Переподготовка военнослужащих, увольняемых в запас

Служба по контракту

Увольняемым с военной службы

В соответствии с требованиями приказа Министра обороны Российской Федерации от 21 октября 2015 г. № 630 «О порядке и условиях профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей отдельных категорий военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту» во втором полугодии 2022 г. будет организован набор в группы профессиональной переподготовки военнослужащих по одной из гражданских специальностей военных образовательных организаций высшего образования Минобороны России (предварительные сроки начала обучения прилагаются).

Зачисление военнослужащих в группы профессиональной переподготовки организуется в порядке, предусмотренном приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 октября 2015 г. № 630 «О порядке и условиях профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей отдельных категорий военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту». При этом список военнослужащих, изъявивших желание пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей (приложение № 1 к Порядку и условиям профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, введенному в действие приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 октября 2015 г. № 630), а также копии рапорта военнослужащего о его желании пройти профессиональную переподготовку (с резолюцией соответствующего командира (начальника) и диплома о ранее полученном им образовании направляются непосредственно в вузы по месту планируемого обучения из воинских частей (организаций), в которых они проходят военную службу.

Сроки начала обучения увольняемых военнослужащих по программам профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей в военных образовательных организациях высшего образования Минобороны России во втором полугодии 2022 г.

Наименование вуза и группы подготовки

Код
группы

Дата начала подготовки

1. Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации (г. Москва)

119571, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 100, тел.: 8 (495) 693-77-53, 693-77-76, 693-79-56

На базе высшего образования:

Педагогика высшей школы

2. Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая ордена Жукова академия Вооруженных Сил Российской Федерации»

119922, г. Москва, проезд Девичьего поля, д. 4, тел.: 8 (915) 493-11-57

На базе высшего образования:

Эксплуатация транспортно-технических машин и комплексов

3. Московское высшее общевойсковое командное орденов Жукова, Ленина и Октябрьской Революции Краснознаменное училище

109380, г. Москва, ул. Головачева, д. 2, тел.: 8 (495) 746-90-06 доб. 5-58, 8 (964) 762-00-46

На базе высшего образования:

4. Казанское высшее танковое командное ордена Жукова Краснознаменное училище
420059, г. Казань, Оренбургский тракт, д. 6, тел.: 8 (843) 277-55-71 доб. 22-31, 22- 32, 8 (927) 447-93-82, 8 (917) 865-69-33

На базе высшего образования:

На базе среднего профессионального образования:

5. Новосибирское высшее военное командное училище

630117, г . Новосибирск, ул. Иванова, д. 49, тел.: 8 (921) 572-24-99

На базе высшего образования:

6. Дальневосточное высшее общевойсковое командное ордена Жукова училище имени Маршала Советского Союза К.К.Рокоссовского

675021, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 158, тел.: 8 (924) 670-42-16, (924) 670-96-05

Как организована профессиональная переподготовка военнослужащих перед увольнением в запас

Когда увольняют в запас

Увольнение в запас военных происходит:

  • когда достигнут предельный возраст военнослужащего для своей категории;
  • если истекает срок службы;
  • при проблемах со здоровьем человека;
  • в случае мероприятий организационно-штатного характера, в том числе при сокращении штатов;
  • из-за дисциплинарных нарушений;
  • по другим причинам.

Первые четыре причины дают право на бюджетные курсы для увольняемых в запас военнослужащих. А если подходит предельный возраст для пребывания на воинской службе либо истекает срок контракта, то обучение можно проходить не ранее чем за один год до этих дат.

Если увольнение происходит по остальным причинам, то речь о переподготовке военнослужащих на бесплатной основе не ведется.

Зачем военным нужна переподготовка

Обучение военных перед увольнением в запас введено в целях повышения социальной защищенности офицеров и прочих категорий военных. Переподготовка представляет собой изучение новой специальности на курсах. Военнослужащим дается возможность на льготных условиях поступить в конкретное учебное заведение, которое они для себя выбрали. Большой плюс — помощь вуза в последующем поиске работы после окончания службы в войсках.

Если военный хочет переобучиться, то ему могут выдать сертификат по специальной квоте. Когда желаемое направление не входит в рамки бюджетной программы, финансовая разница должна погашаться самим военным.

Из чего состоит программа переподготовки увольняемых в запас военнослужащих

При необходимости человек, увольняющийся со службы по контракту, имеет возможность пройти обучение по гражданской специальности. Законом предусматривается посещение вуза на бесплатной основе, если такой военный университет имеет отношение к Министерству обороны.

Основы программы переподготовки военнослужащих установлены в Приказе министра обороны России № 630 от 21.10.2015. Наборы в вузы проходят каждое полугодие. Каждый набор выполняется по групповым распределениям, которые относятся к различным учебным заведениям МО. Этот же Приказ определяет порядок по зачислению военных в группы обучения.

Читайте также:
Должностные обязанности помощника бухгалтера

Бесплатные курсы для офицеров запаса предлагаются по различным профессиям. Есть возможность освоить более чем 60 направлений, например цифровые технологии, государственное управление и др.

Списки желающих переучиться должны быть составлены и отправлены в ближайшие к прохождению службы вузы до начала периода обучения. Переучиваться можно на очной либо очно-заочной формах обучения. Ряд учебных заведений также предлагает заочно пройти переподготовку военнослужащих (это выступает заменой дистанционного варианта).

Стандартный период профессиональной переподготовки военнослужащих перед увольнением в запас не может быть более четырех месяцев. А минимальное время учебы равно 250 часам. В течение этого периода военнослужащие имеют статус прикомандированных (при очном обучении) и сохраняют зарплату и звание. А если в это время по каким-либо причинам произойдет увольнение, то он может продолжить обучаться бесплатно. При выборе заочной формы переподготовки военнослужащий проходит службу в своей части и параллельно обучается в вузе.

По результатам итоговой аттестации военный получает диплом, позволяющий работать по новой специальности. А сам факт переобучения заносится в его личное дело.

Кто может проходить курсы переподготовки для военнослужащих, увольняемых в запас

Основное требование к кандидатам на переобучение — это наличие более пяти лет стажа. Причем период, проведенный в учебных заведениях, в это время не включается.

Для мужчин возрастное ограничение до 2014 года составляло 45 лет, после этого — 50 лет и выше. Что касается женщин, то тут отметка осталась той же. То есть до наступления 50-летнего возраста военнослужащий в запасе имеет право получить не только гражданскую, но и другую военную специальность (на сборах).

Не все военные могут иметь право на переподготовку. Важны причины увольнения, в Приказе МО № 630 приведен перечень таких обстоятельств. При этом все другие основания увольнений не подойдут.

Что нужно для переподготовки перед увольнением

Чтобы получить новую специальность, в первую очередь необходимо желание самого военнослужащего. Ему нужно пройти стандартную процедуру для зачисления:

  1. Написать рапорт на имя своего непосредственного командира, в нем указать все данные (имеющееся образование, текущую должность, звание, общую продолжительность службы в армии и пр.). Приложить копию удостоверения офицера (при наличии), указать телефоны. Все эти документы передать в отдел кадров части лично либо через своего командира.
  2. Дождаться резолюции начальства по этому рапорту и внесения военнослужащего в списки.
  3. В вуз отправляется пакет документов.
  4. Выполняется зачисление на обучение.

После окончания переподготовки человек уходит со службы уже с новой гражданской специальностью.

Список документов, которые нужно предоставить учебному заведению для переподготовки военнослужащих:

  • перечень зачисляемых в вуз;
  • копии их рапортов;
  • резолюции начальника на рапорты;
  • копии офицерских удостоверений (если есть);
  • копии дипломов, уже имеющихся у военных.

После пересылки этих документов будет назначена конкретная форма обучения относительно каждого поступающего. Вступительные экзамены отсутствуют. Но существует один нюанс — проходить переподготовку на бесплатной основе можно только единожды и по одной специальности.

После прохождения переподготовки выдают документы государственного образца, свидетельствующие о переподготовке военнослужащих запаса.

Переподготовка военнослужащих, увольняемых в запас

За последние 10 лет в филиалах Президентской академии обучение по программам профессиональной переподготовки прошли 3507 военнослужащих, увольняемых в запас по выслуге лет.

Программы профессиональной переподготовки военнослужащих Российской армии, увольняющихся в запас по выслуге лет, реализовывались в 20 филиалах региональной сети Президентской академии, включая Московский областной филиал, Приморский филиал, Мурманский филиал, Псковский филиал, Северо-Западный институт управления, Южно-Российский институт управления, Северо-Кавказский институт, Среднерусский филиал, Приморский филиал, Ставропольский филиал и др.

В текущем году обучение по программам переподготовки проходит 221 человек в 14 филиалах РАНХиГС.

Ключевым направлением обучения у военнослужащих, увольняемых в запас по выслуге лет, является программа профессиональной переподготовки «Государственное и муниципальное управление».

Цель обучения по программе – опираясь на предыдущие профессиональные навыки и богатый армейский опыт, после успешного завершения программы приобрести более глубокие знания и понимание принципов, методов и приемов разработки и реализации управленческих решений в области государственного и муниципального управления, научиться применять теорию на практике. Ключевая задача преподавателей Академии состоит в том, чтобы обеспечить слушателям основу для непрерывного профессионального развития на протяжении всей карьеры в постоянно меняющейся профессии.

Еще одним востребованным направлением среди ушедших в запас военнослужащих является программа «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг» слушатели которой получают знания и навыки, необходимые для работы в сфере государственных и муниципальных закупок, в том числе по планированию закупок, определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей), по контролю, аудиту и мониторингу в сфере государственных и муниципальных закупок, по государственным и муниципальным контрактам и др. актуальным вопросам.

Основная цель нового вида профессиональной деятельности, предусмотренного профессиональным стандартом «Специалист в сфере национальных и религиозных отношений», например, и, соответственно, программой профессиональной переподготовки, разработанной на его основе – решение задач, направленных на укрепление общероссийской гражданской идентичности, сохранение и поддержку этнокультурного и религиозного многообразия народов Российской Федерации, межнационального и межрелигиозного согласия.

Читайте также:
Оформление больничного листа

Научиться создавать собственное малое предприятие и квалифицированно управлять им ушедшие в запас военнослужащие могут на программе «Предпринимательская деятельность в сфере малого и среднего бизнеса». Они также обучаются системным и глубоким познания о современных особенностях российского предпринимательства, его роли, тенденциях развития, структурной основе, принципах формирования и функционирования организаций малого и среднего бизнеса.

Среди наиболее востребованных программ также числятся «Управление персоналом» и «Документоведение и документационное обеспечение управления».

Большинство военнослужащих, поступающих на программы Президентской академии, уже имеют высшее образование по военным специальностям, полученное в специализированных учебных заведениях. По окончании программ РАНХиГС выпускники участвуют в конкурсах на замещение вакантных должностей государственных и муниципальных служащих, по итогам которых занимают должности на гражданской службе, работают в государственных гражданских учреждениях и коммерческих организациях. В частности, многие находят себя в кадровых и в контрактных службах, на руководящих и выборных должностях.

О своем обучении на программе «Государственное и муниципальное управление» и полученных позитивных результатах в интервью сайту Президентской академии рассказал выпускник Ногинского филиала РАНХиГС 2014 г., депутат городского совета наукограда Королёв, заслуженный юрист Московской области, действительный муниципальный советник Московской области 3-го класса Михаил Гацко:

«Я увольнялся с воинской службы, и мне требовалась гражданская специальность. Тем более у меня уже был опыт депутатской работы, и я собирался баллотироваться на выборную должность. Поэтому мне потребовалось подкрепить не столько дипломом, сколько новыми крепкими знаниями соответствующие навыки, умения и квалификацию. В январе 2014 года я получил диплом, а уже в сентябре выдвинул свою кандидатуру на должность заместителя председателя городского совета наукограда Королёв и был избран на эту должность, которую я замещал на протяжении пяти следующих лет. Будучи зампредседателя городского совета в Королёве, я привлек для обучения на программе РАНХиГС порядка 15 своих бывших коллег — военнослужащих из числа депутатов, помощников депутатов, которые за это время уже отучились. Полученные знания пригодились не только мне, но и многим другим».

Впечатлениями об обучении в Приморском филиале РАНХиГС поделился вышедший в запас по выслуге лет Сергей Комков из Уссурийска: «Я с выбором программы обучения не сомневался – сразу подал заявку на «Государственное и муниципальное управление». Мне кажется, что служебный и жизненный багаж знаний и опыт лучше «модернизировать» сегодня в промежутке между увольнением со службы и приобретением профессии в сфере государственных и муниципальных услуг».

Сергей Валерьевич рассказал, что вместе с другими слушателями задавал вопросы преподавателям относительно востребованности в будущем на рынке труда, где одним из основных требований к кандидату является возраст; как перестроить свой уклад жизни с военного на гражданский; как вести беседу при трудоустройстве или как написать резюме.

«Мы на занятиях с интересом разбирали вопросы конфликтологии, трудового права, основ государственной и муниципальной службы с помощью профессиональных и грамотных преподавателей. Мы не заметили, как пролетели почти четыре месяца учёбы», – подытожил выпускник Приморского филиала.

Определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 25.04.2017 N 202-КГ17-1

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 25 апреля 2017 г. N 202-КГ17-1

Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Воронова А.В.,

судей Замашнюка А.Н. и Сокерина С.Г.

при секретаре Жиленковой Т.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе представителя командира войсковой части Иванова И.В. на решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 9 сентября 2015 г. и постановление президиума Ленинградского окружного военного суда от 31 августа 2016 г. по административному исковому заявлению подполковника запаса Сапрыкина И.В., об оспаривании действий командира войсковой части , связанных с отказом в направлении на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Замашнюка А.Н., изложившего обстоятельства административного дела, содержание принятых по делу судебных актов, доводы кассационной жалобы, объяснения представителя командира войсковой части Иванова И.В. в обоснование доводов кассационной жалобы и выступление представителя командира войсковой части Пленкина Н.А. в поддержку доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации

Сапрыкин И.В. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным отказ командира войсковой части , доведенный до него в сообщении от 12 мая 2015 г., в направлении на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей, и обязать указанное должностное лицо включить его в соответствующий список военнослужащих, направляемых на данную переподготовку.

Решением Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 9 сентября 2015 г. административное исковое заявление Сапрыкина И.В. удовлетворено. На командира войсковой части возложена обязанность по направлению Сапрыкина И.В. на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. Также суд взыскал с войсковой части в пользу Сапрыкина И.В. судебные расходы в сумме 300 рублей, связанные с уплатой государственной пошлины.

Читайте также:
Положение о рабочей группе по внедрению профстандартов: образец

Апелляционным определением Ленинградского окружного военного суда от 17 декабря 2015 г. решение суда первой инстанции отменено и принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований.

Постановлением президиума Ленинградского окружного военного суда от 31 августа 2016 г. апелляционное определение отменено и оставлено в силе решение гарнизонного военного суда.

В кассационной жалобе в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации представитель административного ответчика Иванов И.В. выражает несогласие с решением суда первой инстанции и постановлением президиума окружного военного суда, просит их отменить в связи с неправильным применением норм материального права и отказать в удовлетворении требований Сапрыкина И.В.

В обоснование своей позиции представитель командира войсковой части указывает на то, что право военнослужащих на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей, предусмотренное п. 4 ст. 19 Федерального закона “О статусе военнослужащих”, не является абсолютным, а может быть реализовано ими в порядке и на условиях, которые определены федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. Такое право у Сапрыкина И.В. возникло в августе 2013 года и могло быть реализовано им при подаче рапорта в сроки, установленные п. 15 Инструкции о порядке и условиях реализации военнослужащими органов Федеральной службы безопасности, проходящими военную службу по контракту, права на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей, утвержденной приказом ФСБ России от 26 января 2009 г. N 22, (далее – Инструкция). Поскольку решение об отказе в заключении с ним нового контракта было доведено до Сапрыкина И.В. 5 августа 2013 г., о сокращении занимаемой им должности истцу сообщили в ходе беседы 9 октября 2013 г., а с рапортом о направлении на профессиональную переподготовку он впервые обратился только 28 октября 2014 г., то административный истец сам пропустил срок подачи такого рапорта, что суды первой и кассационной инстанции оставили без внимания.

Без должной судебной оценки остался и факт реализации Сапрыкиным И.В. права на получение в период военной службы второго высшего образования в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 19 указанного Закона.

По мнению автора жалобы, обращение Сапрыкина И.В. с рапортом о профессиональной переподготовке в тот же год, когда он получил диплом о втором высшем образовании, и все предшествующие его действия, обуславливающие вопрос увольнения с военной службы с предварительным обеспечением жильем в избранном после увольнения месте жительства, имели своей целью не обучение в целях адаптации к новым экономическим и социальным условиям после увольнения с военной службы, а преследовали затягивание процедуры увольнения, чему оценки судами первой и кассационной инстанций не дано.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2017 г. кассационная жалоба представителя командира войсковой части вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих полагает необходимым жалобу удовлетворить исходя из следующего.

В соответствии со ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются такие существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Как усматривается из материалов дела, Сапрыкин И.В. проходил военную службу по контракту в одном из подразделений ФСБ России, в 2010 году достиг предельного возраста пребывания на военной службе, 24 ноября 2013 г. у него истек срок действия контракта, заключенного сверх предельного возраста, а в заключении нового контракта ему было отказано, о чем истец был извещен 5 августа 2013 г.

Приказом командира войсковой части от 9 октября 2013 г. N 222-ЛС в связи с проведением организационно-штатных мероприятий Сапрыкин И.В. с 14 сентября 2013 г. был зачислен в распоряжение названного должностного лица.

В связи с предстоящим увольнением с военной службы с Сапрыкиным И.В. 9 октября 2013 г. должностными лицами Службы ФСБ России проведена беседа, в ходе которой истец, имея право выбора основания увольнения (по возрасту, по истечении срока контракта, по состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями), отказался от увольнения без предоставления жилья по избранному месту жительства в г. Москве. Иных просьб, в том числе о направлении его на профессиональную переподготовку, Сапрыкин И.В. не выразил.

Впервые с рапортом о направлении на профессиональную переподготовку Сапрыкин И.В. обратился только 28 октября 2014 г., на который 17 декабря 2014 г. получил отказ по телефону от сотрудника отдела кадров со ссылкой на пропуск установленного в п. 15 Инструкции 10-дневного срока со дня ознакомления в приказом (выпиской из приказа) о внесении изменений в штат органа безопасности.

Читайте также:
Расшифровка ОКПО: что это такое в реквизитах

21 апреля 2015 г. Сапрыкин И.В. вновь обратился с рапортом о направлении на профессиональную переподготовку, а 5 мая 2015 г. оспорил в Мурманском гарнизонном военном суде бездействие командира войсковой части , выразившееся в не рассмотрении его рапорта от 28 октября 2014 г.

21 мая 2015 г. Сапрыкин И.В. получил письменный отказ в направлении на профессиональную переподготовку со ссылкой на пропуск установленного ст. 15 Инструкции срока подачи рапорта и получение им в 2014 году второго высшего образования с присвоением квалификации “юрист”, что с учетом наличия у него еще одного высшего образования с квалификацией “экономист-финансист” позволяет ему адаптироваться к новым экономическим и социальным условиям после увольнения с военной службы. В тот же день Мурманским гарнизонным военным судом на основании заявления Сапрыкина И.В. прекращено производство по делу об оспаривании бездействия командира войсковой части по рассмотрению рапорта истца от 28 октября 2014 г.

Приказом ФСБ России от 31 июля 2015 г. N 596-ЛС Сапрыкин И.В. уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, а приказом командира войсковой части от 5 августа 2015 г. N 155-ЛС – исключен из списков личного состава с 21 августа того же года.

Удовлетворяя требования административного истца и признавая незаконным отказ командира войсковой части в направлении Сапрыкина И.В. на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей, суды первой и кассационной инстанций исходили из того, что п. 4 ст. 19 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих” и положения Инструкции не предусматривают возможности отказа военнослужащему соответствующей категории в направлении на профессиональную переподготовку по причине несоблюдения сроков подачи рапорта об этом, а в ходе судебного разбирательства ответчик не представил доказательств, подтверждающих дату ознакомления истца с приказом (выпиской из приказа) о внесении изменений в штат органа безопасности. Получение Сапрыкиным И.В. в период военной службы второго высшего образования, наряду с уже имеющимся у него, по мнению данных судебных инстанций, не должно препятствовать истцу в реализации права на прохождение профессиональной переподготовки, целью которой является адаптация к новым экономическим и социальным условиям после увольнения с военной службы.

Однако данные выводы судов основаны на неправильном толковании норм материального права и противоречат материалам дела.

Гарантируя в п. 4 ст. 19 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих” (далее – Закон) право отдельных категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей без взимания с них платы за обучение, законодатель определение порядка и условий реализации этого права отнес к исключительной компетенции Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

В ФСБ России порядок и условия реализации военнослужащими органов федеральной службы безопасности, проходящими военную службу по контракту, права на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей регламентированы одноименной Инструкцией, утвержденной приказом ФСБ России от 26 января 2009 г. N 22.

В частности, п. 2 Инструкции определяет, что направление военнослужащих на профессиональную переподготовку осуществляется на основании их рапорта при соблюдении условий, приведенных в п. 4 ст. 19 Закона.

Сроки подачи таких рапортов военнослужащими, изъявившими желание пройти профессиональную переподготовку, определены в п. 15 Инструкции, в соответствии с которым военнослужащие подают рапорт по команде:

– увольняемые с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе или по истечении срока военной службы – не позже чем за год до наступления предельного возраста пребывания на военной службе или истечения срока военной службы (в случае отказа в заключении с указанными военнослужащими нового контракта – не позднее 10 календарных дней с даты ознакомления с принятым в отношении их решением);

– увольняемые с военной службы по состоянию здоровья – не позднее 10 календарных дней с даты ознакомления с вынесенным военно-врачебной комиссией заключением о признании их не годными (ограниченно годными) к военной службе;

– увольняемые с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями – не позднее 10 календарных дней с даты ознакомления с приказом (выпиской из приказа) о внесении изменений в штат органа безопасности.

Как установлено по делу, 24 ноября 2013 г. у Сапрыкина И.В. истек срок действия контракта, заключенного сверх предельного возраста, а в заключении с ним нового контракта ему было отказано, данное решение было доведено до административного истца 5 августа 2013 г.

Читайте также:
Положение об отпусках: образец

Следовательно, Сапрыкин И.В. вправе был заявить о своем желании пройти профессиональную переподготовку не позднее 15 августа 2013 г., о чем справедливо указывает представитель административного ответчика в своей жалобе.

Кроме того, с 14 сентября 2013 г. занимаемая административным истцом воинская должность была сокращена, о чем ему было доведено в ходе беседы 9 октября 2013 г., проводимой с ним воинскими должностными лицами Службы ФСБ России в связи с предстоящим увольнением с военной службы. Однако в рапорте и в листе беседы от того же числа Сапрыкин И.В. заявил лишь о том, что возражает против увольнения с военной службы по возрасту, по истечении срока контракта, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления жилья в избранном месте жительства в г. Москве. Других просьб и спорных вопросов к руководству, кроме обеспечения жильем по договору социального найма в г. Москве, Сапрыкин И.В. не выразил.

Таким образом, о состоявшихся организационно-штатных мероприятиях, в результате которых подразделение ФСБ России, в котором Сапрыкин И.В. проходил военную службу, было сокращено, в связи с чем у него и появилось основание увольнения – в связи с организационно-штатными мероприятиями, административному истцу стало известно 9 октября 2013 г. в ходе проведенной с ним беседы, лист которой он подписал лично, что сторонами не оспаривается и на что справедливо указал суд апелляционной инстанции.

В дальнейшем административный истец изменил свое решение о месте жительства после увольнения с военной службы и попросил обеспечить его жильем в г. Санкт-Петербурге, где в 2014 году ему и была предоставлена квартира. Только после выделения ему квартиры в г. Санкт-Петербурге, прохождения военно-врачебной комиссии, использования отпусков в году увольнения, окончания в 2014 году Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина и получения в порядке п. 2 ст. 19 Закона второго высшего образования с присвоением квалификации “юрист” Сапрыкин И.В. обратился с рапортом, в котором просил направить его на профессиональную переподготовку по специализации “бизнес-администрирование”.

Приведенные обстоятельства, с учетом должностного положения административного истца, зачисления его в распоряжение именно в связи с организационно-штатными мероприятиями, доведения до него информации о сокращении занимаемой должности в связи с упразднением подразделения, в котором он проходил военную службу, проведения с ним беседы о предстоящем увольнении и написания им самим рапорта с приведением в нем одного из оснований увольнения с военной службы – в связи с организационно-штатными мероприятиями объективно свидетельствуют о том, что еще в октябре 2013 года Сапрыкин И.В. знал о проведенных организационно-штатных мероприятиях и изменениях в штате органа безопасности, в связи с чем имел реальную возможность своевременно обратиться к командованию с рапортом о направлении на профессиональную переподготовку.

Поэтому вывод суда апелляционной инстанции о нарушении Сапрыкиным И.В. самим срока подачи рапорта о направлении его на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей, и, как следствие, установленного приказом ФСБ России от 26 января 2009 г. N 22 порядка и условий реализации военнослужащими данного права, является правильным.

Кроме того, Судебная коллегия учитывает, что основной целью профессиональной переподготовки военнослужащих является их адаптация к новым экономическим и социальным условиям жизни и деятельности после увольнения с военной службы, а также повышение их конкурентоспособности на рынке труда.

Отказывая Сапрыкину И.В. в направлении на профессиональную переподготовку, командование правомерно учло и получение истцом в 2014 году в порядке ч. 2 ст. 19 Закона второго высшего образования с присвоением квалификации “юрист”, что, при наличии у него уже имеющегося высшего образования с квалификацией “экономист-финансист” позволяло ему адаптироваться к новым экономическим и социальным условиям после увольнения с военной службы. При этом сам по себе факт начала получения второго высшего образования за год до достижения предельного возраста пребывания на военной службе и получение соответствующей квалификации после формального истечения срока военной службы также свидетельствуют о том, что данная квалификация Сапрыкиным И.В. была избрана и получена им именно для социальной адаптации к новым условиям жизни после увольнения с военной службы.

При таких обстоятельствах Сапрыкин И.В. фактически реализовал перед увольнением с военной службы право на получение образования по одной из гражданских специальностей, которое в данном конкретном случае не требует переподготовки с целью адаптации к новым экономическим и социальным условиям после увольнения с военной службы, о чем справедливо указано в определении суда апелляционной инстанции.

Таким образом, Судебная коллегия приходит к выводу о нарушении самим Сапрыкиным И.В. порядка и условий реализации права на профессиональную переподготовку, в связи с чем полагает правомерным отказ командования в реализации соответствующего рапорта административного истца, а определение суда апелляционной инстанции – законным и обоснованным.

Допущенные нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможна защита охраняемых законом публичных интересов, что в силу ст. 328 КАС РФ является основанием для отмены в кассационном порядке состоявшихся по делу судебных актов первой и кассационной инстанций и оставления в силе апелляционного определения, которым отказано в удовлетворении требований Сапрыкина И.В.

Читайте также:
Налоговая тайна – понятие, что составляет

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 327 – 330 КАС РФ, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации,

решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 9 сентября 2015 г. и постановление президиума Ленинградского окружного военного суда от 31 августа 2016 г. по административному исковому заявлению Сапрыкина И.В. об оспаривании действий командира войсковой части , связанных с отказом в направлении на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей, отменить, оставить в силе апелляционное определение Ленинградского окружного военного суда от 17 декабря 2015 г. об отказе в удовлетворении требований Сапрыкина И.В.

Переподготовка военнослужащих, увольняемых в запас

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 13 декабря 2019 года N 606

(с изменениями на 5 марта 2022 года)

Документ с изменениями, внесенными:

приказом ФСБ России от 5 марта 2022 года N 92 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.04.2021, N 0001202104070007).

Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 22, ст.2331; 2014, N 23, ст.2930.

Зарегистрирован Минюстом России 20 февраля 2009 г., регистрационный N 13411.

Зарегистрирован Минюстом России 28 августа 2012 г., регистрационный N 25300.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа в части организации профессиональной переподготовки военнослужащих органов федеральной службы безопасности, проходящих военную службу по контракту, по одной из гражданских специальностей возложить на управление кадров Службы организационно-кадровой работы ФСБ России, в части планирования и расходования бюджетных средств на указанную профессиональную переподготовку – на финансово-экономическое управление Службы обеспечения деятельности ФСБ России.

в Министерстве юстиции

22 января 2022 года,

регистрационный N 57233

Приложение
к приказу ФСБ России
от 13 декабря 2019 года N 606

Порядок и условия реализации военнослужащими органов федеральной службы безопасности, проходящими военную службу по контракту, права на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей

(с изменениями на 5 марта 2022 года)

1. Порядок и условия реализации военнослужащими органов федеральной службы безопасности, проходящими военную службу по контракту, права на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей (далее – Порядок) определяют вопросы реализации военнослужащими органов федеральной службы безопасности (далее – органы безопасности), проходящими военную службу по контракту (далее – военнослужащие), права на прохождение профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей (далее – профессиональная переподготовка) продолжительностью до четырех месяцев в соответствии с пунктом 4 статьи 19 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих”.

2. Право на прохождение профессиональной переподготовки имеют военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет пять лет и более (не считая времени обучения в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования), в год увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, истечении срока военной службы, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями .

3. К прохождению профессиональной переподготовки в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее – образовательные организации), допускаются военнослужащие, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование либо получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование .

(Сноска в редакции, введенной в действие с 18 апреля 2022 года приказом ФСБ России от 5 марта 2022 года N 92. – См. предыдущую редакцию)

4. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации .

Минимально допустимый срок освоения программы профессиональной переподготовки не может быть менее 250 часов .

Профессиональная переподготовка может осуществляться с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий .

(Абзац дополнительно включен с 18 апреля 2022 года приказом ФСБ России от 5 марта 2022 года N 92)

(Сноска дополнительно включена с 18 апреля 2022 года приказом ФСБ России от 5 марта 2022 года N 92)

5. Профессиональная переподготовка военнослужащих проводится без взимания с них платы за обучение по одной из гражданских специальностей .

(Пункт в редакции, введенной в действие с 18 апреля 2022 года приказом ФСБ России от 5 марта 2022 года N 92. – См. предыдущую редакцию)

Сноска 4 предыдущей редакции с 18 апреля 2022 года считается сноской 5 настоящей редакции – приказ ФСБ России от 5 марта 2022 года N 92 .

6. Профессиональная переподготовка военнослужащих осуществляется, как правило, в образовательных организациях, расположенных в населенных пунктах по месту прохождения военной службы.

При отсутствии возможности пройти обучение по месту прохождения военной службы военнослужащие направляются руководителем, начальником органа безопасности на профессиональную переподготовку в образовательную организацию в ближайший к месту прохождения военной службы населенный пункт.

7. Военнослужащие направляются на профессиональную переподготовку с сохранением воинских должностей по месту прохождения военной службы и обеспечения всеми видами довольствия .

(Абзац в редакции, введенной в действие с 18 апреля 2022 года приказом ФСБ России от 5 марта 2022 года N 92. – См. предыдущую редакцию)

Читайте также:
Обязательные реквизиты трудового договора

Сноска 5 предыдущей редакции с 18 апреля 2022 года считается сноской 6 настоящей редакции – приказ ФСБ России от 5 марта 2022 года N 92 .

В случае если заключен государственный контракт с образовательной организацией на оказание образовательных услуг по дополнительным профессиональным программам, а срок увольнения военнослужащего наступает до начала или во время обучения, военнослужащий подлежит увольнению и исключению из списков личного состава.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 18 апреля 2022 года приказом ФСБ России от 5 марта 2022 года N 92. – См. предыдущую редакцию)

8. Подразделения кадров органов безопасности:

– определяют количество военнослужащих, планируемых к увольнению и желающих пройти профессиональную переподготовку;

– осуществляют подбор образовательных организаций, расположенных в населенных пунктах по месту прохождения военной службы, а при их отсутствии – подбор образовательных организаций, расположенных в населенных пунктах, ближайших к месту прохождения военной службы;

– ежегодно к 1 мая представляют в финансово-экономическое подразделение органа безопасности заявку для планирования финансовых средств, требующихся для проведения профессиональной переподготовки военнослужащих в следующем году, а при направлении военнослужащих на профессиональную переподготовку во внеплановом порядке – незамедлительно;

– информируют под подпись заинтересованных военнослужащих о наименованиях и местах нахождения образовательных организаций, имеющихся в них программах профессиональной переподготовки, сроках и формах обучения;

– подготавливают и представляют на подпись руководителю, начальнику органа безопасности проекты государственных контрактов с образовательными организациями на оказание образовательных услуг.

9. Военнослужащие, изъявившие желание пройти профессиональную переподготовку, подают рапорт в следующие сроки:

9.1. Увольняемые с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе:

– не изъявившие желания продолжать военную службу – не позднее чем за шесть месяцев до наступления предельного возраста пребывания на военной службе или истечения срока контракта о прохождении военной службы, заключенного с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе;

– изъявившие желание продолжать военную службу и не подавшие рапорт о направлении их на профессиональную переподготовку, в отношении которых соответствующими должностными лицами принято решение об отказе в заключении с ними нового контракта о прохождении военной службы, – не позднее десяти рабочих дней с даты ознакомления с принятым в отношении их решением;

– изъявившие желание уволиться с военной службы до истечения срока контракта о прохождении военной службы, заключенного с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, – не позднее трех рабочих дней с даты подачи рапорта об увольнении с военной службы.

Перенос убытков на будущее по налогу на прибыль организации: процедура, проводки

Дата публикации 11.02.2021

Использован релиз 3.0.87

Организация ООО “Сувенир” получила следующие суммы прибыли (убытков) в налоговом учете:

  • за 2019 г. сумма убытка составила 200 000,00 руб., с суммы убытка признан отложенный налоговый актив в размере 40 000,00 руб.;
  • за 2022 г. сумма убытка составила 300 000,00 руб., с суммы убытка признан отложенный налоговый актив в размере 60 000,00 руб.;
  • за 1-й квартал 2022 г. прибыль составила 700 000,00 руб.

До 2019 года организация ООО “Сувенир” убытков в налоговом учете не получала. Все убытки за 2019 и 2022 годы получены по деятельности, облагаемой по ставке налога на прибыль 20 % на общих основаниях.

В соответствии с учетной политикой организации:

  • используется общая система налогообложения (ОСН), применяется метод начисления;
  • организация исчисляет ежеквартальные авансовые платежи по налогу на прибыль;
  • по ПБУ 18/02 до 2022 года применялся затратный метод, а с 2022 г. – балансовый метод.

В этой статье не рассматривается переход с затратного на балансовый метод. Подробнее о том, как перейти с затратного на балансовый метод, см. здесь.

Создать на основании

Входящий Исходящий
Внутренний

1. Реформация баланса (закрытие года) за 2022 год

1.1 Закрыты счета 90 “Продажи”, 99 “Прибыли и убытки” в результате реформации баланса

1.2 Отражен убыток отчетного года

Обработка “Закрытие месяца” (рис. 1):

  • Раздел: ОперацииЗакрытие месяца.
  • Установите месяц закрытия (декабрь 2022).
  • Кнопка Выполнить закрытие месяца.

Регламентная операция “Реформация баланса” в составе обработки “Закрытие месяца” (рис. 2):

По ссылке с названием регламентной операции Реформация баланса выберите Показать проводки (рис. 1) и посмотрите результат ее выполнения (рис. 2).

Убыток за 2022 год составляет (проводка № 5):

  • в бухгалтерском учете – 240 000,00 рублей;
  • в налоговом учете – 300 000,00 рублей.

Сформируйте справку-расчет Расчет налога на прибыль (рис. 3) (раздел: ОтчетыСправки-расчеты или кнопка Справки-расчеты в форме обработки Закрытие месяца или ссылка с названием регламентной операции в форме обработки Закрытие месяца). Выбор данных (бухгалтерского или налогового учета) производится по кнопке Показать настройки с помощью переключателя на закладке Показатели. Итоговая сумма налоговой прибыли (убытка) за текущий год должна совпадать с суммой проводки по счету 84.02 в корреспонденции со счетом 99.01.1.

Читайте также:
Права и должностные обязанности вожатого в детском лагере

1.3 Сформирована декларация по налогу на прибыль

Регламентированный отчет “Декларация по налогу на прибыль” (рис. 4):

  • Раздел: ОтчетыРегламентированные отчеты.
  • Создайте (откройте уже созданный) отчет Декларация по налогу на прибыль за налоговый период (в примере – 2022 год), заполните его и проанализируйте данные:
    • В Листе 02 по строке 060 отражается сумма убытка, полученная за налоговый (отчетный) период;
    • В Приложении №4 к Листу 02:
      • по строке 040 (050 и далее) отражаются суммы неперенесенного убытка на начало налогового периода в разбивке по налоговым периодам, в которых этот убыток получен;
      • по строке 160 отражается остаток неперенесенного убытка на конец налогового периода (500 000 руб. = 200 000 руб. (убыток за 2019 год) + 300 000 руб. (убыток за 2022 год)).

2. Перенос убытка текущего периода на расходы будущих периодов

2.1 Сумма убытка за 2022 год отнесена на расходы будущих периодов (НУ)

2.2 Отложенный налоговый актив перенесен с убытков текущего периода на расходы будущих периодов

Документ “Операция” (рис. 5):

  • Раздел: ОперацииОперации, введенные вручную.
  • Кнопка Создать. Вид документа – “Операция”.
  • Укажите дату – последнее число отчетного года (за который получен убыток).
  • Заполните табличную часть по кнопке Добавить:
    Проводка №1 (Дт 97.21 Кт 99.01.1):
    • В колонке Дебет укажите счет 97.21 “Прочие расходы будущих периодов” и аналитику к нему:
      • если учет в программе ведется по подразделениям и налоговая база по отдельным подразделениям определяется обособленно (например, по деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств согласно ст. 275.1 НК РФ), укажите подразделение, по которому получен убыток. В нашем примере убытки, полученные организацией, будут учитываться при определении налоговой базы на общих основаниях;
      • создайте и выберите новый элемент справочника “Расходы будущих периодов” (рис. 5):
        • в поле Вид для НУ выберите Убытки прошлых лет;
        • в поле Сумма укажите справочно сумму налогового убытка, полученного за отчетный год (для списания убытка будет использоваться сумма остатка по данным учета);
        • в поле Признание расходов выберите В особом порядке;
        • в поле Период списания с укажите дату начала периода списания убытков. Согласно п. 1 ст. 283 НК РФ перенос убытка является правом налогоплательщика, а не обязанностью. Поэтому если налогоплательщик предполагает воспользоваться указанным правом позже, в форме элемента справочника “Расходы будущих периодов” (рис. 5) указывать дату начала списания убытка не нужно. Чтобы воспользоваться правом уменьшить полученную прибыль на убытки прошлых лет в дальнейшем, следует открыть соответствующий элемент справочника “Расходы будущих периодов” и заполнить поле Период списания с.
    • В колонке Кредит укажите счет 99.01.1 “Прибыли и убытки по деятельности с основной системой налогообложения” и субконто к нему – “Прибыль (убыток) от продаж” (в данном случае счет не имеет принципиального значения, поскольку сумма по этому счету указана не будет, это важно лишь для понимания процесса переноса убытков).
    • В колонке Сумма НУ Дт укажите сумму налогового убытка, полученного за отчетный год, колонки Сумма и Сумма НУ Кт не заполняйте.
  • Кнопка Записать и закрыть.

Внимание! После ввода операции по переносу убытков на будущее необходимо повторно выполнить закрытие месяца.

При повторном закрытии месяца в регламентной операции “Расчет отложенного налога по ПБУ 18” в проводке Дт 09 Кт 99.02.О будет автоматически изменено субконто счета 09 – субконто “Убыток текущего периода” будет заменено на субконто “Расходы будущих периодов”.

Если после ввода операции по переносу убытка текущего года на будущее повторное закрытие месяца (Декабрь года, в котором получен убыток) не было выполнено, то при закрытии Января следующего года на экран будет выведено сообщение о нарушении временной последовательности документов (рис. 6). Оставьте переключатель в положении “Закрыть с Декабря . по Январь . ” и восстановите последовательность по кнопке ОК.

3. Отражение прибыли за 1-й квартал 2022 год

3.1 Списаны в уменьшение налоговой базы убытки за 2019 год

3.2 Списаны в уменьшение налоговой базы убытки за 2022 год

3.3 Исчислен налог на прибыль в федеральный бюджет

3.4 Исчислен налог на прибыль в региональный бюджет

3.5 Списан отложенный налоговый актив

Обработка “Закрытие месяца” (рис. 7):

  • Раздел: ОперацииЗакрытие месяца.
  • Установите месяц закрытия (март 2022).

Обратите внимание, что налогооблагаемая база по налогу на прибыль, определенная нарастающим итогом с начала текущего года, при закрытии текущего периода (месяца) будет уменьшена на сумму налоговых убытков прошлых лет с учетом ограничения в 50%.

Регламентная операция “Списание убытков прошлых лет” в составе обработки “Закрытие месяца” (рис. 8):

По ссылке с названием регламентной операции Списание убытков прошлых лет выберите Показать проводки (рис. 7) и посмотрите результат ее выполнения (рис. 8).

Читайте также:
Как получить электронную подпись для физического лица?

Суммы убытков за 2019 и 2022 годы, отнесенные в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль за 2022 год, проанализируйте в справке-расчете Списание убытков прошлых лет (рис. 9) (раздел: ОтчетыСправки расчеты или кнопка Справки-расчеты в форме обработки Закрытие месяца или ссылка с названием регламентной операции в форме обработки Закрытие месяца).

Регламентная операция “Расчет налога на прибыль” в составе обработки “Закрытие месяца” (рис. 10):

По ссылке с названием регламентной операции Расчет налога на прибыль выберите Показать проводки (рис. 7) и посмотрите результат ее выполнения (рис. 10).

Проанализируйте полученную сумму налога на прибыль с учетом перенесенного с прошлых периодов убытков по справке-расчету Расчет налога на прибыль (рис. 11) (раздел: ОтчетыСправки расчеты или кнопка Справки-расчеты в форме обработки Закрытие месяца или ссылка с названием регламентной операции в форме обработки Закрытие месяца):

  • убыток прошлых периодов учитывается в размере не более 50% от налоговой базы, т.е. не более 350 000,00 руб. (700 000,00 руб. * 50 %), в том числе:
    • за 2019 год убыток учтен в полной сумме – 200 000,00 руб.;
    • за 2022 год убыток учтен в сумме 150 000, руб.;
  • налог на прибыль рассчитан в сумме 70 000,00 руб. ((700 000,00 – 350 000,00) * 20% = 70 000,00 руб.).

Регламентная операция “Расчет отложенного налога по ПБУ 18” в составе обработки “Закрытие месяца” (рис. 12):

По ссылке с названием регламентной операции Расчет налога на прибыль выберите Показать проводки (рис. 7) и посмотрите результат ее выполнения (рис. 12).

Проанализируйте суммы списания отложенного налогового актива (ОНА) по убыткам за 2019, 2022 годы по справке-расчету Расчет отложенного налога на прибыль (рис. 13) (раздел: ОтчетыСправки-расчеты или кнопка Справки-расчеты в форме обработки Закрытие месяца или ссылка с названием регламентной операции в форме обработки Закрытие месяца):

  • Остаток убытков прошлых периодов на начало текущего налогового периода 01.01.2022 составляет 500 000,00 руб., сформированный по этим убыткам ОНА равен 100 000,00 руб. (500 000,00 руб. * 20%), в том числе:
    • за 2019 год налоговый убыток – 200 000,00 руб., ОНА – 40 000,00 руб.;
    • за 2022 год налоговый убыток – 300 000,00 руб., ОНА – 60 000,00 руб.;
  • Остаток убытков прошлых периодов на конец отчетного периода “1-й квартал 2022 года” 31.03.2022 составляет 150 000,00 руб., сформированный по этим убыткам ОНА равен 30 000,00 руб. (150 000,00 руб. * 20%), в том числе:
    • за 2022 год остаток налогового убытка – 150 000,00 руб., ОНА – 30 000,00 руб.;
  • Изменение ОНА за период с 01.01.2022 по 31.03.2022 составляет 70 000,00 руб. (100 000,00 руб. – 30 000,00 руб. = 70 000,00 руб.).

3.6 Сформирована декларация по налогу на прибыль

Регламентированный отчет “Декларация по налогу на прибыль” (рис. 14):

  • Раздел: ОтчетыРегламентированный отчеты.
  • Создайте (откройте уже созданный) отчет Декларация по налогу на прибыль за налоговый (отчетный) период (в примере – март 2022 года), заполните его и проанализируйте данные:
    • В Листе 02 по строке 110 отражается сумма убытка, учтенная в уменьшение налоговой базы за налоговый (отчетный) период.
    • В Приложении №4 к Листу 02
      • по строкам 040 и 050 и далее отражаются суммы неперенесенного убытка на начало налогового периода в разбивке по налоговым периодам, в которых этот убыток получен;
      • по строке 150 отражается сумма убытка, учтенная в уменьшение налоговой базы за отчетный (налоговый) период;
      • по строке 160 отражается остаток неперенесенного убытка на конец налогового периода (150 000,00 = 500 000,00 (остаток неперенесенного убытка на начало налогового периода) – 200 000,00 руб. (убыток за 2019 год) – 150 000,00 (часть убытка за 2022 год)).

Отражение убытка в бухгалтерском учете – проводки

  • Как отражается финрезультат – проводки
  • Убыток бухгалтерский и убыток налоговый – проводки
  • Погашение перенесенного на будущее убытка
  • Итоги

Как отражается финрезультат – проводки

Убыток в бухгалтерском учете (далее — БУ) определяется по окончании отчетного периода путем сравнения понесенных издержек и полученных поступлений. Финрезультат (прибыль или убыток) получается из суммы результатов по обычным для предприятия видам активности и прочим поступлениям и выбытиям. Для фиксации финрезультатов планом счетов (утвержденным приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н) предусмотрен счет 99 «Прибыль и убытки». В течение финансового года выполняется закрытие периодов, за которые формируется промежуточная отчетность, и делаются следующие проводки:

Показана прибыль по обычной деятельности (если оборот по Кт 90.1 больше суммы оборотов по Дт 90.2, 90.3 и т. д.)

Показан убыток по обычной деятельности (если оборот по Кт 90.1 меньше суммы оборотов по Дт 90.2, 90.3 и т. д.)

Читайте также:
Передача персональных данных третьим лицам и ответственность за неё

Показана прибыль по остальным активностям (если оборот по Кт 91.1 больше оборота по Дт 91.2)

Показан убыток по остальным активностям (если оборот по Кт 91.1 меньше оборота по Дт 91.2)

Отметим, что отражение фактов финансово-хозяйственной деятельности по всем субсчетам счетов 90 и 91 выполняется в течение года непрерывно, нарастающим итогом. И только при реформации баланса в конце года они обнуляются проводками Дт 90.1 Кт 90.9, Дт 90.9 Кт 90.2 (90.3). Для счета 91 реформация выполняется аналогично. Соответственно, с убытком, образовавшимся на конец промежуточных отчетных периодов, бухгалтер ничего не делает — финрезультаты просто накапливаются на счете 99. А вот по итогам года скопившееся сальдо на счете 99 включается в состав нераспределенной прибыли или непокрытого убытка проводками:

Показан непокрытый убыток отчетного года

Показана прибыль отчетного года в составе нераспределенной прибыли

Убыток бухгалтерский и убыток налоговый – проводки

Когда по данным бухгалтерского и налогового учета (далее — НУ) получается прибыль и оба значения равны, то трудностей по исчислению и отражению в учете налога на прибыль (далее — НП) не возникает. Если же в одной из систем учета — БУ или НУ — получился один финансовый результат, а в другой — иной, то при закрытии периода следует уделить внимание ПБУ 18/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н. В нашей статье рассмотрим случаи с возникновением расхождений по убытку в БУ и НУ.

Как применять ПБУ 18/02 при получении убытка в бухгалтерском и налоговом учете, разъяснили эксперты КонсультантПлюс:

Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Согласно ст. 283 НК РФ организация имеет право перенести убытки, полученные в текущем налоговом периоде, на будущее, то есть уменьшить базу по НП на сумму этих убытков в последующих периодах полностью или по частям.

Подробнее о налоговом убытке читайте здесь.

Поэтому даже если в текущем периоде финансовые результаты по БУ и НУ равны, то в последующих периодах при прочих равных данных бухгалтерская и налоговая прибыль будут различаться, таким образом, возникнет вычитаемая временная разница (п. 11 ПБУ 18/02). Отметим, что правило переноса убытка работает только для налогового периода (года), к убытку за отчетный период оно не применяется.

Рассмотрим 3 случая возникновения убытков и связанных с ними проводок.

Одинаковый убыток в БУ и НУ

Согласно п. 20 ПБУ 18/02 после того, как бухгалтер определит финансовый результат по данным БУ, он должен подсчитать и отразить в учете условный доход или расход по НП. Это необходимо сделать, потому что налоговый убыток за отчетный период обнуляется (п. 8 ст. 274 НК РФ), а финансовый результат по БУ остается неизменным. Сумма вычисляется путем умножения бухгалтерского убытка на ставку НП и отражается проводкой:

  • Дт 68 Кт 99 — на сумму условного дохода по налогу на прибыль.

Далее при убытке должен быть отражен отложенный налоговый актив (ОНА) на ту же сумму:

  • Дт 09 Кт 68 — ОНА.

Таким образом, если в НУ и БУ зафиксирован убыток, то по счету 68, субсчету «НП» будет нулевое сальдо, а в декларации к уплате также будет отражен 0. При этом возникшую разницу между 0 по НУ и суммой убытка по БУ следует отразить в бухучете (сформировать ОНА).

Убыток в НУ, прибыль в БУ

Если в НУ образовался убыток, а в БУ прибыль, то в НУ расходы были больше или доходы меньше, а значит, в текущем периоде должны быть отражены отложенные налоговые обязательства (ОНО) при налогооблагаемых временных разницах или постоянные налоговые доходы (ПНД) при постоянных разницах. При закрытии периода бухгалтер отражает условный расход по НП, который компенсируется сделанными ранее проводками по ОНО или ПНД, тем самым приводя текущий НП к 0.

Рассмотрим эту ситуацию на примере.

В ООО «Калейдоскоп» прибыль по БУ равна 250 тыс. руб., убыток по НУ — 500 тыс. руб. Разница возникла в связи со списанием «Калейдоскопом» амортизационной премии по новому основному средству — 350 тыс. руб. (ОНО). Также ООО «Калейдоскоп» получило безвозмездно оборудование от учредителя — физлица, которое имеет долю в уставном капитале, равную 70%. Стоимость оборудования составила 400 тыс. руб. В БУ это поступление отражено как прочие доходы, в НУ оно не признается облагаемым доходом (подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ). В бухучете ООО «Калейдоскоп» сделаны проводки:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: