ССБТ (система стандартов безопасности труда)
Человек, устраиваясь на работу на опасное предприятие, думает о своей безопасности, т.к. не каждый работодатель придает ей особое значение. Но сейчас каждый работодатель должен иметь особый документ, в котором фиксируются правила обеспечения безопасности на фирме. Причем ему требуется не только его разработать, но и использовать на своем предприятии. О том, что такое ССБТ — все подробности далее.
Что такое ССБТ
Система стандартов безопасности труда — это совокупность нормативной документации, которая регламентирует определенные правила. Эти условия помогают сохранить здоровье и трудоспособность гражданина в процессе работы, а так же улучшают условия труда.
Но вопросы, регулируемые трудовым законодательством, в описанную категорию не входят.
Несколько слов о самом понятии
Что устанавливает система стандартов безопасности труда
ССБТ — это кодекс охраны труда, в котором все установленные понятия логичны и взаимосвязаны друг с другом. Главные положения ССБТ содержатся в ГОСТе под названием «Система стандартов безопасности труда» 12.0.001-2013.
Помимо этого, в этом госте содержится расшифровка термина ССБТ.
По ГОСТу: «ССБТ — это комплекс, взаимосвязанных между собой документов, закрепляющих положение об охране труда рабочих на фирме».
Обратите внимание! Все нормы, входящие в важный документ и требования, входящие в ССБТ должны быть взаимосвязаны, обязаны соответствовать друг другу. Такие нормы призваны сокращать процесс травмирования сотрудников на производстве.
Если эти правила не соблюдаются, на руководителя фирмы накладывается штраф. В структуру системы охраны труда входит несколько понятий. Это:
- организация рабочей деятельности;
- обеспечение условий стандартизации;
- перечень опасных и вредных производственных факторов;
- перечень условий, которые предъявляются к зданиям, производственному процессу, оборудованию, технологии.
А еще в разработанную программу включены:
- ГОСТы;
- ОСТ, т.е. отраслевые документы;
- СТП и СТО. Это документы, действующие на предприятии и организации.
Что это за важный орган
Государственный стандарт 12.0.001-2013
Документы по охране труда человека на предприятии утверждаются лишь Госстандартом РФ. Их обязаны выполнять все госорганы и хозяйствующие субъекты. В этих бумагах представляются требования к охране труда, обладающие межотраслевым значением.
В первом разделе ГОСТ 12.0.001-2013 рассказывается об общих положениях программы по охране труда.
Обратите внимание! Во втором разделе содержится структура системы и обозначения, применяемые для различных групп стандартов безопасности труда.
В Госстандарт ССБТ входит:
- Индекс. Здесь вписывается слово «ГОСТ».
- Регистрационный номер. Первой его цифрой является цифра «12». Там выписываются шифр системы по охране труда. А далее вписывается цифра с точкой. Здесь фиксируется цифры от 0 до 4. Именно цифрой обозначается группа правил. Последние три цифры обозначают порядковый номер документа в группе. Через тире вписывается две или четыре цифры. Обычно так фиксируется год утверждения данного документа.
Шифр системы обладает своим определением. Фиксируется данный код так:
- «0». Так фиксируются организационно-методические стандарты. Здесь рассказывается об основах стандартизации, терминологии, классификации.
- «1». Здесь рассказывается о правилах и нормах по видам опасных и вредных факторов. В данной категории рассказывается о предельно допустимых значениях, методах контроля параметров, методах защиты.
- «2». Это требования безопасности к производственным автомобилям и оборудованию. В данной категории рассказывается об общих требованиях к охране труда, правилах, применяемых к отдельным группам автомобилей и оборудованию, способах контроля за соблюдением требований.
- «3». Это требования безопасности к производственным процессам. В данной категории рассказывается об общих требованиях безопасности, о требованиях к отдельным группам процессов, о способах контроля за соблюдением требований.
- «4». Это нормы безопасности к защитным средствам. В данной категории рассказывается об отдельных видах защиты, способах их контроля, оценки, классификации. А еще такую информацию можно почерпнуть из учебника по обществознанию.
Обратите внимание! А если руководитель фирмы не понял расшифровку аббревиатуры ССБТ, то ему лучше просмотреть действующие в стране законодательные акты. Причем посмотреть следует те законодательные акты, что связаны с его тематикой. Именно в них пользователь может найти ответы на все свои вопросы. А еще свои вопросы он может задать опытному юристу, который также может дать ответ на любой юридический вопрос.
Общие положения
ССБТ была создана Министерством здравоохранения в 1972 году. С этого момента структура постоянно усовершенствовалась и менялась. В ней содержится информация об обеспечении труда на фирме, о способах выявления и устранения недостатков, об уменьшении воздействия на сотрудников вредных факторов. Разработанные правила обязательно фиксируются в конструкторской, проектной, технологической и технической документации. По закону некоторые документы, входящие в ССБТ, обязательно должны соблюдаться руководителем фирмы.
Всем известные ГОСТы возвращаются
Современные государственные стандарты
ГОСТ — это государственный стандарт национального и международного характера. Их обязаны выполнять все субъекты РФ.
А еще эти стандарты ССБТ:
- утверждаются Гостстандартом РФ;
- обязательно должны применяться всеми госорганами, хозсубъектами;
- имеют требования обеспечения отсутствия рисков межотраслевого уровня.
Отраслевые нормы
Такие документы разрабатываются в министерствах, ведомствах, органах госнадзора. В них содержатся локальные требования безопасности в конкретной области. Поэтому на всю отрасль в целом и на другие производства такие правила не распространяются.
Обратите внимание! Данные правила должны выполняться всеми отраслевыми учреждениями. А еще такие правила обязаны выполняться предприятиями, которые используют продукцию, реализуемую на данном предприятии.
Обязательно в ОСТ входят следующие обозначения. Это:
- Индекс. В данной категории вписывается слово «ОСТ».
- Цифровое обозначение ведомства, которое приняло данные правила.
- Регистрационный номер ОСТа.
- Год принятия данного документа. Периодически владелец фирмы должен обновлять принятые вфирме учредительные документы. Если хозяин этого не делает, то его могут привлечь к административной ответственности. Обычно ему просто выписывают штраф.
Нормы предприятий и организаций
Стандарт по охране труда в каждой фирме разрабатывается в индивидуальном порядке. Такие правила помогают уточнить и конкретизировать нормы по охране труда. Повторять требования, описанные в ранее созданных разделах правил безопасности, правила из данного раздела не должны.
Обратите внимание! Такие действия считаются специалистами бессмысленными.
Такие программы зависят от:
- специфики производства, статуса предприятия. Особенно это важно в том случае, если владелец фирмы занимается строительством;
- производимой продукции;
- условий труда, созданных в конкретной фирме.
ССБТ была принята в фирме? Самое время ознакомить с ней своих работников
Правила, описанные в стандартах, обязаны выполнять все работники фирмы, работающие в различных подсистемах.
Обычно в стандартах рассказывается:
- о безопасной работе на предприятии;
- о планировании деятельности в сфере безопасности труда на предприятии;
- об обучении и инструктаже всех работников;
- об обеспечении контроля за выполнением всех стандартов;
- о надзоре за сооружениями, имеющими повышенную опасность;
- об обеспечении пожарных мер и защиты сотрудников при пожаре;
- об организации обеспечения, эксплуатации, уходе, содержании за средствами личной защиты на предприятии.
Обратите внимание! Если все правила, установленные в стандартах, соблюдены владельцем предприятия, то такие требования считаются успешно выполненными. А если владелец предприятия не соблюдает их, то его могут привлечь к административной ответственности. А еще у него может быть много проблем с разными вышестоящими организациями.
Владелец предприятия может провести специальный инструктаж по технике безопасности. Так руководитель ознакомит всех своих сотрудников с установленными правилами. А еще он может их добавить на специальный стенд. Так любой сотрудник может в любое удобное для него время подойти к стенду, ознакомиться с установленными на фирме правилами.
Разработать систему безопасности труда на предприятии не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Важно внимательно изучить все документы и действовать в рамках закона. Тогда проблем у руководителя предприятия с контролирующими организациями не возникнет.
Система стандартов безопасности труда 2022 года: что обязан знать работодатель
Что это такое
Система стандартов безопасности труда (ССБТ) предусматривает наличие совокупности связанных между собой устанавливающих документов, которые призваны не только обеспечить, но и улучшить условия для работы сотрудников.
Цель, которая преследуется, — установить комплекс стандартов и моделей, которые направлены на выработку и осуществление согласованной политики в сфере безопасности труда.
ССБТ не отменяет действие правовых актов различных госорганов, в которых содержатся требования по ОТ. Более того, нормативные акты органов власти, в которых содержатся правила в рассматриваемой сфере, должны соответствовать нормам, установленным ССБТ.
Основные положения определены в ГОСТ «Система стандартов безопасности труда» 12.0.001-2013. Он закрепляет терминологию, разъясняет термин ССБТ. Нормы в этой сфере, утверждаемые органами власти, должны соответствовать ССБТ.
Государственный стандарт 12.0.001-2013
Структура системы стандартов безопасности труда состоит из условий, которые определяют:
- способ организовать работы;
- условия стандартизации;
- виды опасных и приносящих вред производственных факторов;
- перечень требований к зданиям, сооружениям, производственным процессам, оборудованию.
ССБТ представляет собой единый комплекс, в который включены:
- государственные стандарты системы стандартов безопасности труда;
- отраслевые документы;
- стандарты предприятий и организаций.
Стандарты должны быть разработаны и согласованы в едином определенном порядке. Нормы, включенные в них, подлежат использованию в различных видах документации, в том числе технологического, проектного, конструкторского формата. Все они обязательно имеют заголовок группы: «Система стандартов безопасности труда».
Общие положения
ССБТ создана в 1972 году, поэтому текущие правила отличаются от действовавших еще десятилетие назад. В настоящее время она включает порядка 400 документов и, в том числе, устанавливает стандарты безопасности труда работников.
Документы разрабатываются, рассматриваются и согласовываются в соответствии с единым установленным порядком. Нормы, содержащиеся в ССБТ, подлежат обязательному включению в конструкторскую, проектную, технологическую документацию.
Современная ССБТ предусматривает, что определенные виды документов должны обязательно использоваться нанимателями.
Современные государственные стандарты
ГОСТы — это стандарты национального и межгосударственного характера, действие которых распространяется на всю территорию РФ. Их могут применять любые субъекты хоздеятельности.
Стандарты безопасности труда (на 2022 год в том числе) имеют ряд общих признаков:
- утверждаются Госстандартом РФ;
- используются в деятельности всеми госорганами и хозсубъектами в обязательном порядке;
- касаются требований обеспечения отсутствия рисков межотраслевого уровня.
В целях упрощения чтения и поиска они классифицированы:
- Название документа (в данном случае — ГОСТ).
- Номер по регистрации — число 12, являющееся обозначением непосредственно ГОСТ (система стандартов безопасности труда).
- Шифр подсистемы — число с точкой от 0 до 4, относящее документ к определенной группе.
- Номер госстандарта в подсистеме, включающий цифры от 001 до 999.
- Двузначное или четырехзначное число (обозначает год издания или актуализации документа).
К примеру, ГОСТ 12.0.230-2007 о стандартах безрискового труда и требованиях к управлению охраной труда имеет следующую расшифровку:
- 12 — стандарты;
- 0 — обозначение шифра подсистемы «Организационно-методические стандарты»;
- 230 — номер по порядку в подсистеме;
- 2007 — год введения.
Шифр системы стандартов безопасности труда включает цифры от 0 до 9. Эти цифры включены в наименование каждого документа и имеют свое распределение:
Методические и организационные госстандарты
Включают цели, задачи, способы внедрения и контроля за соблюдением, применяемая терминология, классификация опасных и вредных факторов, алгоритм организации труда, направленный на создание условий без рисков
Требования по опасным и вредным производственным факторам
Предельные значения параметров и характеристик опасных факторов, их контроль, алгоритмы защиты сотрудников
Требования о безопасных процессах и их группах, контроль выполнения
Условия, касающиеся классов, видов и типов защитных средств, способы контроля защиты
Средства защиты сотрудников
Требования по надежности зданий и сооружений
Цифры 6-9 остаются резервными (к примеру, шифр 8 системы стандартов безопасности труда остается свободным).
Таким образом, ГОСТы являются обязательными для использования всеми госорганами и субъектами хозяйствования. Их применение облегчает ведение требующейся документации, взаимодействие с органами контроля и надзора. Кроме того, оно может стать ярким преимуществом предприятия в части конкуренции на рынке труда.
Отраслевые нормы (ОСТ)
ОСТ отражают специфику отрасли. Разрабатываются и утверждаются органами управления конкретных отраслей. Для них характерным является более высокий уровень требований (по сравнению с государственными нормами). ОСТ подробно регламентируют правила в определенной отрасли.
В каждой отрасли определены организации, координирующие внедрение норм, разрабатывающие документацию по внедрению условий ГОСТ, анализирующие результаты внедрения и оптимизирующие существующие ОСТ (к примеру, стандарт безопасности труда «обеспечение работников смывающими средствами» актуализирован Минздравом в 2010 году).
ОСТ, входящий в ССБТ, имеет определенное обозначение. Он включает:
- индекс — ОСТ;
- обозначение госоргана, разработавшего стандарт, в цифровом виде;
- номер ОСТа в соответствии с регистрацией;
- год утверждения.
К примеру, ОСТ 51.81-82 «ССБТ. ОХРАНА ТРУДА В ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ» введен в действие Приказом (Распоряжением) Министерства газовой промышленности от 23.03.1982 № МА-171.
ОСТы в обязательном порядке используются в организациях отрасли, а также на предприятиях, где применяется продукция отрасли.
Нормы предприятий и организаций
Это основная часть ССБТ. Подобные документы не должны повторять содержаний ГОСТ и ОСТ, поскольку на предприятиях разрабатывают в основном модели подсистемы «О» и «4»:
- обеспечение безопасной работы на предприятии;
- планирование деятельности в сфере БТ на предприятии;
- обучение и инструктаж работающих;
- обеспечение контроля;
- надзор за объектами, представляющими повышенную опасность;
- обеспечение противопожарных мер и защиты работников при пожаре;
- организация обеспечения, эксплуатации, ухода и содержания средств индивидуальной защиты на производстве.
Нормы предприятий разрабатывают специалисты по ОТ конкретного учреждения, опираясь на утвержденные государственные и отраслевые стандарты ССБТ. В стандартах данного вида определяются требования к обеспечению безопасной трудовой деятельности в конкретной организации с учетом специфики работы, выпускаемой продукции, условия работы. Нормы обязательны для сотрудников конкретного учреждения.
Разрабатывая стандарты в организации, можно использовать действующие стандарты (ГОСТы, ОСТы). Однако понижать степень обеспечения защищенности труда сотрудников запрещено.
Создавать стандарт в организации можно поэтапно:
- Изучить условия работы на предприятии.
- Определить соответствие норм стандарта имеющимся условиям.
- Согласовать проект стандарта с действующей профсоюзной организацией (при наличии).
- Утвердить локальным распорядительным актом.
Нормы считаются внедренными в организации, только если применяются все установленные ими стандарты.
В 1996 г. закончила СГПИ по специальности преподаватель английского и русского языков. В 2003 г. закончила Московскую Академию права и управления по специальности юрист. В 2007 г.закончила РАНХиГС по специальности менеджмент в управлении
Что такое НСОТ?
Больше материалов по теме «Оплата труда» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
- Что такое НСОТ
- Законодательные обоснования
- Принципы НСОТ в образовательной сфере
- Стимулирующие выплаты по НСОТ
- Как перейти на НСОТ
- Критика НСОТ
Система оплаты работы сотрудников бюджетной сферы по Единой тарифной сетке, долгое время практиковавшаяся в нашей стране, показала свою неэффективность в образовательной отрасли.
Тарифный разряд, устанавливающийся за квалификацию и стаж педагога, не отражает результативность его работы, а значит, не стимулирует к эффективности и повышению качества.
Необходимо было реформировать систему оплаты труда работников образования, нужен был совершенно новый подход. Именно этот процесс продолжается в РФ и сегодня.
Как любое новое начинание, еще недостаточно опробованное на практике, новая система оплаты труда (НСОТ) содержит как плюсы, так и неожиданные подводные камни. Рассмотрим особенности этой системы, ее нормативную базу, проанализируем, как она вводится в бюджетных образовательных заведениях, рассмотрим ее положительные и отрицательные нюансы.
Что такое НСОТ
НСОТ расшифровывается как «новая система оплаты труда». Это инициатива, заменяющая принцип начисления трудового вознаграждения работникам образовательной отрасли с окладного (на основе Единой тарифной сетки) на дифференцированный подход.
При привычной системе зарплата работника бюджетной сферы рассчитывалась, исходя из оклада (тарифа), который соответствовал определенному квалификационному разряду по стажу и категории сотрудника. Результативность труда в каждый конкретный временной промежуток практически никак не влияла на размер заработной платы.
НСОТ декларирует иной принцип распределения зарплатных фондов: руководители получают единоличное право распоряжаться их распределением, назначая разные суммы в зависимости от количества и качества труда каждого сотрудника бюджетной сферы, поощряя более успешных и квалифицированных.
Вопрос: Как изменить положение об оплате труда (иной локальный нормативный акт об оплате труда) в связи с переходом на новую систему оплаты труда?
Посмотреть ответ
Средства на такие выплаты должны появиться за счет экономии фондов, а также путем расширения бюджетных ассигнований на федеральном уровне примерно на треть.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если временной объем работы бюджетника сохранялся на прежнем уровне, как и уровень его должностных обязанностей, то зарплата на основе НСОТ не может быть меньше, чем была по ЕТС.
Законодательные обоснования
Правительство РФ 05 августа 2008 года приняло Постановление, согласно которому с 1 декабря 2008 года работники бюджетной сферы, относящиеся к определенным отраслям, и прежде всего, к образовательной, переходят с ЕТС на НСОТ. В этом документе освещены общие вопросы, касающиеся нового подхода к системе трудового вознаграждения в бюджетных отраслях.
В ст. 144 ТК РФ освещен порядок документального регламентирования системы оплаты и других условий труда на каждом уровне распределения бюджетных средств:
- учреждения федерального уровня должны отражать этот порядок в колдоговорах, допсоглашениях к трудовым договорам или других локальных нормативных актах, предусмотренных федеральным законодательством;
- в региональных госучреждениях – в тех же документах, но с учетом особенностей, принятых на законодательном уровне субъектов РФ;
- на муниципальном уровне нужно будет учитывать тонкости местного самоуправления.
Этот закон фактически отдает приоритет в установлении системы оплаты труда непосредственно работодателю, то есть начальству бюджетного учреждения.
Принципы НСОТ в образовательной сфере
Новая система оплаты труда для образовательных учреждений, финансируемых из бюджета, построена на следующих основаниях.
- Зарплатный фонд учреждения формируется в соотношении с количеством обучаемых (финансы из бюджета выделяются на каждого обслуживаемого ученика).
- С учетом объема выделенных средств учебное заведение вправе само составить собственное штатное расписание.
- Весь оплатный фонд состоит из двух долей: базовой (гарантированной к выплате согласно тарифам и обычным компенсациям) и стимулирующей (ее распределяют по успехам, достижениям, загрузке, условиям труда работников).
- В учет выплат по стимулирующей части входят и те обязанности педагога, которые ранее составляли фактически не регламентируемую занятость, например, беседы с родителями учеников и их документальное оформление, проверка ученических работ, заведование специальными кабинетами и т.п.
- Размер оплаты, получаемой руководством, не должны превышать средней суммы з/п остальных сотрудников.
Как внести изменения в трудовые договоры с работниками, если они согласны перейти на новую систему оплаты труда?
Стимулирующие выплаты по НСОТ
Часть зарплаты, как раз и составляющая суть НСОТ, должна выплачиваться дополнительно к гарантированным суммам в качестве вознаграждения за конкретные достижения и стимулирования к дальнейшим успехам.
ВАЖНО! Стимулирующие выплаты, в отличие от традиционных «премиальных», выплачиваются не за отсутствие нареканий и нормальное исполнение своих должностных обязанностей, а именно за достижения, особые результаты, повышенную эффективность.
Внутренними нормативными актами нужно четко регламентировать:
- виды стимулирующих выплат;
- критерии для их начисления;
- размеры сумм и/или порядок расчета;
- периодичность выплат (недельная, месячная, по итогам полугодия или года);
- процедура оценки достижения заявленных показателей (директором при участии образовательных советов).
На обеспечение указанных выплат должно идти приблизительно 30% от всего фонда заработной платы, то есть это как раз та доля, на которую увеличиваются дотации из государственного бюджета в рамках введения НСОТ.
Как перейти на НСОТ
Для того, чтобы ввести новую систему оплаты, каждое бюджетное учреждение обязано внести изменения или принять новые нормативные акты, которые, по сути, регламентируют перемены в существенных условиях труда, а посему, требуют согласия самих сотрудников.
К СВЕДЕНИЮ! Если трактовать переход на НСОТ как изменение технологических условий или организации труда, тогда согласие работников получать не обязательно.
Для этого работодатель должен совершить ряд предусмотренных законом шагов.
- Письменно уведомить сотрудников об изменениях в двухмесячный срок.
- Если работник согласен работать в новых условиях, он должен выразить это письменно.
- Если бюджетнику условия не подходят, ему нужно письменно предложить вакансии, если таковые имеются в наличии, в том числе и из оплачиваемых ниже текущих, а также в других региональных подразделениях.
- При отсутствии вакансий или несогласия работника занять одну из них его увольняют по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
- С согласившимися сотрудниками заключается допсоглашения с прописанными в нем новыми условиями оплаты труда (они не должны быть хуже, чем старые): суммами выплат по окладу, компенсациям, надбавкам, стимулирующей части зарплаты.
Критика НСОТ
Весьма эффективная в теории, в процессе применения НСОТ обнаружила несколько крайне неприятных «подводных камней».
Задумывалось, что все средства, выделенные из бюджета, расходуются внутри самого учреждения, а те, что оказались сэкономленными, переходят в фонд оплаты труда, из которого и распределяются руководством в качестве стимулирующей части зарплаты.
На практике оказалось, что у руководства вместе с обязанностью распределения средств появляется почти неконтролируемая возможность увеличивать собственный размер зарплаты.
Это несложно сделать, уменьшая объем услуг, оказываемый учреждением, что естественно, негативно отражается на качестве работы. Можно манипулировать и базовой частью, установив «директорский» оклад значительно больше среднего по заведению, мотивируя тем, что многие сотрудники работают на 1,5 ставки.
НСОТ невольно поставила руководство учреждений и его персонал в позиции бизнес-партнеров с противоборствующими интересами, что не может не создавать определенной социальной напряженности.
Рекомендации по оплате труда на 2022 год
Автор: Мухин С.Р., эксперт журнала
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений утвердила[1] Рекомендации по установлению система оплата труда 2022 работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 год (далее – Единые рекомендации). В статье сделаны акценты на некоторых положениях данного документа, которые необходимо знать автономным учреждениям.
Зарплата не меньше МРОТ.
При установлении система оплата труда 2022 год АУ следует учитывать обязательные нормы в части регулирования трудовых отношений, касающиеся оплаты труда, предусмотренные ТК РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п. 5 Единых рекомендаций).
В частности, в силу ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ. Таким образом, при определении размера заработной платы с 01.01.2022 должна быть соблюдена величина МРОТ, установленного федеральным законом.
С 01.01.2022 МРОТ составляет 12 130 руб. в месяц (Федеральный закон от 27.12.2019 № 463-ФЗ).
Оклады, ставки следует устанавливать на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп с учетом (п. 7 Единых рекомендаций):
правовых позиций КС РФ, изложенных в постановлениях от 07.12.2017 № 38-П, от 28.06.2018 № 26-П, от 11.04.2019 № 17-П, от 16.12.2019 № 40-П;
перечня поручений Президента РФ по установлению требований к отраслевым система оплата труда 2022.
Ниже в таблице приведены доплаты, входящие в состав заработной платы работника, но не подлежащие включению в МРОТ согласно разъяснениям КС РФ.
Выплата
Минимальный размер оплаты труда (12 130 руб.)
При сравнении заработной платы с МРОТ в сумме зарплаты не учитываются районные коэффициенты и процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (Постановление КС РФ № 38-П)
Доплата за совмещение
Дополнительная работа в порядке совмещения профессий (должностей) оплачивается отдельно: размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (ст. 151 ТК РФ). Она не предполагает включения в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей МРОТ (Постановление КС РФ № 40-П)
Доплата за сверхурочную работу
Выплаты, связанные со сверхурочной работой, работой в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, в отличие от компенсационных выплат иного характера, не могут включаться в состав регулярно получаемой месячной заработной платы (Постановление КС РФ № 17-П)
Кроме того, следует обратить внимание на пп. «а» п. 7 Единых рекомендаций. В нем отмечается, что в 2022 году не должно быть допущено снижение установленных указами Президента РФ от 07.05.2012 № 597, от 01.06.2012 № 761, от 28.12.2012 № 1688 показателей рекомендации по оплата труда отдельных категорий работников государственных и муниципальных учреждений, а также должно быть обеспечено достижение национальных целей, определенных Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204.
Далее отметим основные значимые положения Единых рекомендаций, на которые следует обратить внимание в 2022 году при установлении систем оплаты труда для работников учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта и ветеринарии.
Оплата труда в учреждениях образования.
Особенности формирования оплаты труда работникам учреждений образования изложены в п. 36 Единых рекомендаций. В нем обращено внимание, что в целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности педагогической профессии необходимо перераспределять средства, предназначенные для оплаты труда в организациях, таким образом, чтобы на установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников использовалось не менее 70 % фонда рекомендации по оплата труда организации. При этом не должны учитываться выплаты компенсационного характера, связанные с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в сельской местности, а также в организациях, в которых за специфику работы выплаты компенсационного характера предусмотрены по двум и более основаниям.
Необходимо определять предельную долю расходов на оплату труда административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда образовательных учреждений в объеме не более 40 %. На оплату труда педагогических работников направлять 60 % от средств, идущих на заработную плату сотрудников организации.
Рекомендуется обеспечивать формирование систем оплата труда работников учреждения, в том числе прозрачность порядка, условий и критериев установления работникам образовательных учреждений выплат стимулирующего характера, с учетом положений Письма Минобрнауки РФ от 29.12.2017 № ВП-1992/02 и Приказа Минобрнауки РФ от 13.12.2018 № 73н.
Оплата труда в учреждениях здравоохранения.
Среди особенностей установления оплаты труда работникам сферы здравоохранения, приведенных в п. 37 Единых рекомендаций, можно выделить следующие:
Не допускать в 2022 году снижения установленных Указом Президента РФ № 597 показателей оплаты труда медицинских работников.
Повышение заработной платы работникам учреждений здравоохранения осуществлять за счет всех источников финансирования, в том числе за счет субвенций ФФОМС, учитывающих увеличение финансового обеспечения расходов, осуществляемых в рамках базовой программы ОМС, а также межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ, на дополнительное финансовое обеспечение территориальных программ ОМС.
В целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в медицинских учреждениях, снижения внутрирегиональной дифференциации в оплате труда активизировать работу по совершенствованию оплаты труда медицинских работников в части обеспечения доли выплат по окладам в структуре заработной платы не ниже 55 %.
При установлении выплат стимулирующего характера за достижение конкретных результатов деятельности работников предусматривать показатели и критерии эффективности с учетом специфики и условий осуществления профессиональной деятельности с отражением их в локальных нормативных актах и трудовых договорах (дополнительных соглашениях к трудовым договорам) с работниками учреждений.
При установлении выплат стимулирующего характера за квалификационную категорию предусматривать увеличение доли выплат на эти цели в общем объеме стимулирующих выплат.
Повышение оплата труда работников учреждения, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производить по результатам специальной оценки условий труда в размере не менее 4 % оклада (должностного оклада), установленного для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора в отношении рабочих мест медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность, производится независимо от концентрации патогенных микроорганизмов и без проведения исследований (испытаний) и измерений.
Установленные размеры повышения оплаты труда не могут быть уменьшены без проведения на этих рабочих местах мероприятий по улучшению условий труда.
Если по итогам специальной оценки условий труда рабочее место признается безопасным, повышение оплаты труда не производится.
Оплату труда медицинских работников, привлекаемых в учреждения здравоохранения в целях ликвидации кадрового дефицита специалистов в рамках реализации Указа Президента РФ № 204, осуществлять за счет всех источников финансирования на эти цели, в том числе средств нормированного страхового запаса территориальных фондов ОМС.
Устанавливать предельную долю расходов на оплату труда административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда работников учреждений (не более 40 %), одновременно утверждая перечень должностей, относимых к административно-управленческому и вспомогательному персоналу учреждений.
Оплата труда в учреждениях культуры.
При формировании оплаты труда в учреждениях культуры нужно руководствоваться п. 38 Единых рекомендаций, в котором даны такие указания.
В целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в учреждениях культуры следует продолжить работу по увеличению доли выплат по окладам (должностным окладам) в структуре заработной платы работников. Ее следует сбалансировать таким образом, чтобы без учета выплат компенсационного характера за работу в местностях с особыми климатическими условиями на выплаты по окладам (должностным окладам) направлялось не менее 50 % заработной платы.
Для повышения качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) выплаты стимулирующего характера работникам учреждений нужно устанавливать с учетом выполнения предусмотренных показателей эффективности деятельности.
Руководители государственных (муниципальных) учреждений в сфере культуры при оплате труда работников за работу в учреждениях культуры, расположенных в сельской местности, вправе применять повышающий коэффициент и (или) повышение, устанавливаемые в процентах (в абсолютных величинах).
Оплата труда в учреждениях спорта.
В пункте 39 Единых рекомендаций приведены особенности установления системы оплаты труда в учреждениях спорта.
Повышение заработной платы тренеров, осуществляющих спортивную подготовку, в условиях нормальной продолжительности рабочего времени осуществляется с учетом уровня средней заработной платы в соответствующем регионе.
Повышение оплаты труда производится за счет выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований, средств, поступающих от приносящей доход деятельности, а также получаемых по результатам проведения мероприятий, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов.
В целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности отрасли оплату труда рекомендуется осуществлять с учетом перераспределения средств, предназначенных для ее выплаты в организациях, так, чтобы на установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников направлялось не менее 70 % фонда оплаты труда организации. При этом не должны учитываться выплаты компенсационного характера.
Для обеспечения качественного оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) трудовые отношения с работниками государственных и муниципальных учреждений физической культуры и спорта оформляются по трудовому договору, основанному на принципах «эффективного контракта».
За наличие спортивных званий и разрядов, ученой степени в сфере физической культуры и спорта, ведомственных наград можно применять повышающие коэффициенты к окладам и ставкам зарплаты.
Тренеры и иные специалисты, ранее участвовавшие не менее двух лет в подготовке спортсмена, достигшего высоких результатов в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня спортивной сборной команды субъекта РФ, имеют право на стимулирующую выплату в течение не менее четырех лет с момента достижения спортсменом результатов. Кроме того, они вправе получать дополнительное поощрение, в том числе за счет грантовых программ, реализуемых федеральными и региональными госорганами при достижении спортсменом результата на Олимпийских, Параолимпийских, Сурдолимпийских играх.
Рекомендуется формировать в годовом фонде оплаты труда учреждения средства на стимулирующие выплаты работникам в сфере физической культуры и спорта:
за результативное участие в подготовке спортсмена высокого класса;
за переход спортсмена на более высокий этап спортивной подготовки, в том числе в иную организацию, осуществляющую подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд РФ;
за интенсивность и высокие результаты работы и достижения.
При бригадном методе работы установление заработной платы рекомендуется осуществлять по коэффициенту трудового участия каждого конкретного специалиста с учетом конкретного объема, сложности и специфики работы.
Оплата труда в ветеринарных учреждениях.
В пункте 40 Единых рекомендаций приведены особенности установления оплаты труда в учреждениях ветеринарии. Отметим, что ранее таких рекомендаций в аналогичном документе за 2019 год не содержалось, поэтому данный раздел является новым.
При формировании систем оплаты труда работников рекомендуется учитывать следующее.
В целях сохранения и развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в государственных учреждениях ветеринарии, обеспечения стабильности рабочих мест следует активизировать работу по совершенствованию систем оплаты труда ветеринарных работников в части обеспечения доли выплат по окладам в структуре заработной платы не ниже 70 %.
При установлении выплат стимулирующего характера нужно предусматривать показатели и критерии эффективности с учетом специфики и условий осуществления профессиональной деятельности с отражением их в локальных нормативных актах и трудовых договорах с работниками. Также обращено внимание на установление специальных стимулирующих выплат за оказанную помощь при ликвидации очагов особо опасных болезней животных. Такая выплата может быть установлена:
главным ветеринарным врачам;
ведущим ветеринарным врачам;
ветеринарным врачам первой категории;
ветеринарным врачам второй категории;
ветеринарным врачам – эпизоотологам;
ветеринарным врачам – бактериологам;
ветеринарным фельдшерам, ветеринарным санитарам, ветеринарно-санитарным врачам.
Увеличение фондов оплаты труда работников, в том числе при проведении индексации заработной платы, рекомендуется направлять преимущественно на увеличение размеров окладов (должностных окладов). Повышать оплату труда работников государственных учреждений ветеринарии рекомендовано за счет всех источников финансирования.
Формирование штатных расписаний государственных учреждений ветеринарии осуществляется с учетом профессиональных квалификационных групп должностей работников сельского хозяйства, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.07.2008 № 339н.
Заработная плата руководителей.
Положения по установлению заработной платы руководителям учреждений, их заместителям и главным бухгалтерам приведены в п. 21 – 24 Единых рекомендаций.
Следует обратить внимание, что в качестве показателя результативности работы руководителя выступают (п. 24 Единых рекомендаций):
показатель роста средней заработной платы работников учреждения в 2022 году по сравнению с 2019 годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями вышестоящих органов;
выполнение квоты по приему на работу инвалидов (в соответствии с законодательством РФ).
Следующим моментом, на который обращено внимание в Единых рекомендациях, является размер зарплаты руководителей. В силу ст. 145 ТК РФ она должна соотноситься со среднемесячной зарплатой работников учреждения. Предельный уровень такого соотношения должен определить учредитель.
В соответствии с п. 27 Единых рекомендаций информация о рассчитанной за 2019 год среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений размещается в Интернете на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, не позднее 15.05.2020. Правила публикации этой информации утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.12.2016 № 1521.
Кратко сформулируем основные выводы:
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений утвердила Единые рекомендации на 2022 год, применяемые при установлении систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на всех уровнях.
При установлении системы оплаты труда необходимо учитывать нормы и условия оплаты труда, предусмотренные ТК РФ и иными нормативными правовыми актами РФ. В частности, МРОТ, который с 01.01.2022 составляет 12 130 руб.
В Единых рекомендациях приведены особенности формирования оплаты труда для работников учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта, ветеринарии.
Комитет по образованию
Запрос на актуализацию контента CTRL + ENTER
При цитировании материалов ссылка на официальный сайт Комитета обязательна
Тема: Оплата труда работников бюджетной сферы
Вопрос. С 1 сентября 2022 года из федерального бюджета предусмотрена выплата в размере 5000,0 рублей ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам государственных образовательных организаций субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе адаптированные основные общеобразовательные программы. Правомерно ли удержание бухгалтерией образовательной организации
с этой суммы налога на доходы физических лиц, ведь в таком случае сумма будет менее 5000,0 рублей?
Ответ. В соответствии с разъяснениями Министерства просвещения Российской Федерации
по применению законодательства Российской Федерации при осуществлении выплаты денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций, разработанными совместно с Общероссийским Профсоюзом образования, денежное вознаграждение за классное руководство является составной частью заработной платы педагогического работника. В связи с этим оно:
– выплачивается педагогическим работникам одновременно с выплатой заработной платы;
– учитывается при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц,
как и другие доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной,
так и в натуральной форме;
– учитывается при определении отчислений по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
– учитывается для расчета заработной платы работников организаций,
расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, а также процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях.
Вопрос. Какими документами устанавливается система оплаты труда работников государственных образовательных учреждений в Санкт‑Петербурге?
Ответ. Система оплаты труда работников государственных образовательных учреждений в Санкт‑Петербурге устанавливается Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом Санкт‑Петербурга от 12.10.2005 № 531-74
«О системах оплаты труда работников государственных учреждений Санкт‑Петербурга», постановлением Правительства Санкт‑Петербурга от 08.04.2016 № 256 «О системе оплаты труда работников государственных образовательных организаций Санкт‑Петербурга и государственных организаций Санкт‑Петербурга, осуществляющих деятельность
по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся».
Вопрос. Из каких частей складывается заработная плата работников государственных образовательных учреждений?
Ответ. Заработная плата работников государственных образовательных учреждений включает в себя:
– должностной оклад, размер должностного оклада определяется путем произведения базовой единицы на базовый коэффициент. Базовый коэффициент устанавливается исходяиз уровня образования работника государственного учреждения Санкт‑Петербурга (коэффициент уровня образования);
– повышающие коэффициенты к базовому окладу устанавливаются исходя из стажа работы (коэффициент стажа работы), условий труда, типов, видов учреждений и их структурных подразделений (коэффициент специфики работы), квалификации (коэффициент квалификации), масштаба и сложности руководства государственным учреждением Санкт‑Петербурга (коэффициент масштаба управления) и должности, занимаемой в системе управления государственным учреждением Санкт‑Петербурга (коэффициент уровня управления);
– фонд надбавок и доплат. Размер фонда доплат и надбавок учреждения определяется исполнительным органом государственной власти Санкт‑Петербурга, в ведении которого находится образовательное учреждение в виде процента от всего фонда должностных окладов образовательного учреждения в пределах субсидии, выделенной учреждению на выполнение государственного задания.
Перечень, размер и порядок осуществления выплат за счет фонда доплат и надбавок учреждения устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, в том числе в соответствии
с показателями и критериями оценки эффективности деятельности работников.
Вопрос. Какие надбавки за эффективность деятельности педагогических работников существуют?
Ответ. Примерные показатели оценки качества труда педагогических работников государственных образовательных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Санкт‑Петербурга, разработаны Комитетом по образованию
и утверждены распоряжением Комитета по образованию от 05.07.2019 № 1994-р «Об утверждении примерных показателей и критериев эффективности деятельности педагогических работников государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию и администраций районов Санкт‑Петербурга».
В соответствии с указанным распоряжением каждое государственное образовательное учреждение разрабатывает
и утверждает собственные показатели и критерии эффективности деятельности педагогических работников учреждения и их значения.
Вопрос: Какие меры финансовой поддержки предоставляются молодым специалистам, работающим в государственных образовательных учреждениях Санкт‑Петербурга?
Ответ.
1. Главой 9 Закона Санкт‑Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт‑Петербурга» определены дополнительные меры социальной поддержки работников государственных учреждений Санкт‑Петербурга.
В соответствии со статьей 45 Закона Санкт‑Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 молодые специалисты (со стажем педагогической работы до 3 лет, являющимся педагогическими работниками государственных образовательных учреждений) получают меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации затрат на проезд на всех видах пассажирского транспорта общего пользования в Санкт‑Петербурге (кроме такси) в размере 50 процентов от стоимости единого месячного проездного (трамвай, троллейбус, автобус, метро) билета в Санкт‑Петербурге.
Молодой специалист – это гражданин, закончивший образовательное учреждение среднего или высшего профессионального образования, впервые получивший документ государственного образца о соответствующем уровне образования и впервые поступивший на работу по специальности в государственное учреждение не позднее 3 лет после получения документа государственного образца о соответствующем уровне образования.
Порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки работников государственных учреждений определен постановлением Правительства Санкт‑Петербурга от 10.10.2013 № 773 «О мерах по реализации главы 9 «Дополнительные меры социальной поддержки работников государственных учреждений» Закона Санкт‑Петербурга «Социальный кодекс Санкт‑Петербурга».
2. Статей 3-1 Закона Санкт‑Петербурга от 12.10.2005 № 531-74 «О системах оплаты труда работников государственных учреждений Санкт‑Петербурга» предусмотрено,
что устанавливаются ежемесячные выплаты к должностному окладу молодым специалистам – работникам государственных учреждений Санкт‑Петербурга,
за исключением руководителей, отвечающим одновременно следующим требованиям:
получили впервые высшее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам или среднее профессиональное образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам подготовки специалистов среднего звена;
впервые приступили к работе в государственных учреждениях Санкт‑Петербурга
по специальности не позднее трех лет после получения документа установленного образца о соответствующем уровне образования;
состоят в трудовых отношениях с государственным учреждением Санкт‑Петербурга, являющимся их основным местом работы.
Выплаты молодым специалистам рассчитываются за фактически выполненный объем работы, но не более чем за ставку по основной должности.
Выплаты молодым специалистам устанавливаются на 24 месяца со дня приема на работу в размере согласно приложению 4 к Закону Санкт‑Петербурга от 12.10.2005
№ 531-74, а именно:
2 000 руб. молодым специалистам, имеющим документ установленного образца
о высшем образовании;
1 500 руб. молодым специалистам, имеющим документ установленного образца
о среднем профессиональном образовании по программам подготовки специалистов среднего звена.
При цитировании материалов ссылка на официальный сайт Комитета обязательна
Департамент образования Владимирской области
- Главная
- Департамент
- Структура
- Полномочия
- Положение
- Функции
- Доклады и отчеты
- Планы
- Информация о результатах проверок
- Перечень информационных систем
- Ведомственный контроль
- Муниципальные органы
- Организации областного подчинения
- Деятельность
- Документы
- Контакты
- Пресс-центр
- Новости
- Анонсы
- От первого лица
- Фотогалерея
- Видео
- Инфографика
Типовые вопросы и ответы в части оплаты труда работников сферы образования.
1. Каким категориям работников образовательных организаций предусмотрено повышение оплаты труда в соответствии с «майскими» указами Президента?
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г . № 597 « О мероприятиях по реализации государственной социальной политики » в части повышения заработной платы отдельных категорий работников предусмотрено :
педагогическим работникам образовательных учреждений общего образования доведение средней заработной платы до средней заработной платы в регионе;
педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений доведение средней заработной платы до средней заработной платы в сфере общего образования в регионе;
преподавателям и мастерам производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования доведение средней заработной платы до средней заработной платы в регионе.
Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г . № 761 « О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы » предусмотрено доведение оплаты труда педагогов учреждений дополнительного образования детей , в том числе педагогов в системе учреждений культуры , до уровня не ниже среднего для учителей в регионе .
Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г . № 1688 « О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей – сирот и детей , оставшихся без попечения родителей » предусмотрено доведение средней заработной платы педагогических работников образовательных , медицинских организаций или организаций , оказывающих социальные услуги детям – сиротам и детям , оставшимся без попечения родителей , до 100% от средней заработной платы в регионе .
2. Кто отвечает за повышение оплаты труда в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждениях?
Согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:
в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
в муниципальных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Таким образом, вопросы о порядке и условиях оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в том числе вопросы повышения оплаты труда, относятся к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации (администрация Владимирской области) и органов местного самоуправления.
3. Какие сроки для выплаты заработной платы установлены действующим законодательством?
В соответствии со статьей 136 Трудового Кодекса Российской Федерации заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
Указанные требования установлены к выплатам заработной платы, начисленной работнику за отработанное в конкретном периоде рабочее время, за выполнение нормы труда (должностных обязанностей).
4. Что делать, если мне задерживают выплату заработной платы?
В соответствии со статьей 142 Трудового кодекса Российской Федерации в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы.
5. Почему моя заработная плата ниже показателя, закрепленного в указах Президента?
Достижение показателей, определенных указами Президента Российской Федерации, осуществляется в отношении соответствующей категории работников в целом.
При этом сохраняется обусловленная различиями в сложности труда дифференциация в оплате труда работников, занимающих различные должности, относящиеся к одной категории.
Таким образом, заработная плата конкретного работника зависит от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы и может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного указами Президента Российской Федерации для соответствующей категории работников.
6. Какими нормативными правовыми актами регулируется размер заработной платы работников организаций сферы «Образование»?
Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у данного работодателя системой оплаты труда, определяющей порядок и условия ее выплат.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 30.07.2008 № 544 «Об оплате труда работников государственных областных учреждений отрасли образования» утверждено положение о системе оплаты труда работников государственных областных учреждений отрасли образования во Владимирской области.
Аналогичные положения о системе оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений отрасли образования утверждаются каждым муниципальным образованием самостоятельно.
Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» средняя заработная плата педагогических работников должна быть доведена:
– в дошкольных образовательных организациях – до уровня средней заработной платы в сфере общего образования Владимирской области;
– в общеобразовательных организациях – до уровня средней заработной платы во Владимирской области.
Ежемесячная заработная плата работников включает в себя как должностной оклад, так и выплаты компенсационного и стимулирующего характера, начисляемые и выплачиваемые в соответствии с действующими в учреждениях коллективными договорами, положениями об оплате труда и стимулировании работников.
При этом следует отметить, что в настоящее время заработная плата педагогических работников образовательных организаций напрямую зависит от квалификации, творческой активности в работе.
7. Как рассчитывается должностной оклад воспитателя?
(пример для воспитателя государственного учреждения, не имеющего квалификационной категории, со стажем работы 12 лет)
Постановлением Губернатора Владимирской области от 30.07.2008 № 544 «Об оплате труда работников государственных областных учреждений отрасли образования» утверждены базовые оклады педагогических работников государственных учреждений отрасли «Образование».
На основании п. 1.6.3. Положения о системе оплаты труда работников государственных областных учреждений отрасли образования, утвержденного вышеуказанным постановлением, размер базового должностного оклада педагогических работников составляет 6 373 рубля.
Должностной оклад, ставка заработной платы педагогических работников учреждения состоит из базового должностного оклада, базовой ставки заработной платы, последовательно умноженной на повышающие коэффициенты:
– по занимаемой должности, по уровню образования, стажа работы, специфики для педагогических работников, не имеющих квалификационной категории;
– по занимаемой должности, за квалификационную категорию, специфики для педагогических работников, имеющих квалификационную категорию на период действия квалификационной категории.
На основании указанного порядка должностной оклад воспитателя без категории, имеющего стаж 12 лет, работающего на 1 ставку, составит (руб.):
6 373*1,05*1,07*1,15 = 8 234,07 , где
1,05 – коэффициент в зависимости от занимаемой должности (должность воспитателя отнесена к 4 квалификационному уровню);
1,07 – коэффициент уровня образования, установленный педагогам, имеющим высшее профессиональное образование;
1,15 – коэффициент стажа работы, установленный педагогу со стажем работы от 10 до 15 лет.
Также при расчете должностного оклада воспитателю может быть установлен повышающий коэффициент специфики. Перечень условий применения повышающего коэффициента специфики утвержден п. 5 приложения № 1 к Положению о системе оплаты труда работников.
8. Как рассчитывается должностной оклад учителя?
(пример для учителя государственного учреждения, с высшим образованием, не имеющего квалификационной категории и являющегося молодым специалистом)
Постановлением Губернатора Владимирской области от 30.07.2008 № 544 «Об оплате труда работников государственных областных учреждений отрасли образования» утверждены базовые оклады работников государственных учреждений отрасли «Образование».
На основании п. 1.6.3. Положения о системе оплаты труда работников государственных областных учреждений отрасли образования, утвержденного вышеуказанным постановлением, размер базового должностного оклада педагогических работников составляет 6 373 рубля.
Должностной оклад, ставка заработной платы педагогических работников учреждения состоит из базового должностного оклада, базовой ставки заработной платы, последовательно умноженной на повышающие коэффициенты:
– по занимаемой должности, по уровню образования, стажа работы, специфики для педагогических работников, не имеющих квалификационной категории;
– по занимаемой должности, за квалификационную категорию, специфики для педагогических работников, имеющих квалификационную категорию на период действия квалификационной категории.
На основании указанного порядка должностной оклад учителя без категории, работающего на 1 ставку, в случае если учитель имеет высшее образование и является молодым специалистом, составит (руб.):
6 373*1,05*1,07*1,0*1,7 = 12 172,11 , где
1,05 – коэффициент в зависимости от занимаемой должности (должность учителя отнесена к 4 квалификационному уровню);
1,07 – коэффициент уровня образования, установленный педагогам, имеющим высшее профессиональное образование;
1,0 – коэффициент стажа работы, установленный педагогу со стажем работы от 0 до 2 лет;
1,7 – повышающий коэффициент специфики, установленный выпускникам профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, обучавшимся по очной форме, поступившим на работу в образовательные организации до прохождения ими аттестации. Указанный коэффициент применяется не более 2 лет, за исключением времени нахождения в отпуске по беременности и родам, а также по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Также при расчете должностного оклада учителю могут быть установлены другие повышающие коэффициенты специфики. Перечень условий применения повышающего коэффициента специфики утвержден п. 5 приложения № 1 к Положению о системе оплаты труда работников.
Положение об оплате труда работников: как составить
Положение об оплате труда работников должны разрабатывать и утверждать все работодатели. О том, зачем и как это нужно делать, читайте далее.
Нормативное регулирование положения об оплате труда и премировании работников — 2019-2020
Положение разрабатывается работодателем с учетом специфики хозяйственной деятельности, финансовой возможности и штата компании. Данный документ не может противоречить Конституции РФ, трудовому законодательству и другим нормативным актам, регулирующим вопросы оплаты труда.
К примеру, когда устанавливается система оплаты труда в муниципальных и госучреждениях, одним из регуляторных документов являются Единые рекомендации. Они утверждаются Российской трехсторонней комиссией в виде решения, оформленного протоколом и подписанного представителями сторон — Правительства РФ, Общероссийского объединения профсоюзов и Общероссийского объединения работодателей (в 2019 году действуют рекомендации, принятые решением от 25.12.2018, протокол № 12).
Указанный документ зачастую является ориентиром и для составления положений на предприятиях различных организационно-правовых форм.
- единые тарифно-квалификационные справочники работ и профессий;
- положения об оплате труда, утверждаемые министерством, которому подведомственна организация-работодатель (например, для учреждений культуры такое положение утверждено приказом Министерства культуры РФ от 28.03.2019 № 349);
- закон «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 № 82-ФЗ и т. д.
Основные функции положения об оплате труда и сфера его правового регулирования
Основная функция таких актов — источник сведений для сотрудников организации о порядке и правилах расчета и выплаты зарплаты. Имея ограниченную сферу действия, такие акты конкретизируют НПА, учитывая при этом особенности и условия труда на конкретном предприятии. Иными словами, этот документ регулирует отношения внутри одного предприятия.
Исходя из положений ч. 1 ст. 135 и ст. 372 ТК РФ, Положение составляется с учетом мнения представительных органов, сотрудников предприятия, а также профсоюзов.
Какой должна быть форма и срок действия документа
По общим правилам трудовых отношений Положение с момента его издания на предприятии становится обязательным для исполнения как работодателем, так и работниками.
Срок действия Положения устанавливает работодатель. Как правило, документ действует бессрочно и подлежит корректировке в случаях, если:
- предприятие планирует открытие новых видов деятельности, для которых потребуется привлечение специалистов различных профессий;
- изменяются условия оплаты труда для уже работающих сотрудников компании.
Выступать инициаторами поддержания актуального состояния локальных актов могут как работодатели, так и работники.
Положение может существовать в форме приложения к трудовому договору или приниматься в качестве самостоятельного нормативного акта.
Законодательные требования к структуре документа
- Общие положения
В данном разделе приводится терминология, употребляемая в Положении, и ее толкование. Раскрываются общие принципы действия Положения. Даются ссылки на нормативные акты, регулирующие вопросы трудового законодательства, на основании которых была разработана устанавливаемая Положением система оплаты труда. А также оговариваются другие общие вопросы.
- Порядок оплаты труда и условия осуществления выплат
Этот раздел является основным. В нем работодатель описывает систему оплаты для каждой категории своих работников: размеры должностных окладов и тарифных ставок, а также основания, на которых они могут быть пересмотрены.
- Доплаты, надбавки и другие компенсационные выплаты
Вопрос дополнительных выплат достаточно подробно регламентирован Трудовым кодексом, поэтому, как правило, составление этого раздела не вызывает особых трудностей. Он должен содержать информацию о порядке, в котором проводятся дополнительные и компенсационные выплаты, например ночным работникам, совместителям и т. д.
- Премирование и стимулирующие выплаты
Применение стимулирующих выплат зависит от финансового положения компании. Работодатель имеет полное право устанавливать любую политику поощрения своих сотрудников. В частности, поощрять сотрудников можно: за мастерство и профессионализм; получение ученой степени; повышение квалификации и т. д.локальном акте предприятия.
- Ответственность работодателя
В Положении следует оговорить ответственность работодателя в случае нарушения законодательных норм, касающихся оплаты труда. В частности, можно включить в данный раздел норму, устанавливающую увеличенные размеры компенсации за несвоевременную выплату зарплаты по сравнению с нормами, предусмотренными Трудовым кодексом.
- Заключительные положения
Итоговый раздел должен содержать информацию о вступлении Положения в действие, порядок его изменения и дополнения, место хранения документа, информацию о лицах, ответственных за его хранение. Также в этот раздел включаются вопросы, которые не вошли в предыдущие разделы.
Важно! Приведенный перечень разделов Положения может дополняться и видоизменяться работодателем.
Издание приказа об утверждении положения об оплате труда
После согласования Положения с финансовой и кадровой службой издается приказ об утверждении положения об оплате труда за подписью первого руководителя организации.
Заполненный пример этого приказа можно скачать ниже.
В соответствии с требованиями ст. 22 ТК РФ каждый сотрудник должен быть ознакомлен с содержанием Положений под подпись.
С готовым образцом положения об оплате труда можно ознакомиться здесь.
Типичные ошибки при составлении положения
К наиболее типичным ошибкам относится игнорирование требований ст. 136 ТК РФ. Согласно положениям данной нормы локальные акты предприятия должны в обязательном порядке содержать информацию о дате выплаты зарплаты на предприятии. Однако на практике данное требование зачастую не выполняется.
Помимо этого, положения указанной нормы содержат требование осуществлять выплату зарплаты два раза в месяц. Даже если работник изъявит желание получать зарплату один раз в месяц, работодатель не вправе это сделать, поскольку одноразовая выплата зарплаты нарушит требование трудового законодательства, регламентирующее периодичность ее выплаты.
Важно! Предусматривать в Положении какие-либо штрафные санкции за ненадлежащее исполнение обязанностей работником неправомерно. Трудовое законодательство предполагает в данном случае только дисциплинарную ответственность.
Если Положение об оплате труда работников образца 2019-2022 годов содержит вышеперечисленные нарушения, их необходимо исключить.
Таким образом, Положение об оплате труда и премировании полезно как работодателям, так и работникам.
Работодателям с его помощью гораздо легче обосновать перед налоговиками включение в затраты различных зарплатных выплат. В соответствии с требованиями ст. 255 НК РФ компаниям разрешено включать в затраты расходы на оплату труда, в том числе стимулирующие и премиальные выплаты, установленные на предприятии локальными актами. Положение позволяет объединить в одном документе все правила и условия, в соответствии с которыми оплачивается труд наемных работников.
Работники же благодаря Положению приобретают дополнительные гарантии своевременной выплаты установленных компенсаций и надбавок и при необходимости могут потребовать их уплаты в судебном порядке.
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как теперь будут контролировать наличку. 115-ФЗ в 2022 году ».
Только до завтра можно забрать запись со скидкой 20%. Программу вебинара смотрите здесь