Карьерный рост в полиции – с чего начать

Как стать полицейским и построить карьеру сотрудника МВД

В России многие люди хотят стать сотрудниками полиции. И в этом нет ничего удивительного — профессия полицейского является достаточно престижной, а платят там вполне хорошие деньги. Так как стать полицейским в России? В какие учебные заведения необходимо поступать, чтобы стать сотрудником полиции в будущем? И каким требованиям должен соответствовать человек, чтобы у него был шанс поступить на учебу в полицию? Ниже мы узнаем ответы на эти вопросы.

  1. Общие сведения о службе в полиции
  2. Современная структура
  3. Учебные заведения
  4. Университеты МВД России
  5. Академии МВД России
  6. Институты МВД России
  7. Поступление — основные требования
  8. Документы
  9. ЕГЭ
  10. Физическое и психологическое здоровье
  11. Женщины полицейские

Общие сведения о службе в полиции

Чтобы стать сотрудником полиции, необходимо поступить в любое учебное заведение МВД и успешно окончить учебу. При этом потенциальный полицейский должен удовлетворять определенным требованиям:

  • Он должен находиться в хорошей физической форме, что очень важно для оперативной работы (на высоком уровне должны находиться показатели силы, выносливости и так далее).
  • Кандидат должен обладать полной дееспособностью, у него должна быть устойчивая крепкая психика, какие-либо психические заболевания должны отсутствовать.
  • Перед прохождением учебы человек должен пройти медицинский осмотр, который должен подтвердить отсутствие серьезных болезней.
  • Минимальный возраст — 18 лет, максимальный — 35 лет.

Современная структура

Для распределения ответственности и для удобства управления МВД России разделено на несколько автономных частей. Структура полиции в России выглядит следующим образом:

  • Главным органом является центральный аппарат МВД. В состав центрального аппарата входит множество управлений и департаментов, каждый из которых задействован в строго определенной сфере — безопасность дорожного движения, уголовный розыск, обеспечение правопорядка, экстремизм, киберпреступления и так далее.
  • Обратите внимание, что центральный аппарат находится в федеральном подчинении, однако некоторая часть полномочий передана на региональный уровень. Основные региональные отделения МВД — это территориальные отделы МВД (ГОВД, РОВД, региональные управления по внутренней безопасности и другие).
  • Также существует две организации МВД, которые существуют в автономном режиме — это отдел по науке и образованию (подготавливает новые кадры, проводит исследования) и Следственный комитет (выполняет прокурорские функции, следит за резонансными делами, выполняет следственные действия в некоторых ситуациях).
  • В специальном подчинении к центральному отделу МВД также находится еще два органа. Это транспортный отдел (осуществляет поставку транспорта и бензина, выполняет починку сломанной техники и так далее) и отдел внутренних войск (выполняет призыв во внутренние войска, решает задачи поддержания правопорядка).

Учебные заведения

Как стать полицейским в РФ? Для этого нужно пройти учебу в вузе МВД. Для поступления у Вас должно быть минимум 9 классов обычной средней школы — хотя при необходимости Вы можете поступить на базе 11 классов, при наличии высшего образования и так далее. Срок обучения составляет обычно 5 лет. Обучение осуществляется только за счет государственного бюджета, обучение по контракту не допускается. Обучение ведется по очной схеме — заочное обучение могут пройти только сотрудники полиции, которые хотят получить дополнительное образование без отрыва от основного места работы.

Университеты МВД России

В России действует всего три университета, где обучаются сотрудники полиции:

  1. В Москве + три филиала в Старотеряево, Рязани и Твери.
  2. В Краснодаре + четыре филиала в Симферополе, Новороссийске, Ставрополе и Нальчике.
  3. В Санкт-Петербурге + один филиал в Калининграде.

Академии МВД России

Также в России существует 4 академии, которые также готовят сотрудников полиции. Они расположены в таких городах:

  • Москва.
  • Волгоград.
  • Нижний Новгород.
  • Омск.

Какие-либо филиалы или региональные отделения у академий отсутствуют.

Институты МВД России

Чтобы стать сотрудником полиции, можно также поступить в один из институтов МВД. Основные города:

  1. Домодедово + 3 филиале в Брянске, Набережных Челнах и Пензе.
  2. Тюмень.
  3. Барнаул.
  4. Белгород.
  5. Воронеж.
  6. Иркутск.
  7. Хабаровск.
  8. Казань.
  9. Орел.
  10. Ростов-на-Дону.
  11. Красноярск + 2 филиале в городах Абакан и Кызыл.
  12. Екатеринбург.
  13. Уфа.

Обратите внимание, что помимо институтов существуют школы МВД и суворовские училища + кадетский корпус. Учебные заведения расположены в следующих городах — Ростов-на-Дону, Егорьевск, Ляхово (Башкортостан), Новочеркасск, Санкт-Петербург, Грозный, Чита, Елабуга, Астрахань, Самара.

Поступление — основные требования

Что нужно, чтобы стать сотрудником полиции? Для этого нужно собрать и подать все необходимые документы. После подачи документов Вам выдадут бумагу, по которой нужно пройти медицинской осмотр. В конце кандидат проходит собеседование и выполняется ряд тестов, которые помогают установить уровень физического и психического здоровья человека. Для поступления на некоторых специальности может потребоваться сдача дополнительных внутренних экзаменов вуза.

Документы

Для поступления в любой вуз МВД потребуются копии следующих документов:

  • Гражданский паспорт (обязательно) и действующий заграничный паспорт (если есть).
  • ИНН — для всех категорий поступающих.
  • Анкета-заявление — заполняется дома либо непосредственно в вузе.
  • Военный билет или приписное свидетельство.
  • Диплом о среднем образовании + вкладыш с баллами по ЕГЭ (этот вопрос мы более подробно рассмотрим ниже). Если есть диплом о высшем образовании, его также нужно приложить к документам.

Для поступления Вам также нужно написать свою автобиографию. Пишется она на обычном бумажном листе формата A4 с помощью ручки или печатным способом. В автобиографии кратко следует изложить обстоятельства жизни — рождение, переезд, поступление в школу и так далее. Лирические отступления допускаются в том случае, если они способны пролить свет на Вашу личность (например, Вы можете написать, что на Ваше желание стать сотрудником полиции повлияло какое-либо событие в прошлом).

Читайте также:
Как правильно заверить копию трудовой книжки - образец записи

Чтобы поступить в полицейский вуз на учебу, Вы также должны набрать хотя бы минимальное количество баллов по ЕГЭ (проходной балл каждый вуз выбирает самостоятельно). При этом обратите внимание, что список обязательных предметов отличатся в зависимости от специальности, а уточнять список предметов нужно заранее. Например, для поступления на специальность «Правоохранительная деятельность» Вам понадобится ЕГЭ по таким предметам — русский язык, обществознание и история, а для специальности «Радиотехник» нужен русский язык, а также физика и математика.

Физическое и психологическое здоровье

После подачи документов человек также должен пройти медицинскую экспертизу, которая покажет уровень его физического и психического здоровья. Обследование у психиатра является очень важным, поскольку наличие психической болезни (даже в латентной форме) может быть противопоказанием для поступления в полицейский вуз. Если человек здоров, то ему также придется пройти специальные тесты, которые покажут уровень его физической подготовки. Основные испытания:

  1. Подтягивания.
  2. Приседания.
  3. Бег на короткие и длинные дистанции.
  4. Силовые упражнения.

Женщины полицейские

Как стать полицейским, если ты женщина? Здесь никаких особых правил нет, а женщины могут стать полицейскими по стандартному алгоритму — они собирают документы, учатся в вузе, сдают экзамены и так далее. После прохождения обучения женщины могут быть взяты на работу по специальности на тех же основаниях, что и мужчины — каких-либо ограничений здесь нет.

В заключение хочется сказать, что в России для женщин-полицейских созданы те же условия, что и для мужчин — но, к сожалению, по факту в полиции служит не так уж много женщин. Основных причин здесь две — требования по физическому развитию являются достаточно жесткими, но даже в случае успешного прохождения учебы многие женщины посвящают себя семье, что по итогу делает женщин-полицейских достаточно редким явлением.

Постепенно возвращаются те времена возвращаются, когда работа сотридника правоохранительных органов считалась самой престижной. Во многом это связано с большим количеством фильмов и телевизионных программ, которые из простого участкового уполномоченного полиции или сотрудника патрульно постовой службы делают супергероя. Наблюдая за бесстрашными агентами, борющимися с преступностью на экранах телевизоров, многие подростки мечтают вступить в их ряды. Но как стать полицейским МВД России не бутафорно, а в реальной жизни, что для этого нужно? Все очень просто — для этого необходимо сначала закончить одно из учебных заведений при Министерстве внутренних дел Российской Федерации. Это может быть школа, академия или университет.

Как попасть на службу в органы внутренних дел и что должен знать человек, решивший стать полицейским. Об этом вы узнаете из видео.

Профессия полицейский: Как устроиться на работу в МВД РФ? Рекомендации для подростков, выбирающих специальность

Быть сотрудником полиции – очень престижно во многих странах мира. Профессия пользуется популярностью, в том числе, и в России. Мы расскажем о ее особенностях. Рассмотрим, как стать сотрудником полиции. И как построить карьеру в этом направлении государственной службы.

Чем занимаются полицейские?

Полицейские – стражи порядка. В их задачи входит пресечение совершения преступлений. А также наказание виновных в них. В частности, наложение на них административной и/или уголовной ответственности.

Полицейские могут служить в разных видах войск. Они могут работать:

  1. Кинологами. Дрессировать собак.
  2. Сотрудниками Дорожно-постовой службы. Пресекать совершение нарушений на дороге.
  3. Сотрудниками патрульно-постовой службы. Пресекать совершение преступлений на улицах города.

Быть полицейским – довольно непростая работа. Она имеет ряд рисков и опасностей. Однако, сотрудники полиции необходимы в каждой стране. В противном случае, в обществе будет совершаться чрезвычайное количество преступлений.

Что входит в обязанности полицейских?

Полиция имеет ряд обязанностей. Сотрудники правоохранительных органов должны:

  1. Сохранять порядок в обществе.
  2. Пресекать преступления.
  3. Наказывать лиц, совершивших преступления.
  4. Помогать гражданам страны.

А также многое другое.

Какие инструменты полиция использует для защиты себя при столкновении с преступниками

Поскольку на работе полицейские часто сталкиваются с лицами, которые могут физически навредить им, государство защищает сотрудников МВД следующими способами:

  • На законодательном уровне. За нападение на полицейского виновного садят в тюрьму.
  • На уровне полномочий по самообороне. Государство бесплатно предоставляет полицейским специальные средства защиты. Перцовые баллончики, резиновые дубинки, пистолеты, автоматы и наручники. Также, сотрудники полиции в некоторых случаях оснащаются бронежилетами. Они могут использовать средства защиты в случае нападения со стороны преступников.

Для полицейских с разными специализациями установлен собственный набор инструментов для защиты. То, как и в каких случаях их можно использовать, прописано в законе “О полиции”.

Что нужно для трудоустройства в Министерство Внутренних Дел?

Чтобы трудоустроиться в Министерство Внутренних Дел, подросток должен обладать следующими характеристиками:

  1. Сильным иммунитетом. Крепким здоровьем. Хорошими силовыми показателями. Высоким уровнем физической подготовки. Последний параметр будет контролироваться начальством на протяжении всей службы. Если сотрудник запустит себя и не будет подходить по нормативам, то его могут уволить.
  2. Вести здоровый образ жизни. Не употреблять наркотики, алкоголь.
  3. Не иметь психических отклонений. Не иметь потенциально опасных для сослуживцев заболеваний. В частности, туберкулеза.

Перед тем, как поступить на службу в органы правопорядка, соискатель проходит медицинскую комиссию. К сожалению, многих кандидатов отсеивают еще на этом этапе. И нанимают тех соискателей, которые обладают наилучшей физической подготовкой.

Читайте также:
Что такое кружки качества на предприятии

Какие качества должны быть у подростка, чтобы он смог стать полицейским?

Тинейджер должен понимать, что профессия полицейского – очень важна для общества. Сотрудники МВД обладают властью над другими людьми. Поэтому они должны быть стрессоустойчивыми. Не вспыльчивыми. Чтобы принимать каждое решение рассудительно.

Помимо этого, сотрудник полиции должен быть самоотверженным, смелым, храбрым и сильным духом. Эти навыки понадобятся ему для того, чтобы общаться с криминальными элементами. И не ломаться под их давлением.

Где полицейские могут работать?

Полицейские могут иметь разные специализации:

  1. Одни из них могут заниматься оперативной работой (“в поле”). Выезжать на место преступления для сбора информации, улик. Задерживать преступников. Проводить обыски. И так далее.
  2. Другие могут работать в участке. В частности, речь идет о следователях. Они проводят расследование в отделе органов внутренних дел. Основное время работы проводят там. Выезжают на место преступления лишь изредка. Непосредственным задержанием преступников не занимаются.
  3. Сотрудники ДПС работают за пределами отдела. Они тоже могут как работать в поле (стоять на постах или патрулировать город), так и заниматься безопасной работой (например, принимать экзамены на права).

Работа полицейского имеет огромное количество специализации. Подросток сможет найти себе направление по душе. Стать специалистом в той области, которая ему действительно интересна. И служить государству на любой должности.

В полиции есть возможности для карьерного роста

Сотрудникам полиции, которые несут службу без нареканий, государство предоставляет возможность пройти обучение в университете. Повысить свою квалификацию. Получить высшее образование. И претендовать на более высокие звания, должности. При условии, что у тинейджера на момент трудоустройства в полицию не было профильного юридического диплома.

Если у сотрудника полиции уже есть высшее образование, то он сможет начать сразу подниматься вверх по карьерной лестнице. И, в конечном итоге, стать даже генералом.

Какими знаниями и навыками должен обладать полицейский?

Полицейский в обязательном порядке должен обладать следующими навыками и знаниями:

  1. Хорошей физической подготовкой. Он должен уметь подтягиваться. Выполнять силовые упражнения. Быстро, долго бегать. И выполнять многие другие упражнения.
  2. Умением стрелять из пистолетов, автоматов. Обладать высоким уровнем техники. Знать правила безопасности при обращении с оружием. И многое другое.
  3. Знанием законов страны, в которой живет. Он должен досконально знать Уголовный, Административный, Гражданский кодексы. И, в особенности, закон О полиции.
  4. Уметь водить автомобиль. Иметь водительское удостоверение. Иметь этот навык очень важно, если сотрудника планируют посадить за руль. И назначить водителем в паре с другим сотрудником.
  5. Знать русский язык. Это понадобится подростку для того, чтобы составлять протоколы. А также для того, чтобы проводить беседы со школьниками. Которые являются обязательной частью работы полицейских во многих странах СНГ.
  6. Уметь собирать улики.
  7. Быть тонким психологом. Знать, как общаться с собеседниками любого типа. Как с обычными людьми. Так и с криминальными элементами.

Преимущества и недостатки профессии полицейский

Преимущества

У профессии полицейский есть следующие плюсы:

  1. Быть полицейским – престижно.
  2. В России сотрудникам МВД предоставляют большой социальный пакет. Полицейским можно бесплатно лечиться. У их, и членов их семьи, есть льготы. А еще, им регулярно дают путевки на отдых.
  3. Сотрудники МВД получают стабильную заработную плату. Она довольно высокая.
  4. Возможность карьерного роста. Если у полицейского есть высшее образование и стремление работать, то его звание будет расти из года в год.
  5. Полицейские выходят на пенсию намного раньше, чем сотрудники других компаний и организаций. После службы в МВД, они могут трудоустроиться в частную охранную компанию. И зарабатывать по несколько тысяч долларов в месяц.
  6. Возможность формирования хороших связей.
  7. Гарантия трудоустройства после университета.
  8. Возможность закончить ВУЗ по смежной специализации за счет государства.

Недостатки профессии полицейский

У профессии полицейский есть и ряд недостатков:

  1. Высокий риск. На работе на полицейского могут напасть криминальные элементы. И нанести ему травмы.
  2. Ежедневный стресс. Сотрудникам полиции предстоит иногда работать с ужасными людьми. Выезжать на места происшествий, где были совершены тяжелые преступления. Это может нанести серьезный удар по психике тинейджера. Если он слишком чувствительный, то профессия полицейский ему не подойдет.
  3. Необходимость всегда держать себя в хорошей физической форме. Физическая подготовка тинейджера будет регулярно проверяться. Если он запустит себя, то его могут уволить.
  4. Много бумажной работы. Большинство сотрудников полиции периодически заполняют различные документы. Это не очень интересное времяпрепровождение.
  5. Ненормированный рабочий график. Если сотрудника МВД вызовут на место происшествия ночью, то он должен будет прибыть туда в течение часа.
  6. Много рутины и бюрократии.
  7. Ежедневное осознание того, что мир не так прекрасен, как кажется. Когда полицейские ежедневно видят убийства и преступления, они могут начать испытывать стресс. Который перерастет в депрессию. Работа полицейского довольно непростая. В психологическом плане.

Заключение

В целом, профессия полицейский – довольно хороший выбор для подростка. Если ваш ребенок хочет служить своей родине, то помогите ему поступить на службу в МВД. Но перед этим рекомендуем ему сначала получить высшее юридическое образование.

Профессия полицейский

Описание

Специализации

В структуре МВД есть криминальная полиция и полиция общественной безопасности, которые имеют множество подразделений. В этих подразделениях работают представители разных полицейских профессий. В криминальной несут службу оперативные работники, следователи, криминалисты.

Читайте также:
Класс условий труда 2 - что это значит

В подразделениях полиции общественной безопасности работают такие специалисты, как участковые уполномоченные полиции, сотрудники дежурной части, инспекторы ГИБДД, инспекторы по работе с несовершеннолетними. Также сюда относятся сотрудники патрульно-постовой службы (ППС), туристической полиции и конвоя, у которых в документах именно в качестве должности может быть указано «полицейский» или «полицейский-водитель».

Плюсы

Можно привести следующие плюсы профессии полицейский.

  • Востребованность. Стражи порядка нужны всегда, в любом городе и населенном пункте.
  • Ранний выход на пенсию. Стаж считается с первого курса обучения в профильном вузе, на пенсию по выслуге лет уходят после 20 лет службы.
  • Полный социальный пакет. Государственная служба предусматривает стабильную официальную зарплату, отпуск, бесплатное лечение и предоставление лекарств.
  • Карьерный рост. Полицейский может подняться в звании и по карьерной лестнице.
  • Льготы. Сотрудникам полиции положены налоговые льготы, путевки в санатории, бесплатный проезд, выплаты для приобретения жилья и так далее.
  • Значимая работа. Полицейские выполняют важную работу для всего общества.

Минусы

Минусы профессии полицейский по количеству сопоставимы с плюсами.

  • Сложный отбор. Для поступления на службу нужно сдать нормативы, пройти медосмотр, психологические тесты, часто даже полиграф. Кандидат и его родственники не должны иметь судимостей.
  • Необходимость постоянно поддерживать себя в форме. Без крепкого физического здоровья выполнять работу полицейского невозможно.
  • Риск. Эта работа связана с риском для здоровья, травмами, стрессом и эмоциональным выгоранием.
  • Вынужденный контакт с преступниками. По работе полицейскому необходимо постоянно общаться с правонарушителями.
  • Ненормированный график. Полицейские работают по скользящему графику: есть суточные смены, ночные дежурства и срочные вызовы.
  • Низкая зарплата в начале карьеры. В начале службы полицейский зарабатывает немного, так как не получает надбавок за выслугу лет и звание.
  • Бюрократия. Полицейскому приходится заполнять много отчетов, протоколов и других документов.

Где получить образование

Колледжи

В России существует несколько колледжей полиции. Поступить туда можно после 9 или 11 классов. Для поступления необходимо сдать нормативы, а также пройти медосмотр. Приведем небольшой список колледжей, где готовят стражей порядка:

1) Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Колледж полиции»

2) Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Юридический колледж».

3) Санкт-Петербургский полицейский колледж

Высшие учебные заведения

Получить необходимое высшее образование можно в вузах, где обучают юриспруденции, или в специализированных академиях и университетах МВД. Для поступления в учебные заведения МВД также нужно будет сдать физические нормативы и предоставить результаты ЕГЭ по русскому языку, обществознанию и истории. У действующих сотрудников есть возможность получить высшее образование бесплатно. Вузов МВД в стране много, приведем несколько примеров:

1) Московский университет МВД Российской Федерации имени В. Я. Кикотя и его филиалы в Московской области, Рязани, Твери;

2) Санкт-Петербургский университет МВД Российской Федерации и его филиал в Калининграде;

3) Краснодарский университет МВД Российской Федерации и его филиалы в Новороссийске, Ставрополе, Симферополе.

Курсы

Востребованность

Устройство на работу и карьера

Чтобы устроиться на работу, нужно обратиться в желаемое отделение и узнать, есть ли вакансии. На отбор, медицинские комиссии и проверку данных уйдет примерно 2-3 месяца. Потом начинается испытательный срок от 2 до 6 месяцев. Стажер во время испытательного срока работает по договору и получает небольшую зарплату. Если стажер показал себя с хорошей стороны, его принимают в штат.

Чтобы продвигаться по службе и получить офицерское звание, сотруднику полиции необходимо иметь высшее (желательно юридическое) образование. Успешных сотрудников руководство направляет на заочное обучение в вузы МВД, где сотрудники без отрыва от работы получают качественное образование и продолжают свою карьеру. За выслугу лет, особые заслуги и высокие показатели сотрудника могут повысить в звании, от чего автоматически повышается заработная плата.

Уровень зарплаты

Перспективы в будущем

Миляков Никита Сергеевич, бывший сотрудник МВД (г. Москва), создатель группы «ВКонтакте» «Полиция Вкурсе»:

– Я с детства хотел работать в правоохранительных органах. После школы я поступил в институт и параллельно осуществил детскую мечту – пришел на службу в органы.

В качестве патрульного я проработал несколько лет. Это очень интересная и насыщенная работа. Всем новичкам я советую начинать именно с нее. Патрульно-постовая служба находится на острие обеспечения правопорядка. Сотрудники ППС первыми выезжают на все происшествия, занимаются пресечением административных и уголовных правонарушений, вступают в расследования преступлений по горячим следам. Очень часто люди обращались к нам за помощью, и вот эта искренняя надежда на тебя в глазах человека придавала уверенности и заставляла действовать с утроенной силой. А увидеть в этих глазах радость и благодарность за твою работу – это лучшая награда.

Это тяжелая работа, сопряженная с риском, но я ее невероятно любил. К сожалению, по некоторым причинам мне пришлось повесить форму на гвоздь, но я до сих пор с восхищением вспоминаю годы своей работы в МВД.

Работа участковым уполномоченным полиции

По многочисленным просьбам хочу поделиться своими опытом службы в полиции. Постараюсь подробнее, но в рамках этики, рассказать как это работает опять же в рамках своей осведомленности многое могу и не знать т.к. есть режим секретности к которой участковых не допускают. Из МВД я уволился 5.5 лет назад, отработал участковым уполномоченным 3года 7 месяцев. Пост будет длинным и начну по порядку. Кто дочитает до конца расскажу что я сам думаю по поводу работы в полиции.

Читайте также:
Кого сокращают в первую очередь при сокращении штата

Устроился я в милицию в сентябре 2009 года в июне пришел из армии, кризис хоть и шел на спад но все же с работой было туго, опыта работы ни какого нет но был дядя в одном из отделов который меня всячески отговаривал работать в этой системе но безуспешно. Его роль свелась к подсказкам куда следует обратиться, где находится отдел кадров. Сам он боевой офицер службу в милиции начинал так же с должности участкового.

Прием на работу в МВД дело очень длительное, у меня длился около 2.5 месяцев нужно было пройти военно-врачебную комиссию, психологическую диагностику в 2 этапа, кроме того отдел кадров запрашивает характеризующие материалы как на меня так и на всех родственников и проверяет всех на наличие судимостей. Родился я в Тюменской области но родители уехали оттуда когда мне не исполнилось и 3х лет но, тем не менее, запрос был направлен и туда, а не было ли там каких косяков за мной (-; дольше всего ждали ответ оттуда. Вот бы депутатов в думу так набирали. Дальше было пол года стажировки просто таскался хвостом за наставником, старшим участковым зоны учился писать объяснения, рапорта, проверка подучетников, бумажная работа, охрана порядка. Новогоднюю ночь встретил на общественной елке с красной повязкой на рукаве. Стояли до 4 часов утра, простудился заболел зуб и пришлось искать по городу дежурного стоматолога.

После стажировки закрепили участок выдали документацию и начались трудовыебудни. Т.к. у меня было высшее образование (на тот момент не важно какое) мне присвоили звание лейтенанта. Первое время когда надел форму и прикрепил к ней погоны часто с гордостью смотрел на звездочки с мыслью «Я офицер».

Полноценным же сотрудником стал спустя еще год (затянулся набор учебной группы) когда прошел первоначальную подготовку в учебном центре (4 месяца) и сдал зачеты на получение табельного оружия. Только после этого смог заступать на дежурства.

По нормативным документам участковый в состав следственно оперативной группы не входил и на происшествия и заявки должен был выдвигаться участковый на чьем участке заявка. Но чтоб участковые имели возможность отдыхать от работы просто каждый дежурит по очереди сутки и выезжает на все заявки. Что касается заявок все сообщения поступающие в дежурную часть должны регистрироваться в книге учета сообщений о происшествиях сокращенно КУСП. Каждому сообщению присваивается номер, дата и время приема. Срок рассмотрения материала 3 суток либо по согласованию с руководством отдела в случае необходимости можно продлить до 10 дней. Срок сдачи контролируется руководством чуть не до минут, при этом не волнует были ли у тебя выходные или дежурил сутки. По уголовно процессуальному кодексу каждое сообщение должно быть проверено и по нему должно быть вынесено процессуальное решение. Сообщения же могут быть начиная от того что «во дворе лает собака» до «обнаружен труп» в одной книге переплетается все что происходит в районе. В зависимости от сути сообщения дежурный направляет на адрес либо ппс либо одного участкового либо следственно оперативную группу в полном составе. Не зарегистрировать сообщение дежурный не может т.к. все телефоны записываются, а непринятие сообщения серьезный дисциплинарный проступок который грозит взысканием вплоть до увольнения.

Часто пишут, что кто то пытается замять дело. Как? Если правильно следить за материалом вовремя регистрировать, то замять ни чего не получится, если вы потерпевший и боитесь что ваше дело «замнут», вы можете нанять адвоката, который может проследить за материалом или делать это самостоятельно но тут нужны хотя бы элементарные познания в юриспруденции.

Как я уже писал ранее в комментарии график работы не нормированный: официально рабочий день с 8 до 17 но на вооружение должен явиться к 7.30 а в 17 должен только выдвинуться с участка в отдел на подведение итогов дня. В итоге из дома выходил в 7.00 а возвращался ближе к 20.00 и так каждый день + 5-6 суточных дежурств (выезды по 02) + прочие мероприятия и охрана порядка. Бывало в месяц 1 выходной когда проснулся дома и заснул дома. Дежурные сутки с 7.30 до 7.30 следующего дня, а дальше оперативка у начальника и, если есть вопросы отработке сообщений, едешь дорабатывать вплоть до 13час. В среднем домой приходил к 11 час и ложился спать. Обед и ужин в свободное от заявок время т.ч. обед может быть и в 8вечера и даже в 2 часа ночи.

Пока не было машины до отдела ходил пешком около 3 км в одну сторону, при том что жил на том же участке что и обслуживал. Таким образом в день 3км до отдела утром, 3км до участка, 3км вечером для подведения итогов и сдачи оружия, 3км домой итого 12км в день не считая работы по участку. Бывало и такое что после возвращения домой не успевал переодеться звонит дежурный по отделу, подъем по тревоге… и снова пешком ,зимой, в метель. На автобусе конечно можно ,но до остановки идти минут 10 автобусы ходят раз в час, а пешком 25-30 минут идти.

Читайте также:
Командообразование в организации – что это, командообразующие игры

Участковый это универсальный солдат он и пьяных на участке штрафует, и преступления раскрывает, и по уголовным делам допрашивает, а в некоторых случаях и как криминалист улики собирает. Вроде бы романтика, но так только в кино. По факту это постоянное давление руководства сверху, которое требует подвигов каждый день, палочную систему ни кто не отменял, хоть об этом и говорили, но помимо численного количества преступлений и административных нарушений есть еще один показатель, это «протокола в сводку» т.е. помимо общих наиболее распространенных правонарушений, есть редкие и труднодокументируемые. Они, как правило, либо действительно на везение, оказаться в нужное время и в нужном месте выявить поймать и задокументировать, либо выставляется засада как, например, на браконьеров или лесорубов, либо составляется на подставное лицо как правило без определенного места жительства за бутылку. Если ты не можешь договориться, или выявить такое правонарушение, то ты не работаешь. Если за определенный период на твоем участке не возбуждено уголовных дел, то это не значит что на участке все благополучно, это значит что ты как участковый не работаешь. И в глазах начальства становишься изгоем и все шишки сыплются на тебя, это что то вроде «Слабого звена» и «Бей своих, чтоб чужие боялись» становишься примером для остальных как не надо работать. И на каждом совещании в центре внимания. Кстати совещания 2 раза в день утром перед выходом на участок и вечером перед разоружением. Признаюсь общие показатели у меня были ровно на уровне с остальными, а в отделе нас было 14 участковых, но вот с подвигами не очень т.к. совесть не позволяла. Преступлений на участке было мало район тихий, спокойный, но начальству это не объяснить, если за пол года не было возбуждено ни одного ни в дознании ни в следствии. Отсюда и постоянное давление.

Поначалу работа мне нравилась каждый день не знаешь чего ожидать, каждый день новые задачи, новые ситуации, но это была другая жизнь точнее другая ее сторона. Обычный человек за всю жизнь не столкнется с таким количеством негатива с каким постоянно сталкивается участковый: семейные скандалы, драки, кражи, шумные соседи, умершие родственники. Ситуации самые разнообразные и в каждой надо разобраться не принимая чьей либо стороны. Проблема в том, что законы в стране пишут далеко не самые умные люди поэтому и есть выражение «когда убьют тогда и звоните» как ни странно оно не лишено смысла. Нет ответственности за ругань и словесные угрозы. У меня разваливались материалы в которых пьяный муж угрожал жене топором и даже ударил обухом по голове, дело сначала возбудили но потом прекратили т.к. были нюансы. Другой случай: схватил табуретку, замахнулся, сказал что убью, а потом бросил в сторону потерпевшей но расстояние на котором были произнесены слова не давали основания опасаться за жизнь. Или приставил нож к горлу но молча и угроз не высказывал соответственно угроз нет. И таких примеров масса. На семейные скандалы ездили к одним и тем же с разной периодичностью, иногда просто узнавал адрес и прошлую ситуацию по обоям в квартире. Народ ждет защиты от полиции, но руки у нее связаны. Полиция карающий орган и работает только тогда когда преступление уже совершено. Все что может участковый это погрозить пальчиком скандалисту и все. Часто на свой страх и риск под выдуманным предлогом (читай неправомерно) я увозил из дома пьяных дебоширов. Ну да, какой то эффект от этого был, довез до отдела опросил поговорил по душам и отпустил, человек успокоился пришел домой помирился и лег спать. Но тут все от человека зависит, попадаются совсем неадекватные, с такими бесполезно разговаривать, просто маринуешь часа 3 в коридоре на скамеечке пока не надоест время тратить и не станет сговорчивее.

Отдельно считаю нужно рассказать про «Глухарей» т.е. дело которое не возможно раскрыть. К примеру «Вышел человек ночью до магазина за сигаретами или пивом, а его сзади по голове и деньги забрали» и ни кто ни чего не видел и даже окна в это место на выходят. Что делать? 2 варианта либо 10 дней шарахаться по району, опрашивать каждого, чуть не вплоть до собак. Либо убедить потерпевшего что «он сам подскользнулся и упал». Но тут сам рискуешь попасть под статью, а начальство глухари очень не любит они статистику портят. Вот так система толкает сотрудников на преступления…

В один прекрасный день после напряженного телефонного разговора с начальством я просто поехал и написал рапорт на увольнение. Ощущение что что-то в жизни пора менять возникло года за полтора до этого, но было трудно сделать шаг и не имея опыта сменить работу. Однако нервное перенапряжение давало о себе знать. Начались проблемы со здоровьем, постоянные неврозы, бывали даже истерики, раз после очередного наезда начальника со словами «Зае@бали» громко хлопнул дверями и чтоб успокоиться сел в машину и уехал гонять по трассе. Уже не помню был ли я вооружен но звонили на телефон мне раз 15. Кипиш по отделу был. А потом и начальник отдела если собирался мне что то сказать по работе заставлял сначала разоружиться…

Читайте также:
Должностные инструкции по профстандартам - структура

Думаю что интересные случаи из работы я напишу в отдельном посте что уж вспомню. Всеравно из соображений этики многое нельзя раскрывать.

Напоследок хочу добавить про своих коллег. Полицейский это профессия, а не образ жизни каждый сотрудник это такой же человек как и все мы, но обременен долгом и постоянным давлением как со стороны начальства так и со стороны граждан. Каждый полицейский надевает «маску» в зависимости от ситуации, от того с кем он разговаривает. Я сам так делал, к примеру идешь по улице глядишь по сторонам погода хорошая, травка зеленая, птички поют. Вдруг двое сидят в кустах водку лопают. Тут же надеваю маску представителя власти охраняющего правопорядок и дальше официальным языком разъясняю суть правонарушения и составляю протокол. Но случалось и так что маска в процессе сползала и после составления протокола, поговорив, уже как человек с человеком на равных уходил с пожеланиями всех благ – без кавычек. Практически любой сотрудник полиции постоянно надевает «маски». Есть конечно исключения но таких я не встречал.

Я не жалею и ни разу не пожалел что уволился, некоторые спросят а как же зарплата, пенсия, льготы. Я не видел как росла дочь, не видел жену уходил пока спала и приходил когда уже спала, до сих пор у меня при нервном напряжении появляется рвотный рефлекс ион не проходит спустя больше 5 лет после увольнения, появился за год до увольнения.

Сейчас я мастер-универсал занимаюсь обслуживанием сети магазинов по хоз. части, в прошлом специалист по ремонту оргтехники один из лучших в городе.

Как устроиться на работу в полицию

Служба в МВД предполагает риск для жизни и психологические перегрузки. Однако из-за растущего престижа профессии количество молодых людей, желающих знать, как стать полицейским и что нужно уметь сотруднику, увеличивается с каждым годом.

Основные должности в полиции

К основным должностям работников полиции относятся:

  1. Конвоир. На службу принимают как мужчин, так и женщин (полицейский должен быть одного пола с тем, кого он сопровождает). В трудовые обязанности входят сопровождение и обыск взятых под стражу.
  2. Инспектор по работе с несовершеннолетними. На эту должность чаще принимают женщин с дипломом психолога или педагога. В обязанности инспектора входит проведение воспитательной работы с трудными детьми.
  3. Кинолог. Должность подходит людям, любящим животных. В обязанности кинолога входят дрессировка и сопровождение собаки на рабочие выезды, уход за животным.
  4. Следователь. Задача работника полиции состоит в расследовании преступлений. Чтобы работать следователем, необходимо получить специальное образование и в совершенстве знать законодательство РФ. Человек, выбравший эту профессию, должен иметь логическое мышление: уметь сопоставлять факты, замечать детали и т. д.
  5. Криминалист, как и следователь, занимается расследованием преступлений. В его задачи входят выезд на место происшествия, сбор улик и дальнейшее их изучение.
  6. Инспектор ППС. Работа больше подходит мужчинам, чем женщинам: большую часть времени инспектор проводит на улице, обеспечивая правопорядок.
  7. Сотрудник оперативной группы. В обязанности таких работников входят выезд на место происшествия и непосредственный контакт с преступниками. Полицейским, работающим в оперативных группах, более, чем представителям других должностей, необходимы хорошая физическая подготовка, ловкость, выносливость.

Условия приема на работу

Стать полицейским в России могут и мужчины, и женщины, имеющие гражданство РФ. Кандидат должен быть признан годным к несению военной службы по состоянию здоровья, быть не моложе 18 и не старше 35 лет. Если претендент на вакансию ранее служил в полиции, он получает возможность трудоустроиться и после 35 лет. При этом будущий сотрудник должен быть не старше 50 лет.

Работник Министерства внутренних дел может не иметь специального образования, но его диплом должен соответствовать занимаемому посту. В полицию принимают лиц, свободно владеющих государственным языком.

Кому нельзя работать в полиции

Отказ получат люди:

  1. Не имеющие российского гражданства.
  2. Предоставившие фальшивую документацию в кадровый отдел.
  3. Имеющие близкого родственника, занимающего высокий пост в полиции.
  4. Судимые. Причиной отказа станет даже погашенная судимость. Исключение могут сделать для человека, который был оправдан. Административные наказания (например, штрафы за превышение скорости) чаще всего не становятся поводом для отказа.
  5. Владеющие бизнесом.
  6. Являющиеся на момент приема на службу фигурантами уголовных дел в качестве обвиняемых или подозреваемых.
  7. Имеющие судимых родственников.

А также сотрудниками полиции не смогут стать люди, страдающие:

  1. Онкологическими заболеваниями.
  2. Сахарным диабетом.
  3. Тяжелыми заболеваниями печени (гепатитом, циррозом).
  4. Болезнями опорно-двигательного аппарата.
  5. Расстройствами нервной системы или имеющие психические отклонения.

Наличие некоторых болезней, в частности сколиоза, исключает трудоустройство на отдельно взятые должности, например в группу быстрого реагирования. Однако сколиоз в начальной степени не может стать препятствием для работы на других постах.

Порядок приема на работу

Поступление на службу включает несколько сложных обязательных этапов. Если будущий офицер не сможет пройти хотя бы один, в приеме ему будет отказано.

Этапы трудоустройства в Полицию:

  1. Тестирование. Тест включает в себя несколько десятков вопросов. У кандидата проверяют IQ. А также соискатель проходит тест Люшера на определение цветов по карточкам.
  2. Медосмотр. Прохождение медицинского осмотра занимает не более 3 дней. Соискателям не следует предпринимать попытки скрыть врожденные болезни или подкупить персонал. Обязательной является сдача физических нормативов. От кандидата требуется не только крепкое здоровье. Во время медосмотра недопустимо выявление склонности к употреблению спиртных напитков и наркотиков. Необходима сдача анализов на предмет наличия в крови алкоголя и наркотических веществ.
  3. Определение психологической пригодности.Тест на психологическую пригодность поможет выявить, способен ли соискатель адекватно реагировать на нестандартную или опасную ситуацию. Во время процедуры заявителю предлагается ответить на несколько вопросов. После тестирования отсеивается не менее трети кандидатов.
  4. Собеседование. На этом этапе проверяется умение соискателя находить общий язык с различными категориями людей. Работники полиции должны убедиться в серьезности намерений кандидата. Собеседование проводится опытными психологами. По этой причине отвечать на вопросы нужно честно. Поведение претендента на должность должно быть раскованным, но не вульгарным.
  5. Стажировка. Завершающий этап — это прохождение стажировки, на которую отправляют заявителя, признанного годным для службы. Стажер работает под надзором опытного наставника. По результатам испытательного срока кандидат может быть принят на выбранную им должность или получить отказ. Стажировка оплачивается. На период ее проведения с заявителем заключается трудовой договор, который расторгается в двухстороннем порядке.
Читайте также:
Корпоративное волонтёрство в России – что это такое

Список документов

Для трудоустройства в Полицию соискатель должен предоставить в Отдел кадров следующую документацию:

  1. Заявление.
  2. Анкета.
  3. Паспорт.
  4. Краткая биография.
  5. Военный билет (для лиц мужского пола).
  6. Документы об образовании.
  7. ИНН.
  8. Трудовая книжка.
  9. Поручительство. Документ составляется работником полиции, который ручается, что новый сотрудник будет соблюдать необходимые запреты и предписания. Стаж работы поручителя должен быть не менее 3 лет.
  10. Справки, содержащие информацию об имуществе и доходах заявителя.

Требование дополнительных бумаг зависит от должности, на которую претендует кандидат (например, диплом экономиста для соискателя на вакансию бухгалтера). Помимо сдачи пакета документов, заявитель подписывает соглашение на обработку персональных данных.

Можно ли устроиться без армии

Закон не запрещает принимать на работу сотрудников, не прошедших службу в армии и не имеющих права отсрочки призыва.

Однако, если кандидат не служил, вероятность трудоустройства снижается.

Особенности трудоустройства девушек

Женщины, поступающие на службу в МВД, проходят те же испытания, что и мужчины, при этом должность не имеет никакого значения.

Есть ограничения при выборе вакансий: лица женского пола не могут претендовать на работу в команде перехвата или в группе быстрого реагирования.

Основные требования

Чтобы попасть в полицию, будущий лейтенант или полковник должен обладать следующими способностями и моральными качествами:

  1. Умением быстро принимать решения и сохранять самообладание в сложных ситуациях.
  2. Чувством долга перед согражданами и родиной.
  3. Готовностью выполнять приказы, рискованные задания и соблюдать дисциплину.
  4. Умением убеждать окружающих.
  5. Честностью.

Какая работа есть для женщин

Пойти работать в милицию могут женщины не только с юридическим, но и с экономическим, психологическим и педагогическим образованием. Если будущая сотрудница не имеет среднего или высшего образования, возможно, ей предложат работу, не требующую специальных навыков, например подготовку справок.

К востребованным вакансиям относятся конвоир, участковый и следователь. Если женщина не готова рисковать, она становится кинологом или криминалистом. Однако для того, чтобы занимать эти должности, необходимо специальное образование.

Куда обращаться в первую очередь

Желающий работать должен обратиться в отдел кадров ближайшего подразделения полиции, где ему представят перечень вакансий.

Здесь же получают консультацию относительно необходимой для предоставления документации.

Сколько по времени занимает трудоустройство

Порядок процедуры трудоустройства:

  1. Написание заявления в кадровом отделе. К нему прилагается подготовленный заранее пакет документов.
  2. Посещение штатного психолога (возможно только после получения направления). Параллельно кадровый отдел проверяет предоставленную соискателем информацию: наличие судимостей, предпринимательской деятельности и т. д.
  3. Посещение врача. Если соискатель прошел собеседование у психолога, а его документы были признаны оригинальными, он направляется в медицинскую часть ведомства.
  4. Посещение центра психофизической диагностики.
  5. Прохождение собеседования.
  6. Прохождение стажировки. В большинстве случаев стажировка проводится на казарменном положении.

Вся процедура трудоустройства занимает от 3 месяцев до полугода.

Льготы сотрудникам полиции

В качестве льгот сотрудники полиции получают:

  1. Бесплатное медицинское обслуживание.
  2. Возможность приобрести жилье по льготной программе.
  3. Длительные оплачиваемые отпуска.

Сотрудники МВД имеют право досрочно выйти на пенсию, но для этого стаж работы в полиции должен быть не менее 25 лет. Многих привлекает высокий уровень доходов: в областных городах средняя зарплата милиционера может доходить до 100 тыс. руб.

Карьерный рост учителя

Профессия учителя развивается в двух направлениях: образовательном и воспитательном. Задача учителя не просто пересказать нужную информацию, но донести ее так, чтобы учащиеся поняли и запомнили ее. Профессиональный рост и карьера учителя зависит от умения концентрироваться на главном в своей профессии.

Что такое карьерный рост

Даже при самых хороших результатах в работе учитель не должен оставаться на достигнутом. Ознакомление с новым образовательным материалом — хороший способ расширения кругозора педагога. И это — бесконечный процесс. Поэтому, единожды получив определение руководства или коллег «хороший специалист», нельзя полагать, что профессия исчерпана. Именно на ниве образования у гражданина есть все условия для самосовершенствования и повышения квалификационного мастерства.

Нельзя сказать, что с ушедшими десятилетиями теряют актуальность педагогические ценности и образовательные стандарты. Какие-то базовые требования в этой профессии остаются незыблемыми.

Тем не менее, с изменением экономической, политической и социальной ситуации в стране меняются и требования к педагогу. Кроме того, любой учитель для себя лично определяет, какую ступень карьеры он хотел бы преодолеть.

Читайте также:
Карьерный рост в сбербанке – как построить свою карьеру

Значение слово карьера долго имело негативную окрашенность. Оно никак не связывалась с советской системой ценностей, когда общественное обязательно должно превалировать над личным. Переоценка ценностей произошла постепенно. И сегодня личный карьерный рост учителя рассматривается как положительный пример.

В то же время личностное самоутверждение в профессии невозможно в отрыве от коллектива. Успех в карьере каждого отдельного учителя — это успех педагогического коллектива в целом.

Карьерный рост для учителя сегодня возможен:

  • по вертикали;
  • по горизонтали.

Стремящийся реализоваться в профессии человек сегодня воспринимается как самостоятельная, целостная личность. Ориентация на полноценную реализацию творческого и профессионального потенциала в современных условиях ценится очень высоко.

Карьерный рост по вертикали

В профессии учителя построить карьеру означает — подняться по иерархической административной ступени. Продвижение по служебной лестнице не может быть спонтанным. Назначение сверху заведующих учебной частью давно перестало быть актуальным. Лучших выбирает коллектив, но для этого необходимо зарекомендовать себя и продемонстрировать определенные наработки в профессии.

Ступеньки карьерного роста учителя:

  • руководитель методического объединения узких специалистов;
  • заведующий учебной частью;
  • директор школы.

В некоторых коллективах вертикаль имеет некоторые ответвления.

Например, директор может иметь нескольких заместителей:

  • по учебной части;
  • по хозяйственной части;
  • по связям с общественностью.

В отдельную категорию выделяются заместители, реализующие связь с высшей школой.

На них возлагается налаживание контактов с руководителями подготовительных курсов в институтах, университетах или профессиональных лицеях. Преемственность средней и высшей школы — это гарантия качественного обучения.

Хорошей практикой стало участие будущих студентов в межвузовских конференциях. Хорошо подготовленные старшеклассники выступают с работами на научно-практических занятиях на базе вуза. Роль учителя средней школы в этом трудно переоценить. Если педагогу удалось наладить этот связующий мостик, можно говорить о его карьерном росте.

Часто специалистов, поставивших работу по связям с высшей школой на должный уровень, приглашают к сотрудничеству университеты и лицеи. Это знаменательное событие также может быть расценено как продвижение по карьерной лестнице вверх.

Внутри же отдельно взятой школы успехи в этом направлении могут поощряться введением учителя в должность заведующего учебной частью с определенным кругом обязанностей.

За рамками школы учитель может продолжить построение карьеры по вертикали. В системе народного образования есть много надзорных органов. Например, считается большим достижением вступление в должность руководителя регионального органа Министерства образования. Вершиной карьеры для учителя по вертикали является должность министра образования.

Частные школы как часть карьеры

Профессиональное мастерство может реализоваться альтернативными методами. В настоящее время стали популярными частные образовательные учреждения. Но в них много подводных камней.

Велик соблазн открыть частную школу английской литературы или французского фольклора, если кому-то посчастливилось пожить в этих странах и ознакомиться с предметом обучения досконально и на практике. Возможно, авторские программы по этим предметам действительно интересны и познавательны.

Но у первого же инспектора муниципального надзорного органа возникнет вопрос: как связана программа с государственными образовательными стандартами? Как ориентирована она на выпускные государственные экзамены? Как они помогут учащимся при поступлении в институт или университет?

Частная школа как один из способов реализации карьеры учителя находится на жестком контроле Министерства образования. Поэтому от руководителя авторских курсов или частных лицеев требуются огромные организаторские способности, склонность к аналитическому мышлению и возможность реально оценивать собственные знания, а также актуальность авторских программ.

Горизонтальная карьера учителя

Данное понятие предполагает продвижение внутри собственной школы. От обычного учителя до педагога более высоких квалификационных категорий проходит определенное время. Вехи профессионального мастерства в школе определяются итогами аттестаций.

Профессиональная аттестация учителя — это реальное отражение наработанного опыта. Для рядового педагога повышение категории означает и рост зарплаты. Таким образом Министерство образования стимулирует к овладению профессией.

Но в абсолютном большинстве школ очень мало учителей, обладающих высшей квалификационной категорией. Министерство образования поставило очень высокую планку учителям. Например, педагог высшей категории должен иметь печатные труды.

Существует также другая система исчисления горизонтальной карьеры учителя. Она касается качества преподавания.

В области методик и учебных практик выделяются следующие карьерные ступеньки:

  • учитель инновационных технологий;
  • педагог мастер-класса;
  • наставник (как правило, именно к нему прикрепляют студентов вузов на стажировку);
  • руководитель методического объединения.

Уровень квалификации педагога гарантируется курсами повышения квалификации, которые проводятся на региональном или федеральном уровне.

Внутри школы функционируют объединения учителей узких специальностей. В них происходит постоянный обмен опытом, собственными наработками. Иногда такой обмен является самым ценным профессиональным опытом.

В последние годы Министерство образования периодически поднимает вопрос о введении новой должностной иерархии.

В частности, предлагается введение следующих штатных позиций:

  • ассистент учителя;
  • старший учитель;
  • главный учитель;
  • эксперт.

Каким критериям должен удовлетворять педагог на каждой из этих ступенек, должно решаться внутри школы коллегиально.

Горизонтальное построение карьеры возможно через участие в общественной жизни школы. Сегодня очень популярны коллегиальные органы управления. Педсовет уже не является тем органом, на котором озвучиваются и принимаются глобальные решения.

Руководящие структуры внутри школы также могут быть разветвленными. Большую роль в социальной жизни педагогов играет педсовет и объединения разнообразных представительных органов.

Если учитель позиционирует себя как активный член социума, то у него есть все шансы построить горизонтальную карьеру внутри своего коллектива.

Для этого он должен:

  • участвовать в профессиональных конкурсах;
  • выступать на конференциях;
  • организовывать мероприятия различного уровня.
Читайте также:
Критерии оценки персонала в организации — что это такое, как использовать

Активность социальная неизбежно влечет за собой активность профессиональную. Каждый решает для себя сам, чего он хочет в профессии.

Карьерный рост учителя начальных классов также связан с совершенствованием мастерства и с участием в разнообразных профессиональных конкурсах. Хорошо подготовленный учитель младших классов имеет все шансы стать со временем заведующим учебной частью и даже директором школы.

Для этого профессиональные амбиции должны накладываться на глубокое здание азов профессии, преданность своей специальности и активную социальную позицию.

Таким образом, личная карьера учителя является продуктом методические выверенной позиции в профессии и социуме. Для того чтобы уверенно двигаться по горизонтальной или вертикальной карьере многие учителя выстраивают свои персональные карьерные планы.

Они предполагают постановку целей и проработку предполагаемых способов их достижения. Качественно построенная карьера в социуме позволяет вести тот образ жизни, который наиболее близок человеку.

Ступени профессионального роста учителя: педагогическая умелость, мастерство, творчество и новаторство

Овладение на­званными выше видами педагогической деятельности может иметь различные уровни. Есть просто умелый учитель, который проводит обучение и воспитание на обычном профессиональном уровне, и есть учитель, который проявляет педагогическое мастерство и до­бивается высоких результатов в своей работе. Многие же учителя, кроме мастерства, проявляют педагогическое творчество и своими находками обогащают методику обучения и воспитания. А есть и учителя-новаторы, которые делают настоящие педагогические от­крытия, прокладывают новые пути в обучении и воспитании, обога­щая педагогическую теорию.

В чем же состоит сущность этих характеристик деятельности учителей и каковы показатели их профессионального роста?

Под педагогической умелостью следует понимать такой уровень про­фессионализма учителя, который включает в себя обстоятельное знание им своего учебного предмета, хорошее владение психолого-педагогической теорией и системой учебно-воспитательных умений и навыков, а также довольно развитые профессионально-личностные свойства и качества, что в своей совокупности позволяет достаточно квалифицированно осу­ществлять обучение и воспитание учащихся.

Педагогическая умелостьэто основа профессионализма учителя, без которой невозможно работать в школе. Она базируется на достаточ­ной теоретической и практической подготовке учителя, которая обеспечивается в педагогических учебных заведениях и продолжает отшлифовываться и совершенствоваться в школе. Так, учителю не­обходимо знать способы подготовки к учебным занятиям, правиль­но определять структуру, содержание и методику проведения от­дельных этапов урока, использовать важнейшие приемы создания проблемных ситуаций, поддерживать внимание и дисциплину уча­щихся на занятиях, сочетать различные формы и методы проверки и оценки знаний, проведения фронтальной и индивидуальной рабо­ты с учащимися и т.д. Несколько упрощая дело, можно сказать, что система этих знаний, умений и навыков в той или иной мере определяется нормативными курсами психологии, педагогики и частных методик, которые изучаются в педагогических учебных заведениях и на педагогических отделениях университетов. К сожалению, нельзя сказать, что все учителя хорошо владеют этими нормативными курсами, что, естественно, отрицательно сказывается на их педагогической деятельности.

Следующей ступенью профессионального роста учителя является педагогическое мастерство. Педагогическое мастерство как качест­венная характеристика учебно-воспитательной деятельности учителя есть не что иное, как доведенная им до высокой степени совершенства учебная и воспитательная умелость, которая проявляется в особой отшлифованности методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффектив­ность учебно-воспитательного процесса. Как видим, от обычной педагогической умелости мастерство отличается тем, что оно является более совершенным его уровнем, высокой отточенностью используемых учебных и воспитательных приемов, а нередко и их своеобразной комбинацией. В нем могут иметь место и определенные творческие элементы, но они отнюдь не обязательны. Главное внем – совершенная реализация и осуществление на практике психолого-педагогической теории и передового опыта учебно-воспитательной работы, которые способствуют достижению высоких показателей в обучении и воспитании.

Безусловно, для выработки педагогического мастерства учитель, 1 как уже отмечалось, должен обладать необходимыми природными я данными, хорошим голосом, слухом, внешним обаянием и т.д. ОдндаИ ко несмотря на важное значение этих природных данных, способсиИ вующих успешной педагогической деятельности, едва ли не опреде- 1 ляющую роль играют качества приобретенные. А.С. Макаренко под-Я черкивал, что педагогическое мастерство можно и нужно вырабатыЯ вать.

«Я убежден, – писал он, – что научить воспитывать так же легко Д может быть, как научить математике, как научить читать, как на Д учить быть хорошим фрезеровщиком или токарем, и я учил.

В чем заключалась такая учеба? Прежде всего в организации ха-рактера педагога, воспитании его поведения, а затем в организации 1 его специальных знаний и навыков, без которых ни один воспита­тель не может быть хорошим воспитателем, не может работать, такЯ как у него не поставлен голос, он не умеет разговаривать с ребенком И не знает, в каких случаях как нужно говорить. Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не я может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет»[194].

Мастерство включает в себя также те педагогические усовершен­ствования, которые осуществляет учитель, делая необходимые вы­воды из допускаемых недочетов, ошибок и достигаемых успехов, обогащая свой методический арсенал. Учительница истории 10-й средней школы г. Гомеля К.Ф. Зотова обратила внимание на то, что при устном изложении нового материала в V-VIII классах большин­ство учащихся не усваивало его непосредственно на уроке. Тогда она несколько перестроила методику своей работы над новым мате­риалом: после объяснения начала практиковать выборочное чтение школьниками учебника и в порядке самоконтроля побуждать их от­вечать на помещенные в нем вопросы. Применение этой методики оказалось весьма полезным: учащиеся стали усваивать новый мате­риал непосредственно на занятиях.

Читайте также:
Когда больничный оплачивается 100 процентов

Существенной спецификой характеризуется педагогическое твор­чество. Понятие «творчество» ассоциируется с созданием «новых по замыслу культурных и материальных ценностей», с самостоятель­ной созидательной деятельностью в различных областях произво­дительного труда, науки и культуры[195].

Педагогическое творчество также заключает в себе определен­ные элементы новизны, но чаще всего эта новизна связана не столь­ко с выдвижением новых идей и принципов обучения и воспита­ния, сколько с видоизменением приемов учебно-воспитательной ра­боты, их определенной модернизацией. В этой связи оно имеет сходство с рационализаторством, которое широко распространено на производстве. Рационализатор не создает чего-то принципиаль­но нового, а вносит лишь определенные усовершенствования в имеющуюся технологию и таким образом проявляет своеобразное творчество.

Аналогичным образом обстоит дело с педагогическим творчест­вом учителя. Оно характеризуется внесением в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических модификаций, рационализа­цией методов и приемов обучения и воспитания без какой-либо ломки педагогического процесса. Примером подобного творчества является введение липецкими учителями приемов комментированных уп­ражнений по математике, языкам и другим предметам. То, что, выполняя упражнение, школьник пользуется внутренней речью, проговаривая про себя каждое выполняемое действие, в педагогике и психологии было известно давно. Однако при коллективной работе в классе отдельные учащиеся испытывают определенные трудности и не всегда осмысленно выполняют упражнения. Учитывая это, ли­пецкие учителя начали использовать методику, при которой один из учащихся вслух поясняет (комментирует) ход выполнения упражнения. Этот прием делает тренировочную работу более осмыслен­ной для всех учащихся и тем самым повышает ее эффективность. Но принципиально процесс учебной работы от этого не изменился; в него были внесены только определенные усовершенствования.

Высшим уровнем профессиональной деятельности учителя является педагогическое новаторство. «Новаторство – новое в созидатель­ной деятельности людей; деятельность новаторов»[196]. Само же это понятие происходит от лат. novator, что означает обновитель, чело­век, который вносит и осуществляет новые, прогрессивные принципы, идеи, приемы в той или иной сфере деятельности.

Данное определение в полной мере относится и к педагогическому новаторству. Оно органически включает в себя внесение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения и воспитания и значительно изменяет и повышает их качество. Например, как новатор проявил себя учитель Игорь Петрович Волков (г. Реутово Московской обл.), который разработал методику «творческих заданий» школьникам средних и старших классов. Сущность ее заключается в том, что учитель дает учащимся множество творческих заданий, которые включают в себя работу с бумагой, картоном, по дереву, металлу, пластмассе, создание рисунков и картин, пробу сил в литературе, скульптуре и т.д. Выполнение этих заданий носит добровольный характер, причем каждый ученик избирает себе задание по душе в соответствии со своими склонностями. Включаясь в работу, они постепенно определяют свой интерес, развивают свои способности и таланты. На каждого ученика заводится «Творческая книжка», в которой фиксируются выполненные работы и по которой можно более или менее вероятно судить об их склонностях и творческих задатках и осуществлять дальнейшую работу по их развитию. Эта методика действительно является нова­торской.

Новаторством явилось введение в школе методики проблемного обучения или изложение изучаемого материала укрупненными блоками (В.Ф. Шаталов и др.), благодаря чему значительно сокращают­ся сроки изучения отдельных учебных предметов. Это серьезно из­меняет технологию обучения. Таким образом, новаторство в педагогической работе есть настоящее открытие, важное изобретение, которое является жизненным подвигом учителя. Вот почему настоящих педаго­гов-новаторов не так много. Но главное состоит в том, что когда учитель добросовестно и творчески относится к своему делу, осваи­вает передовой опыт, новые психолого-педагогические идеи, нахо­дится в непрерывном поиске, он будет не только добиваться успе­хов в обучении и воспитании, но и совершенствоваться сам, про­двигаясь от одной ступени к другой в своем профессиональном росте.

Литература для самостоятельной работы

Анин Б.М. Учитель в моей жизни. – М., 1987.

Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. – М., 1987.

Елканов С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. – М., 1989.

Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. –М., 1987.

Кондратенков А.Е. Труд и талант учителя. – М., 1989.

Львова Б.Л. Творческая лаборатория учителя. – М., 1985.

Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993.

Проблемы научной организации педагогического труда / Под ред. И.П. Раченко. – М., 1999.

Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 1993.

Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе про­фессиональной подготовки. – М., 1976.

Сластенин В.А., ПодымоваЛ.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М., 1997.

Харламов И.Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве // Педагоги­ка. – 1992. – № 7-8.

Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности учителя. – М., 1967.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: