Карьерный рост учителя: ступени

Куда расти учителю? Варианты горизонтальной карьеры для педагога

Юлия Русакова

16 октября • 17:25

Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Принято считать, что карьерные возможности учителя ограничены. Системе образования требуется не так много директоров и завучей школ, гимназий и лицеев, чтобы гарантировать карьерный рост каждому педагогу. Однако не стоит забывать о таком явлении, как горизонтальная карьера.

В отличие от вертикальной карьеры, которая представляет собой продвижение по иерархической лестнице внутри системы, горизонтальная ориентирована на профессиональное развитие в рамках одной должностной позиции. Педагог, оставаясь учителем, становится мастером своего дела, специалистом, у которого хотят учиться. В его классы записываются заранее, а попав, считают, что поймали удачу за хвост. Интересно, что строить горизонтальную карьеру можно как в школе, так и за ее пределами.

Карьера в школьных рамках

Возможностей для построения горизонтальной карьеры в школе одновременно много и мало. Много — потому что совершенствовать педагогическое мастерство можно бесконечно, мало — потому что современная система предлагает всего три категории (начинающий учитель, первой категории и высшей).

Сейчас учитель, перестав быть начинающим, получает либо первую, либо высшую категорию. Это дает небольшую прибавку к окладу и определенное положение. В планах Министерства просвещения вместо первой и высшей категории ввести статусы учителя-методиста и учителя-наставника. Присваиваться категории, как и сейчас, будут аттестационной комиссией.

Учителем-методистом сможет стать педагог, разрабатывающий и внедряющий новые технологии обучения, активно участвующий в работе методических объединений, готовый проводить открытые уроки и мастер-классы. Для того чтобы претендовать на звание учителя-методиста, педагогу потребуется пять лет работы по специальности и курсы повышения квалификации. Курсы надо пройти хотя бы за три года до аттестации.

Требования к учителю-наставнику несколько выше. Здесь потребуется уже семилетний стаж и те же курсы повышения квалификации. Аттестацию пройти будет проще, если претендент ранее имел высшую квалификационную категорию.

Карьера вне школы

Педагогическая деятельность вне школы равно подойдет любому учителю. Нередко она лучше оплачивается и оставляет больше свободного времени, но это можно ощутить далеко не сразу. Первые годы на новом поприще придется напряженно работать, а в некоторых случаях — пройти переподготовку.

Репетитор

При выборе этого направления есть два пути: искать клиентов самостоятельно или пойти работать в специализированное агентство. Преимущества агентства, кроме поиска клиентов, включают помощь в организации работы и в уплате налогов.
Если выбор сделан в пользу самостоятельного пути, то поначалу придется пользоваться услугами «сарафанного радио» и привлекать клиентов невысокими ценами. Позднее, наработав определенную репутацию, можно создать собственный сайт и заняться формированием личного бренда (раньше это называлось «сделать себе имя»). На этой ступени доходы становятся заметно выше школьной зарплаты, а клиенты начинают приходить сами. Минус только один — для такого результата придется много работать и осваивать новые направления (сайтостроение, дизайн, SMM и пр.).

Методист онлайн-школы

Эта карьера подойдет всем, кто имеет хорошие организаторские и коммуникативные навыки. Методисты в таких школах составляют расписание, согласовывают его с педагогами и родителями учащихся, консультируют самих учеников по организационным вопросам, занимаются аттестацией преподавателей и учащихся. У этой работы есть серьезный минус — во многих онлайн-школах методисты вынуждены не только составлять, но и продавать учебные курсы. Работа эта напряженная, нередко нервная и может привести к выгоранию, хотя оплачивается вполне достойно.

О том, как пройти собеседование в частную школу, читайте в материале по ссылке.

Преподаватель учебных курсов для взрослых

На сегодняшний день человек не может получить образование один раз и на всю жизнь. Постоянно меняющийся мир вынуждает взрослых людей постоянно учиться, а для этого нужны те, кто будет учить. Бесспорно, работа со взрослыми подойдет не всем педагогам, поскольку они уже не изучают общеобразовательные предметы. Однако навыки учителей иностранного языка, искусств, информатики непременно будут востребованы.

Подготовительные и развивающие курсы для детей

Раннее развитие детей сейчас популярно, как никогда: в некоторые школы и гимназии неподготовленного ребенка просто не примут. Курсы по подготовке к школе и раннему развитию постоянно набирают педагогов. Можно работать в этой области и самостоятельно, особенно учителям начальной школы и воспитателям детских садов.

О том, как создать успешные образовательные проекты, читайте в материале по ссылке.

Логопед

Работа логопеда хорошо оплачивается и дает множество возможностей для профессионального роста. Для ее выполнения учителю потребуется пройти переподготовку, которая займет несколько месяцев. Учиться можно онлайн. Работать можно, как и в случае с репетиторством, в образовательном центре или как самозанятый.

С чего начать

Построение карьеры — большая работа, но даже малый путь начинается с первого шага. Давайте посмотрим, что можно сделать уже сегодня.

В школе

Первый шаг — обратиться к администрации с просьбой отправить вас на курсы повышения квалификации. Проводятся они регулярно, информация об этом поступает директору образовательного учреждения. Если в ближайшее время курсов нет, или вас некем заменить, то стоит подумать о тех возможностях, что дает интернет. Сейчас немало порталов, где за небольшой взнос вы сможете запросить методическую помощь, принять участие в конкурсах профессионального мастерства и получить подтверждающие сертификаты.

Читайте также:
Корпоративное управление юридическим лицом – что это

Вне школы

Для построения горизонтальной карьеры за пределами школы, в первую очередь, определитесь с областью развития. Если вы планируете стать репетитором, то на первых порах лучше работать через агентство, а потом, получив опыт, уходить в свободное плавание. Найти агентство не сложно — наберите в поисковой строке «услуги репетитора», и на первых же страницах появятся их сайты.
Если же вы не хотите делиться процентом от заработка с агентством, обратите внимание на ресурсы вроде YouDo.com или Профи.ru. Также можно разместить объявление на своей личной странице в социальных сетях или дать рекламу в тематических группах. Тем же, кто решил начать с собственного сайта и создания личного бренда, стоит внимательно изучить опыт успешных коллег.

Человек проводит на работе почти треть жизни. Если продуманно построить горизонтальную карьеру, вы добьетесь высоких результатов в профессии и максимально реализуете собственные возможности.

Ступени профессионального роста педагога: педагогическая умелость, мастерство, творчество, новаторство.

Ступени профессионального роста учителя:

1. педагогическая умелость

Простоумелыйучитель проводит обучение и воспитание на обычном профессиональном уровне .

Учитель, который проявляет педагогическое мастерство, добивается высоких результатов в своей работе.

Учителя, которые , кроме мастерства, проявляют педагогическое творчество, своими находками обогащают методику обучения и воспитания.Учитель-новатор делает настоящие педагогические открытия, прокладывает новые пути в обучении и воспитании, обогащает педагогическую теорию.

В чем же состоит сущность этих характеристик деятельностиучителейи каковы показатели ихпрофессионального роста?

Педагогическая умелость— это основа профессионализма учителя, без которой невозможно работать в школе. Она базируется на достаточной теоретической и практической подготовке учителя, которая обеспечивается в педагогических учебных заведениях и продолжает отшлифовываться и совершенствоваться в школе.

Под педагогической умелостью понимают такой уровень профессионализма учителя, который включает в себя обстоятельное знание им своего учебного предмета, хорошее владение психолого-педагогической теорией и системой учебно-воспитательных умений и навыков, а также довольно развитые профессионально-личностные свойства и качества, что в своей совокупности позволяет достаточно квалифицированно осуществлять обучение и воспитание учащихся.

Так, учителю необходимо знать способы подготовки к учебным занятиям, правильно определять структуру, содержание и методику проведения отдельных этапов урока, использовать важнейшие приемы создания проблемных ситуаций, поддерживать внимание и дисциплину учащихся на занятиях, сочетать различные формы и методы проверки и оценки знаний, проведения фронтальной и индивидуальной работы с учащимися и т.д. М . Но, сожалению, не все учителя хорошо владеют компетенциями в области психологии, педагогики и т.д. , что отрицательно сказывается на их педагогической деятельности.

Следующей ступенью профессионального роста учителя является педагогическое мастерство. Педагогическое мастерство как качественная характеристика учебно-воспитательной деятельности учителя -это доведенная им до высокой степени совершенства учебная и воспитательная умелость, которая проявляется в особой оттлифованности методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса. Т.е, от обычной педагогической умелости мастерство отличается тем, что оно является более совершенным его уровнем, высокой степенью используемых учебных и воспитательных приемов, а нередко и их своеобразной комбинацией. В нем могут иметь место и определенные творческие элементы, но они не обязательны. Главное в нем — совершенная реализация и осуществление на практике психолого-педагогической теории и передового опыта учебно-воспитательной работы, которые способствуют достижению высоких показателей в обучении и воспитании.

Конечно,, для выработки педагогического мастерства учитель должен обладать необходимыми природными данными, хорошим голосом, слухом, внешним обаянием и т.д. Однако, несмотря на важное значение этих природных , индивидуальных данных, способствующих успешной педагогической деятельности, определяющую роль играют приобретенные качества . О чем идет речь?

Прежде всего в организации характера педагога, воспитании его поведения, а затем в организации его специальных знаний и навыков, без которых ни один воспитатель не может быть хорошим воспитателем, не может работать, так как у него не поставлен голос, он не умеет разговаривать с ребенком и не знает, в каких случаях как нужно говорить… Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение… Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет».

Мастерство включает в себя также те педагогические усовершенствования, которые осуществляет учитель, делая необходимые выводы из допускаемых недочетов, ошибок и достигаемых успехов, обогащая свой методический арсенал. езным: учащиеся стали усваивать новый материал непосредственно на занятиях.

Существенной спецификой характеризуется педагогическое творчество. Понятие «творчество» ассоциируется с созданием «новых культурных и материальных ценностей», с самостоятельной созидательной деятельностью в различных областях производительного труда, науки и культуры.

Читайте также:
Должностная инструкция заместителя главного бухгалтера: образец

Педагогическое творчество также заключает в себе определенные элементы новизны, но чаще всего эта новизна связана не столько с выдвижением новых идей и принципов обучения и воспитания, сколько с видоизменением приемов учебно-воспитательной работы, их определенной модернизацией.

Педагогическое творчество учителя характеризуется внесением в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических модификаций, рационализацией методов и приемов обучения и воспитания без какой-либо ломки педагогического процесса.

Высшим уровнем профессиональной деятельности учителя является педагогическое новаторство. «Новаторство — это новое в созидательной деятельности людей»‘. Само же это понятие происходит от лат. novator, что означает обновитель, человек, который вносит и осуществляет новые, прогрессивные принципы, идеи, приемы в той или иной сфере деятельности.

Педагогическое новаторствовключает в себя внесение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения и воспитания и значительно изменяет и повышает их качество.

Новаторством явилось введение в школе методики проблемного обучения или изложение изучаемого материала укрупненными блоками (В.Ф. Шаталов и др.), благодаря чему значительно сокращаются сроки изучения отдельных учебных предметов. Это серьезно изменяет технологию обучения.

Таким образом, новаторство в педагогической работе есть настоящее открытие, важное изобретение, которое является жизненным подвигом учителя. Вот почему настоящих педагогов-новаторов не так много. Но главное состоит в том, что когда учитель добросовестно и творчески относится к своему делу, осваивает передовой опыт, новые психолого-педагогическис идеи, находится в непрерывном поиске, он будет не только добиваться успехов в обучении и воспитании, но и совершенствоваться сам, продвигаясь от одной ступени к другой в своем профессиональном росте.

Педагогический процесс как система. Сущность и структура педагогического процесса.

Педагогический процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагога и учащегося с учетом содержания образования и воспитания, с использованием различных педагогических средств, направленное на реализацию педагогических задач, обеспечивающих удовлетворение потребностей общества и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Педагогический процесс представляют как систему из пяти элементов: цель обучения (для чего учить); содержание учебной информации (чему учить); методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (как учить); преподаватель; учащийся.

Педагогический процесс создается педагогом. Где бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом ни создавался, он будет иметь следующую структуру:

Цель – Принципы – Содержание – Методы – Средства – Формы.

Цель отражает тот конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и учащийся.

Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели.

Содержание – это часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям.

Методы – это действия педагога и учащегося, посредством которых передается и принимается содержание.

Средства как материализованные предметные способы работы с содержанием используются в единстве с методами.

Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность, законченность.

Динамичность педагогического процесса достигается за счет взаимодействия трех его структур:

Для создания методической структуры цель разбивается на ряд задач, в соответствии с которыми определяются последовательные этапы деятельности педагога и учащегося.

Педагогическая и методическая структуры педагогического процесса органично взаимосвязаны.

Психологическая структура педагогического процесса: процессы восприятия, мышления, осмысления, запоминания, усвоения информации; проявление учащимися интереса, склонностей, мотивации учения, динамика эмоционального настроя; подъем и спады физического нервно-психического напряжения, динамика активности, работоспособности и утомления.

Следовательно, в психологической структуре педагогического процесса можно выделить три психологические подструктуры: познавательные процессы; мотивация учения; напряжение.

Для того чтобы педагогический процесс «пришел в движение», необходимо управление.

Педагогическое управление – это процесс перевода педагогической ситуации, процессов из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели.

Компоненты процесса управления: постановка цели; информационное обеспечение (диагностирование особенностей учащихся); формулировка задач в зависимости от цели и особенностей учащихся; проектирование, планирование деятельности для достижения цели; реализация проекта; контроль за ходом выполнения; корректировка; подведение итогов.

Педагогический процесс – это процесс трудовой, он осуществляется для достижения общественно значимых задач. Специфика данного процесса в том, что труд воспитателей и труд воспитуемых сливаются воедино, образуя своеобразные отношения участников – педагогическое взаимодействие.

«Ступени профессионального роста учителя»
статья на тему

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: “ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ». Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. В условиях происходящих изменений все более высокие требования предъявляются не только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам педагога, но и к уровню его профессионального саморазвития.

Скачать:

Вложение Размер
stupeni_prof_rosta.docx 22.15 КБ

Предварительный просмотр:

«Ступени профессионального роста учителя»

Выступление заместителя директора по учебной работе Гореловой Н.П. на педагогическом совете «Новаторство: реальность, перспективы» 30 декабря 2011 года

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: “ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ». Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. В условиях происходящих изменений все более высокие требования предъявляются не только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам педагога, но и к уровню его профессионального саморазвития.

Есть просто умелый учитель, который проводит обучение и воспитание на обычном профессиональном уровне, и есть учитель, который проявляет педагогическое мастерство и добивается высоких результатов в своей работе. Многие же учителя, кроме мастерства, проявляют педагогическое творчество и своими находками обогащают методику обучения и воспитания. А есть и учителя-новаторы, которые делают настоящие педагогические открытия, прокладывают новые пути в обучении и воспитании, обогащая педагогическую теорию.

В чем же состоит сущность этих характеристик деятельности учителей и каковы показатели их профессионального роста?

Под педагогической умелостью следует понимать такой уровень профессионализма учителя, который включает в себя обстоятельное знание им своего учебного предмета, хорошее владение психолого-педагогической теорией и системой учебно-воспитательных умений и навыков, а также довольно развитые профессионально-личностные свойства и качества, что в своей совокупности позволяет достаточно квалифицированно осуществлять обучение и воспитание учащихся.

Педагогическая умелость – это основа профессионализма учителя, без которой невозможно работать в школе. Она базируется на достаточной теоретической и практической подготовке учителя, которая обеспечивается в педагогических учебных заведениях и продолжает отшлифовываться и совершенствоваться в школе. Так, учителю необходимо знать способы подготовки к учебным занятиям, правильно определять структуру, содержание и методику проведения отдельных этапов урока, использовать важнейшие приемы создания проблемных ситуаций, поддерживать внимание и дисциплину учащихся на занятиях, сочетать различные формы и методы проверки и оценки знаний, проведения фронтальной и индивидуальной работы с учащимися и т.д. Несколько упрощая дело, можно сказать, что система этих знаний, умений и навыков в той или иной мере определяется нормативными курсами психологии, педагогики и частных методик, которые изучаются в педагогических учебных заведениях и па педагогических отделениях университетов. К сожалению, нельзя сказать, что все учителя хорошо владеют этими нормативными курсами, что, естественно, отрицательно сказывается на их педагогической деятельности.

Следующей ступенью профессионального роста учителя является педагогическое мастерство. Педагогическое мастерство как качественная характеристика учебно-воспитательной деятельности учителя есть не что иное, как доведенная им до высокой степени совершенства учебная и воспитательная умелость, которая проявляется в особой отшлифованности методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса. Как видим, от обычной педагогической умелости мастерство отличается тем, что оно является более совершенным его уровнем, высокой отточенностью используемых учебных и воспитательных приемов, а нередко и их своеобразной комбинацией. В нем могут иметь место и определенные творческие элементы, но они отнюдь не обязательны. Главное в нем – совершенная реализация и осуществление на практике психолого-педагогической теории и передового опыта учебно-воспитательной работы, которые способствуют достижению высоких показателей в обучении и воспитании.

Безусловно, для выработки педагогического мастерства учитель, как уже отмечалось, должен обладать необходимыми природными данными, хорошим голосом, слухом, внешним обаянием и т.д. Однако несмотря на важное значение этих природных данных, способствующих успешной педагогической деятельности, едва ли не определяющую роль играют качества приобретенные. А.С. Макаренко подчеркивал, что педагогическое мастерство можно и нужно вырабатываться убежден, – писал он, – что научить воспитывать так же легко, может быть, как научить математике, как научить читать, как научить быть хорошим фрезеровщиком или токарем, и я учил.

В чем заключалась такая учеба? Прежде всего в организации характера педагога, воспитании его поведения, а затем в организации его специальных знаний и навыков, без которых ни один воспитатель не может быть хорошим воспитателем, не может работать, так как у него не поставлен голос, он не умеет разговаривать с ребенком и не знает, в каких случаях как нужно говорить. Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет”.

Мастерство включает в себя также те педагогические усовершенствования, которые осуществляет учитель, делая необходимые выводы из допускаемых недочетов, ошибок и достигаемых успехов, обогащая свой методический арсенал. Учительница истории 10-й средней школы г. Гомеля К.Ф. Зотова обратила внимание на то, что при устном изложении нового материала в V-VIII классах большинство учащихся не усваивало его непосредственно на уроке. Тогда она несколько перестроила методику своей работы над новым материалом: после объяснения начала практиковать выборочное чтение школьниками учебника и в порядке самоконтроля побуждать их отвечать на помещенные в нем вопросы. Применение этой методики оказалось весьма полезным: учащиеся стали усваивать новый материал непосредственно на занятиях.

Существенной спецификой характеризуется педагогическое творчество . Понятие “творчество” ассоциируется с созданием “новых по замыслу культурных и материальных ценностей”, с самостоятельной созидательной деятельностью в различных областях производительного труда, науки и культуры.

Педагогическое творчество также заключает в себе определенные элементы новизны, но чаще всего эта новизна связана не столько с выдвижением новых идей и принципов обучения и воспитания, сколько с видоизменением приемов учебно-воспитательной работы, их определенной модернизацией. В этой связи оно имеет сходство с рационализаторством, которое широко распространено па производстве. Рационализатор не создает чего-то принципиально нового, а вносит лишь определенные усовершенствования в имеющуюся технологию и таким образом проявляет своеобразное творчество.

Аналогичным образом обстоит дело с педагогическим творчеством учителя. Оно характеризуется внесением в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических модификаций, рационализацией методов и приемов обучения и воспитания без какой-либо ломки педагогического процесса. Примером подобного творчества является введение липецкими учителями приемов комментированных упражнений по математике, языкам и другим предметам. То, что, выполняя упражнение, школьник пользуется внутренней речью, проговаривая про себя каждое выполняемое действие, в педагогике и психологии было известно давно. Однако при коллективной работе в классе отдельные учащиеся испытывают определенные трудности и не всегда осмысленно выполняют упражнения. Учитывая это, липецкие учителя начали использовать методику, при которой один из учащихся вслух поясняет (комментирует) ход выполнения упражнения. Этот прием делает тренировочную работу более осмысленной для всех учащихся и тем самым повышает ее эффективность. Но принципиально процесс учебной работы от этого не изменился: в него были внесены только определенные усовершенствования.

Высшим уровнем профессиональной деятельности учителя является педагогическое новаторство. “Новаторство – новое в созидательной деятельности людей; деятельность новаторов”‘. Само же это понятие происходит от лат. novator, что означает обновитель, человек, который вносит и осуществляет новые, прогрессивные принципы, идеи, приемы в той или иной сфере деятельности.

Данное определение в полной мере относится и к педагогическому новаторству. Оно органически включает в себя внесение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения и воспитания и значительно изменяет и повышает их качество. Например, как новатор проявил себя учитель Игорь Петрович Волков (г. Реутово Московской обл.), который разработал методику “творческих заданий” школьникам средних и старших классов. Сущность ее заключается в том, что учитель дает учащимся множество творческих заданий, которые включают в себя работу с бумагой, картоном, по дереву, металлу, пластмассе, создание рисунков и картин, пробу сил в литературе, скульптуре и т.д. Выполнение этих заданий носит добровольный характер, причем каждый ученик избирает себе задание по душе в соответствии со своими склонностями. Включаясь в работу, они постепенно определяют свой интерес, развивают свои способности и таланты. На каждого ученика заводится “Творческая книжка”, в которой фиксируются выполненные работы и по которой можно более или менее вероятно судить об их склонностях и творческих задатках и осуществлять дальнейшую работу по их развитию. Эта методика действительно является новаторской.

Новаторством явилось введение в школе методики проблемного обучения или изложение изучаемого материала укрупненными блоками (В.Ф. Шаталов и др.), благодаря чему значительно сокращаются сроки изучения отдельных учебных предметов. Это серьезно изменяет технологию обучения. Таким образом, новаторство в педагогической работе есть настоящее открытие, важное изобретение, которое является жизненным подвигом учителя. Вот почему настоящих педагогов-новаторов не так много . Но главное состоит в том, что когда учитель добросовестно и творчески относится к своему делу, осваивает передовой опыт, новые психолого-педагогическис идеи, находится в непрерывном поиске, он будет не только добиваться успехов в обучении и воспитании, но и совершенствоваться сам, продвигаясь от одной ступени к другой в своем профессиональном росте.

Педагог-новатор стремится реализовать возникшие у него идеи практически, выбирая для этого наиболее оригинальный способ, подчеркивающий собственную индивидуальность. А значит миссия педагога – новатора заключается в уникальности его деятельности по обновлению методов обучения и воспитания, позволяющих получать качественно новые результаты, востребованные государством.

А каков он сегодня, государственный заказ на образование? В марте прошлого года на IX Международной научной конференции «Модернизация экономики и глобализация»,в докладе «Российское образование-2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях» были обозначены современные перспективы отечественного образования. Вряд ли кого из педагогов этот документ оставил равнодушным, поскольку в нем из официальных источников прозвучали новые задачи современного образования. Задачи, которые в противовес привычному нам овладению объемом энциклопедических знаний различных научных областей, требуют развития у школьников мышления, коммуникативности, толерантности, способности принимать решения и нести ответственность, способности работать на стыке различных предметных областей, быстро ориентироваться в информационных потоках, умение работать в команде проектным способом, умение оформить и предъявить результат своей деятельности.

Иными словами миссия педагога – новатора как раз и заключается в том, чтобы заменить знаниевую о бразовательную ориентацию на создание компетентностно-ориентированного образовательного пространства. Очевидно, что знание новых методов мотивации детей: исследовательского, конструкторского, игрового; наличие ЦОР, ТСО на уроке еще не способ получения должных образовательных результатов. Современные технические средства и учебное оборудование, поступающее в школу имеют свойство быстрого морального старения, что требует от учителя незамедлительного применения их в учебно-воспитательном процессе. Без изменения форм учебной деятельности, а может быть и структуры учебного процесса работать с таким оборудованием, основанным на умениях использовать информационно-коммуникационные технологии просто не возможно.

И учителю не следует этого бояться, а нужно понять, что мир современного ученика ограничить пространством парты, доски и мела сегодня просто безнравственно! Усадить за компьютер, для прохождения какого либо теста, уже не актуально. На мой взгляд, миссия педагога-новатора и состоит в том, чтобы разработать сообразно запросам времени учебные программы, создать пособия и учебные материалы для организации образовательной деятельности, основанной на самостоятельности выбора решения, творческой реализации поставленных целей, направленной на развитие креативности и лабильности мышления школьников.

Его миссия, заключается еще и в способности изменить функции учителя-монополиста по передачи и интерпретации знаний на новый образ педагога, в котором он выступает, как консультант, воспитатель, сподвижник идеи исследования, руководитель проектов.

Реалии глобальной взаимозависимости экономических, социальных и политических процессов происходящих в России сегодня актуальны как никогда раньше. Этот факт диктует государственный образовательный заказ с ярко выраженной потребностью в образовании и воспитании поколения с новым типом мышления, новым отношением к миру, способного решать общечеловеческие проблемы на основе глобальных взаимодействий.

Отечественная педагогика богата перспективными педагогическими технологиями, способными быть российским ноу-хау на мировом рынке образовательных технологий. И здесь миссия педагога-новатора состоит в развитии уже имеющихся образовательных личностно-ориентированных технологий и технологий будущего – технологий пятого поколения, основанных на глобальном взаимодействии развивающихся личностей посредством всемирных информационных сетей и телекоммуникаций,сопровождаемом таким же взаимодействием педагогов. Именно такие педагогические технологии востребованы в современном образовании.

«Будущего нет – оно делается нами» – писал великий классик русской педагогики Л.Н.Толстой . И если педагог взял на себя ответственность за образование и воспитание нового поколения современной России, он просто вынужден стать новатором. А иначе и быть не может.

Профессиональный и карьерный рост педагога. Горизонтальная и вертикальная карьера

Вы будете перенаправлены на Автор24

Профессиональная карьера педагога

Карьера – это достижение успехов в каком-то направлении профессиональной деятельности.

Построение карьеры педагогом реализуется за счет наличия у него определенных профессиональных качеств. Профессионализм и квалификация педагога определяют степень успешности достижения им каких-то высот в профессиональной деятельности, получения определенных благ.

Однако, карьера является категорией, подверженной воздействию не только профессионализма, но и иных факторов. К ним относятся:

  • Стремление педагога к развитию, саморазвитию, совершенствованию;
  • Наличие определенных личностных качеств: волевые качества, инициативность, самостоятельность, выдержка, последовательность и др.;
  • Наличие организаторских способностей;
  • Содержание работы;
  • Активная жизненная позиция;
  • Интерес к делу;
  • Грамотно построенная система профессионального обучения.

Все эти компоненты влияют на формирование карьеры педагога, которая связана с его профессиональной самореализацией и основывается на понятии карьерного роста.

Карьерный рост – это продвижение вверх по служебной лестнице т.е. занятие более высокой должности в образовательной системе, получение больших благ и привилегий, а также расширение ответственности в своей профессиональной деятельности.

Любой педагог стремится к карьерному росту. Это обусловлено его желанием самореализоваться в профессиональной сфере деятельности, получать высокую заработную плату, приносить обществу максимальную пользу т.е. способствовать достижению целей и задач образования и выполнению социального заказа на текущем этапе развития общества.

Рисунок 1. Карьера. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Готовые работы на аналогичную тему

Карьера педагога состоит из следующих элементов:

  1. Личностные ориентации деятельности. сюда входит мотивация педагога на развитие и совершенствование своих навыков, стремление стать лучше и расширить свои профессиональные возможности, повысить свою квалификацию и получать достойное материальное вознаграждение за свой труд. Кроме того, чтобы достичь профессионального подъема, педагог должен обладать определенными личностными качествами и быть признанным в профессиональной сфере т.е. педагогический коллектив, руководство учреждения должны одобрять стремление педагога к карьерному росту, признавать правомерными и достойными методы и средства, применяемые им для этих целей.
  2. Ценностные ориентации деятельности. Карьера должна быть для педагога ценностью. Он должен уважать педагогическую деятельность, педагогический труд, считать престижной свою профессию и осознавать значимость своей профессиональной деятельности для себя, отдельной личности учащегося и общества в целом. Кроме того, педагогу необходимо принимать ценностные ориентации социума и той организации, в которой он работает.
  3. Производственные ориентиры деятельности. Сюда входят цели и задачи деятельности организации, в которой трудится педагог, ее планируемые направления деятельности и преобразования, требования, выдвигаемые к качеству работы педагога и ее эффективности.

Карьерный рост педагога, определяется также, его стремлением к непрерывному обучению и развитию. Профессионализм необходимо повышать и развивать свои профессиональные навыки. Для этого, педагогу требуется проходить обучение на повышение квалификации. От него зависит его профессиональные рост, развитие его психологического и педагогического потенциала, повышение уровня конкурентоспособности на рынке труда.

Вертикальная карьера педагога и пути ее достижения

Вертикальная карьера – это переход на более высокую должность, подъем по карьерной лестнице вверх т.е. занятие более высокой и ответственной должности, предполагающей расширение функциональной роли педагога, его ответственности и значимости его педагогической деятельности, несущей более насыщенный по содержанию результат.

Рисунок 2. Вертикальная карьера. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Вертикальная карьера приводит педагога к получению им новой должности, которая находится на ступень выше, занимаемой в структурной иерархии учебного учреждения или образовательной системы в целом.

Вертикальная карьера педагога предполагает прохождение им следующих ступеней профессионального развития:

  1. Стажер. Завершая обучение в высшем учебном заведении, педагог приступает к выполнению своих профессиональных обязанностей в должности стажера т.е. он выполняет функции ассистента педагога, помогая ему в реализации образовательной деятельности. На этом этапе, педагог только учится применению своих теоретических знаний на практике, осваивает устройство образовательного процесса и порядок его организации. Освоение профессиональных функций педагога, полноценное выполнение им своих функций, самостоятельное ведение образовательного процесса приводит к переводу стажера на новый уровень.
  2. Специалист. Получение магистерского образования дает педагогу право на занятие должности педагога по конкретной дисциплине, социального педагога или педагога по работе с детьми, имеющими особые потребности. На данном этапе, педагог осваивает свою деятельность, полноценно реализуя образовательный процесс, организуя образовательную, воспитательную и развивающую деятельность учащихся. Качество и эффективность работы педагога позволяет ему укрепить свою позицию и претендовать на переход на следующую иерархическую ступень.
  3. Мастер. Он отражает наличие у педагога профессионального мастерства высокого уровня т.е. он выполняет свою работу лучше, чем обычный специалист, владеет глубокими познаниями, способен к творческой организации работы, владеет креативным мышлением. Мастерство педагога нарабатывается годами. Оно отражает выполнение стандартных функций быстрыми темпами, работа делается на автомате, а нестандартные направления деятельности реализуются, посредством опоры на творческий подход к делу.
  4. Авторитет. На этой ступени, педагог занимается экспериментальной, исследовательской деятельностью, ведет разработки новых методов обучения и воспитания, формирует методические рекомендации осуществления педагогического процесса, выполняет функции наставника и репетитора.
  5. Эксперт – высшая ступень карьеры педагога. Она отражает экспертные знания и практические навыки педагога т.е. он обладает мастерством, способен к реализации исследовательской деятельности, проводит научные разработки в области педагоги, может быть наставником и репетитором. Во всех этих направлениях деятельности педагог является экспертом т.е. знатоком своего дела.

Горизонтальная карьера педагога

Горизонтальная карьера – это расширение обязанностей и полномочий на занимаемой профессиональной позиции.

Горизонтальная карьера может предполагать перевод педагога в другую организацию или выполнение им иной функциональной роли. Такая карьера отражает занятие педагогом ступени специалиста. Он не переходит на более высокий уровень, но развивается вширь т.е. углубляет и расширяет свои знания и навыки, профессиональные функции, получает новые задания, выполняет новые виды деятельности. возможно, что педагогу дается какое-то временное задание, при котором он становится руководителем проекта или выполняет роль наставника, но, при этом, не переходит на ступень мастера или авторитета.

Горизонтальная карьера дает возможность специалисту почувствовать себя ценным сотрудником, самоутвердиться, за счет расширения ответственности и полномочий, завоевать уважение коллег и начальства.

Рисунок 3. Горизонтальная карьера. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Карьерная лестница учителя.

Наталья Третьяк предложила изменить карьерную лестницу учителя

В числе позитивных перемен Наталья Третьяк отметила развитие системы дошкольного образования, где увеличился контингент, но и расширилась сеть учреждений, где произошла модернизация содержания образования и появился ФГОС.

Для подробного обсуждения на семинаре Наталья Третьяк предложила тему профессионального и карьерного роста учителя.

– Учитель остается в своем стартовом статусе и в 25 лет, и в 40, и перед выходом на пенсию он тоже по-прежнему учитель. Карьерная лестница педагога достаточно ограничена. Это карьера по горизонтали. Но нам важно, чтобы учитель мог расти профессионально и одновременно двигаться по ка

– И еще мы хотели бы предложить изменить систему должностей, – сказала Наталья Третьяк. – Учитель, который только пришел работать в школу, еще молодой и неопытный. Через какое-то время он набирает профессионализм и становится помощником для своих коллег и лидером, определяющим содержание образования, методику преподавания. Возможно, здесь уместно введение должности учитель-методист. В этом случае педагог выступает как новатор и продвигает новации на всероссийский и международный уровни…

До конца работы семинара его участники сформируют и передадут свои предложения в Минобрнауки России. А пока, сразу после выступления, финалисты “Учителя года России-2015” попросили Наталью Третьяк дать ответы на волнующие их вопросы о том, как привлечь родителей к сотрудничеству со школой, о механизмах приобретения школами бумажных и электронных учебников, о поддержке молодых учителей и инклюзивном образовании.

Кроме стимула ещё и карьера – причина `носы друг другу кусать`. Совсем не будет времени заниматься главной работой.
Думала, что в связи с тяжёлой финансовой ситуацией, реформы тихо затормозят.. НЕТ! Они идут дальше и непредсказумей.
Повторю комментарий Рашита Ханнанова из предыдущего поста.

`Соломин частично прав, но он не видит глубины проблемы. В чем она? Дело в том, что Соломин наивно думает, что учителя в школе те же ,что были раньше. Но это не так. Психология и культура учителей сильно поменялись. Поэтому возврат к прошлому НЕ ПОВЫСИТ АВТОМАТИЧЕСКИ уровень знаний у учащихся. Раньше в отношениях было больше душевности и искренности. Большая часть учителей работала на совесть. А в мире, в котором ростовщичество правит бал, и все постоянно говорят и мечтают о процентах, душевности уже не будет. Учительский мир однозначно стал другим, меркантильным. Собственно говоря, и актерская среда изменилась не в лучшую сторону. Просто Соломин этого не видит. В нынешних условиях, если ЕГЭ не заменить чем то иным, более эффективным, то коррупция только усилится. Какой выход ? Простого рецепта тут нет. С управленческой точки зрения постоянные реформы и переделки только ухудшают состояние дел. Поэтому надо продолжать совершенствовать ЕГЭ. Но все упирается в мораль и нравственность. И вывод один. Если люди будут жить по заповедям, то все нормализуется: хоть с ЕГЭ , хоть без ЕГЭ. А если в обществе будут действовать волчьи обычаи и порядки, если люди будут стремиться загнать друг всех в долги и закабалить, то даже суперсовершенное ЕГЭ не поможет.`

КУстюмчик у зам министра понравился – интересная модель: вроде бы и классика, с одной стороны`, а с другой – вполне в тренде современной моды.

Да, было, Маргарита Владимировна. И тоже на 100% БЫЛО в руках руководителя. Все документы составлял директор школы.


Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу

`Служба и форма с петровских времен так крепко
вошли в русскую жизнь, что представить ее без них
стало практически невозможно. Форма, установленная
именными императорскими указами, распоряжениями
Сената и прочих инстанций, существовала у всех и
вся. Извозчики под страхом штрафов должны были в
жару и холод находиться на козлах пролеток в
одежде установленного образца. Швейцары не могли
показаться на пороге дома без положенной им
ливреи. А вид дворника должен был соответствовать
представлению властей о блюстителе уличной чистоты
и порядка, а отсутствие фартука или инструмента в
руках нередко служило поводом для нареканий со
стороны полиции. Установленную форму носили
трамвайные кондукторы и вагоновожатые, не говоря
уже о железнодорожниках.

Существовала даже довольно строгая
регламентация одежды для домашней прислуги.
Например, дворецкий в богатом доме, чтобы
отличаться от прочих лакеев в доме, мог носить при
фраке эполет. Но не на правом плече, как офицеры,
а только и исключительно на левом. Ограничения в
выборе платья действовали для гувернанток и бонн.
А кормилицы в состоятельных семьях должны были
постоянно ходить в русских народных костюмах чуть
ли не с кокошниками, которые крестьянки уже
несколько десятков лет держали в сундуках и едва
ли надевали даже по праздникам. Кроме того,
кормилицу обязывали носить розовые ленточки, если
она кормила новорожденную девочку, и голубые если
мальчика.

Неписаные правила распространялись и на детей.
Как крестьянские дети до четырех-пяти лет бегали
исключительно в рубашонках, так и дети
состоятельных людей без различия пола до того же
возраста ходили в платьицах. Наиболее
распространенными и выглядевшими как форма были
`матросские` платьица`.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:


Вакансии для учителей

Карьерный рост психолога

Психология давно перестала быть модным веянием. Она с каждым годом становится все более востребованной. Услуги психолога актуальны для семейных пар и трудных подростков. Они нужны, когда наступает черная полоса на работе или в социуме. Даже обычные сезонные или возрастные депрессии помогает преодолеть профессиональный психолог.

Психолог на производстве и в детских учреждениях

Задача психолога — ненавязчиво заставить пациента выполнить внутренний самоанализ. Консультации квалифицированного специалиста помогают разобраться в причинах собственных неудач или конфликтов с близкими людьми. Они ведут к гармонии и внутреннему спокойствию. Часто именно сеансы психологической терапии подсказывают выход из сложной жизненной ситуации.

Услуги психологов стали востребованными в девяностых годах прошлого века. С тех пор статус этого специалиста упрочился, а профессия стала не только востребованной, но и престижной. Во многих учреждениях Министерства образования вводится штатная должность психолога. Поэтому они часто работают в детских садах и школах, лицеях и гимназиях.

Профессиональные психологи не только помогают понять индивидуальные особенности проблемных школьников. С их помощью часто формируется программа индивидуального обучения с учетом неповторимых задатков и способностей каждого ребенка.

Одна из функций детского психолога — коррекционная работа. Занятия с трудными подростками строятся не только по принципам классической педагогики. Именно психолог помогает сформировать поведенческую модель в сложной ситуации.

Большая ошибка педагогики состоит в том, что внутренние проблемы и переживания детей трактуются как малозначительные в силу возраста подопечных. Переживания маленьких детей могут достигать огромной глубины. Иногда только своевременная профессиональная психологическая помощь может удержать мальчика или девочку от рокового шага.

Коррекционная работа психолога в детском учреждении во многом перекликается с его обязанностями на производстве. И в том и в другом случае предполагается погружение во внутренний мир пациента. Психолог всегда пытается поднять на поверхность причины скрытых конфликтов.

Трудовыми обязанности психолога может быть также помощь в подборе специалистов. Многие специалисты данного профиля устраиваются на работу в кадровый департамент различных предприятий. Они работают в должности менеджеров по персоналу.

Часто на ту или иную штатную позицию требуются люди с определенным набором личностных качеств. Присутствие психолога на собеседовании позволяет составить объективное представление о соискателе.

Профессиональная помощь новым сотрудникам в адаптационный период также является его работой. Иногда новичку бывает трудно сориентироваться в корпоративных «подводных течениях». Кроме того, если его работа связана с большими трудозатратами, у него может возникнуть синдром разочарования. Резкий переход от свободного студенческого времяпрепровождения к жизни в условиях жесткого регламента может сказаться психическими перегрузками. В этих условиях помощь психолога неоценима.

Кроме того, психологи на производстве нужны для:

  • проведения консультаций;
  • подготовки и проведения обучающих тренингов;
  • оказания помощи руководству в формировании управленческих методик;
  • расстановки рабочих мест с учетом психологических особенностей сотрудников (анализ психологической совместимости помогает избежать конфликтов и сделать общий эмоциональный фон максимально благоприятным).

Таким образом, работа психолога на производстве заключается в мотивации персонала.

Наконец, профессиональные психологи чрезвычайно востребованы в политике. Некоторые политические деятели каждый свой шаг сверяют с рекомендациями персональных консультантов.

Поведение публичных людей, задействованных в шоу-бизнесе, масс-медиа, рекламных кампаниях или в модельном бизнесе также нуждаются в корректировке. Иногда от поведенческой модели, которую выстраивает психолог-консультант, зависит успех карьеры публичного человека.

Психолог: особенности работы

Базовая задача психолога — разбудить внутренние ресурсы пациента и использовать их для внесения позитивных изменений в его жизнь. Хороший психолог видит свою работу в том, чтобы помочь понять пациенту: неудачи привлекает он сам. Причина многих житейских неурядиц кроется в специфическом отношении человека к себе и к миру. Подготовленный специалист поможет пациенту увидеть себя со стороны.

Чтобы достичь этого, требуется целый комплекс уникальных качеств:

Умение сострадать. Без способности к сопереживанию невозможно выстроить доверительные отношения.

  • Способность дистанцироваться от чужих переживаний. Излишняя эмоциональность повредит процессу. Сопереживание не должно заменять аналитический характер сеансов. Оно актуально ровно настолько, насколько помогает психологу понять своего пациента.
  • Умение слушать. Большая часть сеансов психолога проходит в проговаривании житейских историй. Суть этого метода состоит в том, чтобы за сбивчивыми монологами услышать главное: что привело человека в такое состояние и как можно исправить ситуацию.
  • Умение быть деликатным. Иногда к психологу обращаются с проблемами, которые никому другому доверить нельзя. Во время терапии секретов не бывает. Это обязывает психолога к порядочности. Именно в этой профессии ценится тактичность. Способность хранить конфиденциальную информацию — должностное требование.
  • Наблюдательность и способность анализировать. Просто выслушивать чужие откровения — непродуктивно. Во время сеанса психолог испытывает колоссальные интеллектуальные нагрузки. Он постоянно решает две задачи: кто виноват и что делать?
  • Стрессоустойчивость. Эмоциональная стабильность — важнейшее качество. Раздражительность — худшее, что может позволить себе психолог во время сеанса. Также недопустимо проявление гнева даже в тех случаях, когда пациент рассказывает о своих нелицеприятных поступках или проявляет признаки агрессии.
  • Уверенность в своих знаниях и умениях. Пациенты воспринимают совет психолога как единственный способ улучшение каких-то жизненных обстоятельств. Сомнения или неуверенность может не только оттолкнуть, но и испугать их. Психолог, неспособный оказать помощь, воспринимается как крушение последней надежды. Задача психолога — зарядить пациента энергией оптимизма и уверенности.
  • Наконец, любой психолог должен быть коммуникабельным. Эмоциональный контакт устанавливается в процессе общения. Пациент должен быть уверен, что ему рады, и что все его проблемы если не интересны, то хотя бы близки специалисту.

    Нельзя полагать, что работа психолога состоит только из сеансов индивидуальной терапии. Беседа и способность вывести человека на разговор важны. Но значительная часть рабочего дня отводится также оформлению разнообразных бумаг.

    Психологи обязаны:

    • составлять разнообразные психологические характеристики;
    • корректировать план работы учреждения (по требованию руководителя);
    • составлять индивидуальные личностные тренинги в рамках эмоциональной реабилитации;
    • формировать отчеты.

    С одной стороны, это очень утомительно. Но с другой, — карьера психолога не может быть построена без четко оформленной документации. Повышение уровня профессиональной квалификации связано с трудовой деятельностью. Но предмет работы психолога не материален. Поэтому часто при принятии решения о поощрении психолога руководитель оперирует именно отчетами, справками и составленными психологическими портретами.

    Поэтому психолог должен обладает не только аналитическими способностями и большим душевным тактом, но и быть готовым к ежедневной рутинной работе.

    Карьера психолога: плюсы и минусы работы

    Как в любой другой специальности, в работе психолога есть положительные и отрицательные стороны. К преимуществам относится возможность работать в комфортных условиях. Большинство работодателей лично заинтересованы в наличии хорошо оснащенного кабинета психолога. Часто его воспринимают как точку релакса и эмоциональной разгрузки.

    Другая сильная сторона профессии — творческая составляющая. В ней не может быть шаблонов. Хороший специалист постоянно ищет новые решения. Для этого необходимо постоянно повышать свою профессиональную подготовку.

    Известно, что интеллектуальный труд доставляет человеку удовольствие. Нет ни одного психолога, состоявшегося в профессии, который был бы недоволен своей работой. Уникальность специальности состоит в том, что в ней остаются только те, кто ей предан.

    И все же при многочисленных преимуществах работа психолога имеет и негативные стороны. Нельзя не считаться с тем, что длительное пребывание в профессии влечет за собой эмоциональное выгорание. Даже при умении абстрагироваться от чужих проблем специалисту невольно приходится становиться их участником.

    С каждой новой семейной или профессиональной драмой психолог утрачивает какую-то часть своего нервного здоровья. Не воспринимать близко к сердцу проблемы клиентов не всегда получается. В результате специалисту самому может понадобиться помощь психолога.

    Выход один — разграничивать работу и реальную жизнь. Если не удается воспринимать страдания клиентов как часть своей жизни, то из профессий лучше уйти.

    Перспективы карьерного роста

    Карьерный рост психолога напрямую зависит от степени погружения в профессию. Только хорошо подготовленный специалист может чего-то достичь в этой сфере.

    С чего начать карьеру психолога? Со знакомства с новинками профильной методической периодики. Даже красный диплом вуза не означает, что об этой специальности человек уже знает все. Справочники, бюллетени и специальные журналы должны стать постоянным спутником психолога.

    Достижение более высокого уровня, признание коллег и клиентов возможно через участие в тренингах и семинарах, а также через изучение профильной литературы.

    Заявить о себе психолог может путем публикаций. Для начала имеет смысл свой блог, в котором можно делиться мнениями и наработками со своими подписчиками. Кроме того, личный блог — это способ расширить клиентскую аудиторию.

    Следует помнить, блог или сайт требуют определенных инвестиций. Небрежная эргономика сетевой площадки, засилие рекламы или пустой информации вряд ли привлекут клиентов. Но репутация будущего психолога будет погублена в самом начале. Если принимается решение об открытии собственного сайта, то нельзя жалеть средств на оплату услуг профессиональных программистов.

    При всем многообразии дизайнерских и оформительских вариантов на сайте обязательно должна быть форма обратной связи по типу вопрос-ответ. Только через диалог с потенциальными клиентами можно проявить себя как хорошо подготовленного специалиста.

    На производствах карьерная вертикаль психолога выстраивается следующим образом:

    рядовой сотрудник;

  • консультант кадровиков по вопросам отбора персонала;
  • консультант специалистов маркетингового отдела по вопросам выстраивания отношений с клиентами;
  • начальник HR-службы.
  • В топовых компаниях практикуется должность советника руководителя.

    Его функции — консультации по стратегическим вопросам:

    • формирование курса партнерских отношений;
    • ведение тактики переговоров;
    • составление прогноза отношений с конкурентами;
    • разрешение любых конфликтных ситуаций в бизнесе.

    На эту должность утверждается психолог самой высокой квалификации с богатой практикой.

    Свой центр по оказанию психологических услуг — мечта многих начинающих психологов. Но для этого предстоит пройти большой путь через самообразование.

    Секреты быстрого старта — как построить карьеру в психологии с нуля

    С чего начать? Что будет в итоге? Как стать профессионалом? Три истории: Слушатель, выпускник и директор Института прикладной психологии о том, как сделать первый шаг и стать успешным специалистом.

    «Я боялась, что не смогу совмещать маленького ребенка с работой и учебой»


    Елена Цыганкова, Слушательница программы профпереподготовки «Консультативная психология: эффективные стратегии практической психологической помощи».

    По образованию я лингвист, работаю репетитором по английскому языку. В Институт психологии пришла, чтобы исполнить мечту юности — стать психологом.

    Психологией интересовалась еще со школы, но поступила все-таки на филфак. Спустя годы, когда у меня уже появилась своя семья, муж и ребенок, я подумала, что зря не дала себе шанс. Рассказала о переживаниях своему психологу и уже после личной проработки проблемы поняла — надо учиться!

    Искала полноценное обучение на полгода или год. Чтобы консультировать людей, нужна классическая база и глубокие знания. Долго искала программу, прочитала отзывы о нескольких институтах. Рассматривала и традиционные вузы, но осознала — для взрослого, работающего человека — это не вариант.

    Я выбрала профпереподготовку в Институте прикладной психологии — зацепили обширная годичная программа и приемлемая цена.

    Переживала, что не смогу совмещать основную работу, семью с маленьким ребенком и учебу. Но так как учеба удаленная — я занимаюсь целый день по чуть-чуть. Могу между рабочими делами посмотреть часть лекции или порешать тест. Если в конце дня остаются силы, то читаю, делаю итоговые задания. В выходные есть возможность учиться, когда у ребенка сон-час. Так что выход есть всегда! Даже несмотря на высокую загруженность, я с удовольствием занимаюсь и не отстаю от группы.

    Мое самое большое достижение за время учебы — я смогла убедиться, что не зря пришла в профессию.

    Совет № 1: Тем, кто только собирается учиться, желаю смелости. Не думайте о проблемах, думайте о том, что вас ждет новая специальность и любимая работа.

    «После обучения я открыла частную практику и уже работаю с первыми клиентами»


    Анна Захарова, выпускница курса повышения квалификации «Карьерный коучинг: построение индивидуальной карьерной траектории и сопровождение профессиональной самореализации клиентов».

    По первому образованию я бренд-менеджер. Но так сложилось, что из этой профессии я ушла в педагоги, а оттуда — в карьерные консультанты. Работая в центре занятости населения, осознала, что хочу стать коучем и вести частную практику. Но знаний для этого не хватало, поэтому решила — смогу консультировать самостоятельно, только если пройду дополнительное обучение.

    До карантина я ни разу не сталкивалась с дистанционным обучением и, честно говоря, не доверяла ему. Переживала, что дадут сухую теорию из книг, не будет практики, и я зря потрачу деньги. Но мне повезло познакомиться с Институтом прикладной психологии в социальной сфере — практики на курсе было много.

    Ни разу я не чувствовала себя одинокой или брошенной. На вебинарах мы общались с преподавателями онлайн, в чате Слушателей обменивались опытом, поддерживали друг друга. Особенно отмечу супервизию, во время которой все участники курса отрабатывали навыки консультации, коучинга и коуч-сессий. Было полезно и комфортно, потому что мы хорошо понимали друг друга.

    Благодаря обучению я освоила много навыков, о которых не знала, даже будучи карьерным консультантом. Например, шкалирование, колесо карьеры (баланса), SWOT-анализ, несколько арт-коучинговых программ. Многое из этого уже использую на практике.

    Важно, что я получила то, за чем пришла на курс — открыла частную практику. Пока работаю параллельно с центром занятости, но у меня уже есть несколько клиентов, я развиваю свои группы в соцсетях — думаю, что в ближайшее время накоплю достаточно опыта, обзаведусь клиентской базой и уйду в свободное плавание.

    Совет № 2: Будущим специалистам желаю терпения и трудолюбия, потому что мало купить обучение, важно использовать все материалы и стараться как можно раньше перейти к практике.

    «Надо принять то, что ты не идеален и будешь допускать ошибки»


    Людмила Андропова, практикующий психолог со стажем более 16 лет. Кандидат психологических наук, специальный и клинический психолог. Специалист в области гештальт-терапии, коучинга, личностно-центрированной терапии, песочной терапии, системной семейной терапии. Директор Института прикладной психологии в социальной сфере.

    Я работаю в системе образования с 18 лет. Начинала воспитателем в детском саду, потом стала детским психологом, а в 25 лет — заведующей детского сада. В тот момент я уже была уверена, что психология — мое призвание.

    Я прошла длинный и непростой путь до того, как стала директором Института прикладной психологии. За 16 лет практики успела поработать в психологическом центре с детьми, у которых диагностировали расстройства аутистического спектра; в службе социально-психологической помощи молодежи.

    После реорганизации службы перешла работать психологом в вуз. Вела практикумы для студентов, заведовала кафедрой, писала монографии и защитила кандидатскую диссертацию. Сейчас я работаю с психотерапевтическими и супервизорскими группами, провожу судебную и внесудебную психологическую экспертизу. Я не останавливалась на одном направлении, а исследовала себя, когда появлялась такая возможность.

    Совет № 3: Тем, кто делает первые шаги в профессии, я советую пробовать себя во всем. Опыт складывается из множества практик в разных областях. Так как специальность психолога многогранна, надо не просто прийти в нее, но и найти свой путь, понять, чем хочешь заниматься.

    Совет № 4: Примите тот факт, что вы не идеальны и будете допускать ошибки, потому что сколько ни учись, живой контакт с клиентом всегда волнителен. Невозможно все сделать идеально, нет единого сценария, все люди разные.

    Совет № 5: Развивайте рефлексию. Сложнее всего понять, что ты уже готов к работе, но за вас это никто не решит. Даже когда смотришь консультации опытных психологов, замечаешь разные шероховатости. Нет общей шкалы «хорошо — плохо»‎, поэтому осознайте, что оценивать себя вы должны сами.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: