Планирование карьеры персонала

Управление человеческими ресурсами

Обучение персонала

1. Обучение персонала

Обучение персонала – это целенаправленный, организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов и руководителей.

Важность непрерывного образования подтверждают следующие основные факторы:

  • внедрение новой техники, технологии, производство современных товаров, рост коммуникационных возможностей создают условия для ликвидации или изменения некоторых видов работ. В связи с этим необходимая квалификация не может быть гарантирована базовым образованием;
  • мир превращается в рынок без границ с высоким уровнем конкуренции между странами. Страны, имеющие современную систему инженерного труда и программы непрерывного образования, лидируют в условиях этой конкуренции. Они имеют возможность в кратчайшие сроки ответить на любой “вызов” повышением производительности инженерного труда;
  • изменения во всех областях жизни — главный элемент современности. Непрерывные и быстрые изменения в технологии и информатике требуют непрерывного обучения персонала;
  • для фирмы более эффективно и экономично повышение отдачи от уже работающих сотрудников на основе их непрерывного обучения, чем привлечение новых работников.

Цели обучения с точек зрения работодателя и самого специалиста существенно отличаются.

Точка зрения работодателя. Немецкие специалисты В. Бартц и X. Шайбл считают, что с позиции работодателя целями непрерывного обучения являются:

  • организация и формирование персонала управления;
  • овладение умением определять, понимать и решать проблемы;
  • воспроизводство персонала;
  • интеграция персонала;
  • гибкое формирование персонала;
  • адаптация;
  • внедрение нововведений.

Точка зрения наемного работника. Бартц и Шайбл определяют следующие цели непрерывного образования:

  • поддержание на соответствующем уровне и повышение профессиональной квалификации;
  • приобретение профессиональных знаний вне сферы профессиональной деятельности;
  • приобретение профессиональных знаний о поставщиках и потребителях продукции, банках и других организациях, влияющих на работу фирмы;
  • развитие способностей в области планирования и организации производства.

Мотивацией непрерывного обучения в американских компаниях является связь между результатами производственной деятельности каждого работника и предоставлением ему возможности для обучения: ценность сотрудника фирмы определяет количество средств, выделяемых для повышения его квалификации.

Планирование обучения – составная часть общего планирования трудовых ресурсов наряду с расчетом потребности в персонале, составлением планов набора, планированием карьеры.

Различаются три вида обучения: подготовка, повышение квалификации и перепод­готовка персонала.

Подготовка персонала – планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров дня всех областей деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и спосо­бов общения.

Повышение квалификации персонала – усовер­шенствование знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности.

Переподготовка персонала – освоение новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда.

Отечественный и зарубежный опыт выработал три концепции обучения персонала.

1. Концепция специализированного обучения, ориентированного на сегодняшний день или ближайшее будущее и имеющего отношение к соответствующему рабочему месту. Такое обучение эффективно относительно непродолжительный отрезок времени, но с точки зрения работника способствует сохранению рабочего места, а также укрепляет чувство собственного достоинства.

2. Концепция многопрофильного обучения является эффективной с экономической точки зрения, так как повышает внутрипроизводственную и непроизводственную мобильность работника. Работник имеет возможность выбора и поэтому менее привязан к рабочему месту.

3. Концепция обучения, ориентированного на личность, имеет целью развитие человеческих качеств, заложенных природой или приобретенных в практической деятельности. Относится к людям склонным к научным ис­следованиям и обладающим талантом руководителя, педагога и т.п.

Предметом обучения являются:

– знания – получение теоретических, методических и практических знаний, необходи­мых для выполнения обязанностей на рабочем месте;

– умения – способность выполнять обязанности на рабочем месте;

– навыки – высокая степень умения применять полученные знания на практике, сознательный самоконтроль;

– способы общения (поведения) – выработка характера поведения, соответствующего требованиям, предъявляе­мым рабочим местом, социальные отношения, коммуникабельность.

Что такое карьерный план и как его составить: личный опыт

«Год назад я попала на онлайн-курс по составлению карьерного плана, — рассказывает Анна. — Идея мне очень понравилась: я люблю всё структурировать, вести ежедневники и списки дел. Правда, все оказалось не так уж просто: одно дело — постоянно прокручивать в голове мечту о повышении, другое дело — эти мысли записать. На бумаге они кажутся не такими стройными и логичными. По словам психологов, включается сопротивление: записывая на бумаге страхи, мечты, многие пугаются своих желаний и начинают искать аргументы против. В итоге я переписывала план раза три, еще вносила десяток обновлений — и он растянулся на 10 страниц».

Читайте также:
Оценка эффективности обучения персонала на предприятии – что это

По словам Анны, ее карьерный план состоял из следующих пунктов.

1. Что происходит сейчас?

Сначала нужно было подробно описать, что происходит: описать, какую работу вы выполняете, какую должность занимаете, что чувствуете и думаете в связи с этим.

Записать это не так просто, как кажется. «Я несколько раз наливала чай, находила важные и срочные дела, перебрала пару ящиков в шкафу, принимала медитативную позу, но начать никак не могла, — делится Анна. — Несмотря на то что я журналист и тексты — мой хлеб, писать про себя было очень сложно. Мне казалось, что все, что я пишу, примитивно, глупо и смешно — вообще, походит на сочинение первоклассника о том, как прошло лето.

В итоге я решила, что буду писать все потоком, не анализируя, насколько мои слова красивы и правильны. После пары строк о себе дело пошло — меня хватило минут на 30 и два листа. Я заметила, что на бумагу стали выплескиваться эмоции: монотонное перечисление мест работы вдруг сменялось жалобами на начальство, потом злобой на себя за ошибки, потом опять жалобами. Как потом мне пояснила коуч, так выплескиваются эмоции и это хорошо: выпустив пар, легче трезво оценить ситуацию. Обиды на коллег и начальников, стыд за действия и ошибки, подавленный гнев и раздражение — всё это мешает проявить себя в профессии. В идеале лучше обсудить все эти негативные эмоции с психологом или консультантом, чтобы распрощаться с ними раз и навсегда».

В чем польза? «После описания своих трудовых подвигов мне стали приходить в голову новые идеи, что можно было бы изменить, — я фиксировала их на полях, оставляя для додумывания», — говорит Анна.

2. Что я умею?

Нужно провести «аудит» своих способностей, чтобы понять, какая работа могла бы вам подойти по навыкам.

«Проще говоря, пришлось описать всё, что я могу делать, — объясняет Анна. — Первым делом на ум пришли рабочие навыки: писать, редактировать, брать интервью, общаться, переводить на английский и так далее. Следующим шагом нужно было опросить окружающих о том, что я, по их мнению, делаю хорошо. Ответы грели душу: многие подмечали такие вещи, на которые я сама не обращала внимания. Например, говорили, что я прекрасно упаковываю подарки и здорово раскладываю всё по полочкам в прямом и переносном смысле, умею мотивировать, поддерживать. Я даже подумала, что могла бы стать неплохим декоратором или тренером».

3. Что обо мне думают на работе?

Чтобы узнать ответ на этот вопрос, нужно было попросить обратную связь у своего руководителя (в идеале — еще и у смежных и вышестоящих руководителей).

«Для меня это оказалось самой сложной частью плана, — признается Анна. — Несмотря на то что я справлялась с обязанностями и у меня были хорошие отношения с руководством, я очень боялась услышать что-то неприятное. В итоге коуч убедила меня фразой о том, что если самой не спросить мнение о себе, то тебе выскажут это мнение в той форме или ситуации, которые могут быть тебе неприятны. Предупрежден — вооружен!

Мне кажется, я напугала своего руководителя просьбой, потому что в небольшой компании, где я работала, не было принято обсуждать подобное без повода. Но, если правильно отнестись к подобным разговорам, можно узнать о зонах развития, о том, что отделяет вас от повышения».

Этот совет вскоре пригодился Анне в другом проекте. После первого месяца сотрудничества она попросила обратную связь о своей работе (теперь делать это стало психологически проще) и получила хорошие отзывы. «Буквально через неделю после этого я сделала несколько ошибок, которые привели к большому скандалу, — делится Анна. — Но состоявшийся ранее разговор обо мне позволил мне сохранить самооценку, не раскиснуть от критики и спокойнее воспринимать раздражение босса в тот момент».

Читайте также:
Код ошибки 30 в СЗВ-СТАЖ: как исправить

4. О чем я мечтаю?

Этот пункт с приятным названием на самом деле тоже не так уж прост.

«Взрослым тяжело мечтать! — говорит наша героиня. — Еще не успев подумать о желаемом, ты сразу слышишь внутренний голос с целым рядом аргументов, почему тебе это не нужно или почему это невозможно. В итоге я не придумала свою идеальную работу, но описала, как я хотела бы чувствовать себя на работе».

В теории на этом этапе можно сопоставить «что я умею» и «в чем мои слабости» с «чего я хочу». Это позволит вам увидеть, в чем вы уже соответствуете работе мечты, а в чем — пока нет. Кстати, еще один вариант узнать, какое профессиональное направление вам ближе, — пройти подробный серьезный тест «Профориентация», разработанный учеными МГУ им. М. В. Ломоносова. Он исследует ваши личностные и профессиональные особенности и дает ответы на вопросы:

  • какие деловые роли вам подходят (например, связанные с коммуникациями или сервисом, с технологиями или аналитикой и так далее);
  • какой вектор карьеры и какой тип карьеры вам ближе;
  • какие качества вам стоит усилить;
  • какие профессии вам подойдут.

Конкретные шаги к воплощению

Первые четыре пункта карьерного плана позволяют сформировать цели своей карьеры. А вторая часть плана касается шагов к этим целям.

1. Будьте в курсе ситуации на рынке труда

Даже если вы не ищете работу, специалисты по карьере советуют всегда держать руку на пульсе и мониторить вакансии, зарплаты, профильные сайты и группы.

2. Учитесь новому

После поставленных целей и мониторинга вакансий может оказаться, что для работы мечты нужно еще дорасти: обновить квалификацию, получить новые знания. Не теряйте время — чем быстрее вы этим займетесь, тем быстрее приблизитесь к цели.

3. Расширяйте круг знакомств

Нетворкинг — популярный инструмент для развития и поиска работы. «Коуч рекомендовал мне составлять списки экспертов своей отрасли, с кем я бы хотела познакомиться, добавлять их в друзья в соцсетях, отслеживать мероприятия с их участием, искать точки пересечения», — делится Анна.

«Последним пунктом плана я часто пренебрегала, — признается Анна. — Но хорошо работает тот, кто полноценно отдыхает и восстанавливает силы. Поэтому этот пункт тоже пришлось зафиксировать, чтобы не «забывать» отдыхать».

Что в итоге?

Написать карьерный план — большая работа. Но еще больше усилий требуется, чтобы выполнять его пункты.

«Мне было тяжело осознать свои слабые стороны, — признается Анна. — Например, у меня хромал нетворкинг. Зато я убедилась, что верно думала о дополнительном образовании, и поступила на курс диджитал-маркетинга.

В целом работа над карьерным планом помогла мне увидеть, что я слишком сосредоточена на повседневной рутине и мало уделяла внимания стратегии — я решила больше общаться с коллегами, чтобы быть в курсе бизнес-приоритетов, больше узнавать, что происходит на рынке. Работа над планом помогает лучше познакомиться с собой, расширить границы, разрешить себе мечтать. Я хочу возвращаться к этому документу, чтобы оценить, как меняются мои взгляды. А в идеале коучи рекомендуют составлять карьерный план каждый год».

Мнение профессионалов

Карьерный план используют многие карьерные консультанты и коучи, его структура у разных авторов может различаться. Но в любом случае его назначение — помочь вам зафиксировать ваши цели и наметить шаги к ним. Главный «секрет» карьерного плана такой же, как у большинства письменных практик саморазвития: когда вы пишете, вы анализируете свои мысли и чувства, четко формулируете для себя цели и фиксируетесь на них.

Оксана Дебольская, преподаватель «Школы карьерного менеджмента», карьерный консультант:

«Карьерный план — не простого перечень задач, которые необходимо реализовать, это глубокое погружение в свои цели и осмысление своих потребностей на долгие годы вперёд. Нет понимания своих целей — нет осознанности в выборе: повышается риск неправильного выбора рабочего места, сложностей в трудоустройстве, конфликтов с работодателем, профессионального выгорания. План помогает зафиксировать ключевые цели и ценности, привязать их к ситуации на рынке труда и подобрать подходящие инструменты для быстрого развития своей карьеры. Осознанное планирование карьеры позволяет значительно снизить беспокойство относительно перспектив своей профессиональной деятельности, помогает принимать быстрые и точные решения в ситуации изменений, проявлять инициативу и создавать себе новые возможности».

Читайте также:
Конкурсное производство - как процедура банкротства

Тем, кто за захочет по примеру героини этой статьи составить карьерный план, следуя теми же шагами, что и она, стоит отнеситесь к некоторым этапам с осторожностью: они могут оказаться довольно болезненными. А если вы сейчас работаете, стоит поискать пути карьерного развития на текущем месте. Иногда возможности ближе, чем нам кажется.

Елена Лондарь, HR-эксперт HeadHunter:

«Задавать себе вопросы, анализировать свой опыт — всегда полезно. Нужно понимать, что для практической пользы необходимо обладать высоким уровнем рефлексии, потому что очень сложно самостоятельно выйти из системы, внутри которой находишься, и взглянуть на себя со стороны.

Что касается просьбы внешней оценки — что о вас думают коллеги и руководители, то к этому шагу я бы рекомендовала относиться с большой осторожностью. Во-первых, самому нужно быть достаточно зрелым человеком, чтобы достойно принять обратную связь, если она окажется не слишком приятной. Во-вторых, человек, к которому вы обращаетесь с такой просьбой, должен пользоваться вашим уважением, иметь авторитет, быть достаточно опытным, рефлексирующим и зрелым человеком, чтобы дать вам конструктивную, развивающую обратную связь, а не отрабатывать на вас свои же комплексы и проекции. От токсичного человека можно получить такую обратную связь, которая причинит только вред.

Если вы работаете в крупной современной компании, поинтересуйтесь в вашей HR-службе, есть ли возможность составления индивидуального плана развития. Возможно, варианты карьерных и профессиональных перемен ближе, чем вы думаете. Хорошие работодатели заинтересованы в сохранении ценных сотрудников в компании и стараются строить для них такие карьерные траектории, которые были бы интересны и сотруднику, и компании. В том числе помогая с дополнительным образованием, включая в кросс-функциональные команды, в проекты, состоящие из специалистов разных подразделений, сообща работающих над общей задачей».

Планирование карьеры

Управление карьерой представляет собой научно обоснован­ное рациональное определение сроков занятия должностей с уче­том пожеланий и возможностей работников. Это управление разви­тием персонала в нужном для организации направлении.

Главная задача планирования и развития карьеры заключается в обеспечении взаимодействия профессиональной и внутриорганизационной карьер.

Во многих фирмах планирование деловой карьеры является обязательным. Оно состоит в определении целей и путей, веду­щих к их достижению. Развитием карьеры называют те дейст­вия, которые предпринимает сотрудник для реализации своего плана.

Правила управления деловой карьерой представляют собой принципы поведения индивида по планированию и осуществлению служебного роста.

Чтобы эффективно управлять своей деловой карьерой, необходимо составлять личные планы. Личный жизненный план карьеры состоит из трех основных разделов: оценка жизненной ситуации, постановка личных конечных це­лей карьеры и частные цели и планы деятельности.

Развитие карьеры создает определенные преимущества для работника и для организации: для работника – удовлетворенность трудом, повышение конкурентоспособности на рынке, возможность пла­нировать профессиональный рост, и высо­кая лояльность сотрудников, сокращение текучести кадров и повышение производительности туда — для организации.

В рамках системы управления персоналом складывается блок функций по управлению деловой карьерой, которые выполняют: дирекция, служба управления персоналом, начальники функциональных подразделений, консультационные центры, профсоюзные комитеты.

Планирование карьеры – это управление развитием персона­ла в нужном для организации направлении, характеризующееся составлением плана горизонтального и вертикального продвиже­ния работника по системе должностей или рабочих мест, начиная с момента принятия работника в организацию и заканчивая предпо­лагаемым увольнением с работы.

В процессе планирования учитываются три стороны: работ­ник – ответственный за собственную карьеру; руководитель – яв­ляющийся наставником сотрудника; отдел человеческих ресурсов – осуществляющий управление процессом развития карьеры сотруд­ника в организации.

Преимущества планирования карьеры:

1) более высокая степень удовлетворенности от работы в организации;

2) повышение материального благосостояния и жизненного уровня;

3) более четкое видение личных профессиональных перспектив и возможность планировать иные стороны собственной жизни;

4) возможность целенаправленной подготовки к будущей управленческой деятельности;

5) повышение конкурентоспособности на рынке труда.

Читайте также:
Повторный инструктаж по охране труда - периодичность и порядок проведения

Специалист по планированию карьеры – это специалист службы управления персоналом, составляющий графики должно­стных продвижений работников вплоть до пенсии. В график вклю­чаются: повышение заработной платы, повышение образовательно­го уровня, сохранение квалификации, переквалификация.

Выделяют несколько этапов управления планированием карьеры:

1. Обучение нового сотрудника, основанное на планировании и развитии его карьеры.

2. Разработка плана развития карьеры. При этом сотрудник оп­ределяет свои потреб-ности, обозначает должности, которые он хотел бы занять, и соотносит их с возможностями фирмы.

3. Реализация плана развития карьеры, которая зависит от:

– резерва работы в занимаемой должности;

– профессионального и индивидуального развития;

– эффективного партнерства с руководителем;

– заметного положения в организации.

4. Оценка достигнутого результата. Проводится, как правило, один раз в год. По результатам оценки проводится корректировка плана развития карьеры.

Процесс развития карьеры определяется следующими пока­зателями:

– текучестью персонала. Под текучестью кадров понимается движение рабочей силы, обусловленное неудовлетворенностью работника рабочим местом или неудовлетво-ренностью организа­ции конкретным работником;

– продвижением в должности;

– занятием освободившихся ключевых должностей;

– проведением опросов сотрудников, участвующих в планиро­вании и развитии карьеры.

Отражением планирования карьеры в организации является карьерограмма. Карьерограмма представляет собой графическое описание того, что должно происходить или происходит с людьми на различных этапах карьеры. Карьерограммы для специалистов и руководителей, как правило, строятся по результатам специальных научных исследований в заинтересованных организациях. Плани­рование карьеры является индивидуализированным процессом, так как каждый человек имеет свою систему ценностей, интересов, трудового и личного опыта.

Управление деловой карьерой представляет собой комплекс мероприятий, проводимых кадровой службой организации, по пла­нированию организации, мотивации и контролю служебного роста работника, исходя из целей, потребностей и возможностей органи­зации и самого работника.

Мероприятия по управлению деловой карьерой повышают пре­данность работника интересам организации; повышают производи­тельность труда; уменьшают текучесть кадров и более полно рас­крывают способности человека.

Механизм управления карьерой персонала – совокупность средств воздействия и кадровых технологий, которые обеспечивают управление профессиональным опытом персонала в организации, реализацию ее карьерной стратегии.

Планирование и контроль деловой карьеры состоят в том, что, начиная с момента принятия работника в организацию и кончая предполагаемым увольнением с работы, необходимо организовать планомерное горизонтальное и вертикальное его продвижение по системе должностей или рабочих мест. Работник должен знать не только свои перспективы на краткосрочный и долгосрочный пе­риоды, но и то, каких показателей он должен добиться, чтобы рас­считывать на продвижение по службе.

Одной из форм планирования карьеры является система пожизненного най­ма, распространенная в Японии. Эта система возникла после Вто­рой мировой войны и доказала свою жизнеспособность и эффек­тивность. Суть системы в том, что человек, получив образование, поступает на работу в компанию и работает там до выхода на пен­сию. За это время сотрудник может поменять несколько мест, сме­нить сферу деятельности, продвинуться по службе — и все это в рамках одной компании.

Японцы твердо придерживаются мнения, что руководитель должен быть специалистом, способным работать на любом участке компании, а не выполнять какую-либо отдельную функцию. Под­нимаясь по служебной лестнице, человек должен иметь возмож­ность взглянуть на компанию с разных сторон, не задерживаясь на одной должности более чем на три года. Многие японские руководители на ранних этапах карьеры работали в профсоюзах. В результате такой политики японский руководитель обладает значительно меньшим объемом специализированных знаний, которые в любом случае потеряют свою ценность через пять лет, и одновременно владеет целостным представлением об организации, подкреплен­ным к тому же личным опытом.

Современные подходы к пониманию планирования карьеры (Научная статья)

Авторы: Алферов И.А., Поваренков Ю.П

Аннотация: В статье освещаются актуальные и дискутируемые подходы к пониманию планирования карьеры, сформулированные в психологии и управлении персоналом. Показано, что существуют индивидуальное и организационное планирование, а также различные стороны этого процесса.

Ключевые слова: карьера, планирование, планирование карьеры, управление карьерой, планирование индивидуальной карьеры, планирование организационной карьеры.

Построение человеком индивидуальной карьеры довольно непростой и к тому же длительный процесс, который может затрагивать всю его жизнь. Наряду с профессиональным происходит и карьерное развитие, предусматривающее смену должностного положения, изменение статуса, дохода, появление новых социальных привилегий. Карьерное развитие предполагает ее конкретное управление. Управление карьерой – непрерывный процесс подготовки, применения и мониторинга карьерных планов, принимаемых индивидуально или в соответствии с системой карьер организации [4].

Читайте также:
Предварительное таможенное декларирование

Одним из блоков управления карьерой выступает ее планирование, то есть определение тех временных, материальных, психологических ресурсов, которые потребуются для достижения конкретной карьерной цели (получить некую должность, статус, достичь дохода определенного размера). Понятие планирования карьеры в различных науках рассматривается по-своему. Целью данной статьи будет описание разностороннего понимания планирования карьеры с точки зрения психологии и управления персоналом.

Для более детального рассмотрения вопроса планирования карьеры раскроем отдельно понятия карьеры и планирования.

Д. Сьюпер определяет карьеру «как цепь событий, которые составляют, прежде всего, профессиональную жизнь, последовательность профессиональных занятий и ролей, выбираемых личностью в соответствии с собственной моделью профессионального саморазвития» [10].

Другой исследователь, Д.П. Заводчиков, исходя из теоретического анализа, пришел к выводу, что карьера есть «индивидуально-осознаваемая, обусловленная изменяющимися в течение жизни взглядами, позициями, поведением и опытом, проектируемая последовательность изменяемых жизненных целей и процесс достижения этих целей в результате трудовой и профессиональной деятельности, сопровождаемый выполнением определенных социально-профессиональных ролей и сменой социально-профессиональных статусов» [4].

В психологической науке планирование традиционно подразумевается как процесс выработки плана. В работе отечественного специалиста Ю. Семенова план карьеры определяется как «план индивидуальной работы сотрудника, предусматривающий достижение личной цели в своей сфере деятельности». Оно может пониматься с позиции динамической стороны психики, а также относится к организационному управлению.

На данный момент планирование карьеры активно рассматривается в менеджменте, управлении персонала, психологии.

В работе Шекшни С.В. планирование карьеры состоит в «определении целей профессионального развития сотрудника и путей, ведущих к их достижению». Реализация плана развития карьеры предполагает, с одной стороны, профессиональное развитие сотрудника, т.е. приобретение требуемой для занятия желаемой должности квалификации, а с другой – последовательное занятие должностей, опыт работы на которых необходим для успеха в целевой должности [13].

Жданова С.Ю. связывает планирование карьеры с выбором профессии [12]. В рамках управления карьерой и развития персонала в организации Киселева Е.В. определяет карьерное планирование как постановку карьерных целей и определение способов их реализации. Причем осуществляется оно на индивидуальном и организационном уровнях.

Планирование на индивидуальном уровне направлено на составление плана карьеры для конкретного сотрудника на основании соотнесения его личных целей и потребностей с возможностями их реализации. Планирование карьеры на организационном уровне — это определение организацией путей и направлений развития персонала.

Планирование на обоих этих уровнях тесно взаимосвязано и представляет собой единый процесс. Каждый отдельный работник нуждается в компетентной помощи для осуществления анализа своих способностей и возможностей, развития навыков самостоятельного планирования карьеры, а также для разработки конкретных планов развития внутриорганизационной карьеры [6].

По мнению Головановой И.И. это процесс, который включает выбор рода занятий, профессии, получение работы, рост (профессиональный и/или карьерный) на работе, возможное изменение карьеры и, в конце концов, выход на пенсию. В организационном отношении карьерное планирование – это процесс сопоставления потенциальных возможностей, способностей и целей человека с требованиями организации, стратегией и планами ее развития, выражающийся в составлении программы профессионального и должностного роста.

Планирование карьеры осуществляется на индивидуальном и организационном уровнях. Планирование на индивидуальном уровне направлено на составление плана карьеры для конкретного сотрудника на основании соотнесения его личных целей и потребностей с возможностями их реализации.

Планирование деловой карьеры предполагает, что с момента принятия работника в организацию и до его увольнения должны осуществляться непрерывное горизонтальное и/или вертикальное продвижение работника, а также рост его профессионализма. Работнику необходимо знать свои перспективы на краткосрочный и долгосрочный период, а также то, каких показателей он должен добиться, чтобы рассчитывать на карьерное продвижение [2].

Социально-профессиональная характеристика процесса планирования состоит в том, что человек составляет прогноз и карьерный план на ближайшее и отдаленное будущее, определяет приоритетные личные и профессиональные цели и ценности.

С позиции процессуального подхода А. Мэйо выделил 3 системы управления карьерой, охватывающие планирование со всех сторон: организационные процессы, совместные процессы (работник-организация), планирование индивидуальной карьеры. Процессы планирования индивидуальной карьеры, наиболее важные для нас, они включают:

  • самопознание работника, самоопределение в части потенциала к развитию и карьерных ожиданий;
  • получение профессиональных консультаций со стороны профессионалов подразделения УЧР;
  • участие в рабочих группах по планированию карьерного развития;
  • разработка планов саморазвития сотрудника;
  • обращение в центры выявления карьерного ресурса – для оценки достижений и потенциала [5].
Читайте также:
Виды банковского кредита для малого бизнеса и их классификация

По мнению А.Д. Кибанова, планирование карьеры заключается в постановке карьерных целей, планировании карьерного продвижения, разработке стратегии и тактики карьеры, что позволяет избежать карьерных плато, тупиков [11].

Заводчиков Д.П. говорит в своем учебном пособии о 3 точках зрения в отношении карьерного планирования:

1) целенаправленный процесс осознания себя, препятствий на пути их реализации, выбор карьерного пути и его последствий;

2) карьерное целеполагание;

3) программирование профессиональной деятельности, образования и опыта развития для придания им определенного направления, временного распорядка и последовательности на пути достижения заданной карьерной цели [4].

Планирование карьеры может происходить в контексте жизненного пути, тогда оно основывается на процессе самопознания, включающем осознание собственных интересов, потребностей, способностей и пр. Важно, чтобы жизненный и карьерный планы были совместимы и не противоречили друг другу [1,13].

Березовская Р.А. определяет планирование карьеры как непрерывный процесс определения наилучшего способа действий для достижения поставленных целей с учетом складывающейся обстановки [1].

Э. Шейн понимал его как «процесс медленного развития профессиональной самоконцепции и самоопределения в терминах собственных способностей, талантов, мотивов, потребностей, отношений и ценностей [3].

Климова В.А. и Терехова Т.М. проведя анализ литературы, обозначили 3 главных подхода к пониманию планирования карьеры:

  1. Применительно к отдельному работнику (Е. Г. Молл) под планированием карьеры понимается процесс самосознания индивидом своих возможностей и ограничений, осуществления выбора, идентификации целей, относящихся к карьере, разработки программы обучения, повышения квалификации, приобретения навыков и умений, требуемых для выполнения тех или иных работ, составления календарного плана достижения отдельных этапов развития карьеры.
  2. Относительно организации (С. И. Сотникова) планирование карьерного развития представляет собой особый вид практической деятельности субъекта управления, состоящий в разработке стратегических решений, предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий, которые направлены на приобретение организацией устойчивого конкретного преимущества в повышении конкурентоспособности персонала. По сути, планирование как функция управления карьерой позволяет повысить эффективность использования человеческих ресурсов в организации в настоящее время и в будущем, согласовать план потребности в квалифицированных работниках и план их развития. В основе стратегического планирования карьерного роста лежит анализ перспектив развития внутреннего рынка труда при определенных предположениях об изменении внешней среды, в которой он функционирует.
  3. Выделение содержательной стороны карьеры безотносительно к субъекту планирования (В. Л. Романов, С. В. Шекшня). Под планированием карьеры они понимают определение целей развития карьеры и путей, ведущих к их достижению (или решения для их достижения). Пути реализации целей развития карьеры представляют собой последовательность должностей, на которых необходимо поработать, прежде чем занять целевую должность, а также набор средств, необходимых для приобретения требуемой квалификации — курсов по профессиональному обучению, стажировок, изучению иностранного языка и т. д.

Целью карьерного планирования является разработка, и фиксирование мер, обеспечивающих профессионально-квалификационное развитие и должностное продвижение служащих государственного органа. Эти цели должны соответствовать определенным требованиям: конкретность, реальность, измеримость, достижимость, взаимосвязанность, адресность, ориентированность во времени и др [7].

Выводы:

  1. Проведенный теоретический анализ основных подходов планирования карьеры, позволяет отметить, что оно может осуществляться в 2-х формах: применительно к отдельному человеку – индивидуальное планирование карьеры, или по отношению к управлению человеческими ресурсами в организации – организационное (кадровое) планирование (Киселева Е.В., Голованова И.И.).
  2. Основными элементами карьерного планирования, фигурирующими в тех или иных формулировках различных авторов, являются: определение целей и их реализация, выбор профессии, самопознание.
  3. Несмотря на богатство созданных определений в русле менеджмета, именно психологических подходов отмечается нехватка, что по-видимому связано с новизной изучения психологического содержания карьеры.

Планирование карьеры

Один из важнейших инструментов кадрового управления в организации – это планирование карьеры персонала. Планирование карьеры сотрудника может осуществляться на различных уровнях – в нем должен принимать участие как сам работник, так и менеджеры по персоналу. Эффективное планирование карьеры и лидерство позволят значительно повысить общую результативность экономической деятельности организации и решить множество вопросов.

Читайте также:
Индивидуальные трудовые споры: виды, досудебное урегулирование, суд

Планирование карьеры персонала – что это такое

На первый взгляд может показаться, что планирование карьеры – это задача непосредственно самого сотрудника, который приходит устраиваться на работу или планирует свою будущую трудовую деятельность. Подобного мнения часто придерживаются руководители и кадровые специалисты. Однако современные тенденции кадрового дела и управления персоналом отрицают подобный подход. Так, эффективный менеджмент предусматривает постоянное участие в карьере сотрудника специалистов HR-отдела, с привлечением непосредственных руководителей работника и его коллег.

Так, планирование карьеры и управление ей позволяет однозначно решить следующие вопросы:

  • Обеспечить достаточный уровень мотивации персонала, препятствовать его снижению и создавать определенные перспективы для сотрудников.
  • Сформировать кадровый резерв на предприятии на случай ухода работников на важных должностях.
  • Создать условия для повышения эффективности труда всех без исключения сотрудников.
  • Обеспечить развитие организации и персонала в качественном направлении.
  • Сформировать и поддерживать лояльность к предприятию среди трудящихся.

Виды карьер персонала при планировании

Прежде, чем рассматривать непосредственно процесс планирования карьеры, необходимо понять, что же представляет собой карьера в данном контексте, и какие есть виды продвижения по карьерной лестнице. Так, определение карьеры чаще всего рассматривается как общий профессиональный путь сотрудника в рамках какого-либо предприятия, или непосредственно движение по данному пути.

Соответственно, продвижение по карьере может разделяться на несколько видов, в зависимости от того, в каком направлении изменяются обязанности, ответственность и задачи сотрудника. Так, продвижение по карьере может быть:

Горизонтальным. В данном случае сотрудник остается на одной и той же должности, или перемещается в рамках одинаковых по статусу специализаций. Однако, он может повышать свою квалификацию в рамках своих должностных обязанностей, и, соответственно – при правильном планировании карьеры, в данном случае также будет повышаться и его доход.

  • Вертикальным. Подобное продвижение по карьерной лестнице предусматривает непосредственное изменение должности работника, повышение его статуса, увеличение зон ответственности и расширение полномочий. В данном случае работник в рамках продвижения в карьере приобретает новый статус в рамках предприятия и растет в первую очередь как руководитель, а не как специалист.
  • Ветрикальное продвижение по карьере также может предусматривать определенное его разделение на несколько видов. Типы вертикального продвижения могут быть:

    • Линейными. В этой ситуации каждый работник последовательно перемещается по иерархической лестнице. Чаще всего подобное карьерное продвижение достаточно строго регламентировано внутренними нормативными документами. Наличие линейной карьеры характерно для государственных учреждений или компаний с жесткой и строгой корпоративной культурой.
    • Нелинейными. Подобное отношение к планированию карьеры не обязательно предполагает строгого последовательного продвижения по цепочке иерархии на предприятии. В данном случае квалифицированный сотрудник, обладающий должными навыками, может «перескочить» через несколько ступеней, а вакантная должность передается в первую очередь наиболее способным работникам.

    Помимо этого, различаются карьеры и по методикам мотивации работников и их личной заинтересованности. В данном вопросе можно рассматривать следующие типы планирования карьеры:

    • Монетарный. В данном случае карьерное развитие заключается в первую очередь в повышении дохода работника, без каких-либо конкретных целей и изменений в получении статуса, должности, профессионального роста.
    • Властный. Этот тип карьеры в первую очередь основной целью имеет расширение полномочий и статуса работника в рамках его профессии и общего социального статуса, без обязательного повышения по должности.
    • Центростремительный. Означенный тип карьеры предусматривает стремление к занятию руководящих должностей и увеличению оказания влияния на деятельность всего предприятия, приближение к наивысшим уровням руководства. При этом статус или оплата труда имеют вторичное значение.
    • Комбинированный. Так как полностью заинтересованных лишь в одном из вышеозначенных типов карьеры работников не существует, то фактически карьерное планирование осуществляется путем комбинирования монетарных, властных и центростремительных мотиваций и рычагов влияния. При этом изменение заинтересованности и принципов мотивации различным образом может также являться составляющей карьерного роста.

    Этапы карьеры – ключевые принципы планирования

    Рассматривая планирование карьеры как процесс менеджмента персонала и управления им, необходимо понимать, что каждая карьера предусматривает несколько этапов. Зная этапы карьеры, эффективный специалист сможет найти подход к каждому работнику и обеспечить наилучшее применение имеющихся кадровых ресурсов. К основным этапам карьеры, которые следует учитывать при планировании, можно отнести:

    Читайте также:
    Порядок поступления на государственную гражданскую службу в России

    Карьерный старт. Это начальный этап карьеры. Каждый работник может иметь различный карьерный старт, и его следует всегда рассматривать сугубо в рамках отдельного предприятия и отдельной работы, а не всего пройденного трудового пути работника за пределами субъекта хозяйствования. На данном этапе необходимо оценить общий потенциал сотрудника, понять его цели и стремления и предоставить ему возможность ознакомиться с этими данными.

  • Карьерный рост. Развитие карьеры – это неотъемлемая часть трудового процесса. На данном этапе работник наиболее мотивирован, так как он стремится улучшить свою карьеру и добиться новых результатов.
  • Карьерная стабилизация. Это состояние обозначает удовлетворенность сотрудника своей текущей карьерой на её уровне. При этом данное состояние, при более детальном рассмотрении является негативным и для предприятия, и для его работника. В этой ситуации снижается продуктивность труда, уменьшается уровень мотивации, а значит – предприятие не реализует потенциал работника и неэффективно использует кадровые ресурсы. Стабилизация карьеры может происходить как по причине отсутствия возможностей для роста, так и по причине снижения мотивации сотрудника, и эффективный кадровый специалист всегда должен находить возможности повлиять на это состояние.
  • Завершение карьеры. Последним этапом в карьере является её завершение – уход сотрудника с конкретного места работы. Этот этап может иметь как положительные стороны для предприятия и работника, так и отрицательные. Работодатель заинтересован в скорейшем завершении карьеры неэффективных работников с низким потенциалом, и в как можно более редком увольнении квалифицированных и мотивированных трудящихся.
  • Планирование карьеры и лидерство – что следует знать руководителям и сотрудникам

    Работникам, которых интересует планирование собственной карьеры, необходимо работать над собой и правильно устанавливать для себя цели и определять реальные возможности в рамках того или иного субъекта хозяйствования. Поэтому еще на начальном этапе планирование карьеры должно подразумевать наиболее полное понимание всех её перспектив у конкретного работодателя.

    Работодатель в свою очередь, должен также производить планирование карьеры каждого трудоустраивающегося сотрудника и регулярно корректировать имеющуюся информацию относительно уже трудоустроенных работников. В данном случае наиболее эффективным методом является индивидуальный подход – планирование карьеры каждого конкретного сотрудника с учетом его положительных и отрицательных качеств.

    Цели и задачи анализа фонда оплаты труда на предприятии

    Больше материалов по теме «Оплата труда» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

    1. Что собой представляет фонд оплаты труда
    2. Задачи анализа фонда оплаты труда
    3. Кто занимается анализом фонда
    4. Особенности определения ФОТ
    5. Как осуществляется анализ ФОТ
    6. Как выполняется анализ имеющихся отклонений
    7. Анализ трат на зарплаты с точки зрения эффективности
    8. Дополнительная информация

    Фонд оплаты труда включает в себя расходы, связанные с выплатой зарплат. Это одно из ключевых направлений расходования средств компании. Поэтому состояние фонда должно постоянно находиться в поле зрения руководства. Анализ расходования позволит оперативно выявлять проблемы, устранять их, оптимизировать все процессы.

    Что собой представляет фонд оплаты труда

    Фонд оплаты труда – это совокупность средств, истраченных на выплату зарплат, премий, надбавок, доплат, отпускных, компенсационных переводов. Фонд включает в себя и средства, которые только планируются к трате.

    Анализ расходов необходим для установления их структуры, пропорционального соотношения. К примеру, соотношения с показателем эффективности труда. На основании исследований можно выявить ожидаемые тенденции, построить эффективную систему оплаты труда.

    Фонд оплаты труда работников строительно-монтажных организаций формируется на основе сметной документации, которая может составляться различными методами. Наибольшее распространение получили ресурсный и базисно-индексный методы определения сметной стоимости строительства.
    Как провести сопоставительный анализ вариантов расчета фонда оплаты труда с использованием этих методов?
    Посмотреть ответ

    Задачи анализа фонда оплаты труда

    Анализ ФОТ предполагает следующие цели и задачи:

    • Выявление соотношения между текущим показателем фонда и прошлыми/плановыми показателями.
    • Установление отклонений и определение причин их возникновения.
    • Установление соотношения динамики роста продуктивности труда, роста производительности и размера фонда.
    • Обнаружение резервов для выплат.
    • Нахождение методов уменьшения расходов.
    • Установление степени оправданности используемых форм и систем оплаты труда.
    • Исследование динамики роста или уменьшения зарплат.
    • Установление эффективности используемых схем премирования.
    • Создание системы систематического контроля над мерой труда.
    • Формирование путей для предупреждения отклонений от нормативных значений.
    Читайте также:
    Оплата простоя по вине работодателя, по независящим причинам от работодателя и работника

    К СВЕДЕНИЮ! Анализ осуществляется на основании документации. К примеру, это может быть бухучет, статистическая отчетность и сведения из отдела кадров.

    Кто занимается анализом фонда

    Ответственность за анализ ФОТ может возлагаться на разных лиц. Если компания совсем небольшая, работой может заняться руководитель или главбух. Если это расширенное производство, деятельность может быть доверена этим сотрудникам:

    • Экономисту.
    • Аналитику.
    • Специалисту по кадрам.

    Контроль над деятельностью специалиста может быть доверен представителям бухгалтерского отдела.

    Особенности определения ФОТ

    Для определения размера фонда используются различные методы. Сначала необходимо установить фактический размер ФОТ. Для решения этой задачи можно использовать эти методы:

    • Определение размера фонда за предыдущий период.
    • Суммирование всех соответствующих показателей, которые содержатся в бухгалтерской отчетности.

    Значения, которые включаются в ФОТ, оговорены в статье 255 НК РФ. В частности, это четыре составляющих:

    • Плата за отработанное время.
    • Плата за неотработанное время (к примеру, отпускные, плата за период вынужденных простоев).
    • Единовременные выплаты (премии).
    • Переводы на питание, жилье, профессиональные расходы (к примеру, бензин).

    В ФОТ включаются надбавки за переработку, компенсация за вредные условия работы, стоимость товара, который был предоставлен в качестве натуральной платы. Расходы на зарплату учитываются на счете 70. Сальдо его фиксируется в журнале-ордере №10.

    Как осуществляется анализ ФОТ

    Анализ исполняется по нескольким направлениям. Основными являются горизонтальный и вертикальный анализ.

    Горизонтальный анализ

    Горизонтальный анализ обеспечивает отслеживание трат на зарплату в динамике. При этом производится сравнение данных за прошедший и текущий период. Если нужна более обширная информация, имеет смысл сравнить текущий период с несколькими предыдущими периодами. Подобный анализ служит этим целям:

    • Установление факторов, влияющих на увеличение или снижение трат на выплату зарплат.
    • Сравнение реальных трат и расходов, которые заложены в смету.

    Последняя задача актуальна для бюджетных субъектов.

    Вертикальный анализ

    При вертикальном анализе устанавливается соотношение ФОТ с другими показателями. Процедура позволяет решить эти задачи:

    • Расчет зарплаты на одного сотрудника.
    • Определение выручки от реализации продукции и услуг на рубль трат на оплату труда.
    • Установление прибыли на рубль расходов на оплату труда.

    Что и с чем нужно соотнести? Все зависит от конкретной задачи. К примеру, можно разделить совокупность средств ФОТ на количество сотрудников. Вертикальный анализ проводится в рамках одного отчетного периода.

    Как выполняется анализ имеющихся отклонений

    Первая задача при анализе ФОТ – установление отклонений. Нужно это по следующим причинам:

    • Обнаружение причин расхождения с составленным планом.
    • Устранение всех факторов, которые влияют на возникновение отклонений.

    Для установления отклонений требуется соотнести текущие показатели ФОТ с предыдущими. Для расчетов используется эта формула: АО = ФФОТ – ПФОТ.

    В формуле использованы эти значения:

    • АО – абсолютный уровень отклонений.
    • ФФОТ – фактический уровень ФОТ.
    • ПФОТ – планируемое значение ФОТ.

    Формула является универсальной, то есть она подходит и для всего юридического субъекта, и для подразделений. Для сопоставления зарплат и исполнения планов потребуется эта формула: ОО = ФФОТ – ПФОТ * К.

    В формуле использованы эти значения:

    • К – коэффициент выполнения плана.
    • ФФОТ – фактический показатель фонда.
    • ПФОТ – планируемое значение.

    Такие расчеты позволят соотнести отклонение с производительностью труда по субъекту.

    Анализ трат на зарплаты с точки зрения эффективности

    Существует формула для определения эффективности трат на мотивацию специалистов. В частности, работодателю нужно соотнести темпы роста ФОТ с ростом производительности труда. Для установления нужного значения требуется сделать ряд вычислений. Рассмотрим все их.

    Сначала определяется темп увеличения оклада: ИЗ = СЗФ/СЗП.

    В формуле применяются эти значения:

    • СЗФ – фактический средний показатель окладов.
    • СЗП – планируемое значение усредненного оклада.

    Вычисляем индекс прироста производительности: ИП = ВПФ/ВПП.

    В формуле используются эти значения:

    • ВПФ – действительная выработка по организации.
    • ВПП – планируемый показателя выработки.

    Высчитывается коэффициент опережения: К = ИП/ИЗ.

    В формуле фигурируют эти показатели:

    • ИП – индекс прироста производительности.
    • ИЗ – темп увеличения оклада.

    То есть в последней формуле используются значения, найденные в результате предыдущих расчетов. В результате получаем коэффициент. Его также требуется анализировать. Оптимальным можно считать положение, при котором коэффициент превышает единицу. Это свидетельствует о том, что производительность труда растет быстрее, чем заработная плата. Если же полученное значение меньше единицы, это свидетельствует о перерасходе фонда оплаты. Это обозначает эти негативные моменты:

    • Нерациональное увеличение себестоимости продукции.
    • Сокращение объема чистой прибыли.
    Читайте также:
    Конкурсное производство - как процедура банкротства

    В ситуации с низким коэффициентом требуется искать способы увеличения эффективности, уменьшать оклады сотрудникам, сокращать персонал.

    Дополнительная информация

    Для анализа ФОТ важно правильно провести расчеты на основании данных, содержащихся в документах. Но не менее важно верно проанализировать результаты расчетов. Рекомендуется регулярно проводить анализ для отслеживания динамики. Необходимо сравнивать коэффициенты за текущий и предыдущий период.

    Планирование фонда оплаты труда

    Планирование фонда оплаты труда (ФОТ) необходимо каждому предприятию, хотя бы на формальном уровне, так как он составляет в среднем 50–70 % всех расходов организации или индивидуального предпринимателя (показатель может различаться в разных отраслях).

    Самый важный и дорогостоящий ресурс — это кадры, поэтому формирование фонда оплаты труда должно производиться обдуманно, так, чтобы развивать все сферы деятельности предприятия пропорционально их нуждам, поощрять работников и создать необходимую мотивацию результативного и производительного труда.

    Значение ФОТ для предприятия

    Грамотно формировать ФОТ необходимо, чтобы контролировать издержки предприятия, оптимально перераспределять доход и оптимизировать затраты. Фонд составляется на определенный период: чаще всего на год, но может быть на квартал или полугодие. Анализ изменений за предшествующие периоды позволит сопоставить плановые и действительные расходы.

    Как планировать размер

    Для этого необходимо иметь точные сведения о численности штата, продолжительности рабочего времени, графике труда. При формировании нужно учесть не только размер заработной платы, но и возможные премии (исходя из предшествующих периодов или с учетом необходимых допущений, классности работников и т. д.). Важный момент — принять во внимание достаточность размера этих выплат.

    Единой формулы нет, на некоторых предприятиях применяется система мотивации в виде отчислений процента от прибыли, на других — фиксированные премии при выполнении плана и т. д. В этом случае в расчеты необходимо закладывать размер планируемой прибыли и другие данные.

    Обобщенная формула выглядит следующим образом:

    • ЧПР — средняя ожидаемая численность штата предприятия;
    • ЗПСР — з/п средняя;
    • НП — надбавки и премиальные выплаты;
    • К — временной горизонт планирования (3, 6 или 12 месяцев).

    Методы формирования ФОТ

    Поэлементный метод

    В этом случае главным показателем является фонд оплаты труда, высчитываемый для каждого класса сотрудников отдельно. То есть образуется фонд, например, для руководящего состава, работников «на сделке», офисных служащих и временных работников.

    Формула для сдельщиков:

    • ТСТ — тарифная ставка;
    • Ф — годовой фонд эффективного времени одного трудящегося;
    • ЧСД — численность сотрудников;
    • КВН — коэффициент выполнения нормы.

    В формуле для временщиков применяются те же показатели, кроме КВН. Для руководителей и специалистов применяется общая формула.

    Метод экстраполяции

    При использовании этого метода более глубоко исследуются внешние и внутренние факторы, влияющие на деятельность предприятия. Сначала изучаются данные за предшествующий период, затем производится планирование на следующий. Затем анализируются отклонения в процентном и натуральном выражении и высчитывается, какие затраты можно сократить. Проект ФОТ согласуется со специалистами и руководством.

    Нормативный

    Здесь используются показатели, характеризующие уровень прироста производства и затрат. Определенный норматив умножается на коэффициент, характеризующий эффективность и результативность деятельности компании.

    Сам норматив определяется следующим образом:

    • ФОТЧ — обсуждаемый показатель в отчетном периоде;
    • ОТЧ — объем произведенной продукции;
    • ДПТ — процент прироста производительности согласно плану развития;
    • КЗП / ПТ — соотношение темпов роста заработка к производительности работы.

    Приростный норматив рассчитывается так:

    • ФИСХ — исходный размер обсуждаемого показателя;
    • ФОТЧ — по итогу месяца;
    • НФ — прирост показателя на каждый процент роста объема реализованной продукции;
    • ДО — прирост объема реализованного товара в процентах.

    Из чего состоят выплаты

    В обсуждаемый показатель включаются все выплаты за отработанное и неотработанное время, поощрительные выплаты, все социальные и компенсационные выплаты.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: