Порядок увольнения военнослужащего с военной службы

Статья 23. Увольнение граждан с военной службы и право на трудоустройство

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 23 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 23. Увольнение граждан с военной службы и право на трудоустройство

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 23 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ (в редакции Федерального закона от 20 апреля 2015 г. N 97-ФЗ) в пункт 1 статьи 23 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

1. Военнослужащие – граждане, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе”.

Военнослужащие – граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

В случаях, если военнослужащие – граждане, указанные в абзаце втором настоящего пункта, отказались от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, либо отказались от жилищной субсидии или не представили документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, в течение 30 дней с даты уведомления их федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, о готовности предоставить жилое помещение или жилищную субсидию, не считая периода временной нетрудоспособности военнослужащих – граждан, пребывания их в отпуске, в служебной командировке и иных обстоятельств, объективно исключающих возможность представления указанных документов (в том числе времени проведения мероприятий, связанных с получением военнослужащими – гражданами указанных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, уполномоченных на выдачу таких документов), согласия таких военнослужащих – граждан на увольнение с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии не требуется. При этом порядок уведомления военнослужащих – граждан о готовности предоставить им жилое помещение или жилищную субсидию и представления военнослужащими – гражданами документов, необходимых для предоставления жилого помещения и жилищной субсидии, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Указанные военнослужащие – граждане в случае их увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии обеспечиваются жилыми помещениями в форме и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

Военнослужащим – гражданам, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего – гражданина выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

2. В случае необоснованного увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, причиненные им в связи с этим убытки подлежат возмещению в полном объеме. Причиненный таким увольнением моральный вред подлежит возмещению по решению суда на основании волеизъявления военнослужащего. Указанные военнослужащие восстанавливаются на военной службе в прежней (а с их согласия – равной или не ниже) должности и обеспечиваются всеми видами довольствия, недополученного после необоснованного увольнения. Этот период включается в общую продолжительность военной службы и срок, определенный для присвоения очередного воинского звания.

Восстановление на военной службе необоснованно уволенных с военной службы военнослужащих осуществляется в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы.

Определение Конституционного Суда РФ от 29.03.2016 N 494-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Голубя Владислава Евгениевича на нарушение его конституционных прав статьей 29 и пунктами 16 и 24 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы”

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 29 марта 2016 г. N 494-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБ ГРАЖДАНИНА ГОЛУБЯ

ВЛАДИСЛАВА ЕВГЕНИЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ

Читайте также:
Регрессный иск, исковое заявление в порядке регресса: что это такое

ПРАВ СТАТЬЕЙ 29 И ПУНКТАМИ 16 И 24 СТАТЬИ 34 ПОЛОЖЕНИЯ

О ПОРЯДКЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалоб гражданина В.Е. Голубя к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

1. В своих жалобах в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.Е. Голубь просит признать не соответствующими Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьям 2, 10, 18, 19, 37 (часть 5), 46 (часть 1), 55 (части 2 и 3), 59 (часть 2), 90 (часть 3) и 126, следующие нормы Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237):

статью 29 “Порядок предоставления основного отпуска” и, в частности, ее пункт 3, закрепляющий порядок исчисления продолжительности основного отпуска военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в год поступления его на военную службу по контракту и в год увольнения с военной службы, а также пункт 16 данной статьи, согласно которому предоставление отпусков военнослужащему осуществляется с таким расчетом, чтобы последний из них был использован полностью до дня истечения срока его военной службы; при невозможности предоставления основного и дополнительных отпусков до дня истечения срока военной службы они могут быть предоставлены военнослужащему при его увольнении последовательно, без разрыва между отпусками, при этом в указанном случае исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части производится по окончании последнего из отпусков и после сдачи военнослужащим дел и должности;

пункт 16 статьи 34, устанавливающий, что военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением; до проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается;

пункт 24 статьи 34, закрепляющий правило о том, что военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно – не позднее дня истечения срока его военной службы) и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” и данным Положением.

По мнению В.Е. Голубя, статья 29 Положения о порядке прохождения военной службы не соответствует Конституции Российской Федерации, поскольку регулирует не только вопросы предоставления отпуска, но и порядок увольнения военнослужащего с военной службы, что позволяет правоприменителям не признавать нарушение порядка исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части необоснованным увольнением, считая допущенные нарушения связанными лишь с предоставлением отпуска. При этом, как указывает заявитель, пункт 16 данной статьи по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, позволяет по-разному определять день исключения военнослужащего, находящегося в отпуске, из списков личного состава воинской части (в одних случаях таким днем считается последний день отпуска, в других – первый день, следующий за отпуском), чем ставит военнослужащих в неравное положение.

Несоответствие Конституции Российской Федерации пункта 3 статьи 29 Положения о порядке прохождения военной службы В.Е. Голубь усматривает в том, что указанная норма по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой, лишает военнослужащих, которым предоставлен отпуск до увольнения с военной службы с окончанием в следующем календарном году, права на предоставление отпуска в новом календарном году.

Нарушение своих прав пунктом 16 статьи 34 названного Положения заявитель связывает с тем, что по смыслу, придаваемому данной норме пунктом 49 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 “О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих”, она допускает при незаконном исключении военнослужащего из списков личного состава воинской части (без обеспечения его установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением) устранение нарушения прав такого военнослужащего без восстановления его на военной службе или в списке личного состава воинской части, а пунктом 24 статьи 34 названного Положения – с неопределенностью процедуры увольнения военнослужащих с военной службы, препятствующей единообразному применению указанной нормы.

Кроме того, заявитель просит признать не соответствующим тем же статьям Конституции Российской Федерации пункт 49 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 “О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих”, поскольку им устанавливается иной по сравнению с действующим законодательством порядок восстановления нарушенных прав военнослужащих.

Как следует из представленных материалов, заявитель подал рапорт с просьбой уволить его с военной службы по состоянию здоровья (подпункт “б” пункта 3 статьи 51 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”) и до исключения из списков личного состава воинской части предоставить ему основной отпуск за 2014 год и обеспечить всеми видами положенного довольствия. Заявителю был предоставлен основной отпуск с 10 ноября по 31 декабря 2014 года, по окончании которого он должен был 1 января 2015 года явиться к месту службы. Приказом командира воинской части В.Е. Голубь исключен из списков личного состава воинской части с 7 января 2015 года с учетом предоставления ему основного отпуска за 2015 год со 2 января по 6 января 2015 года. С данным приказом заявитель был ознакомлен 15 января 2015 года. Денежное довольствие заявителю за период по 31 декабря 2014 года было выплачено 22 декабря 2014 года, а за период с 1 января по 7 января 2015 года – 15 января 2015 года.

Читайте также:
Полевое довольствие – что это такое, размер, налогообложение

Решением суда признан незаконным приказ командира воинской части в части исключения В.Е. Голубя из списков личного состава воинской части с 7 января 2015 года, на командира воинской части возложена обязанность изменить дату исключения заявителя из списков личного состава воинской части на 15 января 2015 года (день обеспечения заявителя денежным довольствием), а также обеспечить заявителя всеми видами довольствия за период незаконного исключения из списков личного состава воинской части – с 8 января по 15 января 2015 года. В удовлетворении остальных требований (в частности, о предоставлении основного отпуска за 2015 год с оплатой проезда к месту его проведения и обратно, о восстановлении в списках личного состава воинской части на неопределенный срок) В.Е. Голубю было отказано.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные В.Е. Голубем материалы, не находит оснований для принятия его жалоб к рассмотрению.

2.1. Статья 29 Положения о порядке прохождения военной службы является элементом правового механизма, обеспечивающего реализацию лицами, проходящими военную службу по контракту, права на отдых, и определяет порядок предоставления им основного отпуска, при этом пункт 3 данной статьи направлен на обеспечение соотнесения продолжительности основного отпуска военнослужащего с продолжительностью его служебной деятельности в соответствующем календарном году, а ее пункт 16 устанавливает правила предоставления отпусков военнослужащим, подлежащим увольнению с военной службы и не использовавшим отпуска полностью до дня истечения срока службы, и предусматривает особенности исключения таких военнослужащих из списков личного состава воинской части с целью предоставления им возможности полностью использовать основной и дополнительные отпуска, время нахождения в которых засчитывается в выслугу лет.

Указанные положения направлены на защиту интересов военнослужащих, в том числе увольняемых с военной службы, и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 года N 1732-О, от 23 октября 2014 года N 2305-О, от 20 ноября 2014 года N 2646-О, от 25 сентября 2014 года N 1859-О и др.).

При этом данные положения не исключают возможности оспаривания решения о предоставлении военнослужащему отпуска, в том числе по мотивам неправильного определения предполагаемой даты исключения его из списков личного состава воинской части.

Кроме того, как следует из представленных материалов, решением суда изменена дата исключения заявителя из списков личного состава воинской части с первого следующего за отпуском дня на девятый день после отпуска. Таким образом, с учетом указанных обстоятельств нет оснований полагать, что оспариваемыми нормами нарушены права заявителя в оспариваемом в жалобах аспекте.

2.2. Пункт 16 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы содержит указание на необходимость полного обеспечения военнослужащего, уволенного с военной службы, установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением, а также на запрет исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части без его согласия до проведения с ним всех необходимых расчетов. Данные положения представляют собой дополнительную гарантию прав и законных интересов лиц, увольняемых с военной службы, и сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2009 года N 1310-О-О, от 15 июля 2010 года N 1078-О-О, от 21 апреля 2011 года N 496-О-О, от 22 декабря 2015 года N 2912-О и др.).

При этом оспариваемое заявителем положение не предполагает возможности его произвольного применения, а обоснованность исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части может быть предметом судебной проверки.

2.3. Пункт 24 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы в системной связи с пунктом 11 статьи 28 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” регламентирует порядок исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части, направлен на обеспечение определенности правового положения военнослужащего и учет его интересов и не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявителя, указанные в жалобах об оспаривании данной нормы.

Разрешение же вопроса о том, была ли в отношении заявителя в полной мере соблюдена процедура увольнения с военной службы, включая проверку правильности предоставления заявителю отпусков, связано с исследованием фактических обстоятельств конкретного дела и не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она установлена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”, Конституционный Суд Российской Федерации

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Голубя Владислава Евгениевича, поскольку они не отвечают требованиям Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”, в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

Читайте также:
Комитет по трудовым спорам (КТС): что такое, что рассматривает

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данным жалобам окончательно и обжалованию не подлежит.

Судебная практика и законодательство

Что касается пункта 16 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, то, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, его положения представляют собой дополнительную гарантию прав и законных интересов лиц, увольняемых с военной службы, и сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан (определения от 13 октября 2009 года N 1310-О-О, от 15 июля 2010 года N 1078-О-О, от 21 апреля 2011 года N 496-О-О, от 22 декабря 2015 года N 2912-О, от 29 марта 2016 года N 494-О и N 495-О и др.).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, пункт 16 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы содержит указание на необходимость полного обеспечения военнослужащего, уволенного с военной службы, установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением, а также на запрет исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части без его согласия до проведения с ним всех необходимых расчетов. Данные положения представляют собой дополнительную гарантию прав и законных интересов лиц, увольняемых с военной службы, и сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан (определения от 13 октября 2009 года N 1310-О-О, от 15 июля 2010 года N 1078-О-О, от 21 апреля 2011 года N 496-О-О, от 22 декабря 2015 года N 2912-О, от 29 марта 2016 года N 494-О и N 495-О и др.).

2.4. Пункт 16 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы является гарантией недопущения исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части до проведения с ним окончательного расчета по денежному довольствию, продовольственному и вещевому обеспечению, что также не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод лиц, проходящих военную службу (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2009 года N 1310-О-О, от 15 июля 2010 года N 1078-О-О, от 21 апреля 2011 года N 496-О-О, от 22 декабря 2015 года N 2912-О, от 29 марта 2016 года N 494-О и N 495-О и др.).

Пункт 16 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы является гарантией недопущения исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части до проведения с ним окончательного расчета по денежному довольствию, продовольственному и вещевому обеспечению, что также не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод лиц, проходящих военную службу (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2009 года N 1310-О-О, от 15 июля 2010 года N 1078-О-О, от 21 апреля 2011 года N 496-О-О, от 22 декабря 2015 года N 2912-О, от 29 марта 2016 года N 494-О и N 495-О и др.).

X. Увольнение военнослужащих с военной службы

26. Порядок представления военнослужащих к увольнению с военной службы включает в себя:

Абзац третий пункта 13 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы.

разработку и утверждение годового плана увольнения военнослужащих (по составам) с военной службы от полка, отдельного батальона и выше с определением конкретных сроков проведения мероприятий, обеспечивающих своевременное его выполнение;

планирование и организацию работы соответствующих кадровых органов, органов материально-технического и медицинского обеспечения, органов финансового обеспечения (финансово-экономических органов) по увольнению военнослужащих с военной службы в соответствии с утвержденными планами увольнения военнослужащих с военной службы (далее – план увольнения);

обеспечение контроля за своевременным выполнением планов увольнения.

27. Планы увольнения, оформляемые по рекомендуемому образцу согласно приложению N 8 к настоящему Порядку, составляются кадровыми органами воинских частей до 1 июля текущего года и представляются для утверждения должностным лицам Вооруженных Сил в соответствии с предоставленными полномочиями по увольнению военнослужащих с военной службы . В планы увольнения включаются военнослужащие, которые в следующем году достигнут предельного возраста пребывания на военной службе, и военнослужащие, у которых истекает срок контракта, заключенного после достижения ими предельного возраста пребывания на военной службе.

Пункт 8 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы.

В планах увольнения указываются сроки:

достижения военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе;

истечения срока контракта, заключенного военнослужащим после достижения им предельного возраста пребывания на военной службе;

проведения командиром (начальником) беседы с военнослужащим;

проведения аттестации военнослужащего;

направления военнослужащего на медицинское освидетельствование;

направления личного дела военнослужащего в соответствующий орган, уполномоченный осуществлять подсчет выслуги лет на пенсию;

предоставления военнослужащему основного и дополнительных отпусков соответствующей продолжительности;

подготовки и оформления необходимых документов на увольнение военнослужащего с военной службы.

Выписки из утвержденных планов увольнения в пятидневный срок рассылаются вышестоящими кадровыми органами нижестоящим кадровым органам и направляются в части касающейся в органы материально-технического и медицинского обеспечения, а также в органы финансового обеспечения (финансово-экономические органы).

28. Работа по проведению мероприятий, обеспечивающих своевременное увольнение военнослужащих, проводится командирами (начальниками) воинских частей при участии должностных лиц кадровых органов, органов материально-технического и медицинского обеспечения, органов финансового обеспечения (финансово-экономических органов), аттестационных комиссий.

Командир (начальник) воинской части:

а) за шесть месяцев до достижения военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе или окончания соответствующего контракта:

уточняет у военнослужащего вопрос заключения им нового контракта, учитывая наличие необходимой выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет, состояние здоровья, обеспеченность жилым помещением по установленным нормам;

обеспечивает направление личного дела военнослужащего, подлежащего увольнению, в соответствующий орган, уполномоченный осуществлять подсчет выслуги лет на пенсию;

Читайте также:
Повышение квалификации строителей и проектировщиков, для СРО

направляет военнослужащего (по его желанию) на медицинское освидетельствование в соответствующую военно-врачебную комиссию (далее – ВВК);

предоставляет военнослужащему ежегодный основной отпуск и дополнительные (если таковые имеются) отпуска соответствующей продолжительности, а также дополнительные сутки отдыха за исполнение обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени (привлечение к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни) с расчетом их завершения ко времени издания приказа по личному составу об увольнении военнослужащего с военной службы;

б) организовывает за четыре месяца до достижения военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе или окончания соответствующего контракта проведение аттестации военнослужащего;

в) за три месяца до достижения военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе или окончания соответствующего контракта:

доводит до военнослужащего принятое решение о его дальнейшем служебном предназначении;

проводит беседу с военнослужащим о предстоящем увольнении с военной службы с привлечением при необходимости представителей кадрового органа и юридической службы. В ходе беседы с военнослужащим оформляется лист беседы по рекомендуемому образцу согласно приложению N 9 к настоящему Порядку.

29. На военнослужащего, подлежащего увольнению с военной службы, подготавливается представление, оформляемое согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.

К представлению прилагаются:

копия листа беседы;

копия аттестационного листа (в случае увольнения военнослужащего по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по истечении срока контракта о прохождении военной службы; в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта; по собственному желанию);

рапорт военнослужащего (в случае увольнения военнослужащего по основаниям, когда требуется его согласие на увольнение);

копия заключения ВВК (в случае увольнения военнослужащего по состоянию здоровья);

другие документы (материалы), подтверждающие основания к увольнению.

Представление и прилагаемые к нему документы направляются в порядке подчиненности в кадровый орган, подчиненный должностному лицу Вооруженных Сил, имеющему право увольнения военнослужащего с военной службы, с расчетом получения их кадровым органом за два месяца до истечения у военнослужащего срока военной службы.

30. Органы материально-технического и медицинского обеспечения в соответствии с выписками из планов увольнения организуют прохождение увольняемыми военнослужащими ВВК, а также обеспечение их положенными видами довольствия (обеспечения) до исключения из списков личного состава воинской части.

31. Для подготовки кадровыми органами документов (материалов) к увольнению военнослужащего с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами “д”, “д.1”, “д.2”, “е.1” и “з” пункта 1 и подпунктами “в”, “д” и “е.1” пункта 2 статьи 51 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”, заключение ВВК не требуется.

Порядок увольнения военнослужащего с военной службы

Как, в каком порядке и по каким причинам происходит увольнение военнослужащего с военной службы, в чем суть вопроса, какие льготы от государства полагаются данной категории граждан. Это самые распространённые вопросы касающиеся действующих офицеров и военных пенсионеров. В данной статье мы рассмотрим информацию: основания увольнения с военной службы, сама процедура увольнения и какие права и гарантии, установленные законом, предусмотрены для бывших военнослужащих.

Содержание статьи:
1. Причины увольнения из ВС РФ
2. Досрочное увольнение из ВС РФ
3. Порядок увольнения военнослужащих
4. Незаконное увольнение военнослужащего
5. Выплаты при увольнении
6. Полезные статьи

Общие законодательные положения об увольнении военнослужащих из рядов Вооруженных Сил РФ

Увольнение с военной службы происходит в соответствии с правилами, обозначенными в Уставе ВС и Федеральных законах:

  • Федеральный закон (Далее ФЗ) «О воинской обязанности и военной службе» 1998 года с изменениями от 15.02.2016. Основной закон о военной службе для российских граждан и иностранцев. Порядок увольнения военных, основания и применение взысканий за коррупцию описаны в разделе 7.
  • Указ Президента РФ № 1237 от 16.09.99 года «Вопросы прохождения ВС» с изменениями за 2016 год. Вопросы о порядке увольнения изложены в статье 34.
  • ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27.05.98 с изменениями от 2016 года. Закон регулирует права и свободы военнослужащих и основные обязанности по несению службы. В ст. 23 прописаны правила увольнения и право на дальнейшее трудоустройство.
  • Приказ Министра обороны РФ от 30.09.2002 «Об организации прохождения ВС офицерами и прапорщиками (мичманами) в ВС РФ». Порядок увольнения военных и круг ответственных лиц определены в п. 22, 23, 25 одноименной инструкции, утвержденной этим приказом.

Причины увольнения из Вооруженных Сил РФ

Федеральные законы устанавливают три возможных способа увольнения военнослужащих со службы:

  • Увольнение с ВС в запас. Осуществляется автоматически, военнослужащий признан не годным военно-врачебной комиссией (ВВК) к несению службы и до достижения ими максимальной возрастной границы.
  • Выход в отставку.Если превышен максимальный возраст для несения военной службы или человек признан не годным по состоянию здоровья.
  • Увольнение с ВС в связи с осуждением по уголовной статье. В ЭТОМ случае происходит прекращение службы в армии, с занесением данной информации в военный билет.

Также есть безусловные основания для увольнения:

Согласно статье 51 «Закона о военной службе», оставить Вооруженные Силы РФ можно, если:

  • По возрасту. В случае превышения максимального возраста при пребывании на военной должности. Для мужчин возраст от 50 до 65 лет, в зависимости от воинского звания, а для женщин — 45 лет. Иными федеральными законами могут устанавливаться и другие возрастные пределы. С военнослужащими в предельном возрасте возможно подписать новый контракт. Для высших чинов возраст может быть увеличен до 70 лет, для остальных — до 65 лет. При продлении сроков контракта человек имеет право уволиться в любое время.
  • При окончании сроков службы по призыву или контракту.
  • При признании военнослужащего не годным к прохождению военной службы медицинской комиссией. Или признании ограниченно годными.
  • В случае если у офицера прекращено гражданство РФ или он считается подданным другой страны.
  • При отчислении из среднего профессионального учреждения военной направленности или из военного ВУЗа следующего круга лиц: мужчин до 18 лет, женщин не офицерского звания, а также контрактных военных-мужчин и женщин-офицеров, которые не хотят заключать новый контракт.
  • Офицер избран в Государственную Думу или региональный парламент.
  • Военнослужащий лишился своего воинского звания и права допуска к военным тайнам.
  • При утрате доверия к военнослужащему со стороны человека, в чьих полномочиях уволить его. Утратить доверие можно по различным причинам: не принял усилия для улаживания конфликта, в котором представлял одну из сторон; не подал справки о своих доходах и расходах, имущественных обязательствах; осуществлял коммерческую деятельность или помогал в ней за отдельную плату; хранил свои деньги или общие деньги семьи в иностранных банках; был членом некоммерческих иностранных организаций и т.д.
  • В случае приостановления на определенный срок деятельности армии.
  • При решении суда, запрещающем человеку занимать воинские должности в определенный временной период.
Читайте также:
Переход на онлайн кассу пошаговая инструкция

Личный мотив

Увольнение с военной службы по личным мотивам граждан. В этом случае военнослужащий должен известить своего командира части, подать рапорт с вескими мотивами, подтверждающими необходимость решения покинуть службу. Командир части данный рапорт о досрочном увольнении может отклонить без объяснений.

Увольнение со службы военнослужащих по контракту

Граждане, проходящие службу в ВС России по контракту, могут быть уволены в следующих случаях:

  • Военнослужащим не выполняются условия, обозначенные в контракте.
  • Если вступило в силу лишение свободы гражданина за совершение им неумышленного преступления.
  • Не пройдено химико-токсикологическое обследование.
  • Если военнослужащий употребляет запрещенные вещества без разрешения врача.
  • Военнослужащий совершил административное или дисциплинарное правонарушение.
  • Для досрочного увольнения достаточно двух разных проступков.

Досрочное увольнение военнослужащих по контракту со службы

Рассмотрим случаи досрочного увольнения:

  • Гражданин начал нести службу в МВД, национальной гвардии, пожарной службе или в другой силовой структуре.
  • По причине нарушений условий контракта заключенного с военнослужащим, относительно него: отсутствие обещанных ему по контракту выплат и премий. Увольнение осуществляется после подачи военнослужащим своему начальству рапорта, в котором изложена проблема. Если сложившуюся ситуацию изложенную в рапорте исправить невозможно, то в таком случае контрактник инициирует увольнение.
  • В связи с возникшими семейными обстоятельствами, препятствующими его дальнейшей службе в армии. Если у военнослужащего есть несовершеннолетний ребенок и второй родитель отказывается за ним ухаживать. Также сюда можно отнести болезнь близкого родственника, нуждающегося в уходе, или смерть близкого человека.
  • Увольнение с военной службы по состоянию здоровья: наличие проблем со зрением, сердечно-сосудистой системой, заболевания – рак или СПИД, психические расстройства.
  • Избрание в Государственную Думу РФ, парламент или муниципальное образование.
  • Организационно-штатные мероприятия.
  • Лишение воинского звания.
  • Военнослужащему не дали допуск к формам секретности, не прошёл проверку.
  • Суд назначил условный уголовный срок.
  • Нарушил обязанности по несению воинской службы на основе статьи 10 и 27.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и правил несения службы в органах госбезопасности и государственной охраны.
  • Произведен перевод на общегражданскую федеральную службу.
  • Стал гражданином другой страны.
  • По собственному желанию

Основания для подачи рапорта на увольнение из рядов ВС РФ по собственному желанию:

  • Заключение военно-медицинской комиссии (ВВК) о признании военнослужащего не годным или ограниченно годным к прохождению военной службы.
  • Назначение членом Совета Федерации или депутатом.
  • Смерть родителей, родных братьев и сестер во время исполнения ими обязанностей при несении военной службы.
  • Вступление в права высшего должностного лица субъектов РФ или избрание его военным судьей.
  • Уход за ребенком до исполнения 18 лет, если военнослужащий воспитывает его один, без матери (или отца).
  • Наличие других уважительных причин для увольнения, признанных таковыми специальной аттестационной комиссией после подачи рапорта для увольнения по собственному желанию.
  • Невозможность по медицинским показаниями проживать с членам семьи военнослужащего в местности несения военной службы, при невозможности перевода в другую местность, где нет противопоказаний по здоровью.
  • Назначение опекуном для малолетних братьев или сестер, при отсутствии иных родственников, на которых есть возможность возложить данные обязанности.
  • Необходимость содержать, осуществлять медицинский уход, помощь или надзор в отношении близких родственников по заключению медицинской социальной комиссии, если некому это сделать.
  • Изменение места несения воинской службы, когда оно связано с необходимостью переезда в другую местность (статья 80 ТК РФ).

Порядок увольнения с военной службы

Как правило военнослужащий покидает ряды ВС РФ когда истекает срок контракта. Соответствующая записью вносится в трудовую книжку военнослужащего с указанной датой и номером приказа. Также в ней обозначается, основание увольнения военнослужащего.

Порядок увольнения военнослужащего:

Весь процесс увольнения военнослужащих регулируется федеральными законами. За 6 месяцев до достижения предельного возраста военнослужащего или окончания срока контракта командир в/ч обязан:

  • Определить, можно ли заключить новый контракт. При этом учитывается физическое и моральное состояние военнослужащего, его обеспеченность площадью для проживания, выслуга лет и прочее.
  • Если принято решение об увольнении, личное дело направляется на подсчет выслуги лет.
  • Также военнослужащего могут направить на прохождение медицинского обследования или обследования военно-врачебной комиссии.
  • Военнослужащий должен отгулять очередной отпуск и дополнительные отпуска при наличии таковых.
  • Проводится беседа об увольнении в закрытой форме и делается запись о ней в личном деле военнослужащего.
Читайте также:
Отработка при увольнении – 14 календарных дней или рабочих?

Незаконное увольнение военнослужащего

Если военнослужащий не согласен с причинами, по которым его уволили из ВС МО РФ, или порядок проведения самой процедуры был не соблюдён. В этом случае он вправе обжаловать данное решение своего командования в течение трех месяцев. Данными исковыми заявлениями занимаются военные суды. Согласно правилам, закрепленным в «Статусе военнослужащих», исковыми можно считать следующие ситуации:

  • Офицера без его согласия увольняют до окончания выслуги лет на пенсию.
  • Офицер с выслугой в календарном исчислении свыше десяти лет (включая учёбу в Военном УЗ) без предоставления жилья.

Военнослужащим, не имеющим собственного жилья, на время досудебного разбирательства, командование части обязано предоставить временное жилье, даже если не собирается в дальнейшем восстанавливать его на прежней должности. Часто военные суды принимают компромиссные решения: обязуют командование обеспечить жилплощадью уволенного военнослужащего без восстановления в ВС РФ.

Так же командование части не имеет права исключать из списков личного состава беременных женщин. Данное действие являются грубейшим нарушением норм закона, которые нужно оспорить в гарнизонном суде первой инстанции или военном суде по месту жительства. Истец имеет право требовать своего восстановления на прежней должности и компенсации морального вреда.

Судебное разбирательство длится 10 дней. На заседании обязательно должны присутствовать истец-заявитель (уволенный военнослужащий) и ответчик (представитель командования части). Если суд занимает сторону заявителя, то он имеет право инициировать возмещение всех издержек (услуги военного юриста), а командование части восстановить его на прежней должности.

Выплаты при увольнении

Военнослужащим при увольнении положено выплачивать единовременные пособия на основании Федерального закона:

На размер выплат влияет категория военнослужащего, место его службы, основание, по которому его уволили из армии. При начислениях учитывается звание и среднемесячный оклад. После увольнения с военной службы человек имеет право на получение пособия. Размер исчисляется в окладах. Если армии отдано свыше двадцати лет службы, то размер пособия составляет семь окладов. Таким образом, для каждого военнослужащего предусмотрен размер единовременного пособия:

  • При выслуге лет менее 20-ти — 2 оклада месячного содержания
  • При выслуге лет более 20-ти — 7 окладов месячного содержания

При начислении единовременных пособий действуют и ограничения.

Кому не выплачивается пособие

Выплата единовременных пособий не предусмотрена в следующих случаях:

  • Офицер разжалован. Военнослужащий осужден и отбывает наказание.
  • Отчислен из общеобразовательных организаций.
  • Осуществлен переход в МВД или другую силовую структуру.
  • Военнослужащий имеет условную судимость.
  • Не прошедшим испытания, не получившим допуск к государственной тайне.
  • Не выполнившим условия военного контракта.

Дополнительные выплаты при увольнении военнослужащего

Увольнение с военной службы по здоровью дает право на дополнительную страховую помощь. Специализированная комиссия определяет, в каком размере будет осуществлена данная выплата. В случае если военнослужащий является сиротой или был представлен к государственным наградам, он может рассчитывать на увеличенную материальную помощь.

Льготы для участников боевых действий

Офицерам, уволенным в запас, за которыми закреплен статус участника боевых действий, правительством России предоставляются следующие льготы:

  • Государство на 50 % компенсирует расходы по оплате за жилье. По данной программе офицерам, проживающим в Москве, город компенсирует на 50 % расходы на оплату ЖКХ услуг. Военные из других городов о перечне льгот могут узнать в жилищном департаменте по месту проживания.
  • Предоставляет внеочередную медицинскую помощь.
  • Возможность оформить отпуск в удобное для офицера в запасе время.
  • Военнослужащий может за счет своего работодателя пройти курсы по переподготовке.
  • Офицер запаса имеет право на поступление вне конкурса в учебные заведения и на получение специальных стипендий.

Зачастую у военнослужащих и членов их семей возникают спорные вопросы по данной тематике, мы можем помочь в решении данного вопроса.

Порядок увольнения военнослужащего с военной службы

Увольнение по собственному желанию с военной службы нельзя назвать распространенной ситуацией. Несущий службу гражданин не располагает теми же правами, что и трудящийся на предприятии в соответствии с трудовым законодательством. В одностороннем порядке отказаться от исполнения обязанностей с уведомлением за определенный срок военнослужащий не вправе. И законодатель идет по пути постоянного ужесточения законодательства: так, недавно принята поправка, в соответствии с которой, если военнослужащий подлежит увольнению с военной службы за виновные действия (несоблюдение условий, нарушение запретов и т. д.), он не вправе выбрать основание прекращения взаимоотношений, даже если у него они есть (достижение предельного возраста, например).

Контракт заключается на определенный срок, не менее двух лет, и досрочное его расторжение по-прежнему вызывает большие вопросы в правоприменительной практике.

Законодательная основа увольнения военнослужащего

ФЗ № 53 «О воинской обязанности в военной службе», принятый еще в 1998 году, устанавливает общие положения несения этой обязанности гражданами. Понятие «увольнение» может быть отнесено не только к контрактникам, осуществляющим ее на основании отдельного документа, заключенного между сторонами. Этот же термин действует и в отношении срочников, однако обычно вопросы вызывает именно расторжение соглашения с контрактниками.

По ст. 50 ФЗ № 53, военнослужащие увольняются:

  • в запас (если они достигли определенного возраста — могут быть в будущем призваны на военные сборы);
  • в отставку (достигли предельного возраста запаса или имеют серьезные проблемы со здоровьем и признаны негодными к службе).
Читайте также:
Применение онлайн касс для ИП: последние новости

Порядок увольнения офицеров до звания полковника или капитана 1 ранга определен Указом Президента РФ от 16.09.1999 № 1237.

В ст. 51 ФЗ 53 указаны основания увольнения военнослужащих с военной службы, их можно поделить на три основные группы:

  • по не зависящим от сторон причинам (истечение срока, достижение предельного возраста, состояние здоровья);
  • по волеизъявлению командования (за виновные действия, при утрате доверия);
  • по инициативе служащего.

Таким образом, не существует отдельной статьи увольнения с военной службы по контракту, все основания прекращения контракта перечислены в одной статье ФЗ 53. Досрочное увольнение с военной службы по контракту по собственному желанию гражданина возможно при наличии уважительных причин.

Кроме того, взаимоотношения сторон регулируются Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента № 1237 в 1999 году.

Уважительные причины для увольнения

В соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ № 8, принятым в 2014 году и обобщающим судебную практику по вопросам расторжения контрактов с военными, уважительными признаются причины, обстоятельства, не позволяющие полностью выполнять гражданину возложенные на него обязанности.

Исходя из практики, таковыми являются:

  • состояние здоровья;
  • переезд жены или детей;
  • необходимость присмотра за родственниками;
  • перевод на новое место с понижением;
  • невыполнение командованием условий контракта, существенное и периодическое;
  • несоответствие должности образованию.

Порядок действий для контрактников

Как уволиться с военной службы по контракту? Гражданину необходимо совершить следующие действия в соответствии с законодательством:

  • подготовить доказательства уважительных обстоятельств или обстоятельств, не зависящих от волеизъявления сторон (например медзаключение);
  • составить рапорт и передать командованию.

Дальнейшее будет происходить лишь при пассивном участии военнослужащего. Алгоритм будет следующим:

  1. Командир проводит беседу и выясняет возможности продолжения службы с учетом полученной информации.
  2. Командир собирает пакет документов (рапорт, лист беседы, личное дело) и направляет их в аттестационную комиссию, которая не решает вопрос о прекращении контракта (это прерогатива командира), но дает ему рекомендации.
  3. Комиссия рассмотрит рапорт, оформит решение протоколом и донесет суть решения до гражданина.

На завершающей стадии происходит оформление расторжения контракта, составление приказа, выплата компенсаций.

Заявитель вправе обжаловать решение комиссии при несогласии с ним.

Таков порядок увольнения военнослужащего с военной службы, при этом нужно понимать, что увольнение, кроме тех, с кем расстались по состоянию здоровья, происходит в запас.

Для прекращения взаимоотношений с контрактниками законодателем предусмотрены дополнительные основания, перечисленные в ч. 2 ст. 51 ФЗ 53, в числе которых невыполнение условий, нарушение запретов, требований, ограничений и т. д. Кроме того, контрактники имеют право на обеспечение жильем при определенных условиях, выплаты и т. д.

Как срочнику уволиться досрочно

Уволиться досрочно с военной службы можно, лишь имея на то веские причины:

  • ухудшение состояния здоровья военнослужащего (подтвержденное заключением военно-врачебной комиссии);
  • близкие родственники нуждаются в уходе (об этом имеется заключение медико-санитарной экспертизы);
  • есть опекаемые до 18 лет;
  • является отцом-одиночкой или отцом 2 и более детей, или отцом ребенка-инвалида в возрасте до 3 лет;
  • переходит на должность военного судьи или стал депутатом.

Процедура будет соответствовать описанной выше. Для подтверждения обстоятельств, вызвавших необходимость досрочного прекращения службы, могут использоваться медицинские заключения, справки из органов опеки и тому подобные документы.

Составление рапорта

Документы при увольнении с военной службы, составляемые самим заявителем, — это рапорт. Он составляется в свободной форме на имя командира. В рапорте нужно указать данные о служащем и обязательно сослаться на причины расторжения соглашения. Подтверждающие документы и справки нужно приложить к рапорту в копиях или оригиналах и обязательно перечислить в приложениях, чтобы была отметка об их получении. Кроме того, стоит упомянуть, каким образом заявитель намерен решить вопрос об обеспечении жильем.

Все о порядке увольнения военнослужащего: нюансы и документация

Увольнение – это неотъемлемое право любого трудящегося. Однако оно распространяется и на военных, если они служат по контракту. Посмотрим, что для этого требуется обеим сторонам контракта.

В этой статье мы подробно расскажем всё о порядке увольнения военнослужащего и об оформлении соответствующих документов.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

Как должен увольняться военный со службы по контракту?

Прежде всего, необходимо отметить: служба в вооружённых силах может происходить двумя способами:

  1. По призыву.
  2. По контракту. Контрактниками могут стать как те, кто уже окончил призывную службу, так и те, кто до демобилизации заключил соответствующее соглашение с МО РФ.

По собственному желанию

Если военный сам желает расторгнуть контракт, он должен предпринять ряд определённых действий.

Рапорт

Если военный хочет разорвать контракт, он должен подать командиру части рапорт. Типовой формы для него не предусмотрено, и потому важно лишь, чтобы в документе указано было следующее:

  • Личные данные должностного лица, которому рапорт адресован (имя, звание и должность).
  • Те же данные для заявителя.
  • Причины, мешающие заявителю дослужить до окончания срока. Часть эта не обязательная, но веские причины ускорят процесс увольнения.

Рапорт подаётся либо непосредственно командиру части, либо в строевой отдел. Подаётся два экземпляра: один остаётся у заявителя с отметкой о приёме, второй приобщается к личному делу.

Читайте также:
ОПС: расшифровка, что это такое

Дополнительно к рапорту приобщаются документы, которые подтверждают причины для увольнения. К примеру, если причиной является семейное положение, приобщаются копии свидетельства о браке и рождении детей, если тяжёлое материальное положение – документы о выплате по довольствию и т. д.

Отказ в приёме рапорта законодательством не предусмотрен. Даже необоснованный рапорт должен быть рассмотрен.

Все подробности о рапорте на увольнение военнослужащего можно узнать тут.

Рассмотрение

После того, как документ получен, а командир части провёл беседу (оформляемую листом беседы), рапорт рассматривает аттестационная комиссия. В неё входят:

  • заместитель командира части;
  • представитель кадровой службы;
  • представитель юридического отдела;
  • представитель службы по воспитательной работе;
  • командир заявителя;
  • иные заинтересованные лица (в первую очередь из числа офицеров части).

Главная задача комиссии – разобраться, насколько обоснован рапорт. Результаты заседания комиссии фиксируются в протоколе и вносятся в аттестационный лист военнослужащего.

Решение командира

Исходя из содержания рапорта и решения аттестационной комиссии, командир принимает решение. Он может:

  • согласиться и начать увольнение;
  • отказать в досрочном расторжении контракта.

По инициативе командования части

Уволить военнослужащего может и командование его части. Перечень оснований, разрешающих досрочное расторжение контракта, зафиксирован в ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». К причинам, разрешающим досрочно уволить военного, относятся как виновные действия (например, утрата доверия), так и организационные причины (например, ликвидация должности без возможности перевода военнослужащего).

Аттестационная комиссия

Комиссия проводится согласно пп. 3 Порядка организации и проведения аттестации (утверждён приказом МО РФ №444 от 2012 г.). Эта норма требует, чтобы не позже 14 дней до заседания комиссии аттестационный лист был составлен и предъявлен для ознакомления увольняемому. Увольняемый военнослужащий может ознакомиться с листом и предоставить комиссии дополнительные объяснения и документы, касающиеся его службы. Кроме того, он может:

  • присутствовать на заседании комиссии;
  • давать объяснения;
  • опротестовывать принятые решения.

Комиссия решает, есть ли основания для увольнения. При этом она собирается на уровне не ниже отдельного батальона или же полка.

В состав комиссии должны входить:

  • Председатель – один из заместителей командира части.
  • Секретарь – любой офицер части.
  • Члены комиссии – заместители командира, начальники подразделений, представители юридического и кадрового отдела и т. д.
  • Иные лица, которые заинтересованы в результатах рассмотрения.
  • Иные лица, участие которых требуется по сути дела.

Ознакомление с результатами

Аттестационный лист с заключением комиссии доводится до военного не позднее 10 дней с момента проведения комиссии. При этом аттестованное лицо должно поставить свою роспись в подлинном экземпляре листа. При желании военнослужащий может получить на руки копию листа.

Если увольняемый военный с ним не согласен, он может обжаловать документ как по инстанции (то есть вышестоящему командиру), так и в судебном порядке, обратившись в соответствующий военный суд. Срок на обжалование – месяц.

Если же военнослужащий отказывается подписать документ, то об этом делается особая отметка в листе («От подписи отказался» или аналогичная).

Документальное оформление процедуры

Приказ

После беседы и аттестации составляется представление об увольнении. Оно направляется должностному лицу, которое имеет право увольнять военнослужащих:

  • Для высших офицеров – лично Президенту РФ.
  • Для офицеров в ранге от полковника или капитана 1 ранга – министр обороны. Он же подписывает приказы для тех, кто увольняется в связи с переходом на службу в МВД или иные гражданские ведомства.
  • Для младших офицеров – главком рода войск или же командующий военным округом.
  • Для рядовых, сержантов и старшин – должностные лица МО РФ, которые вправе подписывать и расторгать контракты.
  • Если увольнение связано с нарушением контракта – командир части.

В приказе должно быть указано:

  1. имя, звание и личный номер военнослужащего;
  2. срок выслуги;
  3. основание для расторжения контракта;
  4. срок увольнения;
  5. заключение ВВК о годности к службе;
  6. иная необходимая информация.
  • Скачать бланк приказа об увольнении военнослужащего
  • Скачать образец приказа об увольнении военнослужащего

Окончательно увольнение закрепляет приказ об исключении военнослужащего из списков части. Он оформляется по правилам, установленным Инструкцией по делопроизводству (утверждена приказом МО РФ №170 от 2017 года).

Заполнение трудовой книжки и личной карточки

Ни ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», ни ФЗ «О статусе военнослужащих» не требуют, чтобы в трудовую книжку вносились записи, а на увольняемого заполнялась личная карточка. Больше того, ст. 11 ТК РФ прямо указывает, что на военную службу нормы трудового права не распространяются.

Следовательно, все записи будут вноситься уже после увольнения первым «штатским» работодателем, к которому бывший военный устроится на работу.

Выдача документов и расчёт После увольнения военнослужащий на руки получает:

  • Выписку из приказа об увольнении (обычно приказ содержит список тех, кто увольняется – и на конкретно человека нужна выписка).
  • Военный билет с записями о службе.
  • Учётно-послужная карточка.
  • Перевозочные документы на имущество к месту жительства.

Также в зависимости от конкретных обстоятельств могут выдаваться и иные документы. Они выдаются в последний день службы.

Если увольнение происходит по желанию самого заявителя или по истечению сроков контракта, он получает выплаты:

  • Пособие. Размер зависит от срока. Если увольняемый прослужил более 20 лет – ему положено 7 окладов, если менее 12 лет – 2 оклада. Кроме того, дополнительный оклад может быть выплачен за государственные награды.
  • Премия. Если к военнослужащему нет претензий, а он добросовестно и эффективно исполнял свои обязанности, то ему может быть выплачена премия размером до четверти оклада. Она не выплачивается тем, кто служил в частях или организациях, где действует иная система премирования, либо если на момент увольнения военный получал довольствие за рубежом не в рублях.
  • Матпомощь. Её размер зависит от конкретных обстоятельств.
Читайте также:
Потери рабочего времени - что включают в себя, формула расчета

Если же увольнение состоялось из-за нарушения условий контракта, эти выплаты не производятся.

Подробнее о том, какие выплаты положены военнослужащему после увольнения и как их рассчитать, вы узнаете здесь.

  1. Что такое увольнение по предельному возрасту военнослужащего?
  2. Нюансы профессиональной переподготовки при увольнении.
  3. Обеспечение жильём военнослужащего после увольнения.

Увольнение военных имеет свои особенности. Их надо соблюдать заинтересованным лицам, иначе придётся нести ответственность в административном, а то и уголовном порядке. Нормативные акты в данном случае утверждаются применительно именно к военнослужащим, а не в общем порядке, предусмотренном ТК РФ.

Видео по теме

Предлагаем посмотреть видео о порядке увольнения военнослужащего:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

8 (800) 350-29-87 (Москва)
8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)

Можно ли военнослужащему досрочно уволиться с контрактной службы в армии и как это сделать?

Для увольнения военнослужащего по контракту недостаточно просто желания, нужны определенные основания. Инициатором прекращения служебных отношений может быть как сам гражданин, так и его командир части. Знание законодательных норм позволит покинуть ряды вооруженных сил без потери льгот и привилегий.

Может ли контрактник уволиться досрочно?

Согласно ст. 51 ФЗ РФ № 53 досрочно уволиться с военной службы возможно:

  • по собственному желанию;
  • по инициативе командира;
  • по причине возникших обстоятельств, которые не зависят от воли служащего и его командования.

ФЗ РФ № 53 устанавливает способы увольнения со службы:

  • в запас до достижения предельного возраста;
  • в отставку при признании негодным к несению службы или достижении предельного возраста.

Также возможно прекращение службы в армии в связи с осуждением по уголовной статье. Данные об этом заносятся в военный билет и личное дело.

Узнать больше о том, какие есть основания для выхода в отставку, можно здесь.

Основания

  1. По предельному возрасту. Увольнение по этому основанию означает, что по окончании договора с военнослужащим, проходящим службу по контракту, не предполагается его продление в связи с достижением гражданином определенного возраста:
  • офицеры в звании ниже полковника или капитана 1 ранга и военнослужащие-женщины – 45 лет;
  • полковники и капитаны 1 ранга – 50 лет;
  • генералы и вице-адмиралы – 55 лет;
  • адмиралы, маршалы, высшие чины генералов – 60 лет.
  • По состоянию здоровья. Это основание позволяет сохранить все причитающиеся выплаты и льготы. Перед написанием рапорта об увольнении военнослужащий следует пройти ВВК и получить медицинское заключение о наличии:
    • военной травмы;
    • общего заболевания.

    Перечень заболеваний определен в Положении о военно-врачебной экспертизе, утвержденной постановлением Правительства РФ № 565. В зависимости от тяжести заболевания военнослужащему присваивают категорию, на основании которой гражданин увольняется в запас или уходит в отставку.

  • По окончании контракта. Служебные отношения прекращаются автоматически. Если у гражданина есть желание продолжить военную службу, он обязан предупредить командование за четыре месяца до истечения контракта. Он имеет право на все основные и дополнительные выплаты.
  • По иным причинам, препятствующим прохождению военной службы:

    • Приговор суда: о лишении воинского звания; о лишении свободы условно за преступление, совершенное умышленно; о лишении права занимать воинские должности.
    • Утрата доверия к военнослужащему — основания перечислены в пп. «д. 1» и «д. 2» ст. 51 ФЗ РФ № 53.
    • Избрание депутатом.
    • Смена гражданства подчиненным. Если должность могут занимать служащие со званием старшины и ниже, решение принимается по усмотрению командира.
  • По инициативе командира. Нормативные акты разрешают увольнение подчиненного по следующим причинам:
    • перевод в ведомственные или государственные структуры;
    • упразднение должности военнослужащего;
    • отказ оформлять допуск к государственной тайне или лишение допуска;
    • приговор суда об условном лишении свободы за неосторожное преступление;
    • нарушение требований, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных п. 7 ст. 10 и ст. 27.1 ФЗ РФ № 76;
    • отказ от сдачи анализов на наркотики;
    • совершение административного правонарушения, связанного с употреблением наркотиков.
  • По несоблюдению условий контракта военнослужащим. Досрочное увольнение предусмотрено для лиц, совершивших грубые нарушения условий несения службы. Командир может расторгнуть контракт с подчиненным, совершившим проступок неоднократно. Прекращение служебных отношений возможно двумя способами:
    • в виде дисциплинарного взыскания;
    • по итогам аттестационной комиссии.
  • По собственному желанию. Для расторжения контракта по этому основанию нужны уважительные причины, к которым относятся:
    • переезд на постоянное место жительства за рубеж;
    • не устраивают условия службы и проживания, нет возможности обеспечить семью (существенное и периодичное ущемление прав, низкий размер военного довольствия);
    • родственникам военнослужащего требуется постоянный уход, который может осуществить только он;
    • осложненная беременность военнослужащей;
    • супруг переведен на службу в другую местность;
    • получение государственного поста;
    • несоответствие должности полученному образованию.

    Обстоятельства для увольнения по собственному желанию могут быть прямо прописаны в законе (п. 3 ст. 51 ФЗ РФ № 53). Если обстоятельства в законе не указаны, но препятствуют прохождению службы, нужно получить заключение аттестационной комиссии (п. 6 ст. 51 ФЗ РФ № 53). Окончательное решение принимает командир. Он вправе не расторгать контракт со служащим даже при наличии заключения комиссии (п. 46 ППВС от 29.05.2014 г. № 8).

    Читайте также:
    Незаконная предпринимательская деятельность: наказание по КоАП и УК

    Как быстро уйти из армии контрактному служащему: порядок

    Досрочное увольнение младших офицеров производится главнокомандующим видом Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военного округа, должностными лицами им равными и выше. Порядок увольнения военнослужащего регламентирован в Указе Президента Российской Федерации № 1237 и в ст. 23 ФЗ РФ № 76.

    1. Сбор необходимых документов для досрочного увольнения в зависимости от основания увольнения (медицинское заключение ВВК, справки о состоянии здоровья родственника и т. д.).
    2. Написание рапорта на имя командира части с указанием причин ухода со ссылками на нормативные акты.
    3. Проведение беседы с командиром о причинах увольнения с составлением протокола, который затем прилагается к личному делу. В нем отражаются сведения:
    • причины прекращения службы;
    • военный стаж;
    • медицинское заключение ВВК;
    • нуждаемость в жилье;
    • просьбы увольняющегося.
  • Командир части начинает сбор документов для определения общего стажа воинской службы увольняющегося. Итоговое значение озвучивается подчиненному. При отсутствии возражений все документы передаются в аттестационную комиссию.
  • Комиссия рассматривает полученные документы и выносит решение в течение семи дней. Оно носит не окончательный, а рекомендательный характер. Результат фиксируется в аттестационном листе военнослужащего.
  • На основе рапорта и решения комиссии командир принимает решение об увольнении или отказе.
  • При положительном решении командиром части составляется приказ, начинается процедура отчисления гражданина из списков ВС, решаются вопросы денежного, вещественного, жилищного обеспечения.
  • Принимается приказ об исключении военнослужащего из списков воинской части.
  • В последний день службы военнослужащему выплачиваются положенные выплаты и компенсации, выдаются документы.
  • При прекращении службы по окончании контракта составление рапорта необязательно.

    Установлено, кто имеет право уволить военнослужащего:

    • высших офицеров увольняют указами Президента;
    • полковников, капитанов 1 ранга, служащих, переходящих на службу в органы внутренних дел, — руководителями органов, в которых предусмотрена военная служба;
    • других военнослужащих — должностными лицами, которые уполномочены назначать военнослужащих на воинские должности;
    • досрочное увольнение младших офицеров производится главнокомандующим видом ВС РФ, командующим войсками военного округа.

    Сроки

    Срок увольнения после подписания приказа составляет один месяц. Дата при досрочном увольнении не может быть позднее даты окончания контракта. Военнослужащего нельзя уволить в период:

    • отпуска по уходу за детьми;
    • стационарного лечения;
    • декретного отпуска по беременности и родам;
    • нахождения в плену или в заложниках;
    • участия в военных действиях на территории другой страны;
    • пребывания под арестом.

    Какие выплаты положены?

      Единовременное пособие. Выплачивается за полные годы военной службы без округления:

    • менее 20 лет – два оклада;
    • более 20 лет – семь окладов.

    Размер суммы одного оклада складывается из ежемесячных выплат за занимаемую должность и воинское звание. Регламентируются ФЗ РФ № 306-ФЗ и Приказом МО РФ № 2700.

  • Премия за добросовестное исполнение обязанностей. Составляет до 25% от оклада, не более 3 окладов в год.
  • Материальная помощь. Выплачивается ежегодно нуждающимся в помощи военнослужащим в размере одного оклада, согласно п. 22 ст. 2 ФЗ РФ № 306-ФЗ. При увольнении эту выплату можно получить, если она не выдавалась в текущем календарном году.
  • Компенсация за неиспользованный отпуск. При увольнении гражданин имеет право получить выплаты за оставшиеся дни отпуска. Сумма компенсации за один день составляет: сумма выплат за последний год разделенная на количество дней этого года. Полученный результат умножается на количество дней неиспользованного отпуска.
  • Компенсация за вещевое довольствие. Военнослужащий получает раз в год вещевое довольствие (ПП РФ №390). Если в момент увольнения оно не было получено, гражданину может быть выплачена компенсация, равная сумме стоимости невыданных вещей.
  • Полный перечень таких оснований приведен в п. 4 ст. 3 ФЗ РФ № 306-ФЗ.

    Последствия

    Увольнение по основаниям, не связанным с нарушением условий контракта и иными негативными обстоятельствами, не несет для гражданина никаких отрицательных последствий. Прекращение службы по состоянию здоровья, по ОШМ или достижению предельного возраста позволяет сохранить все социальные и пенсионные льготы.

    При увольнении из-за вины военнослужащего он лишается дополнительных выплат, компенсаций и пособий. К тому же в этом случае гражданин не может:

    • возобновить службу;
    • работать в государственных структурах;
    • трудоустроиться в силовое или военное ведомство.

    Во избежание подобного юристы советуют:

    • найти другое основание для увольнения;
    • оспаривать решение комиссии и командира у вышестоящего командования или в суде;
    • обратиться в военную прокуратуру.

    Что делать, если не увольняют, а вы не хотите служить?

    Причинами отказа в увольнении военнослужащего могут быть:

    • отказ в признании оснований для прекращения службы уважительным;
    • неполный комплект документов для признания основания;
    • непризнание аттестационной комиссией причин увольнения по инициативе командира достаточными.

    В случае отказа в увольнении и неправомочной задержке в рассмотрении документов или оформлении приказа военнослужащий может обратиться в суд или военную прокуратуру.

    Процедура увольнения военнослужащих отличается от процедуры прекращения трудовых отношений и регламентирована отдельными нормативными актами. Уход из ВС возможен только по уважительным причинам, инициаторами могут быть военнослужащий или его командир. Выбор основания важен для сохранения льгот и дальнейшего трудоустройства.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: