Коллективные переговоры – порядок ведения

Статья 37. Порядок ведения коллективных переговоров

Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.

Две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (далее – единый представительный орган). Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган. Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.

Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.

Первичная профсоюзная организация, единый представительный орган либо иной представитель (представительный орган) работников, наделенные правом выступить с инициативой проведения коллективных переговоров в соответствии с частями второй – четвертой настоящей статьи, обязаны одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале указанных коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа. Если в указанный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа. В случае, когда представителем работников на коллективных переговорах является единый представительный орган, члены указанного органа представляют сторону работников в комиссии по ведению коллективных переговоров.

Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, одного или нескольких субъектов Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

Комментарий к ст. 37 TК РФ

1. Представители сторон самостоятельно, с учетом целей и задач социального партнерства в сфере труда, определяют предмет коллективно-договорного регулирования, порядок проведения коллективных переговоров, дату начала, сроки и место их проведения для заключения единого коллективного договора, соглашения.

2. В основе механизма формирования единого представительного органа работников для ведения коллективных переговоров и заключения коллективных договоров при наличии нескольких первичных профсоюзных организаций либо иных представителей работников – принцип пропорционального представительства в зависимости от численности представляемых членов.

3. На всех иных уровнях системы социального партнерства (РФ, одного или нескольких субъектов РФ, отрасли, территории) в основу механизма формирования единого представительного органа работников для ведения коллективных переговоров и заключения соглашений при наличии нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) также положен принцип пропорционального представительства – в зависимости от численности представляемых членов профсоюзов (объединений профсоюзов).

Читайте также:
Нужна ли голограмма в трудовой книжке, куда клеить

Если стороны не достигли договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

Судебная практика по статье 37 TК РФ

Такие случаи установлены ст. 37 Трудового кодекса РФ, которая предусматривает три случая, когда профсоюзные организации выступают от имени всех работников данного работодателя:
– когда в организации действует первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников (ч. 3);

Между тем этот вывод сделан судом без анализа статей 29, 30, 31, 37 Трудового кодекса РФ в их системной связи, без учета отраслевого уровня Коллективного договора ОАО “РЖД” на 2005 г. и структурной организации этого акционерного общества.
В соответствии со статьями 29, 30, 31 Трудового кодекса РФ первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора с работодателем, с которым у работников заключены трудовые договоры.

Статьей 37 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены три случая, когда профсоюзные организации участвуют в коллективных переговорах от имени всех работников данного работодателя:
– когда в организации действует первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников (ч. 3);

Статьей 37 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены три случая участия профсоюзных организаций в коллективных переговорах от имени всех работников данного работодателя.
Так, согласно части второй указанной нормы две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (далее – единый представительный орган). Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган. Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.

С. обратился в суд с иском к администрации г. Нефтекамска о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, сославшись на следующие обстоятельства. С 10 февраля 1995 г. он работал директором арендного предприятия “Нефтекамскводоканал” по контракту сроком до 1 февраля 2000 г. 16 апреля 1996 г. на конференции коллектива “Нефтекамскводоканал” мэр г. Нефтекамска со ссылкой на ч. 2 ст. 36 и п. 5 ст. 37 Трудового кодекса Республики Башкортостан вручил ему уведомление о нежелании заключить с ним контракт и об увольнении, поскольку изменился собственник предприятия – им стала администрация города в связи с переводом предприятия в статус муниципального. С 19 апреля по 18 мая 1996 г. он находился в больнице на стационарном лечении, а после выхода из больницы узнал, что уволен с работы распоряжением от 17 апреля 1996 г. Его своевременно не ознакомили с распоряжением и не уведомили о необходимости получить трудовую книжку. С объединением “Башводоканал” трудовой контракт расторгнут с 30 мая 1996 г. на основании телеграммы мэра г. Нефтекамска. По мнению истца, увольнение с работы произведено без соблюдения гарантий, предусмотренных для работника действующим законодательством о труде. Его не предупредили за два месяца о предстоящем увольнении, не сообщили в службу занятости об увольнении, не выдали в день увольнения трудовую книжку.

Разрешая спор и отказывая в иске, суд пришел к выводу о том, что между истцом и бывшим главой администрации Белокатайского района Б. было достигнуто соглашение о расторжении трудового договора с последующим переводом на другую работу, которую истец сам найдет. Между ними также было достигнуто и соглашение о дате его расторжения. Согласно же п. 1 ст. 37 Трудового кодекса Республики Башкортостан, соответствующему п. 1 ст. 29 Кодекса законов о труде Российской Федерации, соглашение сторон является основанием для прекращения трудового договора.

В статье 37 Трудового кодекса Российской Федерации, регламентирующей порядок ведения коллективных переговоров при наличии двух и более первичных профсоюзных организаций, установлено, что две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборного органа могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора.

1. 12 ноября 2004 года в Конституционный Суд Российской Федерации поступил запрос группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности частей третьей и шестой статьи 37 Трудового кодекса Российской Федерации.
Число подписавших его депутатов соответствовало предписанию статьи 125 (пункт “а” части 2) Конституции Российской Федерации и статьи 84 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”, согласно которому запрос группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности федерального закона должен быть подписан не менее чем одной пятой его членов, что составляет 90 человек (статья 95, часть 3, Конституции Российской Федерации).

Читайте также:
Должностная инструкция логиста, менеджера по логистике

Правила поведения пользователей на сайте

Правила использования сервисов и информации

пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф»

Правила использования сервисов и информации пользователями (далее – Правила) системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» (далее – Система) относятся ко всем без исключения электронным сервисам Системы, доступ к которым осуществляется через разделы и страницы Интернет-портала http://онлайнинспекция.рф (далее – Портал). Настоящие Правила регулируют поведение всех без исключения зарегистрированных в Системе пользователей и не зарегистрированных посетителей Портала.

1. Термины и понятия, используемые в настоящих Правилах

1.1 В настоящих Правилах используются следующие термины и понятия:

Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.

Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в сети Интернет по адресу: http://онлайнинспекция.рф.

Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.

Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.

Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.

Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящих Правил использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» и Пользовательского соглашения.

2. Общие правила

2.1. Для доступа к публикации сообщений на Портале (обсуждения, комментарии, вопросы и использование любых других способов взаимодействия Пользователя с Системой), каждый Пользователь Портала обязан ознакомиться и согласиться с настоящими Правилами.

2.2. После ознакомления с текстами Правил пользования и Пользовательского соглашения, подтвердив согласие с ними на странице регистрации или отправки сообщения, каждый Пользователь указанными действиями заключает с Администрацией Портала соглашение о регулировании их взаимоотношений.

2.3. Администрация Портала обладает правом осуществлять модерацию через представителей Администрации Портала – модераторов.

2.4. Настоящие Правила могут быть изменены путем внесения изменений соответствующим приказом Федеральной службы по труду и занятости.

3. Регистрация пользователей

3.1. На Портале существует система регистрации пользователей. Только зарегистрированные пользователи имеют возможность интерактивного взаимодействия с сервисами Системы.

3.2. Для регистрации на Портале Пользователь указывает действующий адрес электронной почты – на него будут направляться уведомления о текущем статусе опубликованных сообщений (обращений), выбирает условное имя Пользователя («ник»).

3.3. При регистрации Пользователя Система запрашивает пароль к регистрируемому логину. Этот пароль должен быть известен только Пользователю и не должен сообщаться третьим лицам. Используемый пароль может быть изменён Пользователем в специальном разделе Портала – Профиле Пользователя.

3.4. При регистрации Пользователя Система инициирует процесс авторизации посредством отправки смс-сообщения с кодом активации на телефон Пользователя, указанный при регистрации. Полученный пароль необходимо ввести в специальное поле в открывшемся окне. Только после ввода пароля учётная запись активируется.

3.5. Для пользователей, имеющих учётную запись на Портале государственных услуг (http://www.gosuslugi.ru/), предоставлена возможность авторизации посредством логина и пароля от данной учётной записи. В случае осуществления регистрации данным способом верификация посредством смс-сообщения исключена.

4. Публикация обращений

4.1. Каждый зарегистрированный Пользователь может публиковать обращение.

4.2. Обращения публикуются в соответствии с предложенным классификатором категорий проблем.

4.3. Для создания обращения необходимо заполнить форму обращения. В форме обращения Пользователь должен указать свои настоящие данные.

4.4. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о себе, как о заявителе:

– адрес проживания заявителя;

– фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;

– номер мобильного телефона заявителя (в случае отсутствия мобильного телефона, необходимого при регистрации в Системе, заявитель вправе подать обращение напрямую на адрес электронной почты территориального органа Роструда. Перечень территориальных органов Роструда размещён на едином информационном портале Федеральной службы по труду и занятости в сети «Интернет» (http://rostrud.ru/). В случае если Пользователь не был зарегистрирован ранее на Портале, на данный указанный номер телефона поступит код активации, который необходимо ввести в специальное поле в появившемся окне с целью активации учётной записи Пользователя и его обращения;

– электронный адрес, на который будут поступать уведомления о ходе решения проблемы.

Администрация Портала обеспечивает неразглашение третьим лицам всех введённых в процессе регистрации пользовательских данных, за исключением случаев, оговоренных Пользовательским соглашением.

4.5. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о месте работы:

– регион, город и точный фактический адрес организации, сотрудником которой он является (-лся);

– данные об организации: название, организационно-правовая форма, юридический адрес, данные о руководителе;

Читайте также:
Порядок оформления и заключения коллективного договора с сотрудниками, образец

– сведения о своей должности и периоде работы;

– сведения о третьих лицах, упоминание которых требуется для полного описания проблемы.

4.6. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о своей проблеме:

– пояснения к сложившейся ситуации;

Информация, внесённая в поле «Пояснения к сложившейся ситуации», становится публичной и должна носить общий характер. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если заявитель нарушает данный пункт правил, за публикацию информации несёт ответственность сам Пользователь.

Фотоматериалы являются закрытой информацией по умолчанию и могут быть опубликованы в публичном доступе по решению Пользователя.

4.7. Перед отправкой заявления Пользователь соглашается с настоящими Правилами использования сервисов и информации пользователями Системы и принимает соглашение об обработке персональных данных. В случае несогласия с данными условиями каждый Пользователь вправе отказаться от использования ресурса и воспользоваться другими предложенными на официальных ресурсах ведомства видами связи.

4.8. На Портале применяется пост-модерация сообщений. Сообщения публикуются сразу после размещения пользователями и, если они нарушают настоящие Правила, удаляются, или модератором направляется письмо Пользователю с просьбой устранить нарушение.

4.9. Причины отказа в публикации сообщения или предложения внести коррективы:

– игнорирование правил правописания и ненормативная лексика, сообщение написано не на государственном языке Российской Федерации или содержит большое количество орфографических и синтаксических ошибок, написан заглавными буквами, содержит ненормативную лексику, в том числе в завуалированной форме;

– отсутствие логической связи между предложениями в обращении, которое не позволяет понять общий смысл описываемого случая;

– экстремизм, дискриминация (во всех формах: расовая, этническая, возрастная, половая, религиозная, социальная и т.д.);

– коммерческие цели и реклама – если, по мнению модератора, публикуемые сведения прямо или косвенно нацелены на извлечение прибыли;

– недостаточность описания либо безосновательные обвинения – модератор оставляет за собой право отклонить случай, если сведения, указанные в нём, не позволяют сделать вывод об имеющемся правонарушении;

– не проходят модерацию случаи, в которых нет конкретного указания на проблему, присутствуют вопросы риторического характера;

– не проходят модерацию случаи, которые не соответствуют выбранной Пользователем категории;

– не проходят модерацию сообщения, которые дублируют ранее опубликованные сообщения (текст сообщения полностью повторяет текст предыдущего сообщения, то есть не несёт новой информации).

4.10. Пользователь может ознакомиться с ответом по опубликованному обращению в своем личном кабинете, предварительно пройдя авторизацию на Портале.

Спасибо за внимание и понимание!

Пользовательское соглашение

1. Термины и понятия, используемые в настоящем соглашении

1.1. Основные понятия, используемые в настоящем Пользовательском соглашении, идентичны понятиям, используемым в Федеральном законе от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

1.2. В настоящем Пользовательском соглашении используются следующие термины и понятия:

Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.

Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://онлайнинспекция.рф.

Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.

Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.

Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.

Регистрация – процесс предоставления Пользователем данных для возможности доступа к использованию услуг и сервисов Портала.

Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящего Пользовательского соглашения и Правилам использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Основные инструменты – подготовленные Порталом шаблоны, (содержащие информацию из нормативной базы) для автоматической отправки обращений компетентным адресатам, предоставляемые с условием указания Пользователем всех предлагаемых сведений о его проблеме, регулируемой правовым полем, а также соблюдением пункта 3.5 настоящего соглашения.

Проблема – жизненная ситуация, решение которой возможно в рамках полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

2. Предмет соглашения

2.1. Предметом настоящего соглашения является регулирование отношений между Пользователем и Порталом.

3. Использование сервисов, представленных на Портале

3.1. При регистрации Пользователь даёт своё согласие на соблюдение всех условий и правил Портала, изложенных ниже.

3.2. Портал предоставляет площадку (веб-страницу) для размещения Пользователем информации о проблеме. Для каждой проблемы предоставляется отдельная веб-страница.

3.3. Портал предоставляет Пользователю правовые и медийные инструменты для решения проблем.

3.4. Вся информация, добавленная Пользователем на его площадку (веб-страницу), предоставляемую Порталом, принадлежит Пользователю.

3.5. Использование Портала должно происходить надлежащим образом. Пользователю запрещается вмешиваться в работу Портала, в его техническую и/или программную часть, пользоваться возможностями Портала в обход предложенного интерфейса.

Читайте также:
Командировка за границу – суточные, длительность загранкомандировки

3.6. Пользователю Портала запрещается использовать нецензурные выражения, оскорбления, порочащие и заведомо ложные/недостоверные материалы (касаемо физических и юридических лиц/государственных органов), призывать к насилию, экстремизму, проявлять признаки какой-либо вражды, ненависти, дискриминации, явно или скрыто осуществлять рекламную и любую иную, не относящуюся к работе Портала деятельность.

3.7. Ответственность за проявление вышеуказанного лежит на Пользователе. Он несет ответственность за распространение сведений, указанных в пункте 3.6 в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.8. Администратор и модераторы Портала оставляют за собой право изменять набор имеющихся услуг и сервисов, а также ограничивать доступ к сведениям о проблемах, заявленных Пользователем, содержащих признаки пункта 3.6 настоящего соглашения.

4. Конфиденциальность и защита персональных данных

4.1. Персональные данные, предоставляемые Пользователем Порталу при регистрации, защищаются, используются и обрабатываются в соответствии с Федеральном законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

4.2. Для эффективного использования услуг и сервисов Пользователю необходимо корректно представлять все запрашиваемые персональные данные.

4.3. Администратор и модераторы Портала оставляют за собой право передачи персональных данных Пользователя в компетентные органы, если такая передача способствует разрешению проблемы. Пользователь дает согласие на передачу собственных персональных данных третьим лицам в целях проведения социологических опросов и иных исследований, направленных на повышение качества сервисов, доступ к которым осуществляется через Портал.

4.4. Пользователь ознакомлен с тем, что его фамилия, имя, отчество (при наличии), заявленные при регистрации, будут отображаться на веб-странице с описанием его проблемы, а поэтому будут общедоступны.

4.5. Пользователю следует иметь в виду, что сведения, заявленные в графе «Описание ситуации», являются общедоступными и отображаются на веб-странице с описанием проблемы Пользователя. В случае нежелания распространения персональных данных администрация Портала рекомендует избирательно подходить к их размещению в открытом доступе.

4.6. В случае если Пользователь не может самостоятельно удалить/отредактировать информацию, содержащую персональные данные, распространение которых нежелательно, он может обратиться в службу поддержки по адресу электронной почты администрации Портала – info@onlineinspector.ru.

5. Порядок работы Портала

5.1. После добавления проблемы Пользователем, она попадает на стадию модерации.

5.2. При наличии условий, указанных в пункте 3.6 настоящего соглашения, а также нарушении правил модерации, модератор оставляет за собой право отказать в опубликовании проблемы и/или отказать в отправке сообщения о проблеме в компетентный орган.

5.3. В случае одобрения опубликования проблемы (при отсутствующем шаблоне автоматической отправки) Пользователю предлагается самостоятельно отправить обращение в компетентный орган, информация о котором представлена на Портале. В случае одобрения сообщения о проблеме модератором (при наличии шаблона автоматической отправки), сообщение о проблеме отправляется в компетентный государственный орган без участия Пользователя.

5.4. В случае самостоятельной отправки обращения Пользователю предлагается разместить ответ компетентного органа на Портале. В случае автоматической отправки сообщения о проблеме в компетентный орган, ответ на Портале будет размещён автоматически.

5.5. В случае если проблема Пользователя решена, ему предлагается отметить проблему как решённую (самостоятельно или обратившись по адресу электронной почты администрации Портала info@onlineinspector.ru).

6. Стоимость услуг

6.1. Регистрация и использование сервисов и услуг Портала являются безвозмездными.

7. Заключительные положения

7.1. Настоящее соглашение вступает в силу с момента регистрации Пользователя на Портале и действует вплоть до удаления учётной записи Пользователя.

7.2. Настоящее Соглашение составлено в соответствии с законодательством Российской Федерации и призывает Пользователя использовать сервисы, доступ к которым предоставлен на Портале, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ТК РФ Статья 37. Порядок ведения коллективных переговоров

Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.

Две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (далее – единый представительный орган). Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган. Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.

Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.

Читайте также:
Комната приёма пищи на предприятии: нормы

Первичная профсоюзная организация, единый представительный орган либо иной представитель (представительный орган) работников, наделенные правом выступить с инициативой проведения коллективных переговоров в соответствии с частями второй – четвертой настоящей статьи, обязаны одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале указанных коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа. Если в указанный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа. В случае, когда представителем работников на коллективных переговорах является единый представительный орган, члены указанного органа представляют сторону работников в комиссии по ведению коллективных переговоров.

Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, одного или нескольких субъектов Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

Статья 37. Порядок ведения коллективных переговоров

Ст. 37 ТК РФ в последней действующей редакции от 6 октября 2006 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 37. Порядок ведения коллективных переговоров

Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.

Две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (далее – единый представительный орган). Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган. Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.

Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии её выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.

Первичная профсоюзная организация, единый представительный орган либо иной представитель (представительный орган) работников, наделенные правом выступить с инициативой проведения коллективных переговоров в соответствии с частями второй – четвертой настоящей статьи, обязаны одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале указанных коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа. Если в указанный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа. В случае, когда представителем работников на коллективных переговорах является единый представительный орган, члены указанного органа представляют сторону работников в комиссии по ведению коллективных переговоров.

Читайте также:
Корреспондентский счёт - что это такое

Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, одного или нескольких субъектов Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учётом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

Коллективные переговоры в социально-трудовой сфере

Коллективные переговоры – это регламентированный законом период коллективно-договорного процесса взаимоотношений между работниками (представителями работников) и работодателями (представителями работодателей), обеспечивающий им возможность свободно участвовать в выборе круга вопросов регулирования социально-трудовых отношений, обстоятельном их обсуждении, а также в подготовке и согласовании проектов коллективных договоров и соглашений для их подписания.

Права и обязанности сторон вступать в коллективные переговоры относятся к числу основных трудовых прав работников и работодателей, закрепленных в статьях 2, 21 и 22 Трудового кодекса РФ.

Применительно к работнику в ст. 21 ТК РФ указывается, что работник имеет право на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей. Гарантии этого права включают также право работника на объединение, в частности их право на создание профессиональных союзов и вступления в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов.

Применительно к работодателям в ст. 22 ТК РФ их право вести коллективные переговоры непосредственно увязано с их обязанностью заключать коллективные договоры в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ. Эта обязанность также неразрывно увязана в ст. 22 ТК РФ с их обязанностью предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением.

Порядок проведения коллективных переговоров

Инициаторами проведения переговоров могут быть представители любой стороны. Получив уведомление одной стороны в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров, другая сторона обязана вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения уведомления. Неисполнение обязанностей по вступлению в коллективные переговоры влечет наложение административного штрафа (ст. 5.28 КоАП).

Чтобы не допускать ослабления позиции заинтересованных организаций работников в процессе ведения коллективных переговоров и заключения соответствующих договоров и соглашений, запрещается их ведение и заключение от имени работников лицами, представляющими работодателя (ч. 3 ст. 36 ТК, ч. 4 п. 1 ст. 13 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).

В соответствии с ч. 2 ст. 36 ТК представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения. Сторона, получившая такое предложение, должна отправить ответ инициатору предложения с указанием представителей от своей стороны и их полномочий для участия в работе комиссий по проведению коллективных переговоров.

В содержании этих норм, включенных в действующее трудовое законодательство РФ, отражены основополагающие положения ряда Международных конвенций и рекомендаций по рассматриваемым вопросам. В их числе имеются в виду Конвенция Международной организации труда (МОТ) N 98 «О применении принципов права на организацию и ведение коллективных переговоров» (1949), Конвенцию N 154 «О содействии коллективным переговорам» (1981) и Рекомендацию N 163 «О содействии коллективным переговорам (1981). В них обращается внимание на понятие коллективных переговоров и меры, содействующие им. Под «коллективными переговорами» понимаются все переговоры, которые проводятся между работодателем, группой работодателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями работников – с другой, в целях:

  • определения условий труда и занятости;
  • и/или регулирования отношений между работодателями и работниками;
  • и/или регулирования отношений между работодателями или их организациями и организацией или организациями работников.
Читайте также:
Как забрать заявление об увольнении по собственному желанию обратно

Конвенция N 154 имеет широкую сферу действия, ибо она распространяется на все отрасли экономической деятельности. В ней указывается также, что национальным законодательством могут устанавливаться гарантии и особые способы ее применения в отношении вооруженных сил, полиции и государственной службы.

Меры содействия коллективным переговорам определяются соответствующими национальными условиями. Так, в Конвенции N 154 указывается, что эти меры должны быть направлены, в частности, на то, чтобы:

  • коллективные переговоры были возможны для всех работодателей и всех категорий работников в отраслях деятельности, указанных в Конвенции;
  • чтобы они распространялись на все вопросы, которые составляют цель коллективных переговоров.

Принципиально важным для обеспечения реальной защиты интересов работников в процессе ведения коллективных переговоров является закрепленное в ч. 3 ст. 36 ТК РФ требование соответствующих международно-правовых норм о недопущении к ведению коллективных переговоров и заключению коллективных договоров и соглашений от имени работников лиц, представляющих интересы работодателей, а также организаций или органов, созданных либо финансируемых работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.

Многие важные вопросы, в частности, и процедурные, связанные с обеспечением законности в процессе коллективных переговоров, отражены в ст. 37 ТК РФ, определяющей порядок ведения коллективных переговоров, направленный на реализацию демократических принципов взаимоотношений сторон, коллективных переговоров и прежде всего принципов свободы и равноправия сторон, участвующих в коллективных переговорах. В ней подчеркивается, что представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений. В ней также отражена приоритетная роль профсоюзов в реализации их права представлять и защищать права и интересы работников на всех уровнях ведения коллективных переговоров.

Срок, место и порядок ведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, выступающими в качестве их участников. Они свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений, составляющих предмет их переговоров.

Стороны и участники коллективных переговоров наделены взаимными правами и обязанностями, строгое соблюдение которых обеспечивает успешное их проведение и достижение соответствующих практических результатов (ч. 6 и 7 ст. 37 ТК РФ). Так, стороны взаимно обязаны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Коллективные переговоры могут быть организованы либо непосредственно между их сторонами, либо при участии единого представительного органа. Возможность непосредственного ведения переговоров предусмотрена в ч. 3 ст. 37 ТК РФ, согласно которой первичная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа. Кроме того, коллективные переговоры возможны непосредственно между работодателем и первичной профсоюзной организацией или иным представителем (представительным органом), выступающим от имени всех работников в случаях, предусмотренных ч. 7 ст. 37 ТК РФ, при обязательном соблюдении установленных в ней правил.

Переговоры непосредственно между сторонами могут вестись и тогда, когда ни одна из первичных организаций или все вместе имеющиеся профсоюзные организации, желающие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя. В таких случаях общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную организацию, которой, при согласии ее выборного органа, поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров и вступить в них.

По существу аналогичный порядок ведения коллективных переговоров имеет место и в случаях, когда в установленном порядке не удалось определить такую организацию, а также если работники данного работодателя вообще не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации. В этих случаях общее собрание (конференция) может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями по ведению коллективных переговоров.

В случаях, когда в организации работодателя существуют две и более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, то нередко возникает необходимость в создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и для его заключения.

В основе формирования единого представительного органа лежит принцип пропорционального его представительства в зависимости от численности представляемых ими членов профсоюзов. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган, который имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.

Читайте также:
Компенсация за неиспользованный отпуск — код дохода в справке 2-НДФЛ

Право на ведение коллективных переговоров и подписание соглашений от имени работников на предусмотренных в ст. 26 ТК РФ уровнях социального партнерства предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов).

В интересах дальнейшего развития принципов демократического подхода к участию профсоюзов в защите трудовых прав и интересов работников в ч. 5 статьи 37 ТК РФ предусмотрено, что при наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, который формируется с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов.

При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров такое право предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

В ходе коллективных переговоров естественно и нередко возникают разногласия. Поэтому важное практическое значение имеет статья 38 ТК РФ, определяющая правовой порядок их урегулирования. Он включает, прежде всего, обязательность составления протокола разногласий по всем или отдельным вопросам, по которым не принято согласованное решение.

Согласно ч. 2 ст. 40 ТК РФ при недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одноименным составлением протокола разногласий.

Неурегулированные разногласия в соответствии со ст. 40 ТК РФ могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в порядке, установленном ТК, иными федеральными законами.

Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах

К лицам, участвующими в коллективных переговорах, предусмотренных в ст. 39 ТК РФ, относятся, прежде всего, представители сторон коллективных переговоров, направленные в установленном порядке в соответствующую комиссию по ведению коллективных переговоров, по подготовке проекта коллективного договора, соглашения на любом уровне, а также их разработки и заключения. Кроме того, в указанной работе могут участвовать эксперты, специалисты, посредники. Все они имеют право на гарантии и компенсации на условиях, установленных в указанной статье.

Для успешного проведения довольно объемной и сложной работы, связанной с коллективными переговорами, предусмотрены следующие гарантии:

  • Освобождение от основной работы на время переговоров, но на срок не более 3 месяцев.
  • Сохранение на соответствующий период заработной платы.

Кроме того, указанным лицам компенсируются все затраты, связанные с участием в коллективных переговорах. Размеры и источники этих компенсаций определяются законодательством, коллективным договором, соглашением. Что касается компенсационной оплаты за услуги экспертов, специалистов и посредников, то она производится приглашающей стороной, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.

В отношении представителей работников в ч. 3 статьи 39 ТК РФ предусмотрены также еще дополнительные гарантии в сфере труда. Так, представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя, например, по сокращению численности или штата работников, без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство. Однако эта гарантия не действует в случаях расторжения трудового договора по инициативе работодателя, если оно производится за совершение представителем работников проступка, за который в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами такое увольнение невозможно.

Ответственность сторон коллективных переговоров за уклонение от участия в них

Указанная ответственность сторон коллективных переговоров предусмотрена в статье 54 ТК РФ. В ней перечислены виды возможных правонарушений в период ведения коллективных переговоров. К ним относятся уклонение от участия в коллективных переговорах а) по заключению, изменению коллективного договора, соглашения б) неправомерный отказ от подписания согласованного коллективного договора. За перечисленные правонарушения виновные представители сторон подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.

Так за уклонение от участия в коллективных переговорах работодатели, а также их представители (если они состоят с этими работодателями в трудовых отношениях) привлекаются к административной, дисциплинарной и материальной ответственности, а работники и их представители, работающие у этого работодателя, – только к дисциплинарной и материальной ответственности. В отдельных случаях возможно сочетание различных видов юридической ответственности при применении санкций к виновному лицу (ст.ст. 5.28, 5.29 КоАП РФ)

Коллективная жалоба в трудовую инспекцию на работодателя

Многие работники сталкиваются с ситуациями, когда работодатель допускает нарушение трудового законодательства при массовом сокращении штата, выплате заработной платы трудовому коллективу, несоблюдении правил безопасности и охраны труда. В таком случае эффективным способом защиты своих интересов будет коллективная жалоба, составленная от имени пострадавших сотрудников. В статье рассмотрим, когда можно подать жалобу на работодателя в трудовую инспекцию, как правильно ее составить и какие сложности могут возникнуть при подаче обращения.

  1. В каких случаях можно подать коллективную жалобу в трудовую инспекцию?
  2. Как правильно составляется коллективная жалоба?
  3. Образец коллективной жалобы в инспекцию по труду
  4. Какие сложности могут возникнуть?
Читайте также:
Карьерный рост юриста - с чего необходимо начать

В каких случаях можно подать коллективную жалобу в трудовую инспекцию?

Часто сотрудники не знают, по каким вопросам можно обращаться в государственную инспекцию по труду.

Разберем спорные ситуации, которые рассматриваются контролирующим органом:

Примеры нарушений интересов трудового коллектива Статьи ТК РФ
Задержка выплаты заработной платы (Например, работники не получают зарплату длительное время) Статья 136 ТК РФ
Неправильный расчет заработной платы (Например, сотрудникам недоплачивают стимулирующие или компенсационные выплаты) Статья 135 ТК РФ
Работодатель не доплачивает сотрудникам, работающим в ночную смену (Например, работодатель экстренно вызвал работников ночь, однако, не оплатил отработанное время в повышенном размере) Статья 154 ТК РФ
Невыплата выходного пособия (Например, при массовом увольнении работодатель не выплатил выходное пособие) Статья 178 ТК РФ
Работодатель не обеспечил безопасность труда (Например, по условиям специальной оценки условий труда выявлены вредные факторы. Однако, работодатель не обеспечил работниками средствами индивидуальной защиты) Статья 212 ТК РФ
Наниматель игнорирует коллективные переговоры (Например, отказывает принимать участие в обсуждении условий коллективного договора) Статья 36 ТК РФ
С работниками не оформлен трудовой договор (Например, сотрудники принимаются на работу без официального оформления) Статья 67 ТК РФ

Следует знать! Трудовой коллектив вправе обратиться в государственную инспекцию по труду как по одному основанию (например, неуведомление о предстоящем сокращении штата), так и по нескольким (например, задержка выплаты заработной платы, неправильный расчет оплаты труда). По результатам рассмотрения жалобы организация может быть привлечена к ответственности по двум-трем составам административного правонарушения.

Как правильно составляется коллективная жалоба?

Коллективная жалоба составляется по тем же правилам, что и индивидуальная. При этом заявителями являются сразу несколько человек, которые подписывают общий документ.

Рекомендуется заполнить в жалобе следующие сведения:

  • Официальное наименование трудовой инспекции, курирующей конкретный населенный пункт;
  • Перечень всех заявителей с указанием адреса проживания;
  • Информацию об организации, допустившей нарушение трудового законодательства;
  • Данные о трудовых договорах по каждому работнику;
  • Описание фактов, подтверждающих нарушение нанимателем норм ТК РФ;
  • Ссылки на статьи нормативных актов;
  • Список документов, подтверждающих изложенные факты;
  • Просьбу о проведении проверки и понуждении работодателя устранить нарушение (например, выплатить заработную плату, обеспечить сотрудников средствами индивидуальной защиты и другие).

В конце документа ставится дата его составления и подписи всех заявителей. К жалобе могут быть приобщены копии трудовых книжек и трудовых договоров, расчетные листки, локальные акты организации, прочие документы, подтверждающие виновные действия работодателя.

Образец коллективной жалобы в инспекцию по труду

Если у работников возникли трудности с составлением коллективной жалобы, рекомендуем воспользоваться образцом, подготовленным опытными юристами по трудовому праву.

Жалоба подается лично одним из работником или представителем всей группы заявителей. В течение 30 дней трудовая инспекция проводит проверку и привлекает работодателя к ответственности. Ответ о принятых мерах направляется каждому заявителю индивидуально.

Какие сложности могут возникнуть?

Бывает, что коллективную жалобу составляют сразу большое количество сотрудников. Не у всех имеется время на посещение трудовой инспекции и дальнейшего разрешения спора. В связи с этим желательно доверить этот вопрос опытному юристу, который подготовит документы от имени всего трудового коллектива. Если вам требуется бесплатная консультация по вашей ситуации, рекомендуем обратиться к юристам на нашем сайте. Они свяжутся с вами и ответят на все вопросы.

Жалоба в трудовую инспекцию

Случаи, когда работники обращаются с жалобами в трудовую инспекцию по тем или иным проблемам, связанным с работой, встречаются не так уж и редко. Закон практически всегда на стороне сотрудников, чьи права были ущемлены работодателем.

В каких случаях нужно писать жалобу

Причин для написания заявлений в трудовую инспекцию множество.

  1. Часто встречаются случаи нарушений, связанных с различного рода выплатами: заработной платы, отпускных, больничных, расчетных и т.д.
  2. Бывает, что работодатели лишают работника отпуска или же заставляют выходить на работу в выходные и праздничные дни, не предоставляя взамен никакой компенсации, не говоря уж об оплате сверхурочных.
  3. Порой работодатели нарушают режим труда и отдыха, правила безопасности на производстве, превышают установленную длительность рабочих смен и пр.– все это также становится поводом для жалобы в трудовую инспекцию.
  4. Обращаются в инспекцию и несправедливо уволенные сотрудники с требованиями восстановить их в должности.

Куда и когда подавать жалобу

Документ пишется на адрес местной территориальной трудовой инспекции (ее отделения действуют во всех крупных городах и населенных пунктах).

Срок для подачи жалобы составляет три месяца со дня наступления трудового спора.

Читайте также:
Должностная инструкция логиста, менеджера по логистике

После этого, жалоба к рассмотрению принята не будет и у работника останется один путь – для восстановления справедливости подать на компанию в суд.

Следует отметить, что жалобу можно подавать как в период работы на предприятии, так и после увольнения.

Сколько времени отводится для рассмотрения жалобы

Законодатель четко регулирует период рассмотрения таких заявлений. В большинстве случае он не превышает тридцати дней, но иногда по каким-либо причинам (обоснованным) может быть продлен, но также на срок не более одного месяца.

Можно ли писать жалобу в инспекцию анонимно

Трудовая инспекция – государственный орган, который призван разбирать сложные ситуации, сложившиеся в отношениях между работником и работодателем, поэтому как любая другая госструктура она не принимает анонимные жалобы.

Для сохранения конфиденциальности, в жалобу можно прямо внести пункт с просьбой о том, чтобы информация о жалобщике не дошла до работодателя.

Кроме того, в нем нужно указать контактные данные заявителя, его адрес и телефон для обратной связи.

По закону, специалисты трудовой инспекции должны принять необходимые меря для урегулирования конфликта и по результатам разбирательства направить ответ составителю жалобы.

Каких результатов ждать

Написание жалобы не гарантирует того что она будет удовлетворена в полном объеме, возможно частичное удовлетворение, или вовсе отказ, но в любом случае решение должно быть вынесено строго в соответствии с действующим законодательством РФ. В процессе рассмотрения жалобы юристы трудовой инспекции (а именно эти специалисты принимают прямое участие в расследовании трудовых споров) обратятся к работодателю с требованием предоставить им всю необходимую информацию для разбирательства. Затем, при выявлении нарушений в какой-либо части, работодателю будет выдано требование об их устранении, а также наложены штрафные санкции.

Если заявитель не будет согласен с решением территориальной трудовой инспекции, он имеет право обжаловать его в вышестоящем органе (например, написав заявление главному инспектору по труду РФ) или же в судебном порядке.

Правила составления документа

Законодательно установленного унифицированного образца жалобы нет, так что работник может писать ее в произвольной форме. Однако при этом необходимо придерживаться некоторых стандартов написания подобного рода документов, а именно:

  • указать адресата, т.е. наименование и номер трудовой инспекции,
  • собственные персональные данные (должность, фамилию, имя, отчество),
  • максимально подробно суть проблемы.

Если с составлением жалобы возникают проблемы, можно обратиться за помощью к независимому юристу (но это услуга платная), или же воспользоваться консультацией сотрудника трудовой инспекции.

При составлении заявления нужно ссылаться на нарушенные нормы закона (желательно указывать конкретные статьи), а также внести к него список прилагаемых документов.

К написанию жалобы следует относиться крайне внимательно, поскольку она имеет статус юридически значимого документа и в дальнейшем может послужить при обращении в судебную инстанцию.

Все сведения изложенные в ней должны быть достоверными, допускать ошибки, а уж тем более включать в документ заведомо ложные сведения нельзя. В противном случае при выявлении таких фактов работник может понести заслуженное наказание (к примеру, за клевету).

Как оформлять жалобу

  • писать от руки (непосредственно в трудовой инспекции),
  • напечатать на компьютере (дома, заранее).

Вне зависимости от того, какой вариант будет выбран, нужно

  • собственноручно подписать его
  • и проставить дату написания (она должна соответствовать непосредственно дню обращения).

Составлять жалобу лучше в двух экземплярах, оба нужно визировать у принимающего специалиста, а затем один передавать в инспекцию, а второй оставлять себе.

Образец жалобы в трудовую инспекцию

  1. В начале, справа или слева (не играет роли) пишется название и номер трудовой инспекции, в которую обращается заявитель, здесь же указываются компания, на которую он работает и его должность, фамилия, имя, отчество (полностью).
  2. Далее идет собственно текст жалобы. Тут нужно опять же указать работодателя, номер и дату заключенного трудового договора, руководителя фирмы.
  3. Потом подробнейшим образом расписывается суть претензии, после чего следует вписать в жалобу просьбу разобраться в конфликте и принять меры к восстановлению ущемленных прав. Не следует забывать внести пункт о сохранении конфиденциальности.
  4. В завершение нужно зафиксировать список прилагаемых документов, а также поставить подпись и дату составления жалобы.

Как отправить жалобу

Документ можно передать лично из рук в руки специалисту трудовой инспекции, а можно переправить через Почту России. В этом случае жалобу нужно отправлять заказным письмом с уведомлением о вручении, правда, не надо забывать о том, что данный способ довольно затратный по времени. На сегодняшний день получил распространение и третий путь: направление жалобы через электронные средства связи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: