Профессиональная этика — что это, понятие, принципы и функции

Тема 1 . Профессиональная этика: понятие и сущность

Лекция по 1 теме ПЦЭБ

Скачать:

Вложение Размер
tema1.docx 31.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема 1 . Профессиональная этика: понятие и сущность

2.1. Этика и мораль

Этика (от греч. e–thika , e–thos – нрав, обычай) – учение о нравственности (морали), о ее происхождении и развитии, ее принципах и нормах, роли этих принципов и норм в общественной и личной жизни человека. Термин «этика» введен Аристотелем (384–322 г. до н.э.) для обозначения практической философии, которая призвана дать ответ на вопрос, что следует делать, чтобы совершать правильные нравственные поступки. Важнейшими категориями этики являются «добро», «зло», «благо», «ответственность», «долг», «совесть».

Термин «этика» обозначает совокупность принципов и норм поведения, характерных для данного общества или для данной социальной группы (класса, профессии и т.д.). В этом смысле этика по своему содержанию совпадает с нравственностью. Мораль или нравственность всегда выражает в своих нормах интересы общества или определенной социальной группы, их требования к поведению, поступкам людей, формируя таким образом нормы поведения.

Теория нравственности и является обычно составной частью той или иной философской или теологической системы. Мораль (от фр. morale ) представляет собой систему этических

ценностей, которые признаются человеком. Мораль является важнейшим способом нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в различных сферах общественной жизни. Этика как наука обобщает, систематизирует и определяет нравственные принципы и нормы, обосновывает положения о моральных отношениях, моральном сознании, моральной ответственности, нравственной культуре поведения людей и их взаимоотношениях. Этика по своей природе нормативна, так как ее целью является руководство по формированию морального выбора. Этика также способствует формированию конкретного морального мнения в отдельных конкретных ситуациях.

Профессия (от лат. professio – объявляю своим делом) – род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.

Профессия с социологической точки зрения представляет со- бой организационную группу, которая:

• постоянно взаимодействует с обществом, образующим ее форму;

•представляет социальные функции посредством системы формальных и неформальных отношений;

• создает собственную субкультуру, требующую регулирования, как предпосылку для успеха в карьере.

Не все профессии имеют одинаково нравственное значение. Некоторые из них нуждаются в особых, тщательно детализированных нормах, обеспечивающих нравственное поведение в профессиональной сфере. Это те профессии, которые непосредственно затрагивают интересы людей, их здоровье и духовное развитие, которые особенно важны для общества и требуют в силу этого повышенной ответственности.

Наряду с существованием морали всего общества существуют нормы поведения для определенных видов профессий, которые принято называть профессиональной этикой.

Профессиональная этика – это совокупность моральных правил, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Профессиональная мораль объединяет людей по принадлежности к той или иной профессии, связанной с ограничением свободы в поведении окружающих. Требования профессиональной морали прямо не относятся к людям других профессий, но должны быть им известны, поскольку предполагают с их стороны особое от- ношение к представителям подобных профессиональных сословий. Профессиональная этика также связана с моральным поведением, но охватывает более узкий круг вопросов, рассматривая этичные характеристики каждой профессии. Профессия выступает в качестве так называемого фильтра, пропускающего только то, что соответствует требованиям нормативов.

Профессиональная этика призвана регулировать нравственные отношения людей в трудовой сфере. Общество может нормально существовать и развиваться, если в нем помимо юридических за-

конов есть и моральные принципы, на основе которых строится та или иная профессиональная деятельность.

Профессиональная этика реализуется через систему кодексов поведения, предписывающих определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных

кодексов. Кодексы поведения обеспечивают добросовестное выполнение профессиональной деятельности той или иной профессиональной группой. Профессиональная этика играет двойственную роль.

С философской точки зрения профессиональная этика базируется на общечеловеческих морально-этических принципах поведения, т.е. включает вопросы морали (что является правильным, а что – неправильным). С социальной точки зрения профессиональная этика связана с вопросами профессиональной саморегуляции и контроля, т.е. призвана управлять поведением представителей той или иной

Каждый человек живет и работает в условиях определенного общества, прежде всего общества профессионального. Это общество формирует его, исходя из общечеловеческих принципов и путем обобщения обычаев, сложившихся в жизни профессионального сообщества. Такая этика закрепляется в специальном профессиональном кодексе.

Кодекс профессиональной этики – это:

• кодифицированный нормативный акт, принятый представителями определенной профессии, который в систематизированном виде содержит обязательные для исполнения нравственно-этические предписания, регламентирующие этическое поведение;

• свод фундаментальных моральных принципов;

• руководство для членов профессиональной группы, представляющих свою профессиональную роль.

Кодексы профессиональной этики не являются правовыми актами.

Кодексы профессиональной этики содержат нравственно-этические нормы, которые регулируют ту или иную профессиональную деятельность.

Содержание норм предопределяется действующим национальным законодательством, нравственными принципами, господствующими в обществе, профессиональными традициями, международно-правовыми актами. Предписания кодексов профессиональной этики дополняют положения законодательных актов, регламентирующих деятельность представителей наиболее важных и общественно значимых профессий (аудиторов, бухгалтеров, врачей, журналистов, адвокатов, юристов и т.д.).

Значение этических кодексов:

• обеспечивают нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, которые обусловлены профессиональной деятельностью;

• определяют тип поведения, которое общество вправе ожидать от профессионалов, что позволяет укрепить уверенность общественности в качестве оказываемых профессиональных услуг;

• содержат четкие ответы на наиболее частые вопросы в профессиональной деятельности, сложные с нравственно-этической точки зрения.

2.3. Профессиональные навыки и способности бухгалтера

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «Цель профессионального образования – заложить основу совокупности профессиональных знаний, профессиональных навыков, профессиональных ценностей и этики, необходимых для подготовки компетентного профессионального бухгалтера, который может вносить позитивный вклад в профессию и развитие общества на протяжении всей профессиональной карьеры».

Профессиональные знания – это совокупность сведений, составляющих содержание бухгалтерского учета и взаимосвязанных с ним дисциплин, которые составляют основу знаний профессионального бухгалтера.

Профессиональные навыки – это различные виды умений, которыми должен владеть профессиональный бухгалтер с тем, чтобы уместно и эффективно применять в своей деятельности профессиональные знания, профессиональные ценности и этику.

Навыки профессионального бухгалтера чрезвычайно широки: интеллектуальные, специальные и функциональные; личностные; межличностные и коммуникативные; организационные и управленческие.

Интеллектуальные навыки позволяют решать проблемы, принимать решения и использовать правильную оценку в сложных организационных ситуациях. К ним можно отнести:

  • владение базовыми теоретическими знаниями и практическими профессиональными навыками в области финансового, управленческого, налогового учета и формирование соответствующих видов отчетности;
  • способность комплексно анализировать результаты финансово-хозяйственной деятельности организаций, выделять проблемы и оценивать, в каком порядке их нужно решать;
  • способность проводить аудит финансовой отчетности;
  • достаточное владение знаниями в области международных стандартов финансовой отчетности и способность применять их на практике;
  • умение находить необходимую информацию в различных дисциплинах для решения многосторонних или сложных проблем: оценивать возможность альтернативных решений и понимать роль профессионального суждения в их принятии;
  • обоснование роли профессиональных ценностей и этики в развитии цивилизации, условиях реформирования бухгалтерского учета в России и связанных с этим современных социальных и этнических проблем.

Специальные и функциональные навыки включают в себя общие и специальные бухгалтерские навыки:

  • выявлять, оценивать и представлять информацию об экономических и финансовых событиях, являющихся предметом бухгалтерского учета;
  • понимать, применять и критически оценивать действующие положения, связанные с регистрацией, оценкой и учетом всех видов активов, долгосрочных и краткосрочных обязательств, различных компонентов капитала, доходов и расходов организаций, определением финансовых результатов их деятельности;
  • регистрировать, обрабатывать, резюмировать данные бухгалтерского учета;
  • составлять финансовую (в том числе консолидированную) отчетность организаций;
  • выбирать оптимальную для конкретных предприятий и организаций модель управленческого учета;
  • иллюстрировать и оценивать методы калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг);
  • представлять финансовые интересы организаций в отношениях с кредиторами, инвесторами, налоговыми и другими органами в судах;
  • критически анализировать, каким образом организационные аспекты, рыночные факторы и ряд других социальных, технологических, правовых, этических, экономических, нормативных и политических факторов влияют на выбор и применение методов бухгалтерского учета;
  • анализировать проблемные ситуации и определять надлежащую базу для оценок в целях формирования проблем и нахождения решений;
  • представлять полученные результаты с использованием навыков устного и письменного изложения информации.

Личные навыки связаны с отношением и поведением бухгалтера. Развитие этих навыков становится возможным при самостоятельном обучении и личном усовершенствовании.

Работа бухгалтера по оценкам разных специальных исследований относится к наиболее стрессовым. Это связано со специфическими направлениями профессии:

  1. огромны потоки информации – огромное количество документов, регламентирующих работу и порой противоречащих друг другу, поправки к поправкам, комментарии, разъяснения;
  2. жесткие сроки – очень серьезный фактор стресса;
  3. требовательность , приводящая к конфликтам;
  4. огромная ответственность ;
  5. постоянные стрессы.

В этих условиях бухгалтер должен выбрать единственно правильный ответ своей конкретной задачи и нести ответственность – профессиональную, моральную, а порой и материальную.

Чтобы не допустить такой ситуации, необходимо знать личные навыки, которыми нужно владеть наряду с профессиональными знаниями. Среди них:

  • самообладание;
  • инициативность, авторитетность, способность к самообучению;
  • способность выбирать приоритеты в ограниченных условиях и организовывать работу в жестких условиях;
  • способность прогнозировать и адаптироваться к изменениям;
  • способность учитывать профессиональные ценности и этику при принятии решений;
  • профессиональный скептицизм.

Межличностные и коммуникативные навыки помогают работе профессионального бухгалтера во взаимоотношениях с другими людьми для достижения общей цели, стоящей перед организацией, в получении и передаче информации, в выборе аргументированных методов и принятии эффективных решений. Наличие этих навыков предопределяет способность:

  • работать с другими людьми в условиях взаимных консультаций, находить компромиссы и улаживать конфликты;
  • демонстрировать способность работать в профессиональных и этических рамках бухгалтерской профессии, а также развивать навыки общения путем совместной работы в коллективе;
  • понимать, каким образом бухгалтерский учет вписывается в структуру организации и каким образом он соотносится с внешней средой;
  • находить приемлемые пути решения проблем и владеть умением прийти к соглашению в профессиональных ситуациях;
  • эффективно работать с представителями разных культур;
  • эффективно представлять, обсуждать, сообщать и защищать взгляды в официальном, неофициальном, письменном и устном общении;
  • эффективно слушать, читать.

Организационные и управленческие навыки включают:

  • стратегическое планирование, управление проектами, управление ресурсами;
  • способность организовать и поручать выполнение задач другим, мотивировать и развивать людей;
  • лидерство;
  • практические навыки распределения функций по учету внеоборотных активов, производственных запасов, затрат на производство готовой продукции и товаров, денежных средств, расчетов, капитала, финансовых результатов;
  • методы и способы организации подготовки финансовой, налоговой, управленческой и иных видов отчетности, необходимых для удовлетворения потребностей внутренних и внешних ее пользователей;
  • технологии организации финансового, управленческого и налогового учета;
  • навыки анализа проблемных ситуаций в области организации учетных процессов и формирования адекватной информационной базы для их решения, определения методов и способов их разрешения;
  • владение приемами разработки оптимальной для хозяйствующего субъекта учетной политики;
  • профессиональная оценка.

Навыки являются частью комплекса способностей, которые необходимы бухгалтеру для подтверждения своей компетентности (рис. 2.2.)

Способности – это свойства человека, позволяющие ему компетентно выполнять свои функции.

Способности являются надежным свидетельством того, что человек может компетентно выполнять должностные обязанности. Наличие способностей указывает на то, что специалист способен компетентно работать на рабочем месте.

Компетентность – это возможность выполнять профессиональную роль по определенному стандарту с учетом реальной рабочей обстановки.

Компетентность предполагает действия, которые выполняет человек для определения того, действительно ли он может работать по указанным стандартам. Когда человек благодаря способностям выполняет задачи по указанным стандартам, компетентность считается достигнутой (т.е. человек становится компетентным).

Характеристика понятий «способности» и «компетентность» и их виды представлены в табл. 1.

Характеристика и виды профессиональных способностей и компетентности

Профессиональная этика – определение, особенности, задачи и функции

Общая характеристика

Этика учитывает особенности специальности трудящегося и конкретного случая. Это важная составляющая и сущность подготовки каждого сотрудника. Существуют различные виды трактовок.

Понятия и терминология

Этика представляет собой современные нормы поведения, регулирующие сотрудничество в рабочем процессе. Понятие определяет отношение к прямым обязанностям и создает в умах человека понимание исполнения профессионального долга.

Род занятий, специальность представляет определенный вид, класс, категорию трудовой деятельности, требующий знаний и навыков, полученных в результате обучения и продолжительной практики. Профессиональная этика (ПЭ) обозначает систему моральных норм, позволяет обусловить исследования, касающиеся проблем профдеятельности.

Совокупность принципов ПЭ:

  • Общие. Основаны на общечеловеческих качествах, предусматривают солидарность профессии, особое понимание чести, долга, ответственность по роду деятельности.
  • Частные и прикладные. Создаются из конкретных условий, содержания и специфики работы, выражаются в моральных кодексах — запросах по качеству оказываемых услуг к специалистам.

Выделяются традиционные и основные виды профессиональной этики. Типу соответствует род деятельности и занятий.

Разновидности ПЭ:

  • Педагогическая.
  • Области здравоохранения, фармацевтики.
  • Юридическо-правовая.
  • Научно-исследовательская
  • Инженерная.
  • Специалиста СМИ, журналиста.
  • Биоэтика.

Квалификация, мастерство и отношение к труду являются немаловажными качественными особенностями морального характера личности. На разных стадиях исторического развития их структура и оценка различаются.

Отличие по классовому обществу происходит социальным неравенством типов деятельности, противоположностью умственного и физического восприятия, может проявляться присутствием популярных и привилегированных специальностей.

Отдельным разновидностям профессий общество предъявляет серьезные условия и требования. Существуют сферы, в которых процесс труда основывается на высокой слаженности действий участников.

Большое внимание уделяется моральным требованиям к работникам специальностей, связанных с распоряжением жизнью населения, материальными ценностями, некоторых профессий из сферы услуг, автоперевозки, управления, здравоохранения, фармацевтики и воспитания.

Специальность представляет определенный вид трудовой деятельности, требующий соответствующих знаний, опыта, приобретаемых после учебы и долгой практики.

Главные принципы и факторы

Обобщения понятий складывались в кодексах поведения различных профгрупп, в форме теоретических выводов, что указывало на новый переход к абстрактному сознанию в сфере морализма.

Несмотря на многообразие профессий, имеются нормы, определяющие совместные правила сотрудничества между людьми коллектива, осуществляющими прямые обязанности, и специфичные правила для работников специальностей.

Нормы влияют на развитие сообщества, разделяющего принципы профессиональной этики, единое осмысление работниками понятия долга. Сотрудники обязаны понимать определение и возникновение ответственности, соблюдать качества, без которых их работоспособность и исход деятельности не будет успешным.

Важным является сотрудничество между участниками коллектива или компании в целом.

Факторы, влияющие на этику:

  • Социальные нормы, общечеловеческие параметры.
  • Повторяющиеся рабочие моменты.

Человек должен поступать по отношению к подчиненным также как хотел, чтобы обращались с ним. Распределяя ресурсы между работниками, должен учитываться принцип справедливости и равенства.

Нарушение этики должно исправляться. Сотрудники обязаны с терпением относиться к нормам и требованиям, установленным компанией.

При принятии решения допустимы одинаковое или личное участие в разработке. Каждый работник должен иметь персональный и автономный взгляд и проговаривать свое мнение перед коллективом. Стиль общения с подчиненными нельзя строить на постоянном давлении или в приказном порядке.

Стандарты кодекса

Профессиональные стандарты не оформляются распоряжениями, они создаются при постоянной трудовой деятельности. Конфликтные ситуации, а особенно доходящие до серьезных скандалов нарушают нормы этики компании и коллектива.

Кодекс этики представляет свод норм правильного и рационального поведения, уместного для человека определенной профессии. Перечень требований должен полнее отображать реальность относительно специфики фирмы.

Нужно объективно и спокойно воссоздавать дружественную атмосферу в компании, потому что все сотрудники делают одно дело для достижения положительного результата. Снижение риска должно восстановить позитивные взаимоотношения внутри системы.

Основные функции кодекса этики:

  • Создание перечня этических профессиональных норм.
  • Контроль и поддержка действий каждого сотрудника фирмы.

Применение конкретных требований к работникам, их профповедению по отношению к обслуживающим объектам.

Формирование мер взыскания, касающихся дисциплины при нарушениях этических требований. Критика конкурентов, сплетни внутри фирмы не имеют места в коллективе, соблюдающем этику.

Для морального и карьерного роста работники должны повышать свой уровень профессионализма, мастерства и навыков.

Важным пунктом трудовой деятельности является соблюдение профессиональной тайны и конфиденциальности.

Правила поведения и нормы морали

Профессиональные сообщества образовывают персональные кодексы, учитывающие указания этики и морали. Каждая квалифицированная стезя отличается своими особенностями и индивидуальностью.

Деловое общение и бизнес-система

Рабочая этика должна упорядочить действия сотрудников, учитывая индивидуальные параметры деятельности.

Важно соблюдение этических норм у специалистов, ответственных за жизнь, здоровье, безопасность, права и свободу.

Существуют разные правила, с помощью которых деловая этика контролирует и устанавливает поведение руководящего состава, а также подчиненных, клиентов и партнеров.

Принципы соблюдения норм:

  • Ценность времени. Пунктуальность и соблюдение режима трудовой деятельности. Приходить не позже установленного времени на работу, уходить не раньше.
  • Коммерческая тайна информации, к которой относятся секретные данные, построение бизнес-процессов фирмы, структура компании, рабочая документация, отчетность.
  • Человек современной эпохи заботится не только о своих интересах, получении прибыли и личного превосходства, а также о подчиненных.
  • Важно выслушать точку зрения каждого, недовольства или неудобства ведения трудовой деятельности, ведь это единый процесс для общего достижения цели. Каждый обязан уважать чужое мнение или волеизъявление, не допускать несдержанности, вспыльчивости в отношении коллег.
  • Соблюдение запросов к внешнему облику и презентабельному костюму. Одежда соответствует должностному статусу, не является вызывающей или безвкусной.
  • Грамотность, структурированность, понятность письменной и устной речи очень важна в общении.
  • Бизнес предполагает умение воспринимать мысли коллеги-единомышленника.
  • Личный интерес работника должен быть ниже по статусу, чем производственная нужда. Доход специалиста должен быть достаточным и согласованным. Это исключит попытки дополнительного заработка в этой фирме за счет применения служебных ресурсов в личных интересах.

Нужно предотвратить возникновение спорной, конфликтной ситуации, возникающей часто по причине разногласий во мнениях.

Распределение по специальностям

Любая профессия требует соблюдения особых условий. Особенно это касается общественно значимых специальностей. Существует кодекс этики госслужащих, социального, медицинского персонала, МВД, адвокатов, прокуратуры и других.

Профессия врача требует высококлассного опыта, а также соблюдения этических норм. Врач не должен принести вред пациенту, обязан только вылечить его, избавить от неприятных симптомов или даже спасти жизнь. Также к этике относится соблюдение врачебной тайны, ее неразглашение. Примером является клятва Гиппократа.

Кодекс госслужащих считается основой для формирования морали в области госслужбы, уважительного отношения к своему делу.

Значительный упор на нравственности сформирован в этическом кодексе педагогического специалиста. Выделены основные требования социального характера: любовь к детям, обладание высокими познаниями в области педагогики и предмета в целом. Выбирая наказание или поощрение, специалист руководствуется принципом справедливости.

Основные качества характера педагога:

  • Доброта.
  • Порядочность.
  • Честность.
  • Ответственность.
  • Терпимость.
  • Соблюдение морали.

Это основа для установления качественных взаимоотношений между компаньонами и коллегами. Понятие профессиональной этики взаимосвязано с особенностями специальности.

Этический кодекс адвокатов содержит правила поведения при осуществлении деятельности, привлечение специалиста к ответственности. Сохранение чести, достоинства, исключение действий, подрывающих доверие.

Профессионализм и отношение к трудовой деятельности являются основными качественными параметрами морального облика личности. В распределении общества по классам они обусловливаются социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического потенциала, наличием популярных и менее известных специальностей, зависят от научного самосознания групп, уровня общей культуры и истории.

Функция профессиональной этики не является результатом неравенства разных групп. К отдельным специальностям общество устанавливает повышенные требования. Существуют сферы, в которых трудовой процесс опирается на высокую слаженность действий участников, усугубляя потребность в солидарном поведении. Это специфические особенности и возникшие вопросы профессиональной деятельности.

Уделяется внимание психологическим качествам работников специальностей, связанных с правом распоряжаться жизнью граждан и материальными благами. Коллективная работа подразумевает слаженность действий каждого индивида для конечного положительного результата труда. В крупных компаниях существуют тесты, опросы профориентации.

Внутри каждой группы формируются связи, которые могут регламентировать отношения людей. В зависимости от объекта, орудий труда, применяемых приемов и задач создается необычность ситуаций, трудностей или опасностей, требующих от человека конкретного типа действий, методов, психоэмоциональных реакций.

Профессиональная этика — что это

Понятие профессиональной этики в Российской Федерации является крайне актуальным для представителей многих специальностей — в первую очередь тех, которые могут оказать значительное влияние на жизнь отдельных людей или общества в целом. Поэтому ознакомиться с тем, что это такое — профессиональная этика, как и где она применяется, а также какие функции имеет, будет полезно каждому человеку. Не лишним будет узнать и о принципах профессиональной этики в целом, а также ее спецификации по разным направлениям деятельности.

Профессиональная этика — что это такое, понятие

Под профессиональной этикой обычно подразумевается комплекс морально-нравственных принципов и ориентиров, свойственных определенной группе людей, относящихся к той или иной профессии. В каждом профессиональном обществе рано или поздно устанавливаются определенные этические нормы. По крайней мере в ситуациях, когда деятельность представителей этого профессионального сообщества предполагает серьезное влияние на здоровье, безопасность, жизнь, свободу и материальное положение граждан.

Именно поэтому профессиональная этика в первую очередь характерна для представителей отдельных профессий. Например, чаще всего рассматриваются следующие виды профессиональной этики:

  • Врачебная этика. Так как сотрудники сферы здравоохранения обеспечивают заботу о пациентах и получают доступ к большим объемам информации о больных, то у них сформирована масштабная система профессиональной этики. Более того — жизнь человека и его здоровье часто напрямую зависят от врача, и поэтому он должен соответствовать широкому спектру не только профессиональных, но и моральных критериев.
  • Педагогическая этика. Педагоги также относятся к категории сотрудников, среди которых сформирована профессиональная этика. Ведь они общаются с детьми, несут ответственность за их интеллектуальное, творческое и нравственное развитие, за фактическое становление будущих членов социума.
  • Бизнес-этика. В рамках бизнеса также действуют определенные общие для всех руководителей и предпринимателей глобальные этические принципы. Они касаются как этики взаимоотношений между представителями бизнеса, так и порядка коммуникации и работы с клиентами и государственными органами.
  • Этика юристов. Юриспруденция — это крайне обширная сфера деятельности, поэтому профессиональная этика юристов может распространяться как на всех служащих и работников этой сферы, так и включать в себя отдельные направления профессиональной этики, например — адвокатов, прокуроров, судей.
  • Этика государственных служащих. В отношении большинства государственных служащих также в определенной мере применимы базовые принципы общей профессиональной этики, несмотря на крайне широкий спектр возможных профессий и обязанностей, зависящих от фактических служебных задач.

Таким образом, можно определить базовые критерии сообществ, в которых может возникать профессиональная этика как внутренний, саморегулирующийся институт. Так, профессиональная этика присутствует среди представителей профессий, которые:

  • Связаны с повышенной ответственностью перед обществом или отдельными его представителями. Можно говорить о профессиональной этике только в том случае, когда отсутствие более строгих моральных и нравственных норм и их нарушение специалистами данной профессии могут принести определенный вред людям.
  • Специалисты в рассматриваемой области обладают особой категорией прав или специфическими обязанностями. Профессиональная этика является именно профессиональной в первую очередь потому, что объединяет специалистов в какой-либо конкретной сфере. При этом необходимость установления отдельных моральных и этических норм обуславливается в том числе и особым статусом специалистов.
  • Наличие специфических нормативов правового регулирования деятельности. Практически всегда профессиональная этика устанавливается не только в рамках самого сообщества специалистов, но и предполагает наличие отдельных механизмов правового регулирования деятельности подобных трудящихся и служащих.

Таким образом, можно говорить о существовании профессиональной этики врачей, юристов, адвокатов, дипломатов или даже бухгалтеров. Однако понятия правовой этики сантехников, автомехаников или уборщиков в общепринятом значении не существует как таковой — потому что деятельность этих специалистов не соответствует вышеприведенным критериям.

Как формируется профессиональная этика

Профессиональная этика формируется в первую очередь под воздействием двух факторов. С одной стороны, она возникает с учетом общепринятых морально-этических норм определенного общества и в полной мере соответствует именно им. При этом, характерно, что профессиональная этика в разных странах, или даже в рамках одной страны, но в разных ее субъектах и на разных территориях может достаточно сильно отличаться. И такие отличия вызваны в первую очередь отличиями всеобщих этических норм и принципов.

Кроме влияния самого социума, в котором находится профессиональное сообщество, также особое значение для формирования профессиональной этики имеет и сам характер деятельности рассматриваемых специалистов. Именно важность ведения деятельности в каких-то строгих, определенных моральных и нравственных границах и является основным стимулом для создания профессиональной этики.

Таким образом, она формируется под воздействием как общих принципов общественной морали, так и соответственно ожиданиям общества от представителей определенной профессии и принятыми в среде таких специалистов нормами и правилами. Точно так же, как формирование профессиональной этики обеспечивается как «снаружи» так и «изнутри» профессионального сообщества, так и воздействие самой этики обеспечивает регулирование взаимоотношений как в вопросах взаимодействия самих специалистов с обществом, так и в вопросах их коммуникации и взаимодействия друг с другом.

Функции профессиональной этики — зачем она необходима

Сама по себе профессиональная этика возникла как средство, помогающее определенным специалистам лучше выполнять стоящие перед ними задачи и эффективнее влиять на общество. При этом к основным функциям профессиональной этики, которые актуальны для любого вида специалистов, можно отнести решение следующих задач:

  • Создание единого профессионального сообщества. Одной из задач, которую преследует профессиональная этика, можно назвать создание целостного сообщества специалистов, объединенных не только должностными обязанностями и трудовыми задачами, но и чем-то большим — общими морально-этическими принципами.
  • Упрощение подбора сотрудников и служащих. Профессиональная этика сама по себе формирует определенные дополнительные критерии, которым должен соответствовать каждый участник профессионального сообщества.
  • Определение принципов профессионального долга и ответственности. Именно в рамках профессиональной этики регламентируются конкретные общие положения, связанные с работой и взаимоотношениями с людьми, происходящими в рамках труда или службы специалиста.
  • Формирование механизмов развития профессионального сообщества. Так как профессиональная этика объединяет множество специалистов в единую социальную группу, это обеспечивает дополнительный стимул и инструменты для внедрения различных инноваций и поиска новых решений в рассматриваемой сфере.
  • Обеспечение положительного образа профессии. В большинстве случаев, во многом за счет профессиональной этики создается положительное общественное мнение о тех или иных профессиях, и о специалистах, занятых в рассматриваемых сферах деятельности.

Принципы профессиональной этики — как они выглядят

Во многом принципы профессиональной этики определяются непосредственно спецификой профессии, в отношении которой используются комплекс морально-этических норм. Однако практически для всех видов профессиональной этики все же можно выделить характерные общие черты, актуальные для представителей профессионального сообщества. Так, к базовым и актуальным практически во всех условиях можно отнести следующие принципы профессиональной этики:

Равенство. Все члены профессионального сообщества должны быть в первую очередь равными друг перед другом в вопросах этического взаимодействия, независимо от их статуса.

  • Справедливость и беспристрастность. Оказание услуг и выполнение своих обязанностей не должно вовлекать во внимание статус клиента или иного лица, на которого влияют действия профессионала.
  • Профессиональный долг. Качественное исполнение своего профессионального долга должно быть основной задачей в рамках профессиональной этики для каждого человека, независимо от воздействия иных факторов.
  • Профессиональная ответственность. Каждый член сообщества специалистов должен понимать важность своей работы и особую ответственность, которая налагается на него его статусом.
  • Профессиональная честь. Представитель профессионального сообщества должен осознавать, что его действия влияют не только на отношение людей и общества к нему — но и на отношение ко всему сообществу коллег, и поэтому он должен стремиться поддерживать свой статус и статус своей профессии.
  • Непричинение вреда. Принцип «не навреди» актуален не только для врачей, но и для представителей любых других профессий, имеющих свои этические нормы. При этом, конечно, во многих случаях нельзя обойтись без причинения определенного вреда — но он тогда должен быть целиком оправданным и не иметь возможных альтернатив.
  • Кодексы профессиональной этики — что это такое

    Так как этические и моральные нормы являются в первую очередь эфемерным понятием, в большинстве случаев они не имеют прямого нормативного регулирования. Более того, сами этические нормативы возникают в первую очередь как неформальные принципы поведения специалистов в той или иной сфере. Однако на определенном уровне все же возникает необходимость в установлении хотя бы базовых принципов профессиональной этики. В таком случае отдельные сообщества принимают решение о необходимости принятия кодекса профессиональной этики.

    Подобные документы могут иметь как рекомендательное значение в отношении представителей определенной сферы деятельности, так и ультимативное — особенно в случаях, когда рассматривается вопрос этики лиц, находящихся на государственной службе, либо на государственном обеспечение за счет средств бюджета.

    Обычно, нарушения кодексов профессиональной этики могут не содержать в себе признаков нарушения общих нормативов законодательства, однако могут считаться все равно неприемлемыми как профессиональным обществом, так и людям извне его. Поэтому в случае, если какой-то специалист допустит нарушение нормативов этики, он может быть подвергнут определенным мерам воздействия в ходе заседания комиссии по профессиональной этике.

    В рамках ведения бизнеса и в целом в коммерческой деятельности часто этические нормативы могут иметь вид локальных нормативных документов и актов, требования которых должен соблюдать каждый работник на рабочем месте. В отношении отдельных категорий трудящихся обязанность соблюдения профессиональной этики предусматривается даже за пределами рабочего места и выполнения своего долга — например в формате педагогической этики учитель может быть уволен за совершение аморальных поступков даже вне учебной деятельности.

    Особенности профессиональной этики

    Чтобы регулировать взаимоотношения между людьми в обществе, создана этика – свод моральных и нравственных норм, распространяющихся на действия человека, живущего среди людей. Без нее, человечество потеряет понимание смысла слов «хорошо» и «плохо», применимых к общению, взаимодействию homo sapiens друг с другом. Поскольку каждый человек реализовывает себя не только в повседневном общении, но и выполняя профессиональные обязанности. Из учения о морали, выделяют направление – профессиональная этика.

    Что такое профессиональная этика

    Профессия – это вид деятельности, для реализации которого требуется наличие обязательных знаний и навыков, получаемых как при прохождении специализированного обучения, так и при выполнении рабочих функций.

    Несмотря на разнообразие профессий, существуют этические нормы, устанавливающие общие правила взаимодействия между сотрудниками, выполняющими профессиональные обязанности, и специфические морально-этические нормы для работников конкретных профессий.

    Профессиональная этика – это нравственные нормы, регулирующие взаимодействие людей в рабочем процессе, определяющие их отношение к обязанностям и формирующие представление о профессиональном долге.

    Морально-этические профессиональные нормы влияют на:

    • формирование профессионального сообщества, разделяющего этические принципы;
    • единое понимание работниками понятия «профессиональный долг»;
    • определение понятия «профессиональная ответственность» ;
    • определение обязательных качеств работника, без которых его деятельность не будет успешной;
    • особенности взаимоотношений сотрудников;
    • взаимоотношения между профессионалами и теми людьми, на которых влияют их действия (при выстраивании взаимодействия между врачом и пациентом, учеником и учителем, адвокатом и доверителем);
    • отношение к результатам работы их качеству.

    Профессиональная этика складывается столетиями. На ее формирование влияют:

    • общечеловеческие морально-этические нормы;
    • конкретные рабочие ситуации, постоянно повторяющиеся в деятельности определенной специализации, требующие при принятии решений применения этических норм.

    Принципы профессиональной этики

    Независимо от специфики профессии, этика определяет следующие принципы:

    1. Поступать в отношении подчиненных и коллег так, как сам человек хотел бы, чтобы люди поступали по отношению к нему, или не делать другим того, чего бы не сделал в отношении себя.
    2. Справедливость при распределении ресурсов между работниками.
    3. Нарушение этики должно быть исправлено, вне зависимости от того, кем и когда оно было совершено, не взирая на должностные статусы и положение среди профессионального сообщества.
    4. Поведение сотрудника считается этичным в случае, если оно способствует развитию организации и не нарушает установленных норм.
    5. Сотрудник должен терпимо относиться к нормам и правилам, установленным в организации.
    6. При принятии решений, одинаково возможны и индивидуальное и коллективное участие в их разработке.
    7. Сотрудник должен иметь личную точку зрения, но не приветствуется постоянное стремление настаивать на своем мнении в противовес общепринятым правилам, установленным в сообществе.
    8. Стиль общения с подчиненными не должен строиться на постоянном нажиме на подчиненных, приказном тоне.
    9. Профессиональные этические стандарты не могут быть внедрены приказами, они формируются при постоянной работе и усваиваются, благодаря взаимным усилиям работников.
    10. Конфликты являются почвой для нарушений этических норм, поэтому следует формировать позитивные трудовые взаимоотношения, снижая риск возникновения конфликтных ситуаций.
    11. Сотрудник, соблюдая требованиями этики, обязан способствовать аналогичному поведению со стороны коллег.
    12. Неэтично критиковать конкурентов, как внешних, так и внутренних – конкурирующих подразделений, сотрудников внутри организации.
    13. Принцип «не навреди» определяет запрет на выполнение действий, вредящих другому человеку. Особенно это касается случаев, когда ошибки допускаются из-за равнодушного отношения к своему делу, халатности или нежеланию учиться новому.
    14. Чтобы достигать положительных результатов, сотрудник обязан развиваться, постоянно учиться, приобретать новые знания и навыки.
    15. Требуется сохранять профессиональную тайну, соблюдая принцип конфиденциальности. Каждая профессия в объем таких сведений включает свою специализированную информацию.

    Профессиональный кодекс

    Профессиональные сообщества создают собственные кодексы, учитывающие общие и частные этические нормы. Любой кодекс выполняет несколько функций:

    1. Создание свода этических профессиональных норм.
    2. Регулирование действий любого члена компании.
    3. Определение конкретных требований к сотрудникам.
    4. Формирование правил дисциплинарных взысканий в случае нарушения требований кодекса.
    5. Определение требований к профессиональному поведению работнику в отношении тех, кого обслуживает профессия: к обучающемуся, к пациенту, к клиенту.

    В содержание кодекса может быть включена информация об основных ценностях компании, которые должны разделять все сотрудники.

    Особенности профессиональной этики

    Поскольку каждая профессия имеет особенности, присущие только ей, рабочая этика конкретного сообщества призвана регламентировать действия работников с учетом специфики деятельности.

    Особенное важно наличие этических норм у сотрудников, отвечающих за: жизнь, здоровье, права и свободу клиента. Приведем примеры этических правил для некоторых профессиональных сфер.

    Бизнес-этика

    Существует несколько ключевых правил, с помощью которых бизнес-этика регламентирует поведение руководителя и подчиненного, действия организации и ее сотрудников в отношении клиентов и партнеров:

    1. Ценность времени. Руководитель и рядовой сотрудник обязаны вовремя приходить на работу, рассчитывать время, необходимое для выполнение задач.
    2. Неразглашение коммерческой и важной корпоративной информации, к которой могут быть отнесены: сведения, являющиеся коммерческой тайной, особенности построения бизнес-процессов предприятия, структура предприятия, рабочая документация, финансовые данные.
    3. Деловой человек обязан заботиться не только о собственных интересах, но и о комфортных условиях для работы коллег. Важно уметь выслушивать мнение других членов коллектива, партнеров и клиентов, уважать чужую точку зрения, не допускать неуважительного отношения, эмоциональной несдержанности в отношении сотрудников и партнеров.
    4. Важно соблюдать требования к внешнему виду и деловому костюму. Одежда должна соответствовать должностному статусу, не быть вызывающей или безвкусной.
    5. От любого человека, работающего в бизнесе особенно в статусе руководителя, важно безупречное владение своим родным языком. Письменная и устная речь должна быть грамотной, структурированной и понятной.
    6. В бизнесе необходимо уметь слушать и слышать коллегу, подчиненного или клиента.
    7. Важно выполнять основное правило: личный интерес сотрудника всегда должен быть ниже по уровню важности, чем производственная необходимость. Специалист обязан получать доход, оговоренный с работодателем, не пытаясь зарабатывать в этой же организации за счет использования служебных ресурсов в своих интересах. Важно исключить конфликт интересов сотрудника и предприятия.

    Врачебная этика

    Одна их профессий, требующих от специалистов высокого уровня соответствия требованиям этических норм, это профессия врача. Еще со времен Гиппократа, каждый врач приносит клятву, в соответствии с которой он обязан:

    1. Почитать своего учителя, научившего его азам профессии.
    2. Не наносить больному вред. Создавать режим, который способствует выздоровлению пациента.
    3. Хранить врачебную тайну о состоянии здоровья пациента, его заболеваниях и лечении.
    4. Активно общаться с наставниками, обращаться к ним за консультациями.
    5. В жизни не допускать проявления пороков, жить честно.
    6. Хранить верность клятве.

    Педагогическая этика

    Большой акцент на нравственности сделан в этическом кодексе педагога. Среди основных требований к учителю выделяют следующие:

    1. Учитель должен любить детей.
    2. Педагог обязан обладать высоким уровнем знания предмета, который он преподает.
    3. При выборе наказаний и поощрений он должен быть справедлив.
    4. Чтобы работать с детьми и их родителями, учитель должен обладать целым комплексом личных качеств: доброта, порядочность, ответственность за свои решения и поступки, терпимость к недостаткам других, порядочность и честность.

    Этика – это основа для установления эффективных взаимоотношений между профессионалами. Она позволяет им говорить на одном языке друг с другом, помогает находить решения сложных задач.

    Тема 1. Понятие, нормы и функции этики. Профессиональная этика: сущность, классификация, функции, нормы и принципы.

    1. Этика как наука и явление духовной культуры. Предмет, система, задачи и категории этики. Соотношение понятий “этика”, “мораль”, “нравственность”. Функции морали.

    Термин «этика» происходит от древнегреческого «этос», которое имело несколько значений: привычное место обитания, дом, жилище, звериное логово. Позже оно стало обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, привычку, нрав. В IV в. до н.э. возникло понятие «этический», подразумевающее класс человеческих добродетелей – добродетелей характера (щедрость, мудрость). Науку, призванную изучать эти добродетели, древнегреческий философ Аристотель назвал этикой. С появлением его книг «Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика» исследователи связывают рождение этики как науки. Согласно его учению, этика – наука, которая изучает человеческие характеры, нравы, мотивы поведения людей, человеческие пороки и добродетели. Аристотель был первым, кто создал развернутую концепцию моральных отношений в обществе, систематизировал и осмыслил накопившиеся этические суждения.

    Древнеримский политик и философ Марк Туллий Цицерон вводит термин «moralis» (моральный) для перевода аристотелевского понятия этического с греческого на латинский язык. В IV в. н.э. возник термин «moralitas» (мораль), выступающий прямым аналогом термина «этика». Оба термина входят в новоевропейские языки. В русском языке возникает термин «нравственность». Со временем за этими словами закрепляется разный смысл.

    Этика– область научных знаний, предметом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания.

    Мораль– существующая внутри общества система ценностей, выполняющая функцию регулирования поведения человека.

    Нравственность– сфера духовной жизни человека и общества, включающая в себя различные обычаи, нормы человеческого общежития.

    Так как мораль является неотъемлемой частью этики, выделим ее основные функции:

    1. Регулятивная функция. Регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали. По своему объему и многогранности воздействия на личность мораль шире права. Свои регулятивные возможности она осуществляет при помощи норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм-образцов (этикет).

    2. Ценностно-ориентирующая функция. Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей. Вырабатывает систему предпочтения одних моральных ценностей другим, позволяет выявить наиболее нравственные оценки и линии поведения.

    3. Познавательная (гносеологическая) функция. Предполагает познавание не объективных характеристик, а смысла явлений в результате практического освоения. Благодаря этой функции, этические знания, принципы, нормы, кодексы в конкретных конфликтных ситуациях помогают сформировать модель нравственною поведения.

    4. Воспитательная функция. Приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения.

    5. Оценочная функция. Оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности. Предметом оценки являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества.

    6. Мотивационная функция. Позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации. Чистые и благородные мотивы – важнейший элемент нравственного поведения личности.

    7. Коммуникативная функция. Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей. Обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей, а отсюда – служебное взаимодействие, «чувство локтя», поддержку и взаимовыручку.

    Рассмотрим определение этики.

    Краткий словарь иностранных языков дает следующее определение термина «этика» – 1) наука о сущности, происхождении и развитии морали; 2) совокупность принципов и норм поведения, принятых в определенной общественной среде или профессиональной группе.

    Малый энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза – этика – учение об основных принципах нравственности и о нормах человеческой деятельности с точки зрения понятий о добре и зле.

    Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова – этика – философское учение о нравственности, о правилах поведения человека.

    В словаре русского языка под редакцией С.И. Ожегова – этика – учение о морали, ее развитии, принципах, норах и роли в обществе.

    В отечественных публикациях современного периода преобладающим является определение этикикак науки о сущности, законах возникновения и исторического развития морали, функциях морали, моральных ценностях общественной жизни.

    Таким образом, суммируя вышеназванное, этика– это философская наука, изучающая феномен морали, то, как складывались моральные нормы и законы, какова структура морали, как соотносится мораль с другими формами и видами человеческой деятельности.

    Предметом изучения этикиявляется мораль, история социально-этнических нравов, право, обычаи, традиции в их светском (бытовом, научном) и конфессиональном (религиозном) проявлении, а также сам человек в свете моральных законов и категорий.

    Сложность и многомерность предмета этики обусловливает задачи,стоящие перед ней:

    1) описывать мораль – ее историю, ее современные нормы, принципы и идеалы – то, что принято называть нравственной культурой общества.

    2) объяснять мораль – пытаться дать анализ сущности морали в ее “должном” и “сущем” вариантах.

    3) учить морали, т.е. давать людям необходимые знания о добре и зле, способствуя самосовершенствованию человека и выработке им собственной стратегии “правильной жизни”.

    В системе этики как науки выделяют:

    этическую аксиологию, изучающую проблемы добра и зла;

    деонтологию, исследующую проблемы долга и должного;

    деспрективную этику,изучающую мораль того или иного общества в социологическом и историческом аспектах;

    генеалогию морали;

    – историческую этику,изучающую закономерности развития этических учений;

    – социологию морали;

    – профессиональную этику;

    – биоэтику – представляет собой систематизированное знание о нравственных проблемах телесного, психического и духовного бытия, о жизни и смерти с точки зрения медицины, биологии, экологии;

    – этику ненасилия– базируется на ценностях толерантности, справедливости, любви.

    Основные виды этического знания представлены на рис. 1.

    В этике принято разделять два рода проблем: собственно теоретические проблемы – о природе и сущности морали и нравственные проблемы – о том, как должен поступать человек, какими принципами и нормами обязан руководствоваться.

    Этика, как наука имеет специфические категории. Категории этики– это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали; определенные теоретические конструкции. При всем разнообразии подходов к определению системы этических категорий можно выделить общепризнанные, наиболее важные в теоретическом и практическом отношении категории:

    ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА

    ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ

    Профессиональная этика — это отрасль этического знания, отражающая уровень морального отношения человека к обществу и к себе самому в опредмеченных формах: в содержании, средствах, процессе и последствиях профессиональной деятельности. Профессиональную этику трактуют как:

    • 1) определенную совокупность правил поведения социальнопрофессиональной группы, обеспечивающих морально-этический характер взаимоотношений, которые обусловливаются спецификой профессиональной деятельности;
    • 2) отрасль гуманитарных наук, исследующую специфику проявления моральных норм в различных видах профессиональной деятельности;
    • 3) совокупность уникальных моральных норм, определяющих отношение людей к профессиональному долгу;
    • 4) кодексы поведения, детерминирующие нравственный характер социально-профессиональных взаимоотношений между людьми;
    • 5) прикладную философскую дисциплину, изучающую сущность, происхождение, общественные функции и специфику моральных социально-профессиональных отношений и норм, выявляющую закономерности их развития в различные исторические периоды;
    • 6) самостоятельный раздел этики как науки, изучающий особенности морали, специфику реализации обобщенных принципов нравственности в определенной сфере труда.

    Объект исследования профессиональной этики — специфические морально-профессиональные отношения, а также принципы, нормы и заповеди главенствующей в обществе морали, приспособленные к особенностям конкретной профессиональной деятельности. Целью профессиональной этики является выяснение уровня овладения работниками этическими нормами, правилами, которые становятся их личностными принципами. Задачи профессиональной этики таковы:

    • 1) изучение процесса становления и отражения профессиональных взаимоотношений работников в их этическом сознании и профессиональных нормах;
    • 2) уточнение сущности профессионально-этических качеств и профессионального мастерства специалиста;
    • 3) предоставление рекомендаций профессионалам, должностным лицам, руководителям относительно моральной составляющей в выполнении профессиональных функций;
    • 4) мониторинг осознания общественных задач и целей выбранной профессии, ее значения для общества.

    Профессиональная этика имеет собственное назначение, которое заключается в формировании профессионально-этических правил каждой профессиональной деятельности. Виды человеческой деятельности (научная, педагогическая, художественная и др.) определяют соответствующие виды профессиональной этики, имеющие свои традиции и нормы профессионального поведения, свидетельствующие о преемственности главных профессионально-этических норм, разработанных представителями данной профессии на протяжении многих лет.

    Профессиональная этика как аспект морали базируется на ее общечеловеческих принципах и установках, но позиционирует их с точки зрения профессиональных проблем различных сфер деятельности.

    В структуре профессиональной этики можно выделить следующие составляющие:

    • • отношение людей к своей профессиональной деятельности, а через отношение к профессии и к людям, с которыми соприкасаешься в процессе деятельности (добросовестность, ответственность, профессиональный долг и др.);
    • • мотивы профессиональной деятельности (чувство патриотизма, материальный стимул, построение карьеры, престиж профессии и т.д.);
    • • средства реализации профессиональных целей (обучение, воспитание и др.);
    • • управленческо-производственная регламентация профессиональных обязанностей (организация труда в коллективе, материальное и моральное поощрение добросовестных работников и др.);
    • • оценка результатов профессиональной деятельности (финансовая, нравственная, управленческая и др.);
    • • теоретико-методологическая разработка вопросов профессиональной этики в связи с трансформацией общества и появлением новых профессий.

    Профессиональная этика — это кодексы профессионального поведения людей, которые предписывают определенные нравственные требования. Их цель — достижение максимальных результатов в профессиональной деятельности.

    Родина возникновения первых нравственных требований в профессиональной деятельности — Древний Египет. Однако моральные проблемы данного вида этики интересовали и философов Древней Греции — Платона, Аристотеля и др. Например, именно в этот период возникает и знаменитая Клятва Гиппократа, которая регламентировала с моральной точки зрения вид профессиональной деятельности, имеющей важное значение для всего общества.

    Если говорить о профессиональных кодексах как регламентированном перечне морально допустимого, то они возникают только в Средние века (XI—XII вв.) и формируются в период средневековой цеховой организации труда, которая объединяла людей со сходными социальным статусом и видом профессиональной деятельности. Позже появляется многообразие уставов, которые регламентируют деятельность цехов в городах Западной Европы — распределение заказов, обучение подмастерьев и др.

    Таким образом, регламентация нравственных взаимоотношений людей в рамках определенной профессии довольно рано потребовала оформления соответствующих профессиональных требований. Поэтому можно сказать, что формирование требований профессиональной этики происходит раньше, чем она начинает изучаться теоретически.

    На сегодняшний день существует разветвленная этическая система, регламентирующая процесс трудовой деятельности: служебная этика, этика руководителя, этика служебных отношений, управленческая этика и т.д. В условиях кризисной ситуации общественной морали она в какой-то мере компенсирует ущербную мораль и играет воспитательную роль.

    Развитие современного социума приводит к еще большему разделению труда и появлению новых профессиональных сфер деятельности. Эта тенденция способствует возникновению соответствующих им моральных кодексов трудовых отношений. Кроме того, современные рыночные отношения требуют и профессиональной идеологии, которая бы коррелировала с современной ситуацией. Нравственно-ценностными основаниями ее являются активность, предприимчивость, профессиональная и деловая культура и др. Это дает основание утверждать, что профессиональную мораль необходимо рассматривать в единстве с общественной моралью. В случае возникновения конфликта между профессиональной и общественной моралью предпочтение отдается последней, так как она «старше», основательнее.

    Профессиональная этика, как и любая теория, не может дать однозначного ответа на все вопросы, возникающие в профессиональной ситуации. Ее задача — очертить границы «можно» и «нельзя». Поэтому каждое следующее поколение с учетом новых требований общества должно трансформировать механизм взаимодействия «человек — профессионал — коллектив — общество».

    Профессиональная этика исторически сложилась как результат общественного разделения труда. Она посредник в отношениях личности и общества. В деятельности человек утверждает уровень нравственности в объектированных формах, т.е. предметно закрепляет свое соприсутствие в бытии. Профессиональная этика отражает уровень вторичной социализации личности.

    Профессионализм — это способность человека освоить умения и навыки определенной деятельности и сконструировать на их основе собственные творческие способности. Профессионализмом личность предметно подтверждает признание общества. Профессионализм становится не только объективным основанием для уважения со стороны общества, но и реальным базисом для самоуважения.

    Понятие профессионализма не тождественно понятию «специальность». Мастерское овладение каким-либо ремеслом — основа чувства собственного достоинства и нужности людям, а также основа психической комфортности. В конце концов, это важный фактор ощущения полноты и содержательности жизни.

    Следует, однако, иметь и виду, что профессия не делает человека нравственным. Дело не в профессии, а в моральных качествах человека. Аморальный человек может самую благородную профессию использовать в собственных корыстных целях. Нравственность не формируется профессией и ею не определяется. В профессиональной деятельности и через нее нравственность может лишь проявляться. Существуют профессии, непосредственно и тесно связанные с моральной ответственностью человека — это прежде всего учитель, врач и юрист. В их руках — важнейшие аспекты человеческой жизни, поэтому они имеют гуманистически определенное направление. От совести врача зависит здоровье и жизнь человека; от компетентности и нравственности юриста — доброе имя, гражданский статус, в конце концов, судьба человека; гуманизм и любовь к ребенку в учительской профессии являются решающими факторами становления творческой личности.

    В современную эпоху к ряду профессий, которые непосредственно опираются на моральные факторы, принадлежит также профессия ученого. От уровня гуманистической направленности науки в настоящее время, без преувеличения, зависит существование планетарной жизни в целом.

    Теоретические основы профессиональной этики

    Профессиональной этика: понятие, структура, виды, основные задачи и функции

    Выяснить происхождение профессиональной этики – это проследить взаимосвязь моральных требований с разделением общественного труда и возникновением профессии. На эти вопросы, много лет назад обращали внимание Аристотель, затем Конт, Дюркгейм. Они говорили о взаимосвязи разделения общественного труда с моральными принципами общества. Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в XI-XII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду. Однако ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому, такие профессионально-этические кодексы, как “Клятва Гиппократа”, нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, известны гораздо раньше.

    Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики.

    Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась на основе обобщенной практике поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писаных, так и в неписаных кодексах поведения, так и в форме теоретических выводов. Таким образом, это свидетельствует о переходе от обыденного сознания к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали. Большую роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. Нормы профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано с борьбой мнений. Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания существует и в форме традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.

    Профессиональная этика – это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и ценностей. Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов. Профессиональные этики, как правило, касаются лишь тех видов профессиональной деятельности, в которых наличествует разного рода зависимость людей от действий профессионала, т.е. последствия или процессы этих действий оказывают особое влияние на жизнь и судьбы других людей или человечества. В связи с этим выделяются традиционные виды профессиональной этики, такие, как педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого, и сравнительно новые, появление или актуализация которых связаны с возрастанием роли «человеческого фактора» в данном виде деятельности (инженерная этика) или усилением его влияния в обществе (журналистская этика, биоэтика).

    Профессионализм и отношение к труду являются важными качественными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной оценке пожилого и старческого возраста, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались. В классово-дифференцированном обществе они определяются социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического труда, наличием привилегированных и непривилегированных профессий, зависят от степени классового самосознания профессиональных групп, источников их пополнения, уровня общей культуры индивида и т. д.

    Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Но к некоторым видам профессиональной деятельности общество предъявляет повышенные моральные требования. Есть такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда основывается на высокой согласованности действий его участников, обостряя потребность в солидарном поведении. Уделяется особое внимание моральным качествам работников тех профессий, которые связаны с правом, распоряжаться жизнью людей, значительными материальными ценностями некоторых профессий из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания и т. д. Речь идет не о фактическом уровне моральности, а о долженствовании, которое, оставшись нереализованным, может каким-либо образом воспрепятствовать исполнению профессиональных функций.

    Профессиональные моральные нормы — это руководящие начала, правила, образцы, эталоны, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этико-гуманистических идеалов. Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Активную роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение.

    Профессиональные виды этики — это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе.

    Предметом профессиональной этики выступают:

    • -отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;
    • – нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;
    • -взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии;
    • -цели и методы профессионального обучения и воспитания.

    Особенности профессиональной этики предоставлены ниже на рис. 1.

    Рисунок 1. Базовые особенности трудовой этики

    Общие принципы профессиональной этики, основывающиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают следующее:

    • – высшие моральные ценности, сохраняя свое общечеловеческое значение, обретают в них некоторые особые черты (например, проявления добра и зла в юридической практике, страдания и сострадания в медицине);
    • – внутри конкретной специальности, формируются специфически-профессиональные моральные нормы и ценности, которые характерны только для данного рода деятельности, но в последствии, могут приобретая все более широкий смысл, иногда превращаться в общечеловеческие (например: принцип справедливости из главного принципа юриспруденции вырос до общечеловеческой ценности);
    • – в сфере профессионального общения нарушается равенство сторон, которое не является каким-либо унижением, а предусматривается особыми условиями взаимодействия сторон (например, в отношениях педагог – ученик, врач – пациент, следователь – подозреваемый и др.);
    • – одной из сторон профессиональной этики является ее корпоративность – преданность узким групповым интересам в рамках профессиональных объединений.

    Функции профессиональной этики определяются множеством факторов, основными из которых являются сущность, содержание и направленность профессии:

    Оценочная – дает возможность оценки поведения, действий, намерений, целей, задач, средств и т.д. специалиста с точки зрения соответствия моральным нормам.

    Регулятивная – вытекает из потребности регулировать поведение специалиста в соответствии с сущностью профессии.

    Организационная – служит улучшению организации деятельности сотрудников и партнеров. Управляющая – является средством управления действиями сотрудников и партнеров в ходе решения профессиональных задач.

    Мотивационная – формирует социально и профессионально одобряемые мотивы деятельности.

    Координирующая – обеспечивает сотрудничество всех участников процесса профессиональной деятельности.

    Регламентирующая – направляет и обусловливает выбор целей, методов и средств в профессиональной деятельности.

    Воспроизводственная – позволяет воспроизводить подобные действия в подобных ситуациях.

    Воспитательная – воспитывает не только специалистов, профессионалов, но и клиентов и социальное окружение клиентов.

    Коммуникативная – помогает организовать общение сотрудников друг с другом и с клиентами.

    Оптимизирующая – способствует повышению эффективности профессиональной деятельности, повышению статуса профессии в обществе.

    Стабилизирующая – способствует стабилизации профессиональных отношений на всех уровнях их проявлений.

    Рационализирующая – облегчает специалисту выбор целей, методов и средств, принятие решений.

    Превентивная – предостерегает профессионала от действий, приносящих вред клиенту, организации, обществу.

    Прогностическая – позволяет прогнозировать действия и поведение отдельных сотрудников и их коллективов.

    Разрешения противоречий – способствует разрешению, устранению и сглаживанию противоречий, возникающих в процессе профессиональной деятельности.

    Информационная – приобщает специалистов к системе ценностей их профессии и профессиональной морали.

    Социальная – способствует созданию условий, благоприятных для функционирования специалистов данной сферы в обществе.

    Социализирующая – служит делу приобщения носителей данной профессии к господствующей в обществе системе ценностей и морали.

    Читайте также:
    Продолжительность рабочего дня в разных странах
    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: