Перечень сведений, составляющих государственную тайну

Что означает проверка заявок на наличие сведений, составляющих государственную тайну и для чего она нужна

Согласно Правилам проведения проверки наличия в заявках на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные в РФ, сведений, составляющих государственную тайну , утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 928 , все заявки на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные в РФ, поданные в Роспатент российскими юридическими лицами или гражданами РФ, в том числе международные и евразийские заявки, подлежат проверке на наличие сведений, составляющих государственную тайну.

В течение срока формальной экспертизы в отношении заявок, поступивших в Роспатент, проводится предварительная проверка наличия в них сведений, содержащих государственную тайну. Проверка осуществляется путем ознакомления с ними сотрудников Роспатента, имеющих необходимую форму допуска к государственной тайне.

В случае выявления сотрудником Роспатента обстоятельств, требующих проверки материалов заявки представителями федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне (далее компетентные органы) , дальнейшую проверку заявки в соответствии с ее тематической принадлежностью проводят представители соответствующих компетентных органов.

Ознакомление с материалами заявки и их проверка представителем компетентного органа осуществляется в Роспатенте. В случае выявления представителем компетентного органа обстоятельств, требующих по его мнению, проверки содержания заявки, заявка направляется Роспатентом с помощью средств специальной связи непосредственно в компетентный орган.

При этом рассмотрение Роспатентом указанной заявки приостанавливается на срок проведения указанных проверок.

Согласно постановлению Правительства РФ № 928 проверке не подлежат заявки на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, к которым при подаче приложено заключение созданной в установленном порядке соответствующей комиссии заявителя по защите государственной тайны об отсутствии в таких заявках сведений, составляющих государственную тайну.

В связи с этим Роспатент извещает заявителей, осуществляющих патентование результатов интеллектуальной деятельности, о том, что наличие вместе с материалами заявки указанного заключения позволит оптимизировать сроки делопроизводства по заявкам на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец.

Согласно перечню сведений, составляющих государственную тайну, а также положению о засекречивании таких сведений, которые содержатся в ст. 5 Закона о государственной тайне, государственную тайну составляют:

1. сведения в военной области:

о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом «Об обороне», об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;

о планах строительства Вооруженных Сил РФ, других войск РФ, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;

о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;

о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;

о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;

о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;

2. сведения в области экономики, науки и техники:

о содержании планов подготовки РФ и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов;

Читайте также:
Положение о командировках: образец

об использовании инфраструктуры РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;

о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в РФ в целях обеспечения безопасности государства;

об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;

о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;

о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, Центральном банке РФ, а также об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых РФ (по списку, определяемому Правительством РФ);

3. сведения в области внешней политики и экономики:

о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности РФ, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

4. сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты:

о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности и деятельности по противодействию терроризму, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах деятельности по обеспечению безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты, данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения, а также отдельные сведения об указанных лицах;

о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;

об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения;

о методах и средствах защиты секретной информации;

об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны;

о защите Государственной границы РФ, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ;

о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в РФ;

о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства;

о мерах по обеспечению защищенности критически важных объектов и потенциально опасных объектов инфраструктуры РФ от террористических актов;

о результатах финансового мониторинга в отношении организаций и физических лиц, полученных в связи с проверкой их возможной причастности к террористической деятельности;

о мерах по обеспечению безопасности критической информационной инфраструктуры РФ и о состоянии ее защищенности от компьютерных атак.

Если в процессе рассмотрения заявки будет установлено, что содержащиеся в ней сведения составляют государственную тайну, принимаются меры к засекречиванию заявки в установленном порядке.

Полезным моделям и промышленным образцам, содержащим сведения , составляющие государственную тайну, правовая охрана в соответствии со ст. 1349 ГК не предоставляется.

При этом заявителю сообщается о невозможности получения по такой заявке патента на полезную модель или промышленный образец.

Правовые последствия засекречивания документов заявки заключаются в том, что заявитель может:

– преобразовать заявку на полезную модель в заявку на секретное изобретение.

Роспатент приостанавливает рассмотрение такой заявки до получения от заявителя одного из вышеуказанных решений или до рассекречивания заявки.

Читайте также:
Пенсионный налог для ИП

Согласно ст. 1401 ГК РФ заявки на секретные изобретения, для которых уже установлена степень секретности «особой важности» или «совершенно секретно», а также на секретные изобретения, которые относятся к средствам вооружения и военной техники и к методам и средствам в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности и для которых установлена степень секретности «секретно», подаются в зависимости от их тематической принадлежности в уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти, Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом», Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос» (далее уполномоченные органы). Заявки на иные секретные изобретения подаются в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (ФИПС).

Если при рассмотрении ФИПС заявки на изобретение будет установлено, что содержащиеся в ней сведения составляют государственную тайну, такая заявка засекречивается в порядке, установленном законодательством о государственной тайне, и считается заявкой на секретное изобретение.

Засекречивание заявки, поданной иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом, не допускается.

Публикация сведений о секретной заявке не производится.

При установлении новизны секретного изобретения в уровень техники согласно п. 2 ст.1350 также включаются при условии их более раннего приоритета секретные изобретения, запатентованные в РФ, и секретные изобретения, на которые выданы авторские свидетельства СССР, если для этих изобретений установлена степень секретности не выше, чем степень секретности изобретения, новизна которого устанавливается.

Возражение против решения, принятого по заявке на секретное изобретение уполномоченным органом, рассматривается в установленном им порядке. Решение, принятое по такому возражению, может быть оспорено в суде.

К заявкам на секретные изобретения положения ст. 1379 Кодекса РФ о преобразовании заявки на изобретение в заявку на полезную модель не применяются.

Согласно ст. 1395 Кодекса РФ заявка на выдачу патента на изобретение или полезную модель, созданные в РФ, может быть подана в иностранном государстве или в международную организацию по истечении шести месяцев со дня подачи соответствующей заявки в ФИПС, если в указанный срок заявитель не будет уведомлен о том, что в заявке содержатся сведения, составляющие государственную тайну. Заявка на изобретение или полезную модель может быть подана ранее указанного срока, но после проведения по просьбе заявителя проверки наличия в заявке сведений, составляющих государственную тайну.

Об ответственности за разглашение государственной тайны

Адвокат Антонов А.П.

Статьи Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) 283 «Разглашение государственной тайны» и 284 «Утрата документов, содержащих государственную тайну» предусматривают уголовную ответственность официально допущенных к госсекретам лиц, чьи деяния нарушают установленный порядок обеспечения сохранности государственной тайны. Эти преступления совершаются без преступного сговора с зарубежными спецслужбами и без намерений вступить в такой сговор с целью причинения ущерба безопасности России, тем не менее они объективно способствует утечке российских секретов за рубеж и последующему использованию в деятельности против безопасности нашей страны.

Основным непосредственным объектом как разглашения государственной тайны, так и утраты документов, содержащих государственную тайну, следует считать безопасность государства как состояние защищенности конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности и обороноспособности от внешних и внутренних угроз, связанных с утратой Россией монопольного владения своими секретами. Дополнительным непосредственным объектом выступают установленные правила обращения со сведениями, составляющими гостайну.

В качестве предмета разглашения выступают сведения, составляющие государственную тайну, понятие и содержание которой дается в Законе РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 (ред. от 20.07.2018) «О государственной тайне». Согласно статье 2 этого нормативного акта гостайну образуют защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности России. Тематика сведений, составляющих государственную тайну, указана в ст. 5 того же Федерального закона, а их исчерпывающий круг определен в открытом для всеобщего сведения Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне (утвержден Указом Президента России от 30 ноября 1995 г. N 1203 (ред. от 08.08.2019)). Сведениям, составляющим гостайну, присваиваются грифы секретности «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

Предметом утраты документов, содержащих гостайну, являются материальные носители (документы, предметы) сведений, составляющих государственную тайну. Документом согласно Федеральному закону «Об обязательном экземпляре документов» признается материальный носитель с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи (фонограммы), изображения или их сочетания, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях общественного использования и хранения. Каждый из перечисленных видов документов, если он содержит отнесенные к государственной тайне сведения, и будет составлять предмет рассматриваемого преступления. Предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, следует считать различные материальные объекты, информацию о которых государство посчитало целесообразным засекретить. Это могут быть различного рода изделия, материалы, образцы техники, вооружения, отдельные узлы и детали технических устройств, оборудование, компоненты ракетного топлива, шифры, коды, негативы, фотоснимки и т.п.. К носителям сведений, содержащих государственную тайну следует относить и физические поля, в которых сведения находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.

Читайте также:
Положение об испытательном сроке: образец

Объективную сторону простого разглашения государственной тайны (ч. 1 ст. 283) составляют любые деяния, приводящие к преданию данной информации огласке различными способами. Способы разглашения могут быть: устными (выступление, ведение переговоров, частные разговоры), письменными (использование секретных сведений в несекретной служебной переписке, опубликование в книге, газете, научной статье, указание в письме), демонстрационными (показ образцов, изделий, материалов, схем, чертежей), связанными с нарушением установленного порядка хранения и пользования гостайной (ведение переговоров по незащищенным линиям связи, оставление секретных документов или предметов в местах, где возможно ознакомление с ними других лиц, занесение секретных сведений в не предназначенные для этого блокноты и их последующая потеря), в сети Интернет (в электронных письмах, на общедоступных сайтах и личных страничках пользователей).

Признаки диспозиции, да и название ст. 283 УК РФ не в полной мере соответствуют фактическому содержанию криминализуемого ею деяния. Термин «разглашение» предполагает доведение информации до кого-либо исключительно устным способом (при помощи голоса). Фактически же разглашение гостайны происходит не только в устной, но и письменной, электронной, демонстрационной и иных формах. В этой связи представляется логичным заменить в названии и в тексте статьи «разглашение» на «предание огласке». «Предание огласке» подразумевает все способы распространения каких-либо сведений, ибо проистекает из понятия «гласность», которая приобрела сегодня универсально широкий смысл.

Обязательный признак объективной стороны разглашения — государственная тайна становится достоянием посторонних лиц. «Постороннее лицо — это лицо, либо не имеющее доступа или допуска к государственной тайне, либо имеющее доступ или допуск, но не к тем сведениям, которые разглашены виновным».

Простое разглашение государственной тайны может совершаться как умышленно (с прямым или косвенным умыслом), так и по неосторожности (в форме легкомыслия или небрежности).
Мотивами разглашения гостайны чаще всего выступают хвастовство, болтливость, стремление показать свою значимость, компетентность, сопричастность к делам государственной важности, желание помочь близким в подготовке научной работы. Хотя мотивы не являются составообразующим признаком, они подлежат обязательному установлению, ибо характеризуют личность субъекта, степень его вины и в конечном счете влияют на назначаемое судом наказание.

Объективную сторону квалифицированного состава разглашения государственной тайны (ч. 2 ст. 283 УК РФ) составляют деяния, образующие объективную сторону простого разглашения, но повлекшие по неосторожности тяжкие последствия.

Тяжкие последствия имеют оценочный характер, т.е. признаются таковыми с учетом обстоятельств совершенного преступления, конкретной политической, экономической или боевой обстановки. К их числу можно отнести: переход сведений в руки иностранных разведок, срыв важных государственных мероприятий или научных исследований, крупный экономический ущерб, вынужденную передислокацию стратегического объекта, провал крупной оперативной или войсковой операции, срыв важных переговоров и соглашений Российской Федерации, ущерб внешнеполитическим или оборонным интересам России.

Субъективная сторона квалифицированного разглашения государственной тайны характеризуется либо в целом неосторожностью (само разглашение совершено, и тяжкие последствия наступили по неосторожности), либо «двойной» формой вины (разглашение является умышленным, а тяжкие последствия наступают по неосторожности).

Объективная сторона утраты документов, содержащих государственную тайну, или предметов, сведения о которых составляют государственную тайну (материальных носителей гостайны) (ст. 264 УК РФ), складывается из совокупности четырех обстоятельств:

а) нарушения секретоносителем установленных правил обращения с материальными носителями государственной тайны;

Читайте также:
Переход на онлайн кассы для енвд

б) утраты таких документов или предметов вследствие нарушения установленных правил обращения с секретами;

в) наступления тяжких последствий;

г) причинной связи между утратой материальных носителей гостайны и наступившими тяжкими последствиями.

Под утратой документа или предмета понимается происшедший в результате нарушения установленных правил обращения выход материального носителя гостайны из владения ответственного лица, имеющего допуск к государственной тайне. Документ (предмет) считается вышедшим из владения секретоносителя, если он не находится ни у него, ни в месте постоянного хранения.

Правила обращения с документами и предметами, содержащими или составляющими государственную тайну, регламентируются Законом «О государственной тайне» и различными общефедеральными и ведомственными подзаконными актами (инструкциями, положениями, уставами, наставлениями). Как показывают материалы оперативно-следственной практики, чаще всего нарушение таких правил состоит в следующем: снятии копий с секретных документов без письменного разрешения режимно-секретного органа; неучтенной передаче документов и изделий другим лицам; выполнении секретных работ вне режимных помещений; подготовке документов закрытого характера на незащищенном компьютере; оставлении документа или предмета без присмотра; перевозке секретных документов и материалов в общественном транспорте и т.д.

Тяжкие последствия утраты материальных носителей, сведений, составляющих государственную тайну, те же самые, что и в результате разглашения таких сведений.

Если утрата секретного документа или предмета, не вызвавшая тяжких последствий, привела к ознакомлению с государственной тайной посторонних лиц, она является одним из способов ее разглашения. Если же этого не произошло, то допустившие нарушение режима секретности лица в зависимости от обстоятельств привлекаются к административной (ст. 13.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) или служебно-дисциплинарной ответственности.

Субъективная сторона утраты материальных носителей секретной информации, содержащих государственную тайну, характеризуется неосторожной формой вины.
Субъекты разглашения государственной тайны и утраты документов, содержащих государственную тайну, схожи, но не одинаковы.

Субъект разглашения специальный: физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, которому государственная тайна была доверена или известна по службе или работе. Под лицами, которым тайна была доверена, следует понимать субъектов, имеющих специальный допуск к государственной тайне и состоящих на должностях в организациях и учреждениях, исполнение которых связано с созданием или оборотом материалов, содержащих государственную тайну. Под лицами, которым тайна стала известна по службе или работе, следует понимать субъектов, не состоящих на должностях в указанных организациях, но получивших доступ к государственной тайне в связи с выполнением трудовых обязанностей (судьи и адвокаты, участвующие в качестве защитников, по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну; члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы; лица, получившие допуск к государственной тайне в связи с подготовкой диссертаций или выполнением иных научных исследований и т.д.). Все указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка.

Субъектом же утраты документов, составляющих государственную тайну, как это однозначно вытекает из диспозиции статьи 284 УК РФ, может быть только лицо, имеющее официальный допуск к государственной тайне.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Документы

Приложение к приказу Минфина России от 17.06.2014 № 162

Дата публикации: 22.07.2014

Дата изменения: 22.07.2014

Прикрепленный файл: docx, 16.3 кБ

СВЕДЕНИЙ ОГРАНИЧЕННОГО ДОСТУПА, НЕ СОДЕРЖАЩИХ СВЕДЕНИЙ,

СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ, (КОНФИДЕНЦИАЛЬНОГО

ХАРАКТЕРА) МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Содержание сведений, отнесенных к разряду ограниченного распространения

Нормативный правовой акт, определяющий основание отнесения служебной информации к разряду ограниченного распространения

Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях

Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни государственных гражданских служащих (работников) Министерства финансов Российской Федерации, федеральных служб и организаций, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, позволяющие идентифицировать их личность и содержащиеся в личном деле гражданского служащего либо подлежащие включению в личное дело, за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях

Читайте также:
Основанием для проведения внеплановой проверки является

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации”

Федеральный закон от 27 июня 2006 г. N 152-ФЗ “О персональных данных”

Трудовой кодекс Российской Федерации

Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни государственных гражданских служащих Министерства финансов Российской Федерации, позволяющие идентифицировать их личность и содержащиеся в документах, представляемыми гражданскими служащими для рассмотрения вопроса о предоставлении им единовременной субсидии на приобретение жилого помещения и подлежащих включению в их учетные дела

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63 “О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения”

Сведения, содержащие персональные данные, обрабатываемые в Министерстве финансов Российской Федерации, в рамках реализации функций и полномочий федерального органа исполнительной власти

Федеральный закон от 27 июня 2006 г. N 152-ФЗ “О персональных данных”

Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна)

Сведения, содержащиеся в документах с пометкой “Для служебного пользования”, в части, не содержащей сведения, составляющих государственную тайну, в том числе полученных из сторонних организаций, государственных органов и органов местного самоуправления, а также сведения, образующиеся в деятельности Министерства финансов Российской Федерации, ограничение на распространение которых диктуется служебной необходимостью, за исключением сведений, которые не могут быть отнесены к служебной информации ограниченного распространения

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. N 1233 “Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти и уполномоченном органе управления использованием атомной энергии”

Сведения о первичных статистических данных, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, сбор и обработку которых осуществляет Министерство финансов Российской Федерации как субъект официального статистического учета в целях формирования официальной статистической информации в установленной сфере деятельности (за исключением информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами)

Статья 9 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ “Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации”

Сведения о платежах в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и об их плательщиках, являющиеся информацией ограниченного доступа

Статья 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации

Сведения, предоставляемые страховыми организациями при уведомлении Министерства финансов Российской Федерации о заключении договора обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, за исключением сведений, составляющих государственную тайну

Статья 946 Гражданского кодекса Российской Федерации

Сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну

Статья 9 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности”

Ежемесячные сведения государственных корпораций и государственных компаний об инвестировании временно свободных средств и структуре доходов и расходов, связанных с инвестированием временно свободных средств

Статьи 7.1 и 7.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 387 “О формах отчетов, связанных с инвестированием временно свободных денежных средств государственной корпорации, государственной компании, и порядке представления и раскрытия этих отчетов”

Сведения, содержащиеся в заявках на участие в конкурсе на право заключить контракт на проведение лотерей

Статья 24.10 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ “О лотереях”

Сведения, содержащиеся в заявках, поданных в форме электронных документов на участие в открытом конкурсе

Статья 51 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”

Сведения об организации разграничения доступа к информационным ресурсам Министерства финансов Российской Федерации, паролях, закрытых ключах электронной подписи, ключах шифрования информации, за исключением сведений, составляющих государственную тайну

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и защите информации”

Читайте также:
Незаконная предпринимательская деятельность: наказание по КоАП и УК

В Перечень сведений ограниченного доступа, не содержащих сведений, составляющих государственную тайну, (конфиденциального характера) Министерства финансов Российской Федерации входят также сведения, отраженные в Указе Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 “Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера”, и иные сведения , отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к разряду ограниченного распространения.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну

Перечень сведений, составляющих государственную тайну

В Конституции Российской Федерации определено: Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Одновременно с этим возникает ряд вопросов: А если информация является государственной тайной? Какие сведения ее составляют? Где узнать, что является государственной тайной?

Итак, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо в первую очередь иметь под рукой Федеральный закон «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485-1 (далее – Закон «О государственной тайне»). Именно в нем определен Перечень сведений, составляющих государственную тайну татья 5). Это полный и всесторонний перечень сведений, в котором представлены сферы государственных интересов в соответствии с главными направлениями его деятельности: военной (оборона); экономической (в т.ч. в сфере науки и техники, связанных с обороной государства); внешнеполитической и внешнеэкономической, а также специальной (разведывательная, контрразведывательная и оперативно-розыскная деятельность государства).

Перечень сведений, составляющих государственную тайну это совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.

Государственную тайну составляют:

– сведения в военной области:

– сведения в области экономики, науки и техники:

– сведения в области внешней политики и экономики:

– сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты:

Категории сведений характеризуют сведения различной степени важности, и их несанкционированное распространение может нанести ущерб как государству в целом, так и его отдельным гражданам.

Для того чтобы этого не произошло Законом «О государственной тайне» предусмотрено засекречивание сведений, составляющих государственную тайну, т.е. эти сведения изымаются из свободного обращения. Засекречивание в соответствии с Законом «О государственной тайне» рассматривается как процесс установления ограничений по распространению конкретных сведений, относящихся к категории сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется в соответствии с принципами и в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Иначе говоря, засекречивание – это отнесение к государственной тайне конкретных сведений, уполномоченными на то руководителями.

Чтобы сформировать перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, необходимо обратиться к сведениям, составляющим государственную тайну. Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует по предложениям органов государственной власти Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне – это следующий документ, который нам потребуется.

Одновременно по представлению Правительства Российской Федерации Президент Российской Федерации утверждает Перечень органов государственной власти, наделяемых полномочиями по распоряжению данными сведениями. Перечень утверждается Президентом Российской Федерации, подлежит открытому опубликованию и пересматривается по мере необходимости.

Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1995 № 1203) и содержит сведения в военной области, в области экономики, науки и техники, внешней политики и экономики, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение, которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации, а также наименования государственных органов, наделенных полномочиями по распоряжению этими сведениями.

Каждый из указанных в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне, государственных органов наделен полномочиями по распоряжению сведениями отраслевой (ведомственной) принадлежности в рамках его компетенции, а также сведениями других собственников информации соответствующей тематической направленности по их представлению.

Итак, Законом определен Перечень сведений, составляющих государственную тайну, Президентом Российской Федерации утвержден Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.

На основании Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, в соответствии с перечнем сведений, составляющих государственную тайну, разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию, В эти перечни включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается степень их секретности, и срок засекречивания. Перечень должен определять степень секретности конкретных сведений (группы сведений), а его структура – учитывать ведомственную или отраслевую специфику. На основании развернутых перечней сведений, подлежащих засекречиванию, осуществляется засекречивание сведений, полученных (разработанных) в результате управленческой, производственной, научной и иных видов деятельности организаций. При засекречивании этих сведений их носителям присваивается соответствующий гриф секретности: особой важности, совершенно секретно или секретно. Перечень сведений, подлежащих засекречиванию, это третий обязательный документ, который также используется в деятельности организаций.

Читайте также:
Обходной лист при увольнении: образец

Таким образом, можно сказать, что на смену системе общегосударственного засекречивания пришла система отраслевых, ведомственных и программно-целевых перечней, которые быстро могут адаптироваться к происходящим изменениям в экономической и политической жизни страны.

86. Законодательство РФ о государственной тайне. Перечень сведений, составляющих государственную тайну

86. Законодательство РФ о государственной тайне. Перечень сведений, составляющих государственную тайну

Государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно—розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Законодательство РФ о государственной тайне основывается на Конституции РФ, Законе РФ «О государственной тайне», Законе РФ «О безопасности», положениях других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.

ГК РФ предусматривает, что защита коммерческой тайны осуществляется способами, которые предусмотрены ГК РФ и другими законами. Один из этих способов: возмещение причиненных убытков.

Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства РФ о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Соответствующие органы государственной власти и их должностные лица основываются на подготовленных в установленном порядке экспертных заключениях об отнесении незаконно распространенных сведений к сведениям, составляющим государственную тайну.

Государственную тайну составляют предусмотренные в специальных перечнях важнейшие сведения, разглашение которых может причинить существенный вред интересам России и образует состав преступления, административного или дисциплинарного проступка либо гражданско-правового деликта.

Существует конкретный перечень сведений, составляющих государственную тайну – это совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.

Этот перечень содержит сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно—розыскной деятельности государства, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Государственную тайну составляют согласно ст. 5 Закона о государственной тайне:

1) сведения в военной области:

2) сведения в области экономики, науки и техники:

3) сведения в области внешней политики и экономики;

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно—розыскной деятельности.

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями относить сведения к государственной тайне, утверждаемым Президентом РФ.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Вопрос 350. Разглашение государственной тайны. Утрата документов, содержащих государственную тайну.

Вопрос 350. Разглашение государственной тайны. Утрата документов, содержащих государственную тайну. Статьей 283 УК (разглашение государственной тайны) предусмотрена ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была

Законодательство об адвокатской тайне

Законодательство об адвокатской тайне Вопрос об адвокатской тайне регламентируется в законе, устанавливающем обязанность адвоката хранить тайну, или устраняющем адвокатскую тайну из процесса или, наконец, в установлении санкции за разглашение тайны.В дореволюционном

4.1.18. Дела о восстановлении на работе лиц, уволенных в связи с прекращением допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует допуска к государственной тайне (п. 12 ч. 1 ст. 81 ТК РФ)

4.1.18. Дела о восстановлении на работе лиц, уволенных в связи с прекращением допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует допуска к государственной тайне (п. 12 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) По делам о восстановлении на работе лиц, уволенных в связи с прекращением

ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА РАЗГЛАШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ И ЗА УТРАТУ ДОКУМЕНТОВ, СОДЕРЖАЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ Указ Президиума Верховного Совета СССР 9 июня 1947 г («Ведомости Верховного Совета СССР» 1947 г. № 20) (Извлечение)

ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА РАЗГЛАШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ И ЗА УТРАТУ ДОКУМЕНТОВ, СОДЕРЖАЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ Указ Президиума Верховного Совета СССР 9 июня 1947 г («Ведомости Верховного Совета СССР» 1947 г. № 20) (Извлечение) В целях установления единства в

Читайте также:
Наследственный фонд – что это такое по новому закону

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПЕРЕЧНЯ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ, РАЗГЛАШЕНИЕ КОТОРЫХ КАРАЕТСЯ ПО ЗАКОНУ Постановление Совета Министров СССР 8 июня 1947 г («Известия Советов депутатов трудящихся СССР» № 134 от 10 июня 1947 г.)

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПЕРЕЧНЯ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ, РАЗГЛАШЕНИЕ КОТОРЫХ КАРАЕТСЯ ПО ЗАКОНУ Постановление Совета Министров СССР 8 июня 1947 г («Известия Советов депутатов трудящихся СССР» № 134 от 10 июня 1947 г.) Совет Министров СССР постановил:Установить

Статья 183. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну

Статья 183. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну 1. Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным

Статья 183. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну

Статья 183. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (в ред. Федерального закона от 07.08.2001 №121-ФЗ)1. Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов,

7. Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну

7. Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну Объектом преступления, предусмотренного ст. 183 УК, являются общественные отношения, обеспечивающие охрану коммерческой, налоговой и банковской тайны.Предметом

«О ПЕРЕЧНЕ МЕДИЦИНСКИХ ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ»

«О ПЕРЕЧНЕ МЕДИЦИНСКИХ ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ» В соответствии со статьей 22 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485-1 (Собрание законодательства

69. ОТНЕСЕНИЕ СВЕДЕНИЙ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ И ИХ ЗАСЕКРЕЧИВАНИЕ

69. ОТНЕСЕНИЕ СВЕДЕНИЙ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ И ИХ ЗАСЕКРЕЧИВАНИЕ Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание осуществляются в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности.Под законностью отнесения сведений к

Статья 231. Незаконное собирание с целью использования или использование сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну

Статья 231. Незаконное собирание с целью использования или использование сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну “Умышленные действия, направленные на получение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, с целью разглашения либо иного

Статья 422. Разглашение сведений военного характера, составляющих государственную тайну, или утрата документов либо материалов, содержащих такие сведения

Статья 422. Разглашение сведений военного характера, составляющих государственную тайну, или утрата документов либо материалов, содержащих такие сведения 1. Разглашение сведений военного характера, составляющих государственную тайну, при отсутствии признаков

В каких случаях требуется согласие гражданина на передачу сведений, составляющих врачебную тайну, другим лицам?

В каких случаях требуется согласие гражданина на передачу сведений, составляющих врачебную тайну, другим лицам? Передача таких сведений возможна как с согласия гражданина, так и без такого согласия.В соответствии с ч. 3 ст. 13 Закона об охране здоровья с письменного

В каких случаях допускается предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина?

В каких случаях допускается предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина? Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается в случаях, строго оговоренных в ч.

Какими правилами в отношении сведений, составляющих врачебную тайну, руководствуются органы власти при рассмотрении обращений граждан?

Какими правилами в отношении сведений, составляющих врачебную тайну, руководствуются органы власти при рассмотрении обращений граждан? В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской

Когда наступает уголовная ответственность за собирание или распространение сведений, составляющих врачебную тайну?

Когда наступает уголовная ответственность за собирание или распространение сведений, составляющих врачебную тайну? Уголовную ответственность (в отличие от дисциплинарной и административной ответственности) влечет не только незаконное разглашение врачебной тайны, но

Читайте также:
Договор коллективного страхования работников

Перечень сведений, составляющих государственную тайну

(в ред. Указов Президента РФ от 11.02.2006 N 90, от 24.12.2007 N 1745, от 08.04.2008 N 460, от 30.04.2008 N 654, от 28.07.2008 N 1129, от 06.09.2008 N 1316, от 18.05.2009 N 565, от 10.06.2009 N 640, от 30.09.2009 N 1088)

1. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, содержит сведения в военной области, в области экономики, науки и техники, внешней политики и экономики, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации, а также наименования государственных органов, наделенных полномочиями по распоряжению этими сведениями.

2. Каждый из указанных в настоящем перечне государственных органов наделен полномочиями по распоряжению сведениями отраслевой (ведомственной) принадлежности в рамках его компетенции, а также сведениями других собственников информации соответствующей тематической направленности по их представлению.

3. В настоящем перечне используются следующие понятия:

“военная техника” – технические средства, предназначенные для боевого, технического и тылового обеспечения деятельности войск, а также оборудование и аппаратура для контроля и испытаний этих средств, составные части этих средств и комплектующие изделия;

“военные объекты” – боевые позиции войск, воинские части, стационарные пункты управления, военные научно-исследовательские организации, полигоны, узлы связи, базы, склады, комплексы или отдельные здания и другие сооружения военного назначения;

“войска” – Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и создаваемые на военное время специальные формирования, предусмотренные Федеральным законом от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ “Об обороне”, а также подразделения связи специального назначения;

“вооружение” – средства, предназначенные для поражения живой силы, техники, сооружений и других объектов противника, составные части этих средств и комплектующие изделия;

“дислокация объекта” – совокупность сведений о местоположении на земной поверхности или в ее недрах объекта, в том числе географические, геоцентрические или прямоугольные координаты, линейные и угловые величины, привязка к ориентирам на местности;

“инфраструктура экономики Российской Федерации” – отрасли экономики Российской Федерации, функционирующие в интересах обеспечения обороноспособности и безопасности государства;

“объекты административного управления” – создаваемые заблаговременно по решению руководителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций объекты мобилизационного назначения, предназначенные для размещения и обеспечения деятельности соответствующего органа управления в период мобилизации и в военное время;

“объекты ядерного комплекса” – сооружения с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства или сооружения с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; сооружения, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами; другие содержащие ядерные материалы сооружения, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов;

“режимные объекты” – объекты, на которых ведутся работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и для функционирования которых установлены специальные меры безопасности.

4. В пунктах 32-35, 37 и 44 настоящего перечня указаны государственные органы, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне.

5. В пунктах 38-40 настоящего перечня указаны стратегические виды сырья, материалов и топлива, списки (перечни) которых формируют в пределах своей компетенции и по взаимному согласованию государственные органы, наделенные полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к государственной тайне.

6. В настоящем перечне:

при перечислении сведений через союз “и” либо через запятую с союзом “и” перед последней категорией сведений к государственной тайне относятся все сведения в совокупности;

при перечислении сведений через запятую или союз “или” к государственной тайне относится каждое сведение в отдельности;

сведения, перечисленные после союза “а также”, являются новыми, отличными от предыдущих сведениями, которые в отдельности относятся к государственной тайне.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну

perechen_svedeniy_sostavlyayushchih_gosudarstvennuyu_taynu.jpg

Похожие публикации

Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, может узнать любой человек, интересующийся этим вопросом. Он закреплен на законодательном уровне. Конституционное право российских граждан передавать, распространять и получать информацию, ограничено законом, в том числе, законом о гостайне. За его нарушение грозит уголовная или административная ответственность. В частности, если в действиях гражданина, разгласившего государственную тайну, будут обнаружены признаки преступления, он может лишиться свободы на срок до семи лет.

Читайте также:
Признаки банкротства юридического лица

Закон «О государственной тайне»: перечень сведений в правовых актах

В Российской Федерации действует специальный нормативный документ о гостайне, регулирующий разные стороны данного института – федеральный закон № 5485-1 от 21.07.1993 (ред. от 29.07.2018). В нем говорится, что государственной тайной являются сведения, засекречиваемые с целью безопасности страны, и защищаемые государством (ст.2). К ним относится информация, касающаяся следующих областей деятельности:

  • экономической;
  • военной;
  • контрразведывательной;
  • разведывательной;
  • внешнеполитической;
  • оперативно-розыскной.

Закон № 5485-1 (статья 5) перечень сведений составляющих государственную тайну приводит с уточнениями засекреченных сфер деятельности. Например, поясняется, что гостайной считаются экономические данные, научные достижения, связанные с обороноспособностью РФ. Перечень государственных тайн определяется как совокупность различных категорий информации, засекреченной государством.

Список госсекретов содержится и в другом нормативном акте – Указе Президента РФ № 1203 от 30.11.1995. Он схож с тем, что приведен в ст. 5 закона 5485-1, однако перечень сведений, отнесенных к государственной тайне 1203-м президентским Указом, дополнен пояснением, какие госорганы уполномочены распоряжаться определенной категорией сведений, являющихся секретными. Пункты перечня государственных тайн сгруппированы по разделам:

  • гостайны в военной области:
  • гостайны в области техники, науки, экономики;
  • гостайны в сфере экономики и внешней политики;
  • гостайны в области оперативно-розыскной, разведывательной/контрразведывательной деятельности, в сфере обеспечения безопасности граждан, взятых под государственную защиту, а также в сфере борьбы с терроризмом.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется в Указе как комплекс сведений в вышеназванных областях. В отношении распоряжения некоторыми госсекретами полномочиями наделены несколько органов власти. В примечании к Указу Президента РФ № 1203 сообщается, что каждый из них работает с секретной информации в пределах своей компетенции и ведомственной принадлежности.

Перечень сведений составляющих государственную тайну

Полный список таких сведений очень объемный, поэтому перечислим лишь некоторые его пункты. В частности, секретной является информация:

  • о назначении, дислокации, степени готовности режимных и военных объектов;
  • о тактически-технических характеристиках новых образцов вооружения;
  • об объемах и планах государственного оборонного заказа;
  • о финансовой политике России в отношении других государств (в перечень сведений о государственной тайне не попали только обобщенные данные о внешних заимствованиях);
  • о финансировании разведки и контрразведки, о средствах и методах их работы, о сотрудничающих с ними лицах;
  • о запасах платины, натуральных алмазов, драгоценных металлов и камней;
  • о системах правительственной и президентской связи, ее шифрах;
  • о внешнеполитической деятельности РФ, если преждевременное распространение этих сведений может ослабить безопасность страны.

Также к государственной тайне относятся и способы ее защиты.

Ответственность за разглашение сведений, относящихся к государственной тайне

За разглашение государственных секретов в России предусматривается уголовное наказание в соответствии со ст. 283 УК РФ. Получить доступ к гостайне гражданин может в связи с работой, службой в госорганах, учебой и т.п. Если засекреченная информация стала достоянием других лиц, не имеющим право ее знать, виновному в этом лицу грозит:

  • либо арест – на 4-6 мес.,
  • либо лишение свободы – до 4-х лет.

Сопутствующей санкцией к обоим видам наказания может стать лишение права заниматься определенной деятельностью (работать на определенной должности) сроком до трех лет.

При наступлении тяжких последствий из-за разглашения государственных секретов преступнику грозит лишение свободы на 4-7 лет с обязательным лишением права на определенную деятельность/должность сроком до 3 лет.

При отсутствии признаков уголовного преступления, за разглашение информации с ограниченным доступом применяется административное наказание, согласно ст. 13.14 КоАП РФ. Максимальный штраф по ней для должностных лиц составляет 5000 рублей, а для граждан – 1000 рублей.

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: