Какие сведения относятся к налоговой тайне
Больше материалов по теме «Налоги и учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
- Налоговая тайна и отечественный закон
- Почему тайна?
- Какие данные относят к налоговой тайне
- Это не налоговая тайна
- Что грозит за нарушение налоговой тайны
- Кто вправе получить доступ к налоговой тайне
Понятие налоговой тайны является относительно новым для отечественного законодательства, оно действует менее 20 лет, поэтому не все тонкости достаточно разъяснены и понятны бизнесменам.
Постараемся разъяснить, какие сведения можно отнести к налоговой тайне, для кого они могут быть важны, кто имеет к ним доступ и как именно ее охраняет закон.
Налоговая тайна и отечественный закон
Налоговый кодекс, вступивший в действие в 1999 году, впервые предусмотрел и понятие налоговой тайны – в ст. 102. В ней дается определение: налоговая тайна – вся информация, касающаяся налогоплательщика, которая стала известна о нем ряду государственных органов вследствие выполнения ими своих профессиональных функций:
- налоговым;
- таможенным;
- следственным;
- правоохранительным;
- внебюджетным фондам.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для соблюдения налоговой тайны не имеет значения, кто именно выступает в статусе налогоплательщика – рядовой гражданин, организация, индивидуальный предприниматель. Также не важна форма, в которой сведения поступили в соответствующие органы, то есть на каком носителе они зафиксированы.
Однако ст. 102 НК РФ не расшифровывает, какие разновидности информации следует относить к налоговой тайне. Эти данные можно почерпнуть из других нормативных актов, в частности письма Министерства Финансов РФ № 03-02-08/41 от 11 апреля 2011 года.
Касательно физических лиц, налоговая тайна является юридически тождественной понятию «персональные данные», которые регламентируются и охраняются Федеральным законом № 152 от 27 июля 2006 года.
Ответственность за разглашение налоговой тайны предусматривается различными Кодексами РФ:
- административная – ст. 13.13 КоАП;
- материальная – ст. 1069 ГК РФ;
- уголовная – ч. 2 ст. 183 УК РФ.
Почему тайна?
Закон охраняет право на конфиденциальность и ограниченный доступ к ряду сведений, формулируя понятия налоговой, коммерческой, военной тайны.
Налоговые органы по самой своей функции, определенной государством, собирают информацию о материальном (имущественном, денежном) положении людей и организаций. Если такие данные станут общим достоянием и будут распространяться бесконтрольно, это в ряде случаев может принести юридическому или физическому лицу вред разной степени тяжести.
Какие данные относят к налоговой тайне
Они не перечисляются в тексте Налогового кодекса, но можно сделать вывод о том, что налоговую тайну составляют:
- сведения из «первички» – документации, на основании которой формируются отчеты для ИНФС (кассовые ордера, акты, накладные, платежки и др.);
- налоговые декларации;
- перечисление активов, фондов, других материальных ресурсов;
- вся финансовая документация, к которой нет открытого доступа;
- данные, касающиеся отчислений в соцфонды;
- личная информация;
- патенты, ноу-хау, разработки организации;
- сведения уровня коммерческой тайны.
Это не налоговая тайна
Перечень «засекреченных» сведений не является закрытым, тогда как данные, не относимые к налоговой тайне, четко перечислены в НК РФ. В отличие от сведений, составляющих тайну, остальные данные называются «общедоступными». Это значит, что конфиденциальность для них необязательна.
Для граждан-физлиц, чьи персональные данные защищаются законом наравне с налоговой тайной, общедоступными считаются:
- ФИО;
- число и место рождения;
- номера телефонов;
- сведения о профессиональной занятости.
Относительно юридических лиц не относятся к налоговой тайне такие сведения:
- название организации как в полном, так и в сокращенном виде;
- форма собственности юрлица (АО, ООО и др.);
- адрес фирмы (фактическое местопребывание или юридический);
- имена руководства.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если гражданин или уполномоченное лицо от организации подписали специальный документ о том, что разрешают распоряжаться рядом сведений (например., информацией о месте работы, банковских реквизитах, достижениях и пр.), то эта информация автоматически исключается из круга, составляющего налоговую тайну.
Что не является налоговой тайной
Как для физлиц – индивидуальных предпринимателей, так и для компаний не будут являться налоговой тайной:
- номер ИНН (его легко узнать по фамилии человека или названию фирмы, а они не относятся к тайне);
- сведения об имевших место налоговых нарушениях (эта информация содержится открыто в ЕГРЮЛ и ЕГРИП);
- результаты проверок налоговыми органами (запрещено распространение налоговой информации только о кандидатах в выборные органы);
- налоговый режим, используемый налогоплательщиком (общий или один из специальных);
- данные о платежах в госструктуры (они помещаются в открытую Государственную информационную систему);
- информация, переданная вышестоящим инстанциям из местных властей или иностранным органам в рамках международного сотрудничества.
Режим секретности нарушен
Нарушение налоговой тайны может иметь место в одной из следующих ситуаций:
- сотрудник, имеющий доступ к охраняемым законом сведениям, разгласил их;
- документы, на которых зафиксированы сведения, были утрачены.
Чтобы за такое нарушение по закону наступила юридическая ответственность, должны одновременно действовать три фактора:
- Разглашение сведений или утрата документов принесли их владельцу-налогоплательщику прямой ущерб.
- Установление вины соответствующего должностного лица, то есть сотрудника налоговых органов (виновное действие или бездействие).
- Именно это действие или бездействие стало прямой причиной причинения ущерба.
Что грозит за нарушение налоговой тайны
Закон предусматривает три вида ответственности за разглашение налоговой тайны или утрату служебной документации из этой категории.
Материальное возмещение полученного потерпевшим ущерба осуществляется за счет госбюджета, поскольку вина лежит на государственном органе.
Административная ответственность для лица, разгласившего конфиденциальные сведения, обещает виновному штраф в 4-5 тыс. руб. для юрлиц и 500–1000 руб. для граждан.
Возможно, отвечать придется и по Уголовному кодексу – нарушивший режим секретности может сесть в тюрьму на 3 года, а если ущерб был особенно значительным, то и до 7 лет, либо заниматься принудительными работами до 5 лет.
Кто вправе получить доступ к налоговой тайне
Налоговый орган в некоторых случаях обязан предоставлять информацию, даже если она составляет налоговую тайну. Дать такие сведения налоговики обязаны, только если правильно соблюдены все условия:
- запрос на фирменном бланке уполномоченной организации, зарегистрированный как официальная документация;
- обязательная подпись руководителя запрашивающей организации (в электронной форме допускается ЭЦП);
- в тексте запроса должен указываться нормативный акт, который позволяет требовать секретные сведения;
- нужно обосновать цель получения данных налоговой тайны и написать реквизиты документации, на основании которой они требуются (такие как судебные решения, уголовные дела и т.д.).
Составить такой запрос имеют право:
- государственные органы и уполномоченные ими сотрудники;
- следственные органы;
- суд;
- контрагенты с целью проверки благонадежности потенциального партнера (они могут получить отнюдь не любую информацию).
Налоговая тайна
Компания может столкнуться с налоговой тайной при работе с поставщиками или участии в тендерах. Например, крупный партнер попросит сделать налоговую тайну общедоступной. Звучит так себе, но на деле не страшно.
Что такое налоговая тайна
Начнем с примера: бывшая жена ИП Петрова хочет узнать, сколько он зарабатывает и в каком банке держит деньги. Она обращается в налоговую с запросом:
Прошу предоставить сведения о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета ИП Петрова; о номерах расчетных счетов, количестве и движении средств в рублях и иностранной валюте.
Если сотрудник налоговой расскажет о доходах и счетах предпринимателя, он рискует получить штраф до 1 млн рублей. Потому что эти сведения — налоговая тайна.
В законе нет списка сведений, которые относятся к налоговой тайне. Зато есть определение от обратного: налоговая тайна — это любые сведения, которые налоговая получает от бизнеса, кроме тех, что перечислены в статье 102. К примеру, в списке:
- общедоступные сведения. Это название компании, ее адрес, дата регистрации и всё, что она сама рассказывает у себя на сайте или в рекламе, социальных сетях;
- ИНН;
- информация о долгах и задержках по налогам;
- налоговый режим компании, например упрощенка;
- среднесписочная численность сотрудников за прошлый год;
- налоги, доходы и расходы за прошлый год.
Всё, что не входит в список исключений, могут знать налоговая, сам налогоплательщик и по запросу в налоговую или компанию — полиция с судом. Задача налоговой — следить, чтобы её сотрудники не разглашали эти сведения.
Кажется, что налоговая тайна — это что-то из внутреннего мира налоговиков, но есть два случая, когда тайна может понадобится предпринимателю:
- проверка контрагентов;
- признание налоговой тайны общедоступной для участия в тендере или сотрудничества с крупной компанией.
Налоговая тайна и проверка контрагентов
У судов и налоговой есть термин «должная осмотрительность» — это проверка партнеров и поставщиков перед работой. Проверка нужна, чтобы на этапе выбора партнеров выявить подозрительных и не работать с ними. К примеру, подозрительной будет строительная фирма с одним сотрудником и нулевыми декларациями за последние пару лет.
Подробнее о должной осмотрительности
До 2016 года в открытом доступе можно было найти только название, адрес компании, имя ее учредителя и данные о специальном налоговом режиме, например упрощенке. Остальное приходилось запрашивать у партнеров, потому что сведения о доходах, расходах, имуществе и сотрудниках были налоговой тайной. А сейчас это уже не тайна.
Открытые сведения накладывают на предпринимателя обязанность проверять по ним контрагентов. Раз сведения о сотрудниках есть, не получится сказать в суде: «Я не знал, что у этой фирмы нет строителей и она не сможет мне построить завод по нашему контракту».
Нет точного списка, что обязательно проверить у контрагента, поэтому лучше посмотреть всё, что есть:
В сервисы попадают сведения за прошлый год — именно они уже не входят в налоговую тайну. Информация появляется по частям:
- 1 августа — о спецрежиме на конец прошлого года и численности сотрудников. Можно проверить, работает поставщик на упрощенке или на общем налоговом режиме и сколько у него сотрудников;
- 1 октября — налоги и страховые взносы, которые заплатила компания за прошлый год, ее доходы и расходы. Можно посмотреть динамику доходов и расходов за 2017-2018 годы;
- 1 декабря — о налоговых нарушениях, недоимке по налогам и взносам, штрафах.
Если компания сдает отчеты в Росстат, там можно посмотреть ее долги, доходы и расходы по месяцам и узнать, сдавала ли она нулевые декларации. Сведения с сайта налоговой и Росстата автоматически подтягиваются в сервисы проверки контрагентов, например Сбис, Спарк.
Налоговая тайна и общедоступные сведения
В налоговую можно написать заявление, чтобы сведения, составляющие налоговую тайну, стали общедоступными. Например, так делают, если просит крупный партнер или для участия в тендерах.
Как провести тендер
Чтобы открыть сведения, заполняют «Согласие налогоплательщика на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными». Его относит в налоговую директор компании, ИП или человек по доверенности.
В заявлении указывают коды — по ним налоговая узнаёт, какие сведения открывать. Например, код 0400 значит, что нужно открыть информацию о банке, в котором у компании счет, номере, дате открытия, типе счета и движении денег на нем. Если случайно указать не тот код, налоговая откроет не ту информацию.
Здесь же в заявлении указывают, за какой период открывают сведения, но есть нюанс: то, что уже стало открытым, остается открытым навсегда. В налоговом кодексе нет статьи об отзыве согласия.
Наказание за раскрытие налоговой тайны
За разглашение налоговой тайны есть наказания:
- за сбор сведений, похищение документов или подкуп сотрудников налоговой — штраф до 500 000 рублей, исправительные работы до года или лишение свободы до двух лет;
- разглашение или использование сведений — штраф до 1 млн рублей или лишение свободы до трех лет.
Сложно узнать, что сотрудник налоговой копирует на флешку декларации компании, а потом их продает конкурентам. Но такое может произойти, если владелец компании случайно увидит свою декларацию в интернете. Тогда надо обратиться в полицию или прокуратуру, они проведут расследование и всех накажут.
Налоговая тайна
Предоставление сведений, составляющих налоговую тайну, по запросу следственных органов или суда не является нарушением закона.
Понятие и принципы налоговой тайны
Понятие налоговой тайны было введено в НК РФ относительно недавно. Налоговая тайна представляет собой особую информацию в сфере налогового права, содержание и получение которой, в соответствии с требованиями НК РФ, должно быть доступно лишь определенным уполномоченным лицам.
Налоговую тайну составляют определенные сведения, которые, по установленным причинам, признаются информацией, не подлежащей разглашению.
Например, данные о документах налогоплательщика, информация о его доходах и расходах, отраженных в поданной декларации, о текущем финансовом и имущественном положении и т.д.
Помимо этого, сведения, составляющие налоговую тайну, могут касаться уплаченных налогов или дивидендов, а также личную коммерческую информацию, получение и доступ к которой посторонними лицами являются недопустимыми.
Принципы налоговой тайны основываются, прежде всего, на действующей Конституции и положениях НК РФ, на защите прав и свобод граждан. Интересы налогоплательщика являются основным критерием для защиты.
Налоговая тайна также направлена на максимальное устранение финансовых и иных рисков для налогоплательщика, связанных с неправомерным распространением определенной информации.
Помимо этого, понятие и принципы налогового права строятся на действующих нормах и правилах, которые позволяют обеспечить защиту информации максимально правомерным путем, без совершения нарушений.
Иным важным принципом является согласие лица, налоговые сведения о котором составляют налоговую тайну. В отдельных случаях, официальное согласие дает право на распространение определенной информации, если такая необходимость действительно имеется.
Согласие должно быть оформлено официально, в письменной форме, с подписью физического лица и иными необходимыми сведениями, установленными действующим налоговым законодательством.
Сведения, не относящиеся к налоговой тайне
Положения НК РФ устанавливают, что не вся информация и сведения, относящиеся к особенностям и установленному порядку налогообложения, являются налоговой тайной и входят в данное понятие. К данным сведениям относятся следующие:
- информация о среднем числе сотрудников определенного учреждения, организации и т.д.;
- сведения об определенных суммах налогов и установленных сборов, которые были уплачены той или иной организацией, за определенный временной период, равный одному календарному году;
- финансовая информация об отраженных суммах доходов и расходов предприятия или учреждения за прошедший календарный год.
В этот список может быть включена и иная дополнительная информация, для которой действующим налоговым законодательством РФ не предусматривается режим налоговой тайны.
Вся эта информация не входит в понятие налоговой тайны, следовательно, ее разглашение не будет составлять правовое нарушение и, в соответствии с положениями НК РФ, сам факт разглашения не может понести за собой абсолютно никакую ответственность.
Доступ к данным сведениям не будет ограничен только определенным кругом уполномоченных лиц, а согласие на разглашении этой информации не потребуется.
Разглашение налоговой тайны
Понятие «разглашение налоговой тайны», в соответствии с действующими положениями НК РФ, означает распространение определенных сведений, которые являются налоговой тайной, влекущее за собой нарушение существующих норм и несоблюдение интересов налогоплательщика.
Само разглашение и не соблюдение норм налогового права влекут за собой определенную ответственность, а зависимости от тяжести совершенного правонарушения и серьезности наступивших последствий для налогоплательщика.
Ответственность за разглашение может быть, как административной, так и уголовной. Административная ответственность за нарушение и разглашение налоговой тайны выражается в наложении денежного штрафа, размер которого зависит от конкретного случая и дополнительных обстоятельств.
Уголовная ответственность за разглашение применяется значительно реже, только в тех случаях, когда интересам, либо финансовому положению налогоплательщика был нанесен действительно серьезный ущерб, который стал следствием того, что раскрытие данной информации было осуществлено неправомерным путем.
Налоговая тайна и ее разглашение являются важнейшим пунктом в действующем НК РФ, доступ к ней должен обеспечиваться только при условиях полного соблюдения существующих норм.
Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну
В соответствии с НК РФ, доступ к налоговой тайне означает наличие законного права у того или иного лица владеть определенной информацией, касающейся данных налогоплательщика, особенностей налогообложения определенного предприятия, организации и т.д.
Законный доступ к сведениям, которые были признаны налоговой тайной, имеется у определенных должностных лиц. Точный список данных лиц может быть установлен федеральным органом исполнительной власти, обладающим соответствующими полномочиями, федеральным органом, относящимся к уголовному судопроизводству, федеральным таможенным учреждением и т.д.
Доступ к данной информации, как правило, оформляется в письменном виде.
В документе указывается список полномочий и точные сведения об информации, к которой должностное лицо получает доступ.
Помимо этого, должностное лицо должно подписать согласие о том, что в случае, если налоговая тайна будет разглашена иным лицам, либо им будет обеспечен неправомерный доступ, данное нарушение обязательно повлечет за собой применение определенных мер ответственности, установленных НК РФ и иными нормативно-правовыми актами.
Для применения определенных мер ответственности, доступ и факт нарушения интересов налогоплательщика обязательно должны быть доказаны, иначе установление наказания станет невозможным.
Особенности налоговой тайны
Содержание, доступ и само разглашение налоговой тайны, как юридические понятия, имеют свои особенности и нюансы. Например, само разглашение представляет собой личное использование, либо передачу данной информации другим лицам.
Данные налогоплательщика могут быть переданы другим лицам, как на безвозмездной основе, так и за определенное денежное вознаграждение. Безусловно, оба этих способа являются грубейшими нарушениями существующих норм и правил НК РФ и относятся к правовым налоговым преступлениям.
Однако не будет нарушением передача информации налогоплательщика ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков. При условии, что передачу осуществил уполномоченный налоговый орган.
Положения налоговой тайны предусматривают установление ответственности и в том случае, если документы, какие содержали в себе тайные сведения, были утеряны ответственным лицом.
К таким документам могут относиться налоговые декларации и иные бумаги, в которых могут быть отражены сведения, составляющие государственную тайну. Чаще всего, потеря данных документов влечет за собой наложение штрафа, увольнение должностного лица с занимаемой должности иные правовые меры.
Условия признания налоговой тайной сведений специальной декларации
Определенные сведения, содержащиеся в представленной специальной декларации, могут быть признаны налоговой тайной, но только с учетом установленных условий и нюансов. К ним относятся:
- эти сведения являются налоговой тайной, без каких-либо исключений и дополнений, в соответствии с действующим налоговым законодательством;
- факт потери данных сведений, либо их неправомерного разглашения, обязательно повлечет за собой необходимость установления уголовной ответственность за совершенное преступление;
- данные сведения, содержащиеся в специальной декларации, могут быть получены исключительно у налогового органа, путем подачи письменного запроса от самого лица – автора данной декларации;
- уполномоченное должностное лицо, которое получило доступ к данным сведениям, не может быть привлечено к какому-либо виду установленной ответственности за отказ от дачи показаний, которые касаются непосредственно той информации, входящей в состав налоговой тайны.
Только при наличии вышеперечисленных условий, сведения и информация, содержащаяся в таком документе как специальная декларация, могут быть официально признаны налоговой тайной.
Только после данного признания за разглашение этой информации может назначаться правомерная ответственность, в зависимости от тяжести и серьезности совершенного правонарушения.
Понятие и содержание налоговой тайны
- Статья 102 НК РФ о налоговой тайне
- Правовой режим защиты налоговой тайны и ответственность за ее разглашение
- Формы и способы получения налоговиками сведений, составляющих налоговую тайну
- Основные признаки сведений, относимых к налоговой тайне
- Согласие налогоплательщика на разглашение сведений: форма-2020
- Итоги
Статья 102 НК РФ о налоговой тайне
Понятие налоговой тайны расшифровано в п. 1 ст. 102 НК РФ: сведения, составляющие налоговую тайну (СНТ), — это любая информация о налогоплательщике и (или) плательщике страховых взносов:
- полученная должностными лицами различных госорганов (налоговых, таможенных и др.) при выполнении ими служебных обязанностей;
- за исключением сведений, указанных в подп. 1–13 п. 1 ст. 102 НК РФ (общедоступной информации, отдельных данных о налогоплательщике и др.).
Отдельно в статье акцентируется внимание на нюансах признания в качестве СНТ сведений, содержащихся в спецдекларации, предоставляемой налоговикам в соответствии с законом «О добровольном декларировании физлицами активов и банковских счетов» от 08.06.2015 № 140-ФЗ. А именно:
- информация из спецдекларации включается в разряд СНТ без предусмотренных в п. 1 исключений (кроме подп. 4,9–13);
- при утрате документов, прилагаемых к декларации, и (или) незаконном разглашении содержащейся в этой декларации информации предусмотрена уголовная ответственность;
- данные декларации могут истребоваться у налоговиков только по запросу самого декларанта.
Важными аспектами, рассмотренными в ст. 102 НК РФ, являются вопросы соблюдения режима налоговой тайны. Как анализируются вопросы защиты налоговой тайны в ст. 102 НК РФ — см. в следующем разделе.
Правовой режим защиты налоговой тайны и ответственность за ее разглашение
В соответствии со ст. 102 НК РФ налоговая тайна охраняется законом, а именно:
Пункты ст.102 НК РФ
установлен запрет на разглашение СНТ
определено, что СНТ подлежат спецрежимам хранения и доступа
предусматривает ответственность за утрату содержащих СНТ документов (либо их разглашение)
За нарушение режима секретности в отношении СНТ предусмотрена ответственность:
- дисциплинарная (если действия/бездействия должностных лиц госорганов не причинили налогоплательщику тяжкий вред или крупный ущерб);
- административная (штраф за разглашение налоговой тайны по ст. 13.14 КоАП: на физлиц 0,5–1,0 тыс. руб., на должностных лиц — 4,0–5,0 тыс. руб.);
- уголовная (по ст. 183 УК РФ: штрафы 0,5–1,5 млн руб., лишение свободы до 7 лет).
О наказаниях, предусмотренных законодательством для налогоплательщиков, расскажут материалы рубрики «Ответственность и взыскания».
Чтобы не быть наказанным по вышеуказанным статьям, физлицам и должностным лицам госорганов необходимо иметь полное представление о содержании СНТ, способах получения и основных признаках (об этом расскажем в следующих разделах).
Как добиться возмещения убытков, причиненных нарушением налоговой тайны? Ответ на этот вопрос узнайте в «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Формы и способы получения налоговиками сведений, составляющих налоговую тайну
Посвященная налоговой тайне ст. 102 НК РФ определяет налоговую тайну как любые сведения о налогоплательщике за исключением отдельных видов информации, перечисленных в п. 1 указанной статьи. При этом формы и способы получения СНТ, а также их состав и содержание законом не регламентированы.
По содержанию полученной должностными лицами информации к разряду СНТ могут быть отнесены сведения:
- непосредственно связанные с вопросами налогообложения;
- иные (не связанные с налогами, сборами и взносами), носящие конфиденциальный характер (к примеру, личная или семейная тайна).
Основной способ получения СНТ должностными лицами госорганов — затребование документов при осуществлении процедур налогового контроля (ст. 82 НК РФ), включающих:
- налоговые проверки;
- осмотр используемых для получения дохода налогоплательщиком помещений и территорий;
- получение объяснений от хозяйствующих субъектов;
- иных предусмотренных НК РФ процедур.
Получить СНТ налоговики могут и другими способами, например, перечисленные в НК РФ физлица и организации обязаны предоставлять в налоговый орган известные им сведения о налогоплательщике (ст. 85, 86, 90 и др.).
Все полученные в результате контрольных мероприятий и осуществления налоговиками иных должностных полномочий сведения о налогоплательщике относятся к категории СНТ.
Основные признаки сведений, относимых к налоговой тайне
Для того чтобы отделить СНТ от других видов информации с ограниченным доступом (профессиональной, коммерческой, служебной тайн и др.), обозначим их основные отличительные признаки:
- СНТ могут быть получены только при осуществлении госорганами своих полномочий (попавшие к должностным лицам госорганов сведения о налогоплательщике, полученные не в связи с осуществлением своих полномочий, СНТ не признаются);
- к СНТ относятся исключительно сведения о налогоплательщике (иная информация, полученная налоговиками или таможенниками в процессе выполнения обязанностей, налоговой тайной не является);
- получение СНТ происходит в рамках правоотношений между налоговым органом, действующим от имени государства (ст. 31 НК РФ предоставляет полномочие на истребование необходимой информации), и налогоплательщиком (ст. 23 НК РФ обязывает налогоплательщика ее предоставить);
- СНТ, поступившие в госорганы, имеют специальный режим хранения и доступа;
- порядок доступа к СНТ устанавливают своими приказами ФНС, ФТС и МВД России.
Обратите внимание! Сведения о налогоплательщике, не относящиеся к налоговой тайне, можно проверить в сервисе от ФНС «Прозрачный бизнес», с помощью которого можно проверить контрагента. Подробнее о проверке контрагента читайте здесь.
Что налогоплательщику необходимо знать о термине «признак» — см. в материалах:
Согласие налогоплательщика на разглашение сведений: форма-2020
СНТ в определенных случаях могут перейти из разряда засекреченных в категорию общедоступных (п. 1 ст. 102 НК РФ, п. 4 ст. 31 НК РФ). Происходит такой переход с согласия налогоплательщика в регламентированной законом форме.
В 2022 году действует приказ Минфина и ФНС России от 15.11.2016 № ММВ-7-17/615@, утвердивший:
- форму и формат согласия налогоплательщика на признание СНТ общедоступной информацией;
- схему заполнения формы;
- алгоритм представления формы налоговикам.
Форма согласия состоит из двух листов и по многим заполняемым полям очень напоминает привычную для всех налогоплательщиков налоговую декларацию или иной налоговый отчет, но включает и специфичные поля:
«Дает согласие на признание следующих сведений, составляющих в соответствии со ст. 102 НК РФ налоговую тайну, общедоступными»
«1» — если налогоплательщик определяет СНТ общедоступными в полном объеме;
«2» — при выборе части СНТ в качестве общедоступных
«Период, за который сведения, составляющие налоговую тайну, признаются общедоступными»
Отражаются даты начала и окончания соответствующего периода (например, если выбирается период за 2022 год, поле заполняется следующим образом: с 01.01.2022 по 31.12.2020)
Несоблюдение данной формы согласия может послужить основанием для отказа в его приеме налоговыми органами.
Как правильно заполнить и подать согласие на признание налоговой тайны общедоступной, разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к системе и переходите в готовое решение. Ознакомьтесь с образцом заполнения документа бесплатно.
С какими видами согласий и возражений сталкиваются налогоплательщики — см. в материалах и сообщениях:
Итоги
Сведения, относимые в разряд налоговой тайны, представляют собой конфиденциальную информацию, доступ к которой законодательно ограничен. Засекреченные налоговые сведения с согласия налогоплательщика могут перейти в разряд общедоступных после оформления специального согласия, форма которого регламентирована совместным приказом Минфина и ФНС России.
Налоговая тайна: какие сведения она включает?
1 января 2019 года институту налоговой тайны исполнилось ровно 20 лет: именно в 1999 году данный термин впервые получил официальный статус после его закрепления в части 1 Налогового кодекса РФ. В настоящее время понятие налоговой тайны определяется в ст.102 НК РФ.
Под налоговой тайной подразумевается любая информация, полученная ФНС, ОВД, следственными органами, органами внебюджетного фонда, таможенными органами о налогоплательщиках и плательщиках страховых взносов.
Как видим, дав определение налоговой тайны законодатель не привёл перечень сведений, эту тайну составляющих. Однако в указанной ст. 102 НК РФ приводится список данных, не относящихся к налоговой тайне, то есть составляющие налоговую тайну сведения законодательно определены методом исключения той информации, которая к таким сведениям не относится. Так, не относятся к налоговой тайне:
- Общедоступные сведения, а также сведения, которые налогоплательщик сам определил, как общедоступные. Например, это наименование фирмы, номера ее телефонов, величина уставного капитала, виды деятельности по ОКВЭД и т.д.
- Сведения об ИНН.
- Информация о нарушениях налогового законодательства, допущенных налогоплательщиком.
- Данные о специализированных налоговых режимах, используемых плательщиком налогов и т.д.
Примечательно, что с каждым годом перечень данных, исключенных из налоговой тайны, продолжает увеличиваться. Например, в 2016 году налоговой тайной перестала быть следующая информация:
- о среднесписочном количестве работников организации;
- о величине доходов и расходов согласно бухгалтерским бумагам;
- о величине уплаченных налогов и сборов;
- о постановке на налоговый учет иностранных компаний;
- о постановке на налоговый учёт физических лиц, оказывающих услуги физическим лицам для личных, домашних или иных подобных нужд.
Некоторые из сведений, которые законодатель исключил из налоговой тайны, поэтапно размещаются в форме открытых данных на сайте ФНС:
Рассматриваемые базы будут регулярно обновляться. Полный список доступных сведений об организациях можно также посмотреть на сайте ФНС РФ.
«Постоянный процесс рассекречивания налоговых тайн налогоплательщиков направлен, в первую очередь, на защиту компаний от сотрудничества с недобросовестными контрагентами. Используя сведения, размещенные в открытом доступе, организация может легко проверить будущего партнера перед подписанием контракта».
Несмотря на то, что законодательно перечень сведений, составляющих налоговую тайну, не определён, традиционно к налоговой тайне относят следующие сведения:
- сведения об основных показателях деятельности (за исключением сведений о величине доходов и расходов, сведений о среднесписочной численности работников);
- отражённая в первичных бухгалтерских документах информация (информация из кассовых документов, товарных накладных, актов оказанных услуг или выполненных работ, информация из платежных поручений, счетов-фактур, таможенных деклараций);
- сведения, связанные с налогообложением организации, за исключением сведений о величине налоговых платежей, постановке иностранных компаний на налоговый учёт, применяемых организацией специализированных налоговых режимах и допущенных организацией налоговых нарушений;
- сведения из документов бухгалтерского учёта и отчётности, не опубликованные в открытом доступе;
- информация, относящаяся к коммерческой тайне организации, а также сведения, относящиеся к научно-техническим разработкам, патентам, товарным знакам, ранее не опубликованная организацией;
- все другие сведения о налогоплательщиках и плательщиках страховых взносов, относящиеся к созданию и деятельности организации, могущие представлять интерес для третьих лиц и ранее организацией не опубликованные, запрошенные и полученные налоговыми, следственными и указанными в законе контролирующими органами, за исключением сведений, которые согласно действующему законодательству к налоговой тайне не относятся.
Ответственность за разглашение налоговой тайны
Несмотря на то, что сведений, составляющих налоговую тайну, становится все меньше, некоторые из них вряд ли когда-нибудь будут выведены из перечня сведений, составляющих налоговую тайну. Это касается сведений, имеющих отношение к научно-техническим инновациям или условиям договоров, данных, содержащихся в первичных документах налогоплательщика и т.д. Разглашение, то есть передача указанных сведений третьим лицам не только нарушает права налогоплательщика как человека и гражданина, но также может нанести непоправимый экономический ущерб его предпринимательской деятельности.
По этим причинам субъекты, работающие со сведениями, составляющими налоговую тайну, должны соблюдать особые правила их сбора, обработки, хранения и защиты. За нарушение установленных правил предусмотрена дисциплинарная, административная и даже уголовная ответственность.
Уголовная ответственность закрепляется ст.183 УК РФ. Указанная статья фиксирует четыре состава преступления, связанных с посягательством на налоговую тайну:
- Собирание сведений путем похищения документации, подкупа, угроз и иным нелегальным образом. Субъектом данного преступления может быть любое лицо, независимо от его должностного положения, а наказание за совершение преступления варьируется от штрафа в размере до 500 000 рублей до максимально возможного лишения свободы сроком до двух лет; возможно также назначение исправительных или принудительных работ.
- Противозаконное обнародование или использование составляющих налоговую тайну сведений без согласия их обладателя. Субъект в данном случае – это лицо, которому составляющие тайну сведения были доверены либо стали известны по службе или работе: сотрудники налоговых инспекций, руководители, бухгалтера коммерческих организаций, аудиторы и др. Данное деяние относится к преступлениям небольшой тяжести: максимальное наказание за его совершение не может превышать 3 лет лишения свободы. При назначении штрафа предусмотрено дополнительное наказание в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью сроком до трёх лет. Указанные выше деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности . Крупным признаётся ущерб превышающий 2 миллиона 250 тысяч рублей. Предельное наказание по данной части ст. 183 УК РФ – до 5 лет лишения свободы.
- Деяния, указанные в частях 2 и 3 ст. 183 УК РФ, повлекшие тяжкие последствия. Предельная санкция – помещение в колонию на срок до 7 лет. Минимальное наказание – принудительные работы сроком до пяти лет. Данное преступление является тяжким, в связи с чем ни штраф, ни исправительные работы законодатель в качестве альтернативного наказания за его совершение не предусмотрел.
Однако уголовная ответственность в случае совершения общественно опасных деяний, посягающих на налоговую тайну, является не единственным негативным последствием для нарушителя; не исключено, что к нему будет предъявлен иск о возмещении ущерба по уголовному делу или в порядке гражданского судопроизводства. При этом следует знать, что в силу ст.103 НК РФ потерпевший может предъявить требования о возмещении ущерба к налоговым органам. Чтобы взыскать ущерб, компания должна доказать состав правонарушения, в частности должны быть установлены:
- факт наступления вреда и его масштабы;
- противозаконность поведения;
- вина причинителя вреда;
- причинно-следственная связь между действиями сотрудников уполномоченных органов и негативными последствиями.
Иск компания может предъявить в арбитражный суд.
Если вы столкнулись с нарушением налоговой тайны
Если сведения, составляющие налоговую тайну компании, стали достоянием общественности, то фирме необходимо обратиться за поддержкой к опытному уголовному адвокату, который:
- проверит, действительно ли обнародованная информация относится к сведениям, составляющим налоговую тайну;
- выяснит, кто именно допустил утечку информации;
- поможет добиться возбуждения уголовного дела и привлечения виновных лиц к справедливой ответственности;
- окажет правовую помощь по взысканию ущерба с виновных лиц.
Также компании следует внимательно относиться к запросам о предоставлении различных документов, в том числе для суда. В целях уголовно-правовой защиты бизнеса рекомендуется предоставлять не все подряд, а выписки или выборочные копии страниц с необходимыми сведениями. В этом случае в руки недобросовестных лиц не попадет лишняя информация. Перед предоставлением документов рекомендуется посоветоваться с адвокатом на этот счет.
Следовательно, компаниям необходимо обеспечить строгий режим охраны сведений, составляющих налоговую тайну. Любые попытки незаконных манипуляций с подобными сведениями должны пресекаться.
Статья 102 НК РФ. Налоговая тайна.
1. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, за исключением сведений:
1) являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя – налогоплательщика (плательщика страховых взносов). Такое согласие представляется по выбору налогоплательщика (плательщика страховых взносов) в отношении всех сведений или их части, полученных налоговым органом, по форме, формату и в порядке, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;
2) об идентификационном номере налогоплательщика;
3) исключен. – Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ;
3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах (в том числе суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам при их наличии) и мерах ответственности за эти нарушения;
4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам), в том числе в рамках международного автоматического обмена информацией;
5) предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности;
6) предоставляемых в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, предусмотренную Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”;
7) о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками, а также об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков;
предоставляемых органам местного самоуправления (органам государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в целях осуществления контроля за полнотой и достоверностью информации, представленной плательщиками местных сборов, для расчета сборов, а также о суммах недоимки по таким сборам;
9) о среднесписочной численности работников организации за календарный год, предшествующий году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи;
10) об уплаченных организацией в календарном году, предшествующем году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи, суммах налогов и сборов (по каждому налогу и сбору) без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом, о суммах страховых взносов;
11) о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за год, предшествующий году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи;
12) о постановке на учет в налоговых органах иностранных организаций в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса.
13) о постановке на учет в налоговых органах физических лиц в соответствии с пунктом 7.3 статьи 83 настоящего Кодекса;
14) о принятых налоговым органом обеспечительных мерах и применении способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, предусмотренных настоящим Кодексом.
1.1. Сведения об организации, указанные в подпункте 3 (в части сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам (по каждому налогу и сбору, страховому взносу), налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение) и в подпунктах 7, 9 – 11 пункта 1 настоящей статьи, размещаются в форме открытых данных на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, за исключением сведений об организации, составляющих государственную тайну. Сведения, подлежащие размещению, по запросам не представляются, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Сроки и период размещения сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, порядок их формирования и размещения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
2. Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу информации, составляющей коммерческую тайну (секрет производства) налогоплательщика, плательщика страховых взносов и ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, следственного органа, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.
2.1. Не является разглашением налоговой тайны представление налоговым органом ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков сведений об участниках этой группы, составляющих налоговую тайну, а также представление в финансовые органы субъектов Российской Федерации, на территориях которых осуществляют деятельность участники консолидированной группы налогоплательщиков, информации о прогнозируемых поступлениях налога на прибыль организаций в бюджеты субъектов Российской Федерации от консолидированной группы налогоплательщиков в текущем финансовом году, на очередной финансовый год и плановый период и о факторах, оказывающих влияние на планируемые поступления налога на прибыль организаций, полученной в соответствии с подпунктом 9 пункта 3 статьи 25.5 настоящего Кодекса.
2.2. Не является разглашением налоговой тайны представление налоговым органом оператору информационной системы “Одно окно” в сфере внешнеторговой деятельности в целях осуществления функций указанного оператора в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности” по его запросу сведений о реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов, организациям и индивидуальным предпринимателям – участникам внешнеэкономической деятельности из налоговых деклараций по указанному налогу.
3. Поступившие в налоговые органы, органы внутренних дел, следственные органы, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.
Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые соответственно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел, федеральным государственным органом, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
4. Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.
5. Положения настоящей статьи в части определения состава сведений о налогоплательщиках (плательщиках страховых взносов), составляющих налоговую тайну, запрета на разглашение указанных сведений, требований к специальному режиму хранения и доступа к указанным сведениям, а также ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, либо разглашение таких сведений распространяются на сведения о налогоплательщиках (плательщиках страховых взносов), полученные организациями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, осуществляющими ввод и обработку данных о налогоплательщиках (плательщиках страховых взносов), а также на работников указанных организаций.
6. Положения настоящей статьи в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение таких сведений распространяются на сведения о налогоплательщиках (плательщиках страховых взносов), поступившие в государственные органы, органы местного самоуправления или организации в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.
Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, в государственных органах, органах местного самоуправления или организациях, в которые такие сведения поступили в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, имеют должностные лица, определяемые руководителями этих государственных органов, органов местного самоуправления или организаций.
7. Положения настоящей статьи в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение таких сведений распространяются на сведения о размере и об источниках доходов работников (их супругов и несовершеннолетних детей) организаций с государственным участием, поступившие в государственные органы в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
Доступ к указанным в настоящем пункте сведениям, составляющим налоговую тайну, в государственных органах, в которые такие сведения поступили в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, имеют должностные лица, определяемые руководителями этих государственных органов.
8. Сведения, содержащиеся в специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом “О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, и (или) прилагаемых к ней документах и (или) сведениях, признаются налоговой тайной с учетом следующих особенностей:
1) такие сведения признаются налоговой тайной без исключений, установленных подпунктами 1 – 3 и 5 – 8 пункта 1 настоящей статьи;
2) разглашение таких сведений и утрата представленных специальных деклараций и (или) прилагаемых к ним документов и (или) сведений являются основанием для привлечения к уголовной ответственности за незаконное разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации;
3) должностное лицо налогового органа, которому такие сведения стали известны, не может быть привлечено к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали ему известны из сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта;
4) такие сведения могут быть истребованы у налогового органа только по запросу самого декларанта, признаваемого таковым в соответствии с указанным в абзаце первом настоящего пункта Федеральным законом;
5) в случае необходимости подтверждения факта представления в налоговый орган специальной декларации и документов и (или) сведений, прилагаемых к декларации, и достоверности содержащихся в них сведений должностное лицо органа государственной власти или банка, которому в качестве основания для предоставления гарантий, предусмотренных указанным в абзаце первом настоящего пункта Федеральным законом, была представлена копия специальной декларации с отметкой налогового органа о ее принятии, вправе направить ее в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, для сверки с оригиналом специальной декларации, находящейся на централизованном хранении. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в пятидневный срок после получения такой копии специальной декларации направляет ответное уведомление о том, соответствует либо не соответствует полученная копия специальной декларации оригиналу.
9. Положения настоящей статьи в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение указанных сведений распространяются на сведения, поступившие в финансовые органы субъектов Российской Федерации, на территориях которых осуществляют деятельность участники консолидированной группы налогоплательщиков, в составе информации о прогнозируемых поступлениях налога на прибыль организаций в бюджеты субъектов Российской Федерации от участников консолидированной группы налогоплательщиков в текущем финансовом году, на очередной финансовый год и плановый период и о факторах, оказывающих влияние на планируемые поступления налога на прибыль организаций.
Доступ к указанным в настоящем пункте сведениям, составляющим налоговую тайну, в финансовых органах субъектов Российской Федерации имеют должностные лица, определяемые руководителями этих финансовых органов.
10. Положения настоящей статьи в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение указанных сведений распространяются на сведения о доходах физических лиц, поступившие, в том числе в электронной форме с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия, органам субъектов Российской Федерации, уполномоченным в сфере социальной защиты населения, в целях, связанных с предоставлением государственной социальной помощи, мер социальной защиты (поддержки), установленных законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Доступ к указанным в настоящем пункте сведениям, составляющим налоговую тайну, в органах субъектов Российской Федерации, уполномоченных в сфере социальной защиты населения, имеют должностные лица, определяемые руководителями таких органов.
11. Положения настоящей статьи в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение указанных сведений распространяются на сведения о налогоплательщиках, плательщиках страховых взносов, поступившие от налоговых органов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления для осуществления оценки налоговых расходов в соответствии со статьей 174.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Доступ к указанным в настоящем пункте сведениям, составляющим налоговую тайну, поступившим от налоговых органов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, имеют должностные лица, определяемые руководителями этих органов.
12. Положения настоящей статьи в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение указанных сведений распространяются на поступившие от налогового органа налоговым агентам в рамках обмена информацией в соответствии с правилами обмена информацией в целях предоставления налоговых вычетов в упрощенном порядке для предоставления инвестиционного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 3 пункта 1 статьи 219.1 настоящего Кодекса, следующие сведения:
об использовании (о неиспользовании) налогоплательщиком – физическим лицом права на получение налогового вычета, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 статьи 219.1 настоящего Кодекса, в течение срока действия договора на ведение индивидуального инвестиционного счета и иных договоров, прекращенных с переводом активов на этот индивидуальный инвестиционный счет в порядке, предусмотренном пунктом 9.1 статьи 226.1 настоящего Кодекса;
о наличии (об отсутствии) у налогоплательщика в течение срока действия договора на ведение индивидуального инвестиционного счета других договоров на ведение индивидуального инвестиционного счета, за исключением случаев прекращения договора с переводом всех активов, учитываемых на индивидуальном инвестиционном счете, на другой индивидуальный инвестиционный счет, открытый тому же физическому лицу.
Доступ к указанным в настоящем пункте сведениям, составляющим налоговую тайну, у налоговых агентов имеют работники, определяемые руководителями (заместителями руководителей) таких организаций.
Как раскрытие налоговой тайны может привести к штрафам от Роскомнадзора
Представители рынка клининга и технической эксплуатации, а также других отраслей, по которым ФНС реализует так называемые Проекты обеления, в желании доказать свою налоговую добросовестность и законопослушность, к сожалению, часто забывают, что в России действует не только Налоговый кодекс, но и Кодекс об административных правонарушениях с Законом о персональных данных.
Участники отраслевых проектов, которые послушались «рекомендаций» и решили вступить в различные сообщества, «созданные при участии ФНС», раскрывают для этого часть своей налоговой тайны. Однако мало кто из руководителей этих компаний задумывается, что такой избирательный подход к законопослушности может привести к многомиллионным штрафам от Роскомнадзора. Некоторым может не хватить даже квартальной выручки, чтобы рассчитаться по долгам за несоблюдение требований по обработке и распространению персональных данных собственных работников. А общая сумма штрафных санкций для отрасли фасилити способна достичь 10-значных величин.
В рамках раскрытия налоговой тайны на основании п. 1 ст. 102 НК РФ раскрываемые сведения становятся общедоступными, то есть доступ к ним ничем не ограничен и они могут использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации (ст. 7 Закона «Об информации информационных технологиях и о защите информации»).
Зам. руководителя ФНС России Д.С. Сатин в своем письме от 19.03.2022 №СД-4-2/4748@ разъяснил, что согласия, данные налогоплательщиками с кодами «1000», «1100», «1300» и «1400», с указанием в поле «1400» последовательности букв и символов GRUZ, выражают согласие налогоплательщика на признание общедоступными в том числе сведений о застрахованных лицах (код тарифа, ИНН, ФИО).
Участникам Реестра БелыйФМ его держатель рекомендует период таких согласий указывать с первого дня текущего года и без указания конечной даты, то есть раскрывать налоговую тайну без ограничений по времени.
БелыйФМ.рф — информационный ресурс, созданный совместно с Федеральной налоговой службой в рамках отраслевого Проекта по повышению прозрачности рынка фасилити-услуг
Согласно разъяснениям Роскомнадзора (письмо № 08-20922 от 07.04.2021), информация в объеме фамилия, имя, отчество физического лица и ИНН является персональными данными, обработка которых должна осуществляться в строгом соответствии с требованиями Закона № 152-ФЗ. Таким образом, вместе с налоговой тайной, раскрытой по кейсу GRUZ, становятся бессрочно общедоступными персональные данные работников компаний-участников отраслевых проектов ФНС. Речь идет обо всех штатных сотрудниках компании (от генерального директора до уборщицы) и работниках по гражданско-правовым договорам, за которых производились выплаты в ФСС в период действия Согласия налогоплательщика на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными. В это число входят и «старослужащие», и «срочники», и «вахтовики», и те, кто всего один день отработал в компании.
С 1 марта 2022 года общедоступные персональные данные называются «персональными данными, разрешенными субъектом персональных данных для распространения» (ПДнРР), а их обработка должна осуществляться с учетом положений статьи 10.1, введенной ФЗ от 30.12.2022 № 519-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных».
Новая статья оговаривает необходимость оформления субъектом персональных данных (работником) отдельного Согласия на обработку ПДнРР, которое предоставляется конкретным операторам на конкретный срок.
Операторами таких персональных данных, согласно разъяснениям Роскомнадзора, являются как работодатель, так и третьи лица, среди которых ИФНС и организации, получающие информацию о юрлице на основании запроса по форме КНД 1110070 «На предоставление сведений, составляющих налоговую тайну, признанных общедоступными в соответствии с пунктом 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации».
Однако к ФНС требования Закона о персональных данных не применяются, так как она обрабатывает их «в целях выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления функций, полномочий и обязанностей». То есть, действуя в рамках ст. 102 НК РФ, налоговики лишь выполняют возложенные на них обязанности по обработке запроса налогоплательщика на раскрытие его налоговой тайны и предоставление по запросам раскрытых им общедоступных сведений третьим лицам.
По смыслу положений Закона о персональных данных, компания-работодатель, решившая принять участие в отраслевом проекте по обелению отрасли и раскрыть свою налоговую тайну по кейсу GRUZ, становится оператором персональных данных, разрешенных к распространению, так как планирует обрабатывать и распространять ПДнРР своих работников (ФИО ИНН).
Подать согласие на раскрытие налоговой тайны по кейсу GRUZ без предварительного получения вышеуказанного согласия от работника юридическое лицо не имеет права, так как «молчание или бездействие субъекта персональных данных ни при каких обстоятельствах не может считаться согласием на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения». При этом Согласие должно содержать прямое разрешение на распространение ПДнРР и прописанное отсутствие запретов на их обработку.
Перед подачей согласия в ФНС будущий участник Реестра БелыйФМ или иных реестров, использующих информацию, раскрытую по кейсу GRUZ, должен:
- откорректировать локальные нормативные акты организации в области обработки персональных данных;
- подготовить и разместить на своем сайте Политику в отношении обработки персональных данных;
- ознакомить с Политикой своих работников и разъяснить им их права в части отзыва согласия и запретов на обработку ПДн;
- получить Согласия от работников, предоставляющие право оператору ПДн раскрывать неограниченному кругу лиц и делать общедоступными персональные данные субъекта (ФИО ИНН) с конкретными сроками действия этих согласий и указанием операторов, которым предоставляется право обрабатывать и распространять раскрытые персональные данные (как минимум, должна быть указана компания-работодатель);
- опубликовать информацию об условиях обработки и о наличии запретов и условий на обработку ПДнРР неограниченным кругом лиц в срок не позднее трех рабочих дней с момента получения соответствующего согласия субъекта персональных данных (прим. ред. — в настоящий момент регулятором не определен формат и места публикации такой информации).
Стоит отметить, что оператор (работодатель) не имеет права принуждать субъекта к подписанию Согласия, так как в соответствии с п. 1 ст. 9 ФЗ-152, гражданин принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. То есть пугать увольнением или расторжением договора за отказ подписать Согласие — противозаконно. А полученный под угрозами документ не будет иметь юридической силы.
Помимо работодателей, Согласия на обработку персональных данных, разрешенных к использованию, с работников компаний, раскрывших налоговую тайну по кейсу GRUZ, должны собирать и те, кто планирует запросить общедоступную информацию о таких организациях через форму КНД 1110070, — ИП и юридические лица любой формы собственности (коммерческие и некоммерческие). Перед запросом такой информации на сайте организации-получателя должна быть опубликована Политика в отношении обработки персональных данных и сведения об условиях обработки ПДнРР по полученным Согласиям.
До 01.07.2022 Согласия на обработку ПДн должны передаваться субъектом либо его представителем по нотариальной доверенности непосредственно оператору персональных данных в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного в соответствии с федеральным законом электронной подписью. Роскомнадзор своим приказом утвердил Требования к содержанию согласия на обработку персональных данных, разрешенных для распространения. Они вступают в силу 01.09.2021, но использовать эти рекомендации лучше уже сейчас, чтобы не собирать согласия заново в сентябре.
Закон предупреждает, что оператору ПДн в случае проверки Роскомнадзора или в судебном процессе придется самому доказывать наличие у него Согласий на обработку соответствующих персональных данных. То же касается и случаев раскрытия ПДн неопределенному кругу лиц вследствие правонарушения, например, когда работодатель «забыл» получить Согласие на предоставление неограниченному кругу лиц персональных данных от работника перед отправкой согласия в ФНС на раскрытие налоговой тайны по кейсу GRUZ. В этом случае и работодатель, и получатель общедоступной информации, как и любое лицо, осуществившее распространение или иную обработку ПДн работника, будут обязаны предоставить доказательства законности последующего распространения или иной обработки таких персональных данных.
За нарушение законодательства в области ПДн предусматривается административная ответственность в соответствии с положениями ст. 13.11 КоАП, в которой с 27.03.2022 ужесточены наказания: штрафы удвоены, а предупреждения отменены. То есть при выявлении нарушения платить придется в любом случае. А в соответствии с положениями статьи 2.1 КоАП виновным в совершении административного правонарушения юридическое лицо признается, «если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению». В случае выявления конкретных должностных лиц, по вине которых закон был нарушен, их привлекут к административной ответственности по той же норме, как и юридическое лицо. Таким образом, за одно правонарушение будут судить и компанию, и ее ответственных сотрудников.
Нарушение Закона о персональных данных участниками отраслевых проектов обеления будет являться длящимся, начиная с момента подачи Согласия на раскрытие налоговой тайны в ФНС, благодаря бессрочности такого согласия. При таком правонарушении сроки начинают исчисляться со дня его обнаружения должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Однако, судебная практика по этому вопросу разнородна. Поэтому привлечение к административной ответственности по срокам давности (3 месяца) останется на усмотрение конкретного суда.
Заинтересованные могут ознакомиться и самостоятельно рассчитать величину возможных штрафных санкций для компаний и их руководителей за нарушение Закона о персональных данных при участии в отраслевых проектах обеления ФНС.
Для справки: в настоящий момент в Реестре БелыйФМ 328 организаций и ИП со среднесписочной штатной численностью — 343 человека.
1. За использование компанией-работодателем стандартного Согласия работника, не предоставляющего прав на раскрытие информации неопределенному кругу лиц, в качестве основания для подачи Согласия на раскрытие налоговой тайны по кейсу GRUZ (п.1 ст. 13.11 КоАП) возможны штрафы:
- для должностных лиц — от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;
- для юридических лиц — от 60 тыс. до 100 тыс. руб.
2. За раскрытие компанией-работодателем налоговой тайны по кейсу GRUZ без предварительного получения Согласия на обработку ПДнРР работника, не получение (отсутствие) Согласия у нового работника, принятого на работу после раскрытия налоговой тайны по кейсу GRUZ, использование Согласия с неполным составом сведений, установленным законом, в том числе сроков действия и операторов, которым разрешено обрабатывать и распространять персональные данные работника (п.2 ст. 13.11 КоАП) возможны штрафы:
- для должностных лиц — от 20 тыс. до 40 тыс. руб.;
- для юридических лиц — от 30 тыс. до 150 тыс. руб.
3. За отсутствие опубликованной Политики в отношении персональных данных у компании-работодателя или компании-получателя общедоступной информации по кейсу GRUZ (п.3 ст. 13.11 КоАП) возможны штрафы:
- для должностных лиц — от 6 тыс. до 12 тыс. руб.;
- для юридических лиц — от 30 тыс. до 60 тыс. руб.;
- для ИП — от 10 тыс. до 20 тыс. руб.
4. За нарушение сроков (3-10 рабочих дней) выполнения требования субъекта ПДн по прекращению обработки или удалению персональных данных при их неправомерной обработке компанией-работодателем или компанией-получателем общедоступной информации по кейсу GRUZ (п.5 ст. 13.11 КоАП) возможны штрафы:
- для должностных лиц — от 8 тыс. до 20 тыс. руб.;
- для юридических лиц — от 50 тыс. до 90 тыс. руб.;
- для ИП — от 20 тыс. до 40 тыс. руб.
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как теперь будут контролировать наличку. 115-ФЗ в 2022 году ».
Только до завтра можно забрать запись со скидкой 20%. Программу вебинара смотрите здесь