План по гражданской обороне в организации

3.1. Организация и планирование мероприятий по подготовке и ведению гражданской обороны

Основные направления подготовки к ведению гражданской обороны.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона “О гражданской обороне” подготовка к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Комплекс планируемых и осуществляемых заблаговременно мероприятий по гражданской обороне должен охватывать правовые, организационные, инженерно-технические и иные мероприятия, обеспечивающие успешную реализацию каждой из основных задач гражданской обороны.

Органическая связь задач и мероприятий гражданской обороны с другими оборонными мероприятиями и со всей народнохозяйственной деятельностью предопределяет необходимость и обязательность участия в их планировании и осуществлении органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов хозяйственного управления и военного командования.

Основными направлениями деятельности по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного времени являются:

– зонирование территорий по степени возможных опасностей, отнесение территорий и объектов к группам и категориям по гражданской обороне;

– планирование мероприятий гражданской обороны;

– развитие системы управления гражданской обороны, создание системы пунктов управления и технических средств связи;

– создание и поддержание в готовности надежной системы оповещения об угрозе нападения противника;

– накопление в соответствии с установленным порядком фонда защитных сооружений для укрытия населения и персонала организаций, поддержание его в готовности к приему укрываемых;

– создание необходимого запаса средств индивидуальной защиты, а также запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

– подготовка к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, к размещению эвакуируемого населения, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения;

– разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

– развитие сил гражданской обороны и обеспечение их готовности, создание необходимых группировок этих сил для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также всех видов их обеспечения;

– организация и проведение обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при применении противником современных средств поражения, подготовки руководящего состава органов управления и сил гражданской обороны;

– развитие научных исследований в области гражданской обороны, разработка и совершенствование технических средств технологии и тактики проведения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ.

Зонирование территорий по степени возможных опасностей и отнесение территорий (городов, населенных пунктов) к группам по гражданской обороне осуществляется с целью дифференцированного подхода к определению содержания, объемов и сроков проведения мероприятий гражданской обороны, заблаговременной разработки и реализации их в объемах, необходимых и достаточных для обеспечения защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного времени и чрезвычайных ситуаций в мирное время.

К основным зонам по гражданской обороне относятся:

зона световой маскировки – территории субъектов Российской Федерации, расположенные вдоль внешней границы Российской Федерации (согласно СНиП Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны);

зона возможных разрушений – территория, на которой в результате воздействия средств поражения возможно возникновение избыточного давления во фронте воздушной ударной волны, равного 10 кПа (0,1 кгс/см.кв.) и более, а также сейсмическое воздействие, вызывающее разрушение зданий, сооружений и коммуникаций. Границы зон возможных разрушений устанавливаются в границах проектной застройки городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, на расстоянии 0,5 км от границы проектной застройки объектов особой важности по гражданской обороне и в границах проектной застройки других категорированных объектов, расположенных вне категорированных городов. В пределах этой зоны проводится комплекс мероприятий по строительству защитных сооружений;

зона возможных сплошных пожаров – территория, в пределах которой возможно возникновение массовых пожаров, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Размеры зоны сплошных пожаров определяются наличием зданий, сооружений преимущественно IV и V степени огнестойкости;

загородная зона – территория, расположенная вне зон возможных разрушений, возможного опасного радиоактивного загрязнения, химического заражения, вероятного катастрофического затопления и пригодная для размещения эвакуируемого населения. Границы зоны определяются исходя из реальных условий при планировании эвакомероприятий;

зона возможного радиоактивного загрязнения – территория или акватория, на которой возможно загрязнение поверхности земли, зданий, сооружений, атмосферы, воды либо продовольствия, пищевого сырья, кормов и различных предметов в количествах, вызывающих превышение установленных пределов допустимых доз облучения;

зона опасного радиоактивного загрязнения – часть территории зоны возможного радиоактивного загрязнения, в пределах которой возможно превышение установленного верхнего критического значения доз облучения населения;

зона возможного опасного химического заражения – территория, в пределах которой при возможном разрушении емкостей с аварийно химически опасными веществами возможно распространение этих веществ в концентрациях и количествах, создающих угрозу для людей, сельскохозяйственных животных и растений в течение определенного времени;

Читайте также:
Ликвидационный баланс, пример нулевого баланса (новая форма)

зона вероятного катастрофического затопления – территория, в пределах которой в результате возможного затопления вероятны массовые потери людей, разрушения зданий и сооружений, повреждение или уничтожение других материальных ценностей.

Отнесение территорий городов или населенных пунктов к группам по гражданской обороне осуществляется в зависимости от их оборонного и экономического значения, численности населения, а также нахождения на территории организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне (особой важности, первой и второй категории) или организаций, представляющих опасность для населения в связи с возможностью химического заражения, радиоактивного загрязнения или катастрофического затопления.

Для территорий городов и населенных пунктов устанавливаются особая, первая, вторая и третья группы по гражданской обороне.

К особой группе территорий по гражданской обороне относятся города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург.

К первой группе территорий по гражданской обороне относятся территории города:

если численность населения превышает 1 млн. человек;

или численность населения составляет от 500 тыс. до 1 млн. человек и на ней расположены не менее трех организаций особой важности по гражданской обороне или более 50 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;

или более 50% населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиоактивного загрязнения или катастрофического затопления.

Ко второй группе территорий по гражданской обороне относится территория города:

если численность населения составляет от 500 тыс. до 1 млн. человек;

или численность населения составляет от 250 тыс. до 500 тыс. человек и на ней расположены не менее двух организаций особой важности по гражданской обороне или более 20 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;

или более 30% населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиоактивного загрязнения или катастрофического затопления.

К третьей группе территорий по гражданской обороне относится территория города:

если численность населения составляет от 250 тыс. до 500 тыс. человек;

или численность населения составляет от 50 тыс. до 250 тыс. человек и на ней расположена одна организация особой важности по гражданской обороне или более двух организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;

или более 30% его населения либо территории попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиоактивного загрязнения или катастрофического затопления.

К третьей группе территорий по гражданской обороне относятся также территории закрытых административно-территориальных образований.

Предложения по отнесению территорий к группам по гражданской обороне подготавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и вносятся в МЧС России и Минэкономразвития России, которые представляют их в установленном порядке на утверждение в Правительство Российской Федерации.

Отнесению организаций к категориям по гражданской обороне подлежат важнейшие действующие, реконструируемые, технически перевооружаемые, строящиеся и проектируемые организации, которые:

имеют мобилизационное задание (заказ);

или представляют высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;

или являются уникальными культурными ценностями.

Для организаций устанавливаются следующие категории по гражданской обороне: особой важности, первой категории, второй категории.

Порядок отнесения организаций к категориям по гражданской обороне устанавливается Правительством Российской Федерации.

Планирование мероприятий гражданской обороны включает оперативное планирование, в том числе разработку планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны); разработку годовых планов основных мероприятий по вопросам гражданской обороны.

Оперативное планирование является важнейшей составной частью подготовки и ведения гражданской обороны и имеет основной целью обеспечение организационного перевода системы гражданской обороны с мирного на военное время, проведения мероприятий по защите населения, его первоочередному жизнеобеспечению и повышению устойчивости функционирования объектов экономики в военное время, поддержанию в готовности систем управления, связи и оповещения, а также по созданию группировок сил и средств для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в возможных очагах поражения и их всестороннего обеспечения.

Для планирования мероприятий гражданской обороны в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях разрабатываются Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны).

План гражданской обороны и защиты населения (план гражданской обороны) представляет собой комплект документов, в которых на основе оценки возможной обстановки детализируется решение по реализации мероприятий, действий органов управления и сил гражданской обороны, намечаются целесообразные способы и последовательность выполнения важнейших оперативных задач, порядок взаимодействия, организации всех видов обеспечения и управления мероприятиями гражданской обороны.

Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) корректируются ежегодно по состоянию на 1 января планируемого года.

Как определить необходимость разработки плана ГО в организации

Определить необходимость разработки плана ГО в организации можно руководствуясь требованиями Приказа МЧС России от 27.03.2022 № 216 ДСП “Об утверждении порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны”), также в нем приведена Структура плана ГО и определение организаций, который дает определение организаций, которые обязаны разрабатывать план ГО и которым этого не требуется.

Читайте также:
Отпуск по уходу за больным родственником: как оплачивается и оформляется

Выписка из Приказ МЧС России от 27.03.2022 № 216 ДСП Об утверждении порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны)

План гражданской обороны не разрабатывают : Организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, численность работающих (наибольшей работающей смены) которых в военное время составляет менее 199 (99) человек и организации, не отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, собственные планы гражданской обороны не разрабатывают. Мероприятия по защите работников указанных организаций учитываются в планах соответствующих муниципальных образований.

План гражданской обороны организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне, включает три раздела:

2.1. раздел «Краткая оценка возможной обстановки, которая может сложиться при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера», который состоит из следующих подразделов:

2.1.1. подраздел «Краткая характеристика организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне», в котором указываются:

  • а) количество зданий и сооружений, коммуникаций, систем газо-, энерго-, водо-, теплоснабжения объектов организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне;
  • б) перечень радиационно-, химически-, взрыво- и пожароопасных систем на объектах организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне;
  • в) перечень железнодорожных станций, автомагистралей, где возможно скопление транспортных средств с аварийно-химически опасными веществами (АХОВ), при авариях с которыми возможно влияние на жизнедеятельность организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне;
  • г) численность работников организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне, находящихся одновременно на работе (наибольшей работающей смены);
  • д) силы и средства гражданской обороны организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне (состав, готовность и предназначение);

2.1.2. подраздел «Краткая оценка возможной обстановки в организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне, при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера», в котором указываются:

  • а) объемы возможных разрушений зданий и сооружений, потери работников, сил и средств гражданской обороны;
  • б) возможная инженерная, радиационная, химическая, пожарная, медицинская и биологическая обстановка;
  • в) объемы разрушений систем жизнеобеспечения (водо-, газообеспечения);
  • г) размеры зон воздействия вторичных поражающих факторов (по видам факторов), площади зон возможных опасностей, количество находящихся в них работников;
  • д) ориентировочный объем предстоящих АСДНР при ведении гражданской обороны и при внезапном нападении противника;

2.1.3. подраздел «Выводы из оценки возможной обстановки», в котором указываются:

  • а) расчетные данные об общих потерях (санитарных, безвозвратных) работников;
  • б) численность пострадавших работников, нуждающегося в оказании первой помощи;
  • в) численность работников, подлежащего йодной профилактике;
  • г) ориентировочный перечень и возможный объем АСДНР;
  • д) численность сил и средств гражданской обороны, необходимых для проведения АСДНР на территории организации;
  • е) численность сил и средств гражданской обороны, выделяемых для участия в проведении АСДНР на территории муниципального образования, территория которого отнесена к группе по гражданской обороне;

2.2. раздел «Ведение гражданской обороны», который состоит из следующих подразделов:

2.2.1. подраздел «Порядок ведения гражданской обороны», в котором указываются порядок, объем, сроки и организация выполнения:

  • мероприятий по гражданской обороне;
  • мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • мероприятий по гражданской обороне, выполняемых по отдельным решениям Президента Российской Федерации;

2.2.2. подраздел «Организация защиты работников», в котором указываются:

  • а) организация укрытия работников в ЗС ГО:

-порядок и сроки приведения в готовность имеющихся ЗС ГО, закладки в них запасов продовольствия, медикаментов и необходимого имущества;

-порядок строительства недостающих ЗС ГО и их материально-техническое обеспечение;

-порядок укрытия наибольшей работающей смены организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне;

  • б) организация защиты работников от аварийно-химически опасных веществ (АХОВ), где указываются:

-порядок развертывания пунктов выдачи средств индивидуальной защиты;

-порядок обеспечения работников и сил гражданской обороны средствами индивидуальной защиты, приборами радиационной, химической, биологической защиты и контроля;

  • в) организация медицинской защиты, где указываются:

-мероприятия по выполнению медицинского обеспечения работников организаций;

-порядок выдачи медицинских средств индивидуальной защиты;

2.2.3. подраздел «Организация управления гражданской обороной и связи», в котором указываются:

  • а) организация управления гражданской обороной в пункте постоянной дислокации, во время передислокации на запасные (дублирующие) пункты управления и в безопасном районе;
  • б) порядок применения запасных (дублирующих) пунктов управления;
  • в) состав и задачи оперативных групп, убывающих на запасные (дублирующие) пункты управления, сроки убытия и прибытия на запасные (дублирующие) пункты управления;
  • г) время занятия запасных (дублирующих) пунктов управления;
  • д) организация связи;
Читайте также:
Отпуск по скользящему графику

2.2.4. подраздел «Организация оповещения работников», в котором указываются сведения о порядке, способах, средствах оповещения руководящего состава и работников организаций;

2.2.5. подраздел «Организация выполнения мероприятий по повышению устойчивости работы объектов организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне», в котором указываются:

  • а) мероприятия по исключению (уменьшению) возможности возникновения вторичных факторов поражения;
  • б) мероприятия по повышению устойчивости работы систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализации;
  • в) мероприятия по противопожарной защите;
  • г) другие мероприятия;

2.2.6. подраздел «Организация и проведение АСДНР», в котором указываются:

  • а) состав, оснащенность и сроки приведения в готовность спасательных служб и аварийно-спасательных формирований;
  • б) организация медицинской помощи пораженным и личному составу аварийно-спасательных формирований;
  • в) силы и средства, выделяемые в состав муниципальных спасательных служб и аварийно-спасательных формирований (служб);
  • г) восстановление работоспособности спасательных служб и аварийно-спасательных формирований и порядок их дальнейшего применения;
  • д) силы и средства гражданской обороны, действующие в интересах организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне;

2.2.7. подраздел «Организация основных видов обеспечения мероприятий по гражданской обороне», в котором указывается порядок организации основных видов обеспечения мероприятий по гражданской обороне, таких как:

  • а) комплексная разведка;
  • б) инженерное обеспечение;
  • в) радиационная, химическая и биологическая защита;
  • г) медицинское обеспечение;
  • д) материальное обеспечение;
  • е) транспортное обеспечение;
  • ж) противопожарное обеспечение;
  • з) охрана общественного порядка;

2.3. раздел «Выполнение мероприятий по гражданской обороне при внезапном нападении противника», который состоит из следующих подразделов:

2.3.1. подраздел «Организация и проведение мероприятий по сигналу гражданской обороны «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информированием населения о порядке действий при воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности, угрозе катастрофического затопления и других опасностях», в котором указываются:

  • а) порядок оповещения работников организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне и жилого сектора, прилегающего к указанной организации;
  • б) порядок безаварийной остановки производства, введение режимов световой и других видов маскировки;
  • в) организация выдачи средств индивидуальной защиты;
  • г) организация укрытия работников;

2.3.2. подраздел «Организация и проведение мероприятий по сигналу гражданской обороны «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информированием населения о порядке действий при отбое воздушной тревоги, химической тревоги, радиационной опасности, катастрофического затопления и других опасностях», в котором указываются:

  • а) восстановление управления и связи, проверки системы оповещения;
  • б) организация сбора данных об обстановке, сложившейся на объектах организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне;
  • в) приведение в готовность сохранившихся аварийно-спасательных формирований и проведение АСДНР;
  • г) организация ускоренного проведения мероприятий по эвакуации;
  • д) порядок оказания первой помощи пострадавшим;
  • е) силы и средства, привлекаемые из состава территориальной группировки сил гражданской обороны для ведения АСДНР на объектах организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне, при внезапном нападении противника;
  • ж) организация основных видов обеспечения мероприятий по гражданской обороне.

2.4. К плану гражданской обороны организации, отнесенной в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, разрабатываются следующие приложения:

2.4.1. приложение «Основные показатели состояния гражданской обороны организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне, по состоянию на 1 января текущего года», разрабатывается по образцу (приложение № 9) к настоящему Порядку;

2.4.2. приложение «Возможная обстановка на территории организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне» разрабатывается на плане объектов организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне, с пояснительной запиской.

2.4.2.1. На плане объектов организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне, отражаются:

  • а) зоны возможных опасностей;
  • б) пункты размещения запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
  • в) пункты управления организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне;
  • г) пункты выдачи средств индивидуальной защиты;
  • д) места размещения ЗС ГО.

2.4.2.2. В пояснительной записке отражаются:

  • а) площади зон возможных опасностей, а также численность работников

и населения, попадающих в них;

  • б) общая площадь заражения радиоактивными и отравляющими веществами, возникшего в результате вторичных очагов поражения;
  • в) общая площадь заражения аварийно-химически опасными веществами, возникшего в результате вторичных очагов поражения;
  • г) общие потери (безвозвратные, санитарные) работников;
  • д) общая площадь пожаров;
Читайте также:
Бланк табеля учета рабочего времени скачать, правила заполнения

2.4.3. приложение «Календарный план выполнения основных мероприятий по гражданской обороне организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне» разрабатывается по образцу (приложение № 1) к настоящему Порядку;

2.4.4. приложение «План организации и проведения АСДНР организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне» разрабатывается на плане объектов организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне, с нанесением ЗС ГО, заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства и путей подхода к ним, проездов, пожарных гидрантов, схем коммуникаций, водоемов и др.;

2.4.5. приложение «Расчет укрытия работников организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне, и членов

их семей в защитных сооружениях, по состоянию на 1 января текущего года» разрабатывается по образцу (приложение № 10) к настоящему Порядку;

2.4.6. приложение «План наращивания инженерной защиты работников организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне» разрабатывается по образцу (приложение № 2) к настоящему Порядку;

2.4.7. приложение «План эвакуационных мероприятий в организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне» разрабатывается в соответствии с требованиями, предъявляемыми к планам эвакуационных мероприятий федерального органа исполнительной власти, при этом организации, переносящие свою деятельность в безопасные районы, дополнительно отражают:

  • а) порядок, виды и сроки доставки имущества (оборудования), необходимого для обеспечения деятельности в безопасных районах;
  • б) пункты погрузки, порядок следования по маршруту эвакуации имущества, места развертывания производственной деятельности;
  • в) порядок выделения сил и средств для погрузки и транспортировки имущества;
  • г) порядок убытия сил в безопасные районы для обеспечения возобновления производственной деятельности в безопасных районах.

2.4.7.1. План эвакуационных мероприятий в организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне подписывается председателем эвакуационной комиссии организации, согласовывается с органами местного самоуправления, на территориях которых планируется проведение эвакуационных мероприятий, и утверждается руководителем организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне;

2.4.8. приложение «План наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне (или организаций, необходимых для дальнейшего выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов)» разрабатывается по образцу (приложение № 11) к настоящему Порядку;

2.4.9. приложение «Состав сил и средств гражданской обороны организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне» разрабатывается по образцу (приложение № 4) к настоящему Порядку;

2.4.10. приложение «Расчет обеспечения и порядка выдачи средств индивидуальной защиты работникам организации, отнесенной в установленном порядке к категории по гражданской обороне» разрабатывается по образцу (приложение № 7) к настоящему Порядку.

2.5. Организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, численность работающих (наибольшей работающей смены) которых в военное время составляет менее 199 (99) человек и организации, не отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, собственные планы гражданской обороны не разрабатывают. Мероприятия по защите работников указанных организаций учитываются в планах соответствующих муниципальных образований.

2.6. Количество экземпляров разрабатываемых планов гражданской обороны определяется разработчиком плана самостоятельно, но не менее количества пунктов управления организации.

Управление по делам ГОЧС г.Комсомольска-на-Амуре

Образцы основных документов

Образец приказа «О создании объектового звена единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и системы гражданской обороны» Скачать
Примерный план основных мероприятий организации (объекта) по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на год Скачать
Должностная инструкция инженера по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (вариант) Скачать
Ответственность руководителя организации в области ГО и ЧС Скачать
Инструкция по действиям при угрозе возникновения ЧС Скачать
Образцы документов для нештатного формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне Скачать

Обучение

Форма донесения 1 ОБУЧ Скачать
Форма журнала учета курсового обучения (вариант) Скачать
Вариант приказа «Об организации курсового обучения на 2022 год» Скачать
Положение о смотре-конкурсе на лучшую учебно-материальную базу по подготовке работающего населения Скачать
Форма заявки на курсовое обучение на курсах ГО управления по делам ГОЧС администрации г. Комсомольска-на-Амуре Скачать
Рабочая программа курсового обучения персонала организации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на 2022-2025 годы.(вариант) Скачать
Примерная программа курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны Скачать
Примерная программа курсового обучения личного состава НАСФ в области гражданской обороны Скачать
Примерная программа курсового обучения личного состава НФГО в области гражданской обороны Скачать
Документация по организации вводного инструктажа по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Скачать
Журнал персонального учета подготовки и планирования курсового обучения и повышения квалификации должностных лиц и работников ГО и РСЧС на курсах ГО МКУ «Центр гражданской защиты» и УМЦ по ГОЧС и ПБ Хабаровского края (вариант) Скачать
План комплектования курсов ГО МКУ «Центр гражданской защиты» слушателями на 2022 учебный год Скачать
Читайте также:
Отстранение от должности по УПК РФ в связи с возбуждением уголовного дела

Документация по эвакуации

Примерный перечень документов по организации и проведению эвакуационных мероприятий в организации (п риложение 2 к методическим рекомендациям по планированию, подготовке и проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы).

Методические рекомендации по созданию и организации работы сборного эвакуационного пункта

Функциональные обязанности начальника ПЭП

Функциональные обязанности начальника СЭП

Образец приказа «О назначении администрации сборного эвакуационного пункта»

Образец Плана гражданской обороны организации, не отнесённой к категории по гражданской обороне и (или) прекращающей работу в военное время

организации, не отнесённой к категории по гражданской обороне

и (или) прекращающей работу в военное время.

У Т В Е Р Ж Д А Ю

Руководитель ГО – должность

«___»_______ 201___ г.

С О Г Л А С О В А Н О

по делам ГО и ЧС

аппарата Администрации Петрозаводского городского округа

«___»_______ 201___ г.

гражданской обороны

______________________________________________________

(полное наименование организации)

Уточнён по состоянию на: __________________

Петрозаводский городской округ – 201_ г.

1. При получении информации в «__________________________» (наименование организации) от «__________________________» (наименование вышестоящего органа управления или организации) или по системе оповещения населения о прекращении производственной деятельности в связи с нарастанием угрозы агрессии против Российской Федерации, объявлением состояния войны, фактическим началом военных действий или введением Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях, а также решения о начале проведения частичной или общей эвакуации:

– к Ч + __ час. __ мин. (в рабочее время) и к Ч + __ час. __ мин. (в нерабочее время) организуется сбор руководящего состава «__________________________» (наименование организации) в ______________________ (указывается место сбора), доводится сложившаяся обстановка и осуществляется постановка задач на выполнение мероприятий, связанных с прекращением производственной деятельности в военное время;

– к Ч + __ час. __мин. разворачивается пункт выдачи средств индивидуальной защиты ______________________ (указывается место) и организуется выдача средств индивидуальной защиты сотрудникам «__________________________» (наименование организации);

– к Ч + __ час. __ мин. сотрудники «__________________________» (наименование организации) направляются к месту жительства для организации выполнения мероприятий гражданской обороны по Плану гражданской обороны и защиты населения Петрозаводского городского округа.

2. При оповещении по сигналу гражданской обороны «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной тревоге, дежурный ______________________ (указать какой) в «__________________________» (наименование организации):

– немедленно доводит информацию о воздушной тревоге до руководящего состава и сотрудников _________________________________________ (указать способы и средства доведения информации);

– организует отключение систем тепло-, электро-, газо- и водоснабжения.

Сотрудники немедленно укрываются в защитном сооружении гражданской обороны (ЗС ГО) по адресу: _________________________.

Время, отводимое для укрытия, составляет не более 15 мин.

3. При оповещении по сигналу гражданской обороны «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о химической тревоге, дежурный ______________________ (указать какой):

– немедленно доводит информацию о химической тревоге до руководящего состава и сотрудников __________________________________________ (указать способы и средства доведения информации).

Сотрудники немедленно укрываются:

– при опасности заражения парами аммиака – в ЗС ГО по адресу: _________________________ ;

– при опасности заражения парами хлора – на верхних этажах здания организации, помещения которых предварительно герметизируются, отв. ________________ ;

– при отсутствии ЗС ГО или невозможности загерметизировать помещения сотрудники выводятся в безопасную зону.

4. При получении информации о начале эвакуации, сотрудники и члены их семей самостоятельно к Ч + ___ часам прибывают на СЭП № ___ по адресу: ______________ , тел. № ___________ , с указанного СЭП сотрудники и члены их семей под руководством старшего группы _______________ следуют на пункт посадки по адресу: ______________________________________ и выезжают:

– поездом № _________, в вагоне № ________. Время отправления поезда – ___ час___ мин. (моск. вр.);

– автотранспортом, автоколонна № _________ . Время отправления автоколонны – Ч + ___ час. ___ мин.;

– пешим порядком, колонна № _________ . Время начала движения Ч + ___ час. ___ мин.

В загородной зоне сотрудники и члены их семей поступают в распоряжение эвакоприёмной комиссии, которая расселяет эвакуируемых согласно ордеру.

1. Схема оповещения сотрудников организации.

2. Расчёт на укрытие сотрудников организации в защитных сооружениях гражданской обороны.

3. Расчёт и порядок выдачи средств индивидуальной защиты.

Работник, уполномоченный на

решение задач в области ГО и ЧС

оповещения сотрудников организации

Работник, уполномоченный на решение

Читайте также:
Приказ о простое по независящим причинам: образец

задач в области ГО и ЧС

Примечание: Для более оперативного оповещения указывать по возможности все телефоны (рабочие, домашние и мобильные) .

на укрытие сотрудников организации в защитных сооружениях гражданской обороны.

В пункте постоянной дислокации:

кол-во ЗС ГО/ количество укрываемых

В загородной зоне:
кол-во ЗС ГО/кол-во укрываемых

Подлежит укрытию сотрудников.

– убежищ, отвечающих нормам ИТМ ГО;

– убежищ, не отвечающих нормам ИТМ ГО;

– подвалов и других заглубленных помещений.

План гражданской обороны предприятия

План гражданской обороны промышленного объекта, продолжающего работу (обеспечивающего) в категорированном городе в военное время, определяет организацию и порядок перевода гражданской обороны объекта с мирного на военное время, порядок его работы в военное время, обеспечение защиты и жизнедеятельности персонала и членов семей.

В структурных подразделениях объекта планы гражданской обороны не разрабатываются. В них должны иметься выписки из плана ГО объекта и документы, определяющие порядок действий по сигналу о воздушной опасности («Воздушная тревога») и получения средств индивидуальной защиты, состав и задачи нештатных аварийно-спасательных формирований, а также схемы оповещения персонала и расчеты на проведение эвакуации.

План гражданской обороны состоит из текстовой части и 11 приложений. Текстовая часть включает три раздела.

Структура плана ГО

План гражданской обороны организации включает три раздела.

  • 1. Краткая оценка возможной обстановки в результате воздействия противника;
  • 2. Выполнение мероприятий при планомерном приведении в готовность гражданской обороны;
  • 3. Выполнение мероприятий по гражданской обороне при внезапном нападении противника.

Раздел, касающийся краткой оценки возможной обстановки в результате воздействия противника, состоит из следующих подразделов:

  • а) краткая характеристика организации;
  • б) краткая оценка возможной обстановки в организации после нападения противника;
  • в) выводы из оценки возможной обстановки.

В подразделе, касающемся краткой характеристики организации, указываются следующие сведения:

  • а) место (территория) размещения организации с точки зрения географии, топогидрографии города (района), растительности, густоты застройки и плотности заселения;
  • б) характеристика зданий и сооружений, коммуникаций, систем газо-, энерго-, водо-, теплоснабжения объектов организации;
  • в) перечень радиационно, химически, взрыво- и пожароопасных систем на объектах организации и на ближайшей периферии от нее;
  • г) перечень железнодорожных станций, автомагистралей, где возможно скопление транспортных средств с АХОВ, при авариях с которыми возможно влияние на жизнедеятельность организации;
  • д) численность персонала организации находящегося одновременно на работе (наибольшей работающей смены);
  • е) силы и средства ГО организации (состав, готовность и предназначение).

В подразделе, касающемся краткой оценки возможной обстановки в организации после нападения противника, указываются следующие сведения:

  • а) степень возможных разрушений зданий и сооружений, потери промышленного производства, персонала, сил и средств гражданской обороны;
  • б) возможная инженерная, радиационная, химическая, пожарная, медицинская и биологическая обстановка;
  • в) потери от вторичных факторов поражения;
  • г) ориентировочный объем предстоящих АСДНР при планомерном приведении в готовность гражданской обороны и при внезапном нападении противника.

РАЗДЕЛ 2 Выполнение мероприятий при планомерном приведении в готовность гражданской обороны;

S Порядок приведения в готовность ГО

S Организация защиты персонала и членов семей.

S Организация управления, связи и оповещения.

S Организация выполнения мероприятий по повышению устойчивости работы объектов организации, отнесенной к категории по ГО и (или) продолжающей работу в ВВ

S Организация и проведение АСДНР.

S Организация основных видов обеспечения мероприятий по ГО.

В подразделе, касающемся порядка приведения в готовность гражданской обороны, указываются:

  • • порядок организации;
  • • объем;
  • • сроки выполнения первоочередных мероприятий по гражданской обороне первой, второй и третьей очередей, а также мероприятий по гражданской обороне, выполняемых по решению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Подраздел, касающийся организации защиты персонала и членов семей, включает в себя:

а) организацию укрытия в защитных сооружениях, где указываются следующие сведения:

порядок и сроки приведения в готовность имеющихся защитных сооружений гражданской обороны, закладки в них запасов продовольствия, медикаментов и другого необходимого имущества;

порядок строительства недостающих защитных сооружений гражданской обороны и их материально-техническое обеспечение;

организация укрытия наибольшей работающей смены организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;

б) организацию защиты работников и членов их семей, где указываются следующие сведения:

порядок обеспечения работников и сил гражданской обороны средствами индивидуальной защиты, приборами радиационной, химической, биологической защиты и контроля;

организация зашиты работников от аварийно химически опасных веществ, имеющихся на своих или соседних объектах;

в) организацию медицинской защиты, где указываются следующие сведения:

порядок проведения медицинских мероприятий, силы и средства медицинской защиты, приведение их в готовность;

порядок выдачи медицинских средств индивидуальной защиты.

В подразделе, касающемся организации управления, связи и оповещения, указываются следующие сведения:

  • а) организация оповещения руководящего состава и работников в рабочее и нерабочее время;
  • б) организация управления в пункте постоянной дислокации, во время передислокации на запасные (дублирующие) пункты управления и в загородной зоне;
  • в) порядок приведения в готовность запасных (дублирующих) пунктов управления;
  • г) сроки занятия запасных (дублирующих) пунктов управления;
  • д) организация связи.
Читайте также:
Понятие, виды и формы ученического договора

В подразделе, касающемся организации выполнения мероприятий по повышению устойчивости работы объектов организации, указываются следующие сведения:

  • а) мероприятия по исключению (уменьшению) возможности возникновения вторичных факторов поражения;
  • б) мероприятия по повышению устойчивости работы систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализации;
  • в) мероприятия по противопожарной защите;
  • г) другие мероприятия.

В подразделе, касающемся организации и проведении ЛСДНР, указываются следующие сведения:

  • а) состав, оснащенность и сроки приведения в готовность спасательных служб и аварийно-спасательных формирований;
  • б) организация медицинской помощи пораженным и личному составу аварийно-спасательных формирований;
  • в) силы и средства, выделяемые в состав муниципальных спасательных служб и аварийно-спасательных формирований (служб);
  • г) восстановление работоспособности спасательных служб и аварийно-спасательных формирований и порядок их дальнейшего применения;
  • д) силы и средства гражданской обороны, действующие в интересах организации.

В подразделе, касающемся организации основных видов обеспечения мероприятий по гражданской обороне, указывается порядок организации основных видов обеспечения мероприятий по гражданской обороне, в том числе:

  • ? общей разведки;
  • ? инженерного обеспечения;
  • ? радиационной, химической и биологической защиты;
  • ? медицинского обеспечения;
  • ? материального обеспечения;
  • ? технического обеспечения;
  • ? транспортного обеспечения;
  • ? противопожарного обеспечения;
  • ? гидрометеорологического обеспечения;
  • ? охраны общественного порядка.

РАЗДЕЛ 3 Выполнение мероприятий по гражданской обороне при внезапном нападении противника.

  • – организация и проведение мероприятий по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о ВТ, XT, РО или угрозе КЗ;
  • – организация и проведение мероприятий по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией об отбое ВТ, XT, РО или угрозы КЗ.

В подразделе, касающемся организации и проведения мероприятий по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления, указываются следующие сведения:

  • а) порядок оповещения руководства, персонала и жилого сектора, прилегающего к организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;
  • б) порядок безаварийной остановки производства, введение режимов маскировки;
  • в) организация выдачи средств индивидуальной защиты;
  • г) организация укрытия персонала.

В подразделе, касающемся организации и проведения мероприятий по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией об отбое воздушной тревоги, химической тревоги, радиационной опасности или угрозы катастрофического затопления, указываются следующие сведения:

  • а) восстановление управления, связи и оповещения;
  • б) организация сбора данных об обстановке, сложившейся на объектах организации;
  • в) приведение в готовность сохранившихся аварийно-спасательных формирований и проведение АСДНР;
  • г) организация ускоренного проведения мероприятий по эвакуации;
  • д) порядок оказания медицинской помощи пораженным;
  • е) силы и средства, привлекаемые из состава территориальной группировки сил гражданской обороны для ведения АСДНР на объектах организации, при внезапном нападении противника;
  • ж) организация основных видов обеспечения мероприятий по гражданской обороне.

Приложения (табл. 16.2—16.8)

  • 1. Основные показатели состояния ГО объекта на 01.01._г.
  • 2. Возможная обстановка на территории объекта (план объекта с пояснительной запиской).
  • 3. Календарный план выполнения основных мероприятий ГО при переводе объекта с мирного на военное время.
  • 4. План мероприятий по защите персонала и организации АСДНР (разрабатывается на плане объекта с нанесением защитных сооружений и путей подхода к ним, проездов, пожарных гидрантов, схем коммуникаций, водоемов и других необходимых данных).
  • 5. Расчет укрытия персонала объекта и членов их семей в защитных сооружениях на объекте и в загородной зоне.
  • 6. Расчет на приведение в готовность защитных сооружений.
  • 7. Расчет на проведение мероприятий по эвакуации.
  • 8. План-график наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта в военное время.
  • 9. Состав сил и средств гражданской обороны объекта.
  • 10. Расчет обеспечения и порядок выдачи СИЗ персоналу объекта.
  • 11. Схемы управления, связи и оповещения.

С учетом особенностей объектов могут быть разработаны и другие приложения.

Кроме вышеуказанных приложений к плану ГО разрабатываются необходимые для планирования и организации мероприятий ГО справочные расчетные данные и формализованные документы, которые хранятся в отдельной папке вместе с планом ГО: расчет укрытия персонала объекта в пункте постоянного размещения при внезапном нападении противника; графики подвоза работающих смен, строительства недостающих сооружений, безаварийной остановки производства; планы приведения в готовность нештатных аварийно-спасательных формирований объекта; состав оперативных групп и сроки их убытия; состав эва- кокомиссий, телефонные справочники, документы по организации дозиметрического контроля, проекты приказов, план-графики работы должностных лиц, заявки и наряды на получение имущества, ордера на занятие помещений, другие необходимые справочные данные.

Основные показатели состояния ГО организации по состоянию на 1 января текущего года

Читайте также:
Отпуск перед декретом – сколько положено по Трудовому кодексу

Как проходит проверка трудовой инспекции

Что проверяет трудовая инспекция при плановой проверке? В целом — соблюдение норм трудового законодательства. В частности — кадровую документацию, выплаты заработной платы и отпускных, условия труда и выполнение требований ОТ.

Нормы законодательства

Руководители организаций-работодателей должны представлять, к чему готовиться при проверках Государственной инспекции труда (ГИТ), какие у инспекторов ГИТ есть права и обязанности, отталкиваясь от следующих законодательных актов:

Основания для надзорных мероприятий

Для понимания причин интереса ГИТ к работе организации следует помнить то, какими бывают трудовые проверки, а именно: плановые и внеплановые.

Основания для планового контроля:

  1. Прошло уже 3 года с момента регистрации организации или заявления о начале её деятельности.
  2. Предыдущий плановый контроль имел место более 3 лет назад.

Основания для внепланового визита инспектора:

  1. Истечение срока исполнения предписания по результатам предыдущего визита.
  2. Распоряжение прокуратуры, правительства.
  3. Обращения в ГИТ по фактам нарушения в организации норм трудового законодательства (задержки с выплатами зарплаты, начисление зарплаты ниже МРОТ, несоблюдение правил техники безопасности, других законных прав работников).
  4. Направленная в ГИТ жалоба действующего или уже уволенного работника организации по поводу нарушения его прав.

Как часто происходят плановые проверки

Проводятся раз в 3 года, а их график на текущий год утверждается не позднее декабря предыдущего года. График публикуется на сайтах Роструда и Генпрокуратуры РФ. Такая частота даёт ответ на вопрос, за какой период проверяет трудовая инспекция — за последние 3 года.

С 01.01.2016 сроком на 3 года были введены «надзорные каникулы» — мораторий на проведение плановых неналоговых надзорных мероприятий субъектов малого бизнеса. Законом №480-ФЗ от 25.12.2018 они были продлены на 2019 и 2022 годы. Организациям, отнесённым статьёй 4 закона №209-ФЗ от 24.07.2007 года к субъектам малого предпринимательства, плановая проверка трудовой инспекции в 2022 году не грозит. Исключения: этот мораторий не действует в отношении компаний, род работы которых связан с социальным обслуживанием, здравоохранением, образованием, теплоснабжением, электроэнергетикой (ст. №21.5 закона №294-ФЗ), и со сферами деятельности, в которых введён риск-ориентированный подход. Полный перечень таких исключений приводится в ст. 1 закона №480-ФЗ.

Кроме того, мораторий не действует в отношении организации, которая в течение трех лет допускала грубые нарушения или лишалась какой-либо лицензии.

Как долго длятся проверки

Продолжительность инспекции ГИТ регламентирована, а максимальный срок плановой проверки трудовых инспекторов зависит от вида проверяемой организации:

  • компания с филиалами — до 2 месяцев;
  • компания малого бизнеса — до 5 часов;
  • микропредприятие — до 15 часов;
  • все другие организации — до 20 дней.

Ответ на вопрос о том, каков максимальный срок трудовой проверки внепланового характера в случаях микропредприятий и субъектов малого бизнеса, дан — ограничиваются общим сроком в 20 дней.

Как происходят проверки

Законом определена последовательность действий проверяющих:

  1. Оповещение организации о предстоящем визите.
  2. Запрос интересующих инспектора ГИТ документов с возможным последующим выездом инспектора в проверяемую организацию.
  3. Составление акта о результатах.
  4. Вынесение предписаний по результатам.

Плановые

Инспектор ГИТ обязан уведомить организацию не позднее чем за 3 дня до даты начала плановой проверки, которые бывают:

  1. Документарными — инспектор запрашивает заверенные копии интересующих его документов, которые должны быть ему предоставлены в течение 10 рабочих дней после запроса, и изучает их на своём рабочем месте.
  2. Выездными — инспектор выезжает по месту расположения организации и там знакомится с относящимися к предмету инспекции документами. Он обязан предъявить своё удостоверение и приказ о проведении проверки. Срок предоставления документов не регламентирован, но инспектор вправе потребовать к ним незамедлительный доступ. В случае большого объёма затребованных документов необходимо письменно уведомить об этом инспектора и запросить дополнительное время на их сбор.

Внеплановые

Инспектор ГИТ обязан уведомить организацию не позднее чем за 24 часа до начала внеплановой проверки. Однако, если она проводится на основании жалобы работника организации о нарушении работодателем его трудовых прав или требований трудового законодательства, что привело к появлению угрозы жизни и здоровью работников, то согласно ч.9 ст. 360 ТК РФ уведомление работодателя о планируемом посещении инспекторами не допускается. Изложенные в заявлении факты — это то, что проверяет трудовая инспекция по жалобе работника — и более ничего, что выходит за данные рамки.

Инспекторы ГИТ не имеют права требовать:

  • изъятия оригиналов документов;
  • нотариального заверения затребованных документов;
  • документов, не относящихся к предмету контроля;
  • при внеплановой проверке по жалобе сотрудника — документов, не имеющих отношения к этому работнику. Однако полномочия трудовой инспекции при проверке по жалобе такого рода позволяют запрашивать документы за всё время работы организации, а не как в других случаях — только за последние 3 года.
Читайте также:
Подъёмные выплаты молодым специалистам: медикам, педагогам, военнослужащим

Документы, которые интересуют проверяющих

  1. Трудовые договоры с сотрудниками, их трудовые книжки, заявления и другие их документы и выданные справки.
  2. Штатное расписание, кадровые приказы, журналы учёта рабочего времени, графики отпусков.
  3. Больничные листы, данные о медосмотрах.
  4. Все бухгалтерские документы по любым выплатам сотрудникам.
  5. Правила внутреннего распорядка, положения об аттестациях, о защите данных, информации и коммерческой тайне.
  6. Документы по охране труда.
  7. Документальные доказательства того, что работники ознакомлены со всеми имеющими отношение к ним документами организации.

При проведении контрольных мероприятий инспекторы ГИТ пользуются контрольными листами — их можно изучить целиком в статье «Подготовьтесь к проверке, используя проверочные листы ГИТ по кадровым вопросам»

Результаты проверок

По результатам проверки ГИТ в 2 экземплярах составляется акт (для ГИТ и для проверяемой организации). Форма акта утверждена Минэкономразвития. Акт составляется немедленно после окончания мероприятия, но инспектор вправе издать этот акт в течение максимум 3 рабочих дней. Если выявлены нарушения, то к акту прилагается предписание по их устранению с указанием сроков исполнения. В случае, когда нарушения носят серьезный характер или нарушены сроки исполнения выданного предписания, инспектор ГИТ составляет протокол об административном нарушении и постановление о назначении административного наказания в виде штрафа. Работодатель вправе немедленно узнать результаты проверки трудовой инспекции, после чего у него имеется 15 дней на подачу на имя вышестоящего должностного лица проверяющей ГИТ своих возражений или 10 дней на судебное обжалование.

Самопроверка

Роструд внедряет систему самопроверок исполнения трудового законодательства (см. Письмо Роструда от 07.03.2018 N 837-ТЗ). В приказе даются методические рекомендации по проведению самопроверки с помощью сервиса «Электронный инспектор», а также форма акта.

Как проходит проверка трудовой инспекцией

Больше материалов по теме «Проверки» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Плановые и внеплановые проверки: в чем разница?
  2. Что будут проверять?
  3. Как подготовиться к проверке?
  4. Как оформляются итоги проверки?
  5. Штрафы по итогам проведенной проверки
  6. А что на практике?

Компании, в которой работает хотя бы один сотрудник, нужно быть готовой к проверке трудовой инспекции. При нахождении нарушений выписываются штрафы. Если нарушения неоднократные, компанию могут временно закрыть до их устранения. Для предупреждения трат и приостановки деятельности нужно готовиться к проверкам.

Плановые и внеплановые проверки: в чем разница?

Плановая проверка осуществляется на основании плана. Она носит регулярный характер и выполняется вне зависимости от того, имеются ли жалобы на компанию. Это комплексная процедура, в ходе которой проверяются все аспекты деятельности фирмы.

Проведение внеплановой проверки обычно имеет определенные основания: жалобы трудящихся, подозрение на противозаконные действия. Процедура выполняется вне зависимости от того, когда проводилось предыдущее плановое мероприятие.

Основания для плановой и внеплановой проверки

Основания для проведения проверки изложены в статье 360 ТК РФ. Внеплановое мероприятие осуществляется при следующих обстоятельствах:

  • Истек срок исполнения предписания об устранении правонарушения, выданного ранее.
  • В трудовую инспекцию поступили жалобы на работодателя от сотрудников.
  • Есть сведения о том, что работодатель нарушает нормы ТК РФ.
  • В трудовую инспекцию поступил запрос от трудящегося на предмет проверки условий труда в компании.
  • Выдан соответствующий приказ руководителя инспекции, изданный на основании запросов прокурора, поручения Правительства.

Плановая проверка осуществляется раз в 3 года. Основание ее проведения – истечение 36 месяцев с даты:

  • осуществления последнего планового мероприятия;
  • регистрации ИП или ЮЛ;
  • подачи ИП или ЮЛ уведомления о начале работы.

ВНИМАНИЕ! График плановых проверок заранее размещается на сайте генпрокуратуры.

Что будут проверять?

В ходе мероприятия инспекторы запрашивают документацию, связанную с трудовыми взаимоотношениями. В частности, обязательно проверяют следующие бумаги:

  • Трудовые договоры.
  • Документы о трудовом распорядке.
  • Штатное расписание.
  • Внутренние акты.
  • Трудовые книжки и их содержимое.
  • Приказы об увольнении, приеме на должность и переводе на другое место, а также подписи сотрудников на них.
  • Учет трудовых книжек.
  • Приказы о сверхурочной работе, письменные согласия сотрудников.
  • Бумаги, связанные с трудоустройством инвалидов, лиц, не достигших 18-ти лет.
  • Выполнение норм охраны труда.
  • Положение о персональных данных трудящихся.
  • Документы, связанные с трудоустройством иностранцев.

Это основной перечень документации, который будет проверяться в первую очередь. При внеплановой проверке инспектор обычно запрашивает те бумаги, которые связаны с причиной жалоб на компанию.

Как подготовиться к проверке?

В статье 357 ТК РФ указаны полномочия представителей трудовой инспекции:

  • Право требовать от работодателей документы и сведения, нужные для исполнения надзорных функций инспектора.
  • Право изымать материалы и сырье, находящиеся на предприятии, для осуществления их анализа.

Часто инспекторы направляют запрос с требованием выслать документы. Бумаги нужно предоставлять в виде копий, заверенных подписью или печатью. Инспекторы не имеют права:

  • Запрашивать те сведения, которые не относятся к предмету проверки.
  • Изымать оригиналы бумаг.
Читайте также:
Отстранение от должности по УПК РФ в связи с возбуждением уголовного дела

Перечень основной документации, которая обычно запрашивается, изложен выше. В некоторых случаях инспекторы требуют следующие бумаги:

  • Личные карточки сотрудников.
  • График отпусков.
  • Листы по расчету с сотрудниками.
  • Бухгалтерские ведомости.
  • Устав ЮЛ.
  • Положение о ЗП.

Точный перечень бумаг определяется предметом проверки.

Самые распространенные ошибки, выявляемые при проверке

Перед проверкой имеет смысл ознакомиться с распространенными нарушениями, которые допускают работодатели, и исправить их, если они имеют место в компании. Рассмотрим типичные ошибки:

  • Нет всех документов, которые должны быть. К примеру, компания очень маленькая, а потому работодатель решил не заниматься с оформлением норм внутреннего распорядка. Однако данный документ необходим для организации любого размера. Часто в компании отсутствует правило выдачи расчетных документов.
  • Отсутствуют трудовые книжки специалистов, которые работают в организации. Эти документы неправильно хранятся (они должны находиться в сейфе работодателя).
  • Допущены неточности при оформлении трудового договора с сотрудником: отсутствует указание о размере зарплаты, нет подписи сотрудника.
  • График отпусков был подписан позднее 2 недель от начала года.
  • Ежегодный оплачиваемый отпуск поделен на несколько частей, но их совокупность не составляет положенных 2 недель.
  • Зарплата меньше МРОТ.
  • Зарплата, указанная не в рублях.
  • Деньги выдают реже, чем раз в 15 дней, и отсутствует согласие сотрудника на это в письменной форме.
  • Иностранцы приняты на работу по срочному договору до завершения их разрешения на труд (в этом случае предпочтительно оформление бессрочных договоров).

ВАЖНО! В рамках мероприятия проверяются не только документы. Также представители трудовой инспекции следят за своевременностью прохождения аттестаций, безопасностью трудящихся. Если того требует работа, нужно позаботиться о наличии защитных масок, перчаток и прочих защитных аксессуаров.

Как оформляются итоги проверки?

По итогам контрольного мероприятия оформляется акт в двух экземплярах. К нему могут прилагаться следующие документы:

  • Протоколы анализа товара, изготавливаемого на предприятии.
  • Итоги осуществленных экспертиз.
  • Предписание, в котором изложено требование о ликвидации правонарушений.
  • Объяснения трудящихся.
  • Прочие документы, которые важны в рамках проведенной проверки.

Обычно в рамках планового мероприятия оформляется больше бумаг. Связанно это с тем, что его отличает комплексный характер: проверяются все аспекты деятельности компании.

Штрафы по итогам проведенной проверки

Что будет, если трудовая инспекция найдет правонарушения? Сначала выдается предписание. Если работодатель не устраняет нарушения в течение положенного времени, выписывается штраф или деятельность компании временно останавливается. Кто обязан его выплачивать? Все зависит от внутренних правил компании. Это может быть ИП, директор, главный бухгалтер.

Рассмотрим перечень распространенных штрафов 2017 года:

  • Нарушение ТК РФ: 1 000-5 000 рублей для ЮЛ.
  • Повторное правонарушение: 50 000-100 000 для ЮЛ, 5 000-10 000 рублей для ИП.
  • Допуск к работе трудящегося без санитарной книжки: 10 000-20 000 рублей.
  • Отсутствие трудового договора или его неверное заполнение: 50 000-100 000 рублей для ЮЛ и 5 000-10 000 рублей для ИП.
  • Повторное уклонение от оформления ТД: 30 000-40 000 рублей для ИП и 100 000-200 000 рублей для ЮЛ. Для должностных лиц это грозит закрытием компании сроком до 3 лет.
  • Нарушение норм охраны труда: 2 000-5 000 рублей для ИП и 50 000-80 000 рублей для ЮЛ.
  • Повторное подобное правонарушение: 30 000-40 000 рублей или закрытие до 3 лет для ИП и 100 000-200 000 рублей или закрытие на срок до 3 месяцев для ЮЛ.

Чем больше ответственности лежит на руководителе или уполномоченном лице с точки зрения закона, тем больший штраф ему предъявляется.

А что на практике?

Штрафы за правонарушения немалые. Однако на практике выписываются они редко. Также редко проводится полноценная проверка трудовой инспекции. Но это не значит, что требования закона нужно игнорировать. Если инспектор найдет реальные правонарушения, наказания не избежать.

На первом этапе работодателю выдается только предписание. То есть ЮЛ или ИП предоставляется шанс на исправление. Настоящие проблемы появляются после повторного правонарушения. В этом случае придется выплачивать большой штраф. Компанию могут и вовсе закрыть.

Если к плановой проверке можно полноценно подготовиться, то внеплановое мероприятие проводится относительно внезапно. Поэтому желательно оформлять все документы правильно, заключать с каждым сотрудником трудовой договор, вводить все необходимые локальные акты. Особенно это касается организаций, которые проверяются чаще всего (к примеру, заведения общественного питания).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: