Планирование и анализ использования фонда заработной платы

Как рассчитывать фонд оплаты труда и что при этом важно учесть

Фонд оплаты труда — это все расходы по заработной плате и другим отчислениям работникам за определенный период времени. Необходим для планирования, составления штатного расписания, определения рентабельности и исчисления налогов и сборов.

Зачем рассчитывают ФОТ

Нормально работающая организация всегда использует наемный труд и платит заработную плату работникам. В нормативных документах и отчетах часто встречается такое понятие, как ФОТ, применительно к планированию, рентабельности, льготам и даже исчислению обязательных платежей. Разберемся, что такое ФОТ — фонд оплаты труда в организации, и как его посчитать. Эта часть расходов регулируется п. 8 ПБУ 10/99.

Фонд оплаты труда — не абстрактная величина, его необходимо рассчитывать на разных этапах работы и держать под контролем. В статье 129 Трудового кодекса РФ указано, что это:

все расходы на заработную плату работников, в том числе стимулирующие и компенсационные выплаты.

При создании новой организации ФОТ считают для планирования предстоящих расходов и составления штатного расписания. Обычно затраты на заработную плату и прочие выплаты персоналу занимают значительное место в бюджете компании. От размера ФОТ зависит право на некоторые льготы и возможность применения льготных налоговых режимов. Он прямо влияет на рентабельность, поэтому до начала и во время ведения хозяйственной деятельности его контролируют и корректируют.

Что включают в ФОТ

Руководитель каждой организации самостоятельно решает, что входит в фонд оплаты труда: заработная плата работников; премиальные выплаты; стимулирующие и компенсационные надбавки; отпускные; материальная помощь; пособия; страховые взносы.

Все выплаты и платежи, включаемые в ФОТ, производятся исключительно за счет средств работодателя. Пособия, которые оплачивает ФСС, в него не включают. Поэтому входят ли больничные в фонд оплаты труда — только за 3 дня, оплачиваемых работодателем из собственных средств.

Окончательный состав выплат, включаемых в ФОТ, закрепляют в учетной политике организации и применяют для планирования и отчетности. С его помощью анализируют эффективность затрат на персонал и другие экономические показатели.

Фонд оплаты труда отличается от фонда заработной платы тем, что кроме заработной платы и страховых взносов, в него включают компенсации, стимулирующие выплаты, пособии, матпомощь. Если таких выплат в организации нет, то ФОТ равен фонду зарплаты.

Общая формула расчета

В законодательстве отсутствует универсальная формула, как рассчитать фонд оплаты труда — все зависит от его состава, определенного в организации. Обычно посчитать общую сумму несложно — достаточно все сложить. В плановом исчислении часто требуется определить затраты на финансирование работников для изготовления определенной партии товара. В этом случае определяют стоимость изготовления одной единицы и умножают на необходимое количество, добавляя премиальные и прочие надбавки. Формула выглядит так:

ФОТ = Стоимость одного изделия × количество изделий % премии.

В бухгалтерии применяется более точная формула расчета фонда оплаты труда, но она подходит для определения фактического по итогам определенного периода, а не планового ФОТ.

Он равен сумме кредита счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» с дебетом счетов учета прочих расходов (при условии, что расходы на выплаты работникам в них входят):

  • 20 «Основное производство»;
  • 25 «Общепроизводственные расходы»;
  • 26 «Общехозяйственные расходы»;
  • 08 «Вложения во внеоборотные активы»;
  • 91 «Прочие доходы и расходы».

Так как кредит — это отрицательное значение, а дебет — положительное, получаются реальные затраты организации. Но как посчитать фонд оплаты труда, если требуется провести анализ работы организации, — применять усредненные и справочные показатели. В расчет берут:

  • среднемесячную заработную плату одного работника;
  • объем производства продукции на рубль заработной платы;
  • соотношение темпа роста средней заработной платы и производительности труда.

Примеры расчета

Организация решила открыть филиал, и ей требуется составить план его финансирования. Рассмотрим пример, как рассчитывается фонд оплаты труда в таких условиях. В филиале должны работать:

  • руководитель — оклад 50 000 рублей;
  • 2 специалиста — оклад 40 000 рублей;
  • водитель — оклад 30 000 рублей;
  • уборщица — оклад 20 000 рублей.

По итогам месяца предусмотрена премия в размере 30% от оклада — для администрации и 20% — для рядовых сотрудников.

Как рассчитать месячный показатель

Разберемся, как посчитать ФОТ за месяц для этого филиала организации. Для этого суммируем все оклады:

50 000 + 40 000 + 40 000 + 30 000 + 20 000 = 180 000 руб.

Но это не окончательный вариант расчета. Далее вычисляем премии:

50 000 × 30% = 15 000 руб.; 130 000 × 20% = 26 000 руб.; всего 41 000 руб.

И страховые взносы на зарплату и премию:

(180 000 + 41 000) × 30% = 66 300 руб.

Суммируем показатели и получаем 287 300 руб. в месяц. Это плановый показатель, который отличается от реального, так как в процессе работы сотрудники берут больничный, уходят в отпуск или не выполняют целевые показатели для получения премии.

Как рассчитать годовой показатель

Теперь выясним, как рассчитать фонд оплаты труда на год: просто умножить месячное значение на 12.

В нашем примере годовой плановый ФОТ филиала составит 3 447 600 рублей.

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как теперь будут контролировать наличку. 115-ФЗ в 2022 году ».

Читайте также:
Ограничение удержаний из заработной платы и их размеры по ТК РФ

Только до завтра можно забрать запись со скидкой 20%. Программу вебинара смотрите здесь

Инструкция: анализируем использование фонда заработной платы

Состав и структура фонда оплаты труда

Зарплата — это особый экономический показатель, который является не только источником доходов трудоспособного населения, но и играет роль стимулирующего фактора, направленного на повышение производительности труда.

Иными словами, чтобы достигнуть высоких показателей производительности, руководство должно создать оптимальные условия оплаты труда для своих сотрудников. А создание достойных условий без проведения анализа эффективности использования фонда заработной платы невозможно.

Фонд оплаты труда (ФОТ) — это совокупные затраты организации на оплату вознаграждений за труд наемных специалистов. Действующие системы оплаты труда устанавливают следующую структуру ФОТ:

  1. Основная или постоянная ЗП — гарантированная часть, например, должностной оклад.
  2. Стимулирующие выплаты — суммы, которые выплачиваются работникам за достижение определенных результатов.
  3. Компенсационные выплаты — средства, компенсирующие особые условия и формы труда, например, доплаты за работу в ночное время, сверхурочные и праздничные выплаты.

Причем чиновники определили рекомендуемое соотношение данных показателей. Так, для учреждений бюджетной сферы основная часть ЗП не должна быть менее 60 % от общей суммы выплат. Следовательно, учреждению необходимо периодически проводить анализ состава и структуры фонда заработной платы, чтобы не нарушать требования Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Основные задачи анализа

Оценка и анализ использования персонала и фонда заработной платы должны выполнять следующие задачи:

  1. Оценка динамики расчетных показателей зарплаты по отдельным группам и категориям работников учреждения.
  2. Определение состава и структуры, расчет максимально допустимых соотношений основной (постоянной) и дополнительной (переменной) части ФОТ.
  3. Оценка факторов, которые имеют прямое влияние на показатели ЗП на предприятии.
  4. Изучение ключевых показателей эффективности использования фонда заработной платы.
  5. Определение взаимосвязи между ростом ЗП и повышением производительности труда.
  6. Исследование влияния роста ФОТ на финансовый результат деятельности предприятия.

Отметим, что для изучения и оценки каждого показателя предусмотрено множество формул и правил проведения расчетов. Рассмотрим некоторые методы на конкретных примерах.

Анализ фонда заработной платы на примере

Используем следующие исходные данные для анализа фонда заработной платы:

Анализируя данные показатели, можно сделать следующие выводы:

  1. Общий ФОТ вырос незначительно. Объем увеличения составил всего 136 300 рублей, или 0,27 % от показателей 2016 г.
  2. Динамика ФОТ по категориям работников более значительна. Так, мы видим существенное снижение уровня заработной платы по административным работникам (на 26,51 %) и незначительное по педагогическому персоналу (снижение на 1,77 %). И в то же время наблюдаем рост ЗП по обслуживающей категории персонала (на 34,58 %). Можно сделать вывод, что в учреждении была проведена оптимизация штата руководящих работников, а высвобожденные средства были направлены на увеличение ЗП обслуживающего персонала, а именно на увеличение МРОТ.
  3. Оценку структуры ФОТ можно представить в виде следующих диаграмм:

Аналогичным образом можно проанализировать движение трудовых ресурсов, соотношение средней заработной платы к количеству работников в разрезе групп и категорий персонала.

Отметим, что проведение анализа ФОТ — неотъемлемая часть планирования. То есть не проанализировав достигнутые показатели, нельзя правильно и эффективно спланировать будущие затраты на ФОТ. Напомним, что все затраты учреждений бюджетной сферы подлежат обязательному экономическому обоснованию. Своевременный и грамотный анализ позволит исключить ошибки в планировании и обосновании бюджетных расходов в части оплаты труда.

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

Что включает в себя фонд оплаты труда?

  • Фонд оплаты труда – что входит в это понятие и в чем его отличие от фонда зарплаты?
  • Как рассчитать ФОТ: формула расчета по балансу
  • Что входит в фонд заработной платы: его состав и структура в балансе
  • Что такое смета ФОТ?
  • Планирование ФОТ
  • Анализ использования ФОТ
  • Справка о ежемесячном фонде оплаты труда – образец
  • Итоги

Фонд оплаты труда – что входит в это понятие и в чем его отличие от фонда зарплаты?

Два фонда (оплаты труда и зарплаты) взаимосвязаны между собой, но не являются идентичными. Хотя совпадение этих показателей возможно, когда фирма экономит на разного рода выплатах (социальных и прочих) своим работникам и кроме непосредственного вознаграждения за труд (зарплаты) никакие иные выплаты не предусматривает.

Каждый руководитель компании и индивидуальный предприниматель должен представлять, что включает в себя фонд оплаты труда. Если исходить из теоретического аспекта, фонд оплаты труда (ФОТ) – это совокупность средств фирмы (как в денежной, так и в натуральной форме), затраченных за определенный временной промежуток на выплаты трудовому коллективу.

В первую очередь в состав ФОТ входят зарплаты и премии, а также разнообразные доплаты (за совмещение, за работу в ночное время суток и др.). Вслед за перечисленными элементами следуют стимулирующие и компенсирующие компоненты ФОТ, а также иные выплаты (к примеру, начисленные за время, которое не отработано, но по закону подлежит оплате). В целом в состав ФОТ входят фонд заработной платы (ФЗП), социальные и прочие выплаты.

Читайте также:
Расшифровка ОКПО: что это такое в реквизитах

Фонд заработной платы – понятие более узкое, чем ФОТ, но формируются и рассчитываются оба фонда по схожим алгоритмам. Об этом поговорим в следующих разделах.

Как рассчитать ФОТ: формула расчета по балансу

Что включает в себя фонд оплаты труда и как его правильно рассчитать? Подобный вопрос актуален для всех коммерсантов – зарплатная составляющая себестоимости товаров или услуг зачастую составляет значительную ее долю и влияет на конечный финансовый результат работы компании.

Чрезмерная экономия на размере ФОТ чревата – скудная зарплата, отсутствие стимулирующих и компенсационных выплат не способствуют высоким производственным показателям и получению достойной прибыли. Результатом такой прижимистости коммерсанта могут стать текучесть кадров, низкая производительность труда, желание отдельных членов коллектива восполнить сумму получаемого вознаграждения за труд за счет имущества фирмы и т. д.

Формула расчета ФОТ представляет собой сумму разнообразных его составных частей. Количество элементов такой формулы зависит от содержания внутрифирменных локальных актов. К примеру, если этими документами предусмотрена ежемесячная выплата работникам зарплаты (ЗП), премии (ПР), а также материальной помощи (МП) в дополнение к отпускным (ОТП), то формула расчета ФОТ будет выглядеть следующим образом:

ФОТ = ЗП+ ПР + ОТП + МП.

Алгоритм расчета фонда оплаты труда, формула которого представлена выше, является схематичным, и расчет ФОТ (как и расчет фонда заработной платы) в различных компаниях может проводиться по более детализированному или сокращенному варианту формулы в зависимости от состава ФОТ и ФЗП.

Когда в качестве источника информации для формулы используются регистры бухучета, фонд зарплаты за некоторый срок рассчитывается следующим образом. Складываются данные по кредиту 70-го счета («Рас­че­ты с пер­со­на­лом по опла­те труда») с дебета счетов:

  • 20-го, на котором отражаются операции характерные для «Основного производства»;
  • 25-го, где отражаются «Об­ще­про­из­вод­ствен­ные рас­хо­ды»;
  • 26-го, отведенного для «Об­ще­хо­зяй­ствен­ных рас­хо­дов»;
  • 08-го, где записываются «Вло­же­ния во вне­обо­рот­ные ак­ти­вы»;
  • 91-го, предназначенного для «Про­чих до­хо­дов и рас­хо­дов» и т.п.

Как провести анализ фонда оплаты труда разъяснил инспектор по труду государственной инспекции по труду Нижегородской области В. И. Неклюдов. Получите пробный доступ к КонсультантПлюс и бесплатно узнайте точку зрения чиновника.

Что входит в фонд заработной платы: его состав и структура в балансе

Фонд заработной платы – один из элементов ФОТ, представляющий собой выраженную в стоимостной форме сумму средств, предназначенных для выплаты заработной платы членам трудового коллектива.

Состав фонда заработной платы, как и в целом состав ФОТ, во многом зависит от внутрифирменной структуры и содержания локальных «зарплатных» актов (положения об оплате труда, о премировании и др.). Помимо выплат – вознаграждений за труд (по тарифам и ставкам), ФЗП включает премии, вознаграждения и поощрительные выплаты.

Можно выделить 4 основные составные части ФЗП:

  • непосредственно зарплата;
  • оплата неотработанного временного промежутка (отпуска, простои и др.);
  • поощрительные выплаты (премии, бонусы за выслугу лет и др.);
  • «поддерживающие» выплаты (бесплатная или частичная компенсация работникам питания, коммунальных услуг, топлива и др.).

Структура в балансе ФЗП в разных компаниях различается. К примеру, структура «зарплатного» фонда небольшой консалтинговой фирмы может выглядеть следующим образом:

Всего ФОТ – 100%, в том числе:

  • администрация – 35%;
  • консультанты – 40%;
  • бухгалтерия – 15%;
  • технический персонал – 10%.

В отношении формулы расчета ФЗП применяются те же алгоритмы и подходы, что и для расчета ФОТ, описанные в предыдущем разделе.

ФЗП, как и ФОТ в целом, требует к себе скрупулезного и внимательного подхода, поэтому уважающие себя фирмы регулярно составляют смету «зарплатного» фонда, а также занимаются не только его планированием, но и регулярным анализом. Об этом поговорим далее.

Что такое смета ФОТ?

Основное назначение сметы ФОТ – планомерное использование «зарплатных» средств. Обычно расчеты составляются на год с разбивкой по кварталам или месяцам. Из сметы должно быть видно, по каким направлениям расходуются средства, а также величины компонентов ФОТ.

Отдельно производится разбивка «зарплатных» расходов по категориям работников (администрация, основной производственный персонал и т. д.). Это позволяет осуществлять контроль над использованием средств и использовать необходимую «зарплатную» информацию для целей внутреннего планирования.

Смета может составляться не только по основным элементам ФЗП, но и по выплатам, носящим социальный характер и прочим.

Смета ФОТ – элемент планирования, характерный в большей степени для крупных предприятий, имеющих в штате специалистов соответствующего уровня и квалификации и сохраняющих подходы к планированию со времен плановой (социалистической) экономики. В современных коммерческих структурах этот документ менее распространен или имеет иное название. О процессе планирования поговорим в следующем разделе.

Планирование ФОТ

Исходя из того, что включает в себя фонд оплаты труда весомую долю общих расходов компании, важным вопросом является предварительное (плановое) определение структуры и размера ФОТ.

Читайте также:
Декларация о соответствии субъектам малого предпринимательства (СМП) образец

Процесс планирования ФОТ можно представить следующим алгоритмом:

  1. Собрать информацию о структуре фирмы, численности персонала и его движении, данных по средней зарплате, плановых показателях производства; изучить штатное расписание и внутренние локальные акты, связанные с ФОТ (положения об оплате труда, о премировании и др.).
  2. Спрогнозировать среднюю численность персонала на плановый временной промежуток.
  3. Выбрать структуру планирования (определиться с основными плановыми параметрами и степенью детализации показателей), составить смету.
  4. Рассчитать ФОТ, избрав наиболее приемлемый способ его исчисления.

С внутрифирменными «зарплатными» локальными актами знакомьтесь в материале «Положение об оплате труда работников – образец 2022».

Спрогнозированный ФОТ позволяет осуществлять своевременный анализ и контроль его использования.

Анализ использования ФОТ

Анализировать использование ФОТ – значит выявлять причины отклонения фактических «зарплатных» расходов от плановых, сопоставлять темпы роста зарплаты с темпами изменения производительности труда, определять резервы для совершенствования оплаты труда и др. Результатом анализа использования ФОТ является перечень мероприятий, направленных на улучшение использования ФОТ.

Для анализа использования «зарплатного» фонда сумму расходов на оплату труда подразделяют на 2 части: постоянную (зарплаты, доплаты и отпускные работников-повременщиков) и переменную («зарплатные» расходы сдельщиков).

В отношении постоянной части ФОТ применяются детерминированные факторные модели анализа. Проводится изучение влияния на ФОТ таких факторов, как среднесписочная численность, среднегодовая и среднедневная зарплата работника, средняя продолжительность рабочей смены, количество отработанных за год дней одним работником.

Для анализа переменной части используются иные показатели, исходя из того, что на эту часть ФОТ наибольшее влияние оказывает трудоемкость изготовления единицы продукции и расценки за единицу ее изготовления.

Проводить анализ фонда заработной платы простым сопоставлением показателей «зарплатного» фонда с аналогичными данными предыдущих периодов и плановыми данными не является достаточным. Важно учесть все структурные нюансы, влияющие на ФОТ (изменение в ассортименте выпускаемой продукции, объемах производства, трудоемкости изготовления продукции т. д.).

Эффективное использование средств, предназначенных для оплаты труда, достигается следующим условием: темп роста производительности труда должен быть выше темпа роста его оплаты.

Проблемы планирования фонда оплаты труда на предприятии Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мироседи С.А., Егорова Е.Г.

В статье рассмотрены факторы формирования фонда оплаты труда на предприятии, проведена их классификация. Дан критический обзор наиболее известным методам формирования ФОТ, выявлены их недостатки. Указаны пути преодоления проблем планирования ФОТ.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мироседи С.А., Егорова Е.Г.

PROBLEMS OF PLANNING OF WAGE FUND AT THE ENTERPRISE

The article deals with the factors of formation of the wage fund at the enterprise, carried out their classification. The critical review of the most known methods of formation of FOT is given, their shortcomings are revealed. Ways of overcoming of problems of planning of FOT are specified

Текст научной работы на тему «Проблемы планирования фонда оплаты труда на предприятии»

ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ФОНДА ОПЛАТЫ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ

С.А. Мироседи, канд. экон. наук, доцент Е.Г. Егорова, студент

Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета (Россия, г. Волжский)

Аннотация. В статье рассмотрены факторы формирования фонда оплаты труда на предприятии, проведена их классификация. Дан критический обзор наиболее известным методам формирования ФОТ, выявлены их недостатки. Указаны пути преодоления проблем планирования ФОТ.

Ключевые слова: фонд оплаты труда, факторы, составляющие ФОТ, методы планирования ФОТ.

Переход к рыночным отношениям и нестабильность экономических отношений предопределили ряд проблем в системе управления предприятием. Одной из них является сложность в реализации такой функции как планирование хозяйственной деятельности, которая связана с неопределенностью формирования заказов, необходимых для полной загрузки производства не только на долгосрочную перспективу, но и на текущий период. Это создает проблемы расчета всех плановых показателей, в том числе и фонда оплаты труда (ФОТ), как важнейшего инструмента управления персоналом, а также важного фактора управления затратами предприятия. Актуальность данной проблемы заключается в том, что с одной стороны ФОТ как мощный стимул повышения производительности и качества труда требует его постоянного повышения, с другой – как статья затрат, постоянного снижения. Отсюда вытекает необходимость оптимизации размера ФОТ в соответствие с финансовым положением предприятия, что требует выбора определенного метода планирования, наиболее отвечающего потребностям предприятия.

Исследованию проблем организации оплаты труда на предприятии уделили внимание российские ученые, такие как И.М. Алиев, Л.П. Владимирова, Б.М. Генкин, А.П. Егоршин, О.Б. Жихарева, А.Я. Кибанов, Ю Г. Одегов, Е.Б. По-шерстник, Л.Т. Сабирова, С.В. Савина, А.А. Федченко, П.Э. Шлендер и др. Однако вопросы формирования ФОТ в условиях неопределенности функционирования предприятия остаются недостаточно проработанными, что послужило основанием для дальнейшего исследования существующих подходов к формированию ФОТ. Это обосновывается тем, что «. современная конкурентная среда требует пересмотра типичных подходов, так как они перестали соответствовать ее требованиям» [1, с. 123].

Читайте также:
Ответственность учредителей ООО: по долгам, при банкротстве, субсидиарная

Фонд оплаты труда представляет собой сумму денежных средств, необходимых для вознаграждения за труд, компенсационные и стимулирующие выплаты, которые расходуются в течение определенного периода времени. Формирование ФОТ зависит от многих факторов, которые можно классифицировать, традиционно разделив их на внутренние и внешние, которые представлены на рисунке 1.

Факторы, влияющие на процесс формирования ФОТ

– масштаб и структура предприятия;

– особенности технологии производства, сложность и интенсивность труда;

– динамика роста объемов производства;

– динамика роста производительности труда;

– численность и структура персонала;

– возможности нормирования работ;

– применяемые формы и системы оплаты труда;

– наличие и соотношение сдельщиков и повременщиков;

– методология расчета ФОТ;

– выплаты компенсирующего и стимулирующего характера;

– уровень прибыльности и рентабельности предприятия;

– законодательная база по вопросам труда и заработной оплаты;

– налоговая политика в сфере оплаты труда;

– установление районных коэффициентов и процентов надбавок;

– географическое положение предприятия;

– уровень средней заработной платы по региону и отрасли;

– уровень конкуренции основных профессий, используемых предприятием, на рынке труда;

– наличие дискриминации в оплате труда по полу, возрасту;

– работа и активность профсоюзов;

Рис. 1. Факторы, влияющие на процесс формирования ФОТ

Планирование ФОТ осуществляется путем составления смет или бюджетов по различным структурным подразделениям предприятия и элементам ФОТ с необходимым уровнем детализации. В настоящее время передовые предприятия «. вынуждены обратиться к использованию современных прогрессивных механизмов менеджмента, позволяющих перейти на бережливое использование всех ресурсов, которыми оно располагает», в т.ч. и заработной платы [2, с. 91]. Для этих целей они формируют свою структуру на основе выделения центров финансовой ответственности, что позволяет усилить контроль над организацией планирования ФОТ и увеличить ответственность за его рациональное использование. При такой организации появляется возможность управлять расходами на заработную плату путем своевременного факторного анализа планируемых и фактических данных об оплате труда. Выявляются причины и виновные ее перерасхода, а также возможные резервы снижения данных затрат.

ФОТ представляет собой соответствующий план по оплате труда персонала, в котором находят отражение следующие его составные части:

а) ФОТ персонала по видам оплаты труда, по группам, категориям и структурным подразделениям и в целом по предприятию с указанием и описанием источников финансирования;

б) выплаты, имеющие стимулирующий и социальный характер и осуществляемые за счет чистой прибыли предприятия;

в) начисления различных видов страхования.

Оплата труда работников (формы, системы, тарифы, нормативы, размер и т.д.) определяется самим предприятием, исходя из законодательно установленного минимального размера оплаты, отраслевых и специальных соглашений, закрепленных в договорах и контрактах, и регулируется действующей системой налогообложения [3, с. 99].

Составляющие элементы ФОТ, включаемые в себестоимость, представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Составляющие ФОТ

При планировании ФОТ пользуются следующими наиболее известными методами его формирования [4]:

Укрупненный метод планирования фонда оплаты труда используется стабильно работающими предприятиями, где незначительно меняются производственные и финансовые показатели. Плановый ФОТ исчисляется исходя из прямой заработной платы, определяемой по расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам. Дополнительная заработная плата рассчитывается с помощью коэффициента, определяемого по отчету, показывающему, во сколько раз полный годовой фонд оплаты труда превышает значение фонда прямой заработной платы. Метод не учитывает многие факторы, как в целом по предприятию, так и по структурным подразделениям.

Нормативный метод планирования ФОТ является наиболее популярным. ФОТ определяется путем умножения планируемого объема товарной (валовой) продукции на установленный норматив заработной платы работника на один рубль объема продукции. Метод теряет свою актуальность в условиях инфляции, т.к. требует постоянных корректировок ФОТ, в противном случае заработная плата перестает выполнять свою стимулирующую функцию.

Метод экстраполяции основывается на анализе факторов влияния среды на состояние деятельности предприятия и сложившихся затрат на оплату труда за предшествующий период. Выявляются отклонения (фактические и в %), причины их возникновения и резервы сокращения этих затрат. По итогам анализа планируется ФОТ на будущий год.

Недостаток метода заключается в том, что он предполагает сохранение сложившихся тенденций на будущее, что в условиях динамичной среды не позволяет правильно спрогнозировать ФОТ.

Метод поэлементного планирования основывается на расчете планового ФОТ в целом по предприятию в разрезе категорий работников путем определения: фонда прямой сдельной заработной платы рабочих; тарифного фонда заработной платы; премиального фонда; выплат компенсирующего характера; фонда заработной платы руководителей, специалистов, служащих; фонда оплаты учеников. В условиях реструктуризации предприятий возникает проблема определения ФОТ по сформированным центрам ответственности, что снижает уровень контроля над ФОТ по этим подразделениям.

В заключение необходимо отметить, что все сложившиеся методы формирования ФОТ имеют недостатки. Они мало учитывают динамику современных экономических процессов, недостаточно адаптивны к изменениям среды функционирования предприятия. Основной проблемой становится необходимость корректировки ФОТ в текущем режиме в связи с изменением потребностей рынка, снижением или увеличением объемов производства и продажи, а, следовательно, перерасчетом ФОТ.

Решение данной проблемы предлагают Трещевский Ю.И. и Гусаров И.В., основываясь методе среднего уровня дохода сотрудников, используемого в рамках текущего помесячного планирования. Предлагается корректировать ФОТ той части персонала, объем работы которой зависит от объема произ-

Читайте также:
Повышение квалификации работников предприятия – что это такое

водства, с помощью планового индекса снижения достигнутого уровня дохода, определяемого экспертным путем. При этом учитывается зависимость от финансовых возможностей предприятия и внешних факторов [5, с. 277]. Предлагаемая методика более перспективна, но также имеет недостатки, связанные с разделением персонала на условно-постоянную и условно-переменную части. Экспертный подход к определению индекса снижения уровня дохода носит субъективный характер.

более перспективным выглядит использование метода поэлементного планирования, основанного на расчете ФОТ для каждого конкретного заказа, с учетом распределения этих заказов по центрам ответственности, что позволит в реальном режиме контролировать затраты на оплату труда и регулировать численность персонала в соответствие с объемами загрузки производства. Такой подход позволит сформировать наиболее оптимальный ФОТ и исключить нерациональные его потери.

В этой ситуации, на наш взгляд, наиБиблиографический список

1. Мироседи С.А., Гущина Ю.И., Нестеренко Т.В. Через механизм управления по ЦФО к бережливому использованию ресурсов // Вопросы экономических наук. -2009. – №2 (35). – С. 91-93.

2. Мироседи С.А., Королева А.В. Использование инструментов управленческого учета в маркетинге // Современные аспекты экономики. 2016. – №4 (224). – С. 123126.

3. Мироседи С.А., Филиппова Т.А. Организация, нормирование и оплата труда работников предприятия. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Волгоград, 2014. Сер. Гуманитарные дисциплины. – Выпуск 1.

4. Экономика предприятия: Курс лекций / О.И. Волков, В.К. Скляренко. – М.: Инфра-М, 2016. – 280 с.

5. Трещевский Ю.И., Гусаров И.В. Планирование фонда оплаты труда в условиях изменения загрузки производства и неопределенности внешней среды на предприятиях горно-металлургического комплекса // Вестник ТГУ. – 2009.- Выпуск 5 (73). -С. 275-280.

PROBLEMS OF PLANNING OF WAGE FUND AT THE ENTERPRISE

S.A. Mirosedi, candidate of economic sciences, associate professor E.G. Egorova, student

Volzhsky polytechnic institute (branch) of the Volgograd state technical university (Russia, Volzhsky)

Abstract. The article deals with the factors of formation of the wage fund at the enterprise, carried out their classification. The critical review of the most known methods of formation of FOT is given, their shortcomings are revealed. Ways of overcoming of problems ofplanning of FOT are specified

Keywords: wage fund, factors that make up FOT, methods of planning FOT.

Анализ использования фонда заработной платы

Предприятие использует оплату труда как средство стимулирования роста производительности труда, ускорения внедрения инноваций, улучшения качества продукции и повышения эффективности производства. Задача анализа использования фонда заработной платы заключается в проверке правильности и рациональности его расходования, в выявлении возможностей более экономного использования.

Анализ фонда заработной платы выполняется по следующим этапам.

На первом этапе рекомендуется определить динамику фонда оплаты труда за ряд предыдущих лет. При этом динамика может иметь четко выраженные направления роста или снижения фонда заработной платы. Чаще она характеризуется колебаниями от максимального уровня в отдельные периоды до минимального.

На втором этапе сопоставляют индексы изменения фонда заработной платы с индексами объема производства товаров и услуг. При снижении объема производства общий фонд заработной платы должен снижаться в большей мере, в противном случае сокращение объема производства отразится на повышении себестоимости единицы продукции.

На третьем этапе фонд заработной платы анализируют по группам и категориям работников предприятия путем сопоставления фактически израсходованного с плановым фондом оплаты и фактическим фондом предыдущего года.

При анализе использования фактического фонда заработной платы выявляется сумма абсолютного и относительного его изменения по сравнению с плановым. Абсолютное изменение определяют как разницу между фактически начисленным фондом заработной платы и плановым. Относительное изменение определяют как разницу между фактически начисленным и плановым, скорректированным на процент выполнения, объемом валовой продукции.

Абсолютное изменение фонда оплаты труда (±ДФЗПаГ)) определяется по формуле

где ФЗПф, ФЗПМ — фонд заработной платы фактический и по плану.

Относительное изменение фонда оплаты труда (±АФЗП0ТН) определяется с учетом выполнения планового задания по выпуску продукции. При этом происходит корректировка только переменной части планового фонда оплаты труда, что отражается в формуле

где ФЗПпср — переменная часть фонда оплаты труда; Jv индекс объема выпущенной продукции; ФЗПпост — постоянная часть фонда оплаты труда.

Переменная часть фонда заработной платы зависит от объема производства (V), ассортимента продукции и трудоемкости.

При характеристике динамики фонда заработной платы следует считать его относительную величину как более значимую по сравнению с абсолютной. Если при абсолютном перерасходе имеет место относительная экономия фонда заработной платы, то такую ситуацию следует считать рациональной, а абсолютный перерасход объясняется производственной необходимостью увеличения объема производства.

На абсолютную экономию (перерасход) планового фонда заработной платы влияют два комплексных фактора: изменение по сравнению с планом фактической численности работающих и изменение фактической средней заработной платы.

По данным табл. 5.6 можно сделать вывод о том, что фонд заработной платы использовался в пределах плана. Абсолютный перерасход был незначительным (28 тыс. руб.) и составил 0,046 п.н.

Читайте также:
Отзыв из командировки: по производственной необходимости, по семейным обстоятельствам

Влияние на фонд заработной платы численности работающих и средней заработной платы

Фонд заработной платы, тыс. руб.

Средняя заработная плата, руб.

Отклонение средней заработной платы от плановой,

сследствие изменения заработной платы

ППП всего в том числе:

из них: руководители

В основном перерасход произошел но группе рабочих (220 тыс. руб.) при перевыполнении планового задания выпуска продукции, что обеспечило предприятию относительную экономию средств на оплату труда. Однако в связи с тем, что численность рабочих увеличилась на 8 человек, средняя заработная плата снизилась, что отражено в табл. 5.6. По группе руководящего состава численность увеличилась на 2 чел. при неизменном фонде заработной платы, что отразилось на снижении их средней заработной платы.

Используя факторный анализ, определяют влияние на фонд заработной платы численности работающих и средней заработной платы.

На основании данных табл. 5.6 изменение фонда заработной платы под влиянием численности и средней заработной платы можно определить методом абсолютных разниц или способом цепных подстановок.

Приведенный пример подтверждает правомерность выполненных расчетов.

В хозяйственной практике чаще используется метод абсолютных разниц, который позволяет определить влияние факторных показателей на результативный показатель.

Изменение фонда заработной платы за счет увеличения численности работающих: Изменение фонда заработной платы за счет снижения средней заработной платы:

Определим влияние численности работающих и средней заработной платы на общий фонд оплаты труда при помощи данных, представленных в табл. 5.7.

Влияние численности и средней заработной платы на общий фонд оплаты труда

Отклонение (абсолютная разница)

Результативный показатель — фонд заработной платы (всего), тыс. руб.

Факторные показатели: численность работающих, чел.

средняя заработная плата, руб.

Темпы прироста фонда заработной платы на стабильно работающем предприятии не должны отражать темпы роста объема производства продукции.

После определения влияния отдельных факторов на результативный показатель — общий фонд заработной платы, выполняют следующий этап анализа.

Анализ состава и структуры заработной платы позволяет:

  • • выявить фактическое отклонение состава отдельных элементов фонда заработной платы от планового;
  • • вскрыть непроизводительные выплаты, приведшие к перерасходу фонда заработной платы и в конечном итоге к повышению себестоимости продукции.

На состав и удельный вес отдельных элементов фонда заработной платы влияют многочисленные факторы:

  • • инновационная деятельность предприятия;
  • • повышение требований к качеству продукции;
  • • периодический пересмотр тарифных ставок в сторону их повышения и др.

Степень влияния перечисленных факторов на изменение состава и структуры фонда заработной платы определяют в процессе углубленного анализа результатов внедрения новых технологий, замены оборудования, совершенствования организации груда и производства и др.

Таким образом, анализ структуры и состава фонда заработной платы имеет важное значение, однако он является лишь первым этапом, после которого следует более углубленная, сложная и ответственная аналитическая работа по оценке правильности использования фонда заработной платы и выявления причин, вызвавших отклонение от бизнес-плана.

При анализе структуры оплаты труда следует делать акцент на оценке действующей системы премирования. С этой целью целесообразно рассмотреть структуру премий по категориям работающих и их влияние на мотивацию труда. Совершенствованию структуры оплаты труда способствуют прогрессивные формы организации труда. Кроме того, следует обратить внимание на то, насколько выше производительность труда в комплексных бригадах и какая существует зависимость между производительностью труда и средней заработной платой. Применение прогрессивных форм организации труда неразрывно связано с повышением эффективности форм его оплаты.

Проведем анализ фонда заработной платы рабочих на предприятии (табл. 5.8).

Данные состава и структуры фонда заработной платы рабочих на предприятии

Элемент фонда заработ- ной платы

Абсолютная экономия (-); перерасход (+)

Оплата за фактически отработанное время: сдельщикам;

Надбавки и доплаты за: профессиональное мастерство, классность

работу в ночное время

изменение условий работы

ИТОГО часовой фонд

Элемент фонда заработ- ной платы

Абсолютная экономия (-); перерасход (+)

Выплаты компенсирующего характера, связанные с режимом работы

Доплата за сверхурочное время работы

Итого дневной фонд

ИТОГО годовой фонд рабочих

Из анализа следует, что общий абсолютный фонд заработной платы перерасходован на сумму 22 тыс. руб., фактический фонд заработной платы рабочих-сделыциков по расценкам выше планового на 29,6 тыс. рублей. Это объясняется главным образом перевыполнением плана по выпуску продукции на 5%; по фонду заработной платы рабочих-повре- менщиков по тарифным ставкам имеется экономия 19,3 тыс. руб. в основном от снижения против плана численности рабочих-повременщиков. По премиальному фонду заработной платы по группе рабочих имеется экономия в сумме 11,9 тыс. руб., что требует уточнения причин, но, как правило, является отрицательным фактором в деятельности предприятия. Наблюдается значительный перерасход ([зонда заработной платы по прочим доплатам (по часовому фонду) — 21,6 тыс. руб. В основном его причиной являются выплаты, не предусмотренные планом, но допускаемые трудовым законодательством.

Структура фактического фонда заработной платы близка к прогрессивной. Так, на долю прямой заработной платы (по сдельным расценкам, тарифным ставкам и окладам) приходится 77,9% (43,7 + 34,2) и при этом снизилась доля прочих доплат с 4,1 до 3,5%, а премии рабочим и сдельщикам составляют всего 5,7%. В настоящее время необходимо совершенствовать структуру оплаты, повышая долю прямой заработной платы.

Читайте также:
Определение расчетного периода при увольнении - как правильно подсчитать выплаты

При обобщении результатов анализа использования фонда заработной платы необходимо определять резервы экономии и повышения эффективности его использования. Эффективность использования фонда заработной платы характеризуется долей выполненных работ, произведенной и реализованной продукции на 1 руб. израсходованного фонда заработной платы.

К резервам экономии заработной платы следует относить:

  • • снижение трудоемкости изготовления продукции в результате внедрения мероприятий по механизации и автоматизации производственных процессов и роста производительности труда;
  • • сокращение расходов заработной платы за счет ликвидации сверхплановых и непроизводительных затрат рабочего времени;
  • • сокращение сверхплановых и непроизводительных расходов заработной платы по обслуживанию производства;
  • • сокращение численности вспомогательных рабочих за счет механизации работ.

Для чего необходим анализ фонда заработной платы? Какая структура фонда заработной платы является прогрессивной?

Утверждены новые правила финобеспечения предупредительных мер

Автор: Ершов Ю., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

С 19 сентября 2022 году действуют новые Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные Приказом Минтруда РФ от 14.07.2022 № 467н (далее – Правила № 467н). Прежние правила, утвержденные Приказом Минтруда РФ от 10.12.2012 № 580н с указанной даты утратили силу. Выделим основные новшества, на которые следует обратить внимание.

Новые и старые правила во многом схожи, принцип финансового обеспечения расходов на предупредительные меры остался прежним.

Напомним, что с 2022 года зачетный механизм не применяется. Предупредительные меры оплачиваются учреждениями (страхователями) за счет собственных средств, с последующим возмещением произведенных расходов за счет средств бюджета ФСС, в пределах суммы, согласованной с территориальным органом фонда на эти цели.

К сведению: порядок возмещения расходов страхователей в 2022 году на предупредительные меры утвержден Положением № 2375, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2022 № 2375.

Объем средств, подлежащих возмещению

Как и ранее, на финансовое обеспечение предупредительных мер можно направить до 20 % сумм страховых взносов на случай травматизма, начисленных за предыдущий год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году (абз. 3 п. 2 Правил № 467н):

на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профзаболеваниями;

на оплату отпуска работника (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно.

Также сохранилась возможность увеличения объема финансирования до 30 % сумм уплаченных страховых взносов, если эти дополнительные средства потрачены на санаторно-курортное лечение работников предпенсионного возраста (абз. 4 п. 2 Правил № 467н).

В случае если численность работников не превышает 100 человек и в предыдущие два года страхователь не получал финансирования предупредительных мер, то предельная сумма для возмещения рассчитывается исходя из данных за три предыдущих года. При этом она не может быть больше суммы взносов на случай травматизма, уплачиваемых в текущем году за вычетом оплаты больничных листков в связи с несчастными случаями на производстве или профзаболеваниями и отпусков на период, когда работник лечился и добирался до места лечения и обратно, сверх ежегодного оплачиваемого отпуска (абз. 4 п. 2 Правил № 467н).

Перечень расходов на предупредительные меры

Перечень мероприятий, расходы по которым подлежат возмещению за счет средств ФСС, приведен в п. 3 Правил № 467н. Учреждение по-прежнему может компенсировать затраты:

на проведение специальной оценки условий труда;

на реализацию мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

на обучение в части охраны труда отдельных категорий работников;

на приобретение работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств;

на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;

на проведение обязательных периодических медицинских осмотров работников;

на обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием;

на приобретение страхователями, работники которых проходят обязательные предсменные и (или) предрейсовые медицинские осмотры, медицинских изделий для количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе, а также для определения наличия психоактивных веществ в моче, зарегистрированных в установленном порядке;

на приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов);

на приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи;

на приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования, предназначенных для обеспечения безопасности работников и (или) контроля за безопасным ведением работ в рамках технологических процессов, в том числе на подземных работах;

на приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих обучение по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте и (или) дистанционную видео- и аудиофиксацию инструктажей, обучение и иные формы подготовки работников по безопасному проведению работ, а также хранение результатов такой фиксации;

Читайте также:
Вынужденный простой по вине работодателя ТК РФ: оформление, оплата

на санаторно-курортное лечение работников предпенсионного возраста (за исключением размещения в номерах высшей категории).

Дополнено также, что к возмещению могут быть предъявлены расходы на приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, сервисов, систем, непосредственно предназначенных для мониторинга на рабочем месте состояния здоровья работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (пп. «о» п. 3 Правил № 467н).

Кроме того, в 2022 году финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат расходы на борьбу с коронавирусом (COVID-19), в частности (п. 3.1 Правил № 467н):

на приобретение одноразовых масок, респираторов и (или) многоразовых тканых масок для защиты органов дыхания, а также щитков лицевых, бахил, перчаток, противочумных костюмов первого типа, одноразовых халатов;

на приобретение дезинфицирующих салфеток и (или) дезинфицирующих кожных антисептиков для обработки рук работников и дозирующих устройств (оборудования) для обработки рук этими антисептиками;

на покупку устройств (оборудования), в том числе рециркуляторов воздуха, и (или) дезинфицирующих средств вирулицидного действия для комплексной обработки транспортных средств, транспортной упаковки материалов, оборудования, продуктов, служебных помещений, контактных поверхностей;

на приобретение устройств (оборудования) для бесконтактного контроля температуры тела работника и (или) термометров;

на проведение лабораторного обследования работников на COVID-19 (метод ПЦР и (или) анализ на антитела).

Отметим, что аналогичные нормы были закреплены в прежнем порядке и применялись в 2022 году.

Подача документов для финансирования предупредительных мер

Срок обращения в ФСС с документами о финансовом обеспечении предупредительных мер остался прежним – до 1 августа текущего года (п. 4 Правил № 467н). Однако в 2022 году он продлен до 1 октября (п. 3 Приказа Минтруда РФ от 14.07.2022 № 467н).

Учреждению (страхователю) необходимо представить в фонд заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер по форме, приведенной в приложении 1 к Административному регламенту, утвержденному Приказом ФСС РФ от 07.05.2019 № 237, с приложением следующих документов:

плана финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году по рекомендованной форме, приведенной в приложении к Правилам № 467н;

копии перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения спецоценки условий труда, и (или) копии (выписки из) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников);

документов (их копий), обосновывающих необходимость финансового обеспечения предупредительных мер, перечисленных в п. 6, 6.1 Правил № 467н.

Конкретный перечень подтверждающих документов зависит от того, какие предупредительные меры включены в план финансового обеспечения. Например, если учреждение планирует приобрести отдельные приборы, устройства, оборудования и т. п., непосредственно предназначенные для мониторинга на рабочем месте состояния здоровья работников-«вредников», то в ФСС необходимо будет подать следующие документы:

заключительный акт врачебной комиссии по итогам проведения обязательных периодических медосмотров (обследований) работников;

списки работников, направляемых на мониторинг состояния здоровья на рабочем месте, с указанием рекомендаций, содержащихся в заключительном акте;

копию договора с медицинской организацией, оказывающей услуги страхователю в проведении мониторинга состояния здоровья работников на рабочем месте;

перечень отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, сервисов, систем, непосредственно предназначенных для мониторинга на рабочем месте состояния здоровья работников, с указанием количества, стоимости, даты изготовления и срока годности, а также техническую документацию, подтверждающую использование этого оборудования непосредственно для мониторинга состояния здоровья работников;

копии регистрационных удостоверений и сертификатов, подтверждающих возможность использования приобретаемых отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, сервисов, систем, непосредственно для проведения мониторинга состояния здоровья работников на рабочем месте.

Для обоснования в 2022 году финансового обеспечения мероприятий по борьбе с коронавирусом представляются документы, приведенные в п. 6.1 Правил № 467н.

Заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер с прилагаемыми к нему документами может быть подано в ФСС на бумажном носителе либо в форме электронного документа. При этом копии документов должны быть заверены печатью страхователя (при ее наличии) (п. 5, 8 Правил № 467н).

Порядок принятия решения ФСС

Сроки принятия решения территориальным органом ФСС о финансовом обеспечении предупредительных мер либо об отказе в финансировании не изменились. Как правило, такое решение принимается в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления и полного комплекта документов.

Если сумма страховых взносов, начисленных учреждением за предшествующий год, составляет более 25 млн руб., то срок принятия решения увеличивается до 18 рабочих дней (п. 10 Правил № 467н).

Отказать в финансовом обеспечении предупредительных мер территориальный орган ФСС может только в следующих случаях:

1) у страхователя на день подачи заявления имеются непогашенные недоимка, задолженность по пеням и штрафам, образовавшиеся по итогам отчетного периода в текущем году или по итогам камеральной или выездной проверки;

2) представленные документы содержат недостоверную информацию;

3) предусмотренные бюджетом ФСС средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены;

Читайте также:
Порядок, график и сроки проведения специальной оценки условий труда

4) страхователь представил неполный комплект документов.

Во всех иных случаях такой отказ неправомерен.

Возмещение расходов на предупредительные меры

Как и прежде, учреждение обязано вести учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер, и ежеквартально представлять в территориальный орган ФСС отчет об их использовании (п. 16 Правил № 467н).

К сведению: рекомендуемая форма отчета об использовании средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер, приведена в Письме ФСС РФ от 05.08.2022 № 02-09-11/12-05-19094.

После выполнения предупредительных мер, предусмотренных планом финансового обеспечения, учреждению следует обратиться в территориальный орган ФСС с заявлением по форме, утвержденной Приказом ФСС РФ от 04.02.2022 № 26, и документами, подтверждающими соответствующие расходы. Срок обращения остался прежним – не позднее 15 декабря(п. 17 Правил № 467н).

ФСС в течение 5 рабочих дней со дня приема от учреждения указанных заявления и документов принимает решение о возмещении за счет своих средств расходов и перечисляет эти средства на расчетный счет учреждения, указанный в заявлении.

Обратите внимание: расходы, фактически произведенные страхователем, но не подтвержденные документами о целевом использовании средств либо произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, не подлежат возмещению (п. 19 Правил № 467н).

Учреждение несет ответственность за целевое и в полном объеме использование сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер на основании согласованного плана финансового обеспечения предупредительных мер и в случае неполного использования указанных средств сообщает об этом в территориальный орган ФСС до 10 октября текущего года (п. 18 Правил № 467н).

В заключение выделим основные изменения, которые содержатся в Правилах № 467н.

Расширен перечень мероприятий на предупредительные меры, которые можно осуществить за счет средств ФСС. В частности, учреждение может компенсировать расходы на приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и т. п., непосредственно предназначенных для мониторинга на рабочем месте состояния здоровья работников-«вредников». Приведены документы, обосновывающие необходимость финансирования указанных расходов, которые подаются в ФСС вместе с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер.

Так же как и в прошлом году, учреждение может возместить расходы на борьбу с коронавирусом.

В 2022 году срок подачи в ФСС документов о финансовом обеспечении предупредительных мер продлен до 1 октября.

Заявление об обеспечении предупредительных мер в ФСС — 2022

Работодатели обязаны создать своим сотрудникам безопасные условия труда. В 2022 году траты на такие предупредительные меры можно частично возместить за счет средств фонда социального страхования РФ. Какие траты можно компенсировать и как это сделать, рассказываем в статье.

Что такое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма

Работодатели обязаны обеспечить своих сотрудников безопасными условиями и охраной труда (ст. 212 ТК РФ). Они, в частности, должны предпринимать меры по предотвращению профзаболеваний и несчастных случаев на производстве (пп. 4 п. 2 ст. 17 Закона «Об обязательном социальном страховании. » от 24.07.1998 № 125-ФЗ). По общему правилу работодатель финансирует проведение таких мер за счет сумм страховых взносов на травматизм, которые подлежат перечислению в ФСС (п. 2 правил, утвержденных Приказом Минтруда РФ от 10.12.2012 № 580н, далее — правила № 580н).

К предупредительным мерам отнесены (п. 3 правил № 580н):

  • спецоценка условий труда;
  • санаторно-курортное лечение сотрудников, работающих во вредных или опасных условиях;
  • обучение правилам охраны труда;
  • покупка аптечек для оказания первой медпомощи;
  • покупка средств индивидуальной защиты;
  • санаторно-курортное лечение предпенсионеров;
  • предоставление отдельным категориям сотрудников лечебно-профилактического питания;
  • проведение обязательных периодических медосмотров сотрудников, работающих во вредных или опасных условиях;
  • покупка тахографов транспортными компаниями в целях контроля за соблюдением водителями режима труда и отдыха;
  • закупка приборов и устройств, которые предназначены для обеспечения безопасности сотрудников при проведении отдельных видов работ;
  • закупка приборов и устройств в целях обучения сотрудников безопасному производству работ.

В состав таких мер в 2022 году входили траты на предупреждение распространения COVID-19, в частности, затраты на покупку масок и дезинфицирующих средств, тестирование сотрудников на наличие коронавируса. В нынешнем году это правило больше не действует, так как п. 3.1 правил утратил силу (п. 3 Приказа Минтруда РФ от 23.06.2022 № 365н).

Правила финансового обеспечения предупредительных мер

В 2022 году действуют особые правила финансирования предупредительных мер, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.12.2022 № 2375.

Сначала работодатель должен определить, какие расходы он сможет возместить. Затем до 1 августа необходимо подать в фонд соцстраха заявление о финобеспечении с комплектом документов. Фонд проверит документы и согласует размер трат или откажет в согласовании.

В течение года работодатель должен из собственных средств оплачивать расходы на обеспечение безопасных условий труда, а ФСС РФ впоследствии их возместит. Для получения денег необходимо направить заявление с документами, подтверждающими понесенные траты, не позднее 15.12.2021.

Форму заявления о возмещении затрат ФСС пока не утвердил. Полагаем, что можно составить заявление произвольно, взяв за основу взять документ, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.07.2011 № 709н. К заявлению необходимо приложить копии документов, подтверждающих понесенные расходы.

ФСС проверит, были ли денежные средства использованы по целевому назначению и в течение пяти рабочих дней с момента подачи заявления примет решение о возмещении затрат и перечислит деньги на банковский счет работодателя.

Читайте также:
Ограничение удержаний из заработной платы и их размеры по ТК РФ

Необходимые документы по финансовому обеспечению предупредительных мер

Для согласования лимита затрат на предупредительные меры нужно представить в региональное подразделение ФСС:

  • заявление (форму можно найти в приложении № 1 к административному регламенту, утвержденному Приказом ФСС РФ от 07.05.2019 № 237);
  • план финобоснования мер;
  • копию списка мероприятий по улучшению условий и охраны труда, который был составлен по результатам спецоценки условий труда;
  • обосновывающие документы в зависимости от вида используемых мер.

При проведении спецоценки условий труда следует приложить копию локального акта о создании комиссии по осуществлению спецоценки и копию контракта с компанией, проводящей такую спецоценку

При обучении охране труда необходимо приложить:

  • копию приказа о направлении сотрудников на обучение;
  • перечень обучаемых сотрудников;
  • копию договора с обучающей компанией, имеющей аккредитацию;
  • копию уведомления Минтруда РФ о включении такой компании в реестр фирм, которые оказывают услуги в области охраны труда;
  • копию утвержденной программы обучения и так далее.

Документы можно направить различными способами (п. 15 административного регламента):

  • лично;
  • посредством почтового отправления;
  • через МФЦ;
  • в электронной форме через портал «Госуслуги».

Копии документов, предоставляемых на бумаге, должны быть заверены. На документе следует проставить штамп: «Копия верна», указать название организации, проставить должность, Ф.И.О. и личную подпись лица, заверившего копию, а также дату заверения копии и печать компании (при наличии).

Документы нужно представить до 1 августа текущего года (п. 4 правил № 580н), то есть последний день — 31 июля. Правилами не предусмотрен перенос срока приема документов, если последний день выпадает на выходной или праздничный день, поэтому в 2022 году последним днем приема станет 30.07.2021.

План финансового обеспечения предупредительных мер

Форму плана финобеспечения утвердил приказ № 580н. В документе нужно указать мероприятия на текущий год.

Заполнение плана имеет ряд нюансов. Некоторые мероприятия можно включить в план только после выполнения, например, выдачу работникам лечебно-профилактического питания.

Другие, в частности, обучение охране труда можно запланировать на будущее, но договор должен быть заключен к моменту составления плана. Поэтому прежде чем указывать мероприятие в плане, рекомендуем уточнить список необходимых документов. В любом случае мероприятие должно пройти в течение года, так как для возмещения расходов необходимо будет приложить копии подтверждающих документов.

Сумма финансового обеспечения предупредительных мер

Возместить за счет страховых взносов можно до 20 процентов разницы между начисленными за предыдущий год взносами на травматизм и двумя видами выплат, которые были произведены в том же году (п. 2 правил № 580н, пп. 1, 2 положения № 2375).

Вычисления производят так: из страховых взносов на травматизм нужно вычесть сумму оплаченных больничных листков в связи с производственным травматизмом и сумму оплаты отпусков на период, когда сотрудник лечился и добирался до места лечения и обратно, сверх ежегодного оплачиваемого отпуска. Полученную разность нужно умножить на 20 процентов.

Лимит может быть увеличен с 20 до 30 процентов от указанной разницы, если дополнительные средства (10 процентов) идут на оплату санаторно-курортного лечения предпенсионеров (п. 2 правил № 580н).

Если в компании работают менее 100 сотрудников и в предыдущие два года она не получала финансирование на осуществление предупредительных мер, предельную сумму затрат рассчитывают исходя из данных за три предыдущих года. Лимит не может быть больше суммы страховых взносов, которые должны быть уплачены в текущем году (п. 2 правил № 580н).

Заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер

Заявление о финобеспечении необходимо составить по форме, утвержденной административным регламентом. В документе нужно указать:

  • название организации, ее регистрационный номер в ФСС, ИНН;
  • наименование регионального подразделения ФСС;
  • прилагаемые документы;
  • способ, которым будет вручено решение органа фонда соцстраха.

Территориальный орган фонда социального страхования рассмотрит заявление, другие документы и примет решение в течение (п. 8 правил, пп. 1, 2 положения № 2375):

  • 10 рабочих дней — если сумма взносов на травматизм за предыдущий год составляет 25 млн рублей или меньше;
  • 18 рабочих дней (3 15 рабочих дней) — если она превышает 25 млн рублей. В таких случаях региональный орган направляет документы на согласование в центральный аппарат фонда.

Срок может увеличиться, так как в него не входит время на пересылку документов.

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как теперь будут контролировать наличку. 115-ФЗ в 2022 году ».

Только до завтра можно забрать запись со скидкой 20%. Программу вебинара смотрите здесь

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: