Комиссия по охране труда в организации: сколько человек, состав

Положение о комиссии по охране труда – образец за 2021 год

  • Для чего создается комиссия по охране труда в организации
  • Каким должен быть состав комиссии по охране труда
  • Какой НПА регулирует принятие положения о комитете по охране труда
  • Положение о комиссии по охране труда: структура документа
  • Раздел 1: общие положения
  • Раздел 2: задачи комиссии
  • Раздел 3: функции комиссии
  • Раздел 4: права комиссии
  • Итоги

Для чего создается комиссия по охране труда в организации

Создание комиссии по охране труда — процедура, которая регламентируется ст. 218 ТК РФ. Данная комиссия может формироваться в добровольном порядке по инициативе работодателя, сотрудников либо профсоюза.

Соответствующая внутрикорпоративная структура призвана координировать совместные действия фирмы-работодателя и сотрудников, направленные на обеспечение требований законодательства в сфере охраны труда, а также на профилактику травматизма на производстве и профзаболеваний.

Кроме того, комиссия осуществляет проверку тех условий, в которых работают сотрудники, а также информирует их об итогах этих проверок. Еще одна задача комитета (комиссии) по охране труда — сбор предложений по включению тех или иных норм в коллективный договор.

Какие обязанности по охране труда есть у работодателя, описано в путеводителе по кадрам «КонсультантПлюс». Вы сможете ознакомиться с алгоритмом действий работодателя, если оформите пробный бесплатный доступ к К+.

Каким должен быть состав комиссии по охране труда

В состав комиссии должны входить:

  • представители фирмы-работодателя;
  • представители профсоюза или иной структуры, защищающей интересы работников.

При этом каждая из сторон, делегирующих своих представителей в комиссию, имеет по одному голосу.

Какой НПА регулирует принятие положения о комитете по охране труда

Деятельность комиссии по охране труда должна осуществляться в соответствии с отдельным положением, которое, согласно п. 2 приложения к приказу Минтруда РФ от 24.06.2014 № 412н, принимается на основе типового положения, утвержденного этим приказом.

Рассмотрим, как Минтруд РФ предписывает составлять такое положение.

Положение о комиссии по охране труда: структура документа

Если следовать структуре типового положения, утвержденного приказом № 412н, то внутрикорпоративный документ, регламентирующий работу комиссии по охране труда, должен быть представлен следующими элементами:

  • раздел, устанавливающий общие положения документа;
  • раздел о задачах комиссии;
  • раздел о функциях комиссии;
  • раздел о правах комиссии.

Рассмотрим, какие формулировки могут присутствовать в указанных разделах.

Раздел 1: общие положения

В данный раздел положения о комиссии по охране труда включаются формулировки, отражающие:

  • что положение, утвержденное руководством компании-работодателя, регламентирует задачи, функции, а также права комиссии по охране труда;
  • что созданный работодателем комитет является элементом системы управления охраной труда на предприятии, а также одной из внутрикорпоративных форм участия сотрудников в обеспечении работы данной системы;
  • что созданный работодателем комитет призван функционировать на базе принципов социального партнерства;
  • что комиссия взаимодействует со структурами региональной власти по вопросам охраны труда, государственными надзорными органами, а также с компетентными структурами профсоюзов;
  • что комиссия в своей работе руководствуется положениями НПА федерального и регионального уровней, отраслевыми и иными соглашениями, локальными нормативными источниками, коллективным договором.
  • что комиссия формируется по инициативе фирмы-работодателя, сотрудников либо профсоюза, а ее состав представлен сотрудниками фирмы и профсоюза на паритетной основе;
  • каким образом определяется численность комиссии, а также как в ее состав назначаются представители работодателя, сотрудников или профсоюза;
  • порядок избрания председателя комиссии, его заместителя, секретаря комиссии;
  • что комиссия осуществляет деятельность согласно установленному регламенту, а также плану, которые утверждаются председателем;
  • что члены комиссии обязаны проходить необходимое обучение по безопасности труда, финансируемое работодателем;
  • порядок отчетности комиссии перед профсоюзом либо иной компетентной организацией о проделанной работе;
  • порядок смены представителей профсоюза и работодателя в составе комиссии.

Раздел 2: задачи комиссии

Основные задачи комиссии по охране труда, которые необходимо отразить в положении:

  • разработка сценариев совместных действий фирмы-работодателя, профсоюза и прочих компетентных структур, которые направлены на обеспечение требований, установленных в законах по охране труда, профилактику травматизма на производстве и профзаболеваний;
  • осуществление проверок рабочих мест в фирме, подготовка аналитических отчетов по итогам соответствующих мероприятий, направление работодателю предложений по оптимизации условий труда;
  • взаимодействие со службой охраны труда, учрежденной фирмой, в вопросах информирования сотрудников об условиях и безопасности труда, рисках для здоровья, о гарантированных законом компенсациях за работу во вредных и опасных условиях, о пользовании инструментами индивидуальной защиты.

Раздел 3: функции комиссии

Минтруд предписывает определять для комиссии по охране труда такие функции, как:

  • изучение предложений работодателя, сотрудников или профсоюза по формированию рекомендаций относительно улучшения условий работы на предприятии;
  • помощь компании-работодателю в организации обучения безопасности труда, в проведении инструктажей;
  • участие в проверках условий работы сотрудников, выработка рекомендаций по их улучшению;
  • предоставление сотрудникам информации о мероприятиях, направленных на улучшение условий работы, профилактику травматизма на производстве, профзаболеваний;
  • предоставление сотрудникам информации об итогах спецоценки условий труда;
  • предоставление сотрудникам информации о нормативах снабжения обезвреживающими веществами, спецодеждой, обувью, средствами защиты, а также о пользовании ими;
  • помощь службе безопасности труда в проведении медосмотров при приеме сотрудников на работу;
  • помощь в бесплатной выдаче сотрудникам молока и иных продуктов питания, положенных при работе во вредных условиях;
  • помощь службе безопасности труда в рассмотрении аспектов финансирования деятельности в области охраны труда, осуществлении социального страхования сотрудников, реализации контроля над расходованием корпоративных средств, затрачиваемых на профилактику травматизма на производстве и профзаболеваний;
  • помощь службе безопасности труда в совершенствовании инфраструктуры производства, в обновлении оборудования на производственных линиях в целях повышения безопасности условий труда, а также сокращения рабочих позиций с вредными условиями труда;
  • формирование и направление фирме-работодателю предложений, касающихся улучшения алгоритмов проведения работ по охране труда и защите здоровья сотрудников, создания механизмов поощрения сотрудников, выполняющих требования по безопасности труда;
  • формирование и направление работодателю, профсоюзу либо иному компетентному органу предложений относительно составления проектов локальных источников норм в области охраны труда.
Читайте также:
Кому положена прибавка к пенсии

Раздел 4: права комиссии

Во внутрикорпоративном положении о комиссии по охране труда Минтруд предписывает фиксировать также ее права, представленные в следующем перечне:

  • право на получение информации от службы безопасности труда об условиях на рабочих местах, профилактике травматизма на производстве и профзаболеваний, присутствии опасных и вредных факторов и мерах реагирования на них;
  • право на заседаниях комиссии знакомиться с информацией от представителей фирмы по вопросам охраны труда;
  • право на заседаниях комиссии знакомиться с информацией о допущенных сотрудниками нарушениях норм охраны труда, а также выносить предложения о реагировании на них;
  • право на участие в формировании коллективного соглашения по безопасности труда;
  • право на представление работодателю предложений о поощрении работников за содействие улучшению условий труда;
  • право на оказание содействия в решении трудовых споров в тех сферах, что регулируются законодательством о безопасности труда.

Итоги

Учреждение комиссии по охране труда осуществляется по инициативе работодателя, сотрудников или профсоюза. Деятельность данной комиссии должна регламентироваться специальным положением, составляемым по форме, утвержденной Минтрудом РФ.

Ознакомиться со спецификой прочих задач в области охраны труда вы можете в статьях:

Как создать службу охраны труда в организации

Это наш первый Гайд. В наших Гайдах есть пошаговые инструкции, образцы документов, ссылки на нормативные документы и позиции судов. Обновляются они сразу же, как только что-то меняется в законодательстве. Сегодня Гайд #1 – Создание службы охраны труда. Подробнее о том, что это такое и зачем, можно прочитать здесь.

Чтобы обеспечить соблюдение требований охраны труда, а также контроль за их выполнением, работодатель обязан создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда, который должен иметь соответствующую подготовку или опыт работы в данной области (ст. 217 ТК РФ).

Под производственной деятельностью, согласно ч. 9 ст. 209 ТК РФ, понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, которые включают в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

В то же время Минтруд России в письме от 10.06.2016 № 15-2/ООГ-2136 говорит, что деятельность по сути всех работодателей является производственной – она осуществляется в разнообразных формах, в разных отраслях экономики физическими и юридическими лицами. Это деятельность по производству не только материальных благ, но и нематериальных, включая оказание различных услуг во всех сферах, поэтому действие норм ст. 217 ТК РФ в полной мере распространяется на организации, осуществляющие различные виды деятельности, поименованные в ОКВЭД 2.

Но штатную должность специалиста по охране труда законодательство требует в организациях, численность сотрудников которой превышает 50 человек. Если численность работников не превышает 50 человек, работодатель должен принять решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

Если служба охраны труда или штатный специалист отсутствуют, то их функции осуществляет:

  • работодатель – индивидуальный предприниматель (лично);
  • руководитель организации или другой уполномоченный работодателем работник;
  • оказывающие услуги в области охраны труда организация или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору (эти организации подлежат обязательной аккредитации. Реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, опубликован на сайте Минтруда России).

Перечисленные выше способы доступны только работодателям с числом сотрудников до 50 человек (включительно). Работодатели, численность работников которых превышает 50 человек, обязаны возлагать функции по организации работы по охране труда на созданные ими службы охраны труда или на штатных специалистов по охране труда и не вправе привлекать для этих целей стороннюю организацию. Об этом говорит и Минтруд России в своих письмах от 28.09.2017 № 15-2/ООГ-2693 и от 11.11.2016 № 15-2/В-3673.

Основным документом, определяющим порядок создания службы охраны труда в организации, являются Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденные Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14 (далее – Рекомендации). Но Минтруд России в письме от 29.12.2016 № 15-2/ООГ-4698 пояснил: данный документ не является нормативным правовым актом, так как не зарегистрирован Минюстом России и носит рекомендательный характер.

Читайте также:
Как встать на биржу труда после увольнение и получать пособие по безработице

Вместе с теми, именно на этот документ можно опираться при создании и работе службы по охране труда. Дополнительно можно руководствоваться Межотраслевыми нормативами численности работников службы охраны труда в организациях, утв. постановлением Минтруда от 22.01.2001 № 10 (далее – Межотраслевые нормативы), которые содержат указания для определения и обоснования необходимой численности работников службы ОТ, установления должностных обязанностей, распределения работы между работниками и т.д.

Согласно п. п. 1, 3 Рекомендаций служба охраны труда создается руководителем как самостоятельное структурное подразделение организации. Оно состоит из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы.

Структуру службы охраны труда и ее численность определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов. Например, п. 3.1.1. Межотраслевых нормативов говорит о том, что функции службы охраны труда выполняют:

  • отдельные специалисты по охране труда – в организациях со среднесписочной численностью работников до 700 человек (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах);
  • бюро охраны труда со штатом три-пять единиц (включая начальника);
  • или отдел при штате от шести единиц – в организациях с численностью более 700 человек.

Образец приказа о создании службы охраны труда Скачать приказ о создании службы охраны труда в формате word

Требования к должности специалиста по охране труда

В соответствии с п. 17 Рекомендаций на должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет. Все категории данных лиц должны пройти специальное обучение по охране труда.

Требования к знаниям, квалификации и должностные обязанности лиц, осуществляющих работы в области охраны труда, определены, в частности, в разделе «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее – ЕКС) и в профессиональном стандарте «Специалист в области охраны труда».

Как пояснил Минтруд России в своем письме от 29 декабря 2016 г. № 15-2/ООГ-4698, если наименования должностей, профессий, специальностей содержатся и в квалификационных справочниках, и в профессиональных стандартах, работодатель самостоятельно определяет, какой акт использовать, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Единый квалификационный справочник

ЕКС может быть использован работодателем для разработки должностных инструкций специалистов по охране труда, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности.

Организация работы комиссии по охране труда в организации

Комиссия по охране труда (также может именоваться комитетом) — один из элементов системы управления в системе охраны труда. О том, насколько необходимо создание комиссии по охране труда, каковы ее функции, правомочия, состав, каков порядок организации ее деятельности, вы узнаете из статьи.

Является ли создание комитета (комиссии) по охране труда обязательным? Кто его организует, каковы его функции?

Комиссия по охране труда не всегда имеется на предприятии, т. к. действующее законодательство не обязывает работодателя создавать данную структуру. Согласно ст. 218 Трудового кодекса РФ, это факультативное звено организовывается по желанию и инициативе:

  • руководства;
  • трудящихся;
  • представительного органа сотрудников.

Комиссия по охране труда в организации выполняет следующие функции:

  1. Принимает и изучает предложения по улучшению условий труда, а также всячески содействует в этом администрации.
  2. Помогает организовывать обучение, инструктажи и проверку знаний по охране труда.
  3. Информирует трудящихся об условиях труда, мерах по их улучшению, правах в области охраны и безопасности труда.
  4. Помогает службе по охране труда.
  5. Дает руководству рекомендации по изданию локальных нормативных источников в сфере охраны труда.

Структура комитета. Кто входит в его состав?

Если решение об организации комиссии по охране труда принято, то в ее состав должен входить не только работодатель, но и члены представительного органа работников. Численность представителей зависит от количества рабочего персонала и определяется по договоренности. Свои обязанности участники комиссии по охране труда выполняют безвозмездно. Согласно п. 15 приказа Минтруда России «Об утверждении Типового положения. » от 24.06.2014 № 412н (далее — приказ № 412н), перед определением состава комиссии по охране труда на предприятии все предполагаемые ее члены проходят за счет работодателя соответствующее обучение в специализированном учебном заведении.

Структура комиссии по охране труда следующая:

  1. Председатель (им выступает сам работодатель или его представитель);
  2. Заместители (один из них обязательно должен быть от трудящихся);
  3. Секретарь (обычно им становится сотрудник службы по охране труда).
Читайте также:
Ключевые навыки в резюме — как их указывать, примеры навыков

Приказ о создании комитета на предприятии

Создание комиссии по охране труда на предприятии оформляется соответствующим приказом, написанным в произвольной или принятой в организации форме. Например, он может выглядеть так:

Публичное акционерное общество «Грузовик»

5 апреля 2021 года

О создании комиссии по охране труда

По инициативе Общества, в соответствии со статьей 218 Трудового кодекса РФ,

1. Создать комиссию по охране трудав следующем составе:

  • председатель — акционер Общества Егоров Владимир Игоревич;
  • первый заместитель председателя — начальник отдела кадров Петрова Анна Сергеевна;
  • второй заместитель председателя — механик гаража Шелест Николай Петрович;
  • секретарь — инженер по охране труда Крылов Виктор Степанович.

2. Членам комиссии ознакомиться с положением о создании комиссии по охране трудав ПАО «Грузовик», утвержденным приказом от 01.04.2021 № 12-од.

Генеральный директор: (подпись) В. В. Локтионов

С приказом ознакомлены:

акционер Общества В. И. Егоров: (подпись)

начальник ОК А. С. Петрова: (подпись)

механик гаража Н. П. Шелест: (подпись)

инженер по охране труда В.С. Крылов: (подпись)

Типовое положение о комитете. План работы. Участие в проверке знаний по охране труда

Следует обратить внимание, что в приказе о назначении комиссии по охране труда упоминается положение о создании комиссии по охране труда. Оно разрабатывается администрацией на основе типового документа (утв. приказом 412н) с учетом особенностей деятельности предприятия.

Ежегодно комитет составляет план работ, который включает в себя необходимые мероприятия, которые комиссия имеет право осуществлять. В частности, комитет правомочен:

  1. Запрашивать и получать от службы охраны труда сведения об условиях работы на предприятии, опасных для здоровья факторах и мерах по их нейтрализации.
  2. Приглашать на свои заседания администрацию, заслушивать мнение ее представителей по вопросам обеспечения безопасности труда и соблюдения гарантий и прав работников.
  3. Разбирать случаи травматизма и рекомендовать меры воздействия, применяемые к провинившимся.
  4. Участвовать в разрешении трудовых споров, связанных с охраной труда.

Отдельным пунктом следует упомянуть, что в силу абз. 2 п. 10.8 ГОСТ 12.0.004-2015, вступившего в силу с 01.03.2017, члены комитета могут участвовать в комиссии по проверке знаний по охране труда.

По результатам своей деятельности комитет не реже 1 раза в год отчитывается перед трудящимися организации или их выборным (представительным) органом. При неудовлетворительных итогах может встать вопрос о переизбрании членов комиссии, представляющих работников.

Протокол заседания постоянно действующей комиссии

Все заседания комиссии протоколируются. Какой-то установленной законодателем формы протокола заседания комиссии по охране труда не существует, поэтому документ составляется в произвольном виде.

Как правило, в нем отражаются следующие сведения:

  1. Наименование документа, его номер и дата составления.
  2. Название организации.
  3. Список присутствующих.
  4. Повестка дня.
  5. Описание по каждому вопросу (кого слушали, как голосовали).
  6. Резолютивная часть (что постановили, какие решения приняли в итоге).

Завершают протокол подписи председателя и секретаря заседания.

заседания комиссии по охране труда

Публичного акционерного общества «Ракита»

5 марта 2021 года

Председатель: Андрушко Евгения Альбертовна

Секретарь: Драгомерецкий Геннадий Дмитриевич

Присутствовали члены комиссии:

Никольский Геннадий Владиславович, Смирнов Евгений Борисович, Васюк Екатерина Ивановна

  1. Утверждение изменений в коллективном трудовой договоре в части условий, касающихся охраны труда.
  2. Утверждение рекомендаций ПАО «Ракита» по приведению инструкций по охране труда в соответствие с действующим законодательством.
  • Андрушко Евгению Альбертовну: «Предлагаю внести изменения в коллективный трудовой договор. ».

Голосование: за (единогласно).

  • Никольского Геннадия Владиславовича: «Предлагаю утвердить следующие рекомендации работодателю. »

Голосование: за (единогласно).

  1. Утвердить изменения в коллективном трудовом договоре и представить готовый проект изменений генеральному директору АО «Ракита» до 15 апреля 2021 года.
  2. Утвердить рекомендации и представить соответствующее письмо генеральному директору АО «Ракита» до 15 апреля 2021 года.

Председатель: (подпись) Андрушко Е. А.

Секретарь: (подпись) Драгомерецкий Г. Д.

Итак, создание комиссии по охране труда в организации происходит на добровольных началах. В состав комиссии по охране труда обязательно входят участники как со стороны работодателя, так и со стороны рабочих. Комитет (комиссия) по охране труда создается по принципу безвозмездности, при этом все члены комиссии должны пройти соответствующее обучение.

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как теперь будут контролировать наличку. 115-ФЗ в 2021 году ».

Только до завтра можно забрать запись со скидкой 20%. Программу вебинара смотрите здесь

КАК ПРОВЕСТИ ОБУЧЕНИЕ ВНУТРЕННЕЙ КОМИССИЕЙ РАБОТОДАТЕЛЯ?

Эксперты SRG-ECO рассказали, как организовать обучение по охране труда силами работодателя с помощью внутренней комиссии.

Основные тезисы:

  • Как провести обучение?
  • Кого и когда обучать?
  • С чего начать обучение?
  • Порядок внутреннего обучения
  • Как провести проверку знаний?

Получите видеозапись вебинара

Если вы не смогли зарегистрироваться на вебинар по каким-либо причинам, но хотели бы его посмотреть, оставьте свои данные в форме, и мы отправим вам запись.

Читайте также:
Должностная инструкция коммерческого директора ООО

Обучение по охране труда призвано выполнять профилактическую функцию по снижению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Это требование обязательно для исполнения всеми работодателями и регламентировано законодательством, а именно:

  • ст. 225 ТК РФ говорит, что все работники, в том числе и руководитель организации, должны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований ОТ;
  • Работодатель обязан обеспечить проведение проверки знаний – статья 212 ТК РФ;
  • Работник обязан проходить проверку знаний – статья 214 ТК РФ.

Как обучать?

Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден Постановлением Министерства труда и социального развития и Министерства образования РФ от 13.01.2003 г. № 1/29 (далее – Порядок).

Однако на данный момент необходимо работать по действующему Порядку.

Кроме того, существует межгосударственный стандарт по обучению безопасности труда. ГОСТ носит рекомендательный характер. Нужно отметить, что данный стандарт идет вразрез с правилами, установленными постановлением 1/29. Мы рекомендуем руководствоваться именно Порядком, потому что он дают более четкое понимание, как организовать обучение.

Кого и когда обучать?

В соответствии с п.2.2.1 Порядка обучения 1/29, все работники организаций в течение первого месяца после приема на работу должны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.

Дальнейшая периодичность будет зависеть от категории работника, которые можно поделить на три группы:

  • Руководители;
  • Специалисты;
  • Рабочие.

Для чего еще необходимо определить категорию работников? – От этого будет зависеть, как необходимо обучить тех или иных работников. В первую очередь нас интересуют те сотрудники, которые ответственны за охрану труда. Так, всех ответственных, в том числе и руководителя (если он отвечает за охрану труда), а также членов внутренней комиссии, необходимо обучить в специализированном Учебном центре.

В то время как рабочий персонал, который не отвечает за обеспечение охраны труда, можно обучить и на предприятии, однако направлять на обучение в образовательную организацию не воспрещается.

Обучение охране труда работников рабочих профессий необходимо проводить не только при приеме на работу, но и при переводе, переподготовке и обучении другим профессиям. Согласно п. 2.2.3 Порядка, форму и продолжительность обучения рабочих определяется компанией самостоятельно с учетом отраслевых нормативно-правовых актов, в том числе правил по охране труда: например, в Положении об обучении.

При условии, если работа связана с вредными и/или опасными условиями труда, то вместе с обучением необходимо организовать и стажировку с последующим экзаменом по итогам обучения и стажировки. Это позволит убедиться, что работник сможет выполнять свои должностные обязанности безопасно.

Рекомендуется проводить проверку знаний требований охраны труда рабочих ежегодно. Такая периодичность позволит поддерживать необходимый уровень знаний работников и обеспечить меры по снижению производственного травматизма и уровня профессионального риска на рабочих местах.

Если говорить о руководителях и специалистах, чья деятельность не связана с опасными условиями, могут обучаться один раз в три года (п. 3.2 Порядка).

С чего начать обучение?

Конечно, можно обучить всех работников в Учебном центре.

Однако не каждый работодатель может себе позволить обучать всех работников в учебном центре. В этом случае есть возможность воспользоваться иным способом – провести обучение сотрудников силами внутренней комиссии.

Для этого важно понимать, что обучение по охране труда состоит из трех блоков, а именно:

  • инструктаж по охране труда;
  • обучение безопасным методам и приемам выполнения работ;
  • обучение правилам оказания первой помощи.

Кроме того, нужно не забывать о том, что обучение и проверку знаний необходимо организовать вне зависимости от того, действуют ли на работника вредные и/или факторы или нет (ст. 225 ТК РФ). Таким образом, если на рабочем месте работника по результатам СОУТ определены оптимальные или допустимые условия труда, то его все равно требуется обучить охране труда и проверить полученные знания.

Так, руководители и специалисты организаций, не отвечающие за организацию работы по охране труда, работники рабочих профессий могут проходить обучение и проверку знаний внутри организации.

Порядок внутреннего обучения

Для проведения проверки знаний требований охраны труда в компаниях могут создаваться собственные комиссии по проверке знаний требований охраны труда.

Чтобы организовать обучение по охране труда внутри предприятия, необходимо:

  • Разработать и утвердить программы обучения по ОТ с учетом отраслевых НПА (отдельные для каждой должности и профессии);
  • Создать комиссию и утвердить ее состав приказом руководителя;

Важно помнить: члены комиссии в обязательном порядке должны быть обучены в лицензированном Учебном центре, и только после получения протокола обученного работника можно включить в состав комиссии. В настоящее время для членов комиссий по проверке знаний проводится обучение и проверка знаний требований охраны труда по программе 40 часов.

Кроме того, комиссия должна состоять минимум из трех человек. Рекомендуется на случай отсутствия одного из членов комиссии обучить и создать комиссию из не менее пяти человек: это позволит создать бесперебойную работу комиссий.

  • Издать приказ об организации обучения работников охране труда с приложением, в котором будет лист ознакомления сотрудников под подпись;
  • Провести обучение и проверить полученные знания работников по требованиям ОТ.
Читайте также:
Должностная инструкция секретаря: образец

Стоит отметить, что Порядок не устанавливает конкретную форму проведения обучения по ОТ. Таким образом, проверить знаний требований охраны труда можно различными способами: с помощью лекции, семинара, вебинара, образовательной игры и т.д. Более того, можно даже привлечь преподавателя из Учебного центра.

Как провести проверку знаний?

Чтобы проверить знания, необходимо привлечь непосредственных руководителей работников (п.3.1 Порядка), то есть тех, кто имеет непосредственный опыт работ.

Как провести проверку знаний на каждом предприятии определяют самостоятельно: то может и устная форма, и тестирование или любой другой удобный способ.

Исходя их опыта, эффективным является проведение проверки знаний с применением видеофиксации. Это позволит при проверке ГИТ, в том числе после несчастного случая, предъявить доказательную базу, которая подтвердит прохождение работником проверки знаний.

По результатам проверки знаний необходимо оформить протокол по утвержденной форме (п.3. Порядка).

Важно! Видоизменять ее не нужно! Обратите внимание, что в форме есть поле “Подпись инспектора”: ранее требовалось приглашать инспектора, однако данное требование ликвидировали, а протокол не изменили.

Если сотрудник прошел проверку знаний, вы можете выдать ему удостоверение о проверке знаний по охране труда с подписью председателя комиссии и печатью организации: его форма также утверждена Порядком. Выдача удостоверения не является обязательным требованием, так как основной документ, подтверждающий прохождение обучения, – протокол. Если работник направляется в командировки или посещает другие филиалы, отделения компания, то вы можете выдать ему удостоверение.

В случае, если у комиссии есть сомнения в уровне подготовке и знаний работника, а значит, не прошел проверку, он должен пройти повторную проверку знаний в течение одного месяца (п. 3.8 Порядка).

При этом, данный сотрудник должен быть отстранен от работы без сохранения заработной платы до успешной сдачи экзамена по проверке знаний.

Получите бесплатную консультацию об обучении по охране труда и другим программам от специалистов Учебного центра SRG:

Типовое положение о комиссии по охране труда

ПО СТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

28 ноября 2013 г. № 114

Об утверждении Типового положения о комиссии по охране труда

На основании статьи 24 Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 года «Об охране труда» в редакции Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 года, подпункта 7.1.5 пункта 7 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1589 «Вопросы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь», Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемое Типовое положение о комиссии по охране труда.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 25 января 2014 г.

Министр промышленности
Республики Беларусь

Министр энергетики
Республики Беларусь

Министр жилищно-
коммунального хозяйства
Республики Беларусь

Министр
архитектуры и строительства
Республики Беларусь

Председатель
Белорусского государственного
концерна пищевой промышленности
«Белгоспищепром»

Председатель
Белорусского государственного
концерна по нефти и химии

Председатель
Федерации профсоюзов Беларуси

и социальной защиты

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
о комиссии по охране труда

1. Настоящим Типовым положением определяется порядок создания и деятельности комиссии по охране труда (далее – комиссия).

2. Для целей настоящего Типового положения применяются термины в значениях, установленных Законом Республики Беларусь от 23 июня 2008 года «Об охране труда» в редакции Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 158, 2/1453; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 24.07.2013, 2/2059).

3. Комиссия может создаваться по инициативе нанимателя и (или) по инициативе профессионального союза (далее – профсоюз).

4. Комиссия в своей деятельности руководствуется Законом Республики Беларусь «Об охране труда», иными актами законодательства.

5. В состав комиссии на паритетной основе входят представители нанимателя и профсоюза (далее – стороны). Руководство комиссией и организация ее работы осуществляется председателем комиссии. Председатель (заместитель председателя) и секретарь комиссии избираются из числа ее членов на первом заседании комиссии.

6. Комиссия осуществляет следующие функции:

  • участвует в разработке системы управления охраной труда, раздела об охране труда коллективного договора, планов мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в совместных действиях нанимателя и работников по обеспечению требований по охране труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
  • принимает участие в проведении проверок состояния условий труда, соблюдения требований по охране труда на рабочих местах, а также в информировании работников о результатах проведения таких проверок;
  • осуществляет иные функции, относящиеся к ее компетенции в соответствии с законодательством.

7. Комиссия имеет право:

  • принимать решения, необходимые для организации работы по охране труда и осуществления контроля за соблюдением законодательства об охране труда, которые носят рекомендательный характер (далее – решения);
  • проводить анализ соответствия законодательству об охране труда принимаемых локальных нормативных правовых актов по охране труда (в том числе регламентирующих осуществление контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации), эффективности принятых мер по устранению причин несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний (на основе документов по расследованию таких происшествий);
  • рассматривать на заседаниях результаты проведенных мероприятий по охране труда, в том числе результаты проверок состояния условий труда, соблюдения требований по охране труда на рабочих местах;
  • заслушивать на заседаниях информацию должностных лиц организации о фактах возникновения угрозы жизни или здоровью работающих, о проводимой работе по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также информацию представителей профсоюза об организации общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда и результатах его проведения;
  • запрашивать и получать от представителей сторон информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления деятельности комиссии;
  • вносить предложения по совершенствованию работы по охране труда и другим вопросам, отнесенным к компетенции комиссии.
Читайте также:
Компенсация без увольнения за неиспользованный отпуск

8. Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы на календарный год, утверждаемым на заседании комиссии.

9. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в шесть месяцев.

10. Комиссия вправе принимать решение при условии присутствия на заседании не менее половины состава комиссии от каждой стороны. Решение принимается большинством голосов присутствующих членов комиссии. В случае равенства голосов окончательное решение принимается председателем комиссии.

11. Решения комиссии оформляются протоколом, который подписывается председателем и ее членами, присутствующими на заседании. Член комиссии в случае несогласия с ее решением имеет право при подписании протокола изложить в письменной форме свое особое мнение и приложить его к решению.

12. Председатель комиссии направляет решение комиссии сторонам в течение трех рабочих дней после его принятия.

13. Наниматель обязан рассмотреть решение комиссии и письменно информировать ее о принятых мерах в установленный в нем срок.

14. Решение комиссии может служить основанием для издания приказа нанимателя об исполнении этого решения.

Особенности комиссионной оплаты труда

Больше материалов по теме «Оплата труда» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Преимущества и недостатки
  2. Разновидности комиссионной системы оплаты труда
  3. Сферы применения и документальное отражение комиссионной системы
  4. Прописываем в трудовом договоре применение системы комиссионных вознаграждений

Комиссионная система оплаты труда предполагает привязку к уровню продаж. Сотрудник получает не оклад или премию, а процент от совершенных им продаж. Основная особенность – главенствующая роль мотивационного фактора в рабочем процессе. На итоговый размер заработной платы могут оказывать влияние:

  • объем совершенных продаж;
  • разновидность продукции;
  • общая прибыльность заключенной сделки по договору;
  • критерий сезонности.

Вопрос: Можно ли в трудовом договоре по совместительству определить форму оплаты труда работнику как «комиссионную форму оплаты», то есть согласованный между работодателем и работником процент оплаты от общей суммы объема (проекта) за выполненную работу?
Посмотреть ответ

Преимущества и недостатки

К преимуществам комиссионной системы для работника относятся:

  • возможность самостоятельного планирования рабочего времени и предполагаемого заработка;
  • гибкость в выборе методов и графика работы;
  • присутствие мотивации для работы над постоянным повышением уровня профессиональных навыков, что дает возможность увеличить свою конкурентоспособность на рынке труда.

Вопрос: Работнику установлена комиссионная система оплаты труда. Есть ли у работодателя обязанность доплачивать до МРОТ, если работник зарабатывает меньше?
Посмотреть ответ

Недостатки для сотрудников:

  • частый отказ работодателей от введения фиксированного минимального оклада, который можно было бы получать даже при отсутствии положительной динамики продаж;
  • зависимость результатов труда от бренда и характеристик продаваемой продукции;
  • вероятность отсутствия новых сделок из-за текущих негативных тенденций в финансовом или политическом секторе;
  • отсутствие материальной стабильности.

Преимущества для работодателей сводятся к наличию сильного мотивационного фактора, возможности сэкономить на расходах по оплате труда при низком уровне продаж. Дополнительный плюс – продвижение отдельных категорий товаров более высокими темпами путем установления повышенных надбавок за сделки по ним.

Отрицательная сторона – необходимость глубокой проработки юридических вопросов введения комиссионной системы для снижения вероятности внеплановых проверок со стороны трудовой инспекции и профилактики трудовых споров.

Разновидности комиссионной системы оплаты труда

Комиссионная система оплаты труда не имеет единой формы применения на практике. В ее основу всегда заложен принцип зависимости от результатов труда каждого сотрудника, но меры поощрения могут существенно отличаться. В зависимости от способа расчета стимулирующей надбавки комиссионную систему можно разделить на две категории:

  1. Комиссионно-сдельная.
  2. Комиссионно-премиальная.

Комиссионно-сдельная оплата труда

Комиссионно-сдельную форму сотрудники любят меньше всего. Она предполагает абсолютную зависимость от выработки. В ней нет фиксированных базовых окладов или каких-либо других гарантий. Расчет заработной платы может производиться двумя методами:

  1. Умножением процента поощрения на сумму продаж за отчетный период.
  2. Умножением фиксированной суммы на количество проданной продукции.
Читайте также:
Должностная инструкция сторожа

Важно! Способ начисления зарплаты зависит от вида системы оплаты труда, указанного для конкретного сотрудника или категории работников в трудовом договоре и Положении об оплате труда.

Пример 1. Работник трудится на условиях выплаты зарплаты в форме процентов от суммы сделок за месяц. В марте с его помощью компания получила подписанные договоры с покупателями на общую сумму 600 000 рублей. Процент поощрения по трудовому соглашению – 5%.

Расчет заработной платы за март: 600 000*5%=30 000 рублей.

Пример 2. По договору между работником и работодателем за каждую проданную сотрудником единицу техники будет начислена фиксированная сумма заработка. За телевизор бонус равен 500 руб., за фен – 100 руб., за смартфон – 300 руб. В марте работнику удалось создать продажи телевизоров на уровне 55 штук, фенов – 12 штук, смартфонов – 99 единиц.

Расчет заработной платы за месяц: 500*55+100*12+300*99=58 400 рублей.

Комиссионно-премиальная оплата труда

При этой форме зарплата сотрудника будет состоять из фиксированного оклада, который чаще всего равен минимальному уровню заработка, и процента от выработки. Процентная надбавка может быть статичной или прогрессивной – это решает работодатель.

Прогрессивные ставки подразумевают наличие нескольких диапазонов уровня производительности труда, каждому из которых присвоен свой уникальный размер процентной надбавки. Например, при уровне продаж до 10 автомобилей в месяц работнику назначается надбавка, равная 5% от суммы сделок. При увеличении объема реализации до 20 машин в месяц размер надбавки возрастает до планки 7%, при заключении 30 договоров купли-продажи продавец заработает бонус в виде 10% от оклада.

Дополнительные вариации формирования стимулирующей части зарплаты:

  • прибавка к окладу фиксированной суммы за каждую реализованную единицу товара;
  • установление процентов к сумме заключенных договоров;
  • плавающие проценты с прямой зависимостью от сезонности уровня продаж и других важных факторов.

Сферы применения и документальное отражение комиссионной системы

Сфера применения разных видов комиссионной системы оплаты труда должна быть связана с производством или продажами.

Запомните! Для утверждения комиссионной системы оплаты труда работники должны иметь возможность непосредственно оказывать существенное влияние на объем продаж или производства.

Примерный перечень областей, в которых целесообразно использовать комиссионную оплату труда:

  • торговые предприятия;
  • агентства по рекламе;
  • службы сбыта;
  • маркетинговые отделы;
  • рабочие производственных цехов;
  • сфера обслуживания.

Решение об установлении комиссионной системы оплаты труда для некоторых сотрудников должно быть обязательно отражено в:

  • положении об оплате труда;
  • трудовом договоре;
  • приказе о приеме работника;
  • штатном расписании;
  • коллективном договоре.

Не забудьте! Нормы, прописанные в Положении об оплате труда, необходимо предварительно согласовать с профсоюзом или органом, заменяющим его.

Установление системы оплаты труда в Положении осуществляется приказом руководителя. Положение об оплате труда обязательно проходит согласование с профсоюзами. Приказ о системе оплаты труда должен содержать следующие сведения:

  1. Реквизиты организации с указанием его местоположения.
  2. Дату издания, номер приказа.
  3. Информацию об устанавливаемом способе оплаты труда.
  4. Перечень структурных подразделений, для которых вводится конкретная система оплаты.
  5. Сроки введения соответствующей формы и системы оплаты.
  6. Список сотрудников компании, которые назначаются ответственными за документальное оформление Положения и контроль за его исполнением.

Приказ необходимо зарегистрировать в журнале учета приказов, присвоить ему регистрационный номер и ознакомить с ним под подпись ответственных лиц.

В трудовом договоре максимально подробно раскрываются вопросы оплаты труда, размеры окладов, условия премирования. Система премирования обязательно указывается в коллективном договоре. В случае необходимости внесения корректировок в действующую систему оплаты труда издается новый приказ о внесении изменений, в котором, помимо всех обязательных реквизитов, указывается перечень затрагиваемых нововведением документов и пунктов в них с формулировкой соответствующих изменений.

Прописываем в трудовом договоре применение системы комиссионных вознаграждений

При составлении соглашения об условиях труда и его оплате работодатель с сотрудником должны согласовывать все пункты договора. Для снижения риска возникновения трудовых споров на почве неурегулированных финансовых вопросов необходимо в трудовом договоре прописать:

  • размер вознаграждения по итогам месяца в разрезе по видам выплат, то есть с указанием базового оклада (если он есть) и надбавок;
  • факторы, от которых зависит величина стимулирующей части заработной платы;
  • условия выплаты авансов по зарплате с фиксацией их размера;
  • уточнение информации о начислении выплат в связи с отпуском, временной утратой трудоспособности с указанием того, что их размер не зависит от производительности труда.

Не стоит в трудовом договоре при описании схемы начисления заработной платы давать ссылки на Положение об оплате труда или штатное расписание. Этих документов у работника нет в наличии, он не может ознакомиться с ними в любое удобное для него время. Профсоюзная организация вправе отказать в согласовании такого варианта соглашения.

Трудовое законодательство не регламентирует размер максимального процента для стимулирующих форм надбавок. При желании работодатель может внести ограничение и отразить это отдельным пунктом в локальных документах предприятия. Для руководства организации это дополнительная возможность сэкономить на расходах по оплате труда.

Читайте также:
Карьерный рост врача - с чего лучше начать

Решение о введении комиссионной системы оплаты труда для всех сотрудников или отдельной категории персонала – прерогатива работодателя. Но стоит помнить, что все нюансы в отношении механизма начисления заработной платы необходимо отражать в соответствующих локальных актах предприятия. А их придется согласовывать и с профсоюзом, и с самими работниками, поэтому подходить к установлению размера поощрительных выплат следует максимально объективно.

Заработная плата. Формы и системы оплаты труда

В соответствии с положениями ст.135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Соответственно, у каждого работодателя должна быть предусмотрена собственная система оплаты труда работников. Базой для ее разработки будут являться положения Трудового кодекса и другие нормы действующего законодательства. Что подразумевает под системой оплаты труда действующее законодательство и какие к ней предусмотрены требования? Как ясно из самого названия, под системой оплаты труда подразумевается некая совокупность условий получения работником заработной платы – вознаграждения за свой труд.

В соответствии со ст.129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд, которое зависит от:

  • квалификации работника,
  • сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.

При этом, к заработной плате относится не только вышеуказанное вознаграждение, но и:

  • компенсационные выплаты*,
  • стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии, иные поощрительные выплаты).

*Доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера.

В соответствии с положениями ст.135 ТК РФ, системы оплаты труда, включая:

  • Размеры:
  • тарифных ставок,
  • должностных окладов,
  • доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных,
  • Системы:
  • доплат и надбавок стимулирующего характера,
  • премирования,

устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Все эти документы должны быть составлены в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

При выборе и разработке внутрифирменных систем оплаты труда работников могут применяться различные системы:

  • Тарифные системы оплаты труда.
  • Бестарифные системы оплаты труда.
  • Смешанные системы оплаты труда.

Ниже мы подробнее рассмотрим вышеуказанные системы оплаты труда, их особенности и отличия.

Данная статья призвана помочь начинающим специалистам разобраться в видах и формах систем оплаты труда, при анализе (а в случае необходимости и разработке) внутрифирменных систем оплата труда компании.

Тарифная система оплаты труда

Остальные виды систем Трудовым кодексом не установлены, однако в соответствии с положениями ст.135 ТК РФ, работодатель имеет право устанавливать у себя на предприятии любые системы оплаты труда, которые должны отвечать одному единственному условию:

  • они не должны противоречить требованиям ТК РФ и других документов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии с положениями ТК РФ, тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя:

  • тарифные ставки,
  • оклады (должностные оклады),
  • тарифную сетку,
  • тарифные коэффициенты.

Под тарифной сеткой понимается совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов. Довольно часто тарифная сетка оформляется в виде таблицы, в которой сведены разряды и коэффициенты – чем выше разряд, тем выше тарифный коэффициент. Для того, чтобы определить тарифный коэффициент каждого разряда нужно разделить тарифную ставку разряда на тарифную ставку первого разряда.

Тарифный разряд – это величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника. Квалификационный разряд – это величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника. Тарификацией работ называют отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда. Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации.

Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов.

Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.10.2002г. №787 «О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».

Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом:

  • единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих,
  • единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов,
  • государственных гарантий по оплате труда.

При этом, согласно мнению официальных органов, выраженному в Письме Роструда от 27.04.2011г. №1111-6-1, при установлении в штатном расписании окладов по одноименным должностям размеры окладов следует устанавливать одинаковые.

Читайте также:
Должностная инструкция секретаря: образец

При этом «надтарифная часть» заработной платы (надбавки, доплаты и другие выплаты) может быть различной у разных работников, в том числе в зависимости от:

  • квалификации,
  • сложности работы,
  • количества и качества труда.

Свое мнение Роструд основывает на том, что хотя статья 143 ТК РФ, предусматривающая тарифную систему оплаты труда, дает основание для установления «вилки» должностных окладов*, при установлении «вилки» окладов по одноименным должностям следует помнить об обязанности работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст.22 ТК РФ).

При этом, заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда (ст.132 ТК РФ).

Вместе с тем, запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении условий оплаты труда.

*То есть установления должностного оклада по свободной должности от минимального до максимального размера.

Основными формами тарифной системы оплаты труда являются повременная и сдельная.

Отличие между повременной и сдельной оплатой труда в том, что при повременной оплате труда оплата зависит от количества отработанного времени, а при сдельной – от количества:

  • произведенных единиц продукции,
  • выполненных операций.
  • Повременная форма оплаты труда.

Зарплата сотрудников при повременной оплате определяется исходя из их квалификации и количества отработанного ими времени.

Данная форма оплаты труда применяется тогда, когда труд сотрудника не подлежит нормированию или слишком тяжело организовать учет выполненных операций.

Обычно повременная система оплаты труда применяется при оплате труда административно – управленческого персонала, а так же сотрудников вспомогательного производства и обслуживающего хозяйства.

Кроме того, такая форма оплаты применяется при оплате труда совместителей.

При простой повременной форме оплаты труда заработная плата выплачивается за определенное количество отработанного времени и не зависит от количества выполненных операций.

Расчет осуществляется исходя из тарифной ставки или оклада и количество отработанного времени.

Сумма заработной платы определяется как произведение тарифной ставки (должностного оклада) на величину фактически отработанного времени.

В случае, если месяц отработан сотрудником не полностью, то заработная плата будет начислена сотруднику только за фактически отработанное время.

Если компания применяет почасовую или поденную системы оплаты труда, то зарплата сотрудника будет определяться исходя из часовой (дневной) ставки помноженной на число фактически отработанных часов или дней.

При повременно-премиальной форме оплаты труда при расчете зарплаты учитывается не только отработанное время, но и количество/качество работы, исходя из которых сотруднику начисляется премия.

Размер премии может устанавливаться в процентах от оклада (тарифной ставки) сотрудника, в соответствии с действующими в компании:

  • положением о премировании,
  • коллективным договором,
  • приказом руководителя компании.

Таким образом, сумма заработка сотрудника будет определяться как произведение тарифной ставки на величину фактически отработанного времени плюс премия по итогам работы.

  • Сдельная форма оплаты труда.

Заработная плата сотрудникам при применении сдельной оплаты труда рассчитывается исходя из конечных результатов их работы (с учетом количества и качества произведенной продукции, выполненных работ).

Сдельная форма оплаты труда стимулирует сотрудников к повышению производительности и качества выполняемых работ.

Размер заработной платы определяется на основании сдельных расценок, предусмотренных за выполнение каждой единицы продукции, операции.

Сдельная форма оплаты труда используется в организациях, которые имеют возможность четкой фиксации количества и качества производимой продукции, выполненных операций.

Сдельная форма оплаты труда, в свою очередь, разделяется, в зависимости от выбранного способа расчеты заработной платы на следующие виды:

  • Прямая сдельная оплата труда.
  • Сдельно-премиальная оплата труда.
  • Сдельно-прогрессивная оплата труда.
  • Косвенно-сдельная оплата труда.
  • Аккордная оплата труда.

Ниже мы рассмотрим эти разновидности подробнее.

При использовании прямой сдельной формы оплаты труда, заработная плата сотрудников напрямую зависит от количества изготовленных единиц продукции и выполненных операций.

Расчет зарплаты осуществляется исходя из сдельных расценок. Количество изготовленных единиц продукции (выполненных операций) умножается на соответствующие сдельные расценки.

При сдельно-премиальной оплате труда, заработная плата сотрудников состоит из двух частей:

  • Первая часть рассчитывается исходя из выработки и сдельных расценок.
  • Вторая часть состоит из премии, рассчитываемой в % от суммы сдельного заработка.

При этом, порядок расчета премии, а так же перечень условий, от которых она зависит (например – выполнение и перевыполнение плана, уменьшение % брака, сокращение сроков выполнения работ) устанавливается в положении о премировании компании.

При использовании сдельно-прогрессивной формы оплаты труда, заработная плата сотрудников рассчитывается следующим образом:

  • За изготовление продукции/выполнение операций в пределах норм зарплата рассчитывается по твердым расценкам.
  • За изготовление продукции/выполнение операций сверх установленных норм зарплата рассчитывается по повышенным (прогрессивным) расценкам.

При этом, расценки на продукцию/работы сверх норм могут повышаться в зависимости от объемов перевыполнения в соответствии с утвержденной в компании таблицей расценок.

Использование косвенно-сдельной формы оплаты труда обычно осуществляется при расчетах по заработной плате с сотрудниками вспомогательных производств и обслуживающих хозяйств.

Размер заработной платы таких сотрудников зависит от выработки основного рабочего персонала и оплачивается по косвенно-сдельным расценкам за количество продукции/выполненных операций, произведенных компанией.

Читайте также:
Карьерное консультирование – что это такое

Так же заработок обслуживающих рабочих может устанавливаться в процентах от заработной платы основных рабочих.

При аккордной оплате труда заработная плата сотрудников не зависит от объема изготовленных единиц продукции/выполненных операций, а устанавливается за комплекс работ.

При этом, в зависимости от того, как на предприятии организован производственный процесс, аккордная оплата труда может быть индивидуально-сдельной и коллективно-сдельной.

В случае индивидуально-сдельной оплаты труда зарплата сотрудника рассчитывается исходя из количества произведенной им продукции и ее качества.

Сумма заработка рассчитывается исходя из сдельных расценок.

При коллективно-сдельной оплате труда зарплата сотрудников определяется в совокупности с учетом фактически произведенной продукции и выполненных работ, их сдельных расценок.

Зарплата каждого конкретного сотрудника рассчитывается исходя из объема произведенной всем подразделением (коллективом) продукции и количества (качества) его труда в общем объеме произведенных работ.

Таким образом, зарплата одного сотрудника при коллективно-сдельной оплате труда, зависит от общей выработки.

Бестарифная система оплаты труда

Каждому сотруднику устанавливается постоянный коэффициент квалификационного уровня.

При этом, при расчете заработка учитывается коэффициент трудового участия (КТУ) конкретного сотрудника в результатах деятельности компании.

При использовании бестарифной системы сотрудникам не устанавливается твердого оклада или тарифной ставки.

  • размеры окладов, премий, иных поощрительных выплат,
  • соотношение их между отдельными категориями сотрудников,

определяются компанией самостоятельно и фиксируется в трудовом и коллективном договорах, других локальных нормативных актах организации.

Заработок сотрудника при такой системе оплаты труда зависит от конечных результатов работы организации, структурного подразделения, а так же от объема денежных средств, направляемых компанией на пополнение фонда оплаты труда.

Соответственно, зарплата каждого сотрудника рассчитывается, как доля в общем фонде заработной платы.

Бестарифную систему оплаты труда применяют в ситуации, когда имеется возможность организовать учет результатов работы сотрудника.

Такая система стимулирует общую заинтересованность коллектива в результатах работы и повышает уровень ответственность каждого сотрудника за их достижение.

Соответственно, бестарифная система может применяться не крупными компаниями.

При этом, если деятельность компаний связана с производством продукции и, соответственно, применение бестарифной системы может ущемить интересы сотрудников в части гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом.

В таких случаях компании применяют смешанные системы оплаты труда, с элементами тарифной и бестарифной систем. О них мы и поговорим ниже.

Смешанная система оплаты труда

Система такого типа может применяться, например, в бюджетной организации, которая имеет право на осуществление предпринимательской деятельности в соответствии с учредительными документами.

К смешанным системам оплаты труда относятся:

  • система «плавающих» окладов,
  • комиссионная форма оплаты труда,
  • дилерский механизм.

Применение системы «плавающих» окладов основывается на ежемесячном определении размера оклада работника в зависимости от результатов труда на обслуживаемом участке (роста или снижения производительности труда, повышения или снижения качества продукции (работ, услуг), выполнения или невыполнения норм труда и др.).

Такая система может применяться для оплаты труда административно-управленческого персонала и специалистов.

Соответственно, размер зарплаты зависит от качества выполнения сотрудником его должностных обязанностей.

Применение комиссионной формы оплаты труда в настоящее время встречается довольно часто.

По такой системе оплачивается труд многих специалистов отделов продаж.

Зарплата сотрудника за выполнение своих должностных обязанностей определяется в этом случае, как фиксированный процент с доходов от реализации товаров, продукции, работ и услуг.

При этом выбор конкретного механизма расчета заработной платы, при применении комиссионной формы оплаты труда, регламентируется исключительно внутренними нормативными актами компании и зависит от специфики деятельности организации.

Многие торговые компании, например, устанавливают комиссионные, как фиксированный процент от суммы выручки от реализации товаров.

Кроме того, в компании может быть установлен дифференцированный размер процентов – в зависимости от вида продаваемых товаров и их экономической отдачи.

Так же, зачастую, вместо процентов используются твердые расценки за реализацию каждой товарной единицы/партии товаров.

В крупных организациях довольно часто для отдела реализации устанавливается процентная шкала, которая применяется к так называемому «базовому тарифу» (окладу) в зависимости от объемов продаж (если норма продаж не выполнена, то % понижается, а если выполнена или перевыполнена – растет).

В заключение поговорим о дилерском механизме.

Данная система оплаты труда основывается на том, что сотрудник компании за свой счет приобретает товары компании, чтобы самостоятельно их реализовать.

Соответственно, размер заработка сотрудника в таком случае представляет собой разницу между ценой, по которой сотрудник закупил товары и ценой, по которой он их реализовал покупателям.

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как теперь будут контролировать наличку. 115-ФЗ в 2021 году ».

Только до завтра можно забрать запись со скидкой 20%. Программу вебинара смотрите здесь

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: