Обучение по гражданской обороне и чрезвычайных ситуациях

Обучение гражданской обороне в организации

Ведущий юрист-консультант «Что делать Консалт»

Все организации должны проводить подготовку работников в области гражданской обороны. Как работодателю правильно организовать и провести обучение сотрудников гражданской обороне, читайте в статье ведущего юриста-консультанта Юлии Кобылиной.

Для подготовки по гражданской[1] обороне в организации должны быть созданы специальные структурные подразделения или назначены работники. Это нужно сделать независимо от организационно-правовой формы компании[2].

Специалист по гражданской обороне должен иметь соответствующую подготовку в области гражданской обороны[3].

Подготовка проводится в форме курсового обучения[4]:

  • в организациях, которые обучают по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
  • в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ;
  • на курсах гражданской обороны муниципальных образований.

Чтобы направить специалистов по гражданской обороне на обучение, необходимо[5]:

  • издать приказ о направлении работника на курсовое обучение;
  • направить до 1 сентября текущего года в организацию, осуществляющую курсовое обучение, письмо[6] на обучение специалистов по гражданской обороне;
  • получить от организации, осуществляющей курсовое обучение, выписку, подтверждающую зачисление на курсовое обучение.

Продолжительность обучения работников, осуществляющих обучение в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, — 24 — 36 часов. Это установлено Примерной программой[7] курсового обучения должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утверждённой МЧС России 22.02.2017 № 2-4-71-8-14.

По окончании курсового обучения выдаётся справка[8], которая подтверждает право выполнять работу по гражданской обороне.

В дальнейшем не реже одного раза в пять лет надо направлять этого специалиста на повторное курсовое обучение или повышение квалификации[9]. Направление на повторное курсовое обучение производится в том же порядке.

Повышение квалификации может осуществляться по очной и очно-заочной формам обучения с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Возможно также сетевое обучение (Примерная дополнительная профессиональная программа повышения квалификации, утверждённая МЧС России 30.10.2022 № 2-4-71-11-10).

Ещё одним этапом является необходимость проводить курсовое обучение по гражданской обороне внутри организации для всех своих работников[10].

Для проведения обучения внутри организации скомплектуйте учебные группы численностью не более 25 человек. При этом необходимо учесть должности работников, а также особенности профессий[11].

Для проведения курсового обучения необходимо:

  1. Создать учебно-материальную базу для проведения курсового обучения[12].

Если численность работников организации до 200 человек, то необходимо иметь:

  • комплект средств для проведения занятий (например, плакаты, слайд-проектор, тренажёр для оказания первой помощи);
  • уголок по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (информационно-справочный стенд с материалами по защите от опасностей).

Если численность работников организации свыше 200 человек, то нужно иметь:

  • многопрофильный учебный кабинет (класс);
  • учебную площадку, то есть специально оборудованную территорию;
  • по одному уголку в каждом административном и производственном здании.
  1. Разработать и утвердить программу курсового обучения с учётом особенностей деятельности организации на основе примерных программ, утверждённых МЧС России[13]. Примерная программа курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны утверждена МЧС России 20.11.2022 № 2-4-71-27-11.
  2. Утвердить форму журнала учёта занятий по курсовому обучению.

В журнале учёта руководитель занятий отмечает посещаемость занятий сотрудниками, итоги сдачи нормативов и др. Журналы ведутся на каждую учебную группу и хранятся в течение года после завершения обучения[14].

  1. Издать приказ о проведении курсового обучения.

Этим приказом необходимо определить состав преподавателей, инструкторов, списки учебных групп, расписание занятий, назначить руководителей занятий[16].

Занятия могут проводить:

Для занятий по правилам оказания первой помощи необходимо привлечь специалистов (руководящий состав, инженерно-технических работников, членов КЧС и ОПБ организации, руководителей и сотрудников органов, специально уполномоченных на решение задач в области ЗНТЧС и (или) ГО) ( Примерная программа курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны (утв. МЧС России 20.11.2022 № 2-4-71-27-11) ).

Читайте также:
Регрессный иск, исковое заявление в порядке регресса: что это такое

К расписанию занятий по гражданской обороне специальных требований нет. Рекомендуется проводить их в течение года ежемесячно, кроме месяцев массовых отпусков. Кроме того, целесообразно проводить занятия в рабочее время в объёме не менее 12 часов в год[17]. Расписание занятий составьте согласно программе ежегодного обучения по гражданской обороне, отразите виды занятий, дни и часы их проведения.

При обучении следует обеспечить безопасность работников, не допустить их травматизма, обеспечить сохранность техники, оборудования, снаряжения и инструментов. Особенно внимательно следует отнестись к использованию учебно-имитационных средств и к работе в СИЗ[18].

Для обеспечения безопасности необходимо, в частности:

  • организовать проведение занятий;
  • соблюдать требования безопасности, положения руководств, приказов и распоряжений прямых начальников;
  • применять знания и навыки, полученные в ходе различных видов инструктажей и занятий по изучению требований безопасности.

Если работодатель не организует обучение, ему грозит штраф[19] в следующем размере:

– для должностных лиц организации (например, её руководителя) — от 10 000 до 20 000 руб.;

– для организации — от 100 000 до 200 000 руб.

Основной приоритет обучения сотрудников ГО – это здоровье и безопасность работников при наступлении любых стихийных бедствий и катастроф. Если работодатель пренебрегает обучением сотрудников, не соблюдает действующее законодательство в области гражданской обороны, это чревато тяжёлыми последствиями и большой ответственностью в случае наступления чрезвычайной ситуации, поскольку могут погибнуть люди.

Гражданская оборона

Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 № 171-ФЗ).

    Основными задачами в области гражданской обороны являются:

Требования в области гражданской обороны – специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Мероприятия по гражданской обороне — организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Территория, отнесённая к группе по гражданской обороне — территория, на которой расположен город или иной населённый пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нём объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

    Руководство гражданской обороной

Схема управления гражданской обороной в Российской Федерации


Основы государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утверждённые Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 года № 696

Целью государственной политики в области гражданской обороны является обеспечение необходимого уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях.

Задачами государственной политики в области гражданской обороны являются:

а) совершенствование с учетом современных требований нормативно-правовой и нормативно-технической базы в области гражданской обороны в части, касающейся защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

б) завершение реконструкции систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, и создание в установленном порядке локальных систем оповещения;

в) повышение качества подготовки должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций к выполнению мероприятий по гражданской обороне;

г) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны;

д) обеспечение эффективного функционирования сил и средств гражданской обороны, поддержание необходимого уровня их готовности к использованию по предназначению, оснащение их современным вооружением и специальной техникой;

е) формирование условий для дальнейшего развития системы обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне с учетом экономических, географических и других особенностей регионов;

ж) оптимизация мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, а также повышение эффективности их выполнения;

з) внедрение современных технологий защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, с использованием технических средств, созданных отечественными производителями;

и) своевременный учет тенденций изменения характера современных вооруженных конфликтов и проявлений экстремизма;

к) формирование новых подходов к организации и ведению гражданской обороны, обеспечивающих необходимый уровень защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, характерных для определенных территорий Российской Федерации, при минимальном уровне финансовых и материальных затрат.

Приоритетными направлениями государственной политики в области гражданской обороны являются:

а) совершенствование нормативно-правовой, нормативно-технической и методической базы в области гражданской обороны с учетом изменений, вносимых в законодательные акты Российской Федерации, и внедрения в Российской Федерации системы стратегического планирования;

б) совершенствование системы управления гражданской обороной, систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

в) совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

г) развитие сил гражданской обороны путем совершенствования их организации и подготовки к использованию по предназначению, а также путем повышения уровня их оснащенности современной специальной техникой;

д) повышение качества подготовки населения в области гражданской обороны;

е) развитие международного сотрудничества в области гражданской обороны.

Нормативные правовые акты в области гражданской обороны в Российской Федерации

Федеральные конституционные законы

Обучение должностных лиц и специалистов органов управления и сил ГО и РСЧС (для ответственных за ГО и ЧС)

ОБУЧЕНИЕ по ГО и ЧС ДЛЯ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ЛИЦ ПРЕДПРИЯТИЙ

Учебный центр «ЦОПО» проводит обучение по Гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям для уполномоченных лиц в Подольске, Москве и Московской области. По действующим нормативам функции уполномоченного по ГО и ЧС не может выполнять руководитель организации. Ответственный сотрудник за ГО и ЧС должен быть назначен приказом и направлен на специализированное обучение. Повторное обучение уполномоченных лиц должно проводиться через каждые пять лет.

Срок обучения составляет 72 часа

Форма обучения – очная, дистанционная.

Практическая подготовка – по индивидуальному графику.

ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ И СПЕЦИАЛИСТОВ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ СИЛ ГО и ЧС

Чем крупнее организация, чем большее количество сотрудников она насчитывает, тем сложнее и тщательней должна быть организована работа по ГО и ЧС. Однако, законом предусмотрено, что данная деятельность должна вестись во всех организациях без исключения. Например, для организаций, не относящихся к категории по гражданской обороне, с численностью персонала до 200 человек функции ответственного допускается назначать на сотрудника по совместительству.

Отсутствие ответственного за ГО и ЧС в организации является нарушением, и может стать основанием для штрафов.

Подготовка уполномоченного сотрудника в нашем учебном центре ведется в соответствии с актуальными техническими, нормативными и административными нормативами по предупреждению, оперативному реагированию, минимизации и ликвидации последствий при возникновении техногенных, природных катастроф, военных конфликтов.

Задачи уполномоченного лица состоят в планировании и реализации мероприятий в области обеспечения гражданской обороны, информировании и подготовке персонала касательно действий при возникновении чрезвычайных ситуаций, проработке планов эвакуации, создание медицинского, защитного и технического резерва, а также координации действий в случая возникновения чрезвычайной ситуации.

СРОК ОБУЧЕНИЯ:

Составляет 72 часа.

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ:

Очная – в классах «ЦОПО» или с выездом на территорию вашего предприятия.
Электронное обучение.

ВЫДАВАЕМЫЕ ДОКУМЕНТЫ:

По окончании обучения выдается удостоверение установленного образца о повышении квалификации.

АННОТАЦИЯ

ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ И СПЕЦИАЛИСТОВ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И СИЛ ГО И РСЧС

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Обучение должностных лиц и специалистов органов управления и сил ГО и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС) организуется на основании федеральных законов «О гражданской обороне» и «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановления Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 2 ноября 2000 г. за № 841, приказов и указаний Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Программа обучения должностных лиц и специалистов органов управления и сил ГО и РСЧС является одним из составляющих элементов единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Программа регламентирует обучение должностных лиц и специалистов органов управления и сил ГО и РСЧС, на которых возложена ответственность за организацию и выполнение всего комплекса мероприятий ГО и задач по предупреждению ЧС и ликвидации их последствий.

В программе изложены организация обучения и методика его проведения, требования к уровню знаний, умений и навыков слушателей, прошедших обучение, наименование тем занятий и их содержание, количество часов, отводимое на изучение программы в целом и каждой темы в отдельности.

II. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

1. Обучение должностных лиц и специалистов органов управления и сил ГО и РСЧС организуется в учебных группах и комплектуются преимущественно из лиц одной или родственных категорий обучаемых с учетом уровня их подготовки. Количество слушателей в группе не должно превышать 30 человек.

3. Продолжительность ежедневных учебных занятий с преподавателем не менее 6 учебных часов (по 45 минут). Часы самоподготовки используются для изучения учебно-методических пособий, консультаций, а также просмотра учебных видеоматериалов.

4. По окончании подготовки проводится итоговая аттестация в форме зачета. Проверка знаний проводится для определения соответствия освоенных компетенций требованиям профессионального стандарта.

Слушателям, успешно сдавшим зачет, выдается удостоверение о повышении квалификации, установленного образца.

Нормативный срок освоения программы – 72 часа при очной форме обучения с применением дистанционных и электронных образовательных технологий.

Профессиональные компетенции:

ПК.1. Анализировать, оценивать обстановку и принимать решения в области органов управления и сил ГО и РСЧС в объеме занимаемой должности;

ПК.2. Разрабатывать планирующие документы в области органов управления и сил ГО и РСЧС;

Категория слушателей:

Должностные лица и специалисты организаций.

Форма обучения: очная с применением дистанционных образовательных технологий.

1.3. Планируемые результаты обучения.

К концу обучения слушатели должны уметь самостоятельно выполнять все работы, предусмотренные программой, техническими условиями и нормами, принятыми на предприятии.

Должностные лица и специалисты органов управления и сил ГО и РСЧС, прошедшие обучение

должны знать:

– требования нормативных правовых документов по организации и проведению мероприятий ГО, мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

– структуру и задачи органов управления и сил ГО, подсистемы РСЧС соответствующего уровня, содержание, методику разработки и планирования мероприятий ГО, мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;

– состав задачи, возможности и порядок применения сил ГО и РСЧС субъекта РФ (муниципального образования, организации), а также мероприятия по обеспечению их постоянной готовности;

– виды ЧС, причины их возникновения, основные характеристики, характерные особенности экологической и техногенной обстановки на территории субъекта РФ (муниципального образования);

– порядок проведения специальной обработки, дозиметрического и химического контроля;

– порядок создания в целях выполнения мероприятия и задач по защите населения и территорий от ЧС, запасов (резервов) финансовых, материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, их объемы, условия содержания и пополнения;

– организацию и порядок взаимодействия между органами управления и силами ГО и РСЧС;

организацию и порядок проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее – АСДНР) при ликвидации ЧС мирного и военного времени;

– организацию и порядок обучения населения в области безопасности жизнедеятельности;

– организацию, формы и методы пропаганды знаний в области безопасности жизнедеятельности среди населения;

уметь:

– разрабатывать планирующие документы в области органов управления и сил ГО и защиты от ЧС;

– анализировать, оценивать обстановку и принимать решения в области органов управления и сил ГО и защиты от ЧС в объеме занимаемой должности;

– организовывать проведение АСДНР, осуществлять управление подчиненными силами при выполнении работ;

– организовывать и обеспечивать выполнение мер пожарной безопасности;

– организовывать проведение мероприятий по предоставлению населению убежищ, средств индивидуальной защиты, эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, первоочередному обеспечению пострадавшего населения;

– организовывать и осуществлять безопасную эксплуатацию опасных производственных систем и объектов;

– организовывать и проводить подготовку подчиненных органов управления, должностных лиц, сил ГО и РСЧС, а также обучение населения в области безопасности жизнедеятельности;

– осуществлять меры по выполнению заданий мобилизационного плана в области ГО.

Обучение по гражданской обороне и чрезвычайных ситуациях

Рекомендации по организации и проведению курсового обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

Рекомендации по организации и проведению курсового обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций – М.: МЧС России, 2015. – 17 с.

В Рекомендациях по организации и проведению курсового обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее – Рекомендации) представлены общие положения по курсовому обучению, порядок и требования к его организации и осуществлению.

Рекомендации являются методической основой для организации и проведения занятий с соответствующими группами населения на курсах гражданской обороны муниципальных образований и в организациях, а также в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации или в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, при реализации ими программ курсового обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Рекомендации предназначены для руководителей курсов гражданской обороны и организаций, имеющих полномочия по организации и осуществлению подготовки соответствующих групп населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. Ими также должны руководствоваться руководители образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, при реализации ими программ курсового обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Рекомендации разработаны сотрудниками Департамента гражданской обороны и защиты населения МЧС России и ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) В.Н.Жуковым, Ю.А.Жуковым, О.Н.Новиковым, Н.В.Твердохлебовым под редакцией директора Департамента гражданской обороны и защиты населения МЧС России генерал-майора О.Л.Мануйло.

I. Общие положения

1.1 Курсовое обучение в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее – курсовое обучение) – целенаправленный процесс организации деятельности по овладению соответствующими группами населения знаниями и умениями в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, а также приобретению опыта их применения в интересах личной защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, а также выполнения возлагаемых на них обязанностей в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

1.3 Настоящие рекомендации определяют перечень лиц, проходящих курсовое обучение, а также порядок его организации и осуществления.

1.4 Действие рекомендаций распространяется на деятельность органов местного самоуправления и организаций, имеющих полномочия по организации и осуществлению подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

1.5 Подготовка населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает получение знаний, умений и навыков, а также приобретение опыта применения знаний в повседневной жизнедеятельности соответствующими группами населения в ходе:

получения общего и профессионального образования;

обучения по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;

прохождения курсового обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;

участия в тренировках, учениях, учебно-методических сборах и других практических мероприятиях по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций;

информирования и пропаганды знаний в данных областях;

II. Организация и осуществление курсового обучения

2.1 Курсовое обучение не является образовательной деятельностью и лицензированию не подлежит.

2.2 Курсовое обучение в обязательном порядке проходят:

председатели и члены комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, эвакуационных органов, а также комиссий по обеспечению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, всех уровней;

неосвобожденные работники, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органов местного самоуправления и организаций;

руководители нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, спасательных служб и их заместители;

лица, назначенные для проведения инструктажа и курсового обучения с работающим населением по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций;

инструкторы (консультанты) учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям;

личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне и спасательных служб (далее – личный состав формирований и служб);

все работники, занятые в сфере управления, производства и обслуживания, не включенные в состав органов управления гражданской обороны и РСЧС (далее – работающее население).

2.3 Периодичность прохождения курсового обучения:

работающее население и личный состав формирований и служб – ежегодно;

остальные работники, указанные в подпункте 2.2 (далее – работники ГО и РСЧС) – не реже одного раза в 5 лет.

Для работников ГО и РСЧС, впервые назначенных для исполнения обязанностей в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, курсовое обучение, в течение первого года работы, является обязательным.

2.4 Места проведения курсового обучения:

с работающим населением и личным составом формирований и служб – в организациях по месту работы;

с работниками ГО и РСЧС – на курсах гражданской обороны муниципальных образований, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации или в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее – организации, осуществляющие курсовое обучение), в соответствии с решением соответствующего руководителя учреждения (организации) и с учетом возможностей организаций, осуществляющих курсовое обучение.

2.5 Порядок зачисления работников ГО и РСЧС на курсовое обучение.

На основании решения руководителя учреждения (организации) кадровый орган совместно с руководителем структурного подразделения, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, до 1 сентября текущего года направляет в организацию, осуществляющую курсовое обучение, заявку на обучение работников ГО и РСЧС.

В заявке (приложение 1) необходимо указать фамилию, имя, отчество работника, планируемого к направлению на курсовое обучение, его должность по исполнению обязанностей в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, форму обучения, а также желательные сроки его проведения.

Направление работников ГО и РСЧС на обучение осуществляется только на основании полученной выписки из плана комплектования обучающимися организации, осуществляющей курсовое обучение (приложение 2).

2.6 Комплектование учебных групп.

Для проведения курсового обучения комплектуются группы численностью 20-25 человек с учетом:

при обучении работающего населения – родственных профессий рабочих (должностей служащих);

при обучении личного состава формирований и служб – видов создаваемых формирований и служб;

при обучении остальных работников ГО и РСЧС – исходя из специфики выполняемых ими функциональных обязанностей в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций и уровня подготовки.

2.7 Формы курсового обучения:

с работающим населением и личным составом формирований и служб – очная, в пределах рабочего времени, установленного законодательством о труде;

с работниками ГО и РСЧС – очная или очно-заочная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

2.8 Продолжительность обучения определяется соответствующими программами, разрабатываемыми организациями, осуществляющими курсовое обучение, на основе примерных программ курсового обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, утверждаемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

2.9 Списки учебных групп, состав преподавателей, инструкторов и расписание проведения занятий определяются распорядительным документом организации, осуществляющей курсовое обучение.

2.10 Учёт проведения занятий и присутствия на них обучающихся осуществляют преподаватели и инструкторы, проводящие занятия, в журналах установленной формы, которые ведутся на каждую учебную группу (приложение 3).

Журнал является основным документом, отражающим выполнение учебной программы, посещаемость занятий и итоги сдачи нормативов.

До начала занятий руководитель учебной группы уточняет информацию по зачисленным на обучение и вносит ее в соответствующие графы журнала, который подлежит хранению в течение года после завершения обучения группы.

2.11 Курсовое обучение работников ГО и РСЧС завершается контрольным занятием с выдачей справки о прохождении курсового обучения.

Форма справки устанавливается организацией, осуществляющей курсовое обучение (вариант справки – приложение 4).

Учет выданных справок ведется в книге учета, которая хранится в организации, осуществляющей курсовое обучение, в течение пяти лет.

III. Заключительные положения

3.1 Настоящие Рекомендации вступают в силу с момента их утверждения.

3.2 Срок действия Рекомендаций устанавливается с момента вступления их в силу и до особого указания об их отмене.

Приложение 1

Образец письма (оформляется на фирменном бланке организации)

ОБУЧЕНИЕ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ

Цель обучения по ГО и ЧС – приобретение или совершенствование знаний по выполнению мероприятий ГО и ЧС.

Обязанность прохождения такого рода подготовки и повышения квалификации в обязательном порядке возлагается на руководителя юридического лица и ответственного сотрудника, уполномоченного на решение задач, связанных с гражданской обороной и чрезвычайными ситуациями. Прохождение курсов ГО и ЧС одного из сотрудников не освобождает другого от такой обязанности. Совмещение должностей – не разрешено.

В каждой организации обязательное обучение должны пройти 2 сотрудника:

  • Руководитель организации (юр. лица)
  • Уполномоченный решать задачи в области ГО и ЧС

Периодичность обучения сотрудников в нормативной документации определяется следующим образом:

  • Для уполномоченных работников по ГО и ЧС — повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет (Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 г. N 547);
  • Для остальных работников предприятия обучение проводится ежегодно.
  • Обучение сотрудников организаций проводится дистанционно с выдачей удостоверения установленного образца.

Учебный центр компании «Рубланк» приглашает руководителей и сотрудников компаний на курсы.

НАЗВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Обучение лиц, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (программа для уполномоченных)

2900 руб. – 1 чел.

2500 руб. – от 2 чел.

2000 руб. – от 4 чел.

Гражданская оборона и единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для соответствующих должностных лиц (программа для руководителей)

2900 руб. – 1 чел.

2500 руб. – от 2 чел.

2000 руб. – от 4 чел.

Обучения председателей и членов комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций, не отнесенных к категориям по гражданской обороне

2900 руб. – 1 чел.

2500 руб. – от 2 чел.

2000 руб. – от 4 чел.

Обучения работников организаций действиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций

2900 руб. – 1 чел.

2500 руб. – от 2 чел.

2000 руб. – от 4 чел.

Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

2900 руб. – 1 чел.

2500 руб. – от 2 чел.

2000 руб. – от 4 чел.

Организация и ведение гражданской обороны, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций

2900 руб. – 1 чел.

2500 руб. – от 2 чел.

2000 руб. – от 4 чел.

Устойчивость функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях

2900 руб. – 1 чел.

2500 руб. – от 2 чел.

2000 руб. – от 4 чел.

Организация работы комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности

2900 руб. – 1 чел.

2500 руб. – от 2 чел.

2000 руб. – от 4 чел.

Организация работы центров управления в кризисных ситуациях и единых дежурно-диспетчерских служб

2900 руб. – 1 чел.

2500 руб. – от 2 чел.

2000 руб. – от 4 чел.

2900 руб. – 1 чел.

2500 руб. – от 2 чел.

2000 руб. – от 4 чел.

Защита в чрезвычайных ситуациях

2900 руб. – 1 чел.

2500 руб. – от 2 чел.

2000 руб. – от 4 чел.

Обучение населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

2900 руб. – 1 чел.

2500 руб. – от 2 чел.

2000 руб. – от 4 чел.

Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера

2900 руб. – 1 чел.

2500 руб. – от 2 чел.

2000 руб. – от 4 чел.

Защита в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера

2900 руб. – 1 чел.

2500 руб. – от 2 чел.

2000 руб. – от 4 чел.

Основы ведения аварийно-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях

2900 руб. – 1 чел.

2500 руб. – от 2 чел.

2000 руб. – от 4 чел.

Основы гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

Что представляет собой обслуживание рабочего места

Одной из наиболее значимых составляющих функционирования кадрово-экономической эффективности компании является организация обслуживания рабочего места. Она включает в себя комплексные меры по оснащению мест непосредственного выполнения профессиональных обязанностей сотрудников необходимыми средствами и инвентарем для беспрепятственного осуществления трудовой деятельности.

Дополнительно в понятие обслуживания рабочего места входит выполнение требований охраны труда, противопожарной безопасности и техники безопасности. Кроме того, данный комплекс включает участие самих сотрудников в обслуживании собственного рабочего места.

Понятие об организации и обслуживании рабочих мест

Обслуживание рабочего места как определение неотделимо от организации рабочего места — оно входит в процесс как одна из важных ступеней. Представляет собой комплекс мер, поддерживающих рабочее место в том виде, в котором оно было организовано для выполнения работниками трудовых обязанностей.

Для нормального выполнения своих непосредственных служебных обязанностей работник должен иметь оснащенное всем необходимым рабочее место. Обеспечение включает предметы, расходные материалы, оборудование и сырье, которые необходимы в процессе трудовой деятельности.

Обслуживание рабочих мест представляет собой систему, включающую:

  • своевременная постановка перед сотрудниками служебных задач, составляющих их трудовые обязанности, в сопровождении соответствующей документации;
  • обеспечение мест трудовой деятельности сотрудников всеми необходимыми составляющими — инструментальным оснащением, оборудованием, приборами, сырьем, расходными материалами и прочими элементами для работы;
  • контроль результативности трудовой деятельности — качества товаров и услуг, объемов и стандартов производства;
  • наладка и ремонт, транспортное обеспечение, позволяющие сотруднику полноценно выполнять свои непосредственные обязанности.

Следует отметить, что контроль является неотъемлемой частью обслуживания рабочего места, так как именно он позволяет в полной мере оценить степень выполнения требований и эффективность оптимизации рабочего процесса благодаря принятым мерам.

Обслуживание рабочего места основывается на нескольких ключевых принципах, в число которых входят:

  • Планирование и систематичность. Это значит, что рабочее место должно обслуживаться в установленные временные периоды согласно графику.
  • Превентивность. Целью обслуживания рабочего места является профилактика и недопущение простоев в работе, невозможности исполнять непосредственные функции и задачи согласно трудовому договору.
  • Вариативность. Система предусматривает различные ситуации и широкий спектр решений по поддержанию функциональности рабочего места.
  • Комплексный подход. Система обслуживания охватывает все рабочие места и предусматривает возможность взаимозаменяемости организационных мер, применяемых по отношению к рабочим местам.
  • Актуальность. Меры, предпринимаемые в рамках обслуживания рабочих мест должны оставаться актуальными как относительно времени их применения, так и относительно качества оснащения, то есть не быть устаревшими.
  • Практичность. В связи с тем, что комплекс обслуживающих мер требует затрат определенных ресурсов, как финансовых, так и трудовых, необходимо обеспечить целесообразность и разумность их расходования.

Виды систем обслуживания рабочего места

Системы обслуживания рабочих мест организовывают с учетом специфики деятельности предприятия и индивидуального подхода к каждому из мест выполнения трудовых обязанностей. Все действующие системы классифицируются на 3 категории функциональных механизмов. К ним относятся такие системы:

  • Централизованная. Она включает создание отдела или подразделения, которое занимается целенаправленно только организацией, обслуживанием и оптимизацией рабочих мест предприятия.
  • Децентрализованная. Эта категория систематизации предусматривает перекладывание обязательств по обслуживанию на работников, трудящихся на этих рабочих местах.
  • Комбинированная. Представляет собой гармоничное сочетание обоих подходов. То есть, обслуживанием рабочих мест могут заниматься и сами работники, и выделенные в отдельное подразделение специалисты.

Также система включает в себя 3 типа объектов, которые обслуживаются. К ним относятся:

  • Средства. Процесс является материальным и техническим снабжением рабочего места. Он включает поставку оборудования и инструментов, которые необходимы для осуществления трудовой деятельности.
  • Предметы. В этот вид обслуживания входят доставка и сохранная перевозка сырья, заготовок и готовых изделий, требуемых для осуществления профессиональной деятельности или полученных в результате труда работника.
  • Исполнители. Сотрудники должны быть обеспечены документацией, инструкциями и гарантиями безопасной трудовой деятельности.

Функции обслуживания рабочего места

Для понимания механизма формирования системы обслуживания необходимо иметь четкое представление о ее функциях. Это позволит анализировать каждый этап организации рабочего места и поддержания его функциональности. К базовым функциям относятся:

  • Подготовка. В нее входят подготовительные работы, составление инструкций и проведение информационного инструктажа, подбор и предоставление инструментов и технического оснащения.
  • Инструментально-наладочный процесс. Обеспечение сотрудника необходимым оборудованием, регулярная профилактика, наладка и ремонт.
  • Транспортировка и логистика. Хранение инструментов, материалов, сырья и продукции, а также сохранная доставка и транспортировка.
  • Энергетика и коммуникации. Рабочее место должно оснащаться электричеством, водой, воздухоснабжением, средствами связи и прочими элементами для полноценного функционирования рабочего процесса.
  • Строительно-монтажный этап. Система обслуживания включает не только краткосрочные меры по обеспечению функционирования рабочего места, но и капремонт здания, поддержание в надлежащем состоянии строительных конструкций и возведение новых по мере необходимости.
  • Хозяйство и бытовое обслуживание. В него входит уборка, санитарная обработка и поддержание порядка.

Процедуры по обслуживанию рабочих мест должны проводиться в рамках установленного рабочего дня. Об этом руководство предприятий должно помнить и регламентировать мероприятия соответственно трудовому расписанию.

Обслуживание рабочих мест

Обслуживание рабочих мест– система мероприятий по обеспечению рабочих мест средствами и предметами труда и услугами производственного характера для осуществления трудового процесса.

Обслуживание связывает множество специализированных рабочих мест и производственных участков в единый, эффективно функционирующий производственный организм. Без четко отлаженной системы обслуживания невозможно реализовать ни самые передовые достижения в развитии техники и технологии, ни возможности высокой квалификации и передового опыта рабочих-исполнителей.

Система обслуживания — это целый комплекс мероприятий по выполнению вспомогательных работ, обеспечивающих рабочие места основных рабочих всем необходимым для высокопроизводительной, ритмичной работы в течение длительного времени — от смены и недели до года и более.

В развитом, крупном и хорошо организованном производстве насчитывается до 11 функций обслуживания.

8.ремонтно – строительная (здания, сооружения)

9.хозяйственно – бытовая (вода, питание, туалет, чистота и порядок)

11.информационная

1. Производственно-подготовительная. В нее входит распределение работ по рабочим местам, комплектование заготовок и материалов, обеспечение технической и экономической документацией (чертежи, схемы, наряд-задания и т.п.), а также производство различных вспомогательных материалов. От надлежащей подготовки во многом зависит успех и основного производства.

2. Инструментальная. Ее задача — обеспечить основное производство инструментом и приспособлениями. В нее входят: получение, учет и складирование инструментов и технологической оснастки на центральном инструментальном складе; выдача их в цеховые инструментально-раздаточные кладовые, а затем доставка на рабочие места; централизованная заточка режущего инструмента; технический надзор за правильностью использования и за сохранностью инструмента и технологической оснастки. На складах и в цеховых кладовых хранятся текущие и страховые запасы инструмента и оснастки, величина которых нормируется, как и расход инструментов. Очень важной в системе инструментального обслуживания является постоянная связь рабочих мест с инструментальными кладовыми (доставка инструмента на рабочие места и возврат изношенного, обеспечение ремонта, заточки или восстановления инструмента). При правильной организации инструментального обслуживания сводятся до минимума потери рабочего времени основных рабочих на смену инструмента или ликвидацию неисправностей в оснастке.

3. Наладочная. Чем сложнее применяемое оборудование, тем больше роль этой функции. Первоначальная наладка заключается в установке, оснастке, регулировке и контроле за работой нового или модернизированного оборудования; переналадка — в смене оснастки и регулировке оборудования при переходе к новой технологии или выпуску новой продукции; подналадка — в устранении появляющихся нарушений в работе оборудования, приспособлений и оснастки. По форме может быть планово-предупредительной, осуществляемой по графиками, и дежурной — вызывной, которая применяется на относительно небольших предприятиях и участках. Особенностью функции обслуживания является ее выполнение высококвалифицированными рабочими, превосходящими по своей квалификации рабочих-операторов.

4. Энергетическая. Состоит в обеспечении цехов, участков и рабочих мест энергией и межремонтным обслуживанием энергетических установок и устройств. На большинстве машиностроительных предприятий основным видом энергии является электрическая. Но на предприятиях других отраслей промышленности применяются тепловая, гидравлическая и пневматическая виды энергии, и для выполнения энергетической функции создаются специальные службы при отделах главного энергетика или главного механика (на большинстве горных предприятий применяется пневматическое бурение, и здесь создается отдельное компрессорное хозяйство). Как правило, энергетические функции централизованы и находятся под строгим контролем, так как малейший перебой в снабжении рабочих мест энергией вызывает массовые простои и нарушения всей организации труда и производства.

5. Ремонтная функция заключается в текущем ремонте и профилактическом обслуживании оборудования, а также в изготовлении или восстановлении не получаемых в готовом виде запасных частей к нему. Основной формой организации ремонта является система планово-предупредительного ремонта (ПНР), заключающаяся в проведении ремонта каждого станка, агрегата или установки после отработки им предусмотренного паспортом числа часов. Осуществление ремонтов, контроль технического состояния оборудования, надзор за соблюдением правил его эксплуатации, организацию работы ре-монтно-механических мастерских производят служба главного механика и ее подразделения или функциональные работники в цехах и на участках.

6. Контрольная функция обеспечивает систематический контроль качества продукции или работ, а также приемку, испытание и анализ сырья, материалов и полуфабрикатов или комплектующих изделий, получаемых со стороны. Важной ее задачей являются учет, анализ и предупреждение брака продукции. Для организации трудовой деятельности основных рабочих контроль качества и предупреждение брака имеет очень важное значение, так как брак снижает производительность труда, а время, затраченное на выпуск бракованной продукции, равноценно простоям и потерям рабочего времени. Осуществляют контрольную функцию на большинстве предприятий отделы технического контроля (ОТК), а на горнодобывающих предприятиях — отделы главного маркшейдера.

7. Транспортная. Ее основная задача — доставка сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий к рабочим местам, перемещение предметов труда между рабочими местами, участками и цехами, вывоз готовой продукции на склад или к потребителям, а также транспортировка отходов производства. Кроме того, в транспортную функцию входят погрузочно-разгрузочные работы и работы на складах. В крупносерийном и массовом производствах организуются постоянные кольцевые или маятниковые маршруты транспортных средств (авто- и электрокаров, автомобилей, электропоездов и др.). В штучном и мелкосерийном производстве производятся единовременные перевозки технических грузов по планам-графикам или заявкам цехов и участков. Наиболее трудоемкими и тяжелыми являются погрузочно-разгрузочные работы и работы на складах. Поэтому необходимо предусматривать всемерное сокращение тяжелого физического труда за счет применения подъемников, кранов-штабелеров, электро- и автoпoгpyзчикoв и других механизмов.

8. Ремонтно-строительная. В ее задачи входят: поддержание в рабочем состоянии зданий, сооружений, их текущий и в некоторых случаях средний ремонт, ликвидация последствий аварий и стихийных бедствий, строительство мелких вспомогательных сооружений, ремонт дорог и подъездных путей, а если на балансе предприятия находятся общежития и жилые дома — то их текущий ремонт.

9. Хозяйственно-бытовая. Служит для поддержания чистоты и порядка в производственных и бытовых помещениях, обеспечивает работающих питьевой водой, спецпитанием (молоком, калорийными завтраками, соками), а также всеми видами бытового обслуживания на производстве.

10. Складская. Выделяется из транспортной, когда на предприятии большие грузопотоки и имеется сложное и разветвленное складское хозяйство.

11. Информационная.Означает полное и своевременное обеспечение работника информацией, необходимой для его деятельности.

Организация обслуживания рабочих мест зависит от масштабов и типа производства, его технической оснащенности и особенностей технологии.

Основные принципы организации системы обслуживания:

-обеспечение плановости и заблаговременности, бесперебойности и своевременности обслуживания (графики …)

– комплексность обслуживания в нужной последовательности

-обеспечение высокого качества обслуживания

-стремление к специализированному централизованному обслуживанию (отказ от самообслуживания)

-рационализация труда обслуживающего персонала.

Различают следующие формы обслуживания рабочих мест:

– дежурная (обслуживание эпизодическое, частичное по мере надобности в основном самообслуживание – в единичном или мелкосерийном производстве)

-планово – предупредительная (большинство функций обслуживания по заранее разработанным графикам – в серийном и крупносерийном производстве)

-стандартная(все функции обслуживания производятся по жестким графикам – стандарт – планам с жесткой последовательностью и совмещением во времени – централизованно в массовом производстве. Например, доставка материалов — через каждые 30 мин, подналадка станков — два раза в смену, замена или заточка инструмента — через каждые 45 мин и тд.).

Способы обслуживания рабочих мест:

децентрализованный (обслуживание осуществляется работниками этих же подразделений)

-централизованный (обслуживание производится работниками специализированных подразделений – высокоэффективная)

-смешанный (сочетание элементов централизованного и децентрализованного способов).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: