Отказ в государственной регистрации юридического лица

Действия при отказе в регистрации ООО

Законодательством установлен срок регистрации ООО — 3 рабочих дня. По истечении этого времени, инспекция обязана зарегистрировать общество или предоставить письменный отказ, с указанием причины. Чаще всего налоговая отказывает в регистрации общества с ограниченной ответственностью, если в документах обнаружатся ошибки или недочеты, если сочтёт юридический адрес не достоверным, нарушена процедура подачи документов или они поданы не в ту ФНС. Независимо от причины отказа, вы можете подать документы повторно без оплаты госпошлины

При получении отказа следует исправить недочеты. После исправления ошибок, можете повторно подавать документы на регистрацию. Чтобы не допустить отказа по причинам связанным с оформлением документов и их подаче, воспользуйтесь бесплатным автоматическим сервисом, который сформирует документы в соответствии с требованиями ФНС и даст подробнейшую инструкцию по их подаче.

1. Причины отказа в регистрации ООО в 2022 году

Налоговая, когда выносит отказ в регистрации ООО, руководствуется положениями ст. 23 ФЗ о государственной регистрации юрлиц и ИП. Большинство причин, по которым ФНС отклоняет заявление на регистрацию обществ с ограниченной ответственностью, можно объединить в несколько групп.

Ошибки в документах

Наиболее частая причина отказа в регистрации — ошибки. Ваши документы отклонят по следующим причинам:

  • Ошибки в заявлении на регистрацию по форме Р11001, даже одна лишняя запятая или опечатка могут привести к отказу;
  • Неактуальный бланк заявления Р11001. Как прпавило, раз в несколько лет в него вносят какие-то изменения. Они могут быть незначительные и касаться всего одной форазы. Но из-за этого завление старого образца у вас не примут.
  • Ошибка в реквизитах госопшлины. Если вы воспользовались не правильной квитанцией на оплату госпошлины, то ваш платёж не зачтут и документы не примут.
  • Недочеты в документах, которые заполняются в свободной форме, но с указанием обязательных сведений:
    • устав;
    • договор об учреждении ООО
    • решение о создании ООО или протокол общего собрания участников ООО.
  • Документы не заверены нотариально. Нотариально удостоверяются:
    • доверенность на представителя;
    • согласие родителей на участие несовершеннолетнего ребенка в создании ООО;
    • подпись учредителя в заявлении, когда он сам не может подойти на подачу.

Если вы получили отказ из-за ошибок в документах, надо исправить недочеты и подать документы повторно. Оплата госпошлины будет не нужна, если уложитесь в 3-месячный срок с момента отказа.

Некомплектность регистрационных документов

Это вторая по частоте причина отказов. Обязательными для регистрации являются следующие документы:

  • заявление на регистрацию по форме Р11001;
  • устав;
  • решение единственного учредителя (если он один) или протокол общего собрания учредителей (если их несколько) о создании ООО;
  • квитанция об оплате госпошлины (если подаете документы электронно, через МФЦ или нотариуса, пошлину оплачивать не надо);
  • договор об учреждении, если ООО создают двое и более учредителей.

Это исчерпывающий перечень, но в некоторых ситуациях ФНС запрашивает дополнительные документы:

  • письменное согласие владельца помещения на предоставление юридического адреса,
  • нотариальные переводы паспорта, свидетельства о рождении, а также вид или разрешение на проживание в РФ, если учредитель иностранец
  • разрешение на работу на территории России, если руководителем назначен иностранный гражданин,
  • нотариальное согласие родителей на ведение бизнеса или судебное решение о дееспособности, если учредитель не достиг 18 лет.

Чтобы избежать отказа из-за не полного пакета документов, рекомендуем позвонить в налоговую и уточнить список нужных документов исходя из вашей ситуации.

Название ООО не соответствует требованиям закона

Инспекция зарегистрирует общество, если его название будет повторяться, но желательно, чтобы сфера деятельности была иной, чем у одноименной компании. Однако вы точно получите отказ, если наименование общества не соответствует требованиям закона Об ООО:

  • нет полного наименования на русском языке, только сокращенное или с использованием латинских символов;
  • используются слова, которые противоречат нормам морали;
  • присутствуют слова или производные от слов Россия, Российская Федерация, российский, олимпиада;
  • присутствуют наименования общественных организаций или органов власти РФ или других государств.

Если вам отказали в регистрации из-за названия общества, то придется сменить его или привести написание в соответствие с требованиями закона.

Руководитель или учредитель дискредитированы

В данном случае поводом для отклонения заявления будут следующие основания:

  • учредитель или директор имели отношение к более 10 юридическим лицам;
  • руководитель имеет действующее решение суда о дисквалификации;
  • учредитель-физическое лицо лишен судом права заниматься предпринимательской деятельностью;
  • учредитель-юридическое лицо находится на стадии ликвидации;
  • учредитель является госслужащим или состоит на военной службе;
  • руководитель имеет непогашенную судимость, что запрещено при определенных видах деятельности, например, при работе с детьми;
  • иные основания, предусмотренные законом.

Выходом из ситуации при отказе по данным причинам может быть смена директора или учредителя. Можно отложить открытие ООО до истечения срока давности по судебным решениям. Учредитель-госслужащий или военный может уволиться с работы, чтобы законно заниматься предпринимательством.

Нарушен порядок подачи документов

Правильно заполненные документы, но поданные на регистрацию с нарушением, тоже приведут к отказу. Среди частых причин нарушения порядка подачи можно выделить следующие:

  1. Заявление на регистрацию Р11001 подписано не тем лицом, которое имеет на это права. Заявление подписывают учредители и только в присутствии налогового инспектора, нотариуса или сотрудника МФЦ.
  2. Документы поданы не в ту ФНС. Сейчас документы на регистрацию ООО следует передавать в регистрационную налоговую, а не в районную. Узнать нужную можно на сайте ФНС. Если вы будете готовить документы через наш бесплатный сервис, ваша налоговая будет найдена автоматически.
  3. Оплатили госпошлину по ошибочным реквизитам. Пошлина оплачивается по реквизитам той налоговой, куда вы подаете документы. Вам вернут неверно оплаченную пошлину, но на это уйдет несколько месяцев и потребуется подача отдельного заявления на возврат. С помощью автоматического сервиса квитанция формируется без ошибок.

Если вы нарушили порядок подачи, то при повторном обращении надо все сделать правильно.

Проблемы с юридическим адресом

Документы, подтверждающие юридический адрес, не являются обязательными, но ФНС, при их отсутствии, тоже может отказать в регистрации. Чтобы этого не произошло, следует подготовить:

  • гарантийное письмо, если общество будет располагаться в нежилом помещении,
  • согласие собственника, если ООО регистрируется по домашнему адресу руководителя или учредителя,
  • копию правоустанавливающего документа на недвижимость.
Читайте также:
Бизнес-этика и деловая этика — что это такое

Если у вас проблемы с адресом, придется подыскать новое помещение и зарегистрировать ООО в нем. Не стоит пытаться обмануть налоговую, так как у них имеется достаточно большая база данных адресов массовой регистрации юридических лиц и адресов, которые арендуются фиктивно.

Можно купить юридический адрес, главное, чтобы он не был в списке массовых. При покупке уточните возможность возврата денег, в случае отказа налоговой из-за проблем с этим адресом.

Использование запрещенного для ООО вида деятельности

Отказ будет обязательно, если в качестве основного вида деятельности выберете запрещенный для ООО. Обычно ООО не могут заниматься тем бизнесом, который под контролем государства: вооружение, военная техника и технологии, пенсионные фонды, т.д.

Виды деятельности ограниченные для ООО:

  • разработка, производство, ремонт, продажа авиационной и военной техники, вооружения и боеприпасов,
  • работы и услуги по хранению, перевозкам, уничтожению химического оружия,
  • проведению экспертизы промышленной безопасности,
  • производство, хранение, продажа взрывчатых материалов промышленного назначения и пиротехнических товаров IV и V класса опасности,
  • работы по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления,
  • частная охранная деятельность,
  • трудоустройство граждан РФ за пределами России,
  • деятельность инвестиционных, паевых и негосударственных пенсионных фондов,
  • космическая деятельность,
  • производство лекарств, наркотических и психотропных веществ,
  • пассажирские и грузоперевозки воздушным транспортом.

Налоговая отказала в регистрации ООО: как исправить ошибки

Открыть ООО сложнее, чем зарегистрировать ИП. У налоговой больше причин для отказа.

Налоговая пишет причину в решении об отказе и сжато объясняет, где ошибка. Мы же подробно разобрали самые частые причины и рассказали, как быть. Статья полезна, если уже получили отказ или только готовитесь открыть ООО.

Сразу скажем, что решение об отказе в регистрации ООО можно обжаловать.Так стоит делать, если уверены, что ошиблась налоговая, а не вы. Жалобу подают в управление налоговой по своему региону, на это есть три месяца. Рассматривать её будут в течение 15 дней. Если не сработает, с налоговой можно судиться. Для спора лучше позвать юриста.

Не хватает документов или в заявлении Р11001 ошибки

Основание — п. а) и ц) ч. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ

Это самая легко поправимая причина отказа в регистрации ООО.

Обязательный пакет документов на открытие ООО следующий:

— заявление по форме Р11001;

— решение или протокол о создании ООО;

— два экземпляра устава ООО — кроме случая, когда выбрали типовой устав;

— квитанция об оплате госпошлины — но не всегда.

Заявление по форме Р11001

Форму заявления Р11001 заполняют по требованиям из Приказа ФНС № ЕД-7-14/617@. Требования строгие, начиная от шрифта, заканчивая подбором кодов ОКВЭД из классификатора. Одна ошибка или опечатка — и налоговая отказывает в регистрации.

В решении об отказе написано, где именно в форме Р11001 ошибка. Например, в юрадресе нет номера офиса. Заявление надо заполнить заново без этой ошибки.

Решение или протокол о создании

Если ООО открывает один человек, составляют решение единственного учредителя. Если с партнёрами — протокол общего собрания учредителей. В решении и протоколе утверждают:

— наименование и адрес будущего ООО;

— размер уставного капитала — 10 000 ₽ или больше, срок оплаты — до четырёх месяцев после регистрации ООО, а также размер доли каждого участника;

Без этих вопросов и подписей всех учредителей налоговая посчитает, что решение не принесли и откажет в регистрации.

Заверять решение и протокол у нотариуса не нужно — это официально подтвердила ФНС.

Устав

ООО может работать по индивидуальному или типовому уставу.

Индивидуальный устав скачивают из интернета и дописывают под себя и партнёров. При регистрации в налоговую сдают два экземпляра устава. Но если документы подают через Госуслуги с электронной подписью, то один.

Налоговая откажет в открытии ООО, если в уставе нет полного и сокращённого наименования, адреса и других пунктов из ст. 12 Закона об ООО.

Типовой устав — это готовый устав с нужными условиями. Учредитель выбирает один из 36 уставов на сайте ФНС и не составляет его сам. В заявлении Р11001 надо поставить галочку на странице 004 в пункте 8 и указать номер выбранного в сервисе устава. Без галочки за типовой устав налоговая посчитает, что в пакете устава нет.

Госпошлина

Госпошлину не платят, если документы на ООО подают через нотариуса, Госуслуги и некоторые МФЦ (нужна ли госпошлина, надо уточнить в своем МФЦ). Если сдают напрямую в налоговую, платят 4000 ₽. Класть квитанцию в пакет на регистрацию не надо, инспекторы сами проверят платёж в системе платежей Казначейства. Но квитанцию на всякий случай стоит сохранить.

Госпошлину платят по реквизитам инспекции, в которую подают документы. Найти их можно в сервисе Определение реквизитов ФНС. Плательщиком пошлины будет учредитель. Если ошибиться с реквизитами или плательщиком, налоговая откажет в регистрации.

Дополнительные документы: гарантийное письмо, согласие и выписка

Если ООО регистрируют в арендованном помещении, к пакету добавляют гарантийное письмо от арендодателя на юрадрес и выписку из ЕГРН. А если юрадрес будет в квартире директора или учредителя, то согласия других собственников. Гарантийное письмо, выписка и согласие — это необязательные документы. Но если их нет, налоговая откажет в регистрации из-за недостоверности юрадреса — про эту причину будет дальше.

Выход

У заявителя есть шанс один раз донести недостающие документы и исправить ошибку в заявлении Р11001. На это есть три месяца после получения решения об отказе. Платить госпошлину заново не надо, приносить уже поданные документы тоже.

Подготовить документы на создание ООО без ошибок можно с помощью специальных сервисов. От заявителя потребуется только вписать нужные данные.

  • Такой есть у самой налоговой — Подготовка документов для госрегистрации. Но программу надо скачать самостоятельно;
  • И у Контур.Эльбы — Регистрация ООО.

Недостоверность юридического адреса

Основание — п. р) или ч) ч. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ

До регистрации ООО налоговая проверяет достоверность юридического адреса, который учредители указали в заявлении Р11001.

Читайте также:
Производственная характеристика с места работы: образец

По этому адресу будет сидеть директор. Налоговая запишет юрадрес в реестр юрлиц — ЕГРЮЛ. Госорганы и контрагенты будут присылать на него официальные письма.

Есть три варианта юрадреса:

— арендованный офис — на него понадобится гарантийное письмо от будущего арендодателя и выписка из ЕГРН;

— собственный офис, склад или цех учредителя;

— квартира директора — если есть другие собственники, нужно письменное согласие от каждого.

Юрадрес записывают в заявление Р11001 и решение о создании ООО с точностью до офиса.

❗ Реально работать фирма может совсем в другом месте. Например, торговать в отделе торгового центра, печь торты в цехе в пригороде или вообще работать только онлайн. Это законно. Но в момент регистрации важно определиться, где будет сидеть директор — п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ № 61.

Работники налоговой обязательно съездят или позвонят в помещение по юридическому адресу. Если там не окажется людей от будущего ООО, заподозрят фирму-однодневку и ООО не зарегистрируют.

Еще юрадрес не примут по другим причинам из п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ № 61:

— Адрес является местом массовой регистрации. Такое случится, если учредитель «купил» юрадрес. Проверить свой офис можно в сервисе ФНС Адреса нескольких юрдиц;

— Указанного адреса не существует или здание по адресу разрушено;

— По адресу находится стройка;

— У налоговой есть заявление собственника офиса о запрете регистрировать фирмы.

Выход

Выбрать действующий юрадрес. Взять гарантийное письмо или согласие сособственников. Заново подать документы.

Но если документы были, в офисе сидел представитель будущей фирмы, но налоговая по ошибке решила, что адрес массовый, решение можно обжаловать.

Сдали документы не в ту налоговую инспекцию

Основание — п. б) ч. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ

ООО регистрируют в налоговой инспекции по месту нахождения юридического адреса. Про юрадрес мы все рассказали в предыдущем разделе.

Есть регионы, где фирмы регистрирует районная налоговая. Тогда пакет документов сдают в налоговую района, где будет юрадрес с директором. Найти свою инспекцию можно в сервисе Определение реквизитов ФНС.

Но в некоторых регионах созданы Единые регистрационные центры — это когда документы на регистрацию юрлиц принимает только одна конкретная налоговая. В этом случае надо сдавать пакет именно в единый центр, а не в районную инспекцию.

Ещё налоговая откажет, если директор прописан в одном городе или районе, а ООО планирует работу в другом. Но подали по месту предполагаемого ведения деятельности.

Выход

Подать заново пакет документов в нужную налоговую. Госпошлину заплатить по новым реквизитам.

Не заверили заявление Р11001 у нотариуса

Основание — п. г) ч. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ

Заявление Р11001 не заверяют у нотариуса когда:

— заявитель лично приносит пакет на регистрацию в налоговую и показывает инспектору паспорт;

— пакет отправляют через сайт налоговой или Госуслуги и подписывают электронной подписью.

Если подавать документы почтой, через представителя по доверенности или через нотариуса, заявление Р11001 надо заверить у нотариуса.

Выход

Заверить заявление. Или отнести документы лично с паспортом. Если нужно — снова заплатить госпошлину.

Заявление Р11001 подписал не тот человек

Основание — п. д) ч. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ

У заявления Р11001 есть заявитель. Это человек, который подпишет заявление своей подписью или электронной. На заявителя заполняют лист И.

Заявителем может быть:

— сразу все учредители;

— директор ООО, которое выступает учредителем создаваемого ООО.

А вот директор создаваемого ООО не может быть заявителем, если он сам не учредитель. Это частая ошибка. Юрист по доверенности тоже не может быть заявителем.

Выход

Поменять в заявлении Р11001 заявителя на одного из учредителей. Весь пакет с повторной госпошлины придётся подавать заново.

Придумали запрещённое название ООО

Основание — п. ж) ч. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ

У ООО должно быть фирменное наименование. И для него есть ограничения из ст. 54 и 1473 ГК РФ. Налоговая не откроет ООО, если в название включили:

— слова РФ, Россия и Российская Федерация, например, ООО «РосСнаб»;

— название госорганов, например, ООО «ФСБ»;

— названия иностранных государств и производные от них, например, ООО «Ирландия» (а вот потом назвать бар «Ирландский паб» можно);

— названия общественных объединений, например, ООО «Профсоюз барменов»;

Также нельзя ограничиться только родом деятельности. Например, назваться ООО «Швейное производство».

Выход

Придумать новое наименование. Переделать решение об учреждении, устав и заявление Р11001. Заново заплатить пошлину и подать документы в налоговую.

Однако часто учредители судятся с налоговой и выигрывают право на название — потому что налоговая не всегда правильно понимает закон. Один предприниматель отстоял наименование ООО «Норфолк», потому что это название острова, а не государства — дело № А56-17616/2018.

Недействительный паспорт

Основание — п. к) ч. 1 чт. 23 Закона № 129-ФЗ

В заявлении Р11001 на учредителей и директора заполняют паспортные данные. Действительность их паспортов налоговая проверяет на сайте Федеральной миграционной службы. Если паспорт утерян или не обновлён в течение 90 дней после исполнения 20 или 45 лет, в регистрации ООО откажут.

Проверить действительность паспорта можно самостоятельно в сервисе ФМС или через Госуслуги.

Выход

Получить в ФМС новый паспорт. Поменять паспортные данные в решение об учреждении и заявлении Р11001. Потом заново заплатить пошлину и подать документы в налоговую.

Учредителю приговором запрещено заниматься бизнесом

Основание — п. н) ч. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ

За некоторые преступления, например, отмывание денег, есть наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на срок до пяти лет.

Учредителю с таким приговором нельзя открывать ООО.

Выход

Ждать истечения срока запрета из приговора или стать самозанятым.

Директор дисквалифицирован

Основание — п. о) ч. 1 чт. 23 Закона № 129-ФЗ

За некоторые правонарушения, например, невыплату зарплаты, могут назначить наказание в виде дисквалификации руководителя на срок до трёх лет. Такого человека нельзя назначить директором ООО. Проверить директора можно в Реестре дисквалифицированных лиц.

Читайте также:
Прожиточный минимуму в России – таблица по регионам

Выход

Выбрать другого директора. Переделать решение о создании и заявление Р11001, заплатить заново пошлину и подать пакет документов в налоговую снова.

Есть брошенное ООО или однодневка

Основание — п. ф) ч. 1 чт. 23 Закона № 129-ФЗ

Открывать новое ООО и становится директором три года нельзя следующим людям:

— бывшим учредителям и директорам ООО с долей больше 50 % уставного капитала, которые налоговая исключила как неработающие с безнадёжным долгом по налогам;

— учредителям ООО с долей больше 50 % уставного капитала и директорам, у которых в реестре стоит отметка о недостоверности юрадреса или номинальном директоре.

При этом иметь другое реально работающее ООО просто с долгами — не повод к отказу в регистрации нового ООО.

Выход

Ждать три года, открыть ИП или стать самозанятым.

Почему вам откажут в регистрационных действиях с ООО: разбираем по пунктам

При регистрации, перерегистрации, внесении изменений в ЕГРЮЛ для компании вы можете получить отказ. Несмотря на то, что процедура регистрации за последние годы существенно упростилась, но остается вероятность, что с первого раза вы не сможете открыть свою компанию или что-то изменить в существующей. В чем же причины?

По каким причинам могут отказать в регистрации

Статья 23 Федерального закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» содержит исчерпывающий перечень причин, по которым регистрирующий орган может отказать в регистрации.

Однако фактически причины могут звучать в ответе инспекции совсем по-другому, и, при сопоставлении написанного инспекторами и указанного в статье 23, возникает непонимание — как соотнести два документа между собой?

Попробуем дать расшифровку.

Подпункт «а» пункта 1 ст. 23:

«непредставление документов, необходимых для государственной регистрации».

Казалось бы, все документы представлены, даже сверх списка ещё пару справок дали, а все равно отказ. Что им нужно еще? А проблема в том, что, по логике государственных органов, если документ представлен с ошибкой, считается, что документ не подан. А значит, его просто нет.

Самые частые ошибки:

  • неверно указан адрес;
  • допущены орфографические ошибки;
  • несовпадении данных, к примеру, в протоколе о создании и заявлении.

Поэтому данные стоит несколько раз проверить на их достоверность и на отсутствие очевидных ошибок.

Пп. «б» — подали документы не в ту налоговую. В большинстве регионов созданы единые регистрационные центры, а потому ошибка эта крайне редка.

Пп. «в» — специализированные причины. Например — в список компаний, участвующих в реорганизации, заявители пытаются добавить компанию, которая находится в процессе ликвидации. Либо они же пытаются изменить устав компании, также находящейся в процессе ликвидации.

Пп. «г» — забыли о нотариальном удостоверении. Нотариальное подтверждение подлинности подписи при первичной регистрации необязательно. Если заявителей несколько и они отправят подавать документы одного из них, то могут забыть что потребуется удостоверение подписей всех учредителей, и заодно «гонцу» нужно вручить нотариальную доверенность от остальных.

С другой стороны, нотариальное удостоверение не очевидно указано в законе, на что попадаются неопытные бизнесмены, желающие зарегистрировать компанию.

Пп. «д» — подписание заявления неуполномоченным лицом. Например, при регистрации компании заявление подписал не учредитель, а директор. Достаточно частая ошибка. Или при смене руководителя заявителем выступает предыдущий, а не вновь избранный директор. Причем это — позиция налоговиков, законодательно она никак не обозначена.

Пп. «е» — если из ООО попытаются выйти все участники, при этом ни одного не останется, это, разумеется, не зарегистрируют.

Пп. «ж» — наименование юрлица не соответствует законодательству. К примеру, без специального разрешения использованы сочетания «Мос», «Рос», использованы названия стран, ведомств, министерств,конечно нельзя использовать и неприличные наименования.

Пп. «з» — не приложили справку из ПФР при ликвидации.

Пп. «и» — специализированная причина, связана с регистрацией перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия.

Пп. «к» — недостоверные паспортные данные. Например, просроченный либо недействительный паспорт (причем, он может быть действительным, просто в базах, которые выгрузили налоговикам из МВД, он почему-то потерялся).

Пп. «л» — кто-то отправил налоговикам возражения о предстоящем внесении сведений в ЕГРЮЛ. Возможно вы не согласовали до конца назначение нового директора, не урегулировали вопрос зарплаты, а уже идете вносить изменения. Потенциальный руководитель может сообщить, что его хотят назначить директором в ООО без его ведома или с нарушением порядка.

Пп. «м» — запрет на регистрационные действия от пристава. Придется обратиться в ФССП и выяснить — в чем причина.

Пп. «н» — судебный запрет в отношении лица, которое хочет стать участником или директором. Касается как физлиц, так и юрлиц.

Пп. «о» — дисквалификация лица, пожелавшего стать директором.

Пп. «п» — дисквалификация для ИП, который решил стать управляющим.

Пп. «р» — недостоверные сведения об адресе компании, содержащиеся в ЕГРЮЛ. До снятия такой отметки в реестре, вам будут отказывать. Это одна из распространенных причин для отказа.

Пп. «с», «т», «у» — опять-таки специфический случай, когда не уведомили кредиторов при реорганизации, ликвидации или уменьшении уставного капитала.

Пп. «ф» — если в ЕГРЮЛ вносятся сведения о лице, которое до этого являлось директором либо участником компании, которую принудительно исключили из ЕГРЮЛ из-за недостоверных сведений, либо как недействующую. Запрет длится 3 года.

Пп. «х» — несоблюдение требований законодательства, обязательных для регистрации, ликвидации и реорганизации. Это общая формулировка, под ней может скрываться все, что угодно. Остается надеяться, что инспекция в своем отказе конкретизирует — что именно вы нарушили.

Пп. «ц» — несоблюдение форм документов. Например, с 25 ноября прошлого года утверждены новые формы заявлений, а вы принесли старые бланки.

Пп. «ч» — поданы документы с недостоверными сведениями. Также общая формулировка, недостоверность может касаться, например, адреса регистрации руководителя.

Причины для отказа, не указанные в законе

К сожалению, налоговики могут отказать в регистрации и по другим причинам, которые прямо в законе не указаны, но могут быть подогнаны под существующие формулировки.

Так, в первичной регистрации компании часто отказывают, если налоговики не обнаружили ее по адресу, указанному в заявлении в качестве адреса юридического лица.

По факту они могли вообще ничего не проверять, поскольку практика сложилась такая: налоговики ждут, что представитель (зачастую это сам директор) компании придет в территориальную налоговую «знакомиться» и расскажет лично, по какому адресу организация будет находиться, чем собирается заниматься и так далее.

Читайте также:
Рабочая виза в Германию для россиян — как получить, список документов

Законодательно эта практика никак не закреплена, но, из-за большого наплыва фирм-однодневок, налоговики негласно утвердили такой порядок.

В не столь отдаленном времени, гарантийные письма на адрес тоже были только негласной практикой. Однако с 2015 года это стало нормой, закрепленной в законе.

Также отказать могут, если госпошлина оплачена не от лица учредителя, а от лица другого человека, не относящегося к создаваемому ООО.

Неужели у налоговиков есть некий «план по отказам»?

Это распространенный миф, который очень любят пересказывать своим клиентам неопытные регистраторы. Однако на деле налоговикам нет нужды отказывать в регистрации без причин. Просто сама процедура, несмотря на то, что многие юристы считают ее «неюридической», сложна и запутана. Легко ошибиться как в заполнении форм, так и в том, какие документы нужно вложить в комплект, да и некоторые околопроцедурные моменты могут быть не учтены.

Зарегистрироваться быстро и без лишних трат поможет Локо-Банк:

Отказ в государственной регистрации юридического лица

Организация того или иного предприятия или юридического лица наделяет уполномоченных сотрудников налоговой службы Российской Федерации не только обязательством совершения государственной регистрации, но и правом отказать заявителю в регистрации юридического лица или при наличии достаточных оснований временно приостановить регистрационные мероприятия и сопутствующие действия. Принятие решений об отказе в осуществлении регистрации организации обуславливается положениями и правовыми основаниями, предусмотренными в действующем законодательстве страны.

Государственная регистрация в целях законного оформления юридического лица является обязательной процедурой в следующих ситуациях:

  • если создается организация или предприятие;
  • если происходит реорганизация организации или предприятия;
  • если организация или предприятие ликвидируются;
  • если необходимо внести различные изменения в учредительную документацию;
  • если свою деятельность регистрирует индивидуальный предприниматель.

Согласно пункту первому в соответствующем правительственном постановлении, полномочие государственной регистрации организаций и предприятий получает Федеральная налоговая служба или ФНС. Эта же службы занимается и оформлением некоммерческих организаций.

На каких основаниях Федеральная налоговая служба может отказать в регистрации юридического лица?

Полный перечень правовых оснований, которыми руководствуются служащие Федеральной налоговой службы в процессе вынесения решения об отказе в осуществлении государственной регистрации конкретного юридического лица, приводится в главе восьмой соответствующего Федерального закона. Список допустимых и признанных законными оснований включает в себя в общей сложности 21 условие. При этом большая часть данных условий и обстоятельств используется в рамках урегулирования процедуры государственной регистрации вновь создаваемой организации или предприятия.

Основания, предусмотренные Федеральным законом, могут быть сгруппированы в соответствии с содержанием и сутью допущенного заявителем нарушения. Таким образом, в государственной регистрации может быть отказано в случае допущения со стороны юридического лица следующих нарушений:

  • при условии непредоставления полного перечня необходимых документов и сведений со стороны юридического лица. В данном случае речь идет о сведениях и документах, которые подразумеваются общими и индивидуальными законодательными нормами для различных форм юридического лица;
  • при нарушений нормативных актов, которые были выявлены в процессе изучения содержания учредительной документации юридического лица;
  • при неправильном выборе уполномоченного органа по различным принципам и последующем направлении заявления и документов в орган, не располагающий соответствующими полномочиями;
  • неверной формы и содержания бланков, необходимых для совершения процедуры;
  • при предоставлении бланков, не прошедших процедуру нотариального заверения в случаях, когда данная процедура является обязательной по закону;
  • при выявлении каких-либо ограничений, препятствующих участию определенных групп людей в статусе учредителя организации или предприятия.

Основания для отказа могут быть выявлены и установлены после того, как заявитель представил необходимые документы в уполномоченный налоговый орган (на этапе проверки данных документов на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации). Должностные служащие налогового органа имеют право на совершение межведомственных запросов с целью получения подробных данных относительно учредителей организации или предприятия.

Наличие причин при принятии решения об отказе в государственной регистрации моет определяться с учетом конкретной формы потенциального юридического лица. Например, если речь идет о некоммерческом образовании, то дополнительными причинами для отказа, в соответствии со статьей 23.1 в соответствующем Федеральном законе могут стать:

  • существование некоммерческого образования под названием, аналогичным тому, что выбрано учредителями;
  • выявление факта оскорбления и нарушения нравственных, национальных и религиозных ценностей названием, выбранным учредителями.
  • наличие противоречий действующему законодательству Российской Федерации в случае создания иностранной некоммерческой организации неправительственного характера;
  • возникновение угрозы при создании иностранной некоммерческой организации неправительственного характера в отношении государственного суверенитета, независимости и иных факторов;
  • выявление факта ликвидации иностранного некоммерческого образования, существовавшего ранее, на основании грубого противоречия действующим нормативам и положениям страны.

Другие причины отказа, который может быть принят в отношении регистрации юридических лиц в форме некоммерческого образования, соответствуют тем, что предусмотрены для коммерческой компании.

Приведенный выше список оснований является полностью исчерпывающим. Это значит, что уполномоченный орган в лице налоговой службы не имеет права отказать в регистрации юридических лиц по иным причинам, которые не предусмотрены в действующем законодательстве Российской Федерации. Аналогичным образом, существуют основания, которые не могут повлиять на решение налоговой службы. К списку данных оснований, не принимаемых во внимание, является наличие судебных или третейских споров относительно следующих предметов:

  • величины или части доли определенного учредителя в уставном капитале;
  • принадлежности целой доли или частичного уставного капитала тому или иному лицу;
  • других факторов, которые имеют непосредственную связь с содержанием данных о предприятии или организации, подлежащих государственной регистрации.

Юридическая практика показывает, что, несмотря на четкий перечень оснований, сотрудники налоговых служб часто могут самостоятельно расширять этот список, обуславливая отказы по регистрациям. Например, ошибки в заполнении различных пунктов заявления могут расцениваться должностными лицами в качестве непредоставления документа или предоставления неверных сведений. Таким образом, сотрудничество с квалифицированными юристами еще на этапе подготовки документов на регистрацию организации или предприятия является важным условием для исключения вероятности получить отказ.

Читайте также:
Срочный трудовой договор – ТК РФ, на какой срок можно заключить, на время декретного отпуска

Особенности решения об отказе юридического лица

Когда речь идет об отказе в государственной регистрации, то данное решение является процессуальным и предусматривает возможность вынесения только после того, как были представлены необходимые документы в уполномоченный орган в официальном порядке. В случае представления потенциальным заявителем необходимого комплекта документов в рамках предварительного ознакомления и консультации, отказ невозможен ввиду отсутствия оснований и нарушения действующих положений законодательства.

Вынести решение об отказе в государственной регистрации или отсутствии возможности для дальнейшего продолжения соответствующих действий могут только уполномоченные должностные лица налогового органа. Факт проставления подписи и утверждения рассматриваемого процессуального решения не уполномоченным лицом является поводом для признания незаконности отказа в государственной регистрации. Документ об отказе в совершении регистрации должен включать в себя основание для принятия подобного решения с обязательной ссылкой на пункт действующего законодательства.

При отказе в совершении регистрации происходит полное прекращение мероприятий по проверке и оформлению документов. Исключениями являются случаи, которые предусмотрены Федеральными законами. После того, как было вынесено решение рассматриваемого содержания, оно направляется заявителю с обязательным возвратом представленных документов.

Решение об отказе в совершении регистрации может приниматься в срок, утвержденный действующим законодательством и равный пяти рабочим дням. Исчисление данного срока времени начинается с того дня, как заявителем был представлен перечень необходимых документов в уполномоченный орган. Выдача решения осуществляется путем направления заявителю или его законному представителю. Решение должно быть выдано в течение рабочего дня после принятия.

Каковы последствия отказа в государственной регистрации юридического лица?

Основным последствием в случае получения отказа в государственной регистрации, как уже было сказано выше, является прекращение мероприятия и возвращение заявителю представленных им документов. Уполномоченные органы могут принять отказ в регистрации или приостановить процедуру. При этом:

  • в связи с отказом в государственных регистрациях процессуальные действия более не выполняются, и заявителю возвращают документы;
  • если вместо отказов в государственных регистрациях должностные лица налогового органа приняли решение о приостановлении процедуры, то заявитель получает возможность устранить обнаруженные нарушения путем предоставления необходимых документов, изменения сути или формы обязательных бланков.

В случае отказов на официальную регистрацию соответствующее решение должно быть вынесено до истечения срока времени, который предусмотрен законодателем для проведения необходимых процессуальных действий. Если отказ был принят позже данного срока, его можно признать недействительным.

Обратите внимание на то, что отказ не является препятствием для повторного направления документов на регистрационную процедуру после того, как нарушения были устранены. При повторном выявлении веских причин для того, чтобы отказать заявителю, налоговая служба снова возвращает комплект документов заявителю. Каждая последующая подача заявления предусматривает повторную оплату государственных пошлин.

Обжалование отказа в регистрации компании: сроки, порядок, результаты

Действующее законодательство регламентирует определенные сроки времени, выделенные на то, чтобы заявитель, столкнувшийся с отказом, смог обжаловать отказ и подать жалобу в уполномоченные органы. Срок времени для подготовки и направления жалобы приравнивается к трем календарным месяцам, начиная с момента получения информации о том, что в оформлении компании отказано. Срок подачи жалобы может исчисляться с момента, когда лицо было проинформировано о нарушении законных прав.

Решение можно обжаловать посредством обращения в суд. В таких условиях согласно пункту четвертому статьи 198, подача жалобы осуществляется в трехмесячный срок. Исчисление срока подачи жалобы начинается с того момента, как лицо узнало о том, что его права на государственную регистрацию организации или предприятия (юридического лица) были нарушены. В случае упущения срока на подачу жалобы представитель потенциального юридического лица предоставляет вместе с жалобой прошение о восстановлении этого срока. Дополнительно к жалобе и ходатайству прилагаются документы, которые являются доказательством наличия уважительных причин нарушения сроков.

Если жалоба находится на рассмотрении суда, решение по этой жалобе принимается в 15-дневный срок, начиная с момента фактического получения (или направления по почте) жалобы. При необходимости законом предусмотрена возможность продления данного срока максимум на 10 дней. Количество дней на подачу и рассмотрение жалобы не включает в себя праздничные и выходные дни.

Жалоба об обжаловании подается в трехмесячный срок в вышестоящий государственный регистрирующий орган. Это может быть Федеральная налоговая служба высшей инстанции или орган исполнения. Жалоба может быть подана через налоговую инспекцию, которая вынесла отказ в совершении процедуры государственной регистрации. В соответствии с действующим законодательством обжаловать отказ можно, используя любые формы жалобы. Это может быть жалоба в письменном виде на бумажном носителе или электронная жалоба, направленная в режиме онлайн.

Важно помнить о том, что жалоба должна включать в себя обязательные к указанию реквизиты, которые предусмотрены государственной властью и соответствующими Федеральными законами. Так, в жалобе необходимо указать:

  • данные заявителя, претендующего на образование юридического лица;
  • характеристики процессуального акта в отношении юридического лица;
  • перечень оснований для направления жалобы;
  • изъявление фактических требований лица, являющегося заявителем.

Как уже говорилось ранее, максимальный срок, в течение которого уполномоченный орган государственной службы обязан рассмотреть жалобу, составляет 15 дней с момента приема. Уведомление по результатам рассмотрения осуществляется в той же форме, в которой заявитель подал жалобу в уполномоченный орган государственной службы. Лицом может быть получено решение, заключающееся в полной отмене соответствующего акта, принятого в отношении юридических лиц, если в государственном органе по обжалованию вынесено решение об удовлетворении.

Также лицом, которое обжалует процессуальный акт, может быть получен результат в виде оставления заявления без рассмотрения. Данное решение принимается в течение 5 рабочих дней с того момента, как лицо, претендующее на оформление юридического лица, обжалует решение посредством подачи соответствующего заявления. Если есть судебное решение, которое вступило в свою законную силу и относится к аналогичному предмету и аналогичным основаниям для обжалования, то решение об оставлении без рассмотрения принимается в течение пятнадцати рабочих дней. Информирование лиц о том, что заявление обжалования остается без рассмотрения, осуществляется в трехдневный срок с момента принятия соответствующего решения.

Обжалование в большинстве случаев при негативном решении относительно оформления юридического лица может осуществляться повторно. Например, если обжалование не завершилось положительным исходом по причине отсутствия подписи лица или его законного представителя, отсутствия необходимых документов, утверждающих полномочия того, кто обеспечивает представительство лицу и так далее, то после исправления ошибок и нарушений лицом может быть подано повторное заявление на оспаривание отказов в законном оформлении юридического лица.

Читайте также:
Профессиональные заболевания кожи: какие относятся

Существуют ситуации, в рамках которых лицу не позволяется повторно обращаться в соответствующий орган для оспаривания решения Федеральной налоговой службы:

  1. 1. Если заявление об оспаривании подается после завершения срока, предусмотренного для его подачи без сопутствующего ходатайства о восстановлении данного срока времени и веских доказательств отсутствия вины в упущении этого срока. Сюда же можно отнести случаи, когда представителям потенциальных юридических лиц было отказано в восстановлении срока апелляции.
  2. 2. Если до того, как заявление было рассмотрено, заявитель потребовал его отзыва, не дожидаясь окончательного решения.
  3. 3. Если заявление об оспаривании отказов в оформлении юридических лиц уже находится в производстве или имеет место судебное решение, вступившее в свою законную силу.

В случае отказа Федеральной налоговой службы с последующей отменой данного решения в отношении юридических лиц вышестоящими инстанциями предусматривается возобновление процесса государственной регистрации юридического образования. Ее результатом становится внесение соответствующих сведений о компании в ЕГРЮЛ, что равноценно государственной регистрации.

Если заявление об оспаривании отказов в отношении государственной регистрации юридических образований не удовлетворено на всех возможных инстанциях, заявитель сохраняет за собой право оспорить данный факт посредством обращения в суд.

К сожалению, негативные решения в отношении государственной регистрации юридических образований встречаются в юридической практике достаточно часто. Специалисты Московской муниципальной коллегии адвокатов предлагают услуги правовой защиты для юридического лица и берут на себя решение всех сопутствующих вопросов. Мы подготовим документы, подтверждающие информацию о юридическом лице, составим необходимые ходатайства и запросы, проконтролируем процесс исполнения судебного решения. В случае установления судом факта незаконности решения Федеральной налоговой службы в отношении оформления юридических лиц и последующих за ним убытков квалифицированный адвокат поможет добиться компенсации данных убытков за счет государственной казны.

Статья 23. Отказ в государственной регистрации

Статья 23. Отказ в государственной регистрации

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 23 настоящего Федерального закона

1. Отказ в государственной регистрации допускается в случае:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ в подпункт “а” пункта 1 статьи 23 внесены изменения

а) непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица;

ГАРАНТ:

О порядке заполнения физическими и юридическими лицами документов, подтверждающих уплату государственной пошлины, см. письма ФНС от 13 января 2005 г. N ШС-6-09/5

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ в подпункт “б” пункта 1 статьи 23 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2004 г.

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 489-ФЗ в подпункт “в” пункта 1 статьи 23 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом “г”, вступающим в силу с 1 июля 2009 г.

г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом “д”, вступающим в силу с 1 июля 2009 г.

д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом “е”, вступающим в силу с 1 июля 2009 г.

е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 19 мая 2010 г. N 88-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом “ж”

ж) несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ в подпункт “з” пункта 1 статьи 23 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2011 г.

з) наличия сведений о невыполнении требований, предусмотренных подпунктом “ж” пункта 1 статьи 14, подпунктом “г” пункта 1 статьи 21, подпунктом “в” пункта 1 статьи 22.3 настоящего Федерального закона;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ в подпункт “и” пункта 1 статьи 23 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

и) получения в соответствии с подпунктом “в” статьи 21.2 настоящего Федерального закона от органа регистрации прав информации об отсутствии сведений, подтверждающих государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, если документ, подтверждающий государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, не представлен заявителем по собственной инициативе;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом “к”

к) несоответствия сведений о документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, указанных в заявлении о государственной регистрации, сведениям, полученным регистрирующим органом от органов, осуществляющих выдачу или замену таких документов;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом “л”

л) получения регистрирующим органом возражения физического лица относительно предстоящего внесения данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц;

Читайте также:
Бесплатные путёвки пенсионерам в санаторий – комы положено?
Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом “м”

м) если в течение срока, установленного для государственной регистрации, но до внесения записи в соответствующий государственный реестр или принятия решения об отказе в государственной регистрации в регистрирующий орган поступит судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя, содержащие запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом “н”

н) если физическое лицо – учредитель (участник) юридического лица, являющегося коммерческой организацией, или физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, на основании вступившего в силу приговора суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок и такой срок не истек;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом “о”

о) если лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица (в том числе от имени управляющей организации), является физическое лицо, в отношении которого имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом “п”

п) если в отношении индивидуального предпринимателя, являющегося управляющим юридического лица, имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом “р”

р) при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных подпунктом “в” пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 457-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом “с”, вступающим в силу с 1 января 2015 г.

с) неисполнения юридическим лицом в процессе реорганизации обязанности уведомить кредиторов в соответствии со статьей 7.1 и пунктом 2 статьи 13.1 настоящего Федерального закона;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 457-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом “т”, вступающим в силу с 1 января 2015 г.

т) неисполнения юридическим лицом в процессе ликвидации обязанности уведомить кредиторов в соответствии с пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и со статьей 7.1 настоящего Федерального закона;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 457-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом “у”, вступающим в силу с 1 января 2015 г.

у) неисполнения юридическим лицом при уменьшении уставного (складочного) капитала обязанности уведомить кредиторов в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и со статьей 7.1 настоящего Федерального закона;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 марта 2015 г. N 67-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом “ф”, вступающим в силу с 1 января 2016 г.

ф) если в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений об учредителе (участнике) юридического лица либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении одного из следующих лиц:

владевших на момент исключения общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения данного общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц;

имевших на момент исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения указанного юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц;

являющихся лицами, имеющими право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении которого в едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом “в” или “л” пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случаев, когда запись о недостоверности сведений о юридическом лице, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, внесена в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 11 настоящего Федерального закона, или когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц;

являющихся участниками общества с ограниченной ответственностью, владеющими не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, в отношении которого в едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом “в” или “л” пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случая, когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц;

Читайте также:
Профессиональная этика адвоката — что это, как регулируется, зачем нужна
Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 марта 2015 г. N 67-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом “х”, вступающим в силу с 1 января 2016 г.

х) несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации;

Информация об изменениях:

Пункт 1 дополнен подпунктом “ц” с 1 октября 2018 г. – Федеральный закон от 30 октября 2017 г. N 312-ФЗ

ц) представления документов, оформленных с нарушением требований, установленных в соответствии с пунктом 1.1 и абзацем первым пункта 1.2 статьи 9 настоящего Федерального закона;

Информация об изменениях:

Пункт 1 дополнен подпунктом “ч” с 1 октября 2018 г. – Федеральный закон от 30 октября 2017 г. N 312-ФЗ

ч) представления документов, содержащих недостоверные сведения;

Информация об изменениях:

Пункт 1 дополнен подпунктом “ш” с 1 сентября 2022 г. – Федеральный закон от 12 ноября 2019 г. N 377-ФЗ

ш) нарушения требований, установленных пунктом 3 статьи 213.30 и пунктом 4 статьи 216 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 409-ФЗ пункт 1.1 статьи 23 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2016 г.

1.1. Наличие судебного спора или третейского разбирательства о размере доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо о принадлежности доли или части доли конкретному лицу, а также иных споров, связанных с содержанием сведений об обществе с ограниченной ответственностью, подлежащих внесению в единый государственный реестр юридических лиц, не является основанием для отказа в государственной регистрации.

2. Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 209-ФЗ пункт 3 статьи 23 изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3. Решение об отказе в государственной регистрации принимается в срок, предусмотренный для государственной регистрации.

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 25 августа 2022 г. – Федеральный закон от 26 мая 2022 г. N 143-ФЗ

4. Решение об отказе в государственной регистрации направляется регистрирующим органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, по включенному в соответствующий государственный реестр адресу электронной почты юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также по адресу электронной почты, указанному заявителем при представлении документов в регистрирующий орган.

При направлении документов в регистрирующий орган почтовым отправлением, представлении документов непосредственно в регистрирующий орган, направлении документов в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, регистрирующий орган по запросу заявителя выдает заявителю (его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и представившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, регистрирующему органу) составленный регистрирующим органом на бумажном носителе документ, подтверждающий содержание решения об отказе в государственной регистрации в форме электронного документа.

В случае представления документов в регистрирующий орган через многофункциональный центр решение об отказе в государственной регистрации направляется регистрирующим органом в порядке, установленном абзацем первым настоящего пункта. Кроме того, регистрирующий орган в установленный абзацем первым настоящего пункта срок направляет решение об отказе в государственной регистрации в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в многофункциональный центр. По запросу заявителя многофункциональный центр выдает заявителю (его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и представившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, многофункциональному центру) составленный многофункциональным центром на бумажном носителе документ, подтверждающий содержание электронного документа, полученного многофункциональным центром от регистрирующего органа.

В предусмотренных абзацем пятым пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона случаях представления документов в регистрирующий орган нотариусом решение об отказе в государственной регистрации направляется регистрирующим органом в порядке, установленном абзацем первым настоящего пункта. Кроме того, регистрирующий орган в установленный абзацем первым настоящего пункта срок направляет решение об отказе в государственной регистрации в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, нотариусу. По просьбе заявителя нотариус выдает полученный от регистрирующего органа документ заявителю (его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности или представленной нотариусу лично заявителем доверенности в простой письменной форме) в форме документа на бумажном носителе на основании удостоверения равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу в соответствии с законодательством о нотариате.

Информация о принятии регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации размещается на официальном сайте регистрирующего органа в сети “Интернет”.

Действия при отказе в регистрации ООО

1. Причины отказа в регистрации ООО

Самое распространенное основание для отказа в регистрации компании — проблемы с документами. Но от этой причины отказа можно застраховаться. При подаче документов напрямую в ФНС, инспектор проверяет предоставленные документы и сразу указывает на недочеты. Незначительные ошибки в некоторых случаях можно поправить сразу в инспекции и в этот же день подать пакет документов. Обратите внимание, что у вас не будет возможности воспользоваться подсказками инспектора, если вы подаете документы дистанционно или через МФЦ: сотрудники центров не компетентны в вопросах оформления документов.

Налоговая может отказать в регистрации общества в 2022 году по таким причинам:

  • Проблема с юридическим адресом. Чаще всего инспекторы предъявляют претензии к адресам массовой регистрации компаний. Если вы найдете свой юридический адрес в базе подобных адресов на сайте ФНС, придется доказывать, что данные не фиктивные, или менять адрес, предоставлять в инспекцию другие данные. Лучше провести проверку адреса до этапа регистрации. Также по адресу могут возникнуть другие проблемы: указано несуществующее или недостроенное здание и пр.
  • Неправомерный вид деятельности. Для ООО существуют виды деятельности, которой они заниматься не вправе: работа в промышленной безопасности, продажа и производство военной техники, химического оружия, взрывчатых веществ и некоторой пиротехники и т.п. При наличии сомнений, стоит заранее уточнить в инспекции — имеете ли вы право осуществлять выбранную деятельность.
  • Запрет на право ведения предпринимательской деятельности. Например, учреждать ООО не могут госслужащие, несовершеннолетние лица и юр. лица в процессе ликвидации. Также запрет может быть наложен судом. В некоторых случаях основание для отказа можно устранить или получить опровержение, например, решение суда о признании несовершеннолетнего дееспособным.
  • Неправильное название ООО. Вам откажут в регистрации из-за названия, если в нем содержатся нецензурные выражения, названия государственных органов или стран, есть иностранные вставки. Использовать название полностью на иностранном языке не запрещено, но в этом случае у вас должно быть дублирующее наименование на русском.
  • Неправильный порядок подачи документов. В большинстве случаев учредители неверно определяют инспекцию для подачи документов. Стоит заранее уточнять, какая инспекция для вас является регистрирующей. Также часто отказывают из-за неправильной подписи или неверного заверения документов. Обратите внимание, что подписи учредителей проставляются непосредственно в присутствии инспектора, а подпись отсутствующего на регистрации участника нужно заранее заверить у нотариуса.
  • Ошибки в документах:
    • Недочеты, исправления, помарки в заявлении Р11001
    • Неверный бланк заявления
    • Неполный пакет регистрационных документов: не хватает устава, заявления, решения или протокола о создании ООО, квитанции о госпошлине
  • Пошлина оплачена на неверные реквизиты. Следует заранее внимательно проверить реквизиты для оплаты госпошлины: они должны относиться к вашей регистрирующей ИФНС. Если в организации несколько участников, каждый из них должен сам оплатить свою часть пошлины, или можно доверить оплату за всех одному участнику, отразив это в протоколе общего собрания.
Читайте также:
Производственная травма на производстве: что делать работнику, выплаты и компенсации

2. Действия при отказе в регистрации ООО

Дальнейшие действия после выяснения причины отказа зависят от того, согласны ли вы с основанием отказа.

Если вы согласны с отказом:

  • Исправьте ошибки, устраните все недочеты
  • Подготовьте недостающие документы
  • Заплатите пошлину повторно, только если с момента первого обращения прошло более 3-х месяцев, и причина отказа: некомплектность документов, неактуальные бланки или неправильное заполнение
  • Подайте заново пакет документов

Если вы не согласны с отказом:

  • Обратитесь с жалобой к руководству текущей инспекции
  • При отсутствии результата обжалуйте решение в вышестоящей инспекции в течение трех месяцев
  • Если решение вышестоящей инспекции вас не устроит, обращайтесь в Центральный аппарат ФНС
  • Не согласны с решением Центрального аппарата ФНС — подавайте иск в суд

3. Госпошлина при отказе в регистрации ООО

При повторной подаче регистрационных документов в течение трех месяцев с первого обращения, если ИФНС отказала по причине некомплектности документов, их неправильного заполнения или использования неактуальных бланков, оплачивать пошлину повторно не нужно. Укомплектуйте пакет документов той же квитанцией, чтобы не возникло вопросов по оплате пошлины. Если же вы упустили срок повторной подачи, платить пошлину придется заново.

После отказа в регистрации общества с ограниченной ответственностью, вернуть уплаченную пошлину нельзя. Если же вы обнаружили ошибки в реквизитах и деньги ушли не на тот счет — можно написать в ФНС заявление на возврат денежных средств, а при подаче документов оплатить новую квитанцию по верным реквизитам.

Статья 51 ГК РФ. Государственная регистрация юридических лиц

1. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.

2. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.

Юридическое лицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц.

3. До государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.

4. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц, уполномоченный государственный орган обязан заблаговременно сообщить заинтересованным лицам о предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица и о предстоящем включении данных в единый государственный реестр юридических лиц.

Заинтересованные лица вправе направить в уполномоченный государственный орган возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения данных в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Уполномоченный государственный орган обязан рассмотреть эти возражения и принять соответствующее решение в порядке и в срок, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц.

5. Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также во включении данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц допускается только в случаях, предусмотренных законом о государственной регистрации юридических лиц.

Отказ в государственной регистрации юридического лица и уклонение от такой регистрации могут быть оспорены в суде.

6. Государственная регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Включение в единый государственный реестр юридических лиц данных о юридическом лице может быть оспорено в суде, если такие данные недостоверны или включены в указанный реестр с нарушением закона.

7. Убытки, причиненные незаконным отказом в государственной регистрации юридического лица, уклонением от государственной регистрации, включением в единый государственный реестр юридических лиц недостоверных данных о юридическом лице либо нарушением порядка государственной регистрации, предусмотренного законом о государственной регистрации юридических лиц, по вине уполномоченного государственного органа, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.

Читайте также:
С чего удерживаются профсоюзные взносы, размер и порядок удержания

8. Юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр.

Комментарии к ст. 51 ГК РФ

Государственная регистрация юридических лиц – это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных предусмотренных законодательством сведений о юридических лицах.

Государственная регистрация производится в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”. Осуществление государственной регистрации возложено на органы Федеральной налоговой службы (регистрирующий орган).

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

– подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

– решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;

– учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

– выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя;

– документ об уплате государственной пошлины.

Размер государственной пошлины, подлежащей уплате за государственную регистрацию юридического лица, установлен пунктом 1 части 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ в сумме две тысячи рублей.

Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:

– руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

– учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

– руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

– конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

– иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом.

В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.

Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных федеральным законом. Нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Основанием внесения записи в реестр является принятое регистрирующим органом решение о государственной регистрации.

Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр.

Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, сведения, содержащиеся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации и снятия с регистрационного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей.

Основания отказа в государственной регистрации установлены статьей 23 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”. Таковыми являются:

– непредставление необходимых для государственной регистрации документов;

– представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

– наличие в Едином государственном реестре юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (в этом случае не может быть зарегистрировано новое юридическое лицо, создаваемое в порядке реорганизации юридического лица, в отношении которого осуществляется процедура ликвидации).

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, рассматриваемые в качестве таких оснований.

Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: