Самоменеджмент руководителя – что это такое, что включает в себя

Самоменеджмент руководителя

Самоменеджмент — это саморазвитие менеджера как личности и организация его личной деятельности. Самоменеджмент подразумевает целенаправленное и последовательное использование проверенных методов работы в повседневной практике. Он особенно эффективен в специфических условиях преобладания самоорганизации.

Основные цели самоменеджмента:

  • максимальное использование менеджером времени и своих возможностей;
  • сознательное управление течением жизни;
  • преодоление внешних обстоятельств как на работе, так и в личной жизни.

При ежедневном решении разного рода задач менеджер выполняет различные функции. Этот процесс можно представить как круг самоменеджмента. В нем обозначено пять функций:

  1. постановка целей;
  2. планирование;
  3. определение приоритетов по предстоящим делам;
  4. составление распорядка дня и организация трудового процесса;
  5. самоконтроль и корректировка целей.

I. Первая функция — постановка целей. Каждый управленческий работник должен ставить перед собой цели, что означает взгляд в будущее, ориентацию и концентрацию сил и активности на том, что должно быть достигнуто. Таким образом, цель формулирует конечный результат. Она является «подстрекателем» действий, мотивом, определяющим активность. Если поставлена цель, то возникает такое состояние напряжения, которое действует как движущая сила и исчезает лишь тогда, когда цель достигнута.

При этом следует учитывать, что профессиональные цели менеджера должны отвечать следующим основным требованиям:

  • реальность;
  • гибкость;
  • измеримость, ориентированность во времени;
  • конкретность;
  • совместимость друг с другом;
  • приемлемость для соответствующих субъектов.

Процесс постановки целей состоит из нескольких фаз:

1. Определение желаемых целей и дифференциация их по следующим временным критериям:

  • долгосрочных жизненных целей (личных и профессиональных);
  • среднесрочных целей (на ближайшие 5 лет);
  • краткосрочных целей (на ближайшие 12 месяцев).

При этом, по существу, выделяются профессиональные ориентиры, усиливающие трудовую мотивацию и направляющие профессиональные устремления.

2. Определение личных ресурсов. Для этого целесообразно провести своеобразный SWOT-анализ применительно к одной личности — менеджеру, для чего необходимо:

  • определить свои достоинства;
  • определить свои недостатки. Для этого составить перечень имевших место в прошлом неудач и отметить, в результате каких причин они произошли. Подумать, как избавиться от этих недостатков;
  • указать внешние благоприятные, способствующие карьере факторы;
  • указать внешние неблагоприятные факторы и угрозы;

При этом следует уяснить, с чем необходимо считаться в ближайшие годы, например с ближайшим окружением (с деловыми партнерами, родителями, шефом, друзьями и т. д.), и учитывать это при постановке целей.

3. Проведение анализа «цель — средства», в ходе которого наличные и реально достижимые ресурсы (личные, финансовые, временные) сравниваются с необходимыми для достижения этих целей. Для этого нужно обратиться к составленной «инвентарной описи» целей и выбрать 3-4 важнейшие цели, определить необходимые для их достижения средства и проверить, чего еще нужно достичь или к чему приступить, чтобы достичь целей. Для этого предусмотреть усиление влияния факторов, способствующих достижению целей, и снижение (или устранение) влияния факторов, препятствующих этому.

По профессиональным (карьерным) целям следует указать необходимую для их достижения квалификацию и культурный уровень и поставить реальные практические задачи, например приобретение опыта, которого еще недостает.

4. Формулирование конкретных целей. При этом нужно учитывать, что каждая цель имеет смысл только тогда, когда установлены конкретные сроки ее воплощения и определены желаемые результаты. Далее целесообразно сформулировать их применительно к своим желаниям и перепроверить с точки зрения того, насколько они реалистичны.

Не следует брать на себя слишком много, так как нереальные задачи имеют мало шансов быть выполненными. Чем больше целей мы перед собой ставим, тем больше придется изменять в прежней жизни и в большей мере активизировать свою деятельность.

Необходимо, исходя из долгосрочных глобальных целей, установить также краткосрочные цели.

Рассмотренные цели фиксируются в профессиональном (карьерном) плане, который должен регулярно перепроверяться, актуализироваться и дополняться.

Следует учитывать, что постановка целей — перманентный процесс, поскольку цели, как правило, не задаются раз и навсегда. Они могут изменяться со временем, например, если в процессе контроля за их реализацией выясняется, что прежние представления были неверными или запросы оказались завышенными либо заниженными.

Таким образом, процесс постановки целей охватывает три фазы: нахождение цели: «Что я хотел(а) бы?»; ситуационный анализ: «Что я реально могу?»; формулировка целей: «К реализации чего я конкретно приступаю?»

II. Следующая функция самоменеджмента — планирование личного времени менеджера. При планировании обеспечивается рациональное использование самого ценного достояния — времени: либо имеющееся время употребить для плодотворной деятельности (максимальный критерий), либо достичь поставленных целей с меньшим расходом времени (минимальный критерий).

Планирование означает подготовку к реализации целей и структурирование (упорядочение) времени.

При увеличении затрат времени на планирование сокращается время, необходимое для исполнения, что в конечном счете приводит к экономии времени в целом. Рекомендуется около 1% планового периода (год, месяц, день) расходовать на планирование.

Следует заметить, что на практике преобладает недооценка менеджерами значимости планирования своей деятельности и соответственно недостаточное выделение ими времени на осуществление планирования личного времени.

Можно выделить следующие основные правила планирования рабочего времени менеджера:

  • Охватывать планом лишь 70-80% рабочего времени, оставляя время на решение непредвиденных проблем.
  • Осуществлять реалистичное планирование.
  • Фиксировать в планах преимущественно не действия, а ожидаемые результаты.
  • Отличать важное от срочного и избегать тирании срочных дел.
  • Определять, какую работу выполнить лично, а какую можно поручить другим.
  • В течение всего планового периода пересматривать и корректировать планы с точки зрения полной и своевременной реализации дел.
  • Планировать использование также личного времени.
  • Планировать и использовать эффективно время на поездки и ожидания.
  • Резервировать большие непрерывные периоды времени на решение крупных задач.
  • Стараться планировать альтернативно и искать лучший вариант.
  • При планировании учитывать приоритетность, значимость дел для достижения целей.
  • Предусматривать в планах время на повышение квалификации.
  • Согласовать свои планы с коллегами и подчиненными.
  • В план на определенный период включать в первую очередь невыполненные в предыдущем периоде дела, если нет срочных.
  • При планировании учитывать изменения работоспособности в течение рабочего дня.
  • Отводить для выполнения дел ровно столько времени, сколько требуется.
  • Устанавливать точные сроки выполнения дел.
  • Составлению плана работы на определенный период должен предшествовать анализ выполнения плана за аналогичный предшествующий период.
  • Обеспечивать гибкость планов.
  • Объединять при планировании небольшие однородные дела в рабочие блоки.
  • Предусматривать в планах время на краткосрочные перерывы для отдыха.
  • Все планы составлять в письменной форме и документировать расход времени.
  • Использовать для планирования времени специальный инструментарий.

В рамках общего планирования планирование времени ориентируется на соответствующие долгосрочные (стратегические)цели, которые, в свою очередь, подразделяются на оперативные. При установлении времени для достижения профессиональных целей можно получить представление о наиболее предпочтительном его распределении и целесообразной очередности дел.

Читайте также:
Профессия архитектора — описание, востребованность, зарплата

Планы реальны в том случае, если определяется еще так называемое свободно планируемое время, а также предусматриваются резервы времени для решения дополнительных и непредвиденных задач.

Таким образом, планирование предполагает постепенное разложение общей задачи на частные, чтобы различные действия можно было распределить во времени.

Все планы должны составляться в письменном виде, так как планы, которые держат в голове, легко отвергаются, а письменные планы обеспечивают разгрузку памяти и имеют психологический эффект самомотивации к работе. Деловая активность становится более целенаправленной и ориентированной на строгое следование намеченной программе.

Далее следует реализация менеджером разработанных планов. Рациональная организация труда руководителя в условиях хронического дефицита времени предполагает определение приоритетов в выполнении дел.

В связи с этим следует заметить, что все дела, выполняемые менеджером, могут различаться по следующим признакам:

  • по значимости;
  • по продолжительности выполнения;
  • по количеству участвующих в их выполнении;
  • по затратам нервно-эмоциональной энергии;
  • по характеру и т. д.

III-IV. Важнейшим для менеджера признаком является важность или значимость предстоящих дел, которая значительно варьирует от одного дела к другому.

Зачастую руководители пытаются выполнить сразу слишком большой объем работы либо, наоборот, тратят свое время и силы на отдельные, часто несущественные, но кажущиеся необходимыми дела. В результате этого к концу напряженного рабочего дня, хотя сделано вроде немало, важные дела остаются либо неоконченными, либо вообще не сдвигаются с места.

Удачливые менеджеры отличаются тем, что, успевая решать во время рабочего дня множество важных вопросов, в течение определенного времени бывают заняты выполнением одной единственной задачи. Предпосылками для этого служат принятие однозначного решения о первоочередности важных дел, составление соответствующего списка приоритетов и соблюдение его.

Необходимо устанавливать приоритеты, последовательно и системно выполнять задачи, включенные в план, в соответствии с их очередностью. В связи с этим целесообразно обратиться к принципу Парето. Применительно к принципу Парето говорят о «соотношении 80/20». Перенесение этой закономерности на работу руководителя означает, что в процессе работы за 20% расходуемого времени (затраты) достигается 80% результатов (выпуск). Остальные 80% затраченного времени приносят лишь 20% общего итога.

На практике в связи с данной закономерностью обычно используется и проводится ABC-анализ, представляющий собой метод, с помощью которого определяют степень распределения конкретной характеристики между отдельными элементами какого-либо множества.

ABC-анализ в деятельности менеджера основывается на следующей закономерности:

  • важнейшие дела (категория А) составляют около 15% количества всех дел руководителя. Значимость этих дел (в смысле вклада в достижение цели) составляет примерно 65%;
  • на важные дела (категория В) приходится около 20% общего числа и также 20% значимости дел;
  • менее важные и несущественные дела (категория С) составляют около 65% общего числа дел, но имеют незначительную долю — порядка 15% в общей значимости всех дел менеджера.

Рекомендуется проанализировать дела по методу ABC, для чего:

  1. составить список всех дел, которые предстоит решить в определенном периоде (декада, день и т. д.);
  2. установить очередность дел в соответствии с их значимостью. При этом нужно иметь в виду, что важность дел не имеет ничего общего с их срочностью;
  3. пронумеровать дела;
  4. оценить каждое дело в соответствии с категориями А, В или С: наиболее важные дела для осуществления деятельности, которые не подлежат перепоручению (15% от всех дел — категория А); важные дела, которые могут быть поручены для исполнения другим лицам (20% от всех задач — категория В); менее важные дела, которые должны быть перепоручены (65% от всех дел — категория С);
  5. перепроверить, исходя из первоочередности дел, свой временной план на соответствие имеющегося бюджета времени значению дел: 65% запланированного времени (около 3 ч) — дела категории А; 20% запланированного времени (около 1 ч) — дела категории В; 15% запланированного времени (около 45 мин) — дела категории С;
  6. произвести соответствующие корректировки. Ориентируя свой временной план на выполнение дел категории А, следует на выполнение менее важных дел категорий В и С выделить столько времени, сколько соответствует их значению;
  7. рассмотреть каждое дело категорий В и С с точки зрения возможности его перепоручения (делегирования) подчиненным сотрудникам.

Необходимо обратить внимание на то, что дела категории С не являются ненужными, поскольку наряду с делами категорий А и В существует множество предварительных работ и рутинных дел, которые также должны быть выполнены.

Таким образом, не следует браться сначала за самые легкие, интересные или требующие минимальных затрат времени дела.

Успешная деятельность менеджера предполагает выполнение им дел в соответствии с их важностью: сначала — немногие «жизненно важные», потом — многочисленные «второстепенные».

В связи с этим рекомендуется за самые важные, т. е. приносящие наибольший результат, дела категории А браться в первую очередь, чтобы с помощью немногих действий обеспечить большую часть эффекта. На дела категории В приходится также существенная часть совокупного результата, тогда как выполнение относительно большого числа менее важных и несущественных дел дает небольшой итог.

Принятие решений о приоритетах — процесс индивидуальный, субъективный. Однако его решения должны основываться на фактических данных.

При планировании и выявлении дел категории А менеджеру необходимо ответить на следующие вопросы:

  • благодаря выполнению каких дел он(а) в наибольшей степени приблизится к достижению главных целей;
  • может ли он(а) путем выполнения одного-единственного дела решить сразу несколько других;
  • выполнение каких дел принесет наибольшую пользу;
  • невыполнение каких дел может иметь негативные последствия.

Время, необходимое для выполнения действительно важных дел, зачастую тратится на срочные, но менее важные дела. Весьма часто возникают ситуации, когда руководителю надо быстро принять решение, какому делу отдать предпочтение. Согласно правилу Эйзенхауэра приоритеты устанавливаются по таким критериям, как срочность и важность дела.

В зависимости от срочности и важности различаются:

  • срочные — важные дела. За них следует приниматься немедленно и самому выполнять;
  • срочные — менее важные дела. В этом случае существует опасность попасть под «тиранию» спешности и в результате решать только эти задачи, потому что они срочные. Если же они, однако, являются не столь важными, то должны быть делегированы, поскольку для их выполнения не требуется каких-либо особых профессиональных качеств;
  • менее срочные — важные дела. Они, как правило, могут подождать. Трудности возникают тогда, когда эти дела превращаются в срочные и должны быть выполнены руководителем в кратчайшие сроки. Поэтому рекомендуется перепроверить степень их важности и попробовать полностью или частично поручить их выполнение сотрудникам;
  • менее срочные — менее важные дела. Как правило, необязательно сразу приниматься за эти дела или поручать их подчиненным. Некоторые из этих дел следует отправить в архив или в корзину.
Читайте также:
6-НДФЛ по обособленным подразделениям: куда сдавать

Таким образом, для того чтобы значительно повысить производительность и результативность управленческой работы, менеджер должен мотивировать труд своих подчиненных, вовлекать их в сферу своей ответственности, поручая им не только менее важные (рутинные) дела.

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как теперь будут контролировать наличку. 115-ФЗ в 2021 году ».

Только до завтра можно забрать запись со скидкой 20%. Программу вебинара смотрите здесь

Самоменеджмент руководителя

Самоменеджмент подразумевает целенаправленное и последовательное использование проверенных методов работы в повседневной практике. Он особенно эффективен в специфических условиях преобладания самоорганизации.

Основные цели самоменеджмента:

  • максимальное использование менеджером времени и своих возможностей;
  • сознательное управление течением жизни;
  • преодоление внешних обстоятельств как на работе, так и в личной жизни.

При ежедневном решении разного рода задач менеджер выполняет различные функции. Этот процесс можно представить как круг самоменеджмента. В нем обозначено пять функций:

  1. постановка целей;
  2. планирование;
  3. определение приоритетов по предстоящим делам;
  4. составление распорядка дня и организация трудового процесса;
  5. самоконтроль и корректировка целей.

I. Первая функция — постановка целей. Каждый управленческий работник должен ставить перед собой цели, что означает взгляд в будущее, ориентацию и концентрацию сил и активности на том, что должно быть достигнуто. Таким образом, цель формулирует конечный результат. Она является «подстрекателем» действий, мотивом, определяющим активность. Если поставлена цель, то возникает такое состояние напряжения, которое действует как движущая сила и исчезает лишь тогда, когда цель достигнута.

При этом следует учитывать, что профессиональные цели менеджера должны отвечать следующим основным требованиям:

  • реальность;
  • гибкость;
  • измеримость, ориентированность во времени;
  • конкретность;
  • совместимость друг с другом;
  • приемлемость для соответствующих субъектов.

Процесс постановки целей состоит из нескольких фаз:

1. Определение желаемых целей и дифференциация их по следующим временным критериям:

  • долгосрочных жизненных целей (личных и профессиональных);
  • среднесрочных целей (на ближайшие 5 лет);
  • краткосрочных целей (на ближайшие 12 месяцев).

При этом, по существу, выделяются профессиональные ориентиры, усиливающие трудовую мотивацию и направляющие профессиональные устремления.

2. Определение личных ресурсов. Для этого целесообразно провести своеобразный SWOT-анализ применительно к одной личности — менеджеру, для чего необходимо:

  • определить свои достоинства;
  • определить свои недостатки. Для этого составить перечень имевших место в прошлом неудач и отметить, в результате каких причин они произошли. Подумать, как избавиться от этих недостатков;
  • указать внешние благоприятные, способствующие карьере факторы;
  • указать внешние неблагоприятные факторы и угрозы;

При этом следует уяснить, с чем необходимо считаться в ближайшие годы, например с ближайшим окружением (с деловыми партнерами, родителями, шефом, друзьями и т. д.), и учитывать это при постановке целей.

3. Проведение анализа «цель — средства», в ходе которого наличные и реально достижимые ресурсы (личные, финансовые, временные) сравниваются с необходимыми для достижения этих целей. Для этого нужно обратиться к составленной «инвентарной описи» целей и выбрать 3-4 важнейшие цели, определить необходимые для их достижения средства и проверить, чего еще нужно достичь или к чему приступить, чтобы достичь целей. Для этого предусмотреть усиление влияния факторов, способствующих достижению целей, и снижение (или устранение) влияния факторов, препятствующих этому.

По профессиональным (карьерным) целям следует указать необходимую для их достижения квалификацию и культурный уровень и поставить реальные практические задачи, например приобретение опыта, которого еще недостает.

4. Формулирование конкретных целей. При этом нужно учитывать, что каждая цель имеет смысл только тогда, когда установлены конкретные сроки ее воплощения и определены желаемые результаты. Далее целесообразно сформулировать их применительно к своим желаниям и перепроверить с точки зрения того, насколько они реалистичны.

Не следует брать на себя слишком много, так как нереальные задачи имеют мало шансов быть выполненными. Чем больше целей мы перед собой ставим, тем больше придется изменять в прежней жизни и в большей мере активизировать свою деятельность.

Необходимо, исходя из долгосрочных глобальных целей, установить также краткосрочные цели.

Рассмотренные цели фиксируются в профессиональном (карьерном) плане, который должен регулярно перепроверяться, актуализироваться и дополняться.

Следует учитывать, что постановка целей — перманентный процесс, поскольку цели, как правило, не задаются раз и навсегда. Они могут изменяться со временем, например, если в процессе контроля за их реализацией выясняется, что прежние представления были неверными или запросы оказались завышенными либо заниженными.

Таким образом, процесс постановки целей охватывает три фазы: нахождение цели: «Что я хотел(а) бы?»; ситуационный анализ: «Что я реально могу?»; формулировка целей: «К реализации чего я конкретно приступаю?»

II. Следующая функция самоменеджмента — планирование личного времени менеджера. При планировании обеспечивается рациональное использование самого ценного достояния — времени: либо имеющееся время употребить для плодотворной деятельности (максимальный критерий), либо достичь поставленных целей с меньшим расходом времени (минимальный критерий).

Планирование означает подготовку к реализации целей и структурирование (упорядочение) времени.

При увеличении затрат времени на планирование сокращается время, необходимое для исполнения, что в конечном счете приводит к экономии времени в целом. Рекомендуется около 1% планового периода (год, месяц, день) расходовать на планирование.

Следует заметить, что на практике преобладает недооценка менеджерами значимости планирования своей деятельности и соответственно недостаточное выделение ими времени на осуществление планирования личного времени.

Можно выделить следующие основные правила планирования рабочего времени менеджера:

  • Охватывать планом лишь 70-80% рабочего времени, оставляя время на решение непредвиденных проблем.
  • Осуществлять реалистичное планирование.
  • Фиксировать в планах преимущественно не действия, а ожидаемые результаты.
  • Отличать важное от срочного и избегать тирании срочных дел.
  • Определять, какую работу выполнить лично, а какую можно поручить другим.
  • В течение всего планового периода пересматривать и корректировать планы с точки зрения полной и своевременной реализации дел.
  • Планировать использование также личного времени.
  • Планировать и использовать эффективно время на поездки и ожидания.
  • Резервировать большие непрерывные периоды времени на решение крупных задач.
  • Стараться планировать альтернативно и искать лучший вариант.
  • При планировании учитывать приоритетность, значимость дел для достижения целей.
  • Предусматривать в планах время на повышение квалификации.
  • Согласовать свои планы с коллегами и подчиненными.
  • В план на определенный период включать в первую очередь невыполненные в предыдущем периоде дела, если нет срочных.
  • При планировании учитывать изменения работоспособности в течение рабочего дня.
  • Отводить для выполнения дел ровно столько времени, сколько требуется.
  • Устанавливать точные сроки выполнения дел.
  • Составлению плана работы на определенный период должен предшествовать анализ выполнения плана за аналогичный предшествующий период.
  • Обеспечивать гибкость планов.
  • Объединять при планировании небольшие однородные дела в рабочие блоки.
  • Предусматривать в планах время на краткосрочные перерывы для отдыха.
  • Все планы составлять в письменной форме и документировать расход времени.
  • Использовать для планирования времени специальный инструментарий.
Читайте также:
Как открыть расчетный счет для ИП: где выгодней расчетно-кассовое обслуживание РКО, стоимость, документы, как снять деньги

В рамках общего планирования планирование времени ориентируется на соответствующие долгосрочные (стратегические)цели, которые, в свою очередь, подразделяются на оперативные. При установлении времени для достижения профессиональных целей можно получить представление о наиболее предпочтительном его распределении и целесообразной очередности дел.

Планы реальны в том случае, если определяется еще так называемое свободно планируемое время, а также предусматриваются резервы времени для решения дополнительных и непредвиденных задач.

Таким образом, планирование предполагает постепенное разложение общей задачи на частные, чтобы различные действия можно было распределить во времени.

Все планы должны составляться в письменном виде, так как планы, которые держат в голове, легко отвергаются, а письменные планы обеспечивают разгрузку памяти и имеют психологический эффект самомотивации к работе. Деловая активность становится более целенаправленной и ориентированной на строгое следование намеченной программе.

Далее следует реализация менеджером разработанных планов. Рациональная организация труда руководителя в условиях хронического дефицита времени предполагает определение приоритетов в выполнении дел.

В связи с этим следует заметить, что все дела, выполняемые менеджером, могут различаться по следующим признакам:

  • по значимости;
  • по продолжительности выполнения;
  • по количеству участвующих в их выполнении;
  • по затратам нервно-эмоциональной энергии;
  • по характеру и т. д.

III-IV. Важнейшим для менеджера признаком является важность или значимость предстоящих дел, которая значительно варьирует от одного дела к другому.

Зачастую руководители пытаются выполнить сразу слишком большой объем работы либо, наоборот, тратят свое время и силы на отдельные, часто несущественные, но кажущиеся необходимыми дела. В результате этого к концу напряженного рабочего дня, хотя сделано вроде немало, важные дела остаются либо неоконченными, либо вообще не сдвигаются с места.

Удачливые менеджеры отличаются тем, что, успевая решать во время рабочего дня множество важных вопросов, в течение определенного времени бывают заняты выполнением одной единственной задачи. Предпосылками для этого служат принятие однозначного решения о первоочередности важных дел, составление соответствующего списка приоритетов и соблюдение его.

Необходимо устанавливать приоритеты, последовательно и системно выполнять задачи, включенные в план, в соответствии с их очередностью. В связи с этим целесообразно обратиться к принципу Парето. Применительно к принципу Парето говорят о «соотношении 80/20». Перенесение этой закономерности на работу руководителя означает, что в процессе работы за 20% расходуемого времени (затраты) достигается 80% результатов (выпуск). Остальные 80% затраченного времени приносят лишь 20% общего итога.

На практике в связи с данной закономерностью обычно используется и проводится ABC-анализ, представляющий собой метод, с помощью которого определяют степень распределения конкретной характеристики между отдельными элементами какого-либо множества.

ABC-анализ в деятельности менеджера основывается на следующей закономерности:

  • важнейшие дела (категория А) составляют около 15% количества всех дел руководителя. Значимость этих дел (в смысле вклада в достижение цели) составляет примерно 65%;
  • на важные дела (категория В) приходится около 20% общего числа и также 20% значимости дел;
  • менее важные и несущественные дела (категория С) составляют около 65% общего числа дел, но имеют незначительную долю — порядка 15% в общей значимости всех дел менеджера.

Рекомендуется проанализировать дела по методу ABC, для чего:

  1. составить список всех дел, которые предстоит решить в определенном периоде (декада, день и т. д.);
  2. установить очередность дел в соответствии с их значимостью. При этом нужно иметь в виду, что важность дел не имеет ничего общего с их срочностью;
  3. пронумеровать дела;
  4. оценить каждое дело в соответствии с категориями А, В или С: наиболее важные дела для осуществления деятельности, которые не подлежат перепоручению (15% от всех дел — категория А); важные дела, которые могут быть поручены для исполнения другим лицам (20% от всех задач — категория В); менее важные дела, которые должны быть перепоручены (65% от всех дел — категория С);
  5. перепроверить, исходя из первоочередности дел, свой временной план на соответствие имеющегося бюджета времени значению дел: 65% запланированного времени (около 3 ч) — дела категории А; 20% запланированного времени (около 1 ч) — дела категории В; 15% запланированного времени (около 45 мин) — дела категории С;
  6. произвести соответствующие корректировки. Ориентируя свой временной план на выполнение дел категории А, следует на выполнение менее важных дел категорий В и С выделить столько времени, сколько соответствует их значению;
  7. рассмотреть каждое дело категорий В и С с точки зрения возможности его перепоручения (делегирования) подчиненным сотрудникам.

Необходимо обратить внимание на то, что дела категории С не являются ненужными, поскольку наряду с делами категорий А и В существует множество предварительных работ и рутинных дел, которые также должны быть выполнены.

Таким образом, не следует браться сначала за самые легкие, интересные или требующие минимальных затрат времени дела.

Успешная деятельность менеджера предполагает выполнение им дел в соответствии с их важностью: сначала — немногие «жизненно важные», потом — многочисленные «второстепенные».

В связи с этим рекомендуется за самые важные, т. е. приносящие наибольший результат, дела категории А браться в первую очередь, чтобы с помощью немногих действий обеспечить большую часть эффекта. На дела категории В приходится также существенная часть совокупного результата, тогда как выполнение относительно большого числа менее важных и несущественных дел дает небольшой итог.

Принятие решений о приоритетах — процесс индивидуальный, субъективный. Однако его решения должны основываться на фактических данных.

При планировании и выявлении дел категории А менеджеру необходимо ответить на следующие вопросы:

  • благодаря выполнению каких дел он(а) в наибольшей степени приблизится к достижению главных целей;
  • может ли он(а) путем выполнения одного-единственного дела решить сразу несколько других;
  • выполнение каких дел принесет наибольшую пользу;
  • невыполнение каких дел может иметь негативные последствия.

Время, необходимое для выполнения действительно важных дел, зачастую тратится на срочные, но менее важные дела. Весьма часто возникают ситуации, когда руководителю надо быстро принять решение, какому делу отдать предпочтение. Согласно правилу Эйзенхауэра приоритеты устанавливаются по таким критериям, как срочность и важность дела.

Читайте также:
Профессиональные заболевания кожи: какие относятся

В зависимости от срочности и важности различаются:

  • срочные — важные дела. За них следует приниматься немедленно и самому выполнять;
  • срочные — менее важные дела. В этом случае существует опасность попасть под «тиранию» спешности и в результате решать только эти задачи, потому что они срочные. Если же они, однако, являются не столь важными, то должны быть делегированы, поскольку для их выполнения не требуется каких-либо особых профессиональных качеств;
  • менее срочные — важные дела. Они, как правило, могут подождать. Трудности возникают тогда, когда эти дела превращаются в срочные и должны быть выполнены руководителем в кратчайшие сроки. Поэтому рекомендуется перепроверить степень их важности и попробовать полностью или частично поручить их выполнение сотрудникам;
  • менее срочные — менее важные дела. Как правило, необязательно сразу приниматься за эти дела или поручать их подчиненным. Некоторые из этих дел следует отправить в архив или в корзину.

Таким образом, для того чтобы значительно повысить производительность и результативность управленческой работы, менеджер должен мотивировать труд своих подчиненных, вовлекать их в сферу своей ответственности, поручая им не только менее важные (рутинные) дела.

Самоменеджмент руководителя

Вы будете перенаправлены на Автор24

Постановка целей в самоменеджменте руководителя

Самоменеджмент руководителя – это личностное саморазвитие менеджера и организация его персональной деятельности.

В качестве круга самоменеджмента может быть рассмотрено ежедневное решение задач разного рода. Этот круг образован пятью основными функциями:

  • постановкой целей,
  • планированием,
  • определением приоритетов,
  • составлением распорядка дня,
  • самоконтролем и корректировкой целей.

Самоменеджмент руководителя предполагает, что в повседневной практике будут использоваться проверенные методы работы на основе принципов целенаправленности и последовательности.

К целям самоменеджмента относятся:

  • максимизация использования менеджером своих возможностей и времени,
  • достижение сознательности в управлении жизненным течением,
  • преодоление негативных внешних факторов как в личной жизни, так и на работе.

Первой функцией самоменеджмента является постановка целей. Каждый человек (и менеджер в особенности) должен ставить себе цели, т.е. смотреть в будущее, концентрировать силы и активность на том, чего он хочет достичь. Цель определяет конечные результаты, выступает «подстрекателем» деятельности, определяющим активность мотивом.

В процессе постановки целей можно выделить фазы:

  • определение целей и разделение их по критерию времени на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные. Одновременно выделяются профессиональные ориентиры, которые усиливают трудовую мотивацию и направляют профессиональные устремления,
  • определение доступных ресурсов. Применительно к личности можно провести своеобразный SWOT-анализ, обозначив свои достоинства, недостатки, выявив внешние благоприятные и неблагоприятные факторы,
  • проведение анализа «цель-средства», т.е. сравнение доступных ресурсов с теми, которые требуются для достижения целей,
  • оформление конкретных целей. Каждая цель обретает смысл при условии, что для ее воплощения обозначены конкретные сроки. Цель, в отличие от желаний и фантазий, обязательно должна быть реалистичной. Краткосрочные цели должны отвечать долгосрочным, не вступать с ними в противоречие.

Готовые работы на аналогичную тему

Планирование личного времени менеджера

Вторая функция самоменеджмента руководителя состоит в планировании личного времени. В ходе планирования рационализируются траты самого ценного и невосполнимого ресурса – времени. Существует два подхода:

  • максимизация пользы от применения имеющегося времени,
  • минимизация временных затрат на достижение цели.

Планирование времени – это подготовка к реализации поставленных целей путем упорядочения (структурирования) времени.

Хотя само планирование тоже требует затрат времени, эти затраты «окупаются» за счет сокращения времени на исполнение. Считается, что на планирование целесообразно тратить около 1% времени.

Часто менеджеры недооценивают значение планирования или совершают ошибки в процессе планирования, приводящие в будущем к неэффективному расходованию времени. Можно сформулировать следующие советы:

  • оставлять не расписанными 20-30% времени, они пригодятся при возникновении непредвиденных проблем,
  • быть реалистичным при планировании,
  • составлять планы из ожидаемых результатов, а не действий,
  • разграничивать важное и срочное,
  • делегировать дела,
  • эффективно планировать использование времени на ожидание и поездки,
  • составлять планы в письменной форме, потому что умозрительные планы легко отвергаются или забываются.

Определение приоритетов

В ходе определения приоритетов ключевая задача – оценить важность и значимость предстоящих дел. Часто руководители пытаются сразу выполнить огромный объем работы, или наоборот – тратят много времени на незначимые дела, которые на первый взгляд кажутся необходимыми. Подводя итоги рабочего дня, руководитель видит, что дела или не закончены, или даже не начаты.

Крайне важно определять приоритеты, а затем выполнять запланированные задачи последовательно и системно. В соответствии с принципом Парето, 20% усилий приносят 80% результатов, а оставшиеся 80% усилий – лишь 20% результатов. В связи с этим на практике широкое распространение получил ABC-анализ, позволяющий разделить дела на три группы по мере значимости:

  • важнейшие (А-категория) – примерно 15% запланированных дел, которые принесут около 65% результата,
  • важные (В-категория) – около 20% дел, обеспечивающие 20% результата,
  • менее важные (С-категория) – оставшиеся 65% дел, приносящие всего 15% результата. Нельзя сказать, что эти дела совсем не нужны и от них можно отказаться – в частности, к ним могут быть отнесены рутинные и предварительные дела, без которых невозможно выполнить более приоритетные задачи. Но менеджер вполне может делегировать эту работу подчиненным.

Общая рекомендация – начинать работу с дел категории А. Однако определение приоритетов в значительной степени субъективный процесс, не всегда удается заранее верно предсказать отдачу от действий. Даже мелочь может стать судьбоносной.

Самоконтроль и корректировка целей

Цели не являются навечно закрепленными и незыблемыми. Особенно это касается стратегических целей: внешняя среда может настолько измениться, что достижение поставленной цели утратит всяческий смысл. Менеджер должен быть гибким, способным вовремя отказаться от неперспективного направления движения. В то же время каждый отказ от цели должен быть обоснованным. Если человек ставит перед собой одну цель за другой и каждую отвергает, не достигнув, он не сможет стать успешным.

Важным фактором достижения цели является самоконтроль. Каждая цель высокого уровня распадается на подцели, а те, в свою очередь, на задачи. Недостаточно определиться с глобальной целью, нужно построить всю эту иерархию и следить за ее достижением в соответствии с выбранными для себя сроками. Самоконтроль – намного более сложный процесс, чем внешний контроль, поскольку любому человеку свойственно оправдывать себя, искать внешние причины своей лени и несобранности. В этом аспекте огромную роль играет самомотивация: нужно понимать, ради чего осуществляются те или иные труды.

Читайте также:
Административно-технический персонал - какие профессии к нему относятся

Самоменеджмент — что это

Успехов в бизнесе руководителю невозможно добиться без внутренней самодисциплины. Рациональная организация личного и рабочего времени означает высшую степень подготовленности к решению любых профессиональных задач. Самоменеджмент — это комплекс мер по мобилизации внутренних возможностей саморазвития. Его результатом становится эмоциональная и психическая стабильность, личная подтянутость и собранность.

Самоменеджмент: что подразумевается под этим термином

Для управления коллективом мало знать технологические особенности производства. Недостаточно также владеть методикой грамотного отбора персонала и управленческими навыками. Руководитель должен, прежде всего, иметь способность к самоорганизации.

Способность организовать свой рабочий день таким образом, чтобы он был максимально эффективным, значит, освоить искусство самоменеджмента. На этом пути руководитель относится к рабочему и личному времени, как к высшей ценности.

Он использует его только для плодотворной деятельности и боится растратить на незначительные или второстепенные моменты. Единожды поставленная цель в бизнесе достигается только при бережном уважении к каждому рабочему часу.

Именно организованное время приводит руководителя к успеху в профессии. В рамках этого понятия предполагается планомерное и методическое использование приемов организации своего труда и работы подчиненных.

Если на производстве или в учреждении руководитель научился рационально распределять рабочие часы свои и персонала так, чтобы не была попусту потрачена ни одна минута, то это непременно скажется и на его личной жизни. Привычка к самоорганизации — это самая хорошая и полезная привычка. Она делает жизнь управляемой и приятной.

Самоменеджмент: преимущества

Систематизация в планировании предстоящих задач не будет трудной, если оно осуществляется регулярно. Вся эффективность состоит именно в регулярности использования приемов самоорганизации.

Самоменеджмент руководителя оптимизирует имиджевую составляющую компании. Когда руководитель вырабатывает собственный неповторимый стиль, это непременно сказывается на авторитете всего производства. Овладев приемами саморегуляции, менеджер любого звена не позволит обстоятельствам превалировать над собой. Он сам формирует обстоятельства и направляет их в нужное ему русло.

Более того, самоменеджмент как способ организации рабочего личного времени даст возможность повысить нагрузки. Человек успевает делать больше за тот же промежуток времени, что опять-таки сказывается на конечном итоге работы всей компании.

Древняя мудрость, озвученная Корнилием, в полной мере применима к современному понятию самоменеджмента: «Самая трудная победа — это победа над собой». Руководитель, которому удалось искоренить нерациональное, бездумное, не планомерное использование временных ресурсов, способен контролировать все процессы вокруг себя.

Такой человек не стремится изменить события, но он вырабатывает определенное отношение к этим событиям — как у самого себя, так и у подчиненных ему персоналий.

Среди всех рекомендаций по внедрению полезной практики самоменеджмента самыми распространенными являются:

не стараться как можно больше времени проводить на работе;

  • стараться использовать временные ресурсы с максимальной пользой;
  • пытаться любую профессиональную задачу выполнять с минимальными временными затратами;
  • избегать стрессов в решении профессиональных задач.
  • Таким образом, получить контроль над временем возможно только посредством составления графика работы, где предусматривается каждый вид деятельности. При этом каждой трудовой функции должно отводиться строго определенное время и место.

    Самоменеджмент как совокупность конкретных функций

    Каждодневный труд на производстве — это не что иное, как разнообразные функции, находящиеся между собой в определенной зависимости. Некоторые из них проистекают одна из другой. При этом какие-то более важны, а какие-то можно отнести к второстепенным.

    Самоменеджмент включает несколько ступеней, которые преодолеваются руководителем в процессе выполнения любой задачи:

    1. Формирование целей. Необходимо не просто сформулировать поставленную цель, но проанализировать ее и четко выяснить ее конечный результат.
    2. Систематизация действий для достижения цели. На этой ступени требуется разработка графиков и планов. Кроме того, руководитель должен всегда иметь несколько запасных вариантов решения профессиональной задачи. Это даст ему возможность выбрать наиболее оптимальный из них.
    3. Принятие решений по конкретной профессиональной задаче. Решения должны приниматься с учетом интересов компании, а не личных предпочтений руководителя.
    4. Способы реализации цели. Имеется в виду формирование жесткого распорядка дня. В нем должны найти отражение все этапы трудового дня руководителя.
    5. Самоконтроль и корректировка целей. Достижение цели будет более эффективным при самокритичном отношении к каждому принимаемому решению и поступку. Постоянный внутренний контроль — это лучший способ скорректировать поставленные цели и пути их достижения.

    Расхожая фраза «решать проблемы по мере их поступления» не подходит для самоменеджмента. Она предполагает пассивное движение по течению. Если же руководитель научился упорядочивать задачи, то он попросту не допустит нагромождения проблем друг на друга. Грамотная организация труда автоматически означает планомерное течение рабочих будней.

    Роль коммуникаций в вопросе самоменеджмента

    На каждой ступени существования в рамках самоменеджмента большую роль играют коммуникации и информативность. Без обмена информацией никакие усилия руководителя не актуальны. Принимаемое решение должно тут же доводиться до сведения персонала.

    Для этой цели проводятся совещания, планерки и переговоры. Но даже самое обычное совещание при нерациональном отношении к временным ресурсам можно растянуть на несколько часов.

    Организация планерок требует большой подготовительной работы. Чтобы текущие совещания по производственным вопросам проходили с максимальной эффективностью и с минимальными временными затратами, к ним надо готовиться. А для этого руководитель опять-таки должен проявлять аналитический подход в вычленении главных задач, которые он намерен озвучить на рабочем совещании.

    Хорошие результаты в этом отношении приносит алгоритмизация проведения совещаний между подразделениями. Если планерка проходит по заданному порядку, она будет более организованной.

    Рациональная организация совещаний предполагает использование демонстративных и наглядных материалов, которые могут заменить монотонное чтение с листа профильной информации. Руководителю останется только переключать внимание коллег с одного информативного стенда или с изображения на экране на другое.

    При этом использование технических информативных средств упрощает восприятие нужной информации коллегами. Однако для проведения такого экспресс-совещания руководитель должен иметь навыки рациональной подачи материала. И когда этот принцип входит в привычку, совещания проходят легко и становятся плодотворными. С них уходят с чувством качественно сделанного дела.

    В опросе рациональной организации внутрикорпоративных совещаний большое значение должно отводиться рациональным диалогам.

    В рамках менеджмента посещений руководитель получает следующие преимущества:

    • видит производственную проблему на месте;
    • имеет возможность выслушать ответственного за проблемный участок;
    • на месте озвучивает решение по устранению данной проблемы.

    Рациональные диалоги в рамках менеджмента посещений не должны носить спонтанный характер. Любой выход в цех или на производственную площадку должен преследовать определенную цель. Когда рабочие знают, что руководитель хочет видеть то-то и то-то, они, соответственно, настраиваются на сугубо узкий диалог. Тем самым экономится и время рабочих, и время руководителя.

    Читайте также:
    Срочный трудовой договор по совместительству: образец

    Телефонное внутрикорпоративное общение как составная часть самоменеджмента

    Самоменеджмент включает активное телефонное общение. Оно должно быть максимально рациональным, кратким и очень конкретным. Корпоративные шутки, которыми принято сопровождать общение по телефону во время рабочего дня, ни в коем случае не должны исходить от руководителя.

    Рациональное использование телефонии предполагает подготовку к разговору. В этом отношении очень помогает голосовое меню, которое распределяет поступающие звонки в разные подразделения конкретным специалистам. Это максимально экономит рабочее время и делает общение более предметным.

    В этом отношении роль руководителя должна проявиться в обеспечении технической составляющей. Например, набирающая популярность виртуальная телефония удобна также тем, что она максимально предметно организует телефонное общение. Если руководитель дорожит временными ресурсами, то он обязательно уделит внимание современным способам коммуникации.

    Чек лист как способ упорядочивания действий в рамках самоменеджмента

    К информативной части коммуникаций относится также использование внутрикорпоративных формуляров и чек листов. Если они составлены подробно, но без воды и многословия, то могут заменить хорошее совещание с утомительным озвучиванием итогов или нормативов.

    Менеджеру тем самым дается возможность спланировать свои профессиональные задачи так, чтобы по каждому пункту списка он всегда был готов отчитаться. Для руководителя перечень действий, которые надо выполнить самому или подчиненному персоналу, — это еще один способ организации рабочего процесса.

    При этом он не занимает много времени и практически не требует бюджетных затрат. По сути, это фундаментальный инструмент тестирования, задача которого — не дать забыть о наиболее важных профессиональных делах.

    Самоменеджмент руководителя обязательно должен включать в себя составление чек листов. Это лучший способ определить последовательность действий и повысить надежность заключений, которые получаются на выходе.

    Самоменеджмент: цель оправдывает средства

    Главным мотивом, определяющим активность менеджера в профессии, должна стать цель, которую он перед собой ставит. Именно четко сформулированная цель формирует итог работы. Профессиональная цель руководителя может быть ориентирована на увеличение продаж или на расширение производственных мощностей.

    Но в любом случае она должна удовлетворять следующим критериям:

    1. Быть реальной. Завышать профессиональную или личную планку неразумно. Недостижение цели может не только понизить самооценку, но и привести к краху всего производства.
    2. Соотноситься со временем. У любой цели есть измеримость. Бессмысленно ставить цели, которые не имеют конкретного временного интервала.
    3. Совместимость с второстепенными целями. Комплекс направлений в работе целей должны дополнять друг друга. Однако из них должно выделяться основное направление.

    Желательно, если руководитель сам дифференцируют цели на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные. Их распределение — это не что иное, как рабочее планирование. Оно помогает выделить главные профессиональные ориентиры и тем самым увеличить трудовую мотивацию.

    Самоменеджмент: личные ресурсы

    Если руководитель хочет достигнуть высот мастерства в своей профессии, он должен объективно оценивать собственные возможности. Самокритика — лучший способ самовоспитания.

    Определение личных ресурсов предполагает:

    Объективное отношение к своим достоинствам. Вовремя выделить лучшее в себе, значит, понять свои природные задатки.

  • Объективное отношение к собственным недостаткам. Оно должно формироваться из анализа прежних неудач и просчетов. Выяснить причину прежнего провала, значит, избежать аналогичной неприятности в будущем. Этот способ позволит определить комплекс действий по избавлению от собственных недостатков.
  • Определение благоприятных внешних факторов для достижения успехов в бизнесе или профессии. К ним относятся образование, лояльность вышестоящего руководства и подчиненных. Налаженные партнерские и внутрикорпоративные связи, а также лояльности надзорных инстанций также относится к внешним фактором. Но над тем, чтобы они имели место, менеджеру предстоит много работать.
  • Определение внешних угроз. К ним относятся все, что упоминается в пункте 2 (недостатки). Неразвитая самокритика, завышенная самооценка, банальная лень могут перечеркнуть все благоприятные обстоятельства.
  • Наконец, каждый менеджер или руководитель должен отдавать себе отчет в том, что формирование целей — это перманентный процесс. Цель не может быть статичной. Как только она достигнута, необходимо двигаться дальше. Самоменеджмент включает в себя постоянное самосовершенствование и развитие.

    Самоменеджмент: методы развития и продуктивности

    Если человек не научится управлять своей жизнью – он не увидит успеха. Нужно уметь быть самому себе менеджером, уметь совмещать личную жизнь и работу.

    Самоменеджмент – это умение управлять собой, умение быть менеджером своей жизни: ставить перед собой цели, контролировать прогресс, оценивать полученный опыт.

    Существуют различные методы самоменеджмента. Они помогают находиться в гармонии, и способствуют продуктивной работе.

    Но нет единого комплекса техник, которые работают для всех. Самоменеджмент – это очень индивидуальная концепция. Которую тоже внедрять в свою жизнь пошагово, выбирая те приёмы, которые у вас закрепятся.

    Ниже предоставлены рабочие методы, основанные на книгах по саморазвитию и психологии, и на жизненном опыте.

    Важно не то, что есть в списке, а то, что каждый индивидуально учится управлять собой и придумывает список техник, которые работают для него.

    Сформулируйте личную миссию

    Если вам нравится ваше дело, то легко потратить слишком много часов на работу и недостаточно времени на сон, занятия спортом, личные дела и отдых с семьёй и друзьями.

    Четкая формулировка личной миссии действительно помогает сосредоточиться на том, что важно. Следует мудро выбрать свои цели, чтобы добраться туда, где хочется быть.

    Для эффективного самоменеджмента вы должны поставить долгосрочные цели в горизонте 10-20 лет. Цели будут сердцевиной ваших трёх главных векторов жизни. Для этого:

    Составив личную миссию вы будете выстраивать каждый вид деятельности соответствует вашим целям. Это позволит легко управлять собой расставив приоритеты в действиях – включая сон, физические упражнения и семейное время.

    Привычки – базовый метод самоменеджмента

    Формирование привычек, которые изменят жизнь – это фундаментальный метод самоменеджмента. Привычки важны для любого человека, особенно для тех, кто принимает решения.

    Привычки уменьшают усталость от принятия решений, позволяя вам сосредоточиться на том, что важно. Ваше концентрированное внимание расходуется не значительно на эти действия.

    Как только что-то становится привычкой, вы просто делаете это – будь то кроссы по 10 км в обед или обработка сообщений в Телеграмм вечером.

    Хитрость создания привычки заключается в том, чтобы начать с чего-то маленького и легко достижимого. Например, если вы хотите быть в форме и бодро себя чувствовать: начните с того, что ходите в качалку всего по 20 минут раз в неделю. Даже если вы не будете там заниматься, а просто разомнётесь и пойдёте домой – это будет лучше дивана.

    Читайте также:
    Проверка службы безопасности при приеме на работу

    Создание ритуалов

    Ритуалы – это основа, на которой держатся привычки. Если вы привыкли бегать по пять километров через день, то ритуал – это то, что вы делаете до, во время и после бега.

    • До: едете в красивое место.
    • Во время: слушаете любимую музыку.
    • После: позволяете себе почитать ленту Фейсбука.

    Когда у вас привычка окружена приятными делами, вы охотнее её сформируете и удержите в своей жизни.

    Если у вас есть утренний ритуал, то он помогает построить последовательность и предсказуемость в вашем дне. Утренний ритуал настроит вас на нужный лад, чтобы начать день правильно и сделать его счастливым.

    Одним из таких утренних ритуалов может быть ведение дневника. В нём можно записывать:

    • За что я благодарен, что помогает мне начать день на позитивной ноте: 3-7 тезисов.
    • Что я буду делать, чтобы сделать сегодняшний день приятным, что поможет мне выполнить ежедневные цели.
    • Ежедневная мантра, которая помогает повторять и укреплять то, кем я хочу быть и чем заниматься.

    Сосредоточьтесь на одной цели

    Забудьте о многозадачности. Правда заключается в том, что вы снижаете свою производительность, когда пытаетесь делать слишком много вещей одновременно.

    Слабые менеджеры тянутся в миллион разных направлений и не имеют много времени, чтобы отступить и сделать столь необходимые глубокие размышления о стратегических или творческих вопросах.

    Стратегией занимаются собственники бизнеса. А вы сами являетесь собственником проекта своей жизни – это ключевая компетенция для эффективного самоменеджмента.

    Поэтому выберите одну ключевую цель или задачу в день, сосредоточьтесь на ней и доведите её до конца. Или вы можете сосредоточиться на одной задаче, которая делает остальные задачи из вашего списка более лёгкими или не нужными.

    Используйте матрицу приоритетов Эйзенхауэра, описанной Стивеном Кови в книге «7 привычек высокоэффективных людей». Этот метод самоменеджмента обеспечит, чтобы вы тратили достаточно времени на важные (стратегические), но несрочные действия.

    Точить топор

    Дайте мне шесть часов, чтобы срубить дерево, и первые четыре часа я буду точить топор. Авраам Линкольн

    Заточить топор на самом деле означает подготовиться к заданию. Речь идет не только о профессиональном росте. Это также включает в себя отдых и нерабочие мероприятия.

    Старайтесь ставить реальные задачи (например, одна книга в месяц и одна книга резюме в неделю) и сосредоточиться на темах, которые способствуют достижению ваших целей и личной миссии.

    Научитесь говорить нет

    Эффективный самоменеджмент заключен в слове «нет». Нужно уметь не делать многого.

    Вы не всегда должны иметь чёткий ответ и откликаться на любую просьбу. Часто сказать «я не знаю и не буду узнавать» гораздо эффективнее, чем казаться внимательным к каждому и говорить «я узнаю, дайте мне минутку».

    Так делать как кажется не приятно, но это даёт вам возможность быть эффективным и не пускать кого угодно в ваш запас времени.

    Время – ваш самый ценный ресурс. Учитесь не растрачивать его зря.

    Используйте инструменты саморазвития

    Есть много книг и приложений, которые могут помочь вам самостоятельно управлять собой.

    Книги, являющиеся источником для некоторых из вышеперечисленных идей:

    Полезные приложения для самоменеджмента:

    • Todoist – списки и напоминания при помощи одного приложения для дел.
    • Пятиминутный дневник для постановки целей и размышлений.
    • 7 Seven фитнес как привычка.
    • Headspace для медитации.

    Смысл самоменеджмента

    Не быть перегруженным – главный смысл самоменеджмента. Совмещать баланс в работе и удовольствии от обычной жизни, от радости отношений.

    Человек, чья жизнь находится в равновесии, будет иметь ясную голову и будет лучше справляться со стрессом.

    Это не только улучшит жизнь в целом, но и повысит качество работы человека и то, как он взаимодействует со своей командой.

    Вышеприведенные методы самоменеджмента помогут вам добиться большего, научат благодарить и быть примером дома и на работе.

    Откуда ваши «проблемы»?

    Пошагово разберёте сферу жизни и определите 3 важнейших шага в этой сфере.

    Самоменеджмент — условие личного и профессионального успеха

    Сегодня мы нашли еще одну познавательную статью про тайм-менеджмент и спешим поделиться ей с вами.

    «Время — самый ограниченный капитал, и, если не можешь им распоряжаться, не сможешь распоряжаться ничем другим».
    П. Друкер

    Время — это такой же ресурс, как и люди, сырье, финансовые средства. Его важнейшей особенностью является безвозвратность — его нельзя накопить, передать, взять в кредит, потому важно научиться использовать его с максимальной выгодой. Не даром же говорят: время — деньги. Это не просто слова.

    Действительно, если, например, работник неправильно распорядился своим временем, условия контракта не были выполнены в срок, фирме придется уплатить штраф, чтобы возместить убытки, связанные с простоем. Успех каждого руководителя зависит не только от материально-экономической величины, но и от того, как он распоряжается самым ценным приобретением — временем. Руководитель должен сознательнр и системно использовать свое время, чтобы добиваться поставленной цели.

    Самоменеджмент (или таймменеджмент) — техника правильного использования времени
    Самоменеджмент помогает выполнять работу с меньшими расходами, лучше организовать труд (следовательно, получить лучшие результаты), уменьшить загруженность работой и, как результат, уменьшить спешку и стрессы. Известный специалист в области менеджмента Ален Маккензи утверждал: «Нет ничего более легкого, чем быть занятым. И нет ничего более трудного, чем быть результативным».

    Самоменеджмент — это последовательное и целенаправленное использование эффективных методов работы в повседневной практике, с оптимальным использованием своих ресурсов для достижения своих же целей. Самоменеджмент позволяет эффективно пройти все этапы успешного пути к цели, а именно:

    • решить, чего вы хотите достичь;
    • создать собственное видение успеха;
    • использовать метод «больших скачков»;
    • верить, что успех придет;
    • сосредоточиться на целях, ведущих к успеху;
    • не падать духом при неудачах.

    У самоменеджмента определен круг правил и функций. Отметим основные из них.

    1. Постановка цели. Это временный процесс, поскольку в течение деятельности предприятия может выясниться, что те или другие параметры изменились, а это приводит к необходимости пересмотра цели. Для самоменеджмента фундаментальное значение имеет осознание того, куда работник хочет прийти и куда он попасть не хочет (но куда его хотят привести другие). Одно из правил эффективного менеджмента гласит: «Случайные успехи красивые, но не гарантированные. Запланированные успехи лучше, поскольку они управляются и случаются чаще».

    Читайте также:
    Авторское вознаграждение за служебное изобретение – что это, налогообложение

    Стоит устанавливать краткосрочную цель, согласованную с достижением долгосрочной глобальной цели.

    2. Планирование. Призвано обеспечить рациональное использование самого ценного ресурса — времени. Чем лучше спланировано время, тем лучше оно может быть использовано в личных и профессиональных интересах руководителя. Планирование как составная часть заданий и правил самоменеджмента означает подготовку к реализации цели. Планирование ежедневной работы, средне— и долгосрочных задач означает также выигрыш во времени, достижение успеха и большую уверенность в себе.

    Главное преимущество, которое достигается путем планирования работы, заключается в том, что планирование времени приносит выигрыш во времени. Общий практический опыт на производстве показывает, что увеличение расходов времени на планирование приводит в конечном счете к экономии времени в целом.

    3. Основные правила планирования времени:

    3.1. Соотношение (60:40). Опыт показывает, что лучше всего составлять план лишь на определенную часть рабочего времени (па 60 %). Приблизительно половину рабочего дня руководитель проводит не на рабочем месте, потому что работа требует взаимодействия с людьми, обмена информацией. Всегда нужно оставлять определенный процент времени как резерв для неожиданных посетителей, телефонных разговоров, экстренных случаев или в результате недооценки длительности каких-то дел.

    3.2. Регулярность — системность — последовательность. Над планами времени нужно работать регулярно и системно, последовательно доводя до конца начатое дело.

    3.3. Реалистичное планирование. Планировать нужно только такой объем задач, с которым работник реально может справиться.

    3.4. Заполнение потерь времени. Заполнять потерю времени лучше но возможности сразу, например лучше один раз дольше поработать вечером, чем в течение следующего целого дня наверстывать потерянное накануне.

    3.5. Фиксация результатов вместо действий. Фиксировать в планах нужно результаты или цель, а не просто какие-либо действия, чтобы усилия были исходно направлены непосредственно на достижение цели. Это поможет избежать внеплановой деятельности.

    3.6. Срок выполнения. Во избежание промедления и откладывания дел, нужно устанавливать точные сроки выполнения для всех видов деятельности.

    3.7. Согласование различных планов во времени. Чтобы более успешно внедрять свои планы в жизнь, работнику необходимо согласовывать их с планами других людей (начальника, подчиненных, коллег).

    4. Принятие решений. Принятие решений допускает выбор первоочередных заданий и дел. Принять решение — значит установить приоритетность. Основная проблема руководителей заключается в том, что они пытаются сразу выполнить слишком большой объем работы и распыляют свои силы на отдельные, часто несущественные, но кажущихся необходимыми дела.

    Очередность выполнения заданий можно определять, пользуясь следующими критериями и методами:

    • принцип Парето (соотношение 80:20). Исходя из этой закономерности можно сделать вывод относительно рабочей ситуации руководителя: в процессе работы тратится 20 % времени для достижения 80 % результатов. Это значит, что не следуют сразу браться за самые легкие, интересные или нуждающиеся в минимальных расходах времени дела. Необходимо приступать к вопросам в соответствии с их значением и важностью;
    • установление приоритетов с помощью анализа АБВ. Техника этого анализа основывается на том, что доли в процентах более важных и менее важных дел в сумме остаются неизменными. С помощью буквы «А», «Б» и «В» все работы подразделяются на три группы в соответствии с их значимостью (важнейшие, важные и несущественные (менее важные)). Анализ АБВ основывается на трех закономерностях:
    • важнейшие задачи составляют приблизительно 15 % всего количества дел, которыми занимается руководитель. Вклад этой задачи в достижение конечной цели составляет около 65 %;
    • на важные задачи приходится около 20 % общего количества дел, значимость которых также около 20 %;
    • менее важные и несущественные задачи составляют около 65 % всех дел, а значимость их составляет всего лишь приблизительно 15 %.

    Чтобы применить анализ АБВ, необходимо следовать следующим правилам:

    • составить список всех будущих заданий;
    • систематизировать их по степени важности и установить очередность;
    • оценить задачи в соответствии с категориями А, Б, В;
    • задачи категории А руководитель должен выполнять сам;
    • задачи категории Б следует перепоручить;
    • задачи, которые остались, подлежат обязательному перепоручению:

    ускоренный анализ по принципу Дуайта Эйзенхауэра (президент США в 1953 — 1961 гг.). Этот принцип является простым вспомогательным средством в тех случаях, когда необходимо быстро принять решение относительно того, какой задаче отдать преимущество. Приоритеты устанавливаются по таким критериям, как срочность и важность дела. Все дела подразделяются на 4 группы:

    • срочные (важные дела) — их необходимо выполнять самому руководителю;
    • срочные (менее важные дела) — их нужно делегировать;
    • менее срочные (важные задачи) — их необязательно выполнять сразу, но выполнять их нужно самому;
    • менее срочные (менее важные задачи) — от их выполнения можно воздержаться.

    Делегирование является ключевой деятельностью менеджера. Под делегированием в общем значении понимается передача заданий своему подчиненному из сферы деятельности самого руководителя, но при этом начальник сохраняет за собой ответственность за руководство, которое не может быть делегировано. Передача задачи или деятельности может осуществляться на длительный срок или ограничиваться разовыми поручениями. Отказ от делегирования приводит к перегрузке руководителя, сокращает время, необходимое для выполнения своих непосредственных обязанностей. Делегирование помогает руководителю освободить время для более важной задачи и снизить загруженность, а также способствует использованию профессиональных знаний и навыков работников, положительно влияет на мотивацию труда сотрудников. Для того чтобы успешно осуществлять делегирование, необходимо подобрать нужных сотрудников, четко распределить сферу ответственности, координировать выполнение порученной задачи и осуществлять контроль рабочего процесса и результатов, пресекать попытку обратного или следующего делегирования. Не менее важно стимулировать и консультировать подчиненных, давать им оценку. Делегировать следует рутинную работу, специализированную деятельность, частные вопросы и подготовительную работу. Ни в коем случае нельзя делегировать такую работу, как определение цели, руководство сотрудниками, задача высокой степени риска.

    5. Реализация и организация. Допускает составление распорядка дня и организацию трудового процесса с целью достижения поставленной цели. Организация своего рабочего дня должна отвечать основному принципу: «Работа должна подчиняться мне, а не наоборот». Существуют 23 правила, которые можно разделить на 3 группы: правила начала дня, основной части дня и конца дня.

    Правила начала дня:

    1. начинать день с позитивным настроением;
    2. начинайте работу по возможности в одно и то же время;
    3. повторный обзор плана дня, составленного накануне;
    4. сначала — ключевые задания;
    5. приступать без раскачивания;
    6. согласовать план дня с секретарем (он будет эффективнее работать и сможет оградить руководителя от ненужных препятствий);
    7. утром заниматься сложными и важными делами, потому что позже менеджер обычно бывает занят текущими делами.
    Читайте также:
    Средства индивидуальной защиты - требования охраны труда, порядок обеспечения работников

    Правила основной части дня:

    1. логичная подготовка работы;
    2. влиять на фиксацию сроков в собственных интересах;
    3. перепроверять весь комплекс работ с точки зрения необходимости отдельных работ;
    4. отклонять дополнительно возникающую безотлагательную проблему;
    5. избегать незапланированных импульсивных действий;
    6. вовремя делать паузу и соблюдать размеренный темп;
    7. небольшие однородные задания выполнять серией (при этом только один раз проводится подготовка и в течение определенного времени руководитель занимается однородной деятельностью; благодаря непрерывности и концентрированности на процессе достигается экономия времени;
    8. рационально завершать начатое (отвлечение и следующее возвращение к работе требуют некоторого времени, потому начатое дело нужно или доводить до конца, или прерывать в нужный момент);
    9. использовать незапланированные временные промежутки для подготовительной или рутинной деятельности;
    10. работать антициклично (т. е. в начале дня целесообразнее заниматься важнейшими заданиями, а в более беспокойный период — делами менее важными);
    11. выкраивать спокойное время для восстановления сил;
    12. контролировать время и планы.

    Правила завершения рабочего дня:

    1. завершить начатые небольшие дела;
    2. контроль над результатами и самоконтроль;
    3. составить план на следующий день;
    4. каждый день должен иметь свою кульминацию.

    6. Контроль. Контроль над результатами служит улучшению, а в идеальном случае — оптимизации трудового процесса. Все перечисленные выше функции самоменеджмента будут не настолько эффективными, если не будет проводиться соответствующий контроль. Контроль охватывает три задания:

    • осмысление физического состояния;
    • сравнение запланированного с достигнутым;
    • корректировка но установленным отклонениям.

    Необходимо регулярно, через одинаковые промежутки времени, проверять свои планы и организацию труда, анализировать свою деятельность и свое время и составлять листок дневных препятствий. Контроль над результатами труда должен в любом случае производиться после выполнения задания. Тот, кто хочет себя по-настоящему разгрузить, не может отказаться от самоконтроля.

    7. Информация и коммуникация. Это важнейшая фаза, потому что все другие фазы нуждается в ней. На руководителя ежедневно обрушивается поток информации, с которым ему приходится разбираться. В реальной жизни руководитель обрабатывает намного больше информации, чем это необходимо для эффективной работы. Для того чтобы экономить свое время, руководителю необходимо разработать рациональный подход к получению, обработке и использованию информации.

    Деловые люди часто сетуют на то, что в сутках всего 24 часа. Успеть за день все запланированное просто невозможно, даже если вести переговоры с помощью конференц-связи и делать макияж стоя в пробке. К тому же и переговоры и макияж при этом не всегда удаются. Обвинять в неудачах можно кого угодно. А можно научиться самоменеджменту, т. е. искусству управлять своим временем и ресурсами с максимальной эффективностью. Тогда окажется, что в сутках есть время не только на сон, но даже на спорт и отдых.

    О том, что такое самоменеджмент, знают или хотя бы слышали сегодня многие. С тем, что управление собой, своим временем и ресурсами полезно и правильно, соглашаются тоже многие. Но почему-то тех людей, которые вечно опаздывает, не знают, за которое из своих двадцати дел хвататься, по-прежнему больше, чем пунктуальных и уверенных. Эти несчастные всегда находят массу причин тому, почему ничего не успевают, и, главное, не хотят учиться успевать. Но, как оказывается, это всего лишь мифы, которые развеиваются специалистами так же легко, как придумываются теми, кто не хочет управлять собой [65].

    Самоменеджмент как основа эффективного управления собой и другими

    Самоменеджмент позволяет эффективно пройти все этапы успешного пути к цели, а именно:

    • решить, чего вы хотите достичь
    • создать собственное видение успеха
    • использовать метод «больших скачков»
    • верить, что успех придет
    • сосредоточиться на целях, ведущих к успеху
    • не падать духом при неудачах

    Классики эффективного менеджмента Майк Вудкок и Дэйв Фрэнсис выделяют следующие ключевые навыки эффективного менеджера:

    • способность управлять собой: способность в полной мере использовать свое время, энергию, умения; способность справляться со стрессами.
    • разумные личные ценности, ясные или адекватные современной реальности
    • четкие личные цели: ясность в вопросах личной и деловой жизни; реалистичные жизненные цели
    • упор на постоянный личностный рост: настроенность и восприимчивость к новым ситуациям и возможностям
    • навык решать проблемы: наличие эффективных стратегий принятия решений и способности решать современные проблемы
    • творческий подход и способность к инновациям: изобретательность, способность генерировать количество идей, достаточное для решения проблем, умение использовать новые идеи
    • высокая способность влиять на окружающих: обеспечить их поддержку и участие, влиять на их решения
    • знание современных управленческих подходов
    • способность руководить умение обучать и развивать подчиненных
    • способность формировать и развивать эффективные рабочие группы.

    Эта книга посвящена задачам самоменеджмента, поэтому последние три навыка, связанных с управлением другими людьми, я дам лишь обзорно, а сосредоточусь на техниках управления собственными ресурсами: временем, задачами, финансовой и иной информацией, внешними и внутренними источниками данных — и, конечно, способностями и волей, без которых все ваши ресурсы лежат мертвым грузом.

    Перечисленные ключевые навыки эффективного самоменеджмента позволяют легко определить потенциальные ограничения, которые могут мешать вам управлять своей жизнью:

    • неумение управлять собой. Каждый человек, стремящийся к успеху, должен научиться обращаться с самим собой как с уникальным и бесценным ресурсом так, чтобы постоянно поддерживать свою производительность и хорошее состояние. Это предполагает и способность к напряженной работе, и способность «разряжаться», способность тратить энергию и способность ее накапливать.
    • размытые личные ценности. От менеджера ежедневно требуется принятие массы различных решений. Если личные ценности недостаточно определены, человеку не хватает твердых оснований для суждений и следующих за ними действий. Современная жизнь очень динамична и требует растущей готовности к нововведениям. Менеджеры, которым не ясны их собственные личные принципы и ценности, рискуют всегда отставать.
    • смутные личные цели. Менеджмент — это, во многом, совершение выбора. Если цели не определены или нереальны, менеджер недооценивает реальные альтернативы и упускает из виду важные возможности, тратя время и силы на незначительные вопросы. Таким образом невозможно достигнуть успеха и нельзя оценить успех других.
    • остановленное саморазвитие. Профессиональный и карьерный рост требует постоянного «роста над собой». Успешные люди динамичны, регулярно учатся и с интересом встречают новые ситуации. В отличие от них, менеджер, склонный избегать проблемных ситуаций, позволяет скрытым способностям так и остаться в тени, теряет природную отзывчивость и превращает деловую жизнь в рутину тем больше, чем чаще в интересах личной безопасности исключают из своей деятельности риск.
    • недостаток творческого подхода. Управленец вы или специалист, наемный служащий или свободный художник, для успеха вам нужен творческий подход, способность делать что-то особенно хорошо и нестандартно. высокая изобретательность, как и саморазвитие, требует готовности бороться с препятствиями и неудачами, проявляя изобретательность и обучаясь.
    • Неумение влиять на людей. Эта способность находится на грани самоменеджмента и управления другими, но поскольку никакая успешная социальная деятельность не возможна без взаимодействия с другими людьми (здесь имеются в виду люди, не подчиненные вам прямо, а каким-то образом связанные с вашей деятельностью и жизнью), то мы здесь скажем об этом несколько слов. Для любой деятельности в рамках личной или деловой жизни вам необходимо уметь получать поддержку и находить взаимопонимание с другими людьми. Взаимодействие требует настойчивости, гибкости, умения выражать себя и слушать других. Если этого нет, менеджер начинает обвинять других в том, что они к нему не прислушиваются, конфликтовать с людьми, от которых зависит успех его проектов — и успех покидает его. Так что умение влиять на других людей -тоже часть самоменеджмента.
    Читайте также:
    Отказ в государственной регистрации юридического лица

    Каждая из следующих глав этой книги начинается с теста, позволяющего определить ваш уровень самоменеджмента по одной из этих тем. А прямо сейчас я предлагаю вам разобраться в том, что такое управление собой и своей жизнью на уровне ежедневной практики — и затем с помощью теста по навыкам, составляющим основу самоменеджмента любого человека, понять, как обстоят дела у вас с управлением собственной жизнью?

    На уровне ежедневной практики способность к самоменеджменту представляет собой умение менеджера обеспечить и поддерживать:

    • здоровое тело, что зависит, в том числе от отсутствия вредных привычек
    • энергичность и жизнестойкость
    • спокойный и сбалансированный подход к жизни и работе
    • способность справляться со стрессом
    • эффективное использование времени

    Все это требует рационального распределения сил при решении задач и преодолении трудностей, а также управления энергией и эмоциями.

    Что бы вы ни делали, стресс в нашей жизни неизбежен. Известно, что люди, эффективно справляющиеся с трудностями, развивают в себе следующие способности:

    • откладывать проблемы до того момента, когда окажутся в состоянии справиться с ними;
    • специально расслабляться и давать отдых телу и уму
    • видеть свою жизнь в перспективе, не утопая в деталях
    • планировать и управлять стрессовыми ситуациями так, чтобы не дать стрессу поглотить себя
    • идти навстречу проблемам и быть готовым иметь с ними дело
    • знать свои возможности и их границы
    • не позволять себе погрязнуть в переживаниях и депрессии
    • идти на потерю популярности у окружающих, если это нужно для сохранения необходимых ресурсов
    • строить себе гибкие реалистичные планы и не изнурять себя борьбой
    • ограничивать степень своей вовлеченности в работу, поддерживая баланс между разными сферами жизненной активности.

    Вам стоит придерживаться этих подходов, если вы хотите справиться со стрессом, сопровождающим продвижение к успеху. А теперь — несколько слов об эмоциях. Многие менеджеры и управленцы делят свои эмоции на нужные и ненужные и последние подавляют. Положительным обычно считаются такие эмоции, как:

    • волнение, поскольку оно стимулирует активность
    • сопереживание, поскольку оно делает общение гуманным
    • заинтересованность, поскольку она помогает продвигаться вперед
    • любопытство, которое помогает осваивать новые сферы
    • уверенность, которая добавляет солидности и изящества профессиональным усилиям.

    Однако опытные и мудрые люди ценят все свои чувства, поскольку эти чувства — это реальная обратная связь о происходящем с вами. И верно использованные гнев или раздражение могут продвинуть вас на пути к цели. Избегая выражать эмоции, мы не уничтожаем, а лишь удерживаем их с помощью мышечного напряжения, естественно возникающего при такого рода нагрузке. Многолетнее стандартное напряжение по сдерживанию эмоций приводит к хроническому зажиму определенных групп мышц, а затем и к болезням. Противоядием к напряжению и сдерживанию себя является следующее поведение:

    • изучите и примите себя,
    • выразите свои чувства в безопасной обстановке, поймите их корни (часто проблемы кроются в детских переживаниях) и измените себя. Это сложная часть работы, но она дает наибольшую отдачу.
    • постройте тесные и доверительные отношения с окружающими
    • ищите вызов: успех увеличивает способность использовать свою энергию
    • спокойно принимайте свои неудачи ,учитесь на них
    • оценивайте, чего вы стоите, реалистично и оптимистично. Меняйте то, что в ваших силах и не печальтесь об остальном

    Насколько у вас получается управлять своей жизнью в целом, Вы можете узнаеть прямо сейчас.

    Тест на навыки управления своей жизнью.

    Тест «Насколько вы эффективно управляете своей жизнью?»
    Оцените по шкале «Обычно», «Время от времени», «Редко» перечисленные ниже утверждения. Итак, вы:

    • постоянно поддерживаете свое здоровье
    • ограничиваете свое рабочее время (не засиживаетесь на работе)
    • следите за равновесием между личной и деловой жизнью
    • планируете и устраиваете для себя перерывы и выходные
    • эффективно организуете свои поездки
    • свободно выражаете свои эмоции
    • стремитесь к самопознанию
    • эффективно используете свое время
    • находитесь в ладу со своими чувствами
    • ощущаете свою энергию и жизнелюбие
    • развиваете разумное общение с окружающими
    • эффективно извлекаете и используете опыт неудач
    • способны сносить неодобрение и нелюбовь к себе
    • избегаете чрезмерных стрессов
    • берете на себя только выполнимые задачи, а не каждый вызов
    • обычно чувствуете себя полным сил

    Поставьте себе 2 за каждый ответ «Обычно», 1 — за ответ «Время от времени» и 0 за ответ «редко» и посчитайте сумму. 0-10 — у вас большие проблемы с самоменеджментом. 11-20 — вы справляетесь с обычной жизнью, но не достигаете успеха, которого достойны. 21-32 — вы достигли многого и можете начинать стремиться к идеалу. Сколько бы баллов у вас ни вышло, вернитесь сейчас к списку и выберите те утверждения, которых, как вы чувствуете, вам будет сложнее всего обеспечить. Начните свою работу по совершенствованию управлением собой с чего-нибудь относительно сложного, а остальное прибавится само. Если у Вас серьезные проблемы с самоменеджментом, начинайте работать над наиболее слабыми сторонами Вашего управления собой. И, поверьте, Ваша карьера получит от этой работы серьезный фундамент для рывка вперед.

    По материалам книги Н. Петровой «Тренинг для победителя. Самоменеджмент эпохи Интернет» (СПб, Речь, 2002)

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: