Основанием для проведения внеплановой проверки является

РОСПОТРЕБНАДЗОР ПО АК

РОСПОТРЕБНАДЗОР ПО АК

О проведении проверок

О проведении проверок

Федеральный закон от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» устанавливает порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их права и обязанности органов, а также меры по защите прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Положения данного закона не применяются к действиям государственных органов при проведении административного расследования, осуществлении государственного контроля в пунктах пропуска через границу Российской Федерации.

Организация и проведение плановой проверки

Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем установленных требований, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Плановые проверки проводятся на основании сводных ежегодных планов, сформированных Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Сводный план проведения плановых проверок размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение 3 лет со дня:

1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.

Плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года.

В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться 2 и более раза в 3 года.

О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом контроля не позднее чем в течение 3 рабочих дней до начала ее проведения, направляя копию распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) органа контроля о начале проведения плановой проверки или иным способом.

Организация и проведение внеплановой проверки

Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем установленных требований, выполнение предписаний органов контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом контроля не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.

В случае если в результате деятельности предпринимателя причинен вред (или есть такая угроза) жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, если возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, а также, если нарушаются права потребителя, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

Внеплановую проверку также требуется согласовать с прокуратурой, за исключением случаев причинения вреда жизни и здоровью граждан, в этом случае прокуратура уведомляется о проведенном мероприятии в течение суток.

Проверки могут проводиться в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

Документарная проверка

Предметом являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими установленных требований, исполнением предписаний и постановлений органов контроля.

В процессе проведения документарной проверки в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа контроля, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы.

В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа контроля, вызывает обоснованные сомнения, либо эти сведения не позволяют оценить исполнение предпринимателем установленных требований, органы контроля запрашивают у юридического лица, индивидуального предпринимателя иные необходимые документы.

При проведении документарной проверки орган контроля не вправе требовать у юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету проверки.

Выездная проверка

Предметом являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению установленных требований.

Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

а) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа контроля документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;

б) оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя установленным требованиям.

Срок проведения проверки

Срок проведения проверок не может превышать 20 рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и длительных исследований, специальных экспертиз и расследований, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий, микропредприятий – не более чем на 15 часов.

Нормативными правовыми актами, регулирующими проведение надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей являются:

  • Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
  • Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;
  • Федеральный закон от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;
  • Федеральный закон от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 «Об утверждении Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании».
Читайте также:
Где и как узнать задолженность по налогам по ИНН физического лица (ИП) онлайн

Статья 66. Организация проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий

1. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 – 6 части 1 и частью 3 статьи 57 настоящего Федерального закона.

2. В случае, если внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие может быть проведено только после согласования с органами прокуратуры, указанное мероприятие проводится после такого согласования.

3. В случае, если положением о виде муниципального контроля в соответствии с частью 7 статьи 22 настоящего Федерального закона предусмотрено, что система оценки и управления рисками при осуществлении данного вида муниципального контроля не применяется, все внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия могут проводиться только после согласования с органами прокуратуры.

4. Порядок согласования контрольным (надзорным) органом с прокурором проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, а также типовые формы заявления о согласовании с прокурором проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия и решения прокурора о результатах его рассмотрения устанавливаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

5. В день подписания решения о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в целях согласования его проведения контрольный (надзорный) орган направляет в орган прокуратуры сведения о внеплановом контрольном (надзорном) мероприятии с приложением копии решения о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия и документов, которые содержат сведения, послужившие основанием для его проведения.

6. Сведения о внеплановом контрольном (надзорном) мероприятии и прилагаемые к ним документы рассматриваются органом прокуратуры в день их поступления в целях оценки законности проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.

7. По результатам рассмотрения сведений о внеплановом контрольном (надзорном) мероприятии и прилагаемых к ним документов не позднее чем в течение одного рабочего дня, следующего за днем их поступления, прокурором или его заместителем принимается решение о согласовании проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия или об отказе в согласовании его проведения.

8. Основанием для отказа в согласовании проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия может быть:

1) отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия;

2) отсутствие оснований для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия;

3) несоответствие вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия индикаторам риска нарушения обязательных требований;

4) несоблюдение требований, установленных настоящим Федеральным законом, к оформлению решения контрольного (надзорного) органа о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия;

5) проведение внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, противоречащего федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации;

6) несоответствие предмета внепланового контрольного (надзорного) мероприятия полномочиям контрольного (надзорного) органа;

7) проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований в отношении одного объекта контроля несколькими контрольными (надзорными) органами.

9. Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия либо об отказе в согласовании его проведения направляется контрольному (надзорному) органу в день его принятия.

10. Направление сведений и документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, осуществляется посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением направления сведений и документов, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну.

11. Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия или об отказе в согласовании его проведения может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд.

12. Если основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия являются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган для принятия неотложных мер по ее предотвращению и устранению приступает к проведению внепланового контрольного (надзорного) мероприятия незамедлительно (в течение двадцати четырех часов после получения соответствующих сведений) с извещением об этом органа прокуратуры по месту нахождения объекта контроля посредством направления в тот же срок документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. В этом случае уведомление контролируемого лица о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия может не проводиться.

13. При отсутствии основания для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, указанного в части 12 настоящей статьи, несоблюдении порядка его проведения прокурор принимает меры по защите прав и законных интересов контролируемых лиц.

Как проводятся внеплановые налоговые проверки

Налоговая проверка является одним перечисленных в НК РФ видов мероприятий налогового контроля. Они бывают двух видов: камеральные и выездные.

Первые осуществляются фискальным органом без выхода на территорию организации на основании ранее сданных деклараций и расчетов. Такие ревизии проводятся в полуавтоматическом режиме, иногда налогоплательщик может и не догадываться, что его проверяют.

Второй тип проверок проводится на основании решения начальника ИФНС или его заместителя в офисе организации. Как правило, о своем визите налоговики не сообщают заранее, однако такие проверки проводятся в отношении организаций заранее включенных в план выездных проверок на текущей период. Список организаций, в отношении которых планируется выездная налоговики предпочитают держать в секрете, полагаясь на фактор внезапности. И все же по ряду признаков фирма может с большой долей вероятности спрогнозировать встречу с представителями фискальных органов.

Читайте также:
Как проверить ИП по ИНН на сайте ИФНС или без доступа к сети

В исключительных случаях, выездная проверка может проводится в отношении фирмы, не включенной в заранее утвержденный план. Такая ревизия называется внеплановой. Ее назначение спрогнозировать сложнее, а значит, и времени для подготовки у организации не будет вовсе.

Внеплановая налоговая основания для проведения

Однако, фирмам, которые не планируют прекращение деятельности или реорганизацию не стоит расслабляться. В Законе от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, регулирующем порядок защиты бизнеса при проведении государственного и муниципального контроля, перечислен ряд случаев, когда в отношении организации или предпринимателя могут проводиться внеплановые ревизии.

Большинство перечисленных в законе ситуаций относится к проверкам, осуществляемым такими органами, как различные пожарные, технические, санитарные, трудовые инспекции, органами, отвечающими за сохранность ценностей культуры и искусства.

Применительно к налоговым правоотношениям следует обратить внимание на возможность поведения внеплановой ревизии в случае:

  • получения обоснованной жалобы гражданина или организации на несоблюдение законодательства в сфере налогов и сборов
  • предписания прокуратуры по поступившим к ней материалам и обращениям.

То есть речь о ситуациях, когда в фискальный орган поступают сведения о совершенных фирмой или предпринимателем нарушениях в области налогов и сборов.

В письме от 30 мая 2017 № ЕД-2-15/678@ ФНС разъясняет, что внеплановая выездная проверка налоговой может проводиться в случае получения от граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о возможных нарушениях налогового законодательства организациями и физическими лицами.

Налоговая проверка организации: особенности внеплановых ревизий

На этом этапе ИФНС вправе:

  • Запросить у лица, направившего сообщение о нарушении, дополнительные пояснения и доказательства
  • Проанализировать имеющиеся в распоряжении инспекции сведения и информации о проверяемом лице
  • Провести контрольные мероприятия по данному вопросу без взаимодействия с проверяемым лицом (например, осуществить «выход по адресу», дабы зафиксировать факт отсутствия лица в данном месте)
  • Запросить у лица, в отношении которого поступил «сигнал», представить свои пояснения

Привлечь к ответственности по результатам предварительной проверки нельзя, но если при ее осуществлении факты о нарушении подтверждены, то готовится мотивированное представление о назначении внеплановой проверки.

В остальном порядок проведения плановых и внеплановых ревизий аналогичен. Процедура начинается с вынесения начальников инспекции или его заместителем решения о проведении проверки, в котором в обязательном порядке указывается:

  • налоги, которые будут проверяться
  • временной период
  • ФИО и должности чиновников, участвующих в контрольных мероприятиях. Обязательно указывается руководитель группы. Если в предполагается участие в ревизии сотрудников правоохранительных органов, об этом также должно быть указано в решении.

Выездная ревизия осуществляется посредством осуществления отдельных контрольных мероприятий, таких как:

  • Запрос документов (информации) у проверяемого лица, его контрагентов и иных лиц (банков, лицензирующих органов, саморегулируемых организаций и т.д.);
  • Получения банковских выписок лица, в отношении которого проводится проверка, а также его контрагентов по цепочке;
  • Проведения осмотров территории (офиса, склада, производственных помещений и т.д.)
  • Выемка предметов и материалов;
  • Получения свидетельских показаний. В качестве свидетелей могут вызываться не только директор и бухгалтер проверяемой фирмы, но и действующие и особенно бывшие сотрудники; директора и учредители контрагентов; любые лица, которые способны сообщить чиновникам необходимую информацию;
  • Проведение экспертиз и привлечение специалистов. Чаще всего проводятся экспертизы оценки стоимости объектов недвижимости и подлинности подписи.

Проверка должна быть закончена в течение 2 месяцев, но при наличии существенных оснований она может быть продлена решением вышестоящего органа. Фактический срок проверки значительно больше и может затягиваться до года, т.к. чиновники все время приостанавливают проверку: направили требование представить документы — приостановили проверку до получения результатов; направили требования контрагентам — приостановили.

Когда проверка приостановлена проводить контрольные мероприятия запрещено, но как правило, это время активно используется для анализа уже полученных документов и информации.
Заканчивается ревизия составлением справки и акта. В акте фиксируются все обнаруженные нарушения.

Как понять, что грядет налоговая проверка?

Наличие острого конфликта с контрагентом, клиентов или конкурентом также может послужить толчком к ревизии, если обиженная сторона сообщит о нарушениях закона с вашей стороны в контролирующие органы, например, в прокуратуру или в вышестоящий налоговый орган.

Как избежать внеплановой налоговой проверки?

Что делать, если в дверь постучал налоговый инспектор?

Проверяющие делают ставку на неожиданность своего появления, рассчитывая застать вас врасплох и получить таким образом больше информации.

Первое и самое главное, необходимо успокоиться. Уверенность руководителя будет благоприятно влиять как на сотрудников, так и покажет проверяющим, что вам нечего бояться.
Следует заранее ознакомиться с правилами проведения проверок, правами проверяющих и вашими правами. Это позволит не допустить превышения чиновниками их полномочий, и не сделать их достоянием лишние материалы и информацию.

Необходимо внимательно ознакомиться с решением о проверки, проверить личность пришедших в гости контролеров. Убедиться, что данные лица действительно являются сотрудниками ИФНС. Случается, что под видом чиновников приходят конкуренты или рейдеры, желающие захватить ваш бизнес.

После этого постарайтесь максимально четко понять, что именно их интересует. Скорее всего, компания сразу же получит требование представить документы. На его исполнение у вас есть 10 рабочих дней. Если по предварительной оценке этого времени недостаточно для подготовки документов, просите продления срока.

После того, как проверяющие переведены в отдельный кабинет следует проинструктировать сотрудников о недопустимости несанкционированных контактов с выездниками и необходимости наведения порядка на рабочих столах и в шкафах. В офисе не должно находиться незаконных документов, а также документов и предметов, принадлежащих другим организациям (например, печатей других фирм, оригиналов их учредительных документов и т.д.).

Читайте также:
Оплата труда в особых условиях и и условиях отклоняющихся от нормальных

По окончании основных действий, которые были приведены выше, необходимо оценить возможные для компании риски и принять решение относительно необходимости привлечения юристов, специализирующихся на сопровождении проверок.

Ответственность по итогам налогового контроля

В случае, если сумма задолженности перед бюджетом превышает пороговые значения (5 млн.руб. для компании, 900 тыс.руб. — для предпринимателей), материалы передаются в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела.

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как теперь будут контролировать наличку. 115-ФЗ в 2022 году ».

Только до завтра можно забрать запись со скидкой 20%. Программу вебинара смотрите здесь

Когда в трудовой инспекции назначают внеплановую проверку?

  • Внеплановая проверка трудовой инспекции – в каких случаях возможна?
  • Жалоба работника как основание для проведения внепланового контроля
  • Границы и сроки незапланированных проверок ГИТ
  • Как назначается внеплановая проверка трудовой инспекции?
  • Виды внеплановых проверок ГИТ. Особенности документарной проверки
  • Выездные проверки. Права и обязанности государственных инспекторов труда
  • Права работодателей при проведении проверок ГИТ
  • В каких случаях можно не пускать проверяющих
  • Возможна ли проверка в отсутствие руководителя предприятия?
  • Итоги

Внеплановая проверка трудовой инспекции – в каких случаях возможна?

Общие основания для внеплановых проверок контролирующих органов установлены в ч. 2 ст. 10 закона «О защите прав юридических лиц…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — Закон 294-ФЗ). Применительно к надзору за соблюдением трудового законодательства они конкретизированы в ч. 7 ст. 360 ТК РФ:

  1. Истечение срока исполнения предписания Государственной инспекции труда (далее — ГИТ), вынесенного в результате предыдущей плановой или внеплановой проверки.
  2. Поступление в ГИТ:
  • информации из различных источников (от граждан, организаций, государственных и муниципальных органов, СМИ) о случаях нарушения работодателем законодательства о труде, которые повлекли угрозу здоровью или жизни работников, невыплату причитающихся им сумм, выплату зарплаты ниже МРОТ;
  • жалобы работника на нарушение его трудовых прав;
  • заявления работника о проверке условия охраны труда на его рабочем месте;
  • информации о подмене трудовых отношений гражданско-правовыми, о ненадлежащем их оформлении либо уклонении от заключения трудового договора (это новое основание для проведения внеплановой проверки трудовой инспекцией появилось в 2018 году).
  1. Приказ руководителя ГИТ о проведении проверки, изданный в целях исполнения поручения Президента/Правительства РФ или требования прокуратуры.

Проведение внеплановой выездной проверки в отсутствие одного из перечисленных оснований является грубым нарушением закона (п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона 294-ФЗ). Результаты такой проверки недействительны, а виновные должностные лица подлежат ответственности.

Жалоба работника как основание для проведения внепланового контроля

Жалобы сотрудников являются наиболее распространенной причиной внеплановых проверок ГИТ. Работодателю следует знать следующее:

  1. Ст. 360 ТК РФ напрямую не предусматривает в качестве основания для проверки жалобу бывшего работника. Но кодекс вообще не знает такого понятия, как «бывший работник», и не разделяет права действующих и бывших работников на защиту своих интересов. Поэтому проверка, проведенная по заявлению уволенного сотрудника, правомерна.
  2. Если подавший жалобу работник пожелал остаться неизвестным, инспекторы ГИТ не вправе знакомить работодателя с ее содержанием, а также сообщать Ф.И.О. этого работника (ч. 2 ст. 358 ТК РФ). В то же время инспекторы обязаны сообщить о предмете, целях и задачах проверки, об ее основании.
  3. Отзыв работником жалобы не является основанием для прекращения проверки (если на момент ее подачи имело место нарушение его прав), так как трудовые отношения носят частно-публичный характер. Оперативное устранение работодателем нарушений может учитываться при назначении административного наказания в качестве смягчающего обстоятельства.

Границы и сроки незапланированных проверок ГИТ

В ч. 21 ст. 10 Закона 294-ФЗ сказано, что проверка в связи с истечением срока исполнения ранее выданного предписания может затрагивать исключительно выполнение этого предписания. Насчет других оснований для внеплановых контрольных мероприятий такой оговорки в законе нет. Но в то же время инспекторы ГИТ не вправе выходить за пределы предмета проверки, который формулируется исходя из основания ее проведения (п. 3 ст. 15 Закона 294-ФЗ).

Периоды, за которые может проводиться контроль, законом не установлены. В приказе на проведение проверки они также не указываются. Поэтому трудовая инспекция может запросить документы за любой период, в том числе в отношении уже уволившихся работников.

Однако объективно возможности работодателя по предоставлению документов ограничены сроками их хранения. Сроки хранения документов, относящихся к трудовым отношениям, установлены в Перечне, утв. приказом Росархива от 20.12.2019 № 236.

Обратите внимание! Приказ Росархива №236 действует с 18.02.2022 года. Как изменились сроки хранения документов читайте здесь.

При отсутствии каких-либо документов по причине истечения срока их хранения работодателю следует направить в ГИТ письменные пояснения. Ответственность ему в этом случае не грозит.

Максимальный срок проверки установлен в ст. 13 Закона 294-ФЗ и составляет 20 рабочих дней. Не имеет значения, выездная это проверка или документарная. Внеплановые проверки не подлежат продлению. Однако ограничений по количеству внеплановых проверок в течение года нет.

Как назначается внеплановая проверка трудовой инспекции?

Порядок организации внепланового контроля урегулирован ст. 10 и 14 Закона 294-ФЗ, ст. 360 ТК РФ. Не любая информация о нарушениях трудового законодательства обязательно становится поводом для назначения проверки. Закон допускает проведение предварительных проверочных мероприятий, чтобы оценить достоверность полученной информации. Для этого:

  • берутся пояснения у заявителя;
  • изучаются документы предприятия, уже имеющиеся в распоряжении инспекции;
  • могут быть взяты пояснения у представителей предприятия, которое, предположительно, допустило нарушение.
Читайте также:
Отпуск в табеле учета рабочего времени: обозначения

На этом этапе не допускается требовать от работодателя предоставления каких-либо документов. Предварительная проверка прекращается, если:

  • не представляется возможным установить заявителя (обращение было анонимным);
  • установлено, что полученная информация не соответствует действительности.

В иных случаях следует издание приказа о проведении проверки. По общему правилу все контролирующие органы перед проверкой на основании информации об угрозе причинения вреда жизни и здоровью людей обязаны получать согласование прокуратуры. В случаях, не терпящих отлагательства, проверка по данному основанию может быть проведена незамедлительно с извещением прокуратуры (ч. 8 ст. 360 ТК РФ).

О предстоящем внеплановом контроле предприятие уведомляется не позднее чем за 24 часа до его начала. Уведомление не производится, если основанием для проверки выступили:

  • информация об угрозе жизни и здоровью людей;
  • жалоба работника на нарушение его трудовых прав.

Виды внеплановых проверок ГИТ. Особенности документарной проверки

Трудовая инспекция может провести как документарную, так и выездную внеплановую проверку. Последняя проводится, если по одним только документам невозможно оценить соответствие деятельности предприятия закону (п. 2 ч. 3 ст. 12 Закона 294-ФЗ).

Вопреки распространенному мнению выездной проверке необязательно предшествует запрос документов. Во-первых, это косвенно подтверждается формулировкой ч. 5 ст. 2 Закона 294-ФЗ. Во-вторых, так считают и суды (см., например, решение Кировского райсуда Екатеринбурга от 12.12.2012 по делу № 2-8354/28(12)). Но если у инспекторов была возможность дать оценку деятельности работодателя по документам, выездная проверка может быть признана неправомерной.

Документарный контроль проходит в следующем порядке:

  1. Изучаются документы работодателя, уже имеющиеся в распоряжении ГИТ (материалы предыдущих проверок, административные дела и т. д.).
  2. При необходимости ГИТ направляет запрос работодателю с требованием о предоставлении документов.
  3. Работодатель в течение 10 рабочих дней с момента получения запроса инспекции обязан его исполнить.

Документы необходимо предоставлять в копиях, удостоверенных подписью ИП или руководителя организации (или представителя по доверенности). Трудовая инспекция не вправе требовать оригиналы документов или нотариальные копии.

При выявлении в представленных документах несоответствий, ошибок и противоречий работодателю будет предложено дать пояснения и представить подтверждающие их документы. Если ГИТ сочтет их недостаточными (равно как если работодатель проигнорирует предложение), проверка может трансформироваться в выездную.

Выездные проверки. Права и обязанности государственных инспекторов труда

Выездные контрольные мероприятия начинаются с предъявления инспекторами своих служебных удостоверений и копии приказа на проведение проверки (ч. 4 ст. 12 Закона 294-ФЗ). Последняя вручается представителю организации под расписку.

Права инспекторов ГИТ закреплены в ст. 357 ТК РФ. Они могут:

  • присутствовать на территории предприятия в любое время суток;
  • требовать документы, относящиеся к предмету проверки, иную информацию;
  • брать объяснения у представителя предприятия;
  • проводить изъятие используемых на предприятии веществ и материалов и т. д.

Ограничений по времени нахождения инспекторов на предприятии в рамках периода проверки нет. Хотя законодательство РФ напрямую не говорит об этом, согласно ст. 12 Конвенции МОТ «Об инспекции труда…» от 11.07.1947 № 81 проверяющие могут беседовать с сотрудниками компании. Из ч. 6 ст. 12 Закона 294-ФЗ следует, что к проверке могут привлекаться эксперты, не состоящие в отношениях с проверяемой организацией.

ВАЖНО! Инспекторы ГИТ не вправе изымать оригиналы документов. Они могут запросить лишь заверенные представителем предприятия копии. Эти копии независимо от объема передаются на безвозмездной основе.

В то же время проверяющие должны строго следовать законодательству РФ (ст. 358 ТК РФ) и не выходить за пределы ограничений, установленных ст. 15 Закона 294-ФЗ. Например, они не вправе требовать документы, не относящиеся к предмету проверки, и документы, которые имеются в распоряжении иных государственных или местных органов.

Права работодателей при проведении проверок ГИТ

Представители работодателей имеют право (ст. 21–22 Закона 294-ФЗ):

  • присутствовать при проведении проверки;
  • знакомиться со служебными удостоверениями инспекторов, с приказом на проведение проверки;
  • получать информацию о целях, основании, предмете проверки, о составе экспертов и т. д.;
  • быть ознакомленными с административным регламентом по данному виду контроля;
  • давать устные и письменные пояснения по предмету проверки;
  • по своей инициативе представлять документы;
  • знакомиться с результатами контроля и обжаловать его;
  • получать возмещение вреда, причиненного инспекторами в результате неправомерных действий.

При выездном контроле работодатель может позвонить в ГИТ и уточнить, действительно ли к нему были направлены проверяющие. Не будет лишним снять копии всех представленных инспекторами документов.

ВАЖНО! Работодателю не рекомендуется предоставлять документы, не относящиеся к предмету проверки. Следует помнить, что за его рамки выходить контролеры не вправе.

Отметим, что при передаче в ГИТ документов, содержащих персональные данные работников, согласие на обработку таковых брать не требуется (п. 2 ч. 1 ст. 6 закона «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

В каких случаях можно не пускать проверяющих

В следующих ситуациях отказ работодателя представить документы (полностью или частично) и пустить проверяющих на свою территорию будет правомерен:

  • отсутствует приказ о проведении проверки и/или служебные удостоверения явившихся инспекторов;
  • приказ оформлен ненадлежащим образом: нет необходимых сведений (основание, цель, предмет, срок и т. д.), не подписан уполномоченным лицом, не удостоверен печатью;
  • указанный в приказе срок проверки не наступил или уже истек (даты начала и окончания должны быть указаны в приказе);
  • в приказе указаны не те проверяющие, которые фактически прибыли на предприятие;
  • указан иной вид контроля (например, документарный, при этом проверяющие явились на предприятие лично);
  • запрашиваемые документы не относятся к предмету проверки полностью или частично.
Читайте также:
Кассовый аппарат (ККМ) для ИП: при УСН, сколько стоит, его регистрация, штраф за отсутствие

В иных ситуациях препятствовать проверяющим не следует, в противном случае работодатель будет привлечен к административной ответственности по ст. 19.4.1 КоАП РФ.

Возможна ли проверка в отсутствие руководителя предприятия?

Если проверка документарная, то исполнить запрос ГИТ придется в любом случае. А при выездной проверке, согласно п. 2 ст. 15 Закона 294-ФЗ, нужно, чтобы присутствовало одно из следующих лиц:

  • руководитель организации/предприниматель;
  • уполномоченный представитель организации или ИП (по доверенности; как работник, так и стороннее лицо);
  • другое должностное лицо (имеются в виду лица, помимо руководителя имеющие право действовать без доверенности от имени организации).

Только лишь в присутствии рядовых работников ГИТ не вправе провести проверку. Некоторые работодатели используют это в качестве возможности для уклонения от проверки. Однако им нужно иметь в виду следующее:

  1. С 2017 года контролирующие органы получили право явиться для проверки повторно через 3 месяца в случае, если проверка не удалась по причине отсутствия представителя компании, причем без предупреждения (ч. 7 ст. 12 Закона 294-ФЗ).
  2. Обеспечить присутствие своего представителя при выездной проверке — обязанность проверяемого (ст. 25 Закона 294-ФЗ).
  3. Ссылаясь на отсутствие представителя, нужно заручиться документальным подтверждением: приказом на отпуск, на командировку и т. д.
  4. Регулярное отсутствие представителя организации по прибытии проверяющих может быть расценено как уклонение от проверки, а это влечет ответственность по ст. 19.4.1 КоАП РФ.

Итоги

Перечень оснований для незапланированной проверки ГИТ закрыт, но достаточно обширен. Предмет такой проверки будет зависеть от ее основания. Работодателю не рекомендуется уклоняться от оформленной надлежащим образом проверки.

Новеллы законодательства по осуществлению госконтроля

14 апреля вступило в силу новое постановление Правительства РФ, регулирующее вопросы осуществления государственного контроля.

Постановление Правительства РФ

В развитие поручения Председателя Правительства РФ М.В. Мишустина от 18.03.2020, которым федеральным органам исполнительной власти было предписано приостановить назначение до 1 мая 2022 г. проверок, в отношении которых применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), а также выездных налоговых и плановых выездных таможенных проверок, 3 апреля 2022 г. Правительством РФ принято постановление № 438 «Об особенностях осуществления в 2022 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Постановление).

Прежде чем приступить к анализу Постановления, отметим, что Федеральным законом от 01.04.2022 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» ст. 26.2 Закона № 294-ФЗ дополнена ч. 1.1., в соответствии с которой, если иное не установлено Правительством РФ, плановые проверки в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства в срок с 1 апреля по 31 декабря 2022 г. не проводятся за исключением проверок, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Таким образом, Постановление основывается на положениях ст. 26.2 Закона № 294-ФЗ и дополняет его.

Согласно п. 1 Постановления проведение плановых проверок организаций и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек, в 2022 году не допускается.

Основания внеплановных проверок

Внеплановые проверки могут проводиться только по следующим основаниям.

1. При наличии сведений о фактах причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения такого вреда, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

2. Назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Как это предусмотрено Законом № 294-ФЗ, и в первом, и во втором случае проверка должна быть в обязательном порядке согласована органами прокуратуры.

3. Внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента РФ, поручения Правительства РФ с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя.

Это еще одна законодательная новелла – поручение о проверке Президентом и Правительством даются только с указанием конкретного юридического лица или индивидуального предпринимателя, а не сферы экономической деятельности.

4. Внеплановые проверки, проводимые на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Требование прокурора не следует путать с согласованием проверки и с перенаправлением прокуратурой обращения в контролирующий орган. Понятие «требование» раскрывается в п. 3.1 приказа Генерального прокурора РФ от 27.03.2009 № 93, согласно которому требования о проведении проверки — это поручения о проведении проверочных мероприятий в отношении юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя (конкретного объекта проверки) по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, содержащим достоверные сведения о нарушении закона.

5. Внеплановые проверки, основанием для проведения которых является обращение юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса или выдачи лицензии (п. 1.1 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

6. Внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.

Таким образом, целый ряд оснований к проведению внеплановых проверок, указанных в ст. 10 Закона № 294-ФЗ, применительно к субъектам малого и среднего предпринимательства в 2022 году не действует. В частности, это причинение вреда животным, растениям, окружающей среде или нарушение прав потребителей, нарушение требований к маркировке товаров.

Читайте также:
Организация рабочего места слесаря — сантехника, ремонтника, сборщика

Когда могут проводиться плановые проверки

В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не перечисленных в п. 1 Постановления, помимо указанных внеплановых проверок, могут проводиться также плановые проверки, но только если используемые ими производственные объекты отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска либо к 1 классу (категории) опасности, I классу опасности опасных производственных объектов, I классу гидротехнических сооружений, а также в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (пп. «б» п. 2 Постановления).

Напомним, что в данном случае речь идет о так называемом риск-ориентированном подходе, при котором выбор интенсивности проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Особенности его применения закреплены в постановлении Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», которым утверждены Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности.

Категории опасности

Всего установлено шесть категорий опасности – от низкого (6) до чрезвычайно высокого (1).

Отнесение объектов к тому или иному классу опасности производится соответствующими контролирующими органами. При этом, если объекту присвоен 1, 2, 3 класс опасности, орган государственного контроля размещает информацию об этом на своем сайте.

По запросу предпринимателя орган государственного контроля в течение 15 дней с момента поступления запроса обязан направить ему информацию о присвоенной его деятельности категории риска.

Таким образом, узнать, к какой категории риска отнесена та или иная деятельность (объект), можно либо на сайте соответствующего контролирующего органа, либо путем направления заявления в территориальный орган контроля.

Кроме этого, всем органам государственного контроля предписано в течение 10 рабочих дней после вступления в силу Постановления представить в Минэкономразвития России перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по состоянию на 1 апреля 2022 г. подпадающих под действие пп. «б» п. 2 Постановления.

Полагаем, что указанные данные будут размещены на сайте министерства.

Метод проведения проверок

Принципиально новым является положение о том, что, по общему правилу, проверки проводятся только с использованием средств дистанционного взаимодействия.

Исключения предусмотрены в п. 7 Постановления, согласно которому выезд должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля при проведении проверки допускается только в случае, если он согласован органами прокуратуры. То есть не только сама проверка, но и выезд контролеров в ходе этой проверки должен быть согласован прокурором. При этом такое согласование может быть дано, только если проверка осуществляется в связи с причинением вреда жизни, здоровью граждан или угрозой такого причинения, возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан. При иных основаниях проверка проводится только дистанционно.

Кроме этого, возможность выезда должностных лиц органов контроля может быть предусмотрена в поручениях о проведении проверки Президента РФ, Правительства РФ с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, а также в требовании прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Важно отметить, что действие рассмотренных выше норм распространяется на все виды государственного контроля, за исключением валютного, налогового и таможенного.

Таможенные проверки

Таможенным проверкам посвящен п. 12 Постановления, которым установлено, что в 2022 году не назначаются как плановые, так и внеплановые выездные таможенные проверки, за исключением внеплановых выездных таможенных проверок, назначаемых по основаниям, предусмотренным пп. 3 и 8 п. 16 ст. 333 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, а также внеплановых выездных таможенных проверок, основанием для которых является причинение вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Налоговые проверки

Что касается налоговых проверок, то их проведение приостановлено по поручению Председателя Правительства РФ от 18.03.2022 до 1 мая 2022 г.

Постановлением вносятся дополнения в п. 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей устанавливающий основания для внесения изменений в план проверок. Таким образом, проверки, на проведение которых объявлен «мораторий», подлежат исключению из ежегодного плана.

В заключение напомним, что проведение проверки с нарушением требований ст. 26.2 Закона № 294-ФЗ является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки.

Как нам представляется, в силу аналогии закона эта норма подлежит применению и в случае нарушения норм, закрепленных в рассмотренном Постановлении.

Вопросы проведения контрольно-надзорных мероприятий: виды проверок, основания для их проведения

Информационное письмо

Современное законодательство содержит четкий перечень прав и обязанностей юридических лиц, при осуществлении государственными органами государственного контроля. Одним их важных и актуальных вопросов является вопросы оснований проведения проверок в отношении юридических лиц, на которых считаю целесообразным остановиться.

Тот или иной вид контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, процедура, основания, сроки и прочее установлены Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (далее – Закон № 294-ФЗ) с учетом особенностей установленных в нормативно-правовых актах по направлению деятельности учреждения и соответственно контроля.

Читайте также:
Налогообложение премий сотрудникам – облагается ли премия налогом

Законом предусмотрено два вида проверки – плановая и внеплановая.

Плановая проверка проводится с целью установить (ст. 9 Закона № 294-ФЗ):

соблюдает ли юридическое лицо обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;

– соответствуют ли сведения, содержащиеся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Плановая проверка может быть документарной или выездной. Она проводится в порядке, установленном ст. ст. 11 и 12 Закона № 294-ФЗ, не чаще чем один раз в три года.

В отдельных случаях плановые проверки не проводятся либо устанавливается иная периодичность их проведения. Такие выводы следуют из анализа положений ч. 1.1, 1.2, 2, 9, 9.3 ст. 9 Закона № 294-ФЗ.

Например, в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность в области здравоохранения, образования, в социальной сфере, сфере теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством РФ. Эти выводы следуют из ч. 9 ст. 9 Закона № 294-ФЗ. Так, Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 утвержден Перечень видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью.

О проведении плановой проверки проверяющий орган должен уведомить юридическое лицо не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя (заместителя) этого органа о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. Это следует из ч. 12 ст. 9 Закона № 294-ФЗ.

Предметом внеплановой проверки, в частности, является (ст. 10 Закона № 294-ФЗ):

– соблюдение юридическим лицом обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;

– выполнение предписаний органов государственного или муниципального контроля;

– проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью граждан.

О проведении внеплановой выездной проверки по общему правилу проверяющие органы должны уведомить юридическое лицо не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом. Это следует из положений ч. 16, п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ.

Важно! Юридическое лицо не уведомляется о внеплановой выездной проверке, если основаниями для ее проведения, в частности, являются: – возникновение угрозы (причинение вреда) жизни, здоровью граждан (ч. 16, 17 ст. 10, п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

Срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней (ст. 13 Закона № 294-ФЗ), за исключением проверок субъектов малого и среднего предприятия.

В некоторых случаях срок проведения проверки может быть сокращен в соответствии с ч. 1.1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ.

Однако в исключительных случаях указанные сроки могут быть продлены, но не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий – не более чем на 50 часов, а микропредприятий – не более чем на 15 часов (ч. 3 ст. 13 Закона № 294-ФЗ).

План проведения проверок формирует Генеральная прокуратура РФ и размещает его на официальном сайте в сети Интернет в срок до 31 декабря текущего календарного года (ч. 7 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).

Правила подготовки ежегодных планов и форма их составления утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 № 489.

Важно! Пункт 5 ст. 3 Закона № 294-ФЗ не допускает проверку одного юридического лица несколькими проверяющими органами, если она касается исполнения одних и тех же требований.

Типовая форма распоряжения или приказа о проведении проверки утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141.

В приказе (распоряжении) должно быть указано следующее: полномочия лиц, проводящих проверку; цели, задачи и основания проведения проверки; виды и объем мероприятий по контролю; состав экспертов, представители экспертных организаций, привлекаемых к проверке; сроки и условия проведения проверки и иные сведения.

Руководитель (уполномоченное лицо) имеет право потребовать, чтобы проверяющие лица продемонстрировали служебные удостоверения (ч. 4 ст. 12 Закона № 294-ФЗ,); вправе получить (под роспись) заверенную печатью копию распоряжения (приказа) руководителя (заместителя) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки (ч. 3 ст. 14 Закона № 294-ФЗ), потребовать предъявить копию документа о согласовании проведения проверки с органом прокуратуры, если организуется внеплановая выездная проверка по основаниям, указанным в пп. “а”, “б” п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ (п. 4 ст. 18 Закона № 294-ФЗ); вправе запрашивать у должностных лиц информацию об органе, направившем их для проведения проверки, а также об экспертах и экспертных организациях, участвующих в ней (ч. 3 ст. 14 Закона № 294-ФЗ); вправе присутствовать при проверке и давать объяснения по относящимся к ней вопросам (п. 1 ст. 21 Закона № 294-ФЗ).

Аналогичная норма содержится в п. 5 ст. 18 Закона № 294-ФЗ. В ней установлено, что проверяющие не должны препятствовать руководителю (другому должностному или уполномоченному лицу) организации присутствовать при проверке, а также давать соответствующие разъяснения.

Если при проведении плановой или внеплановой выездной проверки руководитель организации (иное должностное лицо или уполномоченное лицо) отсутствует, то органы государственного или муниципального контроля не вправе осуществлять проверочные мероприятия (п. 2 ст. 15 Закона № 294-ФЗ).

Читайте также:
Образец рапорта на увольнение из МВД

Важно! Выездная проверка (плановая, внеплановая) не может проводиться во время отсутствия руководителя организации (иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица). Исключение составляют случаи проведения проверки по основанию, предусмотренному пп. “б” п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ (например, причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера). Такое правило установлено в п. 2 ст. 15 Закона № 294-ФЗ.

Руководитель (уполномоченное лицо) имеет право ознакомиться с результатами проверки. Согласно ч. 1 ст. 16 Закона № 294-ФЗ, после проверки составляется акт, в котором руководитель (уполномоченное лицо) должен поставить свою подпись. Таким образом, подтверждается, что руководитель ознакомлен с результатами проверочных мероприятий.

Согласно ч. 12 ст. 16 Закона № 294-ФЗ, руководитель (уполномоченное лицо) может представить в письменной форме возражения, если он не согласен с фактами, выводами, изложенными в акте проверки (предписании об устранении выявленных нарушений). Возражения представляются в соответствующий орган государственного или муниципального контроля в течение 15 дней с даты получения акта проверки.

В силу п. 4 ст. 21 Закона № 294-ФЗ, руководитель (уполномоченное лицо) вправе обжаловать в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ действия (бездействие) должностных лиц органа, проводящего проверку, повлекшие за собой нарушение его прав.

Руководитель (уполномоченное лицо) вправе оспорить применение административного наказания по результатам проверки. Для этого нужно представить документы или иные аргументы, подтверждающие, например, нарушение порядка проведения проверки. Также вправе обратиться в суд с иском о взыскании вреда (в том числе упущенной выгоды), причиненного вследствие действий (бездействия) должностных лиц органа государственного или муниципального контроля, которые были признаны неправомерными (ст. 22 Закона № 294-ФЗ).

Также Законом № 294-ФЗ предусмотрены обязанности руководителя (уполномоченного лица) при выездной проверке.

Руководитель (уполномоченное лицо) обязан предоставлять для проверки документы, относящиеся к предмету, целям, задачам проверки (ч. 5 ст. 12 Закона № 294-ФЗ), только в том случае, если до выездной не была проведена документарная проверка.

Факт передачи оригиналов документов для проверки целесообразно оформлять письменно, например в виде акта приема-передачи или описи, где необходимо указать названия документов, их реквизиты, количество листов. Опись (акт приема-передачи) подписывает руководитель организации (уполномоченный представитель) с указанием должности, расшифровки подписи, даты и времени передачи.

Руководитель (уполномоченное лицо) обязан обеспечить присутствие при проведении проверки руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей организации (ч. 1 ст. 25 Закона № 294-ФЗ).

Руководитель (уполномоченное лицо) обязан обеспечить беспрепятственный доступ проверяющих на территорию организации, в здания, строения, сооружения, помещения, используемые при осуществлении хозяйственной деятельности, к оборудованию и транспорту.

Документарная проверка проводится в порядке, установленном ст. 14 Закона № 294-ФЗ. Обязательным условием ее проведения является наличие соответствующего распоряжения (приказа).

Согласно ч. 2 ст. 11 Закона № 294-ФЗ, документарная проверка проводится по месту нахождения органа государственного или муниципального контроля. Это отличает такую проверку от выездной, которая проводится по месту нахождения юридического лица и (или) по месту фактического осуществления ее деятельности (ч. 2 ст. 12 Закона № 294-ФЗ).

Если контролирующий орган сочтет, что имеющихся документов недостаточно для проведения проверки, то в адрес юридического лица может быть направлен мотивированный запрос о предоставлении дополнительной информации. Причем в соответствии с ч. 4 ст. 11 Закона № 294-ФЗ, к такому запросу должна быть приложена заверенная печатью копия распоряжения (приказа) руководителя (его заместителя) органа государственного или муниципального контроля о проведении документарной проверки.

Важно! Государственный орган не вправе требовать у руководителя (уполномоченного лица) сведения и документы, которые не относятся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены данным органом от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля (ч. 11 ст. 11 Закона № 294-ФЗ).

Кроме того, с учетом положений п. 3 ст. 1, ч. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2015 № 306-ФЗ с 1 июля 2016 г. при осуществлении федерального государственного контроля (надзора), с 1 января 2017 г. при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) и с 1 июля 2017 г. при осуществлении муниципального контроля должностным лицам, проводящим проверку, запрещено истребовать:

– информацию и (или) документы (в том числе разрешительные) проверяемого лица, если они уже имеются в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенных в определенный Правительством РФ перечень (п. 8 ст. 15 Закона № 294-ФЗ);

– информацию, которая была предоставлена проверяемым лицом ранее в соответствии с требованиями законодательства РФ и (или) находится в государственных или муниципальных информационных системах, реестрах и регистрах (п. 9 ст. 15 Закона № 294-ФЗ).

При отсутствии соответствующих ограничений руководитель (уполномоченное лицо) обязан в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса направить в контролирующий орган указанные в запросе документы (ч. 5 ст. 11 Закона № 294-ФЗ).

Руководитель (уполномоченное лицо) вправе представить запрашиваемые документы в виде копий либо в электронной форме (ч. 6 ст. 11 Закона № 294-ФЗ). Порядок предоставления документов в электронном виде определяется Правительством РФ.

Если в представленных для проверки документах выявлены несоответствия, ошибки и т.п., руководитель (уполномоченное лицо) обязан в течение десяти рабочих дней предоставить проверяющему органу пояснения в письменном виде (ч. 8 ст. 11 Закона № 294-ФЗ). В целях подтверждения достоверности ранее представленной информации к пояснениям могут прилагаться дополнительные документы (ч. 9, 10 ст. 11 Закона № 294-ФЗ).

Читайте также:
Ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства: понятие, виды

Что будет являться основанием для отмены проверки?

Если проверка была проведена с грубым нарушением установленных Законом № 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, то согласно ч. 1 ст. 20 указанного Закона ее результаты не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и требований, предусмотренных муниципальными правовыми актами. Такие результаты подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления организации.

Грубыми нарушениями установленных Законом № 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок признаются нарушения, перечисленные в ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ. Например, к ним относятся следующие:

– проведение плановых проверок более одного раза в три года, за исключением случаев, предусмотренных ч. 9, 9.3 ст. 9 Закона № 294-ФЗ (п. 1 ч. 2 ст. 20, ч. 2 ст. 9 Закона № 294-ФЗ);

– нарушение требования ч. 3 ст. 9 Закона № 294-ФЗ в части отсутствия оснований для проведения плановой проверки (п. 1 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ);

– не уведомление в установленном ч. 12 ст. 9 Закона № 294-ФЗ порядке юридического лица о проведении плановой проверки (п. 1 ч. 2 ст. 20, ч. 12 ст. 9, ч. 16 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

Внеплановые налоговые проверки

Автор: Светлана Валюнина главный бухгалтер-консультант 1С-WiseAdvice

Внеплановые налоговые проверки

Автор: Светлана Валюнина
главный бухгалтер-консультант 1С-WiseAdvice

Хуже выездной проверки может быть только внеплановая выездная проверка. Такую проверку спрогнозировать сложнее, а значит, время на подготовку к ней очень ограничено. Выездные проверки, как правило, проводятся в отношении компаний, заранее включенных в план выездных проверок на текущий период.

Но отсутствие организации в графике, утвержденном территориальными ИФНС, не означает, что налоговики не могут прийти без предупреждения. По каким причинам проводится внеплановая выездная проверка и как избежать ее назначения – читайте в нашей публикации.

В каких случаях проводится внеплановая выездная проверка

Основания для проведения выездных проверок закреплены в нескольких официальных источниках.

В Налоговом кодексе в качестве поводов для проведения внеплановой проверки упоминается только реорганизация и ликвидация предприятия. В этом случае инспекторы могут обрадовать своим визитом независимо от того, когда и по какой причине проводилась предыдущая налоговая проверка, но проверять они могут период не более 3-х лет.

Специалисты 1С-WiseAdvice помогут подготовиться к процедуре реорганизации / ликвидации так, чтобы у налоговой не осталось возможности напоследок доначислить компании налоги, пени и штрафы. Размер подобного ущерба несопоставим со стоимостью консалтинговых услуг.

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ не называет напрямую основания, которые непосредственно касаются деятельности ФНС. Перечисленные ситуации относятся к функциям других контролирующих органов – технических, санитарных, трудовых инспекций, Роспотребнадзора и пр. Однако некоторые пункты можно косвенно отнести к зоне ответственности инспекторов в качестве дополнительного контроля в компании с другими ведомствами. Их ключевой посыл: поводом для налоговой внеплановой проверки предпринимателя могут послужить сведения, поступившие от физических или юридических лиц, предписания прокуратуры.

Зачастую собственник даже не задумывается, у какого числа потенциальных недоброжелателей есть возможность организовать незапланированный визит инспекторов. Учитывая, что заинтересованная в проверке сторона должна подтвердить предоставленную информацию – документально или другим способом, – лучше доверить ведение налогового учета специалистам и лишить оппонента шанса обосновать свое обращение.

В Письме ФНС от 30.05.17 № ЕД-2-15/678@ говорится, что основанием для визита налоговиков могут послужить «полученные от граждан документы и иные доказательства, свидетельствующие о возможных нарушениях налогового законодательства организациями и физическими лицами». Нужно учитывать, что сведения недоброжелатель может передать в налоговую не напрямую, а через прокуратуру, ОВД, ФСБ или ОБЭП.

На подозрительные финансовые операции, связанные с фирмами-однодневками, может также указать АСК-НДС 3.

Наличие взаимодополняющих нормативных актов свидетельствует о том, что налоговики не ограничены по возможностям назначения внеплановой ревизии настолько, насколько этого хотелось бы собственникам бизнеса.

Эксперты 1С-WiseAdvice всегда учитывают возможные риски при ведении налогового учета и формировании отчетности. Мы точно знаем, что именно будет смотреть ИФНС и какие данные сопоставлять. Наши специалисты, где это возможно и не противоречит требованиям законодательства, ведут бухгалтерский учет по правилам налогового – поэтому инспекторы попросту не захотят тратить свое время, чтобы искать несуществующие расхождения. Интересы и безопасность бизнеса, необходимость реорганизации и ликвидации предприятий, не будут зависеть от внешних угроз.

Отличие внеплановой ВНП от обычной выездной проверки

Порядок проведения внеплановой выездной проверки и ее особенности следуют из оснований для проведения данной проверки.

Целесообразность внеплановой проверки юридического лица в случае ликвидации и реорганизации инспекторы определяют, исходя из имеющейся у них информации о данном предприятии, в том числе данных ликвидационного баланса или передаточного акта. Если у сотрудников ФНС нет поводов усомниться в добросовестности компании, вряд ли они будут тратить время на «бесперспективную» ревизию.

Когда инспекторы получают «сигнал» на компанию от недоброжелателя, запрос прокуратуры или другого ведомства, проводится предварительная проверка: запрашиваются документы и пояснения. В интересах собственника не упустить шанс убедить налоговиков в необоснованности поступивших к ним сведениям. От того, как поведет себя компания, какие документы и пояснения будет давать, может зависеть итоговое решения ФНС о назначении выездной проверки. Распоряжение о визите налоговиков вы не получите – согласно письму ФНС России от 10 марта 2016 г. № ЕД-4-2/3936@), НК не устанавливает сроки уведомления о проведения проверки.

Читайте также:
Организация рабочего места слесаря — сантехника, ремонтника, сборщика

В процессе бухгалтерского обслуживания специалисты 1С-WiseAdvice анализируют и выдерживают около сотни контрольных соотношений в формах бухгалтерской и налоговой отчетности клиента, на которые опираются инспекторы, принимая решение о более тщательной камеральной проверке или назначении выездной ревизии.

В зоне налогового учета, которому наши эксперты уделяют первостепенное внимание, основные риски клиента. Благодаря такому подходу снижается риск проведения внеплановой выездной проверки.

Параллельно инспекторы могут попросить пояснения, а также доказательства нарушения и у инициировавшего проверку ведомства или «оппонента». Если им удастся бросить тень на какие-то сделки или процессы, связанные с бизнесом, налоговики могут истребовать у компании дополнительные документы, а потом еще и еще. Главный способ «насытить» налоговиков в этом случае – своевременно предоставлять корректные подтверждающие документы. Тогда ИФНС поймет, что никаких секретов от нее у компании нет и искать у нее нечего.

Уникальная технология обработки «первички», разработанная специалистами 1С-WiseAdvice, позволяет в режиме реального времени отслеживать наличие, полноту, качество этих документов, а соответственно, максимально быстро подготавливать запрашиваемые инспекцией документы.

Результаты предварительной проверки не являются основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности. Но если в ходе предпроверочного анализа инспекторам удалось подтвердить факты нарушения или преступления, значит, вскоре руководитель ИФНС получит на подпись мотивированное представление о назначении внеплановой проверки. Поэтому правильнее разубедить налоговиков выезжать к вам с ревизией на этапе предварительной проверки, а еще лучше – на стадии формирования отчетности.

Признаки того, что в компанию придет внеплановая выездная проверка

Предсказать внеплановую выездную проверку сложно, поскольку при назначении проверки данного типа не последнюю роль в ее организации играет человеческий фактор.

Если инспекторы вдруг истребовали у компании пакет документов или пояснения, значит, задумываются о целесообразности внеплановой выездной проверки. И предшествовать этому может сам факт сотрудничества с сомнительным контрагентом. Конфликт с ним или конкурентом может усугубить ситуацию и стать поводом для их обращения в прокуратуру или другое ведомство.

Эксперты 1C-WiseAdvice могут сформировать бизнес-справку, которая будет содержать всю необходимую достоверную информацию о потенциальном партнере, из Премиального Контур.Фокус. Данная справка является одним из неопровержимых доказательств проявления должной осмотрительности при выборе контрагентов.

В случае, когда вы все-таки ошиблись с выбором партнера, и инспекторы уже требуют пояснений по конкретным сделкам, лучше не игнорировать запрос ИФНС. 1C-WiseAdvice обладает богатым опытом в сопровождении сложных сделок. Но несмотря на это, эксперты нашей компании рекомендуют изначально соблюдать должную осмотрительность при выборе партнеров: благодаря системе АСК НДС-3 сегодня прослеживается вся цепочка контрагентов, а значит, не стоит привлекать лишнее внимание к вашей компании.

В разделе 3 приказа ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ перечислены некоторые критерии, которые могут сыграть против компании, если по каким-то основаниям она все-таки попала в поле зрения налоговиков. В их числе:

  • налоговые отчисления компании меньше средних показателей по отрасли;
  • значительные отклонения финансово-хозяйственных показателей текущего периода от показателей аналогичных периодов за предыдущие года;
  • несвоевременные оплаты налоговых платежей, а также уменьшение их размера по сравнению с аналогичными периодами предыдущих лет;
  • противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и сведениям, которыми располагает налоговая;
  • ошибки, противоречия и неточности, допущенные при формировании налоговой базы.

Запатентованный 1С-WiseAdvice «Электронный аудитор» каждый день в автоматическом режиме проверяет бухгалтерские базы клиентов на предмет отклонения от стандартов учета, ошибок и подозрительных ситуаций в учете. При обнаружении таковых программой далее уже специалист получает оповещение и перепроверяет операцию вручную, правя при необходимости.

Что делать, чтобы у компании не возникало нежданных выездных проверок?

Передать бухгалтерию на аутсорсинг команде профессионалов, а самим заняться управлением бизнеса и не вникать в нюансы бухгалтерского учета, беспокоясь о возможных проблемах с налоговой.

Правила безопасного поведения, чтобы внеплановая выездная проверка прошла с наименьшими потерями

Если избежать внеплановой выездной проверки не удалось, и инспекторы уже стоят на пороге, необходимо помнить: даже во время ревизии у вас есть права, а у полномочий сотрудников ИФНС – ограничения. Поэтому с правилами проведения проверок и составления акта выездной проверки лучше ознакомиться заранее, на этапе предварительного анализа. Таким образом, в руки к налоговикам не попадут лишние документы и прочие доказательства.

Не менее внимательно следует ознакомиться и с решением о проверки, убедиться, что незваные гости действительно сотрудники ИФНС.

Проверяющих лучше максимально быстро изолировать и лишить возможности случайно получить не предназначенную для них информацию. Необходимо проинформировать сотрудников компании как себя вести в случае ВНП, а также что на рабочих местах должен соблюдаться порядок и все документы должны храниться надлежащим образом, а доступ к компьютеру должен блокироваться при отлучении от рабочего места. В офисе не должно находиться незаконных документов, предметов и бумаг, принадлежащим другим организациям.

Экспертная поддержка наших специалистов защитит интересы клиента на всех этапах взаимоотношений с ИФНС. Мы не только подготовим аргументированные ответы на запросы и требования налоговиков, дадим пояснения, но и при необходимости будем бороться за благоприятный для вас исход по итогам проверки вплоть до суда.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: