Таможенное декларирование
При перевозке через границу некоторых категорий товаров необходимо оформить таможенную декларацию. Она нужна для регистрации товара при ввозе и вывозе из страны, выявления запрещенной продукции и отслеживания ее происхождения. На основе этих сведений формируются отчеты по экспорту и импорту, это позволяет увидеть изменения внешнеэкономической ситуации в государстве.
Так что же такое таможенное декларирование?
Таможенное декларирование – заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров (пп. 35 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса ЕАЭС).
При таможенном декларировании применяются следующие виды таможенной декларации:
декларация на товары: ДТ (для экспресс-грузов используется т.н. Декларация на товары экспресс-грузов: ДТЭГ);
пассажирская таможенная декларация;
декларация на транспортное средство.
В зависимости от характера перемещения товаров, сведений, заявляемых в таможенной декларации, сроков ввоза применяются различные виды таможенного декларирования:
предварительное (ст. 114 Таможенного кодекса ЕАЭС);
периодическое (ст. 116 Таможенного кодекса ЕАЭС);
неполное (ст. 115 Таможенного кодекса ЕАЭС);
декларирование товаров в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде (ст. 117 Таможенного кодекса ЕАЭС);
временное и полное периодическое таможенное декларирование (не путать с периодическим таможенным декларированием ст. 116 Таможенного кодекса ЕАЭС). Устанавливается законодательством РФ о таможенном регулировании.
Таможенное декларирование предусматривает регистрацию товаров в таможенном органе. Декларация подается в электронной форме, заверенная усиленной квалифицированной электронной подписью, в таможенный пост, компетентный регистрировать таможенные декларации.
В некоторых случаях допускается подача таможенной декларации в письменной форме на бумажном носителе.
Для пассажиров предусмотрена также устная и конклюдентная (прохождение через «зелёный» коридор) форма таможенного декларирования.
Это обязательная процедура для всех участников внешнеэкономической деятельности. Если декларация не была подана вовремя или организация проигнорировала этот факт, то может наступить административная или уголовная ответственность.
Это очень важная операция. Допущение малейшей ошибки грозит финансовыми и временными потерями. Если вы не разбираетесь в данном вопросе, то лучше обратиться за услугами к специалистам.
Таможенный орган декларирования
Он отвечает за принятие документов на провозимые через границу товары.
защита интересов государства;
контроль за ввозом и вывозом грузов;
предотвращение ввоза на территорию России товаров, которые представляют угрозу для населения и окружающей среды;
недопущение вывоза продукции, которая запрещена законом.
Декларировать нужно все товары, которые ввозятся либо вывозятся через таможенную границу ЕАЭС (Евразийский Экономический Союз).
Дополнительные функции таможенного органа:
контроль за выполнением требований тарифного регулирования;
борьба с контрабандой и контрафактной продукцией.
Органы таможни – единый централизованный механизм. В него входят по иерархии:
ФТС России (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела);
региональные таможенные управления;
Для наилучшего исполнения обязанностей создается собственная инфраструктура – офисные и складские помещения, площадки для осмотра грузов, электроника и компьютерные технологии.
Располагаются органы таможни, как правило, там, где грузы пересекают границу:
грузовые терминалы для автотранспорта;
склады временного хранения.
Отдельно располагаются таможенные органы – таможенные посты, в которые подаются таможенные декларации в электронном виде, т.н. Центры электронного декларирования.
Процедуры таможенного декларирования
Весь список процедур закреплен на законодательном уровне. Они основываются на пунктах Таможенного кодекса ЕАЭС, вынесенных решениях законодательных органов, федеральных законах РФ и приказах Федеральной ТС.
Декларант может выбрать одну из 17 таможенных процедур:
Выпуск для внутреннего потребления.
Временный ввоз (допуск).
Переработка на таможенной территории.
Переработка вне таможенной территории.
Переработка для внутреннего потребления.
Отказ в пользу государства.
Специальная таможенная процедура.
Свободная таможенная зона.
Товары, подлежащие таможенному декларированию
Таможенному декларирования подлежат товары.
При этом под товаром понимается – любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу (пп. 45 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса ЕАЭС). Здесь важно понимать, что понятие товара существует и в смежном законодательстве РФ: в Налоговом кодексе РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 38 Налогового кодекса РФ товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Так что для таможенных целей понятие товар гораздо шире, чем понимается это в сфере налогообложения внутри РФ.
Таким образом, предметом таможенного регулирования при таможенном декларировании и объектом таможенного контроля являются только товары (не работы, не услуги)!
Ввозимые товары на таможенную территорию ЕАЭС имеют статус иностранных товаров (есть исключения). Даже если они были когда-то произведены в РФ, но были вывезены с таможенной территории ЕАЭС, то такие товары утратили статус товаров ЕАЭС (Союза).
После помещения под какую-либо таможенную процедуру эти товары либо приобретают статус товаров Союза, либо продолжают оставаться иностранными.
Бывают случаи, когда не требуется декларировать ввозимые товары. Например, если это припасы, ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС, находящиеся в транспортном средстве международной перевозки без выгрузки из него и вновь убывающие на этом транспортном средстве за пределы таможенной территории ЕАЭС.
Особенности таможенного декларирования
Чтобы пресекать нарушения при декларировании грузов, осуществляется таможенный контроль таможенными органами.
Таможенный контроль позволяет выявлять факты подачи недостоверной информации и пресекать попытки провоза нелегальных товаров.
Существует список запрещенных и санкционных продуктов.
Товары, попадающие под акцизы, оформляются в специальном акцизном органе.
Груз, представляющий историческую или культурную ценность, оформляется на надлежащих пунктах таможни.
В случае выявлений нарушений норм декларирования к виновному могут быть применены административная или уголовная ответственность.
Основные формы и виды таможенного декларирования
Согласно законодательным нормам, существуют три формы подачи декларации на грузы:
устная – лицо заявляет сотруднику таможенной службы, что не перевозит товары, которые подходят для обязательного письменного декларирования;
электронная – все сведения касательно таможенного декларирования (декларация, документы на партию товара и транспортная декларация) подаются в электронном виде;
письменная – лицо подает письменное заявление о наличии товаров, обязательных к декларированию.
Порядок таможенного декларирования
Существует строгая последовательность действий, которую декларант или его официальный представитель обязаны соблюдать:
Составление текста декларации, заполнение и подача ее в таможенный орган.
Регистрация таможенной декларации в таможенном органе либо отказ в регистрации. После регистрации таможенной декларации все сведения, указанные в таможенной декларации, имеют юридическое значение.
Проведение проверки заявленных сведений после регистрации.
Решение таможенного органа о выпуске таможенной декларации. Это решение может быть и отрицательным в виде отказа в выпуске в случае несоблюдения условия таможенной процедуры.
Таможенные услуги декларирования
Компания «СБ Карго» предоставляет следующий перечень услуг:
ответственное хранение партии товара в границах СВХ. Случаются ситуации, когда груз прибыл на пункт таможни, но процесс декларирования затягивается из-за некорректного заполнения или отсутствия некоторых документов. Задержки также могут быть вызваны техническими неисправностями со стороны органов таможни;
таможенный транзит. Наши специалисты связываются с импортером после прибытия груза на таможенный пункт и согласовывают декларирование;
подтверждение таможенного декларирования – если стоимость груза больше 200 евро, компания «СБ Карго» связывается с продавцом и согласует все нюансы подачи декларации. При необходимости информирует о предоставлении дополнительных документов;
перевод документов. В штате имеется команда переводчиков, которые оперативно подготовят все нужные бумаги;
подготовка деклараций на экспорт. Применимо для стран, в отношении которых действуют требования по заполнению индивидуальной экспортной декларации;
подготовка деклараций на список товаров. Подходит для случаев, когда клиент перевозит несколько товарных позиций одновременно. Специалисты классифицируют каждую единицу по ТН ВЭД (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности);
внесение поправок после начала процедуры декларирования. Все сведения корректируются согласно документам, которые предоставляет заявитель. Это возможно сделать как во время процедуры декларирования, так и по ее окончанию.
НАШИ ПРЕИМУЩЕСТВА
Компания «СБ Карго» уже давно ведет свою деятельность и пользуется доверием многих фирм. Обратившись к нам, вы всегда можете рассчитывать на:
помощь квалифицированных специалистов, имеющих опыт в области таможенного декларирования;
большой перечень предлагаемых услуг;
оперативное решение всех задач по таможенному декларированию независимо от сложности;
разъяснение и консультации по всем возникшим вопросам по подаче декларации.
Наша компания гарантирует беспроблемное прохождение всех таможенных процедур в самые сжатые сроки.
Объясняем термины таможенного декларирования
20 февраля 2017
1. Таможенное декларирование товаров
Таможенное декларирование — это подача таможенной декларации в таможенный орган. В декларации указываются сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре, о способе перемещения товаров и условиях внешнеторговой сделки с ними, а также информация о таможенных платежах, подлежащих уплате.
Представить таможенную декларацию может декларант, а также таможенный представитель от имени и по поручению декларанта.
Что нужно декларировать?
Таможенному декларированию в обязательном порядке подлежат все товары, которые ввозят или вывозят с таможенной территории.
Виды таможенной декларации
В зависимости от заявленной таможенной процедуры и лица, перемещающего товары, определяется вид таможенной декларации:
- декларация на товары,
- транзитная декларация,
- пассажирская таможенная декларация,
- декларация на транспортное средство.
Во внешнеторговом обороте при экспорте и импорте товаров применяется декларация на товары. Ее форма и порядок заполнения определены Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257.
В какой форме можно декларировать товары
В соответствии с Таможенным кодексом на территории Таможенного союза можно декларировать товары и в письменной, и в электронной форме.
Однако на территории Российской Федерации с 1 января 2014 года введено требование об обязательном электронном декларировании товаров. С этой даты все документы и сведения представляются в таможенный орган исключительно в виде электронных документов. Также в электронной форме происходит дальнейшее взаимодействие между таможенным инспектором и декларантом: они передают друг другу авторизованные сообщения, подписанные электронными подписями.
Постановление Правительства РФ от 13.12.2013 № 1154 предусматривает перечень исключительных случаев, когда товары допускается декларировать в письменной форме. К примеру, к ним относится:
- декларирование товаров, сведения о которых отнесены к государственной тайне;
- декларирование товаров, помещаемых под таможенные процедуры уничтожения, отказа в пользу;
- декларирование товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;
- декларирование товаров, перемещаемых отдельными категориями иностранных лиц (дипломатами, консулами и т.п.);
- декларирование товаров, незаконно ввезенных на таможенную территорию.
Кроме того, экспресс-грузы и товары, стоимость которых составляет менее 1000 евро в эквиваленте, разрешается декларировать по упрощенной процедуре — в виде письменного заявления или перечня товаров (Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 263).
2. Таможенное оформление товаров
Таможенное оформление — это таможенные формальности. Они включают:
- подачу в таможенный орган РФ пакета документов, на основании которых таможенный орган принимает решение о возможности перемещения товаров;
- операции, которые совершаются заинтересованными лицами и таможенной службой в целях соблюдения таможенного законодательства;
- внесение необходимых платежей на счет таможенного органа (до подачи грузовой таможенной декларации) в качестве уплаты сборов, таможенных пошлин и налогов. Они рассчитываются исходя из условий договора (контракта), стоимости груза и условий перевозки.
Сейчас термин «таможенное оформление» устарел. Он использовался в таможенном законодательстве Российской Федерации в период действия Таможенного кодекса РФ. После того как в июле 2010 года образовался Таможенный союз и вступил в силу Таможенный кодекс, в употребление вошел термин «таможенное декларирование».
Кроме того, существуют разговорные варианты термина «таможенное оформление» — «растаможить товары», «растаможка товаров», которые можно услышать при общении в околотаможенной сфере. Реже встречается термин «таможенная очистка». Он означает «совершение таможенных формальностей, необходимых для введения товаров во внутреннее потребление, для их экспорта или для помещения под иную таможенную процедуру». Именно так его трактует Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года (Киотская конвенция). Иначе говоря, таможенная очистка — это выполнение ряда таможенных формальностей при перемещении товаров. К ним относятся: таможенное оформление, таможенный контроль, уплата таможенных платежей и всевозможные административные действия, связанные с легализацией груза, которые необходимы для ввоза/вывоза товаров.
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ТАМОЖЕННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ТОВАРОВ Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шаповалова М.А., Андорская А.В., Эглит Я.Я.
Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ТАМОЖЕННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ТОВАРОВ»
3.Спектор Е.И. Лицензирование в Российской Федерации: правовое регулирование / Е.И. Спектор. -М.: Юстицинформ, 2007. – 323 с.
4.Сургутсков В.И. Комментарий к Федеральному закону от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» / В.И. Сургутсков. – // СПС КонсультантПлюс. 2010.
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ТАМОЖЕННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ТОВАРОВ
Доцент кафедры таможенных операций и таможенного контроля товаров СПБ филиала Российской таможенной академии, к.т.н.
Старший преподаватель ГУМРФ им. Адм. С. О. Макарова
Заведующий кафедрой управления транспортными системами,
д.т.н., к.э.н., профессор
Важным направлением развития таможенной службы Российской Федерации в современных условиях является содействие внешней торговле, а одной из приоритетных задач является сокращение сроков совершения таможенных операций и упрощение порядка осуществления таможенных процедур.
Стратегия развития таможенной службы РФ до 2022 года предусматривает повышение эффективности таможенного регулирования, в том числе совершенствование законодательства в области таможенного дела, рационализация технологий совершения таможенными органами операций, связанных с осуществлением таможенного контроля, упрощение таможенных формальностей [13]. Основная цель таких изменений – необходимость выведения таможенного администрирования на качественно новый уровень.
Предварительное таможенное декларирование является одной из технологий, внедренных для снижения временных затрат на проведение таможенного контроля и, как следствие, сокращения накладных расходов, увеличения товарооборота и содействия торговле в целом. Применение предварительного декларирования, в том числе в процедуре таможенного транзита, является одним из направлений Комплексной программы развития ФТС России на период до 2022 года [13].
Предварительное таможенное декларирование представляет собой такой способ декларирования товаров, при котором таможенная декларация подается до прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС. При предварительном декларировании проверка документов и сведений начинается еще до прибытия товаров в зону таможенного контроля.
Тема исследования актуальна, так как применение предварительного таможенного декларирования позволяет оптимизировать работу таможенных органов и деятельность участников ВЭД, а также повысить эффективность их взаимодействия. Подача предварительной декларации дает возможность заранее выявить недостающие сведения, внести необходимые изменения и дополнения и определить объекты контроля, что позволяет ускорить процесс выпуска товаров. В связи с этим можно выделить объект и предмет исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при таможенном декларировании товаров, а в качестве предмета выступает непосредственно предварительное таможенное декларирование.
Целью исследования является анализ теоретических основ предварительного декларирования и оценка практики его применения для выявления основных проблем этой технологии и определения главных направлений совершенствования.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
1. Проанализировать технологию предварительного таможенного декларирования.
2. Оценить практику применения предварительного таможенного декларирования.
3. Определить перспективные направления развития системы предварительного декларирования.
Законодательством предусмотрена возможность подачи таможенной декларации на товары до их
прибытия на таможенную территорию ЕАЭС или в место доставки, определенное таможенным органом отправления [10]. В этом случае осуществляется предварительное декларирование, порядок которого определен статьей 114 ТК ЕАЭС
Общий порядок предварительного декларирования, определенный ТК ЕАЭС, представлен на рисунке
Рис. 1. Порядок предварительного декларирования [2]
Так, при предварительном декларировании должны быть заявлены сведения, подлежащие указанию в ДТ [3], кроме сведений, которые по своему характеру могут быть неизвестны декларанту на момент подачи декларации (о транспортном средстве, за исключением вида транспорта; об отдельных сопроводительных документах и т.д.).
Недостающие или подлежащие уточнению сведения должны быть изменены и дополнены до выпуска товаров. Условия внесения изменений и дополнений в ДТ до выпуска товаров указаны в пункте 1 статьи 112 ТК ЕАЭС и представлены на рисунке 2.
К момента обращения декларанта о внесении изменений и
дополнении в декларацию ТО уже выполнил одно из действий: -запросил документ и сведения в соответствии со ст. 325 ТК ЕАЭС; -уведомил о месте и времени таможенного досмотра; -принял решение о проведении таможенного досмотра; – назначил таможенную экспертизу. НЕТ -> По мотивированному обращению декларанта сведения, заявленные в ДТт могут быть изменены и дополнены до выпуска товаров с разрешения ТО.
ДА Изменение и дополнение сведении^ заявленных в зарегистрированной ДТ. не может повлечь за собой заявление сведений об иных товарах, чем товары, которые были указаны в этой ДТ.
По мотивированному обращению декларанта допускается изменение н дополнение сведений только о месте нахождения товаров и исправление опечаток и грамматических ошибок с разрешения ТО
Рис. 2. Условия внесения дополнений и сведений в ДТ до выпуска товаров
Затем после ввоза товаров на таможенную территорию ЕАЭС или после их доставки в место, определенное таможенным органом отправления (при таможенном транзите), товары должны быть размещены в ЗТК, указанной в декларации. При этом декларант уведомляет таможенный орган, зарегистрировавший предварительно поданную ДТ, о размещении товаров в ЗТК [7], а также представляет ему незаявленные сведения, которые были изменены либо дополнены.
Авторами выделены особенности предварительного таможенного декларирования:
1. При предварительном декларировании допускается отсутствие некоторых сведений, которые по своему характеру могут быть неизвестны декларанту на момент подачи ДТ. Однако эти сведения должны быть внесены или дополнены до выпуска товаров (в течение 30 дней после регистрации предварительной декларации).
2. При изменении стоимостных, количественных или весовых показателей, которые были заявлены ранее на основании копий транспортных или коммерческих документов, обязательно представляются документы, подтверждающие изменение стоимости, количества или веса.
3. При предварительном таможенном декларировании применяются запреты и ограничения, а также меры защиты внутреннего рынка, действующие на день регистрации таможенным органом документа, которым изменяются или дополняются сведения, заявленные в ДТ [12], или уведомления об отсутствии необходимости их внесения.
4. Товары, в отношении которых осуществлено предварительное таможенное декларирование, могут размещаться в ЗТК, находящейся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от таможенного органа, зарегистрировавшего ДТ, в случаях:
– применения особенностей совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров в местах прибытия;
– иных случаях, определяемых уполномоченных органом.
5. Если при предварительном декларировании срок выпуска товаров продлен либо отказано в выпуске товаров, декларант должен совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение.
6. Основным условием принятия таможенными органами предварительной таможенной декларации является уплата таможенных платежей в отношении декларируемых товаров5.
Таким образом, сущность предварительного декларирования заключается в подаче декларации до ввоза иностранных товаров на таможенную территорию Союза [4] или до доставки товаров в место, определенное таможенным органом отправления, если они перевозятся в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита. Такой способ декларирования обладает рядом особенностей, главная из которых заключается в том, что декларант может не указывать сведения, которые по своему характеру не известны ему на момент подачи ДТ [5], однако эти сведения должны быть изменены или дополнены до выпуска товаров.
Для оптимизации процесса таможенного оформления предлагается изменить сроки совершения отдельных действий должностными лицами таможенных органов при предварительном декларировании, установленные Приказом ФТС России от 01.11.2013 № 2081 (см. таблицу 1).
5 Павловская Е.И. Применение предварительного декларирования в таможенных органах РФ // Актуальные проблемы таможенного дела в условиях ЕАЭС: сборник материалов VIII Международной молодежной научно-практической конференции Российской таможенной академии. М: РИО Российской таможенной академии, 2016. С. 135-139.
ВРЕМЕННАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ВНЕШНЕГО И
ВНУТРЕННЕГО ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА ПРИ ОФОРМЛЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ _ДЕКЛАРАЦИЙ, ПОДАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПТД_
№ Действие Срок, установленный Приказом ФТС России от 01.11.2013 № 2081 Предлагаемый срок
1 Направление запроса внешним ТО в ЕАИС ТО для получения запроса на сверку сведений, заявленных в предварительной ДТ, а также информации о необходимости принятия мер по минимизации рисков В течение 30 минут с момента получения информации о номере предварительной ДТ от представителя перевозчика В течение 15 минут с момента получения информации о номере предварительной ДТ от представителя перевозчика
2 Направление внешним ТО во внутренний ТО информации о наличии товаров и транспортных средств в ЗТК и результатах сверки сведений, заявленных в ДТ, со сведениями в коммерческих и транспортных доку-ментах В течение 30 минут после получения запроса В течение 30 минут после получения запроса
3 Подтверждение внутренним ТО получения сообщения о наличии товара в ЗТК от внешнего ТО, направление соответствующего сообщения декларанту В течение 10 минут после получения сообщения о наличии товара в ЗТК Авто
7 Проверка документов и сведений после получения сообщения от внешнего ТО (при условии отсутствия рисков) и внесение в ДТ отметок о выпуске товара – не более 30 минут (при декларировании от 1 до 10 наименований товаров); – не более 1 часа (при декларировании от 11 до 50 наименований товаров); – не более 2 часов (при декларировании от 51 до 100 наименований товаров; – не более 4 часов (при декларировании от 101 и более наименований товаров). – не более 10 минут, если декларант прислал сообщение об отсутствии необходимости внесения изменений и дополнений в предварительную ДТ, а первичная проверка документов уже была выполнена после регистрации ДТ; – если декларант изменил или дополнил сведения в предварительной ДТ, то проверка документов осуществляется в сроки, установленные Приказом ФТС России от 01.11.2013 № 2081
8 Направление внутренним ТО выпущенной ДТ во внешний ТО и декларанту Авто Авто
9 Завершение внешним ТО формальностей, связанных с выпуском товара Срок не установлен В течение 10 минут после получения выпущенной ДТ от внутреннего ТО
Предложенные изменения сроков совершения отдельных действий должностными лицами таможенных органов будут способствовать ускорению выпуска предварительно задекларированных товаров при их удаленном оформлении, что представляется особенно актуальным в связи с переносом таможенного оформления в центры электронного декларирования.
Основные направления совершенствования предварительного декларирования [7] представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Направления совершенствования предварительного таможенного декларирования
В соответствии с целью исследования можно сделать следующие выводы:
1. Сущность предварительного декларирования заключается в подаче таможенной декларации до ввоза иностранных товаров на таможенную территорию Союза или до доставки товаров в место, определенное таможенным органом отправления, если они перевозятся в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.
2. Одной из главных проблем применения предварительного таможенного декларирования является слабая нормативно-правовая база: отсутствует нормативно-правовой акт, полностью посвященный ПТД, не регламентирован срок проведения документальной проверки после регистрации предварительной декларации, существуют дублирующие друг друга приказы, определяющие порядок удаленного выпуска товаров с предварительным таможенным декларированием.
3. В ближайшей перспективе таможенное оформление будет перенесено в центры электронного декларирования, в связи с чем необходимо обеспечить беспрепятственную возможность предварительного декларирования при удаленном выпуске путем решения выявленных ранее проблем.
1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) // СПС «Консультант Плюс».
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «Консультант Плюс».
3. Новикова, С.А. Таможенное дело: учебник для бакалавриата и магистратуры. М: Издательство Юрайт, 2018. 302 с.
4. Пансков В.Г., Федоткин В.В. Таможенные операции в вопросах и ответах: учебное пособие. СПб: ИЦ «Интермедия», 2015. 316 с.
5. Павловская Е.И. Применение предварительного декларирования в таможенных органах РФ // Актуальные проблемы таможенного дела в условиях ЕАЭС: сборник материалов VIII Международной молодежной научно-практической конференции Российской таможенной академии. М: РИО Российской таможенной академии, 2016. С. 135-139.
6. Смирнов В.В. Возвращаясь домой, помнить о правилах // Таможенные новости. 2018. № 1-2. С. 2627.
7. Щепина Н.П., Хваталова Ю.С., Ермолина П.В. Предварительное таможенное декларирование // Проблемы и перспективы развития науки в россии и мире: сборник статей международной научно-практической конференции: в 7 частях: часть 3. Уфа: Аэтерна, 2016. С. 111-114.
8. Комплексная программа развития ФТС России на период до 2022 года // Федеральная таможенная служба. URL: http://www.customs.ru/index.phpoption=com_content&view=article&id=25512 (дата обращения: 22.01.2019).
9. Применение предварительного декларирования на морском транспорте: состояние и возможности // Информационный портал tks.ru (дата обращения: 22.01.2019).
10. Александр Гетман: совершенству нет предела // Информационный портал tks.ru. URL: http://www.tks.ru/reviews/2018/02/26/03 (дата обращения: 22.03.2019).
11. Предварительное декларирование товаров при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита // Транспортно-логистическая компания Customs cargo clearance. URL: http://cc-customs.ru/novosti/predvaritelnoe-deklarirovanie-tovarov-pri-procedure-tamozhennogo-tranzita/ (дата обращения: 22.03.2019).
12. Декларирование товаров для личного пользования доступно в электронном формате // Таможенно-логистический портал «Виртуальная таможня». URL: http://vch.ru/event/view.htmlalias=deklarirovanie_tovarov_dlya_lichnogo_polzovaniya_dostupno_v_elektronno m_formate (дата обращения: 22.03.2019).
13. Вопросы от участников ВЭД, поступившие на заседании 31.05.2017 // Приволжское таможенное управление. URL: http://ptu.customs.ru/index.phpoption=com_content&view=article&id=12511:2017-05-24-10-21-20&catid=260:2017-04-25-09-25-23&Itemid=304 (дата обращения: 18.04.2019).
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В СРЕДЕ
Минеева Вера Михайловна
кандидат экономических наук, доцент Уфимский государственный нефтяной технический университет, г. Уфа
Аннотация. В статье раскрываются понятие «конкурентоспособность» и «электронная экономика», рассматриваются факторы, влияющие на конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, влияние экономической среды на конкурентоспособность.
Ключевые слова: Конкурентоспособность, хозяйствующий субъект, электронная экономика, факторы конкурентоспособности.
Одной из воздействующих сил на предприятия является конкуренция. Поэтому для обеспечения экономической безопасности и постоянного стабильного развития предприятия необходимо оценивать конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Ведь если предприятие успешно конкурирует на рынке, значит, оно получает прибыль, привлекает потенциальных потребителей, не уступает своим конкурентам и при желании может увеличивать свою долю рынка.
Понятие конкурентоспособность предприятия трактуется по-разному. Одни рассматривают конкурентоспособность, как внешнюю и внутреннюю деятельность фирмы, другие как конкурентоспособность товарной составляющей предприятия. В данной статье конкурентоспособность предприятия рассматривается, как способность осуществлять прибыльную хозяйственную деятельность и эффективный экономический контакт с потребителями, поставщиками и конкурентами в условиях рыночных отношений.
В докладе Аналитического центра при правительстве (АЦ) говорится о том, что за четыре года уровень конкуренции в РФ вырос. В 2019 году 51% предпринимателей указывают на высокую конкуренцию, а в 2018 году данный показатель был ниже и составлял – 46%. При этом доля тех, кто ощущает слабую конкуренцию или ее отсутствие, снизилась с 27% в 2018 году до 22% в 2019 году[1].
На высокий уровень конкуренции указывают предприниматели, работающие в областях спорта, культуры, развлечений и досуга, текстильного и швейного производства, пищевой промышленности и производства неметаллических изделий. На низкий уровень конкуренции указывают представители монопольных ТЭК, производства и распределения электроэнергии, газа, воды, а также химической промышленности, здравоохранения и социальных услуг.
Для того, чтобы обеспечить высокий уровень конкурентоспособности предприятия необходимо следующее условие: выпускаемый товар должен быть конкурентоспособен. Конкурентоспособность товара – это способность товара в наибольшей степени удовлетворять определенные потребности покупателей и иметь отличительные свойства от других товар на рынке. Отличительные свойства обеспечиваются набором определенных характеристик, таких как: технические, нормативные, экономические.
Конкурентоспособность товара напрямую зависит от качества продукции. Целесообразно будет выделить понятие данного условия. Качество продукции – является совокупностью свойств товара, которые дают характеристику степени пригодности удовлетворения определенных потребностей
Что такое электронная таможенная декларация?
Нагрузка на таможенные органы увеличивается пропорционально росту международной торговли. Такая ситуация была предсказуема, поэтому началось постепенное внедрение в работу таможни электронного документооборота. Создание ЕАЭС еще больше повлияло на развитие информационных технологий при перемещении товаров через границу. Внедрение электронной таможенной декларации существенно облегчило взаимодействие пограничного надзорного органа и участников ВЭД.
Что такое электронная таможенная декларация?
Таможенное декларирование — это сообщение информации о товаре по заранее установленной форме с учетом выбранного таможенного режима и процедуры.
ТК ЕАЭС допускает подачу декларации в бумажном и электронном виде. Оба варианта имеют равную юридическую силу.
Электронная таможенная декларация представляет собой набор электронных данных, внесенных в специальный программный комплекс, достоверность которых подтверждается ЭЦП декларанта. С помощью специальных каналов связи происходит ее передача в таможенные органы, где она проходит регистрацию и проверку в целях получения разрешения на выпуск товара через границу государства.
Требования к структуре и формату декларации на товары, а также к декларации таможенной стоимости установлены в решениях Коллегии ЕАК от 16 января 2018 г. № 2 и № 4. Их применение рекомендовано обеспечить государствам — членам ЕАЭС — с 1 февраля 2019 г.
Преимущества электронного декларирования
Практика применения электронного декларирования обозначила многочисленные преимущества такого способа обмена информацией:
- Подать таможенную декларацию в электронном виде можно из любой точки России;
- Время нахождения груза в месте досмотра значительно сократилось (вплоть до одного часа);
- Процесс таможенного оформления стал простым, прозрачным и понятным;
- Все этапы растаможки можно отслеживать в онлайн режиме со своего компьютера;
- Экономия на расходах, затрачиваемых ранее для проезда участника ВЭД к месту досмотра груза;
- Экономия на сборах за таможенное оформление (при электронном декларировании размер сборов исчисляется в размере 75% от обычно применяемых ставок);
- Криптографическая защита обеспечивает безопасность и надежность процесса декларирования;
- Независимость от времени работы таможни (декларацию можно подать электронно в любое удобное время);
- Уменьшение бумажного документооборота за счет создания электронных архивов долгосрочной документации;
- Оперативность в исправлении ошибок и обмене недостающими документами при помощи заочного общения со специалистом таможни.
Для таможни внедрение электронного документооборота позволило оптимизировать людские ресурсы, решить проблемы с недостоверным декларированием и коррупцией, а также ускорить поступление в бюджет таможенных платежей.
Процедура электронного декларирования товаров
Таможенное декларирование в электронной форме производится декларантом самостоятельно или через таможенного представителя. В обоих случаях процедура подачи ЭД будет состоять из следующих шагов:
- Осуществляется подготовка всех необходимых документов, в том числе происходит их перевод в XML формат (декларация на товар, декларация таможенной стоимости и опись предъявляемых документов).
- Подготовленные материалы пересылаются в электронный архив декларанта.
- В программе заводится процедура таможенного оформления, и ЭД передается с комплектом материалов в таможню. Если при начале процедуры таможенного оформления выбран «Удаленный выпуск», то изменить его на «Обычный» уже не получится, так как ее открытие происходит автоматически на основании анализа данных, указанных в графе 30 ЭД, и места подачи декларации. Передача ЭД и документов к ней осуществляется программой автоматически после успешного открытия процедуры таможенного оформления.
- Сотрудник таможни осуществляет проверку декларации, по результатам которой документу присваивается уникальный номер в системе или декларанту высылается уведомление об отказе в его регистрации с указанием на допущенные ошибки. После внесения исправлений ЭД прилагаемые к ней документы подаются повторно. Сотрудник таможни и участник ВЭД имеют возможность обмениваться электронными сообщениями по вопросам, связанным с заполнением ЭД.
- В некоторых случаях потребуется таможенный досмотр товаров. О принятом решении таможня уведомляет декларанта, который обязан подтвердить получение сообщения. По результатам досмотра составляется акт. Электронная копия направляется участнику ВЭД.
- После прохождения всех формальностей на таможне и завершения проверки электронной декларации на товары таможня присваивает ей статус «Выпуск разрешен». С указанного момента процедура электронного декларирования считается завершенной.
- После выпуска товара допускается внесение в ЭД корректировок (при необходимости).
Таможенный представитель в данной процедуре представляет интересы участника ВЭД и за него заполняет все необходимые формы, а также оперативно отвечает на поступающие от инспектора вопросы, возникающие в связи с проверкой ЭД.
История внедрения электронного таможенного декларирования
Первая попытка наладить электронный документооборот при прохождении таможенного оформления грузов была предпринята в России в 2002 году. В этих целях уполномоченным органом создана специальная технология, получившая название «ЭД-1», работавшая посредством присоединения к выделенному каналу связи. На ее внедрение требовались большие финансовые вложения, позволить которые мог далеко не каждый. Поэтому и обмен электронными данными не превышал 8-9% от общего числа подаваемых деклараций.
Ситуация кардинально изменилась с появлением технологии «ЭД-2», позволявшей передавать данные при помощи Интернета. К 2010 году большая часть участников ВЭД перешла на электронное декларирование. Готовность каждого из участников процесса таможенного оформления к электронному обмену данными позволила законодательно закрепить с 2014 года обязанность подачи деклараций в электронном виде (ч. 1 ст. 204, ч. 4 ст. 322 Закона № 311-ФЗ от 27.11.2010 «О таможенном регулировании в РФ»).
Устаревшая технология «ЭД-1» была отменена, а «ЭД-2» стало основным способом взаимодействия с таможней. Бумажные декларации все еще можно подать, но в строго оговоренных законом случаях.
Разработанная Правительством РФ «Стратегия развития таможенных органов до 2022 года» предусматривает полный переход на электронное декларирование к концу 2022 года.
Предварительное декларирование
Вы будете перенаправлены на Автор24
Предварительное декларирование – это способ таможенного декларирования товаров, согласно которому подача таможенной декларации осуществляется до ввоза иностранной продукции на таможенную территорию.
Сущность таможенного декларирования продукции
Таможенное декларирование представляет собой заявление декларантом точных сведений о продукции согласно требованиям выбранной таможенной процедуры. Целью таможенного декларирования является помещение товара под таможенную процедуру.
Декларантом могут быть:
- Лица, которые зарегистрированы на территории государства-участника Таможенного Союза:
- Лица, заключившие внешнеэкономическую сделку по международной купле-продаже;
- Лица, имеющие право владения, использования и распоряжения товаром, перемещаемого за границами внешнеэкономической сделки.
- Иностранные лица: физические лица и дипломатические представительства, официальные представительства международных организаций и т.д.
Особенности таможенного декларирования продукции могут быть установлены в следующих случаях:
- Если декларант не имеет точных сведений, необходимых для таможенного декларирования;
- Если товары регулярно перемещаются одним и тем же лицом через таможенную границу в течение конкретного промежутка времени;
- Если товары перемещаются по линиям электропередачи или трубопроводным транспортом;
- Если товары перемещаются в разобранном или же несобранном виде.
Предварительное декларирование
Предварительное декларирование иностранных товаров – это подача документов в таможенный орган до момента прибытия груза.
Предварительная таможенная декларация предоставляется согласно общим правилам, производится оплата таможенных сборов за таможенные операции, предоставляются необходимые для таможенного декларирования документы.
Предварительная таможенная декларация может не содержать некоторых сведений, которыми не располагает декларант во время подачи декларации. Все недостающие сведения вносятся позже.
Готовые работы на аналогичную тему
Предварительно задекларированные товары выпускаются таможенным органом не позднее одного дня, следующего за днем предоставления товаров.
Продукция может быть предъявлена таможенному органу, который расположен в месте, приближенном к границе России, в следующих случаях:
- Если были ранее уплачены все таможенные пошлины и налоги;
- Если используется технология удаленного выпуска.
Предварительное декларирование может быть признано недействительным в следующих случаях:
- Товары не предъявлены в таможенный орган, зарегистрировавший предварительную декларацию;
- В течение тридцати календарных дней были введены ограничения и запреты на ввозимые товары;
- Предварительная таможенная декларация была отозвана декларантом.
После регистрации предварительной декларации, декларант имеет 30 дней, чтобы предъявить груз таможенникам. Если же указанный срок истек, то заявленные товары не будут допущены на территорию Таможенного Союза, и их декларирование необходимо провести в общем порядке.
Преимущества предварительного декларирования
Предварительное декларирование на таможне доступно только для грузов, которые доставляются в Россию на автомобилях или ж/д транспортом.
Такое декларирование обладает следующими преимуществами:
- Меньше тратится времени на прохождение таможенного контроля. Выпуск товаров осуществляется в течение одного дня после их предъявления к таможенному досмотру;
- Снижаются издержки, а именно, не нужно платить за простой груза и его задержку;
- Расширяются рамки торговых отношений;
- Точечно проверяются только товары, которые попадают под особый контроль, а грузы, не требующие такого внимания со стороны таможенников, проходят беспрепятственно пункт пропуска;
- Груз предъявляется к досмотру на том пункте пропуска, который удобен декларанту.
При предварительном декларировании предполагается электронная передача данных о товарах, готовящихся к ввозу. На импортные товары, уже пересекшие границу, нельзя оформить предварительную декларацию.
Когда транспорт с грузом прибывает на таможню, производится сверка параметров груза, указанных в предварительной декларации, с реальными.
Номер ГТД расшифровка пример
Подтверждение соответствия продукции
Как расшифровывается номер таможенной декларации – расшифровка номера ГТД
Расшифровка номера ГТД.
Формат номера ГТД: хххххххх/хххххх/ххххххх
Номер ГТД расшифровывается следующим образом:
элемент 1 – код таможенного органа, зарегистрировавшего ДТ [ ГТД ].
элемент 2 – дата регистрации ДТ [ ГТД ] (день, месяц, две последние цифры года);
элемент 3 – порядковый номер ДТ [ ГТД ], присваиваемый по журналу регистрации ДТ [ ГТД ] таможенным органом, зарегистрировавшим ДТ [ ГТД ] (начинается с единицы с каждого календарного года).
Все элементы указываются через знак разделителя “/”, пробелы между элементами не допускаются.
Формат номера ГТД в счет-фактуре: хххххххх/хххххх/ххххххх/хх
В счет-фактуре указывается номер ГТД с указанием через знак дроби “/” порядкового номера товара из графы 32 основного или добавочного листа ГТД либо из списка товаров, если при декларировании вместо добавочных листов использовался список товаров.
КОММЕНТАРИЙ:
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в Пункте 1 Приказа N 543, МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ в Пункте 1 Приказа N БГ-3-11/240 от 23.06.2000 “О формировании номера грузовой таможенной декларации после выпуска товаров” (зарегистрирован Минюстом России 14.07.2000, рег. N 2307) установил: ”1. После выпуска таможенным органом Российской Федерации конкретного товара считать номером грузовой таможенной декларации (ГТД), в которой заявлены сведения об этом товаре, регистрационный номер грузовой таможенной декларации, присваиваемый должностным лицом таможенного органа Российской Федерации при ее принятии (из графы 7 ГТД), с указанием через знак дроби “/” порядкового номера товара из графы 32 основного или добавочного листа ГТД либо из списка товаров, если при декларировании вместо добавочных листов использовался список товаров.”.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА в письме от 8 июня 2006 г. N 15-12/19773 “О ПОРЯДКЕ УКАЗАНИЯ НОМЕРА ТАМОЖЕННОЙ ДЕКЛАРАЦИИ В СЧЕТЕ-ФАКТУРЕ” сообщает:
“Пунктом 1 Приказа ГТК России N 543, МНС России N БГ-3-11/240 от 23.06.2000 “О формировании номера грузовой таможенной декларации после выпуска товаров” (зарегистрирован Минюстом России 14.07.2000, рег. N 2307, применяется в части, не противоречащей Таможенному кодексу Российской Федерации) (далее – Приказ) установлено, что после выпуска таможенным органом Российской Федерации конкретного товара номером грузовой таможенной декларации (ГТД), в которой заявлены сведения об этом товаре, считается регистрационный номер грузовой таможенной декларации, присваиваемый должностным лицом таможенного органа Российской Федерации при ее принятии (из графы 7 ГТД), с указанием через знак дроби “/” порядкового номера товара из графы 32 основного или добавочного листа ГТД либо из списка товаров, если при декларировании вместо добавочных листов использовался список товаров.”
[ … … ]
С учетом вышеизложенного порядок определения номера таможенной декларации, определенный пунктом 1 Приказа, не противоречит положениям ТК России, а также порядку заполнения грузовой таможенной декларации, установленному Инструкцией.”.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА в письме от 31 июля 2006 г. N ШТ-6-03/748@ “О ПОРЯДКЕ УКАЗАНИЯ НОМЕРА ТАМОЖЕННОЙ ДЕКЛАРАЦИИ В СЧЕТЕ-ФАКТУРЕ” сообщает: “Федеральная налоговая служба направляет для руководства и использования в работе письмо Правового управления Федеральной таможенной службы от 08.06.2006 N 15-12/19773 “О порядке указания номера таможенной декларации в счете-фактуре”. [ … ]”.
При использовании материалов с сайта наличие активной ссылки на http://www.tehreg.ru обязательно!
Как узнать и указать регистрационный номер таможенной декларации
Еще в октябре 2017 года чиновники скорректировали правила составления документации, используемой при расчетах налога на добавленную стоимость. Среди многочисленных изменений в структуре и содержании бланков введен новый реквизит — регистрационный номер таможенной декларации (в счет-фактуре, книгах покупок и продаж).
Структура и правила применения
Обновленный шифр представляет собой 21 символ. По сути, код состоит из трех групп цифр:
- первая группа — это 8 цифр, обозначающие код органа таможни, в котором была зарегистрирована декларационная документация;
- вторая группа — это 6 цифр, которые раскрывают информацию о дате регистрации отчета в отделении таможни;
- третья — это последние 7 чисел, указывающие порядковую нумерацию декларационного отчета.
Внешне шифр выглядит следующим образом:
Обратите внимание, что регистрационный номер таможенной декларации в книге продаж, покупок или счете-фактуре обозначается по единым стандартам. То есть группы чисел, обозначающие конкретную информацию кода, разделяются дробью (косой чертой).
Примеры шифра
Декларационная документация была принята постом таможни «Морской порт Восточный Находкинской таможни»
Дата приема отчета — 11 сентября 2022 года
Порядковая нумерация, присвоенная документации — 0095741.
В отчете шифр выглядит следующим образом: 10714040/110919/0095741. Причем группы разделяются только косой чертой, никаких пробелов, точек и иных знаков не предусмотрено.
Коды органов таможни других стран могут быть другими. Например, в Армении код органа таможни представляет собой всего две цифры. В Белоруссии — всего 5 символов, как и в Казахстане и Киргизии.
Где взять код
Со структурой и правилами составления кода разобрались. Но собственно, где взять регистрационный номер таможенной декларации? Этот шифр указывается в первой строчке графы А основного листа декларации. Также код дублируется и на первой строке графы А добавочного листа декларационной документации.
Пример показывает, где номер ГТД в декларации.
Отличие от старого реквизита
Реквизит не является совершенно новым для документации, используемой при исчислении НДС. Ранее регномер декларации использовался в отчетности в аналогичном порядке. Только вот наименование кодификатора несколько отличалось. До изменений 01.10.2017 код именовался как «номер таможенной декларации». Теперь реквизит документации изменен, к слову «номер» добавилось определение «регистрационный».
Позиции, где можно было проверить регистрационный номер таможенной декларации, не изменились. Это все те же первые строчки графы А декларационного документа. Реквизит следует указывать:
- графа 11 счета-фактуры;
- графа 3а книги продаж;
- графа 13 книги покупок.
Указывайте номер ТД в алкогольной декларации по общим правилам. То есть шифр впишите через дробь, без пробелов. Если шифров несколько, укажите их все через точку с запятой.
Особенности заполнения
Для каждого вида документа предусмотрен особый порядок составления. Все правила закреплены Постановлением Правительства РФ № 1137 (в последней редакции).
В счете-фактуре
Реквизит заполните в счете-фактуре в двух случаях:
- Если товары, по которым оформляется документация, происходят не из России.
- Если товары выпущены для внутреннего потребления, при окончании свободной таможенной зоны Калининградской области.
В книге покупок
Указывайте регистрационный номер таможенной декларации в книге покупок для товаров, ввезенных на территорию РФ. При условии, что их декларирование через таможню предусмотрено нормативами ЕЭС.
В соответствующей графе впишите регномер. Либо перечислите все регистрационные шифры ТД, в которых были зарегистрированы ввезенные товары. Коды указывайте через точку с запятой, в соответствии с правилами оформления.
В книге продаж
Указывайте реквизит в отдельной графе 3а книги продаж. Заполняйте регномер ТД при выпуске продукции для внутреннего потребления при завершении свободной зоны таможни Калининграда и области.
Заполните реквизит при реализации товаров, по которым НДС, исчисленный при декларировании через таможню:
- не уплачивался, в соответствии с абз. 1 подп. 1.1 п. 1 ст. 151 НК РФ ;
- уплачивался, в соответствии с абз. 3 подп. 1.1 п. 1 ст. 151 НК РФ.