посетителям.

Увольнение, как самое строгое взыскание, производится по следующим основаниям:

  • прогул;
  • появление на службе в нетрезвом состоянии или под действием наркотических средств;
  • разглашение гостайны и иной служебной информации;
  • кража или сознательная порча имущества на рабочем месте;
  • наличие большого числа проступков при уже наложенном взыскании;
  • вскрытие факта предоставления заведомо ложных сведений при трудоустройстве или предоставления подложных документов.

К госслужащим, занимающим руководящие должности, взыскание может применяться при принятии непродуманного решения, нанесшего вред государственной власти.

Под разглашением служебной информации понимается сообщение третьим лицам любых сведений, полученных во время нахождения на государственной службе, если это повлекло негативные последствия для госорганов или нарушило права третьих лиц.

Заведение против госслужащего уголовного дела из-за превышения полномочий или получения взятки является основанием для увольнения по причине утраты доверия.

Условиями применения дисциплинарного взыскания к госслужащему являются:

  • наличие события проступка;
  • доказанность вины госслужащего;
  • отсутствие непреодолимых обстоятельств.

К непреодолимым относятся обстоятельства, при которых госслужащий не мог избежать совершения проступка по независящим от него причинам, включая психологическое и физическое принуждение, шантаж и т. д.

Взыскание применяется вне зависимости от наличия злого умысла, но отсутствие противоправных намерений при нетяжких проступках могут смягчить налагаемое взыскание.

Порядок привлечения к ответственности

Привлечение госслужащего к ответственности начинается с выявления факта совершенного проступка и происходит в следующем порядке:

  1. По факту совершения проступка составляется служебная записка на имя руководителя государственного учреждения с указанием возможных виновных лиц.
  2. С обвиняемых в проступке госслужащих затребуют объяснительные записки.
  3. Руководитель подразделения инициирует проведение служебной проверки.
  4. По результатам проверки выносится заключение.
  5. Составляется акт о применении взыскания.
  6. Копия акта вручается совершившему проступок госслужащему под подпись.

При отказе обвиняемых предоставить объяснительные в течение двух дней составляется акт, после чего начинается служебная проверка, на которую отводится 30 дней. К проверке привлекаются:

  • кадровая служба;
  • юридическая служба;
  • представители профкома.

В ходе служебной проверки необходимо установить:

  • факт совершения проступка;
  • наличие вины госслужащего;
  • причины и мотивы проступка;
  • степень ущерба или вреда, причиненного проступком.

Обвиняемые служащие в ходе проверки имеют право давать объяснения подавать заявления, жалобы и апелляции, знакомиться с результатами экспертных оценок.

Читайте также:
Бывает ли отпуск у фрилансеров

Для отдельных федеральных учреждений разработаны и приняты детальные инструкции по проведению служебных проверок. В частности, порядок проведения проверок в Министерстве образования утвержден Приказом Минобрнауки №796.

Взыскание назначается с учетом тяжести проступка, степени вины, конкретных обстоятельств и прошлых заслуг обвиняемого. Как правило, госслужащему, находящемуся на хорошем счету и имеющему государственные награды, взыскание за незначительный однократный проступок (например, опоздание до 1 часа) может не назначаться при условии, что проступок носит субординационный характер и не причинил реального вреда.

Вручение копии акта о взыскании госслужащему должно быть проведено в течение пяти дней с момента подписания акта представителем работодателя. Если госслужащий отказывается подписывать акт, в документе ставится отметка с формулировкой: «От подписи отказался».

При отсутствии таких оснований обжаловать дисциплинарное взыскание госслужащий может только путем обращения в суд общей юрисдикции.

Сроки применения и снятия взыскания

Взыскание должно быть назначено в течение месяца с момента обнаружения проступка без учета периодов:

  • служебной проверки;
  • нахождения на больничном;
  • нахождения в отпуске;
  • отсутствия обвиняемого на службе по иным уважительным причинам.

Применение взыскания должно осуществиться в течение полугода с момента обнаружения проступка, в противном случае, взыскание не применяется с сохранением записи в личном деле. Если проступок выявлен в ходе аудиторской проверки, то применение взыскания должно осуществиться в течение двух лет за вычетом времени производства по уголовной составляющей дела (при наличии).

Дисциплинарное взыскание применяется к госслужащим не только при типичных проступках для наемных сотрудников, но и также при утрате доверия или принятии необдуманных решений. При проведении служебной проверки действует принцип невиновности, то есть обвиняемый не обязан доказывать невиновность, а отсутствие улик толкуется в его пользу.

Дисциплинарная ответственность государственных служащих

Вы будете перенаправлены на Автор24

Основания привлечения к дисциплинарной ответственности и ее сущность

Дисциплинарная ответственность государственных служащих – это категория административного права, один из способов принуждения, который может применяться только уполномоченными на то должностными лицами (или органами) к нарушителям за дисциплинарные проступки.

Меры дисциплинарной ответственности применяются органами предприятий, учреждений, организаций, где работает нарушитель дисциплины, или вышестоящим органом. В настоящее время единого определения в отношении «дисциплинарного проступка». В разных правовых актах это определение может трактоваться по-разному. Для совершенствования нормативно-правовой базы, повышения правовой культуры общества необходимо, чтобы законодатель дал четкое и конкретное определение понятия «дисциплинарный проступок», который будет общепринятым и единым, содержащим все основные признаки.

Правовое регулирование дисциплинарной ответственности происходит в соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ от 27.07.2004 « О государственной гражданской службе» По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Правовое регулирование государственной гражданской службы подробнее . Деятельность разных гражданских служащих обладает определенными особенностями, что обуславливает и различные меры применяемой к ним дисциплинарной ответственности.

Служба в государственных органах выступает публично-правовой категорией. Дисциплинарные проступки гражданских служащих оказывают негативное влияние не только на дисциплину в конкретном государственном органе, но прямо или опосредованно затрагивают интересы всей службы в государственных органах в целом. При назначении дисциплинарных взысканий необходимо полностью исключить заинтересованность отдельных лиц в этих действиях. Назначать дисциплинарные взыскания может только государство в лице его представителей.

Готовые работы на аналогичную тему

Основание привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности – совершение служащим дисциплинарного проступка, то есть ненадлежащее исполнение или неисполнение по вине гражданского служащего должностных обязанностей. При этом законодательство не содержит закрытый перечень дисциплинарных проступков. Законодательно можно закрепить только проступки, которые направлены на публичные интересы. К таким проступкам применяются более строгие меры дисциплинарной ответственности.

Особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих

Правовая характеристика дисциплинарной ответственности государственных служащих включает комплекс правовых норм, включенных в федеральное законодательство о государственных служащих, правовых актов государственного управления, возлагающих определенные обязанности на служащих по соблюдению дисциплинарных требований, предусматривающих меры дисциплинарной ответственности, процессуальный порядок использования этих мер при нарушении указанных предписаний.

Особенности дисциплинарной ответственности госслужащих:

  1. Правовой статус государственных служащих регулируется федеральным законодательством, эти служащие могут привлекаться к дисциплинарной ответственности за нарушение служебной медицины.
  2. Специальные нормативно-правовые акты регулируют дисциплинарную ответственность, указывая на специфические особенности данных правонарушений. Уполномоченные лица могут руководствоваться нормами трудового законодательства.
  3. Трудовая дисциплина государственных служащих – это соблюдение конкретного служебного распорядка, предусмотренного нормативно-правовыми актами федерального уровня, государственного органа. Недопустимы коллективные договоры и различные соглашения в сфере, которая относится к трудовой дисциплине.
  4. Для привлечения к дисциплинарной ответственности необходимо наличие письменного объяснения государственного служащего. Обязательно проведение служебной проверки относительно каждого случая совершения дисциплинарного проступка служащим.

Меры дисциплинарной ответственности государственных служащих

Все меры юридической ответственности, которые применяются к гражданским служащим представляют собой определенные виды санкций, предусмотренные законодательством.

В отличие от других категорий работников дисциплинарная ответственность государственных служащих носит государственно-принудительный характер. Такие меры ответственности носят исключительно императивный характер. Не допускаются изменения при заключении контракта, не учитывается мнение сторон, которые поступают на государственную службу (это одно из условий поступления на такую службу).

Через правовые нормы устанавливаются определенные взыскания, относящиеся к мерам правового принуждения. При реализации дисциплинарной власти должностные лица осуществляют государственное принуждение, так как выступают от имени государства.

Меры дисциплинарной ответственности преследуют важнейшую цель: исправление поведения государственного служащего, изменение его взглядов в отношении государственной службы.

Читайте также:
Сокращенная рабочая неделя по инициативе работодателя

Трудовой кодекс содержит следующие виды дисциплинарных взысканий:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение.

Закон о государственной службе предусматривает дополнительный перечень дисциплинарных взысканий, применяемых только в отношении государственного служащего. В сфере государственной службы под дисциплинарными взысканиями понимают меры принудительного воздействия, предусмотренные в законодательстве и применяемые уполномоченными на то должностными лицами.

К вышеперечисленным взысканиям также относятся предупреждение о неполном должностном соответствии или увольнение с гражданской службы.

Предупреждение о неполном служебном соответствии представляет собой взыскание, которое носит воспитательный характер. Его цель – исправление поведения госслужащего, изменение его отношения к правонарушению. Этот вид взыскания предупреждает о том, что в качестве наказания к госслужащему могут быть применены более серьезные взыскания в виде понижения в должности или увольнения.

Дисциплинарная ответственность государственных служащих

Государственные служащие несут повышенную ответственность за свою работу, поскольку являются представителями органов государственной власти. При совершении проступков госслужащими могут нарушаться интересы граждан или юридических лиц. Поэтому для них предусмотрен специальный порядок привлечения к дисциплинарной ответственности. Разберем особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих, виды дисциплинарных взысканий, порядок привлечения госслужащего к ответственности и основания для отмены взыскания. Также рассмотрим специфику дисциплинарной ответственности государственных служащих при конфликте интересов и утрате доверия.

В статье расскажем:

Особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих

Государственные служащие – это граждане, работающие на должностях в органах государственной власти. Например, в администрациях, правительствах, судах, внебюджетных фондах, органах Роспотребнадзора, Росреестра и иных подразделениях исполнительной власти РФ и субъектов РФ.

Трудовые отношения госслужащих регламентируются специальным нормативным актом – Законом о государственной гражданской службе, который устанавливает в том числе виды дисциплинарных взысканий и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарная ответственность госслужащих наступает за нарушение должностного регламента, условий контракта, нормативных актов, регламентирующих их деятельность согласно занимаемой должности.

Какие виды дисциплинарной ответственности применяют к госслужащим?

В отличие от дисциплинарной ответственности других категорий работников дисциплинарная ответственность госслужащих характеризуется государственно-принудительным характером. При наложении дисциплинарных взысканий применяется статья 57 Закона о государственной гражданской службе, предусматривающая четыре вида наказаний:

  1. Замечание.
  2. Выговор.
  3. Предупреждение о неполном должностном соответствии.
  4. Увольнение с гражданской службы.

Рассмотрим каждый вид наказаний с примерами из судебной практики.

Замечание

Замечания является самым мягким видом наказания и назначается за незначительные, единичные проступки, не повлекшие причинение ущерба работе государственного органа. Например, при опоздании на службу, несоответствии одежды принятой форма.

Пример из судебной практики 1. В Правительство Саратовской области поступило представление прокурора об устранении нарушения, выявленного по результатам рассмотрения обращения директора АО «Саратовские авиалинии». Причиной проверки послужило затягивание сроков рассмотрения обращения руководителя юридического лица. Референт секретариата первого заместителя Председателя Правительства области Гаврилов О.В. должен был проконтролировать срок рассмотрения обращения. Названная обязанность закреплена в его должностном регламенте. Была проведена служебная проверка, по результатам которой Гаврилова О.В. признали виновным в совершении дисциплинарного проступка. На госслужащего наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания. Гаврилов О.В. оспорил приказ государственного органа, однако, суд не нашел оснований для его отмены. (Апелляционное определение Саратовского областного суда от 30.05.2019 года по делу № 33-3998/2019).

Выговор

В случае совершения серьезного проступка на госслужащего налагается дисциплинарное взыскание в виде выговора. Например, при нарушении сроков сдачи отчета, агрессивном поведении с руководством или коллегами.

Пример из судебной практики 2. Степанов И.А. работает в Комитете образования, науки и молодежной политики Волгоградской области в должности консультанта одного из отделов. Госслужащим проведена плановая выездная проверка во отношении ООО «АВГрупп». В адрес общества было направлено предписание об устранении выявленных нарушений. При этом протокол об административном правонарушении Степановым И.А. составлен не был, хотя было обнаружено событие административного правонарушения. Госслужащий был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора. Степанов И.А. оспорил приказ об объявлении выговора в судебном порядке, однако, получил отказ (Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 28.07.2022 года по делу № 88-14948/2020).

Предупреждение о неполном должностном соответствии

При систематических нарушениях должностного регламента, совершении серьезных дисциплинарных проступков госслужащему грозит наказание в виде предупреждения о неполном должностном соответствии. Например, при несоблюдении административного регламента или порядка проведения расследования в процессе проверки юридических лиц. По сути после наложения названного дисциплинарного взыскания он включается в список кандидатов на увольнение.

Пример из судебной практики 3. Григорьев А.И. проходил государственную гражданскую службу в МРУ Росалкогольрегулирование по ЦФО в должности заместителя начальника отдела контроля за легальностью производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В процессе исполнения должностных обязанностей госслужащий нарушил должностной регламент, в частности, не осуществил должный контроль за деятельностью своего отдела при проведении административного расследования в отношении ООО «Трейд-Сервис» и ООО «Квартал». Несмотря на то, что был выявлен факт оборота алкогольной продукции без документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, административный материал в суд не направлен. В отношении Григорьева А.И. проведено служебное расследование и назначено наказание в виде предупреждения о неполном должностном соответствии. Госслужащий оспорил приказ о дисциплинарном взыскании, однако, суд отказал в удовлетворении заявления (Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 27.05.2022 года по делу № 88-3292/2020).

Увольнение с гражданской службы

При совершении проступка, влекущего серьезные последствия для государственного органа, неэффективности ранее назначенных дисциплинарных наказаний госслужащего увольняют с государственной службы по статье. Например, в случае разглашения служебной тайны, нанесения ущерба имуществу государственного органа.

Читайте также:
Сопроводительное письмо к акту выполненных работ: образец

Пример из судебной практики 4. Жуков А.А. проходил государственную гражданскую службу в Брянской таможне. В период выполнения своих должностных обязанностей он появился на службе в состоянии алкогольного опьянения. В целях прохождения медицинского освидетельствования госслужащего направили в больницу, где факт алкогольного опьянения подтвердился. В отношении Жукова А.А. проведена служебная проверка. Проступок был признан грубым, в связи с чем госслужащего уволили по статье. Он обратился в суд с иском восстановлении на работу, однако, получил отказ (Апелляционное определение Брянского областного суда от 19.08.2014 года по делу № 33-2852(2014).

Порядок привлечения государственных служащих к дисциплинарной ответственности

Порядок привлечения госслужащего к дисциплинарной ответственности закреплен в статье 58 Закона о государственной гражданской службе.

Процедура включает в себя несколько этапов:

  1. Непосредственный руководитель госслужащего фиксирует факт совершения дисциплинарного проступка и пишет докладную на имя руководителя государственного органа или ведомства. Также может быть составлен акт, подписанные минимум двумя сотрудниками. Бывает, что в государственный орган поступает обращения граждан и юридических лиц, представление прокурора.
  2. Госслужащему предлагается дать письменные пояснения по поводу случившегося. Уведомление о необходимости предоставить объяснение вручается под роспись или направляется заказным письмом с уведомлением. Ответ должен быть предоставлен в течение двух дней. Если письменное пояснение от госслужащего не поступило, составляется акт.
  3. Назначается и проводится служебная проверка, в процессе которой устанавливается факт дисциплинарного проступка, вина госслужащего, характер вреда, причиненного в результате неправомерных действий или бездействий, причины случившегося. По результатам составляется письменное заключение.
  4. Выбирается конкретная мера наказания и выносится приказ о дисциплинарном взыскании и составляется акт. Копия акта о дисциплинарном взыскании вручается госслужащему под роспись в течение пяти дней со дня составления.

Дисциплинарное наказание должно быть наложено в течение месяца со дня обнаружения факта совершения дисциплинарного проступка. В этот период не включаются дни, в течение которых гражданин находился на больничном или в отпуске. Наказание не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка.

Когда дисциплинарное взыскание может быть отменено?

Если в течение года госслужащий не совершил нового дисциплинарного взыскания и новое наказание не назначалось, он считается не привлеченным к дисциплинарной ответственности. Наказание снимается автоматически по истечении годичного срока.

Дисциплинарное взыскание может быть отменено до истечения года на основании заявления госслужащего или ходатайства его непосредственного руководителя Основанием для отмены может послужить добросовестное выполнение должностного регламента, отсутствие повторных взысканий, высокие результаты работы.

Для досрочного снятия взыскания руководитель государственного органа или ведомства выносит приказ, с которым госслужащего знакомят под роспись.

Дисциплинарная ответственность госслужащего при конфликте интересов

На практике часто встречаются ситуации, когда личная заинтересованность сотрудника может повлиять на надлежащее, беспристрастное и объективное исполнение должностных обязанностей. Если госслужащий нарушил требования о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, на него могут наложить дисциплинарное взыскание в виде замечания, выговора или предупреждения о неполном должностном соответствии.

Пример из судебной практики 5. Кравцов И.А. служит в должности специалиста-эксперта отдела Управления ветеринарии Костромской области. В соответствии с должностным регламентом он обязан предоставлять сведения о своих доходах, расходах и имуществе. В государственный орган поступило представление прокуратуры в связи с тем, что госслужащий в справке о доходах не указал доходы, полученные им до поступления на государственную гражданскую службу. В связи с этим в отношении него была проведена проверка и назначено заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Комиссия рекомендовала вынести госслужащему замечание, руководитель государственного ведомства вынес приказ о дисциплинарном взыскании. Кравцов И.А. оспорил приказ через суд, который отказал в удовлетворении требований (Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 10.12.2022 года по делу № 88-25302/2020).

Дисциплинарная ответственность при утрате доверия к государственному служащему

Утрата доверия – еще одно основание для привлечения гражданина к дисциплинарной ответственности. При возникновении такой ситуации госслужащего увольняют.

В перечень оснований для увольнения в связи с утратой доверия входят:

  • непринятие действий по предотвращению конфликта интересов;
  • непредоставление сведений о доходах, расходах и имуществе;
  • трудоустройство по совместительству в коммерческой организации;
  • регистрация в качестве ИП и осуществление предпринимательской деятельности;
  • вхождение в состав органов управления организаций;
  • открытие счетов в иностранных банках, расположенных за пределами РФ.

В случае увольнения госслужащего по причине утраты доверия сведения об этом факте вносятся в специальный реестр.

Пример из судебной практики 6. Степанов Н.Т. проходил службу в должности начальника Клинского отдела автотранспортного надзора. В центральное межрегиональное управление УГАДН была подана служебная записка о проведении в отношении госслужащего служебной проверки по факту совершения им деяния, влекущего утрату доверия. В ходе проверки было установлено, что Степанов Н.Т. совершил выезд на совместный отдых во Вьетнам с поднадзорным ему предпринимателем, являющимся монополистом пассажирских перевозок в Клининском муниципальном районе. При этом госслужащий проигнорировал требование законодательства о недопущении конфликта интересов. В связи с утратой доверия его уволили с государственной гражданской службы. Степанов Н.Т. оспорил приказ об увольнении в судебном порядке, суд отказал ему в удовлетворении требований (Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 19.10.2022 года № 88-22447/2020).

Читайте также:
Что входит в заработную плату

Заключение эксперта

  1. Дисциплинарная ответственность госслужащих наступает на основании Закона о государственной гражданской службы при нарушении должностного регламента, административных регламентов, требований нормативных актов, регламентирующих деятельность госслужащего.
  2. В случае совершения госслужащим дисциплинарного проступка на него может быть наложено одно из четырех видов наказания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с гражданской службы.
  3. Для привлечения госслужащего к дисциплинарной ответственности пишется докладная записка и проводится служебное расследование. Далее ему предлагают дать письменные объяснения по поводу причин случившегося. Если факт дисциплинарного проступка нашел свое подтверждение, назначается наказание.
  4. Через год после привлечения госслужащего к ответственности за совершение дисциплинарного проступка наказание автоматически отменяется. Если госслужащий намерен снять дисциплинарное взыскание раньше этого срока, ему необходимо обратиться к руководителю государственного органа. При наличии основания для отмены наказания будет вынесен приказ.
  5. Не всегда госслужащие выполняет свои обязанности беспристрастно, надлежаще и объективно. Если возник конфликт интересов, например, предоставлены неполные сведения о доходах, и госслужащий не предпринял меры по урегулированию конфликта, ему назначается административное наказание.
  6. Многие госслужащие совершают коррупционные правонарушения, например, берут взятки. По выявлении таких фактов госслужащего могут уволить по причине утраты доверия.

Если гражданин в процессе прохождения гражданской государственной службы был неправомерно привлечен к дисциплинарной ответственности, следует привлечь квалифицированного юриста, который специализируется на данной категории дел и поможет разобраться в сложившейся ситуации. Юристы нашего сайта всегда готовы проконсультировать госслужащих и работодателей по вопросам, касающимся правомерности применения дисциплинарной ответственности. Оставьте заявку и получите консультацию.

Особенности дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих

Чаннов С.Е., кандидат юридических наук, доцент кафедры административного права и государственного строительства Поволжской академии государственной службы, г. Саратов.

Дисциплинарная ответственность – одна из форм принуждения, применяемого уполномоченными должностными лицами (органами) к лицам, совершившим дисциплинарное правонарушение, и влекущего неблагоприятные последствия для нарушителя.

В отличие от других видов юридической ответственности дисциплинарная направлена на обеспечение дисциплины в основном в рамках служебного подчинения. Меры дисциплинарной ответственности применяются не “надведомственными” органами (судом, арбитражем, инспекциями т.д.), а органами (должностными лицами) организаций, учреждений, предприятий, где работает нарушитель дисциплины, либо вышестоящим органом (должностным лицом).

Институт дисциплинарной ответственности является одним из наиболее динамичных в законодательстве. Система дисциплинарной ответственности в советском законодательстве претерпевала серьезные изменения, прежде чем достигла своего нынешнего состояния, но ее развитие продолжается и сейчас.

Ряд новелл в институт дисциплинарной ответственности был внесен принятым 27 июля 2004 г. Федеральным законом “О государственной гражданской службе Российской Федерации” (далее – Закон о гражданской службе). Этот Закон так же, как и его предшественник – Федеральный закон “Об основах государственной службы Российской Федерации” (далее – Закон об основах государственной службы), – устанавливает специальную дисциплинарную ответственность государственных служащих. Специальная дисциплинарная ответственность, как известно, отличается от общей по кругу лиц, подпадающих под действие соответствующих норм, по мерам дисциплинарного взыскания, кругу лиц и органов, наделенных дисциплинарной властью, по установленному порядку обжалования взысканий . Большинством этих особенностей характеризуется и привлечение к дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих.

Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2001. С. 340.

В соответствии со статьей 57 Закона о гражданской службе основанием для привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности является совершение им дисциплинарного проступка. Дисциплинарным проступком в сфере государственно-служебных правоотношений в силу той же статьи признается неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей.

В целом дисциплинарное законодательство не содержит исчерпывающего перечня дисциплинарных проступков. В этом проявляется одна из особенностей дисциплинарной ответственности. В то же время в действующем законодательстве можно встретить примеры отдельных деяний, признаваемых дисциплинарными проступками для некоторых категорий работников. Так, статья 7 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 “О государственной тайне” предусматривает дисциплинарную ответственность должностных лиц, принявших решение о засекречивании не подлежащих засекречиванию сведений в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Такие же меры предусмотрены в отношении государственных служащих, виновных в нарушении федеральных законов, указов Президента РФ, неисполнении или ненадлежащем исполнении федеральных законов, указов Президента РФ и вступивших в законную силу решений судов, согласно статье 1 Указа Президента РФ от 6 июня 1996 г. N 810 “О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы”.

В науке административного права уже достаточно давно сформулированы признаки, которые можно объединить понятием состава дисциплинарного проступка. Эти признаки характеризуют его с точки зрения объекта посягательства, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны.

Объектом посягательства любого проступка в системе государственной гражданской службы являются общественные отношения, складывающиеся при осуществлении того или иного вида государственной деятельности. Посягательства на данные общественные отношения выступают в виде нарушений государственной дисциплины или отдельных ее видов . В качестве объекта, на который непосредственно посягает тот или иной дисциплинарный проступок, выступают конкретные правомочия (их неосуществление или превышение) или обязанности (их неисполнение или ненадлежащее исполнение) .

Манохин В.М. Государственная дисциплина в народном хозяйстве. М., 1970. С. 78.
Адушкин Ю.С. Дисциплинарное производство в СССР. Саратов, 1986. С. 38.

К признакам объективной стороны дисциплинарного проступка прежде всего относится само противоправное деяние, посягающее на государственную дисциплину. Оно может быть выражено в форме как действия, так и бездействия. Круг таких деяний весьма широк и неоднороден, что является одной из причин отсутствия в дисциплинарном законодательстве единой, целостной системы составов проступков .

Читайте также:
Деловой этикет сотрудников на рабочем месте - основные принципы и правила

Государственная дисциплина и ответственность / Под. ред. Л.И. Антоновой, Б.И. Кожонина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. С. 83.

Субъектами дисциплинарного проступка в юридической литературе признаются только физические лица. В качестве субъектов дисциплинарных проступков могут выступать как рядовые гражданские служащие, так и должностные лица, причем в отличие от законодательства об административных правонарушениях должностные лица несут дисциплинарную ответственность на равных основаниях с рядовыми служащими.

Субъективной стороной дисциплинарного проступка в государственном аппарате является совокупность признаков, характеризующих психическое отношение правонарушителя к своему противоправному деянию и к его возможным вредным последствиям. Прежде всего в качестве такого признака выступает вина.

Статья 192 Трудового кодекса Российской Федерации (применяемого к государственно-служебным отношениям в случаях, если они не урегулированы специальным законодательством о государственной службе) прямо указывает на наличие вины работника в качестве обязательного признака дисциплинарного проступка. Статья 59 Закона о гражданской службе также закрепляет необходимость установления вины гражданского.

В зависимости от формы вины дисциплинарные проступки квалифицируются как умышленные (совершенные с прямым и косвенным умыслом) и неосторожные (явившиеся результатом самонадеянности или небрежности). Умышленным является такое поведение гражданского служащего, когда он сознает противоправный характер своего поведения, предвидит его вредные последствия и желает или сознательно допускает их наступление либо относится к ним безразлично. Неосторожность имеет место, если лицо не предвидит вредных последствий своего поведения, однако могло и должно было предвидеть их наступление.

В отличие от дисциплинарных проступков перечень дисциплинарных взысканий полностью устанавливается законодательством и не подлежит расширительному толкованию. Законодательство о государственной службе предусматривает возможность наложения на государственных гражданских служащих дисциплинарных взысканий, не установленных Трудовым кодексом Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 57 Закона о гражданской службе представитель нанимателя имеет право применить к гражданским служащим следующие дисциплинарные взыскания:

  1. замечание;
  2. выговор;
  3. предупреждение о неполном должностном соответствии;
  4. освобождение от замещаемой должности гражданской службы;
  5. увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами “а” – “г” пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 Закона о гражданской службе.

Трудовой кодекс Российской Федерации устанавливает, что за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Вместе с тем Пленум Верховного Суда РФ установил, что, если несмотря на применение дисциплинарного взыскания неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей продолжается, он может быть вновь привлечен к дисциплинарной ответственности . Эта разъяснение верно и в отношении гражданских служащих.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 “О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации”.

Так как в Законе не установлено исчерпывающего перечня дисциплинарных проступков, соответственно, нет и четких указаний, какое взыскание соответствует каждому дисциплинарному проступку. Таким образом, вопрос о том, какое конкретно дисциплинарное взыскание применить к служащему, решается представителем нанимателя по его собственному усмотрению.

Исключением из общего правила является увольнение как мера дисциплинарного взыскания. Пункт 5 части 1 статьи 57 Закона о гражданской службе закрепляет исчерпывающий перечень случаев увольнения гражданского служащего при совершении им дисциплинарного проступка.

По сравнению с Законом об основах государственной службы статья 57 Закона о гражданской службе вводит ранее неизвестное дисциплинарное взыскание – освобождение от замещаемой должности. При этом освобождение от замещаемой должности по смыслу данной нормы не тождественно увольнению с гражданской службы. Однако представляется, что его нельзя также рассматривать и как перевод гражданского служащего на другую должность, так как часть 10 статьи 58 Закона о гражданской службе прямо указывает, что при освобождении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы в связи с дисциплинарным взысканием он включается в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе.

Таким образом, освобождение от замещаемой должности по своим фактическим последствиям мало чем отличается от увольнения, так как при отсутствии на момент применения к гражданскому служащему данного дисциплинарного взыскания иной вакантной должности гражданин на неопределенный период времени прекращает свою служебную деятельность. При этом следует обратить внимание, что законодатель и в Трудовом кодексе, и в Законе о гражданской службе ограничивает применение такой меры дисциплинарного взыскания, как увольнение, о чем было сказано выше. Однако в отношении освобождения от занимаемой должности такие ограничения отсутствуют.

Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий в отношении гражданских служащих установлены статьей 58 Закона о гражданской службе. Данная статья устанавливает, что до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. Такое объяснение должно быть затребовано в течение срока, предусмотренного для наложения дисциплинарного взыскания. Необходимость получения письменного объяснения гражданского служащего обуславливается тем, что в нем могут быть указаны обстоятельства, исключающие его вину в совершении данного проступка, какие-либо уважительные причины и т.п.

Если представитель нанимателя не затребовал объяснения от служащего, по смыслу данной нормы он не вправе применить к нему дисциплинарное взыскание. Напротив, отказ гражданского служащего представить письменное объяснение не является препятствием для привлечения его к дисциплинарной ответственности. Во избежание последующих споров отказ служащего от составления объяснения оформляется соответствующим актом.

Читайте также:
Может ли мужчина уйти в декретный отпуск, пособие по уходу за ребенком отцу

Еще одной особенностью дисциплинарной ответственности гражданских служащих в соответствии с новым Законом является обязательное проведение служебной проверки.

Само понятие “служебная проверка” не является новым для российского законодательства. Так, в Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденном Постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, указывается, что “до наложения взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть истребовано письменное объяснение. При необходимости проводится проверка указанных в нем сведений с вынесением заключения по результатам проверки”.

Кроме того, в российском законодательстве помимо термина “служебная проверка” встречается близкий по смыслу термин “служебное расследование”. В частности, служебные расследования упоминаются в Таможенном кодексе Российской Федерации, Федеральном законе “О службе в таможенных органах Российской Федерации”, “Об основах государственной службы Российской Федерации” и т.д. В связи с этим возникает вопрос о соотношении понятий “служебная проверка” и “служебное расследование”.

Как показывает анализ нормативной базы, термины “служебное расследование” и “служебная проверка” используются в законодательстве бессистемно. В большинстве случаев под служебной проверкой и служебным расследованием понимается совокупность действий уполномоченных должностных лиц по изучению обстоятельств какого-либо проступка (обычно дисциплинарного) или происшествия. Во многих нормативных актах (например, Приказ МВД РФ от 22 августа 2003 г. N 667 “О порядке возмещения расходов, связанных с перевозками, а также оформления, использования, хранения и обращения с воинскими перевозочными документами в системе МВД России”, Приказ ГТК РФ от 23 августа 2002 г. N 896 “Об утверждении Инструкции об организации учета, хранения и выдачи оружия и боеприпасов в таможенных органах Российской Федерации”, Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 27 октября 1998 г. N 72 “О внесении изменений в “Отчет о наличии, утратах, хищении и применении оружия” в органах прокуратуры Российской Федерации”, Приказ Московской автогрузовой таможни от 14 марта 1996 г. N 61 “О временной Инструкции о порядке проведения служебных расследований”) термины “проверка” и “расследование” используются как синонимы.

В некоторых случаях понятие служебной проверки все же отличается от понятия служебного расследования. Разделение в этом случае производится либо по объемам производимых действий (распоряжение премьера Правительства Москвы от 7 мая 1998 г. N 490-РП “О результатах проверки обоснованности затрат на благоустройство территории вокруг Храма Христа Спасителя”), либо по объектам проверки и расследования (Закон Иркутской области “Об организации и деятельности администрации Иркутской области”).

Ранее действовавший Закон об основах государственной службы предусматривал право государственного служащего на проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство (пункт 10 части 1 статьи 9). Новый Закон о гражданской службе предусматривает в качестве аналогичного право гражданского служащего на проведение служебной проверки (пункт 14 части 1 статьи 14). Исходя из содержания части 2 статьи 58 и пункта 5 части 2 статьи 59 этого закона служебная проверка также может проводиться для установления факта и обстоятельств совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; термин же “служебное расследование” в данном Законе вообще не употребляется.

Таким образом, можно сделать вывод, что в данном акте законодатель сознательно заменил термин “служебное расследование” на “служебную проверку”.

Определения служебной проверки Закон о гражданской службе не содержит. Представляется, что исходя из его содержания служебную проверку можно определить как совокупность мероприятий, проводимых соответствующими должностными лицами государственного органа в целях своевременного, всестороннего, полного и объективного исследования дисциплинарных проступков или для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство.

Закон о гражданской службе устанавливает: обстоятельства, подлежащие установлению в ходе служебной проверки; порядок и сроки ее проведения; права служащего, в отношении которого она проводится. Вместе с тем представляется, что в локальных актах о проведении служебной проверки должен быть отражен ряд вопросов, на федеральном уровне не урегулированных.

К ним, по мнению автора статьи, относятся:

  • установление сроков назначения служебной проверки;
  • указание перечня лиц, которые не могут привлекаться к проведению служебной проверки;
  • закрепление права гражданского служащего, в отношении которого проводится проверка, на отвод должностных лиц от проведения проверки с конкретными доводами, объясняющими отвод;
  • установление полномочий лиц, проводящих служебную проверку.

Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя. Снятое, в том числе и досрочно, дисциплинарное взыскание не влечет никаких юридических последствий.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: