Конфликт интересов в коммерческой организации

Минтруд представил обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов

23 декабря Минтруд России опубликовал на своем сайте очередной Обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов, подготовленный по итогам применения мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в государственных и муниципальных органах, ЦБР, иных организациях, на работников которых распространяются положения Закона о противодействии коррупции.

Содержание обзора

Обзор конкретизирует круг субъектов, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица, выражающаяся в возможности получения ими доходов в виде денег, иного имущества (в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод) в результате осуществления должностным лицом своих полномочий и обязанностей. Ими могут быть само должностное лицо, на которое антикоррупционным законом возложена обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов; его близкие родственники или свойственники; иные граждане или организации, с которыми должностное лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Комиссиям по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов предписано не только выявлять и фиксировать наличие у должностного лица соответствующих полномочий, но и анализировать возможность влияния личной заинтересованности такого лица на надлежащее, объективное и беспристрастное их осуществление. Факт наличия конфликта интересов фиксируется при выявлении того, что личная заинтересованность должностного лица влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им своих должностных (служебных) обязанностей.

Обзор также перечисляет обстоятельства, которые могут повлиять на определение конкретной меры ответственности при решении вопроса о привлечении к ответственности виновного должностного лица. Среди них, в частности, величина нанесенного ущерба при его наличии, факт подачи должностным лицом уведомления о личной заинтересованности и др.

Некоторые случаи из практики

В документе раскрывается содержание организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций, приведены отдельные конкретные практические ситуации по анализу их коррупционной составляющей.

В одном из приведенных примеров супруга руководителя учреждения на протяжении нескольких лет замещала должность инженера в учреждении, подведомственном федеральному государственному органу. В соответствии с должностными полномочиями руководитель учреждения осуществляет общую организацию деятельности, определяет конкретный размер зарплаты и премий работников организации, принимает решение о наложении дисциплинарных взысканий. Таким образом, осуществление организационно-распорядительных функций должностным лицом в отношении своей супруги влияло на получение ею дохода.

В ходе проверки было установлено, что супруга руководителя учреждения систематически уклонялась от исполнения своих трудовых обязанностей. Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов также выявила неоднократные факты ее отсутствия на рабочем месте без уважительных причин. При этом за периоды необоснованного отсутствия женщина получала зарплату в полном объеме и избегала дисциплинарных взысканий. Кроме того, руководитель учреждения оказывал давление на работников кадрового подразделения в целях сокрытия ими фактов допущенных нарушений.

Комиссия признала, что руководитель не исполнил обязанность по направлению уведомления о возникновении личной заинтересованности и не принял иные меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, и сочла необходимым уволить его в связи с утратой доверия. В отношении него впоследствии было возбуждено уголовное дело. Супруга главы учреждения была также уволена за систематические грубые нарушения трудовой дисциплины. При этом работникам кадровой службы было указано на недопустимость исполнения неправомерных решений руководителя учреждения, необходимость уведомления подразделения федерального государственного органа, ответственного за профилактику коррупционных и иных правонарушений, об оказании руководителем учреждения давления в целях сокрытия правонарушения. В связи с этим кадровикам было вынесено замечание.

Также в обзоре уделено внимание проблемам коррупции в сфере осуществления контрольных и надзорных мероприятий, распределения ограниченного ресурса и государственных закупок. Так, приведен пример, когда бывшая супруга начальника отдела органа исполнительной власти являлась гендиректором и учредителем организации, которая выполняла работы по договорам субподряда с организациями – победителями закупочных процедур этого органа власти.

В ходе проверки было установлено, что, несмотря на расторжение брака, между бывшими супругами сохранились близкие отношения: они продолжали проживать в одном жилом помещении, вели совместное хозяйство и воспитывали несовершеннолетних детей. В связи с этим комиссия сочла, что получение материальных выгод компанией связано с возможностью осуществления заказчиком приемки у исполнителя работ, не соответствующих требованиям госконтракта, непредъявлением штрафных санкций за несвоевременное и некачественное выполнение работ.

«Таким образом, согласование начальником отдела документов, на основании которых осуществляется приемка и оплата выполненных организацией работ, напрямую влияет на получение дохода его бывшей супругой (в виде дивидендов и заработной платы, выплачиваемых организацией), которая связана с ним близкими отношениями. Возможность получения указанного дохода бывшей супругой должностного лица в результате осуществления этим должностным лицом своих должностных полномочий образует личную заинтересованность этого должностного лица», – отмечено в обзоре.

Такая личная заинтересованность могла повлиять на объективность и беспристрастность исполнения этим должностным лицом своих обязанностей при осуществлении им своих должностных полномочий, поэтому она свидетельствует о возникновении у него конфликта интересов. Поскольку начальник отдела не уведомил о наличии личной заинтересованности, он был уволен в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, а материалы проверки были направлены в правоохранительные органы.

Читайте также:
Должностная инструкция экономиста: ведущего, главного, бухгалтера бюджетного учреждения

Эксперты «АГ» прокомментировали содержание обзора

Партнер юридической компании Law&CommerceOffer Виктория Соловьёва назвала наиболее интересной ситуацию конфликта интересов, возникшего при осуществлении госслужащим организационно-распорядительных функций. «Впервые в обзоре отмечено решение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов указать работникам кадрового подразделения на необходимость уведомления подразделения федерального государственного органа, ответственного за профилактику коррупционных и иных правонарушений, об оказании руководителем учреждения давления в целях сокрытия правонарушения. В свою очередь, такое указание комиссии повлекло применение к ответственным работникам кадрового подразделения меры ответственности в виде замечания», – отметила она.

Эксперт добавила, что ни в более ранних обзорах практики правоприменения в сфере конфликта интересов № 1 и 2, ни в Письме Минтруда России от 15 октября 2012 г. № 18-2/10/1-2088 и в Памятке Управления делами Президента РФ не содержится подобных указаний и примеров. «При этом кадровые службы административно-государственных органов и организаций муниципальных образований обязаны участвовать в работе по недопущению и ликвидации конфликтов интересов в пределах своей компетенции. Так, в функции кадровых служб входят организация проведения служебных проверок и участие в деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов. Важно, что Минтруд привлек внимание к необходимости работников кадровых служб государственных органов оперативно реагировать на правонарушения со стороны руководителя и сообщать о фактах, свидетельствующих о наступлении конфликта интересов», – подытожила Виктория Соловьёва.

Старший юрист корпоративной и арбитражной практики АБ «Качкин и Партнеры» Ольга Дученко отметила, что обзор содержит выводы, которые могут оказать существенное влияние на практику, причем не только в сфере конфликта интересов в государственных и муниципальных органах. «В нем обобщена правоприменительная практика, по сути, определено, что входит в предмет доказывания по спорам, связанным с конфликтом интересов, приведены примеры того, что именно образует личную заинтересованность должностного лица, которая может повлиять на объективность и беспристрастность исполнения им своих обязанностей. Указанный документ позволит унифицировать соответствующую правоприменительную практику», – пояснила эксперт. Она особо выделила дело о конфликте интересов при осуществлении государственных закупок.

Адвокат МКА «СЕД ЛЕКС», старший партнер «Альтависта» Валерия Аршинова отметила, что случаи возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, предотвращаются в целях недопущения причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ или самого государства. «Предотвращение или урегулирование конфликта интересов является обязанностью нанимателя, и невыполнение гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, необходимых мер является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы в связи с утратой представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения Закона о противодействии коррупции (п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе РФ)», – пояснила эксперт.

По словам адвоката, примером подобного правонарушения может быть создание ответственным госслужащим своим бездействием и отсутствием должного контроля при выполнении хозяйственных операций условий при заключении госконтрактов для систематического получения государственными служащими, находящимися в его подчинении, взяток от предпринимателей, заключивших государственные контракты на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд государственного органа.

«Ситуации, когда необходим контроль со стороны государства, ежедневно возникают на практике, что требует для их рассмотрения единого подхода. В Обзоре приведены примеры наиболее часто встречающихся ситуаций личной заинтересованности, и, как в нем указано, он направлен “на унификацию представления информации при формулировании рассматриваемых на заседаниях комиссий вопросов о соблюдении требований об урегулировании конфликта интересов”. Следовательно, такой документ имеет важное значение в рассматриваемой сфере правоотношений», – заключила Валерия Аршинова.

Конфликт интересов в бизнесе: когда может возникнуть и как предотвратить

Аналитики компании A1, оценив количество судебных исков, сообщений о корпоративных спорах и число компаний, в которых возможны конфликты, предсказывает повышение уровня конфликтности деловой среды в России к концу 2020 года. В прошлом году этот показатель вырос на 36 % по сравнению с 2018-м.

Рост конфликтов может быть вызван нормализацией судебных заседаний и новой волной слияний и поглощений из-за неплатежеспособности предпринимателей.

С конфликтами интересов сталкиваются большинство компаний, и чаще всего они связаны с разногласиями между совладельцами или со столкновением личных интересов сотрудника и интересов бизнеса. Особо опасны корпоративные споры для малого и среднего бизнеса, который меньше защищен от финансовых колебаний и не может рассчитывать на поддержку государства.

Самые известные примеры конфликтов интересов приводят к многомиллиардным убыткам. Это могут быть конфликты между бывшими и нынешними акционерами, как в случае «Роснефти» и АФК «Система», когда первая компания потребовала у второй выплатить 170,6 млрд руб. за причиненные убытки при реорганизации «Башнефти». Конфликт длился почти 8 месяцев и разрешился мирно — «Роснефть» получила 100 млрд руб. и с АФК были сняты обеспечительные меры.

Читайте также:
Код вычета 501 в справке 2-НДФЛ

Другой случай — конфликт между основателями Модульбанка и основным акционером. Основатели обвинили последнего в необоснованном обогащении и потребовали его вернуть 650 млн руб. В результате стороны вышли из капитала и вернули акционеру 22,5 % акций без переоценки стоимости.

Мы поинтересовались у самих предпринимателей и юристов:

Как конфликт интересов регулируется законодательством

Закон подразумевает под конфликтом интересов ситуацию, при которой личная выгода предпринимателя влияет на его профессиональные действия и наносит ущерб интересам компании (ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ).

Это может быть выбор контрагента или прием нового сотрудника среди родственников и партнеров, предоставление им доступа к корпоративной тайне.

С какими конфликтами интересов сталкиваются предприниматели

Теймур Керимов, генеральный директор краудлендинговой платформы «Город денег», отмечает, что конфликт интересов встречается практически в любом бизнесе и часто связан с неправильным распределением функций в организации. Конфликт интересов может ярко проявиться при работе по KPI , когда сотрудник получает бонус за количество, а несет ответственность за качество.

Владимир Серкин, начальник департамента внутреннего аудита Undiclosed, выделяет конфликты двух типов.

1. Столкновение личных интересов и интересов компании

В этом случае директор по закупкам может выбрать компанию жены в качестве победителя тендера, даже если это не самый сильный участник.

2. Противоречие между профессиональными интересами

Такой тип конфликта может возникнуть, если директор по продажам не оценивает тщательно благонадежность покупателей и совершает сомнительную сделку, чтобы добиться высоких показателей продаж.

Только в 40 % случаев наличие нескольких совладельцев положительно влияет на деятельность компаний, указывает Александр Высоцкий, основатель Visotsky Consulting. Конфликт интересов между партнерами часто связан с тем, что в компании нет четкого распределения задач и единой постановки целей, нет общего представления о приоритетах в развитии компании. Часто отношения между совладельцами портятся, когда компания растет, и в этом случае бизнес терпит ущерб.

В 2007 году предприниматель продал свою долю в предприятии «Герольдмайстер» своему совладельцу, потому что у партнеров не совпадали взгляды на ведение бизнеса. Высоцкий считал, что для расширения бизнеса ему нужно открывать производственные подразделения в России и в Европе, его партнер не поддерживал инициативу.

Только со временем я понял, что настоящей причиной конфликта была изначальная разница в наших личных целях. Для моего партнера целью создания этого бизнеса была жажда творческого самовыражения, для меня — желание создать по-настоящему успешную компанию, имеющую мировое признание, – говорит Высоцкий.

Предприниматель советует по возможности минимизировать разногласия между совладельцами, прежде чем менять что-то в компании, иначе можно ждать новых разногласий и убытков. В Visotsky Consulting берутся выполнять работу, только если в проекте участвуют все совладельцы, и не проводят консалтинг в компаниях, где между совладельцами есть разногласия.

Как возникают конфликты в бизнесе

Юрист и медиатор Александра Чирикал отмечает три точки входа в конфликты в бизнесе:

  1. несовпадение интересов и потребностей партнеров;
  2. неравное соотношение долей и нестабильная экономическая обстановка;
  3. отказ одного из супругов дать согласие на продажу доли компании.

Эксперт приводит пример, когда клиент смог договориться со своим совладельцем только после того, как один из партнеров выкупил долю второго. Лично договориться у предпринимателей не получалось.

При соотношении долей в обычном ООО, да ещё и с типичным непродуманным уставом компании приходят к ситуации, когда договориться очень трудно, — говорит Чирикал. – В моем случае партнерам было сложно подавить сильные эмоции, чтобы мыслить логически и действовать, исходя из своих потребностей. Из-за сильных эмоций росло недоверие друг к другу.

Джорджо Парола, первый вице-президент холдинга Mikro Kapital, считает, что конфликт интересов часто связан с тем, что интересы и задачи сотрудников не совпадают. Например, сотрудники получают бонусы за прибыль, но оценивают качество своей работы по объему портфеля. В этом случае большинство усилий сотрудники направляют на достижение личных целей, а не на пользу компании — это не всегда наносит ущерб, но и не работает на основную цель бизнеса.

Для решения этой проблемы Парола предлагает выстроить систему мотивации и систему контроля и следить за тем, чтобы мотивация сотрудников была направлена на выполнение задач, которые идут на благо компании

Как предупредить конфликт интересов и разрешить уже созревшие споры

Конфликт интересов или даже риск его возникновения очень опасны для эффективной работы компании, – считает Теймур Керимов. – Не надо сидеть и ждать, когда вспыхнет пожар и принесет убытки, нужно начинать действовать сразу.

Индивидуальная мотивация сотрудников

Керимов советует минимизировать риск возникновения конфликта интересов с помощью индивидуальной мотивации сотрудников. Например, менеджер, который работает с клиентами, заинтересован в их привлечении, а подразделение рисков заинтересовано в формировании качественного портфеля.

Чтобы избежать конфликта интересов, привлеченцы должны быть заинтересованы не только продавать, но и привлекать максимально качественных клиентов, а рисковики — не только в «качестве» клиента, но и в проценте одобрений, то есть при рассмотрении заявок применять не формальный подход, а индивидуальный, — говорит Керимов. – В такой ситуации главное — обеспечить продавцов потоком клиентов, а рисковиков — инструментами и механизмами, которые позволяют максимально быстро принимать качественные решения.

Оценить эффективность системы мотивации поможет внутренний аудит или методолог, который будет следить за нарушениями.

Читайте также:
Командировка на личном автомобиле: как оформить, документы

Выявление назревающих конфликтов

Руководитель должен отслеживать каждый этап работы команды и регулировать назревающие конфликты.>

Важно привлекать хороших клиентов, чтобы не перегружать ненужной работой службы, которые проводят анализ, и позволить подразделению рисков отсеивать только действительно ненадежных клиентов.

Умный поиск клиентов для бизнеса. Подберите организации, которым подходит ваш товар или услуга. Исключите неплатежеспособных.

Каждый сотрудник может предложить новые показатели как для себя, так и для коллег, — добавляет Керимов. – KPI — это инструмент, измеряющий эффективность работы, но слепое следование ему может негативно сказаться на итоговом результате.

Ольга Туренко, адвокат адвокатской конторы «Бородин и Партнеры», предупреждает, что самый опасный конфликт интересов — латентный, то есть скрыто протекающий. Именно поэтому важно постараться убедить сотрудников добровольно раскрывать конфликты.

Составление локальных нормативных актов

Конфликт интересов легко предупредить с помощью локальных нормативных актов. В них можно закрепить должностные инструкции конкретных работников или общее положение о конфликте интересов для всех сотрудников. Туренко советует закрепить в должностной инструкции обязанность работника сообщить о конфликте интересов своему работодателю под угрозой увольнения (ст. 81 ТК РФ).

Нормативные акты позволят обязать сотрудников сообщать о конфликте интересов, благодаря этому сокрытие конфликта будет наказываться, а компания сможет управлять раскрытыми конфликтами — например, отстранит члена тендерного комитета от голосования по выбору победителя, если одна из компаний-участников принадлежит его жене. Также полезно периодически проводить проверки на наличие конфликта интересов, — говорит Владимир Серкин.

Правило «четырех глаз»

Виктор Миронов, управляющий директор консультационной группы «Тим», советует использовать правило «четырех глаз», популярное у его европейских клиентов. Согласно этому правилу, все важные документы должны быть подписаны двумя менеджерами, один из которых может задавать вопросы о выборе подрядчика и обосновании цены. В этом помогут правила и процедуры идентификации и верификации контрагентов KYC (know your counterparty — «знайте своих контрагентов»).

Проверка контрагентов на банкротство, арбитражные дела и долги. Подбор клиентов и поставщиков.

Полезно убедиться, как давно контрагент на рынке, какая у него репутация, связан ли он с кем-то из руководителей или сотрудников компании. Для клиентов «Тим» контрагентов проверяют по анкете, в которую входят более 30 пунктов. Это позволяет снизить риски возникновения конфликта интересов, неисполнения договоров и налоговых претензий.

Невозможно обезопасить себя на 100 %, но можно максимально снизить риски, не создавая пространства для злоупотреблений, которые возникают при бесконтрольности и непрозрачности системы принятия решений, — говорит Виктор Миронов. – Правила дорожного движения и светофоры спасают жизни, а следовать их предписаниям не так уж и трудно.

Согласование вариантов поведения в спорах

Александр Высоцкий отмечает несколько способов предотвращения конфликта интересов между совладельцами. Он советует выбрать того, кто будет ставить изначальные цели в компании, распределить области ответственности между владельцами, заключить письменное соглашение между всеми владельцами с их целями сотрудничества и функциями.

В трех компаниях я подписал соглашения, в которых было указано, кто ставит цели, как прекращается сотрудничество, как наследуются доли в компании в случае смерти одного из владельцев. Я потратил пару месяцев, чтобы добиться согласия совладельцев, — признается Высоцкий.

Чтобы избежать конфликтов в бизнесе, Александра Чирикал советует составлять корпоративный договор, ограничивать в уставе приобретение долей, например, запретить выход из ООО на период становления бизнеса и составлять брачный договор.

Корпоративный договор помогает партнерам выработать понятные правила поведения на определенный период времени и заранее предложить согласованные варианты поведения в спорной ситуации, например, закрепить порядок дополнительного финансирования для дальнейшего развития компании, указать процент, который внесет каждый из партнеров в зависимости от показателей финансовой деятельности. При убытках партнеры могут подумать об увеличении уставного капитала, привлечении займов участников компании.

На время можно запретить отчуждение долей в уставном капитале в пользу третьих лиц.

В корпоративном договоре можно предусмотреть миролюбивые способы урегулирования противоречий при возникающих патовых и спорных ситуациях, такие как приглашение независимого переговорщика (эксперта, возможно медиатора) для урегулирования конфликта, — говорит Чирикал. – Другой крайностью будет использование опционной структуры, например, при не достижении заранее закрепленных целевых показателей финансовой деятельности предприятия закрепление обязанности выкупа доли уставного капитала компании.

Медиатор советует предотвращать конфликты, а если они уже возникли, обращаться к профессионалам и стараться урегулировать конфликт с помощью переговоров или медиации до суда.

Читайте также:
Как восстановить трудовую книжку при утере

Связывание бонусов с прибылью

Джорджо Парола предлагает вводить в компаниях максимально прозрачную систему мотивации, когда сотрудник понимает, за что он получает бонусы. Кроме того, система мотивации должна быть направлена в первую очередь на приоритетную задачу — например, на увеличение прибыли.

Система мотивации должна быть максимально понятной, — объясняет Парола. – Нужно избегать сложных расчетов, при которых сотрудники не понимают системы бонусов. Также она должна строиться на рыночных принципах, то есть соответствовать предложению конкурентов. Можно делать бонус ниже рынка, если это востребованный продукт, который несложно продавать. И наоборот, выше рынка, если продукт очень сложно продать.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Как выявить личную заинтересованность и конфликт интересов в госзакупках

Личная заинтересованность — это наличие у сотрудника возможности для получения выгоды. В мае министерство труда утвердило методику, содержащую рекомендации по выявлению этого нарушения и конфликта интересов у сотрудников, деятельность которых связана с размещением заказа по 44-ФЗ или 223-ФЗ.

Скачать федеральный закон 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции»
Скачать методические рекомендации Минтруда по выявлению личной заинтересованности в закупках

Личная заинтересованность и конфликт интересов: в чем разница

Под личной заинтересованностью понимают получение выгоды (ч. 2 ст. 10 273-ФЗ от 25.12.2008):

  • в денежной форме;
  • в виде имущества или имущественных прав;
  • услуг имущественного характера;
  • результата выполненных работ;
  • иные выгоды.

Конфликт интересов возникает, когда личная заинтересованность оказывает влияние на решения, которые сотрудник принимает во время исполнения своих служебных обязанностей.

Чем регулируется

Основные документы, которые регламентируют методы борьбы с личной заинтересованностью и конфликтом интересов в сфере размещения заказа:

  1. Федеральный закон 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции».
  2. Методические рекомендации Минтруда, которые содержат комплекс мер по выявлению возможности получения выгоды у специалистов по госзаказу и других лиц из группы риска.

Предупреждение коррупции по 273-ФЗ

Госслужащим на основании положений 273-ФЗ запрещено:

  • хранить денежные средства и ценности в зарубежных банках;
  • вести бизнес, управлять зарубежными компаниями и получать от них награды;
  • получать выгоду в натуральном или денежном выражении от выполнения своих обязанностей, в том числе спонсорскую помощь при выездах за границу;
  • быть поверенным и лоббировать частные интересы;
  • совмещать работу с другой должностью или деятельностью, которая подлежит оплате, исключения: творчество, наука, преподавание, если деятельность ведется не от лица власти;
  • использовать служебную информацию в своих целях.

По закону 273-ФЗ «О противодействии коррупции» госслужащие обязаны:

  1. Отчитываться о доходах и расходах (в том числе близких родственников).
  2. Информировать руководство о склонении к взятке.

Что рекомендует Минтруд

Методика Министерства труда распространяется на организации, которые выступают в роли заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ, и рекомендует комплекс дополнительных мер по предупреждению взяточничества, в который входят:

  1. Назначение ответственным за реализацию мер сотрудника (или сотрудников), в обязанности которого (которых) входит предупреждение коррупции.
  2. Обучение сотрудника на курсе повышения квалификации в сфере закупок.
  3. Обеспечение ответственному лицу доступа к информации, которая имеет отношение к закупкам.
  4. Проведение профилактических мероприятий.
  5. Комплексный анализ данных.
  6. Подготовка компетентного заключения и передача сведений руководителю компании и тендерной комиссии.

Как выявить конфликт интересов и личную заинтересованность

Пошаговая инструкция, как выявить конфликт интересов и личную заинтересованность на основе методики Министерства труда, состоит из нескольких шагов.

Шаг 1. Составить список сотрудников, которые имеют отношение к закупочной деятельности компании. Например:

  • руководитель учреждения;
  • контрактный управляющий;
  • члены тендерной комиссии;
  • завхоз или главный инженер, которые составляют техническое задание.

Шаг 2. Включить этих сотрудников в список лиц, которые отчитываются о доходах, расходах, имуществе и обязательствах (в том числе близких родственников).

Шаг 3. Собрать информацию о работниках из группы риска и их близких родственниках, источниками могут послужить:

  • трудовая книжка, анкета, личная карточка сотрудника;
  • форма предоставления информации о сайтах, на которых работник размещал информацию;
  • сведения о доходах, расходах, имуществе, обязательствах;
  • информация о работнике, которая присутствует в свободном доступе в интернете.

Шаг 4. Сформировать профиль на сотрудников из группы риска.

Шаг 5. Определить список тендеров и участников закупок группы риска исходя из:

  • суммы закупки;
  • наличия жалоб или предписаний контрольных органов и вышестоящих инстанций;
  • наличия запросов на разъяснение положений тендерной документации.

Шаг 6. Ознакомиться с информацией о тендерах из группы риска на сайте ЕИС.

Шаг 7. Собрать информацию об участниках закупок из реестра контрактов и документов, которые находятся в ведении сотрудников финансовой группы:

  • учредительные документы участников тендеров;
  • выписки из ЕГРЮЛ;
  • приказы о назначении руководителя, протоколы собрания или решения.
Читайте также:
Компенсация морального вреда в трудовом праве

Шаг 8. Сформировать профиль участников закупок.

Шаг 9. Провести комплексный анализ данных и принять решение о наличии или отсутствии у работника личной заинтересованности или конфликта интересов. Определить порядок действий на этот случай.

Кроме того, методика Минтруда рекомендует периодически проводить профилактические мероприятия:

  1. Семинары для сотрудников из группы риска, на которых проводить разъяснения:
    • сути понятий «конфликт интересов» и «личная заинтересованность»;
    • как уведомлять ответственного сотрудника о возникновении этих ситуаций;
    • об ответственности за получение выгоды при проведении закупок.
  2. Проработать возможные ситуации злоупотребления. Примеры размещены на сайте Минтруда.
  3. Ежегодно проводить оценку знаний работников компании по вопросам злоупотребления служебными обязанностями и ответственности за эти нарушения.
  4. Вести личный прием жалоб от поставщиков на закупочную деятельность организации или реализовать другой способ сбора данных — горячую линию, электронную почту и т. п.
  5. Проинформировать сотрудников из группы риска о необходимости добровольного представления декларации о возможной личной заинтересованности.

Что делать при выявлении конфликта интересов

При выявлении конфликта интересов методикой Минтруда рекомендовано:

  • провести беседу с работником компании (с его согласия);
  • взять с работника объяснения по этому вопросу (с его согласия);
  • собрать сведения о соблюдении работником этики служебного поведения;
  • провести комплексный анализ данных, которые были получены, в том числе сведений из профиля работника, если он внесен в группу риска;
  • передать результаты комплексного анализа руководителю учреждения и тендерной комиссии;
  • усилить контроль за тем, как сотрудник выполняет свою работу.

Что делать при выявлении личной заинтересованности

Работника, который допустил нарушение и получил выгоду от своего служебного положения, привлекают к ответственности. В этой ситуации должностные лица (или отдел), которые отвечают в организации за предупреждение коррупционных нарушений, знакомят других работников компании со взысканием, которое получил нарушитель.

Опыт работы в сфере госзаказа более 10 лет (скорая помощь, театр им. Н.П. Акимова, Биржа — торги для Газпрома, Транснефти). Высшее образование по специальности «Финансы и кредит» (Университет при МА ЕВРАЗЭС), дипломированный эксперт по госзакупкам.

5 этапов выявления конфликта интересов в закупках

Сфера закупок связана со значительным объемом средств, выделяемых как бюджетной системой, так и частным сектором, и поэтому для нее характерен серьезный уровень коррупционных нарушений. Как правило, к подобным нарушениям приводит личная заинтересованность участников закупочной деятельности. Разберемся, как правильно организовать работу по выявлению и предупреждению конфликта интересов и выстроить соответствующую комплаенс-систему.

В мае 2020 г. Минтруд России утвердил Методические рекомендации, где даны руководящие указания организациям, закупающим товары, работы или услуги в соответствии с федеральными законами от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) и от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ). Задача рекомендаций — оказать консультативную помощь в работе, направленной на выявление личной заинтересованности государственных и муниципальных служащих и сотрудников компаний при осуществлении закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Меры по выявлению и урегулированию личной заинтересованности должны приниматься прежде всего организациями, участвующими в закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд, поскольку требование о недопущении конфликта интересов установлено для них на законодательном уровне (п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). Однако данные рекомендации применимы к любой компании, которая взаимодействует с контрагентами, поскольку неурегулированный конфликт может привести к серьезным последствиям: взяточничеству, внутреннему (корпоративному) мошенничеству и другим коррупционным явлениям. А это повлечет для компании серьезные финансовые потери и ущерб ее репутации, а также риск административной и даже уголовной ответственности.

Помимо этого, любая компания независимо от формы собственности и сферы деятельности обязана разрабатывать и принимать меры по противодействию коррупции (ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», далее — Закон о противодействии коррупции). В их число входят и направленные на предотвращение и урегулирование конфликта интересов.

Организовать эту работу поможет алгоритм, включающий пять этапов.

Система по выявлению личной заинтересованности требует больших ресурсов: от штата сотрудников до времени, затраченного на обработку и анализ информации. Причем с ростом оборота увеличиваются и затраты на такой контроль.

Определение понятий

Личная заинтересованность — возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера или каких-либо выгод (преимуществ) как непосредственно самим служащим, так и состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родственниками, друзьями, знакомыми и т. д.). Ситуация личной заинтересованности может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение лицом его должностных (служебных) обязанностей, то есть привести к конфликту интересов (ч. 2 ст. 10 Закона о противодействии коррупции).

Конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) (ч. 1 ст. 10 Закона).

Читайте также:
Коллективные переговоры – порядок ведения

Этап 1. Определение субъектов, ответственных за организацию работы по недопущению конфликта интересов

Этап 2. Выявление направлений проверки и определение круга подлежащих ей лиц

Нередко встречаются также случаи, когда в закупке товаров, являющихся результатами интеллектуальной деятельности, участвуют работники, чьи родственники или иные лица, с которыми у него корпоративные, имущественные или иные близкие отношения, владеют исключительными правами.

Этап 3. Сбор информации и формирование профилей работников, участвующих в закупке

Рекомендуется сформировать профиль каждого работника, участвующего в закупочной деятельности, и включить таких сотрудников в перечень лиц, обязанных представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также подобную информацию об их супругах и несовершеннолетних детях. Эти данные — базис для выявления возможной заинтересованности. Однако для полноценного и комплексного анализа и построения цепочки связей их может быть недостаточно.

Для информации

Этап 4. Перекрестный анализ

Обратите внимание

Примеры индикаторов приведены в материалах «Серая книга», подготовленных проектом ОНФ «За честные закупки» и размещенных на сайте zachestnyezakupki.onf.ru.

Отдельное внимание подразделение ПКП уделяет информации о субподрядчиках (соисполнителях) по контракту. Перекрестный анализ их профилей с профилями работников позволяет найти возможные связи, свидетельствующие об имеющейся у последних заинтересованности, в частности в участии соответствующих лиц как субподрядчиков (соисполнителей).

Может быть проведена также проверка для установления фактов нарушений Закона о противодействии коррупции. Например, фактов навязывания услуг — понуждения со стороны работника заключить договор субподряда с аффилированной с ним организацией.

Этап 5. Профилактика коррупционных рисков

Помимо аналитической работы значительное внимание следует уделять также профилактике.

В этом документе необходимо раскрыть следующие аспекты конфликта интересов:

  • предупреждение, то есть систему антикоррупционных мер, благодаря которой работнику будет труднее попасть в ситуацию такого конфликта;
  • выявление — например, посредством установления декларирования или самостоятельного анализа информации сотрудниками подразделения ПКП;
  • урегулирование, то есть принятие организационных мер, таких как усиление контроля за исполнением трудовых обязанностей.

Одновременно подразделению ПКП целесообразно не реже раза в год проводить обучающие семинары, чтобы проинформировать участвующих в закупках работников:

  • о понятиях «конфликт интересов» и «личная заинтересованность»;
  • обязанности принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
  • порядке уведомления о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных (служебных) обязанностей, которая приводит или может привести к такому конфликту;
  • ответственности за неисполнение этой обязанности.

Аналогичную работу проводят с теми, кому впервые поручено осуществлять деятельность по закупкам.
После тренингов следует провести оценку полученных работником знаний, чтобы определить процент усвоенной им информации. Это может быть тестирование с перечнем открытых и закрытых вопросов.

Конфликт интересов в коммерческой организации

Понятие конфликта интересов на работе применяется в российском правовом поле преимущественно для ситуаций, связанных с несением государственной службы и коррупционными либо потенциально несущими угрозу национальному благосостоянию действиями. Однако, законодательство также предполагает возможность возникновения конфликта интересов и в коммерческой организации, что также предусматривает отдельные механизмы правового регулирования в данном случае.

Конфликт интересов на работе — что это такое

Понятие конфликта интересов в первую очередь связано с возникающими в ходе рабочей деятельности или несения государственной службы разногласиями между обязанностями сотрудника или служащего, связанными с работой, и его другой деятельностью — семейной, общественной или коммерческой. В целом, оно подразумевает ситуацию, в которой возможно само появление такого воздействия — далеко не всегда предусматривающего реальное нанесение ущерба интересам работодателя, общества или государства. Однако, намного проще устранить саму возможность таковых неправомерных действий, чем разбираться с её последствиями — именно поэтому недопущение конфликта интересов достаточно глубоко рассматривается российским антикоррупционным законодательством.

В то же время не только на государственной службе может возникнуть конфликт интересов. В коммерческих организациях подобные ситуации также могут возникнуть и по факту возникают достаточно часто. В качестве примера можно привести следующие наиболее распространенные случаи:

  • Выбор ответственным работником в качестве контрагента своего близкого человека или коммерческого партнёра. Например, сотрудник может принять решение заказать материалы для компании-работодателя у своего знакомого, или даже — у собственной фирмы.
  • Прием на работу нового работника. Кадровый сотрудник, да и многие непосредственные руководители структурных подразделений могут упростить трудоустройство своего родственника или партнёра.
  • Получение доступа к информации, составляющейтайну. Если работник имеет доступ к коммерческой тайне компании, и при этом имеет других коммерческих партнёров или родственников, являющихся конкурентами или просто представляющих иные компании, для которых данная информация может быть полезна — эта ситуация также может являться конфликтом интересов.

Конфликт интересов в коммерческой организации — законы и нормативы

Согласно нормативам российского законодательства, непосредственно понятие конфликта интересов используется преимущественно в тех документах и актах, которые посвящены антикоррупционной деятельности в отношении служащих государственного или муниципального аппарата. Однако, это не отменяет фактической возможности существования конфликта интересов и в коммерческой организации. Так, в статье 81 Трудового кодекса РФ на работодателя возлагается право уволить сотрудника, если он не предпринял никаких мер по недопущению конфликта интересов.

Читайте также:
Как уволить начальника с работы

Непосредственно же иные аспекты правового регулирования конфликта интересов на работе, а также нормативов, согласно которым регламентируется определение таковых ситуаций, устанавливаются самим работодателем. В частности, есть возможность принятия отдельных локальных нормативных актов. Подобные документы могут принимать различные формы — как общего положения о конфликте интересов, действующего на всех работников предприятия, так и быть отдельной составляющей частью должностных инструкций тех работников, в отношении которых конфликт интересов может повлечь за собой ущерб работодателю.

Однако отдельно необходимо отметить важную информацию для кадровых специалистов. В частности, при приеме бывшего госслужащего на работу, именно его работодатель и сотрудники отдела кадров должны обеспечить отсутствие фактического возникновения конфликта интересов в связи с прошлым местом службы нанимаемого работника.

Мероприятия по недопущению и устранению конфликта интересов в бизнесе

Учитывая, что большинство вопросов, связанных с урегулированием конфликта интересов в бизнесе, возлагаются на работодателей, именно они решают, как будут устраняться подобные случаи. Необходимо отметить, что сам по себе данный конфликт не всегда означает возникновение реального ущерба. Даже преследуя собственные интересы, например, сотрудник может заключить контракт с близким человеком, который при этом одновременно будет и наиболее выгодным для самой компании. Однако, как уже было указано ранее — далеко не всегда подобные случаи могут закончиться выгодой для работодателя, а не самого работника.

В связи с этим основной мерой предупреждения последствий конфликта интересов является его недопущение. В частности, работник при возможном возникновении конфликта интересов может быть обязан уведомить о данной ситуации своего работодателя и делегировать обязанность по принятию решений на иное должностное лицо предприятия. Или же — предоставить более подробные и обоснованные доказательства необходимости предпринять предложенные им варианты действий.

В случае, когда сотрудник не уведомит о конфликте интересов, работодатель вправе расторгнуть с ним трудовой договор по собственной инициативе. Исключение в данном случае составляют лишь беременные сотрудницы — даже если их действия привели к конфликту интересов, расторгнуть трудовой договор по инициативе работодателя с подобными трудящимися невозможно. При этом прекращение трудовых взаимоотношений или применение дисциплинарного взыскания при конфликте интересов в коммерческой организации, в отличие от госслужбы, является не обязанностью, а правом работодателя.

Конфликт интересов на муниципальной службе – что это, порядок урегулирования

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Методика Генеральной прокуратуры РФ “Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе. Памятка для служащих”

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) служащего влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей.

При этом может возникнуть противоречие между личными интересами государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства.

ЛИЧНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ – это возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера или каких-либо выгод/преимуществ как непосредственно самим служащим, так и состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родственники, друзья, знакомые и т.д.).

СЛУЖАЩИЙ ОБЯЗАН принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. О возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения (как только ему станет об этом известно) служащий обязан в письменной форме уведомить представителя нанимателя/работодателя.

В случае, если служащий владеет ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать их в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ НАНИМАТЕЛЯ/РАБОТОДАТЕЛЬ, если ему стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ и УРЕГУЛИРОВАНИЕ конфликта интересов осуществляются путем отвода или самоотвода служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также может состоять в изменении должностного или служебного положения вплоть до отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

НЕПРИНЯТИЕ государственным или муниципальным служащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим его увольнение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Жесткость такой санкции обусловлена недопущением причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации и представляется оправданной с учетом последствий неурегулированного конфликта интересов.

Читайте также:
Корпоративное обучение: что это

За непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов служащие могут быть привлечены к следующим видам ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ:

– увольнение в связи с утратой доверия;

– предупреждение о неполном должностном соответствии;

При решении вопроса о привлечении служащего к дисциплинарной ответственности должны учитываться характер совершенного коррупционного правонарушения, его тяжесть и обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнения им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей.

ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ осуществляют надзор за исполнением федерального законодательства, в том числе законодательства о противодействии коррупции.

В частности, в рамках надзорной деятельности прокурорами выявляются факты конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.

Так, в 2016 году прокурорами выявлено 2,5 тыс. нарушений антикоррупционного законодательства, связанных с неурегулированием конфликта интересов.

В целях их устранения прокурорами внесено более 1 тыс. представлений, по результатам рассмотрения которых 728 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, в том числе 56 государственных, муниципальных служащих и иных должностных лиц уволено в связи с утратой доверия.

В 2016 году за нарушения, связанные с неурегулированием конфликта интересов, по представлениям прокуроров привлечены к дисциплинарной ответственности следующие должностные лица:

МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ РЯД КЛЮЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ, В КОТОРЫХ ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ ЯВЛЯЕТСЯ НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНЫМ.

– выполнение отдельных функций государственного или муниципального управления, а также осуществления контрольно-надзорной деятельности в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего;

– нахождение родственников и иных близких лиц в служебной зависимости от должностного лица, неправомерное назначение их на должности, выплата им вознаграждений, принятие иных необоснованных решений кадрового характера;

– участие должностных лиц в коммерческих организациях, в отношении которых осуществляется контрольная или надзорная деятельность;

– заключение государственных или муниципальных контрактов на выполнение работ или оказание услуг с исполнителями, являющимися родственниками или иными близкими лицами служащего;

– предоставление со стороны служащего аффилированным лицам государственных или муниципальных услуг, грантов, субсидий из средств соответствующих бюджетов, выделение земельных участков для строительства объектов недвижимости и распределении иных ограниченных ресурсов;

– владение служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций).

Анализ показал, что во всех случаях конфликт интересов обусловлен определенными действиями (бездействием) чиновников в отношении аффилированных к ним лиц как физических, так и юридических. В основном выявленные факты связаны с возможностью оказания преференций себе либо близким родственникам.

Примеры ситуаций конфликта интересов

Выполнение отдельных функций государственного или муниципального управления, а также осуществления контрольно-надзорной деятельности в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

Руководителем Управления Роскомнадзора по Республике Бурятия было рассмотрено несколько дел об административных правонарушениях в области связи и информации, совершенных ее супругом, который являлся руководителем направления республиканского филиала одного из крупнейших сотовых операторов России. В нарушение закона мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов чиновница не приняла и, имея личную заинтересованность в разрешении данных дел, самоотвод не заявила. В итоге по каждому из дел назначила нарушителю минимальные наказания в виде предупреждений. По требованию Генеральной прокуратуры приказом Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации чиновница была уволена в связи с утратой доверия.

Нахождение родственников и иных близких лиц в служебной зависимости от должностного лица, неправомерное назначение их на должности, выплата им вознаграждений, принятие иных необоснованных решений кадрового характера.

Главой администрации городского округа Челябинской области на должность руководителя одного из муниципальных унитарных предприятий принят тесть (отец супруги), которому главой органа местного самоуправления установлены оклад, размер стимулирующих и иных выплат, включая премии. После вмешательства прокурора, по результатам заседания комиссии по урегулированию конфликта интересов глава администрации привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора, его родственник – директор МУП уволен.

Участие должностных лиц в коммерческих организациях, в отношении которых осуществляется контрольная или надзорная деятельность.

По представлению прокуратуры Ивановской области уволена в связи с утратой доверия начальник управления по делам наружной рекламы администрации города в связи с наличием у нее конфликта интересов, связанных с участием в коммерческих организациях, осуществляющих деятельность в сфере рекламы.

Заключение государственных или муниципальных контрактов на выполнение работ или оказание услуг с исполнителями, являющимися родственниками или иными близкими лицами служащего.

После вмешательства прокуратуры Ульяновской области мер по утрате доверия освобожден от должности заместитель главы администрации муниципального образования, который не принял мер к урегулированию конфликта интересов в связи с участием в качестве заместителя председателя контрактной службы в проведении аукциона на ремонт водозаборной скважины, победителем которого был признан его родной брат – директор общества с ограниченной ответственностью.

Читайте также:
Кто подписывает трудовой договор с генеральным директором ООО

Предоставление со стороны служащего аффилированным лицам государственных или муниципальных услуг, грантов, субсидий из средств соответствующих бюджетов, выделение земельных участков для строительства объектов недвижимости и распределении иных ограниченных ресурсов.

Житель Пензенской области путем предоставления в областное Управление по развитию предпринимательства подложных документов получил как индивидуальный предприниматель государственную поддержку (грант) в сумме 300 тыс. рублей на развитие предпринимательской деятельности. Как установлено в ходе расследования уголовного дела (возбужденного по ч. 3 ст. 159 УК РФ по факту мошенничества), предпринимательскую деятельность он не осуществлял, в уполномоченный орган представил фиктивные договоры по ремонту автомобилей муниципального бюджетного учреждения. Выяснилось, что данные фиктивные договоры были подписаны по указанию начальника Управления социальной защиты населения администрации района, которая являлась матерью указанного индивидуального предпринимателя. После вмешательства прокурора чиновница уволена с муниципальной службы в связи с утратой доверия.

Прокуратурой Костромской области установлен конфликт интересов в деятельности главы муниципального района, повлекший злоупотребление служебным положением в целях получения выгоды в виде имущественных прав для своего сына. В нарушение требований земельного законодательства, предусматривающего порядок организации и проведения торгов по продаже земельных участков, глава района, действуя из корыстных целей, заключил договор купли-продажи земельного участка по выкупной цене чуть более 100 тыс. руб. со своим сыном, в результате чего земельный участок стоимостью не менее 700 тыс. руб. выбыл из распоряжения муниципального образования. По материалам прокурорской проверки в отношении чиновника возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 285 УК РФ, судом он отстранен от занимаемой должности.

Владение служащим ценными бумагами, банковскими вкладами.

Председатель Комитета градостроительства и архитектуры Вологодской области и его заместитель на протяжении нескольких лет принимали решения об использовании бюджетных средств в интересах связанных с ними коммерческих структур. При этом они не указали сведения о вхождении себя и членов своих семей в состав учредителей и владельцев долей в уставных капиталах этих организаций, а также не приняли мер к урегулированию конфликта интересов. По результатам рассмотрения представления прокурора должностные лица уволены губернатором области в связи с утратой доверия.

Заключение

Как показывает практика, в основе любого коррупционного правонарушения находится конфликт интересов лиц, занимающих публичные должности в системе государственного управления и обладающих в связи с предоставленными им государством полномочиями соответствующим влиянием, которое может быть использовано ими в личных интересах, в том числе вопреки интересам государства.

Основой правового регулирования конфликта интересов в любой сфере правоотношений является установление обязанности принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

В связи с этим стоящие перед органами прокуратуры задачи по осуществлению надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в части урегулирования конфликта интересов на государственной службе представляют особую актуальность.

Обзор документа

Генпрокуратура РФ разработала памятку для служащих о конфликте интересов на государственной и муниципальной службе.

Так, служащий обязан не допускать любую возможность возникновения конфликта интересов. О возникшем конфликте или о возможности его возникновения (как только ему станет об этом известно) служащий должен письменно сообщить представителю нанимателя/работодателю.

Если служащие не принимают меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, то они могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности.

Указаны ситуации, в которых конфликт интересов наиболее вероятен. Во всех случаях конфликт обусловлен определенными действиями (бездействием) чиновников в отношении аффилированных к ним физ – и юрлиц. В основном выявленные факты связаны с оказанием преференций себе либо близким родственникам.

Приведены примеры ситуаций конфликта интересов.

Конфликт интересов на государственной гражданской (муниципальной) службе: определение, способы его предотвращения и (или) урегулирования

Начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Самарской области

«Конфликт интересов на государственной гражданской (муниципальной) службе: определение, способы его предотвращения и (или) урегулирования»

– «Что понимается под конфликтом интересов?»

Определение конфликта интересов дано в части 1 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ).

Согласно данной нормы, под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

– «На кого распространяется данное определение?»

Данное определение применено законодателем для целей Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ), в части 1 статьи 19, и Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 25-ФЗ), в части 1 статьи 14.1, то есть, распространяется на государственных гражданских и муниципальных служащих.

Из содержания рассматриваемого определения следует, что обязательным условием наличия в действиях должностного лица конфликта интересов является наличие у него личной заинтересованности.

Читайте также:
Коллективные переговоры – порядок ведения

– «Как определить «личную заинтересованность»?»

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (подробно см. ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ).

Аналогичным образом данное определение личной заинтересованности применяется для целей Федерального закона № 79-ФЗ (часть 3 статьи 19) и Федерального закона № 25-ФЗ (часть 2 статьи 14.1), то есть, также распространяется на государственных гражданских и муниципальных служащих.

– «В чем выражается личная заинтересованность на практике?»

Личная заинтересованность означает возможность в сложившейся ситуации получить доходы, выгоды, преимущества.

1) Самим служащим.

Например, служащий обучается в образовательной организации, в отношении которой осуществляет контрольно-надзорные функции. Здесь имеет место личная заинтересованность, поскольку служащий в силу должностного положения может получить преимущества при обучении, в частности завышенные оценки своих знаний.

2) Лицами, состоящими со служащим в близком родстве или свойстве (близкими родственниками). К ним, как уже было сказано выше, относятся его родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей.

Например, служащий включен в состав конкурсной комиссии на замещение вакантной должности. Один из претендентов на эту должность – его сын. Возникает личная заинтересованность, так как сын может получить преимущество перед другими кандидатами.

Тот факт, что служащий расторг брак, не является безусловным основанием для вывода об отсутствии личной заинтересованности.

Например, бывшая супруга служащего была трудоустроена в возглавляемый им отдел. Суд выявил конфликт интересов, поскольку установил, что бывшие супруги продолжают проживать вместе и совместно воспитывают детей.

3) Организациями или гражданами, с которыми служащий и (или) его близкие родственники связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Например, мать супруги служащего была единственным участником общества. С данным ООО служащий от имени местной администрации подписал контракт и в дальнейшем принял работы по нему. В силу личной заинтересованности служащего организация получила доходы, выгоды и преимущества, также ей не были выставлены штрафы за просрочку работ.

К случаям возникновения личной заинтересованности относятся и ситуации, когда выгоду получают или могут получить иные лица, например друзья служащего, его родственников.

Какие меры нужно принять государственным гражданским и муниципальным служащим для предотвращения или урегулирования конфликта интересов?

Перечень таких мер не является исчерпывающим.

Вместе с тем, при наличии конфликта интересов или угрозы его возникновения служащий обязан предпринять следующие действия.

1) Сообщить представителю нанимателя (работодателю) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения (часть 2 статьи 11 Федерального закона N 273-ФЗ, пункт 12 части 1 статьи 15 Федерального закона N 79-ФЗ, пункт 11 части 1 статьи 12 Федерального закона N 25-ФЗ).

Для этого необходимо направить представителю нанимателя (работодателю) соответствующее уведомление.

2) При необходимости осуществить самоотвод (часть 5 статьи 11 Федерального закона N 273-ФЗ).

Случаи самоотвода и его порядок устанавливаются законодательством РФ. Однако в настоящее время такой документ на федеральном уровне не принят.

Представляется, что самоотвод может быть заявлен, например, если служащий является членом конкурсной комиссии на замещение вакантной должности госоргана, при этом один из кандидатов – его родственник.

3) Отказаться от выгоды, ставшей причиной возникновения конфликта интересов (часть 4 статьи 11 Федерального закона N 273-ФЗ, часть 3.1 статьи 19 Федерального закона N 79-ФЗ, часть 2.1 статьи 14.1 Федерального закона N 25-ФЗ).

Например, служащий получает бесплатные услуги, скидки от организаций, в отношении которых он осуществляет отдельные функции государственного управления.

Служащему следует отказаться от таких выгод вне зависимости от их размера.

4) Передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление, если владение ими приводит или может привести к конфликту интересов (часть 7 статьи 11 Федерального закона N 273-ФЗ, часть 2 статьи 17 Федерального закона N 79-ФЗ, часть 2.2 статьи 14.1 Федерального закона N 25-ФЗ).

Передача осуществляется в соответствии с гражданским законодательством РФ.

– «Каковы последствия для государственного или муниципального служащего за невыполнение антикоррупционного законодательства?»

Непринятие государственным гражданским (муниципальным) служащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение лица с государственной гражданской (муниципальной) службы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: