Организационно-правовая форма предприятия — что это, на что влияет, виды

Что такое организационно-правовая форма организации

Организационно правовая форма организации – что это означает?

Организационно-правовой формой называют способ управления. Как правило, это управление имуществом определенного субъекта. Благодаря ему определяется правовое положение и цели, которые преследуются при осуществлении его деятельности.

Классификация

От того, какой вид организационно-правовой формы присутствует у компании, и происходит ее классифицирование. Абсолютно все виды ОПФ прописаны в законодательной базе РФ. Они регламентированы ГК РФ. Именно здесь мы найдем определение форм организаций. Согласно ГК РФ в данный момент различают коммерческие и некоммерческие компании.

ОПФ и его виды

В зависимости от того, какой деятельностью занимается компания, его ОПФ должны обязательно содержать в себе:

  1. Тип компании.
  2. Обязательно определение организации. Что это за организация, с образованием или без образования юрлица.
  3. Какой собственностью является это предприятие – государственной или частной.
  4. Какой вид у данной компании. Унитарный или государственный вид.

Известны такие виды ОПФ коммерческих образований: общества, товарищества, унитарные предприятия, кооперативы. В некоммерческих образованиях выделяют такие типы: кооператив, общественная организация, различные фонды, товарищества, ассоциации.

Какую выбрать

В зависимости от того, какой основной вид деятельности компания ведет, на вид ОПФ оказывают влияние и иные моменты. Причины бывают в социальной, экономической, организационной особенностях организации.

От всех этих особенностей и зависит ОПФ. Играет роль число учредителей организации, в какой области действует данная организация, какого рода продукцию она производит. Важны экономические моменты. Каким был начальный стартовый капитал индивидуального предпринимателя или организации. Имеет немаловажное значение и его личная характеристика. Все ОПФ предприятий, не зависимо, к какому виду они относятся, должны в своей деятельности полностью подчиняться законодательству РФ.

Коммерческие организации и виды

Основной целью работы всех коммерческих предприятий, является получение прибыли.

На сегодняшний день известны такие виды коммерческих организаций:

  1. Товарищество. Это вид коммерческой организации, объединяющий группу лиц, которые непосредственно и участвуют в деятельности товарищества. Как правило, складочный капитал такой коммерческой организации состоит из долей всех учредителей. Все прибыли и убытки в организации, распределяются согласно долям каждого учредителя.
  2. Товарищество на вере. Это одна из разновидностей товариществ. Здесь выделяют два вида участников. Это полные товарищи и вкладчики.
  3. Хозяйственное общество. Это коммерческая организация, которая подразумевает под собой слияние нескольких капиталов. Учредители могут не принимать участие в деятельности самого общества.
  4. Общество с ограниченной ответственностью(ООО). Создается по соглашению между юридическими и физическими лицами. Их совместные вклады объединяются, для дальнейшей работы организации. Есть ограничение по числу участников в данной коммерческой организации. Оно не должно превышать 50 участников.
  5. Акционерное общество(АО). Уставной капитал такой организации поделен на акции. Участники данного вида коммерческой организации совершенно не несут ответственности перед кредиторами, в случае возникновения такой ситуации. Каждый акционер вправе пользоваться своими акциями по своему усмотрению.
  6. Закрытое акционерное общество(ЗАО). Особенностью такого вида общества, является то, что акции могут распределяться только между учредителями.
  7. Производственный кооператив(ПК). Такой вид еще иногда называют артелью. В него вступают граждане на добровольной основе. Целью такого объединения является их совместная деятельность. В результате которой они должны получить определенную прибыль. В нем обязательны паевые взносы. Играет роль участие каждого члена кооператива. В зависимости от трудового участия, каждый из них и получает свою часть прибыли. Участники вправе покинуть такую коммерческую организацию в любой момент.
  8. Унитарное предприятие. Здесь отсутствует собственность организации. Имущество, которое есть у такого предприятия, за ним просто закреплено. Время закрепления имущества за организацией зависит от того, сколько данное предприятие будет осуществлять свою деятельность. Как правило, собственником такого имущества выступает муниципалитет.

Организационно-правовая форма предприятия

В России организационно-правовая форма предприятия влияет на допустимый размер штата сотрудников, режимы налогообложения, порядок подачи отчетности, и на множество других аспектов ведения хозяйственной деятельности. Поэтому знать об особенностях различных видов организационно-правовых форм следует любому бизнесмену, а также сотрудникам бухгалтерии и отдела кадров на предприятии.

Организационно-правовая форма предприятия — что это такое

Под организационно-правовой формой (ОПФ) хозяйствования подразумевается конкретная форма, в которой субъект хозяйствования осуществляет свою деятельность в соответствии с установленными нормативами законодательства. ОПФ крайне важна в контексте нормативно-правового регулирования бизнеса, а также деятельности ряда государственных предприятий и учреждений и некоммерческих организаций. При этом нормативы деятельности различных ОПФ в первую очередь регламентируются положениями Гражданского кодекса РФ, однако не ограничиваются только ими.

Регламентирование организационно-правовой формы хозяйствования обеспечивает необходимое правовое регулирование всех процессов деятельности различных субъектов, начиная от их регистрации и заканчивая их ликвидацией. Сама ОПФ также определяет широкий спектр возможных прав и обязательств различных субъектов хозяйствования и предполагает возможность использования отдельных режимов правового регулирования и преференций.

На что влияет организационно-правовая форма предприятия

Выбор подходящей организационно-правовой формы предприятия — это первая задача каждого начинающего бизнесмена. Более того, даже действующий бизнес может рано или поздно столкнуться с необходимостью изменения формы субъекта хозяйствования, и вызвано это может быть целым рядом различных факторов. Поэтому знать о том, на что влияет ОПФ следует каждому руководителю и бизнесмену. В частности, от ОПФ зависит:

Читайте также:
Признание сделки ничтожной

Порядок регистрационных процедур и мероприятий. Возможные требования при регистрации различных субъектов хозяйствования могут предусматривать серьезные отличия как в порядке прохождения бюрократических процедур, так и в размерах фактических затрат за уплату госпошлины. Например, оформиться в качестве самозанятого гражданина можно вообще без посещения контролирующих органов, а открыть акционерное общество можно только при наличии определенного уставного капитала.

  • Правовой статус. В Российской Федерации предусматривается два основных правовых статуса, по которым оцениваются лица. Это статус физического лица, которым обладает каждый человек, и статус юридического лица, как субъекта хозяйствования. При этом физические лица могут также становиться разнообразными субъектами хозяйствования, например — быть самозанятыми гражданами либо индивидуальными предпринимателями.
  • Режим налогообложения. Российское законодательство предполагает большой выбор разнообразных режимов налогообложения, а также предусматривает различные виды сборов. И многие режимы уплаты налогов могут использоваться только строго определенными субъектами хозяйствования, относящимися лишь к конкретным организационно-правовым формам.
  • Порядок ведения деятельности. Возможные принципы ведения деятельности тоже напрямую зависят от организационно-правовой формы предприятия. Так, различные формы могут предусматривать разные принципы сотрудничества со своими работниками, разные принципы получения прибыли бенефициарами компании, а также ограничения на размеры возможных доходов, способы урегулирования внутренних взаимоотношений в рамках субъекта хозяйственной деятельности.
  • Подача отчетности. Различные субъекты хозяйствования могут по-разному подавать необходимую бухгалтерскую отчетность о своей деятельности и в целом имеют разные требования с точки зрения законодательства в этом вопросе.
  • Численность штата предприятия. Максимально допустимый штат сотрудников предприятия тоже зависит от организационно-правовой формы, что следует учитывать работодателям, которые принимают к себе на работу новых сотрудников.
  • Возможность ведения определенных видов деятельности. Некоторые виды деятельности в принципе могут вести лишь определенные законодательством субъекты, имеющие определенную организационно-правовую форму, либо же сама ОПФ может предполагать ограничения на возможный спектр направлений деятельности.
  • Виды организационно-правовых форм предприятия

    Как можно понять, сам институт правового регулирования различных организационных форм хозяйствования предполагает наличия различных их видов. При этом в российском законодательстве всего предусматривается более 50 разнообразных форм хозяйствования, и рассматривать их все в большинстве случаев нет никакого смысла. Однако стоит рассмотреть хотя бы основные принципы и направления, по которым могут группироваться разные ОПФ предприятий и иных субъектов:

    Коммерческие организации. Это — компании, которые ведут экономическую деятельность в целях получения определенной выгоды от ее ведения и прибыли.

  • Некоммерческие организации. К ним относятся различные объединения, которые не ставят своей целью извлечение прибыли, однако могут вести различную хозяйственную деятельность, в том числе и с получением доходов, при условии направления средств от них на выполнение уставной деятельности организации и для компенсации понесенных расходов.
  • Субъекты хозяйствования без образования юридического лица. В ряде случаев есть возможность стать полноценным субъектом ведения экономической деятельности без организации юридического лица.
  • Государственные и муниципальные ОПФ. Различные государственные учреждения, работающие в сфере здравоохранения, образования, а также в иных отраслях, также являются фактически юридическими лицами и имеют определенную конкретную организационно-правовую форму. Кроме этого, отдельно также выделяются и государственные предприятия.
  • В первую очередь, представителям бизнеса и сотрудникам отдела кадров и бухгалтерии, следует ознакомиться с наиболее распространенными организационно-правовыми формами. К таковым можно отнести:

    • Индивидуальное предпринимательство. При регистрации в качестве ИП физическое лицо получает возможность на постоянной основе вести коммерческую деятельность, в том числе и с привлечением наемных работников.
    • Самозанятость. Возможность стать субъектом хозяйствования в рамках самозанятости пока что присутствует только как пилотный проект, действующий лишь в нескольких субъектах Российской Федерации.
    • ООО. Этот способ организации предприятия подходит для случаев, когда есть необходимость образования юридического лица, а также позволяет создать общее юридическое лицо нескольким учредителям.
    • Акционерное общество. Данные организации предусматривают, что уставной капитал разделяется на определенное число акций, которые фактически предоставляют право коллективного владения предприятием и разделения прибыли.
    • Крестьянские хозяйства. Для фермеров, ведущих сельскохозяйственную деятельность законодательство предусматривает особый режим ведения деятельности в рамках отдельной организационно-правовой формы.

    Организационно-правовая форма

    — установленная законодательством форма организации юридического лица, определяющая его правовое положение.

    Организационно-правовую форму иногда сокращенно именуют как ОПФ.

    Оглавление

    1. Об организационно-правовых формах

    Какие организационно-правовые формы наиболее распространены в России?

    Самые распространенные организационно-правовые формы в России — Общество с ограниченной ответственностью (ООО) и Акционерное общество (АО).

    Общее количество российских юридических лиц (на 01.01.2021): 3 436 556 шт.

    ✔ Из них большая часть коммерческие организации – 2 822 481 шт.

    Некоммерческих организаций – 614 075 шт.

    Среди коммерческих организаций преобладают общества с ограниченной ответственностью.

    Большая часть коммерческих организаций создана в организационно-правовых формах:

    ✔ Унитарные предприятия – 12 860 шт. (в т.ч. федеральные – 655 шт., региональные – 1 335 шт, муниципальные – 10 595 шт.)

    Читайте также:
    Отпуск сезонным работникам

    Среди некоммерческих организаций преобладают учреждения.

    Большая часть некоммерческих организаций создана в организационно-правовых формах:

    ✔ Учреждения – 213 597 шт. (в т.ч. федеральные – 13 479 шт., региональные – 37 713 шт, муниципальные – 160 954 шт.)

    ✔ Некоммерческие организации, регистрируемые в соответствии со специальным порядком – 212 148 шт. (в т.ч. Минюст России – 212 090 шт., Банк России – 58 шт.).

    ✔ Товарищества собственников недвижимости – 103 466 шт.

    ✔ Потребительские кооперативы – 80 977 шт.

    Создание организаций в России возможно только в одной из предусмотренных законодательством организационно-правовых форм. Этим достигается гарантия для участников хозяйственного оборота того, что вопросы правового регулирования организации будут четко определены нормами, относящимися к выбранной организационно-правовой форме. Это правило указано в п. 2 ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ):

    Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ГК РФ.

    Перечень организационно-правовых форм России определен в главе 4 “Юридические лица” ГК РФ .

    Особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм определяются не только ГК РФ , но и другими законами и иными правовыми актами (п. 4 ст. 49 ГК РФ ). К примеру, общества с ограниченной ответственностью регулируются ГК РФ и Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” .

    ГК РФ использует термин «Организационно-правовая форма», но не дает ему определения. Так, ст. 54 ГК РФ определяет, что юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

    Под организационно-правовой формой понимается способ закрепления (формирования) и использования организацией имущества и вытекающие из этого ее правовое положение и цели предпринимательской деятельности. ( “”ОК 028-2012. Общероссийский классификатор организационно-правовых форм” (утв. Приказом Росстандарта от 16.10.2012 N 505-ст) ).

    Исходя из способа закрепления имущества и целей предпринимательской деятельности, юридические лица разделяются на организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

    Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) использует понятие Корпорация. Корпорация не является организационно-правовой формой, а представляет собой категорию группы юридических лиц.

    2. Организационно-правовые формы коммерческих организаций (ст. 50 ГК РФ )

    Коммерческие организации могут быть созданы:

    1) В организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ

    — товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.

    — товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников — вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

    — хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей.

    — хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

    2) В организационно-правовых формах крестьянских (фермерских) хозяйств

    — объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

    3) В организационно-правовых формах хозяйственных партнерств

    — созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством.

    4) В организационно-правовых формах производственных кооперативов

    — добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.

    5) В организационно-правовых формах государственных и муниципальных унитарных предприятий

    — коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

    3. Отмененные организационно-правовые формы коммерческих организаций:

    — общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их долей, определенном уставом общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества.

    Читайте также:
    Правила по охране труда в строительстве

    4. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций (ст. 50 ГК РФ )

    Некоммерческие организации могут быть созданы в форме:

    Потребительский кооператив — основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. К потребительским кооперативам относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

    Общественная организация — добровольное объединение граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей. К общественным организациям, в том числе относятся: политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления (пп. 2 п. 3 ст. 50 ГК РФ );

    Ассоциация (Союз) — объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.

    Товарищество собственников недвижимости — добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.

    Казачьи общества — казачьими обществами признаются формы самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества. Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

    Община коренных малочисленных народов Российской Федерации — добровольные объединения граждан, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и объединившихся по кровнородственному и (или) территориально-соседскому признаку в целях защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.

    Фонды — унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

    Учреждение — унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. К учреждениям относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

    Автономные некоммерческие организации — унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.

    Религиозные организации — добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган.

    Публично-правовая компания — унитарная некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, наделенная функциями и полномочиями публично-правового характера и осуществляющая свою деятельность в интересах государства и общества.

    Адвокатские палаты — некоммерческие организации, основанные на обязательном членстве и созданные в виде адвокатской палаты субъекта Российской Федерации или Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации для реализации целей, предусмотренных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре.

    Государственная корпорация — не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.

    Нотариальные палаты — некоммерческие организации, которые представляют собой профессиональные объединения, основанные на обязательном членстве, и созданы в виде нотариальной палаты субъекта Российской Федерации или Федеральной нотариальной палаты для реализации целей, предусмотренных законодательством о нотариате.

    Читайте также:
    Право на забастовку работников: законы, виды забастовки, порядок проведения

    5. Классификатор организационно-правовых форм

    Приказом Росстандарта от 16.10.2012 N 505-ст утвержден “ОК 028-2012. Общероссийский классификатор организационно-правовых форм” . Этот классификатор сокращенно называют как ОКОПФ (Общероссийский классификатор организационно-правовых форм).

    Каждая позиция в классификаторе содержит:

    — пятиразрядный цифровой код;

    — наименование организационно-правовой формы.

    Структура кода имеет следующий вид: X XX XX

    В этой структуры указываются (слева на право)

    Х — раздел классификатора

    ХХ — тип организационно-правовой формы

    ХХ — вид организационно-правовой формы

    Пример

    Полные товарищества имеют код 1 10 51, где:

    1 — код раздела: Организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческими корпоративными организациями

    10 — код типа ОПФ: Хозяйственные товарищества

    51 — код вида ОПФ: Полные товарищества

    Организационно-правовые формы в ОКОПФ сгруппированы в следующие разделы:

    – организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческими корпоративными организациями;

    – организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся некоммерческими корпоративными организациями;

    – организационно-правовые формы организаций, созданных без прав юридического лица;

    – организационно-правовые формы международных организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации;

    – организационно-правовые формы для деятельности граждан (физических лиц);

    – организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческими унитарными организациями;

    – организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся некоммерческими унитарными организациями.

    Организационно-правовые формы

    1 00 00

    ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ КОММЕРЧЕСКИМИ КОРПОРАТИВНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

    Товарищества на вере (коммандитные товарищества)

    Организационно-правовая форма

    — установленная законодательством форма организации юридического лица, определяющая его правовое положение.

    Организационно-правовую форму иногда сокращенно именуют как ОПФ.

    Оглавление

    1. Об организационно-правовых формах

    Какие организационно-правовые формы наиболее распространены в России?

    Самые распространенные организационно-правовые формы в России — Общество с ограниченной ответственностью (ООО) и Акционерное общество (АО).

    Общее количество российских юридических лиц (на 01.01.2021): 3 436 556 шт.

    ✔ Из них большая часть коммерческие организации – 2 822 481 шт.

    Некоммерческих организаций – 614 075 шт.

    Среди коммерческих организаций преобладают общества с ограниченной ответственностью.

    Большая часть коммерческих организаций создана в организационно-правовых формах:

    ✔ Унитарные предприятия – 12 860 шт. (в т.ч. федеральные – 655 шт., региональные – 1 335 шт, муниципальные – 10 595 шт.)

    Среди некоммерческих организаций преобладают учреждения.

    Большая часть некоммерческих организаций создана в организационно-правовых формах:

    ✔ Учреждения – 213 597 шт. (в т.ч. федеральные – 13 479 шт., региональные – 37 713 шт, муниципальные – 160 954 шт.)

    ✔ Некоммерческие организации, регистрируемые в соответствии со специальным порядком – 212 148 шт. (в т.ч. Минюст России – 212 090 шт., Банк России – 58 шт.).

    ✔ Товарищества собственников недвижимости – 103 466 шт.

    ✔ Потребительские кооперативы – 80 977 шт.

    Создание организаций в России возможно только в одной из предусмотренных законодательством организационно-правовых форм. Этим достигается гарантия для участников хозяйственного оборота того, что вопросы правового регулирования организации будут четко определены нормами, относящимися к выбранной организационно-правовой форме. Это правило указано в п. 2 ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ):

    Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ГК РФ.

    Перечень организационно-правовых форм России определен в главе 4 “Юридические лица” ГК РФ .

    Особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм определяются не только ГК РФ , но и другими законами и иными правовыми актами (п. 4 ст. 49 ГК РФ ). К примеру, общества с ограниченной ответственностью регулируются ГК РФ и Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” .

    ГК РФ использует термин «Организационно-правовая форма», но не дает ему определения. Так, ст. 54 ГК РФ определяет, что юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

    Под организационно-правовой формой понимается способ закрепления (формирования) и использования организацией имущества и вытекающие из этого ее правовое положение и цели предпринимательской деятельности. ( “”ОК 028-2012. Общероссийский классификатор организационно-правовых форм” (утв. Приказом Росстандарта от 16.10.2012 N 505-ст) ).

    Исходя из способа закрепления имущества и целей предпринимательской деятельности, юридические лица разделяются на организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

    Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) использует понятие Корпорация. Корпорация не является организационно-правовой формой, а представляет собой категорию группы юридических лиц.

    2. Организационно-правовые формы коммерческих организаций (ст. 50 ГК РФ )

    Коммерческие организации могут быть созданы:

    1) В организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ

    — товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.

    — товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников — вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

    Читайте также:
    Порядок снятия дисциплинарного взыскания

    — хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей.

    — хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

    2) В организационно-правовых формах крестьянских (фермерских) хозяйств

    — объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

    3) В организационно-правовых формах хозяйственных партнерств

    — созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством.

    4) В организационно-правовых формах производственных кооперативов

    — добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.

    5) В организационно-правовых формах государственных и муниципальных унитарных предприятий

    — коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

    3. Отмененные организационно-правовые формы коммерческих организаций:

    — общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их долей, определенном уставом общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества.

    4. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций (ст. 50 ГК РФ )

    Некоммерческие организации могут быть созданы в форме:

    Потребительский кооператив — основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. К потребительским кооперативам относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

    Общественная организация — добровольное объединение граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей. К общественным организациям, в том числе относятся: политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления (пп. 2 п. 3 ст. 50 ГК РФ );

    Ассоциация (Союз) — объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.

    Товарищество собственников недвижимости — добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.

    Казачьи общества — казачьими обществами признаются формы самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества. Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

    Община коренных малочисленных народов Российской Федерации — добровольные объединения граждан, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и объединившихся по кровнородственному и (или) территориально-соседскому признаку в целях защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.

    Фонды — унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

    Читайте также:
    Отдел маркетинга — что это такое, чем занимается

    Учреждение — унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. К учреждениям относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

    Автономные некоммерческие организации — унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.

    Религиозные организации — добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган.

    Публично-правовая компания — унитарная некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, наделенная функциями и полномочиями публично-правового характера и осуществляющая свою деятельность в интересах государства и общества.

    Адвокатские палаты — некоммерческие организации, основанные на обязательном членстве и созданные в виде адвокатской палаты субъекта Российской Федерации или Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации для реализации целей, предусмотренных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре.

    Государственная корпорация — не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.

    Нотариальные палаты — некоммерческие организации, которые представляют собой профессиональные объединения, основанные на обязательном членстве, и созданы в виде нотариальной палаты субъекта Российской Федерации или Федеральной нотариальной палаты для реализации целей, предусмотренных законодательством о нотариате.

    5. Классификатор организационно-правовых форм

    Приказом Росстандарта от 16.10.2012 N 505-ст утвержден “ОК 028-2012. Общероссийский классификатор организационно-правовых форм” . Этот классификатор сокращенно называют как ОКОПФ (Общероссийский классификатор организационно-правовых форм).

    Каждая позиция в классификаторе содержит:

    — пятиразрядный цифровой код;

    — наименование организационно-правовой формы.

    Структура кода имеет следующий вид: X XX XX

    В этой структуры указываются (слева на право)

    Х — раздел классификатора

    ХХ — тип организационно-правовой формы

    ХХ — вид организационно-правовой формы

    Пример

    Полные товарищества имеют код 1 10 51, где:

    1 — код раздела: Организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческими корпоративными организациями

    10 — код типа ОПФ: Хозяйственные товарищества

    51 — код вида ОПФ: Полные товарищества

    Организационно-правовые формы в ОКОПФ сгруппированы в следующие разделы:

    – организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческими корпоративными организациями;

    – организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся некоммерческими корпоративными организациями;

    – организационно-правовые формы организаций, созданных без прав юридического лица;

    – организационно-правовые формы международных организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации;

    – организационно-правовые формы для деятельности граждан (физических лиц);

    – организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческими унитарными организациями;

    – организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся некоммерческими унитарными организациями.

    Организационно-правовые формы

    1 00 00

    ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ КОММЕРЧЕСКИМИ КОРПОРАТИВНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

    Товарищества на вере (коммандитные товарищества)

    Что такое организационно-правовая форма юридического лица, понятие и виды ОПФ предприятий

    Существует вопрос, который порой ставит владельцев компании в тупик. Это — организационно-правовая форма компании. Хотя, по-хорошему, сложного в ОПФ ничего нет.

    1. Что такое ОПФ
    2. Виды организационно-правовых форм
    3. Как заполнить графу организационно правовая форма в Сбербанке

    Что такое ОПФ

    Организационно-правовая форма (ОПФ), или как ее иногда называют, «форма ведения бизнеса», это закрепленный законодательством страны способ владения и пользования имуществом (для некоторых и распоряжения), и, исходя из этого, цели создания и ведения деятельности.

    Поскольку юридические лица могут разделяться на коммерческие и некоммерческие, цели могут здесь различаться на:

    • Получение прибыли — для коммерческих;
    • Общественные интересы, образование, просвещение и пр. — для некоммерческих.

    Коммерческие юридические лица, в свою очередь, подразделяются на:

    • Хозяйственные товарищества и общества — с правом владения, пользования и распоряжения имуществом;
    • Унитарные предприятия — с правом хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом. Распоряжаться они им не могут.

    Разберем на примере. Самый частый случай коммерческого юр. лица — ООО, или общество с ограниченной ответственностью:

    • Общество — вид коммерческой организации, а именно хозяйственного общества.
    • Ограниченная ответственность — означает, что общество отвечает по своим обязательствам в пределах своего имущества и уставного капитала. Правда, никто не отменял субсидиарную ответственность его контролирующих лиц.

    Виды организационно-правовых форм

    Здесь проще все свести в таблицу:

    Коммерческие организации
    Товарищества Полные товарищества
    Товарищества на вере
    Хозяйственные общества Общества с ограниченной ответственностью
    Непубличные акционерные общества
    Публичные акционерные общества
    Унитарные предприятия Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения
    Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления
    Прочие Производственные кооперативы
    Крестьянские (фермерские) хозяйства (с 1 января 2010 г.)
    Хозяйственные партнерства
    Некоммерческие организации
    Потребительские кооперативы
    Общественные объединения Общественные организации
    Общественные движения
    Органы общественной самодеятельности
    Политические партии
    Фонды Благотворительные фонды
    Общественные фонды
    Учреждения Федеральное государственное учреждение
    Федеральное государственное автономное учреждение
    Федеральное государственное бюджетное учреждение
    Государственные корпорации
    Некоммерческие партнерства
    Автономные некоммерческие организации
    Общины коренных малочисленных народов
    Казачьи общества
    Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
    Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств
    Территориальные общественные самоуправления
    Товарищества собственников недвижимости
    Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества
    Религиозные организации
    Адвокатские образования Адвокатское бюро
    Адвокатская контора
    Адвокатский кабинет
    Юридическая фирма
    Юридическая компания
    Нотариальные конторы Государственные нотариальные конторы
    Частные нотариальные конторы
    Без образования юридического лица
    Паевые инвестиционные фонды
    Простые товарищества
    Индивидуальные предприниматели
    Читайте также:
    Повышение зарплаты судьям

    Как видим, вариантов ОПФ много, особенно некоммерческих. Однако среди коммерческих, как уже было сказано, чаще всего используется ООО, гораздо реже, особенно с 1 октября 2015 года, акционерные общества (АО).

    Как заполнить графу организационно правовая форма в Сбербанке

    У непосвященного человека может возникнуть вопрос, как заполнить графу организационно-правовая форма при подаче того или иного документа. Тут достаточно указать полную ОПФ вашей организации или, при необходимости, организации работодателя. Например, полная: Общество с ограниченной ответственностью, сокращенная: ООО.

    Специальная оценка условий труда (СОУТ) в 13 шагов: к проведению готовы!

    racorn / Depositphotos.com

    С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.

    31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, “несписочных” рабочих местах, то есть не указанных в ч. 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ. По сути к этой категории относится большинство рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 “О специальной оценке условий труда”).

    Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП. Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены (письмо Роструда от 28 ноября 2016 г. № ПГ/31983-03-3).

    Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в “Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры” интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

    Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России пообещал реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.

    Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, например, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.

    И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

    Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.

    Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда

    Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (ч. 1-2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор (ч. 4 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

    Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки

    Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией (ч. 5 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

    Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

    Читайте также:
    Декларация о соответствии субъектам малого предпринимательства (СМП) образец

    Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

    Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

    Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.

    БЛАНКИ

    • Приказ о проведении специальной оценки условий труда и образовании комиссии по ее проведению
    • Перечень рабочих мест для проведения специальной оценки условий труда
    • Приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда
    • Договор на проведение специальной оценки условий труда
    • Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
    • Дополнительное соглашение к трудовому договору об условиях труда на рабочем месте

    При составлении данного графика следует учесть следующее.

    По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

    Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона 426-ФЗ). При этом закон позволял сделать это поэтапно.

    Исключение составляют рабочие места:

    • тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
    • работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
    • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда (ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

    Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (письмо Минтруда России от 8 декабря 2014 г. № 15-1/В-1829). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

    Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

    Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

    Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда

    Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор (ч. 2 ст. 8, ст. 19-21 Закона № 426-ФЗ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).

    Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию

    Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).

    Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов

    При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация первым делом осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

    Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (ч. 5 ст. 10 Закона № 426-ФЗ). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ч. 8 ст. 12, ст. 14 Закона № 426-ФЗ).

    Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда

    По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.

    Читайте также:
    Как правильно писать ВРИО начальника в делопроизводстве - Делать дело

    Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда

    В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (ч. 5.1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.

    Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

    Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Для этого нужно заполнить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки (п. 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).

    Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ).

    Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда

    В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

    Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации

    В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

    Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:

    • об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах;
    • о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.

    Это, в частности, разделы V и VI отчета о специальной оценке условий труда.

    Шаг 12. Уведомить о результатах спецоценки ФСС России

    При подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатель также должен сообщить ФСС результаты специальной оценки условий труда (подп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”).

    Для этого нужно отразить соответствующие данные в форме 4-ФСС (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).

    Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда

    Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада (абз. 5 ч. 1 ст. 92, ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 147 Трудового кодекса).

    Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение (ст. 72 ТК РФ).

    Реестр организаций проводящих специальную оценку условий труда

    Самый актуальный реестр организаций и экспертов СОУТ

    Посмотрите самый актуальный реестр организаций и экспертов России, оказывающих услуги специальной оценки труда (СОУТ), который опубликован на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты РФ. Для перехода на сайт Минтруда нажмите одну их кнопок:

    Для чего нужен реестр СОУТ?

    Реестр нужен для поиска организаций или экспертов, оказывающих услуги СОУТ, а также для проверки любой организации, чтобы узнать, имеет ли она право оказывать такие услуги или нет.

    Ранее мы писали о том, что фирмы, у которых есть рабочие места должны проводить специальную оценку условий труда при создании рабочего места, и далее, с периодичностью 1 раз в 5 лет. При этом, согласно Российскому законодательству оценка не может проводиться самостоятельно. Для этого необходимо обратиться в специализированную организацию, которая имеет право оказывать услуги СОУТ. Такие организации подлежат контролю и учету со стороны государства. Учет всех организаций СОУТ осуществляется в реестре на сайте Минтруда. Вы можете воспользоваться реестром Минтруда по СОУТ, чтобы найти любую из них.

    Читайте также:
    Приказ о простое по независящим причинам: образец

    На сайте можно ознакомиться со списком организаций, проводящих спецоценку условий труда, а также посмотреть реестр аккредитованных организаций по охране труда, осуществляющие функции службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек.

    Требования к организациям, занесённым в реестр

    Согласно Постановлению от 30 июня 2014 г. № 599 в реестре аккредитованных организаций по охране труда размещаются фирмы, которые соответствуют следующим требованиям:

    — фирма имеет испытательную лабораторию, которая обязательно имеет аккредитацию Федеральной службой по аккредитации;
    — в фирме работают как минимум пять экспертов, прошедших сертификацию на проведение СОУТ. С каждым экспертом должен быть заключен трудовой договор. Как минимум, один из экспертов должен иметь высшее образование врача в области гигиены труда.

    В реестре СОУТ экспертов размещаются лица, удовлетворяющие следующим требованиям:

    — эксперт должен иметь высшее образование;
    — в случае отсутствия профильного образования, эксперт должен иметь подтверждение повышения квалификации по соответствующим учебным программам оценки условий труда продолжительностью не мене 72 часа.
    — эксперт должен уметь оценивать условия труда и иметь опыт работы не менее 3 лет в области охраны труда, в том числе в СОУТ.

    Как пользоваться реестром СОУТ?

    После перехода на официальный сайт Минтруда имеется возможность:

    задать критерии поиска нужной организации (эксперта), например, если Вы знаете название организации, ИНН или номер организации (эксперта) в реестре. Для этого необходимо ввести нужное значение в соответствующее поле и нажать «НАЙТИ».

    просмотреть в реестре все организации (всех экспертов), оказывающие услуги СОУТ. Для этого достаточно прокрутить страницу вниз, и ознакомиться со списком компаний (экспертов). Этот способ не очень удобен, т.к. требует бесконечной прокрутки списка, пока не найдется нужная компания. Также имеется возможность скачать все организации в файл Excel. Для скачивания нажмите на кнопку «Экспорт в csv».

    посмотреть организации, зарегистрированные в конкретном регионе России. Для этого необходимо немного прокрутить страницу вниз и найти поле «Субъект (количество организаций)». Выберете нужный регион и нажмите кнопку «НАЙТИ». Мы рекомендуем этот способ поиска организаций и экспертов, т.к. в этом случае Вы можете увидеть все организации в Вашем регионе проживания и выбрать одну из них для получения услуг СОУТ.

    Какие сведения содержит реестр Минтруда по СОУТ?

    Согласно Правилам допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, утверждённых постановлением Правительства РФ от 30 06 2014 г. N 599 в реестр организаций проводящих специальную оценку условий труда вносятся следующие сведения:

    — название организации и ее местонахождение, а также название и местонахождение ее филиалов (дополнительных офисов);
    — ИНН;
    — ОГРН;
    — регистрационный номер фирмы;
    — дата, когда фирма занесена в реестр Минтруда по СОУТ;
    — дата, начиная с которой фирма приостановила свою деятельность по СОУТ. (Приостановка деятельности может произведена организацией самостоятельно, но чаще всего по требованию органов госнадзора, в случае, когда такая фирма не отвечает требованиям законодательства);
    — дата, начиная с которой фирма возобновила свою деятельность по оказанию услуг СОУТ на основании решения органов гос. надзора;
    — дата прекращения деятельности фирмы в области СОУТ. Несмотря на то, что фирма находится в списке, она не имеет право оказывать услуги СОУТ.

    В реестр экспертов СОУТ вносятся следующие сведения:

    — ФИО эксперта;
    — данные сертификата эксперта (номер сертификата, период действия, дата выдачи и срок окончания);
    — область деятельности;
    — дата прекращения сертификата эксперта СОУТ.

    Какой закон требует ведение реестра СОУТ?

    Реестр организаций проводящих специальную оценку условий труда формируется на основании статьи 21 Закона о специальной оценке условий труда N 426-ФЗ от 28 12 2013 года N 426-ФЗ.

    В статье сказано, что сведения об организациях, проводящих СОУТ должны размещаться в Интернет открытым способом, чтобы любой желающий мог получить информацию. Список должен быть доступен на официальном сайте органа государственной власти ответственного за политику в области трудового законодательства (сайт Министерства труда и социальной защиты РФ).

    Подытожим. Вы получили полное представление о реестре организаций проводящих специальную оценку условий труда и реестре экспертов СОУТ, которые работают в этих компаниях. Вы узнали, чем Вам может быть полезен реестр, как перейти на официальный сайт, где размещен реестр и как им пользоваться, что содержит реестр и какой закон требует его ведения.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: