Положение о наставничестве в организации

Постановление Правительства РФ от 7 октября 2019 г. N 1296 “Об утверждении Положения о наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации”

В соответствии с подпунктом “в” пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 21 февраля 2019 г. N 68 “О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации” Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации.

2. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется федеральными государственными органами в пределах установленной предельной численности работников указанных органов и бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Председатель Правительства
Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 7 октября 2019 г. N 1296

Положение
о наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации

ГАРАНТ:

В целях методологического обеспечения деятельности кадровых служб государственных органов по реализации настоящего положения см. информацию Минтруда России

1. Настоящее Положение определяет порядок осуществления наставничества на государственной гражданской службе Российской Федерации (далее соответственно – гражданская служба, наставничество) и условия стимулирования государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее – гражданские служащие), осуществляющих наставничество (далее – наставники), с учетом оценки результативности их деятельности.

2. Наставничество на гражданской службе осуществляется лицами, имеющими значительный опыт работы в определенной сфере, в целях содействия профессиональному развитию гражданских служащих, направленному на формирование знаний и умений, необходимых для обеспечения служебной деятельности на высоком профессиональном уровне, и воспитания добросовестного отношения к исполнению должностных обязанностей.

3. Задачами наставничества являются:

а) повышение информированности гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, о направлениях и целях деятельности государственного органа, стоящих перед ним задачах, а также ускорение процесса адаптации гражданского служащего, поступившего впервые на гражданскую службу, или гражданского служащего, имеющего стаж гражданской службы, впервые поступившего в данный государственный орган;

б) развитие у гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, умений самостоятельно, качественно и своевременно исполнять возложенные на него должностные обязанности и поддерживать профессиональный уровень, необходимый для их надлежащего исполнения;

в) повышение мотивации гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, к надлежащему исполнению должностных обязанностей, эффективной и долгосрочной профессиональной служебной деятельности.

4. Наставничество осуществляется по решению представителя нанимателя (руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации).

5. Представитель нанимателя создает условия для осуществления наставничества.

6. Организацию наставничества в государственном органе осуществляет кадровая служба государственного органа, используя в том числе государственные информационные системы в области гражданской службы.

7. Наставничество осуществляется, как правило, в отношении гражданского служащего, поступившего впервые на гражданскую службу в государственный орган, или гражданского служащего, имеющего стаж гражданской службы, впервые поступившего в данный государственный орган.

8. Предложение об осуществлении наставничества направляется представителю нанимателя руководителем структурного подразделения государственного органа, в котором предусматривается замещение лицом, в отношении которого предлагается осуществлять наставничество, должности гражданской службы (далее – непосредственный руководитель). Данное предложение содержит сведения о сроке наставничества и согласии гражданского служащего, назначаемого наставником.

9. Непосредственный руководитель гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, в случае временной нетрудоспособности наставника в течение длительного срока или его длительной служебной командировки, а также возникновения иных обстоятельств, препятствующих осуществлению наставничества, в течение одного рабочего дня с момента возникновения указанных обстоятельств направляет предложения представителю нанимателя для принятия решения о назначении другого наставника. Срок наставничества при этом не изменяется.

10. Наставничество прекращается до истечения установленного срока в случае назначения гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, на иную должность гражданской службы в том же или в другом государственном органе или его увольнения с гражданской службы.

11. Наставник назначается из числа наиболее авторитетных, опытных и результативных гражданских служащих. У наставника не должно быть дисциплинарного взыскания или взыскания за коррупционное правонарушение, а также в отношении него не должна проводиться служебная проверка.

Читайте также:
Организации, проводящие специальную оценку условий труда

12. Непосредственный руководитель гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, не может являться наставником.

13. Наставник одновременно может осуществлять наставничество в отношении не более чем 2 гражданских служащих.

14. Функции наставника осуществляются наряду с исполнением гражданским служащим, являющимся наставником, его должностных обязанностей.

15. В функции наставника входят:

а) содействие в ознакомлении гражданского служащего с условиями прохождения гражданской службы;

б) представление гражданскому служащему рекомендаций по вопросам, связанным с исполнением его должностных обязанностей;

в) выявление ошибок, допущенных гражданским служащим при осуществлении им профессиональной служебной деятельности, и содействие в их устранении;

г) передача накопленного опыта, профессионального мастерства, демонстрация и разъяснение наиболее рациональных методов исполнения должностных обязанностей;

д) оказание гражданскому служащему консультативно-методической помощи при его обращении за профессиональным советом.

16. Наставник имеет право:

а) принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с исполнением должностных обязанностей гражданским служащим, в отношении которого осуществляется наставничество, с его непосредственным руководителем;

б) давать гражданскому служащему рекомендации, способствующие выработке практических умений по исполнению должностных обязанностей;

в) разрабатывать индивидуальный план мероприятий по наставничеству;

г) контролировать своевременность исполнения гражданским служащим должностных обязанностей.

17. Наставнику запрещается требовать от гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом данного гражданского служащего.

18. В обязанности гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, входят:

а) самостоятельное выполнение заданий непосредственного руководителя с учетом рекомендаций наставника;

б) усвоение опыта, переданного наставником, обучение практическому решению поставленных задач;

в) учет рекомендаций наставника, выполнение индивидуального плана мероприятий по наставничеству (при его наличии).

19. Гражданский служащий, в отношении которого осуществляется наставничество, имеет право:

а) обращаться по мере необходимости к наставнику за профессиональным советом для надлежащего исполнения своих должностных обязанностей;

б) принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с наставничеством, с непосредственным руководителем и наставником;

в) представлять непосредственному руководителю обоснованное ходатайство о замене наставника.

20. Наставник представляет непосредственному руководителю гражданского служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество, отзыв о результатах наставничества по форме согласно приложению не позднее 2 рабочих дней со дня завершения срока наставничества.

21. Непосредственный руководитель гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, проводит индивидуальное собеседование с таким гражданским служащим в целях подведения итогов осуществления наставничества.

22. Непосредственный руководитель гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, проводит оценку результативности деятельности наставника на основе результатов деятельности наставника и профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество. Оценка проводится с учетом:

а) содействия гражданскому служащему, в отношении которого осуществлялось наставничество, в успешном овладении им профессиональными знаниями, навыками и умениями, в его профессиональном становлении;

б) содействия в приобретении гражданским служащим, в отношении которого осуществлялось наставничество, опыта работы по специальности, направлению подготовки, формирования у него практических знаний и навыков в области профессиональной служебной деятельности;

в) оказания гражданскому служащему, в отношении которого осуществлялось наставничество, постоянной и эффективной помощи в совершенствовании форм и методов работы;

г) проведения действенной работы по воспитанию у гражданского служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество, добросовестного отношения к исполнению его должностных обязанностей.

23. Отзыв о результатах наставничества, подготовленный и подписанный наставником, после ознакомления с ним непосредственного руководителя гражданского служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество, направляется в кадровую службу государственного органа не позднее 5 рабочих дней со дня завершения срока наставничества.

24. Результативность деятельности гражданского служащего в качестве наставника по решению представителя нанимателя учитывается при выплате ему премии за выполнение особо важных и сложных заданий. Порядок выплаты указанной премии наставникам устанавливается представителем нанимателя в соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 50 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации”.

25. Деятельность гражданского служащего в качестве наставника учитывается при решении вопросов, связанных с поощрением или награждением гражданского служащего за безупречную и эффективную гражданскую службу в соответствии со статьей 55 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации”.

Читайте также:
Обязательные условия трудового договора по ТК РФ и их характеристика

26. Государственный орган вправе учредить ведомственный знак отличия для награждения гражданских служащих за эффективное и долговременное осуществление наставничества в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 55 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации”.

ПРИЛОЖЕНИЕ
к Положению о наставничестве
на государственной гражданской
службе Российской Федерации

Как составить положение о наставничестве

Положение о наставничестве в организации — нормативный документ, определяющий порядок обучения новых сотрудников с привлечением более опытных специалистов. Если для вашей сферы деятельности принципы подобного обучения не урегулированы на законодательном уровне, разработать их можно самостоятельно.

  • Какой штраф за не вовремя сданный отчет СЗВ-ТД
  • Обзор законодательства за период с 11 по 17 октября
  • Срок действия справки на коронавирус
  • Требования безопасности при работе с ручным электроинструментом
  • Из чего состоит зарплата учителя

Нормативное регулирование

Наставничество — вид стажировки, когда за новым работником закрепляют более опытного коллегу – наставника. Если смотреть, где и каким образом представлена нормативная база по наставничеству в РФ, то в Трудовом кодексе подробно о нем не говорится, но существуют приказы федеральных органов власти и отраслевые соглашения, определяющие особенности подготовки работников в отдельных сферах. Среди подобных документов:

Если в вашей сфере деятельности нет нормативного документа, который определил бы правила наставничества и требования к его организации, вы вправе продумать собственный механизм обучения новичков, но с учетом действующих норм ТК РФ.

Обращаем внимание: если руководство решит внедрять такой вид обучения, необходимо разработать и утвердить документы по наставничеству – положение, приказ, дополнительный договор с наставником.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как установить наставничество в организации. Используйте эти инструкции бесплатно.

Что включить в положение

Работодатель вправе включить в этот документ все важные для компании вопросы. Но есть минимум, о котором нельзя забывать. Обязательно указывают:

  • цели и задачи, исходя из особенностей производственных процессов;
  • организацию процесса, начиная от процедуры назначения наставников, заканчивая подготовкой необходимых отчетов;
  • ответственность, права и обязанности наставника в организации и стажеров;
  • правила оплаты работы наставников;
  • подведение итогов обучения стажеров.

Образец положения

Учтите: если разработку документа обычно доверяют сотруднику, уполномоченному работать с персоналом, то утверждает его исключительно руководитель. При наличии профсоюза желательно согласовать с ним проект, чтобы избежать спорных ситуаций с представителями работников.

Что касается ознакомления, то, как с любым другим ЛНА, с положением знакомят лиц, которые выступят:

  • наставниками;
  • стажерами;
  • лицами, ответственными за реализацию предусмотренных норм.

Срока действия у документа нет: он работает до тех пор, пока описанные в нем нормы актуальны и востребованы. Если что-то надо изменить, приказом руководителя вносятся поправки либо утверждается новое положение.

Как назначить работника наставником

Одного положения недостаточно, необходим еще приказ о назначении лица, который займется обучением, и договор с ним о выполнении дополнительной работы. Сложностей при оформлении таких бумаг у опытных кадровиков не возникнет, поскольку их составляют в свободной форме. Общее требование – соблюдение утвержденных шаблонов, если они имеются, включение всех необходимых реквизитов.

Предлагаем один из вариантов приказа, как назначить наставника для нового работника.

ПРИКАЗ о назначении работнику наставника

N 23 06.04.2021 г.

В соответствии с ч. 1 ст. 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации и Положением о наставничестве ООО «Clubtk.ru» назначить главного менеджера отдела продаж продовольственных товаров Кротову Зинаиду Ивановну наставником продавца-стажера Корабельниковой Валентины Петровны на период с 07.04.2021 г. по 31.05.2021 г.

Бухгалтерии производить оплату в соответствии с установленными правилами.

Основание: служебная записка за подписью руководителя кадровой службы и непосредственного руководителя вновь принятого работника.

Обязательно заключите с работником дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором укажите, кого придется обучать, на протяжении какого времени, какая доплата полагается.

Чтобы проще ориентироваться, мы разработали образец договора о наставничестве, который подойдет для любой ситуации, если изменить данные о сторонах.

Читайте также:
Решение единственного участника об одобрении крупной сделки

Положение о наставничестве в организации

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 7 октября 2019 года N 1296

2. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется федеральными государственными органами в пределах установленной предельной численности работников указанных органов и бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 7 октября 2019 года N 1296

Положение о наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации

1. Настоящее Положение определяет порядок осуществления наставничества на государственной гражданской службе Российской Федерации (далее соответственно – гражданская служба, наставничество) и условия стимулирования государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее – гражданские служащие), осуществляющих наставничество (далее – наставники), с учетом оценки результативности их деятельности.

2. Наставничество на гражданской службе осуществляется лицами, имеющими значительный опыт работы в определенной сфере, в целях содействия профессиональному развитию гражданских служащих, направленному на формирование знаний и умений, необходимых для обеспечения служебной деятельности на высоком профессиональном уровне, и воспитания добросовестного отношения к исполнению должностных обязанностей.

3. Задачами наставничества являются:

а) повышение информированности гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, о направлениях и целях деятельности государственного органа, стоящих перед ним задачах, а также ускорение процесса адаптации гражданского служащего, поступившего впервые на гражданскую службу, или гражданского служащего, имеющего стаж гражданской службы, впервые поступившего в данный государственный орган;

б) развитие у гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, умений самостоятельно, качественно и своевременно исполнять возложенные на него должностные обязанности и поддерживать профессиональный уровень, необходимый для их надлежащего исполнения;

в) повышение мотивации гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, к надлежащему исполнению должностных обязанностей, эффективной и долгосрочной профессиональной служебной деятельности.

4. Наставничество осуществляется по решению представителя нанимателя (руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации).

5. Представитель нанимателя создает условия для осуществления наставничества.

6. Организацию наставничества в государственном органе осуществляет кадровая служба государственного органа, используя в том числе государственные информационные системы в области гражданской службы.

7. Наставничество осуществляется, как правило, в отношении гражданского служащего, поступившего впервые на гражданскую службу в государственный орган, или гражданского служащего, имеющего стаж гражданской службы, впервые поступившего в данный государственный орган.

8. Предложение об осуществлении наставничества направляется представителю нанимателя руководителем структурного подразделения государственного органа, в котором предусматривается замещение лицом, в отношении которого предлагается осуществлять наставничество, должности гражданской службы (далее – непосредственный руководитель). Данное предложение содержит сведения о сроке наставничества и согласии гражданского служащего, назначаемого наставником.

9. Непосредственный руководитель гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, в случае временной нетрудоспособности наставника в течение длительного срока или его длительной служебной командировки, а также возникновения иных обстоятельств, препятствующих осуществлению наставничества, в течение одного рабочего дня с момента возникновения указанных обстоятельств направляет предложения представителю нанимателя для принятия решения о назначении другого наставника. Срок наставничества при этом не изменяется.

10. Наставничество прекращается до истечения установленного срока в случае назначения гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, на иную должность гражданской службы в том же или в другом государственном органе или его увольнения с гражданской службы.

11. Наставник назначается из числа наиболее авторитетных, опытных и результативных гражданских служащих. У наставника не должно быть дисциплинарного взыскания или взыскания за коррупционное правонарушение, а также в отношении него не должна проводиться служебная проверка.

12. Непосредственный руководитель гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, не может являться наставником.

13. Наставник одновременно может осуществлять наставничество в отношении не более чем 2 гражданских служащих.

14. Функции наставника осуществляются наряду с исполнением гражданским служащим, являющимся наставником, его должностных обязанностей.

15. В функции наставника входят:

Читайте также:
Понятие охраны труда – что входит

а) содействие в ознакомлении гражданского служащего с условиями прохождения гражданской службы;

б) представление гражданскому служащему рекомендаций по вопросам, связанным с исполнением его должностных обязанностей;

в) выявление ошибок, допущенных гражданским служащим при осуществлении им профессиональной служебной деятельности, и содействие в их устранении;

г) передача накопленного опыта, профессионального мастерства, демонстрация и разъяснение наиболее рациональных методов исполнения должностных обязанностей;

д) оказание гражданскому служащему консультативно-методической помощи при его обращении за профессиональным советом.

16. Наставник имеет право:

а) принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с исполнением должностных обязанностей гражданским служащим, в отношении которого осуществляется наставничество, с его непосредственным руководителем;

б) давать гражданскому служащему рекомендации, способствующие выработке практических умений по исполнению должностных обязанностей;

в) разрабатывать индивидуальный план мероприятий по наставничеству;

г) контролировать своевременность исполнения гражданским служащим должностных обязанностей.

17. Наставнику запрещается требовать от гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом данного гражданского служащего.

18. В обязанности гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, входят:

а) самостоятельное выполнение заданий непосредственного руководителя с учетом рекомендаций наставника;

б) усвоение опыта, переданного наставником, обучение практическому решению поставленных задач;

в) учет рекомендаций наставника, выполнение индивидуального плана мероприятий по наставничеству (при его наличии).

19. Гражданский служащий, в отношении которого осуществляется наставничество, имеет право:

а) обращаться по мере необходимости к наставнику за профессиональным советом для надлежащего исполнения своих должностных обязанностей;

б) принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с наставничеством, с непосредственным руководителем и наставником;

в) представлять непосредственному руководителю обоснованное ходатайство о замене наставника.

20. Наставник представляет непосредственному руководителю гражданского служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество, отзыв о результатах наставничества по форме согласно приложению не позднее 2 рабочих дней со дня завершения срока наставничества.

21. Непосредственный руководитель гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, проводит индивидуальное собеседование с таким гражданским служащим в целях подведения итогов осуществления наставничества.

22. Непосредственный руководитель гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, проводит оценку результативности деятельности наставника на основе результатов деятельности наставника и профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество. Оценка проводится с учетом:

а) содействия гражданскому служащему, в отношении которого осуществлялось наставничество, в успешном овладении им профессиональными знаниями, навыками и умениями, в его профессиональном становлении;

б) содействия в приобретении гражданским служащим, в отношении которого осуществлялось наставничество, опыта работы по специальности, направлению подготовки, формирования у него практических знаний и навыков в области профессиональной служебной деятельности;

в) оказания гражданскому служащему, в отношении которого осуществлялось наставничество, постоянной и эффективной помощи в совершенствовании форм и методов работы;

г) проведения действенной работы по воспитанию у гражданского служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество, добросовестного отношения к исполнению его должностных обязанностей.

23. Отзыв о результатах наставничества, подготовленный и подписанный наставником, после ознакомления с ним непосредственного руководителя гражданского служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество, направляется в кадровую службу государственного органа не позднее 5 рабочих дней со дня завершения срока наставничества.

24. Результативность деятельности гражданского служащего в качестве наставника по решению представителя нанимателя учитывается при выплате ему премии за выполнение особо важных и сложных заданий. Порядок выплаты указанной премии наставникам устанавливается представителем нанимателя в соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 50 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации”.

25. Деятельность гражданского служащего в качестве наставника учитывается при решении вопросов, связанных с поощрением или награждением гражданского служащего за безупречную и эффективную гражданскую службу в соответствии со статьей 55 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации”.

26. Государственный орган вправе учредить ведомственный знак отличия для награждения гражданских служащих за эффективное и долговременное осуществление наставничества в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 55 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации”.

Приложение
к Положению о наставничестве
на государственной гражданской
службе Российской Федерации

ОТЗЫВ
о результатах наставничества

Читайте также:
Больничный после увольнения: как оплачивается

1. Фамилия, имя, отчество (при наличии) и замещаемая должность наставника:

2. Фамилия, имя, отчество (при наличии) и замещаемая должность государственного гражданского служащего Российской Федерации (далее – гражданский служащий), в отношении которого

3. Период наставничества: с _____________ 20__ г. по _____________ 20__ г.

4. Информация о результатах наставничества:

а) гражданский служащий изучил следующие основные вопросы профессиональной служебной деятельности:

б) гражданский служащий выполнил по рекомендациям наставника следующие основные задания:

в) гражданскому служащему следует устранить следующие недостатки при исполнении должностных обязанностей (заполняется при необходимости):

г) гражданскому служащему следует дополнительно изучить следующие вопросы:

5. Определение профессионального потенциала гражданского служащего и рекомендации по его профессиональному развитию:

6. Дополнительная информация о гражданском служащем, в отношении которого осуществлялось наставничество (заполняется при необходимости):

Положение о наставничестве в организации

Об утверждении Положения о наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 октября 2019 г. № 1296
МОСКВА
Об утверждении Положения о наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации

В соответствии с подпунктом “в” пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 21 февраля 2019 г. № 68 “О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации” Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации.

2. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется федеральными государственными органами в пределах установленной предельной численности работников указанных органов и бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Российской Федерации Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНОпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 7 октября 2019 г. № 1296

ПОЛОЖЕНИЕо наставничестве на государственной гражданской службеРоссийской Федерации

1. Настоящее Положение определяет порядок осуществления наставничества на государственной гражданской службе Российской Федерации (далее соответственно – гражданская служба, наставничество) и условия стимулирования государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее – гражданские служащие), осуществляющих наставничество (далее – наставники), с учетом оценки результативности их деятельности.

2. Наставничество на гражданской службе осуществляется лицами, имеющими значительный опыт работы в определенной сфере, в целях содействия профессиональному развитию гражданских служащих, направленному на формирование знаний и умений, необходимых для обеспечения служебной деятельности на высоком профессиональном уровне, и воспитания добросовестного отношения к исполнению должностных обязанностей.

3. Задачами наставничества являются:

а) повышение информированности гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, о направлениях и целях деятельности государственного органа, стоящих перед ним задачах, а также ускорение процесса адаптации гражданского служащего, поступившего впервые на гражданскую службу, или гражданского служащего, имеющего стаж гражданской службы, впервые поступившего в данный государственный орган;

б) развитие у гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, умений самостоятельно, качественно и своевременно исполнять возложенные на него должностные обязанности и поддерживать профессиональный уровень, необходимый для их надлежащего исполнения;

в) повышение мотивации гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, к надлежащему исполнению должностных обязанностей, эффективной и долгосрочной профессиональной служебной деятельности.

4. Наставничество осуществляется по решению представителя нанимателя (руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации).

5. Представитель нанимателя создает условия для осуществления наставничества.

6. Организацию наставничества в государственном органе осуществляет кадровая служба государственного органа, используя в том числе государственные информационные системы в области гражданской службы.

7. Наставничество осуществляется, как правило, в отношении гражданского служащего, поступившего впервые на гражданскую службу в государственный орган, или гражданского служащего, имеющего стаж гражданской службы, впервые поступившего в данный государственный орган.

8. Предложение об осуществлении наставничества направляется представителю нанимателя руководителем структурного подразделения государственного органа, в котором предусматривается замещение лицом, в отношении которого предлагается осуществлять наставничество, должности гражданской службы (далее – непосредственный руководитель). Данное предложение содержит сведения о сроке наставничества и согласии гражданского служащего, назначаемого наставником.

Читайте также:
Повторный инструктаж по охране труда - периодичность и порядок проведения

9. Непосредственный руководитель гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, в случае временной нетрудоспособности наставника в течение длительного срока или его длительной служебной командировки, а также возникновения иных обстоятельств, препятствующих осуществлению наставничества, в течение одного рабочего дня с момента возникновения указанных обстоятельств направляет предложения представителю нанимателя для принятия решения о назначении другого наставника. Срок наставничества при этом не изменяется.

10. Наставничество прекращается до истечения установленного срока в случае назначения гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, на иную должность гражданской службы в том же или в другом государственном органе или его увольнения с гражданской службы.

11. Наставник назначается из числа наиболее авторитетных, опытных и результативных гражданских служащих. У наставника не должно быть дисциплинарного взыскания или взыскания за коррупционное правонарушение, а также в отношении него не должна проводиться служебная проверка.

12. Непосредственный руководитель гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, не может являться наставником.

13. Наставник одновременно может осуществлять наставничество в отношении не более чем 2 гражданских служащих.

14. Функции наставника осуществляются наряду с исполнением гражданским служащим, являющимся наставником, его должностных обязанностей.

15. В функции наставника входят:

а) содействие в ознакомлении гражданского служащего с условиями прохождения гражданской службы;

б) представление гражданскому служащему рекомендаций по вопросам, связанным с исполнением его должностных обязанностей;

в) выявление ошибок, допущенных гражданским служащим при осуществлении им профессиональной служебной деятельности, и содействие в их устранении;

г) передача накопленного опыта, профессионального мастерства, демонстрация и разъяснение наиболее рациональных методов исполнения должностных обязанностей;

д) оказание гражданскому служащему консультативно-методической помощи при его обращении за профессиональным советом.

16. Наставник имеет право:

а) принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с исполнением должностных обязанностей гражданским служащим, в отношении которого осуществляется наставничество, с его непосредственным руководителем;

б) давать гражданскому служащему рекомендации, способствующие выработке практических умений по исполнению должностных обязанностей;

в) разрабатывать индивидуальный план мероприятий по наставничеству;

г) контролировать своевременность исполнения гражданским служащим должностных обязанностей.

17. Наставнику запрещается требовать от гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом данного гражданского служащего.

18. В обязанности гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, входят:

а) самостоятельное выполнение заданий непосредственного руководителя с учетом рекомендаций наставника;

б) усвоение опыта, переданного наставником, обучение практическому решению поставленных задач;

в) учет рекомендаций наставника, выполнение индивидуального плана мероприятий по наставничеству (при его наличии).

19. Гражданский служащий, в отношении которого осуществляется наставничество, имеет право:

а) обращаться по мере необходимости к наставнику за профессиональным советом для надлежащего исполнения своих должностных обязанностей;

б) принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с наставничеством, с непосредственным руководителем и наставником;

в) представлять непосредственному руководителю обоснованное ходатайство о замене наставника.

20. Наставник представляет непосредственному руководителю гражданского служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество, отзыв о результатах наставничества по форме согласно приложению не позднее 2 рабочих дней со дня завершения срока наставничества.

21. Непосредственный руководитель гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, проводит индивидуальное собеседование с таким гражданским служащим в целях подведения итогов осуществления наставничества.

22. Непосредственный руководитель гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, проводит оценку результативности деятельности наставника на основе результатов деятельности наставника и профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество. Оценка проводится с учетом:

а) содействия гражданскому служащему, в отношении которого осуществлялось наставничество, в успешном овладении им профессиональными знаниями, навыками и умениями, в его профессиональном становлении;

б) содействия в приобретении гражданским служащим, в отношении которого осуществлялось наставничество, опыта работы по специальности, направлению подготовки, формирования у него практических знаний и навыков в области профессиональной служебной деятельности;

в) оказания гражданскому служащему, в отношении которого осуществлялось наставничество, постоянной и эффективной помощи в совершенствовании форм и методов работы;

г) проведения действенной работы по воспитанию у гражданского служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество, добросовестного отношения к исполнению его должностных обязанностей.

Читайте также:
Срок исковой давности по трудовым спорам: обращение в суд, как восстановить

23. Отзыв о результатах наставничества, подготовленный и подписанный наставником, после ознакомления с ним непосредственного руководителя гражданского служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество, направляется в кадровую службу государственного органа не позднее 5 рабочих дней со дня завершения срока наставничества.

24. Результативность деятельности гражданского служащего в качестве наставника по решению представителя нанимателя учитывается при выплате ему премии за выполнение особо важных и сложных заданий. Порядок выплаты указанной премии наставникам устанавливается представителем нанимателя в соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 50 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации”.

25. Деятельность гражданского служащего в качестве наставника учитывается при решении вопросов, связанных с поощрением или награждением гражданского служащего за безупречную и эффективную гражданскую службу в соответствии со статьей 55 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации”.

26. Государственный орган вправе учредить ведомственный знак отличия для награждения гражданских служащих за эффективное и долговременное осуществление наставничества в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 55 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации”.

____________

ПРИЛОЖЕНИЕк Положению о наставничествена государственной гражданской службе Российской Федерации

ОТЗЫВ
о результатах наставничества

1. Фамилия, имя, отчество (при наличии) и замещаемая должность наставника: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

2. Фамилия, имя, отчество (при наличии) и замещаемая должность государственного гражданского служащего Российской Федерации (далее – гражданский служащий), в отношении которого осуществлялось наставничество: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

3. Период наставничества: с ___________ 20__г. по ___________ 20__г.

4. Информация о результатах наставничества:

а) гражданский служащий изучил следующие основные вопросы профессиональной служебной деятельности:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________;

б) гражданский служащий выполнил по рекомендациям наставника следующие основные задания: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________;

в) гражданскому служащему следует устранить следующие недостатки при исполнении должностных обязанностей (заполняется при необходимости): ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________;

г) гражданскому служащему следует дополнительно изучить следующие вопросы: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________.

5. Определение профессионального потенциала гражданского служащего и рекомендации по его профессиональному развитию:

6. Дополнительная информация о гражданском служащем, в отношении которого осуществлялось наставничество (заполняется при необходимости):___________________________________________________________________________.

Положение о наставничестве

Образец документа:

____________________
“___”________ ___ г.

ПОЛОЖЕНИЕ о наставничестве

1. Цели и задачи наставничества

1.1. Целью наставничества является оказание помощи сотрудникам (стажерам) в их профессиональном становлении.

1.2. Основными задачами наставничества являются:

а) ускорение процесса обучения основным навыкам профессии, развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них задачи по занимаемой должности;

б) адаптация к корпоративной культуре, усвоение традиций и правил поведения в данном подразделении.

2. Организация наставничества

2.1. Наставничество устанавливается над новыми сотрудниками в период испытательного срока.

2.2. Наставничество устанавливается продолжительностью до двух месяцев.

2.3. Наставники подбираются из наиболее подготовленных сотрудников, обладающих высокими профессиональными качествами, имеющих стабильные показатели в работе, способность и готовность делиться своим опытом, имеющих системное представление о своем участке работы и работе подразделения, преданных делу компании, поддерживающих ее стандарты и правила работы, обладающих коммуникативными навыками и гибкостью в общении.

2.4. Утверждение сотрудника (специалиста) в качестве наставника осуществляется в приказе о назначении сотрудника стажером по должности либо назначении его на определенную должность. Основанием для закрепления наставника является представление непосредственного начальника при обоюдном согласии предполагаемого наставника и сотрудника (стажера), за которым он будет закреплен.

2.5. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач новым сотрудником в период испытательного срока. Оценка производится на промежуточном и итоговом контроле.

2.6. Наставническая деятельность оценивается по ее завершении аттестационной комиссией, сотрудник оценивается с разных уровней: руководителем подразделения, наставником, коллегами, подчиненными и самим аттестуемым.

2.7. Система мотивации наставника:

1 вариант – новый сотрудник успешно проходит испытательный срок. Наставник получает дополнительное вознаграждение в размере _____ (__________) рублей.

2 вариант – новый сотрудник, проработавший не менее одного месяца, не прошел испытательный срок (не по причине неудовлетворительной работы наставника) – наставник получает компенсацию за проделанную работу в размере _____ (__________) рублей.

Читайте также:
Аттестация рабочих мест - изменения, порядок проведения

3 вариант – при выявлении неудовлетворительной работы наставника наставнику объявляется замечание.

3. Обязанности наставника

3.1. Знать требования законодательства, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности сотрудника (стажера) по занимаемой должности.

3.2. Разрабатывать и утверждать совместно с непосредственным начальником сотрудника (стажера) индивидуальный план его обучения.

3.3. Всесторонне изучать деловые и нравственные качества сотрудника (стажера), его отношение к работе, коллективу.

3.4. Оказывать сотруднику (стажеру) индивидуальную помощь в овладении избранной профессией, практическими приемами, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.

3.5. Личным примером развивать положительные качества сотрудника (стажера), привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора.

3.6. Нести материальную ответственность за действия стажера в период прохождения им испытательного срока.

4. Права наставника

4.1. Наставник привлекает для дополнительного обучения стажера других сотрудников с письменного согласия непосредственного руководителя и привлекаемых сотрудников.

4.2. Требует рабочие отчеты у нового сотрудника как в устной, так и в письменной форме.

4.3. Участвует в обсуждении вопросов, связанных со служебной, общественной деятельностью сотрудника (стажера), вносит предложения непосредственному начальнику о его поощрении, применении мер дисциплинарного воздействия, удовлетворении разумных потребностей и запросов.

Приказ о полной материальной ответственности

Приказ о полной материальной ответственности формируется в тех случаях, когда у руководства есть потребность возложить обязанность по сохранению имущества предприятия на подчиненных.

Виды полной материальной ответственности

Материальная ответственность бывает двух видов:

  • индивидуальная;
  • коллективная.

В первом случае она перекладывается на кого-то из работников компании персонально, во втором — ответственность за товарно-материальные ценности несет группа сотрудников (обычно это коллеги по цеху, подразделению или участку).

Для того, чтобы при возложении материальной ответственности следовать букве закона, администрации предприятия нужно соблюдать определенный алгоритм действий:

  1. Первым делом по организации издается приказ о полной материальной ответственности.
  2. Затем с сотрудниками, в отношении которых он издан, заключаются дополнительные соглашения к трудовому договору (или коллективный договор).
  3. Формируются акты инвентаризации вверяемого им имущества.

На основе этих документов, при установлении фактов порчи или утраты указанных в акте инвентаризации товарно-материальных ценностей, руководство компании имеет полное право взыскать ущерб с ответственных лиц.

Кто составляет приказ

Непосредственная задача по составлению приказа о полной материальной ответственности может быть поручена любому работнику компании, знакомому с законодательством РФ (по части трудового и гражданского права), а также имеющему точное представление о том, как именно писать подобного рода распорядительные акты. Обычно эта функция входит в должностные обязанности юрисконсульта или секретаря.

В любом случае, независимо от того, кто именно будет занят составлением приказа, после окончательного его формирования, этот человек должен передать документ для удостоверения руководителю предприятия, т.к. без его подписи он не станет законным.

Чем объяснить создание приказа

Для формирования приказа всегда должен быть повод, точнее даже два: основание и обоснование. Они присутствуют во всех начальственных распоряжениях.

  1. В обосновании пишутся фактические обстоятельства, послужившие причиной для создания документа – в данном случае это может быть необходимость обеспечения сохранности имущества фирмы или что-то подобное.
  2. Основание – это прямая ссылка на какой-либо внутренний документ (например, служебную записку руководителя структурного подразделения) или законодательный акт – здесь указывается его номер и дата.

Какие особенности есть у приказа

Если вам понадобилось составить приказ о возложении полной материальной ответственности, сначала ознакомьтесь с нашими советами и посмотрите образец документа.

В качестве вводной части немного общей информации. Этот приказ, как и все остальные распорядительные акты, не имеет унифицированного вида, а это означает, что писать его допускается в свободной форме или, если компании имеет свой утвержденный шаблон документа – по его типу. Текст может быть написан как от руки, так и набран на компьютере, при этом составлять распоряжение можно на простом листе любого удобного формата или на фирменном бланке организации.

Оформляя приказ, вам следует соблюсти лишь одно важное условие – он должен быть подписан директором предприятия (поскольку все приказы пишутся от его лица) или сотрудником, который в установленном порядке действует от имени руководителя. Кроме того, свои автографы под документом должны оставить и все перечисленные в нем сотрудники, а также те, кого он касается напрямую.

Читайте также:
Характеристика на работника с места работы: образец заполнения и общие правила

Следите за тем, чтобы приказ был составлен без ошибок, опечаток, помарок и исправлений. Удостоверять бланк приказа печатью строгой необходимости нет – это надо делать только тогда, когда правило по заверению локальных документов с помощью различного рода клише заложено в учетной политике предприятия.

Составляйте приказ в одном оригинальном экземпляре, а если надо будет сделать копии, просто подпишите их у ответственного сотрудника. По завершении не забудьте включить сведения о документе в журнал учета распорядительных бумаг.

После того, как приказ о полной материальной ответственности будет создан, подписан, выпущен и учтен, а все сотрудники, которых он коснулся, с ним ознакомятся, бланк надо вложить в отдельную папку с прочей распорядительной документацией. В ней документ следует держать весь период действия, который прописывается либо в самом документе, либо приравнивается к одному году с момента составления распоряжения.

Впоследствии бланк можно передать в архив организации и по истечения срока хранения утилизировать с соблюдением процедуры, прописанной в законе.

Образец приказа о полной материальной ответственности

Формулируя текст приказа, не забывайте, что его состав и содержание должны отвечать определенным нормам деловой документации.

Вначале, в «шапке», укажите:

  • название своей фирмы;
  • наименование и номер документа с коротким обозначением его смысла;
  • место (населенный пункт) и дату его составления;
  • обоснование для создания распоряжения: например – невозможность разграничения материальной ответственности (если речь идет о группе сотрудников) или (в случае назначения персональной материальной ответственности) — необходимость обеспечения сохранности имущества предприятия и т.п.

Затем сформулируйте основную часть – ее лучше поделить на пункты:

  • включите сюда собственно распоряжение о полной материальной ответственности;
  • укажите структурное подразделение, в котором числятся ответственные лица, их должности и ФИО;
  • после этого нужно дать указание специалисту кадрового отдела заключить с данными сотрудниками либо доп. соглашение к трудовому договору, либо коллективный трудовой договор (в зависимости от ситуации);
  • назначить работника, который будет осуществлять контроль за исполнением данного приказа (это может быть кто-то из людей, приближенных к руководству фирмы или сам директор).

Положение о материальной ответственности работников

polozhenie_o_materialnoy_otvetstvennosti_rabotnikov.jpg

Похожие публикации

Положение о материальной ответственности (ПМО) должно быть утверждено в каждой организации, руководство которой заинтересовано в защите имущества от халатного отношения и злоупотреблений со стороны нанятого персонала. Оно представляет собой локальный акт, в котором рассмотрена схема взаимодействия работодателя и сотрудников организации, если речь идет о сохранности имущества и порядке возмещения причиненного материального ущерба.

Составлять данный документ не обязательно, так как в действующем законодательстве отсутствует такое требование. Специальные требования к его содержанию также не утверждены. Но если Положение о материальной ответственности будет составлено и утверждено, работодатель только выиграет от этого. У него появится мощный инструмент для урегулирования разногласий с сотрудниками в вопросах возмещения убытков.

Условия о наступлении материальной ответственности в компании могут быть рассмотрены и в других документах: соглашении о матответственности, трудовом договоре и др.

Кто отвечает за составление Положения

Положение о материальной ответственности, образец которого вы можете найти далее, обычно составляют специалисты отдела кадров. В небольшой фирме эта задача может быть возложена на бухгалтера. ИП и руководители фирм могут самостоятельно составить такое Положение.

Утверждать Положение о материальной ответственности имеет право только непосредственный глава организации или уполномоченное им лицо. С утвержденным документом следует ознакомить всех сотрудников, ведь каждый из них может нанести материальный ущерб субъекту предпринимательской деятельности.

Законодательная база

Поскольку пределы матответственности, определяемые текстом Положения о материальной ответственности работников не должны превышать пределы, установленные законодательством, при составлении документа следует руководствоваться:

Нормами ст. 232, 233, 238-250 ТК РФ. Здесь рассмотрены случаи матответственности сотрудников, порядок определения размера причиненного ущерба, порядок взыскания ущерба и другие важные моменты.

Читайте также:
Подъёмные выплаты молодым специалистам: медикам, педагогам, военнослужащим

Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 № 85. В этом документе можно найти перечень должностей, для которых предусмотрено заключение договора о полной материальной ответственности, а также перечень работ, при выполнении которых может быть введена полная коллективная матответственность.

Ключевые нормы статей ТК РФ:

В ст. 232 ТК РФ прописано, что работодатель не имеет права накладывать на работников материальную ответственность, размер которой будет выше той, которая предусмотрена трудовым законодательством и иными законами. При расторжении трудового договора лицо, причинившее ущерб, не освобождается от ответственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 238 ТК РФ, от работника можно требовать возмещения только прямого действительного ущерба. Невозможно взыскать неполученные доходы (упущенную выгоду).

В ст. 233 ТК РФ прописаны условия наступления матответственности. Работодатель обязан доказать размер причиненного ему ущерба и противоправное поведение сотрудника (действие или бездействие).

Ст. 241 ТК РФ определяет пределы матответственности работника. В частности, за причиненный ущерб виновное лицо будет отвечать в пределах своего среднемесячного заработка (ограниченная матответственность). Полная матответственность возможна лишь в определенных законом случаях на основании заключенного договора (ст. 242 ТК РФ).

В ст. 239 ТК РФ перечислены обстоятельства, исключающие привлечение к матответственности (непреодолимая сила, нормальный хозяйственный риск, крайняя необходимость и т.д.).

Работодатель должен понимать: чем скрупулезнее он подойдет к составлению Положения о матответственности, тем легче ему будет решать спорные ситуации, связанные с возмещением ущерба нанятыми работниками.

Сотрудников надо ознакомить с содержанием Положения под роспись при трудоустройстве. Приведенный образец Положения о материальной ответственности работников можно взять за основу при разработке аналогичного документа для своей организации.

Структура Положения о материальной ответственности

Утвержденной формы документа не существует, работодатели имеют право самостоятельно определять его структуру. Важно, чтобы указанные в нем нормы не противоречили действующему законодательству РФ. Поэтому перед составлением Положения настоятельно рекомендуем изучить нормы Раздела XI ТК РФ, Постановление Минтруда РФ № 85, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 № 52. Во избежание нарушения трудовых прав подчиненных при написании ПМО стоит проконсультироваться с юридической службой компании.

Положение о материальной ответственности в 2019 году может иметь такую структуру:

В верхнем правом углу должна стоять резолюция об утверждении документа руководителем организации. Здесь указывают название должности руководителя юридического лица, его Ф.И.О., дату утверждения. Руководящее лицо ставит свою подпись.

Раздел «Общая часть». Здесь указывают, на кого распространяется материальная ответственность.

Раздел «Материальная ответственность сотрудников». Надо подробно разъяснить, какие виды матответственности предусмотрены для рабочего персонала (полная, ограниченная) и в каком размере будет возмещен ущерб.

Раздел «Условия наступления материальной ответственности». Перечисляются конкретные условия, при наступлении которых работник будет привлечен к ответственности. К примеру, организации был нанесен прямой действительный ущерб, вина работника была доказана и др.

Раздел «Определение размера ущерба и порядок его возмещения». Здесь можно, в частности, указать, что размер ущерба будет определяться после проведения инвентаризации по фактическим потерям. Виновное лицо сможет возместить нанесенный ущерб полностью или частично, из его месячной заработной платы будет удерживаться определенная сумма (но не более 20% от суммы, причитающейся к выплате). Если сотрудник откажется возмещать ущерб в добровольном порядке, работодатель будет требовать этого в судебном порядке.

Раздел «Заключительные положения» – срок действия Положения и иные условия.

Документ подписывает руководитель организации или начальник отдела кадров. Сотрудник также должен поставить в Положении свою подпись и дату, подтвердив тем самым факт ознакомления с его содержимым.

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: