Педагогический стаж: что входит, профессии

Подробно о педагогическом стаже для льготного выхода на пенсию

В некоторых ситуациях законодательство предусматривает возможность оформления пенсионного статуса ранее установленного срока. К примеру, данное право распространяется на лиц, ведущих педагогическую деятельность.

Понятие педагогический стаж

Бесплатно по России

Положения Федерального закона №400 отражает перечень граждан, кто наделен правомочием на использование льготного выхода на пенсию. В данном списке есть и граждане, ведущие педагогическую деятельность. Кроме того, льготы полагаются тем, кто трудится в условиях сурового климата.

В настоящее время действующее законодательство не предусматривается точного понятия педагогического стажа. Можно вывести самостоятельное понятие на основании анализа положения вышеуказанного закона.

Педагогический стаж понимается как время, на протяжении которого гражданин трудился в должности педагога. Работать он должен в образовательном учреждении для детей.

Педагогические должности по списку 781

Постановление Правительства от 2002 года под №781 отражает полный список должностей, замещая которые гражданин имеет право на досрочное оформление пенсионного статуса.

Для того, чтобы заработать такой стаж, гражданин может работать:

  • все школы, при этом не имеет значение, какое наименование присвоено организации и к какой разновидности она отнесена, в том числе и коррекционные организации;
  • образовательные учреждения военной направленности, к примеру, это школы Нахимова, кадетские корпуса;
  • центры образования, предназначенные для несовершеннолетних;
  • интернаты;
  • учреждения, предназначенные для детей, имеющих статус сирот или для тех, кто утратил попечение со стороны родителей;
  • школы коррекционного типа и организации, предназначенные для лиц, обладающих умственными нарушениями, имеющие другие сложности в состоянии здоровья;
  • учреждения лечебного и оздоровительного типа, к примеру, санаторные школы, лагеря летние;
  • организации, оказывающие услуги по дошкольному образованию.

Кроме того, в данный перечень можно включить учреждения среднего профессионального образования. Сюда отнесены колледжи и училища, техникумы, дома ребенка. Организации, имеющие профессиональную ориентированность детей, и дополнительного обучения также включены в перечень.

К примеру:

  • быть руководителем или его помощниками, в том числе, помощники по режимам;
  • преподавать конкретную специальность;
  • воспитатели;
  • гражданин, который несет ответственность за организацию работы внеклассного типа;
  • учителя, в частности, дефектологи и логопеды;
  • мастера производственной направленности;
  • сотрудники, отвечающие за подготовку призывников;
  • медсестры, работающие в яслях.

Сюда же можно отнести родителя-воспитателя.

Что не входит в стаж педагогов

В определенных ситуациях выработка не будет засчитываться в общее количество стажа. Сюда относятся такие ситуации, когда гражданин состоял в должности, не указанной выше или был трудоустроен в организации, не позволяющей выйти на пенсию раньше.

Тогда начисление стажа не происходит. Однако стоит сказать, что есть и некоторые исключения из данного правила. Это связывается с тем, что учитывать нужно не только должности, закрепленные в вышеуказанном правительственном акте.

Это могут быть и должности педагогической направленности, которые уже упразднены. К примеру, те, что имели место в Советском союзе. Кроме того, это те должности, которые были в организациях до 2002 года. Для примера, пионервожатый.

Также в данный период не будет включаться время, на протяжении которого лицо проходило обучение в образовательном учреждении. Это правило не применяется, когда до этого обучения лицо уже начало работать в сфере образования. Тогда учитывается и то, что после обучения гражданин должен работать в указанной сфере.

Тогда учитываются только те промежутки, которые описаны в постановлении.

Сколько нужно педагогического стажа для льготного выхода

В настоящее время учителя могут пойти на пенсию при достижении определенной возрастной группы или в связи с выслугой. Данная профессия имеет некоторые особые категории, сюда отнесены учителя школ и преподавателей ВУЗов. Они имеют особые условия ведения трудовой деятельности.

Для льготной пенсии нужно иметь столько выработки:

  • наличие стажа по педагогической специальности не менее 25 лет;
  • накопить минимальное количество баллов (в 2019 году это 16.2);
  • выдержать отсрочку.

Действовать последнее правило начало с января 2019 года. Данный период составляет пять лет. Однако, пока длится переходный период, то есть в 2019 и 2022 году, применяются более лояльные правила. В частности, в 2019 году выход на заслуженный отдых производился через полгода, в следующем году – 1,5 года.

Расчет стажа у педагогических работников

Предусматривается определенный порядок размера выработки для граждан, которые работают в должности учителей и воспитателей. В том числе, для первой категории при расчете нужно принимать во внимание время, на протяжении которого они занимали вышеперечисленные должности. При вычислении общей выработки нужно учесть данный период в календарном выражении.

Если лицо работало на половину ставки, учесть следует время, которое отработано по факту. В качестве исключения в такой ситуации рассматривать нужно лиц, кто преподает в сельской местности в начальной школе. Согласно указанному постановлению граждане, трудящиеся в селе, могут рассчитывать на включение в выработку все время, вне зависимости от того, какая нагрузка возложена на него.

Также особые условия применяются для руководства образовательного учреждения. В соответствии с данными условиями он должен состоять в должности, связанной с реализацией преподавательской деятельности. Иначе получить пенсию раньше времени это лицо не может.

В связи с тем, что преподавание совмещается с тем, что лицо решает вопросы организационной направленности, применяется минимум для преподавания. Это лицо не может вести более 6 уроков за недельный срок. То есть за год это 240 часов и не менее.

Читайте также:
Порядок поступления на государственную гражданскую службу в России

Когда стаж меньше, этот период не войдет в выработку. Аналогичное правило применяется в отношении директоров среднего специального учреждения. Минимум равен 360 часов за год.

Для расчета стажа воспитателя в целом применяются правила, которые перечислены выше. Стоит отметить, что особые условия предусматриваются для граждан, которые трудятся в яслях. Согласно постановлению от 1992 года данное время не войдет в выработку.

Таким образом, педагоги имеют право пойти на заслуженный отдых ранее. Для этого нужно соблюсти определенные условия.

Полезное видео

Об изменениях смотрите в видео-ролике:

Что входит в специальный трудовой стаж

Что такое специальный трудовой стаж? Это время работы в определенных условиях, он позволяет досрочно выйти на пенсию, получить иные льготы.

Термина «специальный трудовой стаж» нет ни в законодательстве, ни в подзаконных актах. Но на практике он используется очень часто, в том числе представителями государственных органов.

Что такое специальный стаж

Это периоды работы в условиях, отклоняющихся от нормальных: если они оказывают вредное влияние на здоровье работника, требуют от него приложения дополнительных усилий, заставляют нести повышенную нагрузку. Поэтому законодатель связывает труд в таких условиях с мерами поддержки от государства — это дает право на предоставление льгот, в том числе и на досрочный выход на пенсию. .

Для чего он нужен

Человек, занятый на тяжелых, вредных работах продолжительное время, справедливо получает льготы и компенсации:

  • возможность выхода на пенсию и получения содержания от государства раньше общего предельного возраста при условии прекращения работы (ст. 30, 31 ФЗ-400 от 28.12.2013);
  • получение более длительного отпуска (ст. 117 ТК РФ);
  • оформление выслуги лет с правом выхода на пенсию раньше, чем в стандартных условиях (ст. 18 закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993, ст. 36 ФЗ-328 от 01.10.2019 и т.д.);
  • получение доплат к заработной плате, например, за труд в условиях Крайнего Севера (ст. 317 ТК РФ, ст. 11 закона №4520-1 от 19.02.1993).

Общее правило — стаж формируется только при отчислении работодателем взносов на обязательное страхование.

Что входит в специальный стаж

Отдельно следует остановиться на вопросе, что входит в специальный трудовой стаж. Закон (ст. 30, 31 ФЗ-400, ТК РФ) предусматривает такие обстоятельства работы:

  • в тяжелых и вредных условиях, представляющих опасность для здоровья;
  • в условиях Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним, способных оказать неблагоприятное воздействие на организм человека (перечень утвержден Постановлением Совмина СССР от 03.01.1983 №12 и действует до сих пор, хотя и подвергался многочисленным изменениям);
  • в полевых условиях (изыскательские и подобные работы);
  • на лесозаготовке и лесосплаве;
  • под землей и при добыче полезных ископаемых;
  • в море при добыче и обработке ресурсов.

Кроме того, он начисляется следующим сотрудникам:

  • женщинам — машинистам спецтехники;
  • женщинам, работающим в текстильной промышленности с тяжелым и интенсивным трудом;
  • работникам железной дороги в перевозках, в метрополитене;
  • работникам грузового транспорта, участвующего при вывозе полезных ископаемых;
  • механизаторам в портах при осуществлении погрузки и разгрузки судов;
  • участникам плавсостава судов дальнего плавания;
  • водителям городских пассажирских транспортных средств;
  • служащим в летном составе гражданской авиации и обслуживающему персоналу таких судов;
  • профессиональным спасателям, принимающим участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • работающим с осужденными;
  • работающим в противопожарных службах;
  • работникам педагогического состава детских учреждений;
  • сотрудникам творческих организаций, служащим в театрах и иных подобных организациях;
  • летчикам-испытателям.

Конкретный список должностей и профессий утверждается постановлениями правительства РФ.

Для некоторых должностей существует такое понятие, как выслуга лет. Что значит выслуга лет в трудовом стаже и на кого она распространяется? Обычно на нее вправе рассчитывать военные, работники правоохранительных органов, системы исполнения наказаний, космонавты, таможенники, судьи — все те, кого традиционно называют силовиками. По сути, это все тот же специальный стаж, в соответствии с которым пенсию назначают раньше общего установленного срока.

Как исчисляется

Правила исчисления утверждены Постановлением РФ №665 от 16.07.2014. Засчитываются только периоды исполнения трудовой функции в течение полного рабочего дня в календарном порядке.

Входит ли учеба в общий трудовой стаж: что говорит закон

Входит ли учеба в общий трудовой стаж — по действующему законодательству, нет. Если обучение проходило в период до 2002 года — да, потому что так было установлено действующим до 2002 года законом.

Страховой стаж (выработка) — это время, когда за гражданина производились пенсионные отчисления. Основное его значение в том, что он влияет на формирование пенсионных отчислений (сейчас минимум для назначения пенсии — 15 лет).

Пенсионное законодательство постоянно меняется, но новый закон не может ухудшать положение гражданина. По действующему ранее закону, время обучения учитывалось при назначении пенсионного обеспечения, по действующему сейчас — нет. Поэтому входит ли в стаж учеба в институте зависит от того, на какой период она пришлась.

Включают ли учебу в общий трудовой стаж

До 1992 года пенсии назначались на основании постановления Совета министров СССР № 590 от 03.08.1972, с 1992 до 2002 — по закону о пенсиях № 340-I от 20.11.1990. В соответствии с этими законодательными актами, годы учебы входят в общий трудовой стаж, если гражданин получал образование в высших и средних специальных учебных заведениях.

Читайте также:
Номер ГТД расшифровка пример

С 2002 в России введен в действие Федеральный закон № 173 от 17.12.2001 о пенсиях. В соответствии со ст. 10-11 этого закона, период обучения не учитывается при назначении пенсии. Само понятие «трудовой стаж» заменено на «страховой».

В 2015 законодательство опять поменялось. Вступил в действие ФЗ № 400, принятый еще 28.12.2013 и действующий по сей день. Он увеличил количество периодов, засчитываемых в трудовую выработку, но период получения образования в него не вошел.

В соответствии со ст. 11 нового 400-ФЗ, в страховую выработку входят периоды:

  • службы в армии;
  • получения пособия по безработице или нетрудоспособности;
  • ухода за малолетним ребенком, не достигшим полутора лет;
  • ухода за инвалидом, престарелым гражданином старше 80 лет, ребенком-инвалидом;
  • необоснованного содержания под стражей;
  • проживания вместе с супругом-военнослужащим (или супругой-военнослужащей) в местности, где не представилось возможности осуществлять рабочую деятельность;
  • проживания с супругом, супругой за границей.

По законодательству получается, и это указано в п. 8 ст. 13 400-ФЗ, что учеба входит в стаж для пенсии, если она осуществлялась до 2002 года. Под этим термином понимается получение знаний в средних и высших учебных заведениях.

В техникуме

Из системного толкования норм законодательства получается, что ответ на вопрос, входит ли учеба в техникуме в стаж работы, зависит от времени прохождения обучения в этом среднем образовательном заведении. Период до 2002 включается, после — уже нет. Смена наименования с техникума на колледж не имеет значения.

В вузе

По советскому законодательству, учеба в вузе входит в трудовой стаж, по новому российскому — в страховой нет. Если студент обучается на заочном отделении, работает в свободное от получения знаний время (по трудовому договору или в качестве ИП) и за него производятся отчисления или он сам их производит, эти периоды включаются в выработку.

В аспирантуре и интернатуре

Послевузовское образование в виде аспирантуры по новому законодательству не учитывается, а в советское время учитывалось. Интернатура — это специализация в медицинской организации после получения высшего образования. Интернам выплачивается заработная плата, этот период включается в страховую выработку.

Когда засчитают время обучения

Вуз, техникум, аспирантура принимаются во внимание при назначении пенсии, училище входит в трудовой стаж для пенсии, но не школьные годы, обучение в общеобразовательной школе никогда в выработку не включалось. И они засчитываются только при прохождении обучения до 2002 года.

Исключение составляют случаи, когда студент осуществлял трудовую деятельность в свободное от занятий время.

По советскому законодательству, профессиональное образование приравнивалось к этим видам образования, поэтому ответ на вопрос, входят ли курсы в пенсионный стаж, положительный, если они пройдены до 2002 и касались профессионального обучения (повышение квалификации и т. д.).

Студент работает или платит взносы самостоятельно

На основании ст. 11 400-ФЗ, период трудовой деятельности или иной деятельности, когда производилось отчисление пенсионных взносов, учитывается при назначении пенсионного обеспечения. Поэтому если студент работал или осуществлял предпринимательскую деятельность и платил взносы самостоятельно в период получения образования, учеба в университете входит в трудовой стаж и засчитывается Пенсионным фондом.

Обучение проходило в ведомственном вузе

В соответствии с законом № 4468-1 от 12.02.1993 и постановлением правительства РФ № 941 от 22.09.1993, обучение входит в выслугу лет для получения пенсии в органах внутренних дел в пределах 5 лет. Это правило распространяется на сотрудников, поступивших на службу до 01.01.2012 при условии окончания образовательного заведения (ч. 2 ст. 17, ст. 22 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 2 ст. 35 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», приказ Министра обороны РФ от 07.04.2015 № 185).

На основании 342-ФЗ от 30.11. 2011, 53-ФЗ от 28.03.1998, приказа Минобороны РФ № 185 от 07.04.2015, зачисление в вузы МВД или МО фактически является поступлением на службу с подписанием контрактов.

Военнослужащий обучался в гражданском вузе

Вид учебного заведения не имеет значения, но учет производится по следующему принципу: два месяца обучения приравниваются к одному месяцу службы.

Ответ на вопрос, какая учеба входит в общий трудовой стаж, следующий: до 2002 года, если обучение проходило в университете, академии, вузе, училище, техникуме, аспирантуре, докторантуре, на курсах повышения квалификации.

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как теперь будут контролировать наличку. 115-ФЗ в 2022 году ».

Только до завтра можно забрать запись со скидкой 20%. Программу вебинара смотрите здесь

Пенсия по выслуге лет для педагогических работников

Одним из плюсов работы учителем является право на досрочную пенсию. С 1959 года существовала пенсия по выслуге лет для педагогических работников. На неё могли рассчитывать учителя, воспитатели детских садов, преподавали ВУЗов и другие работники сферы образования со стажем более двадцати пяти лет.

Читайте также:
Недостача в кассе: как оформить, проводки, что делать работнику и работодателю

В 2001 году появились новые правила начисления пенсионного обеспечения. Пенсии за выслугу лет были отменены. Вместо них появились льготные пенсии. Для учителей данное изменение носило довольно формальный характер. Начисление пенсии по выслуге лет педагогическим работникам, по сути, сохранилось, но приобрело новое название. Хотя правила расчёта и начисления пенсий поменялись, учителя всё равно сохранили право уходить на заслуженный отдых раньше возрастной нормы, установленной в стране для мужчин и женщин.

После 2001 года были введены льготные пенсии

Рассмотрим, какие условия должен выполнить педагогический работник, чтобы у него была льготная пенсия (стаж, расчёт), а также нововведения 2019 года.

Нормативная база

Льготные пенсии учителям рассчитываются на основании норм, указанных в:

В спорных ситуациях могут быть использованы нормы:

Как учителю заработать льготную пенсию

Размер будущей учительской пенсии зависит от объёма отчислений в Пенсионный фонд. Чем больше отчислений, тем выше будет пенсия. При этом, педагогическим работникам необходимо ещё и отслеживать нормы рабочего времени, чтобы сохранить право на льготную пенсию.

Получить педагогическую пенсию работник образования может только при выполнении совокупности трёх условий:

Полная занятость педагога

На последний пункт из вышеуказанного списка будущим пенсионерам стоит обратить особое внимание. Год педагогического стажа будет засчитан только при условии отработки определённого количества часов в неделю.

Для разных представителей педагогических профессий эти нормы устанавливаются индивидуально:

Не соблюдать нормы рабочего времени могут и руководители образовательных учреждений. Это:

  • заместитель руководителя по учебной работе;
  • заместитель руководителя по учебно-воспитательной работе;
  • заместитель руководителя по учебно-производственной работе;
  • заместитель руководителя по воспитательной работе.

Для человека в годы, когда он занимал одну из вышеуказанных должностей, не учитываются нормы трудового времени при рассмотрении права на льготную пенсию.

А вот руководителю образовательного учреждения подтверждать свою педагогическую работу придётся наравне с рядовыми сотрудниками. Её объём должен составлять не менее 240 часов в год. Директору не обязательно преподавать только своём учреждении. Вести занятия он может в нескольких учебных заведениях, чтобы выполнить необходимую годовую норму.

Сложнее всего гражданам, занимающим следующие должности:

  • заместитель руководителя по научной работе;
  • заместитель директора по методической работе.

Они также могут использовать годы работы в указанных должностях для получения льготной пенсии. Но в этом случае следует предоставить документы, которые смогут служить подтверждением непосредственного участья в образовательном процессе.

Что засчитывается в педагогический стаж

В педагогический стаж засчитываются годы работы в образовательных учреждениях. Причем гражданин должен работать по профессии или занимать должность, указанную в Списке специальностей. 1 год работы на одной из должностей в списке специальностей считается как 1 год стажа для льготной пенсии.


Что засчитывается в педагогический стаж

Также в стаж входит время:

  • оплачиваемого отпуска (как ежегодного, так и дополнительного);
  • временной нетрудоспособности (болезни);
  • отпуска по беременности и родам;
  • учебного отпуска;
  • испытательного срока при приёме на работу;
  • нахождения на курсах повышения квалификации;
  • обучения в учебном заведении (до 1993 года).

Больше всего вопросов и споров возникает, по поводу зачёта отпуска по уходу за ребёнком в стаж для льготной пенсии.

До 1992 года женщина могла находиться дома с ребёнком полтора года. Этот период можно было учесть в 25 лет стажа, необходимого для получения пенсии педагогического работника. С октября 1992 года это правило перестало действовать. Весь период отпуска по уходу за ребёнком не входит в стаж для льготной учительской пенсии. Это вопрос не раз поднимался законодателями.

В 2004 году данную проблему рассматривал Конституционный суд. Он и поставил точку в этом споре. Период декрета после октября 1992 года не учитывается в учительский стаж. Если же женщина находилась в отпуске по уходу до октября 1992 года, то для неё применяются старые нормы. Поэтому Пенсионный фонд учтёт ей полтора года в льготный учительский стаж.

Оформление льготной пенсии

Оформлением льготной пенсии стоит заняться заранее. Гражданин может самостоятельно проверить, как зафиксированы в трудовой книжке должности, которые он занимал в период трудовой деятельности, и совпадают ли они с названиями в Списке специальностей. Если есть несоответствия, то лучше решить этот вопрос до обращения в Пенсионный фонд. Следует обратиться в организацию, где проходила преподавательская деятельность, для получения документов, подтверждающих педагогическую деятельность.

Пенсия за выслугу лет педагогическим работникам 2019 года назначается точно так же, как и пенсия по старости в общем порядке.

Гражданину следует предоставить:

  • заявление;
  • паспорт;
  • трудовую книжку. Если в ней отсутствуют некоторые записи или есть неточности, то могут быть предоставлены другие документы, подтверждающие периоды работы преподавателем.

Вышеуказанные документы подаются за 30 дней до предполагаемого выхода на пенсию. Они должны быть рассмотрены за 10 рабочих дней. После чего назначается пенсия.

Как рассчитывается учительская пенсия

Льготная пенсия педагогическим работникам рассчитывается по той же формуле, что и для остальных пенсионеров:

СП – это размер пенсии.

ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент. В 2019 году он должен быть не ниже 16,2 для учителя. Только при достижении данного значения человек имеет право досрочного выхода на пенсию.

Читайте также:
Договор о полной материальной ответственности - бланк, образец

СПК – значение пенсионного балла. В 2019 году – 87,24 руб.

ФВ – дополнительная выплата. В 2019 году – 5334,19 руб.

КвФВ– повышающий коэффициент. Он применяется при позднем оформлении пенсии.

Изменения 2019 года

В 2019 году наступил переходный период для льготной учительской пенсии. Возраст выхода на трудовую пенсию для мужчин и женщин был увеличен. Такие изменения затронули и порядок оформления педагогической пенсии.


Изменения в пенсионной системе 2019 года

С 2019 года введена отсрочка для данной категории выплат. Т.е. на пенсию можно выйти только через определённый период после выработки 25 летнего стажа. В 2019 году срок отсрочки – 1 год. Каждый год её размер увеличивается ещё на 1 год.

Однако есть некоторые льготы. Если учитель наработал 25 лет стажа в период с 01.01.2019 по 31.12.2020, то отсрочку можно сократить на 6 месяцев.

Рассмотрим на примере. Педагогический стаж человека достигнет 25 лет в мае 2019 года. Выйти на пенсию он может уже в ноябре 2019 года. Если 25 летний период стажа наступит в мае 2022 года, то выйти на пенсию получится только в мае 2014 года.

Часто задаваемые вопросы

Работаю в деревне учителем. Отработала 2 года. Но у меня нагрузка 10 часов в неделю. Войдут ли эти года в льготный стаж для учительской пенсии?

Да, войдут. На учителей в сельской местности не распространяются нормы для рабочей недели.

Всю жизнь работаю учителем. В 1998 году у меня родился ребёнок. Была в декрете с ним 1,5 года. Этот период учтут при расчете льготного стажа?

Нет, не учтут. Период отпуска по уходу за ребёнком засчитывался только до октября 1992 года.

Я работаю учителем. Если мне положена льготная пенсия, то меня известят?

Нет. У Пенсионного фонда нет такой обязанности. Лучше самостоятельно обратиться в этот государственный орган, чтобы его сотрудники рассчитали время выхода на пенсию при наличии льготы.

Я получаю льготную пенсию как учитель с 2018 года. Сейчас произошли изменения. Что будет с моей пенсией? Её перестанут платить?

Нет, закон не имеет обратной силы. Нововведения и переходный период для льготной пенсии коснётся только тех, кто обратится за назначением в 2019 году.

Если я оформлю льготную пенсию, то мне нельзя будет больше работать учителем?

Работать учителем можно, если работодатель на это согласен.

Я работаю учителем с 1986 года и по настоящее время. Но с 2008 года по 2013 год был перерыв в педагогической деятельности. Имею ли я право на льготную пенсию, если был такой перерыв?

Перерыв в педагогической деятельности не имеет значения. Главное, чтобы сумма лет была 25 лет работы на полную ставку в учебном заведении.

В 2019 году я наработаю 25 лет стажа учителем в школе. Однако, 3 года приходятся на 1987 -1989 годы в Узбекистане. К записи в трудовой книжке за этот период придрались сотрудники Пенсионного фонда. Требуют дополнительного подтверждения. Что делать в этом случае?

Как показывает практика, у Пенсионного фонда всегда возникают сомнения, когда работа человека проходила на территории ныне других государств. В этом случае фонд самостоятельно отправляет запрос в другую страну для получения необходимых сведений. К сожалению, очень часто ответы на такие запросы не приходят. Поэтому Пенсионный фонд отказывает засчитывать эти годы работы при подсчёте пенсии. В этом случае, данный вопрос придётся решать в судебном порядке.

Я работаю на курсах подготовки для дошкольников. Положена ли мне льготная пенсия, обеспечение как у обычных учителей?

Если образовательное учреждение, в котором Вы работаете, государственное, при этом Вы работаете на полную ставку (на основании должности), то период работы учитывается при назначении льготной пенсии.

Я являюсь главной администрации посёлка городского типа. По внешнему совместительству преподаю химию в сельской школе. Имею ли я право на льготную пенсию?

Нет, период работы по совместительству не учитывается при расчёте учительской пенсии, если основное место работы не связано с педагогической деятельностью. Поэтому работа учителем химии в Вашем случае не будет засчитана в льготный стаж.

Как доказать Пенсионному фонду что я работала учителем? Запись в трудовой книжке за 1992 – 1995 годы они не приняли. Не работать же теперь дополнительно почти четыре года…

Если компромисс с Пенсионным фондом не найден, то вопрос придётся решать в судебном порядке. Там Вы сможете представить доказательства своей трудовой деятельности в указанный период. В качестве доказательств могут служить приказы, показания свидетелей, трудовой договор, тарификационные списки и любые другие документы, подтверждающие факт Вашей работы учителем.

6 комментариев к записи « Пенсия по выслуге лет для педагогических работников »

Я учитель начальных классов. Работаю в школе с 1995 года. С 1 сентября перешла работать в другую школу. Мне дали класс, но часов в неделю получилось не 18, а 17, то есть неполная ставка. Директор школы убеждает, что для учителей начальной школы это не важно и педстаж все равно будет засчитан. Правда ли это?

Читайте также:
Как продавать разливное пиво через онлайн кассы?

Здравствуйте. Могу ли я рассчитывать на льготную пенсию, работая учителем в ПОСЕЛКОВОЙ школе, с неполной нагрузкой?

Добрый день. В декабре 2019 у меня 25 лет льготного педаг.стажа. Была в клиент.службе в декабре, сказали прийти в мае (25 лет + 6 месяцев). Подала заявление в мае 2022. Приостановили дело до сентября для проверки документов. В октябре – отказ. Причина – к 27 мая стаж 25 лет 4+ мес. Мне нужно срочно подать заявление в Госуслугах? Из-за приостановки дела я упустила время. Они сказали, что 25 лет + 6 месяцев, а это в июле…. А уже ноябрь….

Помогите разрешить ситуацию, проработала в техникуме 19 лет, преподавателем русского языка и литературы на 1 и 2 курсе, возраст обучающихся составляет 16-17 лет. В педагогический стаж вошло только 3 года 10 месяцев. Учебное заведение отчитывается перед пенсионном фондом: «контингент обучающихся в возрасте 18 лет ниже 50%». почти 16 лет не вошло в педагогический страж.
Пенсионный фонд отказал мне в праве получения пенсии по выслуге лет, ссылаясь на Постановление Правительства, согласно которому педагогический стаж работникам системы НПО и СПО не засчитывается, если контингент учащихся в возрасте до 18 лет составляет ниже 50%.
Как можно получить право на льготную пенсию?

Сколько педагогов Ссузов сейчас с надеждой читают этот материал.. надеясь на информацию о том , почему их лишили досрочной . С кем судиться и на каком основании , каккие доводы приводить Судиться с со свои руководством , потому что именно оно предоставляет Справки в УПФР с готовыми подсчётами % детей . То . что тит управляют УПФР , бесспорно! Они грозят выездной проверкой , наложением штрафов и т. д. Подсчёт в УПФР условия пункта 14 пост. Правтельства рФ №781 лишил их досросчной , Именно неправовой подсчёт , а не заочники , как им объясняют. Считают Стразхователь и Страховщик это условие задолго до назначения , считают категорию в ИЛС ,Ссчитают возраст по СПО-1 на 1 января сл. года ?! и по метод. реком. Правлдения ПЫФР №11П на 1 октября . Всё это неправомерно. Доказательства у меня ptr.loginov@rambler.ru

Знаю насколько актуален вопрос лишения досрочной педагогов Ссузов в РФ по надуманному основанию – неисполнению условия пункта 14 Постановления Правительства рФ от 29 октября 2002 г №781 ” обучения не менее 50% детей. ” Разумеется, надуманным является подсчёт процента Ссузами . Согласно ФЗ-27 именно Страхователь предоставляет Справку с подсчётом возраста ( процента детей ) .
Нет вопросов к Правительству РФ . Пункт 14 устанавливает отношение Сссуза к учреждению для детей , которые в Списках на доосрочную. Постановление Правительства РФ выверено в праве и является нормативно-правовым актом (НПА).. Далее сплошная чехарда и выдумка ПФР, вместо НПА. Метод. рекомендации Правления ПФР №11П от 2004 года не НПА, но содержат пункт 28.5, влияющий на права неограниченного круга лиц и неоднократно применим.следовательно являющийся существенным условием . Согласно Приказа Минюст РФ от 29 октября 2022г , рекомендации не являются НПА , не подлежат госрегистрации и поверке в праве, но могут содержать нормативные положения только , если ссылаются на НПА . Такой ссылки в п.28.5 МР 11 П нет , Следовательно, исчислять возраст ( процент ) по п. 28.5 МР 11П на 1 октября текущего года , нельзя! Но Ссузы и УПФР ИСЧИСЛЯЮТ возраст и процент именно так! т Не удивительно , что украв полгода возраста , они добились того. что ни в одном Ссузе детей сейчас нет более 50%. .Надо исчислять возраст обучающихся, как до 2009 года НА 1 ЯНВАРЯ текущего года !ТОгда в большинстве учебных лет процент детей будет более 50-ти.. Кто хочет узнать на что ещё пошли ПФР и их региональные органы совместно с работодателями – стразхователями для лишения педагогов ССсзов досрочной ,обращайтесь . Расскажу и документы предоставлю. для суда . А может у нас с вами получится доказатьИсполнительной дирекции ПФР и Минруд РФ то ,что я изложил. . Сейчас они слово в слово в ответе на вопрос подсчёта возраста ,ссылаются на имеющийся в Интрнете ответ “специалиста” ПФР г .Куйшва об одновременном исчислении количества и возраста на 1 октября . А это не доказательство, ибо ни в одном правовом докумеете об этом одновременном исчислении , не говорится ! Более того, ,Евростат устанавливает исчисление возраста на середину периода учебного года 1 января текущего года , хотя учебный год начинается как у нас -1 октября . Юристы знают такую уловку в праве, когда за лесом НПА, вкрадывается ненормативное утверждение , как у ПФР г. Куйшва. . Короче , не всё потеряно , если вам отказали в досрочной. Обращайтесь , помогу!

Особенности расчета педагогического стажа для выхода на пенсию: что важно знать воспитателям и учителям?

Педагогическим работникам гарантируется право досрочно выйти на пенсию. ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ст. 30, п. 1, пп. 19) от 19.12.2016 сохраняет право на досрочную пенсию по старости за лицами, реализовывающими педагогическую деятельность в учреждениях для детей на протяжении не менее 25 лет.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-93. Это быстро и бесплатно !

Читайте также:
Оплата простоя по вине работодателя, по независящим причинам от работодателя и работника

Что это такое и зачем требуется?

Педагогический стаж – это сумма отработанных дней в образовательной сфере за всю рабочую деятельность. Список должностей и соответствующих детских учреждений, работая в которых гражданин нарабатывает льготный стаж, утвержден законодательством в ПП № 781.

  1. Во-первых, все педагоги будут получать пенсионные выплаты соразмерно фактически отработанному времени: чем больше педагогический стаж по профессии, тем выше пенсионное пособие (подробно о том, как учитывается стаж для начисления пенсии в России, читайте тут, а из этой статьи вы узнаете, как будет происходить перерасчет пенсии тем кто, имеет большой стаж работы). Квалификационная категория также влияет на размер пенсии.
  2. Во-вторых, педагогический стаж влияет на размер оплаты труда. Чем больше опыта работы по специальности и выше категория педагога, тем более востребован сотрудник и соответственно более достойная заработная плата.

к оглавлению ↑

Список должностей и условия

Для воспитателей

Право досрочного выхода на пенсию имеют:

  • воспитатель;
  • старший воспитатель;
  • воспитатель-методист;
  • педагог-воспитатель;
  • родитель-воспитатель;
  • руководитель физического воспитания;
  • музыкальный руководитель.

Чтобы стаж считался льготным после, занимаемая должность в трудовой книжке должна называться «методист – воспитатель» или «старший воспитатель» (больше о том, что такое льготный стаж и и как его оформить, читайте тут).

Период получения педагогического образования и прохождение службы в армии до 1993 года приравнивается к льготному стажу, если непосредственно до и после обучения исполнялась педагогическая работа.

До 2000 года в педагогический стаж входили сроки работы в образовании вне зависимости от часовой нагрузки, т. е. не учитывая нормы рабочего времени в неделю. После реформы пенсионного страхования сотрудник, для зачисления педагогического стажа, должен иметь часовую нагрузку не ниже указанных:

  • 36 часов в неделю для старших-воспитателей, воспитателей – методистов и воспитателей в образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста, в общежитиях средних специальных и начальных профессиональных образовательных учреждений.
  • 30 часов для старших воспитателей других образовательных организаций.
  • 30 часов для воспитателей школ-интернатов, детских домов, групп продленного дня, специальных учебно-воспитательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обслуживания.
  • 25 часов для воспитателей, работающих с детьми с ОВЗ.
  • 24 часа в неделю для музыкальных руководителей в детском саду.

к оглавлению ↑

Для учителей

Прежде всего, в отношении учителей действует те же порядки учета педагогического периода, что и для воспитателей. Согласно ст. 333 ТК РФ для педагогов установлена общая нагрузка в 36 часов в неделю. При этом педагогическая работа (непосредственно ведение уроков и занятий) для учителей школ и дополнительного образования – 18 часов.

333 статья ТК РФ. Продолжительность рабочего времени педагогических работников

  • Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
  • В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Учителей не всегда возможно обеспечить нормой фактически отработанного времени в неделю. Например, учителя физической культуры или иностранного языка в начальной школе. В таком случае ставка будет считаться полной, при условии дозагрузки учителя другой педагогической работой, предусмотренной законодательством (Приказ Минобрнауки РФ № 2075 от 24.12.2010).

Какие именно учителя имеют право претендовать на досрочную пенсию:

  1. преподаватель;
  2. учитель;
  3. учитель-логопед;
  4. учитель-дефектолог.

к оглавлению ↑

Что входит в состав льготного учительского стажа?

Льготный стаж педагогам начисляется с момента заключения трудового или гражданско-правового договора, т. е. в периоды, когда за работника происходят страховые взносы. Если педагог осуществляет другую педагогическую деятельность, не предусмотренную законодательством (например, частное репетиторство), то льготный стаж не засчитывается.

Таким образом, в льготный стаж включаются:

  • время работы по договору, когда за сотрудника производятся страховые взносы;
  • ежегодные отпуска;
  • периоды временной нетрудоспособности;
  • периоды обучения по профилю , если человек работает педагогом до и после обучения (с 2016 года);
  • прохождение курсов повышения квалификации (с 2016 года);
  • отпуск по беременности и родам;
  • уход за ребенком до 3 лет (до 6.10.1992).

Больше о льготном стаже и как его посчитать можно узнать здесь.

Когда возможно досрочное назначение?

Выход на досрочную пенсию возможен при соблюдении ряда условий:

  • Профессия сотрудника должна быть правильно записана в трудовой книжке и соответствовать перечню из ПП № 78.
  • Организация, в которой трудиться гражданин должна относиться к перечню ПП № 781.
  • Фактически отработанное время в педагогической должности равно 25 годам или более (какое пособие будет у отработавших 25 лет?).
  • Наличие индивидуального пенсионного коэффициента. В 2017 году он равен 11,4 каждый год он вырастает на 2,4 пункта.

Неверная запись в трудовой книжке может служить отказом ПФР в праве на досрочную пенсию. Такие прецеденты оспариваются в судебном порядке.

Подробная инструкция расчета

Пошагово рассмотрим пример подсчета педстажа:

Читайте также:
Табель учета рабочего времени: порядок и образец заполнения, бланки форм Т-12, Т-13 и 0504421

    Изучить трудовую книжку сотрудника и выписать только те периоды работы, которые подходят для зачисления в льготный стаж.

Например, Смирнова Анастасия Георгиевна работала учителем русского языка в общеобразовательной школе. Эта профессия и учреждение подходят, поэтому выписываем начало и окончание работы: 1.09.1994 – 5.06.1998.

Далее имеется работа не по профилю, ее не включаем в расчет.

Затем Анастасия Георгиевна устраивается учителем русского языка в городскую школу, но с нагрузкой в 15 часов в неделю, при этом дорабатывает норму воспитателем группы продленного дня 15 часов в неделю. В сумме нагрузка 30 часов, а это значит, что данный период входит в льготный. Поэтому имеем второй период: 1.09.2002 – 30.06.2014.
Вычислить продолжительность отработанного времени по каждому периоду:

  • 1.09.1994 – 5.06.1998 отработано 3 года 9 месяцев 5 дней;
  • 1.09.2002 – 30.06.2014 отработано 11 лет и 10 месяцев.
  • Суммировать фактически отработанное время (при необходимости отнять отпуска за свой счет, период ухода за ребенком). В сумме выходит 15 лет 7 месяцев 5 дней. Этот стаж не дает права выйти на пенсию досрочно.
  • к оглавлению ↑

    Порядок оформления

    Для оформления пенсии нужно заранее подготовить пакет документов:

    • заявление на предоставление пенсии (можно распечатать бланк с сайта ПФР или взять лично в отделении ПФР);
    • паспорт;
    • пенсионное страховое свидетельство;
    • справка – основание для предоставления льготной пенсии (выдает бухгалтер);
    • справка с места работы по форме 2-НДФЛ;
    • военный билет (если есть);
    • трудовая книжка;
    • свидетельства о рождении детей (если имеются).
    • Скачать бланк заявления на получение пенсии
    • Скачать образец заявления на получение пенсии

    После сбора необходимых документов нужно:

    1. Обратиться в ПФР лично или через личный кабинет, законного представителя, МФЦ или портал «Госуслуги».
    2. Заявление подается не ранее месяца до наступления льготной пенсии, либо позже (но пенсионные начисления начнут производить лишь с момента обращения, перерасчет не производится).
    3. Если потребовались дополнительные документы, то предоставить их рекомендуется в течение 3 месяцев.
    4. Дата приема заявления с пакетом необходимых документов является днем обращения гражданина за пенсией.
    5. В течение 10 дней сотрудники ПФР обязаны рассмотреть заявление.
    6. ПФР выносит заключение – отказать в досрочном назначении пенсии либо назначить льготную пенсию.
    7. Действия сотрудников ПФР можно обжаловать в суде.

    Если в праве на досрочную пенсию отказано в виду того, что определенные периоды были не учтены, то можно обжаловать решение сотрудников ПФР, поскольку при начислении пенсии учитываются более ранние законодательства. В этом случае рекомендуется обратиться к юристу.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

    Педагогическая этика — что это

    Вопрос о том, что это такое — педагогическая этика, актуален для многих жителей Российской Федерации. Об особенностях педагогической этики учителя в школе будет полезно знать как родителям учеников, так и самим учащимся, а также учителям и будущим сотрудникам сферы образования. Современные реформы системы образования направлены в том числе и на совершенствование этики учителя или преподавателя и на возвращение высокого и почетного статуса представителей профессии педагога.

    Педагогическая этика — что это такое

    В современном ведении практически любой деятельности особое значение отводится именно этическим аспектам труда, творчества или бизнеса. И в первую очередь это касается понятия профессиональной этики. Так называется система принципов и моральных норм, применяемых представителями определенной профессии в рамках ведения своей деятельности и с учетом особого характера этой работы. При этом обычно критерии формирования профессиональной этики и основные её черты выглядят следующим образом:

    • Наличие профессиональной солидарности. Лишь когда сотрудники определенной сферы формируют полноценное профессиональное сообщество, можно говорить о наличии определенной профессиональной этики в виде нормативов, характерных именно для этой сферы деятельности.
    • Особое понимание чести и долга. В большинстве случаев, профессиональная этика затрагивает не только прямые материальные вопросы, подлежащие четкой оценке, но и определенные моральные и этические нормы, которые стремятся соблюдать представители какой-либо профессии.
    • Наличие дополнительной ответственности. Практически всегда профессиональная этика возникает в тех сферах деятельности, где от работы специалиста зависят другие люди — их жизнь, здоровье, материальное положение и правовой статус, что предусматривает также отдельное нормативное регулирование в вопросах деятельности представителей таких профессий.

    По всем вышеозначенным критериям, педагоги являются специалистами, в отношении которых однозначно имеет место сформированная профессиональная этика. Педагогическая этика учитывает как особую важность специалистов данного профиля для общества в целом, так и особый характер работы, предусматривающий в большинстве случаев взаимодействие именно с детьми. Кроме этого, труд педагогических работников сам по себе имеет множество особенностей нормативно-правового регулирования.

    Так, для учителей предполагается предоставление дополнительных отпусков, в том числе — и отпуска продолжительностью в один календарный год за десять лет педагогического стажа. На время летних каникул также педагоги обладают возможностью для дополнительного ежегодного оплачиваемого отдыха. Конечно, все это компенсируется колоссальным уровнем нагрузки, относительно низкими заработными платами и большим количеством стрессовых ситуаций, связанных как с общением с детьми и подростками, так и с соблюдением достаточно жесткого регламента педагогической этики и законодательных норм.

    Таким образом, под педагогической этикой подразумевается в первую очередь свод формальных и неформальных принципов, которым должен соответствовать каждый педагог, моральных ориентиров и качеств. В рамках педагогической этики рассматривается допустимость и недопустимость определенных действий со стороны педагогов — причем в рамках этики затрагиваются не только вопросы поведения и действий учителя на работе, но и действия педагога во внерабочее время в публичном и даже непубличном пространстве.

    Зачем нужна педагогическая этика

    В Российской Федерации уделяется особое внимание вопросам, связанным с обеспечением дополнительных гарантий отдельным категориям населения. Забота о детстве прямо предусмотрена Конституцией Российской Федерации, а значит — в интересах государства обеспечивать дополнительную защиту и безопасность детей. Педагоги — это одни из немногих категорий трудящихся, чья деятельность постоянно связана с детьми. Более того — они обеспечивают развитие детей, получение ими образования и необходимых в жизни навыков.

    Учитывая сложившуюся тенденцию в сфере российского образования, на большинство педагогов возлагается обязанность не просто обеспечить передачу знаний подрастающему поколению. Современные российские учителя должны также брать на себя роль воспитателей для детей и подростков, обучать их принципам жизни в социуме и обеспечивать моральное, нравственное и духовное развитие детей для того, чтобы они стали полноценными членами общества.

    Соответственно этому, педагогическая этика призвана обеспечить решение сразу нескольких задач, таких как:

    Формирование профессионального сообщества педагогов. Как и в сфере любой другой профессиональной этики, педагогическая этика делает педагогов отдельным, обособленным классом общества, в рамках которого они могут свободно делиться знаниями, навыками и опытом, разрабатывая и внедряя самые перспективные методики ведения своей деятельности.

  • Обеспечение ценза и защиты детей. Педагогическая этика ограждает российских детей от людей, которые могут негативно повлиять на нравственное развитие и тем более здоровье и безопасность детей. При этом законодательство помогает в соблюдении педагогами высоких морально-этических стандартов в рамках их участия в образовательном процессе.
  • Повышение статуса профессии педагога. Во многом меры по разработке и внедрению нормативов, регулирующих педагогическую этику, направлены на улучшение общественного отношения к работе учителя, создание образа педагога, как высококлассного специалиста. Учитывая большой дефицит педагогических работников, это направление развития педагогической этики во многом является приоритетным.
  • Разработка новых стандартов и методик обучения. Так как педагогическая этика постоянно совершенствуется и видоизменяется, развиваясь вместе со всем обществом в целом и обществом педагогов в частности, она предполагает и нахождение новых идей и векторов в развитии всей системы образования в Российской Федерации.
  • Правовое регулирование педагогической этики в России

    С точки зрения российского законодательства, все вопросы, связанные с правовым регулированием педагогической этики, рассматриваются в первую очередь в рамках Модельного кодекса профессиональной этики, который является приложением к Письму Минобрнауки №09-148 от 06.02.2014. Данный документ содержит конкретные принципы, согласно которым предполагается оценивать соответствие педагогических работников определенным критериям.

    Данный документ не является обязательным к применению на практике — фактически, он представляет собой базовый документ, на основании которого сами образовательные учреждения, а также органы местного самоуправления могут принимать собственную документацию, регламентирующую принципы поведения педагогических работников на практике. В то же время, для понимания ситуации с педагогической этикой в стране в целом, можно ознакомиться с положениями этого базового документа, так как в подавляющем большинстве случаев все принципы, регламентирующие профессиональную этику педагогов, полностью или частично соответствуют модельному кодексу.

    Учитывая вышеприведенный факт, следует понимать, что конкретные правила одежды, поведения с учащимися и иные аспекты деятельности педагогических работников оцениваются в первую очередь в соответствии с установленными в образовательных учреждениях собственными критериями. Подобный подход позволяет дифференцировать учреждения в сфере образования и предоставить им широкие возможности для создания собственного имиджа, а также не налагать чрезмерные нагрузки на представителей коммерческих структур, ведущих образовательную деятельность.

    Этика учителя в школе — что стоит знать родителям

    Более всего внимания в вопросах педагогической этики, конечно же, привлечено к нюансам, связанным с поведением учителей в общеобразовательных школах. Современные родители часто бывают крайне требовательными к педагогам, ведущим школьную программу. Поэтому как будущим, так и действующим учителям, равно как и родителям и даже самим учащимся, будет полезно узнать, из чего состоит этика в школе. Так как педагогическая этика учителя в школе — это целый комплекс правил и норм, ее можно подразделить на следующие основные составляющие части:

    • Педагогическая мораль. Она предполагает осознание учителем своей важности и своего положения по отношению к учащимся и воспитанникам, понимание своей ответственности за поступки и их влияние на подрастающее поколение. Педагогическая мораль должна наделять учителя умением поддерживать творческое и образовательное развитие учеников, вежливость при общении и сугубо положительное взаимодействие со своими воспитанниками.
    • Педагогическая справедливость. Обеспечение справедливости в педагогической деятельности является важной составляющей педагогической этики в целом. Педагог должен быть беспристрастным и не оценивать учеников исходя из их половой, этнической, расовой, религиозной принадлежности, социального статуса или уровня дохода.
    • Педагогический долг. Обязанность каждого педагога обеспечивать образование и развитие своих воспитанников как личностей, жертвуя в том числе и личными интересами — вот, что называется педагогическим долгом и составляет значительную часть принятой в России педагогической этики.
    • Педагогическая честь. Это — совокупность характерных черт позитивного образа педагогических работников, и в поддержании педагогической чести участвуют в том числе и другие лица системы образования, как государственные органы и регуляторы, так и непосредственно ученики и их родители.
    • Педагогический авторитет. Каждый педагог должен стремиться поддерживать свой авторитет — как среди учащихся, так и непосредственно как член профессионального сообщества. Необходимо осознавать важность своего авторитета для ведения эффективной педагогической деятельности.

    Понимая спектр морально-этических обязанностей и сложностей, с которыми приходится сталкиваться педагогам, родители смогут лучше относиться к учителям и выдвигать к ним адекватные требования. Педагог не должен быть марионеткой учеников, не должен потакать им в любых их действиях, а должен обеспечивать равноправие в коллективе и в первую очередь — способствовать развитию учеников как личностей, а не деградации учащихся.

    Критика действующей системы педагогической этики

    Сейчас в Российской Федерации часто можно столкнуться с критикой педагогической этики, как особых критериев, применяемых к педагогическим работникам. И если ряд объективных нормативов правового регулирования не подлежит оспариванию — например, запрет на работу с детьми лицам, которые ранее привлекались к ответственности за насилие над ними, то вот другие ограничения, касающиеся морально-этического облика педагога многим гражданам и учителям, кажутся чрезмерно жесткими.

    Жесткие нормативы в вопросах педагогической этики уже неоднократно вызывали споры в прессе и возмущение со стороны учителей. Например — в некоторых ситуациях учителей увольняли за фото в закрытом купальнике во время отпуска. Именно поэтому многие педагоги призывают к пересмотру нормативов правового регулирования их деятельности, ведь текущие нормы являются слишком расплывчатыми и позволяют фактически уволить сотрудника образовательного учреждения за деяние, которое в целом не будет иметь никаких негативных последствий.

    К тому же, подобные ситуации, как отмечают критики действующей системы педагогической этики, никак не способствуют популяризации профессии учителя. Учитывая зарплаты учителей в Российской Федерации, постоянное увеличение нагрузки на них и принуждение к работе на несколько ставок, сложно говорить о какой-либо педагогической чести и ожидать от учителей соответствия крайне высоким моральным стандартам и критериям.

    Современный педагог и профессиональная этика.

    О профессиональной этике современного педагога.

    Нам выпало нелегкое испытание жить и работать в период так называемой оптимизации и модернизации образования. Все больше и больше новых, часто противоречивых и неоправданных требований предъявляется к педагогу, при этом неизбежно растет психологическая напряженность. В таких условиях возрастает роль педагогической этики, ведь соблюдение ее принципов – это основа психологического благополучия ученика и педагога, один из путей сохранения психического и психологического здоровья.

    Вспомним основные этические принципы, известные из педагогической психологии. Это принципы: гуманизма, ненасилия, автономии, толерантности, ответственности, справедливости, уважения прав и достоинства, компетентности, порядочности. Они в полной мере относятся к взаимодействию и общению всех участников образовательного процесса: учителя и учеников, учителя и родителей, учителя и коллег-педагогов.

    • В общении с учениками хороший учитель умеет быть добрым и строгим одновременно. Наблюдения и исследования показывают, что школьники больше всего ценят в учителях справедливость, доброту, понимание, профессионализм, а также требовательность.
    • Нельзя исходить только из педагогических целей и ограничиваться только одной функцией – информацией. Обязательно учитывайте и тот эмоциональный, личностный и нравственный след, который останется в душе ребенка после вашего общения.
    • Поддерживайте доброжелательную рабочую атмосферу в классе. Пусть ваша доброжелательность проявляется не только в словах, но и в улыбке, взгляде в глаза, мягких жестах – и вербально, и невербально. Найдите контакт с каждым своим учеником, ведь нельзя ничему научиться у того, кто не нравится.
    • Организуя общение с детьми, выделите время, чтобы внимательно выслушать их. К сожалению, часто педагоги из-за недостатка времени не дослушивают, перебивают своих учеников, присваивая себе право на знание истины в последней инстанции.
    • Найдите время, чтобы понять настроение детей, уловить изменения в микроклимате класса; развивайте в себе педагогическую наблюдательность.
    • В разговоре с детьми не обсуждайте действия родителей. Дети ведь часто не могут повлиять на ситуацию, но у них может возникнуть чувство стыда и обиды. Наша же задача – способствовать улучшению взаимопонимания в семье ученика.
    • Ну и конечно, никто не отменял хорошо известное всем правило – хвалим публично, “ругаем” один на один.

    Сейчас в общеобразовательных школах становится реальностью инклюзивное образование, все больше появляется учеников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Необходимо внимательно следить за соблюдением принципа толерантности к ним. Даже если мы знаем диагноз ребенка – нельзя обсуждать его ни с коллегами, ни с другими детьми. Наиболее этично (и так принято в новом профессиональном стандарте педагога-психолога) говорить о таких детях – ребенок с трудностями в обучении, адаптации, поведении, развитии, ребенок с особенностями. Выражения «он больной, ненормальный, нездоровый, неуспешный, отстающий » – недопустимы. Надо воспитывать в себе и в детях уважительное отношение к личности любого ребенка просто по праву его рождения, как к человеческому существу. Умение заметить что-то хорошее в ребенке, независимо от его отметок, физических показателей и внешней привлекательности… Тем более, что в жизни никто не застрахован от личного столкновения с заболеваниями, травмами и т.д. Понятно, что любить каждого ребенка в равной степени учитель не может (да и нужно ли это?), но принимать каждого и уважать его личность педагог просто обязан, это показатель его профессионализма.

    • В общении с родителями важно помнить, что педагоги – временные сопровождающие ребенка на участке его школьной жизни, а всю жизнь проживать ребенок будет рядом со своими родителями. И именно им принадлежит вся полнота ответственности за жизнь, здоровье и обучение ребенка. Школа же, согласно Закону об образовании, создает условия для его полноценного образования.
    • Педагогу важно налаживать доброжелательный рабочий контакт с родителями учащихся, постараться стать с ними союзниками в общем деле обучения и воспитания их чада. Порой это трудно сделать, у многих людей сейчас предвзятое отношение ко всему, что связано со школой («спасибо» средствам массовой информации, формирующим искаженный образ учителя). Но профессионализм, искренность и соблюдение педагогической этики – будут в помощь учителю.
    • Важно избегать небрежности в речи и тщательно подбирать слова, когда мы говорим родителям и детям друг о друге. Очень осторожно нужно относиться к использованию юмора, иронии, речевых метафор, никогда не допускать сарказма. Люди, воспитанные по-разному, имеющие различный культурный уровень, иногда могут принять образный язык за унижение или оскорбление.
    • А если человек обиделся, оскорбился, он не будет прислушиваться к смыслу даже самой умной и красивой речи – он будет думать, как ответить, отомстить (пусть и словесно). Или же, если у него тонкая душевная организация, может целиком погрузится в свои переживания. В обоих случаях высказывания педагога не достигнут желаемой цели.
    • Любой, а особенно трудный разговор лучше начать с нескольких добрых слов о ребенке, и только потом перейти к критической информации. В заключение разговора желательно выразить надежду на возможность плодотворного сотрудничества.

    Педагогический коллектив – сложный организм, имеющий определенные общие цели и задачи, но при этом состоящий из очень разных людей: по возрасту и опыту, семейному положению, специальности и педагогическим взглядам, нравственному, культурному уровню и интеллекту, типу нервной системы и темпераменту и т.д.

    Для того чтобы коллектив, собранный из столь разных людей, мог работать как единое целое, необходимо, чтобы каждый педагог (несмотря на индивидуальные особенности и самобытность) умел соотносить свою деятельность с общими целями. Этого достигнуть помогает сознательное разделение деловой и личной сфер. Основу педагогического коллектива составляют женщины, а они склонны чаще воспринимать рабочие моменты как личные и реагировать излишне эмоционально.

    Постарайтесь осознать, что у вас с коллегой не личные, не дружеские, а рабочие ( в чем-то вынужденные) отношения. Что твой коллега тоже Вас не выбирал и он не обязан реагировать так, как вам хочется, но вместе вы делаете общее важное дело, результат которого, да и Ваш тоже зависит от того, сумеете ли Вы договориться. Такой подход позволяет охладить пыл, снизить накал эмоций и перейти в деловую сферу общения.

    Настроиться на принятие другого человека, понимание нормальности различия ваших взглядов поможет психологическое упражнение (так называемая гештальт-молитва). Найдите немного времени, расположитесь поудобнее, подумайте о своем оппоненте и про себя произнесите, обращаясь мысленно к нему:

    Я делаю своё дело, а ты делаешь своё.
    Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям, а ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим.
    Ты – это ты. А я – это я.
    Если мы встретимся и поймем друг друга – это прекрасно.
    А если нет – так тому и быть.

    Современная школа – как правило, очень большой коллектив. Но если у вас возникает пожелание, просьба, замечание, пожалуйста, найдите время и способ обратиться к коллеге лично, чтобы спокойно обсудить проблему. Может быть, это просто недопонимание и повода для конфликта нет? А если не получается разрешить противоречие лично, можно обратиться за помощью к администрации, психологам, авторитетным третьим лицам. И, конечно же, недопустимо вмешивать в собственные недоразумения учеников и обсуждать с учениками действия своих коллег. В таком случае на ребенка может накладываться не свойственная ему ответственность за действия другого взрослого человека. Важно учить детей и себя, в первую очередь, оценивать свои действия и нести ответственность именно за них. В любом случае важная общая задача – способствовать локализации спорных ситуаций и недоразумений, конструктивному разрешению неизбежно возникающих конфликтов.

    Возможно, последствия педагогических ошибок не так фатальны и не так заметны, как, например, врачебных… Но и они могут оставлять раны и рубцы в человеческой душе. Поэтому, работая с людьми, будем руководствоваться основными этическими нормами и следовать заповеди «Не навреди»!

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: