Корпоративная норма – что это, примеры

Корпоративная норма — это

Внутрикорпоративные отношения в рамках какого-либо предприятия или учреждения регулируются особыми правилами. Они вырабатываются для грамотного администрирования и оптимизируют управленческую функцию руководства. Кроме того, в своем большинстве корпоративные нормы являются способом выражения воли коллектива. Вместе с этим они способствуют организации рабочего времени и стимулируют соблюдение трудовой дисциплины на предприятии. Комплекс правил, закрепленных в уставе или программных документах организации, называется корпоративной нормой.

В чем заключается суть понятия корпоративная норма и для чего она нужна

Свод правил, регулирующих отношения на производстве между персоналом, руководящими органами и членами каких-либо общественных объединений, называются корпоративными нормами.

Принятие данного комплекса правил обязательно для:

  • фондов, располагающих какими-либо материальными ценностями;
  • общественными организациями, оказывающими влияние на социум;
  • профсоюзами;
  • добровольными обществами;
  • коммерческими организациями;
  • некоммерческих организаций;
  • корпоративными организациями;
  • спортивными клубами;
  • политическими партиями;
  • художественными или творческими коллективами.

Корпоративная норма как таковая должна быть четко сформулирована в уставных документах. Их может принять общее собрание предприятия. Если же организация имеет федеральный статус, то принятие корпоративного устава происходит на плановых конференциях или съездах.

Родовые признаки корпоративных норм проявляются в том, что они:

  • регламентируют общественные отношения;
  • формируют и закрепляют на обязательном уровне стандарты поведения внутри организации;
  • наделены способностью регуляционного воздействия;
  • подлежат многократному использованию (то есть, представляют собою некий стандарт поведения в социуме).

Корпоративная норма — это способ регуляции сугубо внутренних отношений.

На административном уровне она подразумевает:

  • цели и функциональные задачи данной структуры;
  • определение уровня компетенции подразделений, филиалов и структур сообщества;
  • правила вступления и выхода из организации.

Как только свод нормативных правил становится частью устава, официально утвержденного собранием или конференцией, он автоматически обретает статус обязательности для каждого члена коллектива.

Роль государства в утверждении внутрикорпоративного устава

Правила, регулирующие внутрикорпоративные профессиональные, межличностные и административные процессы, закрепляются в уставе и программных документах. Они актуальны для персонала и администрации конкретного производства или учреждения. Практическое назначение устава или программных документов — обеспечить меры общественного воздействия.

Некоторые корпоративные нормы имеют юридическое значение. Это происходит в том случае, если какая-то группа нормативных положений санкционируется государством.

Типичным примером корпоративной нормы является устав кооператива жилищного комплекса. В нем оговариваются права и обязанности дольщиков, застройщика и соучредителей объекта. Однако поскольку любой жилой комплекс является частью городской инфраструктуры, то он должен быть обязательно утвержден муниципальной властью.

Нельзя спонтанно принять устав кооператива и реализовать строительные работы, ориентируясь только на него. Все объекты, составляющие фонд недвижимости, в той или иной мере имеют отношения к государственным надзорным органам. Поэтому такие уставы не только утверждаются, но и регистрируются соответствующим образом.

Тем же примером корпоративной нормы является ситуация, в которой застройщик может объявить себя банкротом. Именно в этом случае государство становится на защиту дольщиков. Вся система последующих судебных разбирательств имеет федеральный статус. Если в каком-то кооперативе удается отстоять права дольщиков, то именно благодаря тому, что корпоративная норма в свое время была санкционирована муниципальными или федеральными властями.

Еще более актуальна корпоративная норма, санкционированная государством, для учреждений, практикующих услуги медицинского характера. В уставе медицинской частной клиники прописываются все нормативные положения. Каждое из них должно быть рассмотрено, утверждено и зарегистрировано муниципальным органом власти.

Сходство и различие корпоративной и юридической нормы

В содержании корпоративных норм прослеживается аналогия с юридическими. И в том, и в другом случае они должны фиксироваться документально и конкретизироваться, поскольку регламентируют основополагающие моменты жизни учреждения или предприятия.

Устав фонда или какого-то социального объединения содержит перечень обязанностей и прав людей, которые составляют его команду. Нормативные положения, закрепленные в уставе, четко оговаривают комплекс мер дисциплинарного воздействия на кого-либо из коллектива в случае нарушения трудовой дисциплины или ввиду аморального поведения.

Юридическое право влияет на корпоративную норму в плане санкционирования. Не всякий устав может иметь право на существование или существовать в том виде, в котором он представлен на утверждение муниципальному или федеральному органу.

Сходство корпоративных и правовых норм проявляется в следующих нюансах:

они фиксируются в письменных актах;

  • подлежат внешнему контролю;
  • наделяются комплексом средств, помогающих реализовать принятые на конференции или съезде предписания.
  • Однако корпоративные нормы, в отличие от правовых, предписывают принятие мер не на государственном уровне, а на базе организации, фонда или предприятия. Правовые нормы регулируются федеральным воздействием на них. В отличие от них корпоративные обеспечиваются исключительно общественным мнением конкретной организации.

    Основное же отличие юридического права и корпоративного заключается в том, что первое обязательно для всего общества, а второе имеет локальное значение и актуально для того учреждения, сообщество или фонда, которое его сформировало и утвердило.

    В отдельных случаях правовые и корпоративные нормы могут пересекаться. В частности, их интересы переплетаются, когда необходимо дать оценку правомерности какой-либо общественной организации. Например, решение профессиональных союзов может быть оспорено как корпоративным уставом, так и законодательными актами.

    Сфера действия корпоративных норм и их состоятельность (гарантируемость) оговорены в ФЗ «Об общественных объединениях» (14.04. 95). Пренебрежение нормами данного федерального закона недопустимо.

    Он не только утверждает состоятельность корпоративного устава. В случае нарушения или несоблюдения, или соблюдение не в полной мере уставных норм, утвержденных на государственном уровне, деятельность общественного объединения, организации или фонда может быть приостановлена. В случае злостного несоблюдения корпоративной нормы, согласно закону от 14.04. 95, любая деятельность вышеперечисленных объединений может быть упразднена полностью.

    Читайте также:
    Свободный график работы — что это такое, как зафиксировать в трудовом договоре

    Источники корпоративного права

    Источниками права принято считать все формы существования общественной жизни и корпоративные проявления, из которых можно составить представление о корпоративных нормах.

    К ним относятся:

    Обычаи, которые складываются внутри организации за длительный срок. Они должны быть узнаваемыми, уважаемыми и признаваемыми всем коллективом.

  • Деловые обыкновения. На каждом предприятии складывается свой корпоративный стиль. Типичным примером корпоративной нормы организации режимных нюансов являются утренние планерки на производстве или обычаи приветствовать тренера вставанием перед началом тренировки в спортивном клубе.
  • Корпоративные прецеденты. Обычай закреплять в информативных листах, досках почета производственные показания лидеров пришли из советских времен. Они и сейчас актуально для многих учреждений и организаций. Под корпоративным обычаем подразумеваются устоявшиеся способы воздействия со стороны корпорации (поощрительные или порицательные).
  • Корпоративный прецедент становится со временем неким алгоритмом, который помогает разрешить сходные ситуации в дальнейшем. Не всякое проявление в жизни корпорации может стать корпоративным прецедентом. Им можно считать только такое решение руководства, которое имело место в прошлом хотя бы несколько раз.

    Что касается корпоративных нормативных актов, то их обязательность и дидактичность определяются тем, что они формируются управленческим аппаратом. Да, они содержат добровольную волю всего персонала, но служат не только способом реализации общественной жизни, но и инструментом разумного управления, базирующимся на принципах коллегиальности.

    Корпоративные нормы

    КОРПОРАТИВНЫЕ НОРМЫ — нормы, которые регулируют отношения, складывающиеся между членами, участниками общественных объединений (общественных организаций, фондов, политических партий, профессиональных союзов, добровольных обществ и др.). Корпоративные нормы закрепляются в уставах (иных документах) общественных объединений, принимаемых на их общих собраниях, конференциях, съездах.

    Сфера действия корпоративных норм обусловлена тем, что они выражают волю участников (членов) общественных объединений и имеют для них обязательное значение. Корпоративные нормы имеют определенное сходство с юридическими. Они так же, как и правовые, документально зафиксированы, в известной степени детализированы. Так, устав общественного объединения закрепляет перечень прав и обязанностей его членов, определяет меры воздействия к ним, которые во многом сходны с мерами дисциплинарного и морального воздействия. Влияние права на корпоративные нормы определяется характером и пределами регулирования им организации и деятельности общественных объединений. Положения, содержащиеся в Конституции РФ (ст.ст. 6, 7, 30, 52, 96 и др.), Федеральном законе от 14 апреля 1995 г. «Об общественных объединениях» и др. законодательных актах, определяют сферы действия корпоративных норм, их гарантируемость. В частности, вышеупомянутый Закон предусматривает, что несоблюдение уставных норм, либо осуществление объединением деятельности, противоречащее нормам Устава, является основанием для приостановления и даже ликвидации общественного объединения.

    Элементарные начала общей теории права. — Право и закон, М.: КолосС . под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка . 2003 .

    • Корпоративное право
    • Легальное толкование

    Смотреть что такое “Корпоративные нормы” в других словарях:

    Корпоративные нормы — правила, разрабатываемые и принимаемые различными корпоративными формированиями: политическими партиями, коммерческими и некоммерческими, профсоюзными, кооперативными организациями и т.д. Наиболее распространенной формой их закрепления являются… … Теория государства и права в схемах и определениях

    Регуляторы общественных отношений — Регуляторы общественных отношений совокупность определённых норм, упорядочивающих поведение людей или состояние иных объектов регулирования в различных сферах жизнедеятельности. В любом обществе существует множество самых различных правил… … Википедия

    Система нормативного регулирования — вся совокупность норм, посредством которых осуществляется регулирование поведения и деятельности людей. Степень и характер регулятивного влияния на общественные отношения позволяет выделить в системе нормативного регулирования наряду с правом… … Элементарные начала общей теории права

    Глава 8. Право в системе нормативного регулирования — Глава 8 ПРАВО В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Система нормативного регулированияСоциальная нормаМораль (нравственность)Взаимосвязь права и морали … Элементарные начала общей теории права

    Сараев, Владимир Васильевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Сараев. Владимир Васильевич Сараев … Википедия

    Нормативные системы общества — совокупность действующих в обществе нормативных предписаний (социальных норм), объединяемых в соответствующие нормативные образования. В зависимости от природы, сферы действия, способов их обеспечения они подразделяются на право, мораль, обычаи,… … Теория государства и права в схемах и определениях

    Долг — (Debt) Долг денежная сумма или материальные ценности, взятые взаймы на определенных условиях Понятие долг, внутренний и внешний долг государства и другие виды долгов, государственный долг США и России, долговые инструменты и погашение долгов… … Энциклопедия инвестора

    Купон — (Coupon) Понятия купона, виды облигаций, рынок облигаций Информация о понятии купона, виды облигаций, рынок облигаций Содержание Содержание Виды облигаций облигаций Общая характеристика и классификация облигаций Корпоративные облигации… … Энциклопедия инвестора

    Портфельные инвестиции — (Portfolio investment) Портфельные инвестиции это совокупность ценных бумаг, принадлежащих одному инвестору, вкладываемые в хозяйственную деятельность в целях получения дохода. Определение, класификация и виды портфельных инвестиций, риски,… … Энциклопедия инвестора

    UniCredit Bank — (ЮниКредит Банк) Сведения о банке UniCredit, миссия, ценности и руководство Информация о банке UniCredit, миссия, ценности и руководство банка, бизнес и награды Содержание Содержание Определения описываемого предмета Общие о Реквизиты Группа bank … Энциклопедия инвестора

    Читайте также:
    Группы допуска по электробезопасности: какие бывают, до и выше 1000 в

    Конфликт интересов на государственной службе

    Окружающие люди часто замечают конфликты интересов на государственной службе у коллег. Однако проблемы формируются, когда такие ситуации имеют скрытый характер. Своевременное выявление предотвращает снижение репутации не только в отношении одного человека, но и системы в целом.

    Расшифровка понятия

    Конфликт интересов на государственной службе — понятие, включающее получение личной выгоды за счет влияния на процессы по принятию решений. Ставя во главу угла собственный или интерес лиц с родственными связями, служащий организации наносит ущерб обществу и/или компании.

    Данная проблема актуальна в отношении не только частного предпринимательства, но и в кругу муниципальных предприятий. Законы Российской Федерации и нормативно-правовые акты концернов устанавливают требование в разрешении таких случаев. При этом проблема остро стоит в предотвращении конфликта интересов на государственной службе у чиновников. Мероприятия по борьбе и процедура урегулирования закреплены в ФЗ № 273.

    Сфера распространения

    Случаи с конфликтами интересов распространены в большинстве сферах жизни человека. Подобные ситуации случаются в личной жизни, образовании, быту, а также на работе. Наглядные примеры представлены между однокурсниками ВУЗа или одноклассниками школы, среди служащих различных организаций. Не обходит стороной явление различные сообщества. Примечательно, что возникновение таких ситуаций необязательно указывает на негатив.

    Признаки и виды

    Термин «конфликт» происходит от латинского и имеет корень — «столкновение». Иными словами — возникновение ситуации, при которой двое или несколько лиц из одной группы проявляют претензии на объект. Это влечет к пересечению не только интересов, но и ответственности.

    Столкновение потребностей на владение одним объектов подразделяют на два вида:

    1. Личный. Работник в ходе исполнения обязанностей попадает в ситуацию, где личное желание сталкивается с общественной или организационной задачей. К примеру, у служащего стоит план по сдаче проекта. Однако, невзирая на риск пропустить сроки сдачи, человек стремится пораньше уйти домой.
    2. Организационный. В данном контексте компания ставит во главу угла получение выгоды, не смотря ни на что. При этом происходит разрыв договоров с государственными, муниципальными предприятиями. Однако в такой ситуации организация уже не способна оказывать беспристрастно услуги. Ответственным лицом признается руководитель компании, либо другие сотрудники, принимающие решения.

    Стандартные случаи столкновения профита и методы урегулирования

    Минздравсоцразвития Российской Федерации провело несколько исследований, а также анализ по выявлению конфликтов интересов на государственной службе. Проанализировав полученные сведения о деятельности комиссии за 11 год, были опубликованы результаты о распространенных случаях.

    Так, наиболее часто возникают столкновения потребностей на фоне:

    • мероприятий и решений, принимаемых в отношении близких лиц с родственными узами, партнеров и товарищей;
    • деятель, трудящийся в муниципалитете, выполнял другие работы и платные услуги, в т. ч. получение привилегий, даров;
    • нахождение в собственности ценных бумаг, банковских вкладов и т. п.;
    • трудоустройство после расторжения трудового контракта с муниципальным учреждением;
    • выполнение отдельных обязанностей, в т. ч. контроль в области закупок продукции;
    • нарушение введенных законодателем ограничений;
    • другое.

    Подчиненность или подконтрольность лиц, с родственными узами

    Конфликт интересов на государственной службе на примере получения выгоды у сотрудника муниципального предприятия. Так, работник предприятия может трудиться в отделе кадров и принять решение в оформлении на работу своего родственника. Безусловно, здесь речь может идти и в отношении иных лиц, от которых служащий теоретически способен получать прибыль.

    Человек входит в состав комиссии, рассматривающей кандидатов на должность. Одним из соискателей является его друг или брат. У сотрудника предприятия есть обязанность — выполнять функции по подбору штата и принимать решение в трудоустройстве.

    В качестве меры предупреждения столкновения потребностей гражданин обязан направить уведомление в письменном формате. В заявлении нужно обрисовать проблему и изъявить просьбу об отстранении в данном случае от выполнения обязанностей по службе. Вышестоящий руководитель обязан удовлетворить просьбу работника.

    Обращение должностного лица или его родни в госорган, в котором человек трудится

    Например, родственник сотрудника предприятия направил жалобу на действия или бездействие чиновника, который является братом. Однако претензия не была рассмотрена по существу. Если в ходе проверки устанавливается, что работник знал о заявителе и их связях, но не выполнил обязанностей, лицо привлекут к ответственности.

    Столкновение на фоне выполнения надзорных функций

    В качестве предупреждения конфликтов интересов на государственной службе по закону работнику рекомендуется:

    • в ходе выполнения обязанностей по надзору воздерживаться от советов по устранению нарушений;
    • направлять уведомление о снятии обязанностей в письменной форме;
    • действовать в соответствии с положениями Федерального закона № 273.

    Выполнение другого оплачиваемого труда

    Конфликт интересов на государственной службе, это ситуация, при которой непосредственно сотрудник или его близкие люди планируют предоставление услуг фирме. То есть заключается отдельный договор на выполнение услуг.

    Такая ситуация не критична, но требует составления уведомления на имя руководителя организации. При этом вышестоящий коллега не может заставить аннулировать контракт. Руководитель подразделения уполномочен рекомендовать отказать от исполнения таких обязанностей.

    В собственности находятся ценные бумага, вклады, паи

    Если у сотрудника предприятия имеются ценные бумаги, принадлежащие этой компании, то следует уведомить руководство об их наличии. Кроме того, работник обязан совершить такие же действия, если бумаги или вклады зарегистрированы на имя его родственников.

    Читайте также:
    Каковы основные положения этики ученых

    Мера урегулирования заключается в делегировании управления активами другому лицу. Дополнительно предприятие может инициировать рассмотрение вопроса на тему отчуждения. Кроме того, примеры столкновения интересов происходят, если гражданин имеет банковский вклад. При этом осуществляются управленческие функции в отношении учреждении.

    Область закупки товаров, выполнение услуг

    Порядок урегулирования конфликтов интересов на государственной службе закреплен в ст. 11 ФЗ № 273. Так, вышестоящие коллеги обязаны совершить следующие действия:

    1. Комиссия по закупкам продукции устраняет участника аукциона или торгов в принятии решения о поставщике.
    2. Если государственный контракт заключен после обнаружения столкновения потребностей, то договор аннулируется.

    Порядок получения подарков и действия сотрудника

    Подарки, врученные представителями организации или гражданскими лицами, госслужащему — предмет спорной ситуации. Конфликт интересов разрастается, если в текущем моменте сотрудник принимает решение в отношении компании. В качестве предотвращения патовой ситуации законодатель рекомендует отказаться от принятия благ.

    Исполнение отдельных функций госуправления в отношении родственников и/или других лиц, в отношении которых есть личный профит у госслужащего

    Личная заинтересованность государственного служащего заключается в возможности приобретения выгоды в ходе выполнения обязанностей по работе. В Федеральном законе такие действия расцениваются, как необоснованное обогащение.

    Примечательно, что работник предприятия осуществляет такие манипуляции не только в качестве выгоды для себя, а также:

    • отца и/или матери;
    • мужа или жены;
    • ребенка;
    • братьев, сестер;
    • компаний, с которыми сотрудник имеет какие-то связи.

    Споры по имущественным обязательствам и разбирательством в суде

    Для урегулирования конфликта интересов на государственной службе по вопросам судебных разбирательств рекомендуется:

    • погасить задолженность, аннулировать контракт, а также другие действия по разрешению имущественных споров;
    • служащему следует уведомить руководителя.

    Отношения с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с муниципальной службы

    Руководителю должностного лица рекомендуется провести анализ отношений между сотрудником и бывшим работодателем. В случае высокого риска развития столкновения профита в ходе исполнения должностных функций, данного служащего необходимо отстранить. При этом работник может продолжать трудиться, но выполнение обязанностей в отношении бывшего места работы должны быть прекращены.

    Нарушения запретов, установленных в законе

    Государственным работникам воспрещено публиковать и применять информацию, полученную в ходе выполнения управленческих функций. Согласно положениям Федерального закона Российской Федерации № 273 запрещено разглашение тайных сведений, в т. ч. неконфиденциальных данных. Если на информацию наложен временный запрет, то сотрудник должен отказаться от использования ее в личных целях.

    Шаблон уведомления

    Документ составляется в письменной форме. При формировании уведомления служащий обязан придерживаться установленного образца и делового стиля.

    1. Подается на имя руководителя с указанием полного именного формуляра.
    2. В центральной части прописывается наименование документа — «Уведомление о конфликте интереса на государственной службе».
    3. В основном части текста указывают реквизиты сотрудника организации — фамилия, имя, отчество, должность.
    4. Детальное описание ситуации, при которой есть высокий риск развития столкновения потребностей или повод для получения личной выгоды. К примеру, это может быть подписание контракта с компанией, оказывающей услуги госучреждению. При этом во главе фирмы стоит родственник уполномоченного лица.
    5. Отдельно указывается согласие или отказ от присутствия при рассмотрении комиссии данного вопроса для урегулирования столкновения.
    6. В конце заявления работник проставляет — дату, подпись, расшифровку (фамилии, инициалы).

    Методы урегулирования конфликтов по интересам

    Сотрудник предприятия вправе использовать рекомендации, установленные в статье 11 ФЗ № 273. Дополнительно разрешается использовать другие методы предупреждения и урегулирования столкновения профита в ходе службы.

    К таким мероприятиям относятся:

    1. Самостоятельно оформить отвод в добровольном порядке.
    2. Отказаться от получения выгоды, которая стала причиной развития ситуации.
    3. Передать ценные бумаги другому лицу для управления либо инициировать процедуру отчуждения.
    4. Написать отказ от исполнения другого оплачиваемого труда.
    5. Отказаться от приобретения услуг у граждан или компаний, в отношении которых работник исполняет функции надзора, если это противоречит ФЗ № 273.
    6. Не использовать полученные сведения в ходе исполнения должностных функций. Сохранять конфиденциальность во всех ситуациях, установленных в законодательстве.
    7. Написать заявление о переводе на другую должность или сделать самоотвод в качестве выполнения функций в отношении компании. Здесь учитывается увольнение сотрудника и трудоустройство в другой организации.

    Таким образом, госслужащие обладают необходимыми инструментами и рекомендациями для предотвращения столкновения профита на работе. Действуя согласно ФЗ № 273, работник организации способен противодействовать коррупции.

    Конфликт интересов на государственной службе

    Конфликт интересов на государственной гражданской службе — это ситуация, при которой личная выгода служащего мешает исполнять должные обязанности беспристрастно и препятствует соблюдению законных прав граждан. Служащий обязан сообщить об этом. Сокрытие информации может привести к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения.

    • Какой штраф за не вовремя сданный отчет СЗВ-ТД
    • Обзор законодательства за период с 11 по 17 октября
    • Срок действия справки на коронавирус
    • Требования безопасности при работе с ручным электроинструментом
    • Из чего состоит зарплата учителя

    Что это такое

    Два законодательных акта устанавливают, что такое конфликт интересов на государственной службе:

    По статье 10 закона № 273, под конфликтом интересов на государственной службе понимается наличие личной выгоды, заинтересованности при исполнении должностных обязанностей. Личной выгодой считается:

    • получение денег, имущества;
    • получение имущественных прав;
    • получение услуг, работ.

    Такая выгода не обязательно относится к самому исполнителю, но и к его родственникам, друзьям, знакомым, организациям, с которыми служащий связан обязательствами. Произошедший конфликт интересов на государственной и муниципальной службе сам по себе не является коррупционным действием, но приводит к нему. В законе № 25 «О муниципальной службе» от 02.03.2007 понятие конфликта интересов взято за основу из закона № 273, а сокрытие информации об этом признается правонарушением.

    Читайте также:
    Служебная этика государственного гражданского служащего

    Виды конфликтов

    Точное определение приводится в статье 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ. В соответствии с ним, общее понятие конфликта интересов на государственной службе не делится на какие-то виды, но если теоретизировать, то условно выделяется следующая классификация:

    • реальный — ситуация уже возникла, и ее необходимо предотвратить;
    • потенциальный — ситуация может возникнуть, и ее необходимо предупредить;
    • мнимый — ситуация не возникла, но в общественном сознании поведение лица оценивается как получение личной выгоды.

    Поскольку речь идет о ситуациях, связанных с личной выгодой, то чаще всего конфликт интересов на государственной службе встречается при осуществлении следующей деятельности:

    • приватизация;
    • предпринимательство;
    • проведение торгов, госзакупок;
    • поступление и увольнение с должности.

    Понять, что такое конфликт интересов на муниципальной службе, помогут примеры:

    • государственный служащий нанимает на работу или назначает на должность родственника, является членом конкурсной или аттестационной комиссии, которая проводит проверку в отношении знакомого, друга, члена семьи;
    • сам гражданин, его родные и близкие намереваются выполнять работу для организации, где работает госслужащий, и он участвует в принятии решения о привлечении их к работам;
    • гражданин или его родственники участвуют в выполнении оплачиваемой работы для филиала организации, в отношении которой госслужащий выносит решения, собирает и обрабатывает информацию или осуществляет другие функции госуправления;
    • владение вкладами, ценными бумагами в организации, на деятельность которой госслужащий влияет в связи с должностным положением;
    • участие в судебных разбирательствах в качестве судьи, если в конфликте замешаны родственники и знакомые, организации, которыми владеют близкие или в которых занимают должности;
    • выполнение служебных обязанности в отношении организации, где служащий работал до поступления на службу или куда собирается трудоустроиться;
    • использование информации, полученной в ходе работы, для получение денег, имущественных прав, выгод.

    Способы разрешения

    При возникновении подозрений или явном существовании риска служащий обязан уведомить руководителя или его заместителя в письменной форме. По ст. 11 закона № 273, существуют такие способы урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе:

    • изменение служебного положения лица;
    • самоотвод служащего от исполнения обязанностей;
    • отвод служащего;
    • отказ от выгоды;
    • передать ценные бумаги в доверительное управление.

    За несообщение сведений о возможном или реальном конфликте интересов на государственной службе закон предписывает дисциплинарное наказание:

    • увольнение;
    • предупреждение;
    • выговор;
    • замечание.

    Комиссия

    К участию в урегулировании конфликта интересов на государственной службе обязательно привлекается специальная комиссия, которую организовывают по ст. 19 закона № 79 «О госслужбе…» для соблюдения требований к служебному поведению. Деятельность комиссии регулируется положением о комиссиях по урегулированию конфликтов, утвержденным указом президента РФ от 01.07.2010 № 821. В соответствии с документом, перед комиссиями стоят 2 задачи:

    • контроль за соблюдением служащими ограничений, требований и запретов, наложенных в соответствии с занимаемой должностью (подробнее см. указ президента от 21.09.2009 № 1065);
    • предупреждение коррупции.

    Комиссия образуется нормативно-правовым актом ведомства и формируется так, чтобы исключалась любая возможность возникновения спора интересов при принятии ими решения. Ведомство определяет и состав комиссии, и порядок ее работы.

    • заместитель руководителя госоргана, руководитель или иной работник кадровой службы;
    • представитель управления президента РФ по противодействию коррупции;
    • представитель научной или образовательной организации, которая связана с государственной гражданской службой;
    • представитель общественной организации или профсоюза.

    Состав комиссии не менее чем на четверть состоит из граждан, не занимающих должности на государственной службе. Для проведения заседания комиссии необходимо основание:

    • предоставление руководителем результатов служебной проверки о несоблюдении госслужащим запретов и требований или о предоставлении им неполных, неверных сведений;
    • поступившее в кадровый отдел сообщение от бывшего работника о намерении трудоустроиться в коммерческой или некоммерческой организации либо о намерении выполнять оплачиваемую работу;
    • заявление госслужащего о невозможности предоставить необходимые сведения или выполнить требования и соблюсти запреты;
    • уведомление о личной заинтересованности от служащего.

    Положения о комиссии разрабатываются каждым госорганом отдельно.

    Примеры и способы решения

    Встречающиеся примеры конфликта интересов на государственной службе различаются в зависимости от конкретных функций служащего.

    Выполнение функций и надзорной деятельности в отношении родственников.

    Нахождение родственников в служебной зависимости, назначение их на должности, выплата вознаграждений.

    Осуществление функций в отношении организации, перед которыми лицо или его близкий имеет имущественные обязательства (долги, аренда)

    Госслужащий осуществляет функции в отношении организации, где работал до поступления на должность или ведет переговоры о будущем трудоустройстве

    При выявлении нарушений для их устранения госслужащий рекомендует конкретную компанию. Хуже, если учредителем этой компании является он сам или его близкий, родственник

    При этом оцениваются обстоятельства дела: сколько компаний рекомендовал служащий, настаивал ли на конкретных наименованиях и услугах, имел ли личную выгоду при обращении клиента в компанию, какими целями руководствовался.

    Использование служебной информации в корыстных целях

    Наказание зависит от способа и цели использования информации, от законности ее получения.

    Конфликт интересов на государственной службе: понятие, примеры

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

    Читайте также:
    Сокращение госслужащих в 2022 году — последние новости

    Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    Обзор документа

    Методика Генеральной прокуратуры РФ “Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе. Памятка для служащих”

    КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) служащего влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей.

    При этом может возникнуть противоречие между личными интересами государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства.

    ЛИЧНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ – это возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера или каких-либо выгод/преимуществ как непосредственно самим служащим, так и состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родственники, друзья, знакомые и т.д.).

    СЛУЖАЩИЙ ОБЯЗАН принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. О возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения (как только ему станет об этом известно) служащий обязан в письменной форме уведомить представителя нанимателя/работодателя.

    В случае, если служащий владеет ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать их в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством.

    ПРЕДСТАВИТЕЛЬ НАНИМАТЕЛЯ/РАБОТОДАТЕЛЬ, если ему стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

    ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ и УРЕГУЛИРОВАНИЕ конфликта интересов осуществляются путем отвода или самоотвода служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также может состоять в изменении должностного или служебного положения вплоть до отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

    НЕПРИНЯТИЕ государственным или муниципальным служащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим его увольнение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Жесткость такой санкции обусловлена недопущением причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации и представляется оправданной с учетом последствий неурегулированного конфликта интересов.

    За непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов служащие могут быть привлечены к следующим видам ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ:

    – увольнение в связи с утратой доверия;

    – предупреждение о неполном должностном соответствии;

    При решении вопроса о привлечении служащего к дисциплинарной ответственности должны учитываться характер совершенного коррупционного правонарушения, его тяжесть и обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнения им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей.

    ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ осуществляют надзор за исполнением федерального законодательства, в том числе законодательства о противодействии коррупции.

    В частности, в рамках надзорной деятельности прокурорами выявляются факты конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.

    Так, в 2016 году прокурорами выявлено 2,5 тыс. нарушений антикоррупционного законодательства, связанных с неурегулированием конфликта интересов.

    В целях их устранения прокурорами внесено более 1 тыс. представлений, по результатам рассмотрения которых 728 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, в том числе 56 государственных, муниципальных служащих и иных должностных лиц уволено в связи с утратой доверия.

    В 2016 году за нарушения, связанные с неурегулированием конфликта интересов, по представлениям прокуроров привлечены к дисциплинарной ответственности следующие должностные лица:

    МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ РЯД КЛЮЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ, В КОТОРЫХ ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ ЯВЛЯЕТСЯ НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНЫМ.

    – выполнение отдельных функций государственного или муниципального управления, а также осуществления контрольно-надзорной деятельности в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего;

    – нахождение родственников и иных близких лиц в служебной зависимости от должностного лица, неправомерное назначение их на должности, выплата им вознаграждений, принятие иных необоснованных решений кадрового характера;

    – участие должностных лиц в коммерческих организациях, в отношении которых осуществляется контрольная или надзорная деятельность;

    – заключение государственных или муниципальных контрактов на выполнение работ или оказание услуг с исполнителями, являющимися родственниками или иными близкими лицами служащего;

    – предоставление со стороны служащего аффилированным лицам государственных или муниципальных услуг, грантов, субсидий из средств соответствующих бюджетов, выделение земельных участков для строительства объектов недвижимости и распределении иных ограниченных ресурсов;

    – владение служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций).

    Анализ показал, что во всех случаях конфликт интересов обусловлен определенными действиями (бездействием) чиновников в отношении аффилированных к ним лиц как физических, так и юридических. В основном выявленные факты связаны с возможностью оказания преференций себе либо близким родственникам.

    Примеры ситуаций конфликта интересов

    Выполнение отдельных функций государственного или муниципального управления, а также осуществления контрольно-надзорной деятельности в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

    Руководителем Управления Роскомнадзора по Республике Бурятия было рассмотрено несколько дел об административных правонарушениях в области связи и информации, совершенных ее супругом, который являлся руководителем направления республиканского филиала одного из крупнейших сотовых операторов России. В нарушение закона мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов чиновница не приняла и, имея личную заинтересованность в разрешении данных дел, самоотвод не заявила. В итоге по каждому из дел назначила нарушителю минимальные наказания в виде предупреждений. По требованию Генеральной прокуратуры приказом Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации чиновница была уволена в связи с утратой доверия.

    Читайте также:
    Налоговые вычеты по НДС

    Нахождение родственников и иных близких лиц в служебной зависимости от должностного лица, неправомерное назначение их на должности, выплата им вознаграждений, принятие иных необоснованных решений кадрового характера.

    Главой администрации городского округа Челябинской области на должность руководителя одного из муниципальных унитарных предприятий принят тесть (отец супруги), которому главой органа местного самоуправления установлены оклад, размер стимулирующих и иных выплат, включая премии. После вмешательства прокурора, по результатам заседания комиссии по урегулированию конфликта интересов глава администрации привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора, его родственник – директор МУП уволен.

    Участие должностных лиц в коммерческих организациях, в отношении которых осуществляется контрольная или надзорная деятельность.

    По представлению прокуратуры Ивановской области уволена в связи с утратой доверия начальник управления по делам наружной рекламы администрации города в связи с наличием у нее конфликта интересов, связанных с участием в коммерческих организациях, осуществляющих деятельность в сфере рекламы.

    Заключение государственных или муниципальных контрактов на выполнение работ или оказание услуг с исполнителями, являющимися родственниками или иными близкими лицами служащего.

    После вмешательства прокуратуры Ульяновской области мер по утрате доверия освобожден от должности заместитель главы администрации муниципального образования, который не принял мер к урегулированию конфликта интересов в связи с участием в качестве заместителя председателя контрактной службы в проведении аукциона на ремонт водозаборной скважины, победителем которого был признан его родной брат – директор общества с ограниченной ответственностью.

    Предоставление со стороны служащего аффилированным лицам государственных или муниципальных услуг, грантов, субсидий из средств соответствующих бюджетов, выделение земельных участков для строительства объектов недвижимости и распределении иных ограниченных ресурсов.

    Житель Пензенской области путем предоставления в областное Управление по развитию предпринимательства подложных документов получил как индивидуальный предприниматель государственную поддержку (грант) в сумме 300 тыс. рублей на развитие предпринимательской деятельности. Как установлено в ходе расследования уголовного дела (возбужденного по ч. 3 ст. 159 УК РФ по факту мошенничества), предпринимательскую деятельность он не осуществлял, в уполномоченный орган представил фиктивные договоры по ремонту автомобилей муниципального бюджетного учреждения. Выяснилось, что данные фиктивные договоры были подписаны по указанию начальника Управления социальной защиты населения администрации района, которая являлась матерью указанного индивидуального предпринимателя. После вмешательства прокурора чиновница уволена с муниципальной службы в связи с утратой доверия.

    Прокуратурой Костромской области установлен конфликт интересов в деятельности главы муниципального района, повлекший злоупотребление служебным положением в целях получения выгоды в виде имущественных прав для своего сына. В нарушение требований земельного законодательства, предусматривающего порядок организации и проведения торгов по продаже земельных участков, глава района, действуя из корыстных целей, заключил договор купли-продажи земельного участка по выкупной цене чуть более 100 тыс. руб. со своим сыном, в результате чего земельный участок стоимостью не менее 700 тыс. руб. выбыл из распоряжения муниципального образования. По материалам прокурорской проверки в отношении чиновника возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 285 УК РФ, судом он отстранен от занимаемой должности.

    Владение служащим ценными бумагами, банковскими вкладами.

    Председатель Комитета градостроительства и архитектуры Вологодской области и его заместитель на протяжении нескольких лет принимали решения об использовании бюджетных средств в интересах связанных с ними коммерческих структур. При этом они не указали сведения о вхождении себя и членов своих семей в состав учредителей и владельцев долей в уставных капиталах этих организаций, а также не приняли мер к урегулированию конфликта интересов. По результатам рассмотрения представления прокурора должностные лица уволены губернатором области в связи с утратой доверия.

    Заключение

    Как показывает практика, в основе любого коррупционного правонарушения находится конфликт интересов лиц, занимающих публичные должности в системе государственного управления и обладающих в связи с предоставленными им государством полномочиями соответствующим влиянием, которое может быть использовано ими в личных интересах, в том числе вопреки интересам государства.

    Основой правового регулирования конфликта интересов в любой сфере правоотношений является установление обязанности принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

    В связи с этим стоящие перед органами прокуратуры задачи по осуществлению надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в части урегулирования конфликта интересов на государственной службе представляют особую актуальность.

    Обзор документа

    Генпрокуратура РФ разработала памятку для служащих о конфликте интересов на государственной и муниципальной службе.

    Так, служащий обязан не допускать любую возможность возникновения конфликта интересов. О возникшем конфликте или о возможности его возникновения (как только ему станет об этом известно) служащий должен письменно сообщить представителю нанимателя/работодателю.

    Если служащие не принимают меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, то они могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности.

    Указаны ситуации, в которых конфликт интересов наиболее вероятен. Во всех случаях конфликт обусловлен определенными действиями (бездействием) чиновников в отношении аффилированных к ним физ – и юрлиц. В основном выявленные факты связаны с оказанием преференций себе либо близким родственникам.

    Читайте также:
    Дополнительный отпуск ветеранам труда работающим пенсионерам

    Приведены примеры ситуаций конфликта интересов.

    Конфликт интересов на государственной службе Текст научной статьи по специальности « Право»

    Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ахметова Наиля Ахметовна

    В статье рассматривается понятие « конфликта интересов » на государственной службе и анализируются основные нормативно-правовые акты, регламентирующие данный институт.

    Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ахметова Наиля Ахметовна

    The article discusses the concept of conflict of interests in the public service and analyzes main regulatory acts concerning this institution.

    Текст научной работы на тему «Конфликт интересов на государственной службе»

    КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

    В статье рассматривается понятие конфликта интересов на государственной службе и анализируются основные нормативно-правовые акты, регламентирующие данный институт.

    The article discusses the concept of conflict of interests in the public service and analyzes main regulatory acts concerning this institution.

    конфликт интересов, коррупция, личная заинтересованность, государственная служба, противодействие коррупции; conflict of interests, corruption, personal interest, public service, anti-corruption activity.

    Ахметовна — к.соц.н., доцент кафедры

    конституционного и муниципального права ВолГУ акИтв^а_паИуа@ mail.ru

    В соответствии с Конвенцией ООН против коррупции 2003 г. каждое государство – участник стремится, согласно основопо -лагающим принципам своего внутреннего законодательства, создавать, поддерживать и укреплять системы, способствующие прозрачности и предупреждающие возникновение коллизии инте ресов (п. 4 ст. 7)1. Российское государство, ратифицировав данный международный документ, приняло на себя обязательства по урегу -лированию и предупреждению конфликта интересов на государст -венной службе.

    Собственно, сам термин «конфликт интересов» впервые в России стал применяться в сфере предпринимательской деятель ности2. В частности, в п. 2 ст. 3 федерального закона «О рынке ценных бумаг» говорится о конфликте интересов брокера и его клиента, который определяется как «ситуация противоречия между имущественными и иными интересами профессиональ -ного участника рынка ценных бумаг и (или) его работников, осу ществляющих свою деятельность на основании трудового или гражданско правового договора, и клиента профессионального участника, в результате которого действия (бездействие) профессионального участника и (или) его работников причиняют убытки клиенту и (или) влекут иные неблагоприятные послед ствия для клиента»3.

    В п. 3 ст. 8 федерального закона «О саморегулируемых орга -низациях» под конфликтом интересов понимается «ситуация, при которой личная заинтересованность членов саморегулируе мой организации, лиц, входящих в состав органов управления саморегулируемой организации, ее работников, действующих на основании трудового договора или гражданско правового дого вора, влияет или может повлиять на исполнение ими своих про фессиональных обязанностей и (или) влечет за собой возникно -вение противоречия между такой личной заинтересованностью и законными интересами саморегулируемой организации или угрозу возникновения противоречия, которое способно приве –

    1 Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью- Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58 -й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС КонсультантПлюс.

    2 Слюсаренко Т.В. Урегулирование конфликта интересов в системе муници -пальной службы // http://vestnik.uapa.ru/ru -ru/issue/2009/04/05

    3 Постановление ФКЦБ РФ от 05.11.1998 г. № 44 «О предотвращении конфликта интересов при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг» // СПС КонсультантПлюс.

    сти к причинению вреда законным инте -ресам саморегулируемой организации»1.

    Таким образом, для конфликта инте -ресов в сфере предпринимательской дея -тельности характерно наличие 3 компо -нентов: противоречия интересов, круп -ного убытка или неправомерного деяния (его сокрытие) и причинной связи между ними2.

    Категория конфликта интересов в системе государственной службы стала использоваться с момента принятия феде рального закона «О системе государст -венной службы Российской Федерации»3. Позже данное понятие упоминается в федеральном законе «О государст -венной гражданской службе Российской Федерации»4, а также в федеральном законе «О муниципальной службе в Российской Федерации»5. Принятие федерального закона «О противодействии коррупции»6 в 2008 г. оформило процесс распространения института конфликта интересов на все виды государственной службы.

    В современных условиях порядок предотвращения и урегулирования кон -фликта интересов достаточно подробно регламентируется в ряде нормативно правовых актов.

    Так, указ Президента РФ «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претен дующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными слу жащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требова ний к служебному поведению» предусма

    1 Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 315 – ФЗ «О саморегулируемых организациях» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013) // СПС КонсультантПлюс.

    2 Чаннов С.Е. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов на государственной и муниципальной службе: новеллы антикоррупционного законодательства // Трудовое право, 2009, № 4.

    3 Федеральный закон от 27.05.2003 № 58 – ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

    4 Федеральный закон от 27.07.2004 № 79 – ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

    5 Федеральный закон от 02.03.2007 № 25 – ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

    6 Федеральный закон от 25.12.2008 № 273- ФЗ

    «О противодействии коррупции» // СПС

    тривает возможность принятия решения о представлении материалов проверки в соответствующую комиссию по соблюде -нию требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (п. 28, 31 Положения)7.

    Указ Президента РФ «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов»8 определяет порядок формирования и деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, образуемых в федеральных органах исполнительной власти, иных государственных органах в соответствии с федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273- ФЗ «О противодействии коррупции».

    Читайте также:
    Где должен находиться подлинник трудовой книжки

    Анализ содержащихся в отмеченных нормативно правовых актах определений конфликта интересов позволяет сделать вывод о том, что под конфликтом инте ресов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность государствен ного служащего влияет или может повли -ять на надлежащее исполнение им долж ностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересо ванностью государственного служащего и правами и законными интересами других субъектов права.

    Таким образом, категория конфликта интересов раскрывается через понятие личной заинтересованности, под которой понимается возможность получения госу дарственным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

    7 Указ Президента РФ от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государст венной службы, и федеральными государствен ными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к слу жебному поведению» // СПС КонсультантПлюс.

    8 Указ Президента РФ от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служеб ному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интере сов» // СПС КонсультантПлюс.

    Личная заинтересованность, по мне -нию законодателя, может иметь как пря мой, так и косвенный характер1. Учитывая изложенное, достаточно сложно сказать, что при этом понимается под косвенной личной заинтересованностью. Можно лишь предположить, что в данном случае речь может идти не о непосредственном получении государственным служащим доходов, а о создании реальной возмож ности их получения2.

    Для более глубокого понимания сущ -ности института конфликта интересов, а также выбора наиболее эффективного средства его урегулирования или предот вращения необходимо проведение типо логизации понятия.

    А.В. Соловьев предлагает различать юридический (конфликт права) и эко номический (конфликт интересов) кон фликты. Рациональный путь завершения экономического конфликта интересов он видит в разрешении конфликта путем согласования интересов в процессе обо юдного рассмотрения предмета спора или при участии третьих лиц. А вот уже про -цесс урегулирования юридического кон -фликта интересов А.В. Соловьев видит во вмешательстве в него административного органа или органа судебной власти3.

    Ситуационную типологию конфликта интересов приводит С.Ю. Кабашов, который рассматривает особенности конфликта интересов при формирова нии состава комиссий, а также при про ведении конкурса на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для го сударственных и муниципальных нужд4.

    Предлагаемое С.Ю. Кабашовым обособление типичных ситуаций в деятель -ности государственных служащих пред ставляется наиболее удачным, т.к. пре -доставляет возможность интегрировать наиболее схожие ситуативные условия,

    1 Кабашов С.Ю. Урегулирование конфликта интересов и противодействие коррупции на граж данской и муниципальной службе: теория и прак тика : учебное пособие. – М.: ИНФРА- М, 2011, с. 36.

    2 Кандыбин Р. Сущность и типология конфлик та интересов на государственной службе в воен ной организации государства // Военное право, 2013, вып. № 1, с. 6.

    3 Соловьев А.В. Конфликты на государствен -ной службе: типология и управление : учебно практическое пособие. – М. : Альфа Пресс, 2008, с. 142.

    4 Кабашов С.Ю. Указ. соч., с. 54.

    сопутствующие такому феномену, как конфликт интересов на государственной службе. Владея информацией о суще ствующих типовых ситуациях конфликта интересов, а также располагая личным опытом, государственный служащий способен принять верное решение и не допустить развития конфликтной ситуа ции, что, безусловно, будет способство вать надлежащему исполнению им своих служебных обязанностей в соответствии с принципами законности, справедливо сти, соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

    Федеральный закон «О противодействии коррупции» (ч. 4, 5 ст. 11) предусматривает следующие варианты предотвращения и урегулирования конфликта интересов:

    1) изменение должностного или слу -жебного положения государственного или муниципального служащего, являю щегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке;

    2) отказ государственного или муни -ципального служащего от выгоды, явив шейся причиной возникновения кон фликта интересов;

    3) отвод или самоотвод государствен ного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ.

    Особо оговаривается в законе «О проти водействии коррупции» ситуация, связан ная с передачей государственным служа щим в доверительное управление принад лежащих ему ценных бумаг, акций (доли участия, паи в уставных [складочных] капиталах организаций).

    Практика показывает, что в основном ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных [складочных] капита лах организаций) передаются государ ственными служащими родственникам и иным лицам, поэтому данная ситуация до конца не исключает возможность их лич ной заинтересованности. В целях сни жения риска возникновения ситуации конфликта интересов законодательством предусмотрено, что указанное имущество должно быть передано в доверительное управление независимому лицу.

    Таким образом, данные варианты уре гулирования или предотвращения кон фликта интересов носят конкретный характер и представляют собой типичные

    варианты поведения государственного служащего, оказавшегося в конфликтной ситуации.

    Автор предлагает дополнить перечень следующим комплексом мер:

    — информирование государственных служащих об их правовом статусе, о воз можных случаях конфликта интересов, а также ознакомление их с обязанностями по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

    Читайте также:
    Дополнительный выходной день для прохождения диспансеризации

    — проведение комплекса мероприятий, направленных на формирование атмосферы реальности наступления от ветственности за невыполнение обязан ностей по предотвращению и урегулиро -ванию конфликта интересов;

    — подготовка методических материа -лов, включающих краткие обзоры основ -ных запретов, ограничений и обязанно стей, налагаемых в целях противодей -ствия коррупции, а также тематических сборников нормативно правовых актов в сфере противодействия коррупции;

    — участие государственных служащих в научно-практических мероприятиях по антикоррупционной тематике (обу чающие семинары, курсы повышения квалификации);

    — совершенствование связи подразделений по профилактике коррупцион ных и иных правонарушений и кадровых служб государственных органов;

    — материальное стимулирование соблюдения государственными служа щими запретов и ограничений, а также обязанностей.

    Обращаем внимание на то обстоятель ство, что перечень данных мер носит в большей степени превентивный харак тер и предполагает информирование и обучение государственных служащих.

    В заключение следует отметить, что конфликт интересов в системе госу дарственной службы — явление доста -точно сложное, требующее дальнейшей проработки как на правотворческом, так и на правоприменительном уровне.

    Понятие и формы проявления конфликтов интересов на государственной службе

    Рубрика: Юриспруденция

    Дата публикации: 13.05.2022 2022-05-13

    Статья просмотрена: 78 раз

    Библиографическое описание:

    Печеницына, Н. И. Понятие и формы проявления конфликтов интересов на государственной службе / Н. И. Печеницына. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (362). — С. 357-359. — URL: https://moluch.ru/archive/362/80974/ (дата обращения: 19.10.2021).

    В настоящей статье автор рассматривает понятие конфликта интересов на государственной службе, которое дается в законе и научной литературе. также автором дается краткая характеристика видов конфликтов интересов, а также указываются на возможные меры его предотвращения, предупреждения и устранения. Важность данной тем проявляется в том, что урегулирование конфликтов интересов на государственной службе является действенным механизмом борьбы с коррупцией, способом для обеспечения нормального функционирования института государственной службы.

    Ключевые слова: государственная служба, конфликт интересов, личная заинтересованность, государственный служащий.

    В общем смысле в понятие «конфликт интересов на государственной службе» включают получение государственным служащим какой-либо выгоды за счет своего служебного положения, возможности оказывать влияние на процессы и принятие решений. В этом случае государственным служащим наносится определенный ущерб государству и обществу.

    В научной литературе не сложилось единого мнения относительно понятия конфликта интересов на государственной службе. Поэтому разными авторами предлагаются разные определения.

    Так, П. М. Кудюкин пишет, что при конфликте интересов является той ситуацией, когда имеет место противоречие между государственными интересами и интересами государственного служащего, которое в итоге может привести к нанесению государству и другим лицам разного по размеру ущерба [8; c. 125].

    Однако, по мнению ученых конфликт интересов затрагивает и иные отношения, которые выходят за рамки государственной службы, затрагивает личные интересы служащих. По мнению Л. М. Колодкина конфликт интересов — это «специфического вида столкновение целей, позиций, мировоззрения взглядов, возникающего в результате противоречий и противостояния в процессе выполнения служебных обязанностей» [6; c. 45].

    По мнению С. Н. Барановского конфликт интересов на государственной службе — это такая ситуация, при которой личный интерес служащего либо его зависимость от иных лиц негативно влияют на процесс исполнения им своих служебных обязанностей [4; c. 390].

    Как видим, авторы так или иначе под конфликтом интересов понимают превосходство личных интересов служащего над интересами государства.

    Основным нормативным актом, в котором дается определение конфликта интересов на государственной службе, является Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В этом законе под конфликтом интересов на государственной службе понимается наличие личной выгоды, заинтересованности при исполнении должностных обязанностей [1]. Личной выгодой считается: получение денег, имущества; получение имущественных прав; получение услуг, работ. При этом указанные выгоды могут быть и не связаны с личностью служащего, они могут относиться, например, к его родственникам и друзьям, а также иным лицам, с которыми государственный служащий связан какими-либо обязательствами. Возникновение конфликта интересов по смыслу закона является причиной коррупционных правонарушений.

    Как можно увидеть, определения, которые сформулированы в научной литературе, и определение конфликта, которое закреплено в законе о противодействии коррупции, отличаются. Если авторы, определяя содержание рассматриваемого явления, выходят за рамки интересов служащего, то законодатель преследует цели противодействия коррупции, а потому ограничивается только материальными интересами государственного служащего.

    Однако, существует мнение, что конфликт интересов — это в большей степени моральная коллизия интересов служащего и государства [7; c. 86].

    Представляется, что конфликт интересов на государственной службе предполагает наличие как моральной коллизии, так и материальной заинтересованности лица. Здесь государственный служащий нарушает правила несения службы, в том числе и морального характера, для получения определенной материальной выгоды для себя или иных лиц.

    Конфликты интересов на государственной службе могут возникнуть в совершенно разных областях, например, при осуществлении приватизации, в системе государственных закупок и пр. В числе наиболее распространённых нарушений можно выделить:

    – неуведомление о том, что государственного служащего склоняли к тому, чтобы совершить коррупционное правонарушение.

    – замещение должности государственной службы при наличии родства либо близкого свойства.

    – наличие конфликта государственных и личных интересов.

    Читайте также:
    Минимальная и средняя зарплата в Китае

    – одновременное участие в управлении коммерческой организацией и несение государственной службы.

    – непредставление (представление недостоверных) сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера [6].

    Говоря о видах конфликтов интересов на государственной службе, стоит отметить, что в законе такой классификации не приводится. Виды конфликтов выделяются только в научной литературе, то есть только на теоретическом уровне. Так, выделяют следующие виды конфликтов на государственной службе:

    1. Реальный конфликт. В этом случае конфликтная ситуация уже имеет место и требует принятия мер для ее предотвращения или разрешения. Это случаи, когда, например, у служащего были выявлены работающие в его подчинении родственники, что запрещено законом. В этом случае сам государственный служащий, либо его родственники, либо представитель нанимателя обязаны предпринять необходимые меры для устранения такого конфликта. Например, родственники государственного служащего могут быть переведены в другой отдел либо уволены со службы.
    2. Потенциальный конфликт. В этом случае имеется в виду потенциально возможные конфликтные ситуации, которые еще можно предупредить. Примером такой ситуации может служить приглашение на работу своих родственников. В этом случае служащий будет осознавать, что это приведет к конфликту интересов и обязан предпринять соответствующие меры, то есть предупредить возникновение конфликта.
    3. Мнимый конфликт, когда фактически конфликтной ситуации не существует, но в сознании общества поведение служащего представляется как получение им личной выгоды, то есть в качестве конфликта интересов. В этом случае служащий может просто изменить свое поведение, чтобы общество изменило свое мнение по этому поводу.

    Тем не менее, в любом случае конфликт интересов обуславливается конкретными действиями либо бездействиями государственного служащего. В первом случае он совершает активные действия, которые приводят к конфликту, например, принимает на службу к себе в подчинение родственника, совершает действия в интересах иных лиц. Во втором случае служащий бездействует, то есть он может не предпринимать никаких попыток предотвратить конфликт интересов, если сложилась определенная ситуация, например, не подает соответствующее уведомление о наличии конфликта интересов.

    Закон накладывает на государственного служащего обязанность самостоятельно оценивать те обстоятельства, которые могут стать причиной появления конфликта интересов на службе. Также служащие обязаны сообщать о таких обстоятельствах представителю нанимателя с целью предотвратить возможный конфликт. Указанное требование имеется в п. 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 11 Федерального закона «О противодействии коррупции».

    Уведомление должно иметь письменную форму. Служащий может отправить его представителю нанимателя как лично, так и почтой. Данное уведомление подлежит рассмотрению в установленном законом порядке, а в результате выносится мотивированное заключение.

    В числе мер, которые могут быть приняты в отношении государственного служащего при возникновении конфликта интересов могут быть:

    – отказ от полученной выгоды.

    – отказ от другой работы.

    – отказ служащего от принятия определенного решения.

    – переход на другую должность или службу и т. д.

    Для каждого случая меры по урегулированию конфликта могут быть различны.

    Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время проблема предотвращения конфликтов интересов на государственной службе весьма актуальна и будет оставаться такой всегда. Был сделан вывод, что конфликт интересов на государственной службе имеет не только материальную составляющую, но и моральную. Поскольку законодатель возложил обязанность выявлять ситуации конфликта на самих государственных служащих, то моральная составляющая здесь очень важна, так как только при наличии высоких моральных качеств государственный служащий подаст заявление о наличии конфликта интересов и примет необходимые меры для его устранения. Личная заинтересованность не является правонарушением. Правонарушением является несообщение государственным служащим о наличии такой заинтересованности. Конфликт интересов состоит в том, что лицо обязано сделать выбор между своими интересами и долгом.

    1. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О противодействии коррупции» // Собрании законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 52 (часть I) ст. 6228.
    2. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 24.03.2021) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 августа 2004 г. N 31 ст. 3215
    3. Барановский С. Н., Зеленов, М. Ф. Противодействие коррупции в системе исполнительной власти в Российской Федерации. Административно-правовые аспекты: монография. — М., Саратов: Вузовское образование, 2012. — С. 390.
    4. Иванова Л. Л. Конфликт интересов на государственной гражданской службе и особенности его урегулирования // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. — 2013. — № 4. — С. 96.
    5. Колодкин Л. М. Проблемы урегулирования конфликта интересов на государственной службе // Современное право. — 2008. — № 11(1). — С. 44. 3 Там же. — С. 45.
    6. Костюк О. Н. Порядок разрешения конфликта интересов на государственной службе // Мир современной науки. — 2012. — № 3. — С. 83–91.
    7. Кудюкин П. М. Конфликт интересов в системе государственной службы: сущность, пути выявления, предупреждения и разрешения // Противодействие коррупции: разрешение конфликта интересов / под ред. М. Б. Горного и А. И. Волкова. — СПб.: Норма, 2005. — С. 123– 129.
    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: