Уполномоченный по охране труда от профсоюза или коллектива – права и обязанности

Приложение. Типовое положение об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза

Приложение
к постановлению Исполкома ФНПР
от 18 октября 2006 г. N 4-3

Типовое положение
об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза

1. Общие положения

1.1. Типовое положение об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза (далее – Положение) разработано в соответствии со статьей 370 Трудового кодекса Российской Федерации и определяет основные направления деятельности, права и обязанности уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза (далее – уполномоченный) по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением требований охраны труда на предприятиях, в учреждениях и организациях (далее – организация), в которых работают члены профсоюза.

1.2. Уполномоченный в своей деятельности руководствуется требованиями охраны труда, настоящим Положением, постановлениями (решениями) первичной профсоюзной организации и ее выборных органов, коллективным договором и (или) соглашением, локальными нормативными актами по охране труда.

1.3. Выборный орган первичной профсоюзной организации обеспечивает выборы уполномоченных в каждом ее структурном подразделении и в организации в целом. Численность уполномоченных, порядок их избрания и срок полномочий устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом в зависимости от конкретных условий производства и необходимости обеспечения профсоюзного контроля за соблюдением безопасных условий труда на рабочих местах.

1.4. При наличии в организации нескольких профсоюзов – каждому из них предоставляется право выдвигать кандидатуры на выборы уполномоченного.

1.5. Уполномоченным не может быть избран работник (должностное лицо), в функциональные обязанности которого входит обеспечение безопасных условий и охраны труда в организации, ее структурном подразделении.

1.6. Уполномоченные избираются открытым голосованием на общем профсоюзном собрании (конференции) работников организации на срок полномочий выборного органа первичной профсоюзной организации.

1.7. Выдвижение уполномоченных в состав комитета (комиссии) по охране труда в качестве представителей работников организации может осуществляться на основании решения выборного(ых) органа(ов) первичной(ых) профсоюзной(ых) организации(ий), если он (они) объединяет(ют) более половины работающих, или собрания (конференции) работников организации.

1.8. Уполномоченные осуществляют свою деятельность во взаимодействии с руководителями и иными должностными лицами организации (структурного подразделения), службой охраны труда и другими службами организации, комитетом (комиссией) по охране труда, технической инспекцией труда профсоюзов, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение надзора и контроля.

1.9. Руководство деятельностью уполномоченных осуществляется выборным органом первичной профсоюзной организации.

1.10. Уполномоченные по охране труда периодически отчитываются о своей работе на общем профсоюзном собрании или на заседании выборного органа первичной профсоюзной организации. Уполномоченные представляют отчет о своей работе (два раза в год) в выборный орган первичной профсоюзной организации (приложение N 1).

1.11. По решению профсоюзного собрания или выборного органа первичной профсоюзной организации уполномоченный может быть отозван до истечения срока действия своих полномочий, если он не выполняет возложенные на него функции по защите прав и интересов работников на безопасные условия труда.

1.12. Выборный орган первичной профсоюзной организации и работодатель (должностное лицо), а также техническая инспекция труда профсоюза оказывают необходимую помощь и поддержку уполномоченным по выполнению возложенных на них обязанностей.

1.13. На основании настоящего Положения общероссийские (межрегиональные) профсоюзы могут разрабатывать свои положения с учетом специфики и особенностей видов экономической деятельности.

2. Задачи уполномоченного

Задачами уполномоченного являются:

2.1. Содействие созданию в организации (структурном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям инструкций, норм и правил по охране труда.

2.2. Осуществление в организации (структурном подразделении) контроля в форме обследования и (или) наблюдения за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах.

2.3. Подготовка предложений работодателю (должностному лицу) по улучшению условий и охраны труда на рабочих местах на основе проводимого анализа.

2.4. Представление интересов работников при рассмотрении трудовых споров по вопросам, связанным с обязанностями работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда и правами работника на труд, в условиях, отвечающих требованиям охраны труда.

2.5. Информирование и консультирование работников структурных подразделений по вопросам их прав и гарантий на безопасный и здоровый труд.

3. Функции уполномоченного

Для решения задач, поставленных перед уполномоченным, на него возлагаются следующие функции:

3.1. Проведение обследований или наблюдений за состоянием условий труда на рабочих местах и подготовка предложений должностным лицам по устранению выявленных нарушений.

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации по организации контроля уполномоченными по охране труда Профсоюза за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах, одобренные постановлением Президиума Центрального комитета Профессионального союза работников здравоохранения РФ от 6 мая 2019 г. N 14-94

См. Методические рекомендации по организации наблюдения (контроля) за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессионального союза, утвержденные постановлением Исполкома ФНПР от 26 сентября 2007 г. N 4-6

3.2. Информирование работников структурного подразделения о необходимости выполнения инструкций по охране труда, правильного применения ими средств индивидуальной и коллективной защиты, содержание их в исправном состоянии, применения и использования в работе исправного и безопасного оборудования и средств производства.

3.3. Осуществление контроля в структурном подразделении за ходом выполнения мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективным договором или соглашением, и доведение до сведения должностных лиц о имеющихся недостатках по выполнению этих мероприятий в указанные договором сроки.

3.4. Информирование работников структурного подразделения о проводимых мероприятиях по улучшению условий труда на рабочих местах, об отнесении условий труда на рабочих местах по степени вредности и опасности к определенному классу (оптимальному, допустимому, вредному и опасному) на основании аттестации рабочих мест по условиям труда.

3.5. Содействие должностным лицам по обязательному прохождению работниками структурного подразделения периодических медицинских осмотров (обследований) в установленные работодателем сроки.

3.6. Осуществление контроля по своевременному обеспечению работников структурного подразделения средствами индивидуальной и коллективной защиты, молоком или другими равноценными продуктами, лечебно-профилактическим питанием на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

3.7. Проведение проверок и обследований машин, механизмов, транспортных средств и другого производственного оборудования, находящегося в структурном подразделении с целью определения их соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда, а также эффективности работы вентиляционных систем и систем, обеспечивающих освещение рабочих мест, и безопасного применения технологических процессов, инструментов, сырья и материалов.

3.8. Информирование работодателя (должностного лица) о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью работников, о каждом несчастном случае, происшедшим с работником структурного подразделения, об ухудшении их здоровья.

3.9. Участие в организации первой помощи, а при необходимости оказания первой помощи пострадавшему в результате несчастного случая, происшедшего в структурном подразделении.

3.10. Подготовка предложений работодателю, выборному органу первичной профсоюзной организации по совершенствованию инструкций по охране труда, проектам локальных нормативных актов по охране труда.

Читайте также:
Уровень владения ПК для резюме — какие программы указывать, пример

3.11. Участие в расследовании происшедших в структурном подразделении аварий и несчастных случаев, а также обеспечение контроля за мероприятиями по их недопущению.

3.12. В организации из членов выборного органа первичной профсоюзной организации избирается старший уполномоченный по охране труда, который, как правило, является заместителем руководителя выборного органа первичной профсоюзной организации.

На старшего уполномоченного по охране труда возлагается:

организация работы и координация деятельности уполномоченных по контролю за соблюдением в структурных подразделениях организации выполнения требований охраны труда, норм и правил по охране труда, локальных нормативных актов;

внесение в выборный орган первичной профсоюзной организации и руководителям структурных подразделений предложений по улучшению и совершенствованию работы уполномоченных по охране труда;

участие в работе комитета (комиссии) по охране труда;

контроль за выполнением должностными лицами предложений по вопросам обеспечения безопасных условий и охраны труда, вносимых уполномоченными;

внесение предложений по кандидатурам уполномоченных для участия их в работе комиссий по расследованию несчастных случаев на производстве;

проведение анализа состояния условий и охраны труда в организации, внесение предложений выборному органу первичной профсоюзной организации по снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, улучшению условий труда и оздоровлению работников.

4. Права уполномоченного

Для выполнения возложенных на него функций уполномоченный имеет право:

4.1. Осуществлять контроль в организации (структурном подразделении) за соблюдением требований инструкций, правил и норм по охране труда, локальных нормативных актов.

4.2. Осуществлять проверки или обследования состояния условий и охраны труда на рабочих местах, выполнения мероприятий, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, а также по результатам расследования несчастных случаев.

4.3. Принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

4.4. Получать информацию от работодателя и иных должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а также о мерах по защите от воздействия вредных и(или) опасных производственных факторов.

4.5. Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему

в эксплуатацию производственных объектов и средств производства.

4.6. Вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций предложения об устранении нарушений требований охраны труда (приложение N 2).

4.7. Защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе).

4.8. Направлять предложения должностным лицам о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников,

4.9. Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением требований охраны труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, изменениями условий труда.

4.10. Вносить работодателю, должностному лицу и в выборный орган первичной профсоюзной организации предложения по проектам локальных нормативных правовых актов об охране труда.

4.11. Обращаться в соответствующие органы с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

5. Обеспечение деятельности уполномоченного

5.1. Обеспечение условий деятельности уполномоченного (освобождение от основной работы на период выполнения возложенных на него обязанностей, прохождения обучения, обеспечение необходимой справочной литературой, предоставление помещения для хранения и работы с документами и др.) устанавливается коллективным договором, локальным нормативным актом организации.

5.2. Уполномоченному выдается установленного образца удостоверение (приложение N 3).

5.3. Уполномоченные проходят обучение за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (страховщика) в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по направлению работодателя в образовательных центрах по охране труда, а также проходят обучение за счет средств работодателя по отраслевым программам.

5.4. В соответствии с коллективным договором, локальным нормативным актом организации уполномоченному могут устанавливаться социальные гарантии, предусмотренные статьями 25, 26 и 27 Федерального закона “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”.

5.5. За активную и добросовестную работу по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний в организации, улучшению условий труда на рабочих местах уполномоченный может быть материально и морально поощрен.

5.6. Работодатель и должностные лица несут ответственность за нарушение прав уполномоченного или воспрепятствование его законной деятельности в порядке, установленном законодательством.

Главное про уполномоченного по охране труда от трудового коллектива в организации

А у вас в организации есть уполномоченный по охране труда? Нет?! Кстати, во многих компаниях нет такого лица, потому что нет понимания для чего он необходим, каким образом назначается и какую функцию несет.

В этой заметке разберем все эти и не только вопросы, читайте ее до конца, скачивайте образцы документов, задавайте вопросы в комментариях, если они появятся.

Уполномоченный по охране труда

Начать статью нужно с определения, кто такой уполномоченный по охране труда? Это лицо, которое на общественных началах следит за охраной труда, еще его называют доверенным.

Специалист по охране труда и уполномоченный – это совершенно разные люди, и один не может заменять другого. И даже если СОТ не предусмотрен в организации, уполномоченного избрать можно.

Основные задачи и цель уполномоченных по охране труда

Так для чего нужен и какие основные задачи уполномоченных по охране труда? Главный вопрос многих, но ведь СОТ является представителем работодателем, он платит зарплату и дает деньги на выполнение мероприятий по охране труда, либо не дает.

А ст.29 ТК РФ говорит о том, что работники – это полноценная часть профессиональных отношений, как и работодатели, и имеют право вступать в переговоры с руководством организации.

Для этого избирается уполномоченный по охране труда от трудового коллектива. Но это все, конечно, хорошо и прекрасно, но тоже редко где встретишь, особенно в частных организациях. Там разговор короткий: “Выход знаете в какой стороне”.

Но доверенный по охране труда может решить достаточно много вопросов, которые помогут избежать травматизм. И основными задачами уполномоченных по охране труда являются:

  1. Участие и инициирование в создании безопасных условий труда.
  2. Контроль за состоянием охраны труда в организации.
  3. Выявление нарушений по охране труда и предложение решений по устранению.
  4. Контроль за тем, как соблюдаются законные права и интересы работников в области охраны труда.
  5. Представление интересов работников в ГИТ и в других ведомствах и организациях при рассмотрении трудовых споров, в части охраны труда.
  6. Участие в расследовании несчастных случаев.
  7. Консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда и т.д.

Более детально основные задачи уполномоченных по охране труда можно увидеть в п.2. и п.3 Федерального закона № 10-ФЗ и в ст. 370 ТК РФ.

Читайте также:
Умер сотрудник: как правильно уволить

Весь спектр услуг по охране труда, ГО и ЧС

Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. “Бюро Екатерины Воронцовой” – профессиональное решения ваших задач: качественно и в срок!

Выборы уполномоченного по охране труда

Избирается уполномоченный по охране труда собранием работников. Предлагается несколько кандидатур, ими могут быть любые сотрудники организации, очень часто выбор останавливается на кадровых сотрудниках, но есть немало примеров, когда и слесаря выступают в роли доверенных лиц.

Избирать могут как одного доверенного, так и несколько, для крупных организаций – 1 на подразделение. Количество ничем не нормируется, работодатель самостоятельно принимает это решение.

Относительно срока выбора конкретного доверенного лица по охране труда нет, на практике обычно устанавливается – 2 года. Ранее этот срок устанавливался Постановлением Минтруда РФ N 30, которое в данный момент утратило силу, но взамен ему НПА принято не было.

Протокол избрания уполномоченного

Проводится голосование среди всех сотрудников и фиксируется в протоколе, который является основным документом, который подтверждает права уполномоченного по охране труда.

Выбранную работниками кандидатуру, работодатель не имеет права отклонить, избрав какую-то свою. Важно только общее мнение трудового коллектива.

При участии в расследовании несчастного случая ГИТ запросит протокол, дабы убедиться в правомочности.

Пример оформления Протокола избрания уполномоченного по охране труда

Скачать протокол и подготовить его к собранию трудового коллектива вы можете здесь.

Приказ о назначении уполномоченного по охране труда

Фиксируется проведение собрания и результаты выборов не только протоколом, но и готовится приказ о назначении уполномоченного по охране труда. Регламентированной формы нет, главное, чтобы по тексту было понятно кто, когда и почему, и обязательно отразите дату проведения собрания и номер протокола.

Образец оформления Приказа о назначении уполномоченного по охране труда

Образец приказы вы можете скачать, перейдя по ссылке, по желанию он может корректироваться и дополняться.

Положение об уполномоченном по охране труда

Права, обязанность, ответственность и срок фиксирует положение об уполномоченного по охране труда, разработанным для каждой конкретной организации. Использовать при составлении вы можете типовое положение, утвержденное Постановлением Исполнительного комитета ФНПР N 4-3.

А также оставляю вам образец уже подготовленного положения, которое вы можете скачать его и переработать под свою организацию.

Обучение уполномоченных по охране труда

Для того чтобы представлять интересы работников в части охраны труда, любой из уполномоченных должен пройти обучение по охране труда.

Обучение проводится по специально разработанной программе, как для уполномоченных и удостоверение выдается соответствующее. Программа обычно составляет 40 часов и финансируется за счет средств работодателя.

Образец удостоверения уполномоченного по охране труда

Работа уполномоченного по охране труда

Работа уполномоченного по охране труда должна быть видна не только по факту, но и документально.

рамка Чтобы работа была четкая и продуманная, необходим план. Так и в данной ситуации, ежегодно разрабатывается план работ доверенного по охране труда. заканчивается

И два раза в год, 15 января и 15 июля, доверенный должен отчитаться о выполнении плана, составив соответствующий отчет по форме Постановления № 4-3.

Отчет обязательно должен сопровождать пояснительная записка уполномоченного по охране труда, в которой содержится информация о проведенных проверках, устранены ли замечания, и по окончании вывод о положении дел по охране труда.

Выявляя в процессе своей работы нарушения, доверенный должен проинформировать об этом работодателя, подготовив представление.

Заполняя представление уполномоченного по охране труда, прописываются не только нарушения, но и срок исполнения, а при несоблюдении, он имеет право обратиться в ГИТ.

А уволить работодатель его не может, так как данный представитель избран трудовым коллективом и только он может его и снять.

Основные выводы

Порядок избрания уполномоченных непростой, требует времени и оформления документов, если это крупная компания и избирается не один доверенный:

  • Положение об уполномоченном лице по охране труда;
  • Протокол собрания трудового коллектива;
  • Приказ о назначении доверенного.

Уполномоченному скучать тоже некогда, избран, прояви себя и покажи свою работу. Халявить нельзя, потому как за ненадлежащее исполнение обязанностей, он может быть снят с должности общим собранием.

Доверенный должен знать перечень документов, которые ему предстоит оформлять:

  • годовой план работы уполномоченного по охране труда;
  • отчет (сдается 2 раза в год);
  • пояснительная записка уполномоченного по охране труда;
  • представление.

Работа по снижению травматизма и улучшению условий труда работников усилилась, а я на этом закончу, и если вам есть что добавить, появились вопросы, пишите в комментариях, это будет интересно и автору, и читателям. Понравилась статья? Буду признательна, если вы поделитесь ей в социальных сетях.

Желаю вам безопасной и эффективной работы! А если вам понадобится помощь, обращайтесь.

разработаю документы за вас

Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. “Бюро Екатерины Воронцовой” – весь спектр услуг по ОТ, ГО и ЧС. Качественно и в срок!

Понравилась статья? Поделись!

  • Вконтакте
  • Одноклассники
  • Facebook
  • Twitter

Все про отчет в центр занятости по охране труда: образец заполнения, сроки сдачиГлавное про электротехнологический персонал на предприятии: кто относится

  • 12625 Главное про новую редакцию Трудового Кодекса РФ: обзор изменений с 1 марта 2022 года 1631682000 1633593138
  • 17067 Главное про новый профстандарт “Специалист по охране труда”: квалификационные требования 1627873200 1627903471
  • 37347 Пошаговая организация охраны труда на предприятии работодателями: основные процедуры 1625630400 1627845232
  • 10484 Основные проблемы охраны труда в организациях: реальные причины и пути решения 1625128680 1625323713
  • 18614 Все про техносферную безопасность и что это за специальность 1623380400 1625323588
  • 20929 Все про основные обязанности работника в области охраны труда перед работодателем 1620788400 1621591559
  • 37225 Главное про приказы по охране труда: как разработать и перечень образцов 1619492400 1621591394
  • 26615 Главное про рабочую зону и охрану труда: определение, как связаны понятия, оптимальные условия 1605495600 1621659918
  • 20659 Главное о сертификате менеджмента профессиональной безопасности и здоровья OHSAS 18001 1604977200 1621660025

13 комментариев

добрый день , подскажите , если уполномоченный по ОТ внезапно заболел , а он задействован в комиссии по проверке знаний работников . Как в таком случае проводить проверку знаний?

Подскажите, пожалуйста, а если нет профсоюза? Типовое положение по уполномоченному можно составить по примеру Постановления Исполнительного комитета ФНПР N 4-3?

7 месяцев назад

Я имела ввиду форму протокола обучения уполномоченных по охране труда

Автор: Екатерина Воронцова

7 месяцев назад

Он аналогичен, указанному в Приложении № 1 Постановления 1/29

7 месяцев назад

Читайте также:
Входят ли премии в расчет отпускных

Добрый день, подскажите, какая форма протокола для уполномоченного по охране труда и чем регламентирована?

Автор: Екатерина Воронцова

7 месяцев назад

Добрый день
Форма протокола представлена в статье, НПА регламентирующего форму на данный момент нет

7 месяцев назад

С 01.01.2021 утратило силу постановление об уполномоченных. Подскажите, какой документ на данный момент регламентирует деятельность уполномоченного?

Автор: Екатерина Воронцова

7 месяцев назад

Добрый день
На данный момент только статьей 370 ТК РФ

Подскажите пожалуйста. не могу найти конкретики по поводу не обязательного согласования инструкций и т.д если отсутствует профсоюз , уполномоченный.

Автор: Екатерина Воронцова

абз. 23 ст. 212 ТК РФ обязует работодателя разрабатывать и утверждать инструкции по охране труда с учетом мнения (не согласования) профсоюза или уполномоченного лица и ст. 8 ТК РФ говорит о том, что работодатель при принятии ЛНА учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).
То есть, если есть профсоюз необходимо учесть мнение, нет, значит нет.
А на основании Постановления Минтруда России № 80 на оборотной стороне инструкции по охране труда рекомендуется ставить визу (согласовывать) с руководителем (специалистом) охраны труда.

Вопрос: А как с оплатой (доплатами) уполномоченному по ОТ? Я так понимаю что это будет ему нагрузка к его основной работе?

Автор: Екатерина Воронцова

да, за счет средств работодателя

Екатерина Воронцова, Если работодателю это будет нужно.

Оставить комментарий

Подписка на статьи

Делюсь интересной информацией не только на блоге, но и в социальных сетях!

Email YouTube Instagram Facebook Вконтакте Одноклассники Twitter

  • месяц назад Главное про новую редакцию Трудового Кодекса РФ: обзор изменений с 1 марта 2022 года
  • 2 месяца назад Главное про новый профстандарт “Специалист по охране труда”: квалификационные требования
  • 3 месяца назад Пошаговая организация охраны труда на предприятии работодателями: основные процедуры
  • 3 месяца назад Основные проблемы охраны труда в организациях: реальные причины и пути решения
  • 4 месяца назад Все про техносферную безопасность и что это за специальность
  • 5 месяцев назад Все про основные обязанности работника в области охраны труда перед работодателем

Подпишитесь на Новые Статьи, чтобы Ничего Не Пропустить

Хотите узнать больше об охране труда?

  • Мечты сбываются! Делюсь знаниями!
  • Подпишитесь на информацию бесплатно

Все самое интересное впереди!

С уважением,
автор этого блога,
Екатерина Воронцова

“Положение об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда первичной профсоюзной организации ОАО “РЖД” РОСПРОФЖЕЛ” (утв. ОАО “РЖД” 28.03.2018, ППО ОАО “РЖД” РОСПРОФЖЕЛ 26.03.2018)

Зам. генерального директора –

главный инженер ОАО “РЖД”

28 марта 2018 года

ОАО “РЖД” РОСПРОФЖЕЛ

26 марта 2018 года

ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ (ДОВЕРЕННОМ) ЛИЦЕ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

ПЕРВИЧНОЙ ПРОФСОЮЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОАО “РЖД” РОСПРОФЖЕЛ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда первичной профсоюзной организации ОАО “РЖД” РОСПРОФЖЕЛ (далее – Положение) разработано в соответствии со статьей 370 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”, Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 8 апреля 1994 г. N 30 “Об утверждении рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива”, Постановлением исполнительного комитета ФНПР от 18 октября 2006 г. N 4-3 “О типовом положении об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза”. Положение определяет основные направления деятельности, права и обязанности уполномоченного (доверенного) лица по охране труда (далее – уполномоченный) по осуществлению общественного контроля за соблюдением требований охраны труда в ОАО “РЖД”, в которых работают члены первичной профсоюзной организации ОАО “Российские железные дороги” РОСПРОФЖЕЛ (далее – ППО ОАО “РЖД”).

1.2. Уполномоченный является представителем профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации (далее – профсоюзного комитета ППО) и в своей деятельности руководствуется Трудовым кодексом Российской Федерации, иными законодательными и нормативными актами по охране труда, настоящим Положением, коллективным договором ОАО “РЖД”, локальными нормативными актами ОАО “РЖД” и постановлениями (решениями) выборных органов ППО ОАО “РЖД”.

1.3. Количественный состав уполномоченных в структурном подразделении региональной дирекции функционального филиала ОАО “РЖД” определяется дифференцированно в зависимости от существующих условий труда и рисков производственного травматизма.

По филиалам ОАО “РЖД” устанавливается следующий норматив численности уполномоченных в процентах от численности работников структурных подразделений филиала: Трансэнерго, ЦДИ, ЦД – 3%, ЦТ, ЦДРП – 2%, ЦДТВ, ЦДМВ, ДЖВ, Росжелдорснаб, ЦМ, ЦФТО, ЦДПО, ДКРЭ и др. – 1%.

Профсоюзный комитет соответствующей первичной профсоюзной организации структурного подразделения на своем заседании определяет численность уполномоченных в соответствии с указанными нормативами и порядок их выдвижения в цеховых профсоюзных организациях и профсоюзных группах.

1.4. Уполномоченные избираются открытым голосованием на общем профсоюзном собрании (конференции) первичной профсоюзной организации структурного подразделения из наиболее авторитетных, инициативных и грамотных членов РОСПРОФЖЕЛ (далее – Профсоюза). Уполномоченные избираются на срок полномочий профсоюзного комитета соответствующей первичной профсоюзной организации.

1.5. Уполномоченным не может быть избран работник (должностное лицо), который по занимаемой должности несет ответственность за обеспечение безопасных условий и охраны труда на предприятии, в его филиалах и структурных подразделениях (главный инженер, мастер, начальник участка, смены, прораб).

1.6. Выдвижение уполномоченных в состав совместного комитета (комиссии) по охране труда в качестве представителей работников осуществляется на основании решения выборного органа первичной профсоюзной организации подразделения (филиала), если она объединяет более половины работающих или собрания (конференции) работников организации.

1.7. Уполномоченные осуществляют общественный контроль, как правило, в подразделениях, где они избраны во взаимодействии: с руководителями и иными должностными лицами предприятия, филиала (структурного подразделения), в том числе со специалистом по охране труда; комитетом (комиссией) по охране труда; в составе инженерно-врачебной бригады; с технической инспекцией труда Профсоюза. Руководство деятельностью уполномоченных осуществляется профсоюзным комитетом НПО.

1.8. Предложения уполномоченных по выявленным нарушениям требований охраны труда, записанные в ведомость несоответствия комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (далее – КСОТ-П) или направленные в виде “Предложений”, рассматриваются руководителями структурных подразделений филиалов, которые информируют профсоюзный комитет соответствующей первичной профсоюзной организации и уполномоченных о принятых мерах по устранению нарушений.

1.9. Уполномоченные два раза в год отчитываются о своей работе на заседании профсоюзного комитета ППО или общем профсоюзном собрании и представляют в профсоюзный комитет ППО структурного подразделения филиала отчет о своей работе за полугодие и год (приложение N 1). Председатель первичной профсоюзной организации составляет сводный отчет по структурному подразделению филиала и направляет его в Дорпрофжел до 15 числа следующего за отчетным периодом месяца.

1.10. Профсоюзный комитет ежеквартально рассматривает выполнение руководителем структурного подразделения филиала “Предложений” уполномоченных по улучшению условий и охраны труда на рабочих местах.

Читайте также:
Жалоба на недобросовестного сотрудника: образец

1.11. По решению профсоюзного собрания (конференции) уполномоченный может быть отозван до истечения срока действия своих полномочий, если он не выполняет возложенные на него функции по защите прав и интересов работников на безопасные условия труда.

1.12. Профсоюзный комитет первичной профсоюзной организации и работодатель (должностное лицо), а также техническая инспекция труда Профсоюза оказывают необходимую практическую помощь и поддержку уполномоченным по выполнению возложенных на них функций.

1.13. Руководители структурных подразделений филиалов создают необходимые условия для деятельности уполномоченных: обеспечивают их правилами, инструкциями и иными нормативными актами по охране труда, предоставляют им время для выполнения возложенных на них обязанностей.

1.14. На основании настоящего Положения первичные профсоюзные организации могут разрабатывать свои положения с учетом специфики и особенностей их работы.

2. Основные задачи уполномоченных

Основными задачами уполномоченных являются:

2.1. Содействие созданию в структурном подразделении филиала ОАО “РЖД” здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям инструкций, норм и правил по охране труда.

2.2. Осуществление общественного контроля за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах производственного подразделения (цеха, бригады, смены), а также за соблюдением законных прав работников в области охраны труда в соответствии с Примерным перечнем вопросов, являющимся приложением N 2 к Положению.

2.3. Представление интересов работников структурного подразделения филиала при рассмотрении трудовых споров по вопросам, связанным с выполнением работодателем обязательств по обеспечению безопасных условий и охраны труда в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, коллективным договором ОАО “РЖД”.

2.4. Подготовка “Предложений” работодателю (должностному лицу) по улучшению условий и охраны труда на рабочих местах подразделения организации, в том числе через систему КСОТ-П.

2.5. Информирование и консультирование работников структурного подразделения филиала по вопросам их прав и гарантий на безопасные и здоровые условия труда.

2.6. Проведение разъяснительной работы в трудовом коллективе о важности и необходимости соблюдения на рабочих местах требований норм охраны труда, трудовой и технологической дисциплины, инструкций и правил по охране труда.

3. Функции уполномоченных

В соответствии с задачами, поставленными перед уполномоченными, на них возлагаются следующие функции:

3.1. Проведение ежедневного (ежесменного) контроля состояния условий и охраны труда на рабочих местах работников (цеха, бригады, смены), выбравших уполномоченного, с фиксацией нарушений требований охраны труда в ведомости несоответствия и в бланках визуализированной информации КСОТ-П, подготовка и выдача работодателю (должностному лицу) филиала (структурного подразделения) “Предложений” по улучшению условий и охраны труда на рабочих местах структурного подразделения филиала и устранению выявленных нарушений требований охраны труда.

3.2. Информирование работников о наличии вредных и опасных производственных факторов на рабочих местах и предусмотренных законодательством размерах льгот, компенсационных выплат работникам по результатам специальной оценки условий труда.

3.3. Осуществление контроля за своевременным обеспечением работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами, соблюдением норм рабочего времени и времени отдыха работников, предоставлением им компенсаций на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, молока или других равноценных продуктов, лечебно-профилактического питания, а также выполнением работниками следующих обязанностей в области охраны труда:

– соблюдение технологии безопасного производства работ, правил и инструкций по охране труда;

– правильность применения в работе средств коллективной и индивидуальной защиты (спецодежды, спецобуви, других СИЗ) и содержание их в надлежащем состоянии, использование в работе исправного и безопасного оборудования и инструмента.

3.4. Участие в работе совместных комитетов (комиссий) по охране труда, инженерно-врачебных бригад, в проверках в цехе (бригаде, смене) условий и охраны труда, санитарно-бытовых помещений, технического состояния зданий, сооружений, машин, механизмов, транспортных средств и другого производственного оборудования, средств коллективной защиты, систем оповещения, вентиляции, отопления и освещения на соответствие их требованиям охраны труда, а также в разработке мероприятий по устранению выявленных нарушений.

3.5. Информирование работодателя (должностного лица) и председателя первичной профсоюзной организации о ситуации, угрожающей жизни и здоровью работника, об ухудшении его здоровья, о каждом несчастном случае, произошедшем с работником в цехе, бригаде, смене.

3.6. Участие в организации, а при необходимости оказание первой помощи пострадавшему в результате несчастного случая на производстве.

3.7. Подготовка и выдача работодателю предложений по изменению (дополнению) инструкций по охране труда, проектам локальных нормативных актов по охране труда.

3.8. По поручению профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации участие в расследовании произошедших в структурном подразделении филиала аварий и несчастных случаев на производстве, а также осуществление контроля за фактическим выполнением мероприятий по их недопущению.

3.9. В структурном подразделении филиала из числа членов профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации может избираться старший уполномоченный по охране труда.

На старшего уполномоченного по охране труда дополнительно возлагается:

– организация работы и координация деятельности уполномоченных по контролю за соблюдением работодателем (его представителями) требований охраны труда, норм, правил и локальных нормативных актов по охране труда, а также составление сводного отчета о работе уполномоченных и предоставление его в профсоюзный комитет;

– внесение в выборный орган первичной профсоюзной организации и руководителям структурных подразделений предложений по совершенствованию работы уполномоченных по охране труда, снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, улучшению условий труда;

– участие в работе совместного комитета (комиссии) по охране труда;

– контроль по выполнению должностными лицами “Предложений” уполномоченных об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;

– внесение предложений по: кандидатурам уполномоченных для участия в расследовании несчастных случаев на производстве; премированию (поощрению) лучших уполномоченных на уровне Компании, филиала, структурного подразделения филиала.

4. Права уполномоченных

Для выполнения возложенных функций уполномоченные имеют право:

4.1. Осуществлять контроль по соблюдению в структурном подразделении филиала требований инструкций, правил, норм и локальных нормативных актов по охране труда, правил внутреннего трудового распорядка, режима труда и отдыха работников, принимать участие в комиссиях по проверке условий и охраны труда в цехе, участке.

4.2. Проводить ежедневный (ежесменный) контроль за состоянием условий труда на рабочих местах, проверять выполнение мероприятий предусмотренных Коллективным договором ОАО “РЖД”, а также по результатам расследования несчастных случаев.

Направлять “Предложения” об устранении нарушений требований охраны труда, выявленных на рабочих местах, для исполнения работодателю (его представителю), производить записи в ведомости несоответствия и в бланках визуализированной информации КСОТ-П.

4.3. Предъявлять требования работодателю (его представителю) и должностным лицам о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работника.

4.4. Принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Читайте также:
Самозанятые граждане: виды деятельности

4.5. Получать от работодателя (его представителя) и иных должностных лиц информацию о:

– состоянии условий и охраны труда в структурном подразделении филиала;

– ходе и результатах расследования, обстоятельствах и причинах всех произошедших несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятых мерах по их предотвращению;

– мерах по устранению нарушений требований охраны труда на рабочих местах, в том числе вредных и (или) опасных производственных факторов, а также по выводу работников из опасных зон производства работ.

4.6. Направлять представителям работодателя обязательные для рассмотрения предложения по устранению выявленных нарушений требований охраны труда (приложение N 3), а их копии направлять в профсоюзный комитет первичной профсоюзной организации.

4.7. Принимать участие в работе комиссии по проверке знаний требований охраны труда в филиале, структурном подразделении филиала как представитель Профсоюза, прошедший обучение в установленном порядке.

4.8. Защищать права и законные интересы работников – членов Профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве.

4.9. Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с изменениями условий труда, нарушением законодательства, коллективного договора ОАО “РЖД”, инструкций по охране труда и технологических процессов.

4.10. Обращаться к представителям работодателя и/или в профсоюзный комитет первичной профсоюзной организации с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении трудового законодательства, иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

4.11. Вносить работодателю (должностному лицу) и в выборный орган первичной профсоюзной организации предложения по проектам локальных нормативных актов по охране труда.

5. Обеспечение и гарантии деятельности уполномоченных

5.1. Условия деятельности уполномоченного (предоставление необходимого времени в течение рабочего дня, льгот для мотивации его общественной деятельности, а также места для хранения и работы с документами, обучение, обеспечение необходимыми правилами, инструкциями и другими нормативными и справочными материалами по охране труда и др.) предоставляются в соответствии с коллективным договором ОАО “РЖД”, локальным нормативным актом Компании, филиала, структурного подразделения.

5.2. Уполномоченному предоставляется не менее 2-х часов в неделю для осуществления общественного контроля за обеспечением безопасных условий труда на рабочих местах.

5.3. Уполномоченному выдается удостоверение установленного образца (Приложение N 4).

5.4. Уполномоченные проходят обучение по охране труда по направлению работодателя (его представителя) в аккредитованных обучающих организациях по специальной программе как за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, так и работодателя с сохранением среднего заработка по месту работы.

5.5. В соответствии с коллективным договором ОАО “РЖД”, локальным нормативным актом Компании, филиала уполномоченному могут устанавливаться социальные гарантии, предусмотренные статьями 25 , 26 и 27 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”.

5.6. В соответствии с коллективным договором ОАО “РЖД”, локальным нормативным актом Компании, филиала, структурного подразделения филиала за активную и добросовестную работу по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда на рабочих местах по результатам смотра-конкурса уполномоченному может быть присвоено звание “Лучший уполномоченный по охране труда ОАО “РЖД”. Уполномоченный, по итогам работы за квартал, полугодие, год, может быть представлен к званию “Лучший уполномоченный по охране труда Федерации независимых профсоюзов России”, а также награжден Благодарностью, Почетной грамотой Профсоюза. Уполномоченному предоставляется право на первоочередное получение оздоровительных путевок для санаторно-курортного лечения, на включение в группы для участия в экскурсионных программах, в том числе за рубежом (за счет средств Профсоюза).

В особых случаях, связанных с предотвращением несчастного случая на производстве, аварии и т.д. уполномоченный может быть представлен к правительственной награде, Знаку “Почетный железнодорожник ОАО “РЖД”, поощрен денежной премией, ценным подарком по представлению руководителя структурного подразделения филиала и профсоюзного комитета соответствующей первичной профсоюзной организации.

6. Мотивация деятельности уполномоченного

В целях мотивации уполномоченных работодатель:

6.1. Определяет, с учетом мнения Профсоюза, дополнительное ежегодное поощрение лучших уполномоченных по итогам работы за отчетный период следующими наградами: Почетной Грамотой Заместителя генерального директора – главного инженера ОАО “РЖД” (50 чел.), Почетной Грамотой начальника железной дороги (50 чел.), Почетной Грамотой руководителя филиала ОАО “РЖД” (не более 50 чел., от каждого филиала ОАО “РЖД”).

6.2. Может предоставлять уполномоченным оплачиваемые дополнительные дни к отпуску (до 3-х дней).

6.3. Может устанавливать уполномоченным ежемесячную надбавку к заработной плате в размере до 5% тарифной ставки (должностного оклада), стимулирующие надбавки к заработной плате, другие виды поощрений.

об уполномоченном по охране

труда ППО ОАО “РЖД” РОСПРОФЖЕЛ

Форма 1-У Утверждаю: ______________________ ______________ (подпись руководителя (Ф.И.О.) выборного органа) Составляется уполномоченным два раза в год (с пояснительной запиской) и не позднее 15 января и 15 июля после отчетного периода представляется в профсоюзный комитет первичной профсоюзной организации. Отчет о работе уполномоченного по охране труда за _________ _____________ _________________________________________________________________ (полное наименование: Ф.И.О., должность, подразделение (участок)) Служебный телефон: __________________

Если в компании нет специалиста по охране труда

Нарушение работодателем государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, грозит организации штрафом в размере до 80 000 руб. А разговор вот о чем: в каждой компании должна быть организована работа по охране труда, то есть должны быть ответственные лица. В небольших компаниях (численностью до 50 человек) выделять отдельного сотрудника для этого не обязательно. Но как тогда выполнить требования Трудового кодекса?

Специалист или служба?

Согласно ст. 209 ТК РФ охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Чтобы система работала, нужно выстроить целый комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Обычно для этого разрабатывается система управления охраной труда.

Согласно ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Статья 217 ТК РФ говорит, что в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, контроля их выполнения у каждого работодателя, который осуществляет производственную деятельность и численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Это общее требование, оно распространяется и на тех, кто производит нематериальные блага, например, оказывает услуги. Минтруд в Письме от 10.06.2016 № 15‑2/ООГ-2136 обращал на это внимание.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности. То есть компания не обязана принимать на должность специалиста по охране труда сотрудника, для которого эта работа будет основной.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник. Кроме того, работодатель вправе заключить гражданско-правовой договор с организацией либо специалистом, оказывающими услуги в области охраны труда.

Даже если должность специалиста по охране труда ввести необходимо (численность компании больше 50 человек), Трудовой кодекс не требует выделять отдельного сотрудника – специалистом по охране труда не обязательно будет сотрудник, для которого эта работа станет основной. Значит, обязанности специалиста можно распределить между другими сотрудниками компании или поручить кому‑то одному, если их квалификация соответствует требованиям закона.

Кому поручим обязанности специалиста по охране труда?

Скажем сразу: не важно, какую должность занимает сотрудник согласно штатному расписанию. Если у него есть соответствующие подготовка и опыт, ему вполне можно поручить работу по охране труда в организации.

Приказом Минтруда РФ от 04.08.2014 № 524н утвержден профессиональный стандарт специалиста по охране труда. Согласно его требованиям работник, выполняющий функции охраны труда в компании, должен иметь высшее образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности. Если профильного высшего образования нет, работник должен пройти профессиональную переподготовку в данной области.

При наличии у работодателя опасных производственных объектов работник должен пройти соответствующую подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности.

Функции специалиста по охране труда может выполнять и работник со средним профессиональным образованием, если он прошел переподготовку в области охраны труда и имеет стаж работы в данной области не менее трех лет.

То есть кадровик или любой другой специалист может выполнять функции специалиста по охране труда при условии наличия высшего образования или прохождения переподготовки в этой области. Если же у рассматриваемого кандидата среднее профессиональное образование и нет опыта работы в охране труда, то поручить ему работу по охране труда нельзя.

Варианты поручения функций специалиста по охране труда

Давайте рассмотрим два варианта в зависимости от численности компании.

Численность работников более 50 человек

Варианты действий работодателя различаются в зависимости от того, имеется должность специалиста по охране труда в штатном расписании или нет.

1. Совместительство. Если должность имеется, можно заключить трудовой договор о работе по совместительству (ст. 60.1 ТК РФ). Напомним, что совместительство – выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство). В трудовом договоре необходимо указание на то, что работа является совместительством.

В данном случае оформляется договор о внутреннем совместительстве. В нем должны быть прописаны обязанности по охране труда, которые будет выполнять сотрудник, либо содержаться ссылка на должностную инструкцию.

По желанию можно установить срок действия такого договора или же не ограничивать его. Но учтите: срочный договор вы не сможете расторгнуть по ст. 288 ТК РФ, когда решите принять на должность специалиста по охране труда основного сотрудника.

2. Совмещение. По правилам ст. 60.2ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную плату. Поручаемая дополнительная работа может осуществляться путем совмещения профессий (должностей).

При совмещении профессий (должностей) работнику производится доплата. Ее размер устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (ст. 151 ТК РФ).

Срок, в течение которого сотрудник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия сотрудника путем заключения соглашения. Он имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель – досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

Если чувствуете, что один работник не справится, можете распределить функции специалиста по охране труда между несколькими работниками. В таком случае заключать соглашение о поручении дополнительной работы придется с каждым. Приведем пример соглашения на стр. .

На основании заключенного соглашения издайте приказ о совмещении (см. стр. 65).

Если в штатном расписании должности специалиста по охране труда нет, придется ввести ее, поскольку в ч. 1 ст. 217 ТК РФ однозначно говорится о введении такой должности в штатное расписание или создании целой службы.

Численность работников менее 50 человек

В таком случае тоже следует заглянуть в штатное расписание. Если должность специалиста по охране труда присутствует, возможно заключение с работником компании либо трудового договора о работе по совместительству, либо соглашения о совмещении функций по данной должности.

к трудовому договору от 10.10.2012 № 21

19 октября 2017 г. г. Киров

Общество с ограниченной ответственностью «Ромашка» (ООО «Ромашка»), именуемое в дальнейшем Работодателем, в лице директора Иванова Ивана Ивановича, действующего на основании устава и трудового договора от 14.02.2010, с одной стороны, и специалист отдела кадров Петрова Анна Петровна, именуемая в дальнейшем Работником, с другой стороны, заключили соглашение о нижеследующем:

1. С 23.10.2017 Работник выполняет дополнительную работу в порядке совмещения должности специалиста по охране труда.

2. Работник выполняет должностные обязанности в объеме 40 % работы, определенной должностной инструкции специалиста по охране труда, утвержденной приказом ООО «Ромашка» от 14.01.2016 № 05/01:

2.1. Проводит вводный инструктаж по охране труда, координирует проведение первичного, периодического, внепланового и целевого инструктажа, обеспечивает обучение руководителей и специалистов по охране труда, обучение работников методам и приемам оказания первой помощи пострадавшим на производстве.

2.2. Контролирует проведение обучения работников безопасным методам и приемам труда, инструктажей по охране труда и стажировок в соответствии с нормативными требованиями.

2.3. Осуществляет проверку знаний работников о требованиях охраны труда.

3. За совмещение должности специалиста по охране труда Работник получает ежемесячную доплату в размере 10 000 (десять тысяч) руб.

4. Действие соглашения может быть прекращено по истечении трех рабочих дней со дня письменного предупреждения Работником Работодателя или письменного уведомления Работодателем Работника о прекращении выполнения дополнительной работы.

ООО «Ромашка» А. П. Петрова

Директор И. И. Иванов Иванов, 19.10.2017 Петрова, 19.10.2017

Экземпляр соглашения получила. Петрова, 19.10.2017 А. П. Петрова

И приказ о совмещении должностей.

Общество с ограниченной ответственностью «Ромашка»

ПРИКАЗ № 108‑к о совмещении должностей

С 23 октября 2017 года специалист отдела кадров Анна Петровна Петрова выполняет обязанности специалиста по охране труда в порядке совмещения должностей в объеме 40 % работы с ежемесячной доплатой в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

Основание: дополнительное соглашение от 19.10.2017 № 1 к трудовому договору от 10.10.2012 № 21.

Директор Иванов И. И. Иванов

С приказом ознакомлена:

Специалист отдела кадров Петрова, 19.10.2017 А. П. Петрова

А если должность отсутствует? Вот тут возникают сложности. Многие специалисты считают, что и в данном случае возможно заключение соглашения о совмещении. При этом они говорят: хотя совмещение подразумевает наличие вакантной должности, случай с функциями специалиста по охране труда – исключение.

С одной стороны, действительно, согласно ч. 3 ст. 217 ТК РФпри отсутствии у работодателя штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. То есть норма закона не содержит императивного предписания, требующего штатной должности работника службы охраны труда, императивным является лишь требование об организации охраны труда, которая может быть осуществлена различными способами. К такому выводу приходят и суды (см., например, Апелляционное определение ВС Чувашской Республики от 26.10.2015 по делу № 33‑4656/2015).

Однако мы считаем, что о совмещении должностей в данном случае речи быть не может, поскольку совмещение предполагает выполнение дополнительной работы по другой профессии или должности. Предполагается, что если должность не включена в штатное расписание, и совмещать нечего. Это подтверждает и судебная практика. Например, Апелляционным определением Саратовского областного суда от 03.03.2016 по делу № 33‑1423/2016 работнику было отказано во взыскании платы за совмещение, так как в штатном расписании организации отсутствовала должность, доплату за совмещение по которой требовал работник. А Свердловский областной суд в Апелляционном определении от 02.09.2016 по делу № 33‑14461/2016 прямо указывал: совмещение должностей (профессий) подразумевает выполнение наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по такой же профессии (должности) либо по иной профессии (должности), предусмотренной штатным расписанием организации.

Кроме того, вопрос о возможности оформления совмещения работнику компании по должности специалиста по охране труда при отсутствии ее в штатном расписании рассматривался специалистами Роструда на сайте Онлайнинспекция.рф. В частности, специалисты указывали, что заключение дополнительного соглашения о совмещении с должностью, не предусмотренной штатным расписанием, невозможно. Однако они не пояснили, как оформить дополнительную работу в таком случае в соответствии с трудовым законодательством.

Полагаем, что при отсутствии должности специалиста по охране труда в штатном расписании, ее необходимо ввести в него и только после этого оформлять совмещение. Еще вариант – заключить гражданско-правовой договор об оказании услуг в сфере охраны труда.

Как уполномочить сотрудника организации на выполнение функций по охране труда при отсутствии должности специалиста по охране труда в штатном расписании?

С согласия работника его можно назначить ответственным за охрану труда в организации, издав соответствующий приказ. Затем следует внести изменения в должностную инструкцию работника, дополнив ее должностными обязанностями ответственного по охране труда. Без согласия работника поручить ему дополнительную работу нельзя. Об этом говорится в ст. 60 ТК РФ: запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

Поскольку функций у работника прибавится, должна повыситься его зарплата.

Резюмируем: если в компании нет специалиста по охране труда, но такая должность присутствует в штатном расписании, обязанности по охране труда можно поручить любому из сотрудников, имеющему необходимую подготовку, в порядке совмещения должностей или совместительства. В первом случае оформляется соглашение и издается приказ о совмещении, во втором – заключается трудовой договор о внутреннем совместительстве.

Если же должности в штатном расписании нет, можно привлечь специалиста по охране труда по гражданско-правовому договору либо поручить выполнение работы по охране труда работнику, имеющему специальную подготовку. Тогда необходимо внести изменения в должностную инструкцию и издать приказ о возложении обязанностей по охране труда.

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как теперь будут контролировать наличку. 115-ФЗ в 2021 году ».

Только до завтра можно забрать запись со скидкой 20%. Программу вебинара смотрите здесь

Понятие профсоюза и трудовое право

Больше материалов по теме «Трудовое право» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Как гарантируются полномочия профсоюзов
  2. Как действуют профсоюзы по ТК РФ

Право граждан на объединение, в том числе на создание профессиональных союзов, закреплено статьей 30 Конституции РФ. Профсоюзам гарантирована свобода деятельности. Рассмотрим, что означает это право с практической точки зрения, как профсоюзы выполняют свою основную задачу: представлять и защищать интересы в сфере граждан в сфере труда и оплаты за труд.

Как гарантируются полномочия профсоюзов

Отталкиваясь от конституционной нормы, ФЗ № 10 от 12/01/9 г. «О профсоюзах» развивает и раскрывает мысль о правах и обязанностях профсоюзов. Глава 2 указанного ФЗ полностью посвящена правам профсоюзных организаций.

Среди основных прав законодатель указывает:

  • представительство и защита прав и интересов работников в сфере труда и социальных гарантий;
  • содействие трудоустройству граждан;
  • ведение коллективных переговоров с целью заключения колдоговоров и соглашений, контроль исполнения;
  • участие в разрешении коллективных трудовых споров.

Смысл и правовые границы полномочий профсоюзов раскрываются отдельными статьями. Так, в ст. 11 гл. 2 говорится о защите социально-трудовых прав работника и уточняется, в чем она состоит (проекты законов и нормативных актов соответствующей тематики рассматриваются только при участии профсоюзов, их объединений; профсоюзы могут предлагать властям принятие тех или иных законов в сфере труда; защищают права своих членов и пр.).

Аналогично раскрываются и другие права профсоюзов (ст. 11-23 ФЗ-10).Глава 58 ТК РФ (ст. 370-378) регламентирует важные моменты реализации этих прав. Пример: в ст. 370 указывается, что при осуществлении контроля за соблюдением трудовых норм права профсоюз может предъявлять администрации требования об устранении обнаруженных нарушений. Ответ должен быть дан в недельный срок.

Как действуют профсоюзы по ТК РФ

Рассмотрим подробнее, какие действия в тех или иных ситуациях могут предпринимать профсоюзы, опираясь на нормы ТК РФ.

Значительная часть статей Кодекса не может применяться работодателем без учета мнения профсоюза, если он есть в организации.Согласовываются с профсоюзом ЛНА, в которых содержатся нормы трудового права (ст. 8).

Учитывается мнение профсоюза в следующих случаях:

  1. Принятие ЛНА (ст. 8).
  2. Введение или отмена режима неполного рабочего времени, если есть угроза массового увольнения (ст. 74).
  3. Увольнение не прошедшего аттестацию сотрудника. Само по себе установление порядка проведения аттестации работников невозможно без мнения профсоюза (ст. 81).
  4. Увольнение члена профсоюза по причинам, указанным в ст. 81. Без учета мнения профсоюза невозможно (ст. 82).
  5. Ряд ситуаций, при которых стандартный режим рабочего времени не применяется: разделение трудового дня на части, привлечение к работе в выходной и праздники – устанавливается с учетом мнения профсоюза напрямую либо косвенно, через принятие соответствующих ЛНА (ст. 105, 113). Введение режима сверхурочного труда в подавляющем большинстве случаев (кроме чрезвычайных). Без учета мнения профсоюза не допускается (ст. 99).
  6. Установление графиков сменности (ст. 103) через принятие соответствующих ЛНА (ст. 372). В данном случае график может быть приложением к колдоговору.
  7. Установление графиков отпусков, порядка начисления, выплаты зарплаты, сроков, места выплаты (ст. 123, 135, 136).
  8. Любые изменения трудовых норм (ст. 162).
  9. Сокращения, ликвидация фирмы и выплата соответствующих компенсаций, предоставление гарантий (ст. 180). Мнение органа, представляющего интересы коллектива, учитывается через механизм принятия колдоговора.
  10. Принятие правил внутреннего распорядка фирмы – ПВТР (ст. 190).
  11. Подготовка и переподготовка персонала (ст. 196).
  12. Охрана труда (ОТ), обеспечение персонала индивидуальными средствами защиты во вредной рабочей среде – профсоюз привлекается при разработке документации, инструкций, норм выдачи спецодежды (ст. 212, 221).
  13. Компенсация проезда и провоза багажа во время отпуска работников внебюджетной сферы (ст. 325).

Кроме того, ст. 372 и 373 утверждается право и порядок работы профсоюза при принятии ЛНА, при расторжении трудовых отношений с работником по инициативе администрации, сроки документообмена. Совместно с администрацией принимаются решения при разработке и утверждении колдоговоров, в том числе и на этапе переговоров (ст. 37, 38, 40-42).

Договариваются стороны путем разработки конкретных мер и по вопросам защиты личных данных работника (ст. 86); совместно работают в комиссиях по ОТ (ст. 218), над разрешением трудовых споров (ст. 401, 403, 404).

Обратите внимание! Одной из причин трудового спора может послужить отказ учесть мнение профсоюза при принятии ЛНА (ст. 398 ТК РФ).

Работа совместно с работодателем над текстом колдоговора предполагает проработку целого ряда вопросов – от продолжительности работы (смены) до периодов начисления заработной платы в течение месяца (ст. 8, 21, 53, 70, 82, 94, 128, 139, 179, и др.)ПВТР регулируются вопросы начала и окончания времени работы; суммированного учета рабочего времени; перерывов на обед, для обогрева и отдыха; предоставления выходных, в том числе и поочередно, если в силу производственных особенностей предоставление выходных одновременно всем сотрудникам невозможно (ст. 91, 104, 108, 109, 111, 189).

Уполномоченный по охране труда

Время чтения: 5 мин

Кто такой уполномоченный по охране труда?

Уполномоченный по охране труда является лицом, представляющим интересы трудового коллектива (или профсоюза) в области соблюдения требований охраны труда работодателем в отношении работников.

Уполномоченный — это главное звено общественного контроля за состоянием условий труда в организации.

Нормативно-правовые акты, регулирующие работу уполномоченного

Деятельность уполномоченного по ОТ регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

  • ст. 370, «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ;
  • Постановление Минтруда РФ от 08.04.1994 N 30 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива»;
  • Постановление Исполнительного комитета ФНПР от 18.10.2006 N 4-3 «О Типовом положении об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза»;
  • Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 N 10-ФЗ.

Цель и задачи уполномоченного по охране труда в организации

Основная цель работы уполномоченного по охране труда – контроль обеспечения руководителем организации надлежащих условий охраны труда.

Указанная цель достигается посредством решения следующих задач:

  • регулярное наблюдение за состоянием условий труда на рабочих местах;
  • контроль исполнения работодателем обязанностей по ОТ;
  • помощь сотрудникам при обращении в надзорные органы по вопросам нарушения прав;
  • контроль за соблюдением работниками требований охраны труда;
  • наблюдение за санитарным состоянием условий труда;
  • выявление нарушений;
  • предложение решений по устранению выявленных недостатков и нарушений.

Процедура избрания уполномоченного по охране труда

Уполномоченный по ОТ избирается на общем собрании трудового коллектива путем проведения голосования. Инициировать собрание могут как работники организации (трудовой коллектив), так и профсоюзная организация.

В зависимости от размера организации может быть избрано несколько уполномоченных. Если в организации несколько подразделений, то имеет смысл избрать уполномоченного для каждого подразделения.

Не следует избирать уполномоченными лицами работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за охрану труда (должностные лица, руководители работ).

Когда выбор будет сделан, необходимо оформить соответствующий протокол.

Образец протокола собрания трудового коллектива

Протокол об избрании уполномоченного по охране труда в обязательном порядке должен содержать следующую информацию:

  • количество участников собрания;
  • имена председателя и секретаря собрания;
  • наименование повестки собрания;
  • количество голосов «за», «против», «воздержался».

Далее работодатель издает приказ о назначении уполномоченного по охране труда на основании представленного протокола.

Образец приказа о назначении уполномоченного по охране труда

Внимание! Работодатель не имеет права отклонять избранную кандидатуру или назначать собственных кандидатов в качестве уполномоченных по охране труда.

Работодатель обязан направить избранного уполномоченного по ОТ на обучение в специализированный учебный центр по соответствующей программе. Обучение оплачивает работодатель.

Законодательством не регулируется, на какой срок избирается уполномоченный по охране труда.

Как правило, уполномоченного по ОТ избирают на 2 года. Основание: Постановление Минтруда РФ от 08.04.1994 N 30 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива»

Внимание! Уполномоченный по охране труда может быть досрочно снят со своей должности по причине ненадлежащего исполнения своих обязанностей. Данная процедура также осуществляется на общем собрании.

Важно! Уполномоченный по охране труда не может быть уволен без согласования с трудовым коллективом/профсоюзом.

Права и обязанности уполномоченного по охране труда

Права уполномоченного по охране труда:

  • контролировать соответствия условий труда законодательству;
  • участвовать в работе комиссии по приемке оборудования, вводимого в эксплуатацию;
  • получать от работодателя информации о состоянии охраны труда в организации;
  • требовать приостановления производства работ на участке, на котором были выявлены нарушения несущие угрозу здоровью и жизни работников;
  • требовать устранения нарушений, выявленных в ходе проверок;
  • направлять обращения в надзорные органы о нарушениях условий труда;
  • участвовать в рассмотрении трудовых споров;
  • участвовать в работе комиссии по расследованию несчастного случая.

Обязанности уполномоченного по охране труда:

  • принимать участие в создании безопасных условий труда, соответствующих требованиям российского законодательства;
  • контролировать исполнение руководителем организации требований трудового законодательства в области охраны труда;
  • выявлять и фиксировать нарушения требований охраны труда;
  • представлять интересы работников организации в спорах, касающихся охраны труда;
  • консультировать работников по вопросам охраны труда.

Отличия уполномоченного по охране труда от ответственного по охране труда

Подробнее об ответственном по охране труда читайте в этой статье.

Работа уполномоченного по охране труда

В своей работе уполномоченный по ОТ руководствуется требованиями трудового законодательства, а также Положением об уполномоченном по охране труда.

Положение об уполномоченном по охране труда – это документ, который разрабатывается в организации на основе действующих нормативно-правовых актов, с целью регламентирования задач, функций, прав и обязанностей уполномоченного по ОТ в организации.

Примерное «Положение об уполномоченном по охране труда» скачать можно по этой ссылке: Положение об уполномоченном по ОТ.

Уполномоченный по охране труда может осуществлять свою работу в соответствии с утвержденным планом. План содержит в себе информацию об определенных действиях, осуществляемых уполномоченным, и их периодичность.

Мероприятия, включаемые в план работ, могут выполняться в течение года периодически или однократно.

Пример плана работ уполномоченного по охране труда

План работ составляется сроком на 1 год.

Уполномоченный по ОТ обязан отчитываться перед трудовым коллективом/профсоюзом о своей работе. Для этого он оформляет соответствующий отчет за установленный период.

Отчет составляется два раза в год и не позднее 15 января и 15 июля после отчетного периода.

Форма отчета уполномоченного по охране труда

Уполномоченный имеет право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда на территории организации.

При выявлении нарушений по охране труда уполномоченный направляет руководителю организации Представление. В указанном документе перечисляются нарушения, выявленные в ходе проверки, и прописываются конкретные сроки их устранения.

Руководитель обязан рассмотреть информацию Представления и проинформировать о принятых мерах. Если нарушения не будут устранены, то уполномоченный имеет право обратиться в надзорные органы.

Форма представления уполномоченного по охране труда

Если уполномоченный по охране труда выявил нарушения, несущие непосредственную угрозу жизни и здоровью работников, то он имеет право вручить руководителю требование о немедленном приостановлении работ на данном рабочем участке.

Если в организации нет специалиста по охране труда, на кого и как возложить обязанности

юрист, эксперт по охране и экономике труда, руководитель направления «Охрана труда» в Контур.Школе

Расскажем, кому и как поручить обязанности по охране труда и как правильно оформить документы. Скачайте образцы в статье: приказ и дополнительное соглашение о совмещении должностей

Если в организации нет специалиста по охране труда, то можно попасть на штраф 80 000 руб. (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ). Найдите другой способ, как обеспечить безопасные условия и охрану труда сотрудников.

Кто отвечает за охрану труда, если в организации меньше 50 сотрудников

Если в штате организации меньше 50 сотрудников, решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимает руководитель организации (ч. 2, 3 ст. 217 ТК РФ).

Функции по охране труда может выполнять:

  • руководитель организации лично;
  • уполномоченный работник, например кадровик или бухгалтер;
  • организация или специалист, которые оказывают услуги в области охраны труда.

В таком случае их привлекают к работе по гражданско-правовому договору.

1. Как поручить функции по охране труда ответственному сотруднику

  • Если в штатном расписании организации нет должности специалиста по охране труда, поручить работу по охране труда сотруднику можно только в порядкесовмещения должностей. Несмотря на то что такая форма дополнительной работы подразумевает наличие вакантной должности, этот случай является исключением (ч. 3 ст. 217 ТК РФ).

Функции по охране труда может выполнять любой сотрудник организации, в том числе и кадровик, если у него есть соответствующая подготовка или опыт работы в этой области (ст. 217 ТК РФ).

Уровень подготовки такого сотрудника должен соответствовать требованиям профстандарта «Специалист в области охраны труда», утв. Приказом Минтруда от 04.08.2014 № 524н:

  • высшее образование по направлению «Техносферная безопасность», то есть профильное по охране труда. Подойдет любое непрофильное высшее — гуманитарное или техническое, без разницы, и профпереподготовка по охране труда;
  • любое среднее профессиональное образование, профпереподготовка по охране труда и стаж работы три года.

Пройти дополнительно подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности сотруднику, ответственному за охрану труда, придется в одном случае — если в организации есть опасные производственные объекты.

Если у кадровика или иного сотрудника, которого назначают ответственным за охрану труда, нет необходимого профессионального образования, ему нужно пройти:

  • профессиональную переподготовку в этой области;
  • обучение по охране труда в аккредитованном Минтрудом России учебном центре, имеющем лицензию на образовательную деятельность. Это требование п. 2.3.2. Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. Постановлением от 13.01.2003 Минтруда № 1, Минобразования № 29.

Если решите не принимать штатного специалиста по охране труда, его функции можете поручить кадровику или иному сотруднику, который соответствует необходимым требованиям, в порядке совмещения или совместительства.

Рассмотрим два способа:

  • Способ 1. Оформляйте совмещение, если хотите, чтобы сотрудник выполнял функции по охране труда наряду со своей основной работой (ст. 60.2 ТК РФ). Если понимаете, что один сотрудник не справится, работу по охране труда можете распределить между несколькими сотрудниками, у которых есть необходимый уровень подготовки.

Если сотрудник согласен на дополнительную работу, заключите с ним дополнительное соглашение к трудовому договору. Укажите в нем объем поручаемой работы, срок, в течение которого он будет ее выполнять, и размер доплаты. Ни минимальный, ни максимальный размер доплаты закон не определяет. Поэтому устанавливайте его по соглашению с сотрудником и с учетом содержания, характера и объема дополнительной работы (ч. 2 ст. 151 ТК РФ).

На основании дополнительного соглашения к трудовому договору издайте приказ о совмещении должностей. Ознакомьте с ним сотрудника под подпись. В табеле отдельный учет дополнительной работы не ведите.

Сотрудник может в любой момент досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а организация — досрочно отменить поручение о ее выполнении. Срок предупреждения в письменной форме — три рабочих дня (ч. 4 ст. 60.2 ТК РФ).

В конце статьи скачайте приказ о совмещении должностей. В методических пособиях к курсу «Управление персоналом. Кадровое делопроизводство и охрана труда» вы получите дополнительное соглашение к трудовому договору о совмещении должностей, трудовой договор о работе по совместительству, приказ о приеме на работу по совместительству и другие образцы документов.

  • Способ 2. Оформляйте совместительство, если хотите, чтобы сотрудник выполнял функции по охране труда в свободное от основной работы время.

Если сотрудник согласится, заключите с ним трудовой договор о работе по внутреннему совместительству. По соглашению с сотрудником можете установить срок трудового договора (абз. 11 ч. 2 ст. 59 ТК РФ). Однако в этом случае потеряете возможность расторгнуть договор по ст. 288 Трудового кодекса, если позже решите принять на это место основного сотрудника.

Пропишите в трудовом договоре должностные обязанности либо сделайте отсылку на должностную инструкцию специалиста по охране труда. Укажите зарплату совместителя. Обычно ее размер не превышает 50% оклада без учета стимулирующих и компенсационных выплат, так как работать в таком режиме можно не более четырех часов в день (ч. 1 ст. 284 ТК РФ).

На основании трудового договора издайте приказ о приеме на работу по совместительству и ознакомьте с ним сотрудника. Заведите личную карточку Т-2 и внесите запись в трудовую книжку, если попросит сотрудник (п. 20 Правил ведения и хранения трудовых книжек, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225).

В табеле ведите учет отдельно по основной работе и по совместительству.

2. Как привлечь стороннего специалиста или организацию, которые оказывают услуги в области охраны труда

Если в штатном расписании должности специалиста по охране труда нет, можете привлечь по гражданско-правовому договору стороннего специалиста или организацию, которая оказывает услуги в области охраны труда.

Такая организация должна быть аккредитована на оказание соответствующих услуг согласно Правилам аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 01.04.2010 № 205н. Это служит гарантией надлежащего ведения охраны труда в организации.

Сведения об организациях, оказывающих услуги по охране труда, содержатся в реестре аккредитованных организаций. Реестр размещен на официальном сайте Минтруда России.

Кто отвечает за охрану труда, если в организации больше 50 сотрудников

  • Если в штате больше 50 сотрудников и организация ведет производственную деятельность, в штатном расписании должна быть должность специалиста по охране труда либо выделена служба охраны труда (ч. 1 ст. 217 ТК РФ). Эти требования распространяются на все организации независимо от сферы деятельности и того, производит ли организация материальные блага или оказывает услуги
    (ч. 3 ст. 11, ч. 9 ст. 209 ТК РФ и Письмо Минтруда от 10.06.2016 № 15-2/ООГ-2136).

Под производственной деятельностью понимают совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг (ч. 9 ст. 209 ТК РФ). Из этого следует, что производственная деятельность — деятельность по производству не только материальных благ, но и нематериальных, включая оказание различных услуг во всех сферах. Такой вывод подтверждает Письмо Минтруда России от 10.06.2016 № 15-2/ООГ-2136.

Порядок создания службы охраны труда в организации определен в Рекомендациях по организации работы Службы охраны труда в организации, утв. Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14. Этот документ не является нормативно-правовым актом, так как не зарегистрирован Минюстом России. Он носит рекомендательный характер.

Службу охраны труда организуют в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем службы. Унифицированной формы приказа о создании службы охраны труда нет. Такой приказ составляют в свободной форме.

Структуру службы охраны труда в организации и численность работников определяет работодатель. Структура, а также численность службы охраны труда будут зависеть от количества работников, характера условий труда и других факторов.

Чтобы рассчитать численность работников службы охраны труда, необходимо учесть:

  • численность работников организации;
  • численность работников, которые заняты во вредных или опасных условиях труда;
  • количество самостоятельных производственных структурных подразделений в организации (отделы, цехи, бюро, службы и другие самостоятельные подразделения);
  • среднемесячную численность вновь принимаемых работников;
  • количество несчастных случаев за год;
  • процент планируемых невыходов работников службы охраны труда в год (по болезни или другим причинам);
  • расстояние между производственными подразделениями.

Когда отдельные производственные подразделения удалены друг от друга на расстояние
от 0,5 км до 1,5 км, к рассчитанной по нормативам численности следует устанавливать коэффициент 1,2, а на расстоянии от 1,5 км и более — коэффициент 1,4.

В обособленных производственных структурах численностью от 400 человек и свыше численность работников службы охраны труда рассчитывается отдельно для каждой единицы.

Как рассчитать численность работников службы охраны труда в организации

Комментирует Марина Шобохонова, специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда:

«Чтобы рассчитать численность работников организации, воспользуйтесь алгоритмом:

Шаг 1. Определите нормативную численность работников службы охраны труда (Чн).

Нормативная численность работников службы охраны труда (Чн) в организациях определяется суммированием численности по таблицам (приведенным в Рекомендациях) в зависимости от факторов, установленных по данным статистической и оперативной отчетности.

Шаг 2. Определите списочную численность работников (Чсп).

Списочная численность работников службы охраны труда (Чсп) устанавливается по формуле:

Чсп = Чн x Кн, где:

Кн — коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п., определяется по формуле:

% планируемых невыходов определяется по данным бухгалтерского учета.

Пример расчета

  • среднесписочная численность работников организации — 1002 человека;
  • численность работников, занятых во вредных условиях труда, — 145 человек;
  • количество самостоятельных структурных подразделений — 38 человек;
  • среднемесячная численность вновь принимаемых работников — 20 человек;
  • количество несчастных случаев за год — не более 5 человек.

Нормативная численность (Чн) = 3,27 чел. (при расчете использованы таблицы, приведенные в Рекомендациях).

Чсп = 3,27 x 1,1 = 3,597

= 3,6 чел., где 1,1 — коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п. (принят условно).

Штатная численность работников службы охраны труда в организации (Чип) соответствует списочной численности».

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Образцы. Приказ и Дополнительное соглашение к трудовому договору о совмещении должностей 458.9 КБ

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: