Продолжительность рабочего времени для педагогических работников

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 24 декабря 2010 г. N 2075 г. Москва “О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников”

Зарегистрирован в Минюсте РФ 4 февраля 2011 г. Регистрационный N 19709

В соответствии со статьей 333 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 27, ст. 2878; 2008, N 30, ст. 3616) и пунктом 5.2.78 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350), приказываю:

1. Установить педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (норму часов педагогической работы за ставку заработной платы) согласно приложению к настоящему приказу.

2. Настоящий приказ вступает в силу с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191 “О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 14, ст. 1289; 2005, N 7, ст. 560; 2007, N 24, ст. 2928; 2008, N 34, ст. 3926).

Министр А. Фурсенко

Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников

Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.

Педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда устанавливается:

1. Продолжительность рабочего времени:

36 часов в неделю:

работникам из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;

старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений дополнительного образования детей и домов ребенка;

педагогам-психологам, социальным педагогам, педагогам-организаторам, мастерам производственного обучения, старшим вожатым, инструкторам по труду;

методистам, старшим методистам образовательных учреждений;

тьюторам образовательных учреждений (за исключением тьюторов, занятых в сфере высшего и дополнительного профессионального образования);

руководителям физического воспитания образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования;

преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки;

инструкторам-методистам, старшим инструкторам-методистам образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;

30 часов в неделю – старшим воспитателям образовательных учреждений, (кроме дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей).

2. Норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы):

18 часов в неделю:

учителям 1-11 (12) классов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы (в том числе специальные (коррекционные) образовательные программы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья);

преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей таких образовательных учреждений, которым установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы 720 часов в год);

преподавателям специальных дисциплин 1-11 (12) классов музыкальных, художественных общеобразовательных учреждений;

преподавателям 3-5 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 5-7 классов школ искусств с 7-летним сроком обучения (детских музыкальных, художественных, хореографических и других школ), 1-4 классов детских художественных школ и школ общего художественного образования с 4-летним сроком обучения;

педагогам дополнительного образования, старшим педагогам дополнительного образования;

тренерам-преподавателям, старшим тренерам-преподавателям образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;

учителям иностранного языка дошкольных образовательных учреждений;

логопедам учреждений здравоохранения и социального обслуживания;

24 часа в неделю – преподавателям 1-2 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 1-4 классов детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств с 7-летним сроком обучения;

720 часов в год – преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования.

3. Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы:

Читайте также:
6-НДФЛ по обособленным подразделениям: куда сдавать

20 часов в неделю – учителям-дефектологам, учителям-логопедам, логопедам;

24 часа в неделю – музыкальным руководителям и концертмейстерам;

25 часов в неделю – воспитателям, работающим непосредственно в группах с обучающимися (воспитанниками, детьми), имеющими ограниченные возможности здоровья;

30 часов в неделю:

инструкторам по физической культуре;

воспитателям в школах-интернатах, детских домах, группах продленного дня, интернатах при общеобразовательных учреждениях (пришкольных интернатах), специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением, дошкольных образовательных учреждениях (группах) для детей с туберкулезной интоксикацией, учреждениях здравоохранения и социального обслуживания;

36 часов в неделю – воспитателям в дошкольных образовательных учреждениях, дошкольных группах общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, в общежитиях образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования, иных учреждениях и организациях.

1. Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденными в установленном порядке.

2. Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы педагогических работников установлена в астрономических часах. Для учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы включает проводимые ими уроки (занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними.

3. За преподавательскую (педагогическую) работу, выполняемую с согласия педагогических работников сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере.

4. Учителям, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов преподавательской работы за ставку заработной платы в неделю, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой в следующих случаях:

учителям 1-4 классов при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам;

учителям 1-4 классов сельских общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения, не имеющим достаточной подготовки для ведения уроков русского языка;

учителям русского языка сельских начальных общеобразовательных школ с родным (нерусским) языком обучения;

учителям физической культуры сельских общеобразовательных учреждений, учителям иностранного языка общеобразовательных учреждений, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов.

5. Учителям, а также преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей таких образовательных учреждений, которым установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы 720 часов в год), у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года, до конца учебного года, а также в каникулярное время, не совпадающее с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском, выплачивается:

заработная плата за фактически оставшееся количество часов преподавательской работы, если оно превышает норму часов преподавательской работы в неделю, установленную за ставку заработной платы;

заработная плата в размере месячной ставки, если объем учебной нагрузки до ее уменьшения соответствовал норме часов преподавательской работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и если их невозможно догрузить другой педагогической работой;

заработная плата, установленная до уменьшения учебной нагрузки, если она была установлена ниже нормы часов преподавательской работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и если их невозможно догрузить другой педагогической работой.

Об уменьшении учебной нагрузки в течение учебного года и о догрузке другой педагогической работой указанные педагогические работники должны быть поставлены в известность не позднее чем за два месяца.

6. Преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года, до конца учебного года, а также в каникулярное время, не совпадающее с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском, выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года.

Читайте также:
Профстандарт слесаря по разным направлениям деятельности

Статья 333. Продолжительность рабочего времени педагогических работников

Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

Часть вторая утратила силу с 1 сентября 2013 года. – Федеральный закон от 02.07.2013 N 185-ФЗ.

В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, в отношении педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, в отношении иных педагогических работников.

Комментарий к ст. 333 TК РФ

1. При сокращенной для педагогических работников образовательных учреждений продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю объем учебной нагрузки должен определяться типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида, которое утверждает уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти. Однако пока в основном действуют типовые положения об образовательных учреждениях соответствующих типа и вида, утвержденные Правительством РФ.

2. Для образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные образовательные программы, и образовательных учреждений, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, объем учебной нагрузки определяется типовыми положениями об образовательных учреждениях, утверждаемыми Правительством РФ.

См., например, Постановление Правительства РФ от 31 января 2009 г. N 82 “Об утверждении Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования” (СЗ РФ. 2009. N 7. Ст. 837).

3. Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда установлена Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. N 191 “О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений” (СЗ РФ. 2003. N 14. Ст. 1289).

4. Особый характер работы (каникулярные периоды, проведение спаренных занятий, подготовка к работе по обучению и воспитанию обучающихся и т.д.) лиц, занятых трудом в образовательных учреждениях различных типов и видов, нашел свое отражение в Приказе Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. N 69 “Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений” (БНА РФ. 2006. N 32).

5. Профессиональные квалификационные группы должностей работников образования утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. N 216н (РГ. 2008. 28 мая).

6. Об особенностях работы по совместительству педагогических работников см. комментарий к ст. ст. 282 и 284 ТК.

Судебная практика по статье 333 TК РФ

части третьей статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется Правительством Российской Федерации;

Прокурор Саратовской области обратился в суд с заявлением о признании недействующим Положения об оплате труда, ссылаясь на его противоречие статьям 144 и 333 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктам 13, 18, 19 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2011 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 10 декабря 2010 г. (далее – Рекомендации).

СТАТЬЕЙ 333 ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,

Читайте также:
Работа во время отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет, до 3 лет, работа по совместительству

ПРАВ ЧАСТЬЮ ПЕРВОЙ СТАТЬИ 333 ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ ПУНКТОМ 21 СТАТЬИ 2 И ПУНКТОМ 1 ЧАСТИ 5
СТАТЬИ 47 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА “ОБ ОБРАЗОВАНИИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”

Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (части первая, третья статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации).

4. в нарушение требований частей второй и третьей статьи 57, статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации, продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и порядка определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 (далее – продолжительность рабочего времени, утвержденная приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601), в трудовых договорах (дополнительных соглашениях к ним) с педагогическими работниками не установлен объем учебной нагрузки, трудовые договоры работников однотипны;

В силу части 1 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации).

Законодатель, учитывая особый характер деятельности педагогических работников, ограничил продолжительность их рабочего времени и учебную нагрузку (статья 333 Трудового кодекса Российской Федерации, пункты 5 и 6 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 “Об образовании” (редакция от 06.07.2006). Эти обстоятельства и обусловили необходимость правового регулирования продолжительности педагогической работы, осуществляемой указанными в пункте 1 Постановления работниками.

Сокращение предпраздничного рабочего дня для педагогических работников

Продолжительность рабочего времени педагогических работников не более 36 часов в неделю за ставку. Норма часов педагогической работы – 18 часов за ставку (уроки).

Как применить положение Трудового кодекса о сокращении продолжительности рабочего времени накануне праздничного дня (сокращенный рабочий день)?

Продолжительность рабочего времени и учебная нагрузка (педагогическая работа)- разные термины трудового законодательства (см. подробно – в Обосновании).

Трудовое действующее законодательство требует сократить рабочий день накануне праздничного дня, а не продолжительность педагогической работы.

Рабочее время – это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности , а также иные периоды времени , которые в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ относятся к рабочему времени (ч. 1 ст. 91 ТК РФ).

Общая продолжительность рабочей недели установлена ст. 91 ТК РФ. Распределение рабочего времени по дням в рамках установленной недельной продолжительности максимальным пределом не ограничено, за исключением отдельных категорий работников.

Читайте также:
Срок хранения графика отпусков в организации

Для других категорий работников продолжительность ежедневной работы (смены) устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, соглашением исходя из нормальной еженедельной продолжительности рабочего времени, которая не должна превышать 40 часов (письмо Роструда от 01.03.2007 N 474-6-0 “Многосменный режим работы”). Таким образом, на практике нередки случаи привлечения работников не только к восьми- или семичасовой работе, что практикуется при пятидневной или шестидневной рабочей неделе, но и к работе по 12 часов или даже по 24 часа, т.е. полные сутки. Подобная продолжительность рабочего дня возможна при сменном режиме работы либо при рабочей неделе с предоставлением выходных дней по скользящему графику.

В соответствии со ст. 333 ТК РФ педагогическим работникам образовательных учреждений в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда установлена продолжительность рабочего дня исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 ч в неделю.

Нормирование рабочего времени педагогических работников имеет специфику. Закон устанавливает как продолжительность рабочего времени , включающего преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке, так и отдельное нормирование собственно педагогической (учебной) нагрузки .

Продолжительность рабочего времени определяется количеством часов в неделю, а педагогическая (учебная) нагрузка в зависимости от типа образовательного учреждения в часах в неделю или в учебном году.

В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается:

– учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа;

– иная педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, – методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

Это определено в ч.6 ст. 47 Закона об образовании и примечании 1 Приложения 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601, изданному в соответствии с ч.3 ст. 332 ТК РФ и пп. 5.2.71 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 N 466.

Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность. При этом учитывается количество часов по учебному плану, специальность и квалификация работника.

Продолжительность рабочего дня (смены), непосредственно предшествующего нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час (ч. 1 ст. 95 ТК РФ).

Исключения из данного правила определены в ч. 2 ст. 95 ТК РФ. Обращаем внимание, что другие исключения ТК РФ не предусмотрены. Поэтому требование ч. 1 ст. 95 ТК РФ должно соблюдаться в отношении всех категорий работников, в том числе, и для педагогических работников. Если работникам установлена шестидневная рабочая неделя, продолжительность работы накануне праздника не может превышать пяти часов ( ст. 95 ТК РФ). При этом, законодательство требует сократить рабочий день, а не продолжительность педагогической работы( педагогической нагрузки) в этот день.

Рабочее время педагога: основные проблемы

Режим дня и отдыха педагога на практике вызывает немало трудностей. Что нужно знать об организации времени? Сколько часов максимально может составлять ненормированная часть педагогической нагрузки? Как поступить, если сотрудники считают, что они перерабатывают? Является ли выходным методический день? Рассмотрим нюансы.

Каковы особенности организации рабочего времени педагогов и какими нормативными актами они определены?

Рабочий процесс педагога регулируется:

Итак, разберем по порядку основные аспекты.
Согласно статье 37 Конституции РФ «каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду…; принудительный труд запрещен».

Трудовой кодекс дает четкое определение рабочему времени, а именно, — «время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законодательством относятся к рабочему времени».

Отметим, что работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником, и отражать его в табеле учета рабочего времени.

Читайте также:
Примирительная комиссия — что это такое по ТК РФ, в какой срок создается

Согласно ст. 106 ТК РФ время отдыха — время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, и которое он может использовать по своему усмотрению.

Затем п. 1.1. Приказа № 536 говорит нам о том, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников образования устанавливают правила регулирования такого времени педагогов, замещающих должности, поименованные в номенклатуре должностей педагогических работников организаций.

Что же включается в рабочее время педагога?

В зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включается:

  • учебная (преподавательская) и воспитательная работа;
  • практическая подготовка обучающихся;
  • индивидуальная работа с обучающимися;
  • научная, творческая и исследовательская работа;
  • другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом (методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга и др.)

Важно отметить, что законодательно нормы рабочего времени установлены только для выполнения педагогами работы, связанной с учебной (преподавательской) деятельностью, которая выражается в фактическом объеме их учебной нагрузки (нормируемая часть педагогической работы).

К другой части педагогической работы работников, требующей затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, относится выполнение видов работы, предусмотренной квалификационными характеристиками по занимаемой должности. Конкретные должностные обязанности педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями.

Таким образом, педагог выполняет два вида работы:

  • нормированная часть (преподавание);
  • другая часть педагогической работы.

Если с первой частью все понятно, то вторая требует уточнений.

Итак, другая часть педагогической работы требует затрат рабочего времени и регулируется:

  • педагогическими работниками самостоятельно (подготовка к осуществлению образовательной деятельности; участие в разработке рабочих программ);
  • правилами внутреннего трудового распорядка(ведение журнала и дневников обучающихся; организация и проведение методической и диагностической помощи родителям (законным представителям) обучающихся);
  • локальными нормативными актами(выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических и методических советов (объединений); выполнение индивидуальной работы с обучающимися);
  • трудовым договором (выполнение с письменного согласия дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях дополнительной оплаты (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами)).

Внимание! В дни недели, когда организация функционирует, а педагог не занят преподавательской работой, свободен от выполнения иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ за дополнительную оплату, обязательное присутствие в организации не требуется (п. 2.4. Приказа № 536).

Что нужно знать педагогам, чтобы воспользоваться своим правом, не нарушив, никаких правил и норм?

Одним из основных трудовых прав педагогических работников является их право на сокращенную продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю (ч. 1 ст. 333 ТК РФ).

При этом согласно Приказу № 1601 в зависимости от должности и (или) специальности педагогического работника ему может быть установлена или продолжительность рабочего времени в неделю, или норма часов педагогической работы за ставку зарплаты (педагогам-психологам, старшим воспитателям дошкольных учреждений — 36 часов в неделю, старшим воспитателям других учреждений — 30 часов в неделю, учителям-дефектологам и учителям-логопедам — 20 часов в неделю и т.д.).

Внимание! Верхний предел учебной нагрузки обозначен только для отдельных категорий педагогов, которым установлена годовая норма часов учебной работы за ставку заработной платы (например, 720 часов в год за ставку заработной платы установлена преподавателям организаций, осуществляющих деятельность по образовательным программам СПО и ОППО).

Соотношение учебной и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года должно определяться соответствующим локальным нормативным актом организации с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

Однако не определено, какими именно локальными нормативными актами необходимо регламентировать следующие направления деятельности:

  • выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических советов, методических советов (объединений), работой по проведению родительских собраний;
  • выполнение дополнительной индивидуальной и (или) групповой работы с обучающимися;
  • участие в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях;
  • периодические кратковременные дежурства в период осуществления образовательного процесса.

Поэтому ОО самостоятельно должно определять, какими конкретно ЛНА будет регулироваться такая деятельность. Например, это могут быть «Порядок участия педагогических работников в работе методических советов», «Должностная инструкция дежурного администратора» и др.

Читайте также:
Баланс рабочего времени в России

Конечно, совсем без регламентации ненормируемой части рабочего времени не всегда можно обойтись, поэтому локальными нормативными актами следует регулировать лишь ту часть ненормируемого рабочего времени, в пределах которой педагогические работники обязательно должны выполнять работу непосредственно в ОО. А какое конкретно количество часов следует отвести на выполнение такой работы, руководитель должен определить самостоятельно, исходя из особенностей своей организации, с учетом контингента обучающихся и их законных представителей, кадрового состава, материально-технического оснащения и т.п.

Внимание! Режим рабочего времени педагогов, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, определяется с учетом их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой, без дополнительной оплаты, в частности занятиями в группе продленного дня, кружковой работой.

Отметим, что педагогам, а особенно работающим в учреждениях с круглосуточным пребыванием обучающихся, воспитанников (школы-интернаты, детские дома, интернаты при общеобразовательных учреждениях), могут быть установлены любые режимы рабочего времени, как пятидневка, так и сменный или гибкий графики.

Является ли выходным методический день?

Нет, поскольку такие дни предоставляются с определенной «рабочей» целью. Даже если педагог в этот день находиться вне организации, выходным днем со всеми вытекающими последствиями он считаться не может, а также не подлежит двойной оплате, если работодатель вызовет сотрудника в этот день на работу.

Если же методический день локальными актами учреждения не установлен, но согласно графикам и расписаниям у педагога оказывается свободным целый день, он может быть привлечен к учебно-воспитательной, методической или организационной работе в пределах нормируемой части рабочего времени.

Какие документы регламентируют процесс организации режима дня и отдыха?

К таковым относятся:

  • график предоставления дополнительных дней отдыха;
  • заявление об установлении (отмене) неполного рабочего времени;
  • график отпусков;
  • заявление о предоставлении отпуска;
  • приказ (распоряжения) о предоставлении отпуска работнику (работникам) ;
  • записка-расчет о предоставлении отпуска работнику;
  • табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда;
  • приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку.

А как на практике?

На практике порядок выполнения должностных обязанностей за рамками нормы учебной нагрузки, то есть ненормированной части работы, не всегда четко прописывается в локальных актах, графиках или планах. Поэтому часто между работниками и работодателем возникают споры по поводу оплаты отработанного времени: работники считают, что трудятся больше, чем им положено.

Сегодня законодательно регулируются только случаи переработки либо недоработки нормируемой части работы. Например, за педагогическую или учебную работу, выполняемую педагогом с его письменного согласия сверх либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы, оплата производится пропорционально фактически определенному объему педагогической или учебной работы (п. 4 приложения 1 к Приказу № 1601).

Таким образом, пока не внесены изменения либо дополнения в нормативные акты, регламентирующие учет рабочего времени педагогов в части ненормируемой педагогической работы, вопросы будут возникать. Работодателю необходимо минимизировать такие переработки, учитывая рабочее время, распределяя нормируемую часть так, чтобы у работников в каникулярное время были свободные дни.

Продолжительность рабочего времени для педагогических работников

Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников:

  • регламентируется Приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. № 1601 “О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре”.

В соответствии с Приложением 1 к этому Приказом Министерства образования и науки РФ продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается:

  • исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.

Примечание. Указом Президента РФ от 15 мая 2018 г. № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство образования и науки РФ преобразовано в Министерство просвещения РФ и Министерство науки и высшего образования РФ.

Продолжительность рабочего времени или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы зависит:

  • от должности и (или)
  • специальности педагогического работника образовательного учреждения.
Читайте также:
Гибкое рабочее время, гибкий график работы по ТК РФ - как оформляется
Продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю устанавливается:
  • педагогическим работникам образовательных учреждений, отнесенным к профессорско-преподавательскому составу;

Подраздел 1 раздела 1 номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678

старшим воспитателям образовательных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования и дополнительным общеобразовательным программам, и домов ребенка, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;

мастерам производственного обучения;

инструкторам по труду;

методистам и старшим методистам образовательных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность;

тьюторам образовательных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением образовательных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;

руководителям физического воспитания образовательных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;

преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности;

инструкторам-методистам, старшим инструкторам-методистам образовательных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность.

Продолжительность рабочего времени 30 часов в неделю устанавливается:
  • старшим воспитателям (за исключением старших воспитателей, указанных выше) образовательных учреждений.
Норма часов педагогической работы 20 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

учителям-логопедам образовательных учреждений.

Норма часов педагогической работы 24 часа в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

музыкальным руководителям и

концертмейстерам образовательных учреждений.

Норма часов педагогической работы 25 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:
  • воспитателям образовательных учреждений, непосредственно осуществляющим обучение, воспитание, присмотр и уход за обучающимися (воспитанниками) с ограниченными возможностями здоровья.
Норма часов педагогической работы 30 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

инструкторам по физической культуре образовательных учреждений;

воспитателям образовательных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, в которых созданы условия для проживания воспитанников в интернате, а также для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня;

воспитателям образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

воспитателям образовательных учреждений (групп), в том числе санаторных, для обучающихся (воспитанников) с туберкулезной интоксикацией;

воспитателям медицинских организаций, организаций социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности, (за исключением воспитателей, предусмотренных в пунктах 2.5 и 2.7 Приложения 1 к Приказу Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. № 1601).

Норма часов педагогической работы 36 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

воспитателям образовательных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по:

дополнительным общеобразовательным программам,

а также осуществляющих присмотр и уход за детьми (за исключением воспитателей, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы предусмотрены пунктами 2.5 и 2.6 Приложения1 к Приказу Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. № 1601).

За норму часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, перечисленных ниже (с нормой часов 18 часов в неделю и 720 часов в год), принимается:

  • норма часов учебной (преподавательской) работы, являющаяся нормируемой частью их педагогической работы (норма часов учебной (преподавательской) работы).
Норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

учителям образовательных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным);

преподавателям образовательных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств, физической культуры и спорта;

педагогам дополнительного образования и старшим педагогам дополнительного образования;

тренерам-преподавателям и старшим тренерам-преподавателям образовательных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области физической культуры и спорта;

логопедам медицинских организаций и организаций социального обслуживания;

учителям иностранного языка дошкольных образовательных организаций;

преподавателям образовательных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей указанных образовательных учреждений, применяющих норму часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы).

Норма часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы устанавливается:

преподавателям образовательных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования,

Читайте также:
Профессиональные компетенции: что это

в том числе интегрированным образовательным программам в области искусств (за исключением преподавателей, образовательных учреждений, применяющих норму часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы), и

по основным программам профессионального обучения.

Примечания к Приложению № 1 «Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников»

Данные примечания внесены Приказом Минобрнауки России от 29 июня 2016 г. № 755.

Примечание 1. В зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включается:

учебная (преподавательская) и воспитательная работа,

в том числе практическая подготовка обучающихся,

индивидуальная работа с обучающимися,

научная, творческая и исследовательская работа,

а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом:

методическая, подготовительная, организационная, диагностическая,

работа по ведению мониторинга,

работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

Примечание 2. Нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, предусмотренные пунктами 2.3 – 2.7 Приложения 1, устанавливаются:

в астрономических часах;

нормы часов учебной (преподавательской) работы, предусмотренные пунктом 2.8 Приложения 1, устанавливаются в астрономических часах, включая короткие перерывы (перемены), динамическую паузу.

Примечание 3. Нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, предусмотренные пунктами 2.5 – 2.7 Приложения 1, и нормы часов учебной (преподавательской) работы, предусмотренные пунктом 2.8 Приложения 1:
  • являются расчетными величинами для исчисления педагогическим работникам заработной платы за месяц с учетом установленного образовательным учреждением, осуществляющим образовательную деятельность, объема педагогической работы или учебной (преподавательской) работы в неделю (в год).
Примечание 4. За педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическим работником:

с его письменного согласия сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы

оплата производится из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему педагогической работы или учебной (преподавательской) работы,

за исключением случаев выплаты ставок заработной платы в полном размере, гарантируемых согласно пункту 2.2 Приложения 2 к Приказу Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. № 1601 учителям, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов учебной (преподавательской) работы, установленной за ставку заработной платы в неделю.

Особенности труда педагогических работников

Татьяна Лукьянчикова

На в­опросы, связанные с продолжительностью рабочего времени педагогических работников в учреждениях образования, ответит Татьяна Анатольевна Лукьянчикова.

С учителем был заключен контракт на 2 года. В контракте предусмотрено выполнение педнагрузки за ставку, т.е. 20 часов в неделю.

С нового учебного года педнагрузка учителя увеличилась и составляет 26 часов в неделю. Как оформить изменение педнагрузки?

В случае согласия работника с предложением нанимателя об изменении условий трудового договора (контракта), в том числе изменении установленного контрактом объема педагогической нагрузки, наниматель оформляет дополнительное соглашение к трудовому договору (контракту).

По аналогии с трудовым договором (контрактом) дополнительное соглашение составляется в письменной форме в двух экземплярах, которые подписываются нанимателем и работником .

При этом наниматель обязан оформлять изменение условий трудового договора (контракта) приказом (распоряжением) .

Необходимо пояснить, что сведения об объеме педагогической нагрузки, установленной учителю, не относятся к обязательным сведениям и условиям, которые должен содержать заключенный с ним трудовой договор (контракт) .

Поскольку объем педагогической нагрузки учителей может меняться с началом, а также в течение учебного года, то на практике количество часов педагогической нагрузки обычно устанавливается приказом (распоряжением) руководителя учреждения образования.

Руководитель учреждения образования распределяет педагогическую нагрузку между работниками, осуществляет учет, контроль и несет ответственность за выполнение ее каждым педагогическим работником в полном объеме .

Продолжительность рабочего времени, устанавливаемого нанимателем для работающих по совместительству, согласно статье 345 ТК не может превышать половины нормальной продолжительности рабочего времени, установленной статьями 111 — 114 ТК. Какое количество часов педнагрузки может устанавливаться работнику, выполняющему педработу по совместительству. Исходя из установленной нормы часов за ставку либо из установленной сокращенной продолжительности рабочего времени педработников?

Читайте также:
Профессия геодезист – что это такое, зарплата, где учиться

Для отдельных категорий работников (в том числе учителей) сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом .

Отдельным категориям педагогических работников (к ним относятся учителя, преподаватели учреждений профессионально-технического, среднего специального образования, педагоги дополнительного образования, музыкальные руководители учреждений дошкольного образования и др.) установлены нормы часов педагогической нагрузки за ставку .

Для данных категорий работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, которая не должна превышать 36 часов в неделю .

Продолжительность ежедневной работы данных категорий работников определяется правилами внутреннего трудового распорядка с соблюдением установленной нормы продолжительности рабочей недели .

Поскольку ставки указанных категорий педагогических работников исчисляются с учетом установленной нормы часов педагогической нагрузки, то при работе по совместительству количество часов педагогической нагрузки не должно превышать половины установленной нормы.

Например, для учителя норма часов педагогической нагрузки за ставку составляет 20 часов, соответственно, педагогическая нагрузка учителя при работе по совместительству не должна превышать 10 часов.

При этом необходимо учитывать, что продолжительность рабочего времени, устанавливаемая нанимателем для указанных категорий работников, работающих по совместительству, не может превышать половины продолжительности рабочего времени, определенной правилами внутреннего трудового распорядка для данных категорий работников .

Записи о выплате премий и (или) вознаграждений, предусмотренных локальными нормативными правовыми актами (ЛНПА), в трудовые книжки не вносятся .

Вносится ли в трудовую книжку работника, награжденного Почетной грамотой Минобразования, запись о выплате разовой денежной премии за счет средств учреждения образования, которое ходатайствует о награждении ?

Сведения о награждении работника Почетной грамотой Минобразования вносятся в раздел «Сведения о награждениях и поощрениях» трудовой книжки .

Поскольку разовая денежная премия работникам, награжденным Почетной грамотой Минобразования, выплачивается за счет средств организаций, которые ходатайствовали о награждении, то условия выплаты и размер данной премии должны быть предусмотрены положениями о премировании, утвержденными руководителями организаций .

В данном случае запись о выплате премии в трудовую книжку не вносится .

Согласно статье 347 ТК трудовой отпуск работающим по совместительству предоставляется одновременно с трудовым отпуском по основной работе, при этом часть трудового отпуска по совместительству, превышающая трудовой отпуск по основной работе, по соглашению между работником и нанимателем может быть заменена денежной компенсацией.

Просим разъяснить, как данная норма применяется в случае выполнения работником учреждения образования преподавательской работы на условиях внутреннего совместительства, если продолжительность основного отпуска преподавателя составляет 56 календарных дней, а работника — 24. Может ли наниматель отказать в выплате компенсации в этом случае?

В данном случае замена части трудового отпуска по совместительству, превышающей трудовой отпуск по основной работе, денежной компенсацией возможна только при достижении соглашения между работником и нанимателем .

В ином случае работник по основному месту работы выходит на работу до истечения трудового отпуска по совместительству.

Преподавателю ССУЗа, инвалиду II группы, в соответствии с заключением медико-реабилитационной экспертной комиссии (МРЭК) и согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида установлена педагогическая нагрузка не более 620 часов в год. В каком размере производится оплата его труда (исходя из 620 часов либо, учитывая нормы ч. 4 ст. 287 ТК, исходя из полной ставки 800 часов)?

Инвалидам I и II группы устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю , при этом продолжительность их ежедневной работы не может превышать 7 часов .

Педагогическим работникам также устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, которая для преподавателей учреждений среднего специального образования не должна превышать 36 часов в неделю, при этом их норма часов педагогической нагрузки за ставку составляет 800 часов в год .

Законодательством не предусмотрена возможность одновременного применения установленных гарантий. Соответственно, при наличии у работника права на сокращенную продолжительность рабочего времени по различным основаниям ее установление возможно лишь по более льготному из оснований.

Наниматель обязан устанавливать неполный рабочий день или неполную рабочую неделю инвалидам в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов .

Оплата труда работников с неполным рабочим временем производится пропорционально отработанному времени (при повременной форме оплаты труда) .

Читайте также:
Профессиональные компетенции: что это

Соответственно, оплата труда преподавателя учреждения среднего специального образования, являющегося инвалидом II группы, производится за фактически отработанное время в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, установленной заключением медико-реабилитационной экспертной комиссии.

Норма ч. 4 ст. 287 ТК в отношении педагогических работников — инвалидов I и II группы не применяется.

В соответствии с указанной нормой оплата труда инвалидов I и II группы производится в таком же размере, как оплата труда работников соответствующих профессий и должностей при полной норме продолжительности рабочего времени – 40 часов в неделю , а как указано выше, педагогическим работникам установлена сокращенная продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю.

Статья 333 ТК РФ. Продолжительность рабочего времени педагогических работников

Статья 333 ТК посвящена длительности рабочего времени педагогов. Она устанавливает ограничения по максимальной нагрузке для этой категории сотрудников.

Содержание ст. 333 ТК

В её начале указано, что для педагогов устанавливается сокращённая длительность рабочего времени не больше 36 часов в неделю.

Подчёркнуто, что параметры определения педагогической нагрузки могут меняться в зависимости от:

  • конкретной позиции педагога;
  • его специальности;
  • специфики выполняемой им работы.

К этим параметрам относятся:

  • длительности времени труда (нормы рабочих часов за установленную ставку зарплаты);
  • принципы определения педагогической нагрузки;
  • допустимые причины её корректировки;
  • ситуации установления максимальной длительности нагрузки.

Ответственными за эти изменения являются:

  • госструктура, занимающаяся реализацией госполитики и регулированием сферы высшего образования – в отношении профессорско-преподавательского состава;
  • госструктура, занимающаяся реализацией госполитики и регулированием сферы общего образования – в отношении других педагогов.

Рассмотренная статья закрепляет максимально допустимое значение учебной нагрузки педагогов. Частично она носит отсылочный характер, поскольку допустимая нагрузка педагогов, а также принципы её определения описываются в специальных документах профильных ведомств.

Основные вопросы по ст. 333 ТК

Какой документ используется для расчёта педагогической нагрузки?

Рассматриваемая статья подразумевает Приказ Минобрнауки № 1601 от 22.12.14.

В Приложении № 1 к этому документу описываются общие принципы расчёта длительности учебной нагрузки для педагогов. Так, в нём рассмотрены следующие моменты:

  • основные группы педагогов, для которых устанавливается допустимая учебная нагрузка;
  • нормы нагрузки для разных групп педагогов;
  • максимально допустимая учебная нагрузка не только за месяц, но и за год;
  • порядок оплаты сверхурочной учебной нагрузки;
  • разъяснения по практическим нюансам расчёта допустимой нагрузки и т.д.

Приложение № 2 к упомянутому приказу посвящено порядку определения учебной нагрузки, указанной в трудовом договоре. В нём рассмотрены следующие моменты:

  • промежутки времени, включаемые в учебную нагрузку;
  • сроки её расчёта;
  • варианты изменения длительности нагрузки для разных групп педагогов;
  • необходимые условия для изменения учебной нагрузки;
  • принципы формирования локальных актов, посвящённых учебной нагрузке преподавателей.

Также это приложение содержит отдельные пункты, в которых более подробно разъясняются моменты определения допустимой учебной нагрузки для разных категорий педагогов.

Следует отметить, что ключевые принципы определения учебной нагрузки педагогов затронуты и в ФЗ «Об образовании» № 273 от 29.12.12. В ч. 6 ст. 47 этого ФЗ указаны компоненты, которые нужно включать в общее время нагрузки.

Отдельно следует отметить, что на упомянутый Приказ не распространяется требование об отмене действия с начала 2022 года, предусмотренное для отдельных нормативных актов ФЗ № 247 от 31.07.20.

Чем обусловлено появление ограничений по максимальной учебной нагрузке?

Это обусловлено повышенными психологическими и эмоциональными нагрузками на педагога. Следует отметить, что эта нагрузка возникает не только из-за преподавания, но и других обязанностей педагогов, предусмотренных ФЗ № 273 от 29.12.12. Например, к ним относятся:

  • воспитательная работа;
  • индивидуальные занятия, проводимые с отдельными учащимися;
  • научно-исследовательская деятельность и т.д.

К этому нужно добавить и специфику нагрузки некоторых педагогов, объясняющуюся работой с отдельными группами учащихся или преподаванием в профильных учебных учреждениях.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: