Положение о резерве кадров на предприятии

Оформляем положение о кадровом резерве

  • Какой штраф за не вовремя сданный отчет СЗВ-ТД
  • Обзор законодательства за период с 11 по 17 октября
  • Срок действия справки на коронавирус
  • Требования безопасности при работе с ручным электроинструментом
  • Из чего состоит зарплата учителя

Положение о кадровом резерве на предприятии

В некоторых компаниях этот документ может называться «Положение о работе с кадровым резервом».

Разрабатывается обычно HR-службой после проведения консультаций с высшим руководством и руководителями среднего звена.

Не забудьте, что:

  • при разработке нужно учесть мнения руководителей всех уровней — только с их помощью КР может быть создан;
  • готовый документ согласовывается и утверждается руководителем;
  • трудовой коллектив должен знать о существовании такого документа, иметь к нему доступ и претендовать на включение в КР как самовыдвиженец.

Рассмотрим образец положения о кадровом резерве предприятия: какие разделы и подразделы включает этот локальный нормативный акт организации.

Структура

  1. Общие положения (где формулируется само понятие, определяются цели создания КР, основные направления работы и ответственные).
  2. Принципы формирования КР (указываются базовые аналитические сведения, необходимые для формирования КР, источники, условия включения, критерии и методы оценки и отбора кандидатов в КР).
  3. Повышение квалификации сотрудников, зачисленных в КР (перечисляются методы выявления потребности в повышении квалификации, способы подготовки сотрудников к будущему назначению, принципы создания и утверждения индивидуального маршрута развития специалиста).
  4. Оценка эффективности и качества подготовки, корректировка КР (описываются методы анализа успехов каждого члена КР, алгоритмы исключения из КР).
  5. Назначение на должность (заключительный раздел, в котором описано, как происходит перевод сотрудника из КР на вакантное место руководителя).

Образец положения о кадровом резерве руководителей

Положение о кадровом резерве на муниципальной службе

Формирование КР — это приоритетное направление кадровой работы в муниципальном образовании, так говорит закон № 25-ФЗ («О муниципальной службе»). Создается на основе конкурса, в ходе которого оценивается соответствие квалификации претендента установленным законом требованиям.

Поскольку данные вопросы муниципального образования, в отличие от предприятий любой формы собственности, жестко регламентируются законами, рекомендуется тщательно их изучить и подготовить локальный нормативный акт, учитывающий как общие, так и специфические для муниципалитета подходы:

  • Конкурсный отбор (разрешено, но не обязательно);
  • Публичность, гласность, доступность информации о формировании КР (открытое объявление конкурсов и размещение анкет);
  • Наличие особых ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой (возраст, гражданство, судимость, дисквалификация, наличие некоторых заболеваний, близких родственников в вышестоящих органах и другие)
  • Наличие квалификационных требований, определенных законодательством;
  • Расширенный перечень документов, которые должен предоставить кандидат.

Примеры положения о кадровом резерве администраций муниципалитетов можно найти на сайтах местных администраций, так как в своей работе они обязаны реализовывать принцип равного доступа граждан к зачислению в КР.

Образец положения о КР муниципалитетов

Положение о кадровом резерве судей

Суд — это один из государственных органов, следовательно, судьи являются государственными служащими. Правила их трудоустройства регулируются законом № 79-ФЗ («О госслужбе»). КР судей формируется из граждан (не имевших опыта работы в госорганах — так называемый внешний источник) и госслужащих, которые могут претендовать на служебный рост (внутренний источник).

Положение о резерве кадров на предприятии

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 1 февраля 2018 года N 41н

(с изменениями на 28 сентября 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минздрава России от 28 сентября 2020 года N 1034н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.10.2020, N 0001202010200044).

В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 44 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст.3215; 2006, N 6, ст.636; 2007, N 10, ст.1151; N 16, ст.1828; N 49, ст.6070; 2008, N 13, ст.1186; N 30, ст.3616; N 52, ст.6235; 2009, N 29, ст.3597, 3624; N 48, ст.5719; N 51, ст.6150, 6159; 2010, N 5, ст.459; N 7, ст.704; N 49, ст.6413; N 51, ст.6810; 2011, N 1, ст.31; N 27, ст.3866; N 29, ст.4295; N 48, ст.6730; N 49, ст.7333; N 50, ст.7337; 2012, N 48, ст.6744; N 50, ст.6954; N 52, ст.7571; N 53, ст.7620, 7652; 2013, N 14, ст.1665; N 19, ст.2326, 2329; N 23, ст.2874; N 27, ст.3441, 3462, 3477; N 43, ст.5454; N 48, ст.6165; N 49, ст.6351; N 52, ст.6961; 2014, N 14, ст.1545; N 49, ст.6905; N 52, ст.7542; 2015, N 1, ст.62, 63; N 14, ст.2008; N 24, ст.3374; N 29, ст.4388; N 41, ст.5639; 2016, N 1, ст.15, 38; N 22, ст.3091; N 23, ст.3300; N 27, ст.4157, 4209; 2017, N 1, ст.46; N 15, ст.2139; N 27, ст.3930; N 31, ст.4741, 4824; 2018, N 1, ст.7) и пунктом 4 Положения о кадровом резерве федерального государственного органа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2017 г. N 96 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 10, ст.1473, N 37, ст.5506)

в Министерстве юстиции

24 мая 2018 года,

регистрационный N 51175

УТВЕРЖДЕНО

от 1 февраля 2018 года N 41н

Положение о кадровом резерве Министерства здравоохранения Российской Федерации

(с изменениями на 28 сентября 2020 года)

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок формирования кадрового резерва Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее соответственно – кадровый резерв, Министерство).

2. Кадровый резерв формируется в целях:

а) обеспечения равного доступа граждан Российской Федерации (далее – граждане) к федеральной государственной гражданской службе (далее – федеральная гражданская служба);

б) своевременного замещения должностей федеральной гражданской службы;

в) содействия формированию высокопрофессионального кадрового состава федеральной гражданской службы;

г) содействия должностному росту федеральных государственных гражданских служащих (далее – гражданские служащие).

3. Принципами формирования кадрового резерва являются:

а) добровольность включения гражданских служащих (граждан) в кадровый резерв;

б) гласность при формировании кадрового резерва;

в) соблюдение равенства прав граждан при их включении в кадровый резерв;

г) приоритетность формирования кадрового резерва на конкурсной основе;

д) учет текущей и перспективной потребности в замещении должностей федеральной гражданской службы в Министерстве;

е) взаимосвязь должностного роста гражданских служащих с результатами оценки их профессионализма и компетентности;

ж) персональная ответственность Министра здравоохранения Российской Федерации (далее – Министр) за качество отбора гражданских служащих (граждан) для включения в кадровый резерв и создание условий для должностного роста гражданских служащих;

Читайте также:
Перерывы для кормления ребенка в рабочее время

з) объективность оценки профессиональных и личностных качеств гражданских служащих (граждан), претендующих на включение в кадровый резерв, с учетом опыта их работы в федеральных государственных органах, государственных органах субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, организациях.

4. Информация о формировании кадрового резерва и работе с ним размещается на официальных сайтах Министерства и государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (далее – официальные сайты в сети “Интернет”) в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации .

II. Порядок формирования кадрового резерва

5. Кадровый резерв формируется Министром.

6. Кадровая работа, связанная с формированием кадрового резерва, организацией работы с ним и его эффективным использованием, осуществляется Департаментом управления делами и кадров Министерства.

7. В кадровый резерв включаются:

а) граждане, претендующие на замещение вакантной должности федеральной гражданской службы:

по результатам конкурса на включение в кадровый резерв;

по результатам конкурса на замещение вакантной должности федеральной гражданской службы с согласия указанных граждан;

б) гражданские служащие, претендующие на замещение вакантной должности федеральной гражданской службы в порядке должностного роста:

по результатам конкурса на включение в кадровый резерв;

по результатам конкурса на замещение вакантной должности федеральной гражданской службы с согласия указанных гражданских служащих;

по результатам аттестации в соответствии с пунктом 1 части 16 статьи 48 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст.3215; 2006, N 6, ст.636; 2007, N 10, ст.1151; N 16, ст.1828; N 49, ст.6070; 2008, N 13, ст.1186; N 30, ст.3616; N 52, ст.6235; 2009, N 29, ст.3597, 3624; N 48, ст.5719; N 51, ст.6150, 6159; 2010, N 5, ст.459; N 7, ст.704; N 49, ст.6413; N 51, ст.6810; 2011, N 1, ст.31; N 27, ст.3866; N 29, ст.4295; N 48, ст.6730; N 49, ст.7333; N 50, ст.7337; 2012, N 48, ст.6744; N 50, ст.6954; N 52, ст.7571; N 53, ст.7620, 7652; 2013, N 14, ст.1665; N 19, ст.2326, 2329; N 23, ст.2874; N 27, ст.3441, 3462, 3477; N 43, ст.5454; N 48, ст.6165; N 49, ст.6351; N 52, ст.6961; 2014, N 14, ст.1545; N 49, ст.6905; N 52, ст.7542; 2015, N 1, ст.62, 63; N 14, ст.2008; N 24, ст.3374; N 29, ст.4388; N 41, ст.5639; 2016, N 1, ст.15, 38; N 22, ст.3091; N 23, ст.3300; N 27, ст.4157, 4209; 2017, N 1, ст.46; N 15, ст.2139; N 27, ст.3930; N 31, ст.4741, 4824) (далее – Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ) с согласия указанных гражданских служащих;

в) гражданские служащие, увольняемые с федеральной гражданской службы:

по основанию, предусмотренному пунктами 8.2 или 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, по решению Министра, с согласия указанных гражданских служащих;

по одному из оснований, предусмотренных частью 1 статьи 39 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, с согласия указанных гражданских служащих.

8. Конкурс на включение гражданских служащих (граждан) в кадровый резерв проводится в соответствии с главой III настоящего Положения.

9. Гражданские служащие (граждане), которые указаны в абзаце третьем подпункта “а” и абзаце третьем подпункта “б” пункта 7 настоящего Положения и не стали победителями конкурса на замещение вакантной должности федеральной гражданской службы, однако профессиональные и личностные качества которых получили высокую оценку конкурсной комиссии, по рекомендации этой комиссии с их согласия включаются в кадровый резерв для замещения должностей федеральной гражданской службы той же группы, к которой относилась вакантная должность федеральной гражданской службы, на замещение которой проводился конкурс.

10. Гражданские служащие, которые указаны в абзаце четвертом подпункта “б” пункта 7 настоящего Положения и которые по результатам аттестации признаны аттестационной комиссией соответствующими замещаемой должности федеральной гражданской службы и рекомендованы ею к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности федеральной гражданской службы в порядке должностного роста, с их согласия включаются в кадровый резерв в течение одного месяца после проведения аттестации.

11. Гражданские служащие, указанные в подпункте “в” пункта 7 настоящего Положения, включаются в кадровый резерв для замещения должностей федеральной гражданской службы той же группы, к которой относилась последняя замещаемая ими должность федеральной гражданской службы.

12. Включение гражданских служащих (граждан) в кадровый резерв оформляется правовым актом Министерства с указанием группы должностей федеральной гражданской службы, на которые они могут быть назначены.

13. В кадровый резерв не может быть включен гражданский служащий, имеющий дисциплинарное взыскание, предусмотренное пунктом 2 или 3 части 1 статьи 57 либо пунктом 2 или 3 статьи 59.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ.

III. Конкурс на включение в кадровый резерв

14. Конкурс на включение гражданских служащих (граждан) в кадровый резерв (далее – конкурс) объявляется по решению Министра.

15. Конкурс проводится в соответствии с единой методикой проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв государственных органов, утверждаемой Правительством Российской Федерации .

16. Кадровая работа, связанная с организацией и обеспечением проведения конкурса, осуществляется отделом государственной службы и кадров Департамента управления делами и кадров Министерства.

17. Право на участие в конкурсе имеют граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие иным установленным законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе требованиям к гражданским служащим. Гражданский служащий вправе участвовать в конкурсе на общих основаниях независимо от того, какую должность он замещает на период проведения конкурса.

18. Конкурс проводится конкурсной комиссией Министерства, образованной в соответствии с Положением о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 112 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 6, ст.439; 2011, N 4, ст.578; 2013, N 12, ст.1242; 2014, N 12, ст.1263; 2016, N 52, ст.7604; 2017, N 37, ст.5506) (далее – конкурсная комиссия).

Читайте также:
Правила внутреннего трудового распорядка — особенности составления

19. Конкурс заключается в оценке профессиональных и личностных качеств каждого гражданского служащего (гражданина), изъявившего желание участвовать в конкурсе и допущенного к участию в нем (далее – кандидат), исходя из квалификационных требований для замещения соответствующих должностей федеральной гражданской службы.

20. На официальных сайтах в сети “Интернет” размещается объявление о приеме документов для участия в конкурсе, а также следующая информация о конкурсе: наименования должностей федеральной гражданской службы, на включение в кадровый резерв для замещения которых объявлен конкурс, квалификационные требования для замещения этих должностей, условия прохождения федеральной гражданской службы на этих должностях, место и время приема документов, подлежащих представлению в соответствии с настоящим Положением, срок, до истечения которого принимаются указанные документы, предполагаемая дата проведения конкурса, место и порядок его проведения, другие информационные материалы.

21. Гражданин, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в Министерство:

а) личное заявление;

б) заполненную и подписанную анкету по форме, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2005 г. N 667-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 22, ст.2192; 2007, N 43, ст.5264) (далее – распоряжение Правительства Российской Федерации N 667-р), с фотографией;

в) копию паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс);

г) документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, квалификацию и стаж работы:

сведения о трудовой деятельности и (или) копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые), заверенную нотариально или кадровой службой по месту службы (работы), либо иные документы, подтверждающие служебную (трудовую) деятельность гражданина;

Как создать кадровый резерв в компании: 5 шагов

Кадровый резерв поможет вашей организации осуществить преемственность кадров, сохранить корпоративную культуру, избежать возможных кризисных ситуаций по причине ухода ключевых специалистов.

С чего начать?

Выявите проблемные зоны в управлении кадрами, проблемные должности, установите цикличность увольнения сотрудников. Для этого можно прибегнуть к анализу текучести кадров и провести социально-психологические исследования. Взглянуть на актуальные проблемы компании со стороны помогут внешние эксперты.

На основании исследований можно построить модель кадрового резерва, которая будет отвечать приоритетным задачам компании. Моделей, как минимум, две:

  1. Резерв формируется в соответствии с потребностью в замещении вакантных должностей на определенный период времени (обычно 1 — 3 года) на основании прогноза предполагаемых изменений в организационно-штатной структуре. Такой вариант менее затратный и более оперативный по срокам реализации.
  2. Резерв формируется для всех руководящих и ключевых должностей вне зависимости от того, планируется ли замена занимающих их сотрудников. Этот вариант более целостный и надёжный.

Выбор модели будет зависеть от приоритетных задач и финансовых ресурсов компании.

Три принципа работы с кадровым резервом

Для работы с кадровым резервом есть общие принципы, которых стоит придерживаться.

  1. Конкуренция. Претендовать на одну руководящую позицию должно не менее двух кандидатов.
  2. Гласность. Информация о замещаемых должностях и предполагаемых позициях должна быть открытой для потенциальных кандидатов.
  3. Активность. Все заинтересованные и задействованные в процессе формирования резерва лица должны быть активными и инициативными.

По каким критериям отбирать кандидатов?

Критерии отбора организация может определить самостоятельно. Они могут быть едины для всех должностей, либо дополняться в зависимости от позиции. Отдельным критерием отбора может быть соответствие кандидата требованиям базовой должности.

Таблица 1. Критерии отбора кандидатов в кадровый резерв.

Рекомендуемый возраст кандидатов на руководящую должность среднего звена 25—35 лет. Эксперты отмечают, что именно в таком возрасте сотрудники начинают задумываться о профессиональном становлении и личной самореализации. Зачисление в кадровый резерв для таких кандидатов может стать хорошим стимулом.

Есть и рекомендованный предельный возраст. Сотрудников старше 45 лет не рекомендуется ставить в резерв руководителей высшего звена.

Образование

Рекомендуемый уровень образования на руководящую позицию среднего звена — высшее (в приоритете — профессиональное). В качестве резервистов на позиции топ-менеджеров организации лучше рассматривать сотрудников с высшим образованием в сфере управления, экономики и финансов.

Опыт работы

Для данного критерия есть два принципа. Одни компании включают в кадровый резерв исключительно кандидатов, получивших опыт в данной организации. Для других — не важно, где был получен опыт, в предпочтении — профессиональные навыки.

Результаты и достижения

Кандидат, претендующий на включение в кадровый резерв должен успешно справляться с обязанностями, показывать стабильные или прогрессивные результаты.

Стремление к развитию карьеры

Кандидат должен сам стремиться к развитию и самосовершенствованию.

Список можно дополнить и другими критериями. Для каждой организации они будут индивидуальны.

Процесс формирования кадрового резерва: 5 шагов

Придерживайтесь простого алгоритма.

Необходимо выдвинуть кандидатов на основании принципов и критериев формирования кадрового резерва.

Оптимальный вариант, когда кандидата выдвигает линейный менеджер или непосредственный руководитель, которые могут более точно оценить потенциал сотрудника. Подключить к процессу можно и специалистов по кадрам.

Сформируйте общий список кандидатов для каждого резерва.

Эту задачу стоит поручить сотрудникам отдела кадров.

Проанализируйте профессиональные возможности кандидата.

Можно провести тестирование, экзаменацию, интервью, деловую игру и различные психологические мероприятия, которые помогут определить потенциальные возможности кандидата, его личные качества, психологические и индивидуальные особенности. По итогам мероприятий необходимо составить характеристику и дать прогноз по кандидату. Не исключено, что на данном этапе произойдёт отсев некоторых претендентов.

Сформируйте итоговые списки сотрудников, зачисленных в кадровый резерв.

В списках необходимо точно указать резервируемую должность.

Утвердите списки кадрового резерва.

Генеральный директор компании должен издать приказ, утверждающий списки кандидатов. Это итоговый этап.

После утверждения списков потребуется продумать систему и основные принципы работы с кадровым резервом. Также необходимо уделить внимание обучению и развитию сотрудников, находящихся в кадровом резерве.

Рекомендуем

Участники курса узнают о современных технологиях отбора, оценки и обучения государственного кадрового резерва, методах стимулирования для совершенствования кадрового состава и мероприятиях по усовершенствованию кадровой политики в органах государственной власти.

Ульяновской области

Положение о кадровом резерве

Положение
о кадровом резерве на государственной гражданской службе
Департамента занятости населения Ульяновской области

1. Общие положения

Читайте также:
ОПС: расшифровка, что это такое

1.1. Настоящее Положение в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” определяет порядок формирования кадрового резерва на государственной гражданской службе Департамента занятости населения Ульяновской области и его подготовки для замещения должностей государственной гражданской службы Департамента.

1.2. Сокращения, применяемые в тексте настоящего Положения:

кадровый резерв – кадровый резерв Департамента занятости населения Ульяновской области;

гражданская служба – государственная гражданская служба Департамента занятости населения Ульяновской области;

должность – должность государственной гражданской службы Департамента занятости населения Ульяновской области;

гражданский служащий – государственный гражданский служащий Департамента занятости населения Ульяновской области;

конкурс – конкурс на включение в кадровый резерв;

Департамент – Департамент занятости населения Ульяновской области;

представитель нанимателя – лицо, замещающее государственную должность, руководитель Департамента занятости населения Ульяновской области либо представитель руководителя, осуществляющий полномочия нанимателя от имени Департамента занятости населения Ульяновской области;

резервируемая должность – должность государственной гражданской службы, для предполагаемого замещения которой формируется кадровый резерв;

кандидат – гражданский служащий (гражданин), допущенный к участию в конкурсе, кандидат на включение в кадровый резерв;

должностное лицо – гражданский служащий, уполномоченный исполнять мероприятия (отдельные функции) по формированию кадрового резерва, определенные нормативным правовым актом и (или) должностным регламентом.

1.3. Кадровый резерв формируется как группа гражданских служащих (граждан), обладающих необходимой профессиональной компетентностью, личностно-деловыми качествами и творческим потенциалом, соответствующих квалификационным требованиям к резервируемым должностям, прошедших конкурсный отбор.

2. Организация и планирование работы с кадровым резервом

2.1. Поиск претендентов на включение в кадровый резерв осуществляется путем внешнего и внутреннего подбора.

Внутренний подбор претендентов на включение в кадровый резерв осуществляется из числа гражданских служащих Департамента в порядке их должностного роста.

Внешний подбор претендентов на включение в кадровый резерв осуществляется из числа граждан Российской Федерации, достигших возраста 18 лет, владеющих государственным языком Российской Федерации и соответствующих установленным законодательством о гражданской службе квалификационным требованиям к резервируемой должности.

Гражданский служащий вправе на общих основаниях участвовать в конкурсе независимо от того, какую должность он замещает на период проведения конкурса.

2.2. В Департаменте ежегодно анализируется потребность в кадровом резерве и определяется необходимая численность кандидатов.

При анализе потребности Департамента в кадровом резерве учитываются: итоги работы с кадровым резервом за предыдущий календарный год; оценка состояния и прогноз текучести кадров гражданских служащих; прогноз изменения организационной структуры и (или) штатной численности Департамента; прогноз исключения гражданских служащих (граждан) из кадрового резерва.

2.3. Основанием для включения гражданского служащего (гражданина) в кадровый резерв является соответствующее решение конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса.

2.4. Гражданский служащий (гражданин) исключается из кадрового резерва:

при назначении его на должность, планируемую для замещения из кадрового резерва, за исключением случаев назначения на указанную должность на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с законодательством Российской Федерации сохраняется должность гражданской службы;

по истечении трех лет нахождения его в кадровом резерве для замещения одной и той же должности;

по его письменному заявлению;

по достижении им предельного возраста пребывания на гражданской службе;

в случае увольнения гражданского служащего с гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 13, 14 части 1 статьи 33, пунктами 1.1, 2 – 7 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации”;

в случае наступления и (или) обнаружения обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина на гражданскую службу.

при сокращении резервируемой должности;

в случае реорганизации Департамента или изменения его структуры, повлекших изменение должностных обязанностей по резервируемой должности;

2.5. Исключение гражданского служащего (гражданина) из кадрового резерва оформляется в установленном порядке Департаментом.

Департамент в семидневный срок письменно информирует гражданского служащего (гражданина) об исключении его из кадрового резерва.

2.6. Организация работы с кадровым резервом представляет собой единый, взаимосвязанный процесс, включающий систематическое изучение и анализ факторов, влияющих на профессиональный рост, обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, включенных в кадровый резерв.

2.7. Организация работы с кадровым резервом осуществляется посредством профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданских служащих, из числа гражданских служащих Департамента, включенных в кадровый резерв.

2.9. Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка гражданских служащих, включенных в кадровый резерв, осуществляются в соответствии с государственным заказом на очередной год с отрывом, частичным отрывом и без отрыва от гражданской службы. Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка лиц, включенных в кадровый резерв, осуществляются в соответствии с годовым индивидуальным планом подготовки гражданского служащего (далее – План подготовки), предусматривающим мероприятия по приобретению необходимых знаний, навыков и умений для замещения резервируемой должности. План подготовки составляется по форме согласно приложению № 3 к Положению.

2.10. План подготовки разрабатывается непосредственным руководителем структурного подразделения, на должность в котором формируется кадровый резерв, с участием лица, включенного в кадровый резерв, и согласовывается с кадровой службой Департамента.

План подготовки разрабатывается не позднее чем через месяц после включения гражданского служащего в кадровый резерв и утверждается руководителем Департамента.

2.11. План подготовки составляется в трех экземплярах, которые находятся у гражданского служащего, включенного в кадровый резерв, непосредственного руководителя и в Департаменте.

2.12. Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка лиц, включенных в кадровый резерв, могут осуществляться путем:

обучения в различных формах и видах;

исполнения обязанностей по планируемой должности (стажировка, временное замещение должности и т.д.);

изучения и оценки состояния дел в Департаменте и его структурных подразделениях (изучение опыта, участие в проверках, подготовка аналитических материалов по результатам проверки и т.д.);

участия в работе комиссий, организационных комитетов, рабочих групп и т.д.;

участия в научно-исследовательской и педагогической деятельности.

2.13. Руководитель Департамента несет ответственность за формирование кадрового резерва и работу с лицами, включенными в кадровый резерв.

Читайте также:
Отзыв согласия на обработку персональных данных

2.14. Кадровая служба Департамента в установленном порядке организует и обеспечивает:

представление в Департамент документов, установленных приложениями № 1 – 5 к Положению.

3. Организация проведения конкурса

3.1. Конкурс заключается в оценке профессиональных и личностно-деловых качеств кандидатов, их соответствия квалификационным требованиям к резервируемой должности.

При проведении конкурса кандидатам гарантируется равенство прав в соответствии с законодательством.

3.2. Конкурс объявляется по решению представителя нанимателя исходя из потребности Департамента в кадровом резерве и поступивших заявлений от гражданских служащих (граждан) на включение в кадровый резерв.

Представитель нанимателя, объявивший проведение конкурса, в случае признания конкурса несостоявшимся может принять решение о проведении повторного конкурса в соответствии с настоящим Положением.

3.3. Конкурс может не проводиться в случаях, предусмотренных законодательством.

3.4. Для проведения конкурса распоряжением Департамента образуется конкурсная комиссия, действующая на постоянной основе.

3.5. В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из отдела правового обеспечения и управления персоналом и отдела, в котором проводится конкурс), представитель департамента государственной и муниципальной службы Правительства Ульяновской области, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом государственной службы по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов – специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

3.6. Для проведения конкурса в Департаменте издается распоряжение, в котором:

указывается наименование резервируемой должности;

устанавливается срок размещения информации о проведении конкурса.

3.7. Конкурс проводится в два этапа.

4. Первый этап конкурса

4.1. Первый этап конкурса начинается со дня издания распоряжения о проведении конкурса и завершается датой окончания приема документов от кандидатов.

4.2. Информация о проведении конкурса размещается в сети Интернет на сайте Департамента занятости населения Ульяновской области. Информация о конкурсе должна содержать:

наименование резервируемой должности;

требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности;

условия прохождения гражданской службы;

место и время приема документов, подлежащих представлению в соответствии с пунктами 4.3 и 4.4 раздела 4 настоящего Положения;

срок, до истечения которого принимаются указанные документы;

предполагаемая дата проведения конкурса, место и порядок его проведения;

другие информационные материалы.

Объявление о приеме документов для участия в конкурсе и информация о конкурсе также могут публиковаться в периодическом печатном издании.

4.3. Кандидат, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в Департамент:

собственноручно заполненную и подписанную анкету (приложение № 5 к Положению) с приложением фотографии;

копию паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс);

копию трудовой книжки, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;

документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

копии документов о профессиональном образовании, а также по желанию гражданина – о дополнительном профессиональном образовании, о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровыми службами по месту работы (службы);

документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению.

Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе в Департаменте, в котором он замещает должность гражданской службы, подает заявление на имя представителя нанимателя.

4.4. Документы, указанные в пункте 4.3 настоящего Положения, представляются в государственный орган в течение 21 дня со дня размещения объявления об их приеме.

Несвоевременное представление документов, представление их не в полном объеме или с нарушением правил оформления являются основанием для отказа гражданину в их приеме.

При несвоевременном представлении документов, представлении их не в полном объеме по уважительной причине, не зависящей от кандидата, конкурсная комиссия переносит срок их приема.

4.5. Представленные кандидатами документы оцениваются на предмет их соответствия формальным требованиям к резервируемой должности по образовательному статусу и профессиональному опыту.

4.6. Кандидат не допускается к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к резервируемой должности, а также в связи с ограничениями, установленными законодательством о государственной гражданской службе, для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.

5. Второй этап конкурса

5.1. Решение о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса принимается представителем нанимателя после оценки сведений, представленных кандидатом.

Второй этап конкурса завершается днем заключительного заседания конкурсной комиссии.

5.2. При проведении конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основе конкурсных процедур.

5.3. В качестве конкурсных процедур применяются:

индивидуальное собеседование (интервью).

Индивидуальное собеседование с кандидатом проводится на предмет выяснения его представлений:

об основных функциональных обязанностях по резервируемой должности;

о перспективах работы в данной должности;

о проблемах, существующих в сфере управления, к которой относится резервируемая должность;

о текущем состоянии дел в указанной сфере и др.

Тестирование кандидатов проводится по вопросам, касающимся исполнения должностных обязанностей гражданского служащего по резервируемой должности.

Тестирование может проводиться на компьютере или на бумажных носителях. При тестировании на каждый вопрос предусматривается несколько вариантов ответов. На выполнение теста кандидатам отводится одно и то же определенное время, по истечении которого тестирование считается законченным. За каждый правильный ответ засчитывается один балл. Баллы по тестам суммируются.

5.4. Оценка профессиональных и личностно-деловых качеств кандидатов производится по установленным критериям по пятибалльной шкале. Критерии оценки профессиональных и личностно-деловых качеств кандидатов устанавливаются исходя из соответствующих квалификационных требований к резервируемой должности, положений должностного регламента по этой должности, а также положений, установленных законодательством о государственной гражданской службе. Члены конкурсной комиссии при оценке профессиональных и личностно-деловых качеств кандидатов заполняют бланк оценки кандидатов на включение в кадровый резерв (приложение N 6 к Положению).

5.5. При проведении конкурса осуществляются сравнение и соотношение оцененных качеств кандидатов квалификационным требованиям к резервируемой должности, а также отбор кандидатов, наиболее подходящих для работы при ее замещении.

Читайте также:
Положение о производственном контроле по промышленной безопасности: образец

5.6. Результаты оценки и сравнения кандидатов представляются на заседание конкурсной комиссии в виде ранжированного по баллам списка кандидатов.

6. Принятие решения по итогам конкурса

6.1. При принятии решения по итогам конкурса конкурсной комиссией учитывается сумма баллов, полученных кандидатом по результатам прохождения тестирования и индивидуального собеседования (интервью).

6.2. Конкурсная комиссия принимает одно из следующих решений:

включить кандидата (кандидатов) в кадровый резерв;

не включать кандидата (кандидатов) в кадровый резерв;

признать конкурс несостоявшимся.

В кадровый резерв для замещения одной должности гражданской службы включается один гражданский служащий (гражданин), получивший наибольшее количество баллов по результатам прохождения всех конкурсных процедур.

Конкурсная комиссия принимает решение о признании конкурса несостоявшимся по определенной резервируемой должности в одном из следующих случаев:

допуска к участию в конкурсе менее двух кандидатов;

отказа всех кандидатов от участия в конкурсе;

если не были выявлены кандидаты, отвечающие квалификационным требованиям к резервируемой должности.

6.3. Конкурсная комиссия в своей работе руководствуется законодательством, а также настоящим Положением.

Заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третьих от общего числа ее членов.

Результаты конкурса оформляются решением, которое подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами конкурсной комиссии, принявшими участие в заседании.

При равенстве баллов у нескольких кандидатов проводится открытое голосование членов конкурсной комиссии. При равенстве голосов решающим является голос председательствующего на заседании конкурсной комиссии.

6.4. Включение гражданского служащего (гражданина) в кадровый резерв оформляется распоряжением Департамента.

7. Порядок оповещения кандидатов

7.1. В случае установления в ходе проверки обстоятельств, препятствующих в соответствии с законодательством поступлению гражданина на гражданскую службу, он информируется представителем нанимателя о причинах отказа в письменной форме в течение 15 дней по окончании проверки.

7.2. Не позднее чем за 15 дней до начала второго этапа конкурса кандидатам сообщается о дате, месте и времени его проведения.

Неявка кандидата, оповещенного в установленном порядке, на прохождение конкурсных процедур или заседание конкурсной комиссии расценивается как его отказ от участия в конкурсе.

7.3. Кандидатам, участвовавшим в конкурсе, сообщается о результатах конкурса в письменной форме в течение 7 дней со дня его завершения.

7.4. Информация о результатах конкурса в течение 7 дней со дня его завершения размещается на официальном сайте.

8. Заключительные положения

8.1. Вакантная должность гражданской службы замещается по решению представителя нанимателя гражданским служащим (гражданином), состоящим в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.

При отказе гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, от предложенной должности вакантная должность замещается по конкурсу в соответствии с законодательством.

8.2. Документы кандидатов, не допущенных к участию в конкурсе, и кандидатов, участвовавших в конкурсе, могут быть возвращены им по письменному заявлению в течение трех лет со дня завершения конкурса. До истечения этого срока документы хранятся в архиве Департамента, после чего подлежат уничтожению.

Конкурсные задания кандидатам не возвращаются, рецензии на них не выдаются.

8.3. Расходы кандидатов, связанные с участием в конкурсе (проезд к месту проведения конкурса и обратно, наем жилого помещения, проживание, пользование услугами средств связи и другие), производятся за счет их собственных средств.

8.4. Кандидат, не допущенный к участию в конкурсе, а также кандидат, участвовавший в конкурсе, вправе обжаловать решения, принятые в ходе проведения конкурса, в соответствии с законодательством.

Положение о резерве кадров на предприятии

ПРИКАЗ

от 23 марта 2011 г.

г.Якутск

О формировании и работе
с кадровым резервом
на руководящие должности подведомственных учреждений

В целях совершенствования организации и повышения качества системной подготовки на руководящие должности учреждений социального обслуживания и во исполнение пункта 22 Плана мероприятий Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) по реализации основных положений Послания Президента Республики Саха (Якутия) Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 10 ноября 2010 года, утверждённого приказом министра от 29 ноября 2010 года № 770-ОД, п р и к а з ы в а ю:

1. Утвердить Положение о формировании и работе с плановым резервом кадров на руководящие должности подведомственных учреждений согласно приложению.

2. Управлению кадровой политики и административной работы (Тытыгынаева Л.Ф.), руководителям территориальных органов
и подведомственных учреждений министерства организовать работу по формированию кадрового резерва в соответствии с данным Положением.

3. Управлению кадровой политики и административной работы (Тытыгынаева Л.Ф.) совместно с отраслевыми отделами разработать квалификационные требования, предъявляемые к руководящим должностям подведомственных учреждений.

4. Руководителям подведомственных учреждений организовать работу по формированию внутреннего кадрового резерва, с разработкой и принятием соответствующих локальных актов.

5. Контроль исполнения данного приказа оставляю за собой.

Министр

Н.Н.Дегтярев

к приказу министра труда и социального развития Республики Саха (Якутия) от 23 марта 2011 года № 184-ОД

ПОЛОЖЕНИЕ

о формировании и работе с плановым резервом кадров

на руководящие должности подведомственных учреждений

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет задачи, порядок формирования и организацию работы с кадровым резервом в отрасли.

1.2. Плановый резерв кадров– это работники, прошедшие отбор и зачисленные в списки резерва.

2. Основные принципы работы кадрового резерва

2.1. Цели работы с плановым резервом:

своевременное замещение вакансий на руководящие должности в отрасли высококвалифицированными специалистами;

снижение рисков при назначениях на должность руководителей;

повышение уровня профессиональной подготовки работников;

поиск, отбор и подготовка сотрудников, обладающих необходимыми качествами;

мотивация карьерного роста работников и дополнительное стимулирование молодых сотрудников на повышение образовательного уровня и профессиональной квалификации;

внедрение в практику работы с кадрами прогнозирования служебного роста;

улучшения качественного состава работников отрасли;

повышения уровня мотивации работников отрасли.

2.3 Основные принципыформирования кадрового резерва:

добровольность участия в конкурсе для включения в кадровый резерв для замещения вакантной должности;

объективность оценки профессиональных качеств работникови результатов их дея­тельности;

создание условий для профессионального роста;

Читайте также:
Отпуск перед декретом – сколько положено по Трудовому кодексу

соблюдение равенства прав граждан при включении в кадровый резерв и их профессиональной реализации;

гласность в формировании и работе с кадровым резервом.

3. Порядок формирования резерва

3.1. Работа с резервом включает в себя следующие направления:

3.1.1. Формирование резерва:

сбор информации о перспективных сотрудниках для составления списков кадрового резерва;

квалификационный отбор сотрудников для включения в кадровый резерв;

оформление и утверждение списков резерва.

3.1.2. Подготовка резерва:

  • проведение обучения резервиста;
  • проведение проверочных заданий с целью оценки уровня знаний кандидата по программе обучения и принятие решения о целесообразности нахождения сотрудника в резерве;
  • направление резервистов на стажировку.

3.1.3. Реализация резерва:

  • выдвижение резервистов на руководящие должности;
  • систематическое обновление списков резерва с целью пополнения;
  • корректировка списков резерва по результатам анализа эффективности подготовки работников, состоящих в резерве.

4. Отбор кандидатов и исключение из резерва

4.1. Отбор в кадровый резерв производится на основании оценки уровня квалификации, личных качеств и результатов выполнения проверочных заданий работников.

4.2. В целях обеспечения эффективности резерва его численность составляет не менее 2 кандидатов на место по каждой должности. Допускается зачисление одного специалиста в резерв по различным (не более двух) должностям.

4.3. Список должностей, подлежащих обеспечению кадровым резервом, определяется согласно Приложению №1.

4.4. Кадровый резерв отрасли формируется из следующих источников:

заместители руководителей подразделений;

руководители подразделений (среднего звена);

4.5. При отборе кандидатов в кадровый резерв учитываются следующие параметры:

возраст (возраст кандидата на момент вступления в кадровый резерв не должен превышать 50 лет);

уровень образования (наличие высшего профессионального образования);

состояние здоровья (способность выполнять трудовую функцию в полном объеме);

стаж работы по профессии и на руководящей должности соответствующей категории (согласно Приложению №1);

квалификационные требования по планируемой должности.

4.6. Для проведения отбора используются следующие методы:

  • анализ документов (анкетных данных, документов об образовании и повышении квалификации, характеристик, результаты проверочных заданий и др.);
  • оценка качества труда (результаты труда, тщательность выполнения заданий, надежность, рациональность, экономичность);
  • собеседование (для выявления стремлений, мотивов поведения, потребностей и иных сведений, имеющих значение для принятия решения о включении в резерв).

4.7. Основания для включения в резерв:

документы о профессиональном образовании;

сведения о трудовой деятельности;

стремление кандидата к самосовершенствованию, развитию своей карьеры, лидерству;

рекомендация непосредственного руководителя;

рекомендация руководителя территориального органа министерства;

решение соответствующей комиссии.

4.8. Основания для исключения из резерва:

назначение работника на должность (выдвижение в другую деятельность);

подачи резервистом заявления об исключении его из кадрового резерва;

выявления фактов, свидетельствующих о представлении резервистом заведомо ложных сведений;

совершения правонарушения, наличие судимости;

нарушение порядка и условий зачисления в кадровый резерв, установленных настоящим Положением;

систематическое невыполнение плана индивидуального развития.

4.9. Процедура отбора резервистов.

4.9.1. Непосредственный руководитель кандидата в соответствии с рекомендуемыми критериями (Приложение №2) осуществляет первичную оценку деловых и личных качеств кандидата и составляет рекомендацию о включении работника в резерв в территориальный орган министерства (Приложение №3). Так же руководителем кандидата оформляется «Информационный лист кандидата» (Приложение №4). После принятия решения территориальным органом об одобрении кандидатуры работника для включения в плановый резерв кадров списки направляются в Управление кадровой политики и административной работы министерства.

4.9.2. Списки (Приложение №5) собираются Управлением кадровой политики и административной работы министерства. Материалы на кандидатов для включения в плановый резерв кадров выносятся на рассмотрение соответствующей комиссии министерства.

4.9.3. Комиссия министерства рассматривает материалы кандидатов для включения в кадровый резерв и принимает по каждому из кандидатов решение о включении в плановый кадровый резерв или об отказе во включении в плановый кадровый резерв.

4.9.4. При положительном решении о включении кандидата в плановый кадровый резерв Управлением кадровой политики и административной работы заполняется «Лист подготовки специалиста резерва».

4.10. Комиссия по формированию кадрового резерва на руководящие должности подведомственных учреждений.

4.10.1. Для отбора кандидатов для включения в плановый резерв и исключения из резерва в министерстве создаётся комиссия по формированию кадрового резерва на руководящие должности подведомственных учреждений.

4.10.2. В состав комиссии входят министр, заместители министра, руководители отраслевых отделов, представители управления кадровой политики и административной работы, правового отдела, по согласованию представитель секретариата курирующего заместителя председателя Правительства Республики Саха (Якутия), ветеран министерства и ветеран отрасли.

5. Подготовка специалистов и руководителей, зачисленных в резерв

5.1. Подготовка резерва является составной частью комплексной программы подготовки персонала.

5.2. Подготовка резерва может осуществляться с отрывом и без отрыва от производства.

5.4. Подготовка работников, зачисленных в резерв руководящих кадров, проводится в целях приобретения ими практических и организационных навыков для выполнения обязанностей по должности резерва.

5.5. Подготовка на должность руководителя проводится по профилю деятельности работника с обязательным изучением основных вопросов экономики, менеджмента, трудового законодательства и т.д.

5.6. Подготовка кадрового резерва предусматривает теоретическую и практическую части.

5.7. Основными видами теоретической подготовки резерва являются:

переподготовка и повышение квалификации;

внешнее и внутреннее обучение по проблемам повышения эффективности отрасли и управления, в том числе управления персоналом, изучение экономических дисциплин;

мастер-классы – тренинги – проведение семинаров и деловых игр по эффективному управлению.

5.8. По прохождении теоретической подготовки проводится аттестация, с целью принятия решения о целесообразности продолжения обучения по программе подготовки руководящих кадров.

5.9. После проведения аттестации, работник, зачисленный в резерв, направляется на практическую подготовку.

5.10. Практическая подготовка предназначена для формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, полученных в результате теоретической подготовки. Практическая подготовка резервиста позволяет лучше узнать способности работника к различным видам деятельности, инновациям, установлению деловых контактов, анализу, принятию решений и степени ответственности за их результаты.

5.11. Основными видами практической подготовки являются:

  • стажировка в учреждениях и структурных подразделениях Министерства на должностях, способствующих выработке специальных практических навыков и умений (предполагается участие в разработке и решении производственных, технических, экономических и организационных вопросов, изучение причин неэффективной работы и разработка предложений по их устранению, участие в переговорах, производственных совещаниях);
  • исполнение обязанностей (замещение в период отпуска, болезни и.т.д.) в подведомственных организациях Министерства на должностях, соответствующих уровню и специализации резервиста. При исполнении обязанностей сотруднику выплачивается разница в окладах между занимаемой им должностью и той, на которой он исполняет обязанности.
Читайте также:
Охрана труда при работе на компьютере в России - нормы

5.12. Управление кадровой политики и административной работы определяет и рекомендует возможные программы обучения, сроки и образовательные учреждения и включает план подготовки резерва в общий план подготовки персонала отрасли.

6. Реализация резерва

6.1. С целью повышения эффективности резерва проводится ежегодная корректировка списков резерва, в ходе которой оцениваются результаты годовой подготовки, даются заключения о возможности выдвижения кандидата на руководящую должность, целесообразности продолжения подготовки, корректировке плана обучения, исключения из резерва.

к Положению о формировании и работе

с кадровым резервом на руководящие должности подведомственных учреждений

СПИСОК ДОЛЖНОСТЕЙ,

подлежащих обеспечению кадровым резервом по категориям

1. Первая категория – резерв на должность директора учреждения

2. Вторая категория – резерв на должность заместителя директора

3. Третья категория – резерв на должность главного бухгалтера

Оформляется непосредственным руководителем

к Положению о формировании и работе

с кадровым резервом на руководящие должности подведомственных учреждений

Понятие разъездного характера работы и его оформление

Больше материалов по теме «Сотрудники» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Критерии разъездной трудовой деятельности
  2. Различия между поездками и командировками
  3. Какие документы надо будет оформить
  4. Порядок оформления
  5. Возмещение расходов на поездки
  6. Преимущества занятости с разъездами

В компании часто присутствуют сотрудники, выезжающие по служебным заданиям. К этой категории относятся инженеры, выполняющие функции по ремонту в офисах клиентов, торговые представители, направляющиеся для проведения переговоров о реализации товаров, водители, курьеры. Согласно Трудовому Кодексу РФ передвижения работников подразделяются на служебные командировки и работы разъездного типа.

Критерии разъездной трудовой деятельности

Постоянная деятельность сотрудника, связанная с постоянно совершаемыми им служебными передвижениями, делится на труд (ст. 168 ТК РФ):

  • в экспедиции;
  • в полевых условиях;
  • в пути;
  • разъездную работу.

Четкие определения рассматриваемого характера работы законодательно не установлены, поэтому предприятие само устанавливает их с учетом ряда определяющих признаков, когда:

  1. Трудящийся проводит за территорией компании значительную долю рабочего времени, исполняя в это время свои фактические обязанности.
  2. Основные обязанности сотрудника предусматривают разъезды.
  3. Иные критерии определяются работодателем в индивидуальном порядке по отношению к конкретной должности.

Внутренним нормативным документом организация определяет должности с типом работы переездами (ст. 168 ч. 2 ТК РФ) и фиксирует территорию обслуживания для производственных передвижений.

Пределом для территории указывается отдельный субъект Федерации или его район, ряд субъектов или вся территория РФ.

Различия между поездками и командировками

Разъездной характер труда не совместим с понятием командировки, представляющей собой поездку сотрудника на ограниченный период времени по производственному поручению и распоряжению работодателя из места постоянной занятости (ст. 166 ТК РФ).

Вопрос: Как отразить в учете компенсацию расходов работника с разъездным характером работы?
В соответствии с коллективным договором и положением о разъездном характере работ работнику, чья работа носит разъездной характер, компенсируются фактически понесенные им затраты на проезд, наем жилого помещения и суточные. Условие о разъездном характере работы включено в трудовой договор с указанным работником. В соответствии с порядком, установленным коллективным договором и положением о разъездном характере работ, денежные средства (аванс) на расходы, связанные со служебными поездками, перечисляются на счет работника в банке. Размер компенсации определяется на основании представленного работником авансового отчета. Аванс на указанные расходы в сумме 20 000 руб. перечислен на счет работника в банке. Согласно представленному работником авансовому отчету и приложенным к нему подтверждающим документам (оформленным на бланках строгой отчетности с выделением сумм НДС отдельной строкой) фактические затраты работника на проезд составили 6 105 руб. (в том числе НДС 54 руб.), на наем жилого помещения — 10 620 руб. (в том числе НДС 1 770 руб.), суточные — 5 000 руб. После утверждения авансового отчета перерасход возмещен работнику путем перечисления денежных средств на его счет в банке.
Для целей налогообложения прибыли учет доходов и расходов ведется методом начисления.
Посмотреть ответ

За специалистом, отправленным в командировку, сохраняются занимаемое место (должность) и средняя заработная плата с возмещением:

  • трат на проезд;
  • затрат по оплате места проживания;
  • иных расходов при нахождении не в месте постоянного проживания (суточных);
  • затрат, одобренных руководством предприятия (мобильная связь).

Для оформления командировки на предприятии издается приказ, работнику оформляется служебное задание и удостоверение (командировочное). Командированный получает авансом деньги для расходов (проезд, проживание, суточные). По возвращении из командировки работник сдает отчет о проделанной работе, об израсходованных суммах и прикладывает документы по всем видам трат.

В отличие от периодического характера командировок (по мере необходимости) разъездная деятельность представляет собой составной элемент трудовой функции сотрудника и носит постоянный характер. Условия, определяющие указанный характер труда, в обязательном порядке отражаются в трудовом соглашении сторон (ст. 57 ТК РФ).

Внимание! Все поездки в рамках исполнения должностных обязанностей, оплачиваются по окладу, оговоренному при оформлении трудового контракта. Оплата по среднему заработку применяется только к командировкам (ст. 167 ТК РФ).

Если сотрудник, оформленный на труд с передвижным характером в пределах одного населенного пункта, будет направлен по делам предприятия в иной город, передвижение должно оформляться в виде командировки.

Какие документы надо будет оформить

Присутствие в компании сотрудников с разъездным вариантом работы ставит перед администрацией вопросы документального закрепления указанного вида деятельности и компенсации понесенных сотрудником расходов по нормам законодательства.

Варианты закрепления категории работы, связанной с постоянными передвижениями (ст. 168 ТК РФ):

  • трудовое соглашение;
  • договор с коллективом;
  • локальный (отдельный) нормативный акт (ЛНА).

Для правильного ведения учета расходов при передвижном варианте труда необходимо:

  • ввести условие о виде занятости в трудовой договор (ст. 57 ТК РФ);
  • утвердить список соответствующих должностей и работ в договоре с коллективом или ЛНА;
  • предусмотреть условия документального подтверждения поездок (в договоре, ЛНА);
  • определить размер и условия оплаты надбавок (ст. 168 ТК РФ).
Читайте также:
Код ошибки 30 в СЗВ-СТАЖ: как исправить

Установление надбавок является правом, но не обязанностью администрации предприятия, кроме ситуаций, оговариваемых в законодательстве или отраслевых соглашениях.

Порядок оформления

Положение о типе занятости может быть в виде отдельного документа или являться дополнением к Правилам распорядка компании. В любом виде документ должен утверждаться приказом руководства. Сотрудники организации, для которых установлен рассматриваемый тип занятости, должны ознакомиться с документом и поставить собственноручно подпись (ст. 68 ТК РФ).

Если разъездной вариант занятости устанавливается трудящемуся при его оформлении в компанию, то указанное требование закрепляется пунктом трудового контракта. Если такая потребность возникла уже в ходе деятельности сотрудника, то условие оформляется дополнительным соглашением к контракту. В случае несогласия работника и при полном законодательном соблюдении процедуры администрация предприятия вправе воспользоваться нормами ТК РФ (ст. 74) вплоть до расторжения трудовых отношений сторон.

Тип занятости также должен найти отражение в приказе о приеме (при поступлении нового работника) и приказе в произвольной форме (для действующего сотрудника).

Приказ по установлению типа деятельности необходим для уведомления о соответствующем статусе некоторых должностных лиц. Текст трудового договора не относится к открытой информации, поэтому, к примеру, бухгалтер узнает о необходимости начисления работнику надбавки непосредственно из приказа.

Распоряжения в связи с разъездной деятельностью

В организации список должностей, за которыми закреплен разъездной тип работы, может подвергаться корректировкам. Чтобы не менять в целом Положение, допускается определить подобный перечень специальным приказом руководства.

Порядок учета поездок и документооборота предприятием устанавливается самостоятельно (в отличие от командировки). В качестве образца могут использоваться бланки служебного задания или удостоверения командированного (для разработки листа маршрута).

В любом оформленном документе обязательны подпись руководства и подпись работника.

Внимание! Приказ о направлении сотрудника с разъездным характером работы в служебную поездку не оформляется.

Если передвижения по службе осуществляются на автотранспорте предприятия, то обязательно оформление путевого листа (в одном экземпляре), выдаваемого водителю (под расписку).

Обязательные пункты путевых документов (Приказ Минтранса РФ №152):

  • номер документа, его наименование;
  • время действия документа;
  • информация о собственнике автомобиля;
  • данные водителя ТС;
  • данные транспортного средства.

Обязательно проставление дня выдачи, печати и штампа организации-собственника ТС.

Путевой лист регистрируется в специальном журнале, срок хранения которого в организации должен быть не меньше 5 лет. Желательно регистрировать также служебные задания с отметками о месте назначения, цели, времени прибытия на объекты.

Документально оформленный передвижной вид занятости влияет на сокращение административных издержек компании, а в ряде ситуаций – на уменьшение трат на поездки и оплату труда работников.

Пример приказа об утверждении списка должностей

Общество с ограниченной ответственностью «ААА» (ООО «ААА»)

Приказ № 1001-П
об утверждении должностей работников,
постоянная работа которых носит разъездной характер

Руководствуясь ст. 168.1 ТК РФ,

Установить разъездной характер работы работникам, принятым и вновь принимаемым на работу на следующие должности:
— курьер;
— водитель;
— страховой агент;
— помощник юриста.

Генеральный директор _________/Иванов А.А./

Возмещение расходов на поездки

При постоянной работе, имеющей разъездной тип, есть два варианта возмещения.

  1. Возвращаются расходы по перемещениям, подтвержденным документами, исключая суточные (ст.168 ТК РФ). Иначе указанные суммы не будут относиться на расходы.
  2. Компенсации затрат предусматривает не выплату сотруднику подтвержденных им расходов, а выплату фиксированной надбавки за разъездной характер работы, величина которой предусмотрена ЛНА.

Компания, выбирая один из вариантов, должна учитывать не только сопутствующие расходы по налогообложению и страховым взносам, но и дополнительный документооборот, увеличивающий расходы компании косвенным образом через оплату времени трудящихся.

Возмещение расходов при разъездном характере работы по официальным документам чаще востребовано при продолжительных служебных поездках работников в иные районы или за пределы страны.

  • Транспортные расходы подтверждаются билетами на использованный вид транспорта, а при поездках на личном или служебном автомобиле — путевыми листами, квитанциями.
  • Проживание подтверждается кассовым чеком или документом строгой отчетности.

Руководство самостоятельно решает, какие документы учитывать для подтверждения нахождения сотрудника в служебной поездке, и нужно ли согласование с руководством по таким поездкам.

Введение надбавки при передвижном виде деятельности применимо, если сотрудник выполняет поездки преимущественно внутри одного населенного пункта (одной местности). У него отсутствуют затраты на проезд и жилье в иных регионах или за границей РФ, а затраты по транспорту относительно небольшие, их размер известен (если, к примеру, востребован только на проезд в городском транспорте). Надбавка платится сотруднику, выполняющему работу при одновременном нахождении в поездках в течение всего рабочего времени или большей его части.

Допускается еще один вариант компенсации расходов – комбинированный. При этом способе возмещение расходов по транспорту, найму жилья и на иные расходы, понесенные трудящимся с ведома руководства, выполняется по подтверждающим документам, а суточные траты возмещаются за счет надбавки (ст.168.1 ТК РФ).

Размер возмещения

Размер надбавки законом не регулируется, работодатели имеют право на самостоятельное определение размера надбавок с учетом экономической целесообразности и с фиксированием их в ЛНА.

По некоторым отраслям, связанным с речным, автомобильным транспортом и автомобильными дорогами, доплачивается надбавка в 20% от оклада, в строительстве величина компенсации составляет 15%-20% в зависимости от количества дней в поездках.

Предполагается, что добавочная сумма должна компенсировать транспортные, суточные и иные возможные траты. Поэтому при таких выплатах получающие их не обязаны предоставлять подтверждающие расходы документы. Подобный вариант оплаты облегчает документооборот и не предусматривает дополнительных затрат времени на оформление документов.

Налогообложение расходов по поездкам

Документально подтвержденные расходы на служебные поездки не облагаются налогом на доходы граждан по форме НДФЛ и страховыми взносами (Письмо МФ РФ № 03-04-06/1626, 22.01.2015). Обложение обязательными платежами указанных сумм отсутствует, потому что выплата носит компенсационный характер и связана с исполнением трудящимся обязанностей по его должностной инструкции (ст. 217 НК РФ).

Читайте также:
Проценты отчислений в Пенсионный Фонд с зарплаты

При этом обязательна отметка о характере занятости и оплаты (компенсационной) в соглашении, коллективном договоре, внутренних актах. Оплата не облагается по НДФЛ в размерах, ограничиваемых внутренними документами компании или договорами (ст. 217 НК РФ).

Выплаты освобождаются от взносов по страхованию в пределах значений, определяемых коллективным или трудовым договорами, нормативными актами организации (Письмо ФСС РФ №14-03-11/08-13985 от 17.11.2011, ФЗ №212 от 24.07.2009).

Внимание! Выплачиваемые при разъездной занятости суточные могут превышать размер, установленный для командировок. Они не облагаются налогом на доходы граждан в полном размере, так как служебные поездки не признаются командировками и на них не распространяется установленный лимит.

Предприятие не обязано иметь обособленную структуру, создавать специально и регистрировать в налоговом органе в местности, где его специалист с разъездным характером занятости выполняет предусмотренные договором обязанности (Письма МФ РФ №03-02-07/1-50 от 03.01.2012, № 03-02-07/1/18634 от 24.05.2013). Рабочее место сотрудника считают оборудованным, если в наличии условия, необходимые для нормального выполнения должностных обязанностей.

Важность корректного оформления документации

Руководство компании должно обращать внимание на правильность оформления документов, так как от этого зависят выплаты или надбавки, причитающиеся в зависимости от определенного характера труда.

В ситуации, когда вид деятельности не отмечен в трудовом договоре, но предоставлены его документальные подтверждения, судебное решение может признать его таковым.

Пример

Иван Федоров, трудившийся в ЗАО «Строй» в должности водителя, обратился в суд с заявлением об оплате долга по заработной плате и суточных за время, проведенное в командировках.

Судом было установлено, что Федоров трудился по договору, которым, кроме работы по основному месту занятости, предусматривалось исполнение трудовых обязанностей в обособленных структурах ЗАО.

Заявителю в возмещении суточных было отказано (Определение Московского суда по делу №33-24126, 25.10.2011).

Несмотря на то, что в договоре не указан особый характер работы Федорова, фактически его занятость имела разъездной характер. В подтверждение были приняты путевые листы, по которым сотрудник ежедневно перемещался между разными пунктами, находясь все время в пути.

Постоянные перемещения между пунктами, указанными в договоре, или деятельность разъездного характера командировками не признаются (ст. 166 ТК РФ). Труд водителя служебного транспорта не относится к командировкам, в трудовом договоре обязанность Федорова по выполнению служебных поездок в подразделения ЗАО была четко указана.

Судебная коллегия решение областного суда не изменила.

Преимущества занятости с разъездами

Характер труда сотрудника разъездами имеет определенные преимущества для компании, выражаемые в следующих моментах:

  1. Уменьшения документооборота по служебным поездкам сокращает их администрирование.
  2. Облегчается учет рабочего времени и расчет оплаты, так как отсутствует необходимость ведения авансовых отчетов. Получается более точная оценка предстоящих в целом трат по оплате труда.
  3. Затраты на оплату труда уменьшаются. Вместо среднего заработка, начисляемого при командировках, трудящемуся выплачивают должностной оклад. При наличии дополнительных выплат к окладу, его величина будет ниже размера среднего заработка.

Предприятие получает налоговые преимущества из-за отсутствия необходимости создания обособленного подразделения в местности (территории), где занят сотрудник компании.

Разъездной характер работы и его оформление

Что такое разъездной характер работы?

Трудовой кодекс РФ не содержит специальной статьи, описывающей разъездной характер работы; что это значит, можно понять из некоторых ведомственных нормативных актов и разъяснений Роструда. В частности, дифференцировать такую деятельность необходимо от:

  • служебных командировок;
  • работы, выполняемой в пути;
  • работы, которая носит подвижный характер.

Понятие разъездного характера работы в российском трудовом законодательстве раскрыто достаточно слабо. При этом на практике работодателям приходится достаточно часто заключать трудовые договоры с таким условием. При этом постоянное перемещение по объектам в целях выполнения работы, расположенным на значительном расстоянии от места размещения фирмы, должно оставлять сотруднику возможность ежедневно возвращаться к месту жительства.

От первого пункта такие условия работы отличают регулярные служебные поездки только в пределах обслуживаемой территории (участков) с возможностью ежедневного возвращения домой. Роструд напомнил, что служебные поездки работников, которым установлен разъездной характер работы, нельзя признавать служебными командировками в силу ст. 66 ТК РФ. В письме от 12.12.2013 N 4209-ТЗВ чиновники указали, что командировки носят временный характер и ограничены определенным сроком, а вот связанная с разъездами деятельность должна быть постоянной.

Что касается подвижного характера работы, то в Положении о выплате надбавок, связанных с подвижным и разъездным характером в строительстве (утв. Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 01.06.1989 N 169/10-87), сказано, что если работники выполняют работы на объектах, расположенных на значительном расстоянии от постоянного места размещения своего предприятия, и фактически живут возле этих объектов до окончания рабочих процессов на них, а после переезжают на другой объект, то это подвижной или вахтовый метод. Это могут быть геологи, строители, монтажники, трубоукладчики и так далее.

Также важно правильно дифференцировать работу в пути. Ее осуществляют работники, участвующие в процессе движения транспортного средства. В частности, это:

  • стюардессы;
  • проводники;
  • кондукторы в общественном транспорте;
  • водители общественного транспорта;
  • моряки;
  • и т.д.

Отличия разъездного характера работы от командировок

Рассмотрим отличия в сравнительной таблице.

В соответствии с подтверждающими расходы документами

Как правильно оформить разъездной характер работы

Право определить и утвердить перечень должностей, которым будет установлен разъездной характер работы, трудовым законодательством предоставлено руководству организации-работодателя. Для этого можно утвердить отдельное положение, другой вариант установления разъездного характера работы: можно просто утвердить такие функции в штатном расписании на основании приказа или в трудовом соглашении. Дело в том, что специальной статьи в ТК РФ, регулирующей такой порядок и правила оформления такого трудового режима, нет. Главное следовать требованиям статьи 57 ТК РФ, а именно: закрепить в тексте трудового договора работника при его трудоустройстве условия, определяющие то, как именно он будет выполнять свою работу. И если режим его работы будет установлен за пределами компании, то есть, будет установлен разъездной характер работы, то об это обязательно должно быть сказано в контракте.

Читайте также:
Охрана труда при работе на компьютере в России - нормы

В случае указания при трудоустройстве на разъездной характер деятельности человека работодатель может не оборудовать стационарного рабочего места. Поэтому желательно прописать это также в коллективном договоре, однако это имеет свои сложности. Ведь внесение изменений в коллективный договор требует соблюдения определенной процедуры, если при его первоначальном подписании такие вопросы не были оговорены. Наиболее полно можно отразить такой порядок исполнения трудовых функций в специальном положении, которое можно изменять, исходя из потребностей организации. Сам перечень должностей сотрудников, которые будут находиться в разъездах, можно утвердить отдельным приказом руководителя. При этом, каждого нового сотрудника в перечень можно не включать, но отразить особенности его труда в контракте и приказе необходимо.

г. Саратов, ул. Зеленая, д. 1

об установлении водителю Камчатову Н.Н. разъездного характера работы

«15» июля 2020 года

В соответствии со ст. 168.1 ТК РФ и условиями дополнительного соглашения №1 от “10” июля 2020 г. к трудовому договору от №38 от “01” октября 2017 г.

1. Установить водителю Камчатову Н.Н. разъездной характер работы с “22” июля 2020 г.

2. Установить водителю Камчатову Н.Н. надбавку за такие условия работы с “22” июля 2020 г.

Петров / Петров П.П.

В положении подробно прописать порядок возмещения таким сотрудникам их расходов и установить формы документов, позволяющие вести учет.

Образец положения о разъездном характере работы

Особенно важным условием является закрепление в положении перечня работ, профессий, должностей, имеющих такой порядок деятельности. Такое требование прямо закреплено в ч. 2 статьи 168.1 ТК РФ.

Это только некоторые положения документа, полную версию которого можно скачать в конце статьи.

Обязательно нужно указать на разъезды в должностных инструкциях или других документах, определяющих круг должностных обязанностей работников. Как приказы, так и положение, а тем более должностные инструкции необходимо довести до всех заинтересованных лиц под подпись, как это определено в статье 68 ТК РФ. Подробная фиксация условий деятельности в локальных нормативных актах минимизирует риск споров работников с работодателями, а если они все же возникнут, даст возможность их быстро разрешить в пользу работодателя в рамках законодательно закрепленных норм совершения служебных поездок.

Для кого такая работа подходит, а для кого нет

Надо сказать, что трудиться без стационарного рабочего места могут практически все граждане, если они на это согласны и подписали трудовой договор. Ведь функции, которые они могут выполнять не по месту нахождения организации, могут быть любыми: например, курьер может развозить товары, а торговый представитель — заключать договоры о сотрудничестве. Поэтому трудиться на таких условиях могут даже подростки и женщины. Никаких особых условий по этому поводу в законодательстве не закреплено.

Как правильно заключить договор

Существует два вида условий, подлежащих включению в трудовой договор:

  1. Обязательные.
  2. Дополнительные.

Условие о разъездном характере работы является обязательным. Поэтому ч. 2 статьи 57 ТК РФ прямо указывает на то, что в контракте обязательно должно быть указание на разъездной характер работы, если он предусмотрен работодателем для этой должности. В контракте желательно четко прописать территорию, в пределах которой работа будет считаться разъездной: сам город или муниципальное образование, где находится фирма, и область вокруг. И хоть сотрудник должен иметь возможность ежедневного возвращения домой, законодательство не запрещает установить такую территорию в пределах всей Российской Федерации. Более того, законодательство дает возможность не указывать в контракте такую территорию, но ее указание обезопасит работодателя от признания служебной поездки служебной командировкой в случае возникновения вопросов у проверяющих органов, например, к возмещению расходов. Пример формулировки в трудовом договоре:

Работнику устанавливается разъездной характер работы с территорией разъездов — город Москва и Московская область.

Прописать это необходимо в разделе «Предмет договора»:

Полную версию трудового договора для заполнения можно скачать в конце статьи.

Кроме того, работодателю желательно вести специальный журнал регистрации поездок или маршрутные листы. Эти документы позволят оперативно контролировать все служебные перемещения сотрудников и подтвердить их целесообразность в случае проверки.

Порядок учета разъездной работы и компенсаций сотрудникам

Чтобы избежать возможных недоразумений, рекомендуем всего прописать размер и порядок возмещения расходов сотрудников непосредственно в положении или других внутренних нормативных актах. Поскольку в этом случае работодатель не должен оформлять командировочные документы и платить суточные, он должен правильно учитывать отработанное время. Для этих целей может быть использован обычный табель. В нем периоды служебных поездок необходимо отмечать как рабочее время. Ведь обычно такие сотрудники получают обычный должностной оклад, а также дополнительные выплаты, если они установлены трудовым договором (ч. 1 ст. 129 ТК РФ, ст. 149 ТК РФ). Кроме того, в силу статьи 168.1 ТК РФ фирма обязана компенсировать множество расходов таких сотрудников:

  • по проезду;
  • проживанию;
  • питанию и прочим нуждам, согласованным с работодателем.

Все расходы должны быть подтверждены документально (чеки, квитанции, билеты и т.п.), однако четких требований в НПА к этому нет. Поэтому для таких сотрудников можно установить упрощенный порядок представления отчетности по поездкам: отчет раз в неделю или даже в месяц.

Кроме возмещения расходов работника других компенсаций при разъездном характере работы законодательство не предусматривает. При этом компенсированные расходы не облагаются налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: