Ключевые навыки в резюме — как их указывать, примеры навыков

Ключевые Навыки в Резюме [40+ Примеров Ведущих Навыков]

75% эйчар уверены, что у вас нет шансов попасть на собеседование, если в резюме нет ключевых навыков для вакансии.

Кстати, именно поэтому мы не устаем напоминать главное правило: одно резюме – одна вакансия.

Но причина вовсе не в недостатке квалификации.

Просто если вы не знаете свои сильные стороны и не можете их подчеркнуть, вас не смогут адекватно оценить.

Рекрутер выбирает кандидатов лишь на основе резюме. До собеседования он нем может задать дополнительные вопросы.

Чтобы получить работу мечты, придется отбросить ложную скромность и рассказать о себе правду – указать навыки и умения для резюме, пример которых найдете в этой статье.

Что такое ключевые, специальные и дополнительные навыки

Профессиональные навыки — это знания, опыт и таланты, которые позволят выполнять должностные обязанности.

Бывают ключевыми, специальными и дополнительными.

Чтобы резюме заметили, в перечень ключевых добавьте гибкие и жесткие навыки (hard&soft skills):

    Soft skills (Мягкие навыки) – универсальные умения, не связанные с конкретной сферой или профессией. Это качества, необходимые для достижения результатов на рабочем месте.

Чтобы произвести впечатление на эйчар, недостаточно лишь ключевых навыков. Чем больше дополнительных компетенций вы укажете, тем охотнее компании распахнут перед вами двери.

Но не переусердствуйте – нерелевантные навыки приводят к избыточной квалификации, что практически всегда плохо.

Заполняя ключевые навыки в резюме, примеры берите в нашей сводной таблице или в разделе «примеры резюме по профессиям».

Примеры профессиональных навыков в резюме

Образование и опыт многое о вас расскажут. Однако эйчар знает, что именно ключевые навыки в резюме дадут вам главную характеристику.

Ведь смысл резюме в том, чтобы доказать, что ваших практических и теоретических знаний достаточно, чтобы выполнять поставленные задачи.

Вы претендуете на конкретную должность, а значит, единого образца для заполнения анкеты нет. Ваша задача – создать резюме, удовлетворяющее требованиям работодателя.

Если не знаете, что указать:

  1. Прочитайте еще раз объявление о вакансии. В нем работодатель указывает, профи с какими компетенциями ему нужны.
  2. Выберите ключевые слова и включите их в резюме. Это те компетенции, которых от вас ждут.
  • коммуникативные способности;
  • умение продуктивно организовывать работу;
  • планирование;
  • независимость в решениях;
  • работа в группе;
  • умение находить индивидуальный подход.

Они характеризуют человека как личность, но не как эксперта.

Поэтому профессиональные качества не менее важны, чем общечеловеческие.

Ключевые навыки, необходимые для востребованных должностей

Ваша цель, как соискателя — сделать так, чтобы HR выделил ваше резюме среди потока однотипных анкет. Профессиональные навыки помогут справиться с этой задачей.

«В сочетании с карьерными достижениями, профессиональные умения и человеческие качества создадут четкую картину того, что именно вы способны сделать для работодателя и как вы это сделаете».

  • находить подход к людям;
  • планировать;
  • самостоятельно принимать решения;
  • делегировать задачи;
  • улаживать конфликты;
  • мотивировать сотрудников на продуктивный труд;
  • контролировать одновременно множество процессов.
  • держать под контролем работу компьютерной сети офиса;
  • планировать мероприятия по аудиту, бесперебойной работе и оперативному восстановлению оборудования;
  • отслеживать уязвимости и риски;
  • проводить диагностические мероприятия;
  • работать с базами;
  • владеть английским (техническим).

Естественно вам придется общаться с коллегами и сотрудниками других отделов, руководством — поэтому коммуникативные навыки важны и на технической должности.

Американский инвестор Уоррен Баффет, чье состояние оценивается в $100 млрд, уверен, что наличие у соискателя развитого коммуникативного навыка повышает его ценность на рынке труда на 50%.

  • развитое аналитическое мышление;
  • организаторские способности;
  • предприимчивость в поиске решений финансовых проблем;
  • умение расставлять приоритеты;
  • грамотно планировать;
  • внимательность к мелочам;
  • знание программ (1С, Парус), методов учета, НК;
  • опыт работы с органами контроля.
  • развитые коммуникативные способности и логика;
  • досудебный опыт урегулирования споров;
  • знание законодательства по специализации (корпоративное, налоговое, таможенное право и т.д.);
  • понимание принципов работы российской (международной) судебной системы;
  • умение грамотно составлять договоры, претензии, иски и другие юридические документы;
  • способность критически анализировать правовые бумаги на предмет уязвимостей;
  • умение работать с большим объемом информации;
  • свободное владение компьютером, электронными правовыми базами.
  • грамотная речь, четкая дикция, приятный голос, располагающая внешность;
  • умение проявить дружелюбие и заинтересованность в проблемах покупателей;
  • дар убеждения;
  • чувство такта;
  • творческое отношение к делу;
  • умение слушать и находить подход к покупателям;
  • хорошая память, знание товарного ассортимента и достоинств каждого товара;
  • обучаемость.

Какие ключевые навыки указывать, если нет опыта работы

Если вы только закончили вуз или колледж, это не означает, что раздел с компетенциями нужно оставить пустым.

Исходите из того, что претендуете на должность начального уровня, сделайте упор на мягких навыках.

По результатам последних исследований:

83% компаний ищут кандидатов начального уровня с такими достоинствами, как умение работать в команде и готовность конструктивно подходить к разрешению проблем и конфликтных ситуаций.

Читайте также:
Карьерный рост психолога – с чего начать

80% ждут умения составлять документы, коммерческие предложения, писать продающий текст, письма.

72% желают видеть у начинающих карьеру молодых людей лидерские качества.

Частые ошибки

  • Не пишите того, что не относится к вакансии, иначе рискуете получить отказ из-за избыточной квалификации.
  • Общезначимые социальные качества – честность, сопереживание и т.п. – конечно же, уважают в коллективе, но писать об этом в резюме нет смысла.
  • Правильно написанные навыки в электронном резюме – теги, по которым HR ведет первичный отбор кандидатов. Напишете не то — работодатель отклонит заявку.
  • По навыкам, указанным в требованиях вакансии, резюме проходит автоматическую проверку системой ATS. Не ответите на требования вакансии — живой человек не увидит ваше резюме.
  • Шаблонные навыки – это пример, а не список для копирования.

Не забывайте: вы личность, с уникальным набором компетенций.

Навыки и знания в резюме для HR — пример того, понимаете ли вы задачи работодателя и готовы ли вы их выполнить.

Отбросьте скромность и громко заявите о себе.

Только так вы получите работу вашей мечты.

Карьерный консультант, хэдхантер, бизнес-тренер.
Сертифицированный бизнес коуч: профилактика выгорания, работа с конфликтными ситуациями на работе.

Что такое ключевые навыки в резюме — примеры

Резюме содержит несколько логических блоков, одним из которых является ключевые навыки претендента на вакансию. Это достаточно важный раздел, куда входят сведения, которые могут сыграть одну из решающих ролей в трудоустройстве в 2021 году.

Что такое ключевые навыки для резюме?

К ключевым можно отнести важные профессиональные навыки, которыми обладает человек. Это способности претендента на должность, которыми он овладел в период трудовой деятельности.

Следует различать ключевые навыки и ключевые компетенции. Они часто используются как синонимы, но имеют существенные отличия. Профессиональные навыки являются следствием исполнения трудовых функций и становятся уже действиями, доведенными до автоматизма. Компетенции же – это некоторые особенности, личные качества и способности личности, которые могут проявиться в нестандартной ситуации.

Ключевыми навыками могут быть:

  • умение работать с различными программами;
  • знание сегмента рынка в торговле;
  • специальные знания, которые необходимы для конкретной профессии.

Пример: умение вести переговоры с клиентами компании, знание техники борьбы с возражениями.

К ключевым компетенциям же можно отнести:

  • способность проектировать дальнейшее профессиональное развитие;
  • готовность к профессиональному росту;
  • ориентация на достижение конкретных показателей и постановке задач на их улучшение.

Пример: 5-летний опыт в технике продаж, обеспечил рост прибыли компании на 27%.

В резюме рекомендуется разделить профессиональные навыки и компетенции, вынести их в разные блоки.

При указании сведений о себе, в разделе ключевые навыки следует придерживаться общего правила: они должны соответствовать вакансии, которую планируете получить.

Поэтому выделите лишь те навыки, которые будут иметь значение для получения конкретной должности. Некоторые из них можно найти в требованиях к претенденту и описании к вакансии.

Для облегчения поиска, если специалист по подбору кадров будет использовать фильтры, формулируйте их в соответствии с требованиями и структурируйте в список. Соблюдайте меру, запишите в резюме только самые значимые ваши навыки, избегайте больших перечней.

Пример общих ключевых навыков

Принято разделять ключевые навыки по группам, которые максимально точно характеризуют умения человека, составившего резюме:

  1. Коммуникативные.

Группа навыков дает понятие о человеке, как умеющем общаться в коллективе, с клиентами, выступать на публике. Поэтому примерами могут послужить ключевые навыки:

  • умения вести переговоры;
  • умения убеждать;
  • разрешения ситуаций спорных и конфликтных;
  • работы с претензиями и возражениями клиентов;
  • выступлений перед аудиторией;
  • владения грамотной речью (письменной и устной).
  1. Организационные.

Организаторские способности очень важны для кандидата на руководящую должность. Поэтому при составлении резюме на такую вакансию сделайте акцент на следующих навыках:

  • успешное ведение проектов (рекомендуется подкрепить конкретными фактами);
  • умение планировать, выстраивать и оптимизировать процессы в бизнесе;
  • владение тактикой стратегического планирования и бюджетирования;
  • умение справляться с большими информационными потоками и работать в многозадачном режиме.
  1. Лидерские.

Ключевые навыки этой группы также относятся к руководящим вакансиям, поэтому указывайте их только в случае оформления резюме на такую должность. Это:

  • умение руководить коллективом (уточнить количество подчиненных по прежнему месту работы);
  • умение ставить задачи, принимать самостоятельные решения и отвечать за результат труда всего коллектива;
  • навыки грамотной мотивации коллектива.
  1. Прикладные.

Сюда можно отнести все исполнительские навыки работника, например:

  • умение пользоваться персональным компьютером (указать уровень: уверенный пользователь и т.д.), офисной техникой;
  • навыки работы в стандартных офисных приложениях и распространенных прикладных программах;
  • умение вести делопроизводство, оформлять документы по кадрам, бухгалтерии и т.д.;
  • навыки работы с законодательными актами, правовыми системами;
  • владение иностранными языками (указать какими, уровень знаний с подтверждением соответствующими документами);
  • владение техникой быстрого набора текста;
  • иные специфические навыки прикладного характера.

Примеры для отдельных видов профессий

Для каждого типа профессии выделяют некоторый общий набор ключевых навыков. Поэтому при составлении резюме можно воспользоваться следующими рекомендациями, применив их к своим умениям.

Читайте также:
Карьерограмма – что это, пример

Профессиональные и ключевые навыки для резюме (125 примеров)

  • 1. Что такое ключевые навыки и знания в резюме
  • 2. Как правильно выбрать навыки
  • 3. Какие навыки не нужно указывать
  • 4. Навыки для менеджеров и администраторов
    • 4.1. Менеджер по продажам в сфере торговли, услуг и туризма
    • 4.2. Менеджер по работе с персоналом
    • 4.3. Администратор
  • 5. Навыки для продавцов и консультантов
  • 6. Навыки для учителей и преподавателей
  • 7. Навыки для бухгалтеров и экономистов
    • 7.1. Экономист
    • 7.2. Бухгалтер
  • 8. Навыки для юристов
  • 9. Общие навыки и умения для всех профессий

Что такое ключевые навыки и знания в резюме

Раздел с ключевыми навыками в резюме даёт работодателю представление о том, что знает и умеет кандидат на вакансию. HR-отдел внимательно изучает эту информацию и сопоставляет со своими требованиями и ожиданиями. На основе этого он принимает решение о том, рассматривать ли кандидатуру соискателя дальше. Чтобы вашу кандидатуру не отклонили, нужно знать, как правильно составить резюме для поиска работы.

Как правильно выбрать навыки

Рекрутеры уже не принимают решение относительно соискателя только на основании прежнего места работы. Для того чтобы правильно составить перечень навыков, нужно внимательно изучить описание вакансии. Поэтому когда возникает вопрос: «Нужно указать навыки в резюме — что писать?», можно взять за основу совет специалистов по подбору кадров. Они рекомендуют указывать все умения, которые прямо или косвенно совпадают с теми, которые нужны конкретному работодателю.

Поможет в составлении списка общение с людьми, которые уже работают в этой или другой компании на похожей должности. Всё чаще резюме отбирают боты. Чтобы они обратили внимание на кандидата, в разделе «Знания и навыки» в резюме следует использовать ключевые слова.

Какие навыки не нужно указывать

Не следует описывать все навыки, приобретённые в институте или за долгие годы работы. Следует ориентироваться исключительно на ожидания работодателя. Это «облегчит» резюме, а полезная информация не затеряется в тексте.

Вспоминая профессиональные навыки для резюме, также надо осознавать, на какую должность оно подаётся. Так, часто претенденты на вакансию директора указывают умения, которые нужны менеджеру среднего звена. Они почему-то считают, что из резюме работодатель должен сам понять, что автор — именно руководитель, а не подчинённый.

Навыки для менеджеров и администраторов

Менеджер по продажам в сфере торговли, услуг и туризма

Менеджер по продажам — это специалист, который осуществляет общение с клиентами от лица компании и убеждает их приобрести её товары или услуги. Ключевыми навыками для менеджера по продажам являются:

  1. Владение методологией и технологией розничной и оптовой продажи.
  2. Анализ рынка в своей сфере.
  3. Управление мотивацией клиента.
  4. Ведение деловых переговоров и переписки с руководством компаний-клиентов.
  5. Составление коммерческих предложений.
  6. Оформление договоров поставки или оказания услуги.
  7. Постоянное изучение веяний потребительского спроса.
  8. Умение завоёвывать доверие и уважение покупателя.
  9. Привлечение новых клиентов.
  10. Расширение клиентской базы.
  11. Грамотное консультирование клиентов.
  12. Работа с возражениями.
  13. Планирование продаж.
  14. Осуществление холодных звонков.

Менеджер по работе с персоналом

Этот специалист подбирает работников на вакантные должности и в ряде случаев может выполнять другие смежные функции — например, проводит обучение. Кандидат может указать такие знания в резюме:

  1. Трудовое законодательство.
  2. Основы социологии.
  3. Кадровое делопроизводство.
  4. Навыки в психологии.
  5. Современные методики оценки персонала и регламентации его функций.
  6. Тестирование кандидатов и оценка результатов.
  7. Проведение собеседований.
  8. Знание современных концепций управления персоналом.
  9. Знание методик по поиску и подбору кадров.
  10. Разработка и проведение тренингов для персонала.

Администратор

Должность администратора есть на многих предприятиях в сфере оказания услуг. Основной пул навыков для них общий. Так, в резюме, независимо от вида сферы обслуживания, указывают:

  1. Знание особенностей оказываемых услуг.
  2. Организация складского хозяйства.
  3. Организация эффективного обслуживания.
  4. Обеспечение комфортных условий для клиентов.
  5. Контроль за работой персонала.
  6. Коммуникация с посетителями и сотрудниками.
  7. Координация работы сотрудников и отделов.
  8. Поддержание доброжелательно атмосферы.
  9. Знание закона о защите прав потребителей, санитарных правил и норм.
  10. Умение мотивировать персонал.
  11. Ведение переговоров и деловой переписки.
  12. Знание стандартов гостеприимства.
  13. Работа с кассой.
  14. Устранение конфликтных ситуаций.
  15. Знание основ экономики, организации труда, маркетинга и организации рекламы.
  16. Проведение презентаций.
  17. Инвентаризация.
  18. Работа с проблемными клиентами.

В зависимости от сферы деятельности могут потребоваться и другие навыки:

  1. В салонах красоты — проведение маркетинговых акций, оформление витрины (мерчандайзинг).
  2. В автомойке — знание условий хранения и транспортировки средств автохимии.
  3. В ресторане — умение рассчитать потребности кухни и наладить своевременную поставку продуктов, знание столового этикета, закупочной деятельности ресторана.
  4. В гостинице — опыт работ с туристическими фирмами, тактичность и толерантность, гостиничный этикет, умение расположить к себе.
  5. В магазине — управление товарными запасами и ассортиментом, опыт ведения кассовых, приходно-расходных документов, работа с поставщиками, торговыми представителями, знание 1C, составление графиков работы, основы мерчандайзинга.
Читайте также:
Нужна ли голограмма в трудовой книжке, куда клеить

Навыки для продавцов и консультантов

Кандидаты на эту вакансию могут включить в список своих профессиональных качеств такие позиции:

  1. Выкладка товара.
  2. Контроль ценников.
  3. Грамотная презентация товара.
  4. Знание техник продаж.
  5. Отслеживание сроков годности продукции.
  6. Опыт работы с негативом, возражениями.
  7. Знание специфики товара (конкретно нужно указать — бытовой, автомобильной техники, ювелирных, текстильных изделий, косметики и так далее).
  8. Вежливое общение с конфликтными покупателями.
  9. Кассовое оформление товара.
  10. Правила этикета.
  11. Базовые знания психологии.
  12. Вежливость, обходительность.
  13. Осведомлённость в модных трендах, технических новинках и т. д.

Навыки для учителей и преподавателей

Для учителя и преподавателя ключевыми являются следующие навыки:

  1. Знание педагогической теории.
  2. Знание основ педагогики.
  3. Педагогический такт.
  4. Знание специализированных компьютерных программ.
  5. Опыт классного руководства.
  6. Собственные методики проведения занятий.
  7. Умение заинтересовать учеников, студентов.
  8. Наличие научных работ.
  9. Составление плана уроков.
  10. Составление индивидуальной программы обучения.
  11. Контроль уровня усвоения материала.
  12. Ведение учебной документации.
  13. Индивидуальный подход к ученикам.
  14. Поддержание в классе дисциплины.
  15. Владение современными методиками обучения.
  16. Самодисциплина.
  17. Организация внеклассного досуга — опыт проведения походов, мотивационных игр, экскурсий.

Навыки для бухгалтеров и экономистов

Работа экономиста и бухгалтера имеет сходства и отличия. Главная разница между ними в том, что первый задаёт план работы, а второй его исполняет. Этого нельзя забывать, описывая ключевые навыки в резюме. Примеры ниже помогут правильно оформить документ.

Экономист

Для экономиста ключевыми являются такие навыки:

  1. Составление плана по труду и заработной плате.
  2. Разработка и внедрение норм времени, расценок оплаты труда, расхода материалов.
  3. Расчёт и анализ себестоимости продукции и услуги, рентабельности.
  4. Формирование бюджета капитальных затрат и контроль за его исполнением.
  5. Формирование годового бюджета и анализ его исполнения.
  6. Распределение финансовых ресурсов.
  7. Управление денежными потоками.
  8. Составление и ведение финансовой отчётности.
  9. АВС-анализ.
  10. Знание налогового законодательства, налогового и бухгалтерского учёта.
  11. Работа с банками.
  12. Сопровождение финансовых сделок.
  13. Согласование финансовых документов.
  14. Составление управленческой отчётности.
  15. Ведение кредитной истории.
  16. Составление платёжного календаря.
  17. Разработка карты целей, KPI, моделирование бизнес-процессов.
  18. Составление и ведение договоров.
  19. Опыт проведения аудита.
  20. Деловой этикет.
  21. Опыт ведения переговоров.
  22. Владение профильным компьютерными программами (указать какими), оргтехникой.

Бухгалтер

Руководители ищут на эту должность специалистов со следующими навыками:

  1. Расчёт налогов, себестоимость продукции.
  2. Оформление первичной бухгалтерской документации, налоговых деклараций, кассовых операций.
  3. Отчётность — финансовая, налоговая, бухгалтерская.
  4. Ведение кассовой книги.
  5. Складской учёт.
  6. Учёт взаиморасчётов.
  7. Инвентаризация.
  8. Составление актов сверок, сметы.
  9. Уверенное использование бухгалтерскими компьютерными программами и приложениями (указать названия).
  10. Расчёт заработной платы, больничных, компенсаций.

Такие бухгалтера теперь нарасхват, поскольку могут совмещать две должности — главного бухгалтера и финансового директора, которые часто конфликтуют между собой. Ценится также умение осуществлять анализ рыночных условий и контроль за нововведениями в законодательстве и легально уменьшать налоговую нагрузку и освоили специфику налогового планирования.

Навыки для юристов

Для специалиста юридического отдела важно:

  1. Знание законодательства.
  2. Знание этических и правовых норм.
  3. Ведение претензионно-исковой работы.
  4. Проведение переговоров, в том числе в иноязычной среде.
  5. Анализ договоров.
  6. Комплексное юридическое сопровождение деятельности предприятия.
  7. Представление интересов в суде.
  8. Составление юридической документации.
  9. Способность к ведению переговоров в иноязычной среде.
  10. Коммуникабельность.
  11. Стрессовая устойчивость.

Общие навыки и умения для всех профессий

Эти навыки подойдут для всех профессий:

  1. Навыки тайм-менеджмента (управления временем).
  2. Знание компьютерных программ — MS Word, Excel.
  3. Умение работать в команде.
  4. Владение иностранными языками.
  5. Грамотная устная и письменная речь.

Хорошо оформленное резюме открывает двери к следующему этапу трудоустройства — собеседованию. Уже в личной беседе кандидат сможет упомянуть и о других знаниях и умениях, приобретённых с опытом или полученных во время учёбы в университете, но профессиональные и ключевые навыки должны быть определены уже на этапе составления резюме.

Навыки и умения для резюме пример — инструкция написания резюме

Резюме (CV) — это Ваша визитная карточка, от правильного составления которой зависит, получите ли Вы желаемую работу или нет. Очень важно подходить к написанию резюме ответственно, потому как именно оно может оказаться решающим фактором при найме Вас на работу.

В данной статье мы рассмотрим конкретные навыки и умения для резюме, а также дадим Вам советы и рекомендации по правильному заполнению этих граф резюме. В конце статьи вы можете скачать стандартный шаблон резюме.

Если вас интересует вопрос, как зарабатывать в интернете, то можете подробнее об этом почитать в статье.

Образование, стаж, занимаемые должности на прошлых постах — обязательные части CV. Хорошее резюме недопустимо составлять без описания важнейших умений специалиста. Описать эти умения нужно так, чтоб у потенциального начальника появилось непреодолимое желание нанять на работу не кого-то, а именно Вас.

Читайте также:
Командировка за границу – суточные, длительность загранкомандировки

1. Ключевые навыки и умения для резюме

Правильный подход к заполнению этого блока резюме даст возможность работодателю понять даже без личного общения, что Вы именно тот, кто ему требуется.

Не существует таких общих ключевых умений, которые подошли бы для любой из должностей и профессий. Тем, кто не может сформулировать собственные профессиональные достоинства, может указать следующие навыки и умения:

  • способности к межличностному деловому общению;
  • организация и планирование рабочего времени;
  • внимательность к мелочам;
  • анализаторские способности, необходимые для нахождения вариантов решения проблемных ситуаций;
  • проявление гибкости;
  • управленческие навыки
  • навыки делового лидерства.

Не забывайте, что работодателю может требоваться лишь наличие части таких навыков, о чем он обычно указывает в собственном предложении о работе. Гораздо проще переформулировать требования работодателя в свои ключевые навыки.

2. Навыки и умения для продавцов, консультантов, секретарей, банковских работников…

Претенденты на должности продавцов, менеджеров и консультантов, а также иных должностей, требующих регулярного общения с людьми, могут указать в качестве собственных навыков и умений:

  • наличие успешного опыта в продажах;
  • навыки управление временем;
  • грамотная речь, умение убеждать;
  • навыки эффективного общения;
  • нахождение подхода к клиенту и достижение компромиссов;
  • способность к обучению и восприятию информации;
  • умение выслушать собеседника и дать ему компетентный совет;
  • проявление тактичности и толерантности;
  • творческий подход.

Если Вы имеете информацию о том, что работодатель сотрудничает с иностранными клиентами, знания иностранных языков станут Вашим преимуществом. Обязательно укажите об этом в резюме.

Работники сферы обслуживания должны быть носителями качественных навыков, связанных с общением, анализом и принятием решений, требуемых для оказания помощи. Любая деятельность таких работников должна быть направлена на удовлетворение интересов клиента, что требует от соискателя нацеленности на результат, способностей к работе при наличии личностного давления и инициативности.

Также работодателя непременно привлечет резюме того кандидата, который будет обладать знаниями иностранных языков, владеть ПК, вести деловую переписку, быть внимательным и заинтересованным в общем результате работы компании.

3. Лидерские умения и навыки: менеджер, управленец, директор, администратор…

Работодатели с особой тщательностью проверяют управленцев, предъявляя к ним часто завышенные требования. Тем, кто желает занять управленческую должность, стоит указать в качестве навыков:

  • способность к разрешению конфликтов;
  • оптимальную организацию рабочего процесса;
  • самостоятельное принятие решений и ответственность за них;
  • наличие критического мышления;
  • эффективность управления временными и трудовыми ресурсами;
  • навыки мотивации персонала;
  • стратегическое мышление;
  • эффективное ведения переговоров;
  • навыки коммуникации и способность к завоеванию доверия.

Соискатель может добавить в эту группу те профессиональные черты, которые считает своей сильной стороной.

Профессиональные умения и личные качества в этом случае должны иметь четкое разграничение, ведь вопрос о личных качествах претендента непременно поступит от работодателя, а их идентичность с профессиональными навыками не позволит создать о себе положительное впечатление.

Список навыков может быть дополнен способностью к одновременному выполнению нескольких задач, умением распределять обязанности и контролировать их исполнение.

4. Навыки и умения для учителей, ведущих на семинарах и тренингах…

Немного другие навыки и умения должны быть характерны учителям, ведущим на семинарных занятиях. Такие люди должны быть:

  • способными к мотивированию;
  • высоко инициативны и энергичны;
  • мастерами по концентрации внимания людей на определенных явлениях в течении требуемого времени;
  • гибкими и терпеливыми;
  • способными к организации процесса работы.

Кроме этого можно указать учителя должны обладать грамотной речью и четким произношением, быть хорошими собеседниками в личном общении.

Основная задача данной категории работников состоит в налаживании контактов.

5. Навыки и умения для технических специалистов: программистов, системных администраторов…

К примеру, системные администраторы обязаны осуществлять контроль за работой всех компьютеров компании, что требует от него:

  • проведение диагностических мероприятий относительно подведомственной техники;
  • постоянной мониторинг возможных рисков;
  • владения английским языком на техническом уровне;
  • легкость к восприятию информационных потоков.

6. Навыки и умения для бухгалтеров, аудиторов…

Профессионалы, которые нацелены на получение должностей, связанных с учетом, должны иметь четкое представление о требованиях работодателя. Бухгалтеру должно быть присуще:

  • аналитическое мышление;
  • организаторские способности по созданию алгоритма работы;
  • постоянный анализ;
  • грамотное планирование;
  • повышенное внимание к деталям и мелочам;
  • способность определения степени приоритетов;
  • определение первостепенных задач;
  • навыки по работе с представителями органов контроля.

7. Навыки и умения — примеры для юристов

Работники в области юриспруденции могут указать в резюме:

  • знание законодательства;
  • навыки составления договоров и документации;
  • пользование правовыми электронными базами;
  • умение работать с органами контроля;
  • поиск компромиссных решений;
  • постановка целей и стремление к их достижению.

8. Особые навыки и умения для резюме

Каждый из них ищет такого сотрудника, который будет мотивирован на общий результат, проявит инициативность и высокую энергичность в решении возникающих вопросов, будет приятным и грамотным собеседником, способным незамедлительно принять решение, дать ответ и быть ответственным за каждое свое слово.

Читайте также:
Код категории налогоплательщика в декларации 3-НДФЛ

Соискатели могут указывать в собственных резюме:

  • наличие лидерских качеств;
  • наличие технических знаний;
  • навыки организации проектов и управления ими;
  • маркетинговые способности.

9. Общие навыки и умения

Существует ряд общих навыков, которыми могут обладать специалисты. Их перечень обобщен и подойдет не для всех специальностей.

Однако, думаю этот список для Вас будет полезным, возможно Вы найдете именно те навыки и умения, которые захотите указать в своем резюме. К таковым относятся:

  • владение иностранным языком (язык и степень владения им);
  • способности к программированию;
  • бюджетирование;
  • грамотное деловое общение (устное и письменное);
  • работа с базами клиентов, в том числе с уровня их создания;
  • оперативность относительно поиска сведений;
  • разработка планов;
  • анализаторские действия по факту продаж (в т.ч. выполненных конкурентными организациями);
  • навыки по закупкам;
  • навыки проведения инвентаризационных процессов;
  • наличие способностей в мерчендайзинге;
  • работа с предложениями коммерческого направления;
  • переговорные навыки;
  • обучение и мотивация коллег;
  • составление прогнозов;
  • навыки в ценообразовании;
  • навыки в прямых продажах;
  • навыки убеждения;
  • навыки продаж по телефону;
  • умения по работе с отдельными компьютерными программами: Excel, Word, Photoshop, 1С и т.д. ;
  • способность возражать;
  • использование первичных данных;
  • обращение с оргтехникой;
  • разработка и проведение кампаний по рекламе и исследованию рынка;
  • правовая экспертиза;
  • скрупулезность при подготовке отчетных материалов;
  • сбор и подготовка статистической информации;
  • способность к организации процессов;
  • готовность к командному труду;
  • самостоятельность решений;
  • организационные навыки;
  • способность к применению методов убеждения.

Каждая отдельная специальность характеризуется определенными способностями. Среди представленных непременно найдутся именно те, которые подойдут Вам и той должности, которая стала Вашим выбором. Эти умения могут быть использованы для включения в резюме.

10. Правильное составление базового перечня навыков и умений

Совет: во время поисков желаемой должности не стоит ограничиваться единственным резюме, лучше постоянно видоизменять его в соотношении с вакансией. Представления умений в основном резюме и в том, которое вы создаете для отдельной должности, должны иметь отличия.

В основной версии CV, подходящей для большинства должностей, расписать умения нужно так: графа «Навыки и достижения» является завершением графы «Стаж работы», т.е. умения являются следствием профессионального стажа.

Допустим, вы работали маркетологом и сейчас ищите вакансию на эту должность, вам необходимо написать перечень преимуществ, которые новый начальник получит, взяв вас на эту должность.

Профессиональные навыки и умения для резюме пример для маркетолога:

  • проведение исследований маркетинга;
  • анализирование рыночной ситуации и потребительских желаний;
  • умение разрабатывать идеи для ассортимента.

Перечень должен быть не сильно долгим и детальным – хватит основных пунктов. Рекрутер, читающий ваш CV, должен понимать, что ваши главные умения – следствие профессионального опыта, так что не придумывайте ничего. Представим, что вы были простым сотрудником, а пишите, что умеете организовывать работу. Никто не поверит вам, и рекрутер просто вас проигнорирует.

11. Не путаем описание своих способностей и личностных черт

О пунктуальности, коммуникабельности и ответственности указывать надо в графе «О себе». Графа «Навыки и достижения» нужна только для информации, связанной со служебными обязательствами.

В разделе «Профессиональные навыки» необходимо указать основные умения, полученные на прошлом рабочем месте либо в вузе. Здесь же вы можете указать свои достижения. Раздел должен раскрыть вас как специалиста. Иначе говоря этот раздел должен описывать вашу «Квалификацию».

Если вы распишите свои умения, вы сделаете свое CV заманчивее. Прочитав этот раздел, возможный начальник должен четко понять, что именно вы нужны компании и вас обязательно нужно позвать на собеседование. Его необходимо привлечь своими познаниями и способностями. Если же хотите, чтобы это случалось чаще, прислушайтесь к нашим советам:

  • Пункт «Квалификация» должен быть размещен точно после пункта «Образование». Это как минимум логично.
  • Этот раздел нужно изменять под любую новую вакансию. Записывать нужно только способности, подходящие искомой должности.
  • Не стоит делать из себя человека-оркестра , тщательно указывая весь перечень своих плюсов. Укажите несколько (4-8) ключевых, этого достаточно. Хотите выразить одни навыки – придется жертвовать другими.
  • Первоначально расписывайте те способности, больше других согласовывающиеся должностью, которую вы ищите.
  • Пишите список так, чтобы просто было прочитать.
  • Использовать нужно те определения и фразы, употребляемые потенциальным начальником в объявлении.
  • Расписывая навыки и способности, нужно начинать фразы со слов « имеется стаж», «знаю», «владею», и т.д.
  • Не нужно писать про свои черты, в резюме есть специальный раздел для них.

Внимание: так называемые « хедхантеры » ищут редких сотрудников. Они, как правило, не интересуются опытом кандидата, им нужны конкретные преимущества, предоставляемые им.

12. Навыки и умения для резюме пример для HR-директора:

Профессиональный стаж – 10 лет в авторитетных всемирных фирмах. Умение планировать бизнес, разрабатывать и внедрять HR стратеги, мотивировать сотрудников на деятельность, оценивать и обучать персонал.

Способность построить коммуникации внутри компании. Умение оперативно управлять подразделениями и проектами. Организация консультаций и бизнес-тренингов .

Читайте также:
Конфликт интересов на муниципальной службе – что это, порядок урегулирования

Новый навык можно писать с красной строки, это сделает ваш текст легче для прочтения, хоть он и займет больше места. Если вы правильно опишите свои умения и способности, это значительно увеличит шанс того, что на собеседование позовут именно вас.

Образование и стаж хоть и очень важная часть резюме, но они не могут создать впечатление о нужном сотруднике.

Наемщику недостаточно знать, где вы учились и получали профессиональный стаж. Ему необходимо точное знание того, чем вы можете заниматься, и чем вы можете быть полезны его фирме. Так что правильно расписанные основные умения сильно приумножают вероятность получения заветной работы.

Основные умения — это объединение, состоящее из ваших навыков и способностей, нужное для добротного исполнения предъявленных вам должностных требований. Так что досконально выбранные и правильно сформулированные фразы могут помочь вашему резюме хорошо отличиться от множества похожих документов.

Во время работы пытайтесь получить умения, дополнительно учитесь и получайте сертификаты. В таком случае у вас получится реально вызвать интерес у наемщика и получить более высокую вероятность принятия на работу.

Мы надеемся, что примеры навыков и умений для резюме помогут вам.

13. Указываем конкретные навыки и умения в резюме

Теперь представим, что вы пишите CV для отдельной должности, к которой у вас повышенный интерес. Тогда к списку основных умений стоит относиться как к перечню конкретных, а не общих навыков.

Очень внимательно прочитайте объявление. Что вам нужно уметь, дабы вас взяли на эту должность? Соответствуют ли эти запросы вашим умениям и вашему опыту? Это нужно указать в графе «Навыки».

Однако простая перепись требований в резюме и оформление их как своих собственных навыков – плохая идея. Рекрутер сразу догадается, что вы решили отнестись к резюме на «отвяжись». Измените эту информацию, сделайте ее конкретнее, добавьте то, чего не было указано работодателем, но может принести пользу этой компании.

К примеру, если вы видите требование — свободное владение английским языком, то упомяните о способности к организации получении визы для начальника (если конечно это так). Ведь если работодатель и его подручные переписываются на английском языке, это может говорить о том, что есть деловые партнеры из других стран, а в таком случае умение организовывать получение визы вызовет интерес возможного начальника.

Также помните, что в наше время рекрутер наверняка будет искать кандидатов по ключевым словам, так что составлять описание умений надо так, чтоб в нем были фразы, которые есть в тексте описания должности.

В завершение хочу порекомендовать вам интересную статью о том, чем так привлекательна работа в интернете на дому без вложений и сколько можно заработать, работая в интернете.

Подробно том, как правильно написать резюме и какие ошибки нужно избегать смотрите в видео:

Для Вас я приготовил небольшой подарок — стандартный шаблон резюме, который Вы можете скачать ниже:

Какие ключевые навыки можно указать в резюме? + Примеры

При составлении резюме следует сделать ставку на указание ключевых навыков. Чем точнее вы их сформулируете, тем больше шансов на то, что работодатель обратит на вас внимание.

Виды ключевых навыков

В большом количестве резюме задача рекрутера найти именно того, кто будет наилучшим образом отвечать требованиям работодателя. В разделе ключевые навыки помогите работодателю понять, в чем именно ваше преимущество перед другими соискателями этой работы. Для чего сформулируйте три-пять своих основных сильных сторон.

Не нужно перечислять все ваши обязанности, с которыми справлялись на прежних местах работы, и деловые характеристики. Сфокусируйтесь как раз на самом главном. Это нужно для того, чтобы показать, что вы сможете быть успешным именно в желаемой должности, обозначенной в самом начале резюме.

К видам ключевых характеристик можно отнести навыки:

  • коммуникативные;
  • организаторские;
  • лидерские;
  • прикладные.

Попробуйте ответить на вопрос «А что я умею?», проанализируйте должностные обязанности с предыдущих мест работы, если они имеют отношение к желаемой должности.

Откроем небольшой секрет: когда вы описываете навыки в резюме, опирайтесь на требования и ключевые слова из описания вакансии. Тогда работодатель с большей вероятностью обратит внимание на вашу кандидатуру. Если ключевые навыки значимы для этой должности, то именно их нужно отразить в резюме.

  1. Коммуникативные навыки содержат информацию о том, насколько работник сможет контактировать с коллегами и клиентами. К ним относятся:
  • участие в переговорах;
  • умение убеждать клиентов, мотивировать их, например, к приобретению товара или услуги;
  • умение разрешать спорные моменты и сглаживать конфликтные ситуации;
  • опыт работы с претензиями и возражениями клиентов;
  • владение грамотной письменной и устной речью;
  • участие в публичных выступлениях.
  1. Для вакансии на руководящую должность кандидату необходимо сделать акцент на свои организаторские навыки:
  • выстраивание, оптимизация бизнес-процессов;
  • успешное ведение проектов;
  • бюджетирование и стратегическое планирование;
  • умение работать в режиме многозадачности и успешно справляться с большим объемом информации;
  • стратегическое мышление.
  1. Дополнительно руководитель должен обладать лидерскими качествами:
  • умение грамотно мотивировать работников;
  • навыки руководства коллективом (желательно указать количество работников, которые были в подчинении на предыдущем месте работы);
  • умение самостоятельно принимать решение и нести ответственность за результат работы коллектива.
  1. Прикладные навыки связаны с исполнением конкретных исполнительских обязанностей. К ним можно отнести:
  • уровень пользования персональным компьютером, навыки владения офисной техникой;
  • знание офисных приложений (Word, Excel, PowerPoint и т.д.);
  • умение быстро набирать текст;
  • навыки ведения делопроизводства, кадровой или бухгалтерской документации;
  • знание законодательных документов, умение работать с правовыми системами;
  • практическое владение нормами ГОСТов и СНИПов;
  • знание иностранных языков (указывается уровень владения и подтверждающие его документы).
Читайте также:
Конфликт интересов на муниципальной службе – что это, порядок урегулирования

Примеры ключевых навыков 2021 года

Для каждого типа профессий существует свой «набор» ключевых навыков, на которые работодатель обращает внимание при подборе сотрудников. Поэтому, составляя резюме, обратите внимание на несколько примеров оформления этого раздела.

Для должности менеджера по продажам бытовой техники ключевыми навыками могут быть:

  • прямые продажи;
  • навыки убеждения;
  • отличное знание ассортимента бытовой техники;
  • знание технологий продаж.

Для должности PR-менеджера:

  • наличие контактной базы журналистов;
  • навыки написания статей;
  • владение лексикой в определенной области.

Должность администратора относится к руководящей, поэтому к ключевым навыкам можно отнести:

  • руководство людьми, способность разрешать конфликты внутри коллектива;
  • умение организовать рабочий процесс;
  • навыки самостоятельного принятия решения, прогнозирования и стратегического планирования;
  • умение нести ответственность за свои решения и результат работы коллектива.

Для инженера важно показать специфические умения, например:

  • знание принципов работы оборудования, специфических особенностей работы механизмов различной сложности;
  • опыт ведения технической документации, чтения чертежей;
  • навыки проведения плановых работ и в режиме устранения аварийных ситуаций;
  • знание нормативной базы в области инженерного проектирования, ГОСТов, СНИПов;
  • умение работать с прикладным программным обеспечением.

Продавец-консультант должен обладать следующими характеристиками:

  • знание особенностей продаваемого вида товаров;
  • знание кассовой дисциплины;
  • умение работать в команде;
  • уверенно владеть персональным компьютером.

Соискатель на должность бухгалтера должен указать в разделе ключевых навыках резюме:

  • наличие опыта работы с бухгалтерским, налоговым учетом, составления отчетности;
  • знание основ налогового законодательства;
  • опыт участия в бухгалтерских, налоговых проверках, аудите;
  • ведение операций по расчету заработной платы, учету основных средств, валютных операций и т.д.

Для водителя важными навыками являются:

  • наличие безаварийного стажа;
  • опыт работы на автомобилях представительского уровня либо специальной технике (если это требуется);
  • умение ориентироваться в пределах и за пределами города;
  • опыт работы с документами, необходимыми для выезда в рейс (путевыми листами).

Специфическими навыками для юриста считаются:

  • знание законодательства в сфере гражданского, гражданско-процессуального, арбитражного, трудового права;
  • умение грамотно (с юридической точки зрения) составлять договора, проводить правовую экспертизу документов;
  • навыки работы в правовых информационных системах;
  • умение дать консультацию по правовым вопросам;
  • наличие опыта участия в судебных заседаниях.

Кассир связан с приемом и выдачей наличных денежных средств, поэтому его навыки:

  • знание принципов торговли, кассовой дисциплины, правил приема и выдачи денежных средств;
  • уверенный пользователь кассовой техники, ПК и офисных приложений;
  • навыки проведения переучета;
  • умение работать с клиентами.

Ряд организаций оказывают услуги посредством телефонных консультаций, для чего набирают операторов. Для оператора ключевыми навыками являются:

  • грамотная, внятная речь;
  • навык ведения телефонных переговоров;
  • умение выслушать;
  • терпение и доброжелательность;
  • умение нейтрализовать негатив.

Ключевые компетенции и новая грамотность: современные ориентиры для образования

В каком мире мы учим?

С каждым годом окружающая нас действительность становится все более нестабильной и непрогнозируемой. Увеличивается объем информации, производимой и потребляемой людьми; технологии устаревают и обновляются; меняется экологическая обстановка и климат; стираются все возможные границы – между странами, территориями, культурами и научными дисциплинами.

При таком темпе изменений совершенно невозможно угадать, к чему готовить детей. Кем они смогут работать через десять лет? Какие их качества будут востребованы? Чему нужно учить, чтобы воспитать успешных людей будущего?

Уже сегодня в мире наблюдается кризис рутинных профессий: люди конкурируют с искусственным интеллектом. Вероятно, нашим сегодняшним ученикам потребуется осваивать в первую очередь те профессии, которые предполагают экспертный подход, создание новых форм и все, что нельзя алгоритмизировать. Идеальный человек будущего – это самостоятельный, адаптивный и обучаемый персонаж, умеющий работать в команде и делать свою работу, не опираясь на шаблон, превращать проблемы в задачи и решать их, преобразовывая реальность и неся ответственность за принимаемые решения.

Если актуальная задача школы сегодня – готовить детей к жизни в постоянно меняющемся мире, то что для этого можно сделать? Вместо конечных знаний предлагать проблемные ситуации со множеством вариантов решений. Вместо оценки как соответствия эталону и инструмента запугивания – предложить оценку-зеркало, которое позволит критически посмотреть на себя и скорректировать некоторые аспекты.

«Учителю необходимо, прежде всего, стать гибким и проактивным».

В современных реалиях идти по заданному шаблону не получится, придется обучаться в течение всей жизни, самостоятельно обновлять свои знания и осваивать новые технологии. Этого не сделать без сильной внутренней мотивации. Кроме того, нельзя быть отрешенным от профессионального сообщества. Ни один гениальный учитель не справится в одиночку со всеми вызовами, которые нам бросает время; требуется коллективный разум, доступ к банку опыта и удачных практик. Поэтому включенность в профессиональное сообщество, готовность учиться у других и транслировать свои успешные практики – базовое требование к педагогу.

Читайте также:
Командировка за границу – суточные, длительность загранкомандировки

Ключевые компетенции как отражение основных целей обучения

В ближайшее время будет опубликован доклад института образования НИУ ВШЭ, посвященный опыту многих стран-лидеров в образовании. Тщательно проанализировав различные сценарии и решения, эксперты будут готовы сформулировать рекомендации по развитию системы российского образования.

Все государства, чей успешный опыт был проанализирован в рамках подготовки к докладу, провозглашают свой набор актуальных компетенций, которые должен приобрести каждый учащийся. Каждая комбинация компетенций формирует конкретную образовательную модель, успешно работающую в конкретном государстве.

Канада. Заявленная цель – создать систему образования, подходящую для каждого ученика. Следовательно, школа обязана вовлекать в активный учебный процесс все категории учащихся, в том числе слабых, «сложных», детей с ОВЗ и т.д. В процессе обучения дети должны овладеть следующими компетенциями: критическое мышление, креативность, навык взаимодействия с людьми и кооперация, воспитание характера и гражданская грамотность.

Финляндия. Основной целью провозглашается воспитание гармоничного, всесторонне развитого человека. Набор компетенций включает: мышление, умение учиться, культурную компетентность, умение взаимодействовать и выражать себя, забота о себе и управление повседневной жизнью, ИКТ-грамотность, карьерное развитие, предпринимательство, участие в построении успешного будущего.

Китай. В основе китайского фрейма – погруженность в культуру своей страны, ответственное гражданство, инновационное практичное действование, здоровый образ жизни, обучение в течение жизни и забота о себе.

Мы видим, что каждое государство в создании своей идеи национального образование шло своим путем – отсюда невозможность описать все фреймы при помощи одной системы понятий. Остается только догадываться, в какой мере схожи по смыслу «забота о себе» и «воспитание характера», «участие в построении успешного будущего» и «ответственное гражданство».

Проанализировав различные фреймы компетенций передовых стран мира, эксперты пришли к выводу: каждая рамка компетенции создана для решения конкретных задач, которые ставит государство перед национальным образованием. Если поставить перед собой задачу привести все многообразие актуальных компетенций к обобщенной формуле, то мы получим три компетентностных узла:

взаимодействие с другими людьми и освоение социальных ролей;

взаимодействие с самим собой, саморефлексия.

Какая бывает грамотность?

Кажется, видов грамотности существует столько же, сколько прилагательных, которые мы захотим сочетать со словом «грамотность»: финансовая, правовая, экологическая, культурная – и за всеми этими понятиями стоит умение управлять, понимать и быть готовым действовать в той или иной сфере жизни. Грамотность – это не то, чем можно овладеть однажды и на всю жизнь; она нуждается в обновлении, уточнении, адаптации к изменениям, которые происходят в мире.

Наши коллеги-эксперты из НИУ ВШЭ выделяют два ключевых типа грамотности:

1. Грамотность, связанная с использованием инструментов коммуникации, которые опираются на знаковые системы. Это чтение, письмо, умение читать и расшифровывать диаграммы, схемы, работа с данными, а также владение формальными языками программирования – хотя бы на уровне понимания принципа. Часто речь идет о работе в режиме «человек-человек» и «человек-машина».

2. Грамотность, связанная со знаниями и навыками повседневного поведения. Всесторонне грамотный школьник должен знать, что такое кредит, как оплатить штраф, зачем сортировать мусор, как пить таблетки, что есть и чего не пить, чтобы сохранить свое здоровье, и т.д.

Оставайтесь с нами! Зарегистрируйтесь, чтобы узнавать первыми о публикации свежих статей, новостных материалов и об анонсах интересных мероприятий.

Что мешает нам меняться?

Судя по результатам опроса, который был проведен среди российских учителей и родителей экспертами НИУ ВШЭ в феврале 2018 года, изменениям препятствует отсутствие согласия у учителей и родителей относительно основных задач школьного обучения – более того, педагоги не готовы признать за школой некоторые новые функции.

В целом, российские учителя согласны, что школа должна развивать критическое мышление, однако высказывают мнение, что креативность – это не то, что можно воспитать в процессе обучения: либо дано, либо нет, а школа тут бессильна. Правда, и родители высказывают опасения, что в школе уж точно креативности не научиться. Многие учителя видят возможность формирования определенных компетенций только в рамках конкретных предметов: читательская грамотность развивается на уроках литературы, экологическая – на уроках биологии и т.д. А между тем, во всем мире эксперты констатируют, что для успешного решения актуальных задач образования необходимо сквозное проникновение грамотностей в дисциплины.

Читайте также:
Куда можно пожаловаться на начальника

Такие понятия, как «обучение через исследование» и «проектная деятельность», мы склонны интерпретировать искаженно, видя в них больше наукообразия, чем практического значения и самостоятельности учеников.

Самое главное: в педагогическом сообществе укрепилось мнение, что целый ряд задач, которые мир ставит перед школами, должны решать не учителя, а семьи. Родители и педагоги едины во мнении, что школа должна научить ребенка излагать свои мысли, охотно учиться, отличать правду от вымысла, а относительно других актуальных задач единого мнения нет. Например, по мнению педагогов, навыки эффективной коммуникации, кооперации и совместной деятельности дети якобы должны приобретать в семье, а не на уроках. Мало кто из опрошенных учителей признает, что именно школа должна воспитывать в детях ответственность, умение планировать время, давать им необходимые бытовые знания, уважительно относиться к другим людям.

Современный учитель и его цифровые компетенции

Совсем недавно работу в интернете и освоение современных программ каждый учитель осуществлял по мере своих сил и возможностей, но ситуация с коронавирусом показала: цифровые навыки из желательных становятся обязательными и необходимыми. Что такое «цифровая грамотность педагога»? Какие digital-компетенции развивают работники образования в России и других странах? Какие навыки российских учителей окажутся наиболее востребованы в связи с массовой цифровизацией? На прошедшем в августе первом всероссийском онлайн-совещании для педагогов «Августовка Учи.ру. Главное событие перед стартом нового учебного года» специалисты ответили на актуальные вопросы о навыках современного учителя, а также обсудили, что он уже сейчас может делать, чтобы эффективно использовать в работе новые технологии.

Фото сайта pixabay.com

Новая цифровая среда и постоянное взаимодействие

«Очень важно понимать, что цифровые компетенции связаны с тем, что педагог вынужден работать в принципиально новой, цифровой, среде и взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса: непосредственно со школьниками, с другими учителями, с администрацией и с родителями, а также с третьими лицами, которые так или иначе вовлечены в образовательный процесс, — рассказал во время онлайн-совещания Иван Карлов, кандидат технических наук, руководитель Лаборатории цифровой трансформации образования Института образования НИУ ВШЭ. — Все это необходимо делать в цифровой среде. Ее главное отличие от того, что мы привыкли видеть, — абсолютно другие принципы, на которых строится взаимодействие. Мы увидели, что большинство педагогов пыталось просто перенести свои практики в цифровую среду, но в ней абсолютно другие подходы к коммуникации». По его словам, именно поэтому для работы в новой среде необходимы новые компетенции.
Сегодня существуют два формата дистанционного обучения: синхронный и асинхронный. Первый предполагает общение с детьми в режиме реального времени. Это онлайн-уроки, во время которых учитель взаимодействует со всеми учениками сразу. При этом для удаленной командной работы он может использовать онлайн-доски, совместные экраны, мобильные приложения и чаты, чтобы общаться, привлекать учеников к обсуждению, не давать отвлекаться.

Асинхронный формат продолжает взаимодействие педагога с детьми в то время, когда онлайн-уроки заканчиваются. Здесь на помощь также приходят различные цифровые технологии. Это могут быть записанные уроки и лекции, проверочные тесты, онлайн-задания, игры и многое другое. Такой подход делает обучение максимально эффективным, обеспечивает беспрерывную вовлеченность учеников в процесс, а также позволяет постоянно получать от них обратную связь. При этом учащиеся могут выбирать индивидуальный темп, а учитель подключается только по мере необходимости.
Такие форматы дистанционного обучения предполагают наличие определенных ресурсов для школьников. Сегодня это два типа ресурсов. Во-первых, контентные — цифровые версии учебников, записи лекций и уроков. Во-вторых, тренажеры и средства отработки навыков, которые способны дать учениками быструю обратную связь, например, при выполнении домашнего задания указать на ошибки, дать подсказки для поиска правильного решения. В настоящий момент, по данным Ивана Карлова, на российском рынке контентные образовательные ресурсы составляют 76%, а тренажеры — 24%. Фактическая же востребованность цифровых ресурсов в РФ в период пандемии составляла 33% — на контентные ресурсы и 67% — на тренажеры и средства отработки навыков.

Новое поколение детей требует новых компетенций учителей

Чем моложе поколение, тем выше его уровень цифровой грамотности. Дети, рожденные после 2010 года, на «ты» с технологиями, многозадачны и хотят учиться, только если им действительно интересно. Это значит, что современная школа должна создать такие условия для учеников, обучив учителей необходимым компетенциям. К сожалению, весенние события показали, что не все, чему до этого обучались педагоги и что раньше представлялось нужным, пригодилось на практике. Однако именно благодаря этому уже сейчас обнаружились ошибки, недостатки и недоработки. А это значит, что сегодня можно заняться их устранением, совершенствованием системы образования в целом и, конечно, развитием новых необходимых компетенций учителя.

Читайте также:
Карьерный рост психолога – с чего начать

«Инициативная группа цифровых образовательных компаний составила матрицу цифровых компетенций и провела большой опрос среди 30 тыс. учителей. Его цель — понять, какие сегодня есть вопросы и проблемы у педагогов, а также, какие курсы повышения квалификации нужны учителю для качественной работы в онлайне», — рассказала во время «Августовки Учи.ру» Екатерина Латыпова, руководитель бизнес-направления Учи.ру по работе с учителями. По ее словам, в результате опроса определились семь основных цифровых компетенций, которыми должен овладеть каждый современный российский учитель.

1. Поиск и работа с информацией

В настоящее время большинство педагогов уже сформировали навыки поиска и анализа информации в интернете. Однако у некоторых учителей до сих пор остаются проблемы с созданием цифрового контента.

2. Безопасность в интернете

Педагоги в обязательном порядке должны научиться обеспечивать безопасность себе и своей информации в интернете. К сожалению, многие учителя до сих пор не понимают важность кибербезопасности и срочно должны учиться ее основам. Например, по данным Учи.ру, около 2/3 педагогов имеют незащищенные пароли и небезопасно их хранят.

3. Управление информацией и данными

Информацию необходимо безопасно хранить и правильно ей управлять. Как показывают результаты опроса, многие педагоги не умеют пользоваться облачными системами хранения, а также не осознают, когда нарушают законодательство в отношении персональных данных третьих лиц.

4. Организация обучения в цифровой среде

До введения режима самоизоляции и дистанционного обучения более половины учителей в разной степени уже использовали цифровые ресурсы. Тем не менее ситуация показала, что онлайн-образование — это совершенно новый формат работы, которому надо учиться.

5. Кооперация в цифровой среде

Коллективная работа в цифровой среде — один из залогов эффективного обучения. Учителям необходимо осваивать цифровые инструменты совместной работы с учениками, родителями и коллегами.

6. Коммуникация в цифровой среде

Коммуникация не менее важна для обучения в интернете. Екатерина Латыпова отмечает, что сегодня треть педагогов, участвовавших в опросе, не справляется с параллельным использованием нескольких функций внутри одного и того же сервиса коммуникации, также им сложно взаимодействовать одновременно с несколькими сервисами и приложениями.

7. Саморазвитие в условиях неопределенности

Постоянное саморазвитие, обучение, повышение квалификации, освоение новых навыков и компетенций — это актуальные требования к любому современному специалисту.

Европейская модель компетенций учителя

Во время онлайн-совещания Иван Карлов также рассказал о международном опыте, а именно о европейской модели компетенций педагога — Digital Competence of Educators (DIGCOMPEDU). Это принципиально иной подход к построению образовательного процесса и несколько отличающиеся от российских требования к педагогу. Модель, которая используется во многих странах Европы, состоит из трех основных блоков.

Первый — цифровые профессиональные компетенции. Это те навыки, которые должны быть у любого современного специалиста. Сюда относятся такие цифровые аспекты, как организация коммуникации, профессиональное сотрудничество, развитие цифровых навыков и рефлексивные практики. Рефлексивные практики — это способность размышлять, анализировать и извлекать уроки из своих действий. Это непрерывный процесс обучения на собственном профессиональном опыте, что позволяет постоянно развиваться и совершенствоваться.

Второй блок — это цифровые педагогические компетенции. К нему европейские специалисты относят:

  • цифровые ресурсы: их подбор, создание и модификацию, а также управление, защиту и совместное использование;
  • обучение и преподавание: преподавание, наставничество, рефлексивные практики — анализ и обучение на собственном опыте, а также самостоятельное управление обучением;
  • оценивание: стратегии оценивания, анализ доказательств, обратную связь и планирование;
  • расширение возможностей учащихся: доступность и инклюзивность, персонализацию, вовлечение.

В третьем блоке объединены современные цифровые компетенции учителя, которые направлены на формирование цифровых компетенций учащихся. Авторы этой модели утверждают, что одна из важнейших задач педагога — способствовать развитию современных навыков у школьников. Это информационная и медиаграмотность, цифровое общение и сотрудничество, создание цифрового контента, ответственное использование цифровых ресурсов и решение технологических задач.

В заключении необходимо отметить, что сегодня во всем мире огромное внимание педагогического сообщества направлено на срочное формирование новых цифровых компетенций. Опыт последних шести месяцев показал, что в нынешних условиях учителям необходимо максимально быстро учиться, осваивать современные технологии, овладевать новыми инструментами обучения и взаимодействия, а также внедрять в ежедневную работу все эффективные форматы обучения. Непрерывное обучение — вот к чему сегодня пришел весь мир и на чем будет строиться наше будущее. Непрерывное обучение и для учеников, и для учителей — отныне только при таких условиях мы вырастим образованное, эрудированное новое поколение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: