Положение о рабочей группе по внедрению профстандартов: образец

Приказ о внедрении профстандартов в организации

Составление приказа о внедрении профстандартов необходимо в тех случаях, когда в штате предприятия есть должности, для которых законом прописаны определенные нормы. Приказ относится к локальным актам компании, является вполне самостоятельным документом и запускает процесс по внедрению в организации профессиональных стандартов.

Наибольшее распространение документ на сегодняшний день имеет в государственных, муниципальных и бюджетных учреждениях, но иногда применяется и в крупных коммерческих структурах.

Что такое профстандарты

Профессиональные стандарты или, если сокращенно, профстандарты – совсем «свежее» понятие в Трудовом кодексе РФ. По сути это набор требований, касающихся опыта работы, образования, стажа, которым должен отвечать представитель той или иной профессии.

Перечень специалистов, к которым применяются профстандарты, практически неограничен – это преподаватели, официанты, врачи, кадровики, инженеры, программисты и т.д.

Ранее для определения условий, которым должны были соответствовать работники предприятий и организаций, применялись квалификационные справочники, поделенные на отрасли по роду деятельности. Основное отличие от них профстандартов, имеющих единую структуру, заключается в том, что требования, которые прописываются к одним и тем же должностям в профстандартах могут отличаться, в зависимости от уровня образования и опыта работы специалиста.

Часть профстандартов носит рекомендательный характер, часть являются обязательными.

Если профессиональные стандарты для той или иной категории работников обязательны, их применение должно происходить во всех без исключения компаниях, независимо от их организационно-правового статуса.

Цели и задачи комиссии по внедрению профстандартов

Внедрением профстандартов на предприятии занимается специально созданная комиссия. В ее состав должно входить не менее трех человек из числа руководства фирмы или сотрудников отдела кадров. Все участники комиссии должны быть ознакомлены с нормой закона о внедрении профстандартов, а также теми условиями, которые обязаны соблюдаться при ее реализации. Кроме того, эту информацию они должны довести до сведения других работников, в особенности тех, кого внедрение профессиональных стандартов касается напрямую.

Основная задача комиссии – оценить образование, подготовку и профессиональные качества персонала для определения дальнейшей кадровой политики.

Процедура оценки уровня работников проводится при помощи аттестации через приказ о проведении аттестации работников и анализа внутренней документации предприятия. При этом закон не требует тестирования всех подряд сотрудников, вполне допускается внедрение как целой группы профстандартов, так и только некоторой их части.

Результатом деятельности комиссии может стать разработка новых трудовых договоров, и соглашений, корректировка действующих должностных инструкций, изменение условий труда и размера заработной платы, переобучение некоторых специалистов, повышение их квалификации, перевод на другие должности и т.д. Следует отметить, что несоответствие сотрудника профессиональным стандартам не может являться основанием для его увольнения.

Основание для приказа на внедрение профстандартов

Каждый издаваемый на предприятии приказ должен иметь под собой определенное основание. В данном случае в качестве такового выступает постановление Правительства РФ № 584 от 27.06.2016 года. Ссылку на него следует обязательно давать в приказе.

Кто пишет приказ

Приказ является документом, фиксирующим волеизъявление руководителя организации. При этом непосредственно его составлением может заниматься любой работник, обладающий навыками по созданию распорядительной документации, например, юрист, секретарь или кадровик. Но кто бы ни писал приказ, после того как будет окончательно оформлен, его обязательно следует передать для ознакомления и визирования директору предприятия.

Образец приказа о внедрении профстандартов в организации

На сегодняшний день нет унифицированного образца приказа на внедрение профстандартов. Это означает, что предприятия и организации могут писать данный документ в произвольном виде или по образцу, утвержденному в учетной политике фирмы.

Однако, есть значения, которые указывать в приказе следует обязательно:

  • номер, место, дату его составления,
  • полное название предприятии, в котором он выпускается,
  • определить людей, которые будут заниматься внедрением профстандартов,
  • вписать состав комиссии,
  • обозначить ее цели и задачи,
  • указать сроки, в которые они должны быть достигнуты,
  • ответственное за исполнение лицо (в качестве такового может выступать сам руководитель предприятия или какой-то другой сотрудник, находящийся в его прямом подчинении).

Правила оформления приказа

Как и по содержанию документа, так и по его оформлению, никаких норм и ограничений нет: приказ можно писать как от руки, так и в печатном виде, на обычном листе А4 формата или на фирменном бланке организации. Заверять печатью бланк документа нет необходимости, т.к. с 2016 года это требование закона, применяемое ранее к юридическим лицам, отменено, а вот автограф руководителя предприятия или иного сотрудника, уполномоченного на подписание подобного рода документов, на приказе стоять должен.

Обычно приказ пишется в единственном оригинальном экземпляре, но при необходимости можно сделать его копии.

Как и сколько хранить приказ

Составленный, заверенный и изданный надлежащим образом приказ весь период действия должен находиться в составе прочей распорядительной документации, в месте, доступ к которому следует ограничивать. После того, как его актуальность будет утрачена, его нужно передать в архив предприятия, где он должен храниться период, установленный законодательством или локальными актами компании (но не менее трех лет), после чего его можно утилизировать.

Положение о рабочей группе по внедрению профстандартов: образец

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Барабинского района Новосибирской области

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Старощербаковская средняя общеобразовательная школа

Барабинского района Новосибирской области

О введении профессиональных стандартов

В целях организации работы по введению профессиональных стандартов,

1. Создать рабочую группу по введению профессиональных стандартов.

2. Утвердить состав рабочей группы согласно приложению №1.

3. Назначить руководителем рабочей группы заместителя директора по УВР Игнатьеву Ларису Васильевну.

Читайте также:
Обязательный аудит – когда проводится, критерии

4. Утвердить Положение о рабочей группе по введению профессиональных стандартов согласно приложению №2.

5. Обязать рабочую группу разработать план мероприятий по введению профессиональных стандартов в МКОУ Старощербаковской СОШ.

Директор З.Н. Межуева

Приложение №1 к приказу №180 от 20.09.2016г.

Состав рабочей группы

по введению профессиональных стандартов

в МКОУ Старощербаковской СОШ

1. Игнатьева Л.В. – заместитель директора по УВР

2. Головина В.К. – председатель профсоюзного комитета

3. Нафрамович В.М. – секретарь учебной части

4. Межуева З.Н. – директор

5. Мельникова Т.В. –руководитель ШМО учителей географии

6. Гребенщикова Т.А. – руководитель ШМО учителей начальных классов

Приложение №2 к приказу №180 от 20.09.2016г.

о рабочей группе по введению профессиональных стандартов

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение определяет цель, основные задачи, функции, а также порядок формирования и работы рабочей группы по введению профессиональных стандартов ОО

1.2. Рабочая группа по введению профессиональных стандартов является коллегиальным органом, созданным в целях определения тактики введения профессиональных стандартов, а также обеспечения взаимодействия между государственными органами, общественными объединениями, научными, образовательными организациями при рассмотрении вопросов, связанных с внедрением профессиональных стандартов.

1.3. Рабочая группа в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, региональными нормативными и правовыми актами, Уставом школы, а также настоящим Положением.

2. Цели и задачи деятельности рабочей группы

2.1. Основная цель создания рабочей группы – обеспечение системного подхода к введению профессиональных стандартов.

2.2. Основными задачами группы являются:

– организация, регулирование и планирование инновационной деятельности ОО в соответствии с направлениями работы по введению профессиональных стандартов;

– создание нормативной и организационно – правовой базы, регламентирующей деятельность ОО по введению профессиональных стандартов;

– проведение оценки и самооценки работников на соответствие его компетентности квалификационным требованиям профессиональным стандартам;

– подготовка предложений по методике установления уровня компетенций специалиста;

– изменение существующего порядка аттестации работников ОО с учетом требований профессиональных стандартов, разработка тестовых заданий;

– создание индивидуальных планов развития профессиональной компетенции работников и плана ОО с учетом требований профессиональных стандартов;

– обеспечение взаимодействия учреждения с учреждениями дополнительного и профессионального образования, осуществляющими подготовку и переподготовку кадров;

– информирование всех сотрудников о ходе введения профессиональных стандартов.

3. Функции рабочей группы

– формирование банка информации по направлениям введения профессиональных стандартов (нормативно-правовое, кадровое, научно – методическое);

– разъяснение сотрудникам ОО перспектив и эффектов введения профессиональных стандартов.

– координация деятельности сотрудников ОО, системы оценки качества предоставления услуг в сфере НОО, ООО, СОО по основным направлениям деятельности по введению профессиональных стандартов;

– определение механизма реализации профессиональных стандартов.

3.3. Экпертно – аналитическая:

– мониторинг условий, ресурсного обеспечения и результативности введения профессиональных стандартов на разных этапах;

– отбор традиционных, разработка инновационных методов и приемов аттестации и оценки работников с учетом требований профессиональных стандартов;

– составление реестра документов ОО, которые необходимо принять и в которые необходимо внести изменения в связи с использованием профессиональных стандартов в деятельности учреждений, и подготовка проектов данных документов.

4. Состав рабочей группы

4.1. В состав рабочей группы входят: руководитель рабочей группы и члены рабочей группы, которые принимают участие в ее работе на общественных началах.

4.2. Подготовку и организацию заседаний рабочей группы, а также решение текущих вопросов, осуществляет руководитель рабочей группы.

4.3. Количественный и списочный состав рабочей группы определяется приказом директора ОО.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Старощербаковская средняя общеобразовательная школа

Барабинского района Новосибирской области

Об утверждении дорожной карты

по внедрению профстандартов

на период с 01.01.2017 по 31.12.2019г.

В соответствии с приказом по школе №180 от 20.09.2016 года «О введении профессиональных стандартов», на основании решения педагогического совета (протокол № 3 от 07.11.2016г.) с учетом мнения первичной профсоюзной организации, в целях обеспечения поэтапного перехода на работу в условиях профессиональных стандартов,

Утвердить Дорожную карту по внедрению профессиональных стандартов в МКОУ Старощербаковской СОШ на период с 01.01.2017 по 31.12.2019 года (приложение 1).

Директор З.Н. Межуева

Профессиональные стандарты

ОБРАЗОВАНИЕ

Код ПС Наименование стандарта Нормативный правовой акт, утвердивший стандарт
01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)

Зарегистрировано в Минюсте России 06 декабря 2013 г. N 30550

01.002 Педагог-психолог (психолог в сфере образования)

Зарегистрировано в Минюсте России 18 августа 2015 г. N 38575

01.003 Педагог дополнительного образования детей и взрослых

Зарегистрировано в Минюсте России 28 августа 2018 г. N 52016

01.005 Специалист в области воспитания

Зарегистрировано в Минюсте России 26 января 2017 г. N 45406

01.007 Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)

Зарегистрировано в Минюсте России 17 января 2019 г. N 53396

Для чего нужен профстандарт учителя?

Содержащиеся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих требования были признаны морально устаревшими еще несколько лет назад. Это и стало основной причиной необходимости введения профессиональных стандартов — в 2012 году в Трудовом кодексе РФ появилось новое понятие «профстандарт».

Одним из первых был разработан и внедрен профтандарт педагога (см. приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н). Данный профстандарт — документ, в котором указано, какими умениями, знаниями и навыками должен обладать современный педагог.

Обратите внимание! Профстандарт педагога, утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 №544н, распространяется не только на школьных учителей. Его требования применяется также в отношении воспитателей в детских садах и иных дошкольных образовательных учреждениях.

Какие общие требования к педагогам устанавливает профстандарт в 2019 г.?

Прежде всего, профстандарт педагога устанавливает требования к образованию педагога или лица, желающего работать учителем или воспитателем. Так, учитель, например, обязательно должен иметь высшее или среднее профессиональное образование:

  • в сфере педагогики или по направлению предмета, который учитель преподает;
  • иное высшее или среднее профобразование и дополнительное по направлению деятельности в школе.

Обратите внимание! Получение дополнительного профобразования по направлению деятельности в образовательной организации необходимо лишь тем лицам, которые желают работать учителями, но не имеют при этом высшего или среднего профобразования — педагогического или в области предмета, который такие лица собираются преподавать. При наличии соответствующего высшего или среднего образования (т. е. педагогического и/ или по профилю преподаваемого предмета) требование профстандарта о допобразовании является избыточным (см. письмо Минпросвещения России от 28.03.2019 №ТС-817/08).

При этом на работу может быть принят учитель, не имеющий практического опыта по специальности.

Не могут трудиться в роли педагогов лица:

  • лишенные права заниматься такой деятельностью по решению суда;
  • имеющие судимость (в т.ч. погашенную);
  • признанные недееспособными;
  • имеющие определенные заболевания.

Обязательно ли применять в РФ профстандарт педагога?

Применение профессиональных стандартов для педагогов обязательно (ч.1 ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ).

Обратите внимание! Обязательность применения профстандартов для работников сферы образования определена законом и не зависит от формы собственности и статуса работодателя (см. ответ на вопрос №7 письма Минтруда России от 04.04.2016 №14-0/10/В-2253). Таким образом, профстандарт педагога должен применяться в отношении учителей и воспитателей не только в государственных, но и в частных образовательных учреждениях.

Риски! За нарушение требований закона о применении профстандартов работодатель может быть привлечен к ответственности по ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Можно ли уволить за несоответствие утвержденному профстандарту педагога в 2019 г.?

Нет, уволить за несоответствие сотрудника требованиям профстандарта нельзя. Но работодатель, определив, что работник не в полной мере отвечает установленным профстандартом характеристикам, может отправить его за свой счет (т. е. за счет средств работодателя) на обучение (ст. 196 ТК РФ).

Важно! Действие профстандартов распространяется на работников, принимаемых на работу уже после вступления в силу таких профстандартов. Ранее трудоустроенные учителя и воспитатели не могут быть уволены за то, что их уровень образования и опыта работы ниже, чем описанный в профстандарте (ответ на вопрос №10 письма Минтруда России от 04.04.2016 №14-0/10/В-2253).

Правоприменитель неоднократно указывал, что формальный подход при использовании профстандартов в отношении работников, уже трудящихся в организации на момент вступления в силу соответствующего профстандарта, недопустим. Тем более, это не может выступить основанием к расторжению действующего трудового договора (например, письмо Минобрнауки РФ от 13.10.2016 №НТ-1295/12, постановление Конституционного Суда РФ от 14.11.2018 №41-П и т.д.). Как обозначил КС РФ в упомянутом постановлении, требования ч. 1 ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ», по общему правилу, должны применяться на этапе принятия решения о приеме на работу.

Обратите внимание! «Несоответствие профессиональному стандарту» и «несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации» – это не тождественные понятия. При этом второе уже может выступать основанием к расторжению трудового договора (п. 3 ч.1 ст. 81 ТК РФ). Тем не менее, увольнять работника и по этому основанию работодатель не обязан.

Является ли профстандарт педагога универсальным для всех работников образования?

Нет, данный профстандарт применяется только в отношении учителей (педагогическая деятельность в сфере начального, основного, среднего общего образования) и воспитателей (дошкольное образование).

Для работников сферы образования, выполняющих иные трудовые функции, имеются свои профстандарты, среди которых:

  • педагог-психолог (психолог в сфере образования);
  • педагог дополнительного образования детей и взрослых;
  • педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования;
  • специалист в области воспитания;
  • мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий;
  • специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый) и др.

Должностная инструкция учителя и профстандарт: как привести в соответствие?

При разработке/ корректировке должностной инструкции педагога работодатель обязан прежде всего привести в соответствие с профстандартом:

  • наименование должности сотрудника;
  • перечень критериев, которым должен отвечать занимающий должность сотрудник (или на нее претендующий);
  • содержание трудовой функции работника, закрепленной в должностной инструкции.

Типовой должностной инструкции педагога в настоящий момент на законодательном уровне не разработано. Для составления такого документа предлагаем воспользоваться рекомендациями из нашей статьи «Образец заполнения должностной инструкции по профстандарту».

Где можно скачать профстандарт педагога?

Профстандарту педагога психолога мы посвятили отдельный материал.

Итак, профстандарт педагога обязателен к применению в отношении школьных учителей и воспитателей. Одно из важнейший требований такого профстандарта — наличие у работника педагогического образования или образования по преподаваемому предмету (для учителей). Сотрудника, не соответствующего профстандарту, нельзя уволить по этому основанию. Такой сотрудник по усмотрению работодателя и за счет последнего может быть отправлен на обучение/ повышении квалификации.

Внедрение профессиональных стандартов в организации: процедура и последствия

Если при определении наименования должностей и при установлении квалификационных требований к своим работникам компания обязана руководствоваться профессиональными стандартами, их следует внедрить и закрепить применение соответствующими документами. Рассмотрим процедуру и последствия введения профстандартов в организации.

Порядок внедрения профессиональных стандартов

Этап 1 — создание рабочей группы. Данный этап включает в себя определение состава рабочей группы, которая будет заниматься внедрением профессиональных стандартов, а также полномочий ее участников.

В группу могут входить экономисты по труду или работники, которые ответственны за разработку штатного расписания, специалисты по управлению персоналом, юристы, а также руководители структурных подразделений.

Указанные выше лица изучают необходимые нормативно-правовые документы всех уровней с учетом видов деятельности компании и разрабатывают план внедрения профессиональных стандартов.

Создание рабочей группы утверждают соответствующим приказом. Все члены группы должны быть ознакомлены с ним под подпись.

Этап 2 — утверждение плана мероприятий по внедрению профессиональных стандартов. В документе указывают все необходимые мероприятия, сроки их выполнения, ответственных лиц и критерии выполнения процедур внедрения профессиональных стандартов.

План внедрения профессиональных стандартов может выглядеть следующим образом.

План внедрения профессиональных стандартов

Этап 3 — реализация установленных в плане мероприятий. На данном этапе исполнители определяют, для каких должностей профстандарты являются обязательными, проверяют соответствие квалификации работников профстандартам и вносят изменения в документы компании.

Определение должностей, по которым применяются профстандарты, производится путем сверки должностей, указанных в штатном расписании, с реестром утвержденных профессиональных стандартов, приведенных на сайте Минтруда России. Если выявлены какие-либо расхождения, их необходимо зафиксировать в протоколе заседания рабочей группы.

Проверка соответствия квалификации работников профессиональным стандартам проводится путем анализа раздела III профессионального стандарта «Характеристика обобщенных трудовых функций». Также необходимо изучить разделы: «Уровень квалификации», «Требования к образованию» и «Требования к опыту практической работы». Если обнаружены расхождения, их необходимо внести в протокол.

Следующим шагом является изменение в должностной инструкции требований к образованию, стажу и наименованиям должностей, по которым профстандарты являются обязательными. Отметим, что если должностная инструкция — неотъемлемая часть трудового договора, то ее изменение возможно только с согласия работника, путем оформления дополнительного соглашения к трудовому договору.

Кроме того, необходимо внести записи о переводе на новую должность в трудовую книжку и личную карточку работника по форме Т-2 (утв. пост. Госкомстата России от 05.01.2004 № 1).

Далее вносят изменения в штатное расписание. Сделать это можно двумя способами: утверждением нового документа или изданием приказа о внесении изменений в действующее штатное расписание.

Последним шагом на данном этапе является подготовка проекта изменений в локальные нормативные акты компании. Так, если профстандарт является обязательным, то положение об оплате труда должно включать в себя систему оплаты с учетом квалификационных уровней, которые в нем указаны.

Пример В компании есть штатная единица «Инженер по охране труда». В профессиональном стандарте, обязательном к применению, указано наименование должности «Специалист в области охраны труда».

Рабочая группа перевела работника на должность «Специалист в области охраны труда».

При этом были внесены изменения в должностную инструкцию работника (в первую очередь это наименование самой должности и должностные обязанности).

Также было составлено дополнительное соглашение к трудовому договору и внесены записи о переводе на новую должность в трудовую книжку и в раздел III личной карточки работника Т-2.

В штатное расписание и локальные нормативные акты внесены следующие изменения:

  • исключена позиция «Инженер по охране труда»;
  • добавлена новая позиция «Специалист в области охраны труда».

Этап 4 — подведение итогов деятельности рабочей группы. На данном этапе рабочая группа составляет отчет о результатах проведенных мероприятий и представляет его руководителю организации на утверждение.

Этап 5 — разработка плана мероприятий по результатам внедрения профессиональных стандартов. Подведя итоги внедрения профессиональных стандартов, рабочая группа должна составить план дальнейших действий.

Он может включать в себя:

  • организацию аттестации, которая необходима для определения квалификационного соответствия сотрудников требованиям профессиональных стандартов;
  • мероприятия и условия по обучению сотрудников, которое необходимо, когда результаты аттестации показали, что сотрудники не обладают навыками, установленными в профстандарте;
  • внесение изменений в трудовые договоры или заключение соглашений с работниками о прохождении и условиях профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Документ утверждает руководитель организации.

Внедрение профессиональных стандартов: последствия

Вероятно возникновение финансовых издержек, связанных с обучением работников. Ведь ситуация, когда у сотрудника есть образование, но он работает не по специальности, сегодня не редкость. При этом для выполнения определенных видов деятельности законодательство обязывает работников пройти профессиональную переподготовку или получить образование. Например, специалисты с медицинским образованием обязаны проходить повышение квалификации не реже одного раза в пять лет. Причем на работодателя ложится прямая обязанность решить вопрос с таким обучением (ст. 196 ТК РФ). Также работодатель обязан обеспечить обучение лиц, которые поступают на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте, сдачей экзаменов и периодическое обучение по охране труда (ст. 225 ТК РФ).

Компании придется отслеживать принятие новых профессиональных стандартов и вовремя внедрять их, чтобы избежать административного наказания. Нарушение трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей, на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

Повторное привлечение к ответственности за аналогичное нарушение предусматривает наложение административного штрафа в большем размере, а именно (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ):

  • от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет — на должностных лиц;
  • от 50 000 до 70 000 рублей — на юридических лиц.

Контроль за применением профессиональных стандартов и соответствием работников их требованиям будет осуществлять Федеральная служба по труду и занятости и, в частности, Государственная инспекция труда. В ходе проверок инспекторы в первую очередь проверят локальные документы на соответствие наименованиям должностей, а также соответствие уровня образования работников требованиям профстандартов. Для подтверждения уровня знаний и навыков сотрудников инспекторы могу запросить документы о проведенной аттестации или сертификации работников.

В заключение отметим, что внедрение профессиональных стандартов позволит работодателям качественнее оценивать своих работников, эффективнее подбирать кадры, а значит, повысить качество труда.

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как теперь будут контролировать наличку. 115-ФЗ в 2022 году ».

Только до завтра можно забрать запись со скидкой 20%. Программу вебинара смотрите здесь

Внедрение системы профстандартов в учреждении.

Семинары и вебинары Аюдар Инфо

Внедрение системы профстандартов в части требований к квалификации для бюджетников обязательно. Оно должно проходить поэтапно по плану, разработанному учреждением, и завершиться в 2022 году [1] . Официальных методичек по внедрению системы профстандартов пока нет. Как же составить план правильно?

Составление плана – часть работы по внедрению системы профстандартов в учреждении – трудоемкая, продолжительная и многоэтапная. Ее следует рассматривать комплексно с другими мероприятиями по внедрению системы профстандартов. Составление плана можно назвать координационным действием, от которого во многом будут зависеть другие мероприятия.

Создаем рабочую группу.

Любая работа требует исполнителей и руководителя. А потому вначале следует ответить на вопрос: кто будет заниматься внедрением составлением плана? Заниматься этим будут те же лица, которые внедряют систему профстандартов в учреждении, поскольку составление плана – один из этапов внедрения. Если учреждение большое, рекомендуем создать рабочую группу (комиссию), если не очень – назначить лицо, ответственное за подготовку к внедрению системы профстандартов.

В состав комиссии целесообразно включить представителей профсоюза, кадровой, бухгалтерской, юридической служб и утвердить ее председателя (как правило, это один из заместителей руководителя). Если работы предстоит много (скорее всего, так и будет), то организацию деятельности комиссии можно возложить на назначенного для данной цели секретаря. Не следует «раздувать» состав комиссии – девять человек, не больше.

Сформировав комиссию, нужно наделить ее полномочиями и определить круг обязанностей – то есть разработать два документа: положение о комиссии и регламент работы комиссии.

Состав комиссии, положение и регламент утверждаются приказом учреждения, изданным по согласованию с профсоюзом [3] .

Примерная форма приказа

О создании Комиссии по организации применения профстандартов

На основании ст. 195.3 ТК РФ и в связи с необходимостью разработки Плана по организации применения профстандартов, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 № 584,

1. Создать Комиссию по организации применения профстандартов в составе согласно приложению 1.

2.1. Положение о Комиссии по организации применения профстандартов (далее – Комиссия) согласно приложению 2.

2.2. Регламент работы Комиссии согласно приложению 3.

3. До (указание даты) Комиссии разработать проект Плана по организации применения профстандартов (далее – Проект), который в течение трех календарных дней подлежит направлению в структурные подразделения.

4. Руководителям структурных подразделений в течение пяти календарных дней рассмотреть Проект и в случае наличия замечаний и предложений представить их секретарю Комиссии.

5. Комиссии изучить замечания и предложения к Проекту и не позднее (дата) согласовать Проект в установленном порядке.

6. Кадровой службе (или специалисту по кадрам) представить Проект на подписание руководителю и в течение трех календарных дней после подписания ознакомить с приказом членов Комиссии под подпись.

7. Контроль исполнения приказа остается за (должность, как правило, руководителя).

С приказом ознакомлены:

Примерный текст положения о комиссии

Название организации г. _____________________

«_____» ___________________ 20____г.

о работе рабочей группы по внедрению профстандартов

1. Общие положения.

1.1. Рабочая группа по внедрению профстандартов является консультативно-совещательным органом, созданным с целью оказания содействия поэтапного внедрения профстандартов в _______________________________.

1.2. Рабочая группа создается в организации на период внедрения профстандартов.

1.3. В своей деятельности рабочая группа руководствуется Конституцией РФ, Трудовым кодексом, подзаконными актами в части утверждения и внедрения профстандартов, а также настоящим Положением.

2. Основные задачи деятельности рабочей группы.

2.1. Основными задачами рабочей группы являются:

– разработка предложений и рекомендаций по вопросам организации внедрения профстандартов в __________________;

– выявление профессий и должностей, по которым применение профстандартов является обязательным (составление обобщенной информации по данному вопросу);

– подготовка предложений о внесении изменений и дополнений в локальные нормативные правовые акты организации по вопросам, касающимся обеспечения введения и реализации требований профстандартов;

– рассмотрение в предварительном порядке проектов локальных актов по внедрению профстандартов;

– предварительная оценка соответствия уровня образования работников требованиям профстандартов на основе анализа документов об образовании, в том числе при повышении квалификации и (или) переподготовке, предоставленных работником, как при приеме на работу, так и в период трудовых отношений;

– участие в подготовке рекомендаций по формированию плана повышения квалификации работников в целях приведения уровня образования работников в соответствие требованиям профстандартов;

– подготовка рекомендаций по приведению наименования должностей и профессий работников в соответствие с профстандартами, а также по внесению изменений в штатное расписание;

– подготовка рекомендаций по изменению системы оплаты труда в целях ее совершенствования и установлений заработной платы в зависимости как от квалификации уровня работника, так и от фактических результатов его профдеятельности (критериев эффективности).

2.2. Рабочая группа для выполнения возложенных на нее задач:

– анализирует работу по решению вопросов организации внедрения профстандартов;

– консультирует ответственных работников учреждения, на которых возложены обязанности по внедрению профстандартов, по проблеме внедрения и реализации профстандартов с целью повышения уровня их компетентности;

– регулярно заслушивает информацию кадровой службы, руководителей подразделений о ходе внедрения профстандартов;

– информирует работников о подготовке к внедрению и порядке перехода на профстандарты через наглядную информацию, официальный сайт организации, проведение собраний, индивидуальных консультаций, письменных ответов на запросы отдельных работников;

– готовит справочные материалы по вопросам введения и реализации профстандартов, готовит предложения о проведении семинаров, в том числе об участии в семинарах по вопросам внедрения профстандартов.

3. Состав рабочей группы.

3.1. Рабочая группа создается из числа компетентных и квалифицированных работников организации. В состав рабочей группы обязательно входят руководитель организации, представитель профсоюзной организации и работник кадровой службы [4] .

3.2. Количественный и списочный состав рабочей группы определяется приказом директора. Изменения в приказ вносятся по мере необходимости.

4. Порядок работы рабочей группы.

4.1. Заседания рабочей группы проводятся по мере необходимости, но не реже ______.

4.2. Заседания рабочей группы являются открытыми.

4.3. Заседание рабочей группы является правомочным, если на нем присутствовало не менее 2/3 числа списочного состава рабочей группы.

4.4. Повестка заседания формируется руководителем рабочей группы на основании предложений членов рабочей группы и утверждается на заседании рабочей группы.

4.5. Решения рабочей группы принимаются простым большинством голосов и оформляются протоколом, который подписывается председателем рабочей группы.

4.6. Решения рабочей группы имеют рекомендательный характер.

4.7. Деятельность рабочей группы прекращается (приостанавливается) и возобновляется приказом руководителя.

4.8. Рабочая группа по внедрению профстандартов не подменяет иных комиссий (рабочих групп), созданных в _____ (аттестационной, квалификационной), и не может выполнять возложенные на иные комиссии (рабочие группы) полномочия.

5. Заключительные положения.

5.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения и действует до его отмены, изменения или замены.

В положении при описании организационной деятельности может быть также приведен список документов комиссии, указаны полномочия руководителя и его заместителя.

О регламент работы комиссии.

Грань между регламентом и положением довольно размыта. Конечно, эти документы различаются. Но поскольку они созданы для внутреннего пользования, ничего страшного, если часть информации положения окажется в регламенте и наоборот. Главное, чтобы с ними было удобно работать. К тому же, их всегда можно подкорректировать.

Профстандарты в части требований к квалификации применяются бюджетными учреждениями поэтапно на основе планов по организации применения профстандартов.

Положение – технический документ, свод взаимосвязанных норм, которые регламентируют узкую область жизни (в данном случае жизни учреждения). Нормы определяют порядок формирования и обеспечения конкретного направления деятельности учреждения. Этот документ устанавливает порядок действий или статус должностного лица. Положение создает общую базу для той или иной сферы деятельности, очерчивает круг вопросов, обозначает процедуру.

Регламент – технический документ, который фиксирует перечень правил, обязательных для использования в определенном проекте, ситуации, отрасли и т. д. – конкретизирует определенные вопросы. Регламент более конкретный документ, он может раскрывать отдельные условия положения, чтобы не было двойного толкования. Регламент описывает алгоритм конкретных действий, максимально допустимые значения и т. п. Например, если в положении указано, что рабочая группа создается в организации на период внедрения профстандартов, то регламент фиксирует процедуру создания этой группы: кто ответственный, когда группа должна быть создана, как зафиксировать ее состав и пр. Обычно регламент создается на базе положения, проясняя алгоритм выполнения включенных в положение задач.

Составляем план.

Созданная комиссия начинает работу над планом.

Унифицированного образца плана-графика внедрения профстандарта нет, поэтому составлять его можно в свободной форме.

Однако требования к плану существуют – они перечислены в ч. 1 Постановления № 584. План по внедрению системы профстандартов в учреждении должен содержать:

  • список профстандартов, подлежащих применению;
  • сведения о потребности в профобразовании, профобучении и (или) дополнительном профобразовании работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профстандартах, и кадрового состава учреждения, и о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке;
  • этапы применения профстандартов;
  • перечень локальных нормативных актов и других документов учреждения, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих изменению с учетом положений профстандартов, подлежащих применению.

В план могут быть включены и другие пункты – для удобства перехода на систему профстандартов. Каждый работодатель составляет план под свои потребности. Одни прописывают подробно все мероприятия. Другие – только переход на конкретные профстандарты.

Можно вносить в план все мероприятия списком – по мере выполнения. Но лучше разделить их на следующие блоки:

  • Организационно-правовое обеспечение и информационное сопровождение.
  • Актуализация нормативно-правовой базы.
  • Определение соответствия профессионального уровня работников требованиям стандарта.
  • Развитие профессиональных компетенций. Обучение персонала.

План-график профстандартов удобнее оформить в виде таблицы с конкретными задачами, сроками выполнения и ответственными лицами. При составлении можно взять за основу как Разработку Минобрнауки [5] , так и Методические рекомендации соцзащиты [6] .

Образец плана, разработанный для учреждений соцзащиты:

План по организации применения профстандартов

Охрана и безопасность труда в школе и ДОУ

Положение
о рабочей группе по внедрению профессиональных стандартов

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о рабочей группе по внедрению профессиональных стандартов в ДОУ разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 2 июля 2022 года, Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации и подзаконными актами органов исполнительной власти Российской Федерации, в части внедрения и утверждения профессиональных стандартов, а также Трудовым кодексом Российской Федерации и Уставом дошкольного образовательного учреждения.
1.2. Данное Положение о рабочей группе по внедрению профстандартов в ДОУ определяет цели и задачи, права и ответственность Рабочей группы по внедрению профессиональных стандартов, регламентирует порядок ее работы, устанавливает права и обязанности членов Рабочей группы, а также делопроизводство.
1.3. Рабочая группа по внедрению профессиональных стандартов (далее – Рабочая группа) является коллегиальным органом ДОУ, созданным в целях определения тактики внедрения профессиональных стандартов, а также обеспечения взаимодействия между муниципальными органами, общественными объединениями, научными, образовательными организациями при рассмотрении вопросов, связанных с внедрением профессиональных стандартов.
1.4. Деятельность Рабочей группы осуществляется в соответствии с Положением о внедрении профстандартов в ДОУ, действующими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области образования, а также нормативными правовыми актами Управления образования.
1.5. Рабочая группа создается на период внедрения профессиональных стандартов в ДОУ, осуществляющем деятельность согласно Положению о дошкольном образовательном учреждении, и в соответствии с Уставом.
1.6. В состав Рабочей группы входят: председатель и члены рабочей группы из числа работников дошкольного образовательного учреждения, в количестве 6 человек.

2. Цели и задачи деятельности Рабочей группы

2.1. Основная цель создания Рабочей группы по внедрению профстандартов в ДОУ – обеспечение системного подхода к внедрению профессиональных стандартов в дошкольном образовательном учреждении.
2.2.

  • разработка предложений и рекомендаций по вопросам организации внедрения профстандартов в дошкольном образовательном учреждении;
  • выявление профессий и должностей, по которым применение профстандартов является обязательным, а также составление обобщенной информации по данному вопросу;
  • подготовка предложений о внесении изменений и дополнений в локальные нормативные правовые акты ДОУ по вопросам, касающимся обеспечения введения и реализации требований профессиональных стандартов;
  • рассмотрение в предварительном порядке проектов локальных актов по вопросам внедрения профессиональных стандартов;
  • предварительная оценка соответствия уровня образования работников требованиям профстандартов на основе анализа документов об образовании, в том числе при повышении квалификации и (или) переподготовке, представленных работником детского сада, как при приеме на работу, так и в период трудовых отношений;
  • участие в подготовке рекомендаций по формированию плана повышения квалификации работников в целях приведения уровня образования сотрудников в соответствие с требованиями профессиональных стандартов;
  • подготовка рекомендаций по приведению наименований должностей и профессий работников в соответствие с профстандартами, а также по внесению изменений в штатное расписание дошкольного образовательного учреждения;
  • подготовка рекомендаций по изменению системы оплаты труда в целях ее совершенствования и установления заработной платы в зависимости, как от квалификационного уровня работника ДОУ, так и от фактических результатов его профессиональной деятельности (критериев эффективности).
  • анализирует работу дошкольного образовательного учреждения по решению вопросов организации внедрения профессиональных стандартов;
  • регулярно заслушивает информацию о ходе внедрения профессиональных стандартов в дошкольном образовательном учреждении;
  • консультирует ответственных лиц по вопросам внедрения и реализации профстандартов с целью повышения уровня их компетентности;
  • информирует работников ДОУ о подготовке к внедрению и порядке перехода на профстандарты через наглядную информацию, официальный сайт дошкольного образовательного учреждения, проведение собраний, индивидуальных консультаций, а также путем письменных ответов на запросы отдельных сотрудников;
  • готовит предложения о проведении семинаров, в том числе об участии в семинарах, проводимых специалистами в области трудового права, для ответственных работников, в обязанности которых входит внедрение профстандартов, по вопросам внедрения профессиональных стандартов;
  • готовит справочные материалы по вопросам введения и реализации профессиональных стандартов в ДОУ, об опыте работы дошкольного образовательного учреждения в данном направлении.

3. Порядок работы Рабочей группы

3.1. Заседание Рабочей группы по внедрению профессиональных стандартов в ДОУ проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
3.2. Заседание Рабочей группы является открытым.
3.3. Заседание Рабочей группы считается правомочным, если на нем присутствовало не менее 2/3 списочного состава рабочей группы.
3.4. Повестка заседания формируется председателем Рабочей группы на основе решений, предложений членов рабочей группы и утверждается непосредственно на заседании рабочей группы.
3.5. Решения Рабочей группы принимаются простым большинством голосов и оформляются протоколами, которые подписываются председателем рабочей группы. По результатам работы рабочей группы ежеквартально заведующему дошкольным образовательным учреждением представляется подробный отчет с описанием результатов работы группы, выводов и рекомендаций по внедрению профессиональных стандартов.
3.6. Решения Рабочей группы по внедрению профессиональных стандартов в ДОУ, принимаемые в соответствии с ее компетенцией, имеют рекомендательный характер.
3.7. Деятельность Рабочей группы приостанавливается и (или) прекращается приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
3.8. Рабочая группа по внедрению профстандартов не подменяет иных комиссий (рабочих групп), созданных в дошкольном образовательном учреждении (аттестационной, квалификационной), и не может выполнять возложенные на иные комиссии (рабочие группы) полномочия.
3.9. Рабочая группа является коллегиальным органом. Общее руководство рабочей группой осуществляет председатель группы.
3.10.

  • открывает и ведет заседания группы;
  • осуществляет подсчет результатов голосования;
  • подписывает от имени и по поручению группы запросы, письма;
  • отчитывается перед Педагогическим советом, осуществляющим функции согласно действующего Положения о педагогическом совете ДОУ, о результатах работы.

3.11. Из своего состава на первом заседании Рабочая группа по внедрению профессиональных стандартов избирает секретаря.
3.12. Секретарь ведет протоколы заседаний Рабочей группы, которые подписываются всеми членами группы.
3.13. Протоколы Рабочей группы сшиваются в соответствии с требованиями по делопроизводству дошкольного образовательного учреждения и сдаются на хранение.
3.14. Протоколы Рабочей группы внедрения профессиональных стандартов в дошкольном образовательном учреждении носят открытый характер и доступны для ознакомления.

4. Права Рабочей группы

4.1. Осуществлять работу по комплексному плану мероприятий, утвержденному заведующим ДОУ, вносить в него необходимые дополнения и коррективы.
4.2. Вносить на рассмотрение Общего собрания работников дошкольного образовательного учреждения вопросы, связанные с разработкой и реализацией проекта введения Профессионального стандарта.
4.3. Требовать от работников дошкольного образовательного учреждения необходимую информацию и документы, относящиеся к деятельности Рабочей группы.
4.4. В отдельных случаях при необходимости приглашать на заседание Рабочей группы представителей общественных организаций, образовательных и научно-исследовательских организаций.
4.5. Направлять своих представителей для участия в совещаниях, конференциях и семинарах по вопросам, связанным с внедрением профессиональных стандартов.

5. Ответственность Рабочей группы

5.1. Выполнение плана мероприятий по обеспечению введения профессионального стандарта в обозначенные сроки.
5.2. Принятие конкретных решений по каждому рассматриваемому вопросу с указанием ответственных лиц и сроков исполнения решений.
5.3. За качество и своевременность информационной, консалтинговой и научно-методической поддержки, реализации единичных проектов введения Профессиональных стандартов в дошкольном образовательном учреждении.

6. Права и обязанности членов Рабочей группы

  • запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы;
  • использовать широкий спектр информационных ресурсов, включая электронные и интернет — ресурсы, для получения информации, для разработки аттестационных программ, методических материалов;
  • знакомиться с материалами и документами, поступающими в рабочую группу по внедрению профессиональных стандартов;
  • участвовать в обсуждении повестки дня, вносить предложения по повестке дня;
  • в письменном виде высказывать особые мнения;
  • ставить на голосование предлагаемые вопросы.
  • присутствовать на заседаниях;
  • голосовать по обсуждаемым вопросам;
  • исполнять поручения, в соответствии с решениями рабочей группы по внедрению профессиональных стандартов в дошкольном образовательном учреждении.

6.3. Члены Рабочей группы обязаны соблюдать Положение о профессиональных стандартах в ДОУ, использовать его в работе по внедрению профстандартов в дошкольном образовательном учреждении.
6.4. Вопросы, выносимые на голосование, принимаются большинством голосов от численного состава Рабочей группы.
6.5. По достижению рабочей группой поставленных перед ней задач, и по окончании ее деятельности, председатель группы сшивает все документы рабочей группы и сдает их на хранение.

7. Делопроизводство

7.1. Обязательными документами рабочей группы по внедрению профессиональных стандартов в дошкольном образовательном учреждении являются комплексный план мероприятий и протоколы заседаний.
7.2. Протоколы заседаний Рабочей группы ведет секретарь группы, избранный на первом заседании рабочей группы.
7.3. Протоколы заседаний Рабочей группы оформляются в соответствии с общими требованиями к оформлению деловой документации.
7.4. Протоколы заседаний Рабочей группы хранятся в течение трех лет в дошкольном образовательном учреждении.

8. Заключительные положения

8.1. Настоящее Положение о рабочей группе (комиссии) по внедрению профстандартов является локальным нормативным актом ДОУ, принимается на Общем собрании работников, согласовывается с Профсоюзным комитетом и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
8.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.8.1 настоящего Положения.
8.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

Согласовано с Профсоюзным комитетом

Протокол от ___.____. 20____ г. № _____

Приказ о производственном контроле

Приказ о производственном контроле, образец которого доступен для скачивания ниже, является одним из главных документов, которые формируют основу для планомерной работы организации в сфере регламентации производственного контроля.

Периодичность

Производственный контроль является обязательным пунктом программы, если компания владеет и управляет опасным производственным объектом. Везде, где есть вероятность получения профессиональных заболеваний, где у сотрудников вредные либо опасные условия труда, необходима эта бумага.

Срок, после которого производится текущий производственный контроль, может быть разным. Частота его зависит от многих факторов, например:

  • Санитарно-эпидемиологическое состояние в целом по отрасли.
  • Количество случаев серьезного травматизма в организации за последний год. Если это количество равняется нулю, то минимальный срок между плановыми контролирующими мероприятиями может быть значительно увеличен.
  • Область деятельности компании. Бывают сферы, в которых производственный контроль осуществляется раз в год даже при самых благоприятных условиях.
  • Частота проведения профилактических мероприятий.
  • Имеются ли случаи профессиональных заболеваний (которые произошли из-за условий труда, отсутствия мер профилактики и пр.)

Словом, приказ о производственном контроле подписывается руководителем по мере необходимости и для соблюдения требований в конкретной ситуации.

Регулируется эта деятельность Федеральным законом №116-ФЗ, действующим с 21 июля 1997 года, и другими законами относительно промышленной безопасности и организации производственного контроля.

Однако приказ – это не единственный и не основной документ. На каждом предприятии необходимо иметь специальное Положение о производственном контроле, для того чтобы у проверяющих организаций не было шанса наложить административную ответственность на компанию.

Алгоритм

Производственный контроль, особенно проводимый впервые, вызывает массу вопросов. Для того чтобы соблюсти все формальности и юридически грамотно оформить протекающий процесс, прибегают к следующей цепочке последовательных действий:

  1. Разработка Положения. Нет типового бланка или образца этого документа, верного для всех предприятий. Положение должно разрабатываться каждый раз заново. При этом должна учитываться специфика каждого учреждения, отмечаться важные нюансы в конкретной сфере и условиях.
  2. Прохождение согласования разработанного документа в Ростехнадзоре. Этот орган должен не только подтвердить юридическую грамотность разработанного документа, но и присвоить ему регистрационный номер. В него отправляются две копии положения. Одна – возвращается.
  3. Приказ о производственном контроле вводит утвержденную документацию к действию. Он заключительная часть алгоритма.

Юридические тонкости

Для разработки как положения, так и приказа лучше воспользоваться услугами профессиональных юристов. Для каждой области специфика этих документов будет разная.

Приказ, общий по учреждению, не может сам по себе подразумевать проведение каких-либо мероприятий по производственному контролю. Он только «приводит в действие» утвержденное в Ростехнадзоре Положение.

Кстати, перед тем как послать его на утверждение, рекомендуется проконсультироваться со специалистами Ростехнадзора о возможности утверждения. Иначе есть вероятность получить отказ в присвоении регистрационного номера ввиду несоответствия с существующими требованиями.

Составные части приказа

Помимо введения в действие Положения, приказом можно назначить ответственных лиц (как чаще всего и поступают). Поэтому основная часть приказа в прикрепленном образце состоит из нескольких пунктов. Начинается приказ с шапки. В ней обязательно прописываются наименование организации и номер приказа. Он необходим для систематической регистрации такого вида документов в журналах предприятия.

В основной части обычно прописывается следующая информация:

  • Ссылка на Федеральный закон №116-ФЗ, действующий с 21 июля 1997 года. Это обязательный пункт. В соответствии с этим основным законодательным актом все и делается. При необходимости к нему добавляется ссылка на разработанное и утвержденного Положение.
  • Утверждение Положения. Этим приказ вводит его в силу.
  • Кто будет являться ответственным лицом за соблюдение производственного контроля на предприятии в целом. При этом прописываются должность сотрудника и его ФИО. Также обязательное условие правильного оформления этого приказа – наличие подписи назначаемого лица в нижней части документа.
  • Кто ответственен за ознакомление указанного круга сотрудников с приказом. Это может быть секретарь, начальник отдела кадров и пр.
  • За каким лицом в организации остается контроль за выполнением приказа. Часто руководитель оставляет его за собой. Хотя в больших организациях это может быть заместитель либо начальник подразделения.

Дополнительно могут быть указаны сроки выполнения каждого из пунктов. Например, под первым пунктом введения в действие Положения можно указать срок выхода приказа. А под пунктами, которые предусматривают распространение копий Положения и приказа, – недельный срок.

Еще одна деталь – приведение технических устройств и документации в соответствие с предъявляемыми к ней требованиями. Для этого может быть выделен отдельный пункт с назначением ответственных.

Приложением будет являться Положение, принятое Ростехнадзором, с присвоенным номером. На него должна иметься ссылка.

Завершается бумага должностями, ФИО и подписями руководителя и всех упомянутых в приказе лиц. Без них он не будет иметь юридической силы.

Срок хранения

Приказ о производственном контроле относится к сфере охраны труда в организации. Он проходит в качестве приказа по основной деятельности. Если там прописаны ответственные за производственный контроль лица, то эта бумага имеет постоянный срок хранения. При необходимости ее сдают в архив.

Положение о производственном контроле по промышленной безопасности: образец

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 18 декабря 2022 г. № 2168 “Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности”

В соответствии со статьей 11 Федерального закона “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.

2. Установить, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти и бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г. и действует до 1 января 2027 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 декабря 2022 г. N 2168

Правила
организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности

1. Настоящие Правила устанавливают требования к организации и осуществлению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности (далее соответственно – эксплуатирующая организация, индивидуальный предприниматель, производственный контроль).

2. Настоящие Правила применяются при организации и осуществлении производственного контроля индивидуальными предпринимателями с учетом особенностей регулирования деятельности индивидуальных предпринимателей, установленных законодательством Российской Федерации.

3. Эксплуатирующая организация (обособленные подразделения юридического лица в случаях, предусмотренных положениями об обособленных подразделениях), индивидуальный предприниматель на основании настоящих Правил разрабатывают положение о производственном контроле с учетом особенностей эксплуатируемых опасных производственных объектов и условий их эксплуатации.

Положение о производственном контроле утверждается руководителем эксплуатирующей организации (руководителем обособленного подразделения юридического лица), индивидуальным предпринимателем.

4. Положение о производственном контроле содержит:

должность работника, ответственного за осуществление производственного контроля, или описание организационной структуры службы производственного контроля;

права и обязанности работника или должностных лиц службы производственного контроля, ответственных за осуществление производственного контроля;

порядок планирования и проведения внутренних проверок соблюдения требований промышленной безопасности, подготовки и регистрации отчетов об их результатах, а также порядок осуществления контроля устранения выявленных при этом нарушений требований промышленной безопасности;

порядок сбора, анализа, обмена информацией о состоянии промышленной безопасности между структурными подразделениями в эксплуатирующей организации и доведения ее до работников, занятых на опасных производственных объектах;

порядок организации обеспечения промышленной безопасности с учетом результатов производственного контроля;

порядок проведения диагностики, испытания, освидетельствования сооружений и технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах;

порядок обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасных производственных объектах;

порядок организации расследования аварий и учета инцидентов и несчастных случаев на опасных производственных объектах;

порядок учета результатов производственного контроля при применении мер поощрения и взыскания в отношении работников;

порядок организации проведения экспертизы промышленной безопасности;

порядок подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;

порядок подготовки и представления сведений об организации производственного контроля.

В случае если указанные сведения содержатся в иных локальных нормативных актах эксплуатирующей организации, в положении о производственном контроле указываются реквизиты таких документов. Сведения, содержащиеся в указанных документах, в состав положения о производственном контроле не включаются.

5. Положение о производственном контроле разрабатывается вновь или подлежит изменению:

в соответствии с актом технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте;

в случае изменения требований промышленной безопасности к осуществлению производственного контроля;

по предписанию Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации или их территориальных органов в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в положении о производственном контроле, сведениям, полученным в ходе осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности;

в иных случаях – по решению руководителя эксплуатирующей организации, индивидуального предпринимателя.

6. В случае если в эксплуатирующей организации создана система управления промышленной безопасностью, производственный контроль является ее составной частью.

Производственный контроль осуществляется эксплуатирующей организацией, индивидуальным предпринимателем путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий и инцидентов на этих объектах и обеспечение готовности к действиям по локализации аварий и ликвидации их последствий.

7. Функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, возлагаются:

на одного из заместителей руководителя эксплуатирующей организации (руководителя обособленного подразделения юридического лица), индивидуального предпринимателя, – если численность работников, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (далее – работники эксплуатирующей организации), составляет менее 150 человек;

на специально назначенного работника, – если численность работников организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, составляет от 150 до 500 человек;

на руководителя службы производственного контроля, – если численность работников организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, составляет более 500 человек.

8. Основными задачами производственного контроля являются:

а) анализ состояния промышленной безопасности опасных производственных объектов, в том числе путем организации проведения соответствующих экспертиз и обследований;

б) организация работ по разработке мер, направленных на улучшение состояния промышленной безопасности, а именно: на предупреждение аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасных производственных объектах;

в) контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, а также локальных нормативных актов эксплуатирующей организации по вопросам промышленной безопасности;

г) координация работ, направленных на предупреждение аварий на опасных производственных объектах, и обеспечение готовности к локализации аварий и ликвидации их последствий;

д) контроль за своевременным проведением необходимых испытаний и технических освидетельствований технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, ремонта и поверки контрольных средств измерений.

9. Производственный контроль осуществляют назначенный (определенный) решением руководителя эксплуатирующей организации, индивидуального предпринимателя работник или служба производственного контроля.

10. Ответственность за организацию производственного контроля несет руководитель эксплуатирующей организации (руководитель обособленного подразделения юридического лица), индивидуальный предприниматель. Ответственность за осуществление производственного контроля несут лица, на которых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают деятельность по организации и осуществлению производственного контроля подведомственными им эксплуатирующими организациями.

11. Работники, ответственные за осуществление производственного контроля на опасных производственных объектах I – III класса опасности, должны:

иметь высшее техническое образование;

иметь стаж работы на опасном производственном объекте отрасли не менее 3 лет;

не реже одного раза в 5 лет проходить аттестацию в области промышленной безопасности;

не реже одного раза в 5 лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности.

12. Работники, ответственные за осуществление производственного контроля на опасных производственных объектах IV класса опасности, должны:

иметь высшее техническое образование и дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности;

иметь стаж работы на опасном производственном объекте отрасли не менее 3 лет;

не реже одного раза в 5 лет проходить аттестацию в области промышленной безопасности.

13. Обязанности и права работников, на которых возложены функции лиц, ответственных за организацию и осуществление производственного контроля, определяются в положении о производственном контроле, а также в должностных инструкциях или заключаемых с этими работниками договорах (контрактах).

14. Работник, на которого возложены функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, обязан:

а) обеспечивать проведение контроля за соблюдением работниками опасных производственных объектов требований промышленной безопасности;

б) разрабатывать план работы по осуществлению производственного контроля;

в) организовывать и проводить проверки состояния промышленной безопасности;

г) ежегодно разрабатывать план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на основании результатов проверок состояния промышленной безопасности;

д) участвовать в техническом расследовании причин аварий, участвовать в расследовании инцидентов и несчастных случаев;

е) проводить анализ причин возникновения аварий и инцидентов на опасных производственных объектах и осуществлять хранение документации по их учету;

ж) участвовать во внедрении новых технологий и нового оборудования;

з) доводить до сведения работников опасных производственных объектов информацию об изменении требований промышленной безопасности, устанавливаемых нормативными правовыми актами, обеспечивать работников указанными документами;

и) вносить руководителю эксплуатирующей организации предложения (в случае выявления нарушения требований промышленной безопасности):

о проведении мероприятий по обеспечению промышленной безопасности;

об устранении нарушений требований промышленной безопасности;

о приостановлении работ, осуществляемых на опасном производственном объекте с нарушением требований промышленной безопасности, создающих угрозу жизни и здоровью работников, или работ, которые могут привести к аварии или инциденту;

об отстранении от работы на опасном производственном объекте лиц, не имеющих соответствующей квалификации, не прошедших своевременно подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности;

о привлечении к ответственности лиц, нарушивших требования промышленной безопасности;

к) проводить другие мероприятия по обеспечению требований промышленной безопасности.

15. Работник, на которого возложены функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, обеспечивает контроль за:

а) выполнением лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности в области промышленной безопасности;

б) соблюдением требований промышленной безопасности при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности;

в) устранением причин возникновения аварий, инцидентов и несчастных случаев;

г) своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, за ремонтом и поверкой контрольных средств измерений;

д) наличием документов об оценке (о подтверждении) соответствия технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, обязательным требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании;

е) выполнением предписаний Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальных органов, а также соответствующих федеральных органов исполнительной власти по вопросам промышленной безопасности;

ж) разработкой планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II или III классов опасности;

з) проведением экспертизы промышленной безопасности;

и) организацией и проведением подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности.

16. Работник, на которого возложены функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, имеет право:

а) свободно посещать опасные производственные объекты в любое время суток;

б) знакомиться с документами, необходимыми для оценки состояния промышленной безопасности в эксплуатирующей организации;

в) участвовать в разработке деклараций промышленной безопасности;

г) участвовать в деятельности комиссии по расследованию причин аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасных производственных объектах;

д) вносить руководителю эксплуатирующей организации предложения о поощрении работников, принимавших участие в разработке и реализации мер по повышению промышленной безопасности;

е) приостанавливать работу технических устройств в случае выявления нарушений требований промышленной безопасности, которые могут привести к аварии, инциденту или несчастному случаю на опасном производственном объекте;

ж) участвовать в работе по подготовке проведения экспертизы промышленной безопасности.

17. Эксплуатирующие организации, индивидуальные предприниматели представляют сведения об организации производственного контроля в территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а эксплуатирующие организации, федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности в отношении которых осуществляют Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации, – в эти федеральные органы исполнительной власти или в их территориальные органы.

18. Сведения об организации производственного контроля представляются в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”.

19. В состав сведений об организации производственного контроля включается следующая информация:

а) план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на текущий год, а также сведения о выполнении плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности за предыдущий год;

б) сведения об организации системы управления промышленной безопасностью (для опасных производственных объектов I или II класса опасности);

в) сведения о работниках, ответственных за организацию и осуществление производственного контроля, службе производственного контроля (в случаях, установленных пунктом 9 настоящих Правил);

г) результаты проверок, проведенных работником, ответственным за организацию и осуществление производственного контроля, или службой производственного контроля;

д) сведения о готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте;

е) сведения об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте;

ж) сведения о состоянии технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, зданий и сооружений на опасном производственном объекте;

з) сведения об инцидентах и несчастных случаях, произошедших на опасных производственных объектах.

Обзор документа

С 2022 г. будут действовать новые правила производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности. Ранее изданный акт по этому вопросу отменяется в рамках механизма “регуляторной гильотины”.

Уточнены требования к положению о производственном контроле, которое утверждают эксплуатирующая организация (руководитель обособленного подразделения юрлица), ИП. Установлено, в каких случаях положение разрабатывается вновь или должно измениться.

Дифференцированы требования к работникам, ответственным за производственный контроль на объектах I-III классов опасности и IV класса опасности.

Постановление вступает в силу с 1 января 2022 г. и действует до 1 января 2027 г.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: