Положение о системе управления охраной труда: образец

Система управления охраной труда

Расскажем, как создать и сделать рабочей СУОТ на предприятии, какие требования установлены к Положению о СУОТ, а также какие изменения нас ждут уже в сентябре 2021 года с возможным вступлением в силу нового примерного положения о СУОТ.

В статье:

  • Какие существуют элементы СУОТ
  • Что можно применять в качестве чек-листа для оценки СУОТ
  • Что учесть при разработке документации СУОТ
  • Какие основные разделы должны быть включены в ваше Положение о СУОТ
  • Проект Примерного положения о системе управления охраной труда – 2021: на какой стадии, к чему готовиться

Элементы СУОТ. Чек-лист для оценки СУОТ

Система управления охраной труда (далее — СУОТ) — это совокупность процедур и документов, регламентирующих политику и цели охраны труда в организации, а также обязанности должностных лиц, уровни управления.

Система управления охраной труда (СУОТ) состоит из основных элементов:

  • Положения о системе управления охраной труда
  • Политики и целей в области охраны труда
  • Предварительного анализа состояния охраны труда у работодателя и обсуждение Политики

В основе предварительного анализа состояния охраны труда применяют:

  • результаты специальной оценки условий труда;
  • статистику производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
  • материалы расследования несчастных случаев (в особенности анализ их причин);
  • предписания органов государственного надзора (контроля).

Хорошим чек-листом для каждого специалиста по охране труда является Приказ Роструда от 21.03.2019 № 77 «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда»

Этот документ содержит инструкцию для инспекторов ГИТ по проверке работодателей. Поэтому всегда полезно знать, что у вас проверят, и заранее подготовиться. Сделайте самопроверку функционирования СУОТ, но если нужна будет помощь, обращайтесь к специалистам.

Что учесть при разработке документации СУОТ

По состоянию на 1 апреля 2021 года, основным документом, регламентирующим наличие и содержание положения о системе управления охраной труда, является Приказ Минтруда России № 438н от 19.08.2016 года.

Согласно пункту 8 Типового положения, в положение о СУОТ необходимо включить Политику в области ОТ, в которой должны быть указаны задачи и цели работодателя по обеспечению безопасности работников. Также в этом Положении необходимо прописать обязанности ответственных должностных лиц по охране труда и порядок контроля соблюдения требований охраны труда на каждом уровне управления охраной труда.

Обратите внимание! Политика может представлять собой отдельный документ или являться частью Положения о СУОТ организации. Важно, чтобы она была доступна всем заинтересованным сторонам. Обеспечить это можно путем размещения Политики на информационных стендах организации, в уголках по охране труда, на сайте организации в сети Интернет.

Оценка эффективности СОУТ

Оценку эффективности СОУТ в конкретной организации можно провести внешним или внутренним аудитом. Если в организации осуществляется внутренний аудит СУОТ в соответствии с требованиями международных стандартов или российских ГОСТов, то об этом целесообразно упомянуть в данном разделе. Если аудит СУОТ не проводится, то необходимо указать, что эффективность системы оценивается при формировании периодической отчетности о ходе реализации процедур, а также эти вопросы рассматривают на совещаниях, круглых столах с представительным органом работников.

Ступенчатые формы контроля функционирования СУОТ

Ступенчатый контроль — не обязателен, если это не указано в правилах по охране труда или в других НПА. В соответствии с пунктами 55 и 56 Типового положения, для повышения эффективности контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур на каждом уровне управления работодатель вводит ступенчатые формы контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур, а также предусматривает возможность осуществления общественного контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур.

Обратите внимание! Результаты контроля функционирования СУОТ работодатель оформляет в форме акта. Но, если работодатель не вводит ступенчатый контроль, нужно в разделе Положения о СУОТ указать, на каких уровнях осуществляется контроль и в какой форме он осуществляется.

Планирование улучшений функционирования СУОТ должно быть отражено в плане мероприятий по улучшению функционирования СУОТ. Планы по улучшению обычно формируют по итогам года. В эти же планы 1 раз в 5 лет можно включать (или делать ссылку) на план мероприятий по улучшению условий и охраны труда, разработанный по результатам специальной оценки условий труда, так как такие планы с практической точки зрения и направлены на улучшение функционирования СУОТ в части улучшения условий труда работников.

Поэтому специалисту по охране труда нет необходимости составлять огромное количество планов. Достаточно посмотреть перечень рекомендуемых мероприятий по результатам СОУТ и отобрать те, которые будут проводиться в планируемом году. Все, что не успеется выполнить из-за нехватки денег или времени, нужно перенести на следующий год.

Положение о СУОТ: основные разделы

Кроме политики в области охраны труда, важнейшими разделами СУОТ являются процедуры, направленные на исполнение целей в Политике. Поэтому в Положении о СУОТ необходимо прописать порядок подготовки работников по охране труда.

Читайте также:
Норма рабочего времени на 2020 год: график, специфика

Наши коллеги могут спросить: зачем, если есть утвержденный порядок. Ответим так: в Положении о СУОТ необходимо конкретно указать периодичность проведения обучения, инструктажей, количество смен для стажировки, прописать, кто должен обучаться в своей организации, а кто — в учебном центре.

Также Положение о СУОТ должно содержать процедуру организации и проведения специальной оценки условий труда, производственного контроля и управления профессиональными рисками.

В обязательном порядке включите в Положение о СУОТ как один из разделов порядок проведения медосмотров и психиатрических освидетельствований. В Приказе Минтруда России № 438н от 19.08.2016 года такой порядок указан витиевато «процедура организации и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников». Но работодатель не проводит наблюдение за состоянием здоровья, он не врач, поэтому обязательно направить работника на медосмотр — это его задача, а наблюдают пусть профессионалы.

В Положении о СУОТ нужно прописать процедуру информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях.

Важно! Все, что касается условий труда, гарантий и компенсаций, согласно 57 статье Трудового Кодекса РФ, должно быть указано в трудовом договоре или в дополнительном соглашении. Уровни риска, исследованные работодателем самостоятельно или компетентной подрядной организации, также нужно довести до работников одной из распространенных форм (сайт, стенд, инструкция).

Каждое положение о СУОТ должно содержать порядок обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха работников. В этом случае необходимо руководствоваться актуальными санитарными правилами и правилами по охране труда.

Несмотря на то, что работодатели применяют типовые нормы выдачи СИЗ и смывающих средств, одной выдачей средств защиты обязанности работодателя не ограничиваются. Ведь необходимо организовать еще и уход за этими средствами. Поэтому в Положении о СУОТ должен быть раздел, в котором приведена процедура обеспечения работников СИЗ и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами и ухода за ними (списание, выдача повторно, преждевременный износ).

Обратите внимание! Не забудьте включить в свое положение о СУОТ порядок обеспечения работников молоком и другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием. Необходимо указать, из каких источников будет взята цена на молоко или ЛПП, с какой периодичностью будет проводиться индексация стоимости.

Обязательным разделом в положении о СУОТ является процедура обеспечения безопасного выполнения подрядных работ и снабжения безопасной продукцией. В этом разделе необходимо прописать, какие требования установлены к закупке спецодежды, спецобуви, других средств коллективной и индивидуальной защиты, помимо обязательной сертификации или декларирования. Например, укажите в разделе о снабжении безопасной продукцией обязательное требование по предоставлению копий протоколов испытаний партий образцов, а также инспекционного контроля производства.

Работа с подрядчиками не должна остаться только на бумаге в разделе Положения о СУОТ. Необходимо довести до каждого ответственного лица необходимость запрашивать у потенциальных поставщиков сведения, касающиеся профессиональной подготовки и обучения безопасным приемам и методам выполнения работ, обеспечения работников подрядной организации санитарно-бытовыми помещениями, порядок согласования мер безопасности, указанных в акте-допуске и в наряде-допуске.

Приказ Минтруда об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда – 2021: на какой стадии, к чему готовиться

На федеральном портале проектов НПА 10 марта 2021 г. размещен проект приказа Минтруда об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда (ID проекта 02/08/03-21/00113963).

25 марта 2021 года закончилась процедура независимой антикоррупционной экспертизы, а 31 марта 2021 года — процедура общественных обсуждений. На момент публикации материала, законопроект проходит процедуру независимой антикоррупционной экспертизы. При ее успешном прохождении и последующей регистрации документа в Минюсте, новый законопроект вступит в силу с 1 сентября 2021 года и отменит собой действующее типовое положение о СУОТ, утвержденное приказом Минтруда России от 19 августа 2016 г. № 438н.

Основные изменения влечет за собой новое Положение о СУОТ: сравнительный анализ

Система управления
охраной труда

Что входит в услугу?

  1. Анализ данных, консультация, определение структуры СУОТ
  2. Комплексная разработка или доработка СУОТ и иной документации в области ОТ
  3. Разработка стратегии внедрения СУОТ
  4. Организация и внедрение мероприятий по ОТ, в том числе:
    • СОУТ
    • обучения
    • инструктажи
    • медосмотры
    • оценка рисков
    • СИЗ

Что такое система управления охраной труда (СУОТ)?

Система управления охраной труда (СУОТ) — это инструмент, который устанавливает политику и цели организации в соблюдении требований ОТ, а также описывает методы их достижения. По сути, это комплекс документов и мероприятий, которые помогают работодателю последовательно и эффективно сохранять жизнь и здоровье сотрудников, снижать травматизм и развивать культуру безопасности.

Читайте также:
Основания возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений согласно ТК РФ

По законодательству каждый работодатель обязан создать и внедрить СУОТ у себя в организации. Это означает, что каждый работодатель должен разработать, утвердить и реализовать мероприятия, которые наилучшим образом обеспечат безопасность работников.

Основание для разработки СУОТ

Создать и обеспечить функционирование СУОТ работодателя обязывает статья 212 ТК РФ. Помимо этого, согласно ТК РФ, именно работодатель в целом несет ответственность за организацию работ по ОТ и обязан обеспечить своим работникам безопасные условия труда. Выполнить эти обязанности работодателю помогает в том числе создание и внедрение СУОТ.

Цели СУОТ

Основная цель СУОТ – обеспечить сотрудникам организации безопасные условия труда и снизить травматизм до нуля. Достичь этой цели одномоментно нельзя, это длительный процесс, поэтому в положении о СУОТ указывают промежуточные цели. Их можно реализовывать последовательно или параллельно – в любом случае они должны приближать основную цель.

В этой связи в положении также указываются промежуточные цели, последовательная реализация которых приближает итоговую цель — нулевой травматизм. Количество установленных целей зависит от специфики деятельности организации.

Если говорить более предметно, то у СУОТ есть следующие цели:

  1. обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий и сооружений, в ходе технологических процессов, при работе с инструментами, оборудованием, сырьем и материалами
  2. создать на каждом рабочем месте условия, соответствующие требованиям охраны труда
  3. организовать контроль за условиями труда на рабочих местах
  4. провести специальную оценку условий труда (СОУТ)
  5. информировать работников об условиях и безопасности труда на их рабочих местах, о риске повреждения здоровья на работе и о том, какие им положены гарантии, компенсации и средства индивидуальной защиты (СИЗ).

Сроки создания СУОТ

Действие ТК РФ, который регламентирует все, что касается СУОТ, распространяется на отношения работника и работодателя. Поэтому СУОТ должна быть в каждой функционирующей организации, в которой есть нанятые сотрудники. Каждый работодатель должен разработать СУОТ и положение о СУОТ, а также выпустить приказ об утверждении положения о СУОТ до того, как начнет нанимать сотрудников.

Эксперты

Разработка СУОТ на предприятии

Положение о СУОТ

Положение о СУОТ — один из основных документов, касающихся безопасности труда в организации. Это основа, которая помогает организовать СУОТ и сделать ее рабочей, а также позволяет при необходимости корректировать и совершенствовать охрану труда в организации.

В 2016 году Минтруд России выпустил приказ 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда». Этот приказ содержит типовой вариант положения — образец, который можно взять за основу при разработке своей СУОТ.

В положении должны быть описаны не общие идеологические принципы безопасности в организации, а конкретные действия работодателя по управлению ОТ. Документ должен учитывать специфику деятельности организации, ее отрасль, масштаб, численность коллектива и другие особенности. Действие положения распространяется на всех работников организации.

Работодатель может сам составить положение или привлечь для этого внешних специалистов. При разработке обязательно нужно учитывать мнение работников или уполномоченных ими представительных органов. Согласованное всеми сторонами положение нужно утвердить, выпустив приказ от лица работодателя.

При разработке положения нужно учитывать последовательность управления: «организация СУОТ — планирование и применение разработанных мероприятий — контроль исполнения и оценка их эффективности — корректировка и совершенствование».

В положении о СУОТ, помимо прочего, должны быть два раздела:

  • политика работодателя в области безопасности труда (о ней ниже)
  • цели работодателя в области охраны труда.

Распределение обязанностей

Разрабатывая положение о СУОТ, нужно не забыть распределить обязанности и назначить ответственных за реализацию целей, установленных в положении. Ответственных можно назначать на разных уровнях:

  • производственной бригады;
  • производственного участка;
  • производственного цеха/структурного подразделения;
  • филиала/обособленного структурного подразделения;
  • службы/нескольких структурных подразделений;
  • работодателя в целом.

Процедуры для достижения целей

Процедуры, которые помогут работодателю достичь его целей в соблюдении требований ОТ, описываются в специальном разделе. В нем же можно распланировать мероприятия для реализации этих процедур.

По сути, получается цепочка от общего к частному:

  1. цели охраны труда
  2. процедуры для реализации этих целей
  3. мероприятия для реализации этих процедур.

Например, в организации высокий уровень тяжелого травматизма, который ежегодно превышает средние значения по отрасли в регионе. Цель работодателя в данном случае будет – снизить производственный травматизм. Чтобы достичь этой цели, придется изучить обстоятельства несчастных случаев и понять их причину. Это будет одной из процедур, необходимых для достижения цели. Мероприятиями в данном случае будут конкретные действия – запросить у специалиста по ОТ статистику и обстоятельства НС, изучить их и сделать вывод о причинах.

Работодатель может выяснить, что большая часть НС произошла, например, по вине самих работников, которые не соблюдают требования охраны труда. Логически появляется следующая процедура – снизить число нарушений. Мероприятиями здесь могут стать дополнительные обучения и инструктажи для персонала, аудит системы снабжения средствами индивидуальной защиты, работа с начальниками отделов и цехов, поэтапное внедрение культуры безопасности и личного примера руководства на предприятии.

Читайте также:
Ошибки на собеседовании при приёме на работу

Этот раздел — ключевой во всем положении о СУОТ. Он содержит список конкретных действий, которые нужно выполнить, чтобы достичь поставленных целей. Правильно разработанный, этот раздел помогает работникам службы ОТ расставлять приоритеты и принимать именно те решения, которые приведут к достижению целей.

Чтобы качественно составить этот раздел, необходимо тщательно проанализировать ситуацию с травматизмом, предписания контрольно-надзорных органов, отчеты специалиста по ОТ о выявленных нарушениях требований безопасности и т.д.

Контроль и мониторинг СУОТ

Цели поставлены, процедуры и мероприятия разработаны. Следующий этап – мониторинг выполнения всех этих предписаний и в целом контроль эффективности СУОТ. Для этого работодатель должен разработать (и установить последовательность реализации) мероприятия, которые позволят:

  • оценивать соответствие текущей ситуации в охране труда и на рабочих местах тому, какой она была задумана, ее конкретным требованиям
  • определять эффективность процедур безопасности труда
  • получать данные, на основе которых будут принимать решения о дальнейшем совершенствовании СУОТ

Одновременно работодатель определяет основные виды контроля СУОТ и мониторинга процедур. Виды контроля могут быть следующие:

  • контроль процессов, которые выполняются периодически: СОУТ, обучения по ОТ, медосмотры;
  • учет и анализ аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний;
  • контроль эффективности функционирования СУОТ в целом.

Результаты мониторинга и контроля СУОТ – это та основа, которая позволяет не только оценивать эффективность мероприятий и процедур, но и совершенствовать всю систему охраны труда, поэтому ими не стоит пренебрегать.

Пример нового положения по охране труда в организации для 2021 года

Согласно действующему законодательству, правила и нормы безопасности должны неукоснительно соблюдаться на предприятии любого уровня и типа организации. Для этого должна существовать специальная служба, которая обеспечивает безопасные условия и оптимальные условия на рабочем месте .

Если отдельной структуры нет, на небольших предприятиях можно возложить эти функции на одного специалиста по охране труда, которые должен заниматься подготовкой документации, в том числе и положением по ОТ.

  1. Нужно ли иметь в организации положение по охране труда?
  2. Как разрабатывается?
  3. Оразец для 2021 года
  4. Пример приказа об утверждении
  5. Выводы

Нужно ли иметь в организации положение по охране труда?

Раздел 10 Трудового кодекса РФ (главы 33-36 ТК РФ) закрепляет обязанность работодателя обеспечивать для подчиненных безопасные условия работы. Чтобы систематизировать все аспекты (правовые, технические, санитарные, социальные), используется положение по охране труда.

Его наличие является обязательным, данный документ относится к категории локальных актов и должен разрабатываться внутренней организацией работодателя.

В общем виде положение должно отображать следующую информацию:

  • данные о лицах, ответственных за ОТ — как назначаетс ответственное лицо за охрану труда на предприятии;
  • порядок разработки и реализации мер по охране труда и промышленной безопасности;
  • план осуществления контроля за соблюдением мероприятий по ОТ;
  • прохождение курсов повышения квалификации;
  • планы проведения инструктажей по технике безопасности;
  • процедуру создания комиссии для проведения оценки условий труда или расследования несчастных случаев на производстве.

Положение по ОТ считается главным документом, регулирующим процессы охраны труда на предприятии.

Как и все локальные нормативные акты, положение должно составляться при согласовании с профсоюзом. Это требование изложено в статье 8 Трудового кодекса РФ. Так, профсоюз должен не допускать принятия локальных актов, ухудшающих права работников.

Как разрабатывается?

Порядок составления и утверждения данного положения закреплен в Письме Минтруда №15 от 30 июня 2016 года. Этот документ регламентирует добавление или исключение определенных разделов. Так, наличие разделов должно объясняться спецификой технологического процесса, изготавливаемой продукции или условиями местонахождения объекта.

Положение должен разрабатывать специалист по охране труда согласно Приказу №438н, в котором закреплена типовая форма нормативного акта.

Положение должно состоять из 10 разделов, в которых раскрываются:

  • общие сведения;
  • локальная политика в сфере ОТ;
  • цели компании;
  • алгоритм контроля системы управления ОТ и БЖД;
  • планы процедур по организации ОТ;
  • мероприятия для воплощения этих процедур;
  • мониторинг условий труда (УТ);
  • разработка усовершенствований;
  • реагирование на травматизм и несчастные случаи;
  • документооборот.

Чтобы все элементы положения были составлены грамотно, необходимо привлекать разнопрофильных специалистов или заказывать консалтинговые услуги у сторонних организаций.

Чтобы минимизировать затраты временных и материальных ресурсов на разработку, рекомендуется создать комиссию, куда включить сотрудников узкоспециализированных подразделений предприятия: отдела кадров, бухгалтерии, начальников производственных департаментов, членов профсоюза и так далее. Разработанный акт должен заверяться подписями всех членов комиссии.

Положение должно храниться в архиве предприятия длительное время: 45 лет в стандартном случае (при оптимальных и/или допустимых условиях труда на предприятии) и 75 лет в редких случаях (при вредных и/или опасных условиях работы).

Читайте также:
Положение о коммерческой тайне: образец
Оразец для 2021 года

Пример приказа об утверждении

Создать само положение мало, необходимо выпустить приказ о его вступлении в силу. Есть и второй вариант – узаконить локальный акт сразу, если на его титульном листе есть специальная область для грифа «Утверждаю».

Утвердить документ может только руководитель организации в обоих случаях, но первый вариант (с оформлением распоряжения) более надежен.

Шаблон приказа об утверждении должен включать:

  • данные об организации-работодателе (полное название с юридическим адресом, юридический и фактический адреса, ИНН, коды по ОКПО И КПП);
  • номер и дату создания;
  • полное название документа;
  • информацию о должностном лице, который обязан под роспись обеспечить персонал сведениями о новых распоряжениях.

Не существует унифицированной формы приказа о вступлении в силу положения. Однако работники отдела кадров могут ориентироваться на приказ об утверждении правил трудового распорядка.

Руководитель организации ставит на приказе личную роспись и печать, после чего он считается официально принятым. Если внутренний распорядок организации подразумевает отсутствие печати, то распоряжение заверяется одной росписью.

Новосозданный приказ нужно включить в специальный журнал. Само распоряжение должно храниться в отделе кадров, а после направляться в архив.

Журнал считается первичной документацией и должен храниться на менее 5 лет с момента его создания. Он может использоваться для оптимизации документооборота, а также должен предоставляться во время проведения государственных и общественных инспекций по охране труда.

Выводы

Положение по охране труда должно создаваться на каждом предприятии вне зависимости от форм собственности. Письмо разрабатывается специальной комиссией, службой по ОТ или отдельным специалистом по типовой форме, утвержденной приказом Минтруда №15.

Руководитель предприятия ставит подпись и печать, после чего положение считается вступившим в силу. Локальный акт должен храниться на предприятии от 45 до 75 лет. Дополнительноего требуется утвердить путем составления специального приказа.

Распоряжение об утверждении подписывается руководителем и направляется в отдел кадров. Там он должен храниться в журнале с приказами в течение пяти календарных лет и может потребоваться в ходе внешних и внутренних инспекций.

Положение о системе управления охраной труда в организации (образец)

Разработка внутренних актов, которые регламентируют основы и правила безопасности в корпорации, является важным условием соблюдения законодательных норм. Основным составным элементом на любом производстве в этой области является положение о СУОТ.

Какие задачи решаются локальным актом о системе управления охраной труда в организации

Федеральное НПА устанавливает обязанности для руководителей. В них входит издание локальных актов по урегулированию норм безопасной работы. Главным внутренним нормативным актом в данной области является положение о системе управления охраной труда в организации, образец которого разработан в соответствии с регламентами Минтруда России. Такой документ устанавливает основные принципы, цели и задачи в области нормального трудового процесса, которые преследуются предприятием во время проведения любых работ.

Структура типового документа об осуществлении контроля и надзора за областью безопасной работы

Такие документы должны быть приняты во всех учреждениях как промышленной, так и социальной направленности – ДОУ, школах, промышленных производствах, организациях в области строительства. При этом такой локальный акт в обязательном порядке должен содержать основные цели и задачи мер безопасности:

  • минимизация факторов риска во время работы на предприятии за счет внедрения и применения системы мер безопасности;
  • снижение травматизма;
  • снижение аварийности основных производственных мощностей;
  • оперативное устранение нештатных или чрезвычайных ситуаций;

Важно! Наличие такого акта проверяется государственными инспекционными органами во время осуществления штатных проверочных мероприятий. Если его нет или он составлен некорректно, то на ответственных лиц налагаются меры административного и дисциплинарного характера.

Общее строение системы организации безопасности на производстве

Какие НПА устанавливают требования к составлению и структуре документа

Сфера рабочей безопасности регулируется федеральным законодательством. Главным документом в данной отрасли является Трудовой Кодекс, который устанавливает принципы реализации норм безопасности. Также существуют приказы Минтруда, которые устанавливают примерную форму и содержание положения СУОТ, а также регламентируют порядок реализации всего комплекса мероприятий. Компания, в свою очередь, принимает локальные нормативные акты в соответствии с этим законодательством, с учетом специфики своей деятельности и устанавливает сроки проведения СУОТ внутри предприятия.

Общие положения и задачи обеспечения безопасности, включенные в положение

Нюансы разработки положения о системе управления охраной труда на предприятии

При разработке данного акта должностные лица компании должны строго учитывать специфику деятельности корпорации. Также учету должны подвергаться все опасные и вредные факторы производства при их наличии. При осуществлении мер по безопасности в расчет берется также штатное количество сотрудников, возможности штатного подразделения по охране труда по проведению обучения и инструктажа.

Читайте также:
Положение о суммированном учете рабочего времени: образец

Положение о системе охраны труда: структура

С учетом установок законодательства в таком локальном нормативном акте в обязательном порядке должна присутствовать определенная информация как о самом предприятии, так и о предпринимаемых мерах по безопасности на нем. Все нюансы осуществления работы штатных подразделений по обеспечению безопасного производства и остальных сотрудников в целом должны найти отражение в данном документе.

Система осуществления специальных акций и действий в компании для обеспечения контроля безопасности

Титульный лист

На титульном листе в обязательном порядке размещается наименование компании, дата разработки документа и номер приказа об утверждении штатного положения. Также указывается наименование документа и дата его принятия. Кроме того, на титульном листе проставляется печать организации или ее эмблема и год издания соответствующего акта.

Общие положения

В разделе общих положений отражение находят обязательные требования отраслевого законодательства, применяемые к деятельности данной компании, цели и задачи, которые ставятся по недопущению нештатных или чрезвычайных ситуаций во время работы. Также перечисляются федеральные нормативные акты, в соответствии с которыми разработано данное положение, и указываются ответственные подразделения или должностные лица, которые реализуют нормы такового акта.

Функциональные обязанности сотрудников

В следующих разделах указываются обязанности сотрудников компании с обязанностями по недопущению нарушений в среде безопасности. Такие рабочие должны применить свои знания в области труда в рамках основной деятельности предприятия и не допускать нарушений со своей стороны. Особенно важным это требование является на микропредприятиях и в строительном секторе, где функциональные обязанности достаточно широки.

Органы управления охраной труда

Обозначению подлежат и органы надзора за безопасностью трудового процесса. В крупных организациях это отдельные штатные подразделения, которые осуществляют контроль и надзор в данной сфере. В более мелких компаниях эти функции выполняет определенное должностное лицо со своими правами и обязанностями.

Обучение и инструктаж сотрудников

Обязательным фактором эффективной реализации мер является осуществление инструктажа и обучения среди персонала корпорации.

Важно! Образовательный фактор служит одним из самых эффективных средств минимизации негативных воздействий и осуществляется в отношении всех сотрудников.

Проверка знаний сотрудников

Проверочные мероприятия в отношении должностных лиц также должны быть включены в текущий план. Наряду с образовательными акциями они играют важную роль в получении и проверке знаний сотрудников не только в части специфики трудовой деятельности, но и в познании норм права в такой области.

Мониторинг и оптимизация системы охраны труда

В списке мер также должны содержаться акции по мониторингу обеспечения безопасной деятельности на производстве за счет применения и внедрения новых форм реализации федеральных нормативов в такой области. Такой перечень носит обязательный характер для включения в штатное положение.

Порядок действий при несчастных случаях на производстве

Также образец СУОТ указывает перечень мер, необходимых при возникновении нештатных ситуаций. Прежде всего этот пример касается сферы образования, строительного сегмента, в которых особенно важны оперативные действия по недопущению чрезвычайных происшествий.

Порядок утверждения положения

Утверждение положения происходит путем издания приказа по организации. Утверждение такого акта инициирует ответственный специалист, так же как и его изготовление. Подписывает приказ об утверждении руководитель корпорации. С момента подписания положение считается введенным в действие и распространяет свое действие на всех сотрудников предприятия.

Элементы системы обеспечения должного уровня трудового контроля в соответствии с принятым положением

Перечень приложений

Помимо самого положения в зависимости от рода деятельности компании могут быть и приложения, которые конкретизируют некоторые вопросы об охране труда. В качестве таких приложений могут выступать:

  • положение о наличии специальных журналов учета, которые находятся в ведении сотрудника по охране труда;
  • перечень специальных мероприятий и график их проведения, которые осуществляются с целью повышения уровня знаний персонала о безопасности работы;
  • список ответственных лиц за направления деятельности в такой области;
  • перечисление нормативных актов, в соответствии с которыми может быть составлен этот акт.

СУОТ Образец положения о системе управления ОТ в организации

В типовом образце отражается общая информация об учреждении, специфике его деятельности. Кроме этого отображается перечень действий, применяемых для обеспечения должного уровня контроля, указывается ответственность сотрудников и должностных лиц за нарушение норм права в такой области. Организация может самостоятельно изготовить образец такого документа. Однако в нем в обязательном порядке должна быть вся необходимая информация, установленная федеральными нормами.

Осуществление видов контроля исполнения законодательных норм в данной сфере

В итоге положение о системе управления охраной трудовыми процессами является нормативной базой для осуществления всех акций и действий, характеризующих безопасный уровень трудовой деятельности. Его издание носит первоочередной характер в условиях реализации норм обеспечения нормальной жизнедеятельности.

Читайте также:
Питание на работе - порядок оплаты и дотаций сотрудникам, преимущества

Положение о системе управления охраной труда

Безопасность рабочего процесса сотрудников – это важная задача для каждого предпринимателя. Законодателем определяется обязанность управленца разработать положение о системе управления охраной труда (СУОТ) и обеспечить его выполнение. Материал статьи расскажет, как правильно составить этот локальный правовой акт, какие элементы должны быть и что учесть в процессе разработки.

Нормативное регулирование и цель системы управления охраны труда

В России наблюдается процесс стандартизации, цель которого – достижение единства требований и параметров в разных сферах жизни человека, в том числе охраны труда. Законодателем утверждён ряд федеральных законов и подзаконных актов, регулирующих безопасность занятости трудящихся.

Основная обязанность работодателя организовать приемлемые условия работы диктуется ст. 22, 212 ТК РФ. Более подробно о механизме охраны труда описано в ГОСТе Р 12.0.007-2009. Этот документ закрепляет основы СУОТ, содержит требования по планированию мероприятий, порядок мониторинга здоровья работников и многое другое.

Здесь же определена обязанность создать в организации положение о системе управления охраной труда. Локальный акт должен учитывать специфику деятельности компании, отражать политику безопасности рабочего процесса.

Однако, законодатель не выделяет типового образца положения о системе управления охраной труда в организации, поэтому зачастую возникают проблемы на стадии оформления.

Прежде чем приступить к составлению локального акта, управленцу нужно:

  • Провести тщательный анализ производственного процесса, определить наиболее ответственные виды работ, подвергаемые риску.
  • Продумать текст, понятный для каждого сотрудника.
  • Проверить текущую законодательную базу на предмет новых требований.

Важно понимать, что производственные процессы или направление бизнеса могут со временем измениться. Вместе с этим поменяется и содержание СУОТ, поэтому текст должен оставаться актуальным.

Структура положения о системе управления охраны труда

Рассматриваемый документ может создаваться самим директором, когда предприятие небольшое. Если штатная численность предприятия высокая, то, как правило, разработкой локального акта занимается отдел охраны труда.

В положении должны быть:

Обязанности и права работников.

  • Перечень мероприятий по ОТ, порядок проведения.
  • Пункт об ответственности руководства компании за обеспечение СУОТ.
  • Сведения о том, как должен формироваться бюджет для профилактических мероприятий.
  • Порядок оценки условий труда, как должна работать комиссия.
  • Система охраны труда состоит из ряда локальных актов, поэтому один локальный нормативный акт (ЛПА) не может в полном объёме раскрыть все аспекты. Работодателю нужно создавать инструкции по обращению с электроприборами, пожарной безопасности, следить за актуальностью установленных правил и многие другие документы. Положение о СУОТ должно помогать управленцу работать с системой охраны труда.

    Чтобы обеспечить безопасность работы, важно регулярно проводить инструктажи. Особенно, если сотрудники используют специальное оборудование, для нормального взаимодействия с которым нужно знать технику безопасности. Раздел должен отражать механизм обучения и проведения инструктажей. Здесь стоит указать, кто именно должен этим заниматься, каким нормативным актом руководствоваться, как часто проводить проверки и так далее.

    Каждое приложение пишется на отдельном листе. В верхнем правом углу обязательно указывается номер и название ЛПА, к которому оно составляется.

    Образец положения о СУОТ

    Предприниматель создаёт документ, исходя из требований собственных ЛПА, касающихся делопроизводства. Одним из таковых может быть наличие, к примеру, фирменного бланка или специального вида бумаги.

    Если особенных требований нет, то по общему правилу первый лист считается титульным. В верхнем правом углу располагается ссылка на нормативную базу, послужившей основой. В данном случае это ст.212 ТК РФ, а также ГОСТы.

    Ниже должно быть имя, инициалы и полное название должности административного лица компании, который утверждает локальный акт. Сюда же ставится подпись и фирменная печать. По центру листа находится название документа и предприятия. В нижнем правом углу – информация о разработчике (обычно это начальник отдела охраны труда).

    Перед тем, как локальный акт попадёт к высшему руководителю, проект стоит передать для изучения и внесения правок в юридический отдел. Виза юриста находится под данными разработчика.

    Последующие листы документа будут содержать:

    Общие положения. Здесь расписывается цель создания, что устанавливает ЛПА. Можно также указать периодичность пересмотра содержания (для актуализации).

  • Блок обязанностей сотрудников в рамках СУОТ. Здесь перечисляются должности организации, где напротив каждой пишутся конкретные задачи (контроль ведения документации для секретаря, проведение специальной оценки условий труда для кадрового инспектора).
  • Сведения о подразделениях, ответственных за обеспечение СУОТ. Таковым считается отдел по ОТ, поэтому тут вкратце описываются задачи, решаемые инспекторами.
  • Информацию о проведении инструктажей. В этом блоке указывается вид, периодичность, кем проводится и насколько часто.
  • Порядок действий работников при несчастных случаях. Конечно, этой теме должна быть посвящена отдельная инструкция, которая бы раскрыла этот вопрос детально. В создаваемом положении должны быть лишь сведения об организации расследования ЧП, документирования, порядок оповещения и т.д.
  • Читайте также:
    Учет рабочего времени: как считаются человекочасы, правила, формулы

    Заключительные пункты содержат информацию об ответственности работников за невыполнение норм охраны труда. Здесь можно сослаться на другие ЛПА предприятия в этой сфере, а также на действующие законы.

    Важно помнить, что ошибки в вопросах соблюдения техники безопасности могут нанести вред не только работнику. Нарушения могут привести к аварии или другим тяжелым последствиям, при которых под угрозой окажется жизнь и здоровье других людей. Если при незначительном проступке виновного можно наказать дисциплинарным взысканием, то при более крупных нарушениях следует административная или даже уголовная ответственность.

    Директор предприятия – должностное лицо, ответственное за безопасность работы. При несчастных случаях или авариях проверяющие органы первым делом поинтересуются тем, как устроена СУОТ на предприятии. Поэтому создать положение об охране труда и обеспечить выполнение — одна из основных задач любого руководителя.

    Порядок формирования кадрового резерва в организации

    • Что такое кадровый резерв
    • Цели работы по созданию кадрового резерва
    • Этапы формирования резерва и работа с ним
    • Отбор специалистов для резерва и их подготовка
    • Правила создания резерва в конкретной организации
    • Итоги

    Что такое кадровый резерв

    Кадровый резерв — это перечень лиц, которые в силу своего образования, деловых качеств, опыта и перспектив развития способны к выполнению функций по должности более высокого уровня, чем та, с которой они включены в кадровый резерв. То есть в резерв попадают лица, имеющие все основания для успешного профессионального продвижения. Это продвижение, как правило, предполагает занятие руководящих должностей и требует соответствия кандидата определенным характеристикам.

    Значимость кадрового резерва определена на федеральном уровне. Об этом свидетельствует, в частности, такой документ, как распоряжение Правительства РФ «Об утверждении федеральной программы “Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров (2010–2018 годы)”» от 22.04.2010 № 636-р, в котором о необходимости подготовки высокопрофессиональных управленцев для всех сфер жизни государства говорится в связи с происходящими фундаментальными социально-экономическими переменами в стране. В развитие этого документа появился ряд законопроектов, определяющих процесс создания кадровых резервов в госструктурах, были изданы или доработаны приказы аналогичного содержания по большинству министерств (МВД, Минсельхоз, Минтранс, Роскомнадзор, ФМС, Росстандарт, Минэкономразвития, Минюст, Росстрой и др.).

    Безусловно, велико значение кадрового резерва и для конкретных организаций, предполагающих работать в течение длительного времени, имеющих перспективы развития, заботящихся о снижении рисков, связанных с заменой кадров, особенно на ключевых должностях.

    Кадровый резерв может быть как внутренним (за счет собственных сотрудников), так и внешним (при котором кандидаты привлекаются со стороны). Отбор внешних кандидатов осуществляется, например, из числа:

    • работников, оформленных по договору ГПХ;
    • студентов, проходящих стажировку;
    • кандидатов, рассматриваемых на вакантные должности.

    Включаемые в резерв кандидатуры могут уже полностью отвечать требованиям, предъявляемым к должности, на которую их ставят в резерв. Однако также попадают в него и те, кто имеет высокий потенциал для профессионального продвижения, но не обладает достаточным опытом или необходимой подготовкой. Как правило, для каждой из должностей отбирают не меньше 2 кандидатов.

    Список кандидатур, включенных в резерв, на усмотрение руководителя организации может быть либо открытым для ознакомления, либо доступным для ограниченного числа лиц. Ограничение доступа, как правило, снижает вероятность конфликтов в коллективе между занимающим должность сотрудником и его вероятным преемником. С другой стороны, информирование сотрудника о включении его в резерв служит для него одним из мотивов для более успешной трудовой деятельности.

    Порядок формирования кадрового резерва госслужбы описан в «КонсультантПлюс». Оформите пробный бесплатный доступ к системе и получите алгоритм формирования кадрового резерва, а также образцы необходимых для этого документов.

    Цели работы по созданию кадрового резерва

    Создание кадрового резерва преследует несколько целей:

    • обеспечение преемственности управления с минимальными потерями времени и средств в процессе смены кадров, с сокращением срока адаптации специалиста к новой должности;
    • создание системы обновления руководящих кадров, позволяющей обеспечивать эффективный уровень руководства, соответствующий не только реальным современным требованиям, но и рассчитанный на будущие прогрессивные перемены в деятельности;
    • перевод процесса замены руководителей и специалистов на плановую основу;
    • выявление перспективных сотрудников среди лиц, уже проявивших себя, знакомых со спецификой деятельности организации и адресное вложение средств в их направленную подготовку;
    • проведение постоянного мониторинга профессиональных качеств сотрудников, позволяющего не только оптимизировать расстановку сил в существующем коллективе, но и без проблем формировать руководящий персонал для новых подразделений;

    О том, с помощью каких средств можно осуществлять такой мониторинг, читайте в статье «Ведение управленческого учета в 1С — особенности».

    • обозначение реальных возможностей профессионального роста для сотрудников и, как следствие, повышение их заинтересованности в работе;
    • уменьшение числа ошибок, допускаемых при оценке деловых качеств вновь принимаемых на работу сотрудников.
    Читайте также:
    Оформление и порядок оплаты переработки при суммировании учёта рабочего времени

    Формирование кадрового резерва и работа с ним — процесс достаточно непростой, требующий привлечения к нему не только руководителя организации и кадровой службы, но и иных специалистов (например, руководителей направлений, юриста, психолога, представителя профсоюза). Поэтому большинство вопросов, относящихся к кадровому резерву, решается коллегиально. То есть для этой цели создается постояннодействующий орган (комиссия, комитет), вырабатывающий решения по конкретным моментам, связанным с кадровым резервом.

    Как правило, в организации, образующей кадровый резерв, разрабатывается и утверждается документ, регламентирующий процедуру создания резерва и работы с ним: положение о кадровом резерве. Его содержание может быть, например, таким:

    1. Цели и задачи кадрового резерва.
    2. Общие принципы создания резерва.
    3. Перечень должностей, в отношении которых образуется резерв.
    4. Порядок формирования и обновления резерва.
    5. Критерии отбора кандидатов для резерва.
    6. Программы подготовки кадров, внесенных в резерв.
    7. Критерии и порядок исключения из резерва.
    8. Процедура анализа эффективности работы с резервом.

    Положение о кадровом резерве может содержать приложения, подробно раскрывающие отдельные вопросы или содержащие образцы тех документов, которые оформляются в процессе работы с резервом.

    Этапы формирования резерва и работа с ним

    Образованный кадровый резерв требует периодического (не реже чем 1 раз в год) пересмотра перечня попавших в него лиц и обновления относящихся к этим лицам сведений. При этом и начальное формирование резерва, и дальнейшая работа с ним предполагают осуществление следующих действий:

    • Анализ ситуации, предваряющий саму работу по созданию или корректировке резерва. Для этого:
      • оценивается потребность организации и конкретных ее подразделений в новых управленцах или специалистах как на ближайшую (1–3 года), так и на долгосрочную перспективу;
      • составляется конкретный перечень должностей нового (или обновленного) резерва;
      • определяется наличие уже подготовленных для замены специалистов;
      • корректируется действовавший ранее перечень за счет исключения из него как уже использованных для замены кадров лиц, так и по каким-либо причинам переставших соответствовать критериям включения в резерв;
      • анализируется эффект от существования ранее созданного резерва.
    • Подбор конкретных кандидатур для включения в состав вновь формируемого резерва, что делается на основе:
      • анализа анкетных данных, результатов аттестации, характеристик, отзывов руководителя о работе конкретного лица;

    Функции сбора таких данных могут быть поручены специалисту отдела кадров с включением их в текст должностной инструкции этого специалиста. Образец такой инструкции смотрите в материале «Должностная инструкция специалиста по кадрам — 2021».

    • собеседования с работником;
    • проведения тестирования;
    • наблюдений за поведением работника и взаимоотношениями его с другими сотрудниками;
    • оценки показателей, характеризующих текущую трудовую деятельность намеченного к отбору в резерв лица, и результатов выполнения им конкретных заданий;
    • проведения аттестации работника;
    • рассмотрения соответствия выявленных качеств тем требованиям, которые предъявляются к замещаемой должности;
    • сравнений результатов, полученных по нескольким кандидатурам.
    • Формирование списка нового резерва с перечнем конкретных кандидатур на соответствующие должности. Этот список отличают такие особенности:
      • один человек может одновременно присутствовать в нескольких частях этого документа: на ближайшую, реально обозримую и на отдаленную перспективу с вариантами, соответственно, должностей, на которые он рассматривается;
      • в него заносится максимум сведений о каждом человеке, попавшем в резерв, в т. ч. анкетные данные, результаты аттестации и наблюдений за кандидатом, оценка его потенциала, дата внесения в резерв;
      • включение в него рекомендаций по программам перспективной подготовки каждого из специалистов и отметок об их прохождении.

    Сформированный (обновленный) список кадрового резерва утверждается руководителем организации и вышестоящей инстанцией (при наличии таковой).

    Дальнейшая работа с кадровым резервом заключается:

    • в периодическом пересмотре реестра;
    • в пополнении его новыми данными о кандидатах;
    • в исключении из перечня лиц, выбывших из организации или переставших удовлетворять необходимым требованиям к кандидату на замещение должности;
    • в корректировке программ подготовки специалистов;
    • в анализе эффективности использования реестра, прогнозировании изменений в нем и проработке вариантов неожиданных для существующего положения ситуаций с кадрами.

    Отбор специалистов для резерва и их подготовка

    В качестве кандидатов на включение в резерв могут рассматриваться лица:

    • самостоятельно предложившие свою кандидатуру;
    • выдвинутые непосредственным руководителем;
    • выявленные по результатам проведения процедур оценки (например, аттестации).

    Но в любом случае они должны быть дополнительно подвергнуты процессу всестороннего рассмотрения их моральных, деловых, коммуникационных качеств на предмет выявления соответствия этих качеств необходимым для включения в кадровый резерв с перспективой занятия определенной должности. Критерии отбора могут быть разными, но обычно в их число входят:

    • наличие определенного образования, стажа и квалификации;

    Требования к этим критериям для определенной профессии содержат такие документы, как профстандарты. Подробнее о них — в статье «Закон о профстандартах в 2021 году — последние изменения».

    • соответствие определенному возрастному интервалу;
    • хорошее состояние здоровья, эмоциональная устойчивость, уверенность в себе;
    • наличие опыта работы в организации, включающей кандидата в резерв;
    • демонстрация профессионализма, ответственности, целеустремленности, устойчивых трудовых достижений в отношении выполняемых обязанностей;
    • умение прогнозировать ситуации, планировать работу, в т. ч. делать ее в сжатые сроки;
    • наличие интереса к выполняемой работе, творческий подход к ней, готовность к самостоятельности и риску;
    • активная жизненная позиция, стремление к совершенствованию и развитию, применение полученных при обучении знаний на практике;
    • умение работать в коллективе, наличие опыта руководящей работы, организаторских способностей, авторитета среди коллег;
    • умение аргументировать свою точку зрения и вести переговоры;
    • задатки лидера, коммуникабельность, гибкость в общении;
    • наличие желания расти в профессиональном плане и согласие на включение в резерв по определенной должности;
    • наличие необходимости в дополнительном обучении, наставничестве, тренингах, приобретении определенного опыта и навыков.
    Читайте также:
    Отпуск для несовершеннолетних работников - сколько дней по ТК РФ

    Большая часть этих критериев важна для любой руководящей должности, но в зависимости от конкретной позиции акценты на них могут смещаться. С ориентиром на тот или иной критерий могут выбираться индивидуальные программы обучения и подготовки кандидатов, направленные на развитие их профессиональных или личностных качеств. С другой стороны, включение человека в кадровый резерв само по себе уже является основанием для направления его на дополнительное обучение, переподготовку, тренинги или стажировку, а у организации появляется необходимость в составлении программ обучения. Обучение может быть организовано как силами организации, так и с привлечением сторонних организаций или специалистов.

    Дополнительный практический опыт работы непосредственно в намеченной для кандидата должности он получает, замещая временно отсутствующего на работе руководителя, занимающего эту должность. И такое замещение обычно является правилом для организаций, формирующих кадровый резерв.

    Особое значение в процессе подготовки кандидата на должность приобретает взаимодействие его с лицами, способными оценить состояние процесса формирования нужного специалиста и дать ему нужные консультации и практические рекомендации по обучению и поведению.

    В любом случае за время нахождения в кадровом резерве человек получает дополнительные возможности для расширения собственного кругозора, получения новых знаний, нового опыта как в плане профессиональном, так и в отношении руководства коллективом. А значит, и для применения полученных знаний и опыта на практике, т. е. для проявления себя как специалиста более высокого уровня, соответствующего намеченной для него в кадровом резерве должности, а может быть, достойного и рассмотрения на более значимую должность.

    Правила создания резерва в конкретной организации

    Каждую конкретную организацию характеризуют свои особенности организационной структуры и наличие собственного подхода к созданию кадрового резерва. Поэтому данный процесс всегда сугубо индивидуален. Организация должна самостоятельно:

    • сформировать орган, который будет заниматься вопросами кадрового резерва;
    • разработать внутренний документ, посвященный процедурам создания и обновления резерва, детально проработав все ключевые моменты, относящиеся к этим процедурам;
    • создать действующие механизмы реализации правил работы с кадровым резервом.

    При серьезном подходе к этим вопросам создание кадрового резерва будет служить основой оптимизации численного состава персонала и разумного кадрового планирования.

    Итоги

    Создание кадрового резерва в организации преследует цель обновления состава руководителей и специалистов за счет собственных (реже — привлеченных) сотрудников. Включение в этот резерв требует наличия у кандидата на должность определенных качеств и предполагает возможность его специальной подготовки к этой должности путем дополнительного обучения и тренингов. Перечень замещаемых должностей, требования к кандидатам и процедуру работы с резервом организация разрабатывает самостоятельно.

    Как разработать положение о кадровом резерве

    Успешная организация, планирующая освоение новых рынков, повышение доли рынка, продвижение новых товаров или услуг осознает, что ее основной капитал — сотрудники, а наличие подготовленного персонала — это инвестиция в будущее развитие.

    Успешная работа в данном направлении возможна при наличии четко выстроенной стратегии развития организации, куда включена и система работы с персоналом.

    Одним из основополагающих документов, определяющих развитие персонала, является положение о кадровом резерве на предприятии. Расскажем в статье о структуре документа, а также о разделах, которые рекомендуются к включению в содержание документа.

    Зачем нужно положение о кадровом резерве

    В любой организации в силу различных причин образовываются вакансии, и задачей HR-службы организации является своевременное их заполнение.

    Решая данную задачу, специалист по персоналу может пойти двумя путями:

    1. Заполнить образовавшиеся вакансии специалистами, найденными из внешних ресурсов.
    2. Подобрать специалистов из состава персонала учреждения.

    Второй путь возможен при наличии в организации запаса специалистов, готовых занять должность.

    Второй вариант ответа на поставленный вопрос предполагает формирование в компании квалифицированного запаса сотрудников. Положение, структуру формирования которого приведем далее, поможет HR-специалисту разработать документ с учетом специфики деятельности конкретного предприятия.

    Образец положения о кадровом резерве предприятия

    Пример положения о кадровом резерве

    Положение о работе с кадровым резервом является ключевым документом, который применяется при его формировании и работе с персоналом по этому направлению.

    Читайте также:
    Охрана труда инвалидов по Трудовому Кодексу РФ

    Документ отражает целый ряд вопросов организации работы компании. Пример положения, структуру которого рассмотрим далее, включает такие направления деятельности, как порядок формирования, обновления, включения и исключения, подготовку персонала.

    Рассмотрим основные разделы, рекомендуемые к включению в документ.

    1. Общие положения.

    Раздел описывает имеющиеся цели и задачи формирования, к примеру:

    • преемственность при управлении учреждением;
    • заполнение образующихся вакансий в короткие сроки;
    • оптимальное использование потенциала работников;
    • карьерный рост;
    • улучшение качества управления.

    Задачи могут состоять в следующем:

    • выявление сотрудников с высоким потенциалом;
    • планирование развития карьеры;
    • сокращение периода адаптации новичков в должности;
    • создание системы развития претендентов на базе разработанных планов индивидуального развития;
    • повышение лояльности сотрудников;
    • недопущение потери перспективных работников.

    Данный раздел описывает состав резерва, который может состоять из различных групп должностей:

    • топ-менеджмент;
    • руководители среднего звена;
    • специалисты.

    Структура также определяет группы готовности к замещению должностей:

    • немедленно;
    • через год.

    3. Порядок и условия включения в кадровый резерв.

    Раздел включает разъяснение процедур формирования, а также устанавливает, каким образом учитываются результаты оценки кандидатов, их аттестации, описывает показатели, по которым зачисляются кандидаты. Отбирая сотрудников для включения, нужно принимать к сведению не только общие требования к должностям, но и конкретные профессиональные, а также личностные их характеристики.

    4. Порядок работы конкурсной комиссии по формированию и организации подготовки кадрового резерва.

    Раздел устанавливает не только цели и задачи, но и состав, полномочия, алгоритм принятия решения.

    Целями комиссии могут быть:

    • содействие своевременному формированию;
    • объективность при принятии решений.
    • обеспечить формирование;
    • сформировать в строгом соответствии с технологией работы по его созданию.

    В данной части устанавливаются принципы формирования состава комиссии, определяется ее председатель.

    Полномочия комиссии также включены в эту часть и могут выразиться в следующих рекомендациях:

    • зачислить;
    • рекомендовать дополнительное обучение;
    • исключить из кандидатов для вступления.

    Раздел описывает процедуру принятия решения, устанавливает правила голосования, а также процедуру принятия окончательного решения.

    5. Оценка кандидатов для включения в кадровый резерв.

    Оценка претендентов проводится конкурсной комиссией.

    Основаниями для оценки могут быть:

    • характеристика руководителя, у которого сотрудник работает;
    • представление руководителя, возглавляющего подразделение, из перечня должностей которого формируется запас;
    • оценочный лист сотрудника;
    • данные о его самооценке.

    6. Подготовка (обучение) кадрового резерва.

    Раздел Положения устанавливает правила работы по подготовке и обучению резервистов. Определяет виды обучающих программ, сроки учебы, ее бюджет, устанавливает параметры оценки результатов обучения.

    Можно установить следующие виды программ:

    • теоретическая, содержащая общую часть;
    • специальная;
    • индивидуальная.

    Сроки обучения могут быть различными.

    7. Оценка работников, состоящих в кадровом резерве.

    Оценка сотрудников проводится по окончании их обучения по показателям выполнения плана обучения, плана развития.

    8. Исключение из кадрового резерва.

    Раздел Положения описывает случаи исключения, которые могут быть следующими:

    • назначение на должность в порядке карьерного роста;
    • решение о несоответствии должности, принятое по результатам аттестации;
    • сокращение должности, на замещение которой сотрудник претендовал;
    • личное заявление;
    • увольнение с работы.

    В этой же части предусматривается издание распорядительного документа организации, которым работник исключается из состава, а также порядок уведомления лица об исключении.

    9. Назначение на должность.

    Раздел Положения предусматривает алгоритм назначения на должность. Может содержать оценку его непосредственного руководителя, наставника, курирующего обучение и развитие, оценку предполагаемого в будущем руководителя.

    По результатам анализа вышеуказанных составляющих сотрудник:

    • назначается на должность при успешности достигнутых показателей;
    • получает отказ в назначении (в этом случае возможна замена кандидата на должность или рекомендация продлить срок подготовки).

    10. Заключительное положение.

    Заключительная часть содержит информацию, к примеру, о гласности и открытости рассмотрения вопросов включения, о графике приема кандидатов по вопросам включения, о расходах, связанных с мероприятиями по организации работы.

    Положение о кадровом резерве на муниципальной службе

    Такие документы, например положение о кадровом резерве судей или других государственных органов, имеют отличительную черту. Порядок формирования как в органах государственной власти, так и в муниципальных органах установлен действующим законодательством. Так, законом о муниципальной службе № 25-ФЗ от 02.03.2007 предусмотрена необходимость создания кадрового резерва для замещения должностей муниципальной службы. Документ утверждается муниципальным правовым актом. Навыки, которые требуется иметь, определяются потребностями конкретного муниципального органа.

    В 1996 г. закончила СГПИ по специальности преподаватель английского и русского языков. В 2003 г. закончила Московскую Академию права и управления по специальности юрист. В 2007 г.закончила РАНХиГС по специальности менеджмент в управлении

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: