Специальная оценка условий труда: сроки, правила, процедура
В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” специальная оценка условий труда проводится у всех работодателей. Обязанность проведения проверки лежит на работодателе. Исключения касаются дистанционных работников и работников на дому, работников микро и малого бизнеса по гражданско-правовому договору на аутсорсинге (бухгалтеры и т.д.). Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей. (КоАП РФ Статья 5.27.1, п. 2.). Срок давности по нарушениям трудового законодательства, законодательства об охране труда – 1 год со дня обнаружения административного правонарушения.
Надо ли включать в трудовой договор условия труда на рабочем месте? Условия труда указываются в трудовых договорах, заключенных после 01.01.2014 г. (ст. 57 ТК РФ). Однако, если какие-то из обязательных положений не были включены, можно заключить отдельное соглашение или приложение к трудовому договору. Если работник принимается на рабочее место, на котором оценка условий труда ранее не проводилась, то в трудовом договоре могут быть указаны общие характеристики рабочего места (описание рабочего места, используемое оборудование и особенности работы с ним) или действительные результаты аттестации рабочих мест. Если есть в наличии действительные результаты проведенной СОУТ можно включить данные из карты СОУТ «Факторы производственной среды и трудового процесса».
Работодатель обязан организовать ознакомление работников с результатами проведенной СОУТ на его рабочем месте в срок не позднее 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. (п. 5 ст. 15, подп. 4 п. 2 ст. 4 Закона). Включение данной информации в трудовой договор не является письменным ознакомлением работника с результатами СОУТ. Работник должен быть ознакомлен под роспись с картой специальной оценки условий труда на его рабочем месте.
Пример формулировки положения об условиях труда:
«Рабочее место работника располагается в кабинете № 1 у противоположной от окна стены и состоит из рабочего стола, компьютерного кресла и компьютера. Работник в своей деятельности использует также стационарный телефон, оргтехнику». Работнику установлены следующие условия труда на рабочем месте: 1-й класс – оптимальные условия труда»
Порядок проведения СОУТ
Плановую спец. оценку условий труда нужно провести не позднее пяти лет с даты утверждения отчета о проведении последней оценки. В некоторых случаях срок может быть сокращен или увеличен (получение декларации в Гос. инспекции труда). Если на рабочем месте, на котором уже проведена спец. оценка, произошел несчастный случай, причиной которого (одной из причин) стало воздействие на работника вредных и/или опасных производственных факторов, то в течение шести месяцев со дня этого происшествия необходимо провести внеплановую спец. оценку (ч. 1, 2 ст. 17 Закона N 426-ФЗ). На новых рабочих местах проверка проводится в течение 12 месяцев со дня ввода их в эксплуатацию. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. В ст. 14 дана классификация условий труда.
Нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми проводится СОУТ:
1) Приказ Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н «Методика проведения специальной оценки условий труда».
2) Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда;
Порядок проведения СОУТ:
- Работодатель заключает гражданско-правовой договор с одной из организаций, допущенных для проведения таких проверок – посмотреть реестр организаций.
- Работодатель создает комиссию по проведению спец. оценки и утверждает график ее проведения
- Эксперты организации проводят идентификацию потенциально вредных условий согласно Классификатору (Приказ №33н).
- Организация – эксперт проводит испытания, только если идентифицированы потенциально вредные/опасные условия, оформляются протоколы исследований
- По результатам проверки эксперты составляют отчет.
- Комиссия утверждает отчет о проведении проверки.
- В течение 3х дней после утверждения отчета работодатель уведомляет об этом экспертную организацию либо заказным письмом с уведомлением, либо по эл. почте документом, подписанным с помощью ЭЦП.
- Работодатель подает декларацию в гос. инспекцию труда субъекта РФ.
В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя. Число членов комиссии должно быть нечетным. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель. Комиссия до начала выполнения работ по СОУТ утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ с указанием аналогичных рабочих мест. При выявлении аналогичных рабочих мест, СОУТ проводится в отношении 20 % рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест).
Дополнительные источники: а) Разъяснения Министерства труда и социальной защиты РФ от 16 января 2019 года «По вопросу проведения специальной оценки условий труда в организациях микро- и малого бизнеса и у индивидуальных предпринимателей».
б) Письмо Минтруда от 14 июля 2016 г. N 15-1/ООГ-2516.
Порядок проведения специальной оценки условий труда
- Расшифровка аббревиатуры СОУТ
- Кто и что обязан делать во время спецоценки
- Последовательность действий
- Подготовительный этап
- Основной этап
- Заключительный этап
- Как часто проводится СОУТ
- Как сэкономить на спецоценке
- Как связаны СОУТ и охрана труда
- За что накажут
- Итоги
Расшифровка аббревиатуры СОУТ
Термин «спецоценка» появился несколько лет назад. Его используют наряду с другими: спецоценка рабочих мест, оценка условий труда и т. д. Означают они одно и то же — набор обязательных мероприятий по специальной оценке условий труда (СОУТ).
Законодательная расшифровка понятия представлена на рисунке:
Объясняем сложные законодательные термины понятным языком:
Кто и что обязан делать во время спецоценки
Для работодателей, компании-оценщика и работников в процедуре СОУТ – специальной оценке условий труда предусмотрены персональные наборы прав и обязанностей:
Последовательность действий
Чтобы провести СОУТ в соответствии со всеми требованиями закона, следует тщательно изучить законодательные нормы. Все мероприятия по спецоценке можно уложить в три этапа:
Подготовительный этап
Перед тем как эксперты приступят к изучению и оценке опасных и вредных производственных факторов, работодатель и компания-оценщик обязаны исполнить свой набор обязанностей:
Основной этап
На этом этапе компания-оценщик проводит по специальной методике комплекс мероприятий по спецоценке.
Нюансы работы экспертов компании-оценщика:
После завершения всех исследований и оценок условия труда по степени вредности и (или) опасности относятся к определенным классам (подклассам).
Для выведения итоговой оценки условий труда учитывается вся совокупность факторов:
Результат проведенных мероприятий отражается в отчете, который утверждает председатель комиссии по СОУТ после того, как все ее члены проставят в нем подписи.
Заключительный этап
У работодателя на этом этапе немало хлопот:
Компания-оценщик законодательно ограничена в сроках:
Сотрудники, чьи рабочие условия по условиям спецоценки признаны опасными или вредными, должны регулярно проходить профилактические медосмотры (Минтрудсоцзащиты России, Минздрава России от 31.12.2022 № 988н/1420н).
Как часто проводится СОУТ
В зависимости от того, какой вид спецоценки проводится — очередная или внеплановая, предусмотрены разные сроки.
Специальная оценка условий труда в общем случае проводится на рабочем месте не реже одного раза в пять лет (п. 4 ст. 8 закона № 426-ФЗ).
Нюансы исчисления срока:
Внеплановая спецоценка проводится в следующие сроки:
Узнайте больше о сроках:
Как сэкономить на спецоценке
Если на рабочих местах после проведения спецоценки не выявлены вредные и (или) опасные факторы, работодатель представляет в трудовую инспекцию декларацию о соответствии условий труда. Срок — не позднее 30 рабочих дней с даты утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (ч. 1 ст. 11 закона № 426-ФЗ, п. 5 Порядка, утвержденного приказом Минтрудсоцзащиты России от 07.02.2014 № 80н).
Заполнение декларации СОУТ имеет много нюансов, ошибаться при подготовке данного документа крайне нежелательно. Ознакомьтесь с готовым образцом декларации в справочно-правовой системе «КонсультантПлюс», получив пробный доступ к ней.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 1 марта 2022 года вступает в силу новый порядок декларирования о соответствии условий труда, утвержденный приказом Минтруда России от 17.06.2022 № 406н.
Сведения о результатах спецоценки в отношении рабочих мест, условия труда на которых декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям, компания-оценщик передает в ФГИС СОУТ (ч. 1 ст. 18 закона № 426-ФЗ).
Работодатель вправе сократить число проводимых спецоценок в отношении таких рабочих мест, если выполняются следующие условия:
Выполнение этих условий позволяет автоматически продлевать срок действия декларации и сдвигать дату проведения очередной оценки рабочего места по условиям труда еще на пять лет. При этом дополнительные документы оформлять не требуется (письмо Минтруда от 30.08.2019 № 15-1/ООГ-1968).
Прямая экономия при проведении спецоценки — включение затрат на ее проведение в расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу. Возможность соответствующего включения есть даже на упрощенке — в свежей статье мы рассказали о том, как ей воспользоваться (наряду с применением иных оснований для уменьшения суммы налога).
Узнайте, где можно законно сэкономить, а когда это делать опасно:
Как связаны СОУТ и охрана труда
Все работники по трудовому законодательству имеют право на рабочие места, которые соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда.
Охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, которая включает в себя следующие мероприятия:
Чтобы у работодателя было официальное, основанное на специальных экспертных исследованиях и оценках подтверждение соответствия рабочих мест требованиям охраны труда, применяется комплекс мероприятий под названием СОУТ.
Результаты проведения специальной оценки условий труда применяются работодателем для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников, обеспечения их средствами индивидуальной защиты и других мероприятий.
Спецоценка является основным инструментом при решении работодателем вопроса о предоставлении работнику компенсаций и гарантий в связи с работой во вредных и (или) опасных условиях труда — повышенной оплаты труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного оплачиваемого дополнительного отпуска и др.
Все эти меры направлены на ослабление негативного воздействия на здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
За что накажут
Тех работодателей, которые не организуют проведение СОУТ или делают это с нарушением законодательно установленного порядка, неминуемо ждет наказание.
Работодатели в 2022 году находятся под двойным контролем — за непроведение СОУТ или нарушение порядка ее проведения штрафы будут начисляться не только по результатам проведенных трудовыми инспекторами проверок, но и в автоматическом режиме.
Система ФГИС СОУТ будет выявлять нарушителей, сопоставляя данные из разных источников с информацией, имеющейся в системе. К примеру, программа будет сопоставлять данные о сроке регистрации работодателей с данными о проведенной ими спецоценке. Если с момента регистрации компании прошло более года, а данных о проведенной спецоценке в систему не поступало, последует автоматический штраф за непроведение СОУТ.
Специалисты «КонсультантПлюс» подготовили для вас подробную пошаговую инструкцию по проведению спецоценки условий труда, учитывающую все законодательные требования к данной процедуре. Вы можете оперативно ознакомиться с данным материалом, получив пробный доступ к данной справочно-правовой системе.
С особенностями разных видов контроля вас познакомят статьи:
Итоги
СОУТ — это комплекс мероприятий по спецоценке условий труда, во время проведения которых идентифицируются опасные и (или) вредные факторы производственной среды и трудового процесса, а также оценивается уровень их воздействия на работников.
Эксперты компании-оценщика проводят процедуры в рамках СОУТ по специальным методикам с использованием утвержденных, аттестованных и прошедших поверку средств измерений. Результат их работы оформляется отчетом.
По результатам СОУТ работодатель разрабатывает и реализует мероприятия по ослаблению негативного воздействия на здоровье работников производственных факторов.
Проведение СОУТ — лишь часть обязанностей современного работодателя в области охраны труда. Узнать больше о других, столь же значимых, вы можете в специальном материале, который подготовили наши специалисты.
Проведение СОУТ: порядок и сроки процедуры, результаты оценки
Действующее законодательство обязывает каждого работодателя периодически проводить специальную оценку условий труда (СОУТ). Это мероприятие направлено на обеспечение безопасных и комфортных условий работы для персонала, а также на определение гарантий, предусмотренных нормативно-правовыми актами для некоторых категорий сотрудников. Разбираемся, как проводится спецоценка и какими могут быть ее результаты.
Основные положения закона о специальной оценке условий труда
Как мы уже сказали, организация СОУТ — это обязанность каждого работодателя, который имеет наемных сотрудников.
По сути, спецоценка представляет собой мероприятие, направленное на выявление опасных или вредных факторов, способных оказать негативное влияние на здоровье сотрудников. Она призвана определить степень воздействия выявленных факторов на работников, а также выяснить, насколько существующие показатели отличаются от установленных норм. Также в ходе мероприятия выполняется анализ эффективности средств, которые применяются для защиты персонала.
Проведение спецоценки регламентирует Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон №426-ФЗ). После принятия данного закона положение о СОУТ было включено в Трудовой кодекс РФ (в статью 212). Методика проведения и форма отчета о проведении СОУТ вместе с классификатором вредных и/или опасных производственных факторов утверждены приказом Минтруда России от 24 января 2014 года №33н (далее — Приказ №33н).
Порядок контроля над СОУТ до недавнего времени регулировался приказом Минтруда РФ от 21 апреля 2017 года №377н, ему на смену пришел приказ Роструда от 23 августа 2019 года №231, утвердивший новый административный регламент. Этот документ больше предназначен для должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости, но в плане ознакомления может быть полезен для работодателя.
Однако основополагающим актом выступает именно Закон №426-ФЗ.
Порядок проведения СОУТ
Тем работодателям, которые планируют проведение СОУТ, необходимо в первую очередь разобраться, из каких этапов складывается это мероприятие. Итак, в процессе подготовки и непосредственно проведения СОУТ выполняются следующие действия:
- Создается комиссия по проведению спецоценки. В соответствии со статьей 9 Закона №426-ФЗ в состав комиссии включаются представители работодателя и представители профсоюза. К количеству членов комиссии предъявляется особое требование — их число не должно быть четным, а конкретное количество членов устанавливается исходя из штатного расписания работодателя. Если СОУТ проводится в крупной организации, имеющей несколько территориально распределенных подразделений, разрешается создавать несколько комиссий в каждом из них.
Нужно отметить, что представители компании, которая проводит спецоценку, в состав комиссии не включаются, а возглавляет ее работодатель или представитель работодателя.
Ознакомить с приказом о проведении СОУТ необходимо всех членов комиссии под подпись. - Разрабатываются и утверждаются график СОУТ и перечень оцениваемых рабочих мест. Обязанность возложена на комиссию по СОУТ. Именно она должна составить перечень рабочих мест и утвердить его. Как следует из текста письма Минтруда России от 14 марта 2016 года №15-1/ООГ-1041, в данный перечень не включаются свободные (вакантные) рабочие места — на них СОУТ не может быть проведена. Требования к заполнению перечня рабочих мест приведены в пункте 4 Инструкции по заполнению формы отчета о проведении СОУТ, утвержденной Приказом №33н, а требования к обозначению рабочих мест в перечне содержатся в пункте 2 части 2 статьи 18 Закона №426-ФЗ.
График проведения СОУТ оформляется в произвольной форме, в нем указываются сроки и этапы проведения мероприятия. Такой график утверждается отдельным приказом или включается в упомянутый выше приказ о проведении СОУТ.
Выбирается экспертная компания. К компаниям, которые специализируются на проведении СОУТ, законодательство предъявляет особые требования (смотрите статью 19 Закона №426-ФЗ). Такие компании должны иметь в штате определенное количество специалистов с соответствующими сертификатами. Кроме того, в структуре экспертной компании должна присутствовать аккредитованная лаборатория. Обязательное условие — наличие уведомления, подтверждающего включение в реестр Минтруда РФ. С экспертной компанией работодатель заключает договор, после чего у него возникает обязанность передать сведения о рабочих местах, подлежащих спецоценке, предоставить соответствующие разъяснения и предложения сотрудников (при наличии) по осуществлению на их рабочих местах идентификации производственных факторов.
Независимость и беспристрастность специализированной организации и ее экспертов — необходимое условие для сотрудничества с такой компанией, в связи с этим следует изучить исчерпывающий перечень лиц и организаций, которые не могут проводить СОУТ — он содержится в части 2 статьи 22 Закона №426-ФЗ.
- Проводится идентификация производственных факторов. Она выполняется экспертом, представляющим специализированную организацию, на основании статьи 10 Закона №426-ФЗ и изучения сведений, которые были предоставлены работодателем, поэтому находиться непосредственно на оцениваемых рабочих местах эксперту не обязательно. Если опасных или вредных условий экспертом выявлено не будет, он предоставит работодателю заключение. На основе данного заключения работодателю надлежит подготовить и подать декларацию в территориальное подразделение Роструда.
Идентификации не подлежат рабочие места, которые перечислены в части 6 статьи 10 Закона №426-ФЗ. - Выполняются исследования и замеры. Потребность в инструментальных измерениях возникает в тех случаях, когда по итогам идентификации были выявлены вредные или опасные факторы. Набор необходимых замеров и исследований зависит от специфики рабочего места.
- Составляется отчет. Отчет по результатам СОУТ составляется экспертной компанией, его форма утверждена Приказом №33н. Этот документ содержит сведения об экспертной компании, перечень оцениваемых рабочих мест, карты СОУТ, протоколы выполнения измерений и исследований, а также сводную ведомость. Кроме того, в отчет включается перечень мер, которые необходимы для улучшения условий работы персонала и заключения экспертов.
- Сдается декларация. После подготовки отчета работодателю в течение 30 дней с момента его утверждения необходимо подать декларацию в Роструд. Сделать это можно лично, отправив документ по почте, или онлайн (через сайт Роструда).
Кроме того, работодателю надлежит ознакомить сотрудников с результатами СОУТ. Ознакомление происходит под подпись. Сделать это также нужно в течение 30 дней с момента утверждения отчета. Вопрос, который волнует практически каждого работодателя — это сроки проведения СОУТ. На данное мероприятие работодателям дается шесть месяцев. Если необходимость СОУТ возникла из-за создания рабочих мест или внедрения изменений, срок увеличивается до 12 месяцев.
Меры ответственности, предъявляемые к работодателям
Работодатели, которые нарушили установленный порядок выполнения СОУТ или вообще не провели проверку, подлежат привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Наказание за данное правонарушение назначается в виде предупреждения или штрафа. Размер штрафа для ИП и должностных лиц составляет от 5000 до 10 000 рублей. Больше придется заплатить юрлицам: им за совершение правонарушения назначается штраф в размере от 60 000 до 80 000 рублей.
Если же ранее подобные правонарушения уже фиксировались в компании, должностное лицо может быть подвергнуто дисквалификации на период от одного года до трех лет. Штраф в случае совершения повторного правонарушения составляет от 30 000 до 40 000 рублей для ИП и должностных лиц и от 100 000 до 200 000 рублей для компаний. Кроме того, юридическим лицам может грозить административная приостановка деятельности.
Кому и когда нужна СОУТ и каковы могут быть ее результаты?
Требование по проведению СОУТ распространяется на большинство рабочих мест (как мы уже говорили, ее обязаны организовывать те работодатели, которые используют наемный труд). Некоторые руководители компаний полагают, что оценке подлежат только те рабочие места, которые можно отнести к потенциально опасным (например, если работа предполагает взаимодействие сотрудника со сложными механизмами). В действительности это не так: рабочие места нужно оценивать независимо от того, какая сфера деятельности и какие условия работы, будь то офис или оркестровая яма, к примеру.
Положения Закона №426-ФЗ предписывают работодателям проводить СОУТ не реже чем раз в пять лет (если иное не установлено указанным законодательным актом). Отсчет пятилетнего периода начинается с момента утверждения отчета о проведении спецоценки. В ряде случаев выполняется внеплановая СОУТ. В частности, такая потребность возникает:
- если компания получила предписание от контролирующего органа;
- если создаются новые рабочие места;
- если изменился процесс производства, состав материалов, внедрилось новое оборудование и тому подобное (при условии, что изменения могут повлиять на работу сотрудников).
Внеплановая СОУТ проводится, если с работником компании произошел несчастный случай или же у сотрудника было выявлено профзаболевание. Также подобная СОУТ требуется, если имеется мотивированное предложение профсоюза.
Результатом спецоценки выступает присвоение оцениваемому месту класса условий труда. В зависимости от класса рабочего места, на котором трудится работник, ему могут назначаться соответствующие компенсации и льготы. Так, например, сотрудник может рассчитывать на:
- сокращение рабочей недели;
- повышение оклада;
- увеличение продолжительности отпуска.
Итоги СОУТ оказывают влияние и на размер отчислений работодателя в Пенсионный фонд РФ. Так, если рабочее место причислено к классу опасных условий, работодателю необходимо уплачивать взносы по дополнительным тарифам в размере 8%, а если к классу вредных — в размере от 2 до 7%. Также результаты СОУТ в некоторых случаях влекут за собой необходимость инициирования мероприятий по улучшению условий, в которых трудятся сотрудники.
Итак, проведение СОУТ — это не формальность, а достаточно значимая для любой компании процедура, которая затрагивает одновременно несколько направлений. Во-первых, отказ от спецоценки или несоблюдение требований при ее осуществлении влечет за собой административную ответственность. Во-вторых, ее результаты могут помочь работодателю оптимизировать взносы в ПФР. И, безусловно, главное, на что направлена данная процедура, — это создание безопасных и комфортных условий на рабочих местах в организации.
Организация, проводящая СОУТ
Для каждого руководителя компании актуальным является вопрос о том, как подобрать специализированную организацию, оказывающую услуги в сфере охраны труда. О нюансах выбора исполнителей для проведения оценки условий труда рассказывает директор компании «Центр охраны труда «Профи» Борис Анатольевич Гуреев:
«Если вам необходимо провести спецоценку, обращаться нужно только в те компании, которые включены в реестр Минтруда РФ (наличие уведомления, выданного этим государственным органом, служит подтверждением того, что компания соответствует всем предъявляемым требованиям). Среди обязательных условий — наличие в составе экспертной организации собственной аккредитованной лаборатории. Кроме того, важнейшее значение имеет уровень профессионализма сотрудников и наличие у них соответствующего опыта. Так, ЦОТ «Профи» работает в этой сфере услуг более десяти лет. За это время мы помогли огромному количеству представителей различных отраслей и направлений бизнеса. При этом в штате нашей компании трудятся исключительно высококвалифицированные специалисты с внушительным опытом работы. В распоряжении ЦОТ «Профи» — большой парк приборов, позволяющий производить точные измерения в короткие сроки. И, конечно, клиентов привлекает ценовая политика нашей компании: мы оказываем услуги по среднерыночным ценам».
P. S. Более полную информацию о проектах и предложениях ООО «Центр охраны труда «Профи» можно найти на сайте компании. Для связи достаточно заполнить онлайн-форму или совершить бесплатный звонок.
* ООО «Центр охраны труда «Профи» оказывает услуги на основании следующей разрешительной документации:
- «Уведомление о регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда» №15-4/В-4468 — выдано Минтруда РФ 12 октября 2015 года.
- «Аттестат аккредитации» №POCC RU.0001.21AE04 — выдан Федеральной службой по аккредитации 30 сентября 2014 года.
Специализированные компании могут провести специальную оценку условий труда под ключ: от консультации до составления отчетов и деклараций.
Проведение специальной оценки условий труда обязательно для всех работодателей, в том числе ИП, заключивших трудовые отношения с физическими лицами.
Несвоевременное проведение СОУТ может повлечь негативные последствия: от предупреждений и штрафов до уголовной ответственности.
Стоимость проведения специальной оценки условий труда может зависеть от отраслевой принадлежности организации, количества рабочих мест и других индивидуальных особенностей компании.
При выборе организации для проведения СОУТ стоит прежде всего обращать внимание на репутацию компании и наличие у нее разрешительной документации.
Амелёхин Леонид Александрович Ответственный редактор
Сотрудничество с надежной компанией, специализирующейся на выполнении СОУТ, может стать гарантией того, что все работы будут выполнены в соответствии с установленными требованиями и, что немаловажно, в заранее оговоренные сроки.
Профессиональные риски в охране труда: анализ и снижение рисков при системной организации охраны
Обучение охране труда: когда оно необходимо, как проходит и в чем преимущества аутсорсинга охраны труда
Производственный контроль: цель и порядок проведения
© 2022 АО «Аргументы и Факты» Генеральный директор Руслан Новиков. Главный редактор еженедельника «Аргументы и Факты» Игорь Черняк. Директор по развитию цифрового направления и новым медиа АиФ.ru Денис Халаимов. Шеф-редактор сайта АиФ.ru Владимир Шушкин.
Отражение резерва на оплату отпусков в бухгалтерском учете
- Резерв на отпуск как оценочное обязательство
- Отражение резерва на отпуск в бухгалтерском учете
- Методика расчета суммы резерва на оплату отпусков
- Пример расчета и отражения на счетах бухгалтерского учета резерва на отпуск
- Еще способы расчета резерва
- Итоги
Резерв на отпуск как оценочное обязательство
Согласно ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства», организации должны формировать некие взвешенные по сумме обязательства на счетах бухгалтерского учета. То есть бухгалтерская отчетность должна содержать не только данные о документально подтвержденных обязательствах компании перед контрагентами и третьими лицами, но и информацию по планируемым расходам, которые неизбежны.
- будущим отпускам работников;
- планируемым начислениям налогов;
- затратам на поставщиков в части расходов, о которых точно известно, что они будут (например, если акт выполнения работ уже есть, но пока еще не подписан, поэтому его еще нельзя провести в учете, хотя точно известно, что директор свою подпись поставит и документ будет проведен в следующем месяце).
С появлением этой информации бухгалтерский баланс становится наиболее достоверным, поскольку отражает наиболее реалистичную картину финансового положения предприятия. Рассмотрим подробнее, что такое резерв на оплату отпусков.
Каждому работнику, в соответствии с трудовым законодательством, положено как минимум 28 календарных отпускных дней, причем в ряде законодательно установленных случаев эта цифра может быть и больше. Таким образом, на каждую из отчетных дат мы имеем дни отпуска, которые работниками еще не использованы (трудно представить себе организацию, в которой все сотрудники разом отгуляли 28 дней отпуска). Соответственно, на каждую отчетную дату существуют оценочные обязательства компании перед работниками по оплате этих дней и, как следствие, некие обязательства перед фондами по выплате страховых взносов.
Кто обязан отражать эту информацию в отчетности? В соответствии с п. 3 ПБУ 8/2010 отражать данные начисления обязаны все компании, за исключением малых предприятий (эмитенты ценных бумаг к таким исключениям не относятся), которые могут применять упрощенный способ ведения учета. Признаки таких компаний указаны в законе «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
Таким образом, если компания не подходит под определение субъекта малого бизнеса, начисление оценочных резервов становится обязательным, а отсутствие данной информации на бухгалтерских счетах может быть расценено как нарушение правил учета доходов и расходов. Ответственность за это наступает по двум основаниям:
- за грубое нарушение учета доходов и расходов по ст. 120 НК РФ в размере 10 000−30 000 руб.;
- административная ответственность, применяемая к должностным лицам по ст. 15.11 КоАП.
ВАЖНО! Если компания создает резерв на оплату отпусков, необходимо прописать это в учетной политике — равно как и саму процедуру расчета данного резерва.
Отражение резерва на отпуск в бухгалтерском учете
Расчет и отражение резерва на отпуск в бухгалтерском учете должны производиться на каждую отчетную дату. Согласно действующим законодательным требованиям бухгалтерский баланс составляется раз в год — то есть 31 декабря и будет отчетной датой.
О том, когда следует сдавать бухгалтерскую отчетность, читайте в нашем материале «Когда сдается бухгалтерский баланс – сроки, нюансы».
Однако точнее и корректнее (в первую очередь для управленческого учета) формировать резервы на отпуск ежемесячно, поскольку данный вид резерва зависит от количества работников и отгулянных отпусков — а эти величины могут меняться очень часто. При этом надо понимать, что ежемесячный подсчет резерва является трудоемким. Организации необходимо самостоятельно определить желаемую периодичность расчетов и зафиксировать ее в учетной политике.
В бухучете для отражения подобных сведений предназначен счет 96. На нем аккумулируются все планируемые затраты компании, в том числе по оплате отпусков. При этом для каждого вида расходов открывается отдельный субсчет.
Рассмотрим типовые проводки по начислению и списанию резервов в корреспонденции со сч. 96:
Создание резерва на оплату отпусков: обязательно ли, проводки
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Какие организации обязаны применять ПБУ 8/2010 “Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы”? Какие резервы необходимо создавать в обязательном порядке и каким организациям? Каковы последствия отсутствия этих резервов?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
ПБУ 8/2010 “Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы” не применяется кредитными организациями, государственными (муниципальными) учреждениями и еще рядом экономических субъектов, очерченных частями 4 и 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”.
Наиболее распространенными оценочными обязательствами, которые должны признаваться путем резервирования, являются резервы: на оплату отпусков, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, на вознаграждения по итогам года, на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, а также резерв на покрытие иных предвиденных затрат.
Отсутствие обязательных резервов при неизбежности исполнения обуславливающих их обязательств может повлечь применение мер ответственности, установленных ст. 120 НК РФ и ст. 15.11 КоАП РФ.
Обоснование вывода:
По своей сути оценочное обязательство (обязательство организации с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения) – это предстоящие расходы организации, которые могут возникнуть в результате выполнения требований законодательного акта, вступления в силу судебного решения, исполнения договора (например, трудового) либо в результате действий организации (п. 4 ПБУ 8/2010 “Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы”, далее – ПБУ 8/2010).
Для признания в целях бухгалтерского учета оценочного обязательства должны одновременно выполняться условия, перечисленные в п. 5 ПБУ 8/2010.
Оценочное обязательство признается в бухгалтерском учете организации в величине, отражающей наиболее достоверную денежную оценку расходов, необходимых для расчетов по этому обязательству (письмо Минфина России от 17.08.2012 N 07-02-06/205).
Примеры анализа обстоятельств с целью признания в бухгалтерском учете оценочного обязательства приведены в Приложении 1 к ПБУ 8/2010; примеры определения величины оценочного обязательства – в Приложении 2 к ПБУ 8/2010.
Лица, обязанные применять ПБУ 8/2010
В пункте 1 ПБУ 8/2010 указано на то, что данным стандартом устанавливается порядок отражения соответствующих объектов в бухгалтерском учете и отчетности организаций – юридических лиц по законодательству РФ (за исключением кредитных организаций, государственных (муниципальных) учреждений). Тем самым оно подлежит обязательному применению всеми организациями, за исключением вышеуказанных, при наличии у них соответствующих объектов учета (с учетом оговорки п. 2 ПБУ 8/2010).
Кроме того, по п. 3 ПБУ 8/2010 оно может не применяться организациями, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Частями 4 и 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” определен их круг и исключения из него. Итак, к таким субъектам отнесены (часть 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ):
1) субъекты малого предпринимательства (Энциклопедия решений. Субъекты малого и среднего предпринимательства);
2) некоммерческие организации;
3) организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов.
А исключения это (часть 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ):
1) организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) жилищные и жилищно-строительные кооперативы;
3) кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);
4) микрофинансовые организации;
5) организации бюджетной сферы;
6) политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;
7) коллегии адвокатов; адвокатские бюро;
9) юридические консультации;
10) адвокатские палаты;
11) нотариальные палаты;
12) некоммерческие организации, включенные в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Виды резервов, образуемых в силу ПБУ 8/2010
Наиболее распространенными оценочными обязательствами, которые должны формироваться в организации путем обособления на счете учета резервов начиная с 01.11.2011 являются резервы:
– на оплату отпусков;
– на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;
– на вознаграждения по итогам года;
– на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;
– резерв на покрытие иных предвиденных затрат (смотрите также п. 20 Информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016, п. 11 Информации Минфина РФ от 01.11.2012 N ПЗ-3/2012, Рекомендации Р-23/2011 КпР и Р-93/2018-КпР). В качестве примеров оценочных обязательств по таким иным предвиденным затратам можно привести следующие обстоятельства:
– при участии организации в судебном споре, по итогам которого вероятна выплата штрафа, пени, неустойки за нарушение налогового законодательства, в бухгалтерском учете признается соответствующая сумма оценочного обязательства (Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2016 год (приложение к письму Минфина России от 28.12.2016 N 07-04-09/78875);
– сумма оценочных обязательств на демонтаж и утилизацию объекта основных средств и восстановление окружающей среды включается в первоначальную стоимость основных средств, если возникновение таких обязательств непосредственно связано с приобретением, сооружением и изготовлением этих основных средств (Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2012 год (приложение к письму Минфина России от 09.01.2013 N 07-02-18/01)).
К сведению:
Иные мероприятия, включенные в отмененный пункт 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, не отвечая признакам оценочного обязательства, не требуют создания резерва (Вопрос: В I квартале 2017 года есть необходимость создания резерва на ремонты основных средств в налоговом учете. Должна ли организация учитывать суммы предыдущих ремонтов как текущего, так и капитального при расчете максимальной суммы резерва? Как определить совокупную стоимость основных средств на начало календарного года? Должна ли организация учитывать при этом только основные средства, которые задействованы в процессе производства и амортизация по которым начисляется на счете 20 и другие счета прямых расходов, или необходимо учесть стоимость всех основных средств, находящихся на балансе предприятии? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2017 г.)).
Ответственность за отсутствие резервов, формируемых в силу ПБУ 8/2010
Непосредственно самим ПБУ 8/2010 ответственность за неприменение данного стандарта бухгалтерского учета в виде отсутствия должных резервов не установлена.
Однако налоговые органы в ходе проверки на основании п. 1 ст. 120 НК РФ имеют право взыскать с организации штраф в размере десяти тысяч рублей за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 120 НК РФ. При этом под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей ст. 120 НК РФ понимается, в частности, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций (п. 3 ст. 120 НК РФ). Смотрите также Вопрос: ЗАО не создает резервы по отпускам, по сомнительным долгам и не применяет ПБУ 18/02 “Учет расчетов по налогу на прибыль организаций”. Какая ответственность лежит на ЗАО в случае, если организация должна применять ПБУ, но не применяет его? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2017 г.).
В ходе подготовки ответа мы не обнаружили примеров из судебной практики, касающихся споров с налоговым органом касательно применения ПБУ 8/2010, но считаем возможным в качестве подтверждения своих слов указать на решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.06.2022 N А60-61136/2019 (размещено в Архиве судебных решений).
Помимо этого, на должностных лиц может быть наложен административный штраф в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей на основании ст. 15.11 КоАП РФ за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (смотрите также материалы: Вопрос: Организация не является субъектом малого предпринимательства. Согласно ПБУ 8/2010 организации обязаны формировать резерв на предстоящую оплату отпусков начиная с бухгалтерской отчетности за 2011 год. Какие штрафные санкции установлены за нарушение этого требования? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2012 г.); Вопрос: Коммерческая организация, относящаяся к средним предприятиям, не формирует в налоговом учете резерв предстоящих расходов на оплату отпусков. Обязана ли организация создавать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков в бухгалтерском учете? Если обязана, то каковы могут быть последствия, если этого не делать? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2012 г.)).
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
– Вопрос: Организация (общая система налогообложения, в налоговом учете – метод начисления) с 2019 года перестала быть малым предприятием и по размеру выручки перешла в категорию средних предприятий. До 2019 года резерв на оплату отпуска не создавался. Как правильно организации сформировать данный резерв? Каков возможный алгоритм расчета отчислений и погашений (выплаты отпускных) за счет резерва? На какое число должны быть сделаны бухгалтерские проводки по выплате? Можно ли не формировать резерв (с отражением или неотражением разниц (временных)) в налоговом учете, или нужно формировать его по правилам бухгалтерского учета? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2022 г.)
– Вопрос: Каковы бухгалтерские проводки по отражению затрат по гарантийному ремонту у застройщика с использованием резерва и без создания резерва? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2022 г.)
– Вопрос: Согласно учетной политике по бухгалтерскому учету организация формирует резерв на оплату отпусков ежемесячно. Расчет производится персонифицированно по каждому сотруднику. Как правильно начислить резерв по отпуску для сотрудницы, которая находится в декретном отпуске, если количество дней отпуска известно, а среднего заработка нет? Какой вариант является правильным: не начислять резерв до выхода из отпуска по уходу за ребенком; исчислить исходя из среднего заработка, который был до ухода в отпуск по уходу за ребенком; иной вариант? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2019 г.)
– Вопрос: Как создать резерв по сомнительным долгам и резерв по отпускам? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2018 г.)
– Вопрос: Предприятие осуществляет производственную деятельность по ремонту и модернизации бронетанковой техники. Ежемесячно создается в одинаковом размере резерв на выплату вознаграждения по итогам года. В организации используется позаказный метод учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции. Продукция оборонзаказа, в себестоимости которой отражалось начисление в резерв в течение полугода, заказчику отгружена, себестоимость заказа определена. В связи с тем, что по итогам семи месяцев 2018 года финансовый результат за 2018 год ожидается убыточным, возможно ли отсторнировать ранее созданный резерв и не создавать до конца отчетного года? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2018 г.)
– Вопрос: Предприятие устанавливает гарантийный срок на свою продукцию. Оценочное обязательство под гарантийный ремонт не создавалось. Резерв под гарантийный ремонт продукции также не создавался. Оценочное обязательство в связи с предполагаемыми затратами на гарантийное обслуживание проданных товаров в учете не формировалось из-за отсутствия ранее соответствующих фактов. Какие бухгалтерские проводки необходимо оформить? Признаются ли данные расходы прочими? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2018 г.)
– Вопрос: Организация начала деятельность в июле 2015 года. Она выполняет строительно-монтажные работы. По договорам предусмотрена обязанность гарантийного ремонта в течение пяти лет. В декабре 2015 года был сформирован резерв на гарантийный ремонт по плановым показателям на 699 199,40 руб. (3% от выручки по договорам с гарантией). Выручка за 2015 год составила 27 537 392,51 руб. с НДС. Фактические затраты на гарантийный ремонт в 2016 год составили 40 716,08 руб. Выручка за 2016 год составила 5 3347 330,47 руб. В бухгалтерском и налоговом учете формируется резерв на гарантийный ремонт на конец года. Какая сумма резерва может быть перенесена на следующий год? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2017 г.)
– Вопрос: Организация относится к субъектам малого предпринимательства, но подпадает под обязательный аудит. Сумма активов бухгалтерского баланса организации по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн. руб. Обязана ли организация начислять резерв на оплату отпусков? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2017 г.)
– Новое ПБУ 8/2010: что такое оценочное обязательство (М.С. Полякова, “Российский налоговый курьер”, N 8, апрель 2011 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ассоциации “Содружество” Мельникова Елена
9 сентября 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Резерв на оплату отпусков
Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
- Что такое резерв?
- Особенности создания резерва
- Инвентаризация резерва
- Особенности налогового учета
- Обо всём — кратко
Резерв на оплату отпусков – это обязательство оценочного характера. Предполагает создание источника выплаты средств, который будет применен в будущем. Из резерва делаются выплаты различным сотрудникам на отпуск, а также оплачиваются взносы во внебюджетные фонды.
Что такое резерв?
Резерв должен создаваться всеми предприятиями, которые не находятся на упрощенной системе налогообложения. Это признание своих обязательств по выплате отпускных. Цель создания резерва – фиксирование обязательств компании на конкретный отчетный период. Резерв образуется в следующие периоды:
- на последнее число месячного периода;
- на последнее число квартального периода;
- если предприятие создает только годовую отчетность, резерв формируется на 31 декабря.
Дата создания должна быть прописана в учетной политике организации.
ИНТЕРЕСНО! До 2011 года формирование резерва являлось добровольной мерой предприятия. Создавался он с целью равномерного списания всех трат. Правила создания содержались в пункте 72 Положения по бухгалтерскому учёту (БУ). Однако в январе 2011 года данное положение утратило свою юридическую силу. Его заменили оценочные обязательства. Они зафиксированы в Правилах БУ 8/2010.
Особенности создания резерва
Особенности создания резерва описаны в положении, указанном в Правилах БУ от 8/2010. Однако в нем не указан перечень трат, которые можно отнести к оценочным обязательствам. Согласно пункту 5 ПБУ, обязательство будет отражено в учете при наличии следующих обстоятельств:
- Компания имеет обязательства, которые появились в прошедшем времени. Признаны будут они только в том случае, если избежать обязательств не получится или есть большой риск их возникновения. К примеру, организация взяла кредит в банковском учреждении, избежать выплаты по которому не получится. Следовательно, это оценочное обязательство. К данному определению также относятся отпускные. Выплата их – обязанность предприятия. Избежать оплаты отпускных также не выйдет. Даже если сотрудник увольняется, при его расчете выплаты по отпускам также будут учитываться.
- Выполнение обязательств предприятием предполагает уменьшение финансовых выгод.
- Размер оценочного обязательства возможно заблаговременно определить. То есть, создавать резерв можно только в том случае, если размер трат известен. В случаях с отпускными размер выплат можно подсчитать. Он будет зависеть от количества сотрудников, размера их зарплат.
Очевидно, что отпускные траты относятся к оценочным обязательствам. Они соответствуют всем заявленным признакам. То есть, они должны быть отражены в бухучете.
ВАЖНО! Данное правило актуально для всех компаний. Исключение – предприятия, которые выбрали упрощенную систему налогообложения.
В законе отсутствуют пошаговые алгоритмы по расчету размера отпускных резервов. Определяются они в самостоятельном порядке самим предприятием. Нужно зафиксировать созданные правила в учетной политике. Размер резерва рассчитывается в зависимости от следующих показателей:
- объем отпускных;
- размер страховых взносов, которые выплачиваются с отпускных.
ВАЖНО! Источником прибылей некоторых компаний являются сезонные работы. В этом случае расчет отпускных происходит по особой системе. Предполагается, что сотрудники будут работать только один сезон. Остальное время считается отпускным. Поэтому фиксировать резерв, в данном случае, рекомендуется ежемесячно.
Инвентаризация резерва
Рассмотрим ситуацию, при которой предприятие формирует резерв ежегодно. То есть, в течение всего года бухгалтер не вносит никаких корректировок. Однако изменения необходимы в связи со следующими обстоятельствами:
- увольнение сотрудников;
- прием на работу новых специалистов.
Отчисления в резерв зависят именно от фактических трат. Требуется закладывать в него отпускные для новых работников, убирать траты на уволенных сотрудников.
В связи со всеми перечисленными обстоятельствами бюджет на конец года может не соответствовать фактическим тратам. Иногда выплаты по отпускным превышают бюджет, в других случаях средства резерва остаются после всех выплат.
На этот случай имеется статья 324.1 Налогового Кодекса РФ. В ней указаны необходимые действия компании, касающиеся осуществления инвентаризации резерва. В процессе инвентаризации сумма фактических трат сравнивается со средствами по резерву.
ВАЖНО! Если фактические траты превышают средства, начисленные по резерву, то средства будут выделяться из расходов по оплате труда. Полученные средства должны соответствовать разнице на 31 декабря. Если резерв превысил фактические издержки, «остаток» можно внести в резерв на следующий год.
Примеры проводок
Оценочные обязательства фиксируются на счете 96 «Резервы предстоящих расходов». Для формирования резерва открывается субсчет. Рассмотрим примеры проводок:
- ДТ 20, 25, 44 КТ 96 (субсчет «Резерв на выплату отпусков). Пояснение: формирование резерва.
- ДТ 96 КТ 70. Пояснение: начисление отпускных или компенсационных выплат за отпуск, который не был использован.
- ДТ 96 КТ 69. Пояснение: производилась уплата страховых взносов по отпускным.
В том случае, если резерва не достаточно на все имеющиеся выплаты, то начисление отпускных происходит в стандартном порядке. Его особенности указаны в пункте 21 ПБУ. В данной ситуации актуальны следующие проводки:
- ДТ 20, 25-26 КТ 70. Пояснение: начисление отпускных.
- ДТ 20, 25-26, 44 КТ 69. Пояснение: произошло начисление страховых взносов.
То есть, в этом случае не будет создаваться субсчет.
Особенности налогового учета
Формирование резерва в налоговом учете – это не обязанность предприятия. Создавать его можно в добровольном порядке. Данное правило указано в пункте 1 статьи 324.1 НК РФ. Если было принято решение о создании резерва, нужно прописать его в учетной политике. В частности, нужно указать следующие пункты:
- метод резервирования;
- максимальная сумма начислений;
- процент, который помещается в резерв каждый месяц.
Для отражения объема ежемесячных начислений необходимо создать соответствующий расчет. Данная мера является обязательной для всех организаций. Процент начислений – это соотношение годовой суммы трат на отпускные к годовой сумме трат на зарплату.
ВНИМАНИЕ! Выплаты сотрудникам, которые работают на основании гражданско-правового характера, не учитываются в резерве. Связано это с тем, что данным сотрудникам отпуск не предоставляется. К гражданско-правовым договорам относятся, к примеру, договоры подряда. Однако учитывать в резерве нужно траты на дополнительный отпуск. Правило указано в письме Минфина.
Формирование оценочных обязательств и резервов по отпускам в «1С:Предприятии 8» (часть III)
- Компенсация ежегодного отпуска в бухгалтерском и налоговом учете
- Формирование оценочных обязательств по оплате предстоящих отпусков нормативным методом
Компенсация ежегодного отпуска в бухгалтерском и налоговом учете
Если организация формирует оценочные обязательства и резервы по отпускам, то порядок отражения начисленных отпускных в бухгалтерском и налоговом учете может отличаться. Об этом, а также об инвентаризации резервов по отпускам, мы писали в «БУХ.1С» №9 на стр.16.
Рассмотрим теперь, как в программных продуктах «1С:Предприятия 8» автоматизирован учет компенсации за неиспользованный отпуск в связи с увольнением работника.
Пример 1
Организация находится на общей системе налогообложения и применяет ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». Совокупный тариф страховых взносов составляет 30%, ставка взносов в ФСС НС и ПЗ – 0,2%.
На основании заявлений сотрудника Красновой Р.З. ей были предоставлены отпуска с 13 по 15 апреля и с 1 по 31 июля. 17 августа сотрудник Любавин П.П. увольняется.
В августе 2015 года документом Увольнение в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» (ред. 3.0) сотруднику Любавину П.П. в межрасчетный период начисляется заработная плата за отработанные дни августа в сумме 13 095,24 руб. и компенсация за неиспользованный отпуск из расчета 18,66 дней в сумме 15 921,46 руб.
При заполнении документа Отражение зарплаты в бухучете за август сумма компенсации распределяется по видам операций следующим образом (рис. 1):
- Компенсация ежегодного отпуска в размере 1 988,05 руб.;
- Компенсация ежегодного отпуска за счет оценочных обязательств в размере 13933,41 руб.
По этим видам операций распределяются и страховые взносы с начисленной компенсации. Рассмотрим подробнее смысл этих операций.
В бухгалтерском учете накопленная сумма оценочных обязательств по отпускам Любавина П.П. на начало августа составляет 13 933,41 руб. Накопленной суммы оценочных обязательств недостаточно для покрытия начисленной суммы компенсации, поэтому недостающая разница в сумме 1 988,05 руб. отнесена на счета учета затрат. Страховые взносы, относящиеся к этой части компенсации, также напрямую относятся на счета учета затрат, а не на счета оценочных обязательств по страховым взносам.
Напоминаем, что в налоговом учете суммы компенсации за неиспользованный отпуск, выплачиваемые работникам при увольнении, учитываются в составе расходов на оплату труда на основании пункта 8 статьи 255 НК РФ и не уменьшают сумму созданного резерва. Поэтому вся начисленная компенсация при увольнении Любавина П.П. в сумме 15 921,46 руб. относится на расходы для целей налогового учета. На рис. 2 представлены движения документа Отражение зарплаты в бухучете за август из программы «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0). Из проводок видно, что в части компенсации в сумме 13 933,41 руб. на счетах 26 «Общехозяйственные расходы» и 96.01 «Оценочные обязательства по вознаграждениям работникам» возникают временные разницы. Также они возникают и по страховым взносам, относящимся к этой части компенсации.
Рис. 2. Проводки по начислению компенсации за неиспользованный отпуск
Начиная с августа, оценочные обязательства и резервы по отпускам сотрудника Любавина П.П. перестают формироваться в связи с его увольнением. При этом оценочные обязательства по отпускам сотрудника Красновой Р.З. до конца года также начисляться не будут, так как у нее не осталось неиспользованных дней отпуска. Резервы по отпускам Красновой Р.З. в налоговом учете продолжают формироваться до конца года.
Напоминаем, что нормативный метод предусматривает исчисление резервов как произведение заработка с учетом страховых взносов и Ежемесячного процента отчислений от ФОТ до тех пор, пока не будет превышена Предельная сумма отчислений в год.
Таким образом, на конец декабря в бухгалтерском учете накопленных оценочных обязательств нет, а в налоговом учете остаются неиспользованные суммы резервов. Оборотно-сальдовая ведомость по 96 счету за 2015 год наглядно отражает (рис. 3):
- сумму признанных оценочных обязательств;
- начисленные суммы резервов;
- суммы отпускных и компенсации при увольнении за счет оценочных обязательств;
- суммы отпускных за счет резервов;
- временные разницы между данными бухгалтерского и налогового учета.
В конце налогового периода организация обязана провести инвентаризацию резерва (п. 4 ст. 324.1 НК РФ). За 2015 год в резервы было отчислено 53 538,71 руб., из которых:
- 41 120,35 руб. – резервы по оплате труда;
- 12 418,36 руб. – резервы по страховым взносам.
Сумма фактических расходов на оплату отпусков за год составила 45 070,88 руб., из которых:
- 3 071,67 руб. – сумма отпускных Красновой Р.З. за апрель;
- 927,65 руб. – страховые взносы, начисленные с отпускных Красновой Р.З. за апрель;
- 31 544,98 руб. – отпускные Красновой Р.З. за июль;
- 9 526,58 – страховые взносы, начисленные с отпускных Красновой Р.З. за июль.
Допустим, ООО «Современные Технологии» будет создавать резервы на оплату отпусков в следующем, 2016 году, тогда остаток резерва, соответствующий неиспользованным отпускам, можно перенести на следующий год. Но у сотрудника Красновой Р.З. неиспользованных дней отпуска не осталось, в отношении нее резервы исчерпаны и на следующий год не переносятся.
Суммы резервов, начисленных за год, превышают суммы фактических расходов на оплату отпусков за год, поэтому разницу в сумме 8 467,83 руб. надо включить в состав доходов на 31 декабря текущего года (п. п. 3, 4 статьи 324.1 НК РФ).
Отразим результаты инвентаризации в налоговом учете Операцией, введенной вручную (рис. 4). Автоматическая инвентаризация в отдельном документе будет реализована в «1С:Предприятии 8» к концу 2015 года.
Рис. 4. Включение неиспользованной суммы резервов в доходы
Изменения по 96 счету в оборотно-сальдовой ведомости за 2015 год после корректировки резервов отражены на рис. 5.
Рис. 5. ОСВ по счету 96 за 2015 год после корректировки резервов (пример 1)
После проведения инвентаризации и корректировки резервов на конец налогового периода отсутствуют разницы между данными бухгалтерского и налогового учетов в отношении обязательств по отпускам и резервов. После выполнения обработки Закрытие месяца и выполнения регламентной операции Расчет налога на прибыль за декабрь полностью погашаются признанные в течение года отложенные активы и обязательства (ОНА и ОНО), соответствующие этим разницам.
Напоминаем, что такой результат объясняется тем, что методика расчета оценочных обязательств методом обязательств (МСФО) и методика, применяемая при инвентаризации резервов, одинаковы: на 31 декабря величина оценочных обязательств и резервов по отпускам должна равняться произведению среднего заработка и количества оставшихся дней отпуска с учетом страховых взносов. Иными словами, остаток оценочных обязательств и резервов на конец года – это сумма отпускных, которую следовало бы выплатить, если бы отпуск рассчитывался на все положенные дни отпуска, в том числе и за декабрь. Подробно о методиках расчета оценочных обязательств и резервов по отпускам в программах «1С:Зарплата и управление персоналом 8» (ред.3.0) и «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0), мы писали в «БУХ.1С» № 8 на стр. 22.
Таким образом, можно сделать вывод, что при применении в бухгалтерском учете метода обязательств в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и при формировании резервов в налоговом учете (а они рассчитываются только нормативным методом) на конец налогового периода не должно оставаться временных разниц и, как следствие, непогашенных ОНА и ОНО в отношении обязательств и резервов по отпускам.
Формирование оценочных обязательств по оплате предстоящих отпусков нормативным методом
Пример 2
В течение первого полугодия 2015 года в отношении оценочных обязательств и резервов по отпускам разницы между бухгалтерским и налоговым учетом не возникают, поскольку методика расчетов одинаковая. Не возникает разниц и в отношении расходов на оплату труда (рис. 6), так как начисленная сумма отпускных за апрель сотруднику Красновой Р.З. вместе со страховыми взносами полностью покрывается за счет сформированных на этот момент сумм оценочных обязательств и резервов.
Рис. 6. ОСВ по счетам 96 и 26 за полугодие 2015 года (нормативный метод)
Разницы появляются в июле 2015 года, когда Краснова Р.З. уходит в отпуск с 1 по 31 июля, используя неотработанные дни отпуска. За 31 день сумма начисленных отпускных составляет 31 544,98 руб. На начало июля накопленная сумма оценочных обязательств и резервов по отпускам Красновой Р.З. составляет 11 001,06 руб. При заполнении в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» (ред. 3.0) документа Отражение зарплаты в бухучете за июль сумма отпускных распределяется по видам операций:
- Ежегодный отпуск за счет резервов в размере 20 543,92 руб.;
- Ежегодный отпуск за счет оценочных обязательств и резервов в размере 11 001,06 руб.
Накопленной суммы оценочных обязательств недостаточно для покрытия начисленной суммы отпускных, поэтому недостающая разница в сумме 20 543,92 руб. будет отнесена на счета учета расходов. Страховые взносы, относящиеся к этой части отпускных, также напрямую будут относиться на счета учета расходов, а не на счета учета оценочных обязательств по страховым взносам. Несмотря на то, что накопленной суммы резервов недостаточно для покрытия начисленной суммы отпускных, в налоговом учете вся сумма отпускных со страховыми взносами в полном объеме относится на счета учета резервов. Именно поэтому в июле сумма расходов на оплату труда в налоговом учете существенно ниже, чем в бухгалтерском.
В августе 2015 года документом Увольнение в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» (ред. 3.0) сотруднику Любавину П.П. в межрасчетный период начисляется заработная плата за отработанные дни августа в сумме 13 095,24 руб. и компенсация за неиспользованный отпуск из расчета 18,66 дней в сумме 15 921,46 руб. На начало августа накопленная сумма оценочных обязательств и резервов по отпускам Любавина П.П. составляет 14 000,00 руб.
При заполнении документа Отражение зарплаты в бухучете за август сумма компенсации распределяется по видам операций следующим образом:
- Компенсация ежегодного отпуска: 1 921,46 руб.;
- Компенсация ежегодного отпуска за счет оценочных обязательств: 14000,00 руб.
По этим видам операций распределяются и страховые взносы с начисленной компенсации. Накопленной суммы оценочных обязательств недостаточно для покрытия начисленной суммы компенсации, поэтому недостающая разница в сумме 1 921,46 руб. отнесена на счета учета затрат. В налоговом учете вся сумма начисленной компенсации Любавину П.П. в сумме 15 921,46 руб. относится на расходы. На расходы относятся и страховые взносы, относящиеся к компенсации.
Начиная с августа, оценочные обязательства и резервы по отпускам сотрудника Любавина П.П. перестают начисляться в связи с его увольнением. При этом по правилам нормативного метода оценочные обязательства и резервы по отпускам сотрудника Красновой Р.З. до конца года продолжают начисляться, несмотря на то, что у нее не осталось неиспользованных дней отпуска. Оборотно-сальдовая ведомость по 96 счету за 2015 год представлена на рис. 7.
Рис. 7. ОСВ по счету 96 за 2015 год (пример 2)
В конце налогового периода организация проводит инвентаризацию резерва. Предположим, что ООО «Современные Технологии» будет формировать оценочные обязательства и резервы на оплату отпусков в следующем, 2016 году.
У сотрудника Красновой Р.З. неиспользованных дней отпуска не осталось, поэтому на следующий год резервы не переносятся. Сумма резервов, начисленных за год, превышает сумму фактических расходов на оплату отпусков за год, поэтому разница в размере 8 467,83 руб. включается в состав доходов на 31 декабря текущего года (рис. 4).
Что касается остатков оценочных обязательств на конец года, то на основании абз. 2 пункта 22 ПБУ 8/2010 избыточные оценочные обязательства учитываются при расчете оценочных обязательств на следующую отчетную дату, а не списываются на прочие доходы, поскольку обязательства по предоставлению отпусков работникам не прекращаются на последнее число отчетного периода. Таким образом, в бухгалтерском учете счет 96 не закрывается (рис. 8).
Рис. 8. ОСВ по счету 96 за 2015 год после корректировки резервов (пример 2)
На конец налогового периода остаются временные разницы между данными бухгалтерского и налогового учета, а также непогашенные ОНА и ОНО в отношении обязательств и резервов по отпускам.
Обобщим полученные результаты, касающиеся формирования оценочных обязательств по оплате предстоящих отпусков в бухгалтерском учете и формирования резервов предстоящих расходов на оплату отпусков в налоговом учете:
- вариант расчета оценочных обязательств методом обязательств (МСФО) – самый трудоемкий, но и самый точный способ;
- расчет оценочных обязательств методом обязательств (МСФО) поддерживается в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» (ред. 3.0);
- при одновременном формировании оценочных обязательств методом обязательств (МСФО) и резервов (нормативным методом) на конец года не остается разниц между данными бухгалтерского и налогового учетов, полностью погашаются ОНА и ОНО;
- при одновременном формировании резервов и оценочных обязательств нормативным методом на конец года могут оставаться разницы между данными бухгалтерского и налогового учетов, а также непогашенные ОНА и ОНО.