Изменение режима рабочего времени по инициативе работодателя, работника

10 ошибок при изменении условий трудового договора

Трудовой договор — основной документ, регламентирующий отношения между работником и работодателем. Когда в них что-то меняется, это должно находить отражение в договоре. Однако внести изменения в трудовой договор не так просто.

Трудовой договор предполагает четкую структуру и конкретное содержание. О том, каким должно быть это содержание, говорится в ст. 57 ТК РФ.

Содержание включает обязательные для включения в текст трудового договора сведения (о работнике, работодателе, самом договоре), обязательные условия и дополнительные условия.

Для работодателя важно, чтобы в конкретном договоре были отражены все обязательные сведения и условия. Что касается дополнительных условий, то они могут быть любыми, но при этом не снижать гарантии работника.

Чтобы убедиться в соответствии содержания трудового договора нормам Трудового кодекса, нужно:

  • Проверить, все ли обязательные сведения и условия включены в содержание договора.

Согласно ч. 1 ст. 57 ТК РФ, к обязательным сведениям относятся: ФИО работника; наименование компании; сведения о документах, удостоверяющих личность; ИНН работодателя; сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями (ст. 20 ТК РФ четко определяет, кто может выступать таким представителем); место и дата заключения трудового договора.

Обязательные условия тоже определены в ст. 57 ТК РФ. Это место работы, трудовая функция, дата начала работы, условия оплаты труда, режим рабочего времени и времени отдыха, гарантии и компенсации и др.

  • Если оказалось, что какие-то сведения отсутствуют, то нужно дополнить трудовой договор, руководствуясь ч. 3 ст. 57 ТК РФ.

Сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора — с помощью ручки, на любом свободном пространстве. Никакие дополнительные соглашения при этом составлять не нужно.

Что делать, если в трудовом договоре меняются сведения

Работодатели нередко путают обязательные сведения, перечисленные в ч. 1 ст. 57 ТК РФ, с условиями трудового договора.

В случае, если необходимо изменить сведения, то прежде всего нужно исходить из того, какие именно сведения меняются. Например, если это информация о работодателе, то нет никаких норм, обязывающих в течение какого-то времени или сразу вносить изменения о таких сведениях в трудовой договор.

Нет конкретных рекомендаций о том, как именно вносить изменения в сведения о работодателе. Некоторые это делают через дополнительные соглашения. Но лучше в сам текст договора внести недостающую информацию. Хотя если сотрудников в компании очень много, то логичнее выпустить приложение к трудовому договору.

Если меняются ФИО или паспортные данные работника и сам работник пишет заявление о том, чтобы эти сведения были внесены в трудовой договор, то вы должны выполнить его просьбу. Вот так выглядит Дополнительное соглашение к трудовому договору об изменении фамилии работника.

Как ошибаются работодатели, когда меняют условия трудового договора

На самом деле ошибок и вопросов при внесении изменений в трудовой договор гораздо больше, чем 10. Но есть наиболее распространенные случаи, которые требуют внимания.

1. Усложняют задачу, забывая о том, что все условия можно менять по соглашению сторон.

Соглашение сторон — это первый вариант, который нужно выбирать. При этом, конечно, важны согласие работника (ст. 72 ТК РФ) и наличие факта, что изменение не ухудшает положение работника по сравнению с предусмотренным законодательством.

Не нужно уведомлять работника за 2 месяца. Подготовьте проект дополнительного соглашения к трудовому договору.

2. Забывают об оформлении документов, фиксирующих изменения.

Главный документ, вносящий изменения, — это дополнительное соглашение к трудовому договору. Все остальные документы вроде письменного предложения работникам или письменного заявления от работника — опциональные документы. Важно и то, что не требуется никакого уведомления за 2 месяца.

В тексте дополнительного соглашения можно использовать разные формулировки: «пункт … изложить в такой-то редакции», «признать пункт … раздела … утратившим силу», «раздел дополнить пунктом (описать содержание)».

3. Меняют условие о трудовой функции, что в результате ухудшает положение работника.

Условие о трудовой функции работника можно менять только по соглашению сторон. Ст. 60 ТК РФ прямо запрещает требовать от сотрудника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором.

4. Не могут сформулировать причины организационного и технологического характера, которые «запустили» изменения условий трудового договора.

Работодатели уверены в том, что при изменении условия трудового договора по инициативе работодателя самое главное — предупредить работника за 2 месяца и предложить ему вакантные должности.

Но на самом деле изменить условия трудового договора по ст. 74 ТК РФ намного сложнее.

Важно оформить приказ по основной деятельности, и в этом приказе четко зафиксировать причины организационного и технологического характера, которые спровоцировали изменения. Это сделать не так просто, так как на практике такие причины часто субъективны.

Суды, как правило, к причинам организационного характера относят реорганизацию и новый отчет о спецоценке, который фиксирует изменившиеся условия труда в результате проведения СОУТ.

Также у работодателя должна быть аргументация, доказывающая, почему он не может сохранить прежние условия.

Только после того, как четко сформулированы причины, собрана аргументация, можно приниматься к составлению формы уведомления работника за 2 месяца.

5. Неправильно составляют уведомление работника об изменении условий трудового договора.

В форме уведомления прописывается, какие условия трудового договора будут меняться и какие причины тому способствуют. И общими словами в данном случае обойтись нельзя.

Вы не можете просто так написать — «по производственным причинам». Эта неясная формулировка может стать поводом для работника отстаивать свои права в суде. И высока вероятность того, что вас обвинят в нарушении порядка внесения изменений в трудовой договор.

6. Фантазируют, на какую должность, в случае перевода, работник согласится, а от какой откажется.

Когда изменение происходит по инициативе работодателя, работникам обязательно предлагаются вакантные должности. Но иногда работодатели неправильно трактуют эту норму Трудового кодекса.

Как уточняется в ст. 74 ТК РФ, компания должна предлагать не только вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, но и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу.

Многие работодатели задаются вопросом, должны ли они сохранить за работником его зарплату по той должности, на которой ему придется работать в новых условиях. На самом деле не должны.

Вы можете уведомить об изменении условий трудового договора руководителя отдела продаж и предложить ему вакансию курьера. И вы не должны думать о том, что руководитель не пойдет на эту должность. Ваша задача — просто выполнить требования законодательства. А требования таковы, что вы обязаны предложить работнику все имеющиеся в компании вакантные должности, которые соответствуют состоянию его здоровья.

Читайте также:
Образец искового заявления о взыскании заработной платы
7. Нарушают порядок изменения условий по ст. 74 КТ РФ.

Сначала издается приказ, где четко и подробно прописано обоснование, почему меняются условия трудового договора и какие именно. В этом же приказе рекомендуется объяснить, почему вы не можете оставить прежние условия.

Далее вы за 2 месяца знакомите работника с уведомлением в письменной форме под роспись.

После этого наступает момент, когда нужно в письменной форме предложить вакантные должности. Лучше, если в этом предложении будут не просто представлены названия должностей, но и требования к квалификации, ожидания по зарплате. Более полная информация даст возможность работнику принять взвешенное решение.

Если работник соглашается, то вы оформляете дополнительное соглашение о переводе.

Если работник отказывается или у работодателя нет вакантных должностей, то трудовой договор прекращается в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

8. Забывают о выплате в случае увольнения по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Должна быть произведена выплата двухнедельного среднего заработка.

9. Путают перемещение и перевод в связи с изменением условий трудового договора.

Не требует согласия работника перемещение его у того же работодателя на другое рабочее место, в другое структурное подразделение, расположенное в той же местности, поручение ему работы на другом механизме или агрегате, если это не влечет за собой изменения определенных сторонами условий трудового договора.

Определение перевода содержится в ст. 72.1 ТК РФ. Оно подразумевает:

  • изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя;
  • перевод на работу в другую местность вместе с работодателем.

Также работодатели иногда под переводом подразумевают изменение ставки, что тоже неправильно (это изменение режима рабочего времени).

Иногда, когда совместительство становится основным, некоторые работодатели ошибочно относят это к переводу.

10. Неправильно оформляют временный перевод.

Для этого нужно дополнительное соглашение к трудовому договору. Заявление можно брать, а можно и не брать. Помимо допсоглашения нужно выпустить приказ о переводе.

Временный перевод по общим правилам возможен на срок до 1 года. Но если это ситуация на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, тогда перевод нужно заключать не на 1 год, а до выхода на работу отсутствующего работника.

При временном переводе записи в трудовую книжку и в личную карточку работника не вносятся.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Меняем режим рабочего времени

П орой в организации возникает необходимость поменять условия труда сотрудников в связи с изменениями, произошедшими в бизнес-процессах компании. В частности, может потребоваться изменить режим труда как всех сотрудников, так и отдельных групп, например, перевести работников со сменного режима на пятидневку либо с двухсменного режима работы на трехсменный (или наоборот). Расскажем о процедуре введения таких изменений и возникающих при этом рисках.

Режим рабочего времени и порядок его установления

Чтобы изменить режим рабочего времени, необходимо исходить из того, каким способом он установлен для работников.

В соответствии со ст. 91 ТК РФ режим рабочего времени – это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые относятся к рабочему.

В ст. 100 ТК РФ сказано, что конкретный вид режима рабочего времени устанавливается в правилах внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, – трудовым договором.

Как следует из этих норм, режим рабочего времени (далее – РРВ) устанавливается трудовым договором и правилами внутреннего трудового распорядка (ПВТР), а также коллективным договором при его наличии.

В соответствии со ст. 56 ТК РФ трудовой договор – это соглашение между работником и работодателем. В соответствии со ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре должен быть указан режим рабочего времени, если он отличается от общих правил у данного работодателя.

ПВТР – это, как правило, локальный нормативный акт, который в числе прочих вопросов регулирует и трудовой распорядок, в частности, режим рабочего времени (ст. 189 ТК РФ). ПВТР утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (ст. 190 ТК РФ). Сразу отметим, что в данной статье мы рассматриваем тот случай, когда в компании отсутствует представительный орган работников. В такой ситуации ПВТР принимаются работодателем единолично.

Какие могут быть варианты установления режима рабочего времени? Их несколько:

  1. РРВ работника прописан непосредственно в трудовом договоре, так как он отличается от общих правил работодателя, установленных в ПВТР.

В организации для сотрудников офиса (административного персонала) установлен график работы с 9.00 до 18.00 с перерывом на обед с 13.00 до 14.00. Однако для помощника генерального директора установлен график работы с 10.00 до 19.00 с «плавающим» перерывом на обед 1 час в период с 12.00 до 15.00. Эти особенности указаны в трудовом договоре с помощником гендиректора.

class=”
РРВ работника прописан в трудовом договоре, но при этом он не отличается от того, что установлено в ПВТР.

В ПВТР компании режим работы административного персонала установлен с 8.00 до 17.00 с «плавающим» перерывом на обед с 11.00 до 13.00. Эти же условия указаны в трудовых договорах всех административных сотрудников.

class=”
РРВ работника ничем не отличается от установленного в ПВТР и не указан в трудовом договоре.

Посмотрим, какие есть способы изменения режима рабочего времени.

Способы изменения режима рабочего времени

Режим рабочего времени может быть изменен двумя способами: либо по соглашению с работником (ст. 72 ТК РФ), либо работодателем в одностороннем порядке при наличии соответствующих оснований (ст. 74 ТК РФ).

Читайте также:
Как получить электронный больничный лист

Так, в ст. 72 ТК РФ установлено, что изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон, заключаемому в письменном виде. Исключения из этого правила зафиксированы в ТК РФ.

Соответственно, данный способ применим тогда, когда условие о режиме рабочего времени включено в трудовой договор, независимо от того, отличается ли РРВ работника от того, что установлен ПВТР, или нет. Здесь определяющим является то, что условие о РРВ включено в трудовой договор, даже если это не было обязательным в соответствии со ст. 57 ТК РФ. Но раз уж включили, такое условие становится частью трудового договора.

В ст. 74 ТК РФ речь идет о возможности одностороннего изменения условий трудового договора работодателем в том случае, если меняются организационные или технологические условия труда. Режим рабочего времени также может являться условием трудового договора, в изменении которого у работодателя назрела необходимость. Следовательно, изменение РРВ должно обосновываться объективными причинами, препятствующими сохранению прежних условий труда, и не должно затрагивать трудовую функцию работника.

Но эти способы изменения режима рабочего времени – как по соглашению сторон трудового договора, так и в одностороннем порядке работодателем – относятся к изменению условий именно трудового договора. А если режим рабочего времени, как в третьем пункте предыдущего раздела, установлен не трудовым договором, а в ПВТР? Может ли работодатель в одностороннем порядке поменять ПВТР, в частности, установить новый режим рабочего времени, ознакомив с ним работников под подпись? Что делать, если работники не согласны с изменением ПВТР? А если работники согласны, то как это зафиксировать?

В данном случае нужно руководствоваться следующим. ПВТР являются локальным нормативным актом и принимается работодателем по согласованию с представительным органом работников (ст. 190 ТК РФ). Но мы рассматриваем тот случай, когда представительный орган работников не сформирован, т.е. отсутствует. В такой ситуации логично сделать вывод, что работодатель может самостоятельно принимать ПВТР, в том числе и устанавливать в их рамках режим рабочего времени. Работники при приеме на работу знакомятся с ПВТР под подпись. Но вот назрела необходимость изменить ПВТР – установить новый режим рабочего времени для всех или для группы сотрудников. Тут следует применить аналогию и принцип равных возможностей работников в осуществлении своих прав, закрепленный в ст. 3 ТК РФ. Так, если для тех работников, чей РРВ прописан в трудовом договоре, установлено правило изменять его только по соглашению сторон (ст. 72 ТК РФ) или работодателем в одностороннем порядке (ст. 74 ТК РФ) с предоставлением определенных гарантий, то эти положения должны быть применимы и для тех работников, чей режим рабочего времени в трудовом договоре не прописан, а установлен в ПВТР. Для них режим рабочего времени имеет не меньшее значение, чем для тех, у кого он отличается от общих правил.

Отсюда следует, что при изменении ПВТР в отношении уже работающих сотрудников следует либо заключать с ними письменное соглашение об их принятии изменений РРВ, вносимых в ПВТР, либо при одностороннем изменении ПВТР в части РРВ действовать в порядке ст. 74 ТК РФ. Что же касается вновь принимаемых сотрудников, на них новый режим рабочего времени будет распространяться с момента их приема на работу. Поскольку, знакомясь с ПВТР, в том числе в части регулирования рабочего времени, при оформлении трудовых отношений, работник соглашается на такие условия трудовых отношений либо у него есть возможность просить работодателя установить другой РРВ в трудовом договоре.

Далее рассмотрим порядок изменения режима рабочего времени в зависимости от основания:

  • изменение РРВ, установленного трудовым договором, по соглашению сторон;
  • изменение РРВ, установленного в ПВТР, по соглашению сторон;
  • изменение РРВ, установленного в трудовом договоре или в ПВТР, если работники не согласны (ст. 74 ТК РФ).

Изменение режима рабочего времени, установленного договором, по соглашению сторон

Данный способ применим в соответствии со ст. 72 ТК РФ, если на предприятии ситуация аналогична пунктам 1 и 2 из предыдущего раздела (РРВ работника прописан непосредственно в трудовом договоре и либо отличается от общих правил работодателя, установленных в ПВТР, либо нет), и при этом сотрудники согласны на изменение режима рабочего времени.

В подобном случае с каждым из работников достаточно заключить дополнительное соглашение об этом, указав в нем новый режим работы (Пример 3).

Изменение режима рабочего времени, установленного в ПВТР, по соглашению сторон

Если в компании возникла необходимость изменить сотрудникам режим рабочего времени, не указанный в их трудовых договорах (пункт 3 из первого раздела), и при этом сотрудники согласны, нужно сделать следующее:

  1. Утвердить ПВТР в новой редакции, например, приказом по организации. В новой редакции ПВТР нужно отразить изменение режима рабочего времени (Пример 4).
  2. Далее необходимо заключить с работниками соглашение об их согласии с вводимыми изменениями (Пример 5). В нем следует поименовать всех работников, согласившихся на изменения, прописав, что он составлен в количестве, необходимом для всех работников, плюс один экземпляр для работодателя.

Отметим, что датой начала применения нововведенного режима рабочего времени является дата подписания сотрудниками соглашения. Не факт, что сотрудники подпишут соглашение все вместе одной датой. В этом случае следует учитывать, что для конкретного сотрудника новый режим работы начинает действовать с даты подписания им соглашения.

Возможно, кто-то озадачится вопросом: а почему нельзя было просто ознакомить согласившихся сотрудников с новой редакцией ПВТР? Полагаем, что такой способ оформления изменений РРВ недостаточен, поскольку фиксирует лишь факт осведомленности сотрудников о внесенных изменениях, но не подтверждает факта их согласия. Ведь если просто ознакомить работника с новой редакцией ПВТР, он в дальнейшем может передумать и выразить свое несогласие с новым режимом работы, а в этом случае можно говорить о нарушении прав сотрудника. Чтобы не возникал лишний повод для выявления нарушений как самими сотрудниками, так и проверяющими из трудовой инспекции, рекомендуем заключить вышеприведенное соглашение.

Преимуществом данной ситуации – когда работники не возражают относительно нового режима работы, а то и сами просят работодателя о его изменении, – является то, что нет необходимости обосновывать изменение РРВ объективными причинами, достаточно лишь волеизъявления работников (уже работавших на дату внесения изменений) и работодателя.

Читайте также:
Штатное расписание: как часто делается и утверждается

Изменение режима рабочего времени, установленного в трудовом договоре или в ПВТР, если работники не согласны

В том случае, если согласия работников на изменение режима рабочего времени не предполагается, следует действовать в соответствии с нормами ст. 74 ТК РФ. Данная статья предусматривает одностороннее изменение условий трудового договора, но для этого нужно не только желание работодателя, но и объективные причины. К ним относятся:

  • изменение организационных или технологических условий труда;
  • невозможность сохранять прежние условия трудового договора.

В статье дается примерный перечень организационных или технологических изменений условий труда: изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины. В п. 21 постановления Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» указано, что работодатель обязан будет доказать необходимость и правомерность одностороннего изменения условий трудового договора ввиду организационных или технологических изменений условий труда. Таким образом, если работодатель хочет поменять режим рабочего времени всем сотрудникам или только группе, тому должны быть объективные причины. Например, предприятие купило новое оборудование с целью модернизации производства, и вместо двухсменного режима рабочего времени возникла необходимость перейти на трехсменный режим.

Даже если изменения вызваны объективными причинами, нельзя изменять трудовую функцию работника, а в измененных условиях положение работника не может быть хуже, чем то, которое соответствует условиям коллективного договора, соглашения, если таковые были заключены.

Приведем пару примеров из судебной практики относительно изменения режима рабочего времени в соответствии со ст. 74 ТК РФ.

В апелляционном определении Московского городского суда от 20.08.2012 по делу № 11-15946/2012 рассмотрен следующий случай. Работник обратился в суд с иском об отмене приказа об увольнении, восстановлении на работе, взыскании компенсации за вынужденный прогул и причиненный моральный вред. Иск был вызван тем, что истец работал электриком в отделе эксплуатации торгового центра с режимом работы сутки через двое, который истца вполне устраивал. Когда ответчик принял решение о замене посуточного режима работы службы дежурного электрика на ежедневный с понедельника по пятницу, истец с этим не согласился и был уволен по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (отказ от продолжения работы на измененных условиях).

Суд в иске отказал, поскольку, как удалось доказать ответчику, изменение режима рабочего времени было вызвано объективными причинами: увеличилось число арендованных павильонов и возрос объем оказываемых ответчиком услуг по электрообслуживанию павильонов. Эти изменения, как указал суд, являются организационными и технологическими изменениями условий труда.

В другом судебном акте – апелляционном определении Московского городского суда от 24.09.2012 № 11-22786/2012 – описана похожая ситуация. Так, истец работал менеджером транспортного цеха по сменному режиму рабочего времени. Работодатель решил оптимизировать производственный процесс (в том числе процесс перевозки), поскольку большая часть сотрудников работала по стандартному графику – с 9.00 до 18.00 при 5-дневной рабочей неделе, соответственно, в вечернее и ночное время, а также в выходные дни нагрузка на транспортный цех была низкой. В связи с этим истец был переведен на ежедневный режим работы, как и большинство сотрудников, но не согласился продолжить работу на новых условиях и был уволен.

Суд, отказывая в иске, отмечает, что нарушений ст. 74 ТК РФ не имелось, поскольку были объективные причины для оптимизации производственных процессов и работодатель имел на это право.

Как видим, в обоих случаях причины изменений носили объективный характер и трудовая функция работников не затрагивалась.

Важно также отметить, что, хотя в ст. 74 ТК РФ речь идет об изменении условий именно трудового договора, ее, по нашему мнению, следует применять и при изменении режима рабочего времени, предусмотренного не в трудовом договоре, а в ПВТР. Как уже говорилось, в силу общего смысла трудового законодательства, в том числе и ст. 3 ТК РФ, недопустим различный подход к изменению режима рабочего времени, установленного в трудовом договоре и в ПВТР, в частности, в том случае, если они приняты единолично работодателем ввиду отсутствия представительного органа работников.

Теперь обратимся непосредственно к процедуре изменения РРВ на основании ст. 74 ТК РФ, соблюдение которой имеет крайне важное значение в том случае, если дело доходит до суда. В вышеприведенных судебных актах исследовался и порядок соблюдения процедуры, предусмотренной ст. 74 ТК РФ. Именно соблюдение процедурных моментов позволило работодателю защитить себя в судебном процессе.

  1. Сначала необходимо издать приказ об изменении режима рабочего времени и внесении соответствующих изменений в ПВТР (утверждении их в новой редакции), указав в приказе объективные причины этих изменений (Пример 6).
  2. Далее следует вручить работникам уведомления об изменении режима рабочего времени (Пример 7).

Если же работник отказывается получать уведомление, необходимо зафиксировать этот факт соответствующим актом, зачитав уведомление работнику вслух, и направить данное уведомление на его адрес, указанный в трудовом договоре. С момента получения работником такого уведомления и до момента либо выражения им согласия на продолжение работы в новых условиях, либо до даты вступления в силу изменений режима рабочего времени ему необходимо предлагать вакансии, соответствующие квалификации работника, либо нижестоящие вакансии в момент их возникновения. Приведем форму уведомления о вакансиях (Пример 8).

Далее, если работник выражает свое согласие на изменение РРВ, с ним заключается дополнительное соглашение (если условие о режиме было включено в трудовой договор) либо соглашение о согласии с внесенными в ПВТР изменениями – аналогично примерам в предыдущих двух разделах. В том случае, когда работник отказывается от работы на новых условиях, этот факт фиксируется письменно, если работник не возражает.

Работник в данной ситуации может уволиться как до истечения двух месяцев с даты вручения ему уведомления, так и в последний день этого срока. Невыражение согласия на момент истечения двухмесячного срока с момента вручения уведомления также считается формой отказа, как указано в уведомлении. В трудовую книжку работника вносится запись об увольнении по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Приведем примерную форму отказа, которую можно предложить работнику, чтобы он написал такой отказ от руки (Пример 9).

Изменение правил обеспечения охраны здоровья работников

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства здравоохранения РФ от 4 мая 2022 г. N 28-4/3047827-3849 О проведении обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников

Вопрос: Согласно ст. 213 ТК РФ работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний. В указанной норме не сделано никаких исключений относительно категорий работников данных организаций. При этом согласно приказу Минздрава от 28 января 2022 г. N 29н медицинским осмотрам подлежат не все работники организаций общественного питания и торговли, а только занятые на работах, где имеется контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации. На каком основании Минздрав сузил перечень категорий работников, подлежащих медосмотрам в соответствии с ТК РФ?

Ответ: Департамент общественного здоровья, коммуникаций и экспертной деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации рассмотрел в пределах компетенции Ваше обращение и сообщает следующее.

Статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работники, занятые, в том числе на работах с опасными условиями труда, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года – ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

В силу абзаца двенадцатого части второй статьи 212 ТК РФ обязанность по организации проведения за счет собственных средств предварительных и периодических медицинских осмотров возложена на работодателя.

С 1 апреля 2022 г. вступили в силу совместный приказ Минтруда России N 988н, Минздрава России N 1420н от 31 декабря 2022 г. “Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры” (далее – Приказ N 988н/1420н) и приказ Минздрава России от 28 января 2022 г. N 29н “Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры” (далее – Приказ N 29н), разработанные взамен приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н “Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда”.

При прохождении обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, с 1 апреля 2022 года необходимо руководствоваться Приказом N 29н.

Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – Порядок N 29н), устанавливает правила проведения обязательных предварительных медицинских осмотров (обследований) при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей, которые проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний (пункт 1 Порядка N 29н).

Также сообщаем, что необходимость проведения обязательных медицинских осмотров установлена статьей 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”, согласно которой в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры; работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе.

В соответствии с пунктом 22 Порядка N 29н список работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей, которые проходят медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, разработанный и утвержденный работодателем, не позднее 10 рабочих дней направляется в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, по фактическому месту нахождения работодателя.

Пункты 23-27 Приложения к Порядку N 29н устанавливают обязанности работодателя по формированию и утверждению поименного списка работников, подлежащих периодическим осмотрам, на основании списка работников, указанного в пункте 22 Порядка, и ознакомлению работников с указанным поименным списком.

Вместе с тем следует указать, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 “Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека” федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), которая в соответствии с пунктом 4 Положения осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Дополнительно сообщаем, что вопросы по разъяснению положений приказа N 988н/1420н в соответствии с подпунктом 5.2.101 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 610, отнесены к компетенции Минтруда России.

Заместитель директора
Департамента общественного
здоровья, коммуникаций и
экспертной деятельности
М.С. Некрасов

Обзор документа

Список работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медорганизаций и детских учреждений, разработанный и утвержденный работодателем, не позднее 10 рабочих дней направляется в территориальный орган Роспотребнадзора.

Работодатель обязан утвердить поименный список работников, подлежащих периодическим осмотрам, на основании списка работников, направленного в Роспотребнадзор, и ознакомить с ним работников.

Охрану труда проверят по новым правилам

Как работодателей уговорят улучшать условия труда

  • переписать законодательные акты, регулирующие механизмы предупреждения производственного травматизма и профзаболеваемости, а также постепенно внедрять принципы концепции «нулевого» травматизма;
  • усовершенствовать методологии и процедуры медицинских осмотров работников, чтобы на ранних стадиях выявлять признаки воздействия вредных факторов и риски развития хронических неинфекционных заболеваний;
  • с 2022 года проводить конкурс «Лучшие системы управления охраной здоровья работников на производстве»;
  • внедрять программы укрепления здоровья на рабочем месте;
  • организовывать совместно с работодателями Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне».

Новые Методические рекомендации, обязательные для применения

Как заявлено в Приказе, предметом внеплановой проверки должно стать соблюдение работодателем трудового законодательства, в том числе требований о создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда. Вместе с тем подчеркивается, что инспекторы должны соблюдать нормы:

  • ТК РФ;
  • Типового положения о системе управления охраной труда, утв. Приказом Минтруда РФ от 19.08.2016 № 438н;
  • Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ о защите прав предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля;
  • Постановления Минтруда от 24.10.2002 № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» и приложения к нему.

Что должны сделать работодатели: обязательный минимум

Главный документ, который должен быть в организации, — Положение о системе управления охраной труда. Причем чиновники настаивают, что у документа должно быть именно такое название.

В документ необходимо включить следующие пункты:

  • политика (это может быть и отдельный документ) и цели в области охраны труда;
  • обеспечение функционирования системы управления охраной труда и распределение обязанностей между должностными лицами;
  • процедуры, направленные на достижение поставленных целей, включая (при необходимости):
  • подготовку работников по охране труда (Постановление Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»);
  • управление профессиональными рисками;
  • организацию и проведение спецоценки условий труда;
  • информирование работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, предоставляемых гарантиях и полагающихся компенсациях (Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»);
  • организацию и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников (Приказ Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и(или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и(или) опасными условиями труда»);
  • обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работников (разделы ТК РФ и действующие СанПиНы);
  • предоставление средств индивидуальной и коллективной защиты, обеспечение смывающими и обезвреживающими средствами (Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н и Приказ Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 № 1122н);
  • обеспечение работников молоком и другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием (Приказ Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 45н и Приказ Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 46н);
  • обеспечение безопасного выполнения подрядных работ и снабжение безопасной продукцией;
  • контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур. Здесь речь идет о необходимости утвердить план мероприятий по реализации процедур (можно в виде приложения к Положению);
  • планирование улучшений функционирования системы управления охраной труда. Работодателям понадобится план мероприятий по улучшению функционирования СУОТ. Обычно его утверждают по результатам ежегодного отчета службы охраны труда на предприятии, допускается включать их в план мероприятий по улучшению условий и охраны труда, разработанный по результатам специальной оценки условий труда;
  • реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания. Перечень документов, необходимых работодателям, перечислен в пп. 60-63 Типового положения о системе управления охраной труда. Но не будет нарушения, если компания укажет, что реагирование на несчастные случаи осуществляется в соответствии со статьями 227 — 231 ТК РФ, а также в соответствии с Постановлением Минтруда № 73;
  • управление документами СУОТ. Главное требование в этом случае — работодатель обязан актуализировать внутренние документы, чтобы они соответствовали действующему законодательству. Не подлежат исправлению журналы учета, реестры, акты расследований, записи, пр. документы.

Разработать положение и приложения к нему работодатель может самостоятельно либо с привлечением сторонних специалистов. Утвердить его следует с учетом мнения профсоюза или иного представительного органа работников (при наличии).

Чтобы положение вступило в силу, на предприятии издается приказ об его утверждении с перечислением лиц, ответственных за выполнение требований.

Как инспекторы будут оценивать эффективность системы управления охраной труда на предприятии

После проверки документации инспекторы перейдут к проверке:

  • рабочих мест;
  • оборудования;
  • транспортных средств;
  • территорий, зданий и сооружений;
  • производственных и технологических процессов.

Главная цель этой части проверки — изучить, как на практике реализуются процедуры, описанные в документах.

В Приказе Роструда заявлено, что если в ходе ранее проведенной проверки изучению эффективности функционирования системы управления охраной труда было уделено недостаточное время, инспекторы вправе провести дополнительную проверку. Но все должно быть в рамках законодательства.

Чтобы работодателям было проще понять, как осуществляют проверки, и подготовиться по всем направлениям, предлагаем блок-схему, разработанную чиновниками.

Как будут расследовать несчастные случаи: пошаговый алгоритм

Шаг 1. Изучение ситуации, вследствие которой возник несчастный случай.

Шаг 2. Выяснение корневых причин для разработки мер профилактики и предупреждения травматизма. Среди корневых причин выделены:

  • отсутствие перечня требований, соответствие которым обеспечивает работодатель (это говорит о том, что в компании плохо работает процесс управления документами);
  • отсутствие локальных актов, устанавливающих реализацию тех или иных процедур, либо нарушение установленных процедур;
  • отсутствие распределения обязанностей и ответственности за соблюдение требований безопасности;
  • отсутствие системы контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур или нарушение установленных форм и методов контроля;
  • отсутствие процедуры информирования.

Шаг 3. Изучение элементов системы управления охраной труда и выяснение, в каком из них произошел сбой.

Шаг 4. Анализ процедуры управления профессиональными рисками, в том числе изучение методов выявления опасностей, включение всех опасностей в перечень, принятие мер по снижению рисков.

Шаг 5. Проверка запланированных работодателем мер управления рисками.

Шаг 6. Анализ иных выявленных нарушений.

Шаг 7. Заполнение акта о расследовании несчастного случая.

Шаг 8. Принятие мер к нарушителям — выдача предписаний, привлечение к ответственности.

Напомним, по действующим правилам работодателей должны предупреждать о внеплановой проверке за 24 часа до ее начала. Этого времени очень мало, чтобы подготовиться в такой объемной сфере как охрана труда. Поэтому лучше не ждать, а заранее разработать и утвердить необходимую документацию, корректно вести нужные бумаги, быть в курсе всех изменений.

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как теперь будут контролировать наличку. 115-ФЗ в 2022 году ».

Только до завтра можно забрать запись со скидкой 20%. Программу вебинара смотрите здесь

Изменение правил обеспечения охраны здоровья работников

ГОСТ Р 59240-2020

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Требования к организации медицинского обеспечения, профилактике заболеваний и укреплению здоровья работников

Occupational health and safety management systems. Requirements to organization of health care, prevention of diseases and health promotion of workers

Дата введения 2022-01-25

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Фондом содействия развитию химической промышленности и Обществом с ограниченной ответственностью “Институт технического регулирования, стандартизации и сертификации” (ООО “ИТРСиС”)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 076 “Системы менеджмента”

4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта ИСО 45001:2018* “Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования к организации медицинского обеспечения, профилактике заболеваний и укреплению здоровья работников” (ISO 45001:2018 “Occupational health and safety management systems. Requirements to organization of health care, prevention of diseases and health promotion of workers”, NEQ)

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. – Примечание изготовителя базы данных.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ “О стандартизации в Российской Федерации”. Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе “Национальные стандарты”, а официальный текст изменений и поправок в ежемесячном информационном указателе “Национальные стандарты”. В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя “Национальные стандарты”. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Организация медицинского обеспечения, профилактики заболеваний и укрепления здоровья работников являются неотъемлемой частью системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья.

Настоящий стандарт дополняет и конкретизирует определенные требования (см. [1]) в отношении организации медицинского обеспечения, профилактики заболеваний и укрепления здоровья работников, а также общий подход к менеджменту безопасности труда и охраны здоровья представленный (см. [1]).

Работодатель любой организации несет ответственность за сохранение здоровья и обеспечение безопасности работников на производстве. Внедрение настоящего стандарта предоставляет организации возможность реализации системного подхода к обеспечению поддержания, охраны и укрепления здоровья (далее – охрана здоровья) работников. Перечисленные в настоящем стандарте меры позволяют наиболее эффективным образом организовать процессы охраны здоровья, профилактики профессиональных заболеваний и болезней, вызванных исполнением должностных обязанностей у работников организации путем реализации мер медицинского обеспечения и формирования приверженности к здоровому образу жизни.

Выполнение требования настоящего стандарта позволяет реализовать в организации интегрированный многоуровневый подход к охране и поддержанию здоровья работников, сочетающий как принципы охраны труда и промышленной безопасности, так и подходы концепции укрепления здоровья работников.

Применение положений настоящего стандарта может быть различным в организациях в зависимости от внутренних и внешних факторов, влияющих на деятельность организаций, так как при аналогичной производственной и иной деятельности возможны разные обязательства организаций в области охраны здоровья работников, при этом процессы медицинского обеспечения, профилактики заболеваний и укрепления здоровья работников должны соответствовать требованиям настоящего стандарта.

Настоящий стандарт не заменяет законодательные и иные нормативные правовые требования в области безопасности труда и охраны здоровья, обязательные для применения организациями.

В настоящем стандарте применена структура, разработанная ИСО для улучшения согласованности между стандартами ИСО на системы менеджмента.

Настоящий стандарт содержит требования исключительно к организации медицинского обеспечения, профилактике заболеваний и укреплению здоровья работников и не содержит конкретных требований к другим системам менеджмента (экологический менеджмент, менеджмент информационной безопасности или финансовый менеджмент и проч.).

Организация системы менеджмента в области медицинского обеспечения, профилактике заболеваний и укреплению здоровья работников может быть проведена посредством:

а) самооценки и самодекларирования системы менеджмента, или

б) подтверждения соответствия системы менеджмента заинтересованными сторонами, например потребителями, или

в) подтверждения самодекларирования системы менеджмента стороной, являющейся внешней по отношению к организации, или

г) сертификации/регистрации системы менеджмента внешней организацией.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к разработке, применению, оценке и совершенствованию системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья работников, включающей организацию своевременных, необходимых и достаточных мер по медицинскому обеспечению, профилактике заболеваний, а также формированию приверженности к здоровому образу жизни (далее – система менеджмента медицинского обеспечения, профилактики заболеваний и укрепления здоровья работников).

Целью настоящего стандарта является формирование дополнительных требований (см. [1]) в части обеспечения основных направлений охраны здоровья работников: снижение рисков для здоровья и безопасности работников, оценка и контроль здоровья, организация медицинского обеспечения, санитарно-противоэпидемических мероприятий и формирование здорового образа жизни на основе применения научно обоснованных, современных принципов и методов, а также непрерывного совершенствования деятельности в области охраны здоровья.

Настоящий стандарт применим к любой организации (независимо от ее организационно-правовой формы, размера, типа и видов деятельности), которая ставит своей целью внедрение системного подхода к организации медицинского обеспечения работников, профилактике заболеваний и к укреплению здоровья работников для поддержания и защиты их физического и психического здоровья.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 58771 Менеджмент риска. Технологии оценки риска

ГОСТ Р ИСО 19011 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента

Примечание – При использовании настоящего стандарта целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю “Национальные стандарты”, который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя “Национальные стандарты” за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения. Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

Примечание – В настоящем стандарте также применены термины по [1].

здоровье (health): Состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или недугов.

медицина труда (occupational health): Укрепление и поддержание наивысшего уровня физического, психического и социального благополучия работников всех профессий; профилактика нарушений здоровья, вызванных условиями труда работников; защита работников от рисков, вызванных влияниям факторов, неблагоприятно влияющих на здоровье; размещение и обслуживание работников в производственной среде, адаптированной к их физиологическим и психологическим возможностям; и, в целом, адаптация работы к работнику, а каждого работника к его или ее работе.

охрана здоровья работников (occupational health care): Профилактическое медицинское обслуживание, укрепление здоровья, лечение, неотложная медицинская помощь, реабилитация и компенсация, где это необходимо, а также стратегии быстрого восстановления и возвращения в профессию.

охрана здоровья: Система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

укрепление здоровья (health promotion): Процесс, дающий людям возможность влиять на свое здоровье и улучшать его.

Примечание – Для достижения полного физического, душевного и социального благополучия индивидуумы и сообщества должны быть в состоянии определять и реализовывать свои устремления, удовлетворять свои потребности и изменять или приспосабливаться к условиям окружающей среды. Здоровье, таким образом, видится как ресурс для повседневной жизни, а не существования. Здоровье – это позитивная концепция, подчеркивающая важность социальных и личностных ресурсов, наряду с физическими возможностями. Поэтому укрепление здоровья – это задача не только сектора здравоохранения, необходимы усилия по формированию здорового образа жизни и, в более широком плане, всемерное повышение уровня общего благополучия людей.

здоровый образ жизни (healthy lifestyle): Образ жизни, снижающий риск серьезного заболевания или преждевременной смерти.

наблюдение за состоянием здоровья работников (occupational health surveillance): Постоянный систематический сбор, анализ и интерпретация данных о состоянии здоровья работников, условиях труда, профессиональных и иных факторах, воздействующих на здоровье, в целях профилактики.

Примечание – Имеет важное значение для планирования, реализации и оценки эффективности программ охраны здоровья на производстве, контроля за болезнями, связанными с работой, и за травматизмом, а также для охраны и укрепления здоровья работников. Включает в себя наблюдение за состоянием здоровья работников, условиями труда, профессиональными и иными рисками, оказывающими воздействие на работников.

3.8 медицинское обеспечение работников (employee health care): Комплекс мероприятий по охране здоровья работников, включающий в себя также обеспечение работодателем оказания медицинских услуг, а именно: выбор медицинской организации, заключение договора на оказание платных медицинских услуг, контроль полноты и качества проведенных медицинской организацией мероприятий по охране здоровья работников и проч.

3.9 система менеджмента медицинского обеспечения, профилактики заболеваний и укрепления здоровья работников (management system of health care, prevention of diseases and health promotion of workers): Система менеджмента безопасности труда и охраны здоровья, применяемая для выполнения политики в области организации медицинского обеспечения, профилактики заболеваний и укрепления здоровья работников.

корпоративная программа здорового образа жизни (healthy lifestyle corporate programme): Комплекс мер, проводимых организациями с целью корректировки образа жизни своих сотрудников в сторону оздоровления рациона питания, повышения физической активности, отказа от курения, борьбы с чрезмерным употреблением алкоголя, общей заинтересованности граждан к участию в профилактических мероприятиях, связанных с устранением факторов риска хронических заболеваний и др.

оценка риска (risk assessment): Процесс, охватывающий идентификацию риска, анализ риска и сравнительную оценку риска.

3.12 риск для здоровья, связанный с профессиональной деятельностью (occupational health risk): Сочетание вероятности возникновения связанного с профессиональной деятельностью опасного события или воздействия и тяжести травмы или ухудшения здоровья, которые могут быть вызваны данным событием или воздействием.

профессиональный риск (occupational risk): Вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3.14 опасность на рабочем месте (workplace hazard): Источник или ситуация, которые могут привести к травме и ухудшению здоровья работника.

Примечание – Источником опасности на рабочем месте может являться производственное оборудование, химическое вещество, источник энергии, технологический процесс и т.д.

профилактика: Комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.

3.16 оценка состояния здоровья работников (health assessment of workers): Медицинское обследование (осмотр, освидетельствование, диагностические обследования, анализ медицинской документации, опросы и иные процедуры), главной целью которого является консультация работодателя по вопросам здоровья работника с рекомендациями в последующем относительно того, какие изменения следует рассмотреть для обеспечения безопасной и здоровой производственной среды.

Изменения в разделе X Трудового кодекса: охрана труда после 1 марта 2022 года

специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда

Расскажем, как работодателям применять положения новой редакции раздела Х Трудового кодекса РФ на практике

Переход к адресной политике

Цель изменений в разделе Х ТК РФ — персонализация системы управления охраной труда с учетом проведенной оценки профессиональных рисков и специфики производственной деятельности. Это постепенный отказ от формального, списочного подхода в пользу адресной политики.

Поправки в раздел Х Трудового кодекса влекут за собой существенные изменения в системе управлении охраной труда у каждого ИП или юридического лица. Законодатели ставят перед работодателями задачу максимально полно учитывать в положении о СУОТ и политике по охране труда индивидуальные особенности конкретных рабочих мест.

И сейчас у нас есть время изучить новые требования законодательства, разработать необходимые документы и процессы.

Разберем основные поправки:

  • выявление профессиональных рисков,
  • принципы обеспечения безопасности труда,
  • расследование микротравм,
  • единые типовые нормы бесплатной выдачи работникам СИЗ,
  • обучение по охране труда,
  • запрет на работу в опасных условиях труда,
  • самообследование,
  • дистанционное видеонаблюдение,
  • электронный документооборот.

Выявление профессиональных рисков

В главу 36 «Управление охраной труда» ТК РФ введена новая редакция ст. 218 «Профессиональные риски». Теперь они подразделяются на риски травмирования и риски получения профессиональных заболеваний в зависимости от того, что стало причиной. Воздействие опасного производственного фактора может привести к травме, а длительное или периодическое негативное воздействие — к профзаболеванию.

Пример. Если работник разово получил дозу радиации, значительно превышающую предельно допустимую концентрацию, и ему был поставлен диагноз «острая лучевая болезнь», на него воздействовал опасный фактор. Вибрация или шум, влияющие на сотрудника в течение нескольких лет, к немедленной травме или гибели не приведут. Но при нарушении требований охраны труда и санитарных нормативов из-за них у человека может развиться хроническое профессиональное заболевание.

Оценку профессиональных рисков необходимо проводить не только для уже действующих производственных процессов, но и перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и рабочих мест.

  • Важно! В отличие от СОУТ, которую нужно провести в течение 12 месяцев с начала штатного технологического процесса, оценка профрисков должна пройти до его начала.

Оценку рисков для всех технологических процессов, запущенных до 1 марта 2022 года, проведите в ближайшее время, постфактум. Это позволит зарезервировать финансовые и временные ресурсы для оценки процессов, организуемых после 1 марта.

Техническое перевооружение, модернизация оборудования, изменение состава орудий труда — это тоже основание, чтобы заново провести оценку рисков на отдельных рабочих местах.

Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению Минтруд должен опубликовать до 1 марта 2022 года. Сейчас проект рекомендаций размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

  • Обратите внимание: методические рекомендации не имеют нормативного веса. Поэтому работодатель вправе учесть их при выборе метода оценки рисков, но проверяющий инспектор Роструда не может требовать скрупулезного следования этому документу. При выборе метода оценки рисков ориентируйтесь на сложность деятельности своего предприятия.

Два принципа обеспечения безопасности труда

В обновленной редакции ТК РФ появится статья 209.1, в которой описаны два основополагающих принципа обеспечения безопасности труда:

  • предупреждение и профилактика,
  • минимизация повреждения здоровья.

Предупреждение и профилактика

Сегодня этому направлению уделяется минимум времени. В основном работодатели реагируют на уже случившееся ЧП. Теперь концепция безопасного производства сдвигается в сторону превентивных мер.

Проанализировав основные и сопутствующие причины производственного травматизма и профзаболеваний, характерные для экономического вида деятельности вашего предприятия, вы сможете понять, какие меры помогут улучшить ситуацию.

Росстат провел анализ видов несчастных случаев (НС) с тяжелым исходом за I полугодие 2022 года в России. Оказалось, что наибольшее число погибших при НС наблюдается при выполнении работ на высоте, но еще больше людей гибнет из-за воздействия движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин. Это говорит о том, что оценка рисков не проводилась или была проведена формально, работодатели не сделали выводы о ликвидации опасных процессов, не провели мероприятия по снижению рисков.

Вид несчастного случая с тяжелыми последствиями групповых тяжелых со смертельным исходом
1 Падение с высоты 8 316 63
2 Падение на ровной поверхности одного уровня 172 8
3 Падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и пр. 9 146 57
4 Воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и пр. 6 316 77
5 Попадание инородного предмета в тело человека 29 3
6 Воздействие электрического тока 15 13
7 Воздействие дыма, огня и пламени 10 23 11
8 Воздействие вредных веществ 2 11 5
9 Повреждения в результате противоправных действий других лиц 2 55 6

Работодатель обязан постоянно улучшать условия труда, для чего нужно ликвидировать опасные технологические процессы или снижать уровень опасности на рабочих местах. При этом нужно правильно расставлять приоритеты при реализации этих мероприятий. Это и есть принцип предупреждения и профилактики.

Минимизация повреждения здоровья

В идеальном мире, если все меры по предупреждению и профилактике травматизма исполнены, травматизм будет нулевым. Но все равно остаются два фактора:

  • человеческий фактор как самое слабое звено в технологической цепи;
  • сбои в работе техники, которые возможны не только по внутренним, но и по внешним причинам.

Пример. Предприятие много лет закупало запасные части для оборудования у официального представителя завода-изготовителя. Но затем по экономическим причинам стало пользоваться услугами фирм-посредников, а из-за пандемии стажеры не прошли очную подготовку в авторизованном учебном центре. Все это в совокупности увеличило вероятность травм.

Кроме того, работодатель должен обеспечить постоянную готовность локализовать, минимизировать и ликвидировать последствия реализованных опасностей, выявленных в ходе оценки профессиональных рисков. Но ведь и не все риски могут быть в полной мере распознаны. Оценка рисков напрямую зависит от квалификации эксперта.

Если компания провела оценку рисков, но сработал негативный фактор, который не был выявлен, а значит, и минимизирован, она очень сильно рискует. Меру ответственности в этом случае будут определять следственные органы по ст. 143, 216 или 217 Уголовного кодекса РФ.

Запрет на работу в опасных условиях труда

Новая редакция ТК РФ запретит работу в опасных условиях труда 4-го класса. Если СОУТ выявит такое, работодатель обязан немедленно известить работника, приостановить работу, объявить простой по вине работодателя. За сотрудниками на это время сохраняется место (должность) и средний заработок.

Возобновить деятельность можно только после получения результатов повторно проведенной СОУТ, которая подтвердит снижение уровня опасности.

  • Напоминаем, класс условий труда может установить исключительно эксперт СОУТ.

Расследование микротравм

Микротравма — это поверхностное нарушение целостности кожных покровов или слизистых, при котором больничный лист не оформляется, но работодатель может перевести работника на другое рабочее место. Ежедневно микроповреждения происходят в любой отрасли экономики. Стружка попала в глаз, работник порезался или прищемил руку, все это — микротравмы.

После 1 марта 2022 года работодатели будут вести учет микротравм и составлять по ним справки. Как организовать эти мероприятия, указано в проекте Приказа Минтруда России «Об утверждении рекомендаций по учету микроповреждений (микротравм) работников».

Порядок действий может выглядеть следующим образом:

  1. Пострадавший сообщает своему руководителю, что получил микротравму.
  2. Руководитель ставит в известность специалиста по охране труда или другого уполномоченного сотрудника.
  3. При необходимости работник должен обратиться в медпункт.
  4. Если будет установлена утрата трудоспособности хотя бы на один день, речь пойдет уже о несчастном случае на производстве. Порядок расследования указан в ст. 227-229 ТК РФ.
  5. Если человек остается трудоспособен, то в течение суток необходимо рассмотреть обстоятельства и причины микротравмы. Для этого специалист по охране труда запрашивает у пострадавшего объяснительную записку и осматривает место происшествия.

Пострадавший работник имеет право лично или через своих законных представителей участвовать в рассмотрении причин и обстоятельств микротравмы.

  1. Специалист по охране труда вместе с руководителем подразделения, в котором произошла микротравма, составляет справку, в которой указывает причины случившегося и способы их устранить.

По сути, справка — это и есть акт расследования микротравмы. В проекте Приказа Минтруда даны рекомендуемые образцы справки и журнала. В положении о СУОТ пропишите процедуру рассмотрения обстоятельств: будет этим заниматься один специалист или комиссия, где конкретно будут храниться журнал и справки.

Единые нормы бесплатной выдачи работникам СИЗ

Большой прогресс в сфере охраны труда — предложение выдавать средства индивидуальной защиты адресно, с учетом оцененных рисков. Единые типовые нормы бесплатной выдачи станут основой, но конкретный подбор необходимой спецодежды и обуви останется за работодателем.

Поправки в ТК РФ предлагают обеспечивать сотрудников СИЗ с учетом идентифицированных на рабочем месте вредных и опасных производственных факторов, выявленных опасностей, а не в зависимости от профессии.

Пример

В п. 12 Типовых норм выдачи № 997н (Приказ Минтруда России от 09.12.2014 № 997н) для водителя погрузчика установлена выдача следующих СИЗ на год:

Костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий 1 шт.
Сапоги резиновые с защитным подноском 1 пара
Перчатки с полимерным покрытием 6 пар
Средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее или изолирующее до износа

Эти нормы не учитывают, на каком конкретно погрузчике будет работать водитель, в каких условиях: на открытой площадке или в закрытом складе. Очевидно, что в сухом обогреваемом помещении носить сапоги резиновые с защитным подноском тяжело и нецелесообразно. В этом случае эффективными станут ботинки с защитным подноском, изготовленные из кожи или композитных материалов.

Кроме того, работодатель обязан выдать водителю погрузчика противогаз или респиратор фильтрующий или изолирующий. Такие меры безопасности необходимы для перевозки вредных веществ. Однако часто водители загружают продукты питания или пиломатериалы, не выделяющие в воздух окружающей среды химические аэрозоли.

Получается, что типовые нормы сравняли водителя погрузчика, перевозящего опасные грузы, с водителем на заводе детского питания. Этих недостатков будут лишены Единые нормы выдачи, основанные на СОУТ и оценке профессиональных рисков, адресные нормы для конкретного работника.

Обучение по охране труда

Наталья Герасименко, юрист, к.ю.н., эксперт по охране и экономике труда, руководитель направления «Охрана труда» в Контур.Школе:

Минтруд опубликовал проект нового порядка обучения (ID проекта 02/07/01-21/00112477). Планируется, что новый документ, как и поправки к ТК РФ, вступит в силу с 1 марта 2022 года.

Порядок предусматривает следующие виды обучения:

  • обучение по охране труда;
  • обучение безопасным методам и приемам выполнения работ;
  • обучение использованию СИЗ;
  • обучение оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;
  • стажировка на рабочем места;
  • инструктажи по охране труда.

Обучение по охране труда обязательно для всех, а обучение безопасным методам и приемам выполнения работ — только для тех, кто непосредственно выполняет работы повышенной опасности и отвечает за организацию, выполнение и контроль таких работ.

Работодатель должен составить и утвердить приказом перечень сотрудников, которым положено обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, с указанием тех, кто должен пройти подготовку в учебном центре, а кто — внутри организации.

Еще одна новинка — обучение использованию СИЗ. Оно может проводиться в рамках обучения по охране труда или отдельно. При этом не менее 50% времени обучения надо уделить практическим занятиям по формированию умений и навыков использования средств индивидуальной защиты.

Сотрудники, которые только устраиваются на работу или переводятся на другую работу, проходят обучение по использованию СИЗ в установленные работодателем сроки, но не позднее 60 календарных дней после заключения трудового договора или перевода. Проводите такое обучение не реже одного раза в три года.

Проект Порядка обучения и проверки знаний вы найдете в нашей шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

Самообследование

Поправки в раздел Х ТК РФ вводят механизм самообследования работодателя на соблюдение требований охраны труда. По сути, он уже реализован на портале Онлайнинспекция. Однако функций у самообследования будет больше.

Работодатель сможет проверить себя по уже знакомым чек-листам Роструда и затем задекларировать результаты в ведомстве. Срок действия декларации — от 1 до 3 лет. Если же работодатель не был искренним вовремя самообследования и проверяющие Роструда выявили нарушения по охране труда, декларацию отменят.

Проект поправок предусматривает создание комитетов по охране труда, куда смогут войти как руководители, так и сотрудники. Комитеты будут организовывать мероприятия по предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний, проверять условия труда, информировать работников об их правах, обязанностях и значимых изменениях. Результатом работы комиссии станет эффективная система управления охраной труда. Поэтому работодатель должен решить для себя, как создать действительно работающий орган, а не формальную структуру.

Дистанционное видеонаблюдение

Работодатель вправе в целях контроля за безопасностью работ вести дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию производственного процесса. Такое положение есть во всех правилах по охране труда. Главное — не забудьте известить сотрудников о том, что ведете наблюдение (ст. 216.2 ТК РФ).

По новым правилам представители органов власти, которые ведут федеральный надзор в области охраны труда, вправе получить дистанционный доступ к наблюдению и базам сопутствующих электронных документов. Уже сейчас такой онлайн-мониторинг организован на опасных производственных объектах. Скоро каждая стройплощадка или смотровой колодец будут переведены в онлайн-режим, что должно, с точки зрения законодателей, сократить травматизм.

Электронный документооборот

У работодателей появилось новое право — вести электронный документооборот (ЭДО) в области охраны труда. Это только часть электронного документооборота организации, действующего в отношении его участников.

Если вы планируете ввести ЭДО в сфере охраны труда, пропишите механизм его реализации в положении о СУОТ. Отраслевые правила, которые уже вступили в силу в 2022 году, допускают возможность ЭДО в области охраны труда.

Для идентификации личности работника следует использовать цифровую подпись или любой другой способ. Например, электронная почта может стать официальным каналом приема-передачи необходимой информации, если это будет прописано в положении о СУОТ. По электронке можно передавать работнику его комплект инструкций и другую информацию. Ответ, что информация принята, будет подтверждением ознакомления, а скриншот станет доказательством наряду с фотографией или видеозаписью занятия по охране труда и других обязательных мероприятий.

Нельзя вести в электронном виде документы, которые:

  • по закону должны быть подписаны собственноручной подписью;
  • требуют участия третьих лиц, не включенных в ЭДО организации.

Пример. Нельзя в электронном виде вести учет и расследование профзаболеваний или несчастных случаев, потому что нужны подписи привлеченных членов комиссии, очевидцев НС или доверенных лиц пострадавших, которые работают в организации, следовательно, не включены в ее электронный документооборот.

Изменений нас ожидает, действительно, много. Всем, кто отвечает за охрану труда, и руководителям организаций проекты документов помогут подготовиться к новшествам.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Проект порядка обучения и проверки знаний по охране труда 882.2 КБ

Федеральный закон от 2 июля 2022 г. N 315-Ф3 “О внесении изменений в Федеральный закон “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”

Документ является поправкой к

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 16 июня 2022 года

Одобрен Советом Федерации 23 июня 2022 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 27, ст. 3459, 3477; N 30, ст. 4038; N 48, ст. 6165; 2014, N 23, ст. 2930; 2015, N 14, ст. 2018; N 29, ст. 4356; 2017, N 31, ст. 4791; 2018, N 53, ст. 8415; 2019, N 10, ст. 888; 2022, N 14, ст. 2023; N 31, ст. 5030; N 52, ст. 8584) следующие изменения:

а) часть 3 изложить в следующей редакции:

“3. Разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях допускается с письменного согласия гражданина или его законного представителя. Согласие на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, может быть выражено также в информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство.”;

б) дополнить частью 3 1 следующего содержания:

“3 1 . После смерти гражданина допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, супругу (супруге), близким родственникам (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам) либо иным лицам, указанным гражданином или его законным представителем в письменном согласии на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, или информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство, по их запросу, если гражданин или его законный представитель не запретил разглашение сведений, составляющих врачебную тайну.”;

2) пункт 5 части 5 статьи 19 дополнить словами “, в том числе после его смерти”;

3) часть 7 статьи 20 дополнить предложением следующего содержания: “При оформлении информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданин или его законный представитель вправе определить лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья, в том числе после его смерти.”;

а) часть 4 изложить в следующей редакции:

“4. Пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов. Супруг (супруга), близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушки, бабушки) либо иные лица, указанные пациентом или его законным представителем в письменном согласии на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, или информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство, имеют право непосредственно знакомиться с медицинской документацией пациента, в том числе после его смерти, если пациент или его законный представитель не запретил разглашение сведений, составляющих врачебную тайну. Порядок ознакомления с медицинской документацией пациента устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.”;

б) часть 5 дополнить новым вторым предложением следующего содержания: “Супруг (супруга), близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушки, бабушки) либо иные лица, указанные пациентом или его законным представителем в письменном согласии на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, или информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство, имеют право получать медицинские документы (их копии) и выписки из них, в том числе после его смерти, если пациент или его законный представитель не запретил разглашение сведений, составляющих врачебную тайну.”;

5) статью 37 дополнить частью 1 1 следующего содержания:

“1 1 . Переход медицинских организаций к оказанию медицинской помощи на основе клинических рекомендаций, разработанных и утвержденных в соответствии с частями 3, 4, 6 – 9 и 11 настоящей статьи, осуществляется поэтапно в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не позднее 1 января 2024 года.”.

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 5 статьи 1 настоящего Федерального закона.

2. Пункт 5 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2022 года.

Президент Российской Федерации В. Путин

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: