Комиссия по трудовым спорам на предприятии: зачем нужна, решения, кто входит

Создание комиссии по трудовым спорам на предприятии

Больше материалов по теме «Трудовое право» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Что собой представляет комиссия по трудовым спорам
  2. Задачи и преимущества комиссии
  3. Порядок формирования комиссии по трудовым спорам
  4. Особенности деятельности комиссии

И работодатель, и сотрудники обязаны следовать положениям Трудового кодекса. Однако очень часто положения закона нарушаются. При наличии мелких претензий в суд обращаться нет смысла. Это довольно неэффективное решение. Имеет смысл решать вопрос прямо на месте. Для этого формируются комиссии по трудовым спорам.

Что собой представляет комиссия по трудовым спорам

Первый по популярности и простоте метод решения трудовых споров – это переговоры с работодателем. Второй – это обращение к комиссии по трудовым спорам. Это специальная структура, служащая для решения конфликтов внутри компании. Позволяет решить конфликт без обращения к сторонним инстанциям. Комиссия включает в себя обе стороны конфликта.

Эта структура может формироваться по инициативе как сотрудников, так и работодателей. Решения комиссий должны соответствовать нормативным актам. Никто не имеет право оказывать давление на участников структуры.

Создание трудовой комиссии сопровождается формированием специального положения.

Оно включает в себя порядок создания органа, число участников, порядок принятия коллегиальных решений, сроки.

Задачи и преимущества комиссии

Комиссия создается для решения вопросов, связанных с этими аспектами:

  • Зарплаты и прочие выплаты.
  • Нарушения трудового соглашения.
  • Незаконное наложение дисциплинарных взысканий.
  • Выплаты командировочных и сверхурочных.

Комиссия уполномочена разрешать только трудовые споры индивидуального характера. Формирование этой структуры отличается этими преимуществами:

  • Повышение доверия сотрудников. Работники знают, что в случае возникновения проблем они могут обратиться за помощью, а потому работодатель может рассчитывать на лояльность. Комиссии позволяют предотвратить обращение в суд и прокуратуру.
  • Решение проблем прямо на месте. Обращение в суд или трудовую инспекцию предполагает трату большого количества времени и средств, утрату репутации. А потому удобно решать проблемы в пределах самого предприятия. Это ускоряет процесс, сокращает издержки.
  • Упрощение сбора документации. Если возникли проблемы, комиссия сама запрашивает все нужные документы у руководителя. В случае если решение комиссии не удовлетворит сотрудников, они могут обратиться в суд. Работникам не придется собирать документы, так как за них это сделано комиссией.

Комиссии по трудовым спорам – это цивилизованный и законный способ решать все возникающие локальные проблемы.

Компетенции представителей комиссии

Комиссия принимает жалобы и претензии от бывших и действующих сотрудников, касающихся следующих аспектов:

  • Зарплаты и прочие выплаты.
  • Исполнение положений трудового соглашения.
  • Штрафы, различные взыскания (выговоры, увольнения).
  • Прочие вопросы, которые не удалось решить при прямых переговорах с работодателем.

Комиссия не имеет полномочий для решений вопросов, связанных с этими аспектами:

  • Восстановление сотрудников в должности.
  • Восстановление сотрудника в должности после увольнения.
  • Начисление компенсаций за прогулы при наличии уважительных причин.
  • Выплата разницы в ЗП при понижении в должности.
  • Причинение вреда сотруднику по вине предприятия.

К СВЕДЕНИЮ! Во всех этих случаях нужно идти в суд. Только он имеет право принимать юридически действительные решения. Компетенции комиссии оговорены в статье 385 ТК РФ. В частности, это исключительно индивидуальные трудовые споры.

Порядок формирования комиссии по трудовым спорам

Создание комиссии может инициироваться как сотрудниками, так и работодателями. В состав структуры должно входить равное количество представителей работников и руководителя. Точное число участников комиссии законом не установлено.

Как это происходит? Работодатель получает письменное предложение о создании комиссии. В течение 10 суток работодатель и представительский орган сотрудников направляют в комиссию своих представителей (часть 1 статьи 384 ТК РФ).

ВНИМАНИЕ! Рассматриваемый орган формируется по обоюдному решению руководителя и работников.

Представители работодателя и сотрудников должны утвердить Положение о комиссии. Именно на его основании будет действовать структура. Издается приказ о формировании комиссии. Это распорядительная бумага, через которую руководитель устанавливает все важные положения, касающиеся образования органа.

Работодатель на основании части 2 статьи 384 ТК РФ должен установить перечень своих представителей, которые будут участвовать в работе комиссии. Именно руководитель должен обеспечить организационно-техническое сопровождение работы структуры на основании части 4 статьи 384 ТК РФ.

После основных этапов формирования комиссии ее участники избирают председателя, его заместителя и секретаря комиссии. Избираются представители этих должностей из членов структуры. Основание – часть 5 статьи 384 ТК РФ.

В нормативных актах ничего не сказано по поводу сроков функционирования органа, поэтому комиссия может формироваться как для решения конкретного вопроса, так и для постоянной деятельности. Состав участников структуры может изменяться. К примеру, если нужно решить финансовый вопрос, в состав включается бухгалтер.

Особенности деятельности комиссии

Приведем этапы обращения сотрудника в комиссию по трудовым спорам:

  1. Подача заявления сотрудником. Обращаться в орган нужно в течение 90 дней с даты возникновения правонарушения. Обращение составляется в письменной форме. Документ оформляется на имя председателя комиссии. Составляться обращение может в свободной форме. Главное – изложить суть претензии и требования. Если есть дополнительные документы, подтверждающие позицию сотрудника, рекомендуется их приложить к заявлению.
  2. Проведение заседания. Не позже 10 суток после получения обращения организуется заседание. Протокол его вручается сотруднику, который направил заявление. Работник может не участвовать в заседании, но нужно оговорить это в заявлении. Комиссия может не рассматривать обращение, если сотрудник не явился на заседание без предварительного уведомления.
  3. Сбор требуемого пакета документов. Комиссия имеет право затребовать у работодателя эти бумаги: приказ о наложении взыскания, табель рабочего времени, различные бухгалтерские отчеты, объяснительные и докладные. Документы требуются в том случае, если предоставленной информации для решения вопроса недостаточно.
  4. Голосование участников комиссии. Вопрос ставится на голосование после изучения всех документов и материалов, слушаний представителей сторон конфликта. После этого организуется тайное голосование. В нем должно участвовать не меньше 50% представителей и работодателя, и сотрудника.
  5. Вынесение вердикта. Решение комиссии принимается на базе большинства голосов. В решении указывается эта информация: суть проблемы, доводы сторон, юридическое обоснование, резюме. Экземпляры документа в течение 3 дней передаются и сотруднику, и работодателю.

Все требования должны быть исполнены в трехдневный срок. Исчисляться он будет после 10 суток после принятия решения. 10 дней – это время для обжалования решения. Если требования не были исполнены, сотрудник может обратиться к судебным приставам. На основании удостоверений, выданных комиссией, инициируется исполнительное производство.

Создание комиссии по трудовым спорам

В Трудовом кодексе четко сказано, для чего создаются комиссии по трудовым спорам, — для разрешения индивидуальных споров (ст. 382 ТК РФ). Чтобы решения КТС имели юридическую силу, необходимо правильно оформить ее создание. Для этого издается специальный приказ по форме, разработанной и утвержденной в организации. Создание комиссии не является обязательным. Работник вправе обратиться непосредственно в суд за разрешением разногласий, не прибегая к посредничеству.

Читайте также:
Рапорт на увольнение военнослужащего: образец

Чтобы разобраться, что такое КТС в трудовом праве, необходимо понять ее полномочия и функции.

Для чего нужна

На практике часто возникают спорные ситуации, когда работники и работодатели по-разному трактуют нормы права и порядок их применения. Достаточно часто такие разногласия перетекают в конфликт. Создание КТС позволяет их разрешить внутри предприятия, без привлечения третьих лиц. Исключения составляют случаи, когда разрешение разногласий допускается по закону только в судебном порядке по ст. 391 ТК РФ: например, о восстановлении, о переводе, об отказе в приеме на работу и т. д. Это и есть ответ на вопрос, для чего образовываются комиссии по трудовым спорам, — для разрешения конфликтов коллектива трудящихся или его членов и администрации организации. По сути это орган на предприятии, к помощи которого работник прибегает, если считает, что его права нарушены.

Сроки обращения

Сроки указаны в ст. 386 ТК РФ. Единый срок обращения в комиссию по трудовым спорам — 3 месяца. Этот период отсчитывается от определенной даты — момента, когда сотрудник узнал о нарушении своего права. При пропуске этого срока по уважительным причинам он продлевается, восстанавливается. Срок работы самой КТС законодательно не установлен, таким образом, она, будучи организована, действует на постоянной основе.

Кто создает КТС

По ст. 384 ТК РФ, комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе как работодателей, так и работников. Но создание органа все равно оформляется приказом администрации по предприятию.

Этапы создания

Шаг 1. Инициатива

Проявить инициативу вправе как отдельный сотрудник, так и представительный орган (ст. 384 ТК РФ). Представительный орган или руководитель, получившие письменное заявление о создании КТС, обязаны в течение 10 дней направить своих представителей для согласования всех вопросов с инициатором. Эта обязанность указана в ст. 384 ТК РФ. Для начала процедур необходимо письменное предложение, на основании которого создается приказ. Со стороны работодателя КТС может быть образована на основании служебной записки, например.

Шаг 2. Определение состава

Количество членов законодательно не определено, указано только, что их количество от обеих сторон должно быть равным. Кроме того, администрация обязана обеспечить материально-техническую базу деятельности. Таким образом, комиссии по трудовым спорам состоят из представителей администрации и представительского органа коллектива в равных долях (ст. 384 ТК РФ). Конкретный состав определяется решением работодателя и профсоюзной организации. В приказе о создании необходимо обязательно указать состав комиссии по трудовым спорам поименно.

Шаг 3. Издание приказа

Приказ издается по форме, утвержденной в организации, унифицированный бланк на такой случай не предусмотрен. В текст приказа включите все обязательные для распорядительного документа реквизиты:

Общество с ограниченной ответственностью «Статус»
(ООО «Статус»)

640000, г. Курган, ул. Красномаячная, 7

о создании комиссии по трудовым спорам

г. Курган «15» января 2020 года

В связи с поступлением от представительного органа работников (профкома) ООО «Статус» письменного предложения от 10 января 2020 года о создании КТС, во исполнение положений ст. 384 ТК РФ

1. Создать КТС ООО «Статус» в количестве шести человек. Направить от лица работодателя в КТС:

  • заместителя директора по коммерческим вопросам Трунова В.В.;
  • заместителя главного бухгалтера Осину И.И.;
  • начальника отдела делопроизводства Турину И.Н.

2. Остальной состав комиссии определить с учетом мнения представительного органа работников.

3. Предоставить помещение актового зала для проведения заседаний. Предоставлять комиссии всю необходимую информацию в течение одного рабочего дня.

4. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

  • Минина Г.И., инженер, зам. председателя профкома;
  • Кирсанов А.Т., кладовщик, член профкома;
  • Тарасюк С.С., продавец, член профкома.

Директор ООО «Статус» Климов А.А. (подпись)

С приказом ознакомлены (подписи членов КТС)

Порядок рассмотрения

В ТК РФ отдельно не урегулирована компетенция комиссии по трудовым спорам (в общих чертах указана в ст. 385 ТК РФ). Но так как она рассматривает индивидуальные споры, то полномочна выносить решения по следующим вопросам:

  • своевременность получения вознаграждения за труд;
  • выплата заработка в полном объеме;
  • привлечение к материальной ответственности;
  • составление графика отпусков и т. д.

КТС не принимает решения по вопросам, по которым установлен иной порядок рассмотрения (судебный — по ст. 391 ТК РФ).

Разногласия рассматриваются в короткие сроки: в течение 10 дней, в присутствии работника (ст. 387 ТК РФ). КТС вправе вызывать свидетелей, экспертов и т. д. Она правомочна, ее решения имеют законную силу, если присутствуют не менее половины состава (ст. 387 ТК РФ).

Вынесение решения комиссией

Принимается тайно простым большинством присутствующих, по ст. 388 ТК РФ. Подготовленное по итогам рассмотрения вопросов решение комиссии по трудовым спорам должно содержать:

  • наименование компании и структурного подразделения;
  • существо спора и дату обращения в орган;
  • поименный перечень членов;
  • сущность вынесенного решения и обоснование;
  • результаты проведенного голосования.

Деятельность комиссии по трудовым спорам

  • наименование организации либо фамилия, имя, отчество работодателя – индивидуального предпринимателя, а в случае, когда индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам структурного подразделения организации, – наименование структурного подразделения, фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в комиссию работника;
  • даты обращения в комиссию и рассмотрения спора, существо спора;
  • фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании;
  • существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт);
  • результаты голосования.
  • Главная
  • Трудовой навигатор
  • Новости
  • Памятки
  • Вопросы и ответы
  • Обсуждения
  • Электронная приемная
  • Общественная оценка
  • Статистика
  • О проекте
  • Сообщить о проблеме
  • Электронный инспектор
  • Требования трудового законодательства
  • Досудебное обжалование
  • Банк документов
  • Сервисы для граждан предпенсионного возраста
  • Карта сайта
  • Предприятие информирует

Федеральная служба по труду и занятости
Все права на сайт защищены и охраняются
законодательством Российской Федерации

Федеральная служба
по труду и занятости
Все права на сайт защищены
и охраняются законодательством
Российской Федерации

  • vkontakte
  • facebook
  • twitter

Войти через Госуслуги

Вы можете войти на сайт через личный кабинет на портале государственных услуг

Читайте также:
Офис опен спейс — что это такое, плюсы и минусы

Войти на сайт с логином и паролем

Пожаловаться на описание проблемы

  • Главная
  • Электронный инспектор
  • Трудовой навигатор
  • Сообщить о проблеме
  • Предприятие информирует
  • Памятки
  • Дежурный инспектор
  • Обсуждения
  • Банк документов
  • Досудебное обжалование
  • Банк предприятий и организаций
  • Требования трудового законодательства
  • Электронная приемная
  • Общественная оценка
  • Сервисы для граждан предпенсионного возраста
  • Новости
  • Статистика
  • О проекте
  • Официальный сайт Роструда
  • Работа в России
  • Минтруд России
  • Госуслуги
  • Роспотребнадзор
  • Карта сайта

Правила поведения пользователей на сайте

Правила использования сервисов и информации

пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф»

Правила использования сервисов и информации пользователями (далее – Правила) системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» (далее – Система) относятся ко всем без исключения электронным сервисам Системы, доступ к которым осуществляется через разделы и страницы Интернет-портала http://онлайнинспекция.рф (далее – Портал). Настоящие Правила регулируют поведение всех без исключения зарегистрированных в Системе пользователей и не зарегистрированных посетителей Портала.

1. Термины и понятия, используемые в настоящих Правилах

1.1 В настоящих Правилах используются следующие термины и понятия:

Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.

Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в сети Интернет по адресу: http://онлайнинспекция.рф.

Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.

Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.

Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.

Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящих Правил использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» и Пользовательского соглашения.

2. Общие правила

2.1. Для доступа к публикации сообщений на Портале (обсуждения, комментарии, вопросы и использование любых других способов взаимодействия Пользователя с Системой), каждый Пользователь Портала обязан ознакомиться и согласиться с настоящими Правилами.

2.2. После ознакомления с текстами Правил пользования и Пользовательского соглашения, подтвердив согласие с ними на странице регистрации или отправки сообщения, каждый Пользователь указанными действиями заключает с Администрацией Портала соглашение о регулировании их взаимоотношений.

2.3. Администрация Портала обладает правом осуществлять модерацию через представителей Администрации Портала – модераторов.

2.4. Настоящие Правила могут быть изменены путем внесения изменений соответствующим приказом Федеральной службы по труду и занятости.

3. Регистрация пользователей

3.1. На Портале существует система регистрации пользователей. Только зарегистрированные пользователи имеют возможность интерактивного взаимодействия с сервисами Системы.

3.2. Для регистрации на Портале Пользователь указывает действующий адрес электронной почты – на него будут направляться уведомления о текущем статусе опубликованных сообщений (обращений), выбирает условное имя Пользователя («ник»).

3.3. При регистрации Пользователя Система запрашивает пароль к регистрируемому логину. Этот пароль должен быть известен только Пользователю и не должен сообщаться третьим лицам. Используемый пароль может быть изменён Пользователем в специальном разделе Портала – Профиле Пользователя.

3.4. При регистрации Пользователя Система инициирует процесс авторизации посредством отправки смс-сообщения с кодом активации на телефон Пользователя, указанный при регистрации. Полученный пароль необходимо ввести в специальное поле в открывшемся окне. Только после ввода пароля учётная запись активируется.

3.5. Для пользователей, имеющих учётную запись на Портале государственных услуг (http://www.gosuslugi.ru/), предоставлена возможность авторизации посредством логина и пароля от данной учётной записи. В случае осуществления регистрации данным способом верификация посредством смс-сообщения исключена.

4. Публикация обращений

4.1. Каждый зарегистрированный Пользователь может публиковать обращение.

4.2. Обращения публикуются в соответствии с предложенным классификатором категорий проблем.

4.3. Для создания обращения необходимо заполнить форму обращения. В форме обращения Пользователь должен указать свои настоящие данные.

4.4. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о себе, как о заявителе:

– адрес проживания заявителя;

– фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;

– номер мобильного телефона заявителя (в случае отсутствия мобильного телефона, необходимого при регистрации в Системе, заявитель вправе подать обращение напрямую на адрес электронной почты территориального органа Роструда. Перечень территориальных органов Роструда размещён на едином информационном портале Федеральной службы по труду и занятости в сети «Интернет» (http://rostrud.ru/). В случае если Пользователь не был зарегистрирован ранее на Портале, на данный указанный номер телефона поступит код активации, который необходимо ввести в специальное поле в появившемся окне с целью активации учётной записи Пользователя и его обращения;

– электронный адрес, на который будут поступать уведомления о ходе решения проблемы.

Администрация Портала обеспечивает неразглашение третьим лицам всех введённых в процессе регистрации пользовательских данных, за исключением случаев, оговоренных Пользовательским соглашением.

4.5. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о месте работы:

– регион, город и точный фактический адрес организации, сотрудником которой он является (-лся);

– данные об организации: название, организационно-правовая форма, юридический адрес, данные о руководителе;

– сведения о своей должности и периоде работы;

– сведения о третьих лицах, упоминание которых требуется для полного описания проблемы.

4.6. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о своей проблеме:

– пояснения к сложившейся ситуации;

Информация, внесённая в поле «Пояснения к сложившейся ситуации», становится публичной и должна носить общий характер. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если заявитель нарушает данный пункт правил, за публикацию информации несёт ответственность сам Пользователь.

Фотоматериалы являются закрытой информацией по умолчанию и могут быть опубликованы в публичном доступе по решению Пользователя.

4.7. Перед отправкой заявления Пользователь соглашается с настоящими Правилами использования сервисов и информации пользователями Системы и принимает соглашение об обработке персональных данных. В случае несогласия с данными условиями каждый Пользователь вправе отказаться от использования ресурса и воспользоваться другими предложенными на официальных ресурсах ведомства видами связи.

4.8. На Портале применяется пост-модерация сообщений. Сообщения публикуются сразу после размещения пользователями и, если они нарушают настоящие Правила, удаляются, или модератором направляется письмо Пользователю с просьбой устранить нарушение.

4.9. Причины отказа в публикации сообщения или предложения внести коррективы:

– игнорирование правил правописания и ненормативная лексика, сообщение написано не на государственном языке Российской Федерации или содержит большое количество орфографических и синтаксических ошибок, написан заглавными буквами, содержит ненормативную лексику, в том числе в завуалированной форме;

– отсутствие логической связи между предложениями в обращении, которое не позволяет понять общий смысл описываемого случая;

Читайте также:
Перерывы при работе за компьютером: Трудовой кодекс

– экстремизм, дискриминация (во всех формах: расовая, этническая, возрастная, половая, религиозная, социальная и т.д.);

– коммерческие цели и реклама – если, по мнению модератора, публикуемые сведения прямо или косвенно нацелены на извлечение прибыли;

– недостаточность описания либо безосновательные обвинения – модератор оставляет за собой право отклонить случай, если сведения, указанные в нём, не позволяют сделать вывод об имеющемся правонарушении;

– не проходят модерацию случаи, в которых нет конкретного указания на проблему, присутствуют вопросы риторического характера;

– не проходят модерацию случаи, которые не соответствуют выбранной Пользователем категории;

– не проходят модерацию сообщения, которые дублируют ранее опубликованные сообщения (текст сообщения полностью повторяет текст предыдущего сообщения, то есть не несёт новой информации).

4.10. Пользователь может ознакомиться с ответом по опубликованному обращению в своем личном кабинете, предварительно пройдя авторизацию на Портале.

Спасибо за внимание и понимание!

Пользовательское соглашение

1. Термины и понятия, используемые в настоящем соглашении

1.1. Основные понятия, используемые в настоящем Пользовательском соглашении, идентичны понятиям, используемым в Федеральном законе от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

1.2. В настоящем Пользовательском соглашении используются следующие термины и понятия:

Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.

Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://онлайнинспекция.рф.

Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.

Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.

Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.

Регистрация – процесс предоставления Пользователем данных для возможности доступа к использованию услуг и сервисов Портала.

Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящего Пользовательского соглашения и Правилам использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Основные инструменты – подготовленные Порталом шаблоны, (содержащие информацию из нормативной базы) для автоматической отправки обращений компетентным адресатам, предоставляемые с условием указания Пользователем всех предлагаемых сведений о его проблеме, регулируемой правовым полем, а также соблюдением пункта 3.5 настоящего соглашения.

Проблема – жизненная ситуация, решение которой возможно в рамках полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

2. Предмет соглашения

2.1. Предметом настоящего соглашения является регулирование отношений между Пользователем и Порталом.

3. Использование сервисов, представленных на Портале

3.1. При регистрации Пользователь даёт своё согласие на соблюдение всех условий и правил Портала, изложенных ниже.

3.2. Портал предоставляет площадку (веб-страницу) для размещения Пользователем информации о проблеме. Для каждой проблемы предоставляется отдельная веб-страница.

3.3. Портал предоставляет Пользователю правовые и медийные инструменты для решения проблем.

3.4. Вся информация, добавленная Пользователем на его площадку (веб-страницу), предоставляемую Порталом, принадлежит Пользователю.

3.5. Использование Портала должно происходить надлежащим образом. Пользователю запрещается вмешиваться в работу Портала, в его техническую и/или программную часть, пользоваться возможностями Портала в обход предложенного интерфейса.

3.6. Пользователю Портала запрещается использовать нецензурные выражения, оскорбления, порочащие и заведомо ложные/недостоверные материалы (касаемо физических и юридических лиц/государственных органов), призывать к насилию, экстремизму, проявлять признаки какой-либо вражды, ненависти, дискриминации, явно или скрыто осуществлять рекламную и любую иную, не относящуюся к работе Портала деятельность.

3.7. Ответственность за проявление вышеуказанного лежит на Пользователе. Он несет ответственность за распространение сведений, указанных в пункте 3.6 в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.8. Администратор и модераторы Портала оставляют за собой право изменять набор имеющихся услуг и сервисов, а также ограничивать доступ к сведениям о проблемах, заявленных Пользователем, содержащих признаки пункта 3.6 настоящего соглашения.

4. Конфиденциальность и защита персональных данных

4.1. Персональные данные, предоставляемые Пользователем Порталу при регистрации, защищаются, используются и обрабатываются в соответствии с Федеральном законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

4.2. Для эффективного использования услуг и сервисов Пользователю необходимо корректно представлять все запрашиваемые персональные данные.

4.3. Администратор и модераторы Портала оставляют за собой право передачи персональных данных Пользователя в компетентные органы, если такая передача способствует разрешению проблемы. Пользователь дает согласие на передачу собственных персональных данных третьим лицам в целях проведения социологических опросов и иных исследований, направленных на повышение качества сервисов, доступ к которым осуществляется через Портал.

4.4. Пользователь ознакомлен с тем, что его фамилия, имя, отчество (при наличии), заявленные при регистрации, будут отображаться на веб-странице с описанием его проблемы, а поэтому будут общедоступны.

4.5. Пользователю следует иметь в виду, что сведения, заявленные в графе «Описание ситуации», являются общедоступными и отображаются на веб-странице с описанием проблемы Пользователя. В случае нежелания распространения персональных данных администрация Портала рекомендует избирательно подходить к их размещению в открытом доступе.

4.6. В случае если Пользователь не может самостоятельно удалить/отредактировать информацию, содержащую персональные данные, распространение которых нежелательно, он может обратиться в службу поддержки по адресу электронной почты администрации Портала – info@onlineinspector.ru.

5. Порядок работы Портала

5.1. После добавления проблемы Пользователем, она попадает на стадию модерации.

5.2. При наличии условий, указанных в пункте 3.6 настоящего соглашения, а также нарушении правил модерации, модератор оставляет за собой право отказать в опубликовании проблемы и/или отказать в отправке сообщения о проблеме в компетентный орган.

5.3. В случае одобрения опубликования проблемы (при отсутствующем шаблоне автоматической отправки) Пользователю предлагается самостоятельно отправить обращение в компетентный орган, информация о котором представлена на Портале. В случае одобрения сообщения о проблеме модератором (при наличии шаблона автоматической отправки), сообщение о проблеме отправляется в компетентный государственный орган без участия Пользователя.

5.4. В случае самостоятельной отправки обращения Пользователю предлагается разместить ответ компетентного органа на Портале. В случае автоматической отправки сообщения о проблеме в компетентный орган, ответ на Портале будет размещён автоматически.

5.5. В случае если проблема Пользователя решена, ему предлагается отметить проблему как решённую (самостоятельно или обратившись по адресу электронной почты администрации Портала info@onlineinspector.ru).

Читайте также:
Подъёмные выплаты молодым специалистам: медикам, педагогам, военнослужащим

6. Стоимость услуг

6.1. Регистрация и использование сервисов и услуг Портала являются безвозмездными.

7. Заключительные положения

7.1. Настоящее соглашение вступает в силу с момента регистрации Пользователя на Портале и действует вплоть до удаления учётной записи Пользователя.

7.2. Настоящее Соглашение составлено в соответствии с законодательством Российской Федерации и призывает Пользователя использовать сервисы, доступ к которым предоставлен на Портале, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 384 ТК РФ. Образование комиссий по трудовым спорам (действующая редакция)

Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя. Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей.

Представители работодателя в комиссию по трудовым спорам назначаются руководителем организации, работодателем – индивидуальным предпринимателем. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников.

По решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации. В комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.

Комиссия по трудовым спорам имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем.

Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 384 ТК РФ

1. Согласно ст. ст. 308, 348 ТК индивидуальные трудовые споры, не урегулированные работником и работодателем – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, и религиозной организацией как работодателем самостоятельно, рассматриваются в суде.

Таким образом, КТС не образуется, если работодателем является физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, религиозная организация.

2. Статья 384 не содержит положения об обязательном создании КТС в организации.

Проявить инициативу в создании КТС могут как работники (представительный орган работников), так и работодатель (организация, индивидуальный предприниматель). О представительном органе работников см. коммент. к ст. ст. 29 – 31.

Предложение о создании КТС должно иметь письменную форму. Устная форма обращения не влечет правовых последствий.

Возложение на сторону, получившую предложение о создании КТС, обязанности направить своих представителей означает, что сторона должна не только их определить (назначить, избрать), но и сообщить об этом другой стороне.

Неисполнение работодателем обязанности направить в 10-дневный срок своих представителей в КТС со дня получения предложения свидетельствует о нарушении им трудового законодательства.

3. Трудовой кодекс предусматривает образование КТС на паритетных началах: из равного числа представителей работников и работодателя.

Представители работников избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции).

Общее собрание коллектива организации правомочно избирать членов КТС, если на его заседании присутствует более половины от общего числа работников данной организации (подразделении).

Конференция работников проводится в тех случаях, когда в организации сложно провести общее собрание, что обусловлено большим количеством работающих, производственным процессом, режимом работы, территориальной разобщенностью структурных подразделений и другими причинами. Делегаты на конференцию избираются по нормам и в порядке, которые определяются работниками организации. Конференция правомочна, если на ней присутствует не менее 2/3 делегатов конференции.

Общее собрание и конференция работников принимают решения большинством голосов присутствующих на собрании и конференции.

4. КТС формируется из представителей работодателя. Таким образом, руководитель организации, индивидуальный предприниматель не могут войти в ее состав. Это исключает их участие в оценке своей же деятельности, с которой не согласен работник, и создает условие объективности принимаемых КТС решений.

При назначении представителей работодателя руководителю организации, индивидуальному предпринимателю следует получить согласие работников на участие в работе комиссии. Выполнение этой обязанности основано на добровольном волеизъявлении работников. Назначение работников в состав КТС оформляется приказом, распоряжением работодателя.

5. К компетенции общего собрания работников относится решение о создании КТС в структурных подразделениях организации. Формирование КТС в структурных подразделениях осуществляется аналогичным образом, как и образование КТС в организации.

В КТС структурных подразделений организации рассматриваются споры, возникающие в пределах полномочий этих подразделений, например об оплате сверхурочных работ, о неправомерном перемещении работника в пределах подразделения. Спор о перемещении работника в другое структурное подразделение будет предметом рассмотрения КТС организации.

6. Работникам, избранным в состав КТС, предоставляются гарантии. Они освобождаются от выполнения трудовых обязанностей для участия в работе комиссии. За этот период им сохраняется средний заработок (см. коммент. к ст. 171). Принимая во внимание условия производственной деятельности, характер и многосменный режим работы и другие основания, заседание КТС может иметь место и в свободное для члена КТС время. Вопрос о предоставлении работникам компенсаций в этом случае может решаться на локальном уровне.

7. Работодатель обязан обеспечить организационно-техническую деятельность комиссии: предоставить помещение и создать условия для работы. КТС должна иметь свою печать. Средства на ее изготовление выделяются работодателем.

8. Председатель КТС, его заместитель, секретарь избираются членами КТС. Они могут быть представителями работодателя или представителями работников. Законодательством не установлено требований к их составу и порядку избрания.

9. Законодательством не установлен срок, на который создается КТС. Поэтому КТС может быть создана как на срок определенный, неопределенный, так и для рассмотрения единичного индивидуального трудового спора.

10. При увольнении работника, являющегося членом КТС, принцип паритетности, лежащий в основе ее образования, нарушается. В связи с этим представители работников, работодатель избирают или назначают нового работника в состав КТС.

Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в КТС

Что входит в компетенцию комиссии по трудовым спорам

КТС рассматривает индивидуальные трудовые споры, затрагивающие:

  • существенные изменения условий, в которых трудится персонал;
  • размер и порядок выплаты вознаграждения за работу;
  • регламентацию времени, отведенного на работу и отдых;
  • вынесение дисциплинарных взысканий;
  • условия заключенного трудового договора;
  • надбавки к зарплате;
  • право на отпуск, включая дополнительный.

Не разбираются следующие индивидуальные трудовые споры с сотрудниками:

  • решаемые по ТК РФ и федеральным законам в ином порядке;
  • если работодатель — физлицо, не зарегистрировавшееся как ИП;
  • в качестве второй стороны выступает религиозно-культовая организация;
  • дело находится в суде.
Читайте также:
Отпуск военнослужащего: по контракту, по призыву

Как создается КТС

Инициируют ее образование как сами работники, так и их представители либо работодатель (ИП, компания). Во многих случаях она формируется по предложению профсоюза. Ведь этот способ — самый доступный при устранении возникших разногласий.

КТС разрешается создавать в фирмах, занимающихся различными видами хозяйственной деятельности с любым количеством работающих. Норма, определяющая возможность формирования комиссии по трудовым спорам исключительно на предприятиях, где работает не меньше 15 людей, больше неактуальна.

В КТС входит одинаковое количество представителей работников и работодателей. Оно не регулируется законодательными нормами и определяется взаимным соглашением. Его нужно направить членам комиссии по индивидуальным трудовым спорам в период до 10 дней после того, как те получат письменное извещение о ее образовании.

Представителей работодателя назначает руководитель. Чаще всего он останавливает свой выбор на старших менеджерах структурных подразделений, кадровой службы, администрации, юристах. Они должны дать свое согласие и ознакомиться с соответствующим приказом.

Представители работников могут быть делегированы профсоюзом с дальнейшим утверждением на общем собрании или избраны непосредственно на нем. Неважно, какую они выполняют работу и состоят ли в профсоюзе.

КТС можно формировать на конкретный период времени или бессрочно. Условия надо отразить в решении и в приказе руководства.

Комиссия может быть создана в филиалах и подразделениях. В ТК не сказано, должны ли те быть обособленными. Фактически их реально организовать даже в отделе или цехе. Они не относятся к КТС фирмы и при вынесении решений ей не подчиняются. Формируются и работают так же, но разбирают относящиеся к их структурным подразделениям индивидуальные трудовые споры с сотрудниками и не занимаются вопросами, связанными с компетенцией руководства.

Председатель, его зам и секретарь избираются из состава состоящих в органе людей. Он должен иметь собственную печать. Работодатель по закону отвечает за его организационно-техническое обеспечение и обязан предоставить необходимые канцелярские принадлежности, офисную технику, помещение и все, что будет нужно для осуществления нормальной деятельности. Заниматься делопроизводством может любой член коллектива.

Заполните форму, и наш эксперт свяжется с вами!

Как разбираются индивидуальные трудовые споры

Сотрудник имеет право направить жалобу в КТС в течение 90 дней с того времени, когда ему стало известно о предмете разногласий. Если срок пропускается по независящим от его действий и воли причинам, он подлежит восстановлению. Поскольку такие причины не обозначены в Трудовом кодексе Российской Федерации, члены комиссии признают их, исходя из своих личных представлений. Доказать уважительность причины должен сам обратившийся за помощью член коллектива. При пропуске трехмесячного периода без объясняющей его причины КТС принимает заявление, но отказывается производить по нему процессуальные действия.

В документе сотрудник излагает суть индивидуального трудового спора и доказывает нарушение своих прав. Заявление требуется зарегистрировать. Обычно есть предназначенный для этого журнал, где фиксируется дата, когда было подано заявление, его содержание, время и суть принятого решения.

Необходимо регистрировать даже те заявления, которые нельзя отнести к сфере деятельности КТС. После регистрации в рассмотрении необходимо отказать (в отличие от приема, это Трудовым кодексом разрешается).

Спор рассматривается в период 10 календарных дней. В это время КТС может собираться несколько раз, прерываясь для изучения ситуации, получения доказательств, экспертного мнения и т.п. Детальное регулирование споров определяют сами представители работников и работодателя.

После того как заявление сотрудника принято к рассмотрению, должны быть подготовлены материалы. Требуется уточнить обстоятельства сложившейся ситуации и определить круг заинтересованных лиц, свидетелей и остальных участников процесса. Должны присутствовать не меньше 50% членов комиссии, иначе результат разбирательства можно будет признать недействительным. Регламент — произвольный.

В день заседания на нем обязан присутствовать сам человек, подавший заявление, либо представитель работника или уполномоченное лицо. Если они отсутствуют, вопрос все равно решается — по просьбе инициировавшего его сотрудника в письменном виде. Если же он просто не пришел, заседание откладывается. Если заявитель не придет во второй раз, КТС имеет право не заниматься его вопросом. Но в течение 3-х месяцев можно отправить заявление повторно. Работодатели и их представитель присутствовать лично не обязаны.

Что разрешено делать КТС для выяснения обстоятельств и вынесения решения

  • Вызывать и опрашивать свидетелей
  • Требовать нужные документы
  • Приглашать экспертов и специалистов

Работодатель обязуется предоставить запрошенные документы в указанный членами комиссии срок.

В процессе разбирательства необходимо вести протокол. Его подписывает председатель КТС или его заместитель. Затем на документе ставят печать. В протоколе фиксируется:

  • дата заседания;
  • состав членов комиссии;
  • объяснения подавшего заявление;
  • возражения другой стороны;
  • пояснения свидетелей и экспертов.

Работник вправе отказаться от рассмотрения на любой стадии или написать соответствующее заявление.

Регламент вынесения решения

Его принимают большинством голосов членов комиссии путем тайного голосования. В решении отражаются следующие сведения:

  • название компании, структурного подразделения или ФИО работодателя (если в деле участвует ИП);
  • личные данные, профессия и должность инициатора спора;
  • ФИО всех участников;
  • суть решения с обоснованием в виде ссылки на положения законов или нормативно-правовых актов;
  • итог голосования.

Резолютивная часть решения должна содержать прямое указание того, что должен сделать работодатель или почему сотруднику было отказано в положительном решении. Иногда требования удовлетворяются частично, и КТС должна конкретно указать действия, предписанные компании, и требования, в которых было отказано подателю заявления.

Если прийти к консенсусу так и не удалось, дело может дойти до суда. В этом случае представителям бизнеса не обойтись без грамотной юридической помощи. ООО «Проверка Труда» предоставляет услугу по решению трудовых споров в судебном порядке. У нас работают опытные юристы, которые приложат все свои силы и знания для того, чтобы вы смогли защитить свои интересы.

Мы сопровождаем клиентов на всех этапах трудового спора, тщательно выстраивая правильную линию защиты. Полностью берем на себя подготовку всех необходимых процессуальных документов и формирование стратегии поведения в суде.

Оставьте заявку и мы подготовим коммерческое предложение!

Трудовые споры

В определенных ситуациях между руководством и сотрудником возникает конфликтная ситуация. Она может быть решена сразу же, путем переговоров с начальником, но такой вариант возможен не всегда.

Чаще работнику приходится идти в надзорные органы и отстаивать права в установленном законом порядке. О том, куда обращаться по поводу нарушения трудового договора и как действовать поговорим далее.

Понятие и виды трудовых споров

В российском законодательстве под трудовым спором понимается конфликт, сформировавшийся между работодателем и его подчиненным, который был вынесен на рассмотрение судом или специальной комиссией. Такие споры могут быть индивидуальными или коллективными. Во втором случае компания может понести серьезные убытки по результатам судебного разбирательства.

Читайте также:
Облагается ли больничный лист НДФЛ

Чаще всего спору предшествует нарушение работодателем прав сотрудников. Это может выражаться в задержке заработной плате, в отказе от предоставления отпуска, в незаконных сокращениях. Кроме того, нередки конфликтные ситуации, когда работодатель предъявляет завышенные требования, принуждает работать в выходные дни без оплаты, добавляет обязанности, не предусмотренные текущим трудовым договором.

Нередко трудовой спор возникает, когда сотрудник увольняется и получает расчет. Недобросовестные работники стараются как можно меньше платить расчетных и для достижения этой цели идут на разные уловки. Особенно это актуально, если по роду деятельности сотрудник был связан с материальными ценностями.

Сроки обращения и давности, рассмотрения

Сроками исковой давности называют определенный период, в течение которого гражданин может обратиться в суд для восстановления или защиты своих прав. Так, ст. 196 ГК РФ, устанавливает срок в 3 года с момента обнаружения нарушений прав. Однако в действующем трудовом законодательстве нет понятия искового срока, а применяется определение «срок обращения в суд».

Согласно ТК РФ, для индивидуальных трудовых споров срок обращения в суд составляет 3 месяца с момента выявления нарушения прав. Существуют исключения:

  • месяц дается на обращение по поводу увольнения, срок отсчитывается с даты выдачи трудовой книжки или копии приказа об увольнении;
  • год на разрешение спора по вопросам удержанной зарплаты, расчетных и иных видов денежных выплат;
  • год по конфликтам, связанным с причиненным предприятию ущербом работником, сроки отсчитываются с даты обнаружения ущерба.

Восстановление сроков по трудовым спорам возможно только на основании решения суда и лишь в случае, если они были пропущены по уважительным причинам.

Срок обжалования решения по трудовому спору составляет месяц с момента его вынесения. При этом нужно учитывать, что суд готовит решение в срок до двух недель, а потому есть риск не успеть подать апелляционную жалобу. Чтобы избежать этого, рекомендуется заявлять о несогласии с решением суда сразу с момента его вынесения, а письменную жалобу отправлять в момент получения оформленного судебного решения.

Что касается сроков обращения за защитой по поводу коллективных трудовых споров, тут все будет зависеть от способа урегулирования конфликта:

  • примирительная комиссия должна рассмотреть спор за 5 дней;
  • посреднику дается не более семи дней, на его привлечение может уйти не более трех дней;
  • трудовой арбитраж будет рассматривать спор не более пяти дней.

Если коллективный трудовой спор будет рассматриваться Федеральной службой по труду и занятости, срок рассмотрения не будет превышать одного месяца.

Порядок рассмотрения трудовых споров

Порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров будет отличаться. Чтобы понять, как действовать в конкретной ситуации, проконсультируйтесь с юристом. Ниже будет указан лишь общий порядок действий.

Претензионный порядок по трудовым спорам в соответствии с современным ТК РФ не предусмотрен. Это означает, что работник не обязан писать на имя работодателя претензию. Можно попытаться уладить конфликт с работодателем путем составления соответствующего документа, в котором будут указаны требования и соответствующие ссылки на правовые нормы, но не факт, что работодатель пойдет навстречу.

Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров

Коллективные трудовые споры могут решаться как в досудебном порядке, так и через суд. Основные этапы и порядок разрешения конфликта в этом случае будет следующим:

  • рассмотрение вопроса комиссией по примирению сторон;
  • участие в разрешении спора независимого посредника;
  • привлечение арбитража по трудовым отношениям;
  • инициация судебного разбирательства в случае, если досудебная попытка урегулирования не удалась;
  • выполнение решения суда работодателем.

Как показывает практика, суд чаще встает на сторону работника, который хуже всего защищен в трудовых отношениях.

Коллективные трудовые споры относятся к категории наиболее сложных. Сроки для подачи нужных документов тут незначительны, бывает затруднительно собрать доказательства, особенно, если этому препятствуют работодатели. Поэтому защиту прав работников лучше доверить опытному адвокату, это существенно повысит шансы выиграть судебный процесс.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров

В случае индивидуального трудового спора также применим досудебный порядок. Работник может попытаться договориться с работодателем, найти компромиссное решение. Во многих случаях виной нарушения прав сотрудника является техническая ошибка, которую легко устранить.

Если поиск компромисса с руководством не удался, работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам. Главное, не забыть о сроках, которые составляют 3 месяца с момента нарушения прав или обнаружения этого факта. Если срок пропущен по уважительной причине, его можно без проблем восстановить. Если с решением комиссии одна из сторон не согласна, можно подавать исковое заявление в суд. Его решение также можно обжаловать в установленном законом порядке.

Причины возникновения трудовых споров

Предпосылки возникновения трудовых споров могут быть различными. Иногда тут виной становится неверная трактовка положений ТК РФ, причем как со стороны наемного работника, так и его работодателем. В некоторых случаях причиной могут быть различные технические ошибки, например, сбой в программном обеспечении.

Чаще всего причины и обстоятельства возникновения трудовых споров будут следующими:

  • неожиданное для работника изменение условий труда по договору;
  • перевод сотрудника в другое подразделение или отдел;
  • штрафы и иные виды дисциплинарного взыскания;
  • отказ в предоставлении полагающегося по трудовому договору отпуска или выходных;
  • несоблюдение условий предоставления графика (например, вместо обещанного графика 2/2 приходится работать по 6 дней в неделю);
  • задержки в выдаче заработной платы, неполная ее выплата;
  • увольнение (сокращение) работника;
  • причинение имущественного или иного вреда работодателю или работнику;
  • необоснованный, а также нарушающий права гражданина отказ в приеме на работу (например, по причине национальности).

Могут возникать трудовые споры и по вине самого работника. Тут можно назвать такие причины, как появление на работе в состоянии алкогольного опьянения, систематические нарушения рабочих процессов, опоздания, умышленная или случайная порча имущества, нарушение правил внутреннего распорядка. В этих ситуациях работодатель пытается применить к работнику меры дисциплинарного взыскания, вплоть до увольнения, работник же с решением руководства не всегда согласен. В спорных ситуациях зачастую проще нанять адвоката, который поможет отстоять права работника или работодателя без начала спора.

Читайте также:
Обслуживание рабочего места – что это

Комиссия по трудовым спорам

Комиссией по трудовым спорам называют специальную инстанцию, созданную на конкретном предприятии или в организации по инициативе работодателя или работников. Занимается орган вопросами трудовых споров, потому в его составе должны быть представители каждой стороны. В свою очередь, стороны конфликта не имеют права оказывать какое-либо давление на членов комиссии.

Для решения трудовых споров посредством трудовой комиссии нужно написать заявление в любой форме на имя ее председателя. При необходимости к заявлению прилагаются документы, доказывающие правоту стороны. Не позднее, чем через 10 дней после подачи заявления состоится заседание, которое может проходить как в присутствии подателя заявления, так и без него. Ход рассмотрения заявления протоколируется, затем заверяется специальной печатью или штампом организации.

Решение комиссия принимает посредством тайного голосования ее членов. О результате составляется акт в письменной форме, в котором, помимо названия организации и данных ее руководителя, отображается информация по решению комиссии и результатам тайного голосования. Копии документа передаются каждой стороне трудового спора в течение трех дней. Решение комиссии может быть обжаловано в течение 10 дней. Если этого не произошло, то через 3 дня решение должно быть исполнено.

Удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам, по своей силе равно исполнительному листу. При этом его не выдают в случае, когда одна из сторон решает продолжать разбирательство в судебном порядке.

Индивидуальные и коллективные трудовые споры

В сравнении с коллективными трудовыми спорами индивидуальные решаются просто. Работник или работодатель имеют право договориться между собой о закрытии конфликта, подать заявление в комиссию по трудовым спорам или обратиться в суд. В соответствии со ст. 382 ТК РФ органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров являются только комиссия по трудовым спорам и суд.

Больше сложностей возникает, если спор относится к категории коллективных. В этом случае сначала идет этап устранения разногласий сторонами. Для этого проводится собрание или конференция работников, на которой избираются представители от сотрудников и выдвигаются требования. По закону, собрание будет считаться правомочным, если на нем присутствовало более половины всех работников предприятия, для конференции минимальный порог ⅔ от числа сотрудников. Работодатель не имеет права чинить препятствия проведению этих мероприятий.

Оформленные в письменном виде требования подаются работодателю, он обязан их принять, рассмотреть и в течение трех дней дать ответ. В случае, если работодатель удовлетворяет требования работников, трудовой спор не возникает. В противном случае представители работников имеют право начать примирительные процедуры:

  • рассмотрение всех аспектов конфликта примирительной комиссией;
  • привлечение посредника;
  • рассмотрение спора трудовым арбитражем.

Ни работники, ни работодатель не имеют права отказаться участвовать в примирительных мероприятиях, которые проводятся в регламентированные законодательством сроки. На этапе примирения работники имеют право отстаивать и оглашать свои требования путем проведения демонстраций, митингов, пикетов, но только с соблюдением действующего законодательства.

Примирительные процедуры при разрешении коллективных трудовых споров не обходятся и без примирительной комиссии. По сути, это орган, созданный двумя сторонами в срок до трех дней с момента начала спора. Применение примирительной комиссии обязательно. Работодатель обязан предоставить все условия для ее работы, а сама она обязана рассмотреть конфликтную ситуация в течение 5 дней. Отсчет ведется с даты издания указа о ее создании.

Если примирительная комиссия не смогла добиться согласия между сторонами, по их соглашению привлекается посредник или трудовой арбитраж. На это дается законом три дня, начиная с составления примирительной комиссией протокола. В случае, если за это время стороны не смогли договориться в вопросе выбора посредника, начинается создание трудового арбитража. Он создается с участием Федеральной службы по труду и занятости специально для рассмотрения и решения вопросов, связанных с коллективным трудовым спором. На следующий (после создания арбитража) день участники трудового конфликта обязаны провести заседание, в ходе которого принять решение о доверии спора созданному органу. В случае согласия стороны составляют письменное соглашение в котором указывают обязательность исполнения решения органа. В случае нарушения соглашения дело передается дальше — в судебные инстанции. На этом этапе важно верно определиться с подсудностью, грамотно составить исковое заявление и собрать серьезную доказательную базу. В этом помогут наши юристы по трудовым вопросам.

Комитет по трудовым спорам

Департамент или комитет по трудовым спорам правильно называется «Государственная инспекция труда» или «Роструд». Для каждого региона есть свой сайт организации, на котором указаны контактные телефоны, адреса приемных и другая необходимая информация.

В сферу ее компетенции, в соответствии со ст. 356 ТК РФ, входит:

  • контроль за соблюдением работодателями ТК РФ;
  • предъявление работодателю распоряжений о восстановлении им трудовых прав сотрудников;
  • отстранение от работы лиц, не ознакомленных с техникой безопасности или не имеющих знаний по этому вопросу;
  • расследование причин и обстоятельств несчастных случаев на работе;
  • привлечение к административной ответственности виновных в нарушении ТК РФ лиц.

Кроме того, Роструд может приостановить деятельность предприятия в случае несоблюдения его руководством действующего законодательства, повлекшее нарушение прав работников.

Отдельный работник может написать письмо в Роструд для отстаивания своих прав. В некоторых случаях результат будет получен даже быстрее, чем при решении проблемы в судебном порядке Проконсультируйтесь с нашим юристом, целесообразно ли в вашей ситуации обращаться в Государственную инспекцию труда или есть другой, более эффективный способ решения проблемы.

Куда обращаться

Для решения трудового спора, нужно знать, куда обращаться с проблемой. Если в случае коллективного спора работники могут провести собрание, выбрать представителя и начать процесс примирения, то отдельному работнику в этом вопросе сложнее. Вот несколько вариантов, куда можно обратиться по трудовому спору в Москве:

  • в комиссию по трудовым спорам, если таковая действует на предприятии или в организации;
  • в Роструд;
  • в суд.

На официальном сайте Роструда можно без личного посещения подать письмо с разъяснением сути проблемы. Также можно обратиться через портал Онлайнинспекция.рф. Эти варианты оптимальны для тех, кто не имеет возможности прийти лично в контролирующие организации или боится это сделать. Все обращения, поступившие через порталы, рассматриваются в обязательном порядке. Что касается вопроса, куда подавать иск в случае желания решить трудовой спор через суд, то тут важно действовать в соответствии с подсудностью.

Если вы в затруднении и не знаете, с чего начать защиту своих интересов — свяжитесь с нами. Опытный юрист внимательно изучит ваш вопрос и подскажет, с чего лучше всего начать и как добиться справедливости в короткие сроки с минимальными финансовыми затратами.

Подсудность по трудовым спорам

Собираясь судиться с работодателем, нужно понимать, в какой суд направлять исковое заявление. Выбор происходит с учетом подсудности, в России есть несколько ее видов, по отношению к трудовым спорам применимы следующие:

  1. Родовая подсудность — по судам различных звеньев. Так, мировой суд может решать вопросы трудовых споров, если они относятся к категории индивидуальных и не связаны с вопросами восстановления уволенного сотрудника в должности. Районный суд может разрешать коллективные трудовые споры и конфликты, связанные с восстановлением работника в должности.
  2. Территориальная подсудность. Вызывает больше всего трудностей, для их разрешения нужно обращаться к юристу. Бывает так, что работодатель условиями договора определяет решение споров в судебном порядке по месту юридического адреса.
Читайте также:
Банкротство физических лиц. Последствия для должника.

Существует альтернативная территориальная подсудность, которая регламентируется п.6 ст. 29 ГПК РФ. Согласно ей, работник может подавать иск в суд по месту своего жительства.

Если вы решаете инициировать судебное разбирательство по поводу нарушения ваших прав, установленных ТК РФ, обратитесь к нашим адвокатам. Они помогут определиться с подсудностью, составят грамотно иск, способствуют созданию хорошей доказательной базы. Если необходимо, юрист может представлять интересы клиента в суде. Также специалист подскажет, как обжаловать судебное решение в случае несогласия с ним и что делать, если работодатель не подчиняется решению суда. Люди, обратившиеся к юристам за помощью, имеют больше шансов отстоять свои права, добиться выплаты зарплаты, восстановиться на работе.

Юрист по трудовым спорам

В большинстве случаев, затевая тяжбу с работодателем, нужно сначала нанять юриста по трудовым спорам. Зачастую гражданин плохо осведомлен об имеющихся у него правах, не умеет их грамотно отстаивать, потому самостоятельная попытка решить конфликт с работодателем редко приводит к успеху.

Наши юристы по трудовым спорам, практикующие в Москве, помогут:

  • восстановиться на работе, если увольнение было незаконным;
  • взыскать с работодателя заработную плату, положенные компенсация;
  • добиться возмещения ущерба;
  • установить факт трудовых отношений;
  • подготовить жалобу, исковое заявление и другие документы.

При необходимости адвокат по трудовым спорам будет присутствовать при судебном разбирательстве и всегда проконсультирует клиента в сложной ситуации. Кроме защиты интересов работника, он также поможет работодателю отстоять свои права, если их нарушение вызвано недобросовестностью или намеренными действиями сотрудников. Мы работаем с юридическими и физическими лицами, а также с ИП.

Трудовые споры: все, что должен знать работодатель

Наталия Агешкина,
практикующий юрист-эксперт с многолетним опытом работы в различных сферах деятельности коммерческих и некоммерческих организаций. Имеет ряд публикаций в области уголовного, гражданского, предпринимательского и конкурентного права.

Конфликты, связанные с осуществлением трудовой деятельности, возникают довольно часто, и от них не застрахован ни один работодатель. В целях исключения либо минимизации неблагоприятных последствий (подрыв деловой репутации, финансовые убытки и пр.) работодателю необходимо четко понимать, какой именно конфликт в сфере труда можно считать трудовым спором и каковы механизмы его разрешения.

Трудовой спор — разногласия, возникшие между работодателем и работником по различным вопросам установления и изменения условий труда, применения трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективных договоров и соглашений, локальных нормативных актов, трудовых договоров.

Право на трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения гарантируется Конституцией РФ (ч. 4 ст. 37), а правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по разрешению трудовых споров относится к одной из основных задач трудового законодательства (абз. 9 ч. 2 ст. 1 ТК РФ).

ТК РФ в зависимости от характера разногласий (предмет спора) и субъектного состава предусматривает две категории трудовых споров:

1) индивидуальные (ч. 1 ст. 381 ТК РФ), возникающие между работодателем и работником (ст. 20 ТК РФ) по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров;

2) коллективные (ч. 1 ст. 398 ТК РФ), которые возникают между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) (ст. 20, 29—31, 33, 34 ТК РФ) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

От категории трудового спора зависит механизм его разрешения.

Индивидуальные трудовые споры (далее по тексту — ИТС) могут быть:

1) урегулированы путем переговоров между сторонами трудового отношения (ст. 308, ст. 348, ч. 2 ст. 385 ТК РФ);

2) рассмотрены комиссиями по трудовым спорам (ст. 384—389 ТК РФ), судами (ст. 391—393 ТК РФ), в рамках арбитража (третейского разбирательства) (ст. 348.13 ТК РФ).

Все коллективные трудовые споры (далее по тексту — КЛТС) разрешаются с использованием примирительных процедур (ст. 401—404 ТК РФ) и, при необходимости, — посредством реализации работниками права на забастовку (ст. 409—414 ТК РФ).

Порядок рассмотрения трудовых споров регулируется ТК РФ, иными федеральными законами (в том числе в отношении отдельных категорий работников), а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется ГПК РФ (с учетом разъяснений, формируемых Пленумом ВС РФ).

Каждая из обозначенных категорий трудовых споров имеет свою специфику, особенности которой, наряду с положениями о том, к каким неблагоприятным для работодателя последствиям могут привести трудовые споры, будут рассмотрены далее в настоящей статье.

Индивидуальные трудовые споры

Предмет ИТС вытекает непосредственно из определения ИТС, данного в ч. 1 ст. 381 ТК РФ.

Наиболее частыми причинами ИТС являются: незаконное увольнение; невыплата или неполная выплата заработной платы либо иных выплат, причитающихся работнику и осуществляемых в рамках трудовых отношений;

неправомерное привлечение работника к дисциплинарной и (или) материальной ответственности; незаконный перевод на другую работу; незаконное отстранение от работы; непредоставление либо неполное предоставление работодателем установленных для работника гарантий и компенсаций; причинение работником ущерба работодателю; неправомерное установление (изменение) работодателем условий труда работника, режима рабочего времени и времени отдыха (в том числе без учета особенностей регулирования труда); необоснованный отказ в заключении трудового договора; уклонение от оформления или ненадлежащее оформление работодателем трудового договора; заключение работодателем гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения; невыдача либо несвоевременная выдача документов, связанных с работой, и их копий (в том числе при увольнении) и др.

Читайте также:
Отказ от флюорографии на работе

Кто может быть инициатором ИТС?

Индивидуальный трудовой спор возникает между сторонами трудового правоотношения — работником и работодателем (ст. 20 ТК РФ).

В качестве ИТС также признается спор между (ч. 2 ст. 381 ТК РФ):

а) работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем (то есть бывшим работником);

б) работодателем и лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с этим работодателем (то есть соискателем), — в случае отказа данного работодателя от заключения такого договора.

Таким образом, инициировать ИТС могут его стороны: работодатель, работник, бывший работник, соискатель.

Кто вправе представлять интересы работника и работодателя при разрешении ИТС?

В силу ч. 2 ст. 29 ТК РФ интересы работника при рассмотрении ИТС представляет первичная профсоюзная организация (профсоюз) (ст. 30 ТК РФ). При рассмотрении ИТС в суде представлять интересы работника могут профсоюз, прокурор (ч. 1 ст. 391 ТК РФ, ст. 45 ГПК РФ). В силу ч. 3 ст. 45 ГПК РФ дела о восстановлении на работе рассматриваются с участием прокурора. Интересы работодателя при рассмотрении ИТС представляют руководитель организации, работодатель-индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица (ч. 6 ст. 20, ч. 1 ст. 33 ТК РФ).

Общее представительство в суде при разрешении ИТС обеспечивается по правилам гл. 5 ГПК РФ.

Можно ли включить в трудовой договор условие, устанавливающее обязательный досудебный порядок разрешения ИТС?

Подобное условие нельзя включить в трудовой договор; это ограничит права работника, поскольку по общему правилу досудебный порядок урегулирования данной категории споров не предусмотрен (если иное не установлено ТК РФ, другими федеральными законами) 1 .

В силу ч. 2 ст. 9 ТК РФ трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Если такие условия включены в трудовой договор, то они не подлежат применению (см. Апелляционное определение Московского областного суда от 03.06.2015 по делу № 33-12625/2015, Апелляционное определение Московского городского суда от 08.04.2015 по делу № 33-10153/2015, Апелляционное определение Вологодского областного суда от 31.05.2013 № 33-2491/2013 и др.). Положения о том, что разногласия, не урегулированные самостоятельно работником при непосредственных переговорах с работодателем, рассматриваются в суде (ст. 308, 348 ТК РФ), либо о том, что работник может обратиться в суд, минуя комиссию по трудовым спорам (далее по тексту — КТС) (ч. 1 ст. 391 ТК РФ), не означают установления обязательного досудебного порядка урегулирования ИТС.

В связи с этим судья не вправе возвратить исковое заявление работника на основании п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ, а суд — оставить заявление без рассмотрения на основании абз. 2 ст. 222 ГПК РФ (в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора) 2 .

В каких ситуациях и в какой срок ИТС может быть передан на рассмотрение в КТС?

В силу ч. 2 ст. 385 ТК РФ КТС рассматривает ИТС, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.

Из ч. 1 ст. 385 ТК РФ следует, что КТС вправе рассматривать те ИТС, по которым ТК РФ и иными федеральными законами не установлен другой порядок их рассмотрения: речь идет об ИТС, непосредственно рассматриваемых в суде (ст. 391 ТК РФ); о некоторых видах ИТС, относящихся к служебным спорам3; об ИТС, разрешаемых посредством арбитража (третейского разбирательства) (ст. 348.13 ТК РФ).

Механизм образования КТС, порядок рассмотрения ИТС и принятия решения по нему КТС регламентированы нормами ст. 384, 387—388 ТК РФ.

В соответствии со ст. 386 ТК РФ работник может обратиться в КТС в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Может ли работодатель обратиться за разрешением ИТС в КТС?

Нормы ст. 386 ТК РФ закрепляют право работника обратиться в КТС, о возможности обращения работодателя в КТС не упоминается. Другие положения ТК РФ также не предусматривают права работодателя на обращение в КТС, следовательно, такого права не существует. Обеспечить защиту своих трудовых прав в КТС может только работник. Работодатель в случае необходимости разрешения ИТС должен обращаться в суд.

В какой срок КТС обязана рассмотреть ИТС?

В силу ч. 2 ст. 387 ТК РФ КТС обязана рассмотреть ИТС в течение 10 календарных дней со дня подачи работником заявления. При этом днем подачи такого заявления согласно ч. 1 ст. 387 ТК РФ следует считать день, когда это заявление было зарегистрировано КТС.

Может ли КТС рассмотреть ИТС в отсутствие работника или его представителя?

По общему правилу ИТС рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя.

Рассмотрение ИТС в отсутствие работника или его представителя возможно лишь по письменному заявлению работника. В случае неявки работника или его представителя на заседание КТС рассмотрение ИТС откладывается. В случае вторичной неявки работника или его представителя без уважительных причин КТС может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление о рассмотрении ИТС в КТС повторно в пределах срока, установленного ст. 386 ТК РФ.

Какой срок установлен для обжалования решения КТС?

Решение КТС может быть обжаловано работником или работодателем в суд в 10-дневный срок со дня вручения ему копии решения КТС (ч. 2 ст. 390 ТК РФ).

В какой срок обеспечивается исполнение решения КТС?

Решение КТС подлежит исполнению в течение 3 дней по истечении 10 дней, предусмотренных на обжалование (ч. 1 ст. 389 ТК РФ). В случае неисполнения решения КТС в указанный срок КТС выдает работнику удостоверение на принудительное исполнение решения КТС.

Что собой представляет удостоверение на принудительное исполнение решения КТС?

Если решение КТС не исполнено в течение 3 дней со дня истечения 10-дневного срока для его обжалования, то КТС выдает работнику специальное удостоверение, имеющее силу исполнительного документа 4 (ч. 2 ст. 389 ТК РФ). Работник может обратиться за таким удостоверением в течение 1 месяца со дня принятия решения КТС по рассмотренному ИТС.

Читайте также:
Подъёмные выплаты молодым специалистам: медикам, педагогам, военнослужащим

Данное удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратились с заявлением о перенесении ИТС в суд.

В силу ч. 3 ст. 389 ТК РФ удостоверение, выданное КТС, должно быть предъявлено к исполнению в службу судебных приставов не позднее трех месяцев со дня его получения.

На основании этого удостоверения судебный пристав приводит решение КТС в исполнение в принудительном порядке.

Правомерно ли рассмотрение ИТС сразу в суде, без обращения в КТС?

Учитывая, что ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому право на судебную защиту, а ТК РФ не содержит положений об обязательности предварительного внесудебного порядка разрешения ИТС с помощью КТС, то лицо, считающее, что его права нарушены, по собственному усмотрению выбирает способ разрешения ИТС и вправе:

а) либо первоначально обратиться в КТС (кроме дел, которые рассматриваются только судом), а в случае несогласия с решением КТС — в установленный срок — в суд;

б) либо сразу обратиться в суд (см. ст. 308, ст. 348, ст. 382, ч. 1, 2 ст. 390, ст. 391 ТК РФ; п. 2 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).

В каких случаях ИТС разрешаются в суде?

Рассмотрение ИТС в суде осуществляется в следующих случаях:

а) по заявлению работника — если ИТС не рассмотрен КТС в течение 10 календарных дней со дня подачи работником соответствующего заявления (ч. 1 ст. 390 ТК РФ);

б) по заявлению работника, работодателя или профсоюза, защищающего интересы работника, — если работник или работодатель не согласны с решением КТС (ч. 2 ст. 390, ч. 1 ст. 391 ТК РФ);

в) по заявлению работника — если работник обращается в суд, минуя КТС (ч. 1 ст. 391 ТК РФ);

г) по заявлению прокурора — если решение КТС не соответствует трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права (ч. 1 ст. 391 ТК РФ).

Непосредственно только в судах рассматриваются ИТС:

1) по заявлению работника (в том числе бывшего работника) (абз. 2 ч. 2 ст. 391 ТК РФ) — о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника;

2) по заявлению работодателя (абз. 3 ч. 2 ст. 391 ТК РФ) — о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, если иное не предусмотрено федеральными законами;

3) по заявлению лиц: которым отказано об отказе в приеме на работу (абз. 2 ч. 3 ст. 391 ТК РФ); работающих по трудовому договору у работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (ст. 308, абз. 3 ч. 3 ст. 391 ТК РФ); являющихся работниками религиозных организаций (ст. 348, абз. 3 ч. 3 ст. 391 ТК РФ); считающих, что они подверглись дискриминации (ч. 4 ст. 3, абз. 4 ч. 3 ст. 391 ТК РФ).

В каких случаях работодатель может обратиться в суд за разрешением ИТС? Работодатель имеет право обжаловать в суд решение КТС, если он с ним не согласен (ч. 2 ст. 390, ч. 1 ст. 391 ТК РФ).

Работодатель обращается в суд, если предметом ИТС является возмещение работником ущерба, причиненного работодателю (абз. 3 ч. 2 ст. 391 ТК РФ).

При этом следует учесть, что в силу ч. 2 ст. 248 ТК РФ если месячный срок, предусмотренный ч. 1 ст. 248 ТК РФ для добровольного возмещения работником суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание может осуществляться только судом.

Необходимо принять во внимание, что при несоблюдении работодателем установленного порядка взыскания ущерба (см. ст. 247, 248 ТК РФ) 5 работник имеет право обжаловать действия работодателя в суд.

Работодатель вправе обратиться в суд в целях взыскания с работника затрат, связанных с его обучением (ч. 2 ст. 207, ст. 249 ТК РФ).

Продолжение статьи в следующем
номере журнала ПРАВОсоветник

1 Следует учитывать особенности, установленные ст. 348.13 ТК РФ, ст. 36.5 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», ч. 3 ст. 3 ГПК РФ для спортсменов, тренеров в профессиональном спорте и спорте высших достижений.

2 См. также п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 29.05.2018 № 15 «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей — физических лиц и у работодателей — субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям».

3 См.: Федеральный закон от 01.10.2019 № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ч. 7 ст. 70); Федеральный закон от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (ч. 7 ст. 74); Федеральный закон от 23.05.2016 № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ч. 7 ст. 73); Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ч. 7, 13, 14, 15, ст. 70); Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ч. 7 ст. 72) и др.

4 См. также п. 4 ч. 1 ст. 12, ч. 5 ст. 21, гл. 5, 7, 13 и др. Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

5 См. также Постановление Пленума ВС РФ от 16.11.2006 № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: