О новых требованиях к системам оплаты труда медработников
Автор: Манохова С. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
На территории РФ стартовал пилотный проект по утверждению требований к системам оплаты труда медработников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения (Постановление Правительства РФ от 01.06.2022 № 847). Его цель – выровнять размеры оплаты труда в разных регионах. Как отмечают его разработчики, зарплата при новой системе не станет меньше.
Какие субъекты РФ будут участвовать в пилотном проекте?
В 2022 – 2022 годах пилотный проект будет реализован:
в Республике Саха (Якутия);
в Белгородской области;
в Курганской области;
в Омской области;
в Оренбургской области;
в Тамбовской области;
в г. Севастополе.
Кто будет участником пилотного проекта?
Участниками пилотного проекта являются осуществляющие медицинскую деятельность на основании соответствующей лицензии и расположенные на территориях субъектов РФ, указанных выше, следующие учреждения:
1) федеральные государственные учреждения здравоохранения по специальному перечню (за исключением учреждений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, а также учреждений, на которые не распространяется Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений»);
2) государственные учреждения здравоохранения субъектов РФ;
3) муниципальные учреждения здравоохранения.
Каковы этапы реализации пилотного проекта?
Пилотный проект будет реализован поэтапно.
Этап 1 (срок реализации – июнь – август 2022 года). На этом этапе (подготовительном) будут анализироваться действующие системы оплаты труда работников.
Этап 2 (срок реализации – до 30 сентября 2022 года). Будут подготовлены предложения по параметрам систем оплаты труда работников на основе результатов подготовительного этапа, а также проведена расчетная апробация систем оплаты труда работников.
Этап 3 (ноябрь 2022 – март 2022 года). На этом этапе новые системы оплаты труда будут внедряться в жизнь.
Кем будут утверждаться новые системы оплаты труда?
Системы оплаты труда работников будут устанавливаться:
для федеральных государственных учреждений здравоохранения – федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия их учредителя;
для государственных учреждений здравоохранения субъектов РФ и муниципальных учреждений здравоохранения – органом государственной власти субъекта РФ для государственных учреждений здравоохранения субъектов РФ и муниципальных учреждений здравоохранения.
Что будет входить в систему оплаты труда?
В систему оплаты труда будут включены:
должностные оклады по группам должностей работников;
выплаты компенсационного характера в соответствии с единым перечнем выплат компенсационного характера, размерами и условиями их осуществления, а также иные выплаты компенсационного характера, предусмотренные законодательством субъекта РФ;
выплаты стимулирующего характера в соответствии с единым перечнем выплат стимулирующего характера, размерами и условиями их осуществления, а также иные выплаты стимулирующего характера, предусмотренные законодательством субъекта РФ.
Как будут определяться размеры должностных окладов?
Размеры должностных окладов будут определяться по группам должностей работников по следующей формуле:
Размер
должностного оклада
Расчетная величина,
утвержденная Правительством РФ
Коэффициент
сложности труда
Региональный
коэффициент
Региональные коэффициенты будут пересматриваться не реже одного раза в 5 лет.
Каковы особенности новой системы оплаты труда?
Комментируемым постановлением определено, что сумма выплат работнику по должностному окладу, доплат и надбавок, установленных в процентном отношении к должностному окладу, фиксированных ежемесячных выплат, установленных в абсолютном размере, в рамках реализации пилотного проекта не может быть в абсолютном выражении меньше суммы выплат по должностному окладу, доплат и надбавок, установленных в процентном отношении к должностному окладу, фиксированных ежемесячных выплат, установленных в абсолютном размере, в действующих системах оплаты труда. Иными словами, как отмечают его разработчики, зарплата при новой системе не станет меньше.
Кроме того, в учреждениях смогут устанавливаться дополнительные выплаты стимулирующего характера, осуществляемые за счет средств от приносящей доход деятельности и вводимые федеральными государственными учреждениями здравоохранения по согласованию с учредителем.
Какие документы будут приняты для реализации пилотного проекта?
Составитель документов
Документы для реализации проекта
Перечень федеральных государственных учреждений здравоохранения, участвующих в пилотном проекте
Методология формирования систем оплаты труда работников на основе анализа действующих систем оплаты труда.
Методические рекомендации по применению групп должностей работников при установлении размеров должностных окладов
Акты об утверждении размера расчетной величины, групп должностей работников учреждений для установления должностных окладов, региональных коэффициентов и методики их расчета, коэффициентов сложности труда, единого перечня выплат компенсационного характера, единого перечня выплат стимулирующего характера, размеров и условий осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера для целей реализации пилотного проекта
Когда будут подводиться итоги пилотного проекта?
До 30 июня 2022 года должен быть подготовлен доклад по итогам реализации пилотного проекта, а также:
проект акта Правительства РФ об утверждении требований к системам оплаты труда работников для целей их применения на всей территории РФ;
предложения об объемах и источниках финансирования введения системы оплаты труда работников на всей территории РФ;
планы мероприятий по введению систем оплаты труда в указанных учреждениях с определением срока перевода работников на новые условия оплаты труда.
Для бюджетников изменили систему оплаты труда
Новая система оплаты труда государственных и муниципальных служащих предусматривает право правительства утверждать требования к заработным платам сотрудников бюджетной сферы. Это приведет к единообразию и росту зарплат.
Государственная дума приняла правительственный законопроект № 973252-7 с поправками в статью 144 Трудового кодекса РФ «Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений». Он предусматривает установление единых принципов в формировании зарплаты в бюджетной сфере и наделяет Правительство РФ правом утверждать требования к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.
Что даст новая система оплаты труда
В настоящее время нормами статьи 144 ТК РФ предусмотрено, что системы оплаты труда формируют:
- федеральным служащим — федеральные центры;
- региональным служащим — власти субъектов РФ;
- муниципальным бюджетникам — муниципальные власти.
Правительство провело анализ ситуации, который показал «существенные межрегиональные различия условий оплаты труда, включая размеры окладов по одинаковым должностям в разных организациях в пределах одного субъекта». Чиновники отмечают разницу в оплате труда даже на одних и тех же должностях в разных муниципалитетах и регионах. Поскольку в некоторых субъектах РФ нормативно-правовые акты, регулирующие системы оплаты труда, носят рекомендательный, а не обязательный характер, решения о порядке оплаты труда, размерах окладов и стимулирующих надбавок полностью или частично отданы непосредственно самим учреждениям и организациям. В результате надбавки иногда составляют до 70-80% от зарплаты. А так как они могут быть отменены в любой момент, бюджетник рискует остаться с маленьким окладом.
Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, в первую очередь новые правила направят на зарплаты медиков:
Принятие законопроекта обеспечит возможность принятия Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, направленных на утверждение требований к структуре заработной платы медицинских работников, включая установление доли гарантированных выплат по должностным окладам в структуре заработной платы, единых перечней выплат стимулирующего и компенсационного характера, а также условий назначения указанных выплат медицинским работникам.
Заместитель министра труда Андрей Пудов пояснил, что нововведение позволит гармонизировать условия оплаты труда работников одной сферы в разных регионах. Это должно привести к ощутимому росту зарплат, но нагрузка по выполнению закона не станет новым бременем для региональных бюджетов, так как все дополнительные затраты компенсируют из федерального бюджета.
Следите за изменениями в работе с помощью КонсультантПлюс. Настройте индивидуальный профиль и получайте уведомления о новостях и поправках сразу, как они появляются. Инструкции в системе обновляются сразу после изменений и всегда актуальны. Попробуйте бесплатно 2 дня!
Как будет формироваться зарплата бюджетников по новым правилам
После вступления поправок в ТК РФ в силу правительство решит, каких сфер деятельности сотрудников бюджетной сферы коснутся новые правила, и установит сроки для их исполнения. В кабмине собираются принимать решения с учетом специфики конкретной отрасли. Главное — на федеральном уровне сформируют абсолютно все требования к системам оплаты труда бюджетников, включая порядок выплат компенсационного и стимулирующего характера.
В пояснительной записке сказано:
Наделение правительства указанным полномочием позволит более гибко устанавливать требования к соответствующей отраслевой системе оплаты труда с учетом специфики конкретной отрасли.
Первым делом кабмин зафиксирует должностной оклад на уровне не менее 70% от всего объема заработной платы. Система надбавок, компенсационных и стимулирующих выплат будет установлена для каждой профессии.
Поправки вступят в силу после подписания закона президентом России — с 01.01.2021.
В 1998 году закончила КГАУ, экономический факультет по специальности бухгалтер. В 2006 году ТНУ, юридический факультет по специальности гражданское и предпринимательское право. Опыт работы бухгалтером с 1998 по 2007 год. Пишу статьи с 2012 года
Представлены коэффициенты для расчета окладов медиков по новой системе оплаты труда
«Параметры разработаны с учетом анализа данных о фактических системах оплаты труда и зарплатах в государственных учреждениях здравоохранения, где трудятся свыше 2 млн медицинских работников. При разработке проекта постановления учитывались результаты расчетных апробаций (моделирования) новой системы оплаты труда в пилотных регионах, при этом моделировании рассчитывались заработные платы для 173 тысяч работников», – рассказали в Минздраве.
Коэффициенты сложности выполняемой работы по должностям:
1. Санитар, сестра-хозяйка – 1,00.
2. Младшая медицинская сестра по уходу за больными – 1,07.
3. Инструктор-дезинфектор; инструктор по гигиеническому воспитанию; медицинский статистик; инструктор по трудовой терапии; медицинская сестра стерилизационной; медицинский дезинфектор; медицинский регистратор – 1,18.
4. Помощник врача по гигиене детей и подростков (врача по гигиене питания, врача по гигиене труда, врача по гигиеническому воспитанию, врача по коммунальной гигиене, врача по общей гигиене, врача-паразитолога, врача по радиационной гигиене, врача-эпидемиолога); помощник энтомолога; лаборант; медицинская сестра диетическая; гигиенист стоматологический; инструктор по лечебной физкультуре – 1,26.
5. Медицинская сестра (палатная, постовая, патронажная, приемного отделения, физиотерапии, по массажу, по приему вызовов и передаче их выездным бригадам, по косметологии, реабилитации); зубной техник; фельдшер по приему вызовов и передаче их выездным бригадам; медицинский лабораторный техник (фельдшер-лаборант); медицинский оптик-оптометрист; рентгенолаборант – 1,35.
6. Медицинская сестра участковая – 1,44.
7. Медсестра (анестезист, процедурной, перевязочной, общей практики); фельдшер (в том числе выездных бригад и санитарной авиации, нарколог); акушер; операционная медсестра – 1,54.
8. Старшая медицинская сестра (акушер, фельдшер, операционная медицинская сестра, зубной техник); заведующая молочной кухней; заведующий производством учреждений (отделов, отделений, лабораторий) зубопротезирования; заведующий фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшер (акушер, медицинская сестра); заведующий здравпунктом – фельдшер (медицинская сестра); заведующий медпунктом – фельдшер (медицинская сестра) – 1,65.
10. Медицинские работники – специалисты с высшим профессиональным (немедицинским) образованием, врач-лаборант – 1,94.
11. Врачи, оказывающие первичную медико-санитарную помощь; врачи-специалисты – 2,23.
12. Врачи стационарных подразделений, фтизиатр, психиатр (детский, подростковый), психиатр-нарколог участковые – 2,39.
13. Врачи выездных бригад станций скорой помощи (в том числе санитарная авиация), терапевты, педиатры участковые, врачи общей практики (семейные врачи) – 2,56.
14. Врачи отделений хирургического профиля стационаров, старший врач, анестезиолог-реаниматолог, патологоанатом, судебно-медицинский эксперт – 2,74.
15. Заведующий отделом (отделением, лабораторией, кабинетом, отрядом и др.); начальник структурного подразделения – 2,93.
16. Заведующий отделением хирургического профиля стационаров (анестезиологии-реанимации, реанимации и интенсивной терапии, патологоанатомических, судебно-медицинской экспертизы) – 3,13.
Размер коэффициента региональной экономической дифференциации будут рассчитывать, исходя из данных Росстата по медианной зарплате в каждом из субъектов, участвующих в пилотном проекте. Так, для Белгородской области и Севастополя установлен коэффициент 1,38, для Курганской – 1,00. Для расчета зарплат медикам в Омской области будут использовать коэффициент 1,11, в Оренбургской – 1,09, в Республике Саха – 1,16, Тамбовской области – 1,14.
Стимулирующие выплаты за интенсивность и высокий результат работы будут направлять в виде надбавки бригаде скорой помощи и санитарной авиации (60% от должностного оклада), за работу в составе медицинских мобильных бригад (30% от оклада), за работу в сельской местности (25% от оклада). Такие выплаты также положены участковым педиатрам и терапевтам и их медсестрам, а также врачам-специалистам за оказанную помощь в амбулаторных условиях (30%). Надбавки будут установлены для работников ФАПов, в том числе акушеркам и патронажным медсестрам (30%).
Выплаты за интенсивность и высокие результаты работы предназначены также для медиков, оказывающих помощь в условиях стационара. Например, врачам анестезиологам-реаниматологам будут доплачивать 30% от оклада. За работу в доме ребенка и госпиталях ветеранов войн медики будут получать 20% от оклада, а в случае разделения рабочего дня на части им положены стимулирующие выплаты в размере 30% от оклада.
Согласно документу, выплаты будут начислять и за качество выполняемых работ. Так, за наставничество будут доплачивать 15% от оклада, за выявление онкозаболеваний и по родовым сертификатам медикам положены выплаты на условиях, определенных Правительством РФ. Кроме того, выплаты положены за наличие квалификационной категории: 10% оклада – вторая категория, 20% оклада – первая категория, 30% оклада – высшая категория.
Еще одним пунктом для начисления стимулирующих выплат являются премиальные выплаты по итогам работы. Так, для выплат вознаграждений будет сформирован месячный премиальный фонд: 20% от должностного оклада – участковым терапевтам и педиатрам и их медсестрам; 40% от оклада – врачам-специалистам стационаров (в том числе старшим врачам, патологоанатомам, судебно-медицинским экспертам, анестезиологам-реаниматологам), заведующим структурных подразделений/отделений всех профилей (кроме заведующих ФАПов, здравпунктов и медпунктов); 30% от оклада – младшему медицинскому персоналу и 10% от оклада – иным медицинским работникам.
На компенсационные выплаты смогут рассчитывать медики, которые работают в местностях с особыми климатическими условиями. Им положены районные коэффициенты, коэффициенты за работу в пустынных безводных местностях и высокогорных районах. Также предусмотрены процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера, Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Также компенсационные выплаты будут направлять медикам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда. В частности, повышение зарплаты установлено для медиков, участвующих в оказании противотуберкулезной (40% от оклада) и психиатрической (30% от оклада) помощи, а также работающих с пациентами с ВИЧ (60%). Доплаты медикам положены за работу в ночное (30% оклада за час работы и 50% в отделениях интенсивной терапии), сверхурочное время, за работу в выходные и нерабочие праздничные дни. Кроме того, дополнительной оплате подлежит совмещение должностей, расширение зон обслуживания, увеличение объема работы, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы. Процентная надбавка также положена медикам, допущенным к гостайне (от 5% до 10%).
О пилотном проекте
Пилотный проект по внедрению новой системы оплаты труда медиков был анонсирован в апреле 2022 года. Тогда первый замминистра здравоохранения РФ Виктор Фисенко отмечал, что после проведения проекта наиболее успешную практику планируют распространить на все регионы страны.
В Минтруде отмечали, что рассчитывать оклады медработников будут с учетом нескольких факторов – коэффициента дифференциации окладов в зависимости от должности работника и коэффициента экономического развития региона. В ведомстве отмечали, что они могут различаться в разных регионах в несколько раз.
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин в начале июня 2022 года подписал постановление, согласно которому реализация пилотного проекта по внедрению новой системы оплаты труда должна была начаться 1 ноября в семи регионах и продлиться до марта 2022 года. В конце сентября правительство РФ сообщило о переносе старта реализации проекта на декабрь 2022 года.
Системы оплаты труда: что лучше выбрать
Справочник кадровика и руководителя: какая система оплаты больше мотивирует.
Вопросы, связанные с оплатой труда, пожалуй, одни из самых острых в любой организации. Главное в разрешении этих вопросов, при введении той или иной системы оплаты труда — это не нарушать законодательство в области труда и заработной платы, руководствоваться Трудовым кодексом РФ и коллективным договором.
От уровня заработной платы зависит: для работодателя — эффективность работы предприятия, а для работника — материальное благосостояние и, как следствие, его мотивация на выполнение поставленных задач.
Очень часто руководители и предприниматели считают, что размер заработной платы, выплачиваемой персоналу, завышен, а сотрудники, в свою очередь, считают, что должны получать больше. Это мнение связано с тем, что любой руководитель настроен на эффективный результат, на получение прибыли. И, естественно, хочет платить за успешную работу. А добросовестные сотрудники — инициативные, активные, готовые проявить себя в решении поставленных задач — хотели бы больше зарабатывать.
Чтобы понять, какую систему оплату труда вам лучше использовать, рассмотрим основные формы и системы оплаты труда.
Тарифная система оплаты труда
Эта система подробно описана в ст.143 Трудового Кодекса РФ.
Государство утверждает единые справочники, которые обязательны к использованию в бюджетной сфере и рекомендованы к использованию в коммерческих организациях. К таким справочникам относятся Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, а также Профессиональные стандарты — с их помощью можно определить, соответствует ли работник занимаемой должности.
Система удобна в использовании на больших производственных площадках. Мотивация сотрудников, прежде всего, направлена на получение более высокой квалификации. Получил новый разряд — получи повышение оклада. Работодатели могут и должны проводить квалификационные экзамены на регулярной основе, чтобы молодые и перспективные кадры не засиживались на низкооплачиваемых должностях, а проявляли стремление к повышению уровня профессиональных знаний.
К плюсам этой системы можно отнести:
- стабильность;
- простоту расчётов и гибкость;
- отсутствие связи финансовых результатов деятельности организации с оплатой труда (работник в любом случае получит свой оклад при наличии отметок в табельном учете).
Но есть и минусы:
- отсутствие стимула и слабая мотивация сотрудников к эффективной работе;
- при увеличении прибыли организации за счет эффективной работы персонала это никак не отражается на заработной плате.
В тарифной системе немного способов регулирования, с помощью которых можно стимулировать работников. Поскольку финансовые результаты организации не отражаются на зарплате сотрудников, менеджменту компании приходится изыскивать другие способы мотивации для удержания лучших сотрудников, например, вводить стимулирующие надбавки.
А вот бестарифная система позволяет работникам проявлять себя, позитивно влиять на доходность предприятия за счет своей заинтересованности в результатах общей деятельности.
Давайте попробуем подробно разобраться — что же это за система? Стоит сразу отметить, что бестарифная система оплаты труда скорее подходит для предприятий среднего и малого бизнеса.
Бестарифная система оплаты труда (БСОТ)
БСОТ не регулируется российским законодательством, но и не запрещает ее применение.
При бестарифной системе доход каждого сотрудника пропорционален его вкладу в общий результат.
Работодатель может гарантировать сотруднику, что размер его заработной платы не будет ниже, чем минимальный размер оплаты труда (МРОТ), установленный действующим законодательством только в случае отработки полной месячной нормы в соответствии с табельным учетом. На момент написания статьи МРОТ равнялся 12 130 рублей. А вот, чтобы получать больше, чем указанный МРОТ, надо стараться быть нужным и полезным компании, в которой трудишься.
Для того чтобы бестарифная система использовалась эффективно, необходимо разработать систему оценки, включающую целый ряд показателей, которые должны учитывать и квалификацию сотрудника, и стаж работы, и результаты его труда.
Коэффициент трудового участия (КТУ) призван оценить вклад каждого в общее дело. Для большей эффективности возможно применение повышающих и понижающих показателей.
Что может повысить ваш КТУ:
- Особо важные задачи, выполнение их с высоким качеством и в срок. Руководство не сможет не отметить вас при распределении доли участия.
- Перевыполнение плана. Не надо стараться перегнать всех и вся, не забывайте, что только коллективная работа даст нужный всем результат.
- Экономия. Важная составляющая. Вы никогда не задумывались, сколько компания платит за коммунальные услуги? А ведь это прямые расходы, которые так же учитываются при определении прибыли. Уходя, гасите свет!
- Инициативность. Наверное, все работодатели любят, когда сотрудники проявляют инициативу. Если в коллективе есть такой «движок», то не сомневайтесь, работа будет эффективной.
- Оптимизация. Необязательно оптимизировать только технологические процессы, это могут быть и бизнес-процессы. Ищите лучшие решения, и компания будет только благодарна вам.
Что может существенно снизить ваш КТУ:
- невыполнение указаний руководителя;
- нарушение правил эксплуатации и обслуживания оборудования и техники;
- нарушение производственных и технологических инструкций, внутренних регламентов организации;
- нарушение требований охраны труда и техники безопасности;
- нарушение установленных требований оформления документации и результатов работ;
- нарушение сроков выполнения или сдачи работ, установленных приказами и распоряжениями и договорными обязательствами организации;
- наличие дисциплинарных взысканий;
- наличие обоснованных претензий, рекламаций, жалоб со стороны контрагентов и партнеров;
- нанесение прямого материального ущерба организации (не исключает возмещение причиненного материального ущерба).
Здесь даже и комментировать нечего. Все эти нарушения не только могут понизить коэффициент вашего трудового участия в несколько раз, но и привести к увольнению в дальнейшем.
В случае, если производственный цикл организации связан с сезонным спросом или потребностями необходимо дополнительно учитывать коэффициент сезонности.
Так как бестарифная система оплаты труда ставит доход каждого сотрудника в прямую и полную зависимость от конечных результатов работы организации, то и применять их можно только там, где коллектив полностью несет ответственность за результаты.
Полагаю, хорошим примером послужит проектная деятельность. Когда собирается профессиональная команда для работы над проектом, все участники нацелены на результат и для каждого установлена его зона ответственности внутри проекта.
При внедрении БСОТ необходимо предусмотреть тестовый (адаптационный) период, который может составлять 2-3 месяца. За этот период система апробируется, а набор коэффициентов может модифицироваться, чтобы наилучшим образом отражать эффективность труда и дать возможность каждому работнику привыкнуть к работе на результат.
Для организации бестарифной системы оплаты труда в организации:
1. Необходимо разработать Положение об оплате труда;
2. Установить принципы начисления заработной платы сотрудникам;
Принципы расчета заработной платы должны быть зафиксированы документально и доведены до всех сотрудников.
3. Составить инструкцию по расчету оплаты труда сотрудников;
4. Составить индивидуальные листы результативности по должностям.
При определении индивидуальных коэффициентов необходимо исходить из должностных обязанностей сотрудника.
Достоинства бестарифной системы оплаты труда можно описать несколькими ключевыми постулатами:
- Чем больше твой профессиональный вклад в компанию, тем больше ты зарабатываешь.
- Если прибыль компании увеличивается, то ты больше зарабатываешь.
- Если услуги и товары дорожают (например, за счет инфляции), то даже в этом случае ты сможешь больше зарабатывать.
- Система достаточно проста и прозрачна для расчетов.
Но, как и в любой системе есть достоинства, так есть и недостатки.
На мой взгляд, фактор субъективности при оценке руководителем сотрудников — это самый распространенный недостаток, что может легко привести к конфликтной ситуации.
Если в вашем коллективе работает недостаточно квалифицированный и неопытный сотрудник, то в ваших же интересах повышать его профессиональный уровень, обучать его, поскольку ошибка одного сотрудника может существенно сократить размер прибыли компании и заработную плату коллег.
Поскольку вы точно никогда не знаете, сколько заработаете (кроме минимальной ставки), то планирование семейного бюджета для вас непростым.
Эта система не совсем подходит для внедрения на больших производственных предприятиях из-за сложности выполнения расчета зарплаты и определения индивидуальных результатов работников. Представьте себе задачу — на предприятии, где работает более тысячи сотрудников разного профиля, каждому рассчитать заработок по индивидуальному результату. Это может оказаться не вполне целесообразно. А вот если у вас в ведомости на зарплату человек 100 — это вполне доступно.
Смешанная система оплаты труда
Эта система, которая сочетает в себе оба способа. Учитывая плюсы и минусы тарифной и бестарифной систем, можно выработать для компании оптимальные условия для работы сотрудников и получения прибыли. Еще раз напомню — основной принцип при выборе системы оплаты труда: «не нарушай действующее законодательство!».
Рассмотрим основные формы смешанной системы.
Плавающий оклад — ежемесячно работодатель корректирует тарифную сетку, размеры зарплат сотрудников зависят от результатов труда за месяц.
Комиссионная форма — с работником компания заключает трудовой договор, в котором прописываются условия, включая комиссионный процент от продаж. Доходы сотрудников связаны напрямую с количеством проданного товара. В основном эту систему используют для сотрудников, связанных с процессом продаж («продажники» — как часто их называют).
Дилерская форма — сотрудник вкладывает денежные средства в приобретение у компании продукции и продавая ее. Разница между покупкой и продажей и есть заработная плата. Чем больше продажи, тем больше заработаешь.
Смешанная система оплаты труда тоже не безгрешна. При плавающем окладе невозможно планировать свой бюджет, комиссионная форма ограничивает круг профессиональной деятельности. Заметим, что эта форма крайне редко встречается у компаний, оказывающих услуги. Дилерская форма, на мой взгляд, изживает себя, так как появились законные механизмы оптимизации налогообложения в сфере индивидуального предпринимательства и самозанятых.
Но плюсы, несомненно, также есть. В дилерской и комиссионной форме можно легко просчитать свой заработок, сопоставив результаты работы и положенное вознаграждение. При дилерском способе компания выплачивает заработок только при определенных условиях — продукция реализована, возврата в течение отчетного периода не произошло.
Каждая компания при выборе той или иной системы оплаты труда должна в первую очередь ориентироваться на свой вид деятельности, анализировать производственные и финансовые показатели, учитывать количество сотрудников и особенности их труда.
В организациях, которые перевели свои компании на бестарифную и смешанную системы оплаты труда, первые пара месяцев после перехода воспринимались болезненно как работодателем, так и сотрудниками. Но по завершению адаптационного периода, все стороны трудовых отношений, как правило, остаются довольны: работодателя больше не посещают мысли, что он переплачивает сотрудникам, а у работников всегда есть возможность заработать больше.
Я подумала и поняла, что, несмотря на то, что эта статья посвящена системам оплаты, все же хочу обратить ваше внимание на то, что это далеко не полный набор инструментов для стимулирования сотрудников.
Денежная мотивация не всегда срабатывает, да и удерживать сотрудников только деньгами бесперспективно. Всегда найдутся конкуренты, готовые платить больше вашим «драгоценным» сотрудникам.
Нематериальная мотивация — вот что нужно добавить к системе оплаты труда.
Не стоит уравнивать сотрудников во всем. Будьте более гибкими в оплате труда и поощрениях. Посредственные сотрудники не должны зарабатывать одинаково с теми, кто проявляет рвение и усердие в работе.
Для некоторых руководителей принципиально важно, чтобы сотрудник ни на секунду не опаздывал на работу — иначе штраф. А то, что этот сотрудник работает «за себя, и того парня» вы учитываете? Исключите формальный подход.
Публичная похвала, благодарность, упоминание в корпоративном СМИ, да просто доброе слово от руководителя могут стать не менее эффективным мотиватором, чем деньги. Человеку необходимо знать, что его ценят.
Дополнительные выходные дни за отлично сделанную работу без материального поощрения, но с сохранением заработной платы, думаю, будут очень приятным бонусом, например, к отпуску.
Образование, повышение квалификации персонала — это очень важный инструмент мотивации. Поддерживайте стремление сотрудников развиваться, внимательно прислушивайтесь к их желанию обучаться.
Мотивировать сотрудников нужно постоянно, при этом следует сочетать разные способы мотивации. И не забывайте выделять неформальных лидеров, к которым прислушиваются и коллеги, и руководство.
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как теперь будут контролировать наличку. 115-ФЗ в 2022 году ».
Только до завтра можно забрать запись со скидкой 20%. Программу вебинара смотрите здесь
НСОТ (Новая система оплаты труда) – что это такое
от 5 августа 2008 года N 583
О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений*
(с изменениями на 19 января 2019 года)
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2012 года N 975 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 40, 01.10.2012) (вступило в силу с 1 января 2013 года);
постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2016 года N 1339 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.12.2016, N 0001201612140003) (вступило в силу с 1 января 2017 года);
постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2017 года N 1349 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.11.2017, N 0001201711140004) (вступило в силу с 1 января 2018 года);
постановлением Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2018 года N 1338 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.11.2018, N 0001201811140006);
постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2019 года N 17 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.01.2019, N 0001201901230015).
– Примечание изготовителя базы данных.
Правительство Российской Федерации
1. Ввести с 1 декабря 2008 года новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений (далее соответственно – работники, гражданский персонал).
2. Установить, что введение новых систем оплаты труда для работников и гражданского персонала осуществляется:
федеральными государственными органами – в отношении работников этих органов и подведомственных им учреждений;
руководителями учреждений – главных распорядителей средств федерального бюджета – в отношении работников этих учреждений, а также подведомственных им учреждений;
федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и Главным управлением специальных программ Президента Российской Федерации – в отношении гражданского персонала.
3. Установить, что заработная плата работников и гражданского персонала (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников (гражданского персонала) и выполнения ими работ той же квалификации.
4. Установить, что объем бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций федеральных казенных учреждений (определяемый с учетом положений пунктов 2_2-2_4 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного настоящим постановлением), воинских частей, федеральных казенных учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, в части оплаты труда работников и гражданского персонала, предусматриваемый соответствующим главным распорядителям средств федерального бюджета в федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов, а также объем ассигнований, предусматриваемый в бюджетных сметах подведомственных им федеральных казенных учреждений (определяемый с учетом положений пунктов 2_2-2_4 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного настоящим постановлением), воинских частей, федеральных казенных учреждений и подразделений, могут быть уменьшены только при условии уменьшения объема предоставляемых ими государственных услуг.
6. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации:
а) до 10 августа 2008 года утвердить профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам с учетом предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, согласованных с соответствующими профсоюзами;
б) до 15 августа 2008 года утвердить:
рекомендации по разработке федеральными государственными органами и учреждениями – главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников учреждений (включая рекомендации по дифференциации уровней оплаты труда в зависимости от квалификации и сложности выполняемых работ, порядку определения и размерам выплат компенсационного характера, а также порядку определения выплат стимулирующего характера и критериев их установления);
рекомендации по заключению трудового договора и его примерной форме;
в) до 1 сентября 2008 года утвердить методические рекомендации по разработке федеральными государственными органами условий оплаты труда для работающих в них и в их территориальных органах работников;
г) до 1 ноября 2008 года организовать и провести обучение специалистов федеральных государственных органов и учреждений – главных распорядителей средств федерального бюджета в связи с введением новых систем оплаты труда.
7. Федеральным государственным органам и учреждениям – главным распорядителям средств федерального бюджета (за исключением указанных в пункте 8 настоящего постановления) по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердить:
до 15 августа 2008 года – перечни основного персонала по видам экономической деятельности для определения размеров должностных окладов руководителей соответствующих учреждений;
до 1 сентября 2008 года – примерные положения об оплате труда работников соответствующих учреждений по видам экономической деятельности с учетом рекомендаций, утвержденных Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
8. Федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации до 1 сентября 2008 года утвердить:
а) порядок утверждения штатных расписаний (штатов) гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений;
б) размеры окладов (тарифных ставок) гражданского персонала с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), а также порядок определения должностных окладов руководителей воинских частей, учреждений и подразделений, их заместителей и главных бухгалтеров;
в) условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера гражданскому персоналу в соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера, утверждаемым Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, но не ниже размеров, установленных в соответствии с законодательством; *8.в)
г) условия и порядок осуществления выплат стимулирующего характера гражданскому персоналу, а также их размеры в соответствии с перечнем видов выплат стимулирующего характера, утверждаемым Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
д) порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала, включая порядок направления средств на выплату окладов (тарифных ставок) гражданского персонала, в том числе должностных окладов руководителей, а также доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера;
е) Подпункт утратил силу с 1 января 2012 года – постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1045. – См. предыдущую редакцию.
8_1. Условия оплаты труда гражданского персонала федеральных автономных учреждений, функции и полномочия учредителей которых осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, с учетом установленных в соответствии с пунктом 8 настоящего постановления систем оплаты труда, имеющих для указанных федеральных автономных учреждений рекомендательный характер.
8_2. Федеральные органы исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации в отношении подведомственных им федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений, воинских частей (подразделений) устанавливают предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платы работников указанных учреждений, воинских частей (подразделений) (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) с учетом особенностей комплектования личным составом (военнослужащими и гражданским персоналом) и уровня оплаты его труда (денежного довольствия, денежного содержания).
9. Федеральным государственным органам по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердить до 15 сентября 2008 года условия оплаты труда работающих в них и в их территориальных органах работников (включая размеры окладов (тарифных ставок), а также порядок и условия выплат компенсационного характера и порядок, условия и размеры выплат стимулирующего характера в соответствии с перечнями видов выплат компенсационного и стимулирующего характера), вводимые с 1 декабря 2008 года.
10. Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в установленном порядке на обеспечение выполнения функций федеральных казенных учреждений, воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, в части оплаты труда работников и гражданского персонала, а также на предоставление федеральным бюджетным и автономным учреждениям субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам, с учетом увеличения объема этих ассигнований с 1 декабря 2008 года на 30 процентов в связи с введением новых систем оплаты труда.
11. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:
внести в месячный срок в установленном порядке предложения по приведению нормативных правовых актов Российской Федерации в соответствие с настоящим постановлением.
12. Министерству обороны Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации внести в месячный срок в установленном порядке предложения по приведению нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к сфере их ведения, в соответствие с настоящим постановлением.
13. Федеральным государственным органам привести нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к сфере их ведения, в соответствие с настоящим постановлением.
14. Признать утратившими силу с 1 декабря 2008 года акты Правительства Российской Федерации согласно прилагаемому перечню.
Председатель Правительства
Российской Федерации
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 августа 2008 года N 583
ПОЛОЖЕНИЕ
об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений *
(с изменениями на 19 января 2019 года)
1. Системы оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений (далее соответственно – работники федеральных учреждений, федеральные учреждения), которые включают в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также настоящим Положением.
Настоящее Положение не распространяется на гражданский персонал воинских частей, федеральных учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, на работников федеральных государственных органов, система и условия оплаты труда которых устанавливаются в соответствии с пунктами 8, 8_1, 8_2 и 9 постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года N 583 и иными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также на работников федеральных учреждений, в которых нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации определен иной порядок установления систем оплаты труда.
2. Системы оплаты труда работников федеральных учреждений устанавливаются с учетом:
Список дополнительных выходных, в которые работника отпускать обязательно
- Отгулы за переработку, выход в праздники и выходные
- Четыре дня родителю ребёнка-инвалида
- Два дня донорам крови
- Освобождение на диспансеризацию и медосмотр
- Один день женщинам в селе
- Один день родителю Крайнего Севера
Отгулы за переработку, выход в праздники и выходные
Что за дни. Бывает нужно, чтобы работник задержался на вечер или поработал в выходной или праздник. За такую работу работник выбирает: получить зарплату по повышенной ставке или взять отгул. Заставить взять деньгами или, наоборот, отгулами работодатель не может. Это решать только работнику.
Дни отдыха за сверхурочную работу
Работа после окончания рабочего дня или больше числа рабочих часов в месяц — это сверхурочная работа.
Просто так заставить работника перерабатывать нельзя. Поводы для сверхурочной работы прописаны в ст. 99 ТК РФ:
— нужно закончить уже начатую работу;
— срочно починить рабочее оборудование;
— заменить невышедшего сменщика.
Для сверхурочной работы с работника берут письменное согласие. Исключение — когда нужно ликвидировать аварию или в стране объявлено чрезвычайное положение. Максимум для сверхурочной работы — четыре часа в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
Ненормированный рабочий день по трудовому договору — это не сверхурочная работа. Если по договору с дизайнером у него ненормированный день, его можно оставить на вечер доделывать макет, не спрашивая согласия. Доплачивать или давать отгул не надо. Но за ненормированный день работнику на три дня удлиняют ежегодный отпуск.
За сверхурочную работу платят повышенную зарплату. За первые два часа — по ставке в 1,5 оклада, за последующие часы — в 2 оклада.
Вместо повышенной зарплаты работник может выбрать отдых. Выходит, если работник отработал сверхурочно целый день, он может взять отгул. Отработал полдня — может взять полдня. Но тогда повышенной оплаты не будет — ст. 152 ТК РФ.
Дни отдыха за работу в праздники и выходные
На работу в выходные и праздники с работника надо взять письменное согласие. И только если нужно сделать срочную непредвиденную работу. Исключение — авария, несчастный случай или чрезвычайное положение. Правила — из ст. 113 ТК РФ.
Работа в праздник или выходной оплачивается по двойной ставке. Вместо денег работник может взять день отдыха, но без его оплаты — ст. 153 ТК РФ.
Как оформить. На отгулы работник пишет заявление. Работодатель выносит приказ. По датам отгулов договариваются. В Трудовом кодексе нет сроков, в которые работник обязан взять дни за переработку. Правила, что отгулы сгорают через какое-то время, тоже нет.
Четыре дня родителю ребёнка-инвалида
Что за дни. У родителя, опекуна или попечителя ребёнка-инвалида есть право на четыре дополнительных выходных в месяц. За эти выходные работодатель платит средний заработок — ст. 262 ТК РФ, Постановление Правительства РФ № 1048.
Взять выходной на ребёнка-инвалида может только один родитель. Но, как вариант, родители могут поделить дни. К примеру, три в месяц берёт мама на своей работе и один берёт отец на своей.
Работнику в отпуске и декрете допвыходные не полагаются. Но их может оформить второй родитель — п. 17 Постановления Пленума ВС № 1.
Работник может взять сразу четыре дня или разбить их как хочет в течение месяца.
Если в семье опекунов двое и больше детей-инвалидов, выходных всё равно четыре, а не кратно количеству детей.
Если работник не отгулял дни в текущем месяце, они сгорают, на следующий не переносятся.
Как оформить. Работник должен принести документы на ребёнка: справку МСЭ, свидетельство о рождении, справку о прописке.
На выходной работник пишет заявление. Работодатель издаёт приказ. Плюс каждый раз работник приносит справку с работы второго родителя, что он в этом месяце дни не брал. Если второй родитель ИП, самозанятый или безработный, нужна справка, что он не трудоустроен, например, с Госуслуг. Если второго родителя нет, приносят свидетельство о смерти или решение о лишении родительских прав.
Два дня донорам крови
Что за дни. Работник освобождается от работы в день сдачи крови и на следующий день. За оба дня ему платят средний заработок — ст. 186 ТК РФ.
Но если работник хочет, он может отгулять два донорских выходных в любое время в течение года. Государственная инспекция труда пояснила, что даты отгулов выбирает работник.
Если в день сдачи крови работник был в ежегодном отпуске, отдых удлиняется на два дня. А если он ходил в донорский пункт в выходной, у него появляется дополнительный отгул.
Как оформить. Работник пишет заявление на предоставление дня отдыха для сдачи крови и день отдыха. Работодатель выносит приказ. Потом работник приносит справку из пункта переливания.
Освобождение на диспансеризацию и медосмотр
Что за дни. Если работодатель отправил работника на медосмотр, его освобождают от работы и платят средний заработок — ст. 185 ТК РФ.
Ещё у каждого работника есть право пройти диспансеризацию в районной поликлинике. В дни осмотра врачей работника отпускают с работы с сохранением среднего заработка. Количество дней такое:
— один день раз в три года — работникам до 40 лет;
— один день раз в год — работникам после 40 лет;
— два дня раз в год — предпенсионерам (за пять лет до пенсии) и пенсионерам.
Дату диспансеризации работник обязан согласовать с работодателем.
Если работник сходил на диспансеризацию в отпуске, выходные ему не добавляются.
Как оформить. Работник пишет заявление на освобождение от работы для диспансеризации. Работодатель издаёт приказ. Потом работник приносит справку из поликлиники.
Один день женщинам в селе
Что за дни. Женщинам в сельской местности любой должности и возраста положен один дополнительный выходной в месяц без сохранения зарплаты. На удаленке право на выходной не пропадает, если работодатель тоже в селе. Дату выходного выбирает работница — ст. 263.1 ТК РФ.
Как оформить. Работница пишет заявление, работодатель выносит приказ.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Один день родителю с Крайнего Севера
Что за дни. Одному из родителей, опекуну или попечителю на Крайнем Севере с ребёнком до 16 лет дают дополнительный выходной раз в месяц за свой счёт. День выбирает работник — ст. 319 ТК РФ.
Как оформить. Работник пишет заявление на допвыходной и показывает справку второго родителя, что в этом месяце он такой день не брал. Работодатель издаёт приказ.
Статья актуальна на 04.05.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Как оформить дополнительные выходные в июне и июле 2022 года?
Я работаю директором организации и не могу понять, как правильно оформить документы на сотрудников в нерабочие дни, о которых объявил президент, — 24 июня и 1 июля.
Можете подсказать, как правильно составить приказы и заплатить работникам? С одной стороны, я не хочу переплатить, с другой — мне не нужны жалобы на нарушения трудового законодательства. А если сотрудники в эти дни находились в отпуске, его нужно продлевать?
Буду признательна за ответы.
Татьяна, ситуация нестандартная. Нерабочие дни с сохранением заработной платы — недавнее понятие в российском трудовом законодательстве. Оно впервые появилось в указе президента от 25.03.2022 № 206 .
Понимаю, что при оформлении дополнительных выходных можно запутаться. Давайте разберемся по порядку.
Что это за выходные и как их правильно оформить
Два дополнительных нерабочих дня — 24 июня и 1 июля 2022 года — появились в правовой практике из-за указов президента от 29.05.2022 № 345 и от 01.06.2022 № 354, а также исходя из пункта 5 статьи 2 закона о поправке к Конституции РФ от 14.03.2022 № 1-ФКЗ .
На 24 июня из-за пандемии коронавируса перенесли парад Победы, который обычно проходит 9 мая. А 1 июля — день голосования за поправки в Конституцию.
24 июня 2022 года — это нерабочий день с сохранением заработной платы. Как нерабочие дни, которые были в марте, апреле и мае.
В этот день могут работать только организации с непрерывным производством или работающие в сфере жизнеобеспечения, например продовольственные магазины, аптеки, скорая. Узнать, разрешено ли вашей компании работать в такие дни, можно из статьи 113 ТК РФ .
Если вы не попадаете ни в одну из этих категорий, вам стоит издать приказ и объявить 24 июня 2022 года нерабочим днем с сохранением заработной платы. Это значит, что сотрудники получат свою обычную зарплату, как если бы этого выходного не было, а в табеле учета рабочего времени стоял рабочий день. В первую очередь это нужно для внутренних процессов самой компании. Например, чтобы бухгалтерия понимала, на каком основании оплачивать тот или иной день.
В приказе нужно отразить название организации, дату и место составления приказа, основание — ссылку на указ президента от 29.05.2022 № 345, — написать сам текст приказа и поставить подпись руководителя.
Если у вас организация непрерывного цикла и вы можете работать, в приказе стоит прописать отделы и сотрудников, которые будут трудиться. Можно зафиксировать, что оплачиваться этот день будет как обычный рабочий.
Еще вам понадобится письменное согласие работников, которые трудятся в этот день. Об этом напоминает статья 113 ТК РФ, которая регулирует работу в выходные дни. Если 24 июня сотрудники не захотели работать, они имели на это право, и тут ничего не сделаешь.
Есть только одно исключение, когда письменное согласие работников не нужно: они предотвращают порчу имущества работодателя, ликвидируют последствия ЧС, производственных аварий. Например, это сторожа и вахтеры.
1 июля 2022 года тоже объявили нерабочим днем. В пункте 5 статьи 2 закона № 1-ФКЗ уточняется, что если день голосования выпадает на рабочий день, то он считается выходным. 1 июля — это среда. Сотрудники, которые работают в этот день, должны получить двойной оклад, как за работу в выходной день, либо одинарный оклад и отгул. Это остается на выбор работника.
Если сотрудник получает зарплату в форме оклада и не работает 1 июля, его зарплата в июле из-за дополнительного выходного не изменится. Те, кто работает сдельно, должны получить за этот день дополнительное вознаграждение, размер которого прописан в локальных нормативных актах организации, — по статье 112 ТК РФ.
1 июля 2022 года тоже желательно оформить приказом. Объявите в нем эту дату как нерабочий день, определите отделы и сотрудников, которые будут работать, если это необходимо, и уточните, что оплата их работы за 1 июля производится в двойном размере либо в одинарном плюс отгул.