Государственная тайна: что это такое, определение

Государственная тайна: что это такое, определение

О государственной тайне

(с изменениями на 11 июня 2022 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ (Российская газета, N 126, 01.07.2003) (вступил в силу с 1 июля 2003 года);

Федеральным законом от 21 декабря 2013 года N 377-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.12.2013);

Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 23-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.03.2015, N 0001201503090023) (о порядке вступления в силу см. статью 25 Федерального закона от 8 марта 2015 года N 23-ФЗ);

Федеральным законом от 26 июля 2017 года N 193-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.07.2017, N 0001201707260037) (вступил в силу с 1 января 2018 года);

Федеральным законом от 29 июля 2018 года N 256-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.07.2018, N 0001201807300059);

Федеральным законом от 30 декабря 2022 года N 481-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2020, N 0001202012300001);

Федеральным законом от 9 марта 2022 года N 39-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.03.2021, N 0001202103090044);

Федеральным законом от 11 июня 2022 года N 170-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.06.2021, N 0001202106110081) (о порядке вступления в силу см. статью 138 Федерального закона от 11 июня 2022 года N 170-ФЗ).

В настоящем Законе также учтены:

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации (преамбула дополнена с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ – см. предыдущую редакцию).

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В тексте Закона слова “Министерство безопасности Российской Федерации” заменены словами “Федеральная служба безопасности Российской Федерации” в соответствующих падежах с 9 октября 1997 года – Федеральный закон от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ.

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

Положения настоящего Закона обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами органами законодательной, исполнительной и судебной власти, а также организациями, наделенными в соответствии с федеральным законом полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации государственное управление в установленной сфере деятельности (далее – органы государственной власти), органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне (статья в редакции, введенной в действие с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 5 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 318-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;

носители сведений, составляющих государственную тайну, – материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;

система защиты государственной тайны – совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях;

допуск к государственной тайне – процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций – на проведение работ с использованием таких сведений;

доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, – санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;

гриф секретности – реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и(или) в сопроводительной документации на него;

средства защиты информации – технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации;

перечень сведений, составляющих государственную тайну, – совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством (абзац дополнительно включен с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ).

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о государственной тайне

Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации “О безопасности” и включает настоящий Закон, а также положения других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.

Статья 4. Полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты

1. Палаты Федерального Собрания (абзац в редакции, введенной в действие с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ, – см. предыдущую редакцию):

осуществляют законодательное регулирование отношений в области государственной тайны (абзац в редакции, введенной в действие с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);

рассматривают статьи федерального бюджета в части средств, направляемых на реализацию государственных программ в области защиты государственной тайны (абзац в редакции, введенной в действие с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);

абзац исключен с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ. – См. предыдущую редакцию;

определяют полномочия должностных лиц в аппаратах палат Федерального Собрания по обеспечению защиты государственной тайны в палатах Федерального Собрания (абзац в редакции, введенной в действие с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);

абзац исключен с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.

2. Президент Российской Федерации:

утверждает государственные программы в области защиты государственной тайны;

утверждает по представлению Правительства Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;

утверждает по представлению Правительства Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, Перечень должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне (абзац в редакции, введенной в действие с 20 октября 2009 года Федеральным законом от 18 июля 2009 года N 180-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);

Читайте также:
Как на работе отказаться от прививок

заключает международные договоры Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну;

определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в Администрации Президента Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);

в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой (абзац в редакции, введенной в действие с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

3. Правительство Российской Федерации:

организует исполнение Закона Российской Федерации “О государственной тайне”;

представляет на утверждение Президенту Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;

представляет на утверждение Президенту Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, Перечень должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне (абзац в редакции, введенной в действие с 20 октября 2009 года Федеральным законом от 18 июля 2009 года N 180-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);

устанавливает порядок разработки Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне;

организует разработку и выполнение государственных программ в области защиты государственной тайны;

определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в аппарате Правительства Российской Федерации;

устанавливает порядок предоставления социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны, если социальные гарантии либо порядок предоставления таких социальных гарантий не установлены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

устанавливает порядок определения размеров ущерба, наступившего в результате несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, наносимого собственнику информации в результате ее засекречивания;

заключает межправительственные соглашения, принимает меры по выполнению международных договоров Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну, принимает решения о возможности передачи их носителей другим государствам или международным организациям (абзац дополнен с 15 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 294-ФЗ – см. предыдущую редакцию);

в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой (абзац дополнительно включен с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ).

4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах соответствующих территорий:

обеспечивают защиту переданных им другими органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений, засекречиваемых ими;

обеспечивают защиту государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с требованиями актов законодательства Российской Федерации;

устанавливают размеры предоставляемых социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях;

обеспечивают в пределах своей компетенции проведение проверочных мероприятий в отношении граждан, допускаемых к государственной тайне;

реализуют предусмотренные законодательством меры по ограничению прав граждан и предоставлению социальных гарантий лицам, имеющим либо имевшим доступ к сведениям, составляющим государственную тайну;

вносят в полномочные органы государственной власти предложения по совершенствованию системы защиты государственной тайны.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, – см. предыдущую редакцию)

5. Органы судебной власти:

рассматривают уголовные, гражданские и административные дела о нарушениях законодательства Российской Федерации о государственной тайне;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 сентября 2015 года Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 23-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

обеспечивают судебную защиту граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в связи с их деятельностью по защите государственной тайны;

обеспечивают в ходе рассмотрения указанных дел защиту государственной тайны;

определяют полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в органах судебной власти.

Раздел II. ПЕРЕЧЕНЬ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ*

* Название раздела в редакции, введенной в действие с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ, – см. предыдущую редакцию.

Статья 5. Перечень сведений, составляющих государственную тайну

Государственную тайну составляют:

1) сведения в военной области:

о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом “Об обороне”, об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;

о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;

о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;

о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;

Читайте также:
GDPR – что это, действует ли в России, новый регламент защиты персональных данных в ЕС

о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;

о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;

2) сведения в области экономики, науки и техники:

Анализ понятия «Государственная тайна» в конституционном праве Российской Федерации Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Филиппов Евгений Михайлович

Исследуется понятие государственной тайны в российском конституционном праве , сравниваются законодательное определение и позиции ученых по данному вопросу. Выделяются основные признаки государственной тайны , на основании которых дается авторское определение.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Филиппов Евгений Михайлович

The Analysis of the Concept of «State Secrets» in the Constitutional Law of the Russian Federation

The concept of state secrets in the Russian constitutional law is studied. The legal definition and the views of scientists on the subject are compared. The main features of state secrets are highlighted, basing the author’s definition.

Текст научной работы на тему «Анализ понятия «Государственная тайна» в конституционном праве Российской Федерации»

The Analysis of the Concept of «State Secrets» in the Constitutional Law of the Russian Federation

The concept of state secrets in the Russian constitutional law is studied. The legal definition and the views of scientists on the subject are compared. The main features of state secrets are highlighted, basing the author’s definition.

Key words and word-combinations: state secret, constitutional law, protection of state interests.

Исследуется понятие государственной тайны в российском конституционном праве, сравниваются законодательное определение и позиции ученых по данному вопросу. Выделяются основные признаки государственной тайны, на основании которых дается авторское определение.

Ключевые слова и словосочетания: государственная тайна, конституционное право, защита интересов государства.

УДК 342.4 ББК 67.400.1

Е.М. Филиппов АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА» В КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I I ереход от социалистического строя к демократическому в Российской Федерации характеризуется глобальными изменениями, происходящими в государственной и общественной жизни, экономике и праве. Вектором, направляющим данные процессы, стала Конституция РФ, устанавливающая и регулирующая основные институты различных отраслей российского права. Расширение сферы конституционного регулирования способствовало включению в Основной Закон новых понятий, среди которых в п. 4 ст. 29 нашла свое место и государственная тайна: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом».

Впервые в отечественном конституционном праве термин «государственная тайна» появляется в Конституции 1993 г. До этого в нормативных актах Российской империи и СССР под «тайными» понимались различные виды сведений, разглашение которых могло нанести вред государству, причем перечни этих сведений часто изменялись в зависимости от исторических реалий и потребностей государства в конкретный период.

В дореволюционной юридической литературе «тайна» обычно определялась как «сохранение в негласности обстоятельства, разглаше-

48 2013 • ВЕСТНИК ПАГС

ние которого принесло бы больше вреда, чем пользы», понимая последнюю не только в смысле утилитарном, но и в смысле отвлеченном, то есть как ограждение существования и питания нравственных идеалов человеческого совершенствования [1, с. 304]. Большая советская энциклопедия включает в себя информацию о двух видах тайны – государственной и тайне переписки [2, с. 214].

В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне» государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации [3]. Представленное в Законе определение явно указывает на принадлежность данной тайны государству, то есть государство в своих интересах принимает необходимые меры для защиты тайной информации. Коммерческие и некоммерческие организации, граждане не могут обладать теми же функциями, что имеет государство по защите государственных тайн. Это согласуется с положением ст. 71 Конституции РФ, закрепляющим, что обеспечение безопасности государства, а также защита государственной тайны находятся в исключительном ведении Российской Федерации.

Государство защищает сведения в определенных областях своей деятельности также потому, что распространение этих сведений может нанести ущерб безопасности государства. Термин «безопасность» употреблялся в Законе РФ от 1992 г. «О безопасности»: в ст. 1 безопасность определена как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» [4]. Данный Закон утратил силу в связи с принятием 28 декабря 2010 г. нового Федерального закона «О безопасности» [5], содержащего иной понятийный аппарат, нежели имевшийся в Законе от 1992 г. Новый Закон не дает определения безопасности, обозначая понятия «безопасность», «национальная безопасность» как синонимы. Определение национальной безопасности по действующему законодательству дается в утвержденном Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. концептуальном документе «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2022 года» в следующем виде: «национальная безопасность – состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие России, оборону и безопасность государства» [6].

При анализе представленного в Законе определения государственной тайны можно сделать вывод, что данная дефиниция не раскрывает понятие защищаемой государством тайны в полной мере. В законодательном определении содержатся только на два критерия: государственная защита сведений и возможность нанесения ущерба безопасности страны при их распространении. В основе же данного определения лежит перечень видов информации, разглашение которых потенциально может нанести вред интересам Российской Федерации, и потому они подлежат государственной защите.

Для доказательства изложенной позиции следует обратиться к толкованию термина «определение». В толковом словаре под редакцией Т.Ф. Ефремовой

2013 • ВЕСТНИК ПАГС 49

определение трактуется как «раскрытие содержания понятия, заключающееся в указании существенных признаков предмета мысли; формулировка, разъясняющая смысл чего-либо» [7]. В логике термин «определение» означает логическую операцию, раскрывающую содержание понятия [8, с. 47].

Следовательно, определение должно охватывать свойства предмета, указывать его характеристики и отличительные черты, что особенно важно для юридической науки, в которой определениям придается помимо теоритического еще и практическое значение.

Читайте также:
Должностные обязанности водителя экспедитора: автомобиля, автобуса

В научной и учебной литературе большинство авторов дают определение государственной тайны, схожее с законодательным [9, с. 324]. Однако часть исследователей не в полной мере соглашаются с ним. Так, М.Ю. Тихомиров под государственной тайной понимает информацию, содержанием которой являются сведения военного, экономического и политического характера, которые специально охраняются государством и имеют важное для него значение [10, с. 92]. Однако, на наш взгляд, использование в данном определении формулировки «важное значение» не способствует конкретизации и объяснению изучаемого предмета, не несет смысловой нагрузки. С.В. Дьяков, А.А. Игнатьев, М.П. Карпушин определяют государственную тайну как «особо охраняемые и предусмотренные специальными перечнями сведения, утечка которых из владения может причинить существенный вред интересам государства» [11]. С.В. Лекарев интерпретирует государственную тайну как информацию о специальных расследованиях, осуществляемых в соответствии с законом о перехвате корреспонденции, а также официальную информацию, которая может представлять интерес для преступников [12]. Данное определение интересно тем, что называет одним из признаков государственной тайны преступный интерес к ней у лиц, не являющихся секретоносителями. Но все же рассматриваемое определение является довольно узким и не претендует на универсальность.

Для того чтобы дать научно обоснованное определение государственной тайны, которое раскрывало бы сущность данного понятия, следует обратиться к юридической сущности тайны и выделить основные признаки государственной тайны.

Итак, тайна – это информация, держащаяся в секрете. Без сомнения, то, что знают многие, уже не тайна. Поэтому неизвестность информации широкой аудитории, сохранение ее среди небольшого круга доверенных лиц, является отличительным признаком тайны от общедоступной информации. Действующее законодательство предусматривает специальные процедуры для засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, их рассекречивания, использования данных сведений, а также вопросы допуска к данной информации граждан и должностных лиц.

Не всякая информация может являться государственной тайной и засекречиваться. В Законе «О государственной тайне» в ст. 5 приводится развернутый перечень сведений, составляющих государственную тайну. Утвержденная отечественным законодательством система отнесения сведений к государственной тайне является перечневой, то есть перечисляет основные группы сведений, при отнесении к которым информация подлежит засекречиванию. Данный подход существовал и в СССР, а после его распада был перенят Российской Федерацией и рядом государств постсоветского пространства.

50 2013 • ВЕСТНИК ПАГС

Кроме того, Законом «О государственной тайне» в ст. 7 установлен перечень сведений, которые запрещено относить к государственной тайне. По мнению И.Л. Бачило и ряда других исследователей, данный перечень информации, не подлежащей засекречиванию, принят в целях соблюдения конституционных прав и законных интересов граждан и общества [13]. Действительно, в рамках демократического государства невозможно относить к секретной информацию, которая затрагивает интересы граждан и общества. Злоупотребления в этом плане и широкое распространение режима секретности не могут отвечать интересам построения правового государства.

Не вызывает сомнения то, что всякий субъект, владеющий тайной информацией, которая может принести ему определенную пользу, прибыль или защитить от нежелательных последствий, безусловно заинтересован в ее сокрытии. Именно интересы определяют направление деятельности субъекта, формируют мотивы его поступков и социального поведения. В сложной системе факторов, детерминирующих выбор субъектом того или иного варианта поведения, наиболее глубинными являются потребности и интересы [14, с. 5]. Государство, имея потребность в обеспечении своей безопасности, также заинтересовано в сохранении в тайне важной информации.

В Российской Федерации функционирует особый организационно-правовой механизм в сфере охраны государственной тайны. Так, определенные полномочия в данной сфере имеют палаты Федерального Собрания, Президент РФ, Правительство РФ, а также органы судебной власти и прокуратуры. Особое место среди органов судебной власти занимает Конституционный Суд РФ, наделенный в соответствии со ст. 125 Конституции РФ полномочиями проверять действующее законодательство на соответствие Конституции. Так, в отношении положений Закона «О государственной тайне» Конституционным Судом неоднократно выносились определения, касающиеся таких вопросов, как допуск адвоката в качестве защитника для участия в уголовном процессе, связанном с государственной тайной, при отсутствие у адвоката специального допуска к государственной тайне [15]; допуск представителя стороны в арбитражном процессе, связанном с государственной тайной. Статьей 20 Закона «О государственной тайне» установлена структура органов защиты государственной тайны, имеющих все необходимые полномочия для решения поставленных перед ними задач.

При разглашении секретной информации существует возможность нанесения ущерба государству. Закрепление на законодательном уровне характеристик, по которым сведениям может быть присвоен гриф секретности, в Российской Федерации отсутствует. Законом установлено только общее правило, по которому степень секретности должна соответствовать размеру ущерба, который может быть причинен государству при разглашении сведений.

Важность информации, составляющей государственную тайну, ценность ее для государства определяют необходимость принятия карательных мер для лиц, посягающих на эту информацию. Уголовным кодексом РФ закреплены два состава преступлений: «разглашение государственной тайны» (ст. 283) и «утрата документов, содержащих государственную тайну» (ст. 284). Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил проведения работ, оказания услуг по защите государственной тайны.

2013 • ВЕСТНИК ПАГС 51

Приняв во внимание названные основные признаки, представляется возможным дать следующее определение государственной тайны:

Государственная тайна – сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности государства, подлежащие засекречиванию в особом порядке на основании федеральных законов и нормативных правовых актов, распространение которых противоречит интересам государства, может нанести ущерб Российской Федерации и влечет установленную законом ответственность.

Данное авторское определение является достаточно содержательным и раскрывает суть понятия «государственная тайна», выделяя основные признаки и отличительные черты рассматриваемого предмета, что особенно важно в юридической науке, соединяющей в себе воедино теорию и практику. Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в разработке универсального определения, способного помочь в решении проблем, стоящих перед конституционно-правовой наукой сегодня, в частности проблемы понимания, какая именно информация является государственной тайной, что особенно важно в условиях современного информационного общества. На практике использование универсального определения понятия государственной тайны поможет совершенствованию законодательной базы, точности в правоприменении, а также организации более эффективной защиты важных сведений, распространение которых нежелательно для государства.

1. Владимиров Л.Е. Учение об уголовных доказательствах. СПб., 1910.

Читайте также:
Фирменный стиль компании — что это, что в него входит, примеры

2. Большая советская энциклопедия / гл. ред. А.М. Прохоров. М., 1976. Т. 25.

3. О государственной тайне: Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 (в ред. от 15 нояб. 2010 г.) // СЗ РФ. 1997. № 41. С. 8220-8235.

4. О безопасности: Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 (в ред. от 26 июня 2008 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 9 апр. 1992. № 15. Ст. 769. (Утратил силу).

5. О безопасности: Федер. закон от 28 дек. 2010 г. № 390-Ф3 / СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 2.

6. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2022 года: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 / СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.

7. Большой современный толковый словарь русского языка: в 3 т. / под ред. Т.Ф. Ефремовой. М., 2006.

8. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: учебник для юрид. вузов. Изд. 5-е, перераб. и доп. М., 1999.

9. Курс российского уголовного права. Особенная часть / под. ред. В.Н. Кудрявцева,

A.В. Наумова. М., 2002.

10. Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. М., 1997.

11. Ответственность за государственные преступления / С.В. Дьяков, А.А. Игнатьев, М.П. Карпушин; общ. ред. и введ.: Л.И. Барков. М., 1988.

12. Лекарев С.В. Бизнес и безопасность: толковый терминол. слов. / С.В. Лекарев, В.А. Порк. М., 1995.

13. Бачило Л.Н., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: учебник. СПб., 2001.

14. Косаренко Н.Н. Страховое право: курс лекций. М., 2008.

15. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 марта 1996 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности статей 1 и 21 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года “О государственной тайне” в связи с жалобами граждан В.М. Гурджиянца, В.Н. Синцова,

B.Н. Бугрова и А.К. Никитина» // СЗ РФ. 1996. № 15. Ст. 1768.

Государственная тайна

Осторожно, политика!
Внимание! Это статья про нечто, имеющее отношение к политике. Она, вне всякого сомнения, заангажирована в чью-то пользу. Nobody cares.
В эту статью нужно добавить как можно больше фактов, лулзов и мирового заговора.
Также сюда можно добавить интересные факты, картинки и прочие кошерные вещи.
Я нихуя не понял!
В этой статье слишком много мусора, что затрудняет её понимание.
Данный текст необходимо очистить либо вообще снести нахуй .
«

Ты очень нужен тем, кто дёргает тебя за пальцы, называет папой и просит принести что-нибудь смешное с работы, где самое смешное — на бланках с грифом «секретно», а по коридорам ходят такие псы в костюмах, что надо все время самому рычать, чтобы тебя не съели по ошибке

Знающим людям гостайны нужны чтобы скрыть свою глупость, ищущим – чтобы оправдать ее.

Государственная тайна — информация, якобы касающаяся безопасности государства, за разглашение которой (или даже просто угрозу разглашения) виновнику полагается лечебно-оздоровительное пребывание в местах не столь отдаленных.

Предполагается, что секретность сведений есть следствие их важности для национальной безопасности, а потому выдача государственной тайны карается с неожиданной для обывателя суровостью. Мало кому хочется лечь в братскую могилу или попасть под бомбежку из-за того, что какой-то еблан продал врагу секреты за мелкий прайс. Даже самый идейный либерал обычно против жестоких анальных кар предателям и шпионам не возражает.

С другой стороны, непонятно, почему жесткие кары обрушиваются на человека в мирное время. Особенно, если учесть, что любое сопротивление мелкого государства сверхдержаве все равно бесполезно.

Государственная тайна — не есть любая конфиденциальной информацией вообще. Гостайна — это конкретно то, за что тебя посодют по статьям УК РФ 275 «Госизмена», 276 «Шпионаж», статьям 283—284. Если ты разгласил информацию, не являющуюся гостайной, это не значит, что тебя нельзя посадить, скажем, по статье 183 — разглашение коммерческой, налоговой или банковской тайны.

Содержание

[править] В этой стране

По закону РФ “О государственной тайне” к государственной тайне может быть отнесена информация только о деятельности государства (никак не частных лиц, предприятий или негосударственных организаций), только в шести областях (военной, внешнеполитической, экономической, разведки, контрразведки и оперативно-розыскной) и только та, разглашение которой может нанести ущерб безопасности государства. Но всем похуй.

Категории сведений, относящихся к государственной тайне, перечислены в статье 5 закона «О государственной тайне». Конкретный перечень должен утверждать своим указом лично Президент РФ. Однако, если открыть его, то увидишь. опять общие категории, а не конкретный перечень. Это означает, что засекречивание на самом деле осуществляется ведомственным приказом, который, СЮРПРИЗ, сам засекречен. В итоге гражданин может ненароком раскрыть государственную тайну, не зная, что совершил. А незнание закона от уголовной ответственности не освобождает. ИЧСХ, эта дыра не фиксится с 1995 года и, как почему-то кажется, пофиксена не будет.

Однако и чтение президентского перечня способно вызвать попоболь у диванного аналитика или обычного ученого. Секретны сведения о ТТХ и возможностях боевого применения оружия и техники. Секретны сведения о запасах платины, серебра, алмазов в Гохране, запасах, объемах добычи и потребления стратегических полезных ископаемых, сведения о объемах выпуска и поставок стратегического сырья (в том числе сельскохозяйственного) и топлива, об экспорте и импорте золота и драгметаллов. Секретны сведения о достижениях науки и техники, технологии, которые МОГУТ БЫТЬ использовании в создании принципиально новых изделий и технологических процессов. И много много других научных сведений. Понятно, что с нормальным ведением бизнеса и научной деятельностью все это совместимо чуть менее, чем никак.

[править] Времена былинные

В “Русской правде” выдача тайн не упоминается, поэтому ученые полагают, что статьи об этом преступлении заимствованы из византийских источников. Ну конечно, князья и простые русские воины разводили руками, не зная, что делать со шпионом. В летописях можно прочитать, как предателя обычно просто казнили без всяких юридических тонкостей.

Впервые собственно разглашение секретов выделяется из понятия измены вообще в Соборном Уложении 1649 года. Статья 20 главы VII предусматривала для военнослужащего, выдавшего секрет врагу, смертную казнь через повешение с конфискацией имущества. Петр I в Воинском Артикуле ужесточил казнь до четвертования. Но и антихрист и его папа вели речь исключительно об умышленной выдаче тайны неприятелю военнослужащими.

Наказание за выдачу тайн государству, не находящемуся с Россией в войне, ввел Николай I Уложением о наказаниях 1845 года — ссылку в Сибирь. Он же расширил действие закона на всех подданных (а в военное время – вообще на всех). Преступлением становилась также любая тайная переписка с иностранным правительством и даже с подданным государства, находящегося в неприязненных отношениях с Россией. В 1892 году уложение специально дополнили ответственностью за шпионаж в мирное время.

Уголовное Уложение 1903 года предусматривало наказание уже и за опубликование секретных сведений и за снятие или копирование планов, рисунков описаний любых военных объектов и за проникновение без разрешения на военный объект. Апофигеем анального огораживания РКМП стал закон о шпионаже 1912 года. С этого момента бан грозил за помощь шпионам в собирании любых сведений, даже несекретных, и сам факт вербовки иностранным шпионом.

Февральская революция не отменила законов, наказующих за шпионаж. Более того, под банхаммер попал сам бывший военный министр Сухомлинов, которого обвинили в сообщении секретных сведений заведомому немецкому агенту Мясоедову, и приговорили к каторге. Освободили же царского министра большевики. Есть мнение, что никаким шпионом Мясоедов не был, а дело было сфабриковано, чтобы контрразведка могла отчитаться хоть о каких-нибудь успехах.

[править] In Soviet Russia

Придя к власти, большевики ликвидировали все гостайны РИ и разгласили их. Однако, быстро выяснилось, что разглашение некоторых сведений оборачивается разгромом в боях с контрреволюционной гидрой и мятежами несознательного населения. В период гражданской войны проблема с охраной гостайн решалась просто и неэффективно — каждым органом в рамках собственной компетенции. По мере вхождения в мирную жизнь Партия и Правительство все острее осознавали недопустимость анархии на местах в столь важной области.

13 октября 1921 года Декретом СНК был обнародован первый Перечень сведений, составляющих тайну и не подлежащих распространению. Они делились на две категории: военного и экономического характера. УК РСФСР 1922 года установил кару за участие «в передаче, сообщении или похищении, или собирании сведений, имеющих характер государственной тайны» в виде ВМН с конфискацией, которая, при смягчающих обстоятельствах, могла быть заменена лишением свободы на срок не менее 5 лет со строгой изоляцией и конфискацией всего имущества. Впрочем, при отсутствии контрреволюционных или корыстных мотивов и неосведомленности — всего-навсего лишением свободы не меньше 3 лет.

24 апреля 1926 года был введен в действие новый перечень, где информация уже были разделены на три группы: сведения военного характера, сведения экономического характера и сведения иного характера. Все они по степени важности делились на три категории: совершенно секретные, секретные и не подлежащие оглашению. В том же году новый уголовный кодекс смягчил наказание — расстрел отныне полагался лишь за шпионаж, вызвавший тяжкие или особо тяжкие последствия для интересов государства. Основной же мерой стало лишение свободы со строгой изоляцией на срок не ниже трех лет.

В двадцатые годы система секретности в СССР постепенно сложилась в своем классическом виде — когда каждый должен был знать только то, что ему положено знать для исполнения обязанностей. Перечни продолжали время от времени открыто публиковаться до конца пятидесятых, но имели чем дальше, тем меньше общего с реальностью. Присесть можно было за сведения, которые официальный перечень к секретным не относил. Особенно характерно это стало с 1934 года, когда засекречивание, по понятным причинам, приобрело характер истерический. В результате установился принцип — лучше перебдеть, чем недобдеть. К высшей категории секретности могла быть отнесена нахуй никому не нужная хуйня, типа сообщения о встрече советского посла с Бабай-ханом XIV или рапорта о числе нечищенных сапог в роте лейтенанта Раздолбаева.

В результате расходы на обеспечение режима секретности выходили просто неэпические, а отношение самого персонала к грифам секретности было наплевательское. Захотят — и без всякого грифа пошлют на Колыму. А если не видно разницы, зачем работать больше? Поэтому в период оттепели началось новое упорядочение секретной области. Самые организационные структуры и методы работы при этом оставались прежними.

В позднем СССР информация могла быть секретной или ДСП (для служебного пользования). Секретная информация делилась на государственную тайну и служебную тайну. Государственной тайной отныне была только особо защищаемая инфа, под грифами «Особой важности» и «Совершенно секретно». Перечень сведений, составлявших гостайну, перестал быть открытым и сам стал секретным. Утверждался он постановлением совета министров СССР. При этом чем дальше, тем меньше было информации, на которую ставились такие грифы.

Да, складывалась парадоксальная ситуация, когда засекречена была куча самой мелкой и безобидной инфы, когда целые города официально не существовали — шанс узнать, —- не то что разгласить государственную тайну, — был для советского гражданина минимален. Абсолютное большинство тайн проходило под грифом «Секретно», который руководство каждого ведомства лепило по своему разумению. Это была служебная тайна. А в чем разница? Очень большая — если служебная тайна не являлась военной (то есть была засекречена гражданским ведомством), то посадка за нее предусматривалась лишь в том случае, если ты действовал по заданию иностранной разведки. Простая болтовня или сбор служебных секретов за госизмену не канали.

Самая мякотка в том, что в новой, демократической России, сведения под грифом «Секретно» одним махом стали уже государственной тайной. И теперь уже, в отличие от проклятого совка, ты можешь присесть за них совершенно свободно. Отака хуйня, малята!

Государственная тайна: как наказывают за разглашение секретов страны

В отличие от довольно легкомысленного обращения государства с коммерческой тайной сохранности своих секретов оно уделяет особое внимание, жестко наказывая тех, кто осмелится их раскрыть. Перечень сведений, не предназначенных для чужих ушей, составляет весьма внушительный список, а процедура доступа к государственной тайне отличается сложностью и многоступенчатостью. Проверяют все и всех: ближайших родственников, наличие судимостей, визиты за границу и т.д.

Понятие «государственной тайны»

Государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Такое определение содержится в Законе РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» (далее — Закон).

Сведения, подлежащие защите

Какие сведения стоит засекречивать, решают органы государственной власти и учреждения, получившие эти сведения. Перечень этих органов содержится в Указе Президента РФ от 11.02.2006 N 90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне». Традиционно, это МВД, ФСБ, ФСО, МЧС, Минюст, Минобороны, Аппарат Президента РФ, а также Минэкономразвития, Росатом, Роскосмос, Минпромэнерго, Минобрнауки, Минздравсоцразвития, ГУСП, ФСТЭК РФ. В этом же документе содержится перечень сведений, которые отнесены к государственной тайне. Они сгруппированы по следующим категориям:

  • военная;
  • экономика, наука и техника;
  • внешняя политика и экономика;
  • разведывательная, контрразведывательная и оперативно-розыскная деятельность.

В свою очередь секретная информация дифференцируется по степеням секретности. Степень секретности должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности России вследствие распространения указанных сведений. Устанавливаются три степени секретности и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию

В соответствии со ст. 7 Закона не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:

  • о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
  • о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
  • о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
  • о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ;
  • о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ;
  • о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Порядок допуска к государственной тайне

Указанный порядок определяется Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63

«Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне».

В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска граждан к государственной тайне:

  • первая форма — для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;
  • вторая форма — для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;
  • третья форма — для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

Доступ граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме. Если у вас есть допуск к сведениям высокой степени секретности, то он же является основанием для доступа к сведениям более низкой степени секретности. Оформление гражданам допуска к государственной тайне осуществляется по месту работы (службы). Тщательность проверки уполномоченными органами зависит от формы допуска.

Так, оформление доступа по третьей форме производится без проведения органами безопасности проверочных мероприятий. Решение принимается на основании анкетных данных. Исключение составляют оформление допусков руководителям организаций и работникам подразделений, связанных с защитой государственной тайны. В отношении этих лиц проверочные мероприятия проводятся в обязательном порядке.

Первоначальное «знакомство» с кандидатом на допуск начинается с анкеты, в которой, кроме всего прочего, необходимо указать следующие сведения: пребывание за границей, наличие судимостей, отношение к воинской обязанности, наличие близких родственников, в том числе за границей.

В допуске может быть отказано по следующим причинам:

  • признание гражданина судом недееспособным (ограничено дееспособным), рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, наличие у гражданина неснятой судимости за эти преступления;
  • наличие у гражданина медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
  • постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными гражданами документов для выезда на постоянное место жительства в другие государства;
  • выявление в результате проведения проверочных мероприятий действий гражданина, создающих угрозу безопасности РФ;
  • уклонение гражданина от проверочных мероприятий и (или) сообщение заведомо ложных анкетных данных.

Есть отдельные категории граждан, которым нет необходимости оформлять допуск к государственной тайне. В соответствии со ст. 21.1 Закона таковыми являются:

  • члены Совета Федерации РФ,
  • депутаты Государственной Думы РФ,
  • судьи на период исполнения ими своих полномочий,
  • адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну.

Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, а также о привлечении их к ответственности в случае разглашения (берется соответствующая расписка).

Сохранность государственной тайны в таких случаях гарантируется путем установления ответственности указанных лиц перед федеральным законодательством.

Ответственность за нарушение режима государственной тайны

Государство рьяно следит за сохранением государственной тайны и довольно серьезно карает ее нарушителей.

Ст. 26 Закона предусматривает уголовную, административную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность за нарушение законодательства о государственной тайне. Государство отдает себе отчет в неэффективности применения мер дисциплинарной ответственности в виде замечания, выговора или увольнения, гражданско-правовой ответственности в виде призрачной перспективы взыскать ущерб с причинителя убытков, а также административной ответственности, распространяющейся только на организации в виде перспективы лишения лицензии на допуск к государственной тайне и относительно небольшого штрафа (ст. 13.13. КоАП РФ).

Так что государством довольно подробно проработан вопрос об уголовной ответственности граждан. Гражданин может быть осужден по четырем статьям УК РФ в случае нарушения им режима государственной тайны:

  • Ст. 275 УК РФ «Государственная измена». Наказание: от 12 до 20 лет заключения, плюс штраф до 500000 рублей.
  • Ст. 276 УК РФ «Шпионаж». Наказание: лишение свободы от 10 до 20 лет.
  • Ст. 283 УК РФ «Разглашение государственной тайны». Наказание: лишение свободы до 4 лет, в особых случаях — от 3 до 7 лет.
  • Ст. 284 УК РФ «Утрата документов, содержащих государственную тайну». Наказание: лишение свободы до 3 лет.

При этом в качестве дополнительного наказания применяется лишение права занимать определенные должности. На практике, привлечение к уголовной ответственности гражданина по таким «нехорошим» статьям ставит крест на его дальнейшей карьере.

Конфиденциальная информация в трудовых отношениях

Государственная тайна

Государственная тайна — это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Государственная тайна связана с понятием безопасности государства. Носителями сведений, составляющих государственную тайну, являются материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.

Система защиты государственной тайны — совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях.

Доступ к государственной тайне рассматривается как процедура оформления прав граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а для предприятий, организаций, учреждений — на проведение работ с использованием таких сведений.

В целях обеспечения защиты государственной тайны на территории страны Правительством Российской Федерации принято Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2010 г. № 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне», в котором, в частности, говорится: «Граждане, которым оформляется допуск к государственной тайне, представляют собственноручно заполненную анкету (форма 4), документы, удостоверяющие личность и подтверждающие сведения, указанные в анкете (паспорт, военный билет, трудовую книжку, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении (расторжении) брака, диплом об образовании и т.п.), а также справку об отсутствии медицинских противопоказаний для работы со сведениями, составляющими государственную тайну. Форму и порядок получения справки устанавливает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области здравоохранения и социального развития» (ст. 28).

Допуск граждан к государственной тайне предусматривает:

  1. принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;
  2. письменное согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со ст. 24 Закона Российской Федерации «О государственной тайне»;
  3. письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;
  4. определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных законодательства Российской Федерации;
  5. ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;
  6. принятие руководителем организации решения (в письменном виде) о допуске оформляемого гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну (ст. 7).

Правовой институт государственной тайны имеет три составляющие:

  • сведения, относимые к определенному типу тайны (а также принципы и критерии, по которым сведения классифицируются как тайна);
  • режим секретности (конфиденциальности) — механизм ограничения доступа к указанным сведениям, т.е. механизм их защиты;
  • санкции за неправомерное получение и/или распространение этих сведений 1 Государственная тайна в Российской Федерации / Под ред М.А. Вуса. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2000. С. 19-20. .

К средствам защиты информации отнесены не только собственно средства, защищающие информацию от несанкционированного доступа, от утечки по техническим каналам и т.п., но и защищенные технические средства, т.е. технические средства с реализованными в них средствами защиты, а также средства, позволяющие контролировать эффективность защиты информации, т.е. эффективность функционирования средств защиты.

Средства защиты информации должны иметь сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, — это совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.

В ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне» дан перечень сведений, могущих составлять государственную тайну.

1. Сведения в военной области (о содержании стратегических и оперативных планов, о планах строительства Вооруженных Сил РФ, о разработке, производстве, утилизации ядерных боеприпасов, о дислокации, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов и т.д.);

2. Сведения в области экономики, науки и техники (о содержании планов подготовки России и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о силах и средствах гражданской обороны, об объемах и планах государственного оборонного заказа, о достижениях науки и техники, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства, и т.д.);

3. Сведения в области внешней политики и экономики (о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности РФ, о финансовой политике в отношении иностранных государств);

4. Сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности (о силах, средствах и результатах разведывательной и оперативно-розыскной деятельности, о методах и средствах защити секретной информации, об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны, о защите Государственной границы России и т.д.).

В число сведений, которые не подлежат отнесению к государственной тайне, входят данные о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности, о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина и др.

Должностные лица, принявшие неправомерные решения о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Граждане вправе обжаловать такие решения в суд.

Трудовое законодательство также содержит нормы, направленные на защиту государственной тайны.

В Законе «О государственной тайне» и Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» установлен особый правовой статус лиц, допущенных к работе со сведениями, составляющими государственную тайну.

К источникам правового регулирования трудовых отношений лиц, допущенных к государственной тайне, относятся, прежде всего, ФЗ-5485-1, Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2010 г. № 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне,» Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2006 г. № 573 (ред. от 6 нюня 2008 г.) «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны» (вместе с «Правилами выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны»).

Правовое регулирование отношений в сфере охраны государственной тайны

10.1. Понятие государственной тайны, состав и принципы формирования сведений, подлежащих засекречиванию

Понятие государственной тайны и общие сведения о системе ее защиты. Институт государственной тайны является одним из важнейших инструментов, с помощью которых обеспечивается безопасность государства и достигается защищенность национальных интересов страны. Как специфический инструмент обеспечения безопасности институт государственной тайны, прежде всего правовой инструмент, системно взаимодействующий с организационным и техническими мероприятиями специального характера. Будучи правовым инструментом, указанный институт конституируется федеральным законом, что свидетельствует о движении нашей страны по пути строительства правового государства. Легальное определение государственной тайны сформулировано в ст. 2 Закона РФ “О государственной тайне” через призму понятия безопасности Российской Федерации. В соответствии с названной статьей под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

В целях защиты указанных категорий сведений формируется система защиты государственной тайны, представляющая собой совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений и их носителей, а также мероприятий, проводимых названными органами и направленных на предотвращение утечки информации и несанкционированного доступа к ней.

К органам защиты государственной тайны относятся согласно ст. 20 Закона РФ “О государственной тайне”:

  • Межведомственная комиссия на защите государственной тайны;
  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности (ФСБ РФ), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны (МО РФ), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки (СВР РФ), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации (ФСТЭК РФ) и их территориальные органы;
  • органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

Межведомственная комиссия представляет собой коллегиальный орган, основной функцией которого является координация деятельности органов государственной власти (федеральных и региональных) по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства РФ о государственной тайне.

Полномочия Межведомственной комиссии и ее структура определены в Положении о Межведомственной комиссии по защите государственной тайны, утвержденном Указом Президента РФ от 6 октября 2004 г. № 1286.

Межведомственная комиссия, в частности:

  • рассматривает и представляет в установленном порядке Президенту РФ и в Правительство РФ предложения по правовому регулированию вопросов защиты государственной тайны и совершенствованию системы защиты государственной тайны в РФ, а также предложения по организации разработки и выполнения государственных программ, нормативных правовых актов и методических документов, обеспечивающих реализацию федерального законодательства о государственной тайне;
  • формирует перечень должностных лиц, органов государственной власти, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне;
  • формирует перечень сведений, отнесенных к Государственной тайне;
  • формирует перечень особорежимных объектов РФ и представляет его в Правительство РФ;
  • рассматривает вопросы о возможности передачи сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам и международным организациям и представляет в установленном порядке в Правительство РФ соответствующие экспертные заключения.

Федеральная служба безопасности РФ обеспечивает контрразведывательную деятельность , участвует в разработке и реализации мер по защите сведений, составляющих государственную тайну, осуществляет контроль за обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну, в государственных органах, воинских формированиях, в организациях, определяет порядок проведения и осуществляет меры по допуску граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, а также по допуску организацией к проведению работ , связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Министерство обороны РФ определяет степень защиты сведений, составляющих государственную тайну, при размещении заказов на проведение научных исследований, производство вооружения и военной техники.

Служба внешней разведки РФ обеспечивает безопасность учреждений РФ, находящихся за пределами ее территории, и командированных за границу граждан РФ, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю формирует общее направление защиты информации от иностранных технических разведок и ее утечки по техническим каналам связи на территории РФ, осуществляет проверки организации защиты информации в государственных органах, организациях, за исключением систем ФСБ, осуществляет радиоконтроль за отечественными радиолиниями, доступными для иностранных разведок.

Органы государственной власти и организации обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции, определенной положениями о них либо уставами. Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти и организациях возлагается на их руководителей. В зависимости от объема работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти и в организациях создаются структурные подразделения по защите государственной тайны.

Защита государственной тайны в силу прямого указания Закона (ч. 5 ст. 20 Закона РФ “О государственной тайне”) является видом основной деятельности органа государственной власти или организации.

Под средствами защиты информации, являющимися составной частью системы защиты государственной тайны, понимаются технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации.

В качестве носителей сведений, составляющих государственную тайну, действующее законодательство признает материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов. Указанное понимание носителя сведений исключает применение данного термина к физическим лицам, имеющим доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.

Состав и принципы формирования сведений, составляющих государственную тайну. Основополагающим элементом государственной тайны по действующему законодательству выступают защищаемые государством отдельные категории сведений, перечень которых сгруппирован в ст. 5 Закона РФ “О государственной тайне” по важнейшим направлениям деятельности государства. Понятие перечня сведений, составляющих государственную тайну, занимает исключительно важное место в процессе конституирования института информации, режим которой определяется как государственная тайна . Поэтому, не случайно, законодатель посвящает этому перечню специальный раздел Закона РФ “О государственной тайне”.

Под перечнем сведений, составляющих государственную тайну, понимается совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством. Категории сведений связаны с конкретными областями деятельности государства. Так, в состав сведений в военной области (военная тайна) включены, в частности, сведения о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов; о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники; о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов; о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники; о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации; о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения.

К составу сведений в области экономики, науки и техники, подлежащих нахождению их в режиме государственной тайны, отнесены, в частности, сведения о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники; об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства; об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции; о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение , влияющих на безопасность государства.

К сведениям в области внешней политики и экономики отнесены, в частности, сведения о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства; о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства.

К сведениям, составляющим государственную тайну в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, в частности, отнесены: сведения о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах этих видов деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности; о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность ; о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения; о методах и средствах защиты секретной информации; о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства.

Приведенный выше перечень сведений, является весьма обобщенным, но он составляет ту основу, на фундаменте которой формируются более детальные составы сведений, относимых в установленном порядке к информации, находящийся в режиме государственной тайны.

На основе базового перечня сведений, составляющих государственную тайну, сформулированного в ст. 5 Закона РФ “О государственной тайне” и в соответствии с п. 2 ст. 4 названного Закона Президент РФ утверждает подробный Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, в котором помимо собственно сведений указываются государственные органы, наделенные полномочиями по их распоряжению. Данный Перечень периодически и по мере надобности пересматривается, в соответствии с принципами отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этих сведений.

Указанные принципы нашли свое закрепление в ст. 6 Закона РФ “О государственной тайне”. К ним отнесены принципы законности, обоснованности и своевременности.

Под законностью отнесения сведений к государственной тайне понимается соответствие засекречиваемых сведений законодательству РФ о государственной тайне и, в частности, перечню сведений, составляющих государственную тайну.

Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивания заключается в установлении путем экспертной оценки целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных экономических и иных последствий этого акта, исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан.

Своевременность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивания состоит в установлении ограничений на распространение этих сведений с момента их получения (разработки) или заблаговременно.

Гостайна: что это, какая информация считается государственной тайной

  • Государственная тайна — что это такое?
    • Существующие уровни секретности
  • Что не может являться государственной тайной?
  • Кому предоставляется допуск к государственной тайне?
  • Как происходит процедура оформления допуска к государственной тайне?
  • Кто не может быть ознакомлен с государственной тайной?
  • Привилегии и ограничения
  • Мгновенная консультация юриста

В Российском законодательстве есть такое понятие, как государственная тайна. Этот статус присваивается определенной информации, которую по каким-либо причинам нельзя разглашать посторонним лицам и размещать в свободном доступе. Многие ошибочно полагают, что государственная тайна — это что-то такое, с чем встречаются исключительно военнослужащие и лица, связанные с Вооруженными Силами РФ. На самом деле это не так. С необходимостью ознакомления с информацией, представляющей собой государственную тайну, может столкнуться практически любой гражданин, который работает в каком-либо государственном учреждении.

Государственная тайна — что это такое?

Государственная тайна — это статус, который присваивается определенной информации, публикация которой в свободный доступ может нанести какой-либо ущерб безопасности государства.

На Заметку: Понятие «государственная тайна» в том или ином виде существует абсолютно в каждом государстве. Однако граждане одной страны, привлеченные к ознакомлению с секретной информацией, обязаны делать это только в отношении своего государства. Если они в связи с какими-либо обстоятельства получили сведения, являющиеся государственной тайной другой страны, то они не обязаны хранить информацию в секрете. Однако при этом при посещении этого государства они могут быть привлечены к ответственности.

В Российской Федерации практика наложения статуса «государственная тайна» используется в следующих сферах:

  1. Военная безопасность. Обычно засекречивают информацию, связанную с новым передовым вооружением, расположением секретных воинских частей и закрытых военных городов и т. д.
  2. Внешнеполитическая безопасность. Государственной тайной могут являться результаты международных переговоров, договоры, заключенные между двумя странами и т. д.
  3. Экономическая безопасность. Гостайной могут являться сведения о финансовом состоянии Российской Федерации в определенной сфере и т. д.
  4. Разведывательная и контрразведывательная безопасность. Статус «государственная тайна» присваивается данным по борьбе с терроризмом, об охране границ, о доступных средствах правительственной экстренной связи и т. д.

Правом ознакомления и, соответственно, засекречивания информации на государственном уровне, помимо верховного главнокомандующего в лице президента Российской Федерации, также обладают руководители и уполномоченные сотрудники ряда учреждений. Их полный список закреплен в положения Указа Президента РФ №90 от 11 февраля 2006 года.

Существующие уровни секретности

Российском законодательством предусматривает классификация секретности информации по трем уровням. Их также часто называют «грифами». Информация может являться:

  • особо важной;
  • секретной;
  • совершенно секретной.

К информации особой важности относятся сведения, размещение которых в свободном доступе может нанести ущерб России как государству. К секретной информации относятся данные, размещение которых в свободном доступе чревато ущербом в отношении государственных предприятий и организаций, например, заводов по производству вооружения. К совершенно секретной информации относятся данные, размещение которых в свободном доступе может нанести ущерб различным министерствам, экономическим и отраслевым ведомствам и т. д.

Решение о присвоении каким-либо данным статуса «государственная тайна» принимается руководством и уполномоченными сотрудниками соответствующих учреждений и ведомств. В свою очередь решение о типе используемого грифа секретности и целесообразности его применения принимается специальной государственной комиссией.

На Заметку: Сведения, имеющие гриф «для служебного использования» или «коммерческая тайны» не имеют ничего общего с государственной тайной. Защищать данные таким образом могут только частные организации предприниматели в соответствии со своими локально-нормативными актами, действующими в пределах юрисдикции их компании.

Что не может являться государственной тайной?

С законодательной точки зрения нет каких-либо отдельных ограничений по типу информации, какая может являться государственной тайной, а какая не может. Однако есть исключения. Некоторые данные ни при каких обстоятельствах не могут быть засекречены. К таковым относятся сведения, касающиеся:

  • чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • экологической безопасности;
  • здравоохранения;
  • санитарной безопасности;
  • демографии;
  • системы образования;
  • культуры;
  • сельскохозяйственной деятельности;
  • уровня преступности;
  • льгот, преференций, привилегий и каких-либо других послаблений, доступных для населения, должностных лиц, государственных и частных предприятий и компаний;
  • фактов нарушения прав и свобод человека;
  • состояния золотого запаса Российской Федерации;
  • состояния имеющихся у Российской Федерации валютных резервов;
  • здоровья граждан, занимающих высшие должности в государственном аппарате Российской Федерации (президент, премьер-министр, министры, военные и т. д.) — касаются только тех ситуаций, когда ущерб, нанесенный здоровью, имеет непоправимый характер;
  • фактов нарушения действующего законодательства работниками государственных учреждений, включая сотрудников правоохранительных органов, дипломатических служащих, военных и т. д.

Кому предоставляется допуск к государственной тайне?

Некоторые граждане ошибочно полагают, что для получения доступа достаточно трудоустроится в правоохранительные органы или отправиться на службу в армию. Это одновременно и верно, и нет. Суть в том, что гражданин, работающий, например, простым участковым полиции с момента окончания ВУЗа или колледжа и до даты ухода на пенсионное обеспечения может ни разу не столкнутся с необходимостью ознакомления с засекреченной информацией.

В то же время обычный слесарь, токарь, фрезеровщик и т.д., работающий на заводе, где изготавливается и производится военная техника, оружие и т.д. практически гарантировано с самого момента трудоустройства будет обязан хранить государственную тайну.

Обстоятельства, при которых гражданину придется стать хранителем секретной информации, касаются именно деятельности, которую он ведет в ходе работы/службы, а не определяются на основании трудоустройства в какую-либо конкретную организацию.

Однако есть три исключения, когда получение допуска к государственной тайне происходит автоматически при трудоустройстве или при начале ведения частной практики. К таковым ситуация относятся процессы по:

  • назначению членов Совета Федерации и Государственной Думы РФ;
  • назначению судей;
  • началу ведения частной адвокатской практики (касается только тех лиц, которые работают с делами, суть которых напрямую связана с какой-либо государственной тайной).

Как происходит процедура оформления допуска к государственной тайне?

Ни один гражданин, даже работающий в силовой структуре или являющийся военным, не может по своему желанию получить допуск и стать хранителем засекреченной информации. Решение о необходимости ознакомления конкретного сотрудника ведомства с государственной тайной принимается его руководством или третьими вышестоящими по должности лицами.

На Заметку: Нельзя заставить гражданина стать хранителем государственной тайны. Это сугубо добровольное решение. Однако если сотрудник по каким-либо причинам откажется предоставлять свое согласие, а без ознакомления с секретной информацией его дальнейшая деятельность на текущем месте работы или службы невозможна, то он будет переведен на другую должность, а если это невозможно — уволен. Такая практика абсолютно законна.

Кто не может быть ознакомлен с государственной тайной?

Действующим законодательством РФ предусмотрен специальный порядок ознакомления с государственной тайной. Им не может являться:

  • несовершеннолетний гражданин;
  • гражданин, не работающий в государственном учреждении или не проходящий службу в армии (кроме ситуаций, когда необходимость хранения секретной информации сохраняется уже после увольнения или выхода на пенсионное обеспечение);
  • гражданин, имеющий судимость (включая погашенные).

Одним из этапов оформления допуска является прохождение медицинского осмотра. Гражданину будет отказано в ознакомлении с секретной информацией, если он страдает:

  • психическими расстройствами (шизофрения, альцгеймер и т. д.);
  • расстройствами настроения (клиническая депрессия и т. д.);
  • расстройствами привычек и влечений (алкоголизм, наркотическая зависимость и т. д.);
  • какой-либо формой умственной отсталости;
  • всевозможными формами эпилептических расстройств.

Привилегии и ограничения

Граждане, являющиеся хранителям секретной информации, получают привилегию в виде надбавки к заработной плате. Ее размер составляет определенный процент от получаемого оклада или тарифной ставки:

  • при ознакомлении со сведения особой важности — 50-75%;
  • при ознакомлении с совершенно секретной информацией — 30-50%;
  • при ознакомлении с секретными данными — 5-15%.

Также отдельная надбавка полагается гражданам, работающим и служащим в структурных подразделениях, деятельность которых направлена на обеспечение защиту государственных тайн. Их заработок увеличивается в зависимости от стажа трудовой деятельности:

  • 1-5 лет — 10%;
  • 5-10 лет — 15%;
  • 10 и более лет — 20%.

На Заметку: Проценты к доходу, начисляемые за хранение государственной тайны и за защиту секретной информации могут складываться.

В тоже время на граждан, допущенных к гостайне, распространяются ограничения (все они носят временный характер, продолжительность которого зависит от типа секретной информации):

  • невозможность выезда за пределы территории РФ, включая краткосрочные туристические поездки (только при одобрении вышестоящего руководства);
  • невозможность отказа от гражданства РФ;
  • невозможность трудоустройства в иностранные организации, ведущие деятельность на территории РФ.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: