Ключевые компетенции педагога

МБДОУ Детский сад “Радуга”

Москаленский муниципальный район Омская область

  • Главная
  • Сведения об образовательной организации
    • Основные сведения
    • Структура и органы управления…
    • Документы
    • Образование
    • Образовательные стандарты и требования
    • Руководство. Педагогический состав
    • Материально-техническое обеспечение и…
    • Платные образовательные услуги
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Вакантные места для приема (перевода)
    • Доступная среда
    • Международное сотрудничество
  • Страничка заведующего
  • Страничка старшего воспитателя
  • Страничка педагога — психолога
  • Страничка учителя — логопеда
  • Информационная безопасность
  • Для вас, родители
  • Электронная приёмная
  • Навигатор дополнительного образования
  • Безопасность
  • Охрана окружающей среды
  • РИП — ИнКО
    • Архив Рип — Инко
  • Карта сайта
  • Новости
  • Главная
  • Сведения об образовательной организации
  • Наши достижения
  • НОК — Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организаций
  • Информация о приеме в образовательную организацию
  • Безопасность
  • Антикоррупционная политика
  • Внеурочная деятельность
  • Олимпиады, конференции, конкурсы
  • Для вас, родители
  • Наш профсоюз
  • Методическая работа
    • Страница воспитателя Агеевой Елены Александровны
    • Полезные методические ресурсы сети Интернет
    • Страница воспитателя Хуснутдиновой Марины Владимировны
    • Страница воспитателя Шепелёвой Татьяны Николаевны
  • Карта сайта
  • Электронная приёмная
  • Здоровьесбережение
  • Охрана окружающей среды
  • Новости
  • Главная
  • Сведения об образовательной организации
  • Наши достижения
  • НОК — Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организаций
  • Информация о приеме в образовательную организацию
  • Безопасность
  • Антикоррупционная политика
  • Внеурочная деятельность
  • Олимпиады, конференции, конкурсы
  • Для вас, родители
  • Наш профсоюз
  • Методическая работа
    • Страница воспитателя Агеевой Елены Александровны
    • Полезные методические ресурсы сети Интернет
    • Страница воспитателя Хуснутдиновой Марины Владимировны
    • Страница воспитателя Шепелёвой Татьяны Николаевны
  • Карта сайта
  • Электронная приёмная
  • Здоровьесбережение
  • Охрана окружающей среды

«Профстандарт педагога. Компетентности педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Методическая копилка Консультация для воспитателей

«Профстандарт педагога.
Компетентности педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Подготовила старший воспитатель

МБДОУ детский сад «Радуга»

(СЛАЙД 1,2) С 1 января 2017 года на территории России вводится профстандарт педагогов. Он коснется всех типов образовательных учреждений. Документ принят вместо малоэффективных квалификационных справочников и должностных инструкций. Профстандарт, утвержденный приказом Минтруда РФ от 18 октября 2013 года, стал следствием изменений Трудового кодекса, которые в ст. 195 ч.1 закрепили понятия «профессиональный стандарт» и «квалификация».

Что такое профстандарт педагога?

Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций педагога. Его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда.

Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по модулям, соответствующим различным предметным областям.

Профстандарт с 2017 года применяться в качестве:

  1. Независимого измерителя уровня квалификации педагогических работников.
  2. Средства реализации стратегии развития образовательной среды.
  3. Инструмента роста качества российского образования.
  4. Фундаментальной основы трудовых соглашений между руководством образовательного учреждения и педагогами.
  5. Механизма рекрутирования (наём, выбор) педагогических кадров для работы в образовательных организациях.

(СЛАЙД 3)

Содержание Профстандарта педагога

Педагог должен выполнять трудовые действия:

  • Разрабатывать (участвовать в разработке) и реализовывать программы ДОУ в соответствии с ФГОС (рабочей, основная образовательной, дополнительной общеразвивающей, программы развития ДОУ)
  • Организация и проведение пед. мониторинга освоения детьми образовательной программы
  • Развитие профессионально значимых компетенций
  • Формирование психологической готовности к школьному обучению
  • Организация различных видов детской деятельности

(СЛАЙД 4)

Педагог должен уметь:

  • Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты и пр.
  • Использовать и апробировать специальные подходы к обучению всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: проявивших выдающиеся способности; для которых русский язык не является родным; с ОВЗ.
  • Владеть ИКТ-компетентностями.
  • Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты.
  • Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями

(СЛАЙД 5)

Педагог должен знать:

  • Приоритетные направления развития образования РФ, законы в сфере образования и прав ребенка.
  • Рабочую программу и методику обучения.
  • Закономерности развития ребенка и детской деятельности.
  • Основные формы, методы, подходы, тенденции дошкольного образования.

(СЛАЙД 6)

Новые задачи современного педагога

Профстандарт предъявляет особые требования к компетенции педагога, выдвигаемые на основе характера сложности и результативности решения поставленных задач.

В документе изложены десятки профессиональных компетенций, адресованных педагогическим кадрам. Сами разработчики называют этот перечень ориентиром, на основании которого учреждение образования планирует выстраивать собственную траекторию деятельности исходя из своих особенностей и поставленных задач. При этом педагогам отводится роль своеобразных социальных терапевтов, призванных диагностировать наличие психолого-педагогических проблем.

Поэтому в профстандарте уделяется пристальное внимание работе педагогов по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых обучающимися.

(СЛАЙД 7)

Основные педагогические компетентности
педагогов дошкольной образовательной организации

(СЛАЙД 8) Методологическая компетентность: Реализация системно-деятельностного подхода. Умение педагога рассматривать воспитательное взаимодействие с личностью ребенка в дошкольном учреждении с трех позиций (ДО, группа, каждый ребенок). Совместная (партнерская) деятельность взрослых и детей по достижению совместно выработанных целей и задач.

(СЛАЙД 9) Психолого-педагогическая компетентность. Теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и физиологических возможностей дошкольников, умение использовать эти знания в проектировании образовательного процесса. Умение педагогическими способами определить уровень развития детей. Владение технологиями проектирования образовательного процесса (педагогический анализ, умение проектировать цели, корректировать и анализировать результаты образовательного процесса).

Читайте также:
Коды больничных листов: что означают

(СЛАЙД 10) Коммуникативная компетентность. Заключается в практическом владении приемами общения, позволяющими осуществлять позитивное, результативное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений (дети, родители и члены семьи, педагоги).

(СЛАЙД 11) Исследовательская компетентность. Умение применять в практической деятельности исследовательские и опытно-экспериментальные методы организации образовательного процесса: создание ситуаций для самостоятельного, непосредственного наблюдения, исследования детьми, на основе которых они сами устанавливают причинно-следственные связи предметов, явлений окружающей действительности, учатся делать выводы, познают закономерности. Важной составляющей исследовательской компетентности педагога дошкольного образования в настоящее время является его готовность осуществлять поиск необходимой информации, гибко применять ее в условиях своего образовательного учреждения, группы.

(СЛАЙД 12) Презентационная компетентность. Умение презентовать положительный опыт своей профессиональной деятельности в написании и публикации статей в журналах, на образовательных сайтах, выступлениях на педагогических конференциях разного уровня, презентации материалов из опыта работы по актуальным проблемам дошкольного образования на сайте дошкольного учреждения и т.д.

(СЛАЙД 13) Акмеологическая компетентность. Способность к постоянному профессиональному совершенствованию. Умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста.

(СЛАЙД 14) Информационно-коммуникационной компетентности. Практическое владение компьютером, позволяющее осуществлять подготовку к образовательной деятельности, ведению документации. Умение работать в текстовом редакторе, электронных таблицах, электронных презентациях, специальных программах, Интернете.

Красной нитью проходит обладание ИКТ-компетентностью, которая дифференцируется на три компонента:

  • Общепользовательский
  • Общепедагогический
  • Предметно-педагогический

Профессиональная ИКТ-компетентность – квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно.

Общепользовательский компонент

  • Использование приемов и соблюдение правил начала, приостановки, продолжения и завершения работы со средствами ИКТ, устранения неполадок, обеспечения расходуемых материалов, эргономики, техники безопасности и другие вопросы, входящие в результаты освоения ИКТ в основной школе.
  • Соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ (в том числе недопустимость неавторизованного использования и навязывания информации).
  • Видеоаудиофиксация процессов в окружающем мире и в образовательном процессе.
  • Клавиатурный ввод.
  • Аудиовидиотекстовая коммуникация (двусторонняя связь, конференция, мгновенные и отложенные сообщения, автоматизированные коррекция текста и перевод между языками).
  • Навыки поиска в Интернете и базах данных.
  • Систематическое использование имеющихся навыков в повседневном и профессиональном контексте.

Общепедагогический компонент

  • Педагогическая деятельность в информационной среде (ИС) и постоянное ее отображение в ИС в соответствии с задачами:

— Планирования и объективного анализа образовательного процесса.

— Прозрачности и понятности образовательного процесса окружающему миру (и соответствующих ограничений доступа).

— Организации образовательного процесса:

  • Подготовка и проведение выступлений, обсуждений, консультаций с компьютерной поддержкой, в том числе в телекоммуникационной среде.
  • Организация и проведение групповой деятельности в телекоммуникационной среде.
  • Использование инструментов проектирования деятельности (в том числе коллективной), визуализации ролей и событий.
  • Визуальная коммуникация – использование средств наглядных объектов в процессе коммуникации, в том числе концептуальных, организационных и др. диаграмм, видеомонтажа.
  • Предсказание, проектирование и относительное оценивание индивидуального прогресса ребенка, исходя из текущего состояния, характеристик личности, предшествующей истории, накопленной ранее статистической информации о различных учащихся.
  • Оценивание качества цифровых образовательных ресурсов (источников, инструментов) по отношению к заданным образовательным задачам их использования.

Предметно-педагогический компонент

После формулировки элемента компетентности в скобках указаны предметы и группы предметов, в которых этот элемент используется.

  • Постановка и проведение эксперимента в виртуальных лабораториях своего предмета (естественные и математические науки, экономика, экология, социология).
  • Знание качественных информационных источников своего предмета, включая:
  • литературные тексты и экранизации,
  • исторические документы, включая исторические карты
  • (все предметы).
  • Использование цифровых технологий музыкальной композиции и исполнения.
  • Использование цифровых технологий визуального творчества, в том числе мультипликации, анимации и т.д..

В целом профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.

(СЛАЙД 15) Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

(СЛАЙД 16) Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности:

  • осуществление целостного педагогического процесса;
  • создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога:

  • знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников;
  • умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.

(СЛАЙД 17) Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:

  • планирование воспитательно-образовательной работы;
  • проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.
Читайте также:
Должностная инструкция юриста, юрисконсульта организации: образец

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности:

  • знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей;
  • умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;
  • владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциальных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.

(СЛАЙД 18) Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:

  • консультативная помощь родителям;
  • создание условий для социализации детей;
  • защита интересов и прав.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями:

  • знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям;
  • умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

Учет деятельности специалистов ДОУ (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования) позволяет не только переносить определенные навыки детей из одного вида деятельности в другой, но и обогащает жизнь ребенка, делает ее более осмысленной, развивает потребность поделиться накопленными представлениями с другими в иных обстоятельствах.

(СЛАЙД 19) Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональных компетенций педагога:

  • Система подготовки и переподготовки педагогических кадров (проблемные курсы и курсы повышения квалификации).
  • Работа в методических объединениях, творческих группах.
  • Исследовательская, экспериментальная деятельность.
  • Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий.
  • Различные формы педагогической поддержки.
  • Активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах.
  • Обобщение собственного педагогического опыта.
  • Проблемные семинары и вебинары.
  • Работа по самообразованию.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого нужно создать условия, в которых педагог осознает необходимость повышения уровня своих профессиональных качеств.

Ключевые профессиональные компетенции учителя-предметника

Вахрушева Галина Петровна,

заместитель директора по УВР,

учитель информатики высшей квалификационной категории

МКОУ Венгеровская СОШ № 2 с. Венгерово

Ключевые профессиональные компетенции учителя-предметника

Современное общество предъявляет новые требования к обучающимся. «Выпускник знающий» перестал соответствовать запросам общества. На сегодняшний день спрос идет на «Выпускника умеющего, творческого», имеющего ценностные ориентиры. Решить эту проблему призван педагогический коллектив, который должен быть профессионалом своего дела. Но если уровень профессионализма учителей не соответствует современным требованиям, вряд ли можно рассчитывать на высокий образовательный результат, удовлетворяющий потребности общества и государства.

Педагог должен стремиться к новизне и нестандартности проведения занятий. Тем самым развивать у обучающихся навыки самостоятельно приобретать знания, формировать способность к самоорганизации, не навязывая тот или иной стереотип, позволить обучающимся самим выбирать степень освоения материала.

Педагог должен обладать профессиональными компетенциями. Рассмотрим понятие «компенсация», для этого обратимся к толковым словарям.

– Толковый словарь С. И. Ожегова: Круг полномочий, область подлежащих чьему-н. ведению вопросов, явлений (право).

– Толковый словарь Т. Ф. Ефремовой: 1) Круг полномочий, область подлежащих чьему-н. ведению вопросов, явлений (право). 2) предоставляемых законом, уставом или договором конкретному лицу или организации в решении соответствующих вопросов.

Теперь рассмотрим понятие «ключевые компетенции». Можно предполагать, что ключевые компетенции необходимы в любой области деятельности человека и являются залогом жизненного успеха.

Профессиональная компетенция это способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

Существуют различные трактовки понятия профессиональной компетентности:

– «Сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса» (В.А. Адольф, доктор педагогических наук, профессор Красноярского государственного педагогического университета).

– «Владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания» ( Г. М., профессор, доктор педагогических наук)

– «Владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности, совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним» (А. В. , .

– Компетентность – это совокупность профессионально-педагогических компетенций (Соловова Е.Н., доктор педагогических наук).

Можно сделать вывод, что педагогическая компетентность – это:

– во-первых, знания, умения, навыки, необходимые педагогу для профессиональной деятельности;

– во-вторых, способность эффективно решать проблемы, используя высокий профессионализм;

– в-третьих, это необходимость использовать современные педагогические технологии, методы и приемы в учебно-воспитательном процессе своей профессиональной деятельности.

Исходя из того, что компетенция – это своего рода «анатомия» компетентности, логично будет далее рассмотреть вопрос о сущности компетенции.

Выделяют следующие профессионально-педагогические компетенции:

Социально-психологическиая компетенция, связанная с готовностью решать профессиональные задачи, в том числе в режиме развития.

Читайте также:
Код дохода отпуска и отпускных в справке 2-НДФЛ

Профессионально-коммуникативная компетенция, определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса.

Общепедагогическая компетенция, включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности; знания основ педагогики.

Предметная компетенция в сфере предметной специальности: знания в области преподаваемого предмета, методики его преподавания.

Управленческая компетенция, т.е. владение умениями проводить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность.

Рефлексивная компетенция, т.е. умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности.

Информационно-коммуникативная компетенция, связанная с умением работать в сфере ИК-технологий.

Компетенция в сфере инновационной деятельности, характеризующая учителя как экспериментатора.

Креативная компетенция, т.е. умение учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.

Здесь приведены лишь некоторые компетенции, которые должен освоить педагог. Для того чтобы педагог владел этими компетенциями, требуется осознание им необходимости повышения своей общечеловеческой и специальной культуры и тщательной организации научно-методического общения для дальнейшего развития и обучения.

Основные пути развития педагога

Рассмотрим основные направления повышения профессионального уровня педагога:

самостоятельное изучение методической литературы;

работа в методических объединениях, творческих группах, педсообществах;

2. Курсовая подготовка:

инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий, методов и приемов;

системная подготовка и/ или переподготовка;

посещение проблемных семинаров и вебинаров;

3. Обобщение и распространение опыта:

конкурсы/ проекты (очные, дистанционные)

обобщение собственного педагогического опыта, через активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах.

Рассмотрим первое направление. Посредством самообразования, используя Интернет-ресурсы, методические журналы, сборники, монографии – учитель имеет возможность повышать свой профессиональный уровень и общечеловеческую культуру.

Курсовая подготовка формирует второе направление, их можно представить как курсы повышения квалификации, стажировку и, при необходимости, переподготовку. И только при условии высокой компетентности педагогических работников самые замечательные идеи и начинания в образовании могут быть проиграны из-за отсутствия профессионализма педагога. Профессиональный рост педагога осуществляется в различных формах обучения: очные, заочные, дистанционные курсы, вебинары, самообразование.

Не последнюю роль в повышении профессиональной компетенции играет стажировка. Она должна осуществляться в целях формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков педагогических работников, полученных ими в результате теоретической подготовки, а также изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности. Продолжительность стажировки устанавливается работодателем, направляющим педагогического работника на обучение или образовательной организацией, в которой проходит обучение педагог и исходя из её целей.

Особое место в системе совершенствования педагога занимает организация методической помощи начинающему педагогу, то есть наставничество. Начинающим педагогом считается специалист в какой-либо области знаний, но не имеющий практического педагогического опыта.

Алгоритмом наставничества можно считать пять этапов:

  • Я расскажу, ты послушай!
  • Я покажу, ты посмотри!
  • Давай сделаем вместе!
  • Сделай сам, я подскажу!
  • Делай сам, и объясни, что и почему ты делал!

Пятикратное повторение – это тот минимум, при котором информация и навыки закрепляются эффективнее. Поэтому начинающему педагогу следует организовывать особую систематическую и разностороннюю помощь по таким вопросам, как ведение школьной документации, методические требования к современному уроку, самоанализ занятия, постановка задач урока и др. С целью оказания помощи в освоении и внедрении современных образовательных технологий проводить консультации и беседы, взаимопосещать уроки. Все это способствует повышению профессионализма учителей, овладению методами развивающего, проблемного обучения и различными приемами работы по формированию учебных умений и навыков. В зависимости от профессионального уровня, наставничество может выступать в качестве этапа обобщение и распространение опыта, для высококвалифицированной категории педагогов или же выступать в роли курсовой подготовки для молодого специалиста.

К третьему направлению следует отнести участие в профессиональных конкурсах, что в свою очередь способствует повышению профессионального уровня педагогов. Чаще всего педагогу необходимо внедрить инновации в образовательный процесс и провести анализ своей педагогической деятельности. Можно рассматривать как распространение опыта.

Обобщение и распространение педагогического опыта является одним из наиболее трудоемких и сложных направлений в методической работе школы, так как является комплексом мероприятий, объемным по содержанию, обеспечивающим преемственность инновационного педагогического опыта, его внедрение в массовую практику.

Виды обобщения и распространения опыта:

– самообразовательная деятельность учителя;

– участие в работе сетевых сообществ;

– единый Методический день;

Педагог может применять любой из путей развития или же их комбинирование, в зависимости от уровня своего профессионализма.

Мотивом самообразования может быть успешность, профессиональное признание, карьерный рост. Но ни один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимость повышения собственной профессиональной компетентности.

Способы распространения опыта

На любом уровне профессиональной подготовки требуется не забывать о распространении своего педагогического опыта.

В методической работе эффективней использовать такие формы работы, как: семинар-практикум, организация единого методического дня, мастер-класс, круглый стол, творческие группы, методические консультации, наставничество, открытые мероприятия.

Считаю, что распространение опыта стоит реализовать по схеме, представленной на рисунке 1.

Читайте также:
Когда выгоднее брать отпуск

Рис. 1. Способы распространения опыта

Выводы. Формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный, требующий постоянного стремления к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности, профессиональному развитию. Профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности. Основным ее источником являются обучение и приобретенный опыт.

Список литературы:

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М., 2010.

3. Педагогическая энциклопедия. Т.3. Н-СН. – М.: Советская энциклопедия, 1996. – 879 с.

4. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога. // Педагогика. – 2003. – №10. – С. 51-55.

5. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя. // Педагогика. – 2001. – №10. – С. 56-61.

6. Сорокина Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущего учителя средствами интегрированного учебного содержания. //Начальная школа. – 2004. – №2. – С. 110-114.

7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно- ориентированной парадигмы. //Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64.

Компетенции и компетентность педагога.
учебно-методический материал на тему

1. Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса

2. Условия профессионального роста педагогов

Введение.

Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагогических кадров различных образовательных сфер: дошкольное, школьное, высшее профессиональное и послевузовское образование.

Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонней личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса

Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. е. его профессиональной компетентности. Прежде чем говорить о профессиональной компетентности педагога обратимся к основным понятиям «компетенции» и «компетентность».

В словаре С.И. Ожегова, понятие «компетентный» определяется как «осведомлённый, авторитетный в какой-либо области».

В педагогической литературе отсутствует единая точка зрения на содержание понятий «компетенция», «компетентность». Компетенция – личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни. В настоящее время понятие «компетентность» расширено, в него включены личностные качества человека. Под компетентностью подразумевается – обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Компетенции являются структурными компонентами компетентности.

Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

К основным составляющим профессиональной компетентности относятся:

интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;

коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, навыки взаимодействия с окружающими людьми, экстраверсию, эмпатию;

информационная компетентность – объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, коллегах;

рефлексивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

Следовательно, на сегодняшний день любому специалисту необходимо обладать определенным набором компетенций.

Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности каждого педагога мобилизовать свои собственные усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием использовать свой потенциал, проявлять творческую активность.

Создание условий для профессиональной самореализации личности педагога в условиях дошкольного образовательного учреждения, работающего в режиме развития.

Самореализация может быть определена как стремление к самовоплощению, к актуализации заложенных в нем потенций.

Особого внимания следует уделить мотивации педагога к профессиональному росту, самореализации. Мотивация рассматривается как система факторов, вызывающих активность и определяющих направленность поведения человека.

У педагога может быть сформирована устойчивая мотивация в постоянном профессиональном саморазвитии, приобретении новых знаний и профессиональных умений.

Мотивация саморазвития обусловлена профессиональными образовательными потребностями – желанием усовершенствовать педагогическую деятельность или устранить возникшие в ней проблемы, то есть стать профессионально более успешным. Для возникновения мотивации важно применять стимулирование.

В научном управлении есть понятие «мотивационная среда» – совокупность мотивационных условий, которые являются производными определенной культуры коллектива.

Перед педагогами должны быть поставлены привлекательные цели, достижение которых требует наличия новых знаний.

Педагог должен постоянно включаться в новые для себя виды деятельности, работать в новых условиях, использовать новые средства, менять круг общения.

Педагог должен иметь широкий и разнообразный круг общения.

В ДОУ должна быть «конкурентная» социальная профессиональная среда, стимулирующая педагога к постоянному совершенствованию.

Читайте также:
Коллективные переговоры – порядок ведения

Результаты профессионального развития должны являться в ДОУ организационной ценностью.

Педагог должен быть уверен, что способен обучиться новым методам работы и адаптироваться к изменениям.

Педагог должен быть уверен в возможности получения качественной информации, необходимой для удовлетворения потребностей в его профессиональном развитии.

ДОУ должно оказывать педагогу необходимую и востребованную им самим помощь в решении проблем профессионального развития.

Педагог в процессе контроля и оценки своей работы должен регулярно получать адекватную обратную информацию об уровне своего профессионализма.

Педагог должен быть уверен в получении внутреннего (удовлетворенность, достижение желаемых целей и др.) и внешнего (статус, признание коллег, получение значимой работы, высокого разряда, повышения заработной платы и др.) вознаграждения. Это вознаграждение должно являться для него ценным, удовлетворять его потребности.

Педагог должен быть уверен, что данное вознаграждение нельзя получить без профессионального развития.

Статус педагога в коллективе должен зависеть от уровня его компетентности и образованности.

Условия необходимые для профессиональной самореализации личности педагога:

-Дифференцированный и индивидуальный подход в методической работе с педагогами.

-Специальное обучение педагогов внутри ДОУ (Школа молодого специалиста, Школа повышения профессионального мастерства, тренинги).

-Условия для внедрения инноваций в практику работы детского сада, перехода к инновационному режиму.

-Мотивационная среда для вовлечения педагога в самостоятельную и творческую исследовательскую работу.

-Психологическая поддержка педагога. Организация комнаты психологической разгрузки, тренинги на развитие рефлексии, самосознания, самооценки. Возможность неформального общения в ДОУ, традиции коллектива.

-Включение педагогов в управленческую деятельность. Развитие аналитических способностей, инициативности.

-Делегирование полномочий с целью повышения ответственности.

Этапы профессиональной самореализации:

-Адаптация в профессии (20-24 года). Первичное ознакомление с профессией.

-Выбор собственной стратегии, стиля педагогической деятельности (до 30 лет).

-Экспериментирование с педагогическими технологиями (до 40 лет).

-Внесение творческих элементов в выбранную технологию.

-Разработка и внедрение авторских программ и проектов.

-Подведение итогов профессиональной карьеры и подготовка её завершения (50 лет).

-Готовность перехода к неслужебной деятельности (60-65 лет).

Основными формами методической работы, направленными на развитие компетентности педагогов могут быть:

– постоянно действующий обучающий семинар по вопросам введения ФГОС ДО;

– семинары-практикумы (мы старались привлечь педагогов к методической работе, используя активные методы обучения);

– организация индивидуальных и групповых консультаций педагогов с целью оказания адресной эффективной методической помощи педагогам по вопросам организации образовательного процесса в ДОУ;

– организация деятельности Творческой группы по планированию педагогами образовательной работы с детьми;

– мастер-классы с целью повышения профессиональной компетентности педагогов, имеющих небольшой стаж работы, обменом передовым педагогическим опытом;

– открытый показ образовательной деятельности педагогами ДОУ, имеющими небольшой стаж работы;

– самообразование педагогов (расширение и углубление знаний, совершенствование имеющихся и приобретение новых навыков и умений);

– прохождения различных курсов повышения квалификации для всех категорий педагогических работников;

– проведение открытых мероприятий по обмену опытом педагогической деятельности с педагогами ДОУ на районных и краевых методических объединений.

-желание педагога познавать и самореализовываться.

Вывод. Заключение

Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.

Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Начнем с вопроса терминологического плана, а именно: откуда взялось понятие «компетенция»? На первый взгляд, ответ очевиден – это перевод английского слова competence. При этом утверждается, что одно .

В наше непростое время тема сохранения душевного равновесия педагога как никогда актуальна в педагогическом коллективе. Ведь эмоциональное самочувствие взрослого, который находится рядом и помогает ра.

В статье представлен опыт работы в данном напарвлении.

Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. .

Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагогических кадров различных образовательных сфер: дошкольное, школьное, высшее профессионал.

Профессия педагога одна из немногих, где требуется постоянное саморазвитие, самосовершенствование. Динамичность общественного развития предполагает, что профессиональная деятельность человека не предо.

Данный материал о информационно-коммуникационной компетентности педагогов ДОО предназначен для воспитателей, а также других сотрудников детских садов, использующих их в воспитательном процессе. Ч.

Профессиональные компетенции педагогов в условиях реализации ФГОС

  • Православное воспитание (17)
  • Готовимся к праздникам (9)
  • Скоро в школу (2)
  • Адаптация ребенка к детскому саду. Логопедическая группа. (2)
  • О правах и толерантности (4)
  • Художественно-эстетическая деятельность (8)
  • ЗОЖ и безопасность (16)
  • Воспитываем детей правильно (3)
  • Экологическое воспитание (4)
  • Возрастные особенности детей (5)
  • Лето в детском саду (7)
  • Педагогические технологии и методики (8)
Читайте также:
Компенсация без увольнения за неиспользованный отпуск

Профессиональные компетенции педагогов в условиях реализации ФГОС

Образовательные стандарты нового поколения предъявляют высокие требования к учителю. Чтобы воспитать достойного гражданина России, способного самосовершенствоваться на протяжении всей жизни, учитель должен быть сам примером для подражания. При этом сегодня педагог не транслятор знаний, а человек, который способен проектировать совместную деятельность с учащимися, готов к сотрудничеству, открыт для общения. Большое значение имеет готовность обучаться и повышать свою квалификацию в поисковом режиме, вести обсуждение проблем в диалоговой форме, непосредственной практикой «проверять» полученные знания и опыт, рефлексировать по поводу собственной и чужой практики, теоретически осмысливать существующие и формулировать новые проблемы.

В соответствии с изменениями, произошедшими в обществе, должен измениться и учитель. Всё более очевидным становится развитие профессиональной компетентности педагога. Это является необходимым условием изменения современного образовательного процесса. Какими же профессиональными педагогическими компетенциями необходимо владеть самому учителю для того, чтобы в своей деятельности добиться достижения образовательных результатов ребёнка, сформулированных как ключевые компетенции в образовательном стандарте? Компетенции – это компетентности работника, круг вопросов, в которых он хорошо осведомлён. Таким образом, компетенция – это заданное требование к уровню педагогического мастерства, а компетентность – это мера соответствия этому заданному требованию.

В педагогической науке понятие «профессиональная компетент­ность» рассматривается как сово­купность знаний и умений, опреде­ляющих результативность труда; объем навыков выполнения задачи; комбинация личностных качеств и свойств; комплекс знаний и про­фессионально значимых личност­ных качеств; направление профессионализации; теоретическая и практическая готовность к труду способность к слож­ным культуросообразным видам действий; основанный на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социаль­но-профессиональной жизнедея­тельности.

Сегодня выделяются следующие профессионально‐педагогические компетенции:

  • предметнаякомпетенция (знания в области преподаваемого предмета, методологии предмета);
  • общепедагогическая (знания в области индивидуальных особенностей психологии, психофизиологии и познавательных процессов личности);
  • профессионально‐коммуникативнаякомпетенция (практическое владение приёмами эффективного общения);
  • инновационная (владение современными технологиями развивающего обучения);
  • исследовательская (владениями навыками исследовательской деятельности);
  • рефлексивная(умение обобщить свою работу);
  • информационно‐коммуникативнаякомпетенция (владение основами ИКТ для обслуживания потребностей учебного процесса).

Требования к компетенциям преподавателей диктует профессиональный стандарт педагога. Если педагог не будет обладать компетенциями, предъявляемыми современным обществом в целом и Профессиональным стандартом в частности, то он не справится с задачами, возлагаемыми на него современным ФГОС и Законом об образовании.

Современный квалифицированный педагог должен не только обладать знаниями, умениями, навыками в области своих профессиональных интересов, но и иметь широкий кругозор, активную жизненную позицию, потребность в самообразовании, психологическую готовность к принятию решений в сложных производственных ситуациях, быть коммуникабельным. Профессиональную компетентность определяют как готовность к осуществлению педагогической деятельности определяют знания, умения, опыт.

Выделяют уровни сформированности профессиональной компетентности:

  • бессознательная некомпетентность («Я не знаю, что я не знаю»);
  • сознательная некомпетентность («Я знаю, что я не знаю»);
  • актуально сознаваемая компетентность («Я знаю, что я знаю»);
  • сознательно контролируемая компетентность (профессиональные навыки полностью интегрированы, выстроены в поведение, профессионализм становится чертой личности).

Этапы формирования профессиональной компетентности:

  • самоанализ и осознание необходимости;
  • планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
  • самопроявление, анализ, самокорректировка.

Образовательный процесс настолько динамичен и изменчив, что нельзя однажды и навсегда освоить все секреты педагогического труда. То, что безотказно действует сегодня, уже завтра оказывается недостаточным или даже непригодным. Профессиональная компетентность позволяет педагогу постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он должен быть не транслятором знаний, а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. Не говоря уже о том, что он должен быть активным пользователем информационно-коммуникативных технологий обучения. «Зрелая» профессиональная компетентность позволит осуществить смену позиции педагога с ведущей на сопровождающую. Чем выше уровень рефлексии педагога, тем выше его готовность и способность к изменению системы установок адекватно меняющейся ситуации. Тем самым педагог может достигать педагогической компетентности в изменяющихся условиях современности, и самообразование будет являться средством развития профессиональной компетентности.

Развивать профессиональные компетенции педагогов в условиях введения и реализации ФГОС можно следующими путями:

  • знакомство с педагогической и методической литературой;
  • регулярное использование информации из Интернета;
  • изучение современных психологических и педагогических методик;
  • курсы повышения квалификации, в т.ч. дистанционные (не реже 1 раза в пять лет);
  • аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию (1 раз в пять лет);
  • самообразование;
  • активное участие в работе районных методических объединений, педсоветов, методических и проблемных семинаров, вебинаров, конференций, мастер-классов, открытых уроков;
  • использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологий, в т.ч. интерактивных;
  • участие в различных конкурсах, исследовательских работах;
  • обобщение и распространение опыта, создание собственных публикаций.

Конечно же, компетентность связана с опытом. Волевые усилия в профессионально-педагогической деятельности подкрепляются осознанием предшествующего опыта, педагог сознательно самоорганизует свою деятельность, направленную на запланированный конкретный результат. Однако нельзя утверждать, будто компетентность тем выше, чем большим опытом работы обладает педагог.

Профессиональные качества педагога:

  • Интерес и любовь к детям, увлеченность педагогической деятельностью
  • Трудолюбие, честность, порядочность
  • Эмоциональность, оптимизм
  • Выразительность речи, педагогический такт
  • Творческое начало личности
  • Организаторские способности
  • Чувство юмора
  • Настойчивость, дисциплинированность и т.д.
Читайте также:
Корпоративная культура Яндекса

Пять главных компетенций современного учителя

Камилла Пусурманова

20 февраля 2019 • 18:00

Давайте на минутку представим, что все финансовые проблемы решены, и каждый преподаватель может заняться профессиональным творчеством. Предлагаем вместе сформулировать пять признаков современного учителя, а вы, пожалуйста, дополните их в комментариях.

В понедельник стартует поддержанный Педсоветом бесплатный марафон «Учитель сегодня», который проводит онлайн-школа «Фоксфорд». Каждый участник получит на электронную почту пять тематических писем. Марафон будет проходить в течение 10 дней. Участники получат сертификат, призы от организатора и партнёров. Для участия достаточно зарегистрироваться на сайте до 25 февраля.

1. Использует технологии в образовании


Изображение с сайта cartoonbank.ru

Цифровые технологии давно стали неотъемлемыми инструментами в обучающем процессе. Среди помощников современного педагога – образовательные платформы и мобильные приложения, которые предлагают различные форматы, в том числе онлайн-курсы, познавательные игры и викторины, тематические квесты, олимпиады, марафоны и конкурсы. Эти инструменты позволяют не только запомнить материал и углубить знания по предмету, но и повысить интерес к учебе. Как давно вы использовали с удовольствием мобильный телефон для учебного занятия?

2. Знает свои права


Изображение с сайта cartoonbank.ru

В конфликтных ситуациях знание своих прав и прав ученика помогает педагогу действовать в рамках закона и добиваться справедливости. Например, на законных основаниях учителя могут уволить за дисциплинарное нарушение только в двух случаях. Во-первых, если работник, выполняющий воспитательные функции, совершил аморальный проступок, который несовместим с профессией учителя и, во-вторых, если учитель в течение одного года неоднократно грубо нарушил устав образовательного учреждения. А вы давно читали устав своего учреждения?

3. Правильно распределяет время


Изображение с сайта cartoonbank.ru

Ежедневная работа учителя – это множество обязательных дел: надо подготовиться к уроку, проверить тетради, быть в курсе всех образовательных трендов. Выручают принципы тайм-менеджмента, которые учат правильно распределять и планировать свое рабочее время. Знакомы ли вы, например, с методом Эйзенхауэра?

4. Обладает финансовой грамотностью


Изображение с сайта cartoonbank.ru

В основах финансовой грамотности можно разобраться самостоятельно, прочитав специальную литературу, или посетить тематические семинары, курсы или вебинары. Современный учитель ищет способы, как заработать больше, не повышая при этом нагрузку. Вы можете поделиться секретами?

5. Знает подход к современному школьнику


Изображение с сайта cartoonbank.ru

Один из трендов современного образования – личностно-ориентированный подход. Этот подход предполагает, что педагог учитывает индивидуальные особенности школьников и воспринимает каждого как личность со своим набором склонностей и интересов. Но прежде всего с ребёнком необходимо наладить коммуникацию. Как вы находите с ребёнком общий язык?

Не забудьте, что на эти и другие вопросы, вы сможете получить ответы от специалистов, приняв участие в бесплатном марафоне «Учитель сегодня».

Камилла Пусурманова

Комментарии (11)

Может стоит запретить издавать “прожекты” и “советы” неспециалистам. Отработайте по специальности хотя бы лет 10, а потом уже “поучайте”.

На сайте: 11 лет

Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

Регион проживания: Томская область, Россия

Кто из прожектеров признал себя неспецом и не экспертом, или хоть демонстрирует свое авторство?
Шифроваться и в мути нареформленной тихо зелень стричь – суть либералов.

На сайте: 2 года

Род деятельности: Воспитатель в дошкольной организации

Регион проживания: —

Полностью согласна с автором. Отработала по специальности более 30 лет и продолжаю работать. Все перечисленные пункты крайне необходимы. Пусть зарплату я себе пока не повысила (не прибегая к увеличению нагрузки), зато перестали “грузить” всевозможными обязанностями. не входящими в оплачиваемую нагрузку.

На сайте: 2 года

Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

Регион проживания: Московская область, Россия

Вот почему не хватает фантазии на более сложные комментарии. обязательно нужно писать эти шаблонные фразы? – “полностью согласна с автором, поддерживаю и подписываюсь под каждым словом”. У таких фраз читается – сохранить улыбчивую мину в ситуации когда поймали за неприличным делом.

На сайте: 3 года

Род деятельности: Иное

Регион проживания: —

Знать свои права учителю надо только затем, чтоб осознавать собственное бесправное, рабское положение в нынешней либеральной до мозга костей любого менеджера системы образования? Бороться невозможно и это все понимают, самоубийц протестующих практически нет, увольняют немедленно, утку, что громко крякает охотник пристрелит первой.

Финансово грамотным – чтоб осознавать как обдирает НСОТством директор стимул?

То и другое исключительно для унижения учителей используется.

На сайте: 2 года

Род деятельности: Воспитатель в дошкольной организации

Регион проживания: —

Ох, опять эти безграмотные “компетенции”!
Компетентность (от лат. competens — подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) – способность принимать правильные, адекватные решения в некоторой области.
Компетенция – ПРАВО ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ в некоторой области. Компетенцией НАДЕЛЯЮТСЯ органы власти, административные работники и т.д.
Пример:
Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) “О Конституционном Суде Российской Федерации”
“Статья 3. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации”
.
Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации, установленная настоящей статьей, может быть изменена не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.”
Из текста видно, что слово КОМПЕТЕНЦИЯ является синонимом слова ПОЛНОМОЧИЯ.

Читайте также:
Карта водителя для тахографа - как и где получить, какие документы нужны

На сайте: 11 лет

Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

Размышления при чтении информации
Во введении говорится: «преподаватель может заняться профессиональным творчеством. Предлагаем вместе сформулировать пять признаков современного учителя». Рассмотрим этот фрагмент текста.
1. Образование = совоспитание (воспитание + самовоспитание) + обучение (преподавание + учение) (см. Ч.1. 273-ФЗ, работы А.Н. Скаткина, И.Я. Лернера и других педагогов, то есть ученых в области педагогики).
2. Учитель – адепт образовательной деятельности. Он осуществляет образовательный процесс, преподаватель – преподавание, воспитатель – воспитание. Педагог – осуществляет научно-педагогическую деятельность.
3. Любая деятельность, в том числе преподавания/воспитания имеют две стороны (модальности) – репродуктивная сторона (исполнительство) и продуктивная сторона (творчество/креативность). Например, у работников японских предприятий доминирует исполнительство и во много благодаря этому достигается эффективность труда. Исполнительство/творчество не входят в структуру профессионализма учителя (преподавателя/воспитателя). Есть профессионализм, доминантно проявляющийся в творчестве, а есть профессионализм, доминантно проявляющийся в исполнительстве.
На самом деле профессионализм сочетает стороны/модальности исполнительства и творчества.
4. Что такое признаки современного учителя? Учитель – это работник, замещающий/занимающий должность «учителя». Должности «учитель» ЕКС должностей (2010), 273-ФЗ (2012), профессиональным стандартом (2015) предписаны компетенции/трудовые функции. Для того чтобы исполнять/выполнять компетенции/трудовые функции учитель должен иметь полномочия (права и обязанности). Например, компетенция – проверять тетради. Полномочия – имеет право проверять тетради. Обязанность – ежедневно проверять тетради (указана периодичность).
Для того, что бы чтобы исполнять/выполнять компетенции/трудовые функции учитель должен обладать компетентностью (знать, понимать, уметь). Компетенции –предписываются нормативным актом, компетентности развиваются и формируются в процессах подготовки и образования. Иногда говорят, компетентность – это владение компетенциями. Так вопрос про что: про компетентности или компетенции? Или про признаки учителя, в том числе антропометрические, возрастные и иные?
На основании анализа, можно предположить, что речь идёт об образовательном процессе, об учителе, о признаках его профессионализма в современной социально-орудийной ситуации развития и формирования детей.
В приведенном примере говорится о таких пяти признаках:
1. Технологическая компетентность.
2. Юридическая компетентность.
3. Компетентность в области НОТ (в том числе в тайм-менеджменте).
4. Экономическая компетентность (в том числе финансовая).
5. «Знает подход к современному ребенку». Компетентность в области общей и возрастной физиологии, гигиены, общей и возрастной психологии, социальной психологии (общение), нейропсихологии (восприятие, память, мышление и т.п.), педагогики (дидактики/теории воспитания), методики обучения/воспитания, техник обучения/воспитания…

Данный набор не отвечает критерию системности, носит случайный характер.

Интересно в рамках марафона «Учитель сегодня» на основании полученного эмпирического материала построить модель профессионализма учителя на том или ином уровне детализации (полноты) и на основании этого выявить элементы профессионализма, имеющие наибольшую актуальность в современной ситуации.

На сайте: 7 лет

Род деятельности: Преподаватель/Методист в организации послевузовского образования или науки

Регион проживания: Томская область, Россия

“Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) должны быть предельно конкретизированы и реализуемы для учителей. Об этом заявила в среду на общем собрании членов Российской академии образования (РАО) заместитель министра просвещения РФ ТатьянаСинюгина, сообщает ТАСС”

Побольше конкретики и меньше воды!)

На сайте: 4 года

Род деятельности: Учитель средней школы в общеобразовательной организации

Регион проживания: Московская область, Россия

Уволить на законных основаниях могут не только за нарушение устава, “аморальный поступок”( кстати, что это такое?), но и за применение “физического или психологического насилия”. Если с физическим насилием все более или менее ясно, то что такое психологическое насилие (как и аморальный поступок)? Нельзя не признать, что это вещь весьма неопределенная и каждым понимаемая по-своему. Так, что учитель совсем не защищен в правовом отношении, независмо от того, обладает ли он данной “компетенцией”.
А что касается “компетенции” владения гаджетами, то это уже ниже плинтуса. Вопрос многократно обсужден, выводы далеко не однозначные, и автору стоил бы сперва ознакомиться, вместо того, чтобы писать под диктовку министерских чиновников.

На сайте: 10 лет

Род деятельности: Учитель средней школы в общеобразовательной организации

Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

https://scontent.flwo2-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/53654645_2292029564368438_4518785961714253824_n.jpg?_nc_cat=104&_nc_ht=scontent.flwo2-1.fna&oh=83c92a5bdf2f5a8bbfc0fb3d2bf3eecc&oe=5CDD282B
учитель – испытатель.

На сайте: 2 года

Род деятельности: Воспитатель в дошкольной организации

Регион проживания: —

Почитала комментарии выше.
У нас, товарищи, “горе от ума”. Живите и радуйтесь, относитесь ко всему проще. Не мы такие, жизнь и скорость этой жизни такая.

На сайте: 7 лет

Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

Регион проживания: Нижегородская область, Россия

  • События

Вебинар-практикум: «Конфликты – это здорово! Как получать пользу от разногласий»

20 октября 2022 Интересно

Конкурс для учителей на получение гранта для курса Димы Зицера

до 26 ноября 2022 года Интересно

«Святые места России: главные маршруты духовного туризма»

Как правильно указать условия труда в трудовом договоре

Мы регулярно пишем про кадровые документы и ситуации, которые могут возникнуть в отношениях работодателя и работника. Сегодня рассказываем про то, как правильно указать в трудовом договоре условия труда и как их вообще узнать.

Что такое условия труда

Это то, что можно выразить в цифрах: шум, загазованность, содержание пыли в воздухе, освещение, температура и прочие факторы, которые в совокупности и характеризуют рабочее место.

Все эти данные должны быть зафиксированы у работодателя в особом документе, который называется Карта специальной оценки условий труда. Чтобы такая карта появилась, работодателю нужно провести СОУТ — специальную оценку условий труда.

Пару лет назад мы писали о том, что такое СОУТ и как к нему подготовиться — честно говоря, сделать это надо было до 31 декабря 2018 года: именно тогда закончился переходный период, установленный государством. Вообще, СОУТ проводится один раз в 5 лет. А если условия труда были признаны оптимальными или допустимыми, то СОУТ действует бессрочно. Но если произойдёт несчастный случай, например, сотрудник получит травму на работе, то спецоценку придётся проводить заново.

Результаты СОУТ надо указывать в трудовом договоре. Очень важно делать это правильно, иначе могут быть немаленькие штрафы. Мы рекомендуем писать так:

«Условия труда на рабочем месте являются _______________ (____ класс ____ подкласс). Работнику устанавливаются следующие условия труда: __________________________ (заполняется при наличии).»

Пример: допустимые условия труда

Ещё пример: вредные условия труда

Где узнать классы и подклассы

В карте СОУТ и отчёте о СОУТ — их готовит организация, проводившая спецоценку. Рекомендации и требования к условиям труда находятся там же, а также в Трудовом Кодексе и большом перечне d633g61`6`?>d>?g7c5d)%bur76643?”>>” href=”http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_159501/b3174e19d2035addd9a8b055a07f0f98b89a1e3b/#dst100259″>СанПиНов, которые утверждает Главный санитарный врач РФ.

Условия труда присваиваются конкретной должности по штатному расписанию. (А это значит, что оно должно быть. Как и большое количество других кадровых документов — в этой статье мы писали, каких именно.)

Следовательно, у работников, занимающих одинаковые должности, условия труда должны быть одинаковыми. Они могут быть одинаковыми, даже если должности разные: так обычно бывает, если работа офисная — вредных факторов в этом случае, как правило, нет.

Законный лайфхак для молодых компаний

Только что зарегистрированные компании могут не проводить СОУТ сразу же — у них есть для этого 1 год с даты регистрации. Такой же срок будет в случае, когда в штатном расписании создаётся новая должность (организуется новое рабочее место).

Но так как условия труда — обязательное условие, без которого в трудовом договоре нельзя, то ничего там не указывать и просто ждать 1 год — тоже нельзя. Что же делать?

Ответ дал Минтруд в письме от 26.03.2020: до проведения СОУТ надо указывать в трудовом договоре хотя бы общую характеристику условий труда на рабочем месте — описание рабочего места, используемое оборудование и особенности работы с ним.

В данной ситуации стоит использовать такую формулировку:

«Общие характеристики условий труда на рабочем месте: ______________ (общее описание, используемое оборудование и особенности работы с ним). Класс условий труда на рабочем месте работника определяется по результатам специальной оценки условий труда на рабочем месте, которая проводится в установленные законодательством сроки».

Пример общей характеристики:

Что будет, если не указать условия труда в трудовом договоре

Если инспекция труда об этом не узнает — то ничего. Но если узнает (например, при плановой или внеплановой проверке), то будет штраф.

Индивидуального предпринимателя за каждое нарушение (то есть за каждый неправильно оформленный договор) накажут на сумму от 5 000 ₽ до 10 000 ₽, для юрлица штрафы больше — от 50 000 ₽ до 100 000 ₽. Кроме того, дополнительно оштрафуют ещё и директора компании: придётся заплатить от 10 000 ₽ до 20 000 ₽.

Закон устанавливает диапазон, а какая сумма будет в конкретном случае — решает инспекция на основании внутренних убеждений, логику которых мы пока не познали.

Поэтому думаем, что лучше не рисковать и всё делать правильно и вовремя: проводить спецоценку, платить налоги и зарплату, сдавать отчётность, отвечать на вопросы налоговой и фондов. Кнопка поможет во всех случаях. кроме СОУТ — мы всё-таки больше про бухгалтерию. Но подскажем, к кому обратиться. Подключайтесь :)

Подсказала — Оксана Комарова, юрист Кнопки.

Рассказал всем — Станислав Николаев, маркетолог.

Все статьи мы анонсируем в Телеграме. Ещё там найдёте новости, советы и лайфхаки для предпринимателей. Присоединяйтесь :)

Статья 14. Классификация условий труда

Статья 14. Классификация условий труда

1. Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса – оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.

2. Оптимальными условиями труда (1 класс) являются условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.

3. Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).

4. Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе:

1) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья;

2) подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет);

3) подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;

4) подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

5. Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.

6. В случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, класс (подкласс) условий труда может быть снижен комиссией на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, на одну степень в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 мая 2016 г. N 136-ФЗ в часть 7 статьи 14 внесены изменения

7. По согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, допускается снижение класса (подкласса) условий труда более чем на одну степень в соответствии с методикой, указанной в части 6 настоящей статьи.

8. В отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, снижение класса (подкласса) условий труда может осуществляться в соответствии с отраслевыми особенностями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

9. Критерии классификации условий труда на рабочем месте устанавливаются предусмотренной частью 3 статьи 8 настоящего Федерального закона методикой проведения специальной оценки условий труда.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 14 настоящего Федерального закона

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: