Понятие специального страхового стажа
При расчете размера пенсии учитывается страховой и специальный страховой стаж – общая длительность рабочей и общественно полезной деятельности. В этот период работодатель должен оплачивать взносы в ПФ России. По результатам количества внесенных взносов определяется возможность каждого человека на получение страховой пенсии до наступления пенсионного возраста.
- Специальный страховой стаж — что это
- Каким категориям работников начисляется
- В какие периоды работы включен спецстаж
- Виды специального страхового стажа
- Порядок подсчета специального страхового стажа
- Как доказать
- Вывод
- Видео по теме статьи
Специальный страховой стаж — что это
В специальный страховой стаж входит суммарная длительность официальной рабочей (допускается неограниченное количество перерывов и их продолжительность) в ряде сфер народного хозяйства, на определенных должностях и рабочих местах, в определенных районах страны.
К особенностям исчисления специального страхового стажа относят то, что для него характерны сразу две черты: количественная (общее количество годов рабочей деятельности) и качественная (специфичность трудовых условий с учетом рода деятельности, местности и иных факторов). Качественная характеристика – обязательная часть специального страхового стажа, без применения которой никакие подсчеты невозможны.
Каким категориям работников начисляется
Перечень профессий, должностей, в отношении которых может начисляться спецстаж, обладает юридичесим значением, потому что он определяется законодательно. Подобные категории работников имеют правовую возможность преждевременного выхода на пенсию и получение соответствующих денежных компенсаций с учетом выслуги лет.
В перечень, обеспечивающий возможность преждевременного выхода на пенсию, включены люди, работающие в следующих сферах, отраслях, условиях:
- тяжелые трудовые условия (подземные работы, цеха с высокой температурой и т. д.);
- водителя транспортных средств на месторождениях, в зоне добычи полезных ископаемых (рудниковые, карьерные, шахтные предприятия);
- машинисты метрополитена, железнодорожной отрасли, водители общественного транспорта;
- сотрудники изыскательных экспедиций;
- преподаватели детских образовательных учреждений;
- люди творческих профессий, занятых в государственных развлекательных структурах;
- лесозаготовки;
- сотрудники государственных медицинских учреждений;
- портовые работники, участвующие в погрузочно-разгрузочных операциях;
- сотрудники спасательных, пожарных служб;
- сотрудники различных предприятий, в ходе своей деятельности контактирующие с высоким радиационным фоном.
Согласно действующим законам, на исчисление страхового стажа, обеспечивающего получение пенсии с учетом выслуги лет, имеют право следующие категории:
- военные, работающие по контракту;
- госслужащие;
- летчики-испытатели и т. д.
В какие периоды работы включен спецстаж
В спецстаж, согласно российскому законодательству, могут быть включены те периоды работ, которые были выполненные лицами, описанными выше, на территории России. В спецстаж включаются работы, в период которых работодатель платил в ПФ России соответствующие взносы.
Если взносов со стороны работодателя не следовало, то, согласно правилам, в спецстаж эти периоды включаемыми не являются. Для подтверждения периодов гражданину необходимо иметь трудовую книжку, иную документацию (выписки, справки от работодателя, ведомости начисления зарплаты и т. д.), которую обычно требует ПФ России при возникновении спорных вопросов.
Подробнее о понятии страхового стажа и какие периоды в него входят, можно узнать здесь.
Виды специального страхового стажа
Можно выделить несколько разновидностей спецстажа с учетом условий труда, с которыми столкнулись люди, претендующих на получение соответствующих преференций:
- женщины-работники текстильной отрасли (при условии тяжелых и интенсивных работ);
- работники железнодорожного транспорта, организующие пассажиров перевозки и транспортировку грузов;
- участники поисковых, геологоразведочных, топографических, геодезических, изыскательных, лесозаготовочных работ;
- водители общественного маршрутного транспорта;
- участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС;
- работы под землей, вредные условия, цеха с высокой температурой;
- тяжелые условия труда;
- сотрудники летного состава гражданской авиации;
- участники плавсостава речного, морского флота, работники некоторых сфер рыбной промышленности;
- женщины-машинисты погрузочно-разгрузочной техники, строительно-дорожной техники, тракторов;
- участники инженерно-технического состава, обслуживающего воздушные суда гражданской авиации.
Эти лица имеют юридическую возможность на получение пенсии до наступления соответствующего срока. Также в отдельную группу входит специальный стад работников медицинской отрасли, педагогических стаж. Отдельно учитывается также выслуга лент сотрудников ленто-испытательного состава, военнослужащих.
Порядок подсчета специального страхового стажа
Спецстаж представляет собой суммарную длительность рабочих периодов в особых трудовых условиях, на определенных должностях. Он представляет право преждевременного получения пенсии, а также увеличения ее размера за счет внесения работодателем требуемых увеличенных взносов в ПФ России.
Порядок подсчета спецстажа для назначения досрочной пенсии может быть выполнен с помощью специальных калькуляторов, в которые необходимо ввести следующую информацию:
- дату приема на работу;
- дату увольнения.
Специальный стаж является возможностью для досрочного получения пенсии. В ряде ситуаций может применяется не календарный порядок исчисления, а льготный. К примеру, если человек некоторое время работал в условиях воздействия высокого радиационного излучения, то его страховой спецстаж должен умножаться на соответствующий коэффициент.
Как доказать
Значение специального стажа для назначения пенсии (сроков и размера) сложно переоценить, поэтому его необходимо обязательно доказывать в Пенсионной Фонде при возникновении соответствующих вопросов у представителей ведомства. Главный документ, который может подтвердить работу в специальных условиях – трудовая книжка.
Если в ней не отражены необходимые сведения, то ПФР, согласно законодательству, обязан принимать в качестве доказательства заключенные между сотрудником и работодателем письменные договоры, справки на бланках организации, которые выдаются работодателем или госорганами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости (в бумажном и электронном виде), которые подтверждают начисление заработной платы за определенные периоды.
Вопреки распространенному мнению, подтверждение специального стажа с помощью свидетельских показаний невозможен (за исключением случаев, когда необходимая подтверждающая документация была утрачена из-за возникновения чрезвычайных ситуаций).
Подробнее о подтверждении и подсчете страхового стажа, можно прочесть здесь.
Вывод
Значимость специального стажа для назначения пенсии огромна, поэтому настоятельно рекомендуется хранить документацию, которая его подтверждает. Знание правил исчисления и контроль специального стажа лично гражданином позволяет предотвратить и не допустить ошибки, которые приводят к снижению размера пенсионных выплат.
36. Специальный страховой стаж: понятие, юридическое значение.
Специальный страховой стаж – суммарная продолжительность работы в определенных условиях труда, которая дает право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с особыми условиями труда.
Только у застрахованных лиц. В законе есть указание на профессиональный стаж, но на данный момент у нас закона, который определял бы порядок назначения этой пенсии.
Юридическое значение: этот стаж является одним из условий назначения досрочной пенсии по старости в связи с особыми условиями труда (ст. 27,28 ФЗ «О трудовых пенсиях»).
37. Виды трудовой деятельности, а также иные периоды, включаемые в общий страховой стаж.
Страховой стаж – это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж» (ст.2 Закона «О трудовых пенсиях»).
В соответствии с п.1 ст.10 Закона «О трудовых пенсиях», в страховой стаж включаются:
а) периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся на территории РФ лицами, застрахованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;
б) периоды работы и (или) иной деятельности, указанные в подпункте “а” настоящего пункта, выполнявшиеся застрахованными лицами за пределами РФ, в случаях, предусмотренных законодательством РФ или межд. дог. РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в ПФРФ при добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию; Наряду с вышеназванными периодами работы и (или) иной деятельности, также засчитываются:
1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной законодательством;
2) период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
5) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
6) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет. Периоды, предусмотренные выше, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности).
38. Специальный трудовой стаж: понятие, юридическое значение.
Специальный трудовой стаж (выслуга лет) – суммарная продолжительность определенной деятельности, которая дает право на назначения пенсии за выслугу лет:
1.стаж военный и приравненной к ней службе, которая дает право на пенсию военнослужащим и приравненным к ним категориям лиц. Периоды, которые засчитываются в стаж военной службы, указаны в ст. 18 Закона от 12.02.1993 № 4468-1.
2.Государственная гражданская служба.
(дополнение)Специальный трудовой стаж – это суммарная продолжительность трудовой деятельности (независимо от количества и продолжительности перерывов в ней) в определенных отраслях народного хозяйства, в определенных профессиях, должностях и в определенных местностях, а также некоторые виды общественно полезной деятельности. Такое определение содержал ранее действующий Закон РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-I “О государственных пенсиях в Российской Федерации”. В обновленном законодательстве Законе «О трудовых пенсиях»; Законе «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и Законе «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» понятие специальный трудовой стаж фактически уже не фигурирует. Однако, то, что в ранее действующем законодательстве, называлось специальным трудовым стажем сохраняется и в новом пенсионном законодательстве. Но законодатель пошел по пути сокращения льгот по пенсионному обеспечению. В этой связи из нового законодательства исключены пенсии по выслуге лет и льготный порядок исчисления стажа. В новом законе сохранены прежние правила исчисление специального трудового стажа в связи с особыми условиями работы, в том числе стаж по выслуге лет, и в связи с особыми социальными условиями. Предполагается, что в будущем он будет регулироваться специальным законом о профессиональных пенсиях.
Разберемся в специальном трудовом стаже
Когда за плечами много прожитых лет и хочется уже выйти на заслуженный отдых, важно не растеряться в базе нормативов и сориентироваться, когда положена пенсия и в каком размере. Какой опыт работы важен при подсчете и какие документы важно предоставить для подтверждения вашего права?
Понятие и юридическое значение специального стажа по ФЗ
Согласно статье 27, прописанной в Федеральном Законе «О трудовых пенсиях в РФ», под обозначением специального стажа подразумевают суммарное количество продолжительности конкретного вида выработки. Опасные условия работы или трудоустройство на Крайнем Севере – основной юридический фактор, дающий право на получение ранней пенсии.
Исчисление специального стажа
При исчислении количества наработанного специального стажа существует ряд особенностей.
Если женщина, занятая на должности приравненной к имеющим тяжелые условия, беременеет, ее временно переводят на безопасную работу. Это время смены рабочего места все равно засчитывается по статусу предыдущего.
Специальный стаж для назначения пенсии
Наличие специального стажа дает преимущество при оформлении пенсии. Он сказывается как на сумме социальных выплат, так и на возможности раннего выхода на заслуженный отдых.
В общих случаях
Назначение пенсии в общих случаях с наличием специального стажа обуславливается причастностью профессии, занимаемой должности или условий работы к Спискам 1 или 2 Кабинета министров СССР от 1991 года.
При работе на Крайнем Севере
Специфика подсчета специального стажа есть и у работающих в регионе Крайнего Севера и на территориях, которые приравняли к нему.
Стоит учитывать, что некоторые северные районы были добавлены к местностям с тяжёлыми условиями труда только в 2008 году. Стаж, полученный в этих местах до этого времени, не будет засчитываться, как специальный.
По выслуге лет
Согласно законодательству России, наличие специального стажа предоставляет право также на пенсию по выслуге лет.
Главным критерием будет не возраст гражданина, а наличие достаточного количества стажа.
Актуальным это является, например, для военнослужащих. Во время службы они могли не подлежать обязательному пенсионному страхованию, однако этот стаж обязательно учитывается и дает льготы при уходе на пенсию по выслуге лет.
В других случаях
В некоторых случаях специальный трудовой стаж учитывается не только за те года, когда человек непосредственно работал и за него шли отчисления в Пенсионный фонд.
Сюда еще входит получение педагогического или медицинского образования, время службы.
Досрочное назначение пенсии при специальном стаже
В каком возрасте и при каких условиях доступен ранний выход на пенсию?
Существует перечень профессий, разделенных по уровню вредности на два списка. Первый официальный список включает работников, имеющих дело с особо тяжелыми и опасными условиями труда. Во второй список попали должности на менее, но все же на тяжелых работах.
Женщины, трудившиеся на должностях, обозначенных Списком 1, уходят на пенсию в 45 лет. Им нужно не менее 15 лет общего стажа, из которых семь с половиной были проведены на опасных работах.
Женщинам, чьи должности указаны в Списке 2, назначение пенсии возможно в возрасте 50 лет. Необходимый общий страховой стаж – 20 лет, половина из них специального.
Граждане мужского пола, бывшие заняты на должностях Списка 1, могут выйти на заслуженный отдых в 50 лет, имея 10 лет специального и вдвое больше общего стажа.
Мужчинам, представляющим профессии из Списка 2, уход на отдых доступен в 55 лет.
Подтверждение периодов специального стажа
Основным документом для подтверждения наличие специального стажа, как и общего, является трудовая книжка.
Если нужной записи сделано не было, то основаниями доказательства действительной выработки выступают:
- использованное трудовое соглашение;
- счета или ведомости по зарплате;
- выписки из приказов;
- справка с организации с информацией про период работы, должность и подтверждающие первичные документы.
В каких случаях требуется?
Порой добиться ранней пенсии — довольно тяжело. В реалиях жизни нередкими являются случаи отказа по причине нехватки данных в записях трудовой книжки или несовпадение в официальном обозначении профессии, зачисленных к особым, и фактически указанной в поданных документах гражданина.
Заявителю отказано в получении досрочной пенсии? Он обязательно должен быть уведомлен об этом с указанием, каких документов ему не хватает. Сделано это должно быть на протяжении 5 дней после отказа.
Что нужно для подтверждения?
Перечнем документов, которые утверждены в постановлении Минтруда, предусмотрено, что заявитель, при необходимости, обязан приложить справки, подтверждающие тип работы и особые условия.
Бывает, что ведомостей про официальное название должности, на которой работал претендент на ранний выход на пенсию, недостаточно. Тогда важно предоставить доказательные документы, в каком технологическом подразделении и какую именно производственную операцию выполнял заявитель. Это поможет достоверно определить, подпадает ли его трудовой стаж, согласно с перечнем законодательно предусмотренных профессий, под стаж работы в особо тяжелых производственных условиях.
Необходимые документы и заявления
Чтобы подтвердить, что занимаемая должность, дает право на зачисление периода к специальному стажу, как вариант, можно взять справку от работодателя.
Она должна в полной мере демонстрировать, что выполняемая работа имеет опасный характер. Продемонстрировать это нужно выписками из официальных документов предприятия, например, из должностной инструкции.
Какие еще уточняющие справки принимают во внимание органы Пенсионного фонда?
Возможно, на предприятии сохранился приказ о закрепление за определенным цехом.
Свидетельские показания
Если учреждение, где работал заявитель, не было официально признанным предприятием, имеющем особые условия труда, то зафиксировать это, как получение специального стажа, не удастся. Такие факторы, как характер особенности труда во внимание не берут из свидетельских показаний.
Подтверждение педагогического специального стажа
При выходе на заслуженный отдых отдельной категорией работников, обладающими особыми привилегиями при подсчете стажа, являются трудящиеся в образовательной сфере.
Организации, работники которых нарабатывают специальный стаж:
- Учреждения, где дети находятся на лечении или проживают под соцобеспечением;
- Высшие учебные заведения;
- Организации повышения квалификации;
- Детские учреждения культуры;
- Педколлектив исправительных учреждений.
Форма собственности организаций не имеет значения. Специальным является время работы как в государственной, так и в частной.
На зачисление специального трудового педагогического стажа влияет достаточно ли часов в год нарабатывалось. Нужный минимум – от 240 до 360 часов в год. Не имеет значения количество отработанных часов для учителей младших классов и специалистов, локацией работы которых была сельская местность.
Работавший в сфере образования также теперь приплюсовывает к своему стажу периоды получения педагогического образования и повышения квалификации.
Подведем итоги
Безусловно тяжелые условия труда должны компенсироваться в предусмотренный законодательством способ. Если человек имеет право на преждевременную пенсию, но есть вопросы по подтверждению специального стажа, работники Пенсионного фонда должны обязательно идти на встречу, чтобы помочь довести оформление до конца.
Если вы нашли ошибку
Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl + Enter
Специальная оценка условий труда (СОУТ) в 13 шагов: к проведению готовы!
![]() |
racorn / Depositphotos.com |
С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.
31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, “несписочных” рабочих местах, то есть не указанных в ч. 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ. По сути к этой категории относится большинство рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 “О специальной оценке условий труда”).
Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП. Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены (письмо Роструда от 28 ноября 2016 г. № ПГ/31983-03-3).
Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в “Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры” интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России пообещал реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.
Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, например, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.
И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.
Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда
Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (ч. 1-2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор (ч. 4 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).
Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки
Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией (ч. 5 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).
Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.
Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).
Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда
Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.
БЛАНКИ
- Приказ о проведении специальной оценки условий труда и образовании комиссии по ее проведению
- Перечень рабочих мест для проведения специальной оценки условий труда
- Приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда
- Договор на проведение специальной оценки условий труда
- Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
- Дополнительное соглашение к трудовому договору об условиях труда на рабочем месте
При составлении данного графика следует учесть следующее.
По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).
Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона 426-ФЗ). При этом закон позволял сделать это поэтапно.
Исключение составляют рабочие места:
- тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
- работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда (ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).
Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (письмо Минтруда России от 8 декабря 2014 г. № 15-1/В-1829). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).
Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).
Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).
Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда
Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор (ч. 2 ст. 8, ст. 19-21 Закона № 426-ФЗ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).
Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию
Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).
Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов
При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация первым делом осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).
Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (ч. 5 ст. 10 Закона № 426-ФЗ). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ч. 8 ст. 12, ст. 14 Закона № 426-ФЗ).
Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда
По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.
Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда
В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (ч. 5.1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.
Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Для этого нужно заполнить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки (п. 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).
Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ).
Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда
В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.
Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации
В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).
Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:
- об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах;
- о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.
Это, в частности, разделы V и VI отчета о специальной оценке условий труда.
Шаг 12. Уведомить о результатах спецоценки ФСС России
При подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатель также должен сообщить ФСС результаты специальной оценки условий труда (подп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”).
Для этого нужно отразить соответствующие данные в форме 4-ФСС (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).
Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда
Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада (абз. 5 ч. 1 ст. 92, ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 147 Трудового кодекса).
Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение (ст. 72 ТК РФ).
Специальная оценка условий труда: порядок проведения, ответственность работодателя
Кто должен проводить специальную оценку условий труда, в какие сроки, какая ответственность предусмотрена за непроведение или за нарушение порядка проведения спецоценки. Эти и другие вопросы мы рассмотрим в данной статье.
Одной из основных обязанностей работодателя является обеспечение своим сотрудникам безопасных условий труда на рабочих местах (ст. 212 ТК РФ). Проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах является одним из мероприятий, которые проводит работодатель для исполнения этой обязанности.
1 января 2014 года вступил в силу федеральный закон от 26.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон), который ввел новую процедуру, – специальную оценку условий труда (СОУТ). Она заменила аттестацию рабочих мест.
СОУТ направлена на выявление вредных и опасных факторов производственной среды, оценку уровня их воздействия на работника (ч. 1 ст. 3 Закона).
По итогам проведения специальной оценки труда работодатель:
- определяет классы (подклассы) условий труда;
- обеспечивает работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- устанавливает для сотрудников предусмотренные законодательством гарантии и компенсации;
- организовывает предварительные и периодические медосмотры;
- устанавливает дополнительный тариф взносов в ПФР;
- рассчитывает скидку (надбавку) к страховому тарифу взносов на травматизм;
- подготавливает статистическую отчетность об условиях труда.
СОУТ обязателен, но не для всех
Исключение составляют следующие категории сотрудников:
- надомники;
- дистанционные работники;
- сотрудники, вступившие в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Организовать и оплатить специальную оценку должен работодатель (ч. 1 ст. 8 Закона). При этом оценка проводится им совместно со специализированной организацией, привлеченной на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Закона).
Для того чтобы понять, в какие сроки необходимо провести плановую спецоценку, обратимся к схеме:
Сроки проведения плановой специальной оценки рабочих мест, созданных до 01.01.2014
Специальная оценка проводится не реже одного раза в 5 лет. Срок исчисляется со дня утверждения отчета о ее проведении (ч. 4 ст. 8 Закона). Однако, если проведенная спецоценка подтвердит оптимальные или допустимые условия на рабочих местах, а в течение 5 лет с даты утверждения отчета в организации не будут выявлены профзаболевания и не произойдет несчастный случай – результаты такой спецоценки автоматически продлеваются на следующие 5 лет. Но в случае выявления вредных/опасных условий труда данные рабочие места подлежат плановой спецоценке каждые 5 лет.
Ситуация: Потенциально вредные условия труда
Для потенциально вредных/опасных условий труда в Законе четко не оговорен срок проведения плановой спецоценки. Но тем не менее для этих категорий рабочих мест оценку условий труда следует проводить в кратчайшие сроки.(конец врезки)
Оценка вне плана
- при введении нового рабочего места;
- при наличии предписания ГИТ о проведении спецоценки;
- при изменении технологического процесса на рабочем месте, при замене производственного оборудования, состава применяемых материалов, сырья и т.д.;
- если произошел несчастный случай на рабочем месте (не по вине третьих лиц);
- если выявлено профессиональное заболевание;
- если имеется мотивированное предложение выборного органа первичной профорганизации о проведении внеплановой СОУТ.
Срок проведения внеплановой спецоценки составляет 6 месяцев. Причем если организация начала свою деятельность после 1 января 2014, все рабочие места считаются вновь созданными и подлежат спецоценке в течение 6 месяцев.
Комиссия СОУТ
Важно: Аналогичные рабочие места
Комиссия утверждает перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке, и указывает, какие из них являются аналогичными (ч. 5-7 ст. 9 Закона). Следует отметить, что СОУТ проводится только в отношении 20% аналогичных рабочих мест (но не менее чем двух мест), и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ч. 1 ст. 16 Закона). Согласно ст. 9 Закона таковыми считаются рабочие места, которые отвечают одновременно следующим условиям:
- расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
- оборудованные одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
- на которых трудятся работники:
- одной и той же профессии (должности, специальности), выполняющие одинаковые трудовые функции;
- в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса;
- с использованием одинакового производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
- обеспеченные одинаковыми средствами индивидуальной защиты.
Всегда ли нужно привлекать специализированную организацию?
На следующем этапе в дело вступает специализированная организация. Ее задача – идентифицировать вредные либо опасные факторы труда. Проще говоря, решить, может ли нанести вред здоровью человека его работа, а если может, то чем именно. Вредные факторы перечислены в Классификаторе, утвержденном Приказом Минтруда N 33н от 24.01.2014.
Следует отметить, что идентификация не осуществляется в отношении (ч. 6 ст. 10 Закона):
- рабочих мест сотрудников, профессии, должности или специальности которых включены в списки на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
- рабочих мест, на которых сотрудникам в соответствии с законодательством предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации или специальной оценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
При этом остальные процедуры специальной оценки по отношению к этим рабочим местам проводятся.
Итак, эксперт специализированной организации проводит идентификацию, а ее результаты утверждает комиссия работодателя (ч. 2 ст. 10 Закона).
Если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не выявлены, то дальнейшие исследования не проводятся (ч. 4 ст. 10 Закона).
По таким рабочим местам, а также местам, условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми, работодатель подает в свою трудинспекцию декларацию соответствия условий труда государственным требованиям.
Ситуация: Выявлены вредные или опасные производственные факторы
Если вредные/опасные производственные факторы выявлены, то комиссия принимает решение о проведении исследований и измерений данных факторов (ч. 5 ст. 10 Закона). Закончив измерять вредные факторы, экспертная организация и комиссия проверяемой фирмы составляют отчет об итогах спецоценки. Его подписывают все члены комиссии и утверждает ее председатель. Форма отчета есть в Приказе Минтруда N 33н от 24.01.2014 г. К нему прикладываются карты оценки каждого рабочего места, прошедшего процедуру. В результате условия труда делятся на классы и подклассы по степени вредности, работники получают те или иные гарантии и компенсации, а также определятся дополнительный тариф взносов в ПФР.
Характеристика условий труда
Класс
Подкласс
Условия труда
Размер доп.тарифа
Характеристики класса (подкласса)
Оценка проведена, а что дальше?
В этот срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.
Важно: обновите информацию на сайте
А если у организации имеется официальный сайт – то она должна организовать размещение на нем сводных данных о результатах оценки:
- об установленных классах (подклассах) условий труда;
- о перечне мероприятий по улучшению этих условий.
Сделать это нужно в тот же срок – 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки (ч. 6 ст. 15 Закона).
Сведения о результатах специальной оценки также нужно отразить в таблице 10 формы 4-ФСС.
У работников тоже есть обязанность – ознакомиться с результатами СОУТ (ч. 2 ст. 5 Закона). Отказ от исполнения этой обязанности может быть признан работодателем нарушением требований охраны труда. Такой отказ является основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности (абз. 2 ч. 1 ст. 214, ст. 192 ТК РФ).
Специализированная организация обязана передать результаты проведенной оценки в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ч. 1 ст. 18 Закона).
За нарушение порядка проведения либо за непроведение СОУТ предусмотрена административная ответственность, ее размер указан в таблице.
Ответственность за нарушения правил спецоценки
Норма КоАП РФ
Правонарушение
Ответственность
должностных лиц
ИП
организаций
- несоблюдение срока проведения спецоценки;
- неознакомление сотрудников с результатами спецоценки на их рабочих местах;
- нарушение порядка оформления результатов спецоценки;
- проведение спецоценки:
- без привлечения специализированной организации;
- без формирования комиссии по ее проведению;
- не на всех рабочих местах.
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как теперь будут контролировать наличку. 115-ФЗ в 2022 году ».
Только до завтра можно забрать запись со скидкой 20%. Программу вебинара смотрите здесь
СОУТ (специальная оценка условий труда)
Спецоценку рабочих мест необходимо проводить всем организациям и предпринимателям, которые заключили хотя бы один трудовой договор. Исключение составляют надомники и дистанционные работники, чьи рабочие места не подпадают под СОУТ. За отказ от специальной оценки действуют весьма существенные штрафы. Как их избежать, читайте в нашей статье.
- Что такое специальная оценка условий труда
- Кто обязан пройти спецоценку рабочих мест
- Кто может не проводить оценку условий труда
- Кто проводит специальную оценку условий труда
- Порядок проведения СОУТ
- Сроки и периодичность проведения СОУТ
- Штрафы за непроведение СОУТ в 2022 году
- Cтоимость спецоценки и кто ее оплачивает
Что такое специальная оценка условий труда
Это комплекс мероприятий, цель которого — установить наличие вредных факторов на каждом рабочем месте и присвоить ему класс риска. Об этом сказано в статье 1 Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон о СОУТ).
Существует четыре класса риска:
- Оптимальный (1.0): опасные и (или) вредные производственные факторы либо совсем отсутствуют, либо находятся на безопасном для человека уровне. Созданы предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.
- Допустимый (2.0): есть опасные и (или) вредные факторы, но их воздействие не превышает уровни, установленные гигиеническими нормативами. Измененное функциональное состояние организма восстанавливается во время отдыха, к началу следующего рабочего дня или смены.
- Вредный (3.0): уровни воздействия негативных факторов превышают норматив. Подразделяется на подклассы: первой степени (3.1), второй степени (3.2), третьей степени (3.3) и четвертой степени (3.4).
- Опасный (4.0): уровни воздействия негативных производственных факторов способны создать угрозу жизни работника, а последствия — привести к развитию профессионального заболевания.
Результаты СОУТ используются, в числе прочего, при назначении скидок и надбавок к тарифу взносов «на травматизм» и доптарифов по пенсионным взносам. Сотрудникам, которые трудятся на рабочих местах, отнесенных к вредному классу (подклассы 3.2, 3.3 и 3.4) или опасному классу, предоставляются дополнительные отпуска (ст. 117 ТК РФ). Для классов 3.0 и 4.0 предусмотрено повышение к зарплате в размере не менее 4% оклада или ставки (ст. 147 ТК РФ). Есть и другие льготы.
Рассчитывать «сложную» зарплату при разных системах оплаты труда Попробовать бесплатно
Кто обязан пройти спецоценку рабочих мест
Спецоценку в общем случае обязаны проходить все организации и индивидуальные предприниматели, нанявшие хотя бы одного сотрудника. Это следует из статьи 4 Закона о СОУТ.
Кто может не проводить оценку условий труда
СОУТ не является обязательной для следующих категорий:
- организаций и ИП, не заключивших ни одного трудового договора;
- работодателей — физических лиц без статуса ИП;
- работодателей — религиозных организаций.
Все без исключения работодатели вправе отказаться от СОУТ в отношении рабочих мест надомников и дистанционных работников (ч. 3 ст. 3 Закона о СОУТ).
ВНИМАНИЕ. Вакантные места не подпадают под спецоценку. Дело в том, что при отсутствии сотрудников проанализировать условия их труда невозможно.
Кто проводит специальную оценку условий труда
СОУТ проводится силами специализированной сторонней компании при участии комиссии, созданной работодателем.
В комиссию входят: представители работодателя и профсоюзной организации (если она создана на предприятии), специалист по охране труда (см. «Как стать специалистом по охране труда»). Также в нее нужно включить руководителя малого предприятия либо ИП. Главой комиссии назначается сам работодатель или его представитель.
Бесплатно составить кадровые документы по готовым шаблонам
Специализированная сторонняя компания должны соответствовать следующим критериям:
- СОУТ является основным видом ее деятельности.
- Получена соответствующая аккредитация.
- В штате числится не менее 5-ти экспертов, имеющих сертификат на выполнение работ по спецоценке. Как минимум, один эксперт является врачом по общей гигиене (или по гигиене труда), либо врачом по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.
- Есть испытательная лаборатория, аккредитованная на измерение вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Порядок проведения СОУТ
Перед началом процедуры необходимо составить график работ и перечень рабочих мест, подпадающих под специальную оценку. Форма этих документов свободная.
СПРАВКА. СОУТ проводится в отношении рабочего места, а не должности. Поэтому если один человек совмещает сразу несколько должностей, то нужно проверить, сколько рабочих мест он фактически занимает. И каждое включить в перечень.
Далее проходят исследования в рамках СОУТ. По их итогам составляется отчет. Его подписывают специалисты аккредитованной сторонней организации и члены комиссии. Одновременно заполняется карта на каждое рабочее место (формы отчета и карты утв. приказом Минтруда от 24.01.14 № 33н). Сотрудников следует ознакомить с картой под роспись в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета. В этот же срок сводные данные спецоценки надо опубликовать на официальном сайте работодателя (при его наличии).
Плюс к этому оформляется декларация соответствия условий труда (форма и порядок подачи утв. приказом Минтруда от 07.02.14 № 80н). В нее входят сведения о рабочих местах, на которых вредные и опасные производственные факторы не выявлены, а условия труда признаны оптимальными и допустимыми. Декларацию нужно представить в территориальную инспекцию по труду не позднее 30 рабочих дней после утверждения отчета по итогам СОУТ. Декларацию можно подать через интернет на сайте Роструда. Для этого ее необходимо подписать квалифицированной электронной подписью.
Получить сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи через час
Сроки и периодичность проведения СОУТ
Последний этап проведения спецоценки завершился к 1 января 2019 года (ч. 6 ст. 27 Закона о СОУТ). Подразумевается, что к этой дате все работодатели провели указанные выше мероприятия и своевременно сдали декларацию.
Когда следует назначить следующую процедуру СОУТ? Если не случится несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, и инспекторы не обнаружат нарушений в сфере охраны труда — повторную спецоценку делать не нужно. И только при наступлении одного из указанных событий необходимо провести внеплановую СОУТ и вновь подать декларацию (см. «Декларацию спецоценки условий труда сделали бессрочной»).
ВАЖНО. При появлении нового рабочего места необходимо организовать внеплановую спецоценку. Сделать это нужно в течение 12-ти месяцев со дня, когда оно введено эксплуатацию.
Штрафы за непроведение СОУТ в 2022 году
Начиная с 2019 года, применяется наказание за отсутствие СОУТ. Ответственность предусмотрена частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Это предупреждение или штрафные санкции в следующих размерах:
- на руководителя организации — от 5 000 до 10 000 руб.;
- на организацию — от 60 000 до 80 000 руб.;
- на ИП — от 5 000 до 10 000 руб.
Бесплатно найти организацию или ИП в списке плановых неналоговых проверок
Cтоимость спецоценки и кто ее оплачивает
Закон не регламентирует стоимость процедуры. Цена зависит от ряда факторов: условий рынка, размера организации, численности персонала и проч. В среднем СОУТ одного места обходится в сумму от 600 руб. В большинстве аккредитованных компаний установлен нижний порог цены: даже если спецоценку нужно провести в отношении незначительного числа рабочих мест, например, одного или двух, за процедуру придется заплатить минимум 10 000 рублей.
По общему правилу, финансировать весь комплекс мероприятий по специальной оценке условий труда должен работодатель. Но он может возместить определенную сумму за счет взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Часть таких взносов допустимо направить на предупреждение травматизма и профзаболеваний, в том числе на СОУТ (см. « Изменен порядок возмещения расходов на снижение травматизма и профзаболеваний »).
Специальная оценка условий труда (СОУТ) – как проводится
6 МИН
Как провести спецоценку условий труда, если есть наёмные сотрудники
Работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (СОУТ). Она показывает трудовой инспекции, что компания соблюдает право сотрудников на безопасное и комфортное рабочее место. Рассказываем, кто должен проводить спецоценку и как это сделать.
Кто проводит спецоценку условий труда
СОУТ проводят все компании и ИП со штатными сотрудниками. Периодичность спецоценки условий труда — пять лет. Исключение — новые организации: они проводят первую СОУТ в течение 12 месяцев. Но предприниматели могут обойтись без спецоценки, если они:
Работают без сотрудников. Например, если ИП ведёт бизнес в одиночку, а в компании трудоустроен только генеральный директор.
Работают полностью на удалёнке. В трудовых договорах должно быть уточнение, что у дистанционных сотрудников нет рабочих мест.
В некоторых случаях повторную СОУТ приходится проводить раньше:
- Произошёл несчастный случай на производстве.
- Сотрудник заболел из-за вредных или опасных условий труда.
- Трудовая инспекция провела проверку и нашла нарушения правил охраны труда.
- Компания переехала в новый офис или создала новое рабочее место.
- Изменилось сырьё, материалы или средства защиты, которые используют на производстве.
- Изменились производственные процессы, которые влияют на условия труда.
Когда компания меняет производственные процессы, переезжает в новое помещение или создаёт новое рабочее место, новую СОУТ проводят в течение года. В остальных случаях на внеплановую спецоценку дают полгода.
Если не провести спецоценку, трудовая инспекция оштрафует ИП или гендиректора на сумму от 5 до 10 тысяч рублей, компанию — от 60 до 80 тысяч.
Как правильно провести спецоценку в компании
Спецоценку условий труда на рабочих местах проводят в три этапа: подготовка, экспертиза и отчётность. Расскажем о каждом подробнее.
Этап 1
Подготовьте документы и найдите экспертов
Спецоценкой занимается комиссия, которую создаёт руководитель компании. Он издаёт приказ и включает в него:
- реквизиты компании (название, ИНН, ОГРН, юридический адрес);
- основания проверки — закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и ст. 212 Трудового кодекса;
- состав комиссии — председатель и участники;
- сроки и график проведения СОУТ.
Затем председатель составляет перечень рабочих мест по форме Минтруда — он понадобится экспертам.
Технической стороной спецоценки занимаются компании, аккредитованные Минтрудом. Выбирайте экспертов в Реестре организаций, проводящих СОУТ. Там же вы найдёте контакты для связи: email, номера телефонов и сайт. Средняя цена спецоценки одного рабочего места — 1300 рублей в Москве и 800-900 рублей в регионах.
Когда выберете подрядчика для СОУТ, заключите с ним договор. Приложением к нему будет перечень рабочих мест — он определяет объём и стоимость работ.
Этап 2
Пригласите экспертов в офис и получите отчёт
Сначала эксперты проверяют помещение, общаются с сотрудниками и изучают рабочие процессы. Так они решают, какие исследования нужно провести, а потом согласовывают дату нового визита с участниками комиссии.
Второй шаг — замеры. Эксперты изучают уровень света и звука, температуру воздуха, интенсивность теплового облучения. Критерии проверки зависят от рабочих процессов и задач сотрудников. Например, в медицинских центрах могут проверить ультразвук, ультрафиолетовое излучение и напряженность магнитного поля.
В ходе работы эксперты составляют карты спецоценки, протоколы и заключения. Результаты объединяют в отчёт, который отдают комиссии. Он содержит рекомендации экспертов и класс условий труда: оптимальные, допустимые, вредные или опасные. От них зависит, какие компенсации и надбавки положены сотрудникам.
У председателя комиссии есть 30 дней, чтобы подписать отчёт и направить копию экспертной организации. Она загрузит документ в информационную систему ФГИС СОУТ, чтобы трудовая инспекция увидела результаты проверки. С этого момента отсчитывается пятилетний срок до новой спецоценки.
Этап 3
Заполните декларацию и сдайте в трудовую инспекцию
Если по результатам спецоценки условий труда эксперты не нашли вредные или опасные условия труда, заполните декларацию по форме Минтруда. Она содержит следующую информацию:
- реквизиты компании (наименование, ИНН, ОГРН, фактический и юридический адрес);
- перечень сотрудников с указанием ФИО и должности;
- реквизиты отчёта эксперта (номер, дата составления и регистрации в системе ФГИС СОУТ);
- реквизиты экспертной организации (наименование и регистрационный номер в реестре Минтруда).
Отправьте декларацию письмом с уведомлением о вручении или по электронной почте в региональную инспекцию Роструда. Во втором случае подпишите документ электронной цифровой подписью — простую копию не примут.
Если по итогам СОУТ выявили вредные или опасные условия, отправлять декларацию не нужно. Дополните правила трудового распорядка и коллективный договор по рекомендациям экспертов. А с сотрудниками, которым положены надбавки, подпишите допсоглашения к трудовым договорам.