Кадровая безопасность организации — угрозы, система обеспечения, управление

Обеспечение кадровой безопасности в государственных органах и организациях

“Кадровик. Трудовое право для кадровика”, 2011, N 1

Автор обращается к вопросу кадровой безопасности в государственных органах и организациях. Он считает, что в государственных органах и организациях следует применять те же самые приемы обеспечения кадровой безопасности, что и в организациях частной формы собственности.

Кадровая безопасность является составной частью системы общей безопасности организации наряду с другими составляющими – финансовой, силовой, информационной, технико-технологической, правовой, экологической и др. Главной целью обеспечения безопасности организации являются достижение максимальной стабильности ее функционирования, а также создание основы и перспектив роста для выполнения ее целей вне зависимости от объективных и субъективных угрожающих факторов (негативных воздействий, факторов риска). Сказанное справедливо для организаций любой формы собственности, а также для государственных органов.

Определить кадровую безопасность можно как состояние защищенности организации от угроз, обусловленных человеческим фактором (к ним можно отнести шпионаж, воровство, халатность, ошибки и пр.).

Обеспечение кадровой безопасности – это процесс предотвращения негативных воздействий на организацию за счет рисков и угроз, связанных с персоналом, его интеллектуальным потенциалом и трудовыми отношениями в целом [1]. Кадровая безопасность обеспечивается своевременным выявлением, предупреждением и пресечением опасных действий персонала.

Кадровая безопасность занимает ведущее место среди других элементов системы безопасности организации, т.к. она связана с персоналом, кадрами, которые, как известно, “решают все”. М.В. Жижина указывает на то, что персонал является одним из основных факторов риска экономической безопасности предприятия. Указанный автор приводит следующие доводы: более трех четвертей правонарушений (в т.ч. преступлений) в организациях совершаются сотрудниками, при этом большая часть правонарушений обнаруживается случайно [2].

Коммерческие организации довольно давно обратили внимание на проблему обеспечения кадровой безопасности. Она напрямую связана с вопросом обеспечения сохранности коммерческой и служебной тайн организации. Государственные же органы и организации зачастую пренебрегают данным вопросом. Представляется, что теоретические и практические разработки, сделанные для бизнеса, могут быть использованы в работе государственных органов и организаций.

Вопросы кадровой безопасности в государственных органах и организациях нечасто, но все же становятся объектом исследования в юридической литературе. Следует отметить работы И.О. Башмачниковой, А.В. Горожанина, Г.Е. Журавлевой, Г.М. Мякишева, А.Д. Сафронова и др., посвященные кадровому потенциалу и кадровой безопасности органов внутренних дел [3, 4, 5, 6, 7]. Имеются некоторые работы, в т.ч. методологического характера об отборе и подготовке кадров на государственную службу и общественную работу [8]. Внимание уделено даже историческому аспекту данной проблемы [9]. Но все же следует отметить, что проблема кадровой безопасности государственных учреждений не стала объектом пристального внимания не только теоретиков, но и практиков – руководителей государственных структур и организаций.

Какие бывают угрозы

Для обеспечения кадровой безопасности следует различать внешние и внутренние угрозы. Внешние негативные воздействия – это действия, явления или процессы, не зависящие от работников организации и влекущие нанесение ущерба (например, попадание сотрудников в различные виды зависимости, инфляционные процессы). В свою очередь, к внутренним негативным воздействиям относятся действия сотрудников организации, влекущие нанесение ущерба (например, несоответствие квалификации сотрудников предъявляемым к ним требованиям или недостаточная квалификация сотрудников; слабая организация системы управления персоналом; слабая организация системы обучения; неэффективная система мотивации; ошибки в планировании ресурсов персонала; снижение количества рационализаторских предложений и инициатив; уход квалифицированных сотрудников; ориентация сотрудников на решение внутренних тактических задач; ориентация сотрудников на соблюдение интересов подразделения; некачественные проверки кандидатов при приеме на работу и др.).

Указанные негативные процессы характерны не только для коммерческих организаций, но и для государственных. Представляется логичным сделать вывод о том, что работа коммерческих организаций по обеспечению кадровой безопасности, включающая в себя как минимум три составляющие: наем, лояльность и контроль, должна быть организована и в государственных органах.

Меры безопасности

Для обеспечения кадровой безопасности государственным органам и организациям следует проводить более тщательные проверки кандидатов на должности, т.к. это делается в правоохранительных органах. Если соискатель, например, имеет связи с криминальными структурами, он способен нанести вред интересам организации. Если его родственники трудятся в коммерческих фирмах, вполне вероятны утечка важной информации, использование служебного положения в целях “помощи” родственникам. Если потребность в расходах кандидата на должность, предполагающую материальную ответственность, высока, а общий доход семьи незначителен, он тоже попадает в группу риска. Необходимо также внимательно изучить деловую репутацию претендента.

Практика проверки кандидата на должность и членов его семьи в настоящее время реализуется в правоохранительных органах (Приказ МВД России от 19.05.2009 N 386 “О порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации” (вместе с Инструкцией о порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации). Например, при поступлении на службу (работу) в федеральную противопожарную службу проводится проверка сведений, представленных кандидатами на службу (работу) с целью выявления их достоверности, а также выявления сведений, являющихся ограничениями в приеме на службу (работу) в федеральную противопожарную службу МЧС России (Приказ МЧС России от 11.11.2009 N 626 “О порядке отбора граждан на службу (работу) в федеральную противопожарную службу” (вместе с Инструкцией о порядке отбора граждан на службу (работу) в федеральную противопожарную службу).

Проверка проводится с письменного согласия проверяемого лица путем использования возможностей органов внутренних дел Российской Федерации. Проверка подразделяется на полную, неполную, местную и дополнительную. Первые два вида проверок проводятся в отношении кандидата, его жены (мужа) и их детей. Местная проверка проводится в отношении самого кандидата по учетам органов внутренних дел.

При приеме на службу в органы наркоконтроля (ФСКН России) проводится среди прочего предварительное изучение кандидата на должность в форме собеседования, ознакомления с документами гражданина (Приказ ФСКН России от 08.10.2009 N 444 “Об утверждении Инструкции о порядке приема на службу, испытания при приеме на службу, назначения на должности, заключения контрактов о прохождении службы, освобождения от должностей и присвоения специальных званий в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ”).

В процессе этих мероприятий выясняются мотивы поступления на службу в органы наркоконтроля и в конкретное структурное подразделение органа наркоконтроля, соответствие имеющегося профессионального образования квалификационным требованиям по уровню образования по предполагаемой должности, наличие опыта работы по специальности, сведения о привлечении его к административной, уголовной ответственности и другие сведения, необходимые для принятия решения о проведении проверки гражданина для приема на службу в органы наркоконтроля.

В процессе предварительного изучения гражданина с его согласия осуществляется посещение его по месту жительства, проводится беседа с его родителями, женой (мужем).

Очевидно, что подобного рода проверки нецелесообразны, а порой и невозможны во всех государственных структурах, однако представляется необходимым уделять кандидатам на должности в государственных органах и организациях более пристальное внимание.

Читайте также:
Как рассчитать среднедневной заработок при увольнении

Проблема лояльности

В современных условиях для российских организаций все большее значение приобретают вопросы мотивации организационного поведения, особенно лояльности к организации. Лояльность персонала предполагает собой преданность руководителю, фирме и делу [10].

Лояльность – довольно сложное понятие, которое означает преданность, верность. Это эмоционально окрашенное отношение к компании, желание быть полезным, нужным, делать как можно больше хорошего, предупреждать об опасности. Лояльный сотрудник всегда стремится быть честным и искренним по отношению к компании, выполнить свою работу наилучшим образом и готов даже приносить определенные жертвы во имя успехов организации, испытывая чувство гордости за ее победы, имеет сильное желание оставаться членом данной организации, несмотря на возникающие проблемы и сложности в ее работе, полон энтузиазма и желания помогать в решении этих проблем [10].

Организационная лояльность – это связи сотрудника и организации, базирующиеся на ценностных нормах, принимаемых сотрудником и соответствующих требованиям организации.

Работа вызывает у лояльных сотрудников удовлетворенность содержанием работы, выполняемой в организации, ощущение внимания и заботы со стороны организации, удовлетворенность своей карьерой в организации, уверенность в целесообразности длительной работы в данной организации.

Соответственно, сотрудники государственных органов и организаций, заработная плата которых относительно низкая, в то же время ответственность и уровень контроля высок, вряд ли удовлетворены своей работой в данной организации.

Контроль представляет собой комплекс мер, установленных для персонала и содержащихся, например, в регламентах, объединяющих ограничения, режимы, технологические процессы, оценочные, контрольные и другие операции. Это комплекс непосредственно нацелен на ликвидацию возможностей причинения ущерба. Как правило, главная роль в осуществлении контроля принадлежит службе безопасности или другим подразделениям и в меньшей степени службе персонала.

Комплекс мер

Кадровая безопасность государственной организации (и государственного органа) должна достигаться путем решения следующих задач:

  1. Выявление и пресечение угроз, исходящих от персонала: криминальная деятельность, разглашение тайн, сотрудничество с бизнес-структурами, негативные психолого-физиологические и морально-нравственные проявления.
  2. Сбор сведений о кандидатах на работу для принятия руководством решений о приеме или отказе.
  3. Сбор и анализ сведений о сотрудниках для принятия решений о допуске к конфиденциальным документам или участию в важных проектах.
  4. Социально-психологическое обеспечение управления персоналом, изучение обстановки в трудовых коллективах и взаимоотношений между сотрудниками.
  5. Обучение и подготовка персонала по вопросам соблюдения мер безопасности и правил обращения с конфиденциальной информацией.
  6. Проведение служебных расследований по фактам поведения сотрудников, наносящих ущерб безопасности организации.

Актуальным для государственных органов являются и разумный подбор и расстановка сотрудников с использованием современных средств подбора персонала; продуманная и документированная система служебного роста и денежного вознаграждения сотрудников; создание в коллективе благоприятного климата взаимоотношений для работы персонала и объективное рассмотрение данных вопросов с доведением результатов до всех сотрудников с целью исключения конфликтных ситуаций, которые могут привести к негативным последствиям.

Вся эта деятельность не является отдельным направлением в функционале отдела кадров, а лишь органично вписывается в него. И здесь практически не привлекаются какие-либо дополнительные ресурсы при условии, что в организации присутствуют все этапы организации и управления персоналом.

Государственным органам и организациям следует ввести в функционал сотрудников кадрового подразделения информационно-аналитическую составляющую, когда происходят анализ и оценка выявленных внутренних рисков, прогноз развития событий, планируют меры по обеспечению организационно-кадровой безопасности и координируют работу по их реализации.

Многие государственные органы (МВД, ФСБ, таможня и др.) имеют кадрово-психологическую службу, которая осуществляет отбор и проверку персонала предприятия при приеме на работу и в процессе труда, выявляет и локализует риски, обусловленные человеческим фактором.

Таким образом, кадровая безопасность нацелена на такую работу с персоналом, на установление таких трудовых и этических отношений, которые будут способствовать развитию и успешному функционированию данной организации. Кадровой безопасности в государственных органах и организациях следует уделять повышенное внимание.

Обеспечение кадровой безопасности в государственных органах и организациях

“Кадровик. Трудовое право для кадровика”, 2011, N 1

Автор обращается к вопросу кадровой безопасности в государственных органах и организациях. Он считает, что в государственных органах и организациях следует применять те же самые приемы обеспечения кадровой безопасности, что и в организациях частной формы собственности.

Кадровая безопасность является составной частью системы общей безопасности организации наряду с другими составляющими – финансовой, силовой, информационной, технико-технологической, правовой, экологической и др. Главной целью обеспечения безопасности организации являются достижение максимальной стабильности ее функционирования, а также создание основы и перспектив роста для выполнения ее целей вне зависимости от объективных и субъективных угрожающих факторов (негативных воздействий, факторов риска). Сказанное справедливо для организаций любой формы собственности, а также для государственных органов.

Определить кадровую безопасность можно как состояние защищенности организации от угроз, обусловленных человеческим фактором (к ним можно отнести шпионаж, воровство, халатность, ошибки и пр.).

Обеспечение кадровой безопасности – это процесс предотвращения негативных воздействий на организацию за счет рисков и угроз, связанных с персоналом, его интеллектуальным потенциалом и трудовыми отношениями в целом [1]. Кадровая безопасность обеспечивается своевременным выявлением, предупреждением и пресечением опасных действий персонала.

Кадровая безопасность занимает ведущее место среди других элементов системы безопасности организации, т.к. она связана с персоналом, кадрами, которые, как известно, “решают все”. М.В. Жижина указывает на то, что персонал является одним из основных факторов риска экономической безопасности предприятия. Указанный автор приводит следующие доводы: более трех четвертей правонарушений (в т.ч. преступлений) в организациях совершаются сотрудниками, при этом большая часть правонарушений обнаруживается случайно [2].

Коммерческие организации довольно давно обратили внимание на проблему обеспечения кадровой безопасности. Она напрямую связана с вопросом обеспечения сохранности коммерческой и служебной тайн организации. Государственные же органы и организации зачастую пренебрегают данным вопросом. Представляется, что теоретические и практические разработки, сделанные для бизнеса, могут быть использованы в работе государственных органов и организаций.

Вопросы кадровой безопасности в государственных органах и организациях нечасто, но все же становятся объектом исследования в юридической литературе. Следует отметить работы И.О. Башмачниковой, А.В. Горожанина, Г.Е. Журавлевой, Г.М. Мякишева, А.Д. Сафронова и др., посвященные кадровому потенциалу и кадровой безопасности органов внутренних дел [3, 4, 5, 6, 7]. Имеются некоторые работы, в т.ч. методологического характера об отборе и подготовке кадров на государственную службу и общественную работу [8]. Внимание уделено даже историческому аспекту данной проблемы [9]. Но все же следует отметить, что проблема кадровой безопасности государственных учреждений не стала объектом пристального внимания не только теоретиков, но и практиков – руководителей государственных структур и организаций.

Какие бывают угрозы

Для обеспечения кадровой безопасности следует различать внешние и внутренние угрозы. Внешние негативные воздействия – это действия, явления или процессы, не зависящие от работников организации и влекущие нанесение ущерба (например, попадание сотрудников в различные виды зависимости, инфляционные процессы). В свою очередь, к внутренним негативным воздействиям относятся действия сотрудников организации, влекущие нанесение ущерба (например, несоответствие квалификации сотрудников предъявляемым к ним требованиям или недостаточная квалификация сотрудников; слабая организация системы управления персоналом; слабая организация системы обучения; неэффективная система мотивации; ошибки в планировании ресурсов персонала; снижение количества рационализаторских предложений и инициатив; уход квалифицированных сотрудников; ориентация сотрудников на решение внутренних тактических задач; ориентация сотрудников на соблюдение интересов подразделения; некачественные проверки кандидатов при приеме на работу и др.).

Читайте также:
Средняя зарплата врача в России и Москве

Указанные негативные процессы характерны не только для коммерческих организаций, но и для государственных. Представляется логичным сделать вывод о том, что работа коммерческих организаций по обеспечению кадровой безопасности, включающая в себя как минимум три составляющие: наем, лояльность и контроль, должна быть организована и в государственных органах.

Меры безопасности

Для обеспечения кадровой безопасности государственным органам и организациям следует проводить более тщательные проверки кандидатов на должности, т.к. это делается в правоохранительных органах. Если соискатель, например, имеет связи с криминальными структурами, он способен нанести вред интересам организации. Если его родственники трудятся в коммерческих фирмах, вполне вероятны утечка важной информации, использование служебного положения в целях “помощи” родственникам. Если потребность в расходах кандидата на должность, предполагающую материальную ответственность, высока, а общий доход семьи незначителен, он тоже попадает в группу риска. Необходимо также внимательно изучить деловую репутацию претендента.

Практика проверки кандидата на должность и членов его семьи в настоящее время реализуется в правоохранительных органах (Приказ МВД России от 19.05.2009 N 386 “О порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации” (вместе с Инструкцией о порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации). Например, при поступлении на службу (работу) в федеральную противопожарную службу проводится проверка сведений, представленных кандидатами на службу (работу) с целью выявления их достоверности, а также выявления сведений, являющихся ограничениями в приеме на службу (работу) в федеральную противопожарную службу МЧС России (Приказ МЧС России от 11.11.2009 N 626 “О порядке отбора граждан на службу (работу) в федеральную противопожарную службу” (вместе с Инструкцией о порядке отбора граждан на службу (работу) в федеральную противопожарную службу).

Проверка проводится с письменного согласия проверяемого лица путем использования возможностей органов внутренних дел Российской Федерации. Проверка подразделяется на полную, неполную, местную и дополнительную. Первые два вида проверок проводятся в отношении кандидата, его жены (мужа) и их детей. Местная проверка проводится в отношении самого кандидата по учетам органов внутренних дел.

При приеме на службу в органы наркоконтроля (ФСКН России) проводится среди прочего предварительное изучение кандидата на должность в форме собеседования, ознакомления с документами гражданина (Приказ ФСКН России от 08.10.2009 N 444 “Об утверждении Инструкции о порядке приема на службу, испытания при приеме на службу, назначения на должности, заключения контрактов о прохождении службы, освобождения от должностей и присвоения специальных званий в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ”).

В процессе этих мероприятий выясняются мотивы поступления на службу в органы наркоконтроля и в конкретное структурное подразделение органа наркоконтроля, соответствие имеющегося профессионального образования квалификационным требованиям по уровню образования по предполагаемой должности, наличие опыта работы по специальности, сведения о привлечении его к административной, уголовной ответственности и другие сведения, необходимые для принятия решения о проведении проверки гражданина для приема на службу в органы наркоконтроля.

В процессе предварительного изучения гражданина с его согласия осуществляется посещение его по месту жительства, проводится беседа с его родителями, женой (мужем).

Очевидно, что подобного рода проверки нецелесообразны, а порой и невозможны во всех государственных структурах, однако представляется необходимым уделять кандидатам на должности в государственных органах и организациях более пристальное внимание.

Проблема лояльности

В современных условиях для российских организаций все большее значение приобретают вопросы мотивации организационного поведения, особенно лояльности к организации. Лояльность персонала предполагает собой преданность руководителю, фирме и делу [10].

Лояльность – довольно сложное понятие, которое означает преданность, верность. Это эмоционально окрашенное отношение к компании, желание быть полезным, нужным, делать как можно больше хорошего, предупреждать об опасности. Лояльный сотрудник всегда стремится быть честным и искренним по отношению к компании, выполнить свою работу наилучшим образом и готов даже приносить определенные жертвы во имя успехов организации, испытывая чувство гордости за ее победы, имеет сильное желание оставаться членом данной организации, несмотря на возникающие проблемы и сложности в ее работе, полон энтузиазма и желания помогать в решении этих проблем [10].

Организационная лояльность – это связи сотрудника и организации, базирующиеся на ценностных нормах, принимаемых сотрудником и соответствующих требованиям организации.

Работа вызывает у лояльных сотрудников удовлетворенность содержанием работы, выполняемой в организации, ощущение внимания и заботы со стороны организации, удовлетворенность своей карьерой в организации, уверенность в целесообразности длительной работы в данной организации.

Соответственно, сотрудники государственных органов и организаций, заработная плата которых относительно низкая, в то же время ответственность и уровень контроля высок, вряд ли удовлетворены своей работой в данной организации.

Контроль представляет собой комплекс мер, установленных для персонала и содержащихся, например, в регламентах, объединяющих ограничения, режимы, технологические процессы, оценочные, контрольные и другие операции. Это комплекс непосредственно нацелен на ликвидацию возможностей причинения ущерба. Как правило, главная роль в осуществлении контроля принадлежит службе безопасности или другим подразделениям и в меньшей степени службе персонала.

Комплекс мер

Кадровая безопасность государственной организации (и государственного органа) должна достигаться путем решения следующих задач:

  1. Выявление и пресечение угроз, исходящих от персонала: криминальная деятельность, разглашение тайн, сотрудничество с бизнес-структурами, негативные психолого-физиологические и морально-нравственные проявления.
  2. Сбор сведений о кандидатах на работу для принятия руководством решений о приеме или отказе.
  3. Сбор и анализ сведений о сотрудниках для принятия решений о допуске к конфиденциальным документам или участию в важных проектах.
  4. Социально-психологическое обеспечение управления персоналом, изучение обстановки в трудовых коллективах и взаимоотношений между сотрудниками.
  5. Обучение и подготовка персонала по вопросам соблюдения мер безопасности и правил обращения с конфиденциальной информацией.
  6. Проведение служебных расследований по фактам поведения сотрудников, наносящих ущерб безопасности организации.

Актуальным для государственных органов являются и разумный подбор и расстановка сотрудников с использованием современных средств подбора персонала; продуманная и документированная система служебного роста и денежного вознаграждения сотрудников; создание в коллективе благоприятного климата взаимоотношений для работы персонала и объективное рассмотрение данных вопросов с доведением результатов до всех сотрудников с целью исключения конфликтных ситуаций, которые могут привести к негативным последствиям.

Читайте также:
Гарантийное письмо о выполнении работ по договору в срок: образец

Вся эта деятельность не является отдельным направлением в функционале отдела кадров, а лишь органично вписывается в него. И здесь практически не привлекаются какие-либо дополнительные ресурсы при условии, что в организации присутствуют все этапы организации и управления персоналом.

Государственным органам и организациям следует ввести в функционал сотрудников кадрового подразделения информационно-аналитическую составляющую, когда происходят анализ и оценка выявленных внутренних рисков, прогноз развития событий, планируют меры по обеспечению организационно-кадровой безопасности и координируют работу по их реализации.

Многие государственные органы (МВД, ФСБ, таможня и др.) имеют кадрово-психологическую службу, которая осуществляет отбор и проверку персонала предприятия при приеме на работу и в процессе труда, выявляет и локализует риски, обусловленные человеческим фактором.

Таким образом, кадровая безопасность нацелена на такую работу с персоналом, на установление таких трудовых и этических отношений, которые будут способствовать развитию и успешному функционированию данной организации. Кадровой безопасности в государственных органах и организациях следует уделять повышенное внимание.

Как создать службу охраны труда в организации

Это наш первый Гайд. В наших Гайдах есть пошаговые инструкции, образцы документов, ссылки на нормативные документы и позиции судов. Обновляются они сразу же, как только что-то меняется в законодательстве. Сегодня Гайд #1 – Создание службы охраны труда. Подробнее о том, что это такое и зачем, можно прочитать здесь.

Чтобы обеспечить соблюдение требований охраны труда, а также контроль за их выполнением, работодатель обязан создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда, который должен иметь соответствующую подготовку или опыт работы в данной области (ст. 217 ТК РФ).

Под производственной деятельностью, согласно ч. 9 ст. 209 ТК РФ, понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, которые включают в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

В то же время Минтруд России в письме от 10.06.2016 № 15-2/ООГ-2136 говорит, что деятельность по сути всех работодателей является производственной – она осуществляется в разнообразных формах, в разных отраслях экономики физическими и юридическими лицами. Это деятельность по производству не только материальных благ, но и нематериальных, включая оказание различных услуг во всех сферах, поэтому действие норм ст. 217 ТК РФ в полной мере распространяется на организации, осуществляющие различные виды деятельности, поименованные в ОКВЭД 2.

Но штатную должность специалиста по охране труда законодательство требует в организациях, численность сотрудников которой превышает 50 человек. Если численность работников не превышает 50 человек, работодатель должен принять решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

Если служба охраны труда или штатный специалист отсутствуют, то их функции осуществляет:

  • работодатель – индивидуальный предприниматель (лично);
  • руководитель организации или другой уполномоченный работодателем работник;
  • оказывающие услуги в области охраны труда организация или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору (эти организации подлежат обязательной аккредитации. Реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, опубликован на сайте Минтруда России).

Перечисленные выше способы доступны только работодателям с числом сотрудников до 50 человек (включительно). Работодатели, численность работников которых превышает 50 человек, обязаны возлагать функции по организации работы по охране труда на созданные ими службы охраны труда или на штатных специалистов по охране труда и не вправе привлекать для этих целей стороннюю организацию. Об этом говорит и Минтруд России в своих письмах от 28.09.2017 № 15-2/ООГ-2693 и от 11.11.2016 № 15-2/В-3673.

Основным документом, определяющим порядок создания службы охраны труда в организации, являются Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденные Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14 (далее – Рекомендации). Но Минтруд России в письме от 29.12.2016 № 15-2/ООГ-4698 пояснил: данный документ не является нормативным правовым актом, так как не зарегистрирован Минюстом России и носит рекомендательный характер.

Вместе с теми, именно на этот документ можно опираться при создании и работе службы по охране труда. Дополнительно можно руководствоваться Межотраслевыми нормативами численности работников службы охраны труда в организациях, утв. постановлением Минтруда от 22.01.2001 № 10 (далее – Межотраслевые нормативы), которые содержат указания для определения и обоснования необходимой численности работников службы ОТ, установления должностных обязанностей, распределения работы между работниками и т.д.

Согласно п. п. 1, 3 Рекомендаций служба охраны труда создается руководителем как самостоятельное структурное подразделение организации. Оно состоит из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы.

Структуру службы охраны труда и ее численность определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов. Например, п. 3.1.1. Межотраслевых нормативов говорит о том, что функции службы охраны труда выполняют:

  • отдельные специалисты по охране труда – в организациях со среднесписочной численностью работников до 700 человек (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах);
  • бюро охраны труда со штатом три-пять единиц (включая начальника);
  • или отдел при штате от шести единиц – в организациях с численностью более 700 человек.

Образец приказа о создании службы охраны труда Скачать приказ о создании службы охраны труда в формате word

Требования к должности специалиста по охране труда

В соответствии с п. 17 Рекомендаций на должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет. Все категории данных лиц должны пройти специальное обучение по охране труда.

Требования к знаниям, квалификации и должностные обязанности лиц, осуществляющих работы в области охраны труда, определены, в частности, в разделе «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее – ЕКС) и в профессиональном стандарте «Специалист в области охраны труда».

Как пояснил Минтруд России в своем письме от 29 декабря 2016 г. № 15-2/ООГ-4698, если наименования должностей, профессий, специальностей содержатся и в квалификационных справочниках, и в профессиональных стандартах, работодатель самостоятельно определяет, какой акт использовать, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Читайте также:
Выходное пособие при увольнении по соглашению сторон, налоги и взносы

Единый квалификационный справочник

ЕКС может быть использован работодателем для разработки должностных инструкций специалистов по охране труда, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности.

Кабинет по охране труда: примерное положение

Кабинет по охране труда: нужен ли он в организации? Какими нормативными документами руководствуемся при его создании? Какие разделы включаем в Положение о кабинете по охране труда? Ответы на эти вопросы вы найдете в этой статье.

Зачем в организации нужен кабинет по охране труда?

Организация работы кабинета охраны труда – важная составляющая системы управления охраной труда в любой организации.

В соответствии со статьей 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить:

  • безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
  • создание и функционирование системы управления охраной труда;
  • обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
  • информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
  • ознакомление работников с требованиями охраны труда;
  • наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности и другие.

Для качественного исполнения обязанностей по охране труда и в целях обеспечения требований охраны труда, распространения правовых знаний, проведения профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, для проведения эффективного обучения и инструктажа рабочих безопасным приемам и методам работ целесообразно в организации создать кабинет по охране труда.

Кабинет по охране труда на мой взгляд необходим в любой организации, где вводится должность специалиста по охране труда (например в дошкольной образовательной организации), а не только в больших организациях, как рекомендовано пунктом 15 Постановления Минтруда РФ от 17.01.2001 N 7 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда» «помещение для размещения кабинета охраны труда …его площадь рекомендуется определять из расчета количества работающих в организации: до 1000 человек — 24 кв. м, свыше 1000 человек — добавляется 6 кв. м на каждую дополнительную тысячу человек. Оценку необходимой площади для кабинета охраны труда можно производить на основе расчета потребности в обучении по охране труда на календарный год».

Решение о создании кабинета по охране труда в организации решает ее руководитель.

В случаях, когда, работа проходит на временных участках, к примеру, при работе вахтово-экспедиционным методом, можно использовать передвижные кабинеты охраны труда. Передвижной кабинет может быть в виде специально оборудованного микроавтобуса или вагончика.

Какими нормативными документами руководствуемся при его создании?

При создании кабинета по охране труда можно руководствоваться Постановлением Минтруда РФ от 17.01.2001 N 7 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда» (далее Рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда).

Для отдельных отраслей экономики есть свои рекомендации по созданию кабинетов по охране труда, которыми можно руководствоваться. Например: «Типовое положение о кабинете охраны труда в организациях электроэнергетики. РД 153-34.0-03.107-2001» (утв. РАО «ЕЭС России» 27.09.2001) или «Положение о кабинете охраны труда на предприятиях федерального железнодорожного транспорта» (утв. МПС РФ 17.01.2001 N ЦБТ-806), которое утратило силу в связи с изданием Приказа Минтранса России от 15.12.2016 N 380.

На основе Рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда организация разрабатывает Положение о кабинете по охране труда.

Какие разделы включаем в Положение о кабинете по охране труда?

В Положение о кабинете по охране труда можно включить следующие разделы:

  1. Общие положения
  2. Основные направления деятельности кабинета охраны труда
  3. Организация работы кабинета охраны труда
  4. Структура и содержание работы кабинета охраны труда
  5. Требования к помещению и оснащение кабинета охраны труда

Положение о кабинете по охране труда (примерное)

1.Общие положения

1.1. Положение о кабинете охраны труда разработано на основе Постановления Минтруда РФ от 17.01.2001 N 7 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда».

1.2. Кабинет охраны труда создается с целью обеспечения требований охраны труда, распространения правовых знаний в области охраны труда, проведения профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, эффективного обучения и инструктажа рабочих безопасным приемам и методам работ

1.3. Решение о создании кабинета охраны труда принимается руководителем организации и он несет ответственность за наличие кабинета по охране труда..

1.4. Содержание работы кабинета охраны труда, распределение обязанностей по обеспечению его деятельности между службами и специалистами организации (с отражением этого в соответствующих положениях и должностных инструкциях) утверждаются руководителем организации.

1.5. Профсоюзный комитет организации оказывает помощь в разработке оформлении и наполнении содержанием кабинета по охране труда (если есть профсоюзная организация).

2. Основные направления деятельности кабинета охраны труда

2.1. Работа кабинета охраны труда осуществляется по следующим основным направлениям:

  • оказание методической, консультационной и практической помощи работникам организации в решении вопросов охраны труда;
  • создание системы информирования работников об их правах и обязанностях в области охраны труда, о состоянии условий и охраны труда в организации, на конкретных рабочих местах и мерах по их улучшению, о принятых нормативных правовых актах об охране труда;
  • организация обучения охране труда;
  • пропаганда вопросов охраны труда.

2.2. В соответствии с основными направлениями деятельности кабинет охраны труда решает следующие задачи:

  • информирование работников о новых нормативных документах, методических рекомендациях, пособиях и других материалах, необходимых для работы по охране труда;
  • внедрение новых средств и форм обучения и пропаганды охраны труда;
  • распространение передового опыта организаций региона и Российской Федерации по предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
  • осуществление контроля эффективности проведения обучения и пропаганды.

2.3. В кабинете охраны труда проводятся мероприятия по охране труда, в том числе организуемые совместными действиями руководителя и иных должностных лиц организации, комитета (комиссии) по охране труда, службы охраны труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов:

  • семинары, лекции, беседы, совещания и консультации по вопросам охраны труда;
  • обучение охране труда, в том числе безопасным методам и приемам выполнения работ, правильному применению средств коллективной и индивидуальной защиты, вопросам оказания первой (доврачебной) медицинской помощи;
  • инструктаж по безопасности труда, тематические занятия с работниками, которым предъявляются требования специальных знаний безопасности труда, проверка знаний требований охраны труда работников;
  • организация тематических выставок, экспозиций, стендов, макетов и других форм наглядной агитации и пропаганды передового опыта по созданию здоровых и безопасных условий труда;
  • аналитические исследования состояния условий и охраны труда в организации (на рабочих местах), подготовка предложений по их улучшению.
Читайте также:
Характеристика на студента с места прохождения практики

2.4. В кабинете охраны труда работники организации могут ознакомиться с информацией о:

  • планах работы кабинета;
  • графиках проведения инструктажа и расписаниях учебных занятий по охране труда;
  • приказах и распоряжениях по вопросам охраны труда;
  • нарушениях законодательства об охране труда;
  • случаях производственного травматизма и профзаболеваний в организации и принятых мерах по устранению их причин;
  • состоянии условий и охраны труда в организации и мерах по их улучшению, а также с новыми документами, учебно-методической литературой по охране труда и т.д.

3. Организация работы кабинета охраны труда

3.1. Процесс организации работы кабинета охраны труда предусматривает:

  • соответствие требованиям, которые каждая организация определяет с учетом своих особенностей и первоочередных задач в области охраны труда;
  • доступность посещения кабинета охраны труда работниками организации и получение ими достоверной информации по вопросам охраны труда.

3.2. Организация и руководство работой кабинета охраны труда, в том числе функции контроля возлагаются на службу охраны труда организации (специалиста по охране труда).

3.3. Ответственность за организацию работы кабинета охраны труда, в том числе за оборудование, оснащение и оформление, возлагается на руководителя службы охраны труда (специалиста по охране труда).

3.4. Непосредственную практическую работу кабинета охраны труда должен организовать специалист (методист или лицо, ответственное за работу кабинета охраны труда), подчиненный руководителю службы охраны труда (специалисту по охране труда).

3.5. Работа кабинета охраны труда проводится в соответствии с перспективными и текущими планами (которые формируются на основе анализа состояния охраны труда и причин травматизма в предшествующем году), включающими разработку конкретных мероприятий на определенный срок с указанием лиц, ответственных за их проведение.

3.6. В работе кабинета охраны труда может предусматриваться выпуск специальных стенных газет, бюллетеней, отражающих состояние охраны и безопасности труда в подразделениях (цехах, участках) организации.

3.7. Для выполнения мероприятий, реализуемых кабинетом охраны труда, необходимо взаимодействие и участие в его работе структурных подразделений и служб организации.

4. Структура и содержание работы кабинета охраны труда

4.1. Кабинет охраны труда предполагает включение трех разделов: учебного, справочно-методического, информационно-выставочного.

4.2. Учебный раздел предназначен для обучения вопросам охраны труда (проведение консультаций) рабочих и специалистов организации.

Учебный раздел включает организацию и проведение:

  • обучения и инструктажа по безопасным методам труда работников, а также студентов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, среднего (полного) общего и основного общего образования, проходящих производственную практику;
  • занятий по повышению квалификации по охране труда рабочих и специалистов организации;
  • семинаров, курсов и тематических занятий с рабочими, к которым предъявляются требования специальных знаний по безопасности труда;
  • семинаров по охране труда для работников, членов комитета (комиссии) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов;
  • периодического инструктажа и проверки знаний работников по вопросам охраны труда;
  • консультаций, лекций, бесед, просмотров кино-, видеофильмов, пропагандирующих передовой опыт работы по улучшению условий и охраны труда;
  • методической и практической помощи структурным подразделениям (цехам, производственным участкам, отделам, лабораториям) в организации работы по охране труда.

4.3. Справочно-методический раздел представляет собой нормативную правовую базу об охране труда: законы и иные нормативные правовые акты об охране труда, принятые на федеральном и региональном уровне, нормативные правовые акты об охране труда организации; информацию об управлении охраной труда в организации, а также общие сведения по обеспечению безопасных условий труда, в том числе о вредных и опасных производственных факторах, средствах коллективной и индивидуальной защиты, действиях работника при возникновении чрезвычайных ситуаций, аварий и др.

4.4. Информационно-выставочный раздел предназначен для организации и проведения:

  • пропаганды безопасных методов и приемов выполнения работ, современных безопасных технологий, средств индивидуальной и коллективной защиты, достижений в области организации производства, применения новых материалов и других мероприятий, внедрение которых способствует улучшению условий труда в организации;
  • тематических выставок, пропагандирующих передовой опыт по снижению уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
  • смотров-конкурсов, дней, месячников охраны труда и др.

5. Требования к помещению и оснащение кабинета охраны труда

5.1. Кабинет охраны труда должен размещаться в отдельном специально оборудованном помещении, которое оснащается техническими средствами, учебными и наглядными пособиями, иллюстративными и информационными материалами по охране труда

5.2. Помещение для размещения кабинета охраны труда должно соответствовать требованиям строительных и санитарных норм и правил, его площадь в соответствии со СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания» определяется из расчета количества работающих в организации: до 1000 человек — не менее 24 кв. м, свыше 1000 чел. до 3000 — 48 кв. м, свыше 3000 чел. до 5000 — 72 кв. м, свыше 5000 чел. до 10000 — 100 кв. м, свыше 10000 чел. до 20000 — 150 кв. м, свыше 20000 чел. — 200 кв. м.

5.3. Кабинет охраны труда должен иметь естественное и искусственное освещение. Естественное освещение кабинета должно быть равномерным и рассеянным и соответствовать требованиям СНиП «Естественное и искусственное освещение

5.4. В кабинете должен обеспечиваться нормальный температурный режим и необходимый воздухообмен.

5.5. Оснащение кабинета охраны труда определяется составом разделов и формируется исходя из используемых и планируемых к использованию носителей информации, которыми могут быть печатная продукция, кино-, видео- и компьютерная продукция, программы радиовещания, наглядные пособия и другое.

Скачать Положение «О кабинете по охране труда в МБДОУ (примерное)» можно в разделе «Практические материалы»

Если информация оказалась полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!

Если в компании нет специалиста по охране труда

Нарушение работодателем государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, грозит организации штрафом в размере до 80 000 руб. А разговор вот о чем: в каждой компании должна быть организована работа по охране труда, то есть должны быть ответственные лица. В небольших компаниях (численностью до 50 человек) выделять отдельного сотрудника для этого не обязательно. Но как тогда выполнить требования Трудового кодекса?

Специалист или служба?

Согласно ст. 209 ТК РФ охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Чтобы система работала, нужно выстроить целый комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Обычно для этого разрабатывается система управления охраной труда.

Читайте также:
Средняя зарплата в Японии

Согласно ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Статья 217 ТК РФ говорит, что в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, контроля их выполнения у каждого работодателя, который осуществляет производственную деятельность и численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Это общее требование, оно распространяется и на тех, кто производит нематериальные блага, например, оказывает услуги. Минтруд в Письме от 10.06.2016 № 15‑2/ООГ-2136 обращал на это внимание.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности. То есть компания не обязана принимать на должность специалиста по охране труда сотрудника, для которого эта работа будет основной.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник. Кроме того, работодатель вправе заключить гражданско-правовой договор с организацией либо специалистом, оказывающими услуги в области охраны труда.

Даже если должность специалиста по охране труда ввести необходимо (численность компании больше 50 человек), Трудовой кодекс не требует выделять отдельного сотрудника – специалистом по охране труда не обязательно будет сотрудник, для которого эта работа станет основной. Значит, обязанности специалиста можно распределить между другими сотрудниками компании или поручить кому‑то одному, если их квалификация соответствует требованиям закона.

Кому поручим обязанности специалиста по охране труда?

Скажем сразу: не важно, какую должность занимает сотрудник согласно штатному расписанию. Если у него есть соответствующие подготовка и опыт, ему вполне можно поручить работу по охране труда в организации.

Приказом Минтруда РФ от 04.08.2014 № 524н утвержден профессиональный стандарт специалиста по охране труда. Согласно его требованиям работник, выполняющий функции охраны труда в компании, должен иметь высшее образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности. Если профильного высшего образования нет, работник должен пройти профессиональную переподготовку в данной области.

При наличии у работодателя опасных производственных объектов работник должен пройти соответствующую подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности.

Функции специалиста по охране труда может выполнять и работник со средним профессиональным образованием, если он прошел переподготовку в области охраны труда и имеет стаж работы в данной области не менее трех лет.

То есть кадровик или любой другой специалист может выполнять функции специалиста по охране труда при условии наличия высшего образования или прохождения переподготовки в этой области. Если же у рассматриваемого кандидата среднее профессиональное образование и нет опыта работы в охране труда, то поручить ему работу по охране труда нельзя.

Варианты поручения функций специалиста по охране труда

Давайте рассмотрим два варианта в зависимости от численности компании.

Численность работников более 50 человек

Варианты действий работодателя различаются в зависимости от того, имеется должность специалиста по охране труда в штатном расписании или нет.

1. Совместительство. Если должность имеется, можно заключить трудовой договор о работе по совместительству (ст. 60.1 ТК РФ). Напомним, что совместительство – выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство). В трудовом договоре необходимо указание на то, что работа является совместительством.

В данном случае оформляется договор о внутреннем совместительстве. В нем должны быть прописаны обязанности по охране труда, которые будет выполнять сотрудник, либо содержаться ссылка на должностную инструкцию.

По желанию можно установить срок действия такого договора или же не ограничивать его. Но учтите: срочный договор вы не сможете расторгнуть по ст. 288 ТК РФ, когда решите принять на должность специалиста по охране труда основного сотрудника.

2. Совмещение. По правилам ст. 60.2ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную плату. Поручаемая дополнительная работа может осуществляться путем совмещения профессий (должностей).

При совмещении профессий (должностей) работнику производится доплата. Ее размер устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (ст. 151 ТК РФ).

Срок, в течение которого сотрудник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия сотрудника путем заключения соглашения. Он имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель – досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

Если чувствуете, что один работник не справится, можете распределить функции специалиста по охране труда между несколькими работниками. В таком случае заключать соглашение о поручении дополнительной работы придется с каждым. Приведем пример соглашения на стр. .

На основании заключенного соглашения издайте приказ о совмещении (см. стр. 65).

Если в штатном расписании должности специалиста по охране труда нет, придется ввести ее, поскольку в ч. 1 ст. 217 ТК РФ однозначно говорится о введении такой должности в штатное расписание или создании целой службы.

Численность работников менее 50 человек

В таком случае тоже следует заглянуть в штатное расписание. Если должность специалиста по охране труда присутствует, возможно заключение с работником компании либо трудового договора о работе по совместительству, либо соглашения о совмещении функций по данной должности.

к трудовому договору от 10.10.2012 № 21

19 октября 2017 г. г. Киров

Общество с ограниченной ответственностью «Ромашка» (ООО «Ромашка»), именуемое в дальнейшем Работодателем, в лице директора Иванова Ивана Ивановича, действующего на основании устава и трудового договора от 14.02.2010, с одной стороны, и специалист отдела кадров Петрова Анна Петровна, именуемая в дальнейшем Работником, с другой стороны, заключили соглашение о нижеследующем:

1. С 23.10.2017 Работник выполняет дополнительную работу в порядке совмещения должности специалиста по охране труда.

2. Работник выполняет должностные обязанности в объеме 40 % работы, определенной должностной инструкции специалиста по охране труда, утвержденной приказом ООО «Ромашка» от 14.01.2016 № 05/01:

2.1. Проводит вводный инструктаж по охране труда, координирует проведение первичного, периодического, внепланового и целевого инструктажа, обеспечивает обучение руководителей и специалистов по охране труда, обучение работников методам и приемам оказания первой помощи пострадавшим на производстве.

2.2. Контролирует проведение обучения работников безопасным методам и приемам труда, инструктажей по охране труда и стажировок в соответствии с нормативными требованиями.

2.3. Осуществляет проверку знаний работников о требованиях охраны труда.

3. За совмещение должности специалиста по охране труда Работник получает ежемесячную доплату в размере 10 000 (десять тысяч) руб.

4. Действие соглашения может быть прекращено по истечении трех рабочих дней со дня письменного предупреждения Работником Работодателя или письменного уведомления Работодателем Работника о прекращении выполнения дополнительной работы.

ООО «Ромашка» А. П. Петрова

Директор И. И. Иванов Иванов, 19.10.2017 Петрова, 19.10.2017

Экземпляр соглашения получила. Петрова, 19.10.2017 А. П. Петрова

Читайте также:
Средняя зарплата инженера в России

И приказ о совмещении должностей.

Общество с ограниченной ответственностью «Ромашка»

ПРИКАЗ № 108‑к о совмещении должностей

С 23 октября 2017 года специалист отдела кадров Анна Петровна Петрова выполняет обязанности специалиста по охране труда в порядке совмещения должностей в объеме 40 % работы с ежемесячной доплатой в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

Основание: дополнительное соглашение от 19.10.2017 № 1 к трудовому договору от 10.10.2012 № 21.

Директор Иванов И. И. Иванов

С приказом ознакомлена:

Специалист отдела кадров Петрова, 19.10.2017 А. П. Петрова

А если должность отсутствует? Вот тут возникают сложности. Многие специалисты считают, что и в данном случае возможно заключение соглашения о совмещении. При этом они говорят: хотя совмещение подразумевает наличие вакантной должности, случай с функциями специалиста по охране труда – исключение.

С одной стороны, действительно, согласно ч. 3 ст. 217 ТК РФпри отсутствии у работодателя штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. То есть норма закона не содержит императивного предписания, требующего штатной должности работника службы охраны труда, императивным является лишь требование об организации охраны труда, которая может быть осуществлена различными способами. К такому выводу приходят и суды (см., например, Апелляционное определение ВС Чувашской Республики от 26.10.2015 по делу № 33‑4656/2015).

Однако мы считаем, что о совмещении должностей в данном случае речи быть не может, поскольку совмещение предполагает выполнение дополнительной работы по другой профессии или должности. Предполагается, что если должность не включена в штатное расписание, и совмещать нечего. Это подтверждает и судебная практика. Например, Апелляционным определением Саратовского областного суда от 03.03.2016 по делу № 33‑1423/2016 работнику было отказано во взыскании платы за совмещение, так как в штатном расписании организации отсутствовала должность, доплату за совмещение по которой требовал работник. А Свердловский областной суд в Апелляционном определении от 02.09.2016 по делу № 33‑14461/2016 прямо указывал: совмещение должностей (профессий) подразумевает выполнение наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по такой же профессии (должности) либо по иной профессии (должности), предусмотренной штатным расписанием организации.

Кроме того, вопрос о возможности оформления совмещения работнику компании по должности специалиста по охране труда при отсутствии ее в штатном расписании рассматривался специалистами Роструда на сайте Онлайнинспекция.рф. В частности, специалисты указывали, что заключение дополнительного соглашения о совмещении с должностью, не предусмотренной штатным расписанием, невозможно. Однако они не пояснили, как оформить дополнительную работу в таком случае в соответствии с трудовым законодательством.

Полагаем, что при отсутствии должности специалиста по охране труда в штатном расписании, ее необходимо ввести в него и только после этого оформлять совмещение. Еще вариант – заключить гражданско-правовой договор об оказании услуг в сфере охраны труда.

Как уполномочить сотрудника организации на выполнение функций по охране труда при отсутствии должности специалиста по охране труда в штатном расписании?

С согласия работника его можно назначить ответственным за охрану труда в организации, издав соответствующий приказ. Затем следует внести изменения в должностную инструкцию работника, дополнив ее должностными обязанностями ответственного по охране труда. Без согласия работника поручить ему дополнительную работу нельзя. Об этом говорится в ст. 60 ТК РФ: запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

Поскольку функций у работника прибавится, должна повыситься его зарплата.

Резюмируем: если в компании нет специалиста по охране труда, но такая должность присутствует в штатном расписании, обязанности по охране труда можно поручить любому из сотрудников, имеющему необходимую подготовку, в порядке совмещения должностей или совместительства. В первом случае оформляется соглашение и издается приказ о совмещении, во втором – заключается трудовой договор о внутреннем совместительстве.

Если же должности в штатном расписании нет, можно привлечь специалиста по охране труда по гражданско-правовому договору либо поручить выполнение работы по охране труда работнику, имеющему специальную подготовку. Тогда необходимо внести изменения в должностную инструкцию и издать приказ о возложении обязанностей по охране труда.

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как теперь будут контролировать наличку. 115-ФЗ в 2022 году ».

Только до завтра можно забрать запись со скидкой 20%. Программу вебинара смотрите здесь

Охрана труда: формирование системы охраны труда на предприятии

Система охраны труда в каждой организации должна отвечать государственным нормативным требованиям охраны труда и требованиям, установленным правилами и инструкциями по охране труда (ст. 209 ТК РФ). Основными составляющими системы охраны труда являются следующие мероприятия:

  • создание службы охраны труда;
  • проведение аттестации рабочих мест;
  • создание комитета (комиссии) по охране труда;
  • проведение инструктажа с сотрудниками организации;
  • разработка и утверждение положения и инструкций по охране труда в организации.

Какие документы нужно разработать компании, чтобы соответствовать требованиям охраны труда

В соответствии с ТК РФ и другими нормативными актами на работодателя возлагается обязанность и ответственность по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

Что такое охрана труда?

В соответствии со ст. 209 ТК РФ охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

В процессе формирования системы охраны труда в организации должна быть разработана и утверждена документация по вопросам охраны труда. В случае ее отсутствия работодатель может быть оштрафован на сумму от 2 тысяч до 200 тысяч рублей.

Приведем основной перечень документов, которые могут быть нужны в той или иной организации, кстати, документы по охране труда можно создать в 1С:ЗУП.

  • локальные нормативные акты по общим вопросам охраны труда (инструкции по охране труда для работников, технике безопасности отдельных производственных участков (цехов, подразделений, отделов и др.), положение о порядке выдачи работникам средств коллективной и индивидуальной защиты и др.);
  • положение о службе охраны труда (разрабатывается на основании Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации);
  • приказ о создании службы охраны труда или введении в штатное расписание должности инженера по охране труда;
  • приказ о возложении на конкретных работников обязанностей по проведению вводного и первичного инструктажа;
  • должностные инструкции сотрудников службы охраны труда (разрабатываются в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих);
  • личные карточки сертифицированных средств индивидуальной защиты;
  • журнал регистрации инструкций по охране труда для работников;
  • журнал учета выдачи инструкций по охране труда работникам;
  • журнал регистрации несчастных случаев на производстве;
  • приказ об утверждении перечня профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа (работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, с хранением и применением сырья и материалов, могут не проходить первичный инструктаж на рабочем месте);
  • журналы регистрации проведения инструктажа работников по охране труда (вводного, первичного, повторного, при необходимости внепланового, целевого);
  • программы проведения вводного и первичного инструктажа работников по охране труда;
  • инструкция по проведению вводного инструктажа работников по охране труда (разрабатывается на основании утвержденной руководителем организации программы проведения вводного инструктажа, утверждается руководителем);
  • график периодических медицинских осмотров (в отношении работников, для которых такие осмотры являются обязательными)
  • приказ о проведении аттестации рабочих мест
  • график по аттестации рабочих мест
  • итоговый проток об аттестации рабочих мест
Читайте также:
Служебная записка о приобретении оборудования

Министерство труда в своем письме от 3 декабря 2018 № 15-2/ООГ-2956 года объяснило работодателям, что они обязаны утверждать и выдавать инструкции по охране труда с учетом требований статьи 212 Трудового кодекса. Для создания таких инструкций можно использовать методические рекомендации Минтруда №80 от 17 декабря 2012 года. В приложениях к этим рекомендациям вы найдете образцы журналов учета инструкций по охране труда. Вести весь блок охраны труда можно в 1С:Зарплата и Управление персоналом КОРП, либо в специализированном решении 1С:Производственная безопасность. Охрана труда. Прямо из этих программ можно отправить через 1С:Отчетность декларацию по соответствии условий труда (СОУТ).

Напоминаем, выдача инструкций по охране труда осуществляется под роспись сотрудника.

Ответственность за нарушение законодательства об охране труда

Ответственность за формирование системы охраны труда и ее функционирование несет работодатель, т.е. руководитель организации или индивидуальный предприниматель.

Сотрудники СОТ (инженер по охране труда) несут ответственность только в рамках выполнения своих должностных обязанностей, которые устанавливаются должностными инструкциями и положением о службе охраны труда. Напомним, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей работодатель может применить к нему дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение (ст. 192 ТК РФ).

На основании ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение законодательства о труде и об охране труда на виновное должностное лицо (руководителя организации) может быть наложен штраф от 2 тысяч до 40 тысяч рублей, либо приостановление ее работы на срок до 90 суток (по решению суда).

Лица, ведущие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за аналогичные нарушения могут быть оштрафованы на сумму от 50 тысяч до 200 тысяч рублей. Для них также предусмотрено такое наказание, как административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Кроме этого на основании указанной статьи КоАП РФ за нарушение законодательства о труде и об охране труда к должностному лицу, ранее подвергнутому административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, применяется дисквалификация на срок от одного года до трех лет. С руководителем организации, дисквалифицированным по решению суда, расторгается трудовой договор на основании ст. 32.11 КоАП РФ. Информация о руководителе заносится в специальный реестр дисквалифицированных лиц.

За нарушение правил охраны труда предусмотрена и уголовная ответственность. Так, согласно ст. 143 УК РФ нарушение правил охраны труда, совершенное лицом, на которое возложена обязанность по соблюдению этих правил, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается:

  • штрафом в сумме до 200 000 руб. или в размере заработной платы осужденного за период до 18 месяцев;
  • исправительными работами на срок до двух лет;
  • лишением свободы на срок до года.

Опыт автоматизации Охраны труда на предприятиях компанией Первый БИТ

В рамках одного из проектов по автоматизации охраны труда мы автоматизировали следующие бизнес-процессы:

  • Ведение корпоративного справочника вредных и/или опасных производственных факторов;
  • Ведение структуры производственных объектов (местоположений);
  • Оценка условий труда (включая СОУТ);
  • Ведение гарантий и компенсаций;
  • Ведение медицинских осмотров;
  • Ведение средств индивидуальной защиты;
  • Подготовка и аттестация персонала в области ПБиОТ;
  • Проверки и аудиты в области ПБиОТ (включая проверки органами надзора);
  • Управление мероприятиями в области ПБиОТ;
  • Ведение справочника НД в области ПБиОТ;
  • Ведение деловых партнеров;
  • Организация работ повышенной опасности (по наряду-допуску);
  • Учет технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах;
  • Управление расследованием происшествий;
  • Формирование отчетности в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 23.01.2014 № 25.

Для этого в рамках проекта мы выполнили следующие работы:

  • Анализ бизнес-процессов ОГ, входящих в организационный объем проекта, и выработка унифицированных решений;
  • Разработка концептуального проекта Решения по итогам проведенного анализа;
  • Разработка ИР «Типовое решение по направлению «Охрана труда и промышленная безопасность» на базе 1С»;
  • Обеспечение требований законодательства РФ и ЛНД Компании в области информационной безопасности, в частности:
    • Получение согласий работников ОГ, входящих в организационный объем проекта, на обработку персональных данных;
    • Формирование списков доступов к ИР (списков пользователей с предоставленными полномочиями).

Первый Бит предлагает автоматизацию предприятий разного уровня.

От внедрения коробочных решений для малых предприятий и заканчивая крупным проектными внедрением филиальных структур.

Основными направлениями в производственной безопасности в части автоматизации являются:

  • Организация и учет оперативной деятельности ключевых сотрудников;
  • Планово-контрольная деятельность;
  • Инструменты регламентированной и аналитической отчетности.

В процессе разработки и внедрения информационной системы в области охраны труда и промышленной безопасности (ОТиПБ) решаются следующие основные задачи:

  • Повышение эффективности работы службы ОТиПБ за счет создания общедоступного информационного ресурса, упрощающего и ускоряющего решение задач, связанных с обработкой больших объемов информации.
  • Сбор и консолидация разносторонней информации из различных смежных информационных систем, эксплуатирующихся на Предприятии:
    • Кадровая служба
    • Медицинская служба
    • Служба подготовки и обучения персонала
    • Служба технического обслуживания и ремонта оборудования
  • Сбор и консолидация информации, поступающей с программно-аппаратных комплексов и измерительной аппаратуры (АСУ ТП): газоанализаторы, датчики температуры, датчики измерения излучения и т.п.
  • Настройка сценариев реагирования информационной системы при достижении пороговых значений в случае опасности и повышения риска здоровья человека.
  • Разработка и настройка расчетных механизмов, ускоряющий обработку задач, требующих сложных или объемных вычислительных операции.
  • Повышения прозрачности и доступности информации, относящейся к области ОТиБП на Предприятии.
Читайте также:
Характеристика для награждения почётной грамотой

Ключевыми функциями информационной системы, наиболее востребованными среди пользователей, можно выделить:

Блок «Охрана труда»

  • Учет данных о рабочих местам сотрудников.
  • Планирование и учет результатов проведения специальной оценки условий труда (СОУТ)
  • Планирование и учет сведений о прохождении медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований
  • Планирование и учет сведений о выданных СИЗ и СиОС

Блок «Промышленная безопасность»

  • Учет сведений о технических устройствах, зданиях и сооружениях, опасных производственных объектах
  • Учет основных документов, требуемых для эксплуатации промышленного оборудования
  • Планирование и учет прохождение экспертизы и освидетельствования оборудования
  • Учет сведений о регламентном обслуживании оборудования

Блок «Пожарная безопасность»

  • Учет сведений об эксплуатируемых на предприятии средствах пожаротушения и пожарной автоматики.
  • Учет сведений о регламентном обслуживании средств пожарной безопасности

Блок «Охрана окружающей среды»

  • Учет сведений об источниках негативного воздействия на окружающую среду
  • Учет установленных нормативов по каждому направлению негативного воздействия
  • Первичный учет фактического воздействия предприятия на окружающую среду
  • Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду

Блок «Общие функции»

  • Контроль сроков действия нормативных документов и внутренних приказов
  • Планирование обучения и аттестации сотрудников в по направлениям, проведение инструктажей
  • Планирование и проведение проверок (производственный контроль) по направлениям, формирование плана мероприятий по устранению выявленных нарушений
  • Учет сведений о Происшествиях (несчастных случаях и профессиональных заболеваниях, авариях, инцидентах, пожарах) планирование мероприятий по локализации и недопущению повторных случаев
  • Уведомление ответственных сотрудников и пользователей системы о важных или критичных событиях
  • Формирование регламентированной и аналитической.

В результате комплексного внедрения информационной системы достигаются следующие цели:

  • Снизить уровень травматизма, профессиональных заболеваний, возникновения несчастных случаев и аварийных ситуаций за счет повышения прозрачности и оперативности превентивных мер и системы контроля за их исполнением;
  • Обеспечить единый цикл шагов по обеспечению Производственного контроля на Предприятии на всех уровнях иерархии;
  • Повысить скорость взаимодействия ответственных специалистов внутри создаваемого контура системы, а также со смежными службами;
  • Снизить затраты в области ОТиПБ за счет эффективных инструментов планирования и расчетных методик;
  • Снижение вероятности выявление новых и повторных нарушений, и как следствие, получения предписаний и штрафных санкций со стороны надзорных органов за счет систематизации и контроля за исполнением требований.

С чего начать охрану труда на предприятии (нюансы)?

  • План мероприятий по организации охраны труда
  • Система управления охраной труда на предприятии
  • Служба охраны труда на предприятии
  • Документы по охране труда на предприятии
  • Образец приказа по охране труда на предприятии
  • Особенности охраны труда на производственных предприятиях
  • Итоги

План мероприятий по организации охраны труда

Каждой компании необходимо определиться с комплексом мероприятий по охране труда, которые ей необходимо проводить согласно законодательным актам РФ в зависимости от отрасли и специфики своей деятельности. Подобные процедуры — своего рода внутренний план действий компании по охране труда персонала.

ВНИМАНИЕ! С 01.04.2022 года обновлен перечень вредных/опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых обязательны предварительные и периодические медосмотры. Подробности см. здесь.

План поможет определиться с дальнейшими действиями, рассчитать финансовые затраты на организацию охраны труда (если они необходимы). Планирование деятельности по охране труда также позволяет сравнить фактические результаты с прогнозными значениями, выявить недочеты и определить дальнейшую стратегию по улучшению безопасности труда работающего персонала.

Итак, на этапе организации работы по охране труда на предприятии важно:

  • организовать систему управления охраной труда в компании;
  • создать отдельную службу или ввести в штат должность специалиста по охране труда;
  • принять положение об охране труда в организации;
  • издать приказ руководителя о назначении ответственного за охрану труда лица (или лиц);
  • утвердить должностные инструкции ответственных лиц.

Об обязанностях, которые отразятся в таких инструкциях, читайте в материале «Какие обязанности инженера по охране труда (перечень)».

Система управления охраной труда на предприятии

Определившись с направлением действий в области охраны труда, руководству стоит задуматься о том, как ею управлять. Во главе системы управления охраной труда (СУОТ) находится руководитель компании. По сути, в его задачи входит организация охраны труда на предприятии. Сущность СУОТ заключается во взаимосвязи производственной среды, средств и предметов труда, персонала с целью формирования безопасных условий для осуществления рабочего процесса.

При помощи СУОТ должны быть реализованы следующие функции предприятия в области охраны труда:

  • обеспечение безопасности персонала при работе со средствами труда;
  • обучение сотрудников производственной культуре (соблюдению правил техники безопасности при работе на оборудовании и с механизмами, использованию необходимых средств защиты);
  • проведение аттестации рабочих мест (если это необходимо согласно действующему законодательству);
  • отбор персонала при принятии на работу согласно квалификационному уровню;
  • соблюдение санитарных (гигиенических) норм в рабочих зонах;
  • проведение инструктажей по охране труда.

О том, с какой периодичностью проводятся инструктажи, читайте в статье «Периодичность проведения инструктажа на рабочем месте».

Для того чтобы реализовать вышеперечисленные функции, руководителю необходимо создать специализированную службу (отдел) или добавить в штатное расписание должность соответствующего специалиста.

Служба охраны труда на предприятии

В компании, где численность персонала составляет больше 50 человек, должна быть создана специальная служба или принят на должность специалист по охране труда (к примеру, инженер). Об этом говорится в ст. 217 ТК РФ. Если в организации трудится меньше 50 человек, решение о том, кто будет заниматься вопросами охраны труда, остается за руководителем. Вариантами здесь могут быть:

  • принятие руководителем этих функций на себя;
  • делегирование этих полномочий иному работнику;
  • привлечение организации или физлица со стороны.

Как возложить функции отсутствующего в штате специалиста по охране труда на руководителя организации или другого работника, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Путеводитель по кадровым вопросам. Это бесплатно.

Главный вопрос, который обычно стоит перед работодателями: что лучше — отдельная служба или один специалист? Руководители нередко сходятся во мнении, что содержать целый отдел инженеров по охране труда невыгодно с финансовой точки зрения. С другой стороны, обеспечение безопасности труда персонала и обучение его технике безопасности — долг работодателя.

Прежде чем принимать решение, следует принять во внимание несколько факторов:

  • Масштабы деятельности предприятия.

Чем оно крупнее, тем сильнее потребность в создании специализированной службы. Если предприятие имеет подразделения, его руководству стоит задуматься о создании разветвленной службы по охране труда. А вот на малом предприятии будет достаточно отдельного специалиста.

  • Особенности производственной деятельности и действующего законодательства.
Читайте также:
Средняя зарплата врача в России и Москве

На законодательном уровне установлена обязанность предприятия по проведению аттестации ряда рабочих мест и оформлению соответствующей документации. С большим объемом работы один специалист, скорее всего, не справится.

Как правило, должность специалиста по охране труда на предприятии называется «инженер по охране труда». Глава специализированной службы обычно именуется главным инженером по охране труда или начальником отдела (службы) охраны труда.

Какие квалификационные требования предъявляются к подобным должностям?

Данный вопрос регулируется рядом нормативных документов, например, Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих. В соответствии с ним специалисты данного профиля ранжируются по определенным категориям.

I квалификационная категория:

  • высшее образование;
  • отсутствие требований к рабочему стажу для магистра;
  • стаж работы в сфере охраны труда для специалиста не менее 2 лет.

II квалификационная категория:

  • высшее образование;
  • стаж работы в сфере охраны труда для специалиста не менее 1 года.

Без квалификационной категории:

  • высшее образование и диплом специалиста;
  • без требований к опыту работы.

Начальник службы по охране труда или главный инженер должен иметь высшее образование и работать в должности инженера по охране труда I категории не менее 2 лет.

Документы по охране труда на предприятии

После того как создана система управления охраной труда, сформирован отдел или принят на работу соответствующий специалист, важно разработать документальную базу.

В ее состав могут входить:

  1. Нормативно-правовые документы:
  • ТК РФ;
  • закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ;
  • Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
  1. Внутренние локальные акты, принятые на предприятии:
  • положение об охране труда;
  • должностные инструкции специалистов по охране труда;
  • положение об отделе охраны труда;
  • инструкции по охране труда для каждой должности на предприятии;

О том, какой может быть такая инструкция для бухгалтера, читайте в статье «Инструкция по охране труда бухгалтера – образец».

  • распорядительная документация: приказы, распоряжения руководителя относительно проведения аттестации, принятия на работу специалистов, возложении ответственности за охрану труда на предприятии, назначении лиц, отвечающих за проведение инструктажа и обучение технике безопасности персонала, и др.
  1. Прочие документы:
  • журнал проведения вводного (первичного) инструктажа для вновь принятых сотрудников;
  • журнал по инструктажу непосредственно на рабочем месте;
  • программы проведения подобных инструктажей;
  • личные карты о прохождении обучения и т. д.
  1. Документы по аттестации, разработанные совместно с внешней аттестующей компанией:
  • протоколы;
  • экспертное заключение;
  • карты аттестации конкретного рабочего места и др.

Конечно, это только примерный перечень документов. Каждое предприятие должно самостоятельно определиться с составом необходимой документации исходя из особенностей своей деятельности и требований законодательства.

В Путеводителе по Кадровым вопросам от КонсультантПлюс собраны образцы всех распорядительных документов, журналов и положений. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Образец приказа по охране труда на предприятии

Пожалуй, главным приказом по охране труда в компании является приказ руководителя о назначении лиц, ответственных за охрану труда. Он составляется в свободной форме на фирменном бланке компании.

В приказе необходимо:

  • закрепить главное ответственное за охрану труда лицо в целом по предприятию;
  • если предприятие имеет подразделения, участки либо территории, указать лиц, ответственных за безопасность на них;
  • отметить, что на время отсутствия ответственных лиц по причине отпуска, болезни или другим уважительным причинам будут назначены лица, временно исполняющие их обязанности;
  • указать, какими документами ответственные лица должны руководствоваться в своей деятельности.

Приказ подписывается руководителем организации. С содержанием приказа упомянутые в нем лица должны быть ознакомлены под роспись.

Образец приказа о назначении лиц, ответственных за охрану труда на предприятии, вы можете скачать на нашем сайте.

ВАЖНО! Работник, не прошедший в установленном порядке проверку знаний требований охраны труда, к работе не допускается (ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Работодатель обязан отстранить его от работы. По общему правилу на период отстранения заработная плата не начисляется (ч. 1, ч. 3 ст. 76 ТК РФ). Подробности см. в материале «Порядок отстранения от работы по ТК РФ (нюансы)».

Особенности охраны труда на производственных предприятиях

Производственные предприятия имеют некоторые особенности организации системы охраны труда. Прежде всего, производство предполагает наличие вредных и опасных факторов из-за применения оборудования, механизмов, токсичных и воспламеняющихся материалов и др.

О том, какие именно факторы включены в перечень вредных и опасных, читайте в статьях:

На производственных предприятиях проводится аттестация рабочих мест с целью выявления степени влияния вредных и опасных факторов на физическое здоровье человека. Согласно действующему законодательству для проведения замеров приглашается сторонняя независимая аттестующая компания. В ее обязанности входит составление отчетной документации после завершения процедуры. В частности, протоколов, на основании которых внутренняя комиссия предприятия разрабатывает карты аттестации рабочих мест по условиям труда. В состав такой комиссии должны входить специалисты по охране труда предприятия.

В целом при аттестации производственных мест акцентируется внимание на следующем:

  • биохимических факторах;
  • наличии полей и других излучений с ионизацией и без нее;
  • акустике, к примеру уровне шума;
  • уровне освещенности;
  • уровне вибраций;
  • степени травмоопасности;
  • микроклиматических условиях;
  • тяжести и напряженности трудовой деятельности;
  • важности применения барьерных средств для защиты.

На основании составленных карт выявляются те рабочие места, на которых занимающие их сотрудники имеют право на компенсации или определенные льготные условия, например:

  • надбавку к заработной плате;
  • дополнительные дни к основному отпуску, но не менее 7 дней;
  • более ранний выход на пенсию (к примеру, работники металлургии с «горячим» стажем выходят на пенсию в 50 лет);
  • сокращение часов в рабочей неделе.

Руководству производственного предприятия необходимо помнить, что аттестация рабочих мест — это не столько обязанность, вмененная ему государством, сколько залог безопасности труда персонала.

Итоги

Итак, с чего следует начать охрану труда на предприятии?

Каждое предприятие должно определиться с перечнем мероприятий по охране труда, которые необходимо проводить в соответствии с законодательными актами в зависимости от отрасли и специфики осуществляемой деятельности.

После этого руководству предприятия следует задуматься о создании системы по охране труда на предприятии и управлении ею. Во главе системы находится руководитель, который может приказом делегировать ряд своих обязанностей службе (отделу) по охране труда или соответствующему специалисту. На этот выбор влияют масштаб и специфика деятельности компании.

На предприятии также должна быть разработана и утверждена вся необходимая документация по охране труда (документальная база).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: