Служебное расследование ДТП: порядок, сроки, положение о проведении

Образец приказа о служебном расследовании в отношении работника

Служебные расследования на предприятиях встречаются не так уж и редко. Толчком к этой процедуре служит отдельный документ под названием «Приказ о проведении служебного расследования», написанный в результате возникновения в организации какой-либо нештатной ситуации.

Что может стать причиной для расследования

Должностная инструкция любого работника содержит раздел, в котором прописывается ответственность за те или иные нарушения. Обычно здесь есть пункты о:

  • причинении ущерба компании,
  • порче товарно-материальных ценностей,
  • несоблюдение трудовой дисциплины,
  • халатное выполнение трудовых функций,
  • разглашение коммерческой тайны и т.п.

Все эти проступки могут повлечь за собой достаточно серьезные последствия для организации и стать причиной служебного расследования. И если это случилось, то внутреннее «следствие» поможет установить истинную причину происшествия и определить степень виновности того или иного сотрудника.

Порядок проведения расследования

При некоторых видах правонарушений проведение расследования является обязанностью работодателя, в других же случаях оно является добровольной инициативой руководителя. Если такое расследование не провести, то сотрудник в дальнейшем сможет обжаловать дисциплинарное наказание, которому был подвергнут.

Однако процедура расследования достаточно трудоемкая и ответственная, поэтому для нее отдельным приказом назначается специальная комиссия. Основная ее задача: выяснение обстоятельств случившегося, беседы с предполагаемыми виновниками, установление степени их вины, подсчет нанесенного организации ущерба.

В состав комиссии должно входить не менее трех человек из разных подразделений компании. Все они должны быть достаточно квалифицированными и грамотными специалистами, чтобы провести расследование качественно, на должном уровне, разобрав все мотивы, причинно-следственные связи и прочие обстоятельства. При этом действовать нужно предельно аккуратно, не допуская нарушения прав работников. Как правило, в комиссию включаются:

  • представитель внутренней службы безопасности,
  • юрист,
  • сотрудник бухгалтерского отдела или экономист,
  • технический работник, например, инженер и т.п.

В комиссию может входить и руководитель компании.

Результаты расследования

После проведения расследования комиссия в специальном акте выносит свое решение, которое в случае доказательств виновности сотрудника служит основанием для назначения ему дисциплинарного наказания.

Обычно в таких случаях наказание наступает в виде выговора или даже увольнения, редко кому удается отделаться замечанием. Кроме того, сотрудник может понести и материальную ответственность (если были доказаны факты умышленной порчи имущества предприятия).

В особых ситуациях внутреннее расследование может послужить основанием к возбуждению административного или даже уголовного дела, а также привести к подаче против виновника гражданского иска.

Кто пишет приказ

Непосредственно составлением приказа занимается секретарь организации, либо тот сотрудник, который является полномочным представителем руководителя. При этом сам приказ всегда пишется от лица директора компании и обязательно должен быть заверен его подписью (в случае его отсутствия на рабочем месте – заместителем, действующим по доверенности).

Основание для приказа

Любой приказ должен иметь под собой какое-либо основание. В данном случае в роли него выступает докладная записка или представление от начальника отдела/руководителя подразделения, в котором обнаружилось нарушение. В приказе нужно обязательно указывать ссылку на данный документ.

Как составить приказ

На сегодняшний день нет стандартного унифицированного образца приказа о служебном расследовании в отношении провинившегося работника. Предприятия и организации могут писать его в произвольной форме или использовать шаблон, разработанный внутри предприятия, исходя из его потребностей (в этом случае форма приказа должны быть утверждена в четной политике фирмы).

Приказ о расследовании должен включать в себя ряд основных сведений. Это:

  • название компании-работодателя,
  • персональные данные сотрудника: его должность, ФИО, информация о случившемся,
  • ссылку на основание,
  • сведения об ответственных за его исполнение лицах.

Также приказ обязательно должен быть пронумерован и датирован. Ставить печать на документе не обязательно, т.к. с 2016 года требование закона к юридическим лицам (как ранее и к ИП) о применении в работе штампов и печатей отменено.

Как оформить приказ

Приказ пишется в единственном экземпляре. Он может быть составлен как на обычном листе формата А4, так и на фирменном бланке предприятия, в печатном или рукописном виде (всё это роли не играет). Однако он обязательно должен содержать в себе подписи:

  • руководителя компании,
  • ответственных сотрудников,
  • при необходимости лица, в отношении которого он был составлен.
Читайте также:
Оклад по воинскому званию и должности

Образец приказа

  1. В начале слева или справа (не имеет значение) пишется название организации с указанием ее организационно-правового статуса (т.е. ЗАО, ОАО, ИП, ООО), а также дата и номер документа.
  2. После этого посередине вписывается слово «Приказ» и чуть ниже коротко передается его смысл (в данном случае, «о служебном расследовании»).

Затем располагается основная часть приказа.

  • Сначала сюда вносится «предисловие», то есть информация о нештатной ситуации (нарушении, проступке и т.п.) и допустившем ее сотруднике, указывается дата инцидента.
  • Затем отдельными пунктами пишется собственно приказ. Здесь назначается состав комиссии (указываются должности сотрудников предприятия, их фамилии, имена, отчества) с выделением председателя и рядовых членов, прописываются их цели и задачи, а том числе составление заключения о проведенном расследовании.
  • Отдельным пунктом назначается ответственное за выполнение приказа лицо.
  • После этого в документ вносится ссылка на основание (с его номером и датой).
  • В завершении приказ подписывается руководителем, а также всеми упомянутыми в нем работниками.
  • Служебное расследование ДТП: порядок, сроки, положение о проведении

    от 26 апреля 1990 года N 49

    Об утверждении Положения о порядке проведения
    служебного расследования дорожно-транспортных
    происшествий

    В целях дальнейшего совершенствования работы по профилактике аварийности и повышения качества служебного расследования обстоятельств и причин дорожно-транспортных происшествий

    1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий.

    2. Руководителям главных управлений и отделов центрального аппарата Министерства, территориальных производственных объединений автомобильного транспорта, автотранспортных предприятий и других организаций, непосредственно подчиненных Министерству, обеспечить изучение и неукоснительное исполнение указанного Положения.

    УТВЕРЖДАЮ
    Министр автомобильного
    транспорта РСФСР
    Ю.С.Сухин
    26 апреля 1990 года

    ПОЛОЖЕНИЕ
    о порядке проведения служебного расследования
    дорожно-транспортных происшествий

    1. Общие положения

    1.1. Настоящее Положение определяет единый порядок оповещения, проведения служебного расследования и разбора дорожно-транспортных происшествий в организациях и учреждениях Министерства автомобильного транспорта РСФСР.

    1.2. Целью служебного расследования является установление обстоятельств, условий и причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, выявление нарушений установленных норм и правил, регламентирующих безопасность дорожного движения, а также разработка мероприятий по устранению причин происшествий.

    1.3. При служебном расследовании, в пределах компетенции лица, его проводящего, должны быть выявлены:

    – обстоятельства, предшествующие происшествию;

    – влияние дорожных и других факторов на возникновение дорожно-транспортного происшествия;

    – лица, деятельность которых связана с возникновением происшествия, и конкретная вина каждого из них (предварительно);

    – недостатки в работе автотранспортного предприятия (организации), способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий.

    1.4. Служебное расследование проводится:

    – руководителем автотранспортного предприятия (организации) всех дорожно-транспортных происшествий с транспортом, принадлежащим предприятию, в срок до 5 суток;

    – руководителем территориального производственного объединения – дорожно-транспортных происшествий, при которых погибло 3 и более человек и пострадало 5 и более человек, в срок до 7 суток;

    – руководителем Министерства, а также начальниками: Отдела по безопасности движения, главных управлений по транспортному обслуживанию населения и(или) транспортному обслуживанию народного хозяйства (в зависимости от транспорта, участвующего в происшествии), Главного управления технического перевооружения и межотраслевых связей (в случае технической неисправности транспортного средства) – дорожно-транспортных происшествий с гибелью 7 человек и более или пострадавшими 15 человек и более в срок до 10 суток.

    1.5. Служебное расследование должно производиться во взаимодействии с органами дознания, следствия и организации, несущими ответственность за состояние автомобильной (железной) дороги, речных переправ и других сооружений, а в случае ранения или гибели работников предприятия автомобильного транспорта – с привлечением представителя профсоюзного комитета данного предприятия.

    1.6. Выводы служебного расследования в отношении виновности водителя носят предварительный характер.

    Материалы служебного расследования могут быть использованы автотранспортными предприятиями (организациями), территориальными производственными объединениями при защите интересов водителя в следственном и судебном разбирательстве.

    2. Передача информации о дорожно-транспортном
    происшествии и действия работников автотранспортного
    предприятия (организации), территориального производственного
    объединения, министерства при получении этой информации

    2.1. Водители предприятий Министерства, в случае участия в дорожно-транспортном происшествии, обязаны без промедления сообщать об этом в ГАИ и дежурному работнику автотранспортного предприятия.

    2.2. При невозможности сообщения о дорожно-транспортном происшествии в свое предприятие, водитель сообщает о нем руководителю ближайшего транспортного предприятия или территориального производственного объединения Минавтотранса РСФСР, который обязан оказать необходимую помощь пострадавшим, обеспечить охрану груза и принять меры к немедленной передаче информации по факту дорожно-транспортного происшествия в Отдел по безопасности движения Министерства по месту дислокации транспорта.

    Читайте также:
    Педагогическая этика — что это, как должен вести себя учитель в школе

    2.3. Информация о дорожно-транспортном происшествии в предприятие поступает от ГАИ, дорожно-эксплуатационных и других организаций и лиц. При получении информации о дорожно-транспортном происшествии не от ГАИ, последняя немедленно ставится об этом в известность.

    2.4. Дежурный или иной работник предприятия, получив информацию о дорожно-транспортном происшествии, докладывает об этом руководителю или его заместителю.

    2.5. Руководитель предприятия, установив, что последствием происшествия явились телесные повреждения или гибель людей, немедленно докладывает об этом руководителю вышестоящей организации, ГАИ, а при травмах или гибели работников предприятия автомобильного транспорта – также и техническому инспектору труда ЦК профсоюза и в Центральный комитет профсоюза.

    При отсутствии в автономной республике, крае, области технического инспектора труда ЦК профсоюза сообщение о дорожно-транспортном происшествии направляется в отдел охраны труда Совета профсоюзов.

    2.6. Руководитель территориального производственного объединения после получения и уточнения сведений о ДТП, в котором пострадал хотя бы один человек (независимо от виновности в ДТП), передает по телетайпу сведения о нем в Отдел по безопасности движения Минавтотранса РСФСР в течение 12 часов.

    Если в происшествии пострадало 5 и более человек, руководитель территориального производственного объединения передает сведения о нем немедленно по телефону в Отдел по безопасности движения, в главные управления по транспортному обслуживанию населения и(или) транспортному обслуживанию народного хозяйства (в зависимости от типа транспортного средства, участвовавшего в происшествии), краевой (областной) комитет профсоюза, а в случае технической неисправности транспортного средства – также в Главное управление технического перевооружения и межотраслевых связей.

    В нерабочее время информация передается ответственному дежурному по Министерству по телефону. После уточнения обстоятельств происшествия информация подтверждается по телетайпу.

    Отдел по безопасности движения Министерства немедленно информирует о происшествии Отдел охраны труда ЦК профсоюза.

    2.7. Телетайпное сообщение должно содержать ответы на следующие вопросы:

    дата, время, место и вид происшествия;

    модели, номерные знаки и принадлежность транспортных средств, участвовавших в происшествии;

    вид перевозок (при пассажирских перевозках указать количество перевозимых пассажиров в автобусе);

    обстоятельства и предварительно установленные причины происшествия;

    фамилия водителя(ей), его возраст, общий водительский стаж работы в АТП и на данном типе транспортного средства, состояние здоровья, на каком часу работы произошло происшествие;

    дорожные условия на месте совершения ДТП: ширина и состояние проезжей части, профиль дороги, состояние видимости, погодные условия, обустроенность дороги;

    сведения о техническом состоянии транспортного(ых) средства;

    фамилия и должность руководителя(ей) объединения, выехавшего на место совершения ДТП.

    2.8. Начальник автотранспортного предприятия (организации), территориального производственного объединения, Отдела по безопасности движения, Главного управления технического перевооружения и межотраслевых связей, получив сообщение о дорожно-транспортном происшествии, по которому ими должно проводиться служебное расследование (см. п.1.4), немедленно выезжают на место совершения происшествия, а также оказывают необходимое содействие в прибытии на место происшествия представителей следственных органов и лиц, участвующих в расследовании.

    2.9. Руководитель министерства, территориального производственного объединения, организации, автотранспортного предприятия, который проводит служебное расследование, создает комиссию, привлекая к работе в ней необходимых должностных лиц и специалистов.

    2.10. Оценка влияния дорожных факторов (ширина и состояние проезжей части, профиль дороги, состояние видимости, обустроенность дороги и т.д.) при расследовании дорожно-транспортных происшествий должна производиться представителями автотранспортных организаций с участием представителей дорожных организаций и органов ГАИ.

    2.11. Руководитель службы безопасности движения территориального объединения при поступлении к нему информации о дорожно-транспортном происшествии с участием транспорта Министерства и не принадлежащего объединению обязан сообщить об этом в Отдел по безопасности движения Министерства и по месту дислокаций транспорта, до прибытия представителя владельца транспортного средства принимает участие в расследовании происшествия.

    3. Действия работников автотранспортного предприятия
    (организации), территориального производственного
    объединения, министерства при служебном расследовании
    дорожно-транспортного происшествия

    3.1. Должностные лица, прибывшие на место происшествия раньше работников ГАИ, должны принять меры к оказанию помощи пострадавшим, доставке их в ближайшее медицинское учреждение, к охране места происшествия, транспортного средства и груза, принять меры к предотвращению “вторичных происшествий”* и выявлению очевидцев происшествия.

    Читайте также:
    Показатели премирования работников на предприятии

    * Сноски в оригинале нет.

    3.2. Должностные лица, производящие служебное расследование, с разрешения работников органов дознания или следствия должны:

    – осмотреть место происшествия и поврежденные транспортные средства;

    – уточнить необходимые данные у водителей и других очевидцев происшествия, объяснения которых могут иметь значение для выяснения обстоятельств происшествия.

    – дату и точное время (местное) происшествия;

    в городе – улица, район;

    на дороге – категорию дороги и в случаях, когда происшествие связано с неудовлетворительными дорожными условиями – принадлежность и наименование организации, эксплуатирующей дорогу;

    – модель и номерной знак транспортного средства;

    – число погибших и раненых (в том числе водителей, пешеходов, пассажиров);

    – техническое состояние транспортного средства;

    – характер и степень повреждения транспортного средства и перевозимого груза;

    – кто управлял транспортным средством: фамилия, имя, отчество, класс, год присвоения квалификации, стаж работы (общий водительский стаж, стаж работы в данном автотранспортном предприятии, на данном транспортном средстве, по возможности те же сведения о других водителях-участниках происшествия);

    – состояние водителя: здоров, трезв, утомлен (только по заключению врача);

    – на каком часу работы водителя произошло происшествие;

    – вид перевозок: международные, междугородные, городские, пригородные;

    – по назначению ли использовалось транспортное средство, нет ли отклонений от маршрута;

    – вид дорожно-транспортного происшествия;

    – погодные условия (дождь, снег, туман и т.д.);

    – освещенность: темное, светлое время суток, сумерки;

    – дорожные условия (вид покрытия, состояние проезжей части, подъем, кривая, наличие дорожных знаков и сигналов);

    – ознакомиться с протоколом осмотра места происшествия, осмотра транспорта и схемой дорожно-транспортного происшествия и снять с них копии;

    – зафиксировать (при необходимости сфотографировать) общий вид места происшествия, положения транспортных средств, участвующих в происшествии, следы торможения, юза или качения автомобиля и принадлежность именно этому транспортному средству, место осыпавшейся грязи, стекла и т.д. при ударе, его форму, размеры, место наезда на пешехода, а также другие предметы, которые могли повлиять на возникновение происшествия. При необходимости настоять, чтобы эти сведения были занесены в протокол осмотра места происшествия;

    – осмотреть документы, в частности, удостоверение на право управления транспортным средством, технический талон транспортного средства, путевой или маршрутный лист, товарно-транспортные документы на перевозимый груз или билетно-учетный лист.

    3.3. При анализе происшествия необходимо:

    – выяснить обстоятельства и очевидные причины происшествия;

    Служебное расследование ДТП на производстве в 2020 году

    При дорожно-транспортном происшествии (ДТП), в котором были задействованы служебные машины, обязательно проведение расследования всех обстоятельств не только сотрудниками дорожной полиции. В таких ситуациях также надлежит осуществить внутреннее служебное расследование и в обязательном порядке составить акт служебного расследования при ДТП. Причем в данном случае не имеет значения формат предприятия. Это может быть и юридическое лицо и ИП.

    Начало проверки


    Не все понимают, зачем параллельно затевать еще одну проверку по факту аварии. Однако цель служебного расследования ДТП несколько иная, чем у следственных действий, проводимых сотрудниками полиции. Она в первую очередь касается внутренних порядков предприятия. Кроме выявления точной картины произошедшей аварии, при служебном расследовании устанавливается факт нарушения внутренних инструкций и правил, вырабатываются меры по предотвращению подобных нарушений.

    С чего начинается служебная проверка? Сначала руководитель предприятия, чей автотранспорт попал в аварию, составляет приказ о создании комиссии по проведению служебного расследования ДТП. Этим же приказом руководителем комиссии он назначает себя или кого-то из своих замов. Кроме руководителя в нее включается, как правило, три человека. Это могут быть сотрудники отдела кадров, кто-то из механиков, работник инженерно-технического отдела. Если у водителя, попавшего в аварию, есть непосредственный начальник кроме руководителя предприятия, то в комиссию его включать запрещено, что необходимо для гарантии беспристрастности.

    Есть ли необходимость служебной проверки, если произошло бесконтактное ДТП? Да, и в таких случаях внутреннее расследование должно быть проведено.

    Сроки

    Сроки, отпущенные на проведение служебного расследования, имеют некоторую вариативность. Зависят они напрямую от тяжести аварии и от ее последствий.

    Читайте также:
    Понятие дисциплины труда и методы ее обеспечения

    Стандартный отпускаемый срок — 5 дней. Даже если авария кажется сложной в плане установления виновных и/или машины в ней получили очень серьезные повреждения, срок этот изменен быть не может.

    Другое дело — человеческие жертвы. В тех случаях, когда при ДТП погибает 2 и больше человек и/или травмы в нем получают 4 и больше человек, срок расследования увеличивается на 2 дня, т.е. завершить его необходимо в общей сложности за 7 дней.

    Еще на 3 дня срок увеличивают, если ДТП расценивается, как особо тяжелое. Т.е. если в нем погибают 7 и более человек и/или получают серьезные травмы больше 14 человек. И тут не всегда получается обойтись своими силами. В таких ситуациях расследование выходит на более высокий уровень.

    Таким образом, служебное расследование ДТП на предприятии — дело недолгое. Затягивать его нельзя. Но отпущенные сроки считаются оправданными. Их придерживаются еще с 1990 г. Точкой отсчета считается дата аварии.

    Сбор доказательств

    Чтобы провести полноценное служебное расследование, не обойтись без выезда на место аварии. Собственно, весь порядок действий водителя и ответственных лиц регламентирует Положение о служебном расследовании ДТП на предприятии.

    Итак, первым делом к месту аварии отправляется сотрудник организации. Если в штате предусмотрен специалист по безопасности дорожного движения, то ехать следует ему. Если такового нет, едет сотрудник, которого определяет руководитель предприятия.

    Уже на месте, если есть необходимость, сотрудник должен оказать помощь пострадавшим, вызвать сотрудников полиции и только затем приступать к сбору информации о ДТП. Порядок расследования аварий всегда стандартный, специалист должен быть ознакомлен с ним заранее.

    С этой целью сотрудник тщательно осматривает место аварии и письменно фиксирует следующие детали.

    • Подробно описывает место аварии. Здесь же надо зафиксировать и плохие погодные условия, если таковые наличествуют.
    • Указывает дату и время происшествия.
    • Заносит основные сведения о попавшей в аварию машине, описывает цель поездки и перевозимый груз.
    • Дает описание состояния водителя. Здесь следует уточнить: не просто время аварии, а какой по счету рабочий час это был для водителя.

    Кроме описания обстоятельств аварии сотрудник должен сделать четкие фотографии места происшествия и (по возможности) видеосъемку, стараясь запечатлеть как можно больше информации (следы на дороге, характер повреждений, расположение машин так, чтобы были видны номера). Все эти сведения впоследствии пригодятся, чтобы составить акт технического расследования причин аварии.

    Обязанности руководителя

    После сбора всех возможных сведений о ДТП члены утвержденной комиссии приступают к самому служебному расследованию. Формы проведения служебного расследования ДТП на предприятии едины для всех. Участники комиссии должны не просто установить причины аварии, но и дать характеристику действиям водителя с позиции соблюдения правил дорожного движения.

    Если медицинскими работниками в ходе проверки было установлено, что на момент инцидента водитель находился в состоянии алкогольного опьянения, то в задачи комиссии входит также выявление лиц, виновных в том, что он в таком состоянии был выпущен в рейс.

    Кроме оценки действий водителя, нужно дать оценку погодным условиям, дорожному полотну и всем явлениям, которые могли повлиять на возникновение аварийной ситуации. Порядок проведения служебного расследования ДТП предполагает также необходимость выявления следующих факторов.

    • Соблюдал ли водитель попавшей в аварию машины внутренние правила перевозок.
    • Не отклонялся ли он от предписанного маршрута.
    • Не привлекался ли ранее к дисциплинарным взысканиям.
    • Каким образом проводится подбор персонала для осуществления поездок, как проходит повышение квалификации такого персонала.
    • В каком состоянии была машина перед выездом.

    Таким образом, разбор ДТП на предприятии имеет целью не просто выявить виновных, а попытаться предотвратить аварии с участием служебных машин.

    Правила составления акта расследования ДТП

    Когда служебное расследование завершено, и весь коллектив комиссии приходит к единому мнению, им надлежит составить акт расследования. Единый бланк для него не предусмотрен, а основные формы заполнения всегда можно найти в интернете. Но в любом случае в нем обязательно следует зафиксировать следующие моменты.
    Ваш браузер не поддерживает фреймы
    Скачать акт о служебном расследовании ДТП (.DOC)

    • Перечислить поименно и с названием должностей состав комиссии.
    • Дать основные сведения о водителе (водителях) попавшей в ДТП машины.
    • Дать техническую характеристику участвовавшей в ДТП машине. Засвидетельствовать, когда последний раз автомобиль проходил техосмотр.
    • Максимально раскрыть все обстоятельства аварии с описанием погодных условий и прочих внешних факторов, которые могли спровоцировать ДТП.
    Читайте также:
    Что входит в общий страховой стаж, как рассчитать

    Все эти сведения вносятся в 5 блоков акта. В заключении комиссия фиксирует свои выводы о ДТП. Следует учитывать, что заключение о виновности или невиновности делает суд. Поэтому расследование несчастных случаев на производстве при ДТП проводится для помощи сотрудникам полиции и для внутренних оргвыводов с целью последующего их предотвращения.

    Основная информация об аварии, водителе и выводах комиссии также вносится в журнал учета ДТП, который должен быть в наличии на каждом предприятии, использующем в работе собственный автотранспорт.

    Порядок и сроки расследования ДТП в 2021 году или как лучше вести себя во время разбирательства

    Р асследование дорожно-транспортных происшествий требует профессионализма и специальных навыков. При совершенном ДТП необходимо учитывать множество нюансов, чтобы выявить виновных, а также назначить справедливое наказание и возместить причинённый вред.

    Минимальная и максимальная длительность проведения процедуры прописана в законодательстве и должна быть известна каждому шофёру.

    Когда требуется следствие

    Все дорожно-транспортные происшествия делятся на неотчётные и отчётные, учёту подлежат только вторые, первые не требуют обязательного вызова сотрудника полиции и можно самостоятельно заполнить бланки (Европротокол) — они есть в приложении к ОСАГО.

    Без обращения в ГИБДД можно обойтись при условии, что авария проходит по следующим пунктам:

    • в инциденте участвовали только 2 автомобиля;
    • отсутствуют потерпевшие;
    • у обоих автомобилистов имеется страховой полис ОСАГО;
    • не пострадали посторонние машины, а сам ущерб не более 50 тыс. рублей;
    • отсутствуют споры о причинах произошедшего, оба водителя готовы оформить автопроисшествие по упрощённой процедуре.

    Действия, которые рекомендуется произвести при возникновении споров:

    1. Вызывать полицейского и не уезжать до его приезда.
    2. Взять контактные телефоны у свидетелей, если они есть.
    3. Сфотографировать или снять на видео автомашины, а также все нанесённые повреждения, регистрационные номера, следы, отлетевшие фрагменты.
    4. Проверить наличие наружных камер наблюдения, которые могли зафиксировать автоаварию.

    Как происходит рассмотрение

    Оно запускается сразу после того, как осуществлён вызов представителя ГИБДД, и включает в себя несколько этапов:

    • составление чёткой и понятной схемы аварии;
    • освобождение проезжей части — своим ходом или с помощью эвакуатора, если авто неисправно;
    • написание объяснительной: лучше, если она будет максимально лаконичной и ёмкой, это исключит двоякое прочтение;
    • документальное фиксирование ущерба, на этом этапе важно внимательно изучить содержимое справок и убедиться, что все полученные повреждения в них упомянуты;
    • составление протокола;
    • выдача постановления о мере пресечения виновнику, если он определён сразу, или всем участникам событий в случае, если установить виноватого сразу невозможно.

    Если законом предусмотрен только штраф, квитанцию выдают на месте. Решение об аресте ТС, изъятии прав или лишении свободы принимает только суд.

    Если необходимо дорасследование, всем причастным сообщают место его проведения, а также дату и время. На обжалование отведено 10 календарных дней.

    Кто проводит процедуру

    Оформление отчётного дорожного-транспортного происшествия производит представитель ГИБДД. Он заполняет необходимую документацию, помогает написать объяснительные.

    Также он выносит решение о необходимости медицинского освидетельствования, с последующим актом тестирования.

    Затем пакет бумаг изучает дознаватель и, на основании полученной информации определяет виновное лицо. Он же решает, квалифицировать дело как административное или уголовное.

    В первом варианте выписывают квитанцию для выплаты штрафа, во втором авария расследуется следственными органами или прокуратурой.

    Классификация автоаварии

    Если пострадали только машины, то сотрудник Госавтоинспекции вправе самостоятельно определить виновника, оформить протокол и привлечь его к административной ответственности. Также он имеет полномочия назначить экспертное обследование.

    Если имеются пострадавшие, он вызывает судмедэксперта, который проводит осмотр и определяет тяжесть травм.

    Обязательства признанного виновным водителя наступают только спустя 10 суток после вынесения постановления или решения.

    Особенности следствия

    Телесные повреждения подразделяются на лёгкие, тяжёлые и средней тяжести.

    В первом случае полагается наказание согласно КоАП, тяжёлые травмы расследуются в соответствии с УК РФ, по средним вердикт выносится в зависимости от отягчающих последствий — состояния опьянения или наезда на нескольких пешеходов.

    Читайте также:
    Отличия агентского договора от других договоров

    Уголовное дело заводит начальник следственного отдела либо прокурор, однако пока оно не передано в суд, есть возможность договориться о примирении, с выплатой морального и материального вреда. Это возможно если не было смертельного исхода.

    Когда материалы уже переданы в судебные органы, прекращение процесса возможно, но только если потерпевший подаст соответствующее ходатайство.

    Период, в течение которого ведётся разбирательство

    Если ущерб был причинён только материальный, то дело заводят об административном правонарушении и порядок рассмотрения регламентируется КоАП, а сроки прописаны в статье 28.7 действующего кодекса.

    Согласно документу, они не должны превышать месяца с даты начала разбирательства, но допускается продление до 6 месяцев, если за отведённый период не удалось обнаружить все детали автоаварии. При этом, если нет потерпевших, то продлить его можно только на 1 месяц.

    Данное решение принимает вышестоящий начальник сотрудника, ведущего следствие, после получения от него письменного ходатайства.

    Если имелись погибшие либо тяжело травмированные, ДТП рассматривается как уголовное и полицейские руководствуются статьёй 264 УК РФ, в которой прописана допустимая длительность разбирательства.

    Обычно она составляет не больше 2 месяцев, но в сложных ситуациях может быть продлена на месяц вышестоящим начальством. Если этого недостаточно, разрешено увеличить этот период до года.

    Если есть пострадавшие

    Если имеются пассажиры или пешеходы, получившие травмы, об этом требуется уведомить дежурного, который фиксирует вызов. Оператор направит представителей судмедэкспертизы, которые проведут осмотр, окажут медицинскую помощь и зафиксируют травмы.

    Последующие мероприятия включают в себя:

    • составление схемы аварии;
    • определение причин;
    • тестирование людей, находившихся за рулём, на алкоголь и наркотические вещества;
    • оформление протокола и подача документов в отделение Госавтоинспекции;
    • вердикт дознавателя о квалификации дела на основании предоставленной документации, в зависимости от этого выяснение деталей, дальнейшие действия осуществляются в рамках административного или уголовного кодекса.

    Если возникли сложности в определении обстоятельств дорожного происшествия, то после оформления документов всех его участников приглашают в отделение Госавтоинспекции для проведения дальнейших следственных действий с участием группы разбора ГИБДД.

    Проводится анализ факторов, определяющих обстоятельства, приведшие к аварии, выявляется степень вины каждого. Как правило, среди приглашённых присутствуют юристы, представляющие интересы сторон.

    Группа разбора формируется из сотрудников, чья специализация заключается в рассмотрении причин автоаварий.

    Их задачей является изучить все имеющиеся материалы и получить новую информацию, вследствие чего выявить виновного и пошагово восстановить события, а также понять, какие именно законы не были соблюдены.

    Для шофёра важно понимать, что, хотя полицейские помогут выяснить все детали, но в их деятельности бывают ошибки. Поэтому, если результат кажется ему ошибочным, он вправе его обжаловать в установленный срок.

    Как лучше вести себя во время разбирательства

    Согласно статье 25.1 КоАП РФ, человек, управлявший транспортным средством, имеет право:

    • прийти со своим адвокатом;
    • потребовать материалы для ознакомления;
    • высказать свою точку зрения на события;
    • предъявить собственноручно снятые фото, видеоматериалы с регистратора и иные доказательства для приобщения их к делу;
    • потребовать пригласить свидетелей или настоять на экспертизе;
    • подписать постановление после ознакомления с ним;
    • при несогласии опротестовать его у руководителя Госавтоинспекции либо в суде.

    Не стоит игнорировать разбор, так как он состоится даже если будут присутствовать не все заинтересованные лица, но водитель потеряет возможность повлиять на ситуацию.

    Допустим отказ от дачи показаний, согласно статье 51 Конституции Российской Федерации, сообщающей о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя и своих близких.

    Не рекомендуется заранее признавать свою вину при спорных доказательствах, важно дождаться результатов проверки.

    В заключение

    Расследование обстоятельств ДТП проводится для того, чтобы выявить виновника и привлечь его к ответственности, согласно действующим законам.

    Помимо ответственности в рамках УК РФ или КоАП, может быть назначена компенсация морального или материального вреда.

    Вердикт зависит не только от степени тяжести последствий автоаварии, но и от отягчающих факторов. Участники процесса имеют право и должны контролировать его с целью защиты своих интересов.

    Читайте также:
    Планировка рабочего места – что это

    А Вы попадали в схожие ситуации? Пишите в комментариях.

    Расследование ДТП на предприятии

    В большинстве случаев ответственность за дорожно-транспортное происшествие возлагается на автомобилиста, который, находясь за рулем транспортного средства, нарушил правила дорожного движения. Но в некоторых случаях ситуация может быть осложнена различными обстоятельствами.

    К примеру, если автолюбитель попал в ДТП на служебном автомобиле, помимо обычного разбирательства с сотрудником дорожной инспекции, может потребоваться проведение служебного расследования.

    1. Когда проводится служебное расследование
    2. Сроки для проведения расследования ДТП на предприятии
    3. Порядок расследования ДТП
    4. Решение комиссии
    5. Расследование ДТП со смертельным исходом
    6. Акт расследования ДТП

    Когда проводится служебное расследование

    Когда же необходимо проведение служебного расследования? Для многих водителей этот вопрос остается загадкой, равно как и то, зачем проводить дополнительное расследование, если ДТП уже было рассмотрено сотрудниками ГИБДД.

    Практически каждая компания, имеющая на своем балансе единицы транспортной техники, имеет и свою систему безопасности. Поэтому в таких организациях есть внутренние инспекторы, которые обучают водителей, как правильно действовать, чтобы не допустить аварийной ситуации на дороге.

    Служебное расследование на предприятии необходимо для того, чтобы установить, виновен ли автомобилист в дорожно-транспортном происшествии, и нужно ли привлекать его к ответственности.

    Сроки для проведения расследования ДТП на предприятии

    Второй важный вопрос – в какие сроки должно проводиться служебное расследование ДТП на предприятии.

    В соответствии с нормами законодательства, на проведение такой проверки проводиться всего 5 дней. В случае если в дорожно-транспортном происшествии есть пострадавшие, то срок для проведения расследования может быть увеличен.

    Началом отсчета этого времени считается день, когда автомобиль попал в аварию. Чтобы начать расследование по факту ДТП, руководитель предприятия должен издать соответствующий приказ. В документе должна содержаться следующая информация:

    1. Ответственное лицо, которое будет отвечать за проведение проверки.
    2. Срок завершения расследования.

    Несмотря на то, что сотрудники дорожной инспекции также проводят всевозможные проверки и экспертизы, чтобы установить виновника дорожно-транспортного происшествия, в большинстве случаев на предприятии все равно проводиться свое расследование.

    Если будет установлено, что в ДТП был виноват работник предприятия, то организация сможет привлечь его к материальной ответственности и обязать возместить причиненный ущерб. Если же расследование будет проведено неправильно, то предприятия не сможет получить средства на восстановление поврежденного транспортного средства.

    Порядок расследования ДТП

    В каком порядке проводится расследование ДТП на предприятии?

    1. Прежде всего, на место дорожно-транспортного происшествия должен приехать сотрудник предприятия, который отвечает за безопасность. Поэтому в интересах водителя сразу же сообщить о столкновении руководству своей организации.
    2. Далее сотрудник предприятия составляет свои документы об аварии. Акт расследования ДТП может быть составлен как на месте происшествия, так и позднее. Главное, чтобы уполномоченное лицо внесло все данные об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия на месте аварии.
      Составление этого документа обязательно, даже не смотря на то, что у сотрудника ГИБДД будет готов аналогичный акт.
    3. Представитель компании имеет право опросить свидетелей произошедшего об обстоятельствах ДТП. Подобная проверка показаний позволит определить виновность водителя в случившемся, чтобы в дальнейшем привлечь его к ответственности или, напротив, снять с него все подозрения.
    4. Следующий шаг – съемка места происшествия. Как правило, сотрудник ограничивается фотографиями, однако для расследования сложных аварий может потребоваться видеозапись, чтобы в дальнейшем иметь полную картину случившегося.
    5. Представитель предприятия имеет право обращаться к сотрудникам ГИБДД для уточнения необходимой информации.

    По окончании составления документов сотрудниками дорожной инспекции, копии постановления, протокола и справки о ДТП выдаются представителю компании работника, попавшего в аварию. Документы передаются сотруднику под роспись, но в некоторых случаях может потребоваться проставление дополнительного штампа «копия верна» (если данное обстоятельство предусмотрено внутренним регламентом юридического лица).

    Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему – просто обратитесь к нашему юристу:

    +7 (812) 507-64-25 (Санкт-Петербург)

    Это быстро и бесплатно!

    Решение комиссии

    По результатам служебного расследования ДТП на предприятии собирается комиссия, состоящая из работников, уполномоченных решить, виновен ли водитель в случившемся.

    Читайте также:
    Договор коллективного страхования работников

    Перед тем, как принять решение, комиссия рассматривает обстоятельства произошедшего, к примеру:

    1. Состояние дорожного покрытия на месте ДТП.
    2. Погодные условия в день аварии.
    3. Качество транспортного средства, срок его эксплуатации.
    4. Состояние водителя в момент ДТП.

    Основные обстоятельства, на которые обращается наибольшее внимание проверяющих – соблюдение водителем правил дорожного движения, наличие нарушений при эксплуатации транспортного средства. Также имеет значение, привлекался ли автомобилист раньше к ответственности за несоблюдение ПДД, были ли в его практике иные аварийные случаи.

    Акт служебного расследования ДТП на предприятии может быть составлен только после установления всех обстоятельств произошедшего. В противном случае, он будет признан неполным и может быть бесполезен, если дело дойдет до суда.

    Расследование ДТП со смертельным исходом

    Служебное расследование дорожно-транспортного происшествия со смертельным исходом проводиться по той же схеме, что и ДТП без жертв. В этом случае уполномоченный сотрудник предприятия также должен осуществить сбор документов об аварии, подготовить все необходимые бумаги, описывающие обстоятельства столкновения.

    В случае если сотруднику организации, равно как и дорожному инспектору, удастся установить виновность автомобилиста, водитель будет привлечен не только к материальной, но и к уголовной ответственности. Каждый отдельный случай рассматривается следователем в индивидуальном порядке, по результатам чего специалистом выносится решение.

    Акт расследования ДТП

    Основной документ, подтверждающий проведение служебного расследования на предприятии – акт расследования ДТП на предприятии. Данный документ состоит из нескольких отдельных частей, каждая из которых содержит исчерпывающую информацию о случившемся:

    1. Первая часть содержит сведения о членах комиссии, уполномоченных рассматривать обстоятельства дорожно-транспортного происшествия и действий водителя. Эта же часть содержит информацию обо всех участниках ДТП, транспортных средствах. Желательно здесь же в общих чертах описать обстоятельства произошедшего.
    2. Вторая часть документа должна содержать сведения о состоянии водителя. В качестве доказательства может быть приложена справка о прохождении комиссии перед выездом в рейс или документ о медицинском освидетельствовании по направлению сотрудников ГИБДД. При наличии должна быть прикреплена карта маршрута.
      Во второй части акта можно указать, нарушил ли водитель правила дорожного движения.
    3. Третья часть акта служебного расследования содержит сведения о состояние дорожного покрытия на участке трассы, где произошло ДТП. На этом же этапе можно указать, в каком состоянии находились знаки дорожного движения, была ли у участников аварии возможность рассмотреть указатели.
    4. В четвертой части акта содержится информация о водителе, который находился за рулем транспортного средства. В частности, в документе должна быть информация о возрасте автомобилиста, его стаже вождения (на этом конкретном авто и в целом), состояние работника в момент ДТП (психическое и физическое), сведения о прохождении медицинского освидетельствования, попадал ли он ранее в дорожно-транспортные происшествия.
    5. Пятая часть акта расследования ДТП содержит сведения о транспортном средстве. В документе обязательно должен быть указан год выпуска авто, номерные знаки и прочие технические характеристики автомобиля.
    6. Шестая часть документа – выводы, сделанные по результатам расследования, рекомендации по повышению уровня безопасности.
    7. Заключительная часть документа содержит общие выводы по расследованию обстоятельств дорожно-транспортного происшествия.

    Составление документа должно проводиться с учетом всех обязательных частей.

    Проведение служебного расследования при ДТП: цели и порядок + образец положения о проведении служебного расследования ДТП на предприятии

    Как правильно составить акт дтп? Служебное расследование (проверка) – это достаточно серьезная процедура, и мелкие нарушения не становятся его целью. А вот факт нанесения серьезного ущерба, либо использования в корыстных целях служебных полномочий – основание весомое.

    К слову, данное понятие не закреплено законодательно, оно является частью дисциплинарного производства и регламентируется правилами внутреннего трудового распорядка и нормативными актами организации.

    Какие цели преследует данная процедура и как она осуществляется в организации, расскажем в этой статье. А также можно скачать положение о порядке проведения служебного расследования ДТП на предприятии и акт.

    Служебное расследование ДТП на предприятии

    ДТП при любых обстоятельствах требует выяснения причин его совершения. При осуществлении проверки, организация пользуется Положением о службе расследований ДТП на ведомственном транспорте и Методикой проведения расследований.

    Читайте также:
    Кассовый аппарат (ККМ) для ИП: при УСН, сколько стоит, его регистрация, штраф за отсутствие

    Стоит отметить, что действующее законодательство Российской Федерации дает юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, минимальный срок пять суток на составление акта, произошедших с принадлежащими им транспортными средствами ДТП.

    Если погибло 3 и более человек и пострадало больше 5, проверка должна завершится в течение 7 суток.

    В Случае гибели 7 и более лиц или с пострадавшими от 15 человек, срок проведения до 10 суток.

    Каждое транспортное предприятие имеет службу безопасности движения, которая и занимается подобными случаями. Кроме того, руководителем утверждаются План мероприятий по предупреждению ДТП, а так же Положение о служебном расследовании ДТП.

    Цель служебного расследования происшествия

    Все действия проводятся для точного установления обстоятельств, причин, условий происшествия, выявления произошедших нарушений, а также виновности должностных лиц.

    Кроме того, разрабатывается план мероприятий, направленных на предупреждение возникновения в дальнейшем чрезвычайных происшествий, связанных с транспортными средствами предприятия.

    В процессе участвуют представители транспортного предприятия, следственных органов, ответственных за состояние дорожного полотна учреждений, профсоюзной организации (при ранении и гибели работников).

    Порядок проведения служебного расследования при ДТП

    Для осуществления процедуры проверки обстоятельств аварии, руководитель предприятия создает специальную комиссию, назначает ответственного за исполнение Положения о порядке проведения служебного расследования.

    Затем издают локальный акт, который входит в перечень документации по обеспечению БДД – приказ о служебном расследовании дорожно-транспортного происшествия.

    Установлению подлежат следующие обстоятельства:

    1. Дата, место, точное время.
    2. Категория и километр дороги, где имел место несчастный случай.
    3. Организация, в ведомости которой дорога находится.
    4. Марка, модель транспортного средства.
    5. Исходные технические характеристики транспорта и степень нанесенных ему повреждений.
    6. Данные водителя, иные факторы (опьянение, состояние здоровья, продолжительность смены в конкретный день, стаж, условия работы и прочее).
    7. Тип перевозок, факты отклонения от маршрута.
    8. Погодные условия, освещенность и видимость.
    9. Дорожные условия.
    10. Тип груза.
    11. Пассажировместимость и фактическая загрузка.
    12. Количество пострадавших.
    13. Материальный ущерб.
    14. Наличие связи между фактом авто аварии и нарушением требований безопасности.

    Комиссией составляется акт служебного расследования ДТП на предприятии из пяти, отражающих все выявленные обстоятельства, разделов.

    К документу прилагаются:

    • схема и снимки места происшествия;
    • списки (если таковые лица имеются) пострадавших;
    • объяснительные участников ДТП;
    • акты проверки состояния транспортного средства;
    • расчет нанесенного ущерба.

    Кроме того, по факту ДТП проводится разбор в ГИБДД.

    Выяснение причин ДТП на предприятии – это всесторонний анализ действия каждого из его участников в непосредственно предшествовавшее происшествию время.

    Оценка их с точки зрения соблюдения правил дорожного движения, выводы о причинах, результатом которых стала авария, и заключение о степени виновности каждого из участников.

    Как провести служебное расследование ДТП?

    • 1 Когда проводится расследование?
    • 2 Порядок проведения служебного расследования ДТП
      • 2.1 При аварии со смертельным исходом
      • 2.2 Оформление приказа
    • 3 Как оформить акт служебного расследования ДТП?

    Зачастую дорожно-транспортные происшествия требуют более тщательного расследования, с привлечением специалистов и созданием особых комиссий. Это обусловлено субъектным составом участников аварии, а также причинами их нахождения на определенном участке дороги в момент инцидента. Таким образом, в том случае если водитель в момент аварии нес свои трудовые обязанности, дело о ДТП подвергается служебному расследованию на предприятии.

    Когда проводится расследование?

    Служебное расследование производится во всех аварийных ситуациях с участием транспортных средств предприятия, независимо от степени тяжести происшествия и вины водителя. Таким образом, единственным поводом для начала работы специальной комиссии предприятия является участие в ДТП механизма, владельцем которого является организация или индивидуальный предприниматель.

    Проведение служебного расследования ДТП преследует следующие цели:

    • установить причины и обстоятельства возникновения происшествия;
    • определить нарушения внешних и внутренних нормативных актов водителем;
    • организовать профилактические мероприятия по недопущению подобных ситуаций.

    Закон придает особое значение факту проведения внутреннего расследования предприятием возникшей аварии, вследствие чего устанавливает для этого определенные сроки. При этом они зависят от последствий. Так, по общему правилу служебная комиссия должна организовать свою работу до 5 дней. А в ситуации со смертельным исходом более 2 лиц – до 7 дней.

    Существует также региональный уровень служебного расследования, когда в аварии пострадало более 14 человек или погибло более 7 лиц. На него отводится до 10 дней.

    Читайте также:
    Показатели премирования работников на предприятии

    Порядок проведения служебного расследования ДТП

    Равно как и сроки, порядок проведения внутреннего расследования регламентирован федеральным законодательством. Закон дает четкий перечень действий руководителя организации при возникновении аварии с участием ее транспортного средства.

    По приказу руководителя фирмы или ИП создается специальная комиссия по расследованию ДТП, в состав которой входят сотрудники предприятия и ответственный за безопасность на предприятии.

    Проведение расследования происходит в несколько этапов по инструкции. Первый этап – это сбор и фиксация информации. Для этого на место происшествия выезжает один из членов комиссии, как правило, это лицо, отвечающее за безопасность дорожного движения или председатель комиссии.

    Выезд на место аварии входит в процесс проведения расследования и способствует реализации ее основных задач:

    • установление даты и места происшествия;
    • установление обстоятельств аварии;
    • определение состава участников ДТП;
    • установление причин аварии;
    • выявление обстоятельств, по которым транспортное средство организации оказалось на месте аварии;
    • определение психофизического состояния водителя в момент ДТП;
    • сотрудничество с органами ГИБДД при необходимости.

    Второй этап – анализ собранных данных. В ходе него должны быть установлены обстоятельства, причины аварии, степень вины водителя предприятия, а также соотнесение действий водителя с внутренним регламентом и дорожными нормами для определения его ответственности перед законом и в рамках исполнения трудовых функций.

    Третий этап – это составление акта служебного расследования. В нем подробно описываются обстоятельства аварии, работа служебной комиссии, излагаются результаты расследования и его выводы. Следует отметить, что авария на территории предприятия требует в дополнение тщательного анализа организации служебной безопасности, а также анализа, и при необходимости, изменения рабочего процесса с целью устранения причин аварий в будущем.

    При аварии со смертельным исходом

    Смертельный исход в ДТП с участием транспортного средства предприятия служит причиной для увеличения срока проведения служебного расследования, равно как для организации дополнительных мероприятий в работе комиссии.

    К таковым относятся:

    • сотрудничество с органами ГИБДД и следственного комитета, закрепление и сбор необходимых материалов;
    • организация помощи пострадавшим, доведение информации до родственников;
    • определение степени вины водителя при аварии со смертельным исходом;
    • участие членов комиссии в расследовании ДТП следственными органами и судом.

    Оформление приказа

    В случае необходимости провести служебное расследование издается специальный приказ руководителем организации или его заместителем. Приказ издается по каждому случаю дорожно-транспортного происшествия отдельно. В нем должны быть указаны члены состава комиссии и обозначен ее руководитель. Кроме этого, в документе определяется срок работы комиссии, а также перечисляются ее задачи и цели. Документ подписывается, закрепляется печатью организации и доводится до сведения сотрудников.

    Как оформить акт служебного расследования ДТП?

    В завершении работы внутренней комиссии необходимо оформить акт о проведении служебного расследования ДТП. Этот документ обладает собственной структурой и должен быть выполнен с соблюдением определенных правил.

    Акт предполагает наличие семи разделов:

    • в первом разделе указывается состав комиссии, данные о транспортном средстве и обстоятельства ДТП в общем виде;
    • второй раздел посвящен обстоятельствам, предшествующим ДТП. Здесь должна быть приведена информация о рейсе водителя, операторе рейса и пройденном водителем медосмотре;
    • третий раздел включает информацию об условиях на дороге;
    • четвертый раздел касается информации о водителе, его состоянии в момент аварии, стаже и опыте работы, допускаемых нарушениях ПДД в прошлом;
    • пятый раздел посвящен транспортному механизму и его техническому состоянию;
    • шестой раздел посвящен профилактической работе предприятия по недопущению аварийных ситуаций;
    • последний седьмой раздел включает выводы комиссии о причинах происшествия, степени вины и ответственности водителя.

    В соответствии с законодательным регламентом акт должен быть подписан всеми членами комиссии, а также к нему должны прилагаться копии документов дорожной полиции, если таковые имеются, документы, содержащие информацию о пострадавших лицах и объяснения водителей и должностных лиц предприятия, имеющих отношение к рейсу транспортного средства.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: