Допустимая доля иностранных работников в 2020 году: есть ли изменения

Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2019 г. N 1271 “Об установлении на 2020 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности”

ГАРАНТ:

Об установлении на 2021 г. допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории РФ отдельные виды экономической деятельности см. постановление Правительства РФ от 12 ноября 2020 г. N 1823

В соответствии с пунктом 5 статьи 18.1 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить на 2020 год допустимую долю иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды деятельности, предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2):

а) выращивание овощей (код 01.13.1) – в размере 50 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

б) строительство (раздел F) – в размере 80 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

в) торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах (код 47.25.1) – в размере 15 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

г) торговля розничная табачными изделиями в специализированных магазинах (код 47.26) – в размере 15 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

д) торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) (код 47.73) – в размере 0 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

е) торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках (код 47.8) – в размере 0 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

ж) торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков (код 47.99) – в размере 0 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

з) деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта (код 49.3) – в размере 26 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

и) деятельность автомобильного грузового транспорта (код 49.41) – в размере 26 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

к) деятельность в области спорта прочая (код 93.19) – в размере 25 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами.

2. Установить, что подпункт “б” пункта 1 настоящего постановления распространяется на хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации, за исключением территорий Республики Бурятия, Республики Дагестан, Амурской области и г. Москвы.

3. Установить на 2020 год допустимую долю иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Республики Дагестан деятельность в сфере строительства (раздел F), в размере 50 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами.

4. Хозяйствующим субъектам, указанным в пунктах 1 и 3 настоящего постановления, до 1 января 2020 г. привести численность используемых иностранных работников в соответствие с настоящим постановлением, руководствуясь требованиями трудового законодательства Российской Федерации.

5. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации давать разъяснения по применению настоящего постановления.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Для отдельных отраслей сохранена допустимая доля иностранцев, установленная на 2019 г. Это прочий сухопутный пассажирский и автомобильный грузовой транспорт (26%), спорт (25%), розничная торговля в специализированных магазинах алкоголем, включая пиво, и табачными изделиями (15%). Сохранен запрет привлекать иностранцев к розничной торговле лекарствами в аптеках, а также к торговле в нестационарных торговых объектах и на рынках, вне магазинов и палаток.

50% допустимая доля иностранцев в сфере выращивания овощей затронет все регионы.

80% ограничение доли иностранных работников в строительстве не коснется только Бурятии, Амурской области и г. Москвы. А для Дагестана это ограничение составит 50%.

Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2019 г. N 1271 “Об установлении на 2020 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности”

Настоящее постановление вступает в силу с 16 октября 2019 г.

Ключевые изменения в миграционном законодательстве, вступившие в силу в 2021 году

В середине июня вступили в силу существенные изменения в миграционном законодательстве. Появились новые требования к оформлению иностранных работников. Сегодня расскажем, что поменялось, какие существуют риски, связанные с нарушением миграционного законодательства, и как их снизить.

Какие категории иностранцев существуют

Выделяют следующие категории иностранных граждан, в соответствии с их миграционным статусом:

  • постоянно проживающие — вид на жительство (ВНЖ), обратите внимание — ВНЖ не является документом, удостоверяющим личность;
  • временно проживающие — разрешение на временное проживание (РВП);
  • временно пребывающие — виза, разрешение на работу, патент, или на основании международных договоров — например, для граждан ЕАЭС.
  • иностранные работники делятся на большее количество категорий, чем иностранные граждане:
  • граждане Беларуси;
  • граждане стран ЕАЭС;
  • ВКС;
  • временно и постоянно проживающие;
  • граждане стран с безвизовым въездом;
  • граждане стран с визовым въездом;
  • студенты очных отделений.

В отношении граждан Беларуси существует двоякая позиция относительно необходимости уведомления о заключении/расторжении трудового /гражданско-правового договора и оформления полиса ДМС.

В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» заказчик работ или услуг обязан уведомить миграционные органы о заключении/расторжении с иностранным гражданином трудового / гражданско-правового договора в течение трех рабочих дней с даты заключения договора.

Читайте также:
Увольнение по собственному желанию во время больничного листа

Cуществует альтернативная позиция о том, что необходимости уведомлять миграционные органы нет. Данная позиция основана на Решении Высшего Совета Сообщества Беларуси и России подтверждена Постановлением Верховного Суда РФ.

В то же время, несмотря на наличие данной позиции, миграционные органы продолжают настаивать на необходимости уведомления о заключении и расторжении трудового /гражданско-правового договора с гражданами Беларуси, и в случае отсутствия подобного уведомления могут привлечь компанию к ответственности в соответствии с ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ (ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ — для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области) с наложением административного штрафа на компанию до 1 000 000 рублей и административным приостановлением деятельности до 90 суток. В связи с этим, в случае договора с гражданином Беларуси для минимизации рисков мы рекомендуем уведомить миграционные органы.

С оформлением полиса ДМС сложилась такая же противоречивая ситуация. Согласно позиции Минтруда РФ полис ДМС не требуется для граждан Беларуси, но при этом есть судебная практика, которая говорит об обратном. В связи с этим эксперты рекомендуют в отношении граждан Беларуси как подавать в соответствующие органы уведомления о заключении/расторжении договора, так и оформлять для них полис ДМС.

Обязательными условиями в трудовом договоре с иностранным работником являются:

  • полное имя и паспортные данные работника (они должны быть указаны одинаково во всем оформляемых документах, в том числе и в случае изменения);
  • место заключения договора (миграционные органы могут проверить фактическое нахождение работодателя в России на момент заключения договора);
  • место работы. Если иностранный работник работает по патенту в нескольких регионах России, то необходимо получать патент в каждом регионе. Если же иностранный работник работает по разрешению на работу, то в разрешении необходимо указать все регионы, в которых он работает; при этом в договоре указывается одно место работы — по месту нахождении компании;
  • трудовая функция (некоторые миграционные органы требуют указывать должность иностранного работника согласно классификатору должностей);
  • условия о разъездном или дистанционном характере работы (есть ограничения на командировки иностранных граждан в том регионе, где у них нет разрешения на работу или патента; также есть ограничения на работу дистанционно за пределами России);
  • реквизиты разрешения на работу, патент, РВП или ВНЖ, полиса или договора ДМС. Все изменения в них должны быть внесены и в оформляемые на иностранного работника документы.

Новые нормативные акты

В 2020-2021-м годах в связи с пандемией коронавируса в России был разработан и принят ряд нормативно-правовых актов в сфере миграционного права, регулирующих въезд и выезд, трудоустройство, пребывание, карантин и т. п. В качестве ключевых можно выделить следующие документы:

  1. Указ Президента РФ от 15.06.2021 № 364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее — Указ № 364).
  2. Распоряжение Правительства РФ от 16.03.2020 № 635-р «О временном ограничении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства и временном приостановлении оформления и выдачи виз и приглашений».
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019».
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.03.2020 № 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019».
  5. Указ Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности».

Также внесены изменения в те документы, которые подаются в миграционные органы. Новые формы документов для привлечения иностранных граждан:

  1. Приказ МВД России от 30.07.2020 № 356 — Уведомление о заключении трудового договора, уведомление о расторжении трудового договора, уведомление о выплате вознаграждения ВКС;
  2. Приказ МВД России от 29.09.2020 № 677 — Ходатайство о выдаче приглашения на въезд;
  3. Приказ МВД России от 10.12.2020 № 856 — Уведомление о прибытии иностранных граждан или лиц без гражданства в место пребывания;
  4. Приказ МВД России от 21.12.2020 № 23235 — Цели поездок в Россию — указываются в визе иностранного гражданина;
  5. Памятка об ответственности — в памятке об ответственности, которая подается в УВМ ГУ МВД России по г. Москве при аккредитации компании добавлены обязанности согласно Постановлению Правительства РФ от 15.09.2020 № 1428.
Читайте также:
Образец искового заявления об установлении факта трудовых отношений

Рассмотрим наиболее значимый из них с точки зрения миграционного законодательства.

Указ № 364

С 15 июня 2021 года не действует Указ Президента от 18.04.2020 № 274. Вместо него принят новый документ — Указ № 364 от 15.06.2021, регулирующий вопросы трудоустройства иностранных граждан и лиц без гражданства, их пребывание на территории РФ в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Указом № 364 установлены 3 реперных точки. 2 из них фиксированные, одна — плавающая:

  • до 30.09.2021 года иностранные граждане могут обратиться в миграционные органы для получения отметки в миграционной карте о продлении пребывания, либо для постановки их на миграционный учет.
  • до 31.12.2021 года иностранные граждане могут заключать трудовые договоры вне зависимости от цели въезда и вне зависимости от той категории визы, которая им была выдана.
  • как только открывается транспортное сообщение с иностранным государством (снимаются запреты на въезд), начинает исчисляться срок для того, чтобы иностранные граждане этого государства могли продлить свое пребывание в России. До этого момента течение их сроков пребывания, постановка на миграционный учет, визы и т.д. в России приостановлены. Течение сроков разрешений на работу и патентов согласно Указу № 364 не приостановлено, то есть их нужно продлевать по мере истечения срока.

Подключите услугу HR-абонемент и сможете получать письменные и устные консультации по:

  • управлению персоналом;
  • оформлению сотрудников, в том числе иностранцев;
  • по расчету и выплате заработной платы.

Изменения в практике работы миграционных органов

В практике миграционных органов Москвы также произошли изменения:

Собеседование при подаче документов на приглашение

При постановке компании-приглашающей стороны на учет в миграционных органах в них требуется прийти генеральному директору (главному бухгалтеру) для прохождения собеседования.

Место рождения иностранного работника

Ранее место рождения необходимо было указывать согласно паспорту иностранного работника. Сейчас у иностранного работника необходимо запрашивать свидетельство о рождении, если в его паспорте указана только страна рождения или место рождения не указано.

Сведения об образовании и местах работы высококвалифицированных специалистов (ВКС)

Ранее миграционные органы принимали документы без данных сведений. Сейчас в ходатайстве о прибытии необходимо указывать сведения о наиболее высокой имеющейся ступени образования и опыте работы за последние 10 лет.

Согласование профильного министерства для приглашения иностранных граждан

Ранее миграционные органы требовали согласование профильного министерства для подачи документов на приглашение ВКС и работников техобслуживания из «открытых» стран. Сейчас для приглашения иностранных граждан из «открытых» стран не требуется предварительное согласование вне зависимости от цели въезда.

Процесс привлечения иностранных высококвалифицированных специалистов из «закрытых стран» теперь несколько усложнился. Отныне требуется согласование въезда работника и сопровождающих членов семьи в профильном министерстве. Таким образом, увеличился общий срок привлечения высококвалифицированных специалистов. Примерно до 2,5 месяцев.

Пошаговый план привлечения работников ВКС:

  1. Заключение трудового договора и подача уведомления;
  2. Согласование въезда работника и членов семьи в профильном министерстве;
  3. Подача документов для оформления разрешения на работу;
  4. Подача документов для оформления визовых приглашений на въезд для работников и членов их семей;
  5. Получение виз в российском визовом центре или Консульстве;
  6. Въезд в Россию и получение разрешения на работу.

То есть теперь необходимо пройти еще один шаг — согласовать въезд работника и членов его семьи в профильном министерстве. Такой «усложненный» режим в настоящее время сохраняется, например, для граждан Китая и Израиля.

Изменение миграционного статуса

Получение РВП, ВНЖ или гражданства России

Позиция миграционных органов: при смене миграционного статуса работника необходимо уволить работника в прежнем миграционном статусе и принять на работу в новом миграционном статусе, уведомив миграционные органы о каждом своем действии.

Позиция трудовой инспекции: при смене миграционного статуса работника расторгать трудовой договор нет необходимости, так как нет оснований для увольнения. Кроме того, иностранный работник может сам отказаться от увольнения, так как он может потерять корпоративные бонусы, накопленный отпуск и т.д.

Эксперты рекомендуют придерживаться позиции миграционных органов

Читайте также:
Как продать ручку на собеседовании: пример продажи

Получение РВП работником — ВКС

Российским законодательством не предусмотрено совмещение статусов ВКС и временно проживающего. Эксперты рекомендуют аннулировать разрешение на работу ВКС сразу после получения РВП.

Ограничения работы иностранных граждан

После принятия решения о создании филиала, представительства иностранного юридического лица, необходимо представить заявление об аккредитации, включающее в себя заверенные Торгово-промышленной палатой РФ сведения о численности иностранных граждан, являющихся работниками этих филиала, представительства (ст. 21 Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»).

В заявлении об аккредитации филиала, представительства, указывается точное число иностранных работников филиала, представительства, которые будут работать в филиале, представительстве. Если количество иностранных работников меняется, то это необходимо согласовывать через Торгово-промышленную палату РФ, затем зарегистрировать изменения в налоговой службе.

В случае превышения числа иностранных работников есть риск аннулирования аккредитации в связи с тем, что деятельность филиала, представительства иностранного юридического лица противоречит законодательству ст. 21 Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и привлечение филиала, представительства к административной ответственности за несоблюдение ограничений на осуществление отдельных видов деятельности (ст. 18.17 КоАП РФ).

Удаленная работа иностранных граждан

По налоговому законодательству иностранный гражданин в случае длительного нахождения за пределами РФ теряет статус налогового резидента и ставка НДФЛ для него становится 30% (вместо 13%, либо 15%).

Миграционные последствия (при нахождении более 6 месяцев за пределами РФ) включают в себя риск аннулирования разрешения на работу, либо патента.

Законодательством не урегулирован вопрос относительно того, являются ли это 6 месяцев подряд, либо суммарно в течение календарного года. Эксперты рекомендуют ограничивать пребывание иностранного работника за пределами России шестью месяцами в течение календарного года. Необходимо отметить, что на практике подобная мера применяется миграционными органами крайне редко.

Что касается административной ответственности, то если иностранный работник работает на основании трудового договора, то согласно позиции Минтруда работодатель в этом случае не может обеспечить для него безопасные условия труда за пределами РФ. Поэтому работа иностранного работника на основании трудового договора за пределами России запрещена.

В случае нарушения этого запрета есть риск привлечения работодателя к административной ответственности. Эксперты рекомендуют в таких случаях заключать с иностранными работниками договор ГПХ.

Административная ответственность руководителей — иностранных граждан

Руководители — иностранные работники несут административную ответственность как за нарушения, которые они совершили самостоятельно (к примеру, превышение скорости при управлении транспортным средством), так и за правонарушения, которые совершает компания.

Существуют определенные «лимиты» на совершение административных правонарушений и в случае их превышения миграционными органами может быть принято решение о неразрешении въезда иностранному гражданину.

Наиболее частыми случаями привлечения к ответственности являются несвоевременная сдача отчетности и неуплата налогов.

Для снижения рисков привлечения руководителя — иностранного работника к административной ответственности эксперты рекомендуют назначить ответственное лицо в компании, в обязанности которого будет входить выполнение подобных действий. Подтверждающими документами в этом случае будут локальные нормативные акты, доверенности, соответствующие условия в трудовых договорах.

Автор — Иван Катышев, руководитель налоговой и юридической практики СберРешений.

Резидентам РФ, которые владеют имуществом или счетами в другой стране, мы помогаем составить отчетность. Если у вас есть вопросы по валютному регулированию, валютному контролю или другие, связанные с иностранными активами — оставьте нам заявку, мы проконсультируем вас, а также, по желанию, проведем личную встречу.

Квоты на иностранных работников на 2021 год

  • 1 Кем, зачем и для кого устанавливается квота?
  • 2 Новые квоты 2021 для иностранцев
  • 3 Последствия несоблюдения действующей квоты
  • 4 Подводим итоги

С 2021 года начинают применяться обновленные требования к допустимой доле иностранцев, принимаемых на работу. Подробнее об изменениях в этих требованиях, а также о действиях, которые необходимо осуществить в связи с ними, — в нашем материале.

Кем, зачем и для кого устанавливается квота?

Ограничение доли принимаемых на работу иностранцев осуществляется на основании п. 3 ст. 18.1 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан…» и производится Правительством РФ, которому предоставлено право регулировать объем выдаваемых иностранцам разрешений на работу в России.

Целями такого регулирования являются:

  • обеспечение национальной безопасности;
  • поддержание разумного баланса трудовых ресурсов;
  • содействие трудоустройству граждан России;
  • решение иных связанных с трудовыми ресурсами задач, возникающих как следствие политики (внешней и внутренней), ведущейся государством.

Доля присутствия иностранных работников (квота) может устанавливаться для определенных (п. 3, п. 4 ст. 18.1 Закона № 115-ФЗ):

  • отраслей народного хозяйства;
  • регионов страны;
  • профессий, специальностей, квалификации принимаемых на работу лиц;
  • стран, из которых прибывают иностранцы.

Ориентироваться на установленную Правительством РФ квоту необходимо при выдаче разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в РФ на основании визы.

Для лиц, работающих по патентам, ограничения на привлечение к работе устанавливаются на уровне субъектов РФ (п. 6 ст. 18.1 Закона № 115-ФЗ).

Читайте также:
Доплата за совмещение должностей согласно ТК РФ

Новые квоты 2021 для иностранцев

Установление Правительством РФ квот на прием на работу иностранцев осуществляется ежегодно (п. 5 ст.18.1 закона № 115-ФЗ). Показателям, применяемым в 2021 году, посвящено Постановление Правительства РФ от 12.11.2020 № 1823. В сравнении с цифрами, действовавшими в 2020 году (они утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.09.2019 № 1271), в квотах-2021 имеется ряд существенных изменений:

  • расширился список отраслей, для которых введены ограничения;
  • изменена в сторону уменьшения величина доли для двух отраслей.

Расширение перечня произошло за счет включения в него:

  • лесоводства и лесозаготовок;
  • обработки древесины и производства изделий из нее;
  • оптовой торговли необработанной древесиной, древесным сырьем, пиломатериалами;
  • управления недвижимостью за вознаграждение;
  • деятельности по обслуживанию зданий и территорий.

Для видов деятельности, связанных с лесоводством, лесозаготовками, обработкой древесины и торговлей ей, квота составила 50% от общей численности сотрудников. Для деятельности по управлению недвижимостью и обслуживанию зданий и территорий она установлена равной 70%.

На 2% (с 26% до 24%) сокращена доля иностранцев, привлекаемых к деятельности, осуществляемой на транспорте:

  • сухопутном пассажирском;
  • грузовом автомобильном.

Без изменений в сравнении с 2020 годом сохранены доли для:

  • выращивания овощей (50%);
  • строительства (80%) — это ограничение по-прежнему не действует для Дагестана (там продолжает применяться квота, равная 50%), Бурятии, Амурской области и Москвы;
  • осуществляемой в специализированных магазинах розничной торговли алкогольными напитками (15%) и табачными изделиями (15%);
  • розничной торговли лекарствами в аптеках (0%);
  • розничной торговли, производимой вне стационарных объектов (0%);
  • деятельности в области спорта (25%).

Полный перечень квот-2021, ограничивающий прием на работу иностранцев, смотрите в таблице:

Не распространяется на: Бурятию, Дагестан, Амурскую область и Москву

Последствия несоблюдения действующей квоты

Срок, с которого начинается действие новых ограничений, обозначен как 01.01.2021 и указан в том же документе, которыми эти ограничения установлены, — Постановлении № 1823 (п. 4). К моменту наступления этой даты численность работников-иностранцев каждым хозяйствующим субъектом должна быть приведена в соответствие с новыми требованиями (п. 4 Постановления № 1823).

Несоблюдение ограничений, установленных в отношении количества принимаемых на работу иностранных лиц, чревато для работодателя (заказчика работ, услуг) ответственностью, предусмотренной п. 1 ст. 18.1 КоАП РФ. Ответственность примет вид:

  • штрафа величиной от 2 000 до 4 000 руб. — для граждан;
  • штрафа размером от 45 000 до 50 000 руб. — для должностных лиц;
  • штрафа величиной от 800 000 до 1 000 000 руб. или приостановления деятельности на срок от 14 до 90 суток — для юрлиц.

Привлечены к ответственности, установленной для юрлиц, могут быть и работодатели-ИП (примечание к ст. 18.1 КоАП РФ).

Подводим итоги

  • Величину доли принимаемых на работу иностранцев (квоту) устанавливает Правительство РФ, руководствуясь при этом общегосударственными интересами. Вводиться такая доля может для определенных отраслей, регионов, профессий (специальностей, квалификаций), стран, из которых в Россию прибывают иностранцы. Величина квоты имеет значение для иностранцев, имеющих визу.
  • Требования по квотам на иностранных работников устанавливаются ежегодно. Для 2021 года в них в сравнении с 2020 годом много новшеств — введены отсутствовавшие ранее ограничения для отраслей, связанных с лесоводством, лесозаготовками, обработкой древесины, торговлей древесиной и пиломатериалами, а также для деятельности по управлению недвижимостью и обслуживанию зданий и территорий. Снижена численность иностранцев для деятельности по сухопутным пассажирским перевозкам и по грузоперевозкам автотранспортом. Иные требования-2020 для 2021 года сохранены без изменений.
  • Соответствие новым требованиям в отношении численности работников-иностранцев становится обязательным для работодателей с первого дня 2021 года. Несоблюдение этих требований чревато большим штрафом или приостановлением деятельности.

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями:

Допустимая доля иностранных работников на 2021 год

С каждым годом все больше видов экономической деятельности подвергается государственному регулированию в части использования иностранной рабочей силы.

2021 год пройдет под знаменем вытеснения иностранцев из лесной отрасли.

Лесоводство и лесозаготовки, производство и оптовая торговля лесом и пиломатериалами со следующего года попали под правительственное ограничение. Правительство для первого раза разделило рынок рабочей силы по-братски: пятьдесят на пятьдесят. Занятые в лесной отрасли предприятия с 01 января будущего года должны иметь в своем штате не менее половины работников с паспортами государств ЕАЭС.

Читайте также:
Как директору ООО уволиться по собственному желанию: процедура, компенсация

В фокус зрения государства также попала сфера ЖКХ. Ограничения там не так строги, как в лесной промышленности – с нового года не более 70% рабочих мест могут быть заняты иностранцами в сфере обслуживания зданий и территорий и управления недвижимым имуществом.

Таблица позволяет оценить тенденцию в области регулирования рынка труда.

Код по ОК 029-2014 Вид экономической деятельности 2020 год 2021 год
01.13.1 Выращивание овощей 50% 50%
02 Лесоводство и лесозаготовки —- 50%
16 Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели —- 50%
Раздел F Строительство 80% 80%
46.73.1 Торговля оптовая древесным сырьем и необработанными лесоматериалами —- 50%
46.73.2 Торговля оптовая пиломатериалами —- 50%
47.25.1 Торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах 15% 15%
47.26 Торговля розничная табачными изделиями в специализированных магазинах 15% 15%
47.73 Торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) 0% 0%
47.8 Торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках 0% 0%
47.99 Торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков 0% 0%
49.3 Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта 26% 24%
49.41 Деятельность автомобильного грузового транспорта 26% 24%
68.32 Управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе —- 70%
81 Деятельность по обслуживанию зданий и территорий —- 70%
93.19 Деятельность в области спорта 25% 25%

Так же как и в прошлом году ограничения в строительстве не коснутся работодателей в Бурятии и в Москве. В новом году к числу привилегированных регионов отнесена также Амурская область. Вместе с тем в Дагестане в этой сфере ограничения остаются жестче, чем в целом по стране. В этой республике использовать труд иностранцев можно в пределах 50% от общей численности сотрудников.

Иностранные работники в 2020 году: кадровые, правовые и налоговые аспекты

СЕМИНАР В МОСКВЕ

Даты проведения: 16-17 Марта 2020 (Посмотреть другие даты).

В ходе семинара участники получат подробный обзор действующего законодательства с последними и актуальными изменениями 2020 года в части привлечения иностранной рабочей силы, порядка квотирования, особенностей патентной системы и ответственности работодателя за нарушения. Помимо изучения законодательных норм на семинаре будут рассмотрены примеры из судебной практики и правоприменительной практики государственных органов на территории России.

В результате обучения участники:

  • выяснят порядок трудоустройства иностранцев, относящихся к различным правовым статусам;
  • ознакомятся с особенностями международных соглашений, регулирующих нахождение и работу в России иностранных граждан;
  • смогут разобраться в хитросплетениях миграционных законов, избежать ошибок и штрафных санкций;
  • научатся последовательности действий, связанных с процедурой трудоустройства иностранцев, контролем за их пребыванием в России, отчетностью перед государственными органами.

Семинар предназначен для: Руководителей и сотрудников кадровых служб и отделов кадров, бухгалтеров, юристов и руководителей компаний, а также специалистам, в чьи обязанности входит трудоустройство иностранных граждан, оформление разрешительных документов для пребывания в РФ и работы иностранных граждан, отчетность перед государственными органами и т.д.

Цели семинара:

  • повысить уровень профессиональных компетенций руководителей и специалистов организаций и предприятий, занимающихся вопросами трудовых отношений с иностранными работниками, в части подготовки, заключения трудовых договоров с ИРС с учетом изменений законодательства РФ;
  • своевременно применять статьи действующего законодательства в части привлечения иностранной рабочей силы, порядок квотирования, особенности патентной системы;
  • предоставить актуальную информацию об ответственности работодателя за нарушения в сфере трудовых отношений с ИРС.

ПРОГРАММА

Новые векторы развития и новые требования в привлечении и использовании иностранных граждан в 2020 г.

Нормативная база и практические советы:

  • Расширен перечень иностранных работников, освобожденных от необходимости получать в РФ разрешение на работу или патент (Федеральный закон от 17.06.2019 № 144-ФЗ и № 145-ФЗ).
  • NEW . Формы и Порядки уведомлений: нормативная база и практические советы.
  • Новая Форма и порядок уведомления МВД России с 09.09.2019 об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности в РФ ( Приказ МВД от 04.06.2018г №363). Распространённые ошибки работодателей и в заполнении новых форм, приводящие к штрафу – не знание законов и порядков не освобождает от ответственности.
  • Новый административный регламент по постановки на миграционный учет иностранного работника и формы – (Приказ МВД России от 30.07.2019 N 514).
    • Новая форма УВЕДОМЛЕНИЯ об убытии иностранца из места пребывания.
    • Ограничения на привлечение к работе иностранцев 2020. Запрет использование иностранцев в отдельных видах деятельности в 2020 году, что важно знать и какие действия необходимо предпринять, чтобы не нарушить закон. Запрет использование иностранцев в отдельных видах деятельности, устанавливаемый субъектами РФ.
    • Размер потребности на 2020 год на привлечении к труду «визовых» иностранных работников.
    • Квота на 2020 год на временное проживание.
    • Установление риск ориентированного подхода при проверках МВД. Постановление Правительства РФ от 27.12.2017 N 1668. Кого и когда будут проверять.
    • Проверочные листы при плановых проверках МВД.
    • Размеры Авансовых платежей за патент (НДФЛ) в 2020 году субъектам РФ.
    • Уголовная ответственность для руководителей юридических лиц за фиктивную регистрацию в компании.
    • Другие изменения 2019 года, связанные с привлечением иностранной рабочей силы – готовимся к 2020 году.
Читайте также:
Непрерывный трудовой стаж – статья ТК РФ, на что влияет при исчислении пенсии

«Визовые» иностранцы: принимаем на работу.
Правила и сроки подачи работодателем заявки о потребности в иностранной рабочей силе. Квоты на выдачу ПРИГЛАШЕНИЙ на въезд и РАЗРЕШЕНИЕ на работу в 2020 году. Разрешение на работу: перечень необходимых документов, порядок и сроки выдачи. Основания для аннулирования разрешения на работу.

Сложные вопросы привлечения иностранцев.

  • Может ли иностранец работать по совместительству?
  • Можно ли занимать должность отличную от указанной в разрешении на работу?
  • Можно ли менять работодателей?
  • Можно ли заключить договор с иностранцем, у которого еще нет разрешения на работу?
  • Что надо знать при приеме на работу высококвалифицированного специалиста?
  • Обсуждаем проблему направления иностранных работников в командировки.
  • Возраст, с которого иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность на территории РФ.
  • Допустимая доля иностранных работников в отдельных видах деятельности в 2020 году.
  • Наименование должности в разрешении на работу или в патенте и фактически выполняемая работа.
  • Профессии и виды работ, где запрещено использовать иностранцев.
  • Работа иностранцев за пределами субъекта РФ, на территории которого выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание), патент.
  • Требования к состоянию здоровья иностранных граждан.
  • Переход иностранца от одного работодателя к другому.
  • Обязательное наличие водительских удостоверений российского образца при трудоустройстве на работу к Ю/Л или ИП связанную с управлением транспортным средством.

Практические рекомендации по оформлению ВКС в МВД. Грамотное оформление трудовых отношений.

  • Какие организации могут привлекать ВКС? Кто из иностранцев может стать ВКС – Требования?
  • Документы, необходимые для привлечения ВКС.
  • Оформление визы для ВКС. Режим пребывания ВКС и продление сроков действия документов на их пребывание. Миграционный учет ВКС.
  • Срок действия и порядок получения разрешения на работу для ВКС.
  • Члены семьи ВКС и их права. Разрешения на работу для членов семьи ВКС.
  • Медицинское страхование ВКС и членов их семьи.
  • Порядок оформления вида на жительство ВКС и членов его семьи.
  • Грамотное оформление трудового договора с ВКС и Уведомлений МВД о заключении трудового договора и ежеквартальной отчётности по выплате заработной платы.
  • Ответственность для работодателей за невыполнение этих обязанностей.
  • Подводные камни привлечения ВКС и ошибки работодателей, обсуждаем нюансы и практические рекомендации по их устранению.

Трудовые отношения с иностранцами: важные вопросы.

  • Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства – Глава 50.1 ТК РФ.
  • Категории иностранных работников, которых касаются данные нормы ТК РФ, ответственность за нарушение трудового законодательства. Противоречия между Трудовым Кодексом и Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ (в ред. от 17.04.2017) “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”. Обязательное предъявление договоров и полисов ДМС при трудоустройстве иностранцев.
  • Трудовой договор: срочный или бессрочный?
  • Обязательные Сведения, которые включаются в трудовой договор с иностранцем.
  • Ежегодные и дополнительные отпуска – работников иностранцев.
  • Временный перевод иностранца на другую работу.
  • Приостановление действие трудового договора с иностранцем.
  • Основания для Прекращения трудового договора с иностранцем.
  • Прием иностранцев на дистанционную работу.

Упрощенный порядок привлечения иностранцев – Граждан стран-членов ЕАЭС. Договор о ЕАЭС: Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия.

Семь плюсов приема на работу граждан ЕАЭС.

  • Особенности международных договоров со странами ЕАЭС.
  • Льготы в области трудовых отношений, налогообложения и социального страхования для трудящихся из стран ЕАЭС.
  • Порядок привлечения к работе граждан государства-члена ЕАЭС – пошаговая инструкция: перечень документов, особенности заключения трудового договора.
  • Медицинский полис (ОМС) для трудящихся из стран ЕАЭС, новые правила выдачи.
  • Срок пребывания и особенности миграционного учета граждан стран ЕАЭС.
  • Уведомление МВД о заключении/расторжении трудового договора или договора ГПХ.

Популярные вопросы:

  • Нужно ли самому трудящемуся государства члена ЕАЭС везти или направлять в МВД трудовой договор или его копию.
  • Ставка НДФЛ, применяемая в отношении доходов иностранцев из ЕАЭС.
  • В каком размере следует уплачивать страховые взносы на доходы иностранцев из ЕАЭС? Имеют ли право на пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, пособие по уходу за ребенком, пособие на погребение иностранцы из Армении, Казахстана, Белоруссии и Киргизии?
  • Работа по совместительству.
  • При длительной командировке трудящегося государства члена ЕАЭС, уведомлять ли МВД субъекта РФ, где он работает (командируется)?
Читайте также:
Как быстро уволиться с работы без отработки

Ограничения на привлечение к работе иностранцев в 2020 г. Запрет использования иностранцев в отдельных видах деятельности в 2020 г., что важно знать и какие действия необходимо предпринять, чтобы не нарушить закон. Запрет на использование иностранцев в отдельных видах деятельности, устанавливаемый субъектами РФ.

Новый Порядок и формы уведомлений контролирующих органов (практика применения) о трудовых отношениях с иностранцами, о заключении, прекращении договоров ГПХ с иностранцами, усиление санкций и порядка контроля. Что необходимо знать и соблюдать работодателю об оформлении иностранцев вне зависимости от страны их происхождения (визовый, безвизовый, ЕВРАЗЭС).

Квота на 2020 г. на временное проживание.

Размеры Авансовых платежей за патент (НДФЛ) в 2020 г. по субъектам РФ.

Другие изменения 2020 года, связанные с привлечением иностранной рабочей силы.

ПАТЕНТНАЯ СИСТЕМА – привлечения к труду «безвизовых иностранцев».

  • Обязательные требования и документы, которые необходимо предъявить для трудоустройства. Уведомление государственных органов о привлечении «Патентных» иностранцев к труду. Трудности, с которыми все сталкиваются на практике? Обсуждаем способы их решения.
  • Сроки обращения за патентом с даты пересечения границы и ответственность за их нарушение. Запрет командировок за пределы субъекта РФ Патентных иностранцев.
  • Полномочия органов государственной власти по приостановлению выдачи патентов.
  • Дополнительное медицинское страхование иностранцев.
  • Распространенные ошибки и заблуждения, допускаемые при уплате авансовых платежей по НДФЛ.
  • Порядок продления Патента. Основные ошибки и заблуждения работодателей.
  • Выгодное положение работодателя при построении отношений с иностранными работниками, в связи с патентной системой привлечения иностранцев и дальнейшее развитие законодательства.
  • Правовые пробелы и коллизии, которые не урегулированы новым законом, обходим подводные камни, привлекаем иностранцев быстро и удобно.

Налоги за иностранцев в 2020 году.

  • НДФЛ, ФСС, отчисления по несчастным случаям, оплата больничных. «Подводные камни» авансовых платежей по НДФЛ, жесткие нюансы нововведений.
  • Процессуальные препятствия (патентная система) со стороны ФНС, с которыми сталкиваются работодатели при получении Уведомлений по зачету авансовых платежей, способы их устранения.
  • Построение системы и порядка уплаты налогов совместно с иностранцами.

Трудовые отношения с иностранцами: важные вопросы.

  • Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства – Глава 50.1 ТК РФ.
  • Трудовой договор: срочный или бессрочный?
  • Обязательные Сведения, которые включаются в трудовой договор с иностранцем.
  • Приостановление действие трудового договора с иностранцем.

Миграционный учет 2020 – без ошибок:

  • Нормативно – правовая база, регулирующая миграционный учет иностранных граждан.
  • Порядок и сроки постановки на миграционный учет в 2019-2020 годах: обсуждаем новые правила, правовые коллизии, плюсы и минусы для работодателя.
  • Законопроект об электронной постановке на миграционный учет.
  • Новые обязанности и ответственность приглашающей иностранцев стороны (Федеральный закон от 19.07.2018 № 215-ФЗ, № 216-ФЗ).
  • Может ли работодатель быть принимающей стороной – в каких случаях? Могут ли оштрафовать иностранца за отсутствие миграционного учета?
  • Дополнительный контроль за соответствием регистрации по месту пребывания и фактического место проживания/пребывания.
  • Особенности миграционного учета: ВКС, иностранцев ЕВРАЗЭС, «патентных» иностранцев, иностранцев на вахте.
  • Чем отличается продление патента от продления регистрации по месту пребывания.
  • Новое основание снятия с миграционного учета иностранцев – принимающей стороной, если иностранец убыл из места пребывания. Порядок снятия учета по пп. 5 п.1 ст.23. закона 109-ФЗ.Обязательное снятие с учета иностранцев принимающей стороной, если основания для постановки на учет отсутствуют (утрачены).
  • Кто может проверить отрывную часть уведомления? Особенности миграционного учета при вахтовом методе.
  • New! Уголовная ответственность для руководителей юридических лиц за фиктивную регистрацию в компании.
  • Ответственность за нарушение правил миграционного учета.

Проверки МВД: административный регламент проверок.

  • Что в первую очередь в 2020 году будут проверять сотрудники МВД и кого?
  • Введение с 2018 г. риск-ориентированного подхода и проверочных листов при проверках МВД законности привлечения иностранной рабочей к труду (Постановление Правительства РФ от 27.12.2017 N 1668).
  • Проверь себя заранее! Используя проверочные листы, установленные для плановых проверок МВД. Приказ МВД России от 29.01.2019 N 42.
  • Ошибки в сфере привлечения и использования иностранных работников.
  • Порядок проведения проверок – плановые/внеплановые (документарная и выездная).
  • Административная ответственность за нарушения при привлечении иностранной рабочей силы, сроки исковой давности, обжалование действий сотрудников МВД.
Читайте также:
Образец искового заявления об установлении факта трудовых отношений

Важно Знать: актуальные вопросы.

  • Инструктаж работника-иностранца.
  • Создание локального нормативного акта – памятки для иностранца.
  • Повышение правовой грамотности работников-иностранцев и их лояльности к правилам работодателя.
  • Эффективные действия и эффективное поведение иностранного работника и работодателя при проверке МВД.
  • Актуальная Судебная Практика Верховного суда РФ 2018 г. по защите интересов компании: отсутствие ответственности за не уведомление белорусов, об отсутствии ответственности заказчика, если исполнитель привлекает иностранцев к труду с нарушениями закона.

Круглый стол, ответы на вопросы.

ПРЕПОДАВАТЕЛИ

ЗУЙКОВ Александр Константинович

Эксперт в области трудового права и охраны труда.

УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ

Стоимость обучения составляет 25 800 рублей.

При единовременном участии двух и более сотрудников в одном мероприятии предоставляется скидка – 7 %.

В стоимость обучения входит: Методический материал, обеды, кофе-паузы.

Документ по окончании обучения: Сертификат об участии в семинаре.

Иногородним клиентам оказывается помощь в бронировании гостиницы на период прохождения обучения.

Правительство установило ограничения на привлечение иностранных работников в 2020 году

Правительством установлена допустимая доля иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности на 2020 год.

С текстом Постановления Правительства РФ от 30.09.2019г. № 1271 можно ознакомиться, пройдя по ссылке: pravo.gov.ru

Напомню, что в соответствии с пунктом 5 статьи 18.1 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации вправе ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан Российской Федерации устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с данными ранее разъяснениями (см. Приказ Минтруда от 24 февраля 2015 г. № 108н), действие Постановления распространяется:

1. На всех иностранных работников, находящихся на территории Российской Федерации;

2. На все хозяйствующие субъекты (организации, ИП), заявившие при государственной регистрации коды видов деятельности, указанные в соответствующем Постановлении Правительства (см. также Решение Верховного суда от 14.01.2016г. № АКПИ15-1315). Такие организации вправе привлекать и использовать иностранных работников при условии соблюдения устанавливаемого процентного соотношения работников-иностранцев к общему числу работников, привлекаемых по трудовым и гражданско-правовым договорам выполнения работ (оказания услуг). То есть не важно, фактически ведет ли деятельность организация по тем кодам ОКВЭД (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), которые были заявлены при ее образовании, если в ее учредительных документах (соответственно в выписке из ФНС) перечисленные выше коды ОКВЭД присутствуют, организация обязана придерживаться устанавливаемой Правительством «процентной ставки» при трудоустройстве иностранных граждан (и вне зависимости от того, какой с мигрантом заключается договор – трудовой или гражданско-правовой).

Важно!

Нарушение установленной Правительством «процентной ставки» влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц – от 45 000 до 50 000, на юридических лиц – от 800 000 до 1 000 000 (за каждого иностранца, принятого сверх установленного количества) либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток (см. часть 1 статьи 18.17 КоАП РФ).

Ниже приведены данные о предлагаемых изменениях на 2020 год и ситуации в настоящее время.

1. Вид экономической деятельности: выращивание овощей (код 01.13.1)

Допустимая доля в 2020 году – 50% (для всей территории России)

2. Вид экономической деятельности: торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах (код 47.25.1)

Допустимая доля в 2020 году – 15%

3. Вид экономической деятельности: строительство (раздел F)

Допустимая доля в 2020 году – 80% (за исключением территорий Республики Бурятия, Республики Дагестан, Амурской области и г. Москвы. Для Республики Дагестан допустимая доля иностранных работников, осуществляющих трудовую деятельность в сфере строительства (раздел F), установлена в размере 50 % общей численности работников, используемых хозяйствующими субъектами, для Республики Бурятия, Амурской области и г. Москвы указанные ограничения не действуют).

4. Вид экономической деятельности: торговля розничная табачными изделиями в специализированных магазинах (код 47.26)

Допустимая доля в 2020 году – 15%

5. Вид экономической деятельности: торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) (код 47.73)

Допустимая доля в 2020 году – 0%

6. Вид экономической деятельности: торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках (код 47.8)

Допустимая доля в 2020 году – 0%

7. Вид экономической деятельности: торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков (код 47.99)

Читайте также:
Выход на работу после декрета по Трудовому кодексу

Допустимая доля в 2020 году – 0%

8. Вид экономической деятельности: деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта (код 49.3)

Допустимая доля в 2020 году – 26%

9. Вид экономической деятельности: деятельность автомобильного грузового транспорта (код 49.41)

Допустимая доля в 2020 году – 26%

10. Вид экономической деятельности: деятельность в области спорта прочая (код 93.19)

Допустимая доля в 2020 году – 25%

Хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по указанным выше кодам видов экономической деятельности до 1 января 2020 г. необходимо привести численность используемых иностранных работников в соответствие с настоящим постановлением, руководствуясь требованиями трудового законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 327.6 ТК РФ основанием прекращения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, является приведение численности работников, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в соответствие с установленными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации ограничениями на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства. В соответствии с частью 3 настоящей статьи трудовой договор прекращается не позднее окончания срока, установленного соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации.

Важно!

Вместе с тем, действие Постановления не распространяется на следующие категории иностранных граждан:

– Иностранные граждане, получившие разрешение на временное проживание или вид на жительство, поскольку они не являются иностранными работниками в силу закона (см. абзац четырнадцатый пункта 1 статьи 2 ФЗ РФ № 115-ФЗ – иностранные работники – иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, а получившие в России разрешение на временное проживание и вид ан жительство иностранцы признаются соответственно временно проживающими и постоянно проживающими), а ограничения касаются только «иностранных работников»;

– Иностранные высококвалифицированные специалисты (ВКС). В соответствии с пунктом 2 статьи 13.2 Закона о правовом положении иностранных граждан действие устанавливаемых Правительством ограничений не распространяется на ВКС и членов их семей;

– Граждане Армении, Белоруссии, Казахстана и Кыргызстана, работающие в России на основании трудовых или гражданско-правовых договоров. В соответствии с положениями пункта 2 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе работодатели и (или) заказчики работ (услуг) на территории РФ вправе привлекать указанных граждан к осуществлению трудовой деятельности без учета ограничений по защите национального рынка труда. Государства-члены ЕАЭС не устанавливают и не применяют ограничения, установленные их законодательством в целях защиты национального рынка труда, за исключением ограничений, установленных настоящим договором и законодательством государств-членов в целях обеспечения национальной безопасности (в том числе в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение [1]) и общественного порядка, в отношении осуществляемой трудящимися государств-членов трудовой деятельности, рода занятий и территории пребывания (см., например, Постановление Волгоградского областного суда от 15.04.2015г. № 7а-385/2015).

Важно!

Таким образом, использовать иностранных граждан для выполнения работ (оказания услуг) возможно в любой сфере экономической деятельности. Для этого необходимо переориентировать службу персонала компании на поиск и подбор иностранных граждан, получивших разрешение на временное проживание (в регионе предполагаемого осуществления ими трудовой деятельности), вид на жительство в Российской Федерации, а также граждан Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии.

Кроме того, поскольку ограничения установлены на привлечение иностранных работников непосредственно организацией, с которой у них заключены трудовые или гражданско-правовые договоры, вполне возможно использование иностранного персонала компании – контрагента в рамках заключенного с такой компанией договора (например, когда речь идет о клининге). Поскольку в данном случае зона ответственности будет перекладываться именно на контрагента, у которого соответствующие коды ОКВЭД в учредительных документах, как правило, отсутствуют.

[1] Виды деятельности, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства установлены статьей 6 Федерального закона от 29.04.2008г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Допустимая доля иностранных работников в 2020 году

Для обеспечения полноценной реализации права российских граждан на труд ежегодно Правительством РФ устанавливается максимальная допустимая доля иностранных работников — в 2020 году она также предусмотрена. Такой подход обеспечивает ограничение возможностей по трудоустройству для иностранцев в определенных регионах Российской Федерации и отдельных сферах ведения экономической деятельности. Узнайте о всех изменениях в допустимой доле иностранцев и квотах на них в 2020 году.

Квоты на иностранных работников в 2020 году — к кому они применяются

В первую очередь, работодателям, которые трудоустраивают иностранных работников, необходимо точно понимать, что действующие в законодательстве ограничения по допустимой доле таких категорий трудящихся относятся отнюдь не ко всем лицам, не обладающим гражданством РФ. Так, полностью освобождаются от квот и приравниваются к российским гражданам следующие категории иностранцев:

  • Имеющиевид на жительство. Эти лица практически во всех правах приравниваются к российским гражданам, за исключением ограничения в праве занятия государственной службой и избирательного права. В вопросах трудоустройства для них нет более практически никаких препятствий в России.
  • Высококвалифицированные специалисты. Сотрудники, которые относятся к категории высококвалифицированных специалистов-иностранцев, не относятся к квотируемым категориям трудящихся. Более того — для них действуют особые условия трудоустройства и дополнительные социальные гарантии. Более подробно о высококвалифицированных специалистах можно прочитать в отдельной статье.
  • Работники из стран ЕАЭС. Трудящиеся из стран, с которыми в Российской Федерации установлен упрощенный режим взаимного пересечения границы и общая зона торговли, могут свободно трудоустраиваться в Российской Федерации без каких-либо квот, и работодателям не стоит беспокоиться об их соблюдении.
  • Беженцы. Лица, обладающие статусом беженца в Российской Федерации, могут работать, не задумываясь о каких-либо квотах или общих ограничениях, действующих в отношении приема на работу иностранцев.
Читайте также:
Доплата за совмещение должностей согласно ТК РФ

Таким образом, можно подвести итог, что по факту, квоты на трудоустройство в России устанавливаются исключительно для выходцев из стран, у которых действует визовый режим с Российской Федерацией. В таком случае, действительно, соискатель должен сначала оформить разрешение на работу, получить визу, и убедиться, что работодатель полностью соблюдает требования по допустимому количеству иностранцев на предприятии.

Допустимая доля иностранных работников в 2020 году — основные нормы

На 2020 год допустимая доля иностранных работников на предприятии зависит от целого ряда факторов. В первую очередь к таким факторам относится непосредственно сфера деятельности, в которой заняты трудящиеся. Например, для некоторых видов деятельности полностью запрещено участие иностранных работников в штате компании. К числу подобных сфер можно отнести:

  • Розничная торговля на рынках, нестационарных точках и без торговых точек.
  • Торговля лекарственными средствами в аптеках и других фармацевтических учреждениях.

Общий же перечень квот по разным отраслям и допустимой доле иностранных работников в 2020 году выглядит так:

Строительство — 80% общей численности трудящихся.

  • Выращивание овощей — 50% общей численности трудящихся.
  • Торговля алкогольными напитками и табачными изделиями в специализированных магазинах — 15% общей численности трудящихся.
  • Деятельность пассажирского и сухопутного автомобильного грузового транспорта — 26% общей численности трудящихся.
  • Спортивная деятельность — 25% от общей численности трудящихся.
  • Регламентируется рассматриваемый вопрос одним основным нормативно-правовым документом, а именно — Постановлением Правительства №1271 от 30.09.2019. Данный документ был подготовлен Министерством Труда, и на него же возложена обязанность по донесению информации о допустимой доле иностранных работников, их количестве и иных особенностях и аспектах регулирования их трудовой деятельности в РФ.

    При этом следует помнить о том, что действие означенного Постановления, согласно его тексту, не распространяется на ряд субъектов Российской Федерации. А именно — оно не применяется в отношении Москвы, Бурятии, Дагестана и Амурской области. Власти означенных субъектов федерации вправе самостоятельно регулировать квоты по допустимой доле иностранных работников на территории соответствующих субъектов.

    Какие изменения произошли в допустимой доле иностранных работников в 2020 году

    По сравнению с 2019 годом ситуация с привлечением иностранных работников и их допустимой долей по отношению к общей численности сотрудников предприятия практически не изменилась. Так, полностью в силе осталось ограничение на использование иностранцев в фармацевтической и аптечной деятельности и в торговле на рынках и вне рынков и палаток без стационарного места.

    Размеры квот по остальным квотируемым видам деятельности точно так же не изменились. То есть — если предприятие уже работало с иностранными сотрудниками, то не ему не стоит переживать о возможном изменении предусмотренной для них квоты в штате компании.

    Единственным значимым нововведением можно назвать тот факт, что был расширен перечень регионов, в которых действуют особые квоты для иностранцев. В частности, такие квоты были предусмотрены для Дагестана — и отдельно упомянута установленная на федеральном уровне квота о наличии иностранных работников в сфере строительства. Так, на территории Дагестана допускается не более 50% доли иностранных сотрудников по отношению к численности работников предприятия.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: