Этикет как элемент духовной культуры служащего; нравственная основа, функции и принципы служебного этикета
После рассмотрения содержания, основных принципов и норм этики служебных отношений целесообразно перейти к анализу содержания и функций служебного этикета.
Рис. 9.4. Основные правила критики
• Служебный этикет – совокупность норм и правил поведения в организациях и учреждениях, трудовых коллективах, регулирующих отношения, возникающие в процессе взаимоотношений руководителя с коллегами и вышестоящими руководителями.
В широком смысле слова этикет представляет собой исторически и социально обусловленные правила хорошего поведения людей в общественной и частной жизни. Их соблюдение требует от человека не только наличия определенных знаний, но и навыков, этикетной культуры. Это связано с тем, что в отличие от норм морали, имеющих общий характер, правила этикета всегда конкретны, ситуационны, имеют характер более или менее строго регламентированного церемониала, ритуала, действуют только в определенной социальной среде, в конкретной этикетной ситуации. Ставя человека в определенные условия и предлагая готовую модель поведения, нормы этикета, как уже говорилось, подчас не затрагивают нравственного содержания человеческих взаимоотношений, не ставят человека перед моральным выбором.
Из этого, конечно, не следует, что этикет никак не связан с нравственностью человека, сводится исключительно к внешним формам поведения, правилам хорошего тона. Усвоение внешних, формальных правил приличия, хороших манер и внутренняя нравственная культура человека – вещи взаимосвязанные. Воспитанный человек – это прежде всего человек порядочный, высоконравственный. Без нравственной основы этикет как элемент внешнего поведения человека теряет смысл, превращаясь в простую формальность, способную замаскировать, но отнюдь не скрыть невоспитанность и хамство, неуважение к людям, которые рано или поздно обнаружат себя.
Этикет как совокупность правил поведения, регулирующих внешнее проявление взаимоотношений людей в процессе их общения, возник из объективной потребности людей жить вместе. Требуя от человека соблюдения определенных правил и норм приличия, различных форм вежливости, тактичности, деликатности и внимательности, правила этикета во все времена способствовали установлению благоприятных личных взаимоотношений, являлись обязательным условием культуры общения. Их основное назначение – признание и утверждение значимости человека, уважения его личного достоинства, взаимоуважения и взаимоподдержки.
Можно назвать различные типы и виды современного этикета, определяющие тот или иной стиль поведения и его регламентацию, принятые в различных социальных группах (научный, медицинский, дипломатический, деловой этикет и т.д.). Различают повседневный, праздничный, оказиальный (относящийся к конкретным случаям) типы этикета. В сущности, для каждого вида общения и каждой конкретной ситуации общество и его отдельные социальные группы вырабатывают свою систему неписаных правил поведения, в основе которых лежат такие критерии, как пол, возраст, социальное положение, характер социальных ролей и связей участников общения, их национальная принадлежность и др.
Из всех видов этикета наибольшей строгостью отличаются правша дипломатического протокола и международного этикета, что связано со сложностью и деликатностью международных отношений, требующих внимания к мельчайшим деталям и условностям, соблюдаемым в международном общении, нарушение которых может привести к осложнению отношений между государствами.
Одной из разновидностей повседневного этикета, приобретшей сегодня широкое распространение, является этикет деловых отношений или деловой этикет. В самом общем плане он включает в себя культуру общения в процессе профессиональной деятельности, культуру служебного общения. Сюда входят правила приветствия, представления и обращения, принятые в деловой среде, этикет деловой беседы, переговоров, телефонных разговоров и деловой переписки, проведения приемов и встреч, манеры поведения на службе, внешний облик и культура речи служащего.
Этикет деловых отношений в государственной и муниципальной службе основан на общих принципах современного этикета, соблюдаемых во всем мире. Для государственных и муниципальных служащих соблюдение этих принципов имеет огромное значение, если учесть, что различными формами общения (об этом говорят данные социологических исследований) служащие аппарата государственных и муниципальных органов власти заняты около 75% своего рабочего времени. В то же время, говоря об этикете в деятельности государственных и муниципальных служащих, не следует забывать об особенностях государственной и муниципальной службы, предполагающей определенный порядок субординации, равно как и специфические обязательства перед обществом и гражданами.
Выделяют ряд функций, которые выполняет этикет на государственной и муниципальной службе. К ним, в частности, относятся:
- • информационная функция;
- • функция стандартизации моделей индивидуального и группового поведения;
- • функция социального контроля и социального влияния;
- • функция создания психологического комфорта.
В целом это означает, что нормы этикета:
- 1) информируют государственного и муниципального служащего о том, как вести себя в той или иной служебной ситуации и какого поведения следует ожидать от других;
- 2) стандартизируя поведение каждого члена коллектива (и руководителей, и подчиненных), помогают им, не задумываясь, выбирать адекватную ситуации линию поведения без риска попасть в неловкое положение или вызвать осложнения в отношениях с другими;
- 3) требуя от всех без исключения членов коллектива следовать принятым правилам поведения, способствуют тем самым снижению их чувства тревоги в связи с ожидаемым поведением каждой из сторон и укрепляют уверенность сторон в правильности своих действий, создают чувство психологического комфорта;
- 4) являются одним из важных способов управления социальными отношениями и поведением членов коллектива, средством преодоления нежелательных отклонений в поведении сотрудников и обеспечения устойчивости организации как системы.
К основным принципам этикета государственного и муниципального служащего относятся принцип гуманизма, принцип целесообразности действий, принцип эстетической привлекательности поведения, а также принцип, требующий уважения к традициям своей страны и стран, с представителями которых государственным и муниципальным служащим приходится вступать в деловые контакты.
Основу современного делового этикета составляет принцип гуманизма, определяющий отношения между людьми в обществе. Как важнейший принцип современного этикета, принцип гуманизма конкретизируется в требованиях вежливости, тактичности, скромности, точности (пунктуальности и обязательности), непосредственно обращенных к культуре взаимоотношений и помогающих человеку держать себя в рамках общепринятых приличий во всех случаях.
Особое место деловой этикет отводит вежливости как одному из вернейших средств создания в коллективе здорового морально-психологического климата и поддержания у сотрудников чувства психологического комфорта и защищенности. Основными формами вежливости являются корректность, учтивость и любезность, выступающие внешним проявлением уважения к человеку и позволяющие достойно выходить из самых сложных ситуаций. С требованием вежливости непосредственно связаны деликатность как высшее выражение доброжелательности, предупредительности и приветливости, свойственных всякому по-настоящему воспитанному и интеллигентному человеку, а также тактичность, заключающая в себе то чувство меры, которое необходимо человеку для того, чтобы чувствовать границу между позволительным и нежелательным в своих поступках и действиях.
В служебных отношениях, в том числе на государственной и муниципальной службе, следование различным формам вежливости имеет особое значение. Так, следование требованию корректности позволяет руководителю сохранять уважение и доброжелательность к подчиненному, не опускаясь до панибратства и сохраняя “дистанцию”. Учтивость (почтительная вежливость) является тем средством, с помощью которого возможно защитить одновременно и достоинство подчиненного, и авторитет руководителя, свести к минимуму негативные последствия служебной иерархии – высокомерие и чванство руководителя в отношении к нижестоящим, с одной стороны, услужливость и подобострастие нижестоящих – с другой. В свою очередь такая форма вежливости, как любезность вносит в формальные в своей основе служебные отношения необходимый элемент человеческого внимания и соучастия.
Необходимость усвоения государственными и муниципальными служащими указанных форм вежливости становится очевидной особенно на фоне тех различий, которые существуют в отношениях между руководителями и подчиненными в большинстве западных стран и в России. Так, в отношениях между начальником и подчиненным на Западе нет подчеркнутой субординации: оба любезны, оба ведут себя достойно. Совершенно другую картину мы наблюдаем в нашей стране. У нас же, пишут авторы учебного пособия “Пространство этикета” II. А. Колосова и В. В. Силкин, могут быть замечательные отношеиия между начальником и подчиненным, они могут вместе пить, крестить детей, но в определенный момент все равно станет ясно, кто барин, а кто – холоп.
Особенно актуальным сегодня является восстановление в служебных отношениях значения таких важнейших требований служебного этикета, как скромность, точность и пунктуальность. За нарушением этих требований, по мнению специалистов, скрывается не только неуважение к другим людям, но и отсутствие самоуважения. Уважающий себя, скромный и тактичный руководитель или служащий не будет вести себя высокомерно со своими подчиненными или коллегами, не будет приписывать себе успехи других, не станет сваливать на них свои ошибки. Напротив, он будет внимательно прислушиваться к мнению коллег и подчиненных, беря на себя ответственность за допущенные по его вине ошибки и просчеты в работе коллектива. Точно так же уважающий себя и других служащий или начальник будет стараться быть точным, пунктуальным и обязательным, не будет давать легковесных обещаний, которые он не сможет выполнить. Он не станет опаздывать на назначенный прием и заставлять ожидать себя, что считается неприличным в деловом мире всех цивилизованных стран.
До сих пор мы вели речь о принципе гуманизма как основополагающем принципе, составляющем нравственную основу современного делового и служебного этикета государственного и муниципального служащего. В качестве другого принципа специалисты выделяют принцип целесообразности действий, содержание которого заключается в том, что в нестандартных служебных и жизненных ситуациях человек самостоятельно выбирает ту или иную модель поведения, опираясь преимущественно на здравый смысл, которым продиктованы многие правила современного этикета.
Строго говоря, принцип целесообразности действий освобождает этикет от излишнего догматизма. Наглядным примером здесь могут служить служебные отношения между мужчинами и женщинами, которые сегодня все меньше подчиняются абсолютной строгости общепринятых, “протокольных” норм поведения, постепенно вытесняемых правилами чисто делового этикета. Так, например, общепринятые нормы поведения предписывают открывать дверь в учреждение перед женщиной, что и сегодня считается признаком хорошего воспитания. Однако не является нарушением делового этикета и противоположная ситуация, когда женщина открывает дверь перед сотрудником, если у того заняты руки. Хотя законы неравенства полов, замечает другой специалист по деловому этикету Дж. Ягер, ушли в прошлое, мужчины оставляют за собой право снять шляпу перед женщиной, независимо от того, какую должность она занимает, пропустить в дверь подчиненную им сотрудницу, встать при ее появлении в кабинете и не только предложить ей сесть, но и помочь ей в этом.
Как известно, правила этикета базируются на требованиях эстетики и определяются необходимостью единства формы и содержания поведения. В первую очередь это касается тех правил этикета, которые связаны с невербальными средствами общения (жесты, мимика, позы, манеры поведения, одежда). Все это имеет прямое отношение к уровню общей культуры человека, является внешним выражением его духовной сущности. Известно, например, что одежда человека – такой же социальный сигнал, как и его поведение. Именно поэтому одним из важных принципов, на котором основываются требования современного делового этикета на государственной и муниципальной службе, является принцип эстетической привлекательности поведения и внешнего облика работника государственного или муниципального учреждения. Специалисты по деловому этикету знают, какое большое значение в деловом общении имеют строгое отношение человека к своему внешнему виду, опрятность одежды и понимание служащим ее функционального назначения, порядок на его рабочем столе, эстетическая привлекательность действий. И напротив, невнимательное и неряшливое отношение к своей одежде и внешнему виду, развязное поведение должностного лица не только не вызывает удовольствия от общения с ним, но и может быть воспринято как проявление неуважения к окружающим.
Важным элементом основы служебного этикета и одновременно показателем личной культуры служащего является культура речи, которая предполагает не только богатство словарного запаса, умение говорить и писать хорошим языком, грамматическую и стилистическую безупречносгь, правильную расстановку ударений в словах (вспомним знаменитые горбачевские “на́чать”, “углу́бить” и др.) и четкость дикции. Она характеризуется кроме прочего отсутствием в высказываниях и заявлениях вульгарных слов, слов-паразитов и заполнителей, в том числе элементарной вежливостью, демонстрирующей в вербальной форме умение здороваться, прощаться, обращаться к собеседнику, поддерживать беседу и др. Кроме того, культура речи включает невербальные средства оформления и дополнения беседы, выступления: манеру разговаривать, мимику, жесты, позы, соблюдение дистанции между собеседниками.
Важным элементом этикета деловых отношений на государственной службе являются правила ведения телефонных переговоров. Подсчитано, что руководитель разговаривает по телефону в общей сложности несколько часов в день. Поэтому в целях экономии времени, а также большей эффективности общения необходимо соблюдать ряд элементарных правил:
- • четко формулировать свою мысль, излагая ее в коротких фразах;
- • следить за дикцией, используя паузы, повторы, уточняющие вопросы;
- • не перебивать собеседника, проявлять терпимость к возможной резкости его высказываний;
- • называть себя, снимая трубку в своем рабочем кабинете, избегать слов “да”, “алло”, “говорите”. В соответствии с правилами этикета следует поздороваться, назвать свою фамилию и организацию (невыполнение этого требования во многих странах считается одним из самых серьезных нарушений служебного этикета);
- • следить за доброжелательностью тона;
- • помнить о важнейшем правиле этикета: первым кладет трубку тот, кто позвонил.
Грубым нарушением делового этикета считается:
- • долго не снимать телефонную трубку, когда вам звонят;
- • не перезвонить, когда вашего звонка ждут или в случае нарушения связи;
- • заставлять вашего собеседника ждать, пока вы говорите по другому телефону;
- • начинать длительный разговор, не поинтересовавшись предварительно, удобно ли это вашему собеседнику.
Особое место в деловом общении принадлежит правилам приветствий и представлений. При всей кажущейся простоте эти правила требуют не только достаточного к ним внимания, но и определенных знаний. Особенно важно учитывать специфику приветствий, представлений, рукопожатий, использующихся в различных ситуациях. Она выражается главным образом в том, кто обладает правом или обязан быть первым в указанных действиях (табл. 9.1).
Правила приветствия и представления в различных ситуациях
Кодекс этики госслужащего
Типовой кодекс этики и служебного поведения
государственных служащих Российской Федерации
и муниципальных служащих
I. Общие положения
1. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации в муниципальных служащих (далее -Типовой кодекс) разработан в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (Резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 г.), Модельного кодекса поведения для государственных служащих (приложение к Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11 мая 2000 г. №R (2000) 10 о кодексах поведения для государственных служащих), Модельного закона «Об основах муниципальной службы» (принят на 19-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств -участников Содружества Независимых Государств (постановление № 19-10 от 26 марта 2002 г.), федеральных законов от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», других федеральных законов, содержащих ограничения, запреты и обязанности для государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, Указа Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также основан на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.
2. Типовой кодекс является основой для разработки соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления кодексов этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (далее – государственные (муниципальные) служащие).
3. Типовой кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться государственные (муниципальные) служащие независимо от замещаемой ими должности.
4. Гражданин Российской Федерации, поступающий на государственную службу Российской Федерации либо муниципальную службу (далее – государственная и муниципальная служба), обязан ознакомиться с положениями Типового кодекса и соблюдать их в процессе своей служебной деятельности.
5. Каждый государственный (муниципальный) служащий должен принимать все необходимые меры для соблюдения положений Типового кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от государственного (муниципального) служащего поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями Типового кодекса
6. Целью Типового кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения государственных (муниципальных) служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета государственных (муниципальных) служащих, доверия граждан к государственным органам и органам местного самоуправления и обеспечение единых норм поведения государственных (муниципальных) служащих.
7. Типовой кодекс призван повысить эффективность выполнения государственными (муниципальными) служащими своих должностных обязанностей.
8. Типовой кодекс служит основой для формирования должной морали в сфере государственной и муниципальной службы, уважительного отношения к государственной и муниципальной службе в общественном сознании, а также выступает как институт общественного сознания и нравственности государственных (муниципальных) служащих, их самоконтроля.
9. Знание и соблюдение государственными (муниципальными) служащими положений Типового кодекса является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и служебного поведения.
II . Основные принципы и правила служебного поведения
государственных (муниципальных) служащих
10. Основные принципы служебного поведения государственных (муниципальных) служащих являются основой поведения граждан Российской Федерации в связи с нахождением их на государственной и муниципальной службе.
11. Государственные (муниципальные) служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:
а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов и органов местного самоуправления;
б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как государственных органов и органов местного самоуправления, так и государственных (муниципальных) служащих;
в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа и органа местного самоуправления;
г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;
е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы либо органы местного самоуправления обо всех случаях обращения к государственному (муниципальному) служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной и муниципальной службы;
з) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;
и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;
к) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;
л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным (муниципальным) служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа либо органа местного самоуправления;
н) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;
о) не. использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных (муниципальных) служащих и граждан при решении вопросов личного характера;
п) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, его руководителя, если это не входит в должностные обязанности государственного (муниципального) служащего;
р) соблюдать установленные в государственном органе или органе местного самоуправления правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;
с) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа или органа местного самоуправления, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;
т) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения стоимости в иностранной валюте (условных денежных единицах) на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота;
у) постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его ответственности.
12. Государственные (муниципальные) служащие обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
13. Государственные (муниципальные) служащие в своей деятельности не должны допускать нарушение законов и иных нормативных правовых актов, исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам.
14. Государственные (муниципальные) служащие обязаны противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
15. Государственные (муниципальные) служащие при исполнении ими должностных обязанностей не должны допускать личную заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
При назначении на должность государственной или муниципальной службы и исполнении должностных обязанностей государственный (муниципальный) служащий обязан заявить о наличии или возможности наличия у него личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей. Государственный (муниципальный) служащий обязан представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов своей семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
16. Государственный (муниципальный) служащий обязан уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
17. Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной обязанностью государственного (муниципального) служащего.
18. Государственному (муниципальному) служащему запрещается получать в связи с исполнением им должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги материального характера, плату за развлечения, отдых, за пользование транспортом и иные вознаграждения). Подарки, полученные государственным (муниципальным) служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и передаются государственным (муниципальным) служащим по акту в государственный орган или орган местного самоуправления, в котором он замещает должность государственной или муниципальной службы, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
19. Государственный (муниципальный) служащий может обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в государственном органе или органе местного самоуправления норм и требований, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
20. Государственный (муниципальный) служащий обязан принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением им должностных обязанностей. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в государственном органе либо его подразделении (органе местного самоуправления либо его подразделении) благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.
21. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, призван:
а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
б) принимать меры по предупреждению коррупции;
в) не допускать случаев принуждения государственных (муниципальных) служащих к участию в деятельности политических партий и общественных объединений.
23. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, должен принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему государственные (муниципальные) служащие не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.
24. Государственный ( муниципальный ) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, несет | ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за действия или бездействие подчиненных ему сотрудников, нарушающих принципы этики и правила служебного поведения, если он не принял меры по недопущению таких действий или бездействия.
III . Рекомендательные этические правила служебного поведения государственных (муниципальных) служащих
25. В служебном поведении государственному (муниципальному) служащему необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.
26. В служебном поведении государственный (муниципальный) служащий воздерживается от:
а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;
г) курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.
27. Государственные (муниципальные) служащие призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.
Государственные (муниципальные) служащие должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами.
28. Внешний вид государственного (муниципального) служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к государственным органам и органам местного самоуправления, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.
IV. Ответственность за нарушение положений Типового кодекса
29. Нарушение государственным (муниципальным) служащим положений Типового кодекса подлежит моральному осуждению на заседании соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов, образуемой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», а в случаях, предусмотренных федеральными законами, нарушение положений Типового кодекса влечет применение к государственному (муниципальному) служащему мер юридической ответственности.
Соблюдение государственными (муниципальными) служащими положений Типового кодекса учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.
Кто и на каких условиях может служить по контракту?
Кто и на каких условиях может служить по контракту?
Категории военнослужащих и граждан, имеющих право заключить контракт о прохождении военной службы, определены в законодательстве. В контракте закрепляются добровольность поступления на военную службу, ее срок, обязанность гражданина проходить службу и добросовестно исполнять свои обязанности, а также право гражданина на соблюдение его прав и прав членов его семьи.
Лица, имеющие право заключать контракт о прохождении военной службы
Прохождение военной службы осуществляется российскими гражданами по призыву и по контракту (в добровольном порядке), иностранными гражданами – только по контракту на определенных воинских должностях (п. 2 ст. 2 Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ).
Контракт о прохождении военной службы вправе заключать следующие лица (абз. 3 п. 2 ст. 2, п. 1 ст. 34, п. 2 ст. 35 Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ):
- военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, получившие до призыва на военную службу высшее образование;
- военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и прослужившие не менее трех месяцев;
- военнослужащие, у которых заканчивается предыдущий контракт о прохождении военной службы;
- получившие среднее профессиональное образование военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, и граждане мужского пола, не пребывающие в запасе, которые поступают на службу в Вооруженные Силы РФ, войска национальной гвардии, спасательные воинские формирования, Службу внешней разведки РФ и органы государственной охраны;
- граждане, пребывающие в запасе;
- граждане мужского пола, не пребывающие в запасе, получившие высшее образование;
- граждане женского пола, не пребывающие в запасе;
- граждане, поступившие в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования;
- иностранные граждане, законно находящиеся на территории РФ (данные лица могут воспользоваться правом на заключение контракта только один раз).
По общему правилу первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать (п. 2 ст. 34 Закона N 53-ФЗ):
- граждане в возрасте от 18 до 40 лет;
- иностранные граждане в возрасте от 18 до 30 лет.
Однако для некоторых граждан могут быть предусмотрены исключения (ст. 16 Закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ).
Гражданин, поступающий на военную службу по контракту, должен владеть русским языком, отвечать медицинским и профессионально-психологическим требованиям военной службы к конкретным военно-учетным специальностям, а также требованиям по уровню образования, квалификации и физической подготовки (ст. 5.2, п. п. 1, 4, 5 ст. 33 Закона N 53-ФЗ; Приказ МВД России от 16.05.2013 N 267; Приказ Министра обороны РФ от 26.01.2000 N 50).
Лица, с которыми не может быть заключен контракт о прохождении военной службы
Контракт о прохождении военной службы не может быть заключен с гражданами, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, с гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, отбывавшими наказание в виде лишения свободы, а также с гражданами, подвергнутыми административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. Контракт не может быть заключен с гражданами, лишенными на определенный срок вступившим в законную силу решением суда права занимать воинские должности, в течение указанного срока (абз. 5 п. 5 ст. 34 Закона N 53-ФЗ; п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8).
Кроме того, на военную службу по контракту не могут быть приняты граждане, которые по результатам профессионального психологического отбора отнесены к четвертой категории профессиональной пригодности (п. п. 4, 6 ст. 5.2 Закона N 53-ФЗ).
Условия контракта
В контракте о прохождении военной службы закрепляются добровольность поступления гражданина (иностранного гражданина) на военную службу, срок, в течение которого гражданин (иностранный гражданин) обязуется проходить военную службу, и условия контракта (п. 2 ст. 32 Закона N 53-ФЗ).
Условия контракта о прохождении военной службы включают следующее (п. 3 ст. 32 Закона N 53-ФЗ):
- обязанность гражданина (иностранного гражданина) проходить военную службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока;
- обязанность гражданина (иностранного гражданина) добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательством РФ;
- право гражданина (иностранного гражданина) на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательством РФ, определяющим статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы.
Дополнительные условия контракта могут быть установлены в зависимости от места прохождения военной службы по контракту. Так, граждане, поступающие на военную службу по контракту в органы ФСБ России, обязуются соблюдать установленные законодательством запреты и ограничения, связанные с прохождением такой службы, в частности выезжать из РФ до окончания срока контракта только при наличии разрешения уполномоченного должностного лица органа ФСБ России (Приказ ФСБ России от 19.06.2019 N 275).
Срок, на который может быть заключен контракт о прохождении военной службы, зависит от конкретной ситуации (например, прохождение службы по призыву, обучение и др.). Как правило, он составляет от двух до пяти лет для первого контракта и от года до десяти лет (либо до достижения гражданином предельного возраста пребывания на военной службе) – для нового (последующего) контракта. При наличии определенных обстоятельств контракт может быть заключен на меньший срок (п. п. 3, 4, 5, 6, 7 ст. 38 Закона N 53-ФЗ).
Социальные гарантии и компенсации военнослужащим, проходящим службу по контракту
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выплачивается денежное довольствие, которое состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. Например, ежемесячные надбавки за выслугу лет, за классную квалификацию, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, за особые условия военной службы, за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время, за особые достижения в службе (ч. 2, 12 ст. 2 Закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ).
Военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трех месяцев со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения. Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках (абз. 2, 8 п. 1 ст. 15 Закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ).
В установленных случаях военнослужащие в период прохождения военной службы по контракту имеют право на улучшение жилищных условий в соответствии с действующим законодательством (абз. 16 п. 1 ст. 15 Закона N 76-ФЗ).
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно предоставляется основной отпуск (п. 5 ст. 11 Закона N 76-ФЗ). Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей имеют право на санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за плату в размере полной стоимости путевки. Указанным военнослужащим и членам их семей при направлении в санатории для продолжения госпитального лечения в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии дополнительно предоставляются бесплатные путевки (п. 4 ст. 16 Закона N 76-ФЗ).
Также лица, проходившие военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах РФ и Объединенных Вооруженных Силах СНГ, других органах, войсках или воинских формированиях РФ или бывшего СССР, после увольнения со службы имеют право на получение военной пенсии за выслугу лет (при соблюдении определенных условий), в том числе одновременно со страховой пенсией по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии). Кроме того, предусмотрена выплата указанным лицам различных пособий (ст. 1, п. “а” ст. 5, ст. 6, ч. 1, 4 ст. 7, ст. ст. 9, 13 Закона от 12.02.1993 N 4468-1).
Указанный перечень социальных гарантий и компенсаций военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, не является исчерпывающим.
“Электронный журнал “Азбука права”, актуально на 29.06.2021
Другие материалы журнала “Азбука права” ищите в системе КонсультантПлюс.
Наиболее популярные материалы “Азбуки права” доступны в мобильном приложении КонсультантПлюс: Студент.
Служба по контракту вместо срочной службы
Далеко не каждому россиянину мужского пола, который подлежит призыву, хочется тратить свое время на нахождение в армии — и альтернативой этому может стать служба по контракту вместо срочной службы. Сейчас законодательство предусматривает возможность пойти на контракт вместо срочной службы со средним или высшим образованием, однако, в 2019 году было реформирование этого принципа. Кроме этого, есть несколько различных способов пойти на контракт вместо службы по призыву и для тех, кто не обладает нужным образованием.
Контракт вместо срочной службы — возможно ли это
Согласно положениям действующего российского законодательства, каждый мужчина, подходящий для службы в армии по медицинским показаниям и находящийся в возрасте от 18 до 27 лет, обязан пройти службу в рядах Вооруженных Сил РФ по призыву. Уклонение от призыва считается уголовным преступлением. Однако далеко не каждому человеку хочется тратить год своей жизни (а на практике — и больше того), чтобы отдать долг Отечеству. При этом есть несколько способов избежать призыва:
- Пройти медицинскую комиссию, которая признает человека негодным к службе в армии.
- Получить отсрочку по предусмотренным законом основаниям.
- Стать отцом двоих и более детей.
- Пойти на альтернативную гражданскую службу, более подробно о которой можно прочитать в отдельной статье.
- Получить военно-учетную специальность и звание в рамках прохождения военной кафедры в ВУЗе.
- Пройти службу по контракту вместо срочной службы.
Именно последний вариант является актуальным для тех, кто не хочет или не может избежать службы по призыву, но хочет сделать свое нахождение в армии куда более удобным, полезным и комфортным. Конечно, определенные недостатки имеются и у службы в армии по контракту, к тому же — не каждый может стать контрактником, даже если может быть призывником.
Срок службы по контракту вместо призыва составляет два года. Это, конечно же, является достаточно отпугивающим аспектом для многих потенциальных военнослужащих. Однако с учетом гарантий и преимуществ службы по контракту, для многих такой подход напротив — кажется куда более выгодным и интересным.
Как пойти на службу по контракту вместо срочной службы
Для того, чтобы пойти на службу по контракту вместо призыва, необходимо будет хорошо подготовиться, ведь подписание контракта потребует прохождения целого ряда бюрократических процедур. В этом скрывается одна из основных сложностей поступления на контрактную службу. Пошаговая процедура будет выглядеть следующим образом:
Необходимо посетить пункт по отбору военнослужащих. Такие пункты имеются при многих военных частях. В таком пункте можно узнать об имеющихся вакансиях, получить полную консультацию по поводу контрактной службы, а также рекомендательное письмо в военный комиссариат. При этом сам будущий военнослужащий имеет право выбрать место, где он хотел бы служить, и где есть вакантные места.
Следует отметить, что в рамках отбора военнослужащий должен как сдать нормативы по физической подготовке, к которым относится в первую очередь скорость бега и количество подтягиваний, так и пройти отбор на психологическую совместимость. При этом отбор происходит куда более жесткий, чем при службе по призыву, поэтому наличие каких-либо негативных личностных качеств и особенностей поведения может стать серьезным препятствием при поступлении на контракт вместо срочной службы.
Также, в рамках реформирования и адаптации военной службы к нынешним потребностям, с 1 октября 2019 года появилась возможность для поступления на военную службу и без среднего либо высшего образования. Это может помочь сотням россиян избежать осеннего призыва, заменив его куда более комфортной контрактной службой. Однако не факт, что эти нововведения все же будут приняты и начнут действовать сразу.
Переход со срочной службы на контракт и другие нюансы
Как можно понять из положений действующих нормативов, не все люди могут претендовать на службу по контракту вместо призыва. Например, без среднего специального либо высшего образования, пойти на контракт можно только после прохождения службы по призыву. Однако не следует думать о том, что в этой ситуации обязательно придется проводить год в жестких условиях срочной службы, стойко перенося ее тяготы и лишения.
Сейчас каждый солдат-срочник по прохождении первых трех месяцев службы имеет право заключить с Министерством обороны полноценный контракт и быть переведенным на контрактную службу со всеми соответствующими благами и гарантиями. При этом значительно уменьшается количество бюрократических преград, а сам военнослужащий может моментально приступить к выполнению своих прямых обязанностей без прохождения учебных интенсивных курсов — ведь фактически они будут пройдены во время первых трех месяцев срочной службы.
Еще одним аспектом, который следует учитывать при поступлении на службу на контракт, является продолжительность контракта. Она составляет как минимум два года. Однако военнослужащему или призывнику могут предложить сразу подписать контракт на более длительный срок. Следует помнить о том, что от такого предложения можно отказаться — и можно потребовать возможности служить именно два года, а не три или более.
Отличия срочной и контрактной службы для человека, подлежащего призыву
Как можно понять из действующих нормативов, контрактная служба может стать хорошей заменой необходимости в обязательном порядке проходить призывную службу. Однако, лучше всего сначала сразу ознакомиться с особенностями и нюансами несения службы по контракту и ее отличиями от призывной службы. К главным достоинствам службы по контракту вместо призыва можно отнести:
Более свободный распорядок. Контрактник, в отличие от срочника, имеет право покидать военную часть при окончании рабочего дня, имеет выходные дни и в целом живет куда более полноценной жизнью, а тяготы и лишения воинской службы сказываются на нем значительно слабее. Конечно, всегда могут возникнуть ситуации, когда контрактник может потерять временно свой законный отдых из-за того, что его зовет Родина, но это скорее исключение, чем правило.
Конечно, есть у контрактной службы и недостатки. К таковым можно отнести:
- Вероятность привлечения к боевым действиям. Призывники в Российской Федерации направляются в зоны боевых действий и привлекаются к решению боевых задач лишь в исключительных случаях. В то же время для контрактников — это профессиональная обязанность. Хотя на практике сейчас численность Вооруженных Сил Российской Федерации позволяет привлекать к боевым задачам только тех контрактников, которые сами этого хотят.
- Большая продолжительность службы. Служба по контракту будет длиться как минимум два года, в то время как для призывников время отвлечения от своей обычной гражданской жизни составит всего год.
- Более жесткие требования. К контрактникам предъявляются куда более жесткие требования как в части физической подготовки, так и касательно их психологических качеств и состояния здоровья, что тоже следует учитывать при поступлении на службу по контракту.
Как поступить на военную службу по контракту
1. Кто может поступить на службу по контракту?
Поступить на военную службу по контракту могут:
- военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и получившие до призыва на военную службу высшее или среднее профессиональное образование;
- военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и прослужившие не менее трех месяцев;
- граждане, пребывающие в запасе;
- граждане мужского пола, не пребывающие в запасе и имеющие высшее или среднее профессиональное образование;
- граждане женского пола, не пребывающие в запасе;
- иностранные граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации (правом на заключение контракта можно воспользоваться только один раз).
К кандидатам, поступающим на военную службу по контракту, предъявляются следующие требования:
- возраст — от 18 до 40 лет. Для иностранных граждан — от 18 до 30 лет;
- категория годности к воинской службе А (годен) или Б (годен с незначительными ограничениями);
- кандидат должен сдать нормативы по физической подготовке;
- кандидат должен пройти профессионально-психологическое тестирование, в ходе которого определят уровень интеллекта, психологическую устойчивость, скорость восприятия информации, качество памяти, темперамент и другие личные характеристики;
- кандидат не должен иметь неснятую или непогашенную судимость. В отношении него не должно быть вынесено обвинительного приговора, которым назначено наказание, вестись дознание, предварительное следствие или открыто уголовное дело, переданное в суд.
2. В какие войска можно пойти служить по контракту?
Подбирая для вас род войск, сотрудники пункта отбора на контрактную службу ориентируются на результаты медкомиссии и профессионально-психологического тестирования.
Например, в Воздушно-космические силы России и другие элитные войска можно попасть, имея только безупречное здоровье и высокие баллы за тестирование.
3. Что сделать, чтобы пойти служить по контракту?
Если вы решили поступить на службу по контракту еще до окончания военной службы по призыву, обратитесь к командиру вашей воинской части. К рапорту нужно приложить:
- анкету поступающего на военную службу по контракту;
- автобиографию, написанную от руки в произвольной форме;
- заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих уровень образования;
- заверенные в установленном порядке копии свидетельств о браке и свидетельств о рождении детей.
Чтобы поступить на службу по контракту после окончания военной службы по призыву, обратитесь на пункт отбора на военную службу по контракту. В Москве пункт отбора расположен по адресу: Варшавское шоссе, дом 83, корпус 1. К заявлению нужно приложить:
- документ, удостоверяющий его личность и гражданство;
- анкету поступающего на военную службу по контракту;
- автобиографию, написанную от руки в произвольной форме;
- заверенную в установленном порядке копию трудовой книжки;
- заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих уровень образования;
- заверенные в установленном порядке копии свидетельств о браке и о рождении детей.
В обоих случаях вас могут попросить представить дополнительные документы.
4. Какие привилегии положены военнослужащему?
После окончания первого контракта вы можете получить бесплатное образование и оформить военную ипотеку на льготных условиях.
Военнослужащие по контракту могут досрочно выйти на пенсию после 20 лет службы и вместе с членам своей семьи пользоваться медицинским обслуживанием в медицинских учреждениях Министерства обороны.
Подробнее об этих и других льготах и выплатах, которые может получить военнослужащий, вы можете узнать на пункте отбора на военную службу по контракту по телефону: +7 (499) 317-13-09.
Как устроиться служить на контрактной основе вместо срочной службы
Служить на контрактной основе отбирают людей прошедших спецподготовку, тестированием, обладающие навыком управлять военной техникой, готовые выполнять служебные обязанности. Рабочий распорядок дня военнослужащего-контрактника включает строгие правила, но соответствующие нормам в трудовом законодательстве, что отличает от распорядка солдата срочной службы.
Еще недавно служить на контрактной основе принимали только после окончания ВУЗа, теперь данной возможностью могут воспользоваться выпускники со среднеспециальным образованием.
По контракту на службу могут быть взяты как юноши, так и девушки.
Достоинства службы по контракту
- Совершенствование навыков и повышение общего уровня подготовки . Человек осознанно принявший решение заниматься военным делом, имея отменное здоровье, пройдя ряд проверочных тестов имеет большую мотивацию, более высокий уровень физподготовки с возможностью уделять время совершенствованию навыков.
- Сокращение расходов на армию с созданием дополнительных рабочих мест. Положительное влияние на ВВП страны оказывает переход со срочной службы в армии на контрактную. Юноши не будут призваны на срочную службу и будут оказывать положительное влияние на экономику, продолжая работать.
- Повышение профессиональной компетенции военнослужащих . Служба на контрактной основе искореняет иерархические устои и дискриминацию. Тестовые проверки перед заключением контракта нацелены на выявление некомпетентных лиц.
- Поддержка и бонусы для служащих по контракту. Для контрактников предусмотрено хорошее довольствие и обеспечение, отпуск, социальное страхование, предоставление жилья, карьерный рост.
- Возможность служить в войсках улучшенного оснащения . Компетентных сотрудников направляют служить в войска с новым профессиональным оборудованием.
Минусы службы по контракту
- Риск . Поступая на службу необходимо отдавать отчет о возможности возникновения опасности и риска для жизни.
- Регулярная смена мест дислокации. Военные специальности подразумевают периодические командировки в военные части других городов или страны. Это создает неудобство для членов семьи, но многие спокойно с пониманием относятся к данному недостатку.
- Численность состава . Переходя на контрактную систему численность состава уменьшается почти в половину. С одной стороны данный факт можно отнести к недостаткам, а к достоинствам-получаем армию с профессиональными военнослужащими.
- Существует мнение, что контрактная система отделит армию от народа. Призывная же создаст резерв на всякий случай. Тут возникает множество споров, ведь обучить человека основным военным навыкам можно за меньший срок при необходимости, чем за период срочной службы.
- В реальной жизни после увольнения из армии бывшие военнослужащие отдавшие несколько лет службе не могут найти себя на гражданке. Социализация таких людей проходит тяжело, а найти хорошую психологическую помощь в данном направлении сложно.
Критерии отбора кандидатов
На службу по контракту могут быть приняты соискатели:
- от 19 до 35 летнего возраста;
- с образованием от среднего и выше;
- по состоянию здоровья-должно отвечать категории годности А или Б, что устанавливается комиссией после ее прохождения;
- с хорошей физподготовкой, уровень которой определяют после сдачи нормативов. Оценивают скорость реакции, силу и выносливость;
- служившие по призыву могут быть допущены служить по контракту, бывшие контрактники уволенные в запас, женщины, лица с иностранным гражданством официально проживающие на территории Российской Федерации.
Наличие семьи и детей не может являться причиной отказа для соискателя вакансии.
Дополнительные требования к кандидатам:
- знание русского языка;
- претендент должен подтвердить образование, квалификацию и физическую подготовку;
- соответствовать по здоровью и психологическому состоянию к выбранной военной профессии.
Как устроиться служить по контракту
Получить полную информацию о прохождении службы по контракту можно на сайте Министерства Обороны Российской Федерации.
Чтобы уточнить все нюансы службы, кандидату нужно явиться на пункт отбора, которые находятся во всех регионах. Там необходимо заполнить анкету, а также можно получить информацию о вакантных должностях. Там же составляется рекомендательное письмо для военкомата.
В военкомат соискатель приходит с перечнем документов и составляет заявление на имя военкома. После этого назначается дата сдачи нормативов и прохождения медосвидетельствования. После прохождения, решение о пригодности к службе на контрактной основе принимает комиссия.
Документы
Для сбора полного перечня необходимых документов потребуется некоторое время, поэтому стоит позаботиться об этом заблаговременно.
В их число входят:
- заявление на имя военкома;
- автобиография написанная на листе формата А 4;
- анкета;
- фото размером 9Х12, с обратной стороны указывают ФИО и дату, когда оно сделано;
- ксерокопии диплома, аттестата, трудовой книжки;
- послужной список из военного билета;
- характеристика;
- документ об отсутствии или наличии судимости, иных проблем с законом;
- ксерокопии свидетельств о рождении, паспортов всех членов семьи, свидетельства о заключение брака;
- результаты пройденных тестов, нормативов, медосвидетельствования;
- Ксерокопии ИНН и СНИЛС;
- банковские реквизиты;
- ксерокопию паспорта, ИНН, банковских реквизитов близкого родственника.
Кого не берут
Отказать в приеме служить на контрактной основе могут:
- лицам, в отношении которых ведется следствие;
- лицу имеющему неснятую или непогашенную судимость;
- лица, в ходе уголовного расследования являющиеся подозреваемыми или обвиняемыми;
- лицам, отбывавшим наказание в колонии.
Служба по контракту без срочной службы
- Если выслуга по призыву более 3 месяцев, можно подать рапорт о переводе на контрактную службу.
- Уволенные в запас, но желающие вернуться на военную службу на контрактной основе.
- Не прошедшие срочную службу юноши со средним, высшим образованием.
- Для женщин не уволившихся в запас.
- Лицам с иностранным гражданством от 18 до 30 летнего возраста.
Переход на контрактную службу со срочной
Солдат, проходящий срочную службу и желающий перевестись на контрактную основу, должен известить об этом непосредственного начальника. Солдат подает рапорт командиру, а он подготавливает направление на Военно-врачебную комиссию.
При подтверждении нужной категории здоровья солдату придется пройти аттестационную комиссию в части, где он служит.
На работу вместо военной службы
За уклонение от призыва на военную службу предусмотрены крупные штрафы, принудительные работы и даже лишение свободы на срок до 2 лет. Тем, кто не готов взять в руки оружие, Конституция дает право на альтернативную службу – по сути, это обычная оплачиваемая работа
Защита Отечества – долг и обязанность гражданина РФ (ст. 59 Конституции). Он несет военную службу в соответствии с федеральным законом 1 , который предусматривает смешанную систему комплектования Вооруженных Сил РФ – граждане могут пройти службу как по призыву, так и по контракту, т.е. стать профессиональными военнослужащими.
За уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от нее ст. 328 Уголовного кодекса предусматривает наказание: штраф в размере до 200 тыс. руб. или дохода гражданина за период до 18 месяцев, принудительные работы на срок до 2 лет, арест на срок до 6 месяцев либо лишение свободы на срок до 2 лет.
Но что делать молодым людям, которые по соображениям совести не готовы брать в руки оружие и носить военную форму? Ответ на этот вопрос кроется в Основном Законе: если убеждения или вероисповедание гражданина противоречат несению военной службы, он имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (ч. 3 ст. 59 Конституции).
Что такое альтернативная гражданская служба?
В законе дано такое определение: альтернативная гражданская служба (АГС) – это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву 2 . На практике АГС представляет собой обычную оплачиваемую работу, которую граждане выполняют вместо службы в армии.
Срок альтернативной гражданской службы сейчас составляет 1 год и 9 месяцев. Если молодой человек будет направлен для ее прохождения в организацию Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, то срок службы составит на 3 месяца меньше.
Кто может пройти альтернативную службу?
Пройти АГС может любой молодой человек, чьи убеждения противоречат несению военной службы, независимо от того, являются они светскими или религиозными.
Еще в 1996 г. Конституционный Суд РФ признал, что именно убеждения и вероисповедание являются основанием для возникновения права гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской 3 .
В 2011 г. Европейский Суд по правам человека признал, что, если неприятие военной службы мотивировано непреодолимым конфликтом между обязанностью служить в армии и совестью человека либо его глубокими религиозными или иными убеждениями, оно представляет собой неопровержимые и важные взгляды, которых достаточно для того, чтобы пользоваться гарантиями защиты, предоставляемыми ст. 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод («Свобода мысли, совести и религии») 4 .
Дополнительно закон закрепляет право на прохождение АГС за гражданами, которые относятся к коренному малочисленному народу РФ, ведут традиционный образ жизни, осуществляют традиционную хозяйственную деятельность и занимаются традиционными промыслами.
Как реализовать право на АГС?
Очень просто – путем подачи заявления в военный комиссариат о замене военной службы альтернативной гражданской. В заявлении гражданин должен указать причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать об этом. То есть нужно изложить, в чем заключается суть убеждений, противоречащих несению военной службы. Проще всего это сделать, ответив на вопрос: какие взгляды не позволяют мне брать в руки оружие? Молодой человек должен быть способен сформулировать этическую основу своих убеждений.
Кроме того, полезно указать в заявлении тех, кто согласен подтвердить достоверность доводов призывника о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию. Нужно будет сообщить их контактную информацию и попросить вызвать их в день рассмотрения заявления.
Наконец, необходимо приложить к заявлению автобиографию и характеристику с места учебы или работы. Нелишним будет предоставить и иные документы, которые будут подтверждать изложенные доводы. К примеру, если гражданин обосновывает отказ от службы в армии пацифистскими взглядами, он может приложить сочинения на эту тему; если он ведет активную общественную жизнь, которая демонстрирует его пацифизм, – полезными окажутся фотографии или публикации об этом. Перечень дополнительных документов не ограничен – чем больше релевантных данных представит призывник, тем лучше.
В какие сроки подается заявление на прохождение АГС?
Призывник должен подать в военный комиссариат заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской в следующие сроки 5 :
- до 1 апреля – граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре-декабре текущего года;
- до 1 октября – граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле-июне следующего года.
То есть заявление нужно подать за 6 месяцев до начала призывной кампании, во время которой гражданин должен быть призван в армию. Например, молодой человек обучается в вузе по программе бакалавриата и имеет право на отсрочку от призыва до 30 июня 2022 г. Подать заявление на прохождение АГС он должен до 30 сентября 2022 г., поскольку он будет подлежать призыву во время весенней призывной кампании, которая пройдет с 1 апреля по 15 июля 2022 г.
Но есть и исключения: если отсрочка от призыва на военную службу будет прекращена преждевременно, то заявление о замене этой службы альтернативной гражданской необходимо подать в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки. Например, если студент отчислится из вуза, то заявление он должен будет подать не позднее чем через 10 дней после подписания приказа об отчислении.
Молодой человек вправе подать заявление на прохождение АГС, даже если сроки были пропущены. Но в такой ситуации в заявлении он должен указать причины, объясняющие его несвоевременную подачу. Так, в 2006 г. Конституционный Суд указал, что при наличии уважительных причин срок подачи заявления может быть восстановлен призывной комиссией или судом 6 .
Заявление на прохождение АГС с прилагаемыми документами следует лично отнести в военный комиссариат и подать в двух экземплярах. На одном из них в канцелярии должны поставить отметку о принятии – этот экземпляр останется у призывника в качестве подтверждения факта подачи заявления. Возможен иной вариант: военный комиссариат выдаст призывнику документ, подтверждающий регистрацию заявления.
В исключительной ситуации можно направить заявление в военный комиссариат по почте письмом с уведомлением о вручении и описью вложения – к примеру, если заявление по какой-то причине отказываются принимать.
Как рассматривают заявление?
Рассматривать заявление о замене военной службы на альтернативную гражданскую будет призывная комиссия – коллегиальный орган, состоящий из представителей разных органов власти. На заседание комиссии призывника вызывают повесткой.
Молодому человеку нужно будет устно объяснить, в чем заключается суть его убеждений, противоречащих службе в армии. Поэтому стоит заранее подготовить план выступления, чтобы донести до членов комиссии свою мысль. Перед призывником не стоит задача убедить комиссию в правильности своих убеждений – нужно лишь стройно продемонстрировать собственные взгляды и быть готовым ответить на вопросы. Он может пригласить на заседание знакомых или родственников, которые будут готовы подтвердить достоверность его доводов, и попросить их заслушать.
По результатам заседания призывная комиссия вынесет решение о замене военной службы на альтернативную гражданскую. Если молодому человеку отказали в удовлетворении его просьбы, он вправе оспорить это решение в судебном порядке. Пока решение суда не вступит в законную силу, его не смогут призвать в армию.
Военную службу заменили на альтернативную гражданскую. Что дальше?
Остается ждать следующего призыва. За это время военный комиссариат направит информацию в Федеральную службу по труду и занятости, которая подготовит призывнику место для прохождения службы. После призыва молодой человек пройдет медицинское освидетельствование и в случае годности приступит к прохождению АГС. Если же призывник будет признан негодным или ограниченно годным к службе, то его освободят от этой обязанности и выдадут военный билет.
Как проходят альтернативную гражданскую службу?
Во время прохождения АГС молодой человек живет дома, ходит на работу, за которую получает заработную плату в том же размере, что и его коллеги на аналогичной должности, а в свободное время может заниматься своими делами.
Альтернативную гражданскую службу граждане проходят в организациях, перечень которых утверждает Министерство труда и социальной защиты РФ. Выбрать организацию призывник не может – за него это сделает государство. При определении места службы учитываются профессия, стаж и образование призывника – исходя из этих сведений принимается решение, куда направить его служить.
Трудовая деятельность альтернативнослужащего регламентируется российским законодательством, в том числе Трудовым кодексом. Как и другие работники, он может получать образование в свободное от работы время и пользоваться правом на отпуск. Если его направляют служить в другой регион, то ему бесплатно предоставляется жилье и оплачивается проезд. Время прохождения АГС засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж и в стаж работы по специальности.
Отличий от обычной трудовой деятельности не так много: граждане, проходящие АГС, не вправе отказываться от заключения срочного трудового договора, от исполнения трудовых обязанностей, возложенных на них договором, и расторгать его по своей инициативе; занимать руководящие должности; участвовать в забастовках и иных формах приостановления деятельности организаций; совмещать АГС с работой в иных организациях; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в их предпринимательской деятельности, получать за это вознаграждение и пользоваться социальными гарантиями; покидать населенный пункт, в котором расположена организация, где они проходят АГС, без согласования с представителем работодателя; оставлять рабочее место в период рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности 7 .
Какое наказание предусмотрено за уклонение от прохождения АГС?
Если молодой человек был освобожден от военной службы и уклоняется от прохождения АГС, он может быть наказан штрафом в размере до 80 тыс. руб. или его дохода за период до 6 месяцев, обязательными работами на срок до 480 часов либо арестом на срок до 6 месяцев (ч. 2 ст. 328 УК РФ).
1 Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
2 Статья 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».
3 Определение Конституционного Суда РФ от 26 сентября 1996 г. № 93-О.
4 Постановление Большой Палаты от 7 июля 2011 г. по делу «Баятян (Bayatyan) против Армении».
5 Статья 11 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».
6 Определение Конституционного Суда РФ от 17 октября 2006 г. № 447-О.
7 Статья 21 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».