Что такое карьерный план и как его составить: личный опыт
«Год назад я попала на онлайн-курс по составлению карьерного плана, — рассказывает Анна. — Идея мне очень понравилась: я люблю всё структурировать, вести ежедневники и списки дел. Правда, все оказалось не так уж просто: одно дело — постоянно прокручивать в голове мечту о повышении, другое дело — эти мысли записать. На бумаге они кажутся не такими стройными и логичными. По словам психологов, включается сопротивление: записывая на бумаге страхи, мечты, многие пугаются своих желаний и начинают искать аргументы против. В итоге я переписывала план раза три, еще вносила десяток обновлений — и он растянулся на 10 страниц».
По словам Анны, ее карьерный план состоял из следующих пунктов.
1. Что происходит сейчас?
Сначала нужно было подробно описать, что происходит: описать, какую работу вы выполняете, какую должность занимаете, что чувствуете и думаете в связи с этим.
Записать это не так просто, как кажется. «Я несколько раз наливала чай, находила важные и срочные дела, перебрала пару ящиков в шкафу, принимала медитативную позу, но начать никак не могла, — делится Анна. — Несмотря на то что я журналист и тексты — мой хлеб, писать про себя было очень сложно. Мне казалось, что все, что я пишу, примитивно, глупо и смешно — вообще, походит на сочинение первоклассника о том, как прошло лето.
В итоге я решила, что буду писать все потоком, не анализируя, насколько мои слова красивы и правильны. После пары строк о себе дело пошло — меня хватило минут на 30 и два листа. Я заметила, что на бумагу стали выплескиваться эмоции: монотонное перечисление мест работы вдруг сменялось жалобами на начальство, потом злобой на себя за ошибки, потом опять жалобами. Как потом мне пояснила коуч, так выплескиваются эмоции и это хорошо: выпустив пар, легче трезво оценить ситуацию. Обиды на коллег и начальников, стыд за действия и ошибки, подавленный гнев и раздражение — всё это мешает проявить себя в профессии. В идеале лучше обсудить все эти негативные эмоции с психологом или консультантом, чтобы распрощаться с ними раз и навсегда».
В чем польза? «После описания своих трудовых подвигов мне стали приходить в голову новые идеи, что можно было бы изменить, — я фиксировала их на полях, оставляя для додумывания», — говорит Анна.
2. Что я умею?
Нужно провести «аудит» своих способностей, чтобы понять, какая работа могла бы вам подойти по навыкам.
«Проще говоря, пришлось описать всё, что я могу делать, — объясняет Анна. — Первым делом на ум пришли рабочие навыки: писать, редактировать, брать интервью, общаться, переводить на английский и так далее. Следующим шагом нужно было опросить окружающих о том, что я, по их мнению, делаю хорошо. Ответы грели душу: многие подмечали такие вещи, на которые я сама не обращала внимания. Например, говорили, что я прекрасно упаковываю подарки и здорово раскладываю всё по полочкам в прямом и переносном смысле, умею мотивировать, поддерживать. Я даже подумала, что могла бы стать неплохим декоратором или тренером».
3. Что обо мне думают на работе?
Чтобы узнать ответ на этот вопрос, нужно было попросить обратную связь у своего руководителя (в идеале — еще и у смежных и вышестоящих руководителей).
«Для меня это оказалось самой сложной частью плана, — признается Анна. — Несмотря на то что я справлялась с обязанностями и у меня были хорошие отношения с руководством, я очень боялась услышать что-то неприятное. В итоге коуч убедила меня фразой о том, что если самой не спросить мнение о себе, то тебе выскажут это мнение в той форме или ситуации, которые могут быть тебе неприятны. Предупрежден — вооружен!
Мне кажется, я напугала своего руководителя просьбой, потому что в небольшой компании, где я работала, не было принято обсуждать подобное без повода. Но, если правильно отнестись к подобным разговорам, можно узнать о зонах развития, о том, что отделяет вас от повышения».
Этот совет вскоре пригодился Анне в другом проекте. После первого месяца сотрудничества она попросила обратную связь о своей работе (теперь делать это стало психологически проще) и получила хорошие отзывы. «Буквально через неделю после этого я сделала несколько ошибок, которые привели к большому скандалу, — делится Анна. — Но состоявшийся ранее разговор обо мне позволил мне сохранить самооценку, не раскиснуть от критики и спокойнее воспринимать раздражение босса в тот момент».
4. О чем я мечтаю?
Этот пункт с приятным названием на самом деле тоже не так уж прост.
«Взрослым тяжело мечтать! — говорит наша героиня. — Еще не успев подумать о желаемом, ты сразу слышишь внутренний голос с целым рядом аргументов, почему тебе это не нужно или почему это невозможно. В итоге я не придумала свою идеальную работу, но описала, как я хотела бы чувствовать себя на работе».
В теории на этом этапе можно сопоставить «что я умею» и «в чем мои слабости» с «чего я хочу». Это позволит вам увидеть, в чем вы уже соответствуете работе мечты, а в чем — пока нет. Кстати, еще один вариант узнать, какое профессиональное направление вам ближе, — пройти подробный серьезный тест «Профориентация», разработанный учеными МГУ им. М. В. Ломоносова. Он исследует ваши личностные и профессиональные особенности и дает ответы на вопросы:
- какие деловые роли вам подходят (например, связанные с коммуникациями или сервисом, с технологиями или аналитикой и так далее);
- какой вектор карьеры и какой тип карьеры вам ближе;
- какие качества вам стоит усилить;
- какие профессии вам подойдут.
Конкретные шаги к воплощению
Первые четыре пункта карьерного плана позволяют сформировать цели своей карьеры. А вторая часть плана касается шагов к этим целям.
1. Будьте в курсе ситуации на рынке труда
Даже если вы не ищете работу, специалисты по карьере советуют всегда держать руку на пульсе и мониторить вакансии, зарплаты, профильные сайты и группы.
2. Учитесь новому
После поставленных целей и мониторинга вакансий может оказаться, что для работы мечты нужно еще дорасти: обновить квалификацию, получить новые знания. Не теряйте время — чем быстрее вы этим займетесь, тем быстрее приблизитесь к цели.
3. Расширяйте круг знакомств
Нетворкинг — популярный инструмент для развития и поиска работы. «Коуч рекомендовал мне составлять списки экспертов своей отрасли, с кем я бы хотела познакомиться, добавлять их в друзья в соцсетях, отслеживать мероприятия с их участием, искать точки пересечения», — делится Анна.
«Последним пунктом плана я часто пренебрегала, — признается Анна. — Но хорошо работает тот, кто полноценно отдыхает и восстанавливает силы. Поэтому этот пункт тоже пришлось зафиксировать, чтобы не «забывать» отдыхать».
Что в итоге?
Написать карьерный план — большая работа. Но еще больше усилий требуется, чтобы выполнять его пункты.
«Мне было тяжело осознать свои слабые стороны, — признается Анна. — Например, у меня хромал нетворкинг. Зато я убедилась, что верно думала о дополнительном образовании, и поступила на курс диджитал-маркетинга.
В целом работа над карьерным планом помогла мне увидеть, что я слишком сосредоточена на повседневной рутине и мало уделяла внимания стратегии — я решила больше общаться с коллегами, чтобы быть в курсе бизнес-приоритетов, больше узнавать, что происходит на рынке. Работа над планом помогает лучше познакомиться с собой, расширить границы, разрешить себе мечтать. Я хочу возвращаться к этому документу, чтобы оценить, как меняются мои взгляды. А в идеале коучи рекомендуют составлять карьерный план каждый год».
Мнение профессионалов
Карьерный план используют многие карьерные консультанты и коучи, его структура у разных авторов может различаться. Но в любом случае его назначение — помочь вам зафиксировать ваши цели и наметить шаги к ним. Главный «секрет» карьерного плана такой же, как у большинства письменных практик саморазвития: когда вы пишете, вы анализируете свои мысли и чувства, четко формулируете для себя цели и фиксируетесь на них.
Оксана Дебольская, преподаватель «Школы карьерного менеджмента», карьерный консультант:
«Карьерный план — не простого перечень задач, которые необходимо реализовать, это глубокое погружение в свои цели и осмысление своих потребностей на долгие годы вперёд. Нет понимания своих целей — нет осознанности в выборе: повышается риск неправильного выбора рабочего места, сложностей в трудоустройстве, конфликтов с работодателем, профессионального выгорания. План помогает зафиксировать ключевые цели и ценности, привязать их к ситуации на рынке труда и подобрать подходящие инструменты для быстрого развития своей карьеры. Осознанное планирование карьеры позволяет значительно снизить беспокойство относительно перспектив своей профессиональной деятельности, помогает принимать быстрые и точные решения в ситуации изменений, проявлять инициативу и создавать себе новые возможности».
Тем, кто за захочет по примеру героини этой статьи составить карьерный план, следуя теми же шагами, что и она, стоит отнеситесь к некоторым этапам с осторожностью: они могут оказаться довольно болезненными. А если вы сейчас работаете, стоит поискать пути карьерного развития на текущем месте. Иногда возможности ближе, чем нам кажется.
Елена Лондарь, HR-эксперт HeadHunter:
«Задавать себе вопросы, анализировать свой опыт — всегда полезно. Нужно понимать, что для практической пользы необходимо обладать высоким уровнем рефлексии, потому что очень сложно самостоятельно выйти из системы, внутри которой находишься, и взглянуть на себя со стороны.
Что касается просьбы внешней оценки — что о вас думают коллеги и руководители, то к этому шагу я бы рекомендовала относиться с большой осторожностью. Во-первых, самому нужно быть достаточно зрелым человеком, чтобы достойно принять обратную связь, если она окажется не слишком приятной. Во-вторых, человек, к которому вы обращаетесь с такой просьбой, должен пользоваться вашим уважением, иметь авторитет, быть достаточно опытным, рефлексирующим и зрелым человеком, чтобы дать вам конструктивную, развивающую обратную связь, а не отрабатывать на вас свои же комплексы и проекции. От токсичного человека можно получить такую обратную связь, которая причинит только вред.
Если вы работаете в крупной современной компании, поинтересуйтесь в вашей HR-службе, есть ли возможность составления индивидуального плана развития. Возможно, варианты карьерных и профессиональных перемен ближе, чем вы думаете. Хорошие работодатели заинтересованы в сохранении ценных сотрудников в компании и стараются строить для них такие карьерные траектории, которые были бы интересны и сотруднику, и компании. В том числе помогая с дополнительным образованием, включая в кросс-функциональные команды, в проекты, состоящие из специалистов разных подразделений, сообща работающих над общей задачей».
Карьера по плану
Философия русского человека, вызревавшая веками, – «пофиг, на месте разберемся!». Бывает, сия лаконичная программа работает, но только при чем тут прогнозирование карьеры? Имеется более надежный и проверенный метод – карьерограмма. Слово для многих пока диковинное – на слуху разве что у эйчаров, да и из них редко кто его применяет. А зря – грамотно выстроенная карьерограмма помогает выбрать верный трудовой путь, приблизить желаемое будущее, выкинуть мусор из головы, включить целеустремленность. Причем не только у себя, но и у подчиненных.
В этой статье подкинем пару приемов для создания карьерограммы, подскажем интересный тест, который поможет определиться с построением карьеры.
Карьерограмма – это
подробно прописанный прогноз развития карьеры того или иного сотрудника, попытка предугадать, где и на какой позиции он окажется через 1 год, 5 или 15 лет.
Написанием подобного сценария обычно занимаются эйчары. Такого рода отчеты полезны и самим кадровикам, чтобы предуказывать пути профессионального развития персонала, и работникам, поскольку они наглядно представляют свои перспективы в данной компании. Кстати, карьерограмму легко выстроить индивидуально, обратившись к карьерным консультантам – сейчас их услуги становятся популярными. А можно поднапрячься и, собрав необходимую информацию, попробовать самостоятельно составить личный анамнез профразвития.
Четких установок по составлению карьерограммы нет: существует дцать методов, учитывающих разные критерии и характеристики конкретной личности. В помощь при составлении проекта карьерного развития идут многочисленные тесты + опросники. Сама карьерограмма выглядит как график, таблица или маркированный список.
Суть одна – четкое видение поэтапного передвижения человека по службе, желательно с указанием примерных временных периодов.
Строго вверх по карьерной лестнице в рамках одной профессии карабкаются единицы. Некто полжизни просидит сиднем, или, напротив, окажется неудержим, стремясь перепробовать всё и вся. Зависит характера, личных качеств, ценностей, хватки, желания учиться, от знаний и опыта. Карьерограмма учитывает эти факторы, во взаимосвязи с персонажем подразделяется, условно, на 4 типа.
Типы карьерограммы: кто ты – прыгун или змея?
Многообразие карьерных путей можно свести к 4 моделям.
1. Трамплин
Стратегически – самое проверенное и надежное выстраивание карьеры. Истинный карьерист постепенно наращивает мастерство, спокойно поднимаясь по служебной лестнице до максимального раскрытия своего потенциала. На этой точке задерживается надолго, а затем делает прыжок с «трамплина» (ничего суицидального!) – уходит на пенсию. Хороший вариант для прагматичных, целостных, целеустремленных натур, которым важна стабильность, работа в надежной организации и полная самореализация.
2. «Лестница»
Что ж, первая половина тактически выглядит весьма оптимистично – бодрое восхождение по офисным ступенькам до пикового значения своих возможностей. Верх достигается в самом расцвете лет, где восходитель удерживается, сколько потянет, а затем наступает этап стагнации, угасания карьеры. Что не так уж плохо – сотрудник, добившись предельных высот, просто совершает продуманный спуск. Постепенно выполняет менее активную и интенсивную работу, с понижением в должности. Останавливается на роли уважаемого консультанта, особенно в предпенсионном возрасте.
Данный тип карьеры характерен для слабо амбициозных семейных людей, предпочитающих карьере – комфортное существование. Одновременно, они хотят быть полезны обществу, любят свою профессию, привязаны к конкретной сфере деятельности.
3. Змея
Этот вид карьерограммы не особо свойствен россиянам. Мы как-то не привыкли скакать с места на место, не приветствуется. А вот в Японии это – нормальная вещь. Офисник в стенах родного предприятия оказывается в разных отделах на разных ролях, вне зависимости от образования. По мнению тамошних эйчаров, оригинальная стратегия позволяет вырастить профи, знающего процессы изнутри, а значит, компетентного принимать наиболее эффективные решения, особенно дослужившись до руководящего кресла. Что-то в этом есть, согласитесь!
4. Перепутье
Вариант профессионального развития персонала применимый, скорее, в Америке. Там специалист/руководитель через определенное время должен пройти аттестацию. Его дальнейшая судьба решается в соответствии с итогами тестирования – либо идет на повышение, либо на понижение, либо на перемещение в другой отдел с сохранением должности. Приблизительно карьера «перепутье» выглядит так:
Описанная схема построения деловой карьеры считается стандартом для США. Сразу подразумевается регулярная смена работы каждую пятилетку, даже если в данной фирме у сотрудника карьера складывается отлично. В служебный прогноз также входит предполагаемый переезд в другой город, обновление жилья, а иногда даже супруга/супруги. Ну а что – уж если мыслить наперед, так надо доводить все до конца. Американский утилитаризм никто не отменял!
Принцип выстраивания карьерограммы
Так, с теорией разобрались – теперь о том, как составлять. Карьерный план состоит из нескольких частей.
Сначала необходимо привести перечень грядущих рабочих пространств, их же примется осваивать специалист. Желательно указывать, сколько лет займет прохождение того или иного периода.
Во второй части указываем образовательные мероприятия – курсы повышения квалификации, семинары и практикумы, необходимые для достижения каждой цели. Соответственно срокам по каждому этапу.
Третий раздел заполняется кадровиком, если речь идет о составлении карьерограммы на предприятии. Содержит обязательства администрации по поводу карьерного продвижения сотрудника. Сюда относятся гарантии бесплатного корпоративного образования, стажировок, тренингов и семинаров. Другими словами, продвинутые фирмы берут на себя бремя поддержки карьерного роста наемных служащих.
Это, кстати, очень важный момент на заметку работодателям:
Карьерограмма – не блажь эйчара или «понты» работника. Это обоюдный договор, касающийся перспектив развития кадра внутри организации. А от развития персонала, как известно, зависит судьба конторы – тут все в одной лодке.
Пошагово: как составить карьерограмму для себя
Прекрасно, если карьерограммой занимается опытный HR-консультант. Ну да ладно, на первых порах обойдемся без него. Давайте вычислим хотя бы приблизительный вектор вашего профессионального развития. Придется заняться самокопанием. Готовы?
1. Взгляд в прошлое (бывалым)
Сначала начертите схему продвижения по должностям: служебные взлеты (или понижения!) отмечаем на оси Y, на оси Х – год, когда произошло изменение. Надеемся, график не катится по наклонной вниз?
Теперь припомните ошибки и достижения на каждом месте – зафиксируйте в таблице. Отметьте на графике критические точки. Также отметьте зарплаты на каждой позиции.
Определите мотивы каждого продвижения – чем вы руководствовались, какие эмоциональные цели вами двигали, когда к нему стремились?
2. Анализ того, что есть (бывалым и молодым специалистам)
Пронумеруйте багаж знаний, которым располагаете на данный момент: где учились, курсы, тренинги, навыки.
Укажите ваши сильные – слабые стороны. Чтобы вычислить свой «срез» способностей, руководствуйтесь этой таблицей:
Способности
Плюсы, достижения
Недостатки, слабые стороны
Карьерограмма как инструмент развития персонала компании Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»
Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прохорова Мария Петровна, Шкунова Анжелика Аркадьевна
В данной статье описывается один из методов, посредством которого формируется интерес сотрудников к построению карьеры в компании. Авторами был проведен анализ системы развития персонала в крупном автомобильном предприятии, специализирующемся на продаже автомобилей, в результате которого был сделан вывод об относительной стабильности персонала, его закрепленности в подразделениях компании. В качестве инструмента профессионального продвижения работников в рамках компании была предложена карьерограмма .
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Прохорова Мария Петровна, Шкунова Анжелика Аркадьевна
Текст научной работы на тему «Карьерограмма как инструмент развития персонала компании»
19. Сонина М.Ю. Источники финансового обеспечения культурной сферы // Проблемы экономики и менеджмента. 2015. №12 (52). С. 52-60.
20. Фандрайзинг образовательной организации: Учебное пособие для обучающихся по дополнительным профессиональным программам. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. 335 с.
21. Фейгельман Н.В. Фандрайзинг в системе деятельности некоммерческих организаций // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2010. С. 253.
22. Харламова Е.Е., Арефкина Ю.А., Асмааель А. Фандрайзинг в сфере образования // В сборнике: XV Международного научно-практического конкурса. Пенза. 28 февраля 2018. 2018. С. 89-92.
Prokhorova Mariya Petrovna, Cand.Pedag.Sci., associate professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia Lebedeva Tatyana Evgenievna, Cand.Pedag.Sci., associate professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia FUNDRAISING STRATEGY OF THE MUSEUM
Abstract. The article reveals the essence and possibilities of development of fundraising activity in the establishment of culture on the example of the museum. The potential for fundraising as a tool for raising funds is described, the functions of fundraising activities in the museum are described, the features and content of the fundraising strategy are described, the museum’s possibilities for its implementation are systematized, and the modern tools for fundraising activities of the museum are listed. Conclusions are made about the prospects for the development of fundraising for cultural institutions in Russia. Key words: fundraising, strategy, culture, museum, tools.
КАРЬЕРОГРАММА КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА КОМПАНИИ Прохорова Мария Петровна, к.п.н., доцент (e-mail: masha.proh@mail.ru ) Шкунова Анжелика Аркадьевна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им.
К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: losalgiris@mail.ru)
В данной статье описывается один из методов, посредством которого формируется интерес сотрудников к построению карьеры в компании. Авторами был проведен анализ системы развития персонала в крупном автомобильном предприятии, специализирующемся на продаже автомобилей, в результате которого был сделан вывод об относительной стабильности персонала, его закрепленности в подразделениях компании. В качестве инструмента профессионального продвижения работников в рамках компании была предложена карьерограмма.
Ключевые слова: карьерограмма, исследование, развитие персонала
Ужесточающая конкуренция на российских рынках заставила руководителей предприятий и организаций всех форм собственности по-новому взглянуть на вопрос о развитии систем управления персоналом. Ведущим ресурсом любой организации является персонал, поэтому достижение стратегических целей любой компании в превалирующей степени зависит от способности сотрудников компании к изменениям и профессиональному развитию [2,6,10]. Следовательно, создание эффективной системы развития персонала является главной задачей руководства организации в области кадровой политики и одной из основных задач управления человеческими ресурсами.
Результатом развития системы по управлению персоналом становится эффективная работа в занимаемой должности; профессиональное и индивидуальное развитие работника, улучшение социально-психологического климата в коллективе; эффективное сотрудничество с руководством; формирование благоприятного имиджа организации во внешней среде [17,20,21].
Цель данной статьи: разработать и представить карьерограмму, как средство формирования интересов сотрудников к своей карьере.
В процессе исследования были использованы следующие методы: метод системного анализа, статистические методы, метод опроса, графоаналитический метод.
Авторами был проведен анализ системы развития персонала в крупном автомобильном предприятии, специализирующемся на продаже автомобилей, с использованием основных статистических показателей персона-ла[4,7].
Согласно полученным данным, можно сделать вывод об относительной стабильности персонала, его закрепленности в подразделениях компании. Коэффициент текучести персонала компании несколько выше нормы (6,22% при нормальной текучести в 5%). Анализируя динамику увольнения сотрудников, было выявлено, что среднее время работы в компании для управленческого персонала – 3 года, для производственного персонала – 5 лет, для вспомогательного персонала -2,5 года. Основная причина увольнения согласно анкете, которую предлагают заполнить сотруднику -ограничение возможности карьерного роста. Все это свидетельствует о необходимости совершенствования системы развития персонала компании. Согласно полученным данным можно сделать вывод о необходимости поиска путей развития персонала компании [].
Анализируя систему обучения персонала, авторами было замечено, что программы обучения имеют односторонний характер. Программы повышения квалификации, направлены на получение только тех навыков, которые непосредственно необходимы в работе, но при этом они не служат развитию потенциала персонала и продвижению по карьерной лестни-це[15,16].
В ходе изучения документации, также было выяснено, что в последний год резко снизился процент инженеров, имеющих первую квалификационную категорию. Должностные перемещения в компаниях на руководящие должности наблюдаются крайне редко. Для определения отношения сотрудников к собственной карьере, было проведено исследование отношения персонала компании к существующей системе развития персонала.
В этой связи интересен факт, что поменять работу в случае получения заманчивого предложения готовы 55% от опрашиваемых и в большинстве случаев, как показал анализ анкет, это те работники, которые имеют стаж работы менее 5 лет, т.е. те, которые еще не упрочнили свое положение [2,11,12].
На вопрос анкеты об отношении сотрудников к возможности должностного роста в компании – 35% опрошенных считает, что в компании представлены возможности для продвижения по службе и 65% – что условий, способствующих должностному росту в организации нет.
В качестве инструмента профессионального продвижения работников в рамках компании предложена карьерограмма.
Рисунок 1 – Карьерограмма для сотрудников организации
Карьерограмма – средство, путь развития сотрудника для занятия им желаемой позиции в организации. Сотрудник должен представлять образ и
характер тех действий и поступков, которые он должен предпринять, для того чтобы его работа стала более эффективной [1,5].
На этапе ознакомления сотрудника с карьерограммой главная цель -сформировать заинтересованность работников в профессиональном и должностном росте. Каждый сотрудник должен определиться со своими желаниями и возможностями и через консультирование с руководителем, специалистом по кадровой работе, психологом, понять каковы цели его профессиональной деятельности и какого рода средства ему необходимы для их реализации. При этом работнику необходимо помочь сформировать реалистические цели, отражающие действительно сильные и слабые стороны человека. Пример карьерограммы представлен на рисунке 1.
Возможности использования карьерограммы в рамках системы развития персонала исследовались в работах А.Леонтьева, Е.Ю.Мандриковой, Е. Н. Осина, А.В. Плотникова, Е. И. Рассказова А.Я. Кибанова [4,5,13].
Карьерограмма позволяет активизировать жизненный опыт, мотивацию сотрудников посредством рефлексии в различных профессиональных ситуациях. Интересна для изучения интегративная модель увлеченности работой, о которой пишет Е.Ю. Мандрикова [5.13].
Модель интегрирует представления о внутренних (личностные ресурсы) и внешних факторах (рабочие ресурсы) в контексте подхода соотношения ресурсов и требований.
По мнению многих зарубежных авторов именно карьерограмма служит мотиватором для изучения возможностей, представляемых организацией [14,20,18].
Разные исследователи по-разному определяют элементы карьерограм-мы, при этом последовательность этапов и общая их сущность остается одинаковой. По мнению А.Я. Кибанова, карьерограмма – это этапы, кото -рых придерживается работник за время работы в данной организации.
Таким образом исследование показало существование возможностей использования карьерограммы, как инструмента развития персонала компа-нии[1,13].
Карьерограмма позволяет систематизировать возможности карьерной траектории работников, обеспечить прозрачность внутрифирменных перемещений, снизить текучесть кадров за счет привлечения и удержания молодых сотрудников компании.
1. Кибанов А. Я., Митрофанова Е.А., Эсаулова И. А. Управление трудовыми ресурсами: Учебник/Под. ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 284с.
2. Кузнецов В.П., Гарина Е.П., Поташник Я.С. и др. Теория и практика развития среднего и крупного промышленного производства: монография. Н. Новгород: НГПУ, 2011. 153 с.
3. Лебедева Т.Е. Возможности повышения профессиональной эффективности менеджера в «обучающейся организации» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1-2 (45). С. 107-109.
4. Леонтьев Д. А., Осин Е.Н. Методологические и методические вопросы изучения и диагностики личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика/ под. ред. Д А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2011.- С. 404 -423.
5. Мандрикова Е.Ю. Личностный потенциал в организационном контексте // Личностный потенциал: структура и диагностика / под.ред. Д. А. Леонтьева. – М.: Смысл,
6. Организация производства и управление предприятием : учебник для студ. вузов, обуч. по техн. спец. / [В.Н. Попов и др.]; под ред. О.Г. Туровца. – Москва : ИНФРА-М,
2012. -527 с. – (Высшее образование).
7. Прошкин Б.Г. Методы и средства оперативной мотивации персонала в практической деятельности менеджера // Менеджмент в России и за рубежом, 2014. № 2. С. 22.
8. Резник С.Д., Бондаренко В.В., Соколов С.Н., Удалов Ф.Е Персональный менеджмент: – 3 е изд., перераб. и доп. – М, 2008.- 558с.
9. Сотникова С.И. Управление карьерой: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2016. -408 с.
10. Синева Н.Л. Инновационный цикл в управлении инновационной деятельностью организации В сборнике: Инновационные технологии управления сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2015. С. 47-50.
11. Сурков С.А. Мотивация персонала // Управление персоналом. 2012. – №7. – 3234 с.
12. Стукова Ю.Е., Букарева Е.О. Поощрение и стимулирование как методы эффективного управления персоналом организации // Молодой ученый . – 2017. – No 15. -С. 476-478. – URL https://moluch.ru/archive/149/42314/ (дата обращения : 21.06.2018).
13. Фирсова Е.А. Теоретические подходы к рассмотрению понятия “карьерные ориентации”// Теория и практика современных гуманитарных и естественных наук – Сборник научных статей.- Петропавловск-Камчатский.2014. С.113-118.
14. Шапиро С. А. Основы трудовой мотивации: учебное пособие /- 2-е изд., стер. -М.: КНОРУС, 2015. – 256 с.
15. Шкунова А.А., Кабанова Л. А. Бизнес – инкубатор как обучающая площадка для организации самостоятельной работы будущих менеджеров // Современные наукоемкие технологии, 2015. – № 14, ч.4. – С. 768-774.
16. Шкунова А. А. Плешанов К. А. Организация проектной деятельности студентов в вузе: результаты научного исследования и перспективы развития // Вестник Мининского университета. 2017. №4. URL http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/699 (дата обращения: 14.02.2018).
17. Яшкова Е.В., Синева Н.Л. Актуализация инновационной маркетинговой технологии HR-брендинга в системе управления персоналом нижегородских компаний // Интернет – журнал Науковедение. 2015. Т. 7. No 1 (26). С. 55. 19.
18. Яшкова Е.В., Синева Н.Л. Профессиональная подготовка менеджера По управлению человеческими ресурсами: аксиологический аспект // Проблемы современного педагогического образования . 2016.No 52-7. С.502-508.
19. Egorova A., Yaschkova E, Sineva N., Schkunova A., Semenov S., Klyueva Y. Mapping of Losses within Organization of Service Activity for Effective Use of Equipment // International Journal of Environmental and Science Education. – VOL. 11, Issue18 (2016). – рр. 11819-11830. http://www.ijese.net/makale/1640
20. Allen V.L. Infra-group, intra-group and inter-group: construing levers of organization in social influence. In: S. Moscovici & E. Van Avermaet (Ed.). Perspectives on Minority Influence. Cambridge University Press, 1985. P. 217-238.
21. Reuck A.A. Theory of Conflict Resolution by Problem-solving. In J.Burton & F.Dukes (Eds.). Conflict: Readings in Management & Resolution. N.Y.: St Martin’s Press., 1990. – P. 183-192.
Prokhorova Maria Petrovna, Cand.Pedag.Sci., associate professor (e-mail: masha.proh@mail.ru)
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia Shkunova Angelika Arkadievna, Cand.Pedag.Sci., associate professor (e-mail: losalgiris@mail.ru)
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia CAREEROGRAM AS A TOOL OF DEVELOPMENT OF COMPANY PERSONNEL Abstract. This article describes one of the methods by which the interest of employees is formed to build a career in the company. The authors analyzed the personnel development system in a large automobile company specializing in the sale of cars, as a result of which a conclusion was made about the relative stability of the staff and its consolidation in the company’s divisions. As a tool for professional advancement of employees within the company, a career profile was proposed. Keywords. career, research, staff development
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЁЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Сайфуллаева Нигора Закиралиевна, преподаватель Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан
В данной статье рассматривается опыт применения в учебном процессе высшего учебного заведения одной из интерактивных методик обучения – ролевой игры, способствующей усилению гражданской активности у учащихся, активизации познавательной деятельности студентов и их творческой активности, развитию способностей к исследовательской деятельности, основанной на реальных и виртуальных экспериментах и к их ориентации на коллективные формы работы.
Ключевые слова: обучение, интерактивный метод, ролевая игра, макроэкономика, Кейнсианская модель равновесия, Кейнсианская теория.
В ряду экономических дисциплин, изучаемых студентами бакалавриата экономического профиля, предмет «Макроэкономика» занимает особое положение, обусловленное тем, что, как наука, она базируется на сложных, многокомпонентных, абстрактных моделях экономических закономерностей, охватывающих всю экономику страны в целом.
Макроэкономика – отрасль экономической науки, изучающая поведение экономики как единого целого с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов, минимизации уровня инфляции и равновесия платёжного баланса (1).
Планирование карьеры
Под ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л. Еремина
На реке это единственный способ заставить чайник вскипеть.
Если он заметит, что вы с нетерпением этого ожидаете, он даже не зашумит.
Вам лучше отойти подальше и начать есть, как будто вы вообще
не хотите чаю. На чайник не следует даже оглядываться. Тогда вы
скоро услышите, как он булькает, словно умоляя вас поскорее заварить чай.
Если вы очень торопитесь, то хорошо помогает громко говорить друг другу,
что вам совсем не хочется чая и что вы не будете его пить.
Вы подходите к чайнику, чтобы он мог вас услышать, и кричите: “Я не хочу чая!
А ты, Джордж?” И Джордж отвечает: “Нет, я не люблю чай, выпьем лучше лимонаду”.
Джером К. Джером. Трое в лодке
Карьера — это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом.
Карьеру — траекторию своего движения — человек строит сам, сообразуясь с особенностями внутри- и внеорганизационной реальности и главное — со своими собственными целями, желаниями и установками.
Типы и этапы карьеры
Можно выделить несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках профессии или организации, которые приведут к разным типам карьеры.
Профессиональная карьера — рост знаний, умений, навыков. Профессиональная карьера может идти по линии специализации (углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими областями человеческого опыта, связанное, скорее, с расширением инструментария и областей деятельности).
Внутриорганизационная карьера — связана с траекторией движения человека в организации. Она может идти по линии:
- вертикальной карьеры — должностной рост;
- горизонтальной карьеры — продвижение внутри организации, например работы в разных подразделениях одного уровня иерархии;
- центростремительной карьеры — продвижение к ядру организации, центру управления, все более глубокое включение в процессы принятия решений.
Встречаясь с новым сотрудником, менеджер по персоналу должен учитывать этап карьеры, который он проходит в данный момент. Это может помочь уточнить цели профессиональной деятельности, степень динамичности и главное — специфику индивидуальной мотивации. Представим краткое описание этапов карьеры следующей таблицей:
Особенности мотивации
(по Маслоу)
Хотя по концепции Голланда один из типов всегда доминирует, человек может приспосабливаться к условиям, используя стратегии двух и более типов.
Чем ближе ориентации (секторы в круге) доминирующей и второй (третьей) ориентации, тем ближе типы личности. Учитывая содержание доминирующих и недоминирующих ориентаций, можно выбирать те виды деятельности, которые ближе человеку и в которых он будет более успешен. Если доминирующая и следующие ориентации далеки друг от друга, карьеру выбирать сложнее.
Другой типологией, которая может быть использована в целях выбора карьеры, является типология Е.А. Климова. Все виды деятельности разделены по предметам труда:
Тип П — “человек — природа”, если главный, ведущий предмет труда — растения, животные, микроорганизмы.
Тип Т — “человек — техника”, если главный, ведущий предмет труда — технические системы, вещественные объекты, материалы, виды энергии.
Рис. 8.3. Типология личностей Дж. Голланда
Тип Ч — “человек — человек”, если главный, ведущий предмет труда — люди, группы, коллективы, общности людей.
Тип З — “человек — знак”, если главный, ведущий предмет труда — условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.
Тип Х— “человек — художественный образ”, если главный, ведущий предмет труда — художественные образы, условия их построения.
Менеджер по персоналу, как правило, сталкивается с уже определившимся профессионалом, однако важно знать, как человек сделал свой выбор. Можно выделить следующие основные ситуации выбора профессии:
Традиция |
В соответствии с фазами развития профессионала различают:
оптант (фаза оптации). Человек озабочен вопросами выбора или вынужденной перемены профессии и делает этот выбор. Точных хронологических границ здесь, как и в отношении других фаз, быть не может, поскольку возрастные особенности задаются не только физиологическими, но и многоаспектными условиями культуры;
адепт (фаза адепта). Это человек, уже вставший на путь приверженности профессии и осваивающий ее. В зависимости от профессии это может быть и многолетний, и совсем кратковременный процесс (например, простой инструктаж);
адаптант (фаза адаптации, привыкания молодого специалиста к работе). Как бы ни был налажен процесс подготовки того или иного профессионала в учебном заведении, он никогда не подходит “как ключ к замку” производственной работе;
интернал (фаза интернала). Опытный работник, который любит свое дело и может вполне самостоятельно, все более надежно и успешно справляться с основными профессиональными функциями, что признают товарищи по работе, по профессии;
мастер (продолжающаяся фаза мастерства). Работник может решать и простые, и самые трудные профессиональные задачи, которые, быть может, не всем коллегам по плечу;
авторитет (фаза авторитета, как и фаза мастерства, суммируется также с последующей). Мастер своего дела, уже хорошо известный в профессиональном кругу или даже за его пределами (в отрасли, в стране). В зависимости от принятых в данной профессии форм аттестации работников он имеет те или иные высокие формальные показатели квалификации;
наставник (фаза наставничества). Авторитетный мастер своего дела, в любой профессии “обрастает” единомышленниками, перенимателями опыта, учениками.
Фазы развития профессионала можно представить следующей схемой:
Это процесс сопоставления потенциальных возможностей, способностей и целей человека, с требованиями организации, стратегией и планами ее развития, выражающийся в составлении программы профессионального и должностного роста.
Перечень профессиональных и должностных позиций в организации (и вне ее), фиксирующий оптимальное развитие профессионала для занятия им определенной позиции в организации, представляет собой карьерограмму, формализованное представление о том, какой путь должен пройти специалист для того, чтобы получить необходимые знания и овладеть нужными навыками для эффективной работы на конкретном месте.
Планированием карьеры в организации могут заниматься менеджер по персоналу, сам сотрудник, его непосредственный руководитель (линейный менеджер). Основные мероприятия по планированию карьеры, специфичные для разных субъектов планирования, представлены ниже:
Мероприятия
по планированию карьеры
Выбор организации и должности
Ориентация в организации
Оценка перспектив и проектирование роста
Реализация роста
Определение на рабочее место
Оценка труда и потенциала сотрудников
Отбор в резерв
Дополнительная подготовка
Программы работы с резервом
Продвижение
Новый цикл планирования
Оценка мотивации
Организация профессионального развития
Предложения по стимулированию
Предложения по росту
Среди объективных условий карьеры:
- высшая точка карьеры — высший пост, существующий в конкретной рассматриваемой организации;
- длина карьеры — количество позиций на пути от первой позиции, занимаемой индивидуумом в организации, до высшей точки;
- показатель уровня позиции — отношение числа лиц, занятых на следующем иерархическом уровне, к числу лиц, занятых на том иерархическом уровне, где находится индивидуум в данный момент своей карьеры;
- показатель потенциальной мобильности — отношение (в некоторый определенный период времени) числа вакансий на следующем иерархическом уровне к числу лиц, занятых на том иерархическом уровне, где находится индивидуум.
В зависимости от объективных условий внутриорганизационная карьера может быть перспективной или тупиковой — у сотрудника может быть либо длинная карьерная линия, либо очень короткая. Менеджер по персоналу уже при приеме кандидата должен спроектировать возможную карьеру и обсудить ее с кандидатом исходя из индивидуальных особенностей и специфики мотивации. Одна и та же карьерная линия для разных сотрудников может быть и привлекательной, и неинтересной, что существенным образом скажется на эффективности их дальнейшей деятельности.
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как теперь будут контролировать наличку. 115-ФЗ в 2022 году ».
Только до завтра можно забрать запись со скидкой 20%. Программу вебинара смотрите здесь
Экономическая библиотека
Сборник научных трудов об индивидуальной свободе и свободном рынке. Проект Liberty Fund, Inc.
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
7.4. УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛОВОЙ КАРЬЕРОЙ ПЕРСОНАЛА
7.4.1. Понятие и этапы карьеры
Деловая карьера — поступательное продвижение личности в какой-либо сфере деятельности, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью; продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности, достижение известности, славы, обогащения. Например, получение ббльших полномочий, более высокого статуса, престижа, аласти, большего количества денег. Карьера — это не только продвижение по службе. Можно говорить о карьере как роде занятий, деятельности. Например, карьера менеджера, спортивная карьера, военная карьера, артистическая карьера, карьера домохозяек, матерей, учащихся. Жизнь человека вне работы имеет значительное влияние на деловую карьеру, является ее частью.
Начинается деловая карьера с формирования субъективно осознанных собственных суждений работника о своем трудовом будущем, ожидаемом пути самовыражения и удовлетворения трудом. Иначе говоря, карьера — это индивидуально осознанная позиция и поведение индивида, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека. Различают несколько видов карьеры (рис. 7.3).
Карьера внутриорганизационная означает, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии конкретный
Рис. 7.3. Виды деловой карьеры
работник проходит последовательно в стенах одной организации. Эта карьера может быть специализированной и неспециализированной.
Карьера межорганизационная означает, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии работник проходит последовательно, работая на рааличных должностях в разных организациях. Эта карьера может быть специализированной и неспециализированной.
Специализированная карьера характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии карьеры. Эти стадии конкретный работник может пройти последовательно как в одной, так и в разных организациях, но в рамках профессии и области деятельности, в которой он специализируется. Например, начальник отдела сбыта одной организации стал начальником отдела сбыта в другой организации. Такой переход связан либо с ростом размеров вознаграждения за труд, либо с изменением содержания, либо с перспективами продвижения по службе. Еще пример: начальник отдела кадров назначен на должность зам. директора по управлению персоналом организации, где он работает.
Неспециализированная карьера широко развита в Японии. Японцы твердо придерживаются мнения, что руководитель должен быть специалистом, способным работать на любом участке компании, а не по какой-либо отдельной функции. Поднимаясь по служебной лестнице, человек должен иметь возможность взглянуть на компанию с разных сторон, не задерживаясь на одной должности более чем на три года. Так, считается вполне нормальным, если руководитель отдела сбыта меняется местами с руководителем отдела снабжения. Многие японские руководители на ранних этапах своей карьеры работали в профсоюзах. В результате такой политики японский руководитель обладает значительно меньшим объемом специализированных знаний (которые в любом случае потеряют свою ценность через пять лет) и одновременно владеет целостным представлением об организации, подкрепленным к тому же личным опытом. Ступени этой карьеры работник может пройти как в одной, так и в разных организациях.
Карьера вертикальная — вид карьеры, с которым чаше всего связывают само понятие деловой карьеры, так как в этом случае продвижение наиболее зримо. Под вертикальной карьерой понимается подъем на более высокую ступень структурной иерархии (повышение в должности, которое сопровождается более высоким уровнем оплаты труда).
Карьера горизонтальная — вид карьеры, который предполагает либо перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (например, выполнение роли руководителя временной целевой группы, программы и т.п.); к горизонтальной карьере можно отнести также расширение или усложнение задач на прежней ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения). Понятие горизонтальной карьеры не означает непременное и постоянное движение вверх по организационной иерархии.
Карьера ступенчатая — вид карьеры, который совмещает в себе элементы горизонтальной и вертикальной видов карьеры. Продвижение работника может осуществляться посредством чередования вертикального роста с горизонтальным, что дает значительный эффект. Такой вид карьеры встречается довольно часто и может принимать как внутриорганиэационные, так и межорганиэацион- ные формы.
Карьера скрытая — вид карьеры, являющийся наименее очевидным для окружающих. Он доступен ограниченному кругу работников, как правило, имеющих обширные деловые связи вне организации. Под центростремительной карьерой понимается движение к ядру, руководству организации. Например, приглашение работника на недоступные другим сотрудникам встречи, совещания как формального, так и неформального характера, получение сотрудником доступа к неформальным источникам информации, доверительные обращения, отдельные важные поручения руководства. Такой работник может занимать рядовую должность в одном из подразделений организации. Однако уровень оплаты его труда существенно превышает вознаграждение за работу в занимаемой должности.
В процессе реализации карьеры важно обеспечить взаимодействие всех видов карьеры. Это взаимодействие предполагает выполнение следующих задач: достижение взаимосвязи целеполага- ния организации и отдельного сотрудника; обеспечение направленности планирования карьеры на конкретного сотрудника с целью учета его специфических потребностей; обеспечение открытости процесса управления карьерой; устранение «карьерных тупиков», в которых практически нет возможностей для развития сотрудника; повышение качества процесса планирования карьеры; формирование наглядных и воспринимаемых критериев служебного роста, используемых в конкретных карьерных решениях; изучение карьерного потенциала сотрудников; обеспечение обоснованной оценки карьерного потенциала работников с целью сокращения нереалистичных ожиданий; определение путей служебного роста, использование которых удовлетворит количественную и качественную потребность в персонале в нужный момент времени и в нужном месте.
Практика показала, что работники часто не знают своих перспектив в данном коллективе. Это говорит о плохой постановке работы с персоналом, отсутствии планирования и контроля карьеры в организации.
Планирование и контроль деловой карьеры заключаются в том, что с момента принятия работника в организацию и до предполагаемого увольнения с работы необходимо организовать планомерное горизонтальное н вертикальное продвижение работника по системе должностей или рабочих мест. Работник должен знать не только свои перспективы на краткосрочный и долгосрочный период, но и то, каких показателей он должен добиться, чтобы рассчитывать на продвижение по службе.
Одной из форм планирования карьеры является система пожизненного найма, распространенная в Японии. Эта система возникла после Второй мировой войны и доказала свою жизнеспособность и эффективность. Суть системы в том, что человек, получив образование, поступает на работу в компанию и работает там до выхода на пенсию. За это время сотрудник может поменять несколько мест, сменить сферу деятельности, продвинуться по службе — и все это в рамках одной компании. Преимущество пожизненного найма в том, что каждый сотрудник в мыслях напрямую связывает себя с компанией, на которую он работает, понимает, что его личное процветание зависит от процветания его компании. Система создает уверенность в завтрашнем дне, работник почти гарантирован от увольнения. Вместе с тем пожизненный наем имеет серьезные ограничения: эта система в Японии распространяется только на 25-30% работников в крупных компаниях; в случае ухудшения финансового положения компании все равно проводят увольнения; соглашения о гарантиях занятости не записаны в официальных документах.
Японская система пожизненного найма — это одна из форм гарантированной занятости. В настоящее время в мире растет интерес к гарантиям сохранения работы. Для этого существуют и другие, кроме указанных выше, причины: страх быть уволенным создает нервную обстановку и снижает производительность труда; страх, что применение нового оборудования приведет к сокращению рабочих мест, тормозит техническое развитие производства; большая текучесть кадров обходится организации дорого, особенно в тех случаях, когда речь идет о высококвалифицированном персонале.
Обеспечение гарантий занятости — одна из наиболее сложных проблем управления работой с персоналом в организациях. Некоторые руководители даже не хотят рассматривать эту проблему, считая, что в условиях рынка предприниматель сам решает, когда и кого уволить. Однако если руководители организации ожидают от работников готовности повышать производительность, качество и эффективность труда, то они должны предоставить им определенные гарантии сохранения работы.
На разных этапах карьеры человек удовлетворяет различные потребности (табл. 7.8).
Предварительный этап включает учебу в школе, среднее и высшее образование и длится до 25 лет. За этот период человек может сменить несколько различных работ в поисках вида деятельности, удовлетворяющего его потребности и отвечающего его возможностям. Если он сразу находит такой вид деятельности, начинается процесс самоутверждения его как личности, он заботится о безопасности существования.
Далее наступает этап становления, который длится примерно пять лет от 25 до 30. В этот период работник осваивает профессию, приобретает необходимые навыки, формируется его квалификация, происходит самоутверждение и появляется потребность к установлению независимости. Его продолжает беспокоить безопасность существования, забота о здоровье. Обычно в этом возрасте
Юрист: как построить карьеру в высококонкурентной области
У юристов несколько путей развития: консалтинг, «инхаус» или государственные учреждения правосудия. В каждой из этих областей юрист может строить экспертную или управленческую ка-рьеру. Это разные типы карьер, соответственно, требуются и разные инструменты для их реализа-ции. При этом в каждом типе карьеры и в каждой области в первую очередь нужно быть профес-сионалом с развитыми навыками эффективной коммуникации.
Обратите внимание на soft skills
Давайте посмотрим на рынок труда. По данным hh.ru, на одну вакансию для юристов в феврале претендовало в среднем 8,4 резюме. В Москве цифра еще выше — 9 резюме на вакансию.
Уровень конкуренции очень высокий: из такого количества соискателей нужно как-то выделяться. Анализ вакансий показывает, что все больше работодателей заявляют в требованиях к кандидатам наличие soft skills.
Раньше считалось, что юрист в компании — это кто-то вроде разработчика, интроверта, который в ответ на вопросы цитирует Гражданский кодекс или говорит непонятными терминами. Либо все-гда отвечает: «Нельзя, так как есть риски». Сейчас все по-другому: от юристов ждут понимания бизнеса: не рассказов об ограничениях, а предложений, как решать проблему; понятной коммуни-кации, логичной и продуманной аргументации. От развития этих навыков зависит карьера как внутри организации, так и ее построение в целом.
У сотрудников хотят видеть следующие навыки:
- хорошие аналитические способности;
- умение работать в условиях многозадачности;
- умение выстраивать рабочие отношения с другими подразделениями;
- хороший уровень русского языка;
- системность;
- хорошие навыки переговоров, презентационные и коммуникативные навыки.
По мнению Андрея Корельского, управляющего партнера адвокатского бюро «КИАП» («Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры»), юристу для успешной карьеры нужны следующие «гибкие навыки»:
- умение быстро ориентироваться в огромном потоке информации; выделять главное и не тратить время впустую на несущественные аспекты. Умение управлять своим временем;
- достаточная стрессоустойчивость, чтобы не впадать в ступор при получении объёмного и не всегда структурированного задания;
- навык эффективной аналитической работы, умение быстро найти информацию, перенести «неконтролируемый поток сознания» в структурированный, ясный и понятный, изложенный понятным языком документ;
- грамотная письменная и устная речь. Наличие свободного уровня владения английским языком, если его практическое применение востребовано на ежедневной основе;
- презентационные навыки, чтобы форма преподнесения материала не девальвировала над содержанием как в правовых документах, так и в презентациях на публичных выступлениях.
Развивайте личный бренд
Помимо профессиональных компетенций и навыков soft skills, с самого начала карьеры нужно развивать свой бренд эксперта. Ваша экспертиза должна быть понятна как профессиональному сообществу, так и потенциальным работодателям и клиентам.
Задайте себе вопросы: на чем вы специализируетесь; по каким вопросам, задачам и проблемам стоит обращаться именно к вам; каковы принципы вашей работы; чем отличаетесь от других юристов?
Определитесь и развивайте свою специализацию
Как верно сформулировал Сергей Савельев из юридической фирмы «Савельев, Батанов и партнеры», «в юриспруденции нельзя быть терапевтом». Специалисты, которые берутся за любые дела и задачи, вызывают мало доверия, так как нельзя все делать одинаково хорошо. Важна глубина экспертизы, наличие успешных кейсов, публикаций и комментариев по определенной специализации.
Общайтесь в профессиональном сообществе
Сейчас много профессиональных групп в социальных сетях, блогов и форумов. Вы можете публиковать как свои материалы, так и комментировать мнения коллег. Профессиональное, структурированное суждение с примерами, кейсами или практикой всегда привлекает лидеров мнений профессиональной среды.
Создайте блог
В блоге удобно размещать в хронологическом порядке свои статьи, комментарии резонансных дел по вашей специализации, законопроекты и так далее.
Размещайте свои статьи и комментарии в СМИ
Для этого у вас должна быть понятная для рынка специализация, чтобы журналисты знали, по каким запросам следует обращаться к вам. Подготовьте информацию для журналистов: название специализации, на каких задачах специализируетесь, опыт работы, образование, ссылки на публикации, блог или посты в соцсетях на профессиональную тему.
Выступайте на конференциях, проводите мастер-классы, участвуйте в круглых столах и дискуссиях.
Выбирайте «свою» работу
Один из самых популярных вопросов: где лучше работать и где строить карьеру — в инхаусе или консалтинге? Где карьерный рост идет быстрее?
Андрей Корельский считает, что надо пробовать то и другое, особенно в молодом возрасте — после окончания университета или на стажировках на старших курсах: «Это как инь и янь — одно не может без другого: консалтеры не могут без инхаусов, как и инхаусы не могут без консалтеров, когда их экспертиза является необходимой. И в том и в другом направлении может быть столь же интересно, как и скучно. Все зависит от динамики, внутренней субкультуры и энергии людей, которые будут с вами взаимодействовать. Ищите то место, где будете не просто механически совершать какие-то действия, а любить и наслаждаться процессом и результатами своего в первую очередь интеллектуального труда».
Я согласна с этим мнением. Карьерный рост и рост дохода может быть в обоих вариантах. Главное — осознанно строить карьеру, развивать компетенции, участвовать в сложных и интересных проектах, становиться известным профессионалом в своей специализации.
Как юристу начать свою карьеру
Я студент третьего курса, и свою жизнь я решил посвятить изучению правоведения. Не за горами та пора, когда мне придётся столкнуться с поиском постоянной работы.
Как любой уважающий себя человек, я буду искать работу с высокой зарплатой, но при поиске такой работы существует одна проблема — нужен опыт.
В моём университете часто проводятся разнообразные конференции, но их суть сводится к одному — «слизать» всё с интернета и просто преподнести тот материал, который хочет видеть твой научный руководитель.
Где и как лучше всего набраться того самого «бесценного и необходимого»?
Владимир Беляев,координатор «Центра управления законом»
Разнообразие — друг профессионала.
Найдите первую попавшуюся работу, поработайте несколько месяцев и поймите, куда двигаться дальше. Не зацикливайтесь на какой-то одной конкретной должности: чтобы знать, что вам нравится, а что — нет, стоит потратить немного времени на то, чтобы попробовать всего по чуть-чуть. Кстати, частая смена обстановки не даст вам замкнуться в зоне комфорта, а насыщенное резюме поможет проиллюстрировать богатый опыт, который вы приобретёте.
Я начал с должности секретаря судебного заседания — и приобрёл прекрасный опыт общения с людьми, постиг основы практической психологии, а заодно прочувствовал все нюансы, отличающие сферическую юриспруденцию университетского розлива от суровой реальности. Став помощником судьи, я отшлифовал всё то, что осознал на должности секретаря. После чего пришёл к важному выводу: госслужба и принцип «ты начальник, я дурак» — не моё.
После этого я стал юристом в маленькой, но злобной юридической фирме. Особенности работы подобных контор — кажущийся вечным аврал, постоянные смены задач и приоритетов и чрезвычайно насыщенная событиями жизнь. Пара месяцев работы оказались мне полезнее, чем годы в университете — я научился браться за любые задачи и быстро вникать них, что помогло мне научиться не бояться непонятных на первый взгляд задач и решать их. Через некоторое время я понял, что маленькая контора — это круто, но хочется стабильности.
Так я стал юристом в компании с госучастием. С ностальгией вспоминаю эти времена — я впервые познал все достоинства и недостатки корпоративной политики во всех смыслах этого слова. Я отточил навыки корпоративного, трудового и договорного права, познакомился с крутыми профессионалами и, наконец, начал учиться. Ничто так не повышает уровень профессионализма, как постоянные примеры «как делать надо» и «как делать не надо». А ещё именно там я получил первый левел-ап. К сожалению, однообразные задачи быстро съедают мозг, поэтому я рискнул податься в свободное плавание. Через четыре года я пришёл почти к тому, с чего начинал — я снова работаю в маленькой злобной юридической компании. Теперь мне помогают несколько юристов. А ещё я сам определяю, как именно нужно решать какие задачи — ведь поработав с разными людьми, я знаю, чего хочу, что умею, как делать нужно и как — не нужно.
Кажется, я бы не стал собой, если бы не поработал всем тем, кем работал надцать лет назад. Спрашивая себя, что я хотел бы изменить, я не кривя душой, отвечаю: многое, но в профессиональной жизни — ничего
Артем Толкачев,управляющий партнёр юридической фирмы «Толкачев и партнёры»
Добрый день, коллега.
Несколько мыслей по вашему вопросу:
- На мой взгляд, путь к успеху для любого юриста состоит в узкой специализации работы. Принцип довольно простой — лучше быть звездой в узкой сфере, чем средненьким специалистом «во всех отраслях права». Соответственно, основная задача на начальном этапе работы понять, какая сфера и какие задачи наиболее интересны и лучше всего получаются, и приобрести хороший опыт в них.
- Если вы не можете пока определиться с тем, что именно хотите делать в рамках профессии — не бойтесь экспериментировать. Пробуйте себя в разных сферах. На этом этапе хорошим решением будет пройти стажировку в крупной юридической фирме. Вы сможете получить базовые знания об организации процесса работы, а также получите возможность попробовать себя в разных практиках фирмы.
- После того как определитесь со сферой — ищите работодателя, который имеет специализацию в ней. Это может быть как большая фирма, так и юридический бутик. Главное, на что нужно обращать внимание — это задачи, коллектив и руководитель, с которыми вы будете работать. Важно понимать, чему вы сможете научиться, готов ли работодатель давать вам необходимые знания и навыки и продвигать вас вперед в карьерном и профессиональном плане.
- Насчет «буду искать работу с высокой зарплатой». На мой взгляд, на начальном этапе размер зарплаты не должен играть важной роли при принятии решения о работе. Необходимо понимать, что если вы выбрали правильное место, то в начале карьеры вы получаете от работодателя намного больше, чем отдаете. Опыт и компетенции важнее чем стоимость часа. По мере вашего роста как профессионала зарплата будет расти, так что не фокусируйтесь на этом сейчас.
Желаю вам успехов. Павел Мищенко,юрист компании Runetlex
Мне кажется для вас актуально следующее:
- Искать подработку в юридической сфере уже сейчас. Профессиональный образ мышления вырабатывается постоянной практикой. Заодно станет понятней и интересней то, что рассказывают в институте.
- Не чураться любой работы. Подать ходатайство в суд, сфотографировать документы, позвонить помощнику судьи — это рутина, не то, что показывают в сериалах. С другой стороны, не зная эти базовые процессы изнутри, вам будет очень сложно решать более серьезные задачи.
- Учиться работать хорошо. Распределять свое время, подходить к любому делу ответственно, проверять за собой — с этими навыками у молодых специалистов возникают проблемы. Прокачивайте их и уделяйте им внимание. Книги по тайм-менеджменту должны помочь.
- Не гоняться за деньгами.