Ответственность за разглашение государственной тайны

Основания привлечения к уголовной ответственности за разглашение государственной тайны

Нарушение установленного порядка обеспечения сохранности государственной тайны является преступлением против основ конституционного строя и безопасности государства. На военнослужащего, как субъекта, наделенного специальным правовым статусом в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», возлагается специальная обязанность по сохранности государственной и военной тайны. За нарушение установленных законом обязанностей по хранению государственной тайны, военнослужащие несут уголовную ответственность на общих основаниях по статье 283 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ). Основное наказание: лишение свободы до 4 лет, в особых случаях – от 3 до 7 лет. При этом в качестве дополнительного наказания применяется лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Понятие государственной тайны определено в законе Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне» (далее – Закон). Государственная тайна – сведения, защищаемые государством, распространение которых может причинить ущерб безопасности Российской Федерации. Отнесение тех или иных сведений к категории тайны указывает, что они ограничены в обороте или изъяты из оборота, то есть доступ к такой информации обеспечивается в специальном порядке с учетом ограничений, установленных законодательством. Понятие «государственная тайна» охватывает собой совокупность информации (сведений) в определенных сферах жизнедеятельности государства. Особо следует обратить внимание на то, что принципиальное значение отношении государственной тайны имеет факт ее распространения (независимо от способа распространения), а также последствия такого распространения в виде ущерба интересам государства, то есть наступлении невыгодных для государства и его безопасности последствий. Спектр сведений, разглашение которых может причинить ущерб интересам государства, широк и охватывает собой сведения в военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Содержание каждого из таких направлений деятельности определено в рамках статьи 5 Закона и конкретизировано применительно к объему сведений, охраняемых и защищаемых государством по соответствующему направлению в подзаконном нормативно-правовом акте – Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 года № 1203 и соответствующих перечнях сведений, подлежащими засекречиванию, федеральных органов исполнительной власти. Носителями информации, составляющей государственную тайну, являются объекты, в которых такие сведения находят отражение. Применительно к государственной тайне такой носитель может быть: вещественно-предметным – книги, письма, аппаратные запоминающие устройства; документальным – в форме документа ограниченного использования; электронным – обеспечивающим хранение информации в электронной форме посредством специальных символов, кодировок и т.п.; Отдельно можно выделить специализированные носители информации, которые предназначены, например, только для определенного круга специалистов или для конкретных направлений деятельности. Согласно статье 21 Закона устанавливается три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: ниям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности. К основным направлениям по обеспечению защиты государственной тайны можно отнести: доведение и разъяснение существующего порядка охраны государственной тайны лицам, допущенным к работе с соответствующими сведениями; предупреждение и борьбу с фактами беспечности, болтливости дительности лиц, имеющих допуск и доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. Она осуществляется, главным образом, за счет улучшения работы по подбору и воспитанию кадров, повышению уровня воспитательной и организационной работы, а также путем проведения мероприятий по профилактике и предупреждению разглашения государственной тайны. Однако данные мероприятия не всегда обеспечивают надежную сохранность указанных сведений. Поэтому, как показывает практика, к лицам, которые допускают разглашение производственных, военных и иных секретов, необходимо применять и меры уголовно-правового воздействия. Большинство уголовных дел, возбужденных и расследованных в 2018 году следственными подразделениями органов федеральной службы безопасности в отношении военнослужащих, связаны с совершением последними преступлений, предусмотренных статьей 283 УК РФ «Разглашение государственной тайны». Общественная опасность разглашения государственной тайны заключается в том, что сведения, содержащие государственную тайну, уходят из владения быть использованы для посягательства на внешнюю и внутреннюю безопасность и другие жизненно важные интересы России. Объектом преступления выступает сохранность государственной тайны. Предмет преступления – сведения, составляющие государственную тайну. Объективная сторона преступления состоит в разглашении сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены и шпионажа. Под разглашением понимается такое противоправное предание огласке сведений, составляющих государственную тайну, при котором они стали достоянием посторонних лиц. Посторонним признается любое лицо, которое характеру выполняемой работы или служебных обязанностей не имеет доступа к данным сведениям. Объективно разглашение выражается в различных действиях, в результате которых сведения, составляющие государственную тайну, становятся известны посторонним лицам: доверительном разговоре, публичном выступлении, переписке, показе документов, демонстрации чертежей, схем, изделий, утере неучтенных тетрадей и блокнотов с выписками из документов, содержащих государственную тайну, и т.п. Разглашение может быть совершено как действием, так и бездействием (например, бесконтрольное оставление виновным на рабочем месте документов, изделий, таблиц, схем в условиях, когда с ними могут ознакомиться посторонние лица). Допуск предполагает специально оформленное право гражданина, разрешающее ему ознакомление и работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Доступ означает санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного гражданина (при наличии у того допуска) со сведениями, составляющими государственную тайну. Следует иметь в виду, что лицо, разгласившее секретные сведения, может быть привлечено к уголовной ответственности при наличии надлежащим образом оформленного допуска к государственной тайне и реального доступа к ним. Данное лицо принимает на себя обязательства перед государством по нераспространению доверенных ему секретных сведений. Наряду с этим к числу субъектов преступления на практике относят также лиц (с оформленным допуском), которым тайна специально не доверена (отсутствует специально оформленный доступ), но может быть известна по роду деятельности, в силу специфики службы или работы (к примеру, обслуживающий персонал режимных учреждений, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве адвокаты по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну), а также учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (например, лица, получившие допуск к государственной тайне в связи с подготовкой диссертаций или выполнением иных научных исследований, и т.д.). Субъективная сторона данного преступления характеризуется только умышленной формой вины. При прямом умысле лицо осознает общественно опасный характер своих действий, связанный с разглашением государственной тайны, а также то, что разглашаемые им сведения воспринимает постороннее лицо, и он желает этого. Часть 2 статьи 283 УК РФ устанавливает ответственность за разглашение государственной тайны, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия. Тяжесть последствий определяется органами следствия и судом в зависимости от обстоятельств совершения преступления (важности разглашенных сведений, адресата, к которому они попали, использования этих сведений адрес атом, ущерба от разглашения и т.д.). К тяжким последствиям могут быть отнесены, например, переход сведений, составляющих государственную тайну, в обладание другого государства. Преступление, предусмотренное частью 1 статьи 283 УК РФ, признается преступлением средней тяжести, а частью 2 – тяжким преступлением. Наиболее характерными для понимания специфики данного вида преступлений являются следующие примеры в отношении осужденных в истекшем году военными судами лиц. В марте 2017 года заместитель командира в/части 00000 по вооружению – начальник технической части подполковник Т. в помещении штаба части неоднократно привлекал подчиненного прапорщика Г., не имеющего допуска к государственной тайне, к работе с документами со степенью секретности «секретно», для чего передавал ему незарегистрированный флэш-накопитель электронными копиями секретных документов. В результате Г. ознакомился с этими документами и усвоил их содержание. Военнослужащий в/части 00000 капитан А. в период временного исполнения обязанностей начальника штаба части в течение февраля-июня 2017 года, неоднократно привлекал к работе с документами по вопросам организации противодействия терроризму, содержащими сведения о боевом и численном составе части, имеющими гриф секретности «секретно», старшего стрелка роты охраны названной воинской части рядового по призыву Е., не имевшего допуска и доступа к составляющим государственную тайну сведениям. В результате чего он также ознакомился с ними и усвоил их содержание. Все допустившие разглашение государственной тайны военнослужащие по направленным в суды уголовным делам осуждены. К отдельным из них судами применено в виде наказания лишение права занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления, связанные с допуском к государственной тайне, что повлекло их увольнение с военной службы.

Читайте также:
Повышение квалификации бухгалтеров - обязательно или нет проходить курсы

Об ответственности за разглашение государственной тайны

Адвокат Антонов А.П.

Статьи Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) 283 «Разглашение государственной тайны» и 284 «Утрата документов, содержащих государственную тайну» предусматривают уголовную ответственность официально допущенных к госсекретам лиц, чьи деяния нарушают установленный порядок обеспечения сохранности государственной тайны. Эти преступления совершаются без преступного сговора с зарубежными спецслужбами и без намерений вступить в такой сговор с целью причинения ущерба безопасности России, тем не менее они объективно способствует утечке российских секретов за рубеж и последующему использованию в деятельности против безопасности нашей страны.

Основным непосредственным объектом как разглашения государственной тайны, так и утраты документов, содержащих государственную тайну, следует считать безопасность государства как состояние защищенности конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности и обороноспособности от внешних и внутренних угроз, связанных с утратой Россией монопольного владения своими секретами. Дополнительным непосредственным объектом выступают установленные правила обращения со сведениями, составляющими гостайну.

В качестве предмета разглашения выступают сведения, составляющие государственную тайну, понятие и содержание которой дается в Законе РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 (ред. от 20.07.2018) «О государственной тайне». Согласно статье 2 этого нормативного акта гостайну образуют защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности России. Тематика сведений, составляющих государственную тайну, указана в ст. 5 того же Федерального закона, а их исчерпывающий круг определен в открытом для всеобщего сведения Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне (утвержден Указом Президента России от 30 ноября 1995 г. N 1203 (ред. от 08.08.2019)). Сведениям, составляющим гостайну, присваиваются грифы секретности «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

Предметом утраты документов, содержащих гостайну, являются материальные носители (документы, предметы) сведений, составляющих государственную тайну. Документом согласно Федеральному закону «Об обязательном экземпляре документов» признается материальный носитель с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи (фонограммы), изображения или их сочетания, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях общественного использования и хранения. Каждый из перечисленных видов документов, если он содержит отнесенные к государственной тайне сведения, и будет составлять предмет рассматриваемого преступления. Предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, следует считать различные материальные объекты, информацию о которых государство посчитало целесообразным засекретить. Это могут быть различного рода изделия, материалы, образцы техники, вооружения, отдельные узлы и детали технических устройств, оборудование, компоненты ракетного топлива, шифры, коды, негативы, фотоснимки и т.п.. К носителям сведений, содержащих государственную тайну следует относить и физические поля, в которых сведения находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.

Читайте также:
Понятие охраны труда – что входит

Объективную сторону простого разглашения государственной тайны (ч. 1 ст. 283) составляют любые деяния, приводящие к преданию данной информации огласке различными способами. Способы разглашения могут быть: устными (выступление, ведение переговоров, частные разговоры), письменными (использование секретных сведений в несекретной служебной переписке, опубликование в книге, газете, научной статье, указание в письме), демонстрационными (показ образцов, изделий, материалов, схем, чертежей), связанными с нарушением установленного порядка хранения и пользования гостайной (ведение переговоров по незащищенным линиям связи, оставление секретных документов или предметов в местах, где возможно ознакомление с ними других лиц, занесение секретных сведений в не предназначенные для этого блокноты и их последующая потеря), в сети Интернет (в электронных письмах, на общедоступных сайтах и личных страничках пользователей).

Признаки диспозиции, да и название ст. 283 УК РФ не в полной мере соответствуют фактическому содержанию криминализуемого ею деяния. Термин «разглашение» предполагает доведение информации до кого-либо исключительно устным способом (при помощи голоса). Фактически же разглашение гостайны происходит не только в устной, но и письменной, электронной, демонстрационной и иных формах. В этой связи представляется логичным заменить в названии и в тексте статьи «разглашение» на «предание огласке». «Предание огласке» подразумевает все способы распространения каких-либо сведений, ибо проистекает из понятия «гласность», которая приобрела сегодня универсально широкий смысл.

Обязательный признак объективной стороны разглашения — государственная тайна становится достоянием посторонних лиц. «Постороннее лицо — это лицо, либо не имеющее доступа или допуска к государственной тайне, либо имеющее доступ или допуск, но не к тем сведениям, которые разглашены виновным».

Простое разглашение государственной тайны может совершаться как умышленно (с прямым или косвенным умыслом), так и по неосторожности (в форме легкомыслия или небрежности).
Мотивами разглашения гостайны чаще всего выступают хвастовство, болтливость, стремление показать свою значимость, компетентность, сопричастность к делам государственной важности, желание помочь близким в подготовке научной работы. Хотя мотивы не являются составообразующим признаком, они подлежат обязательному установлению, ибо характеризуют личность субъекта, степень его вины и в конечном счете влияют на назначаемое судом наказание.

Объективную сторону квалифицированного состава разглашения государственной тайны (ч. 2 ст. 283 УК РФ) составляют деяния, образующие объективную сторону простого разглашения, но повлекшие по неосторожности тяжкие последствия.

Читайте также:
Нужна ли онлайн-касса для такси и есть ли отсрочка от ее приобретения

Тяжкие последствия имеют оценочный характер, т.е. признаются таковыми с учетом обстоятельств совершенного преступления, конкретной политической, экономической или боевой обстановки. К их числу можно отнести: переход сведений в руки иностранных разведок, срыв важных государственных мероприятий или научных исследований, крупный экономический ущерб, вынужденную передислокацию стратегического объекта, провал крупной оперативной или войсковой операции, срыв важных переговоров и соглашений Российской Федерации, ущерб внешнеполитическим или оборонным интересам России.

Субъективная сторона квалифицированного разглашения государственной тайны характеризуется либо в целом неосторожностью (само разглашение совершено, и тяжкие последствия наступили по неосторожности), либо «двойной» формой вины (разглашение является умышленным, а тяжкие последствия наступают по неосторожности).

Объективная сторона утраты документов, содержащих государственную тайну, или предметов, сведения о которых составляют государственную тайну (материальных носителей гостайны) (ст. 264 УК РФ), складывается из совокупности четырех обстоятельств:

а) нарушения секретоносителем установленных правил обращения с материальными носителями государственной тайны;

б) утраты таких документов или предметов вследствие нарушения установленных правил обращения с секретами;

в) наступления тяжких последствий;

г) причинной связи между утратой материальных носителей гостайны и наступившими тяжкими последствиями.

Под утратой документа или предмета понимается происшедший в результате нарушения установленных правил обращения выход материального носителя гостайны из владения ответственного лица, имеющего допуск к государственной тайне. Документ (предмет) считается вышедшим из владения секретоносителя, если он не находится ни у него, ни в месте постоянного хранения.

Правила обращения с документами и предметами, содержащими или составляющими государственную тайну, регламентируются Законом «О государственной тайне» и различными общефедеральными и ведомственными подзаконными актами (инструкциями, положениями, уставами, наставлениями). Как показывают материалы оперативно-следственной практики, чаще всего нарушение таких правил состоит в следующем: снятии копий с секретных документов без письменного разрешения режимно-секретного органа; неучтенной передаче документов и изделий другим лицам; выполнении секретных работ вне режимных помещений; подготовке документов закрытого характера на незащищенном компьютере; оставлении документа или предмета без присмотра; перевозке секретных документов и материалов в общественном транспорте и т.д.

Тяжкие последствия утраты материальных носителей, сведений, составляющих государственную тайну, те же самые, что и в результате разглашения таких сведений.

Если утрата секретного документа или предмета, не вызвавшая тяжких последствий, привела к ознакомлению с государственной тайной посторонних лиц, она является одним из способов ее разглашения. Если же этого не произошло, то допустившие нарушение режима секретности лица в зависимости от обстоятельств привлекаются к административной (ст. 13.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) или служебно-дисциплинарной ответственности.

Субъективная сторона утраты материальных носителей секретной информации, содержащих государственную тайну, характеризуется неосторожной формой вины.
Субъекты разглашения государственной тайны и утраты документов, содержащих государственную тайну, схожи, но не одинаковы.

Субъект разглашения специальный: физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, которому государственная тайна была доверена или известна по службе или работе. Под лицами, которым тайна была доверена, следует понимать субъектов, имеющих специальный допуск к государственной тайне и состоящих на должностях в организациях и учреждениях, исполнение которых связано с созданием или оборотом материалов, содержащих государственную тайну. Под лицами, которым тайна стала известна по службе или работе, следует понимать субъектов, не состоящих на должностях в указанных организациях, но получивших доступ к государственной тайне в связи с выполнением трудовых обязанностей (судьи и адвокаты, участвующие в качестве защитников, по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну; члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы; лица, получившие допуск к государственной тайне в связи с подготовкой диссертаций или выполнением иных научных исследований и т.д.). Все указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка.

Субъектом же утраты документов, составляющих государственную тайну, как это однозначно вытекает из диспозиции статьи 284 УК РФ, может быть только лицо, имеющее официальный допуск к государственной тайне.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Прокурор разъясняет – Прокуратура Свердловской области

Прокурор разъясняет

  • 13 марта 2015, 13:00

Трудовым законодательством предусмотрено положение, на основании которого работник, разгласивший охраняемую законом тайну (государственную, коммерческую, служебную и иную), ставшую известной в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашение персональных данных другого работника, может быть уволен по п.п. «в» п.6 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ.

Читайте также:
Отпуск внешнего совместителя: как оформить

При рассмотрении дел о восстановлении на работе лиц, трудовой договор с которыми расторгнут по п.п. «в» п.6 ч.1 ст. 81 ТК РФ, необходимо установить следующие обстоятельства:

1. Наличие допуска работника к сведениям, составляющим охраняемую законом тайну;

2. Разгласил ли работник сведения, составляющие государственную, коммерческую, служебную или иную тайну, персональные данные других работников;

3. Данная информация стала известна работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

4. Отнесение разглашенной информации к охраняемой законом тайне.

Условие о неразглашении охраняемой законом тайны может быть прописано в трудовом договоре (ч. 4 ст. 57 ТК РФ).

Трудовой кодекс РФ не раскрывает понятия «разглашение», поэтому под ним можно понимать как действие (сообщение, передачу, предоставление, пересылку, публикацию и т.п.), так и бездействие работника, в результате которых охраняемая информация в любой форме (устной, письменной, электронной, в том числе и при помощи технических средств) стала известна третьим лицам.

Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает около 20 видов охраняемых законом тайн. При этом для охраны каждой из них предусмотрены особые механизмы.

Отнесение информации к государственной тайне осуществляется в соответствии с Законом РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне». Согласно указанному Закону, государственная тайна представляет собой защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (абз. 2 ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне»).

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, закреплен в ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне».

Лица, допускаемые к государственной тайне, принимают на себя обязательства перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну.

Согласно статье 3 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» коммерческая тайна – режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Право на отнесение сведений к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит работодателю.

Результаты анализа локальных нормативных актов, устанавливающих порядок допуска и использования коммерческой тайны, а также положений трудовых договоров, проводимого в рамках судебных разбирательств, чаще всего свидетельствовали о том, что работодателем недостаточно четко определяется перечень сведений, отнесенных к коммерческой тайне; не определены меры по обеспечению режима коммерческой тайны, а если и определены, то не всегда выполняются самим работодателем.

Наряду с разглашением государственной, коммерческой и служебной тайны, дисциплинарную ответственность в виде увольнения влечет и разглашение ставшей известной работнику в связи с исполнением трудовых обязанностей «иной охраняемой законом тайны». К такой тайне относятся:

1) тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи (ст. 63 Федерального закона от 07.07.03 № 126-ФЗ «О связи»);

2) тайна усыновления ребенка (ст. 139 Семейного кодекса РФ);

3) профессиональная тайна: банковская (ст. 26 Федерального закона от 01.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»), адвокатская (ст. 8 Федерального закона от 31.05.02 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»), нотариальная (ст. 14, 16, 28 Закона РФ от 11.02.93 № 4462-1 «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате»), врачебная (ст. 61 Закона РФ от 22.07.93 № 5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»).

Следует иметь в виду, что обязанность по представлению доказательств, свидетельствующих о том, что сведения, которые работник разгласил, в соответствии с действующим законодательством относятся к государственной, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайне, либо к персональным данным другого работника, и эти сведения стали известны работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей и он обязывался не разглашать такие сведения, возлагается на работодателя (п. 43 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).

Факт разглашения охраняемой законом тайны должен подтверждаться соответствующими документами работодателя, например актами, докладными записками руководителей структурных подразделений.

Необходимо отметить, что рассматриваемое основание относится к увольнению как виду дисциплинарного взыскания, из чего следует, что при увольнении по данному основанию необходимо соблюдать порядок применения дисциплинарных взысканий, предусмотренный ст. 193 ТК РФ. При этом обязанность по доказыванию соблюдения установленного порядка увольнения также возлагается на работодателя.

Работодателю также необходимо предоставить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (ч. 5 ст. 192 ТК РФ), а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду. Если при рассмотрении дела о восстановлении на работе суд придет к выводу, что проступок действительно имел место, но увольнение произведено без учета вышеуказанных обстоятельств, иск может быть удовлетворен.

Читайте также:
Планирование карьеры персонала

Отдел по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе

Статья 283. Разглашение государственной тайны

1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, —

наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к Ст. 283 УК РФ

1. Объектом преступления являются отношения по надлежащей сохранности государственной тайны в целях обеспечения безопасности суверенного государства. О понятии государственной тайны см. комментарий к ст. 275.

Предметом преступления являются сведения, составляющие государственную тайну (см. ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» ). Перечень этих сведений определен Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 (в ред. от 21.09.2011). В соответствии с Указом Президента РФ от 06.10.2004 N 1286 «Вопросы межведомственной комиссии по защите государственной тайны» (в ред. от 02.04.2012) Правительство РФ персонально назначает лиц в эту комиссию.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 4673; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5288; 2003. N 46 (ч. 2). Ст. 4449; 2010. N 47. Ст. 6033.

СЗ РФ. 2004. N 41. Ст. 4024; 2008. N 50. Ст. 5899; 2009. N 9. Ст. 1087. 2012. N 8. Ст. 988; N 15. Ст. 1732.

Под разглашением сведений, составляющих государственную тайну, следует понимать противоправное предание огласке этих сведений, в результате чего они стали достоянием других лиц.

Постороннее лицо — это лицо, либо не имеющее доступа или допуска к государственной тайне, либо имеющее доступ или допуск, но не к тем сведениям, которые разглашены виновным.

Состав разглашения окончен с момента, когда сведения, составляющие государственную тайну, стали известны постороннему лицу.

При осуждении лица по комментируемой статье следует устанавливать и указывать, какие из разглашенных сведений составляют государственную тайну и каким образом они разглашались (Определение ВС РФ N 31-001-65 ).
———————————
Судебная практика по уголовным делам / Под ред. В.М. Лебедева. М., 2004. С. 74 — 75.

3. Ответственность за разглашение несет специальный субъект: только достигшее 16 лет лицо, которому тайна была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях.

Лицами, которым тайна доверена, следует считать лиц, имеющих допуск и доступ к государственной тайне.

Допуск предполагает специально оформленное право гражданина на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.

Доступ означает санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного гражданина со сведениями, составляющими государственную тайну.

К числу субъектов преступления относятся также лица, которым тайна специально не доверена, но стала известна по роду деятельности, в силу специфики службы или работы (охранники, курьеры, водители, обслуживающий персонал закрытых учреждений).

4. Предусмотренное в ч. 1 комментируемой статьи преступление совершается с любой формой вины. Отношение к тяжким последствиям, указанным в ч. 2 этой статьи, может быть только неосторожным.

При совершении преступления с прямым умыслом его необходимо разграничивать от измены в форме выдачи государственной тайны и шпионажа. Отличие осуществляется по содержанию умысла и его направленности на разные объекты.

Совершая измену и шпионаж, субъект осознает, что передает сведения иностранному государству, иностранной организации или их представителям, и желает передать государственную тайну указанным адресатам с целью проведения враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.

При разглашении тайны виновный осознает, что передает сведения постороннему лицу (не иностранному государству, организации или их представителям). Если же виновный передает тайну фактически указанным адресатам, но субъективно не осознает и не может осознавать характера адресата, то он также будет нести ответственность за разглашение тайны, а не за государственную измену.

Читайте также:
Табель учета рабочего времени: порядок и образец заполнения, бланки форм Т-12, Т-13 и 0504421

Например, учитывая, что С., зная руководящие документы, регулирующие вопросы охраны государственной тайны, понимал, что С-ов и Ш., которые не имели соответствующего допуска для работы с секретными документами, не должны были знакомиться с «Личным планом работы командира», имеющим гриф «секретно», но вопреки закону допустил факт его восприятия посторонними лицами, безразлично относясь к последствиям своих действий, суд пришел к правильному выводу о наличии в действиях С. косвенного умысла на разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому они были доверены по службе, без признаков государственной измены .
———————————
Определение Военной коллегии ВС РФ от 06.04.2004 N 3-011/04.

5. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает ответственность за разглашение государственной тайны, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия. Тяжесть последствий определяется органами следствия и судом в зависимости от обстоятельств совершения преступления (важности разглашенных сведений, адресата, к которому они попали, использования этих сведений адресатом, ущерба от разглашения и т.д.).

Умысел к наступившим последствиям предполагает квалификацию содеянного по совокупности преступлений.

6. Деяние, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, является преступлением средней тяжести, а ч. 2 — тяжким преступлением.

Ответственность за разглашение гостайны согласно УК РФ и Закона «О государственной тайне»

Преступление совершается как умышленно, так и по халатности, и может быть выражено активными действиями или несоблюдением мер предосторожности. Умысел может выражаться желанием подняться в глазах окружающих, помочь стороннему лицу завершить научную работу или даже благородными намерениями осветить опасность проводимых исследований для населения и окружающей среды. В последнем случае виновный оправдывает свои действия ст. 42 Конституции о праве граждан на получение полной информации о состоянии экологии. Отличие разглашения государственной тайны от государственной измены и шпионажа заключается в его целях и получателях сведений.

Состав преступления

Данное деяние квалифицируется при наличии следующих признаков:

  1. Распространенные сведения составляют государственную тайну.
  2. Виновный получил доступ к тайной информации в связи с выполнением служебных обязанностей, обучением или по другим обстоятельствам, упомянутым законодательством.
  3. Информация была передана посторонним лицам.

При отсутствии хотя бы одного признака преступление может быть квалифицировано по другим статьям Уголовного кодекса .

Объект

Преступление нарушает незыблемость конституционного строя и безопасность страны. Его дополнительными объектами являются отнесение информации к особо секретной и обеспечение ее сохранности.

Предмет

К предмету данного преступления относят сведения государственной значимости. Конкретный характер таковых установлен Указом Президента № 1203 от 30 ноября 1995 г. В частности, они касаются сфер:

  • экономики;
  • науки;
  • промышленности;
  • оперативного розыска;
  • вооружения;
  • военной техники;
  • внешней политики;
  • разведки и контрразведки.

Объективная сторона

  • Действий:
    1. доверительной беседы;
    2. публичного высказывания на телевидении, в соц. сетях, и других средствах массовой информации;
    3. переписки;
    4. ознакомления с документами, чертежами, конструкциями;
    5. потери записей, содержащих отрывки из документов (потеря самих документов квалифицируется по ст. 284 УК ).
  • Бездействия — несоблюдения правил:
    1. ограничения доступа в кабинеты с документацией;
    2. сокрытия внешнего облика предметов, выносимых за пределы закрытых помещений;
    3. засекречивания документов.

Квалифицирующие признаки

Наказание ужесточается в случае наступления тяжелых последствий совершенного деяния. Например, нарушение научных исследований, отказ зарубежного партнера от заключения договора, раскрытие российского агента иностранной контрразведкой.

Степень тяжести таковых определяется соразмерно:

  • содержанию выданной информации;
  • ее важности для государства;
  • количеству и статусу лиц, ознакомившихся с запретными данными;
  • применению информации получившим ее лицом;
  • размеру причиненного ущерба;
  • другим параметрам.

Экспертное заключение выдается учреждениями, в которых произошло разглашение сведений, составляющих государственную тайну:

  1. государственными органами власти;
  2. организациями, уполномоченными наделять информацию статусом секретности.

Если утечка секретных данных затрагивает деятельность нескольких органов властных структур, составленные ими заключения рассматриваются Межведомственной комиссией по охране информации государственной важности. Ущерб, причиненный умышленно, рассматривается в совокупности с раскрытием тайны.

Окончание преступления

Противоправное деяние считается завершенным в момент ознакомления постороннего лица с тайной информацией. При этом лицо должно осознанно воспринять факт получения сведений, составляющих государственную тайну.

Субъект

Специальным субъектом преступления является вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет, которому тайная информация:

Была доверена по праву:

    1. допуска — специально оформленному на должностное лицо и необходимому ему для работы;
    2. доступа — выданному руководителем закрытого учреждения конкретному лицу для ознакомления с определенными сведениями.
  • Стала известна без получения специального разрешения в процессе исполнения служебных обязанностей:
    1. обслуживающего персонала;
    2. курьера;
    3. охранника;
    4. водителя.

Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну, иными способами (посредством кражи, обмана, шантажа, угроз) квалифицируется по ст. 283.1 УК .

Читайте также:
Решение единственного учредителя о смене директора: образец

Субъективная сторона

Форма вины при совершении преступления, означенного:

Если же разглашение гостайны было совершено умышленно, с намерением причинить тяжелый ущерб, оно квалифицируется по совокупности преступлений сообразно наступившим последствиям.

Преступления со схожим составом

Преступные деяния, схожие с разглашением секретной информации, предметом которых также является государственная тайна:

Для квалификации преступления как измены или шпионажа необходимо наличие умысла. Обвиняемый сознательно передает информацию зарубежным организациям, выполняя разрушительную миссию, направленную против безопасности РФ. Если же он находился в неведении относительно истинной личности собеседника, его действия будут квалифицированы по ст. 283 УК как разглашение тайны.

Наказание за выдачу тайных сведений

Часть 1

За передачу тайных сведений предусмотрены:

  • заключение под арест на период от 4 до 6 мес.;
  • лишение свободы на 4 г. с запретом выполнять определенную работу в течение 3 лет или без такового.

Часть 2

Если действия виновного по неосторожности привели к тяжелым последствиям, ему назначается от 3 до 7 лет лишения свободы вместе с запретом на занятия определенными видами деятельности в течение 3 лет.

От ФНС до Минюста: какие штрафы грозят за несдачу отчетности

Больше материалов по теме «Говорит бухгалтер» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Штрафы
  2. Минюст

Согласно старой поговорке «Не ошибается тот, кто ничего не делает», неудивительно, что даже опытный бухгалтер способен ошибиться. Кроме ФНС, ПФР и ФСС есть и другие ведомства. В зависимости от специфики работы, в них тоже придется регулярно отчитываться:

  • Министерство юстиции.
  • Росстат.
  • Служба занятости.
  • Ростехнадзор.
  • Росприроднадзор.
  • Военный комиссариат.

Статистику сдают почти все организации и даже ИП, так же как и ведут воинский учет. В теории. На практике статистика и военкоматы игнорируются. Надеяться на отсутствие последствий не рекомендую: сегодня к вам нет претензий, а завтра получите «письмо счастья».

Собственно о таких случаях сегодня и поговорим: когда просрочка в сдаче отчетности или уплате налога — свершившийся факт и надо что-то с ним делать.

Штрафы

Забыть сдать отчет – ночной кошмар бухгалтера. Я веду список в виде таблицы, где указаны организации и ИП, с которыми работаю, виды отчетов и сроки. Программа учета тоже напоминает о приближении даты «икс». Можно дополнительно настроить оповещения в смартфоне (и все равно пропустить сигнал). В этом плане хвалю Пенсионный фонд – обязательно присылает напоминания о передаче СЗВ-М каждый месяц через оператора ТКС. Иногда спасает.

Если не повезло и грозит наказание, надо знать, к чему готовиться. Привлекают к ответственности в зависимости от вида отчетности.

Налоговая

НК по основной части деклараций (расчетов) устанавливает минимальную санкцию в сумме 1000 рублей. Даже когда указаны нулевые показатели, ее необходимо заплатить.

Если по отчету к уплате показан налог (взнос), но не оплачен в срок, то штраф составит 5% от недоплаченной суммы за каждый месяц просрочки (в т. ч. неполный), но не более 30% и не меньше тысячи рублей. Это правило относится к следующим налогам: НДС, единый налог на УСН, ЕНВД, взносы в ПФР и т.д. В данном случае применяется статья 119 НК РФ.

Обратите внимание! Если не ведется деятельность, не поступают доходы и налогоплательщик не собирается заявлять расходы (в т.ч. убыток или вычет по НДС), не имеет движений по счетам и в кассе, то может вместо нескольких деклараций подать одну – единую.

Если в течение года подаются отчеты промежуточного характера (авансовые), как при налоге на прибыль, то по ним штраф будет гораздо ниже – 200 рублей за один документ. Руководствоваться необходимо другой статьей НК – 126-й. Аналогичные санкции применяются в отношении справок о доходах по форме 2-НДФЛ, сведений о среднесписочной численности.

За несвоевременную подачу 6-НДФЛ организация или ИП раскошелятся на 1000 рублей за месяц просрочки (пп. 1.2 ст. 126 НК). Размер фиксированный и не зависит от сумм налога.

Бухгалтерская

До 2022 года балансы и другие формы бухгалтерской отчетности представлялись еще и в статистику, но, спасибо правительству, теперь отправлять еще один экземпляр в Госкомстат не требуется.

Важно! Начиная с 1 января 2022 года бухгалтерская отчетность сдается исключительно в электронном виде. Послабление сделано для СМП, на них норма распространяется с 1 января 2022 года.

В состав отчета входит несколько форм:

  • Бухгалтерский баланс.
  • Отчет о финансовых результатах.
  • Отчет об изменениях капитала.
  • Отчет о движении денежных средств.
  • Отчет о целевом использовании денежных средств.
  • Пояснительная записка (при необходимости).
Читайте также:
Проверить себя и узнать контрагента по ИНН на сайте налог.ру

Существует усеченный вариант – для тех, кто вправе вести упрощенный учет и предоставлять такую же отчетность, к тому же не обязательно включать в состав информацию о целевых средствах или изменениях капитала, при отсутствии соответствующих операций.

Учитывая, что баланс и прочие приложения не относятся к декларациям, то на них распространяется действие пункта 1 ст. 126 Налогового кодекса и штраф составит всего 200 рублей за один документ.

Статистическая

Писать о формах для Госкомстата бесполезно. Универсального списка не существует, ориентироваться необходимо на специфику деятельности и организационно-правовую форму. Проверить, нужно ли конкретной организации или предпринимателю что-то сдавать, можно на официальном сайте. Учтите, обновление происходит регулярно, стоит делать запрос хотя бы пару раз в месяц и выписать себе список регулярных отчетов.

Некоторые программы учета способны сформировать их самостоятельно и напомнить об обязанности налогоплательщика, но часто формы приходится заполнять вручную. Небольшой совет – загляните в инструкцию, там указывается, в каких случаях не нужно заполнять отчет или можно отправлять его пустым. Иногда при отсутствии соответствующих показателей потребуется передать информационное письмо.

Кстати! На состав форм статотчетности влияют коды ОКВЭД в ЕГРЮЛ. Рекомендуется их удалять, когда они не используются, внесены «на всякий пожарный», деятельность прекращена добровольно или в результате решения государственного органа (например, при лишении лицензии) и организация не собирается ее возобновлять в обозримом будущем.

Штрафы по статистике указаны в статье 13.19 Кодекса об административных правонарушениях и делятся на два типа:

  • Для руководителя (или другого ответственного лица, включая главного бухгалтера) ­– 10 000 – 20 000 рублей, при повторном нарушении – от 30 до 50 тысяч.
  • Для юрлиц — 20 000 – 70 000 рублей, повтор – от 100 до 150 тысяч.

Более чем солидные суммы для небольшой организации, причем касаются не только несвоевременной подачи, но и предоставления недостоверных сведений.

Пенсионный фонд

В ПФР количество передаваемых документов значительно сократилось, теперь передаем три отчета: СЗВ-М (ежемесячный), СЗВ-СТАЖ (ежегодный) и СЗВ-ТД (в 2022 году предоставляется по-разному в зависимости от наличия увольнений/принятий).

Самый простой, но коварный — СЗВ-М. Всего-то данных, что ФИО, ИНН и СНИЛС, однако в одной из моих первых статей про ошибки в элементарных отчетах мы уже говорили. Не забудьте: данные по СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ должны совпадать по периодам.

Статья 17 закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 обещает за опоздание, указание неполных или недостоверных сведений «вознаградить» компанию штрафом в размере 500 рублей по каждому физлицу. Если забыли включить работника в список СЗВ-М, необходимо отправить дополняющую форму и заплатить санкции только по одному человеку. Те же правила действуют в отношении СЗВ-СТАЖ и СЗВ-ТД.

Важно! Штрафы по персонифицированным отчетам платим в отделение ПФР, а не в налоговую инспекцию. ПФР не блокирует самостоятельно счет, но вправе направить документы в службу судебных приставов, которые снимут долг со счета.

С 1 января 2022 года в КоАП начнут действовать поправки. Так в статье 15.33.2 будут предусмотрены штрафы в сумме от 300 до 500 рублей по несвоевременной подаче или ошибкам в сведениях о трудовой деятельности, а не только в привычных СЗВ-формах.

Фонд социального страхования принимает 4-ФСС, где отражаются взносы по несчастным случаям на производстве. Статья 26.30 Федерального закона №125-ФЗ от 24.07.1998 г. устанавливает за его несдачу такие же санкции, как для налоговой отчетности – 5% взносов, начисленных к уплате (за последний квартал в документе) за каждый месяц задержки, но не выше 30% и минимум 1000 рублей.

Обратите внимание! Некоторые отчеты сдаются только в электронном виде, например, декларация по НДС. Отправка почтой бумажного экземпляра не считается исполнением обязанности налогоплательщика.

Если расчет 4-ФСС сдается по закону электронно, а вместо этого передан на бумаге, придется разориться на 200 рублей, так сказано во втором пункте ст. 26.30.

Экология

Сдавать или не сдавать, вот в чем вопрос. Небольшие организации, в которых никогда и не пахло производством, а также большинство ИП экологией решили пренебречь. В 2019 году внесен ряд правок в КоАП, увеличивший ответственность за нарушение охраны окружающей среды и в том числе за отсутствие отчетов.

В статье 8.5.1 КоАП установлены санкции отдельно для ИП и организаций:

  • Отчетность представлена, но недостоверна или в ней не хватает каких-то данных. ИП получит штраф минимум 100 тысяч, а вообще он рассчитывается в двойном размере от суммы сбора по каждой группе товаров (упаковки товаров), по которым считается норматив утилизации. Организации накажут по тому же расчету, только минимум для них уже 250000.
  • Отчет не представлен. ИП заплатит от 50000 до 70000 рублей, а организация — от 70 до 150 тысяч. Существует административное денежное наказание на должностных лиц — 3-6 тысяч рублей.
Читайте также:
Наследственный фонд – что это такое по новому закону

Если вы работаете с государственными контрактами, выполняя ремонтные, строительные работы, демонтаж, то в тексте договора поищите пункт (наверняка будет) о складировании и вывозе мусора. Т.е. за утилизацию старых ламп, проводки, непригодных к эксплуатации оборудования и мебели придется отвечать исполнителю, он должен заключать договора и вывозить отходы, а не сваливать их в ближайший мусорный контейнер. Вот вам экологический сбор и утилизация.

Военкомат

В 2022 году КоАП претерпевает еще одни изменения ­– в области воинского учета. Если вы ни разу не сталкивались с отчетностью в военкомат, знайте, сдавать ее должны все. Конечно, речь идет не о декларациях или расчетах, а специальных сведениях. Например, о приеме или увольнении сотрудников, подлежащих воинскому учету. Когда в штате числятся сотрудники моложе 17 лет, то об их семнадцатилетии нужно сообщать заранее – за год до дня рождения.

Штрафы предусмотрены в КоАП: статья 21.4 обещает наказать административкой от одной до пяти тысяч рублей за неоповещение о приеме или увольнении, столько же придется заплатить, если не ответите на запрос военкомата. В статье 21.1 чуть меньшие санкции от 1000 до 3000 установлены для работодателя, вовремя не отчитавшегося о 17-летних сотрудниках.

Центр занятости

В 2022 году список пополнился отчетами в службу занятости. Вернее, и раньше требовалось передавать туда сведения, но только в отдельных случаях: при ликвидации организации, сокращении штата, когда увольнения коснулись предприятия с численностью более 500 человек и т.д.

В связи со сложной эпидемической обстановкой (многие предприятия на фоне с коронавирусного кризиса закрываются) освобождается большое количество рабочей силы, а государство обещало поддерживать безработных. В этих целях формы дополнили некоторыми данными: долги по зарплате, количество работников на удаленке, работающих неполное время, уволенных или предполагаемые к увольнению с начала карантина.

Передать сведения можно через сайт Работа в России. Регистрация при помощи аккаунта на Госуслугах физлица-руководителя, к которому привязана организация.

Важно! В основном требуют передачи сведений от тех, у кого произошли изменения: увольнение, сокращение, переход на неполное время или удаленку. При отсутствии изменений в работе отправлять ничего не нужно.

Пока санкций не применяют, но служба проявляет завидную настойчивость. Кроме того, ЦЗН необходимо передавать информацию о вакансиях, что прямо указано в пункте 3 ст. 25 закона №1032-1 от 19.04.1991 г. В КоАП есть статья 19.7, которая устанавливает штрафы за непредставление сведений на должностных лиц – от 300 до 500 рублей, на организации – от 3 до 5 тысяч рублей. Теоретически применяется к сведениям в ЦЗН.

Минюст

Министерству юстиции отчитываются некоммерческие организации (НКО), актуальные формы и рекомендации находятся на официальном сайте, отправить некоторые формы (например, сообщение о продолжении деятельности) можно там же, на отдельной странице проверяется выгрузка на портале.

Поскольку некоммерческая деятельность связана с социальной работой, благотворительностью, спортом, культурой и т.д. и обеспечивается в основном добровольными взносами и пожертвованиями, то внимание к ней проявляется особое, но когда нарушение допущено впервые, ведомство отнесется к этому снисходительно, главное — быстро исправиться.

Когда руководство организации нарушает сроки регулярно или затягивает подачу документов, то в дело вступает КоАП:

  • Ст. 19.5 – штраф на ответственное лицо от 1 до 2 тысяч, на юридическое – от 10 до 20 тысяч рублей. При худшем раскладе – дисквалификация руководителя до 3-х лет. Распространяется на неисполнение требования Минюста.
  • Ст. 19.7 – должностное лицо ответит скромными 300-500 рублей, а организация получит в 10 раз больше.

Если довести Минюст до ручки, он обратится с иском в суд, требуя исключить компанию из ЕГРЮЛ, но решение принимается с учетом мнения ФНС.

Что касается административной ответственности по КоАП в отношении налоговой и бухгалтерской отчетности, то в статьях 15.5 и 15.6 предусмотрены санкции к ответственным лицам. Размеры небольшие – 300-500 рублей.

Естественно, перечень неполный. Есть специфическая отраслевая отчетность – в строительстве, для саморегулируемых организаций, благотворительных фондов (помимо указанной для Минюста) и т.д. Конечно, особняком стоит бюджет, ведение учета в бюджетных организациях мы немного обсуждали в материале «Стоит ли переходить из коммерции в бюджет?»

Читайте также:
Перенос убытков на будущее по налогу на прибыль организации: процедура, проводки

Размеры штрафов за несдачу отчетности в налоговую

  • Несвоевременная сдача отчетности в налоговую
  • Размеры штрафов за несдачу отчетности в налоговую
  • Итоги

Несвоевременная сдача отчетности в налоговую

Нарушение сроков сдачи отчетов в инспекцию (или вовсе несдача отчетности) — явление довольно частое, объясняемое постоянными изменениями сроков и порядка их представления.

ВАЖНО! Не стоит забывать, что если последний день подачи отчетности выпадает на воскресенье или нерабочий общегосударственный праздник, то он смещается на ближайший следующий за этим выходным или праздником рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ). Переносят ли срок региональные праздники, см. здесь.

Все сроки сдачи деклараций и отчетов есть в нашем календаре для бухгалтера.

Размеры штрафов за несдачу отчетности в налоговую

П. 1 ст. 119 НК РФ гласит, что задержка сдачи налоговой декларации или расчета по страховым взносам грозит налогоплательщику штрафом в размере 5% от суммы налога или взноса, которая не была уплачена вовремя, за каждый полный или неполный месяц задержки. При этом минимальная сумма штрафа — 1 тыс. руб., максимальная же ограничена 30% от неуплаченной суммы налога либо взноса, взятой из данных отчета.

ВАЖНО! В случае отсутствия деятельности по налогам, не предполагающим непредставления отчетности при отсутствии объекта налогообложения, должна быть сдана нулевая налоговая декларация. Ее отсутствие повлечет штраф в размере 1000 руб. (письма Минфина от 14.08.2015 № 03-02-08/47033, от 07.10.2011 № 03-02-08/108).

А нужно ли сдавать нулевой расчет по страховым взносам, читайте здесь.

Кроме того, согласно п. 1 ст. 126 НК РФ инспекторы могут взыскать за непредставление сведений, необходимых для осуществления функций налогового контроля (например, справки 2-НДФЛ), 200 руб. (за каждую непредставленную справку). А за несвоевременную сдачу формы 6-НДФЛ той же статьей НК РФ предусмотрен штраф в размере 1000 руб. за каждый месяц просрочки.

В отличие от остальных отчетов, которые можно сдать на бумаге или по телекоммуникационным каналам связи (ТКС), декларация по НДС с 2015 года сдается только в электронном виде. Теперь даже вовремя подготовленная и сданная декларация по этому налогу в бумажном виде считается непредставленной (п. 5 ст. 174 НК РФ). По остальным формам отчетности нарушение способа сдачи (на бумаге вместо ТКС) приведет к штрафу в 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ). Подробнее о штрафах за декларацию по НДС читайте здесь.

Указанные выше санкции накладываются на налогоплательщика. Но и должностное лицо рискует получить предупреждение или штраф — он составляет от 300 до 500 руб. (ст. 15.5, 15.6 КоАП РФ).

Самое неприятное, чем может обернуться несвоевременная сдача отчетности, — блокировка расчетных счетов. Это может произойти, если налоговый отчет или расчет по взносам не представлен в течение 10 дней после истечения установленного для него срока подачи. Блокируются все расчетные счета, в том числе валютные, даже если они находятся в разных банках. Данное право инспекции предусмотрено п. 3 ст. 76 НК РФ.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Налоговики не вправе блокировать расчетный счет налогоплательщика за несданные расчеты авансовых платежей, например, по налогу на прибыль (определение Верховного суда РФ от 27.03.2017 № 305-КГ16-16245).

Смотрите также нашу таблицу штрафов за несдачу налоговой и другой отчетности.

ПРИМЕР расчета штрафа за несвоевременную сдачу декларации по налогу на прибыль от КонсультантПлюс:
Организация подала декларацию за 2022 г. с опозданием – 6 апреля 2022 г. и в этот же день уплатила налог. Срок сдачи декларации – 29 марта 2022 г. Налог к доплате по декларации – 40 000 руб. Из них в федеральный бюджет – 6 000 руб., в бюджет субъекта – 34 000 руб. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно изучите пример.

Итоги

Размеры штрафов за несдачу налоговой отчетности не отличаются разнообразием. Запомнить их легко: опоздав с декларацией, готовьтесь выложить из «кармана» не менее 1000 руб. Минимум в 300 руб. обойдется штраф руководителю (если повезет, можно отделаться предупреждением). Крайне нежелательно опаздывать со сдачей декларации более чем на 10 дней, поскольку такое опоздание даст налоговикам основание для приостановления операций по банковским счетам.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: