Каковы порядок и сроки служебного расследования возникновения пожара

Порядок и сроки служебного расследования возникновения пожара

Пожар — это одно из самых тяжелых чрезвычайных происшествий, которое может возникнуть на производстве. Специалисты обозначают этим термином неконтролируемое горение, которое представляет угрозу для жизни людей и наносит колоссальный материальный ущерб. Поэтому порядок организации служебного расследования пожара жестко регламентируется и контролируется на государственном уровне.

Классификация пожаров

К визуальным признакам пожара относится не только собственно открытое пламя, но и тлеющие материалы, а также продукты горения (дым и копоть). Смертельная опасность данного явления заключается в том, что при горении вырабатывается чрезвычайно высокая температура.

Внутри частных или социальных объектов во время возгорания температура может достигать 900 градусов Цельсия. Еще более высокая температура образуется во время наружного пожара, когда отмечается возгорание газов. Она может превышать 1300 градусов Цельсия.

Поэтому пространство вокруг зоны возгорания опасно для людей. Специалисты называют его зоной теплового воздействия. Оно может стихийно увеличиваться ввиду неконтролируемого активного перемещения не только продуктов горения, но и воздушных масс. В зону опасного теплового воздействия входит вся прилегающая территория с уровнем нагревания воздуха вплоть до 80 градусов Цельсия. Но зона признается опасной для нахождения людей уже при нагревании воздуха до 60 градусов Цельсия.

Восходящие горячие потоки при наличии условий (например, при сильном ветре) разносят искры на значительно удаленное расстояние от зоны возгорания. В этом случае при отсутствии своевременных мер могут возникать новые опасные очаги.

При этом жертвами пожара становятся люди и животные, оказавшиеся в зоне задымления. Часто массовую гибель людей вызывает не открытое пламя, а продукты горения, которые характеризуются чрезвычайной токсичностью.

Специалисты классифицируют очаги возгорания по плотности застройки.

В этой связи выделяются пожары:

Локальные. В черте населенного пункта может загореться отдельное здание. Во время инцидента окружающая социальная инфраструктура не страдает.

  • Сплошные. Плотность инфраструктурных застроек превышает 20%.
  • Огненный шторм. Плотность инфраструктурных застроек превышает 30%. К локализации привлекается максимальное количество противопожарных бригад и спецтехники.
  • Тление. Чаще всего возникает на территории неконтролируемых свалок и в разнообразных завалах.
  • По типу возгорания специалисты подразделяют все пожары на: индустриальные, бытовые и природные.

    Пожаром не считаются случаи горения, которые обусловлены особенностями технологического регламента на производстве. Технологические нюансы могут быть предусмотрены в технической документации, они не считаются аварийными.

    К пожарам не относится также результат обработки какого-либо объекта тепловым воздействием для кардинального изменения качественных или эксплуатационных свойств.

    К таким процессам относятся:

    • плавление;
    • сушка;
    • копчение;
    • плавка.

    Кроме того, в городской инфраструктуре может возникнуть горение на контейнерных площадках по приему мусора, которое также не относится к категории пожаров. Наконец, возгорание пожнивных остатков на газонах и в скверах, а также воспламенение массированного скопления тополиного пуха не считается пожаром.

    Порядок служебного расследования пожара

    Каждый случай возгорания на производственном объекте расследуется специальной комиссией. Ее руководителем назначается чаще всего непосредственно руководитель предприятия. Однако это не является законодательно установленным обязательством. Возглавлять комиссию может также заместитель руководителя.

    Комиссия приступает к работе сразу же после издания приказа по предприятию о ее формировании. В зависимости от масштабов нанесенного ущерба и количества пострадавших состав комиссии может увеличиваться или уменьшаться. Но в любом случае в ней должно быть не менее трех человек.

    Читайте также:
    Какой суд рассматривает трудовые споры: подсудность, как определить

    Проведение внутреннего расследования осуществляется для установления причин возгорания, определения виновных и установления объема материального ущерба.

    Федеральное законодательство не предусматривает единого алгоритма служебных мероприятий для комиссии. Этот вопрос регулируется локальными распоряжениями. В частности, в приказе по предприятию необходимо четко указать, каков срок служебного расследования возникновения пожара.

    Во время расследования должно быть выявлено:

    Виновное лицо (или виновные лица).

  • Место и время инцидента.
  • Количество жертв и пострадавших (если есть).
  • Размер материального ущерба.
  • Причина возгорания.
  • Смягчающие обстоятельства.
  • Отягчающие факторы (заведомая халатность, работа в состоянии алкогольного или наркотического опьянения).
  • Сопутствующие обстоятельства — как объективные, так и субъективные. Возгорание могло произойти по причинам, не зависящим от того, кто его спровоцировал. Например, имела место эксплуатация неисправного оборудования, о чем непосредственный виновник мог не знать.
  • По итогам работы комиссии определяется мера наказания для виновного (или виновных). Кроме того, важнейшая задача работы комиссия состоит в выработке перечня профилактических мероприятий, которые помогли бы в дальнейшем предотвратить аналогичные ЧП.

    Ст. 193 ТК определяет срок служебного расследования возникновения пожара. Он измеряется одним месяцем, начиная с того дня, когда возгорание было зафиксировано. Причем в этот период не входят дни (или недели), отведенные на лечение виновному. Кроме того, не учитывается период, который затребует профсоюз предприятия для выяснения всех нюансов.

    Итоги работы комиссии рассматриваются в судебном разбирательстве. Взыскание с виновного работника установленной сумы допускается в течение одного года.

    Норма о возмещении причиненного ущерба в пределах месячного срока через взыскание из заработной платы работника (виновного, по выводам комиссии) не ограничивает срок служебного расследования пожара. Дело в том, что в этой ситуации конкретный срок рассчитывается от того времени, когда был определен размер ущерба.

    Какой срок служебного расследования возникновения пожара, решает руководство. Но он в любом случае должен быть отражен в ведомственном локальном акте.

    Образец приказа о служебном расследовании в отношении работника

    Служебные расследования на предприятиях встречаются не так уж и редко. Толчком к этой процедуре служит отдельный документ под названием «Приказ о проведении служебного расследования», написанный в результате возникновения в организации какой-либо нештатной ситуации.

    Что может стать причиной для расследования

    Должностная инструкция любого работника содержит раздел, в котором прописывается ответственность за те или иные нарушения. Обычно здесь есть пункты о:

    • причинении ущерба компании,
    • порче товарно-материальных ценностей,
    • несоблюдение трудовой дисциплины,
    • халатное выполнение трудовых функций,
    • разглашение коммерческой тайны и т.п.

    Все эти проступки могут повлечь за собой достаточно серьезные последствия для организации и стать причиной служебного расследования. И если это случилось, то внутреннее «следствие» поможет установить истинную причину происшествия и определить степень виновности того или иного сотрудника.

    Порядок проведения расследования

    При некоторых видах правонарушений проведение расследования является обязанностью работодателя, в других же случаях оно является добровольной инициативой руководителя. Если такое расследование не провести, то сотрудник в дальнейшем сможет обжаловать дисциплинарное наказание, которому был подвергнут.

    Однако процедура расследования достаточно трудоемкая и ответственная, поэтому для нее отдельным приказом назначается специальная комиссия. Основная ее задача: выяснение обстоятельств случившегося, беседы с предполагаемыми виновниками, установление степени их вины, подсчет нанесенного организации ущерба.

    Читайте также:
    Пенсия по инвалидности 1, 2 и 3 группы – размер, виды

    В состав комиссии должно входить не менее трех человек из разных подразделений компании. Все они должны быть достаточно квалифицированными и грамотными специалистами, чтобы провести расследование качественно, на должном уровне, разобрав все мотивы, причинно-следственные связи и прочие обстоятельства. При этом действовать нужно предельно аккуратно, не допуская нарушения прав работников. Как правило, в комиссию включаются:

    • представитель внутренней службы безопасности,
    • юрист,
    • сотрудник бухгалтерского отдела или экономист,
    • технический работник, например, инженер и т.п.

    В комиссию может входить и руководитель компании.

    Результаты расследования

    После проведения расследования комиссия в специальном акте выносит свое решение, которое в случае доказательств виновности сотрудника служит основанием для назначения ему дисциплинарного наказания.

    Обычно в таких случаях наказание наступает в виде выговора или даже увольнения, редко кому удается отделаться замечанием. Кроме того, сотрудник может понести и материальную ответственность (если были доказаны факты умышленной порчи имущества предприятия).

    В особых ситуациях внутреннее расследование может послужить основанием к возбуждению административного или даже уголовного дела, а также привести к подаче против виновника гражданского иска.

    Кто пишет приказ

    Непосредственно составлением приказа занимается секретарь организации, либо тот сотрудник, который является полномочным представителем руководителя. При этом сам приказ всегда пишется от лица директора компании и обязательно должен быть заверен его подписью (в случае его отсутствия на рабочем месте – заместителем, действующим по доверенности).

    Основание для приказа

    Любой приказ должен иметь под собой какое-либо основание. В данном случае в роли него выступает докладная записка или представление от начальника отдела/руководителя подразделения, в котором обнаружилось нарушение. В приказе нужно обязательно указывать ссылку на данный документ.

    Как составить приказ

    На сегодняшний день нет стандартного унифицированного образца приказа о служебном расследовании в отношении провинившегося работника. Предприятия и организации могут писать его в произвольной форме или использовать шаблон, разработанный внутри предприятия, исходя из его потребностей (в этом случае форма приказа должны быть утверждена в четной политике фирмы).

    Приказ о расследовании должен включать в себя ряд основных сведений. Это:

    • название компании-работодателя,
    • персональные данные сотрудника: его должность, ФИО, информация о случившемся,
    • ссылку на основание,
    • сведения об ответственных за его исполнение лицах.

    Также приказ обязательно должен быть пронумерован и датирован. Ставить печать на документе не обязательно, т.к. с 2016 года требование закона к юридическим лицам (как ранее и к ИП) о применении в работе штампов и печатей отменено.

    Как оформить приказ

    Приказ пишется в единственном экземпляре. Он может быть составлен как на обычном листе формата А4, так и на фирменном бланке предприятия, в печатном или рукописном виде (всё это роли не играет). Однако он обязательно должен содержать в себе подписи:

    • руководителя компании,
    • ответственных сотрудников,
    • при необходимости лица, в отношении которого он был составлен.

    Образец приказа

    1. В начале слева или справа (не имеет значение) пишется название организации с указанием ее организационно-правового статуса (т.е. ЗАО, ОАО, ИП, ООО), а также дата и номер документа.
    2. После этого посередине вписывается слово «Приказ» и чуть ниже коротко передается его смысл (в данном случае, «о служебном расследовании»).
    Читайте также:
    Перевод работника внутри организации на другую должность: трудовой кодекс

    Затем располагается основная часть приказа.

  • Сначала сюда вносится «предисловие», то есть информация о нештатной ситуации (нарушении, проступке и т.п.) и допустившем ее сотруднике, указывается дата инцидента.
  • Затем отдельными пунктами пишется собственно приказ. Здесь назначается состав комиссии (указываются должности сотрудников предприятия, их фамилии, имена, отчества) с выделением председателя и рядовых членов, прописываются их цели и задачи, а том числе составление заключения о проведенном расследовании.
  • Отдельным пунктом назначается ответственное за выполнение приказа лицо.
  • После этого в документ вносится ссылка на основание (с его номером и датой).
  • В завершении приказ подписывается руководителем, а также всеми упомянутыми в нем работниками.
  • Каков срок проведения служебного расследования?

    • Cлужебное расследование
    • Срок проведения расследования. Расследование возникновения пожара

    Cлужебное расследование

    Обратите внимание! В действующем трудовом законодательстве понятие «служебное расследование» не закреплено. Однако сложившаяся практика помогает определить его как внутреннее мероприятие, проводящееся с целью всестороннего исследования обстоятельств и причин правонарушения работника, а также последствий.

    В том числе Трудовой кодекс РФ (далее – ТК РФ) требует проводить служебное расследование для установления точного размера причиненного работодателю материального ущерба.

    Несмотря на то, что четкого определения порядка проведения расследования нет, ст. 247 ТК РФ (о возмещении материального ущерба) содержит указания на то, что с целью установления размера причиненного ущерба, а также основных причин работодатель имеет право провести соответствующую проверку.

    При проведении проверки работодатель обладает правом на создание для этого комиссии из компетентных специалистов организации.

    Основные обстоятельства, устанавливаемые в ходе проверки, таковы:

    1. Установление виновного лица.
    2. Определение сути нарушения, а точнее, времени и места совершения правонарушения.
    3. Установление размера причиненного ущерба.
    4. Определение и выявление причин и обстоятельств, способствовавших совершению правонарушения.
    5. Определение степени и размера вины.
    6. Выявление наличия смягчающих и отягощающих факторов.
    7. Определение меры наказания.
    8. Предложение профилактических мер для предотвращения подобных ситуаций в дальнейшем.

    Поскольку действующим законодательством алгоритм служебных расследований никак не определен, этот вопрос на предприятии может быть урегулирован локальными нормами, в том числе и то, каков срок служебного расследования возникновения пожара.

    Срок проведения расследования. Расследование возникновения пожара

    Учитывая, что по результатам расследования может возникнуть необходимость в наложении дисциплинарных взысканий, необходимо завершить расследование в сроки, ограниченные ст. 193 ТК РФ: 1 месяц с того момента, как стало известно о проступке, без учета времени отсутствия работника по причине болезни, нахождения в отпуске, а также времени, необходимого профсоюзному органу для рассмотрения указанной ситуации.

    Важно! Недопустимо применение дисциплинарного взыскания позднее 6 месяцев со дня обнаружения проступка или 3 лет, если работником были нарушены антикоррупционные ограничения и запреты.

    Кроме того, необходимо учесть, что судебное взыскание с работника суммы материального ущерба возможно в пределах 1 года с момента его обнаружения. Норма о возмещении ущерба в пределах месячного срока путем удержания из зарплаты работника не ограничивает срок служебной проверки, т. к. в данном случае срок считается с момента окончательного определения суммы ущерба (т. е. собственно по результатам проверки).

    Сроки служебного расследования зачастую устанавливаются отраслевыми, ведомственными, локальными актами, например:

    • в п. 3.14 инструкции по служебному расследованию, учету пожаров, утв. МПС России от 17.12.1992 № ЦУО-130, говорится, что срок служебного расследования возникновения пожара составляет 5 дней с момента возникновения возгорания (допустимо продление до 15 дней);
    • п. 3.19 регламента ОАО «РЖД», утв. распоряжением от 31.05.2019 № 1079/р, устанавливает аналогичный срок служебного расследования пожара — 5 дней (допустимо продление до 20 дней).
    Читайте также:
    Больничный после увольнения: как оплачивается

    Действующим законодательством четкий порядок проведения служебного расследования не определен. Однако, исходя из положений ст. 193 ТК РФ, удается установить, что максимальное время, отведенное для расследования, признается равным 1 месяцу с момента совершения правонарушения.

    Каков срок проведения служебного расследования?

    • Cлужебное расследование
    • Срок проведения расследования. Расследование возникновения пожара

    Cлужебное расследование

    Обратите внимание! В действующем трудовом законодательстве понятие «служебное расследование» не закреплено. Однако сложившаяся практика помогает определить его как внутреннее мероприятие, проводящееся с целью всестороннего исследования обстоятельств и причин правонарушения работника, а также последствий.

    В том числе Трудовой кодекс РФ (далее – ТК РФ) требует проводить служебное расследование для установления точного размера причиненного работодателю материального ущерба.

    Несмотря на то, что четкого определения порядка проведения расследования нет, ст. 247 ТК РФ (о возмещении материального ущерба) содержит указания на то, что с целью установления размера причиненного ущерба, а также основных причин работодатель имеет право провести соответствующую проверку.

    При проведении проверки работодатель обладает правом на создание для этого комиссии из компетентных специалистов организации.

    Основные обстоятельства, устанавливаемые в ходе проверки, таковы:

    1. Установление виновного лица.
    2. Определение сути нарушения, а точнее, времени и места совершения правонарушения.
    3. Установление размера причиненного ущерба.
    4. Определение и выявление причин и обстоятельств, способствовавших совершению правонарушения.
    5. Определение степени и размера вины.
    6. Выявление наличия смягчающих и отягощающих факторов.
    7. Определение меры наказания.
    8. Предложение профилактических мер для предотвращения подобных ситуаций в дальнейшем.

    Поскольку действующим законодательством алгоритм служебных расследований никак не определен, этот вопрос на предприятии может быть урегулирован локальными нормами, в том числе и то, каков срок служебного расследования возникновения пожара.

    Срок проведения расследования. Расследование возникновения пожара

    Учитывая, что по результатам расследования может возникнуть необходимость в наложении дисциплинарных взысканий, необходимо завершить расследование в сроки, ограниченные ст. 193 ТК РФ: 1 месяц с того момента, как стало известно о проступке, без учета времени отсутствия работника по причине болезни, нахождения в отпуске, а также времени, необходимого профсоюзному органу для рассмотрения указанной ситуации.

    Важно! Недопустимо применение дисциплинарного взыскания позднее 6 месяцев со дня обнаружения проступка или 3 лет, если работником были нарушены антикоррупционные ограничения и запреты.

    Кроме того, необходимо учесть, что судебное взыскание с работника суммы материального ущерба возможно в пределах 1 года с момента его обнаружения. Норма о возмещении ущерба в пределах месячного срока путем удержания из зарплаты работника не ограничивает срок служебной проверки, т. к. в данном случае срок считается с момента окончательного определения суммы ущерба (т. е. собственно по результатам проверки).

    Сроки служебного расследования зачастую устанавливаются отраслевыми, ведомственными, локальными актами, например:

    • в п. 3.14 инструкции по служебному расследованию, учету пожаров, утв. МПС России от 17.12.1992 № ЦУО-130, говорится, что срок служебного расследования возникновения пожара составляет 5 дней с момента возникновения возгорания (допустимо продление до 15 дней);
    • п. 3.19 регламента ОАО «РЖД», утв. распоряжением от 31.05.2019 № 1079/р, устанавливает аналогичный срок служебного расследования пожара — 5 дней (допустимо продление до 20 дней).
    Читайте также:
    Договор о полной материальной ответственности - бланк, образец

    Действующим законодательством четкий порядок проведения служебного расследования не определен. Однако, исходя из положений ст. 193 ТК РФ, удается установить, что максимальное время, отведенное для расследования, признается равным 1 месяцу с момента совершения правонарушения.

    Служебное расследования возникновения пожара: срок, порядок, акт

    Пожар или любое неконтролируемое горение на предприятие входит в число наиболее серьезных чрезвычайных ситуаций. Для выяснения причины возникновения внештатного случая, поиска виновного и назначения ему взыскания необходимо проведение внутреннего расследования.

    Служебное расследование возникновения пожара: срок, порядок, акт и другие важные нюансы будут подробно рассмотрены в этой статье.

    Виды и типы возгораний на предприятии

    Классифицировать возгорания необходимо ввиду того, что опасность здоровью несет не только пламя, но и нагретое до высоких температур оборудование, выделяемые опасные газы при горении специфических веществ и т.д.

    Зона теплового воздействия при пожаре может достигать температуры 900 °С и даже 1300 °С. При этом очень опасно возникновение дымовой завесы. Возникновение данного вида пожара происходит тогда, когда горит все пространство рабочей зоны.

    Опасными для жизни и здоровья людей считаются также зоны, прилегающие к очагу возгорания. В этих местах не происходит горение, но воздух может прогреваться до 80°С.

    По месту и опасности пожары разделяются на:

    1. локальные;
    2. сплошные;
    3. огненный шторм;
    4. тление.

    Рассмотрим каждый вид более детально. Локальные пожары сосредотачиваются в конкретном месте, будь то здание, отдел, регион. И не выходят за пределы места происшествия.

    Сплошные пожары возникают при высокой плотности инфраструктуры. Если отдельные постройки расположены слишком близко друг к другу – возгорание может перекидываться с одного здания на другое и не поддаваться контролю.

    Огненный шторм возникает при максимальной близости построек, когда пламя имеет возможность беспрепятственно расширять пораженную границу.

    Тление возникает в местах с повышенной влажностью и несмотря на отсутствие пламени – является опасным для жизни и здоровья.

    Помимо этого, возгорания делятся на типы по причине их возникновения:

    • бытовые;
    • индустриальные;
    • природные.

    Таким образом, пожаром не признаются следующие процессы термообработки на производстве: сушка, копчение и плавление.

    Порядок расследования по факту пожара

    Сразу по факту обнаружения возгорание работодатель обязан отреагировать:

    1. помочь всем сотрудникам покинуть очаг возгорания;
    2. вызвать специальную бригаду для ликвидации горения;
    3. вызвать медицинскую помощь в случае если необходима помощь или есть пострадавшие;
    4. уведомить компетентные органы о произошедшем чрезвычайном происшествии спустя не более чем сутки;
    5. созвать и возглавить комиссию, которая начнет заниматься расследованием происшествия.

    Если по объективным причинам работодателя нет на рабочем месте все вышеуказанные действия делегируются его заместителю.

    При возникновении внештатной ситуации, особенно если есть пострадавшие, необходимо отправить письменное уведомление в:

    • фонд социального страхования;
    • трудовую инспекцию;
    • профсоюз;
    • местную администрацию или прокуратуру.

    Если возгорание привело к нанесению вреда большой территории предприятия, или пострадала местность рядом с ним, а также пострадали сотрудники или сторонние лица – комиссия может быть увеличена.

    Читайте также:
    Пилотный проект ФСС «Прямые выплаты» - что это, какие регионы

    Главная задача членов комиссии выявить виновного и определить причину возникновения внештатной ситуации, помимо этого необходимо зафиксировать:

    • дату и время неконтролируемого возгорания;
    • место локализации пожара;
    • число пострадавших;
    • сумму материальных убытков;
    • наличие смягчающих или отягчающих обстоятельств.

    Для осуществления данных целей сотрудникам, входящим в состав комиссии, временно предоставляются расширенные полномочия.

    Всем, кто входит в состав комиссии разрешено:

    • принимать поступающие заявления от работников;
    • собирать свидетельские показания в устной и письменной форме;
    • запрашивать документацию и получать консультации у экспертов.

    Помимо расширенных полномочий, накладываются дополнительные обязательства в виде:

    • необходимости документально фиксировать этапы проведенного расследования;
    • не разглашения информации сторонним лицам;
    • применения максимальных мер для наиболее эффективного результата;
    • завершения расследования в срок и выявления всех нюансов случившегося;
    • определения меры наказания для лица, если он является виновным в происшествии;
    • разработки профилактических мер для рецидива пожара.

    В отличие от других видов служебных расследований, итоги проверки предприятия после пожара рассматриваются не на специальном совещании у руководителя, а в суде.

    Если в произошедшем виноват конкретный сотрудник, он может быть уволен с обязательством возместить весь материальный ущерб предприятию. Возмещение убытков может взыскаться в течение года после судебного процесса.

    Если пожар возник из-за игнорирования техники безопасности труда – работодатель может быть обвинен в том, что не донес до сотрудников или не добился от подчиненных соблюдения норм безопасной работы.

    Сроки и акт расследования

    Служебная проверка по факту пожара строго ограничивается во времени проведения. Все расследование должно быть полностью завершено спустя не более чем месяц со дня происшествия.

    Акт о заключении проверки должен отражать всю информацию, которая вскрылась во время работы специальной комиссии.

    В шапке обязательно указывается полное наименование предприятия, форма его собственности и лицо, от которого он создан. Также здесь указывается виновный в происшествии, если пожар возник по вине одного из сотрудников.

    В описательном блоке указывается причина возгорания, очаг поражения, сумма урона предприятию, число пострадавших и другие нюансы.

    Ниже устанавливается предварительная мера взыскания к виновному, так как окончательный вердикт о назначении меры пресечения будет принят в судебном порядке.

    В заключительном блоке указываются все лица, которые принимали непосредственное участие в расследовании чрезвычайного происшествия на предприятии.

    Обязательным пунктом является указание времени и даты заключения от комиссии, поскольку расследование не должно длиться более тридцати календарных дней.

    В России побеждает тот, кто знает свои права

    Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему, то спросите об этом нашего дежурного юриста онлайн. Это быстро, удобно и бесплатно

    или по телефону:

    Москва и область:+7 (495) 128-79-68

    Санкт-Петербург и область:+7 (812) 660-52-27

    Федеральный номер:+7 (800) 350-56-93

    Заключение

    Пожаром не являются процессы горения, необходимые для функционирования производства. Если возгорание возникло в неположенном месте или не поддается контролю – возникает необходимость в эвакуации сотрудников, ликвидации очага опасности и запуска внутреннего расследования.

    Причиной пожара на производстве может стать неисправность оборудования, халатность работников, игнорирование техники безопасности труда и многие другие.

    В ходе внутреннего расследования специальной комиссии необходимо не только установить виновного и размер причиненного вреда, но и создать план профилактических мер для предотвращения подобных ситуаций в будущем.

    Читайте также:
    Материальная ответственность работника перед работодателем по ТК РФ, порядок компенсации

    В форме комментариев Вы можете задать уточняющий вопрос, в том числе с просьбой разъяснения Вашего индивидуального случая. Для более оперативного ответа свяжитесь с нами по телефонам, указанным на сайте.

    Служебные проверки обстоятельств и причин пожаров

    122. Каждый пожар на объектах учреждений и органов УИС рассматривается как чрезвычайное происшествие и по нему проводится служебная проверка комиссией, назначаемой начальником учреждения УИС или комиссиями, назначаемыми руководством ФСИН России, территориального органа ФСИН России, в зависимости от последствий пожара.

    123. В состав комиссии включаются: инспектора по ведомственному пожарному надзору УИС, сотрудники оперативных подразделений и подразделений безопасности, представители ПТК, а также представители других подразделений по решению руководства учреждений и органов УИС, также по согласованию в работе комиссий могут принимать участие представители органов государственного пожарного надзора.

    124. Целью служебной проверки произошедшего пожара является установление обстоятельств и причин его возникновения, виновных лиц, суммы материального ущерба. При этом делается оценка действий дежурных служб учреждений и органов УИС, подразделений ВПО учреждений УИС по тушению происшедшего пожара, а также разрабатываются мероприятия по недопущению подобных случаев.

    125. Служебная проверка проводится путем:

    детального осмотра места происшествия с составлением схемы места пожара, его фотографирования, а также при возможности видеосъемки;

    получения необходимых данных и объяснений от свидетелей, очевидцев, потерпевших и виновных (подозреваемых) лиц, участников тушения пожара, ответственных за противопожарное состояние и охрану объектов учреждений и органов УИС;

    востребования от руководителей объектов учреждений и органов УИС необходимой технической документации, объяснений, заключений специалистов (электриков, химиков и др.), документов, подтверждающих материальный ущерб от пожара, и других необходимых действий.

    126. При проведении служебной проверки комиссия устанавливает:

    время, место (здание, помещение, сооружение и т.п., ведомственную принадлежность) возникновения пожара, площадь пожара, данные о его развитии и тушении, своевременность вызова подразделения ВПО учреждения УИС и подразделений ГПС, сведения о задействованных силах и средствах, действия работников учреждений и органов УИС и осужденных при возникновении пожара;

    причину пожара, лиц, виновных в его возникновении;

    материальный ущерб от пожара, наличие пострадавших и погибших при пожаре, другие последствия пожара;

    противопожарное состояния объекта (здания, помещения, сооружения и т.п.) учреждений и органов УИС до пожара и причинно-следственную связь с возникновением пожара, его распространением и наступлением последствий;

    обстоятельства и причины, способствовавшие возникновению и развитию пожара; наличие или отсутствие признаков преступления.

    127. По результатам служебной проверки пожара комиссией подготавливается заключение, утверждаемое начальником, назначившим данную комиссию. Заключение и материалы служебного расследования (приказ, копия акта о пожаре, схема тушения пожара, справка о материальном ущербе, фотографии, видеосъемка и т.п.) направляются во ФСИН России и территориальный орган УИС, а копия заключения – в территориальный орган управления или подразделение ГПС.

    128. В случае отсутствия признаков преступления, материального ущерба, пострадавших или погибших при пожаре вместо заключения служебной проверки комиссией может оформляться рапорт на имя начальника, назначившего комиссию для принятия решения.

    По пожарам, при которых погибло 5 человек и более или причинившим материальный ущерб в размере 5000 минимальных оплат труда и более, служебные расследования проводятся комиссией ФСИН России.

    Читайте также:
    Материальная ответственность работодателя перед работником и основания ее возникновения

    По пожарам, при которых погиб один человек и более или причинившим материальный ущерб в размере 500 минимальных оплат труда и более, служебное расследование проводится комиссией территориального органа УИС. Заключение и материалы служебной проверки по данным пожарам в течение 10 дней в установленном порядке направляются во ФСИН России, а копия заключения направляется в территориальный орган управления ГПС.

    129. По всем остальным случаям пожаров служебные проверки проводятся комиссиями учреждений УИС. Заключение, материалы служебной проверки, рапорт направляются в территориальный орган УИС, а копия заключения или рапорта – в территориальное подразделение ГПС.

    130. Возмещение материального ущерба лицами, виновными в возникновении пожара на объектах учреждений и органов УИС, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Предельный срок проведения служебного расследования пожаров

    Приложение 4. Акт служебного расследования пожара

    УТВЕРЖДАЮПервый заместительМинистра путей сообщенияРоссийской Федерации17 декабря 1992 года N ЦУО-130

    (в редакции указания МПС России от 28 мая 1997 года N Г-632у)

    1.1. Настоящая инструкция устанавливает обязательный для всех предприятий, организаций и учреждений железнодорожного транспорта Российской Федерации порядок служебного расследования, учета пожаров и пострадавших при этом лиц, а также порядок определения нанесенного ущерба и ответственности за данный ущерб.

    1.2. Служебное расследование пожаров на стационарных объектах и в подвижном составе железнодорожного транспорта производится независимо от размеров и последствий пожара для установления причин его возникновения и развития, определения материального ущерба, эффективности мер, принятых во время тушения пожара, выявления степени ответственности виновных и должностных лиц, допустивших нарушение правил пожарной безопасности.

    1.3. Учет числа пожаров и их последствий производится с целью анализа обстоятельств их возникновения и принятия решения в соответствии с законодательными актами, прогнозирования кризисных явлений на транспорте, разработки предупреждающих пожар мероприятий, своевременного реагирования на складывающуюся обстановку и проведения профилактической работы, направленной на обеспечение безопасности людей, сохранности материальных ценностей и создание условий для успешного тушения пожаров.

    1.4. Основные понятия (применяются при учете пожаров и последствий от них).Пожар – неконтролируемое горение вне специально предназначенного для этого места, приводящее к социальному и (или) материальному ущербу.К пожарам не относятся:случаи горения, обусловленные спецификой технологического процесса производства (заложенные в технологический регламент или в другую техническую документацию) или условиями работы промышленных установок и агрегатов,случаи горения, как результат обработки предметов огнем, теплом или иным (тепловым) воздействием с целью их переработки, изменения других качественных характеристик (сушка, варка, глажение, копчение, жарение, плавление и др.).

    взрывы, вспышки и разряды статистического электричества,случаи коротких замыканий электросетей, в электрооборудовании, бытовых и промышленных электроприборах.горение отходов и мусора на открытых территориях (свалки, контейнерные площадки, открытые территории домовладений, обочины дорог, пустыри и т.п.

    1.5. В соответствии с Положением о классификации чрезвычайных ситуаций природного и технического характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 13.09.96 N 1094 чрезвычайные ситуации (к которым также относятся крупные пожары) подразделяются на:Локальные – в результате которых пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс.

    минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.Местные – в результате которых пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс.

    Читайте также:
    Ограничение удержаний из заработной платы и их размеры по ТК РФ

    , но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не входит за пределы населенного пункта, города, района.Территориальные – в результате которых пострадало свыше 50, но не более человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составил свыше 5 тыс.

    , но не более 0,5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации.Региональные – в результате которых пострадало свыше 50 человек, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн.

    , но не более 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации.Федеральные – в результате которых пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации. (В ред. указания МПС России от 28.05.97 N Г-632у.)

    2.1. Руководители предприятий, учреждений, организаций, начальники станций, на объектах которых произошел пожар, независимо от места расположения объекта, обязаны сообщить о случившемся начальнику отряда (дежурному по отряду), в ближайшее пожарное подразделение военизированной охраны МПС по месту дислокации объекта, дежурному по отделению железной дороги, а также в вышестоящий орган по принадлежности.

    Начальник отряда (дежурный по отряду), дежурный по отделению дороги немедленно докладывают о пожаре по подчиненности – начальнику службы военизированной охраны железной дороги и диспетчеру центрального пункта пожарной связи (ДЦППС), начальнику отделения дороги и дежурному по управлению дороги, которые после уточнения обстановки докладывают о пожаре начальнику железной дороги, ставят в известность начальников соответствующих служб, областные, республиканские управления, органы Государственной противопожарной службы (ГПС) МВД Российской Федерации. (В ред.

    указания МПС России от 28.05.97 N Г-632у.)При возникновении аварийной ситуации с опасными грузами, сопровождающейся пожаром, руководитель предприятия в соответствии с Правилами безопасности и порядком ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам вызывает на ликвидацию последствий аварии специалистов грузоотправителей или формирований гражданской обороны.

    2.2. Первичное донесение о пожаре в Министерство путей сообщения должно быть представлено в течение 2 ч с момента его обнаружения.

    2.2.1. Начальник железной дороги докладывает министру путей сообщения Российской Федерации о пожарах в пассажирских поездах, повлекших за собой гибель и травмирование людей, а также о пожарах, вызвавших длительный перерыв в движении поездов или значительный материальный ущерб.

    2.2.2. Начальник службы военизированной охраны железной дороги докладывает в Управление военизированной охраны МПС о всех случаях пожаров на объектах и в подвижном составе железнодорожного транспорта.О всех пожарах в пассажирских и пригородных поездах, независимо от последствий, а также других случаях, не относящихся согласно п.1.

    4 Инструкции к пожарам, но повлекшим за собой в движении поездов в рабочее время докладывает лично начальник службы (заместитель) – начальнику Управления военизированной охраны МПС (УВО МПС), а в его отсутствие заместителю, с последующей передачей полной информации через диспетчерский аппарат согласно п.п.2.2, 2.

    Читайте также:
    Ограничение удержаний из заработной платы и их размеры по ТК РФ

    3 настоящей Инструкции, а в нерабочее время диспетчер службы – диспетчеру УВО МПС.Управление военизированной охраны обеспечивает передачу информации о пожарах в пассажирских поездах, повлекших гибель и травмирование людей, длительный перерыв в движении или значительный материальный ущерб заместителю Министра, в непосредственном ведении которого находится Департамент по безопасности движения и экологии, дежурному по Департаменту по безопасности движения и экологии, Главному диспетчеру МПС, а также заместителю Министра в ведении которого находится Управление военизированной охраны МПС.

    Дежурный по Департаменту безопасности движения и экологии сообщает полученную информацию (если она относится к чрезвычайной ситуации) в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. (В ред. указания МПС России от 28.05.97 N Г-632у.)

    2.2.3. Начальник завода, руководители других организаций, концернов, ассоциаций и предприятий, подчиненных МПС, и начальники причастных служб (отделов) железной дороги докладывают в соответствующие по подчиненности управления Министерства путей сообщения Российской Федерации о всех случаях пожаров на подведомственных им объектах.

    2.2.4. В первичном донесении о пожаре должны быть указаны обстоятельства возникновения пожара, установленные на данное время.

    при пожаре в груженых вагонах, контейнерах, принадлежащих МПС, а также в арендованном подвижном составе и подвижном составе, не являющемся собственностью МПС, – станциям отправления и назначения, начальнику службы грузовой и коммерческой работы и службы военизированной охраны своей железной дороги, железной дороги погрузки и в копии Управлению грузовой и коммерческой работы МПС;

    при пожаре в пассажирских вагонах, рефрижераторных секциях, на локомотивах и моторвагонном подвижном составе начальник поезда или лицо, сопровождающее подвижной состав, передает телеграфное уведомление руководителю депо (участка, дирекции) соответствующих служб военизированной охраны железной дороги приписки подвижного состава, а копии – в соответствующий Департамент (Управление) и Управление военизированной охраны МПС. (В ред. указания МПС России от 28.05.97 N Г-632у.)

    2.4. О каждом случае пожара в течение суток после его ликвидации комиссия, возглавляемая руководителем тушения пожара или сотрудником органа Государственной противопожарной службы МВД Российской Федерации, ГУВД, УВД края, области, города, составляет акт о пожаре (не менее чем в двух экземплярах) по форме ХУ-25 (приложение 2).

    В состав комиссии могут быть включены представители милиции, страховых обществ (компаний), общественных организаций и другие заинтересованные лица. Акт о пожаре, на тушение которого пожарные подразделения не вызывались и сообщение о нем поступило от потерпевших, органов милиции, страховых обществ (компаний) или из других источников, необходимо составить в течение 2 сут.

    с момента поступления информации о пожаре. (В ред. указания МПС России от 28.05.97 N Г-632у.)О каждом случае пожара служба военизированной охраны составляет статистический листок формы ХУ-24, который направляется в Управление военизированной охраны МПС не позднее 10 дней с момента ликвидации пожара.Порядок заполнения и кодирования статистического листка приведен в приложении 3.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: