Конфиденциальные сведения и ноу-хау: вводим режим коммерческой тайны в организации
![]() |
Александр Язовский (справа) , управляющий партнер юридической фирмы Patent.Lab, Карен Мусаелян, старший партнер юридической фирмы Patent.Lab |
Что такое ноу-хау?
Конфиденциальная и иная ценная информация компании в России защищается как специальный объект интеллектуальной собственности – секрет производства (ноу-хау). Пункт 1 ст. 1465 Гражданского кодекса признает секретом производства (ноу-хау) любые сведения (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности. Но для этого ноу-хау должно отвечать следующим требованиям:
- информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам;
- у третьих лиц нет свободного доступа к такой информации;
- предприняты разумные меры для соблюдения секретности таких сведений.
Что дает бизнесу ноу-хау?
Надеемся, что секреты вашей компании уже приносят вам доходы, иначе бы вы не заинтересовались их защитой и не начали читать этот материал. Здесь мы сосредоточимся на дополнительных выгодах, которые дает правовая защита ноу-хау.
Во-первых, снижение рисков от человеческого фактора. Если в компании никак не защищаются секреты производства, то любой работник или третье лицо, получивший доступ к вашим секретам может безнаказанно разгласить их компаниям-конкурентам, либо распространить их в отношении широкого круга лиц, и привлечь его к ответственности за такое разглашение будет невозможно. Максимум, что можете сделать вы как работодатель в данных ситуациях – лишить работника поощрительных выплат и предпринять попытку уволить его, тем самым защитив свою будущую интеллектуальную собственность. Но такие способы защиты уже не восстановят коммерческую ценность разглашенных секретов, и не позволят вам взыскать компенсацию с работникам в денежном (или ином) эквиваленте. Напротив, введение ноу-хау позволит привлекать таких недобросовестных работников и других лиц к ответственности, в том числе взыскивать с них компенсации. Риск вместе с работой и деловой репутацией потерять несколько миллионов рублей останавливает готового к проступку работника, а знание, что защищенный секрет будет сложно реализовать без последствий для покупателя, вовсе отваживает от недобросовестных поступков.
Во-вторых, имущественный актив. Ноу-хау является нематериальным активом компании, который имеет стоимость и вносится на бухгалтерский баланс как нематериальный актив и ценен уже в силу его наличия. Например, у вас есть уникальная технология или даже просто клиентская база. Оформив их надлежащим образом в качестве объектов ноу-хау, вы повышаете стоимость своей компании в соответствии со стоимостью этих объектов. Сколько стоит ноу-хау? Это зависит от его коммерческой применимости и конкурентных преимуществ, которые предоставляет ноу-хау. Оценка может производиться гибко, с учетом специфики конкретного объекта правовой охраны.
В-третьих, оптимизация налогообложения. Как имущественный нематериальный актив, поставленный на бухгалтерский баланс, ноу-хау позволяет оптимизировать налоги посредством, например, амортизации (приказ Минфина России от 27 декабря 2007 г. № 153н “Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Учет нематериальных активов” (ПБУ 14/2007).
В-четвертых, легальный дополнительный источник доходов. Ноу-хау можно совершено легально передать иному лицу по договору отчуждения или предоставить его использование по лицензии (франшизе), тогда как незащищенные секреты реализовать указанными выше способами можно только вне правового поля с соответствующими рисками.
В-пятых, широта охвата предметов защиты. Помимо ноу-хау, интеллектуальная собственность бывает разная: товарные знаки, патенты, селекционные достижения, объекты авторского права. Однако их недостаток не только в том, что нужно разглашать их коммерческую сущность при регистрации в уполномоченных органах или организациях, но и в том, что круг сведений, охраняющихся в качестве ноу-хау, значительно шире, чем круг сведений, которые могут охраняться другими объектами интеллектуальной собственности. Если у вас есть информация, и вы не обязаны ее разгласить по закону, то вы можете обеспечить ее защиту как ноу-хау в тех пределах, представляющихся вам достаточными и необходимыми. Так можно защитить незапатентованное изобретение, клиентскую базу, технологии работы, рецепты, формулы, маркетинговые стратегии на интересующих рынках и другие виды информации.
Наконец, озвученные выгоды внедряются быстро, не требуют больших вложений и действуют бессрочно. Срок правовой охраны ноу-хау не ограничен. По сути, его правовая охрана длится до тех пор, пока составляющие его сведения не перестали быть конфиденциальными. Не существует государственной регистрации ноу-хау, поэтому введение режима коммерческой тайны, необходимый для защиты ноу-хау, можно осуществить даже за один день, в отличие, например, от изобретения и полезной модели, которые патентуются не один год и разглашают при регистрации. Введение режима коммерческой тайны в организации – это пакет документов и комплекс технических мер, не требующие больших материальных затрат.
Как защитить ноу-хау режимом коммерческой тайны?
Первое – ввести режим коммерческой тайны в организации:
- подробно и детализировано определить перечень сведений, которые будут составлять коммерческую тайну. При этом следует максимально четко определить, какие сведения являются секретными и не подлежат разглашению. Например, не просто “клиентская база”, а “сведения о клиентах компании, бывших, действующих и потенциальных, включая ФИО учредителей, руководителей, наименование компании, контактные телефоны, адреса электронной почты, интересы, поступившие запросы и заявки, приобретенные продукты, цена и другие условия заключенных сделок, сведения о контролирующих лицах и лицах, принимающих решения, ФИО и контакты сопровождающего клиента менеджере, содержащуюся на материальных носителях – жестких дисках, облачных сервисах в форме электронных документов и/или в бумажных документах, содержащих гриф “Коммерческая тайна”;
- ограничить любой доступ к секретным сведениям, а именно указать: ФИО сотрудника, каким образом, и в каком порядке и объеме обращается с засекреченной информацией, и определить лицо, ответственное за контроль над установленным режимом предоставления доступа к ней;
- составить подробный список лиц (с максимально точным уточнением персональных данных), которые получили или получают фактический доступ к информации;
- разработать документы о порядке использования информации работниками – трудовые договоры с подробным описанием прав и обязанностей работников при взаимодействии ими с конфиденциальной информацией, положение о конфиденциальной информации в организации и должностные инструкции, где устанавливается, что работник получает доступ к коммерческой тайне в связи с исполнением своих трудовых обязанностей. С указанными документами работник должен быть ознакомлен под подпись;
- нанести гриф “Коммерческая тайна” на все материальные носители, содержащие конфиденциальную информацию. Обязательно нужно указать владельца информации: для юридических лиц – полное наименование и местонахождение; для предпринимателей – ФИО и местожительство.
Второе – поддерживать режим коммерческой тайны на уровне документооборота:
- обеспечить регулярную актуализацию перечня объектов защиты, например, баз данных и содержимого охраняемых документов;
- в локальных нормативных актах и на материальных носителях следует указывать дату введения режима коммерческий тайны в отношении информации содержащихся на них, срок действия коммерческой тайны, дату последней актуализации сведений;
- при существенном изменении состава или содержания конфиденциальных сведений следует обеспечивать надлежащее уведомление об этом работников под подпись.
Третье – фиксировать факты:
- доступа к секретным сведениям, в том числе дату, время, место доступа, устройство, с которого осуществлялся доступ, документы или электронные файлы, к которым получен доступ, сведения о лице, которое получило доступ, сведения о лице, которое зафиксировало доступ и может подтвердить данный факт своим показаниями;
- получения лицом уведомления о секретности сведений, оформленный надлежащим образом;
- разглашения секретных сведений;
- причинения убытков, в том числе размер убытков, причинно-следственную связь с действиями лица, разгласившего информацию, наличие вины.
Четвертое – контролировать соблюдение конфиденциальности информации:
при помощи технических мер – расширенный список мер, которые максимизируют эффективность:
- средства физической защиты материальных носителей секретной информации от несанкционированного доступа (защищенные хранилища, сейфы, кодовые замки);
- разработка системы видеонаблюдения;
- контрольно-пропускной режим и система контроля доступа в помещения с фиксацией каждого получившего доступ лица;средства авторизации, сертификации, получения прав на доступ к информации; средства шифрования и криптографии; средства защиты от компьютерных вирусов, межсетевые экраны, разграничение доступа к информации; средства мониторинга сетей и протоколирования всех фактов и процедур обращения с конфиденциальной информацией;
организационные меры: введение функций контроля в должностные обязанности руководителей, контролеров, ревизоров, аудиторов, системных администраторов, работников служб безопасности.
Судебная практика показывает, что ненадлежащее введение режима коммерческой тайны (постановление Суда по интеллектуальным правам от 16 ноября 2017 г. по делу № А33-28905/2016) или неприемлемая фиксация юридически значимых фактов (апелляционное определение Московского городского суда от 18 сентября 2013 г. № 11-28840, определение Московского городского суда от 16 декабря 2014 г. № 33-40501/2014) является основанием для отказа в привлечении работника, разгласившего секретные сведения, к какой-либо ответственности. Будьте внимательны к соблюдению всех четырех пунктов, перечисленных выше.
Любой бизнес нуждается в комплексной защите, особенно в защите коммерчески важной и конфиденциальной информации от разглашения ее сотрудниками компании. В обратном случае компания может потерять всю ценную и конкурентно важную информацию, если ее сотрудник решит эту информацию украсть или использовать в новой компании, куда будет трудоустраиваться в будущем. Для того чтобы защитить секретную информацию необходимо оформить потенциально прибыльные сведения в виде такого результата интеллектуальной деятельности, как ноу-хау и ввести в отношении него режим коммерческой тайны. Введение режима коммерческой тайны в организации обусловлено практической целью – созданием нематериального имущественного объекта, который будет являться активом компании, а также защита от разглашения данных сведений, которая влечет за собой крупные конкурентные, а следовательно и финансовые потери.
О том, какие практические действия предпринять, если работник все же нарушил режим коммерческой тайны, поговорим в следующей колонке.
В чем отличие соглашения о конфиденциальности от коммерческой тайны?
Е. М. Тараненко
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам
Вопрос
Соглашение NDA. Правовая природа этого соглашения? В чем отличие от коммерческой тайны? Какими статьями регулируется?
Ответ
Соглашение о неразглашении или соглашение о нераспространении информации (соглашение о конфиденциальности или NDA) – это соглашение, которое заключается в целях сохранения конфиденциальности информации, определенной данным соглашением. Как правило, такое соглашение заключается между субъектами гражданско-правовых отношений при передаче информации, которую правообладатель намеревается сохранять в тайне в целях недопущения ее распространения. Законодательство РФ прямо не регулирует данное соглашение, хотя в некоторых нормативных актах оно упомянуто (например, в законе об ООО, в законе об АО предусмотрено подписание данного соглашения участником ООО либо акционером, обратившимся за предоставлением доступа к документам общества).
Коммерческая тайна – это правовой режим, устанавливающий конфиденциальность информации, позволяющей ее обладателю получить в связи с этим какую-либо выгоду. Данный режим устанавливается правообладателем в организации (ИП) при условии соблюдения всех мер по охране конфиденциальности информации, которые предусмотрены законом о коммерческой тайне. При предоставлении доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, третьим лицам возможно заключение соглашения NDA. При этом условия о неразглашении информации также могут быть включены в трудовые договоры работников правообладателя коммерческой и иной тайны либо с такими работниками может быть заключено отдельное соглашение о неразглашении конфиденциальной информации.
В любом случае соглашение NDA подпадает под действие закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Если данное соглашение заключается в отношении коммерческой тайны, то оно должно также соответствовать требованиям закона «О коммерческой тайне». К соглашению о неразглашении, которое заключается с работниками, применяются нормы ТК РФ.
Обоснование
К конфиденциальной информации относятся любые сведения, доступ к которым ограничен законодательством: персональные данные, информация, составляющая профессиональную (адвокатскую, банковскую, аудиторскую и пр.), коммерческую, служебную и государственную тайну.
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 09.03.2021) “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.03.2021)).
Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ).
В силу статьи 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
При этом в силу статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Соглашение о неразглашении или нераспространении информации (NDA) законодательством РФ не урегулировано, относится к непоименованным договорам, условия которых стороны определяют самостоятельно. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами (пункт 2 статьи 421 ГК РФ). К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков, указанных в пункте 3 статьи 421 ГК РФ, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (пункт 1 статьи 6) к отдельным отношениям сторон по договору.
Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (пункт 1 статьи 432 ГК РФ). Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма (согласно положениям статьи 434 ГК РФ).
При этом соглашение о неразглашении или соглашения о нераспространении информации прямо предусмотрено в отдельных нормативных актах. Например, пунктом 5 статьи 50 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 31.07.2020, с изм. от 24.02.2021) “Об обществах с ограниченной ответственностью” установлено, что срок исполнения обязанности по предоставлению документов, содержащих конфиденциальную информацию, исчисляется не ранее чем с момента подписания между обществом и обратившимся с требованием о предоставлении доступа к документам участником договора о нераспространении информации (соглашения о конфиденциальности) по форме, принятой в обществе. Срок исполнения обязанности по предоставлению документов, содержащих конфиденциальную информацию, исчисляется не ранее чем с момента подписания между обществом и обратившимся с требованием о предоставлении доступа к документам акционером договора о нераспространении информации (соглашения о конфиденциальности) (часть 12 статьи 91 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 31.07.2020, с изм. от 24.02.2021) “Об акционерных обществах” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)). Условия договора о нераспространении информации (соглашения о конфиденциальности) могут определяться обществом в формуляре или в иной стандартной форме и должны быть едиными для всех акционеров общества. Публичное общество обязано разместить на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” условия данного договора. В случае группового обращения акционеров данный договор должен быть подписан каждым из них, а при предоставлении доступа к документам представителю акционера по доверенности как самим акционером, так и его представителем.
Коммерческая тайна – режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду (статья 3 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ (ред. от 09.03.2021) “О коммерческой тайне”).
Меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя (пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ):
- определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
- ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
- учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
- регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
- нанесение на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа “Коммерческая тайна” с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц – полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей – фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).
В трудовом договоре работника могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности, о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной) (статья 57 ТК РФ).
Е. М. Тараненко
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам
Являются ли персональные данные действительно конфиденциальными, или Как соотносятся категории «персональные данные» и «тайны» (взгляд цивилиста)
Закон.Ру – официально зарегистрированное СМИ. Ссылка на настоящую статью будет выглядеть следующим образом: Рожкова М.А. Являются ли персональные данные действительно конфиденциальными, или Как соотносятся категории «персональные данные» и «тайны» (взгляд цивилиста) [Электронный ресурс] // Закон.ру. 2019. 18 марта. URL: https://zakon.ru/blog/2019/3/18/yavlyayutsya_personalnye_dannye_dejstvitelno_konfidencialnymi_ili_kak_sootnosyatsya_kategorii_person
Достаточно часто в отечественных публикациях и выступлениях звучат утверждения, что персональные данные являются конфиденциальными и вследствие этого охватываются понятием «тайна». Некоторых это приводит к выводу о целесообразности объединения в одном законе норм, регулирующих как тайны, так и персональные данные.
Попробуем разобраться, насколько верна такая позиция.
Понятие конфиденциальности
В русском языке синонимами слова «конфиденциальный» традиционно являются «секретный», «тайный», «доверительный», «не подлежащий огласке»[1]. Поэтому понятия «тайна», «секрет», «конфиденциальность» всегда признавались равнозначными и использовались для обозначения того, что неизвестно другим и не должно быть раскрыто под угрозой применения мер ответственности.
В отечественном законодательстве нашел закрепление подход, согласно которому под тайной понимаются сведения, которые не известны третьим лицам и не могут быть ими свободно получены, обладают определенной ценностью, защищаются от несанкционированного доступа к ним. В частности, выделяются государственная (в том числе военная), профессиональная, служебная, коммерческая тайна, секрет производства – для них установлены соответствующие правовые режимы.
Изучение зарубежного опыта позволяет сделать вывод о том, что за понятием «конфиденциальность» сегодня признается более широкое значение – им охватываются как собственно тайны (секреты), так и иные формы ограничения применительно к конкретным типам информации[2]. Выделяют две основные разновидности конфиденциальности:
– секретность (secrecy), которая понимается как форма сокрытия информации, которая носит недобровольный характер и предусматривает санкции за разглашение. Именно под режим secrecy подпадают упомянутые выше государственные, профессиональные, служебные, коммерческие тайны, тайны частной жизни (личные, интимные, семейные), а также, например, информация для служебного пользования, согласованная контрагентами конфиденциальная информация и т.п.
– приватность (privacy), представляющая собой форму ограничения доступа к личным сведениям, в силу которой всякое использование таких сведений допускается только с согласия субъекта этих сведений. Эта разновидность конфиденциальности распространяется на личную информацию, которая не является тайной (секретом), но использование которой третьими лицами допустимо лишь при условии соблюдения определенных правил. Под режим privacy подпадает любая личная информация, использование которой третьими лицами может привести к нарушению неприкосновенности частной жизни субъекта этой информации.
Надо признать, что обозначенное разграничение проникло и в отечественное право. Именно о privacy (как разновидности конфиденциальности) идет речь в ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон об информации), в которой под конфиденциальностью информации предлагается понимать «обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя».
Эта новация стала результатом начала ратификационного процесса подготовки России к участию в Конвенции 108[3], о которой речь пойдет далее.
Конвенция 108
Эту часть статьи хотелось бы предварить замечанием, уже звучавшим в моей предыдущей работе: общеизвестный термин «personal data» было бы вернее перевести на русский язык не как «персональные данные», а как «личные данные», «личные сведения» или «личная информация» (далее эти выражения будут использоваться как синонимы). На мой взгляд, это значительно облегчило понимание целей и сущности отечественного законодательства о персональных данных.
В преамбуле Конвенции 108 отмечается увеличение трансграничного потока личной информации, которая сегодня подвергается автоматизированной обработке (включающей хранение, аналитику, изменение, уничтожение, поиск, распространение личных сведений). Указывается, что в этих условиях необходимо усиление защиты прав и свобод граждан, в частности права на неприкосновенность частной жизни.
С учетом этого цель Конвенции 108 состоит в обеспечении для каждого частного лица уважения его прав и основных свобод, и в частности его права на неприкосновенность частной жизни, в том что касается автоматизированной обработки его личной информации (ст. 1). Для краткости эта цель обозначена как «защита данных». Иными словами, использованное в Конвенции 108 выражение «защита данных» должно пониматься в контексте защиты не самих по себе личных данных, а прав и основных свобод частных лиц, которые могут быть нарушены при автоматизированной обработке (использовании) этой информации.
В ст. 7 Конвенции 108 закреплено положение, касающееся обеспечения безопасности личных данных: в ней предусмотрено, что для целей безопасности личной информации, хранящейся в автоматизированных базах данных, принимаются надлежащие меры, направленные на предотвращение (1) случайного или несанкционированного уничтожения / (2) случайной потери сведений / (3) несанкционированного доступа, изменения или распространения таких сведений.
Помимо упомянутых мер безопасности Конвенция 108 в ст. 8 закрепляет дополнительные гарантии для субъектов личных сведений, предоставляя им возможность: (1) знать об автоматизированных базах личных данных и их целях; (2) получать подтверждение того, что их личная информация хранится в такой базе; (3) добиваться исправления или уничтожения данных, если они подверглись обработке в нарушение национального законодательства; (4) при невыполнении указанных просьб использовать соответствующие средства правовой защиты.
В силу ст. 10 Конвенции 108 каждое государство, присоединившееся к Конвенции 108, должно закрепить надлежащие санкции и определить средства правовой защиты на случай нарушения норм национального законодательства, в котором воплощены принципы защиты данных, изложенных в Конвенции.
Отечественное законодательство о персональных данных
В 2006 году в рамках упомянутого ратификационного процесса был принят Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон о персональных данных), который, как следует из его ст. 1, призван урегулировать отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой как с использованием средств автоматизации, так и без таковых в установленных законом случаях[4]. В качестве цели Закона о персональных данных (подобно Конвенции 108) указывается на «обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну».
В п. 1 ст. 19 Закона о персональных данных предусмотрена обязанность оператора при обработке данных принимать меры по обеспечению их безопасности – необходимые правовые, организационные и технические меры, направленные на предотвращение: (1) неправомерного или случайного доступа к ним; (2) уничтожения данных; (3) их изменения; (4) блокирования; (5) копирования данных; (6) предоставления; (7) распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий.
Помимо этого в Законе о персональных данных содержится ст. 7, носящая наименование «Конфиденциальность персональных данных», которая закрепляет следующее положение: «Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом». По всей видимости, именно ст. 7 и подводит многих юристов к мысли о том, что персональные данные – это сведения, которые следует рассматривать как разновидность тайны.
Однако подобные выводы неверны.
Во-первых, под категорию «персональные данные» на сегодняшний подпадают разные по своей природе разновидности личной информации, в том числе сведения, однозначно не являющиеся секретными и ни в коей мере не относящиеся к тайне (на это указывалось в моей предыдущей статье о персональных данных).
Во-вторых, ст. 7 Закона о персональных данных, по сути, лишь устанавливает общий запрет на использование личных сведений граждан без их согласия операторами и другими лицами, получившими доступ к этим сведениями. Иными словами, в данной статье Закона о персональных данных, как и ст. 2 Закона об информации, под конфиденциальностью понимается privacy.
Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что понятие «персональные данные» отнюдь не тождественно понятию «тайна». Это заключение основано в том числе и на том, что конфиденциальность персональных данных предполагает иную форму ограничения (privacy), отличающуюся от режима секретности (secrecy).
P.S. лента новостей IP CLUB в сфере права интеллектуальной собственности и цифрового права (IP & Digital Law) в:
[1] См., например: Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Рус.яз., 1991. С. 293; Словарь иностранных слов. М.:
[2] См. например, Shils, Edward A. The Torment of Secrecy: The Background and Consequences of American Security Policies. Chicago: Ivan R. Dee. 1956, reissued 1996.
[3] Федеральный закон от 19 декабря 2005 г. № 160-ФЗ «О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных».
[4] «…без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным».
Коммерческая тайна VS конфиденциальные сведения: отличия и способы защиты
Содержание статьи
- Когда информация считается конфиденциальной?
- Когда информация является коммерческой тайной?
- Как сделать информацию коммерческой тайной?
- Соглашение о неразглашении с работниками
- Ответственность сотрудников за разглашение конфиденциальной информации
Защита конфиденциальной информации, как ценного корпоративного актива, требует существенных усилий от правообладателя. Идеи крутого маркетинга и дизайна, технологии и рецептуры производства, картотеки клиентов и – все это не предусматривает автоматической защиты по закону. Хотя ущерб, который может быть причинен впоследствии правообладателю можно оценивать миллионами, иногда десятками и сотнями миллионов. Поэтому информацию предпочитают хранить в тайне. Но как обеспечить эту самую тайну в отношении неохраняемых со стороны закона сведений? Какие существуют режимы защиты, и когда информация становится коммерческой тайной? Разбираем основные моменты.
Когда информация считается конфиденциальной?
В законе о конфиденциальной информации сказано немного. Таковыми признаются любые сведения, которые стали известны третьим лицам и разглашение которых запрещено правообладателем этих сведений (п. 7 ст. 2 закона № 149-ФЗ «Об информации…»). Конфиденциальными могут быть, например, сведения о личной жизни, служебная информация, сведения связанные с коммерческой деятельностью ( Указ Президента № 188).
Иными словами, конфиденциальность – понятие общее. Это некий правовой режим, обязывающий к неразглашению информации любого характера, если ее обладатель считает ее конфиденциальной. То есть, запретил третьим лицам, которым она стала известна, ее разглашение. Конечно, конфиденциальными могут быть и сведения коммерческой тайны.
Когда информация является коммерческой тайной?
По ст. 3 ФЗ «О коммерческой тайне» (ФЗ № 98), таковыми признаются любые корпоративные и коммерчески-ценные сведения, которые в силу их секретности для третьих лиц позволяют правообладателю получить материальную выгоду. Например, повысить прибыль или уменьшить расходы на производство продукции. Но становится информация коммерческой тайной (КТ) только после того, как в ее отношении будет введен специальный режим защиты.
Получается, вот в чем разница: КТ – это всегда конфиденциальная информация. Но конфиденциальная информация – далеко не всегда является КТ.
Перечень сведений коммерческой тайны предприятие определяет самостоятельно (ч. 1 ст. 4 ФЗ № 98). Правда, есть сведения, ограничение которых недопустимо, например, сведения (ст. 5 ФЗ № 98):
- из учредительных документов;
- о загрязнении окружающей среды;
- о системе оплаты труда и составе трудового коллектива;
- о долгах по зарплате и прочие.
Как сделать информацию коммерческой тайной?
Чтобы ввести в отношении информации режим КТ, предприятие обязано принять целый комплекс мер, а именно (ч. 1 ст.10 ФЗ № 98):
- Утвердить список сведений, составляющих коммерческую тайну.
- Утвердить положение о КТ, определить порядок работы со сведениями, на которые распространяется режим КТ.
- Определить круг работников, допущенных к работе с КТ.
- Внести в трудовые договоры с сотрудниками и их должностные инструкции обязательства о неразглашении КТ.
- Папки и диски, в которых может находиться КТ, обозначить грифом «Коммерческая тайна».
После введение защитного режима, руководству также предстоит (ч. 1 ст. 11 ФЗ № 98):
- Под роспись ознакомить работников с положением о конфиденциальной информации, которая признается коммерческой тайной.
- Под роспись ознакомить их с правилами работы с КТ и ответственностью за нарушение.
- Обеспечить условия, в которых сотрудники смогут соблюдать режим КТ.
Этот минимум мер, которые должно обеспечить предприятие для введения защитного режима. Если ограничиться лишь отдельными мероприятиями, информация по закону не приобретает режим КТ.
Соглашение о неразглашении с работниками
Соглашение о запрете разглашения коммерческой тайны обычно заключается с персоналом, допущенным к работе с КТ. Его нужно заключать обязательно с теми работниками, в трудовых договорах с которыми отсутствует условие о неразглашении. Например, с сотрудниками, которые наняты до введения защитного режима. С новыми работниками условие о неразглашении можно вносить в трудовой договор.
Вот образец соглашения. Оно подписывается между работником и руководителем организации, и выступает как приложение к трудовому договору. В нем можно отобразить любые условия, о которых стороны договорятся. Например, обязательство о неразглашении после увольнения, на протяжении определенного срока.
Аналогичное соглашение имеет смысл заключить и с партнерами-контрагентами, у которых доступ к информации, содержащей КТ, возник в силу договорных отношений.
Ответственность сотрудников за разглашение конфиденциальной информации
Ответственность сотрудников нельзя урегулировать соглашением, она уже урегулирована законом. Так, в случае разглашения сведений КТ, работодатель может:
- Уволить виновного работника на основании пп. «в» п. 6 ст. 81 ТК.
- Взыскать причиненный в результате материальный ущерб через суд.
- Написать заявление в полицию. В зависимости от обстоятельств, тяжести совершенного проступка и квалификации, его могут привлечь к:
- административной ответственности и оштрафовать на 5 тыс. рублей (ст. 13.14 КоАП);
- уголовной ответственности по ч. 2 ст. 183 УК и назначить наказание вплоть до 2 лет лишения свободы.
Коммерческая тайна: защищаемся от изъятия
В каждой организации есть информация, которая обладает коммерческой ценностью, и разглашение которой является нежелательным. В различных ситуациях в состав такой информации могут включаться сведения о деятельности фирмы, ее контрагентах (наименование, ИНН, адрес), условия заключаемых ею сделок, различные внутренние проекты, расчеты и т.д.
При этом, желая ограничить доступ к подобным сведениям, компании обычно не выходят за рамки устных указаний своим сотрудникам, установления паролей на отдельных офисных компьютерах, а в крайнем случае – приобретения сейфа для хранения документов. Однако всех этих мер оказывается недостаточно, когда речь заходит о контрольных мероприятиях, проводимых различными государственными органами в отношении организации: при наличии соответствующих оснований компьютеры ими могут быть изъяты, сейфы вскрыты, а пароли – расшифрованы. В результате организация оказывается незащищенной перед лицом проверок со стороны различных контролирующих структур (налоговые органы, органы МВД и прокуратуры и т.п.)
О том, существуют ли правовые механизмы для защиты коммерческой информации от изъятия контролирующими органами, и пойдет речь в нашей сегодняшней рассылке.
Для особой информации – особый режим…
Возможность легальными способами защитить коммерческую информацию от разглашения появилась в российском законодательстве уже давно. Так, в соответствии с логикой главы 75 ГК РФ каждая организация вправе ограничить доступ к информации, связанной с ее предпринимательской деятельностью, а также установить в отношении нее режим коммерческой тайны, и тогда у этой организации возникнет исключительное право на использование соответствующих сведений, то есть, исключительное право на секрет производства (ноу-хау).
Но какая конкретно информация может быть защищена с помощью режима коммерческой тайны?! Ответ на этот вопрос содержится в Федеральном законе от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее – Закон о коммерческой тайне), согласно которому режим коммерческой тайны может быть распространен на любые сведения, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу их неизвестности третьим лицам. К их числу может быть отнесена информация любого характера, в том числе результаты интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, сведения о способах осуществления профессиональной деятельности – например, содержание сделок с контрагентами, результаты исследований рынка, отчеты сотрудников, содержание деловой переписки и т.д. Исключения составляют сведения, содержащиеся в учредительных документах, численность и состав работников, задолженность по выплате заработной платы и некоторые другие сведения.
Главная задача, которая достигается после установления организацией режима коммерческой тайны, заключается в том, что с этого момента конфиденциальность подпадающих под действие этого режима сведений охраняется законом, также как и интересы организации, связанные с неразглашением этих сведений (в т.ч. из-за необоснованного изъятия со стороны контролирующих органов, доведения до сведения контрагентов и т.п.). Ведь согласно п. 1 ст. 14 Закона о коммерческой тайне лица, необоснованно получившие доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, могут понести за это дисциплинарную, гражданско-правовую, материальную, административную или уголовную ответственность.
Давайте разберемся: могут ли государственные органы на законных основаниях получить при проведении контрольных мероприятий доступ к информации, составляющей коммерческую тайну.
От чего защитит коммерческая тайна?
Общее правило, регламентирующее порядок предоставления государственным органам информации, составляющей коммерческую тайну, закреплено в ст. 6 Закона о коммерческой тайне. С одной стороны, в ней говорится, что по мотивированному требованию государственного органа о предоставлении информации, составляющей коммерческую тайну, обладатель этой информации предоставляет ее на безвозмездной основе. Вместе с тем, законом также предусмотрена возможность обладателя конфиденциальной информации отказаться от ее представления. В случае такого отказа соответствующий государственный орган вправе затребовать необходимую ему информацию только в судебном порядке.
Иными словами, если организация сочтет, что истребование у нее «засекреченной» информации может навредить ее интересам (например, из-за повышения риска ее утечки), она может отказаться от ее предоставления административному органу. И тогда насильственное изъятие соответствующей информации без санкции суда будет являться незаконным и станет основанием для привлечения виновных лиц к ответственности.
Например, информацию, составляющую коммерческую тайну, не вправе изымать правоохранительные органы – для ее получения им необходимо будет обратиться за санкцией суда, который и должен будет принять решение об обоснованности такого изъятия. При этом даже если силовики осуществят насильственное изъятие той или иной информации у налогоплательщика в нарушение закона, впоследствии они все равно не смогут использовать ее в качестве доказательств, поскольку такие доказательства будут считаться полученными с нарушением закона.
Однако из общего правила есть одно обидное исключение, которое касается изъятия у налогоплательщика информации налоговыми органами. Дело в том, что действующее российское законодательство не препятствует налоговикам осуществлять выемку документов и предметов в порядке ст. 94 НК РФ, даже если на них зафиксирована информация, составляющая коммерческую тайну, и для этого им не надо получать специальную санкцию суда. Предпосылки для возникновения у налоговых органов особого статуса при работе с «засекреченной» информацией состоят в следующем.
Так, в налоговом законодательстве предусмотрен специальный институт, направленный на защиту конфиденциальности информации о налогоплательщиках – институт налоговой тайны. Согласно ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике (за некоторыми исключениями). Все эти сведения имеют специальный режим хранения и доступа и не подлежат разглашению, в противном случае виновных лиц можно привлечь к ответственности. Это в полной мере обеспечивает соблюдение интересов проверяемого лица по сохранению конфиденциальности полученной налоговыми органами информации.
Вместе с тем, выемка документов и предметов налоговыми органами производится только на основании мотивированного постановления, причем исключительно в случае непредставления затребованных документов либо при наличии реальной угрозы уничтожения, сокрытия, изменения или замены этих документов. Доказать необходимость произведения выемки при отсутствии указанных выше обстоятельств достаточно трудно, поэтому налоговым органам проще привлечь для проведения выемки предметов милиционеров, для которых подобных ограничений нет. Тем более, что при проведении выездных налоговых проверок в состав проверяющих часто включаются представители МВД России, которые активно участвуют в ней, а при необходимости «содействуют» в изъятии предметов. Единственным препятствием для них может стать введение режима коммерческой тайны.
Однако для этого необходимо потрудиться. Посмотрим, в чем состоит порядок внедрения режима коммерческой тайны в организации.
Нюансы внедрения режима коммерческой тайны
На деле внедрение коммерческой тайны является весьма трудоемким процессом и требует профессионального подхода, поскольку данная процедура подвержена тщательной законодательной регламентации, и при несоблюдении каких-либо формальностей режим коммерческой тайны не будет считаться установленным, а соответствующая информация не получит защиты. Чтобы «режим секретности» начал действовать, необходимо выполнение нескольких обязательных условий, связанных с обращением конфиденциальной информации. Их лучше всего закрепить в специально разработанном Положении, которое утверждается приказом генерального директора. Что же это за условия?!
Прежде всего, необходимо определить перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, исходя из существующих потребностей. Например, судя по опыту работы Консалтинговой группы «Экон-Профи», целесообразно отнести к числу информации, составляющей коммерческую тайну, любые сведения об условиях сделок между организацией и ее контрагентами, содержащиеся в договорах, актах и иных сопутствующих документах, внутренние отчеты о проделанной работе, бухгалтерские справки и т.п.
Обратите внимание: при определении перечня информации, составляющей коммерческую тайну, не всегда обязательно ссылаться на видовые признаки соответствующих сведений – обычно можно ограничиться их общими характеристиками: например, содержание электронной переписки сотрудников организации с представителями бизнес-партнеров.
Во-вторых, к информации, составляющей коммерческую тайну, необходимо ограничить доступ. Выполнение данного условия достигается за счет введения специальных правил хранения материальных носителей информации, составляющей коммерческую тайну (например, документы – в сейфе, жесткие диски ЭВМ – в общедоступных местах, но при условии установления пароля), а также за счет наделения работников организации полномочиями по работе с такой информацией. При этом вопрос о полномочиях работников можно решить двумя путями: либо наделять каждого конкретного сотрудника определенными правами и обязанностями по работе с конфиденциальной информацией, либо в общем виде оговорить ограничения, вводимые для отдельных категорий сотрудников в связи с введением в организации режима коммерческой тайны. Не следует также забывать, что в трудовые договоры с ответственными сотрудниками следует внести дополнения об обязанности по соблюдению действующего в организации режима коммерческой тайны (в этом случае проще будет добиться выполнения установленных правил, а при необходимости – привлечь работника к дисциплинарной или материальной ответственности).
В-третьих, владелец конфиденциальной информации обязан вести учет лиц, которым она предоставляется или передается. В нашей практике ведение подобного учета обычно достигается путем утверждения соответствующих ведомостей (табелей), обязанности по ведению которых возлагаются на конкретных сотрудников организации.
Четвертым обязательным условием сохранности коммерческой информации является установление ограничений на использование такой информации работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров. Иными словами, работники и контрагенты, в случае получения доступа к такой информации должны быть уведомлены о статусе данных сведений, о порядке и условиях их использования.
Наконец, в-пятых, владелец информации должен обеспечить нанесение на материальные носители (документы, компьютеры и т.д.), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа «Коммерческая тайна» с указанием на полное наименование организации и место ее нахождения (для нанесения грифов лучше заказать ненаборный штамп в специализированной организации). Несмотря на кажущуюся формальность данного требования, его соблюдение также обязательно, поскольку сам факт отсутствия грифа на материальных носителях является достаточным основанием для признания режима коммерческой тайны неустановленным. В то же время предназначение грифа вполне ясно: он сигнализирует посторонним лицам об особом статусе информации, зафиксированной на конкретном материальном носителе.
Только при реализации всех вышеперечисленных мер режим коммерческой тайны будет считаться установленным, и у организации появится возможность защищать информацию от разглашения. Еще раз отметим: соблюсти все тонкости в данном случае непросто, поэтому если у налогоплательщика существует реальная потребность в защите конфиденциальности информации, доверить проведение соответствующих процедур обязательно нужно специалистам соответствующего профиля.
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как теперь будут контролировать наличку. 115-ФЗ в 2022 году ».
Только до завтра можно забрать запись со скидкой 20%. Программу вебинара смотрите здесь
Статья 218 ТК РФ. Комитеты (комиссии) по охране труда (действующая редакция)
По инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Комментарий к ст. 218 ТК РФ
1. Составной частью системы управления охраной труда организации является комитет по охране труда. В соответствии с п. 2.2 Межгосударственного стандарта ГОСТ 12.0.230-2007 “Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования” комитет (комиссия) по охране труда – комитет, в состав которого входят представители работников и представители работодателей, созданный и функционирующий на уровне организации согласно национальным законам, правилам и практике.
Комитет создается по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа на паритетной основе (каждая сторона имеет один голос вне зависимости от общего числа представителей стороны) из представителей работодателя, выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
Численность комитета определяется в зависимости от численности работников в организации, специфики производства, количества структурных подразделений и других особенностей, по взаимной договоренности сторон, представляющих интересы работодателя и работников.
Выдвижение в комитет представителей работников организации может осуществляться на основании решения выборного(-ых) органа(-ов) первичной(-ых) профсоюзной(-ых) организации(-ий), если он (они) объединяет(-ют) более половины работающих, или на собрании (конференции) работников организации; представителей работодателя – работодателем. Состав комитета утверждается приказом (распоряжением) работодателя.
2. В соответствии со стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 12.0.007-2009 “Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию”, утв. Приказом Ростехрегулирования от 21.04.2009 N 138-ст, задачами комитета (комиссии) являются: разработка на основе предложений членов комитета (комиссии) программы совместных действий работодателя, профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных работниками представительных органов по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний; организация проведения проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, подготовка соответствующих предложений работодателю по решению проблем охраны труда на основе анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты (п. 7.5.3).
Комитет (комиссия) взаимодействует с государственными органами управления охраной труда, органами федеральной инспекции труда, другими государственными органами надзора и контроля, а также с технической инспекцией труда профсоюзов (п. 7.5.2).
Комитет (комиссия) осуществляет свою деятельность в соответствии с разрабатываемыми им регламентом и планом работы (п. 7.5.6).
Члены комитета (комиссии) проходят обучение по охране труда по направлению работодателя на специализированные курсы не реже одного раза в три года за счет средств работодателя, а также средств Фонда социального страхования РФ (страховщика) в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда (п. 7.5.7).
Обеспечение деятельности комитета (комиссии), его членов (освобождение от основной работы на время исполнения обязанностей, прохождения обучения и т.п.) устанавливают коллективный договор, локальные нормативные правовые акты организации (п. 7.5.8).
3. Положение о комитете (комиссии) организации разрабатывается на основе Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29.05.2006 N 413. Положение о комитете организации утверждается приказом (распоряжением) работодателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа и (или) иного уполномоченного работниками организации представительного органа.
Типовым положением предусмотрены основные задачи, функции и права комитета (комиссии) по охране труда.
Члены комитета информируют не реже одного раза в год выборный орган первичной профсоюзной организации или собрание (конференцию) работников о проделанной ими в комитете работе. Выборный орган первичной профсоюзной организации или собрание (конференция) работников организации вправе отзывать из комитета своих представителей и выдвигать в его состав новых представителей. Работодатель вправе своим решением отзывать своих представителей из комитета и назначать вместо них новых представителей (п. 16 Типового положения).
Комиссии предприятия – первые помощники работодателя
Время чтения: 4 мин
Комиссии предприятия – первые помощники работодателя по организации работы по охране труда на предприятии
В нашей стране Законодательство в области безопасности предусматривает очень большой объем ответственности работодателя. Организация различных мероприятий на своем предприятии предусматривает в первую очередь сохранение жизни и здоровья работников. Для реализации этих требований руководитель вправе использовать своих же сотрудников, имеющих соответствующие полномочия и компетентность, в том числе и различные комиссии и комитеты.
В этой статье мы рассмотрим какие именно бывают комиссии в организации, их цели и предназначение.
Комитет по охране труда
Обязательно ли создавать комитет по охране труда?
Нет, только по своей инициативе или по инициативе работников работодатель может создать комитет по охране труда 1 .
Основание: ст.218. ТК РФ.
Кто входит в состав?
В состав этого комитета должны войти как представители от работодателя, так и представители выборного органа от работников. Количество и тех и других должно быть одинаковым. Итоговый состав должен утверждаться приказом работодателя.
Какие стоят перед комитетом задачи?
Комитет выполняет следующие задачи:
- разрабатывает программы совместных действий работодателя и выборного уполномоченного работниками органа по обеспечению соблюдения требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- организует проверки состояния условий труда на рабочих местах, подготавливает по их результатам предложения работодателю по улучшению условий труда;
- содействует службе охраны труда в информировании работников о состоянии условий труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья, о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и опасных условиях труда.
Какие документы могут понадобится в работе?
- Для организации работы комитета необходимо разработать и утвердить соответствующее положение.
- Разрабатывается оно на основании Типового положения.
- Посмотреть типовое положение можно по ссылке.
Комиссия по проверке знаний по охране труда
Для проверки знаний требований охраны труда работодатель обязан своим приказом создать комиссию по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке 2 .
Как правильно организовать работу комиссии, можете прочитать в нашей статье Обучение по охране труда: Вопросы и ответы.
Какие документы необходимы для работы комиссии?
Пожарно-техническая комиссия
Для предупреждения пожаров на предприятии его руководитель может создать пожарно-техническую комиссию. Такая комиссия создается из специалистов организации, ответственных за пожарную безопасность и прошедших обучение по пожарно-техническому минимуму 3 .
Обязательно ли создание такой комиссии?
Нет, это право работодателя. Обращаем внимание — п.5. Правил противопожарного режима — утратил силу с 26.09.2017 .
Задачи комиссии:
- проведение профилактических мероприятий;
- выявление и анализ взрывопожароопасности на производстве;
- разработка программ инструктажей;
- согласование локальных актов в части ПБ;
- обеспечение наглядными пособиями и инструкциями;
- участие в расследовании причин пожаров;
- составление и сдача отчетности.
Какие документы могут понадобиться?
- Приказ о создании комиссии.
- Протокол заседания.
- Положение о работе комиссии.
Комиссия по электробезопасности (проверка знаний)
Для тех предприятий, на которых работает электротехнический и электротехнологический персонал необходимо назначить комиссию по проведению проверки его знаний.
Какой состав комиссии необходим?
Комиссия назначается в составе не менее пяти человек. Председателем комиссии назначается, обычно, ответственный за электрохозяйство организации.
Какие существуют требования к членам комиссии?
Председатель комиссии должен иметь группу по электробезопасности V в организациях с электроустановками напряжением до и выше 1000 В.
Если у Потребителей электроустановки напряжением только до 1000 В, то тогда только группу IV.
Все члены комиссии должны иметь группу по электробезопасности не ниже III и пройти проверку знаний в комиссии органа госэнергонадзора 4 .
Задачи комиссии заключаются в проверке знаний правил электробезопасности у работников.
Обязательно ли создавать такую комиссию?
Нет, это лишь право работодателя. Если комиссия не создается, пройти очередную проверку знаний можно и в учебном центре.
1 — Статья 218 ТК РФ;
2 — Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 (ред. от 30.11.2016) «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2003 N 4209);
3 — Приказ МЧС РФ от 12.12.2007 N 645 (ред. от 22.06.2010) «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.01.2008 N 10938);
4 — Приказ Минэнерго России от 13.01.2003 N 6 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.01.2003 N 4145).